Содержание бюджетно налоговой политики. Бюджетно-налоговая политика - понятие и виды. Фискальная политика, ее цели и инструменты

Содержание бюджетно налоговой политики. Бюджетно-налоговая политика - понятие и виды. Фискальная политика, ее цели и инструменты

Бюджет является центральным звеном в деятельности государства. Он представляет собой совокупность средств, концентрируемых в руках государства и используемых для достижения определенных целей. Он является инструментом финансирования государственных расходов, важнейшим средством регулирования экономики, регулирования доходов регионов, отраслей, индивидов.

Бюджет нацелен на:

1. финансирование расходов государства

2. регулирование экономики

3. регулирование взаимоотношений субъектов федерации.

Функции бюджета:

1. фискальная функция

2. функция экономического регулирования

3. социальная функция

Бюджетная политика важнейший элемент экономической политики государства. Она включает в себя меры, осуществляемые государством, направленные на формирование государственного фонда средств, необходимого для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества. В рыночной экономике госбюджет выполняет важные макроэкономические функции: обеспечение создания общественных благ; создание материальной базы для управления рыночными процессами с помощью государственного фонда средств; формирование основы для решения задач роста благосостояния населения, для решения социальных вопросов.

Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов. Теоретически наиболее оптимальным является бюджет, который предполагает нулевое сальдо. Однако, если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи и средств на их реализацию хватать не будет.

Первочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики, которая реализуется, как правило, средствами фискальной политики, т.е. через манипулирование государственными расходами (G) и налогообложением (T) с целью увеличения производства, занятости и снижения инфляции.

От качества федерального бюджета, от уровня собираемости налогов зависят инвестиционные возможности государства, уровень социальной защиты граждан, предпринимательская активность, взаимоотношения России с другими странами и в целом результативность всей внутренней и внешней политики государства.

Бюджетно-налоговая политика нацелена на:

а) макроэкономическую стабилизацию и сбалансированность;

б) решение финансовых задач;

в) повышение инвестиционной и предпринимательской активности;

г) повышение конкурентоспособности экономики;

д) обеспечение условий для экономического роста.

2. Налоговая система , как инструмент бюджетной политики . Налоги , их виды .

Налоговая система – это совокупность налогов, методов и

механизмов их исчисления. Она является одним из основных инструментов бюджетной политики государства.

Основные качества эффективной налоговой системы :

Встроенность в общее бюджетное устройство;

Стимулирование предприятий к производству товаров и услуг;

Чёткое регулирование взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов.

Цель налоговой системы: обеспечить поступление в бюджет финансовых ресурсов, которые необходимы для поддержания деятельности государства в области социальной защиты граждан, перераспределения доходов, регулирования экономики, обеспечения обороноспособности и правопорядка в стране.

Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством.

Классификация налогов:

1. по региональному признаку:

Федеральные

Региональные

Местные

2. по объекту налогообложения:

Налоги с доходов;

Налоги на имущество;

Налоги на операции с ценными бумагами.

3. по экономическому содержанию:

Косвенные

4. по прогрессивности:

Прогрессивные

Пропорциональные

Регрессивные

Государственные расходы оказывают влияние на AD и обладают мультипликативным эффектом

ВНП = k g G,

где k g = 1/1-MPC – мультипликатор государственных расходов.

Действие налогов , подобно G , обладает мультипликативным эффектом

ВНП = - k t T,

где k t = MPC/MPS – мультипликатор налогов.

k g > k t , так как, например, при сокращении Т потребление увеличивается лишь частично (часть располагаемого дохода идет на увеличение сбережений), тогда как каждая единица прироста G оказывает прямое воздействие на величину ВНП.

Дискреционная фискальная политика сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса (AD) в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения G или снижения T . В период подъема создается бюджетный излишек.

Недискреционная фискальная политика предполагает использование автоматических стабилизаторов, которые без частого вмешательства реагируют на изменение макроэкономической ситуации. К основным встроенным стабилизаторам относится изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. При этом ставки налогов действуют достаточно долго, не изменяя свою величину. Поэтому в период подъема налоговые поступления автоматически возрастают, что обеспечивает снижение покупательной способности населения и сдерживание экономического роста. К встроенным стабилизаторам также относятся – пособия по безработице; соц. выплаты; программы по поддержанию малоимущих слоев населения.

Встроенные стабилизаторы : прогрессивная система налогообложения и система государственных трансфертов. Они нивелируют циклические колебания совокупного спроса.

Фискальная политика будет экспансионистской , если приводит к росту совокупных расходов. Это происходит, когда государство:

1. увеличивает расходы,

2. сокращает чистые налоги

Фискальная политика будет рестриктивной , если она ведет к снижению совокупных расходов. Это наблюдается, когда:

1. снижаются государственные расходы,

2. увеличиваются чистые налоги.

В системе финансовых отношений немаловажную роль, с точки зрения пополнения доходной части бюджетов различных уровней и возможности воздействия на национальную экономику, играют налоги.

Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.

Принципы налогообложения: – сочетание прямых и косвенных налогов; – универсальность налогообложения; – равнонапряженность налогового бремени для всех субъектов налоговых правоотношений; – однократность налогообложения; – использование системы налоговых льгот; – стремление к стабильности условий налогообложения; – запрет обратной силы налоговых законов.

Субъекты налога должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства, т.е. те, кто получил большую выгоду, платят налоги, необходимые для финансирования создания этой выгоды.

Юридические и физические лица должны уплачивать налоги в прямой зависимости от размера полученного дохода.

При высокой ставке подоходного налога (более 50%) резко снижается деловая активность фирм и населения. Кривая Лаффера (рис. 1.) отражает зависимость поступлений в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога.

Суть «эффекта Лаффера» в следующем: если экономика находится справа от точки А, то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (r a ) в краткосрочном периоде приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном – к их увеличению, так как возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности (выход из «теневой экономики»).

Объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог.

Рис.1. Кривая Лаффера

Ставка налога – величина налоговых отчислений на единицу объекта налога. Различают твердые ставки (устанавливаются в абсолютном выражении на единицу отложения, независимо от размеров дохода); пропорциональные (в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины); прогрессивные (возрастание ставки по мере роста дохода); регрессивные (снижение ставки по мере роста дохода).

Прямые налоги – платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны платежеспособности (подоходный налог, налог на землю и т.д.). Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей (акцизы, НДС, таможенные пошлины).

Чистые налоговые поступления в бюджет – разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.

Бюджетно-налоговая (налогово-бюджетная, фискальная) политика - правительственная политика в области государственного бюджета и налогообложения, направленная на обеспечение занятости населения, стабильности экономики и получение валового национального продукта.

В совокупности с денежно-кредитной политикой бюджетно-налоговая политика образует макроэкономическую политику - один из главных рычагов экономической политики государства.

До мирового кризиса 1930-х годов главной целью регулирования общественных финансов было обеспечение финансирования производства общественных благ и услуг. Объем государственных расходов в тот период времени не считался величиной, способной оказывать влияние на уровень экономической активности. Английский экономист Джон Мейнард Кейнс изменил эту концепцию. В своих работах он подчеркивал влияние бюджетно- налоговой политики на уровень экономической активности страны. В соответствии с идеями Кейнса большая часть развитых стран в период с 1930 г. реализовывала политику увеличения госрасходов в периоды спада или наименьшего роста экономики.

Кризис, последовавший за нефтяным шоком 1973 г., продемонстрировал необходимость внесения дальнейших изменений и в теоретические, и в практические аспекты бюджетно-налоговой политики. Учеными-неоклассиками было предложено четко определить границы бюджетной политики и особенно пагубные последствия наличия государственного долга и дефицита государственного бюджета.

В рыночной экономике госбюджет выполняет важные макроэкономические функции: обеспечение создания общественных благ; создание материальной базы для управления рыночными процессами с помощью государственного фонда средств; формирование основы для решения задач роста благосостояния населения, для решения социальных вопросов.

Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов. Теоретически наиболее оптимальным является бюджет, который предполагает нулевое сальдо. Однако, если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи и средств на их реализацию хватать не будет.

Бюджетный дефицит - превышение расходов над доходами. Профицит бюджета - превышение доходов над расходами. На сегодняшний день в периоды экономического спада бюджетно- налоговая политика занимается стимулированием экономической деятельности путем понижения налогообложения или повышения некоторых расходов, что ведет к сокращению дефицита государственного бюджета.

И, наоборот, в периоды экономического роста (за исключением периодов существования спекулятивных «пузырей») бюджетно-налоговая политика должна позволить сократить дефицит государственного бюджета или даже создать профицит, который в дальнейшем будет использован на необходимые нужды.

По причине сложностей, связанных с прогнозированием экономической ситуации в стране и в связи с длительным периодом времени, необходимым для принятия решений в рамках бюджетно-налоговой политики, экономисты рекомендуют внедрять и использовать так называемые встроенные, или автоматические, стабилизаторы.

Автоматические, или встроенные, стабилизаторы - экономические механизмы, позволяющие снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства.

В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов и система участия в прибылях.

Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний ВНП, а лишь ограничивают размах этих колебаний.

Бюджетная политика оказывает антициклическое воздействие на экономическую активность, снижает риски экономической конъюнктуры.

Действительно, большая часть государственных расходов не зависит от краткосрочных изменений экономической активности (например, зарплата и пенсионные выплаты госслужащим). Но определенная часть госрасходов напрямую связана с изменениями экономической конъюнктуры. Это пособия по безработице, социальные пособия, количество которых увеличивается, когда сокращается экономическая активность.

Считается, что эластичность госрасходов по конъюнктуре (или, другими словами, степень изменения госрасходов в зависимости от изменения рыночной конъюнктуры) находится в диапазоне от 0,1 до 0,3. Иначе говоря, госрасходы увеличиваются на величину от 0,1 до 0,3 пункта, если экономический рост замедляется на 1 пункт.

В прошлом, в течение длительного времени, экономисты понимали лишь тот факт, что государство через бюджетно-налоговую политику определяет, в какой пропорции объем производства страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить среди населения. Только после разработки кейнсианской макроэкономической теории была обнаружена неожиданная закономерность: бюджетно-налоговая политика правительства оказывает большое воздействие на краткосрочную динамику выпуска, занятости и цен.

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики) посредством инвестирования, дотаций и т.д.

Как правило, раз в год, во время утверждения проекта бюджета разворачивается настоящая война за бюджетные дотации и финансирование. Эта война затрагивает всех: как министерства и исследовательские институты, так и государственные предприятия, и частный сектор.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы – удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

Бюджетно-налоговая политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования. Финансовую политику государства иногда называют бюджетно-налоговой. В общем можно согласиться с таким определением, хотя и финансовая политика не связана исключительно с бюджетом и налогами. Если разложить финансовую политику на составляющие, то политика в области бюджета есть политика, связанная с государственными расходами; налоговая политика – государственными доходами.

Целью курсовой работы является изучение бюджетно-налоговой политики государства для чего в результате работы решены следующие задачи:

1. Изучение целей и инструментов бюджетно-налоговой политики;

2. Изучение видов бюджетно-налоговой политики;

3. Изучение эффектов мультипликаторов: налогов, государственных закупок;

4. Исследование бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь.

Объектом исследования является бюджетно-налоговая политика, предметом ее роль в государственной экономике.

1. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Бюджетно-налоговая политика - это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию экономики посредством изменений государственных доходов и расходов. Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный» (от лат. fiscus - государственная казна и fiscalis -относящийся к казне).

Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики, поэтому далее мы рассмотрим их более детально.

Бюджетно-налоговая политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.

Современная бюджетно-налоговая политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности .

1.1. Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики и ее инструменты

Все цели макроэкономической, а следовательно, бюджетно-налоговой политики разделяются на конечные и промежуточные, краткосрочные и долгосрочные.

Конечные цели определяются посредством таких показателей, как реальный ВВП, безработица, инфляция. К промежуточным принадлежат цели, способствующие достижению конечных. Они определяются посредством широкого круга показателей. Применение промежуточных целей дает возможность органам, осуществляющим макроэкономическую политику, контролировать свою деятельность не только через конечные, но и через промежуточные цели. Это дает возможность предварительно определять соответствие применяемых мероприятий конечным целям и при необходимости своевременно вносить необходимые коррективы в свои действия. При определении промежуточных целей возникает вопрос относительно их количества. Чем больше промежуточных целей, тем более контролируемыми могут быть последствия проводимой политики. Однако существует и проблема противоречия между ними. Это означает, что проблема выбора между противоречивыми промежуточными целями может решаться лишь в зависимости от приоритетов макроэкономической политики.

Постановка краткосрочных и долгосрочных целей зависят от типа политики, проводимой правительством в настоящее время. Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов (G), снижение налогов (Т) или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.

Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Национального банка и оптимизацией структуры государственных расходов.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение государственных расходов (G), увеличение налогов (Т) или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции (одновременный рост инфляции и безработицы на фоне спада производства), особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов по всем статьям бюджета осуществляется пропорционально и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периода.

В краткосрочной перспективе меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета. Здесь необходимо ввести понятие планируемых расходов (E), представляющих собой сумму, которую домохозяйства, фирмы, правительство и внешний мир предполагают истратить на товары и услуги. Функция планируемых расходов E = C + I+G + Xn изображается графически как функция потребления С = а + b(Y- T), которая «сдвинута» вверх на величину I + G + Хn.

Инструментарий фискальной политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

Бюджетно-налоговая политика – это политика, проводимая путем управления государственными расходами и доходами. Ее инструментом является госбюджет.

БНП включает в себя следующие элементы:

· государственные закупки;

· трансферты;

· налоги;

· государственные займы.

БНП предполагает сознательное или автоматическое изменение государственных расходов (сумма государственных закупок и трансфертов) и налогов с целью стабилизации экономики.

Виды БНП:

1. Сознательная (дискреционная) БНП предполагает утверждение и исполнение государственного бюджета. Различают два направления сознательной БНП: стимулирующая, сдерживающая.

Во время экономического спада и депрессии проводится стимулирующая бюджетно-налоговая политика . Она направлена на увеличение совокупных расходов (сумма потребительских, инвестиционных, государственных расходов и расходов на чистый объем экспорта). С этой целью принимается дефицитный бюджет, который предусматривает рост государственных расходов, снижение налоговой нагрузки, либо оба данных направления.

В условиях инфляции спроса необходима сдерживающая бюджетно-налоговая политика. Ее меры носят противоположный характер, а именно сокращение государственных расходов, увеличение налоговой нагрузки. Такой бюджет будет профицитным. Бюджетный излишек целесообразно направить на погашение внешних займов или изъять из обращения.

2. Автоматическая БНП – это экономический механизм, который корректирует развитие экономики для сдерживания намечаемых нежелательных тенденций автоматически, т.е. не требуя пересмотра налогового законодательства, системы трансфертных платежей, утверждения и реструктуризации госбюджета. Различают два направления автоматической БНП: стимулирующая, сдерживающая.

Автоматическая БНП является результатом действия встроенных стабилизаторов , т.е. механизмов в экономике, которые уменьшают реакцию реального ВВП на изменение совокупного спроса. Встроенные стабилизаторы увеличивают дефицит бюджета во время спада и уменьшают во время подъема, т.е. действуют контрциклически.

Виды встроенных стабилизаторов:

· налоговая система;

· система государственных трансфертов (пособия по безработице, пособия по бедности);

· система участия в прибылях.

Во время экономического подъема действует автоматическая сдерживающая бюджетно-налоговая политика , которая направлена на сокращение деловой активности. Действие механизма автоматической бюджетно-налоговой политики заключается в следующем. Если в стране наблюдаются высокие темпы экономического роста, то велика вероятность инфляции. Однако в автоматическом режиме она будет сдерживаться благодаря увеличению налоговых поступлений и уменьшению суммы трансфертных платежей из государственного бюджета. Это следствие того, что в условиях экономического роста расширяется налогооблагаемая база (растет прибыль, фонд оплаты труда, стоимость имущества), сокращается число предприятий, нуждающихся в субсидировании, а также снижается численность населения, в отношении которого осуществляются выплаты пособий.



Во время экономического спада действует автоматическая стимулирующая бюджетно-налоговая политика , которая смягчает последствия спада. Механизм реализации автоматической стимулирующей бюджетно-налоговой политики проявляется с точностью наоборот автоматической сдерживающей бюджетно-налоговой политики.

На практике правительство РФ проводит комбинированную бюджетно-налоговую политику, сочетающую дискреционные и автоматические методы.

Методика расчета равновесного объема ВВП с учетом бюджетно-налоговой политики:

ВВПравн = С 0 + MPC × (ВВП – Т) + I + G + (X – M),

где ВВПравн – равновесный валовой внутренний продукт;

С 0 автономное потребление;

MPC предельная склонность потребления;

Т – чистые налоги (разница между налоговыми поступлениями и трансфертами);

I – валовые частные внутренние инвестиции;

G государственные затраты;

(Х – М) – чистый экспорт.

Различают мультипликатор государственных расходов (М G ) и мультипликатор налогов (М Т ):

М G = 1 / МРS = 1 / 1 – МРС,

М Т = – МРС / МРS = – МРС / 1 – МРС.

Мультипликатор налогов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличится (сократится) совокупный доход при сокращении (увеличении) налогов на единицу. Мультипликатор налогов всегда величина отрицательная. Это означает, что его действие на совокупный доход обратное. Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а сокращение налогов – к росту совокупного дохода. По своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора расходов.

Зная мультипликаторы расходов и налогов можно рассчитать изменение ВВП на различных фазах цикла:

∆ВВП = ∆G × М G или ∆ВВП = ∆Т × М Т .

И, наоборот, зная изменение ВВП рассчитывают необходимые изменения в правительственных расходах и налоговых поступлениях при проведении бюджетно-налоговой политики:

∆G = ∆ВВП / М G = (ВВП ПОТ – ВВП ФАКТ) / М G ,

∆Т = ∆ВВП / М Т = (ВВП ПОТ – ВВП ФАКТ) / М Т .

Бюджетный дефицит - сумма, на которую ежегодные расходы бюджета превышают его доходы.

Государственный долг - сумма задолженности государства своим или иностранным физическим и юридическим лицам (внутренний и внешний гос. долг соответственно).

Эти два понятия являются тесно взаимосвязанными - дефицит может покрываться за счет увеличения долга, долг может гаситься за счет увеличения дефицита. Следовательно, нужна какая-то балансировка между ними.

Концепции балансировки:

Ежегодное балансирование

Балансирование в ходе экономических циклов

Функциональных финансов

Ежегодное балансирование - малоэффективно , т.к. экономические процессы идут в своем темпе и явно не попадают по времени в ежегодный цикл. Балансирование в ходе эк. циклов - уже лучше, гос-во следит за циклами и проводит антициклические меры, балансируя бюджет; проблема - в неравномерности чередования периодов спада и подъема экономики. Концепция функциональных финансов предлагает государству заботиться не о балансировке бюджета, а о макроэкономической стабильности экономики в целом, что, в конечнорм итоге, приводит к автоматической балансировке; работает такой подход, в основном, в эконормически развитых странах. На практике применяются все три концепции вместе.

В целом, невозможно полностью избавиться ни от дефицита, ни от долга, но это и не надо, т.к. в умеренных количествах они оказываются стимулирующее воздействие на экономику. Однако при превышении определенных границ начинаются проблемы: снижение экономической активности, инфляция, безработица и др.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) - политика государства в области налогообложения и государственных расходов, направленная по замыслу на поддержание высокого уровня занятости, стабильной экономики, роста ВНП.

Целями фискальной политики являются обеспечение:

1) стабильного экономического роста ;

2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);

3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальную политику проводит правительство.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

1) государственные закупки;

2) налоги;

3) трансферты.

Выделяют два вида фискальной политики:

1) стимулирующую

2) сдерживающую.

Если страна переживает депрессию или находится в стадии экономического кризиса, то государство может принять решение о проведении стимулирующей фискальной политики . В данном случае правительству необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого, при прочих равных условиях, государство повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты, если это возможно.


Любое из данных изменений приведет к увеличению совокупного выпуска, что автоматически увеличивает совокупный спрос и параметры системы национальных счетов. Стимулирующая фискальная политика приводит к увеличению объемов выпуска в большинстве случаев. Власти проводят сдерживающую фискальную политику в случае краткосрочного «перегрева экономики»(чрезмерное финансирование экономического роста, "перекредитование", избыточное вложение государственных средств в экономику, угрожающее чрезмерным дефицитом государственного бюджета и инфляцией).

В этом случае правительство проводит меры, прямо противоположные тем, что осуществляются при стимулирующей экономической политике. Государство сокращает свои расходы и трансферты и увеличивает налоги, что приводит к сокращению как совокупного спроса, так и, возможно, совокупного предложения. Подобная политика регулярно проводится правительствами ряда стран с целью замедлить темпы инфляции или избежать ее высоких темпов в случае экономического Фискальную политику экономисты также подразделяют на очередные два типа: дискреционную и автоматическую .

Дискреционная политика официально объявляется государством. При этом государство изменяет значения параметров фискальной политики: увеличиваются или уменьшаются государственные закупки, изменяются налоговая ставка, размеры трансфертных выплат и тому подобные переменные. Под автоматической политикой понимают работу «встроенных стабилизаторов». Данными стабилизаторами являются такие как процент подоходного налога, косвенные налоги, различные трансфертные пособия . Размеры выплат автоматически изменяются в случае любой ситуации в экономике.