Официальная учетная ставка. Изменения учетной ставки

Официальная учетная ставка. Изменения учетной ставки

Операции на открытом рынке.

По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%". Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

Учетная политика основана на регулировании рынка ссудных капиталов путем изменения учетной ставки Центрального банка. По этой ставке осуществляется переучет векселей коммерческих банков, может предоставляться им под залог ценных бумаг так называемый ломбардный кредит. Естественно, что учетный процент влияет на стоимость кредитов, предоставляемых коммерческими банками своим клиентам, а отсюда - на объем инвестиций.

Рис. 8. Учетная операция

Повышая ставку по кредитам, Центральный банк побуждает другие кредитные учреждения сократить заимствования. Это затрудняет пополнение резервных счетов, ведет к росту процентных ставок по коммерческим кредитам и, в конечном счете, к сокращению кредитных операций в стране. Если Центральный банк снижает учетную ставку, он облегчает для коммерческих банков пополнение ресурсов и тем самым поощряет кредитную экспансию.

В России Центральный банк достаточно активно использует изменение учетной ставки как инструмент денежно-кредитной политики. Например, законодательно установлено, что предприятия включают в себестоимость затраты, связанные с оплатой процентов по коммерческому кредиту в размере учетной ставки Центрального банка плюс 3 %, а сверх этого уровня относят на финансовые результаты. К учетной ставке привязываются и ставки по сберегательным вкладам. Однако из-за отсутствия практики переучета векселей Центральным банком и неразвитости ломбардного кредита действенность этого инструмента в нашей стране пока не может проявиться в полной мере.



4.Нормы обязательных резервов. Политика «дорогих» и дешевых денег».

Норма Обязательных Резервов - отношение суммы обязательных денежных резервов, которые коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке, к общему объему обязательств коммерческого банка (или к сумме денежных средств, привлеченных банком). Норма обязательных резервов устанавливает величину гарантийного фонда коммерческого банка, обеспечивающего надежное выполнение его обязательств перед клиентами. Такая норма используется одновременно центральным банком как инструмент регулирования деятельности коммерческих банков.

Политика "дорогих" денег.

Рестриктивная (направленная на ограничение расширения денежного предложения) политика "дорогих" денег предполагает высокий уровень процентных ставок и традиционно рассматривается как средство подавления инфляции.

Позитивные последствия:

· стимулирование сбережений нефинансового сектора (вследствие роста процентных ставок по депозитам и стабилизации инфляционных и девальвационных ожиданий);

· селекция предприятий по эффективности (дорогой банковский кредит смогут привлекать лишь предприятия, эффективные сегодня).

Негативные последствия:

· сокращение объемов кредитования и усиление спада в экономике;

· рост издержек, связанных с удорожанием обслуживания банковских кредитов, и провоцирование инфляции издержек;

· снижение устойчивости банковской системы;

· ухудшение ситуации с "плохими" долгами.

Политика "дешевых" денег.

Экспансионистская (направленная на увеличение общего предложения денег в экономике) политика "дешевых" денег, опирающаяся на низкие процентные ставки, традиционно используется для снижения (или ограничения роста) безработицы в условиях рецессии.

Позитивными последствиями данной политики могут стать:

· минимизация спада производства;

· поддержка уровня занятости;

· стабильность (отчасти временная) банковской системы.

К ее негативным последствиям можно причислить:

· сохранение угрозы девальвации рубля;

· высокие риски ускорения инфляции;

· консервация структурных диспропорций.

5.Эффективность и границы денежно-кредитного регулирования.

Общепризнано, что денежно-кредитная политика обладает определенными достоинствами и, прежде всего, сравнительно коротким временным внутренним лагом - период времени между изменением экономической ситуации (моментом экономического шока) и принятием ответных мер денежно-кредитной политики. Решения принимает центральный банк страны, что не требует длительных согласований; необходимые шаги осуществляются практически немедленно путем проведения операций на открытом рынке.

Следует учитывать также тот факт, что центральный банк в странах с рыночной экономикой более независим, чем большинство правительственных учреждений, что позволяет ему проводить политику твердого курса. Он четко придерживается установленных параметров, не нарушая их при изменении текущей экономической конъюнктуры. Имеющийся опыт свидетельствует о том, что политика твердого курса снижает влияние политических бизнес-циклов на динамику уровней занятости, инфляции, темпов роста ВВП.

Денежно-кредитная политика способна воздействовать на структуру совокупного спроса (соотношение потребления, инвестиций и государственных закупок в общем объеме совокупного спроса)(Политика «дешевых и дорогих» денег).

Политика контроля над денежной массой может привести к значительным колебаниям процентной ставки, что негативно скажется на инвестиционном климате и способно даже повлечь за собой сокращение долгосрочных инвестиций. Проблема обостряется в том случае, если спрос на деньги неэластичен по отношению к процентной ставке. В данной ситуации даже незначительное его изменение приведет к серьезным колебаниям ставки процента.

Эффективность денежно-кредитной политики снижает и наличие многоэтапного передаточного механизма. Общий результат влияния изменений в предложении денег на уровень совокупного дохода зависитот того, насколько точно сработает каждое звено передаточного механизма. «Сбой» на одном из этапов может привести к непредсказуемым последствиям. Особенно ненадежной, по мнению ряда экономистов, является связь между процентной ставкой и инвестициями. Помимо реальной ставки ссудного процента объем инвестиций определяет и ряд других факторов, влияние которых может оказаться превалирующим. Например, необходимость внедрения новых технологий, ожидания высокой прибыли могут стимулировать предпринимателей к увеличению инвестиций даже в период проведения центральным банком политики «дорогих денег». Наоборот, значительный спад производства может сдерживать процесс инвестирования даже в условиях снижения процентной ставки, т.е. при проведении политики «дешевых денег».

Для разработки денежно-кредитной политики и оценки ее последствий центральному банку необходима исчерпывающая информация о факторах, влияющих на каждый из этапов передаточного механизма, их взаимосвязи. Получить такие сведения в полном объеме практически невозможно, что в свою очередь может привести к непредсказуемым конечным результатам.

Несмотря на то, что коммерческие банки являются главными кредиторами страны, предоставляя ссуды промышленным компаниям, при определенных условиях они сами превращаются в банки-заемщики, обращаясь за кредитами к центральному банку.

Согласно законодательству большинства стран рыночной экономики, центральный банк имеет право административно изменять величину учетной ставки. Реагируя на изменение экономической конъюнктуры, центральный банк может как увеличивать, так и уменьшать учетную ставку и, следовательно, увеличивать или уменьшать денежное предложение. При уменьшении учетной ставки спрос на деньги центрального банка со стороны коммерческих банков возрастает. Коммерческие банки стараются взять больше кредитов, вследствие чего их финансовые возможности возрастают. Если учетная ставка возрастает, то реакция коммерческих банков будет обратной, спрос на кредиты центрального банка уменьшается и финансовые возможности сокращаются.

Изменение центральным банком учетной ставки, ее увеличение или уменьшение в теории и практике рыночной экономики называется политикой «дорогих» и «дешевых» денег

Политика «дорогих» денег (учетная ставка повышается) проводится правительством в том случае, если необходимо уменьшить инфляцию. Рост учетной ставки снижает желание коммерческих банков получить кредиты и тем уменьшает денежное предложение в стране. Кроме того, под влиянием более высокой учетной ставки коммерческие банки, предоставляя кредиты промышленным компаниям, также увеличивают свой процент. В результате многие фирмы, лишившись возможности получить кредит, сокращают производство. Проводя политику «дорогих» денег, правительство ценой падения производства и роста безработицы добивается снижения темпов инфляции.



Политика «дешевых» денег (учетная ставка уменьшается) проводится правительством в том случае, если необходимо замедлить спад производства, поддержать предприятия, особенно в периоды структурных перестроек. В результате происходит «накачка» экономики деньгами, что может вызвать рост инфляции. Поэтому политику «дешевых» денег еще называют «политикой инфляционного кредитования»

Таким образом, экономические последствия регулирования нормы учетной ставки двойственны. Повышение нормы учетной ставки является одним из сильнейших средств в борьбе с инфляцией, но в то же время вызывает сокращение производства, рост безработицы и социальную напряженность в обществе. Понижение нормы учетной ставки способствует выходу из кризиса, но в то же время вызывает рост инфляции. В каждом конкретном случае правительство страны, реализуя ту или иную экономическую программу, решает, какую принести «жертву» во имя достижения намеченных целей экономического развития. Как правило, такой «жертвой» становятся производство и занятость Чаще проводится политика «дорогих» денег. Так, Федеральная резервная система США (выполняющая функции Центрального банка) в качестве антиинфляционного средства в 1994 г. шесть раз(!) повышала ставку учетного процента.

Дополнительные методы денежно-кредитной

Политики

Среди рассмотренных методов денежно-кредитной системы наиболее эффективными являются «операции на открытом рынке». Реализация государственных ценных бумаг позволяет за небольшой промежуток времени существенно повлиять на совокупную денежную массу, участвующую в обращении.

Два других рассмотренных метода - маневрирование резервными требованиями и учетной ставкой, - хотя и используются правительствами многих стран, оказать существенное воздействие на денежное обращение не могут. Дело в том, что обязательные резервы всегда и во всех странах воспринимаются банками негативно: резервируемые деньги перестают «работать», не приносят процентов, и банки начинают оказывать серьезное противодействие правительству, заставляя его идти на попятную. С помощью учетной ставки правительства оказывают воздействие только на денежную массу, которую коммерческие банки заимствуют у центрального банка. А она, как правило, составляет 2-3 % их кредитных возможностей.

Три наиболее распространенных метода воздействия на денежно-кредитную систему, в зависимости от экономической конъюнктуры и степени разлаженности финансовой системы, могут дополняться рядом других. Одни, в силу их огромного значения для функционирования финансовой системы, можно назвать радикальными, другие - функциональными.

Когда темп инфляции ежегодно составляет тысячи (иногда десятки тысяч) процентов и деньги настолько обесцениваются, что их покупательная способность практически становится нулевой, государство прибегает к своеобразной «хирургической операции» - проводит денежную реформу («нуллификацию», или «деноминацию»). «Старые» деньги изымаются из обращения, а новых выпускается столько, сколько необходимо для обращения товаров и без инфляционного развития.

Эта крайняя мера применяется в исключительных случаях, когда традиционные способы воздействия на денежно-кредитную систему не дают желаемых результатов. Тем не менее она является важным элементом денежно-кредитной политики.

В условиях переходной экономики, в целях достижения соответствия между товарной и денежной массой, правительства иногда прибегают к денежным реформам в скрытом виде - к «либерализации» цен, снимая всякий контроль над ними. Такую политику правительство России начало проводить в 1992 г. В результате денежная масса увеличилась в 2,2 раза, а цены - в 30 раз! Иными словами, денежная масса относительно товарной (в ее стоимостном выражении) резко уменьшилась. Фактически произошло прямое изъятие из обращения денежной массы.

В качестве дополнительных мер воздействия на денежно-кредитную систему правительства часто используют и регулирование операций коммерческих банков на фондовом рынке. В США, например, с целью ограничения деятельности банков по скупке акций Федеральная резервная система значительно ограничивает использование ими заемных средств для расчетов по этим операциям. Как правило, только 50 % покупной цены могут оплачиваться заемными средствами, остальные - наличными. Центральный банк России в 1994 г. в целях ограничения подобных спекулятивных операций значительно увеличил по ним требования к размерам резервного фонда (до 35 %). Если, например, банк приобретает акций на миллиард рублей, то 350 миллионов он должен отдать в резервный фонд.

Еще одной мерой, с помощью которой правительства также воздействуют на совокупную денежную массу в обращении, является ограничение потребительского кредита. В этих целях Центральный банк обязывает коммерческие банки, предоставлявшие кредиты частным лицам, делать «специальные» вклады в резервный фонд (иногда они составляют 15-20 % от суммы кредитов). Этим государство сдерживает желание банков предоставлять потребительские кредиты, поскольку резервные деньги, как известно, процентов не приносят.

Проводя политику борьбы с инфляцией, правительства иногда рекомендуют коммерческим банкам сокращать кредитование компаний. Так, Федеральная резервная система США в 1980 г. «настоятельно рекомендовала» коммерческим банкам уменьшить предполагаемое расширение кредита с 20 до 6-8 %. Такие рекомендации для коммерческих банков необязательны, тем не менее банки, зная о возможных санкциях государства, как правило, стараются их выполнять.

В системе денежно-кредитной политики государства всегда имеется и ряд косвенных методов регулирования денежной массы, среди которых особое значение имеют такие, как «государственная регистрация банков» и «амортизационная политика».

Во всех странах рыночной экономики в качестве обязательного условия регистрации и получения лицензии коммерческий банк обязан предоставить доказательства наличия у него уставного капитала в определенном фиксированном размере. Увеличивая или уменьшая размер уставного капитала, государство, таким образом, косвенно увеличивает или уменьшает количество субъектов экономики, которые могут заниматься кредитной эмиссией.

Регулируя норму амортизации, государство косвенно способствует увеличению или уменьшению денежной массы. Ускоренная амортизация дает возможность предприятиям быстро возвращать вложенные в вещественные факторы производства денежные средства и использовать их для развития производства.


Лекция 18. Налоги и налоговая система

Что такое налоги?

Учетная ставка - это процент по ссудам, которые предоставляет центральный банк коммерческим банкам.
Несмотря на то, что коммерческие банки являются главными кредиторами страны, предоставляя ссуды промышленным компаниям, при определенных условиях они сами превращаются в банки-заемщики, обращаясь за кредитами к центральному банку.
Согласно законодательству большинства стран рыночной экономики, центральный банк имеет право административно изменять величину учетной ставки. Реагируя на изменение экономической конъюнктуры, центральный банк может как увеличить, так и уменьшать учетную ставку, и, следовательно, увеличивать или уменьшать денежное предложение. При уменьшении учетной ставки спрос на деньги центрального банка со стороны коммерческих банков возрастает. Коммерческие банки стараются взять больше кредитов, вследствие чего их финансовые возможности возрастают. Если учетная ставка возрастает, то реакция коммерческих банков будет обратной: спрос на кредиты центрального банка уменьшается и финансовые возможности сокращаются.
Изменение центральным банком учетной ставки, ее увеличение или уменьшение в теории и практике рыночной экономики называется политикой «дорогих» и «дешевых» денег.
Политика «дорогих» денег (учетная ставка повышается) проводится правительством в том случае, если необходимо уменьшить инфляцию. Рост учетной ставки снижает желание коммерческих банков получить кредиты и тем уменьшает денежное предложение в стране. Кроме того, под влиянием более высокой учетной ставки коммерческие банки, предоставляя кредиты промышленным компаниям, также увеличивают свой процент. В результате многие фирмы, лишившись возможности получить кредит, сокращают производство. Проводя политику «дорогих» денег, правительство, ценой падения производства и роста безработицы, добивается снижения темпов инфляции.
Политика «дешевых» денег (учетная ставка уменьшается) проводится правительством в том случае, если необходимо замедлить спад производства, поддержать предприятия, особенно в периоды структурных перестроек. В результате происходит «накачка» экономики деньгами, что может вызвать рост инфляции. Поэтому политику «дешевых» денег еще называют «политикой инфляционного кредитования».
Таким образом, экономические последствия регулирования нормы учетной ставки двойственны. Повышение нормы учетной ставки является одним из сильнейших средств в борьбе с инфляцией, но в то же время вызывает сокращение производства, рост безработицы и социальную напряженность в обществе. Понижение нормы учетной ставки способствует выходу из кризиса, но в то же время вызывает рост инфляции. В каждом конкретном случае правительство страны, реализуя ту или иную экономическую программу, решает, какую принести «жертву» во имя достижения намеченных целей экономического развития. Как правило, такой «жертвой» становятся производство и занятость. Чаще проводится политика «дорогих» денег. Так, Федеральная резервная система США (выполняющая функции Центрального банка) в качестве антиинфляционного средства в 1994 году шесть раз (!) повышала ставку учетного процента.

Кредит через дисконтное окно увеличивает денежную базу на величину займа.

Увеличение ставки делает ее невыгодной, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, т.к. они становятся очень дорогими. Опять же наблюдается мультипликационное сокращение денежного предложения.

Однако следует отметить, что изменение учетной ставки ЦБ в целом должно носить ясный, целенаправленный и логичный характер, т. к. частые судорожные изменения процентной ставки препятствуют подсчету перспективного эффекта и вносят фактор неопреде­ленности в принятие хозяйственных решений.

Почему же учетная ставка так важна?

Как уже было сказано она воздействует на экономическую активность субъектов, но кроме этого она воздействует на общее состояние экономики страны.

Изменение официальной учетной ставки осуществляется неболь­шими шагами (0,25%- 0,5%). Если учетная ставка центрального банка имеет устойчивую тенденцию к сниже­нию, то коммерческие банки и предприниматели понимают это как свидетельство курса экономической политики правительства на стимулирование деловой активности и планируют свою политику в отноше­нии инвестиций, закупок, сбыта и занятости. Кроме того, от учетной ставки зависят издержки производства и конкурентоспособность продукции. Учетная ставка оказывает определяющее воздействие на направление потока иностранного и отечественного краткосрочного капитала (в страну или из страны). А это, в свою очередь, отражается на состоянии платежного баланса и национальной валюты.

Границы эффективности учетной ставки

Однако для применения данного способа существуют значительные ограничения, появление которых вызвано следующими причинами:

1. Существуют противоречие в наличие свободного капитала и потребности в нем в модели классической рыночной экономики. Соответственно соотношению спроса и предложения ведет себя учетная ставка в нерегулируемом хо­зяйстве.

2. Государство пытается регулировать уровень учетной ставки с помощью ЦБ. Это ему удается в пределах фи­нансовых возможностей центрального банка кредитовать коммер­ческие банки под процент, не определяемый спросом и предложе­нием, а устанавливаемый в соответствии с целями государственного регулирования экономики. Однако возможны лишь его корректировка и временные изменения ставки.

3. Существование крупных собственников капитала, деятельность которых менее зависима от процента. Мало зависимые от кредитов коммерческих банков компании и относительно менее зависимые от кредитов центрального банка частные финансовые институты не так чувствительны к изменени­ям учетной ставки, как фирмы и банки, работающие в значитель­ной степени на заемном капитале. Изменение учетной ставки в стране, в которой международная монополия строит какой-либо объект, практически не оказывают воздействия на решении о продолжении строительства.

4. Международная миграция капитала. Либерализация движения капитала между странами и полная свобода его перемещения внутри интеграционных меж­государственных объединений противодействуют кредитной по­литике отдельного государства. Реакцией на это, в частности, ста­ло согласование действий центральных банков по изменению учетной ставки в странах ЕС.

Однако, несмотря на все это учетная ставка оказывает значительное влияние на хозяйственную деятельность.

Частные банки стремятся получить кредит в двух целях:

1. Для корректировки уровня наличных денежных резервов в стране в случае, когда они не достигают желаемого или требуемого нормами регулирования ЦБ уровня;

2. Для получения средств, которые банк может в свое время одолжить клиентам, если это принесет ему прибыль.

Принимая решение по займу, коммерческие банки руководствуются многими факторами. Например, они могут сравнить учетную ставку со ставкой которые, которые другие коммерческие банки взимают по краткосрочному межбанковскому кредиту, и соответственно отдаст предпочтение более дешевому источнику, далее учетная ставка должна быть ниже той, которую они взимают со своих клиентов, покрывать операционные издержки.

Следует отметить. Что некоторые аналитики предлагали использовать банковскую ставку для осуществления весьма жесткой ограничительной политики, т.е. установить учетную ставку выше рыночной ставки процента, тем самым "наказав" банки. Нуждающихся в займах (их резервы снизаться меньше требуемого уровня). Однако многие страны не пользуются этой рекомендации. Учетная ставка, как правило, устанавливается ниже рыночной ставки процента и с запозданием присоединяется к ее колебаниям.

ЦБ может указать, в каком направлении будет влиять изменения учетной ставки, и даже могут оценить результаты такого влияния. Однако они, как правило, не могут знать точного влияния своей дисконтной политики.

ЦБ часто использует метод операций на открытом рынке для компенсации операций через дисконтную ставку. При продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях уменьшения денежного предложения ЦБ устанавливает высокую учетную ставку (выше доходности ценных бумаг), что ускоряет процесс продажи правительственных ценных бумаг населению, т.к. им становится невыгодно восполнять свои резервы займами у ЦБ, и повышает эффективность операций на открытом рынке. Этот механизм также действует в обратном направлении.

Вообще среди инструментов денежной политики учетная ставка занимает второе по значению места после открытого рынка.

В России Центральный банк также использует изменение учет­ной ставки как инструмент ГРЭ. При кредитовании частных ком­мерческих банков он устанавливает и периодически изменяет дис­конт при переучете векселей и процент на ломбардные кредиты, обеспечиваемые государственными ценными бумагами.

2.2.3. Изменение нормы обязательных резервов

Другое важное направление политики ЦБ. Изменение нормы обязательных резервов было введено, начиная с 30-х годов 20 века. Правительство развитых стран, опасаясь социального недовольства, цепной реакции банкротств, начинающихся с краха нескольких банков - в те года они следовали одно за другим - ввело для банков обязатель­ные минимальные резервы.

Государство обязало все банковские учреждения держать опре­деленную часть собственных и депонированных у них средств на счетах ЦБ, который в зависимости от состояния конъюнктуры и целей государственного регулирования экономики периодически изменяет нор­мы минимальных резервов. Это средство денежно-кредитного ре­гулирования решает следующие задачи:

1. Экономическая задача: в условиях свободы принятия решений и возможности рискованных операций обеспечить минимальную устойчивость банков, не допустить, что­бы из-за полного краха одного или нескольких банков кризис неплатежей и банкротство распространились по народному хозяйству

2. Социальная задача: обязательные минимальные резервы представляют собой гарантию от полного разорения вклад­чиков

3. Задача создания и поддержания резервов центрального банка: обязательные резервы хранятся в ЦБ на бессрочных счетах. Т. е. Это – ресурсы ЦБ, которые могут быть использованы в долгосрочных целях, размеры этих ресурсов имеют тенденцию к увеличе­нию по мере роста активов частных банков.

Официальная учётная ставка – процентная ставка, которую используют Центральные банки государств в операциях с коммерческими кредитными организациями при покупке и учете государственных краткосрочных обязательств и переучете коммерческих векселей.

Именно под эту ставку Центральные банки обеспечивают финансирование кредитных учреждений для последующего кредитования экономических субъектов и пополнения собственных резервов.

Ее размер определяет величину рыночных ставок по кредитам. Чем выше ставка, тем выше стоимость рефинансируемых кредитов Центрального банка.

Учетная политика

Одним из базовых инструментов рыночного типа, используемого для монетарного регулирования, является механизм изменения учетной ставки.
В ситуации, когда Центральный банк желает снизить кредитный потенциал банков, он поднимает учетную ставку, при этом происходит удорожание рефинансируемых кредитов. Когда задача Центрального банка заключается в увеличении потенциала банковских организаций к кредитованию, он понижает учетную ставку.

Несмотря на всю действенность данного типа регулирования денежно-кредитной ситуации в экономике, не всегда Центральному банку удается реализовать свои задумки. Так, повышение учетной ставки не окажется эффективным в том случае, когда на рынке возникает ситуация, характеризующаяся уменьшением стоимости кредитов, обусловленным повышенным предложением.

Величина учетной ставки оказывает сильное воздействие на финансовый . Ее увеличение практически сразу же влечет за собой подъем депозитных и кредитных процентных ставок, вследствие чего происходит падение спроса на и существенное увеличение их предложения.

Изменение учетной ставки в меньшую сторону наоборот делает кредиты более доступными, а депозиты менее прибыльными. В результате усиливается спрос на ценные бумаги с одновременным уменьшением предложений на них и увеличением рыночной стоимости данных активов.

Официальная в Российской Федерации


Работники кредитных учреждений в РФ зачастую называют ставкой рефинансирования официальную учетную ставку. Вместе с тем в нормативных документах, публикуемых статьях, специальной литературе, международной банковской практике обычно наряду с термином « » могут использоваться термины: «учетная ставка», «ставка учетного процента».

Установленная величина учетной ставки используется как индикативный показатель размера процентных ставок в РФ, исходя из которой, согласно российскому законодательству, исчисляются пени, штрафы и прочее. Это обусловлено тем, что значение официальной учетной ставки определяет Центральный банк, анализируя текущее и уровень инфляции.

Актуальное значение ставки учетного процента в России – 8.25% годовых. Максимальное значение в истории России составляло 210% годовых, минимальный ее размер был зафиксирован в 2010-2011 гг. на уровне 7.75% годовых.

Взаимосвязь учетной ставки и инфляции

Ключевым фактором, обуславливающим решение Центрального банка в отношении изменения учетной ставки, является уровень инфляции в экономике страны. Одной из обязательных составляющих экономического роста многие экономисты считают умеренную инфляцию, но слишком высокий уровень инфляции способен разрушить экономику.

Для сдерживания инфляции Центральные банки обычно повышают учетную ставку. Рост учетной ставки способствует экономии средств и уменьшению размера кредитов.

С другой стороны, понижение учетных ставок обуславливает увеличение совокупной суммы кредитов, которое вызывает рост расходов, активизируя экономический подъем.