Методы управления обслуживания государственного долга. Методы управления государственным и муниципальным долгом. Методами управления государственным долгом являются

Методы управления государственным долгом можно условно разделить на административные и рыночные. К методам, характерным для административных подходов регулирования долга, относятся, в частности, конверсия, консолидация, списание долга и др. К методам управления, характерным для рыночной модели регулирования долга, относятся реструктуризация, рефинансирование, дефолт и др.

Характерным моментом для административного подхода к управлению долгом является одностороннее принятие эмитентом(управленческого решения(без получения предварительного согласия кредиторов), а для рыночной модели управления долгом - переговорный процесс, который предшевствует принятию управленческого решения и в процессе которого согласовываются позиции должника и кредиторов; либо эмитент в одностороннем порядке воздействует на рынок долговых обязательств государства, а кредиторы добровольно решают, принимать ли новее условия, предложенные эмитентом.

Краткосрочность российских долгов и высокая стоимость заимствований в последнее время вынуждали государство постоянно заботиться об удлинении сроков и сокращении доходности новых заимствований. Это достигается, в частности, на основе реструктаризации долга, под которой понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств. Составляющий государственный долг, с их заменой иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

В отличие от реструктуризации долга, осуществляемой органами власти на рыночной и добровольной основе, в период административно-командной системы управления экономикой увеличение сроков и удешевление государственного долга достигалось путем проведения конверсий и консолидаций. Для кредиторов они имели принудительный характер. Под конверсией понималось изменение доходности, а под консолидацией -увеличение сроков функционирования выпущенных займов.

Реструктуризация внешнего и внутреннего долга может быть проведена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

В условиях ограниченности средств бюджетов всех уровней по-прежнему острыми являются вопросы изыскания источников для проведения текущих и будущих платежей по обслуживанию и погашению внутреннего и внешнего долгов. Основным приемом получения средств для погашения займов выступает рефинансирование долга, под которым понимается погашение накопившейся задолженности путем размещения новых займов. При невозможности рефинансирования долга на его погашение направляются доходы бюджета.

Такой метод управления государственным долгом как дефолт, страны с рыночной экономикой не используют, поскольку этот метод ведет к нанесению непоправимого ущерба репутации государства как заемщика. Дефолт - невыполнение договора займа, то есть неоплата своевременно процентов или основного долга по долговым обязательствам или по условиям договора о выпуске облигационного займа.

Большое значение для повышения эффективности государственной долговой деятельности имеет создание единой системы управления государственным долгом РФ. Она обеспечивает проведение централизованной и долгосрочной политики управления обязательствами и государственными заимствованиями, предупреждение возможных долговых кризисов и принятие оперативных мер по их преодолению.

Задача

Государственный бюджет

Определить размер «налоговых доходов» в данном бюджете.

Методические указания:

1.Бюджет – это форма образования и расходование денежных средств предназначенных для финансового обеспечения: а)задач } государства и местного самоуправления б)функций
2.Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с: а)юридическими лицами } в процессе формирования бюджетного фонда б)физическими лицами
3.Доходы бюджета: а)налоговые доходы; б)неналоговые доходы; в)безвозмездные перечисления.
4.Бюджетные расходы – это денежные средства, направляемые на финансовые обеспечения задач и функции: а)государства; б)местного управления.
5.Бюджет сбалансирован. Доходы бюджета = Расходы бюджета.
6.Профицит бюджета. Расходы бюджета > Расходы бюджета.
7.Дефицит бюджета. Доход бюджета < Расходы бюджета.

Источники формирования доходов бюджета

Решение задачи.

1.Дефицит бюджета (25 млрд.р.):расходы (1.515 млрд.р.) > доходы.

2.Дефицит бюджета (25 млрд.р.) = расходы бюджета – доходы бюджета.

3.Доходы бюджета = расходы бюджета (1.515 млрд.р.) – дефицит бюджета (25 млрд.р.)

1)х = (1.515 – 25)млрд.р. = 1.490 млрд.р.Доходы бюджета = 1.490 млрд.р.

2)Размер налоговых доходов составляет → 81% общей < доходов суммы

3)Налоговые доходы бюджета = 1.490 млрд.р. × 0,81 (81%) = 1.207 млрд.р.

1.В настоящее время в промышленно развитых странах мира «налоговые доходы» в бюджете страны составляют 60-90%.

2.Плательщиками налогов являются как юридические, так и физические лица страны.

3.В промышленно развитых странах мира из 100% налоговых доходов большая часть формируется за счет следующих налогов:

а)налог на прибыль, кампании, корпорации;

б)налог на добавочную стоимость (НДС);

в)налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

4.В РФ, к сожалению, значительную часть налоговых доходов формируют за счет продажи нефти и газа на мировой рынок, т.е. страна внешнеэкономической деятельности.

Заключение

Список литературы

1. Финансы и кредит: Учебно-методическое пособие для самоподготовки к практическим занятиям (в вопросах и ответах)/ А.Ю.Казанская, Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

2. Финансы и кредит: Учебное пособие/ Голубев А.А., Гаврилов Н.П. СПб.: СПб ГУИТМО, 2009.

3. Финансы и кредит: Учебное пособие / Кустова Т. Н., Старкова Н. А. РГАТА. – Рыбинск, 2009. – Ч.1, Ч.2.

4. Финансы и кредит: конспект лекций/ Фролова Т.А. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.

5.Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. -М.: Финансы и статистика, 2011.

6. Деньги. Кредит. Банки: Учебник /Под ред. Е.Ф. Жукова. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

7.Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2011.

8.Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной,- 3-е изд.,перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика, 2011.

9.Организация деятельности Центрального банка: Учеб. пособие / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Н.А. Савинской. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011.

10.Поляков В.П., Московкина Л.А. Структура и функции центральных банков: зарубежный опыт. - М.: Инфра-М, 2012.

11.Семенюта О.Г. Деньги, кредит, банки в РФ: Учеб. пособие. - М: Контур, 2012.


Финансы и кредит: Учебно-методическое пособие для самоподготовки к практическим занятиям (в вопросах и ответах)/ А.Ю.Казанская, Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

Финансы и кредит: Учебное пособие/ Голубев А.А., Гаврилов Н.П. СПб.: СПб ГУИТМО, 2009.

Финансы и кредит: Учебное пособие / Кустова Т. Н., Старкова Н. А. РГАТА. – Рыбинск, 2009. – Ч.1, Ч.2.

Финансы и кредит: конспект лекций/ Фролова Т.А. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.

Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. -М.: Финансы и статистика, 2011.

Деньги. Кредит. Банки: Учебник /Под ред. Е.Ф. Жукова. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2011.

Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной,- 3-е изд.,перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика, 2011.

Организация деятельности Центрального банка: Учеб. пособие / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Н.А. Савинской. - СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2011.

Поляков В.П., Московкина Л.А. Структура и функции центральных банков: зарубежный опыт. - М.: Инфра-М, 2012.

Семенюта О.Г. Деньги, кредит, банки в РФ: Учеб. пособие. - М: Контур, 2012.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12

Вопросы управления государственным долгом занимают одно из центральных мест в экономической политике России. Это обусловлено быстрым увеличением объема долга и расходов по его погашению и обслуживанию.

Глубина названных проблем обозначилась в августе 1998 г. Одной из главных проблем в области управления государственным долгом РФ стала задолженность бывшего СССР, в которой на момент ее принятия Россией преобладали кратко- и среднесрочных кредиты, причем основная их сумма подлежала погашению в 1992-1995гг.

Особенностью государственных заимствований СССР и в дальнейшем России являлось использование их в основном на покрытие дефицита федерального бюджета и обслуживание долга. Поэтому одним из основных факторов в обострении долговой ситуации стал характер использования внутренних и внешних займов. Широкое распространение по данным Счетной палаты РФ получила практика использования займов, предоставленных для структурной перестройки экономики, системы социальной защиты, угольной отрасли, для использования на другие цели - покрытия бюджетного дефицита, погашения и обслуживания внешнего долга РФ. В результате этого основным методом управления государственным долгом стало постоянное рефинансирование задолженности, что привело к лавинообразному нарастанию государственного долга.

Управление долгом должно базироваться на сокращении задолженности и расходов по ее погашению и обслуживанию. Однако в управлении государственным долгом РФ существует ряд особенностей, связанных с характером ее отношений с кредиторами, текущим обслуживанием и урегулированием долга, с ограниченностью выбора способов урегулирования долга. Поэтому остановимся на рассмотрении различных методов управления государственным долгом.

Управление государственным долгом предполагает как текущее обслуживание долга (выплату процентов по нему), так и погашение основной суммы долга. Это можно назвать надлежащим обслуживанием долга. Если надлежащее обслуживание долга в установленные сроки не осуществляется, то заемщик стремится к урегулированию долга (ненадлежащее обслуживание).

Текущее обслуживание долга предполагает своевременную выплату процентов по долговым обязательствам: купонных платежей и уплату процентов по кредитам.

При наступлении срока платежа платежеспособный заемщик имеет возможность погасить долг нормальным образом, т.е. согласно тем условиям, которые оговорены в момент заимствований. В подавляющем большинстве случаев предполагается денежное погашение. Однако при собственно денежном погашении долга возможны два его варианта:

Погашение за счет выручки от вновь позаимствованных средств, т.е. речь идет о рефинансировании долга;

Погашение за счет средств бюджета с уменьшением суммы долга, т. е. стерилизация долга.

В первом случае размер долга остается неизменным, во втором случае осуществляется снижение уровня государственного долга.

Термин рефинансирование используется для обозначения двух ситуаций:

Во-первых, в связи с нормальным (надлежащим) обслуживанием долга;

Во-вторых, с ненадлежащим обслуживанием.

В первом случае, рефинансированием называется погашение долга за счет финансовых ресурсов от выпуска других долговых инструментов нового транша того же вида, что и предыдущие долговые обязательства.

Во втором случае речь идет о ненадлежащем обслуживании долга, когда возможность погашения долговых обязательств отсутствует или вызывает серьезные сомнения. В такой ситуации заемщик по договоренности с кредиторами осуществляет эмиссию новых долговых инструментов с новыми инвестиционными характеристиками для погашения обращающихся долговых обязательств. В этой ситуации также часто используется термин «конвертация», который подразумевает, что долг с определенными параметрами заменяется на долг с принципиально другими параметрами. Например, с увеличением срока займа повышается обеспеченность, а также статус ценных бумаг, или долг может конвертироваться в иной вид финансовых активов.

Исходя из сказанного, под рефинансированием следует понимать именно первую ситуацию, а вторая должна быть отнесена к случаям урегулирования долга.

Под стерилизацией долга в российской экономической практике принято понимать снижение размера государственного долга за счет нормального погашения. В мировой практике этот термин носит несколько иной смысл. Термин «стерилизация» в западном понимании указывает на тот факт, что сокращение какого-либо макроэкономического параметра

осуществляется за счет увеличения размеров денежной массы. Стерилизация долга, таким образом, означает сокращение госдолга за счет увеличения денежной массы в обращении с возможными негативными последствиями (рост инфляции и т.д.). Поэтому термин стерилизация неприменим к нормальному погашению с теоретической точки зрения.

В мировой практике существует более широкий термин, обозначающий нормальное погашение долга без привлечения новых заемных ресурсов, который может быть дословно переведен как отзыв долга.

Выбор между нормальным погашением за счет рефинансирования долга и нормальным погашением в форме стерилизации зависит от ряда факторов. В частности, стерилизацию долга эффективнее проводить при имеющемся устойчивом профиците бюджета. Стерилизация долга может давать негативные последствия:

Рост инфляции вследствие увеличения денежной массы в обращении;

При определенных условиях рост цен;

Снижение уровня реальных доходов населения за счет сокращения финансирования социальных программ.

Несмотря на отмеченные неблагоприятные тенденции, все государственные заемщики стремятся при благоприятных условиях сократить свой государственный долг. При этом государство разрабатывает комплекс мер по предотвращению названных негативных последствий. К этим мерам можно отнести изменение промышленной и налоговой политики, валютного регулирования и др. Программы предотвращения негативных последствий стерилизации долга разрабатываются на основе внутренних макроэкономических тенденций, а также с учетом состояния и перспектив развития мирового финансового рынка. На основе оценки сложившейся ситуации определяются оптимальные моменты времени для осуществления стерилизации долга.

При возникновении сложностей в обслуживании долга может возникнуть ситуация с ненадлежащим обслуживанием долга.

Ненадлежащее обслуживание долга означает задержку выплаты процентов или основной суммы долга. При ненадлежащем обслуживании долга может возникнуть дефолт, содержащий в себе ряд негативных последствий. Под дефолтом понимается отказ заемщика от выполнения своих обязательств. Технологически дефолт объявляется не заемщиком, а его кредиторами. Однако фактически о своем дефолте объявляет сам заемщик, отказываясь выполнять свои обязательства.

Дефолт может быть полным или частичным. Полный дефолт означает, что заемщик не исполняет свои обязательства по всем долговым инструментам. Частичный дефолт - это состояние, при котором заемщик не исполняет свои обязательства по одному или нескольким инструментам.

Выделяется также технический дефолт, при котором происходит неисполнение какого-либо долгового обязательства на протяжении 10 банковских дней. По истечении этого срока термин «технический» будет устранен, если должник не предпримет меры к урегулированию долга.

При невозможности надлежащего обслуживания долга у заемщика имеются два варианта выхода из сложившейся ситуации:

Отказаться от выполнения своих обязательств в одностороннем порядке;

Разрабатывать совместно с кредиторами взаимоприемлемые варианты урегулирования долга.

В первом варианте возможны две ситуации: объявление о самоосвобождении от обязательств, или аннулирование долга, или признание своей неплатежеспособности. Аннулирование долга ведет к изоляции государства-должника. Признание своей неплатежеспособности может сопровождаться временным или постоянным неисполнением обязательств.

При возникновении трудностей с обслуживанием долга заемщик имеет лишь один эффективный путь выхода из сложившейся ситуации - урегулирование долга совместно с кредиторами.

Одной из первых проблем должника является разделение обязательств с точки зрения их статуса. Различные долговые инструменты отличаются разной степенью жесткости обязательств с точки зрения их обслуживания. К долговым обязательствам наивысшей степени жесткости относятся кредиты МВФ и Мирового банка, а также еврооблигации. Они подлежат первоочередному исполнению по сравнению с другими обязательствами и не подлежат урегулированию. Нарушение обязательств по данной группе инструментов приводит к кросс-дефолту. Иными словами, нет смысла выполнять обязательства по каким-либо другим инструментам, если не выполнены обязательства по названным выше.

Таким образом, существует двухзвенная система обслуживания долговых обязательств: все долги подразделяются на приоритетно обслуживаемые и подлежащие урегулированию.

В мировой практике существуют три основных (базовых) метода урегулирования долга: реструктуризация, конверсия и списание. В

последние годы названные методы в чистом виде, как правило, не

применяются. Каждое соглашение по урегулированию долга строится на совокупности двух или трех методов. Что касается России, то наиболее приемлемыми методами для нее являются реструктуризация и конверсия долга. Списание долга для России невозможно в силу того, что она не подпадает под определение беднейшей страны. Этот метод урегулирования долга применим только к такой категории стран.

Реструктуризация долга - это основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

Реструктуризация государственного долга предполагает такое изменение параметров долга, которое существенно повысило бы возможность выполнения заемщиком своих обязательств как за счет снижения тяжести этого долга, так и за счет повышения жесткости обязательств. Реструктуризация преследует также цели минимизации потерь кредиторов и расширения возможностей экономического развития должника.

Целью реструктуризации является повышение вероятности выполнения заемщиком обязательств по долгу. Это достигается следующими путями:

Изменение статуса обязательств заемщика может привести к более тяжелым последствиям при неисполнении обязательств;

Усиление материальной обеспеченности обязательств, в том числе за счет создания принципиально новых и пересмотра имеющихся гарантий и поручительств;

Выставление кредитором условий, выполнение которых приведет к расширению источников обслуживания долга, т.к. такие условия принимают, как правило, форму программ реформирования экономики.

Эффективность реструктуризации долга оказалась очень высокой, в результате чего применение данной формы урегулирования долга используется не только в случаях затруднений в обслуживании долга, но и в целях оптимизации государственного долга, при благоприятной ситуации на мировом рынке.

Конверсия долга в широком смысле предполагает любую замену старого долга на новый актив, включая замену старого долга на новый долг, а также замену долга на собственность. В узком смысле под конверсией долга понимается обмен долга на собственность (своп).

С 80-х гг. для урегулирования задолженности широко применяется сделка "своп" - обмен долга на различные активы. При его конверсии в национальную валюту для кредитора устанавливается льготный курс при условии, что страна-заемщик выкупит свои обязательства по более высокой цене, чем они торгуются на рынке, то есть с меньшим дисконтом. В выигрыше - каждый участник сделки. Государство сохраняет инвестора с помощью льготного валютного курса и при этом уменьшает номинальную сумму долга и процентов. Кредитор же реструктурирует свой инвестиционный портфель. Такие схемы требуют твердых договоренностей. Чтобы инфляция не обесценила конвертированный в национальную валюту долг, тщательно согласовывается программа должника. В свою очередь кредитор соглашается с ограничениями на репатриацию капитала, отказываясь от возможных арбитражных операций с использованием предоставленного ему преференциального валютного курса. В России операция "своп" - обмен долга на наличные проводился для урегулирования негарантированной задолженности по отдельным торговым контрактам.

Сделка "своп" в форме обмена долга на экспорт привлекательна для России, если объектом будут выступать не энергоносители и сырье, а ма- шиностроительная, наукоемкая и высокотехнологичная продукция. Помимо погашения государственной задолженности это повысит конкурен - тоспособность отечественной промышленности, увеличит занятость и загрузку производства, налоговые поступления в бюджет, поможет закрепиться на традиционных рынках и завоевать новые.

"Своп" в форме обмена долга на акции (собственность) применяется в международной практике в двух вариантах:

1. кредитор продает государственный долг с дисконтом на валюту должника и на выручку покупает пакеты ценных бумаг страны - заемщика;

2. задолженность непосредственно обменивается на акции предприятий, принадлежащих государству (полностью или частично).

Конверсия долга чаще всего используется при урегулировании внешних долгов, и владельцами акций предприятий становятся иностранные инвесторы. Однако этот метод содержит ряд недостатков: государство теряет значительный объем собственности; в случае неблагоприятной экономической ситуации возможен уход инвесторов из страны.

Применительно к России конверсионные операции имеют определенный интерес. Перед нашей страной стоит проблема сокращения государственной задолженности. Кроме того, актуальной проблемой остается активизация инвестиционной деятельности в стране. Тем не менее, в российских условиях существуют некоторые ограничения для применения данного метода урегулирования долга.

Прежде всего, следует отметить недостаточно высокую стоимость акций, которые можно обменять на государственный долг. Это связано с завершением масштабной приватизации, а также с недостаточным уровнем развития фондового рынка и его низкой капитализацией. Кроме того, отсутствует надежное правовое обеспечение отношений собственности, которые потенциально могут стать предметом сделок по обмену долга, например, земельные участи и прочие объекты недвижимости. И, наконец, идея обмена государственного долга на собственность не является популярной в массовом сознании. Для эффективного использования данной формы урегулирования долга в России необходимо преодолеть эти ограничения.

Все более очевидна необходимость сосредоточить в едином центре работу по управлению внешними долгами и активами государства, как это сделано в ряде европейских стран.

Еще по теме Методы управления государственным долгом:

  1. 66. Методы управления государственным внутренним долгом
  2. 62. Государственный долг. Методы управления государственным долгом.
  3. Создание организационной структуры управления государственным долгом и полномочия органов государственной власти
  4. Государственный долг содержание и структура. Управление государственным долгом.
  5. №12. Государственный кредит и государственный долг: их виды. Управление государственным долгом.

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс -

– это система финансовых мероприятий, проводимая государством с целью погашения займов, а также выплат доходов по этим займам, изменениям сроков и условий выпущенных займов, выпуск очередных долговых обязательств. Это одно из приоритетных направлений финансовой политики государства.

На принятие решений по выбору методов управления госдолгом влияют, в основном, такие факторы: доля расходов на обслуживание госдолга в общей сумме расходных статей бюджета и процентное соотношение ВВП и суммы государственных заимствований.

При оценке внешнего госдолга применяются показатели соотношения суммы внешних заимствований и объема экспорта и доли расходов, идущих на погашение внешнего госдолга к сумме выручки от экспорта.

Управление государственным долгом – это непрерывный процесс, в котором последовательно выделяются три этапа: 1 – размещение ценных бумаг с целью привлечения финансовых ресурсов, 2 – погашение госдолга, 3 - обслуживание госдолга.

Погашается госдолг за счет средств бюджета, золотовалютных резервов, денег, вырученных от продажи собственности государства, а также при помощи новых заимствований.

Управление государственным долгом включает две большие группы методов : финансовые и административные.

Финансовые методы заключаются в выборе форм и способов, которыми государство будет погашать госдолг, с учетом финансовых показателей. Они нацелены на достижение предельной эффективности от привлечения займов и поиск путей сведения издержек, связанных с их погашением, к минимуму.

Административные методы базируются на быстром выполнении распоряжений государственных органов власти. В их функции не входит оценка эффективности и результативности действий, связанных с управлением госдолга.

Основные меры, к которым прибегает государства, при управлении госдолгом, сводятся к следующим мероприятиям.

В условиях роста задолженностей и бюджетного дефицита страна имеет право прибегнуть к такой мере как рефинансирование государственного долга – выпуска новых займов для погашения старой задолженности.

Конверсия – это изменение государством доходности существующих займов. Как правило, государство прибегает к снижению размера выплат по займам в процентном выражении с целью снижения расходов, несомых при управлении госдолгом.

Консолидация – подразумевает внесение изменений в условия займов, связанных с их сроками. Их изменение обычно происходит в сторону увеличения.

Унификация займов – объединение в один нескольких существующих займов. При этом ранее выпущенные облигации обмениваются на новые. Часто унификация проводится вместе с консолидацией.

Аннулирование государственного долга – радикальная мера, при которой государство отказывается от всех обязательств, связанных с выпущенным займом.

Управление государственным долгом в России в последние годы характеризуется постепенным снижением относительных и абсолютных показателей госдолга. Уменьшается процентное соотношение величины долга к ВВП по номинальной стоимости.

Управление государственным долгом осуществляет Правительство РФ , в тех рамках наделяемых его полномочий, которые устанавливаются Федеральным Собранием РФ.

Оно заключается в формировании политики, проводимой в отношении госдолга, установлении границ задолженности, определении целей и направлений воздействия на показатели микро- и макроуровня, установлении целесообразности финансирования госдолга за счет общегосударственных программ. Все это реализуется через систему мероприятий, которые связаны с выпуском долговых обязательств и дальнейшим его обслуживанием. Это требует от органов госвласти комплексного подхода и определяет многоплановость регулирования формирующейся задолженности.

Вопросы, касающиеся управления государственным долгом, являются одними из самых главных в экономической политике России. А связано это с тем, что в последние годы наблюдается увеличение государственного долга, а также расходов по его погашению. Отсюда и главная цель управления: сокращение задолженности и снижение расходов по ее погашению. Вот только не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Управление внутренним государственным долгом, равно, как и внешним, имеет особенности, которые связаны с характером отношений с кредиторами, урегулированием долга, текущим обслуживанием и с ограничением в выборе способов урегулирования долга. В связи с этим стоит поближе познакомиться с тем, какие бывают методы управления государственным долгом.

Методы управления государственным долгом

· Рефинансирование – погашения части основного долга (или всего полностью), а также процентов по нему из тех средств, которые были получены от размещения новых займов.

· Аннулирование (дефолт) – отказ государства от выплаты долга и его процентов по выпущенным ранее займам.

· Конверсия – принятие решения государством об изменении доходности выпущенных ранее займов. Чтобы этого достичь, государство обычно снижает размер выплаты процентов.

· Новация – соглашения между заемщиком и кредитором о прекращении действия обязательств, а также замене их иными обязательствами, которые предусматривают другие условия погашения долгов.

· Унификация – принятие решения государством об объединении нескольких выпущенных ранее займов, когда происходит обмен облигаций ранее выпущенных займов на облигации новых займов.

· Консолидация – увеличение срока действия по выпущенным ранее обязательствам. Государство всегда заинтересовано в том, чтобы получить займы на более длительные сроки.

· Отсрочка погашения займа (или всех выпущенных заранее займов) – проводится в том случае, когда дальнейший выпуск новых займов не несет для государства финансовой активности.

Такие методы управления государственным долгом, как конверсия, унификация и консолидация государственных наймов чаще всего осуществляются в отношении внутренних займов. Что же касается отсрочки погашения займа, то подобная мера может быть применена и для внешних займов.

Принципы управления государственным долгом

Методы управления государственным долгом были созданы для того, чтобы решить следующие задачи:

· Удержать объемы внутреннего и внешнего государственного долга на одном уровне. Это необходимо для того, чтобы сохранить экономическую безопасность страны, а также обеспечить выполнение органами тех обязательств, которые они на себя взяли, при этом не должен быть причинен значительный ущерб финансированию социально-экономического развития.

· Минимизировать стоимость долга за счет удлинения долгового срока и снижения дохода государственных ценных бумаг.

· Поддерживать стабильность и предсказуемость государственного долга.

· Достигнуть наиболее эффективного и рационального использования заимствованных средств.

· Координировать действия органов субъектов РФ, местного самоуправления и федеральных органов на долговом рынке страны.

· Диверсифицировать долговые обязательства по срокам заимствований, формам выплаты и прочим параметрам с той целью, чтобы удовлетворить потребности инвесторов.

Основные проблемы управления государственным долгом

· В настоящий момент еще не до конца решена проблема долга. В частности это касается обязательств РФ по предъявленным ею госгарантиям.

· Требует доработки нормативное регулирование государственного долга.

· Отсутствует законодательно закрепленные нормы определения объема государственного внешнего долга, соответствующие международным стандартам.

9. Управление государственным долгом

Госдолг делится на основной и текущий в зависимости от срока погашения.

Государственный долг – это вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.

Госдолг делится:

1. Внутренний и внешний.

2. Основной и текущий.

Государственный внутренний долг РФ означает долговой обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Государственный внешний долг – это задолженность в инвалюте по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.

Основным долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течение данного периода.

Текущим государственным долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.

Мировой опыт свидетельствует, что госдолг не должен превышать половины ВВП страны. Значительные размеры госдолга отражают кризисное состояние экономики России.

В федеральный долг не включаются долговые обязательства национально-государственных и административно-территориальных образований РФ, т.е. муниципальных займов, если они не гарантированы Правительством РФ.

Обслуживание госдолга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет ЦБ РФ.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с установлением ежегодных предельных значений госдолга, выпуском и погашением займов, организацией выплаты доходов по ним, проведением конверсий и консолидации займов.

Выплата доходов по займам и их погашение является одной из главных статей бюджетных расходов. Правительство вынуждено прибегать к пролонгации кредитов и других обязательств (удлинению сроков погашения) или конверсии (уменьшению размеров выплачиваемых % по займам).

Основными методами финансирования госдолга являются денежно-кредитная эмиссия и выпуск госзаймов.

Для оценки внешней задолженности существуют разные критерии. Например, сравнивают размер долга и потребности его погашения и выплаты % с величиной экспорта. Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности – в 3 раза.

В настоящее время полное обслуживание внешнего долга стране не по силам. Требуется:

q организация практической работы по возврату межгосударственных долгов, т.к. Россия продолжает оставаться крупнейшим в мире кредитором;

q нужно отказаться от международных финансовых кредитов, идущих на покрытие текущих потребностей бюджета, а направлять их на реализацию целевых федеральных программ, связанных с оживлением производства.

Методами управления государственным долгом являются:

Конверсия;

Консолидация;

Унификация;

Обмен облигаций по регрессивному соотношению;

Отсрочка погашения;

Реструктуризация;

Аннулирования.

Конверсия - это изменение доходности займов. Она осуществляется в случае изменения ситуации на финансовом рынке (например, уровня учетной ставки центрального банка) или ухудшения финансового положения государства, когда оно не в состоянии выплачивать предусмотренный доход.

Консолидация - это передача обязательств по ранее выпущенному займу новому займу с цель удлинения срока займа. Она проводится в форме обмена облигаций предыдущего займа на новые. В отдельных случаях может применяться и сокращение сроков займа.

Унификация займов - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных нескольких займов обмениваются на облигации нового займа. Она упрощает управление государственным долгом. Унификация может проводиться как отдельно, так и совместно с консолидацией.

Обмен по регрессивному соотношению облигаций птредыдущих займов на новые проводится с целью сокращения государственного долга. Это нежелательно, так как он представляет собой частичный отказ государства от своих долгов.

Отсрочка погашения - это перенос сроков выплаты задолженности. При этом за период переноса сроков погашения долга выплата доходов не производится.

Реструктуризация - это применение в комплексе полностью или частично вышеназванных методов.

Аннулирование долгов означает полный отказ государства от своего долга. Однако такой вариант считается недопустимым. Авторитет государства зависит от признания им своих долгов и обеспечения их полного погашения в установленные сроки.

Управление государственным внутренним долгом Украины осуществляется Министерством финансов Украины в порядке, согласованном с Национальным банком Украины.

Размещение долговых обязательств Правительства Украины и предоставление гарантий от его имени проводит по его поручению Министерство финансов Украины.

Предельные размеры государственного внутреннего долга Украины, его структуру, источники и сроки погашения устанавливает Верховная Рада Украины одновременно с утверждением государственного бюджета Украины на следующий год.

Государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

    Внешний долг - это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.

    Внутренний долг - обязательства перед резидентами в рублях.

Государственный долг обеспечивается в федеральной собственности.

Долговые обязательства Российской Федерации существуют в форме:

    кредитных соглашений, подписанных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

    государственных ценных бумаг;

    договоров о предоставлении государственных гарантий;

    переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг.

Государственный долг может быть краткосрочным (до одного года),среднесрочным (от одного года до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до тридцати лет).

Государственный долг погашается в сроки, установленные условиями займов, но эти займы не могут превышать 30 лет.

Управление государственным долгом осуществляется правительством РФ .

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если они не были гарантированы федеральным правительством.

Максимальные объемы государственного внутреннего и внешнего долга определяются законом о федеральном бюджете на очередной год. В соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.

Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждается Программа государственных внешних заимствований. Эта программа представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата и общего объема заимствований. В ней оговариваются все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл.

Решение об эмиссии государственных ценных бумаг принимается соответственно правительством в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного долга, установленными в соответствии с законом о бюджете, а также с Программой внутренних заимствований.

В решении об эмиссии государственных ценных бумаг отражаются сведения об эмитенте ценных бумаг, объем и условия эмиссии.

Государственной гарантией является способ обеспечения правовых обязательств, в силу которого Российская Федерация как гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, получившим гарантию, его обязательств перед третьими лицами.

Законом о федеральном бюджете на очередной год определяется максимальный размер суммы государственных гарантий. Общая сумма государственных гарантий, выраженных в рублях, включается в состав государственного внутреннего долга.

Общая сумма государственных гарантий, выраженных в иностранной валюте, включается в состав государственного внешнего долга.

В соответствии со статьей 118 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения не имеют права брать кредиты у кредитных организаций. Но они обладают правом получать ссуды из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Реестр задолженности государственных унитарных предприятий ведется Казначейством.

Государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Федерации ведутся Министерством финансов РФ.

В Государственную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований по эмитированным ценным бумагам.

Информация о заимствованиях вносится эмитентом в Государственную долговую книгу Российской Федерации в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства.

Для снижения долгового бремени может применяться реструктуризация долга . Под ней понимается погашение прежних долговых обязательств с одновременным осуществлением новых заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств и с установлением новых условий обслуживания долга.

Также используются следующие инструменты управления государственным долгом:

    консолидация - объединение нескольких займов в один более долгосрочный с изменением ставки процента;

    конверсия государственного займа - изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности. Чаще всего в ходе конверсии правительство снижает ставку процента;

    конверсия внешнего долга - средство сокращения внешнего долга путем выполнения долговых обязательств перед кредиторами передачей им векселей и акций в национальной валюте;

    новация - замена первоначального обязательства между сторонами другим обязательством между этими же сторонами, предусматривающим другой способ исполнения.

В 1985 г. внешний долг СССР составлял 22,5 млрд. долл., в 1991 г. - 65,0 млрд. долл. Внешний долг России, включая долг СССР, составил на 1 января 2003 г. 124,5 млрд. долл. Для его полного погашения в течение 30 лет вместе с процентными платежами предстоит выплатить не менее 300 млрд. долл.

Таблица 6 Динамика государственного внешнего долга Российской Федерации (млрд. долл. США)

Наименование

На 1.01. 1998

На 1.01. 1999

На 1.01. 2000

На 1.01. 2001

На 1.01. 2002

На 1.01. 2003

Внешний долг РФ, включая обязательства СССР В том числе:

по кредитам правительств иностранных государств

по кредитам иностранных банков и фирм

по кредитам международных финансовых организаций

государственные ценные бумаги РФ в иностранной валюте

по кредитам Центрального банка РФ

гарантии и резервы на изменение процентных ставок и валютных курсов

В целях обеспечения своих внешнеполитических и внешнеэкономических интересов Россия предоставляет кредиты иностранным государствам. Программа предоставления таких кредитов утверждается законом о федеральном бюджете на очередной год. Эта программа состоит из перечня кредитов с указанием целей их предоставления, получателей и суммы. Договоры о реструктуризации задолженности или списании задолженности иностранных государств перед Российской Федерацией должны быть ратифицированы Государственной думой.

Может быть финансовым инструментом и объектом управления одновременно. В качестве финансового инструмента государственный долг обеспечивает возможность законодательным (представительным) и исполнительным органам власти оказывать влияние на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость, на уровень сбережений и многие другие экономические процессы.

Система управления государственным долгом в общем виде представлена на рис. 1.

Рис. 1. Система управления государственным долгом

Одновременно государственный долг выступает в качестве объекта управления, когда органы власти устанавливают все необходимые практические аспекты его функционирования. Так, органы власти определяют соотношение между различными видами долговой деятельности, регулируют структуру государственного долга по срокам обращения и доходности долговых обязательств, устанавливают порядок выпуска и обращения государственных займов, предоставления и возврата государственных кредитов и государственных гарантий, а также выполнения финансовых обязательств по ним.

Задачи управления государственным долгом

В процессе управления государственным долгом решаются следующие задачи:

  • удержание величины внутреннего и внешнего государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны, выполнение органами власти взятых на себя долговых обязательств без значительного ущерба финансированию программ социально-экономического развития;
  • минимизация стоимости долга на основе удлинения сроков заимствований и снижения доходности государственных ценных бумаг, за счет перехода на другие рынки и переключения внимания на другие группы инвесторов;
  • сохранение у государства реп>тации первоклассного заемщика на основе безупречного выполнения финансовых обязательств перед инвесторами;
  • поддержание стабильности и предсказуемости рынка государственного долга;
  • достижение эффективного и целевого использования заимствованных средств, государственных кредитов и гарантированных займов;
  • обеспечение своевременного возврата государственных кредитов и уплаты процентов по ним;
  • диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов;
  • координация действий органов власти всех ветвей и уровней на рынке государственных долговых обязательств. Представляется целесообразным определить управление государственным долгом в широком и узком смысле.

Под управлением государственным долгом в широком смысле будем понимать формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Управление государственным долгом в широком смысле — прерогатива законодательных органов власти (иногда правительства) и заключается в формировании политики в отношении государственного долга (внутреннего и внешнего); установлении границ государственной задолженности (в т.ч. в определении размера бюджетного дефицита и, следовательно, объемов займов, привлекаемых для его финансирования); определении основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели; установлении возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ и т.д.

Под управлением государственным долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием государственного долга, а также регулированием рынка государственных ценных бумаг. Управление задолженностью в узком смысле осуществляют исполнительные органы власти, главным образом Министерство финансов и центральный банк. Следует отметить, что эти две инстанции не имеют возможности непосредственно воздействовать на величину совокупного государственного долга.

Процесс управления государственным долгом

Включает следующие функциональные элементы:

  • планирование заимствований путем определения порядка, условий выпуска и размещения государственных долговых обязательств;
  • обслуживание долговых обязательств посредством осуществления операций по размещению займов, выплате процентного дохода по ним, рефинансированию и погашению долга;
  • контроль за состоянием государственного долга.

Одна из важнейших сфер управления государственным долгом в мировой практике — менеджмент состава и структуры государственного долга(debt management ) при неизменном объеме совокупной задолженности. Объектами регулированияdebt management являются:

  • структура сроков обращения различных долговых обязательств, изменяя которую государству удается частично или полностью реструктуризировать свою задолженность;
  • структура кредиторов, соотношение в ней резидентов и нерезидентов, а также соотношение рыночных и нерыночных займов, предназначенных для определенных категорий кредиторов;
  • величина совокупного государственного долга.

Регулирование величины внутренней и внешней задолженности государства и удержание ее на приемлемом уровне — определяющий момент в управлении государственным долгом, что на практике реализуется в установлении ряда ограничений. В частности, интересными представляются бюджетные критерии для стран, желающих вступить в валютный союз (Маастрихтские критерии). Согласно этим критериям, объем совокупной государственной задолженности не должен превышать 60% ВВП, а текущий дефицит государственного бюджета — 3% ВВП. В случае превышения этих пороговых значений правительства должны считаться с возможностью применения штрафных санкций со стороны ЕС (например, уплачивать штрафы согласно заранее утвержденной процедуре). В тоже время, в случае наступления так называемой «тяжелой рецессии» в экономике (при снижении ВВП более чем на 2% в год), предусматривается возможность увеличения дефицита государственного бюджета без применения штрафных санкций.

В России заемная деятельность всех органов власти регулируется целым набором законодательных ограничений. Так, Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает предельные объемы государственных и муниципальных заимствований, расходов на обслуживание долга, необходимость разработки и утверждения программ внутренних и внешних заимствований, предельные размеры дефицитов бюджетов. Предельные объемы внутреннего и внешнего долга устанавливаются ежегодно законами и решениями о бюджетах на каждом уровне управления.

Управление государственным долгом также бывает стратегическим и оперативным .

Стратегические вопросы развития государственного долга находятся в компетенции Федерального Собрания, Президента и Правительства Российской Федерации, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В частности, ежегодно в законе о федеральном бюджете Федеральное Собрание и Президент Российской Федерации утверждают предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долгов; источники финансирования бюджетного дефицита, включая доходы от эмиссии государственных ценных бумаг; предельный размер внешних заимствований; предельные размеры государственных кредитов иностранным государствам и государствам — участникам СНГ; направления использования, условия предоставления и предельные размеры бюджетных кредитов; верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий. Президент и Правительство Российской Федерации разрабатывают и утверждают социально-экономические программы, которые напрямую могут затрагивать различные аспекты развития государственного долга. Президент Российской Федерации в ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации также уделяет особое внимание управлению государственным долгом.

Оперативное управление государственным долгом осуществляют Правительство и Министерство финансов Российской Федерации, а также Центральный банк России, Внешэкономбанк и Сбербанк как агенты Министерства финансов Российской Федерации. Эти органы определяют генеральные условия выпуска отдельных займов, порядок эмиссии и обращения долговых обязательств, время выпуска очередного займа и условия его функционирования, организуют первичное размещение и вторичный рынок государственных ценных бумаг, организуют и осуществляют выплату доходов и погашение долговых обязательств, выдачу бюджетных кредитов и государственных гарантий, осуществляют контрольные действия и другие мероприятия по оперативному управлению государственным долгом.

Аналогичные вопросы в рамках своей компетенции решают законодательные и исполнительные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. При этом они исходят из норм, заложенных в федеральном законодательстве.

Таким образом, под управлением государственным долгом следует понимать совокупность тактических и стратегических мер по обслуживанию государственного долга и осуществлению новых заимствований, регулированию объема и структуры долга, регулированию рынка государственных заимствований и контролю за их целевым и эффективным использованием.

Принципы управления государственным долгом

Управление государственным долгом основывается на следующих принципах:

  • безусловности — обеспечение безусловного выполнения государством всех обязательств перед инвесторами и кредиторами, которые государство как заемщик приняло на себя при заключении договоров заимствования средств;
  • единства — учет в процессе управления государственным долгом всех видов обязательств, эмитированных Российской Федерацией как сувереном, а также субъектами РФ и муниципальными образованиями;
  • снижения рисков — размещение и погашение займов таким образом, чтобы максимально снизить влияние конъюнктуры рынка капиталов и спекулятивных тенденций рынка ценных бумаг на рынок государственных обязательств;
  • оптимальности структуры долговых обязательств по срокам обращения и погашения;
  • сохранения финансовой независимости — поддержание оптимальной структуры долговых обязательств между инвесторами- резидентами и инвесторами-нерезидентами;
  • прозрачности — соблюдение открытости при выпуске займов, обеспечение доступа международных рейтинговых агентств к достоверной информации об экономическом положении в стране для поддержания высокой кредитной репутации и рейтинга страны-заем шика.

Меры управления

Во всем мире самым распространенным методом управления государственным долгом является рефинансирование государственного долга, т.е. погашение части государственного долга за счет размещения новых займов.

Для использования этого метода необходима высокая финансовая репутация государства-заемщика. На мировом финансовом рынке репутация стран-заемщиков выражается рейтингами, которые присваиваются им международными рейтинговыми агентствами в соответствии с международными правилами рейтингования.

При финансовом кризисе возникает необходимость в реструктуризации долга. В соответствии со ст. 105 БК РФ под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация долга может осуществляться с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

В условиях трудного экономического положения, растущего дефицита, невозможности полностью и своевременно погасить долги правительство может прибегнуть к таким мерам, как конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, аннулирование государственного долга.

Конверсия - это изменение размера доходности займа; чаше всего государство снижает размер уплачиваемых процентов по займам, уменьшая тем самым расходы государственного бюджета но управлению государственным долгом.

Консолидация - изменение сроков действия ранее выпущенных займов, т.е. решение о переносе даты выплаты на более поздний срок. Возможно и обратное решение — досрочное погашение. Обычно вместе с консолидацией проводится унификация государственных займов.

Унификация - обмен нескольких ранее выпущенных займов на один новый.

Отсрочка погашения займа отличается от консолидации тем, что при отсрочке не только отодвигается срок погашения займа, но и прекращается выплата процентов по нему.

Аннулирование государственного внутреннего долга — полный отказ государства or долговых обязательств (является крайней мерой).

Принятие перечисленных возможных решений государства нарушает главный принцип управления государственным долгом — принцип безусловности. Поэтому их использование требует глубокой предварительной проработки, анализа всех возможных экономических и политических последствий.

Контроль за управлением государственным долгом

Управление государственным долгом предполагает контроль за двумя важнейшими показателями — величиной государственного долга и стоимостью его обслуживания. В условиях экономического роста важны не абсолютные их размеры, а доля государственного долга в ВВП (или в экспорте) и соотношение реального процента и темпа экономического роста. Простая констатация абсолютных размеров долга игнорирует объем ВНП. Можно утверждать, что богатая нация имеет больше возможностей выдерживать государственный долг значительных размеров по сравнению с бедной нацией.

Так, при росте государственного долга существуют возможность банкротства нации и опасность переложения долгового бремени на будущие поколения. А если финансирование обслуживания государственного долга осуществлять за счет эмиссии новых денег, то такая схема приводит к классическому инфляционному сценарию — появляется слишком много денег и мало товаров.

В процессе управления государственным долгом решаются следующие задачи:

  • минимизация стоимости долга для заемщика;
  • недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;
  • эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов;
  • обеспечение своевременного возврата кредитов;
  • максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.

Специфика категории государственного долга определяет и особенности оперативного управления им. Обычно оно возлагается совместно на Министерство финансов и Центральный банк. Управление погашением государственного долга производится из трех основных источников: из бюджета; за счет золотовалютных резервов, собственности; из новых заимствований.

Приемы и методы управления государственным долгом

Существует множество методов решения проблемы государственного долга. По срочности и по характеру решаемых задач выделяют бюджетно-экспортные и финансово-технические методы. По условиям и механизму реализации можно выделить также рыночные и нерыночные методы.

Бюджетно-экспортные методы — долгосрочные и связывают решение проблемы, например, внешнего долга, с увеличением торгового баланса страны, а также увеличением ВВП и государственного бюджета.

Финансово-технические методы - краткосрочные и позволяют решить проблему путем улучшения условий заимствования, уменьшения общей суммы долга, изменения временной структуры платежей.

Выделяют следующие основные финансово-технические методы управления государственным долгом: консолидацию, конверсию, унификацию, рефинансирование, реструктуризацию, отсрочку погашения, аннулирование займов и др.

К нерыночным методам управления государственным долгом можно отнести такие, как конверсия, консолидация и унификация. Эти методы предполагают изменение условий находящихся в обращении займов в одностороннем порядке, часто без согласования с держателями ценных бумаг. Такие меры нарушают права инвесторов и в этой связи их использование возможно лишь при плановой экономике и недопустимо в рыночных условиях.

Так, в советский период увеличение сроков и удешевление государственного долга достигалось путем проведения конверсии и консолидации. В централизованной плановой экономике эти мероприятия проводились в принудительном порядке. Под конверсией обычно понимается изменение доходности займов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Однако не исключено и повышение доходности государственных ценных бумаг для кредиторов. Такая операция была проведена, например, в 1990 г., когда доходность облигаций 3%-го выигрышного займа была увеличена до 9%, а казначейских обязательств — с 5 до 10%.

Под консолидацией понимается изменение условий займов, связанное со сроками их обращения. Так, в 1990 г. срок функционирования казначейских обязательств был сокращен с 16 до 8 лет.

Конверсия и консолидация долга могли сочетаться с унификацией займов, под которой понималось объединение нескольких ранее выпущенных займов в одном новом займе. В этом случае на вновь выпускаемые облигации обменивались облигации унифицированных займов, а доходность и сроки погашения нового займа изменялись в нужном для государства направлении.

В современных условиях трудности многих стран с погашением внешнего долга породили новые приемы покрытия обязательств перед странами-кредиторами. Эти приемы управления государственным внешним долгом обычно объединяют в понятие конверсия внешнего долга. Под конверсией в данном случае понимают реализацию всех механизмов, обеспечивающих замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики и финансов страны-должника. Среди них: погашение долга товарными поставками, обмен долговых обязательств на акции и облигации компаний страны-должника, оплата долга в местной валюте с последующим обращением ее в инвестиции или собственность, обмен на долговые обязательства третьих стран и др.

Россия сейчас активно использует метод погашения внешней задолженности товарными поставками. Таким образом был погашен долг Словакии (1,8 млрд долл. США), Венгрии (480 млн долл.), Республике Корея (170 млн долл.), Болгарии (100 млн долл.) и Польше (20 млн долл.) 130J-

Через механизм Парижского клуба Россия пошла на списание так называемых безнадежных долгов беднейших стран на сумму около 800 млн руб. Большинство этих кредитов было выдано в советское время, и по ним деньги не возвращались. Путем списания части задолженности России удается документально подтвердить наличие долга и оформить межправительственными соглашениями порядок его погашения и обслуживания. Таким образом, Россия, во-первых, помогла беднейшим странам, а во-вторых, кто раньше не платил, теперь начинают это делать.

В настоящее время, согласно статье 98 Б К РФ, изменение условий выпущенных в обращение государственных займов — сроков выплаты и размера процентных платежей, сроков обращения — не допускается.

В рыночной экономике осуществляется реструктуризация долга на основе использования механизмов финансового рынка. Краткосрочность российских долгов и высокая стоимость заимствований в последние годы вынуждали государство постоянно заботиться об удлинении сроков и сокращении доходности новых заимствований. Это достигается, в частности, на основе реструктуризации долга, под которой, согласност. 105 Бюджетного кодекса Российской Федерации, понимается погашение долговых обязательстве одновременным осуществлением заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долга и сроков его погашения. Основные схемы реструктуризации включают: списание долга, то есть аннулирование прежних займов; выкуп долга; секьюритизацию долга.

В сфере внешних заимствований реструктуризация долга проводится и на договорной основе. Тогда под реструктуризацией понимается изменение графика погашения основного долга и уплаты процентов по нему. Реструктуризация внешнего и внутреннего долга может быть проведена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

В настоящее время при разработке вариантов оптимизации внешнего долга России внимание концентрируется главным образом на технических средствах решения проблемы: реструктуризации долга, конверсии части долговых обязательств в имущественные активы на территории России. Предлагаются также менее традиционные методы — выплата отступного, погашение долга в национальной валюте, переоформление кредиторской задолженности под расчеты по дебиторской задолженности.

Приняв на себя внешний долг бывшего СССР и не имея возможности выполнять обязательства по нему, Россия почти сразу вступила в переговоры об условиях обслуживания и погашения внешнего долга. Длительные переговоры с Парижским клубом кредиторов, сопровождавшиеся частичными и временными отсрочками платежей, завершились в апреле 1996 г. подписанием генерального соглашения о реструктуризации российского долга на сумму 38 млрд долл. Из этой суммы 45% долга должны выплачиваться в течение 25 лет, а 55% задолженности, включающей краткосрочные долги, будут погашаться в течение 21 года. Выплата капитальной суммы реструктурированного долга началась с 2002 г. На основе генерального соглашения с каждой страной-кредитором заключаются двусторонние межправительственные соглашения, в которых фиксируются конкретные суммы и сроки погашения долга.

В октябре 1997 г. аналогичное соглашение заключено с Лондонским клубом кредиторов. Реструктуризацией охвачено 32 млрд долл., погашение должно осуществляться в течение 25 лет при семилетнем льготном периоде |41|.

Последствия финансового кризиса 1998 г. подтолкнули Россию к началу новых переговоров с иностранными кредиторами о реструктуризации и частичном списании внешнего долга бывшего СССР. В феврале 2000 г. Россия и Лондонский клуб достигли договоренности о сокращении долга с 32,6 млрд долл. до 21,3 млрд долл. (списание советского долга составило 36,5%) и переоформлении оставшейся части долга в еврооблигации со сроком погашения в течение 30 лет и процентной ставкой от 2,25 до 7,5% годовых.

Основным приемом получения средств для погашения займов выступает рефинансирование долга, под которым понимается погашение накопившейся задолженности путем выпуска новых займов. В этом случае при построении графика выпусков новых займов исходят из необходимости увязки сроков их размещения с датами погашения облигаций предшествующих выпусков. Например, Россия использовала рефинансирование при погашении задолженности по государственному 3%-му внутреннему выигрышному займу 1966 г. По истечении срока действия этого займа облигации обменивались в течение одного года на облигации нового займа — внутреннего выигрышного займа 1982 г. — без уплаты курсовой разницы.

Минимальная цена заемных средств на рынке определяется ставкой рефинансирования. Ставка рефинансирования — это процентная ставка, по которой происходит заимствование на обслуживание внутреннего долга.

Таким образом, государственный кредит регулирует рынок межбанковских кредитов. При невозможности рефинансирования долга на его обслуживание и погашение направляются текущие доходные поступления бюджета.

Кроме названных приемов управления государственным долгом возможны отсрочка погашения займов и аннулирование государственного долга. Отсрочка погашения ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. При отсрочке не только отодвигаются сроки погашения займов, но и прекращается выплата доходов.

Под аннулированием государственного долга понимается мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпушенным займам. Аннулирование ценных бумаг государства может проводиться по двум причинам: в случае финансовой несостоятельности государства, т.е. его банкротства; вследствие прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей.

Страны с рыночной экономикой в обычных условиях не используют названные приемы управления государственной задолженностью, поскольку их применение ведет к нанесению непоправимого ущерба репутации государства как заемщика среди потенциальных инвесторов и кредиторов. В истории государственного долга их осуществление наблюдалось только в условиях войны, послевоенной разрухи или тяжелых бюджетно-финансовых кризисов.

В 1998-2000 гг. государственный долг функционировал под знаком новации по государственным ценным бумагам. Новация - это замена по соглашению сторон первоначальных долговых обязательств новыми, с установлением иных условий обслуживания долга и сроков его погашения.

Новация явилась следствием долгового кризиса, который, в свою очередь, был вызван кризисом экономики и финансов России. Эта мера была объявлена постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 1998 г. № 980 «Об организации работы по погашению отдельных видов государственных ценных бумаг». Общая сумма «замороженного» долга составила 265,3 млрд руб., предусматривалась его реструктуризация.

Большое значение для повышения эффективности государственной долговой деятельности будет иметь создание единой системы управления государственным долгом Российской Федерации. Органическое взаимодействие внутреннего и внешнего долгов, обеспечение их беспрепятственного взаимного замещения на основе проведения единой долговой политики, единство планирования и учета всех операций по привлечению, обслуживанию и погашению внешних и внутренних государственных заимствований позволят: оптимизировать сроки обращения, погашения и доходность государственных ценных бумаг; минимизировать неблагоприятное воздействие колебаний курсов иностранной валюты и процентных ставок на международных финансовых рынках на величину и стоимость государственных заимствований; оптимизировать бюджетные расходы на обслуживание государственного долга; своевременно и в полном объеме выполнять обязательства перед внутренними и внешними кредиторами.

В системе действий по управлению государственным кредитом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга. Все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая дополнительную нагрузку на бюджет, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций. С точки зрения инвестора наиболее приемлемо своевременное получение доходов и погашение займа, однако в условиях значительного роста государственной задолженности и бюджетного дефицита правительство вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга.

Управление государственным долгом - деятельность государства, связанная с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов и регулированием рынка государственного кредита.

Способы регулирования долга:

1) Под рефинансированием государственного долга понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

2) конверсия - изменение доходности займов, т. е. в целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам (однако не исключено и увеличение процентов);

3) консолидация - изменение условий займов, связанных со сроком. Благодаря консолидации может быть достигнуто увеличение срока действия уже выпущенных займов;

4) унификация займов - это объединение нескольких займов в один. Цель – уменьшение количества ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы по обслуживанию государственного долга. Унификация обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и самостоятельно;

5) аннулирование государственного долга - мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенному займу. В некоторых случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т.е. когда несколько облигаций приравниваются в одной новой облигации, что избавляет государство от необходимости исполнять обязательства по ценным бумагам, размещенных на рынке в обесценившейся на момент расчета валюте.

Существующая система управления государственным долгом способствует сокращению объема потенциальных кредитных ресурсов инвестирования и объема внутренних инвестиционных ресурсов, т. е. обладает негативным эффектом.

Основная задача управления государственным долгом – изменение долговой стратегии с отсрочки платежей на сокращение долга.

Финансовый механизм регулирования внешней задолженности состоит в ликвидации ее части путем обмена на финансовые активы:

Долг в обмен на собственность (проводится, как правило, в рамках программы приватизации) – предполагает обмен долговых обязательств на акции приватизированного предприятия и привлечение инвесторов.

Долг в обмен на экспорт – предполагает поддержание конкурентоспособного производства в стране, освоение новых рынков, развитие экспорта и т.д. Важно поддержать отрасли, имеющие значительный экспортный потенциал.

Долг в обмен на налоги – предполагается законодательное установление льгот для инвесторов, которые побудили бы их к инвестициям. В этом случае внешний долг будет погашаться за счет будущих доходов.

Реструктуризация долга – погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объемах погашаемых обязательств с установлением иных условий обслуживания долга и срока его погашения.

Государственный долг:

Государственный долг РФ

Государственный долг субъекта РФ

Муниципальный долг.

Каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не несет ответственности за долги другого уровня, если они не были гарантированы.

Под государственным долгом понимаются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Государственный долг можно классифицировать по нескольким признакам:

– месту размещения долга;

– уровням государственной власти;

– сроку привлечения средств;

– характеру выплачиваемого дохода;

– объему расходов на выплату государственного долга;

– методу определения дохода и др.

Наиболее распространенной является классификация в зависимости от места размещения долга, в этом случае государственный долг делится на внешний и внутренний.

Управление государственным долгом заключается в реализации системы мероприятий, осуществляемых государством, связанных с определением объемов заимствований, состава кредиторов, форм и условий предоставления кредитов и их погашения.

В организационную структуру системы управления государственным долгом входят органы власти и управления РФ, выполняющие функции по управлению государственным долгом в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами. Президент Российской Федерации устанавливает основные приоритеты бюджетной политики на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Федеральное Собрание Российской Федерации утверждает в законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год верхний предел государственного внешнего и внутреннего долга. Правительство Российской Федерации определяет организационные основы системы управления государственным долгом и финансовыми активами, утверждает основные источники и условия осуществления заимствований, включая программу государственных заимствований. Министерство финансов Российской Федерации управляет в установленном порядке государственным долгом. Центральный банк Российской Федерации консультирует Минфин России по вопросам графика погашения государственного долга с учетом приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации принимает участие в анализе эффективности проектов, финансируемых за счет средств внешних заимствований.

Управление государственным долгом осуществляется с помощью следующих методов:

1) рефинансирование. Представляет собой погашение основного долга и процентов по нему за счет средств, полученных от размещения новых займов;

2) аннулирование. Это отказ государства от уплаты основного долга и процентов по всем ранее выпущенным займам;

3) конверсия. Принятие государством решения об изменении доходности ранее выпущенных займов;

4) новация. Соглашение между кредитором и заемщиком о прекращении действия обязательств и их замене другими обязательствами, предусматривающими другие условия погашения займов;

5) унификация. Объединение нескольких ранее взятых на себя государством обязательств с заменой на новые ранее выпущенных финансовых инструментов;

6) консолидация. Увеличение сроков действия ранее выпущенных обязательств.

Государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

§ Внешний долг - это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.

§ Внутренний долг - обязательства перед резидентами в рублях.

Государственный долг обеспечивается в федеральной собственности.

Долговые обязательства Российской Федерации существуют в форме:

§ кредитных соглашений, подписанных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

§ государственных ценных бумаг;

§ договоров о предоставлении государственных гарантий;

§ переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг.

Государственный долг может быть краткосрочным (до одного года), среднесрочным (от одного года до пяти лет) идолгосрочным (от пяти до тридцати лет).

Государственный долг погашается в сроки, установленные условиями займов, но эти займы не могут превышать 30 лет.

Управление государственным долгом осуществляется правительством РФ .

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если они не были гарантированы федеральным правительством.

Максимальные объемы государственного внутреннего и внешнего долга определяются законом о федеральном бюджете на очередной год. В соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.

Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждается Программа государственных внешних заимствований. Эта программа представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата и общего объема заимствований. В ней оговариваются все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл.

Решение об эмиссии государственных ценных бумаг принимается соответственно правительством в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного долга, установленными в соответствии с законом о бюджете, а также с Программой внутренних заимствований.

В решении об эмиссии государственных ценных бумаг отражаются сведения об эмитенте ценных бумаг, объем и условия эмиссии.

Государственной гарантией является способ обеспечения правовых обязательств, в силу которого Российская Федерация как гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, получившим гарантию, его обязательств перед третьими лицами.

Законом о федеральном бюджете на очередной год определяется максимальный размер суммы государственных гарантий. Общая сумма государственных гарантий, выраженных в рублях, включается в состав государственного внутреннего долга.

Общая сумма государственных гарантий, выраженных в иностранной валюте, включается в состав государственного внешнего долга.

В соответствии со статьей 118 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения не имеют права брать кредиты у кредитных организаций. Но они обладают правом получать ссуды из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Реестр задолженности государственных унитарных предприятий ведется Казначейством.

Государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Федерации ведутся Министерством финансов РФ.

В Государственную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований по эмитированным ценным бумагам.

Информация о заимствованиях вносится эмитентом в Государственную долговую книгу Российской Федерации в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства.

Для снижения долгового бремени может применяться реструктуризация долга . Под ней понимается погашение прежних долговых обязательств с одновременным осуществлением новых заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств и с установлением новых условий обслуживания долга.

Также используются следующие инструменты управления государственным долгом:

§ консолидация - объединение нескольких займов в один более долгосрочный с изменением ставки процента;

§ конверсия государственного займа - изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности. Чаще всего в ходе конверсии правительство снижает ставку процента;

§ конверсия внешнего долга - средство сокращения внешнего долга путем выполнения долговых обязательств перед кредиторами передачей им векселей и акций в национальной валюте;

§ новация - замена первоначального обязательства между сторонами другим обязательством между этими же сторонами, предусматривающим другой способ исполнения.

В 1985 г. внешний долг СССР составлял 22,5 млрд. долл., в 1991 г. - 65,0 млрд. долл. Внешний долг России, включая долг СССР, составил на 1 января 2003 г. 124,5 млрд. долл. Для его полного погашения в течение 30 лет вместе с процентными платежами предстоит выплатить не менее 300 млрд. долл.

Таблица 6 Динамика государственного внешнего долга Российской Федерации (млрд. долл. США)

Наименование На 1.01. 1998 На 1.01. 1999 На 1.01. 2000 На 1.01. 2001 На 1.01. 2002 На 1.01. 2003
Внешний долг РФ, включая обязательства СССР В том числе: 123,5 149,3 158,4 139,3 138,0 124,5
по кредитам правительств иностранных государств 63,5 66,9 66,5 63,6 56,8 52, 7
по кредитам иностранных банков и фирм 36,2 48,4 39,4 6,0 6,0 3,0
по кредитам международных финансовых организаций 18,7 26,0 19,4 16,2 15,0 13,4
государственные ценные бумаги РФ в иностранной валюте 26,7 47,1 48,6 49,2
по кредитам Центрального банка РФ 6,4 6,4 6,4 6,2
гарантии и резервы на изменение процентных ставок и валютных курсов 5,1 8,0 - - 5,2 -

В целях обеспечения своих внешнеполитических и внешнеэкономических интересов Россия предоставляет кредиты иностранным государствам. Программа предоставления таких кредитов утверждается законом о федеральном бюджете на очередной год. Эта программа состоит из перечня кредитов с указанием целей их предоставления, получателей и суммы. Договоры о реструктуризации задолженности или списании задолженности иностранных государств перед Российской Федерацией должны быть ратифицированы Государственной думой.