Неценовые методы регулирования естественной монополии. Фактическое использование метода даст возможность создать предпосылки для корректного поведения монополиста по отношению к окончательному потребителю, у которого появится настоящий шанс осуществлять к

Регулирование деятельности компаний непосредственно на рынках чистой монополии осуществляется на основе двух различных моделей. Одна из них базируется на регулировании нормы прибыли, а другая - тарифов.

Принципы регулирования отличаются в зависимости от выбора ключевого контрольного параметра, способа его задания, периодичности пересмотра и многих других факторов.

Структура тарифа должна разрабатываться таким образом, чтобы дискриминация исключалась. Поэтому тариф устанавливается по каждому виду продажи или характеру услуги, что, как правило, требует разбивки издержек на основе определенного параметра, например объемов производства и продаж, величины прямых издержек, получаемых прибылей и т.п. Одобренный тариф обычно действует до тех пор, пока компания не обратится с требованием о его пересмотре, что обычно происходит, когда норма прибыли становится недостаточной. Причем предприятия должны получать разрешение не только на повышение тарифов, но и на изменение их структуры, а в ряде случаев даже на снижение.

Процедура определения тарифа состоит из трех этапов: выявления текущих издержек, определения инвестиций и задания нормы прибыли на последние. Допустимая прибыль компании исчисляется на весь капитал независимо от того, используется он или нет, при условии эффективного задействования трудовых ресурсов, методов производства и принципов ценообразования.

Основное преимущество применения такой модели регулирования состоит в том, что она позволяет защищать интересы потребителей и производителей, гарантируя оправданность расходов и инвестиций, а также справедливую оплату услуг. Иными словами, создаются препятствия масштабным и наиболее очевидным злоупотреблениям монопольным положением в виде неоправданно высоких издержек и завышения прибылей.

Однако, по мнению ряда экспертов, данная модель поощряет режим затратного ценообразования, так как установление тарифов происходит на базе фактических издержек, что позволяет перекладывать затраты на потребителей. Основные недостатки этой модели регулирования по принципу "затраты плюс прибыль" состоят в нарушении стимулов к эффективным капиталовложениям, поощрении переложения издержек с рынка с большей конкурентностью на рынок с большей монополизацией, недостаточности стимулов для расширения круга оказываемых услуг. При определенных условиях, когда допустимая норма прибыли на капитал превышает его цену, появляется стимул для сверхинвестирования. В связи с указанными недостатками в последнее время данная модель регулирования применяется все реже.

Модель регулирования верхнего предела тарифа заключается в установлении согласованной сроком на четыре - пять лет формулы расчета ежегодного тарифа, которая содержит дефлятор и так называемый фактор повышения производительности. При структурировании формулы учитывают следующее: объект регулирования, задание ценового ограничения (срок, абсолютная или относительная величина), фактор повышения производительности, возможность перекладывания издержек.

Существует два основных подхода в установлении объекта регулирования цен. В отраслях с широким спектром выпускаемой продукции регулируется тариф не каждого из них, а их комбинация - корзина. Это упрощает процедуру расчета (не надо исчислять фактические издержки на производство каждого вида продукции) и облегчает перекрестное субсидирование. Возможность последнего особенно важна в тех случаях, когда цены существенно отклоняются от относительных издержек, а их оптимальные уровни установить вследствие недостаточной изученности издержек и спроса нельзя. Особая проблема возникает при определении принципов агрегирования цен, входящих в корзину товаров и услуг, а также масштабов их относительных изменений.

В условиях инфляции, которая в современной экономике имеет хронический характер, устанавливать абсолютную величину тарифа нецелесообразно с точки зрения и потребителей, и производителей, поэтому тариф фиксируется не в абсолютных, а в относительных величинах. Возможные расхождения между динамикой дефлятора и уровня цен должны учитываться при установлении величины фактора повышения производительности, которая определяется на основе оценок перспективного спроса, объема капиталовложений, прибылей от прочей (нерегулируемой) деятельности, вероятности снижения издержек, а также потребностей в инвестициях. Возможность перекладывания производителями издержек зависит от того, являются ли они "контролируемыми", связанными с действиями компании, или нет.

Данная модель регулирования деятельности естественных монополий имеет ряд достоинств:

  • установление наиболее важного для потребителей параметра - уровня цен;
  • прозрачность и, следовательно, простота отслеживания и принятия решений;
  • упрощение процесса регулирования для компаний и регулирующих органов. Компания может изменять уровень и структуру тарифов по заданной формуле, а регулятор не должен участвовать в изнурительных процедурах пересмотра цен и детального рассмотрения инвестиционной программы;
  • стимулирование эффективности. Производителям гарантируется сохранение выгод от повышения эффективности в период между пересмотром фактора повышения производительности.

Данная модель менее подвержена затратной неэффективности и тенденции к завышению капиталоемкости. Поскольку компания имеет право присваивать все прибыли и добиваться неограниченной максимизации, то у нее возникают стимулы для повышения эффективности производства. При правильном определении величины фактора повышения производительности часть предполагаемой возросшей эффективности будет передаваться потребителям в виде более низких цен.

Рассматриваемая модель действительно стимулирует эффективность, поскольку фирма присваивает (по крайней мере в краткосрочном периоде) всю экономию на издержках. Однако стимулирующий эффект в значительной степени зависит от характера пересмотра цен (в частности, точного соблюдения его сроков) и жесткости фактора повышения производительности. При фиксировании величины последнего повышение эффективности компании становится не добровольным, а принудительным. Рассчитывать на ее собственную инициативу здесь уже не приходится, так как краткосрочные выгоды могут быть перекрыты более жестким значением фактора повышения производительности и тем самым более низкими ценами в последующем периоде, и даже спровоцировать их снижение в текущем периоде.

Кроме того, стимулирующий эффект такого регулирования относительно велик, когда до пересмотра тарифа остается еще значительный период времени, но с приближением этого момента он падает до нуля. Иными словами, по мере приближения срока пересмотра тарифа у компании возникают основания для занижения результатов своей деятельности, чтобы добиться более "щадящего" режима ценообразования.

При этом необходимо отметить, что величина фактора повышения производительности во многом зависит от объекта информации, которым располагают власти. Если регулируемая компания имеет "монополию информации" в отрасли, то практически нельзя установить обоснованность понесенных ею затрат и полученной прибыли. Решается эта проблема путем получения информации на основе критериальной конкуренции, которая существует на локальных рынках обслуживаемых компаниями-монополистами. Это дает возможность использовать показатели деятельности одной фирмы в качестве критерия для оценки работы другой. Разумеется, чем больше схожесть характеристик компаний и условий их функционирования, тем содержательнее сравнение и слабее монополия информации.

Контраргументом тезиса о прозрачности и гибкости регулирования (при установлении тарифов корзины услуг) является возможность допуска перекрестного субсидирования, которое вызывает неэффективное распределение факторов производства, направленное на подавление конкурентов.

Описанные модели имеют много общего:

  • отражение в том и другом случае процесса торга между компанией и регулятором;
  • идентичность принципов построения систем регулирования, так как в обоих случаях за основу берется определение дохода компании, достаточного для ее развития.

Различие между этими моделями заключается в том, что в одном случае посредством тарифов контролируется норма прибыли, а в другом она фиксируется только на "входе" (т.е. стимулируется минимизация затрат, на которые исчисляется прибыль). В последние годы стали применять модель, совмещающую черты регулирования и нормы прибыли, и тарифа. При такой модели ошибки в определении тарифа в пользу компании не слишком важны, поскольку они корректируются ограничением нормы прибыли. Кроме того, для установления "справедливой" величины данного показателя все шире используются результаты критериальной конкуренции.

Главная > Автореферат

2.Причины существования неценовых методов регулирования естественных монополий. В современной экономической теории и практике сложились две основные группы методов регулирования естественных монополий: ценовые и неценовые методы. Ценовые методы регулирования выступают основой регулирования естественных монополий, поскольку были разработаны и внедрялись в практическую жизнь активнее, чем неценовые, и воспринимались как более адекватные рынку. Именно данный факт предопределил широкое распространение разнообразных форм ценового регулирования. Неценовые методы по времени возникновения совпадают с ценовыми методами, но на практике и в распространенности применения уступают им. Можно выделить следующие виды ценовых и неценовых методов регулирования. К основным ценовым методам относятся следующие: установление цен (тарифов) или их предельных уровней, регулирование нормы прибыли, блочные тарифы, ценовое регулирование при ограниченной мощности, «эффективное» ценообразование, «справедливое» ценообразование. К неценовым методам регулирования естественных монополий следует отнести следующие: стандартизация и сертификация продукции естественных монополистов, обязательный аудит, выделение естественно-монопольного сегмента, ведение раздельного бухгалтерского баланса потенциально-конкурентного и естественно- монопольного сегментов в рамках одной компании, организация торгов за франшизу (франчайзинг), обязательное обслуживание определенных групп потребителей, ограничение на покупку акций предприятий - естественных монополистов, неформальные методы. Основной причиной для разработки неценовых методов регулирования послужило несовершенство ценовых методов регулирования. Неценовые методы регулирования естественных монополий воздействуют не на цену реализуемой монополистом продукции, а на производственный цикл и условия ведения хозяйственной деятельности. Посредством неценовых методов формируются определенные условия, в которых монополист способен извлекать прибыль от ведения хозяйственной деятельности, не завышая цены или устанавливая их уровень на оптимальном для общества значении. Исходя из необходимости государственного регулирования естественных монополий и недостатков ценовых методов регулирования, можно выделить следующие причины происхождения неценовых методов регулирования. Способность перестраивать экономическую структуру и хозяйственные цели монополиста. Неценовые методы перестраивают структуру монополиста, переориентируя его на иные цели, но сохраняя при этом его экономическую самостоятельность и рентабельность. Переориентация монополиста на иные хозяйственные цели происходит путем создания новых правил работы (игры), при которых монополисту выгодно самому, без участия регулирующих органов повышать качество продукта, оптимизировать производство и финансовые потоки. Разумеется, на внедрение в экономическую практику новых правил работы (игры) может повлиять только совокупность методов неценового регулирования. Повышение качества продукта и услуг . В настоящий момент трудно оценить качество товара и услуг монополиста, поскольку не существует единой системы оценки, как для промышленных, так и для частных потребителей. Отсутствуют, не считая технических параметров, критерии оценки качества горячей и холодной воды для потребителей, ее химический состав и температура. Не существует единой системы оценки качества теплоснабжения жилых и производственных помещений, качества электроснабжения, о чем свидетельствуют перепады напряжения в сети. Данные обстоятельства способствуют злоупотреблениям менеджерами в естественно – монопольных отраслях, приводят к невозвратным потерям общества и неоправданно высоким ценам. Ситуацию можно изменить с введением нормативно - правовых документов, регулирующих и контролирующих качество выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Например, стандартизация качества товара и услуг, оказываемых монополистом, положительно повлияет на техническую структуру предприятия посредством введения новых сберегающих технологий, а также их разработки. Соответственно в случае неоднократного нарушения требуемых норм качества товара и услуг к монополисту должны применяться штрафные санкции несоизмеримо большие, чем экономическая выгода от несоблюдения норм качества. Повышение прозрачности финансовых потоков и увеличение инвестиционной привлекательности отрасли . Сложившаяся практика финансовой непрозрачности на предприятиях, ведущих свою деятельность в естественно – монопольных отраслях, в современной российской практике является нормой, когда стороннему взгляду невозможно понять, каким образом формируются издержки, на какие цели расходуется прибыль. Многие предприятия естественно - монопольного сегмента активно привлекают финансовые средства с фондового рынка путем размещения облигационных займов, при том что по законодательству перед их размещением требуется раскрыть информацию обо всех сомнительных сделках, бухгалтерские балансы за пять лет. Но законодательное ограничение преодолевается созданием дочерних компаний с нулевым балансом, поручителями которых выступал монополист. Так, компании с небольшой финансовой историей получают многомиллионные финансовые средства. Преодолеть указанные негативные явления способны такие неценовые методы, как обязательный аудит естественно – монопольных компаний независимыми аудиторскими фирмами, которые дорожат своей репутацией на рынке, а также выделение естественно – монопольного сегмента в отдельную компанию на законодательном уровне и разделение бухгалтерского баланса потенциально-конкурентного и естественно-монопольного сегментов в рамках одной компании. Соблюдение общественных интересов и обеспечение национальной безопасности страны. Россия - страна с уникальным геополитическим положением, требует внимательного отношения к сохранению экономической и политической целостности. Как известно, естественные монополисты, такие как ОАО «РЖД», РАО «ЕЭС России» и ОАО «Газпром», представляют собой отрасли, которые связывают между собой регионы страны (ОАО «РЖД» обеспечивает транспортировку грузов с одного конца страны на другой, РАО «ЕЭС России» - единое энергоснабжение, ОАО «Газпром» - газоснабжение страны), но в тот же момент являются акционерными компаниями, цель которых получение прибыли. Интересы социально-экономической стабильности и обороноспособности обуславливают обязательное обслуживание определенных групп потребителей. Этими потребителями являются социально значимые объекты, военные части, органы управления государством, специальные службы, обеспечивающие правопорядок и безопасность граждан. Несоблюдение данных функций естественными монополистами привело бы к социальной дестабилизации, к хаосу в экономике и нарушило бы единое экономическое пространство. В целом, неценовые методы позволяют более предметно учесть весь набор элементов обеспечения национальной безопасности страны, лежащих в сфере естественных монополий. Сохранение контроля государства над отраслью. Еще одной причиной существования неценовых методов регулирования является то обстоятельство, что естественно - монопольные отрасли представляют собой стратегические отрасли для развития и поддержания экономического и социального благополучия страны, а также крупными налогоплательщиками. Именно поэтому государство старается ограничивать круг потенциальных владельцев или держателей акций естественных монополий. В настоящий момент во всех естественно – монопольных компаниях государство имеет контрольный пакет акций. Эффективность применения в долгосрочном периоде. Обобщающей причиной существования неценовых методов регулирования является их способность эффективно действовать в долгосрочном периоде. Именно способность задавать определенные условия функционирования (правила игры) естественно – монопольным отраслям, изменять производственную структуру монополистов позволяют неценовым методам решать задачу стратегического контроля и развития отрасли. По долгосрочности своего воздействия неценовые методы регулирования отличаются от ценовых методов, которые более рассчитаны на определенные временные лаги и неспособны отразить все хозяйственные процессы монополистов. Именно долгосрочный характер регулирования позволяет говорить об эффективности использования неценовых методов. Эффективное управление без текущего вмешательства государства в хозяйственную деятельность монополиста. Данная причина отражает либеральный вариант экономической политики, состоящий в стремлении органов государственной власти перевести хозяйственную деятельность в русло рыночных отношений. Эффективное управление без вмешательства государства в деятельность монополиста возможно, в частности, при использовании такого неценового метода регулирования, как организация торгов за франшизу, в ходе которых определяется компания, оптимально соответствующая требованиям контролирующих органов, но в дальнейшем действующая в рыночном режиме в рамках взятых на себя ограничений. 3.Виды и содержание неценовых методов регулирования естественных монополий. Раскроем содержание конкретных видов неценовых методов регулирования: Стандартизация и сертификация продукции естественных монополистов. Данный метод основывается на классической предпосылке, что все товары и услуги должны иметь определенный стандарт качества в производстве и конечном выпуске. Например, выпуск труб для газотранспортной системы должен отвечать стандартам прочности (воздействие давления, стойкости к коррозии, диаметр, сплав металла и т.д.), а несоответствие данным требованиям может повлечь отказ потребителей от покупки продукта и потери потребителя. Обязательный аудит. Универсальность подхода данного метода позволяет осуществлять регулирование и на естественно-монопольном рынке. Суть метода широко известна в экономической науке и практике: проверка и контроль финансовых потоков, соответствие бухгалтерской отчетности принятым стандартам. . Суть метода заключается в вычленении естественно-монопольного звена монополиста в отдельно функционирующую компанию со своим руководством и владельцем. Другая же часть монополии, которая является потенциально конкурентоспособной, выходит на рынок и конкурирует с другими производителями. Ведение раздельного бухгалтерского баланса потенциально-конкурентного и естественно- монопольного сегмента в рамках одной компании. Данный метод регулирования по своей структуре схож с предыдущим. Содержательный принцип двух методов одинаков: выделить естественно - монопольный сегмент, но во втором случае - не в отдельную компанию, а в отдельный субъект финансовой отчетности. Компания – монополист, имеющая раздельный баланс по определенным конкурентным и «чисто» естественно- монопольным сегментам, имеет ряд преимуществ перед просто разделенной компанией по сегментам. Эффективность состоит в том, что компания выступает как единая производственная система с уже отлаженной структурой «производство – сбыт». Организация торгов за франшизу (франчайзинг) . Суть этого метода регулирования заключается в создании условий для благоприятного функционирования отрасли посредством торгов. Ставятся определенные условия перед компаниями – претендентами, удовлетворяющие оптимальному функционированию отрасли, как для потребителей, так и для будущих производителей. Условия могут включать стоимость услуг или продукта для конечного потребителя, систему поставок, наличие у фирмы-претендента опыта ведения бизнеса в данной отрасли и т.д. Из всех претендентов выбирается один, отвечающий всем параметрам отборочной комиссии. При этом все основные фонды находятся в собственности государства. Условия договора предполагают получение компанией прибыли без ущемления финансовых интересов потребителей. Эффективность организации торгов за франшизу достаточно высока, поскольку в отрасли ведет хозяйственную деятельность опытная компания, знающая все тонкости производственного процесса. Компания выступает как единая отрасль, выполняя функции производства, сбыта продукции конечным потребителям и имея все возможности для устранения технических и финансовых проблем. Обязательное обслуживание определенных групп потребителей. Содержание метода достаточно четкое: компания - естественный монополист обязана оказывать услуги определенным группам потребителей без учета своевременной оплаты за предоставленные услуги. В определенную группу потребителей входят в России все объекты, поддерживающие государственную безопасность (военные части, здания силовых ведомств и т.д.), а также социально значимые объекты жизнедеятельности. Ограничение на покупку акций предприятий - естественных монополистов. Объективная необходимость в использовании указанного метода регулирования очевидна в силу следующих причин: контроль государства над стратегически важной отраслью (в том числе через своих представителей в совете акционеров, кадровые назначения, через систему государственных заказов и т.п.); обеспечение энергетической безопасности национальной экономики; поддержание приемлемых для российских потребителей (домашних хозяйств и предприятий реального сектора) цен, а, следовательно, повышение конкурентоспособности российской продукции; реализация такой важной задачи, как газификация российских регионов (особенно в сельской местности), а также сохранение внешнеэкономических рычагов влияния на экономическое и социально- политическое развитие других стран и мировое развитие в целом. Использование указанного метода продиктовано также последствиями экономической обстановки начала 90-х годов, когда происходила стихийная (необдуманная) приватизация большинства объектов государственной собственности, в том числе и тех, которые имели стратегическое значение для России. В более широком плане указанный метод может трактоваться как выбор определенной формы собственности. Неформальные методы. Неформальными следует считать те методы, которые основаны на реализации «неформальных правил», то есть действующих вне сферы официальных законов и контрактов. Применительно к изучаемой нами проблеме, это выражается в существовании неформальных методов неценового регулирования естественных монополий. Их действие принимает следующие формы: - административно – бюрократические (командно – административные) формы: субъективистское воздействие властных органов (федеральных, региональных, местных) на политику естественных монополий, исходя из принципа целесообразности (политической, социальной или коррупционной); - кадровые формы: расстановка на руководящие посты в компаниях - монополистах лиц, лояльных политически или персонально руководителям власти; - реализация интересов определенных коммерческих структур (нередко в сговоре с представителями власти), что, в частности, принимает форму разной степени доступности фирм к инфраструктуре, особенно на региональном и местном уровнях; - обременение естественных монополистов непрофильными функциями (чаще всего по «рекомендации» властных структур): дополнительные социальные нагрузки, поддержка определенных кандидатов и партий (особенно в период выборов), содержание СМИ и т.п. - выполнение крупнейшими компаниями – естественными монополистами, играющими важную роль на мировых рынках, политических задач, которые затрагивают интересы страны в отношениях с другими странами. Конкретные виды неформальных методов еще более разнообразны. Но главное состоит в том, что указанные методы занимают большое место в реальном регулировании естественных монополистов в России, хотя и не афишируются. Стоит отметить, что при всей эффективности и практичности неценовых методов регулирования их использование должно осуществляться во взаимодействии с ценовыми методами регулирования, поскольку оба метода регулирования отражают целостную экономическую картину хозяйственной деятельности естественной монополии. Создание оптимальной экономической системы, адекватной специфике страны, способно сократить количество применяемых методов регулирования - как ценовых, так и неценовых. Данная предпосылка является относительной в силу того, что требует множества изменений (социально - политических, экономических), которые происходят достаточно медленно. 4.Позиционирование неценовых методов в структуре экономических отношений. Важный вопрос, относящийся к содержанию и роли неценовых методов, касается их позиционирования в структуре экономических отношений. Проще говоря, вопрос может быть поставлен так: являются ли неценовые методы рыночными, экономическими или нет? На наш взгляд, здесь нет однозначного ответа. Постараемся определить свою позицию. Во-первых, конечно, у неценовых методов есть экономическое содержание. Оно проявляется в том, что эти методы связаны с функционированием ряда отраслей экономики (отраслевых рынков), затрагивают экономические интересы и связи хозяйственных субъектов, влияют на соотношение затрат и результатов хозяйственной деятельности и т.п. Таким образом, указанные методы могут считаться экономическими. Не случайно, что они изучаются экономической теорией. Причем это имеет отношение не только к «Микроэкономике» и вышедшей из нее «Теории отраслевых рынков», но и к «Макроэкономике» (влияние естественных монополий и методов их государственного регулирования на экономику в целом, на совокупные показатели экономики), к «Институциональной экономике» (действие формальных и неформальных правил, распределение прав собственности, изменение трансакционных издержек и т.п.), к «Политэкономии» (распределение экономической власти, соотношение разных типов экономических отношений и т.п.), а также к ряду конкретных экономических наук. Во-вторых, несмотря на указанные выше характеристики, в неценовых методах следует видеть и неэкономическую сторону, а именно административно-правовые и политические аспекты. Первый из них выражается в разработке антимонопольного законодательства, нормативной базы, контроле за их соблюдением, персональных (кадровых) назначениях в государственных компаниях - естественных монополистах, а также в нередко встречающейся в российской практике административно – бюрократическом (командно - административном) воздействии. Второй аспект выражается в том, что через неценовые методы могут реализоваться и политические задачи, связанные, в частности, с обеспечением национальной безопасности и внешнеполитических интересов страны. Таким образом, неценовые методы представляют собой сочетание экономической и неэкономической сторон. В - третьих, внутри экономической стороны неценовых методов надо видеть разграничение по типам (уровням) экономических отношений. Однако вначале надо сделать отступление. В настоящее время господствует взгляд об отождествлении экономических и рыночных отношений. Мы в данном случае придерживаемся другого подхода, который активно использовался в отечественной политэкономии 20 века и который состоит в том, что, кроме рыночных (товарно-денежных) отношений, есть и другие типы экономических отношений – в частности плановые отношения («планомерность» или, когда речь шла об этих отношениях в структуре рыночно-капиталистической экономики - «неполная планомерность»). При этом нельзя отождествлять плановые отношения и административные (командно-административные) методы. Плановые отношения – это объективные экономические отношения, которые отражают особый (нерыночный) способ координации экономической деятельности, предполагают в идеале непосредственно - общественный учет потребностей, существующих в обществе и заложенных в хозяйственный план, порождаются таким объективным экономическим фактором, как крупномасштабное, высококонцентрированное производство, как раз и существующее в отраслях естественной монополии. В русле этой же традиции было принято также выделять наряду с собственно экономическими (социально-экономическими или производственными) отношениями «организационно - экономические отношения», которые раскрывают конкретный механизм организации и управления производством, чем занимается ряд конкретных экономических наук. Возвращаясь к неценовым методам, следует отметить, что в них находят свое выражение все указанные выше экономические отношения, а именно: - рыночные отношения (признаки: функционирование отраслевых рынков, взаимосвязь монополизма и конкуренции, опосредованное влияние на цены, тесная связь с ценовыми методами); - плановые или планово – экономические отношения (признаки: прямое, непосредственно – общественное и в интересах общества и всей национальной экономики регулирование экономических процессов, реализация общественных стратегий – например, в энергетической отрасли, ограничение чисто коммерческих интересов); - организационно – экономические отношения (признаки: особое значение систем организации и управления производством в условиях крупнейших компаний – монополистов, определения структуры этих компаний, подбора высококвалифицированных менеджеров и т.п.). Обобщая, можно сделать следующий вывод: в неценовых методах регулирования естественных монополий проявляется единство экономических и неэкономических (административно - правовых) отношений, рыночных и нерыночных (планово - экономических) отношений, собственно экономических и организационно – экономических отношений. Иначе говоря, это есть органическая совокупность рыночных, планово – экономических (плановых), организационно – экономических и административно – правовых (неэкономических) отношений или методов. Неценовые методы регулирования естественных монополий можно сгруппировать также по трем блокам, которые соответствуют степени спецификации экономических отношений: универсальные методы – необходимые как для развитой рыночной, так и для переходной экономики и, следовательно, нуждающиеся в поддержке (в частности, стандартизация и сертификация продукции, обязательный аудит, организация торгов за франшизу); методы, связанные со спецификой переходной экономики и, следовательно, имеющие исторически ограниченный характер (в частности, неформальные методы, обязательное обслуживание определенных групп потребителей, ряд ограничений на покупку акций); методы, связанные с фундаментальными особенностями национальной экономики и обеспечением национальной безопасности и, следовательно, в отличие от предыдущей группы методов, имеющие долгосрочное значение в России (та часть методов, которая предполагает более высокую роль государства – в частности, в акционерном капитале монополистов, в обязательном обслуживании стратегически важных для государства объектах и т.п.). Некоторые методы носят смешанный характер. Выделение трех разных групп позволяет дифференцировать перспективы изменения разных методов в России, избежать шаблона, учесть специфику национальной экономики. 5.Перспективы и направления совершенствования неценовых методов регулирования естественных монополий. Основываясь на характерных чертах, присущих неценовым методам регулирования, и степени их воздействия на объект регулирования, можно спрогнозировать перспективы их дальнейшего применения. Относительно метода стандартизации и сертификации продукции естественных монополистов следует отметить, что данный метод регулирования является достаточно трудоемким с технической точки зрения и требует вложения финансовых средств со стороны потребителей, государства или со стороны монополии (в частности, установка оборудования). Разумеется, решать вопрос о том, кто должен понести издержки, связанные с установкой оборудования, могут только органы власти, а не сам монополист или конечный потребитель. При этом при решении данного вопроса необходимо исходить из сложившихся российских реалий и, в частности, учитывать низкий жизненный уровень большинства населения России. Для многих категорий населения является материально затруднительной покупка индивидуальных средств измерения, например, счетчиков воды или газовых счетчиков (особенно в газифицированных сельских местностях). Важным направлением могло бы стать введение типовых форм договоров, содержащих стандартные требования обслуживания потребителей. Практическое применение метода позволит создать предпосылки для корректного поведения монополиста по отношению к конечному потребителю, у которого появится реальный шанс контролировать качество используемого им продукта. Регулирующий потенциал этого метода колоссален, поскольку потребует от естественного монополиста соблюдения всех установленных норм и правил, которые, в свою очередь, подстегнут его к оптимизации структуры издержек. Обязательный аудит как метод регулирования перспективен в дальнейшем применении, однако он более адекватен для устоявшейся экономики и стабильного общества. Недостатки этого метода (в особенности, высокая степень вероятности подкупа компании-аудитора) применительно к переходной экономике свидетельствуют о том, что обязательный аудит пока еще не в состоянии контролировать и проводить полноценный мониторинг хозяйственной деятельности естественного монополиста в российских условиях, где степень лоббизма и коррумпированности очень высока. Выход из данной ситуации может быть связан с созданием представительства государственного регулирующего органа в самой компании - монополисте для отслеживания всех финансовых процессов, что будет означать своего рода «взгляд изнутри». Также мерами для усиления контроля над деятельностью монополиста могут стать финансовый мониторинг всех банковских операций, исходящих от монополиста, и установление стандартов раскрытия информации. Внедрение дополнительных мер регулирования в совокупности с обязательным аудитом потребует законодательного оформления. Выделение естественно-монопольного сегмента в отдельную компанию носит в большей степени характер структурных реформ, но в российских условиях эта мера становится и полноценным неценовым методом регулирования. На практике указанный метод может принимать разные формы. Так, в России с 1 июля 2006 года начал работу новый перевозчик – «Федеральная пассажирская дирекция» (ФПД) в качестве филиала ОАО «РЖД», отвечающий за сферу пассажирских перевозок. При этом в нем выделены два сегмента деятельности – конкурентный и социальный (регулируемый), которые различаются принципами ведения бизнеса. А в ходе реформирования российской электроэнергетики происходит создание конкурентного рынка электроэнергии с одновременным выделением таких особых структур, как - «Федеральная сетевая компания», «Гидро ОГК», «Системный оператор» , причем доля РАО «ЕЭС России» (в будущем государства) в их активах будет увеличена: в первой до 75 процентов плюс одна акция, во второй до 50 процентов плюс одна акция, в третьей до 100 процентов 2 . Данный метод можно считать перспективным для применения в экономической практике, но в российских условиях следует учитывать возможные отрицательные последствия из-за сложившейся технической структуры производства, в частности - в секторе энергоснабжения. Особенность российского энергоснабжения такова, что большая часть предприятий естественных монополистов имеет различные возможности при выработке энергоносителей. ГЭС и ТЭЦ имеют разный технический потенциал в производстве энергии: для ГЭС она обходится дешевле, чем для ТЭЦ. Учитывая эту специфику российской энергетики, следует совершенствовать и приспосабливать данный вид неценовых методов под реалии России, что потребует законодательной доработки правовой основы реформирования энергетики и других сфер естественной монополии, выработки ясной долгосрочной энергетической стратегии государства, активного использования балансового метода воспроизводства (в данном случае, разработки топливо – энергетических балансов страны). Ведение раздельного бухгалтерского баланса потенциально-конкурентного и естественно- монопольного сегмента в рамках одной компании как метод регулирования не имел развернутого применения в других странах мира, поэтому говорить о его перспективах достаточно затруднительно, но, тем не менее, можно отметить его потенциальную приспособленность к российской специфике. Учет особенностей национальной экономики позволяет сделать вывод о том, что в России необходимо существование целостных предприятий в ряде естественно - монопольных отраслей (в частности, энергоснабжения): именно не разукрупненное предприятие способно в полной мере оказывать весь спектр необходимых услуг конечным потребителям. В других отраслях возможно создание нескольких более мелких предприятий на основе одного, поскольку этому способствует техническая и производственная структура (железнодорожные перевозки, услуги проводной телефонной связи, услуги аэропортов, речных и морских портов). Организация торгов за франшизу - один из наиболее распространенных неценовых методов регулирования в развитых рыночных экономиках. По своей сути данный метод представляет организацию конкурентного рынка в отраслях естественных монополий до начала производственного процесса и способен заменить другие методы регулирования. Именно в этом заключается его универсальность и перспективность использования. Однако при этом требуется создание оптимальных законодательных условий, при которых затрудняется сговор и коррумпированность регулирующих органов. Необходимо иметь ввиду и следующую опасность: в целях большего извлечения прибыли естественный монополист в ходе торгов за франшизу будет отдавать предпочтение более выгодным партнерам, игнорируя других. Например, в сфере железнодорожных перевозок приоритет в допуске к «нитке» может быть отдан более выгодным грузовым перевозчикам, а не пассажирским перевозчикам, несмотря на важную социальную значимость этих перевозок. В российской экономической практике развитие данного метода должно быть соотнесено с формированием законодательной базы, регулирующей деятельность естественных монополий, с усилением прозрачности торгов, снижением коррупции в стране, а также с расширением конкурентной среды и снижением экономических, административных и криминальных барьеров входа на соответствующие рынки. Метод обязательного обслуживания определенных групп потребителей отражает во многом черты переходного состояния экономики, какой в данный момент является экономика России. Разумеется, в странах с развитой рыночной экономикой, отлаженной системой безопасности отсутствуют проблемы, связанные, в частности, с энергоснабжением «специальных» потребителей, поскольку большинство данных объектов имеют независимое энергоснабжение. Продолжительность использования этого метода регулирования в условиях российской экономики определена следующими условиями: завершение переходного характера российской экономики, усиление ее рыночного характера; переход отдельных, наиболее значимых для государства объектов на автономное, независимое энергоснабжение; улучшение экономического положения бюджетной сферы и благосостояния населения. Вместе с тем, имеются и более фундаментальные и долгосрочные (по с равнению с указанными выше) условия сохранения указанного метода в России, а именно, особые географические, природно-климатические, геополитические условия, усиливающие значение национальной безопасности и большей социальной защиты населения. Что касается введения ограничений на покупку акций предприятий - естественных монополистов и в целом выбора формы собственности, то указанный неценовой метод регулирования, также как и предыдущий, во многом имеет отпечаток переходного состояния российской экономики. Следовательно, его роль должна сократиться вместе с усилением рыночного характера экономики. Ярким подтверждением этого стала недавняя либерализация рынка акций Газпрома, снятие ограничений и особых режимов оборота этих акций. Однако при этом произошло укрупнение госпакета в структуре акционерного капитала Газпрома, доведение доли государства до контрольного пакета, благодаря чему государство не утратило своей регулирующей роли, просто ее реализация поменяла форму. Доля госпакета в компаниях – монополистах может сократиться по мере усиления рыночно – конкурентных механизмов в российской экономике, однако и здесь необходимо учитывать национальную специфику. Присутствие государства в акционерном капитале естественных монополистов в России вызывается их государствообразующим значением: необходимостью стягивания страны в единое экономическое пространство, особой значимостью проблем национальной безопасности. К тому же, госкомпании, как показывает опыт, могут обеспечить для потребителей более благоприятные условия по сравнению с частными компаниями. Так, у Транснефти тариф за прокачку 1 тонны нефти на 100 километров составляет 47 центов (к тому же обеспечивается равный доступ в трубу всех субъектов), а у ЛУКОЙЛа в его трубопроводе «Уса-Ухта» - 6 долларов 3 Распространение неформальных методов неценового регулирования естественных монополий связано преимущественно с переходным состоянием российской экономики, порождающем засилье неформальных институциональных правил. Следовательно, укрепление рыночного характера экономики будет сопровождаться сокращением указанных методов, ослаблением их роли. Большое значение в этом будут играть процессы усиления институтов гражданского общества, правового государства, принятия законов, способствующих борьбе с коррупцией и бюрократическим произволом и расширяющих транспарентность бизнеса. Обобщая вышеуказанные перспективы неценовых методов регулирования, можно отметить, что с решением задач трансформационной экономики в России ряд этих методов во многом утратит свое значение, а именно обязательное обслуживание определенных групп потребителей, ряд ограничений на покупку акций, неформальные методы. Однако должны сохраниться и укрепиться те вышеперечисленные неценовые методы, которые имеют универсальное значение для рыночных экономик, а также отражающие особенности российской экономики. Из универсальных методов особую поддержку должны получить те неценовые методы, которые органично сочетают естественно-монопольные и конкурентные начала. К ним прежде всего следует отнести: выделение естественно-монопольного сегмента в отдельную компанию при переводе других сегментов в конкурентную сферу, организацию торгов за франшизу (франчайзинг). Их перспективность и актуальность для российской экономики состоит в том, что, с одной стороны, они снизят степень монополизации экономики, а с другой предотвращают другую крайность: переход к свободной конкуренции в крупнейших, крайне важных для национальной экономики отраслях. Прогнозируя направления совершенствования неценовых методов регулирования естественных монополий, следует выделить также ряд мер общего порядка: Определение структуры и принципов функционирования национальной модели экономики. В мире существует целый ряд национальных моделей современной рыночной экономики, из которых наиболее известной являются американская либеральная модель, германская модель социального рыночного хозяйства, японская модель регулируемого рынка (или корпоративного капитализма), шведская (скандинавская) социал – демократическая модель. Наличие такого множества моделей создает возможности развития и других моделей, в том числе и российской национальной модели рыночной экономики, тем более учитывая весь спектр присущих ей специфических условий. Конечно, при этом возможно и необходимо заимствование элементов других национальных моделей, но в этом случае необходима ее адаптация под специфику страны-реципиента. Однако, существуют и такие модели, имплантация которых потребует кардинального пересмотра всей экономики, что может привести к дезориентации экономики, к дисгармонии хозяйственных субъектов, к снижению управляемости экономических процессов. Задача состоит в том, чтобы четко отслеживать все предлагаемые модели развития на предмет их соответствия российским условиям. Причем это касается не только национальной экономики в целом, но и конкретных сфер экономики, в том числе принципов и методов регулирования естественных монополий, включая и неценовые методы. Именно более четкое определение принципов функционирования экономики в дальнейшем позволит разрабатывать и дополнять существующие неценовые методы регулирования с учетом реалий национальной экономики. Совершенствование законодательной базы. Актуальным направлением в совершенствовании неценовых методов регулирования в современной российской экономике является создание оптимальной законодательной базы, без которой невозможно функционирование любого цивилизованного метода контроля государства за деятельностью бизнеса, искоренение неформальных методов, коррупции и других негативных характеристик. Именно создание четкой законодательной базы позволит сформулировать основные принципы регулирования, на которые в дальнейшем будут опираться и неценовые методы. Взаимосвязь между неценовыми методами и выработкой оптимальной законодательной базы вытекает из самой природы и происхождения этих методов регулирования. Данное требование должно применяться с использованием законодательного и экономического опыта других стран, а также с учетом исторического состояния страны, особенностей национальной экономики и ее институциональной среды. Внедрение систем технического учета и контроля качества продукции монополиста . Данная мера совершенствования неценовых методов регулирования естественных монополий является технической стороной, но без нее трудно представить реальное осуществление процесса регулирования. Создание систем контроля позволит оперативно реагировать на изменения качества продукции монополистов, а также обозначить тенденцию в дальнейшем повышении качества. Система технического учета продукции или услуг монополиста с финансовой точки зрения накладна, но общественный эффект от ее внедрения колоссален. По теме диссертации опубликованы следующие статьи 1.Матин А.А.Регулирование естественных монополий как фактор экономического роста//Вопросы экономических наук.- М: Компания «Спутник +».-2006.-№3.-0.2 п.л. 2.Матин А.А.Естественные монополии как институт стратегического развития и безопасности национальной экономики России//Проблемы экономики.- М: Компания «Спутник+».- 2006.-№3.-0.2 п.л. 3.Матин А.А. Применение неценовых методов регулирования естественных монополий в российской экономике// Российский экономический интернет - журнал [Электронный ресурс]: Интернет-журнал АТиСО / Акад. труда и социал. отношений - Электрон. журн. - М.: АТиСО, 2006-№ гос. регистрации 0420600008. - Режим доступа: /Articles/2006/Matin.pdf, свободный - Загл. с экрана. - 0.8 п.л.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Матин Александр Алдырбасович. Неценовые методы регулирования естественных монополий в условиях трансформации экономики: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01 Москва, 2007 151 с. РГБ ОД, 61:07-8/2004

Введение

Глава 1. Естественные монополии и их роль в экономике 9

1.2. Особенности и роль естественных монополий в России 36

Глава 2. Регулирование естественных монополий 47

2.1 Необходимость регулирования естественных монополий 47

2.2Методы регулирования естественных монополий 58

2.3Характеристика ценовых методов регулирования естественных монополий 73

Глава 3. Содержание, виды и перспективы развития неценовых методов регулирования естественных монополий 86

3.1. Причины существования и экономическое содержание неценовых методов регулирования естественных монополий 86

3.2Виды и эффективность неценовых методов регулирования естественных монополий 100

3.3 Перспективы и направления развития неценовых методов регулирования естественных монополий в условиях трансформации российской экономики 119

Заключение 134

Список литературы 138

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Переходное состояние экономики России выявило множество противоречий и проблем, среди которых можно отметить и поиск оптимальных форм государственного регулирования естественных монополий. Формирующиеся рыночные отношения потребовали от институтов власти изменения структуры хозяйственных связей в естественно - монопольных отраслях. Данное обстоятельство вызвало необходимость более детальной оценки разнообразных методов регулирования естественных монополий, а также разработки и внедрения ранее не применявшихся методов в экономической практике России.

Стремление перевести всю структуру экономики на чисто рыночные механизмы без учета специфики национальной экономики и особой роли ряда отраслей, обеспечивающих национальную энергетическую безопасность, национальные экономические и внешнеполитические интересы страны, чревато дестабилизацией экономики, разрывом единого экономического пространства страны, ослаблением позиций в мировой экономике и политике. В связи с этим большое значение приобретают не только ценовые методы регулирования естественных монополий, широко известные в экономической теории и практике, но и альтернативные им неценовые методы, способные в ряде случаев привести к более эффективным результатам.

Степень разработанности проблемы. В России внимание к проблеме рыночного реформирования и регулирования естественных монополий стало привлекаться только в начале 90-х годов 20 века, поскольку до этого момента в стране существовал иной способ экономических отношений, основанный на огосударствлении экономики. Данное обстоятельство предопределило недостаточную теоретическую разработанность

проблемы, а также правовой базы регулирования естественных монополий. Но, несмотря на столь небольшой срок, в российской практике уже накоплен определенный опыт такого регулирования и его правового оформления, а также ведутся интенсивные теоретические разработки. В России исследованием разных аспектов существования, функционирования, развития естественных монополий и их регулирования занимаются такие экономисты, как Авдашева С, Бутыркин А., Ворожейкин В., Городецкий А., Дерябина М, Кокорев В., Коломийченко О., Королькова Е., Крафт Г., Крюков В., Никитин С, Никифоров А, Павленко Ю., Тиссен Е., Третьяк В., Цапелик В., Шаститко А. и другие.

Зарубежная практика исследования естественных монополий имеет многолетнюю историю изучения. Первыми из зарубежных экономистов, обративших внимание на проблему естественных монополий и сформулировавших само понятие «естественная монополия», были представители неоклассической школы Курно А. и Маршалл А. В дальнейшем изучением естественных монополий занимались Аткинсон Э., Баумоль У., Вилиг Р., Вэриан X., Демсец Г., Дюпюи Ж.., Кан А., Лернер А., Найт Ф., Панзар Дж., Пигу А, Рамсей Ф., Робинсон Дж., Фостен С, Хикс Дж., Цейтен Ф., Чемберлин Э., Эли Р. и другие.

Однако предметом исследования методов регулирования естественных монополий являются, как правило, ценовые методы. Анализу неценовых методов уделяется мало внимания, с чем нельзя согласиться, особенно с учетом специфики российской экономики.

Цели и задачи исследования. Основными целями работы является комплексный подход к изучению происхождения, функционирования и регулирования естественных монополий и раскрытие на этой основе особенностей неценовых методов регулирования естественных монополий. Исходя из поставленных целей, делается попытка решить следующие задачи:

Систематизировать и уточнить причины возникновения естественных
монополий;

Показать особенную роль естественных монополий в экономике
России;

Выявить причины существования неценовых методов регулирования
естественных монополий;

Определить конкретные виды неценовых методов регулирования
естественных монополий и раскрыть их содержание;

Обосновать взаимосвязь неценовых методов регулирования
естественных монополий со структурными уровнями системы
экономических отношений;

Выявить эффективность применения, перспективность и пути
совершенствования неценовых методов регулирования естественных
монополий в условиях трансформации экономики России.

Объектом исследования работы являются экономические отношения в сфере естественных монополий, в особенности отношения между государством и монополистами. Предмет исследования - неценовые методы как составная часть системы методов регулирования естественных монополий в условиях трансформации экономики.

Теоретическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные природе, возникновению и функционированию естественных монополий, а также регулированию и путям реформирования естественных монополий. При написании работы использовались также учебные издания, периодическая литература, нормативно - правовые акты России и зарубежных стран, материалы научных конференций. Методами исследования послужили системный подход, логический и исторический методы, компаративистика, институциональный анализ, а также экономико-математический и графический инструментарий.

Информационную базу исследования составили фактологические материалы о естественных монополиях, содержащиеся в монографиях, отчетах ФАС, периодических изданиях, публикациях Бюро экономического анализа, ресурсах Интернета.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

ЬСистематизированы и дополнены причины возникновения
естественных монополий.
К ним отнесены: фундаментальные причины
(особенности технологии, положительная отдача от масштаба,
субаддитивность издержек, уникальность продукции и источников
ресурсов, экономия на разнообразии); организационные и ситуационные
причины
(вертикальная интеграция деятельности при наличии сетевых
структур; институциональные, материально-технические и

организационные факторы, формирующие рыночную ситуацию; наличие секрета или патента); национальная безопасность (учет национальных экономических и политических интересов страны).

Раскрыто значение естественных монополий в реализации национальных экономических интересов России. Показана их особая роль (в частности, в энергетической и транспортной сферах) в укреплении единого экономического пространства страны, в достижении социально -экономической стабильности, укреплении позиций в мировой экономике и политике.

2.6ыявлены причины существования неценовых методов регулирования естественных монополий: способность перестраивать экономическую структуру и хозяйственные цели монополиста; повышение качества производимых продуктов и услуг; усиление прозрачности финансовых потоков и, как следствие, увеличение инвестиционной привлекательности отрасли; соблюдение общественных интересов и обеспечение национальной безопасности страны, сохранение контроля государства над стратегически важными отраслями; эффективность

применения в долгосрочном периоде; эффективное управление без текущего вмешательства государства в хозяйственную деятельность монополиста.

З.Уточнена и систематизирована совокупность неценовых методов регулирования естественных монополий. В их числе: организационно - экономические методы (стандартизация и сертификация продукции естественных монополистов, обязательный аудит, ведение раздельного бухгалтерского баланса потенциально-конкурентного и естественно - монопольного сегментов в рамках одной компании); методы, развивающие конкуренцию (выделение естественно-монопольного сегмента в отдельную компанию и перевод оставшихся в конкурентную сферу, организация торгов за франшизу (франчайзинг)); ограничительные методы (обязательное обслуживание определенных групп потребителей; ограничение на покупку акций предприятий - естественных монополистов); неформальные методы.

4.0боснован политэкономический вывод о том, что неценовые методы регулирования естественных монополий отражают единство рыночных, планово - экономических (плановых), организационно - экономических и административно - правовых (неэкономических) отношений (методов). Проведено разграничение универсального (то есть присущего всем рыночным экономикам), специфически исторического (то есть характерного для трансформационной экономики) и национально -специфического (то есть отражающего особенности национальной экономики) аспектов в реализации неценовых методов.

5.6ыявлены перспективы и направления дальнейшего развития неценовых методов регулирования естественных монополий в России. Обосновано, что названные методы сохраняют перспективы применения в российской экономике даже после решения задач переходного периода. Показано, что наибольшее развитие должны получить методы,

сочетающие в себе конкурентные и монопольные начала, а именно выделение естественно-монопольного сегмента в отдельную компанию при переходе других сегментов в конкурентную сферу, организация торгов за франшизу. Раскрыта роль ряда мер общего порядка, влияющих на перспективы развития неценовых методов в стране: определение структуры и принципов функционирования национальной модели экономики; совершенствование законодательной базы; внедрение систем технического учета и контроля качества продукции монополистов.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость заключается в расширении научных представлений о функционировании естественных монополий и методах их регулирования. Практическая значимость состоит в возможности использования ряда выводов диссертации в реальной экономической практике. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы также в преподавании ряда учебных дисциплин: «Микроэкономика», «Институциональная экономика», «Экономика отраслевых рынков», «Теория трансформационных процессов».

Апробация работы Основные результаты исследования нашли свое отражение в 3 публикациях по теме диссертации общим объемом 1.2 п.л. Отдельные положения диссертации были представлены на научной конференции «Понятийный аппарат современной экономической теории» (МГУ, 2005г.).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав (8 параграфов), заключения и списка литературы.

Содержание, виды и причины естественных монополий

Исследуя проблемы, связанные с функционированием естественных монополий, в первую очередь стоит раскрыть понятие «естественной монополии» и чем она отличается от обычной монополии. Само понятие «монополия» достаточно известно. Под этим термином обычно понимается состояние рынка, для которого характерно наличие уникального положения определенной компании. Отсутствие конкурентов, способность устанавливать цены на выгодном для себя уровне, отсутствие товаров - заменителей, низкая эластичность спроса - все это обеспечивает так называемую рыночную власть. Но чаще всего - это не "чистая" (абсолютная) монополия с одной фирмой, а рынок с одной доминирующей компанией и множеством аутсайдеров: ведущей компании приходится конкурировать с множеством менее крупных компаний за долю рынка, что же касается естественно - монопольного рынка, то это рынок, как правило, с «чистой» монополией. Именно данный монополист (единственный производитель-продавец) имеет возможность диктовать цену на товар, регулировать объем продукции, а покупатели будут не в состоянии отказаться от потребления, поскольку товар жизненно необходим и спрос на него неэластичен.

Понятие «естественная монополия» в экономической теории встречается первый раз в работе Курно. Примером естественного монополиста стал владелец водных ресурсов, который жил выше по течению реки и соответственно пользовался природным ресурсом по своему усмотрению: мог перекрыть реку, построив дамбу. Жители, которые находились ниже по течению реки, оказывались в зависимости от данного владельца ресурса.

На современном этапе экономического развития понятие естественная монополия трактуется более широко как в экономической теории, так и в законодательных актах. В статье 3 Федерального Закона № 147 «О естественных монополиях»1 естественная монополия определена как «состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствии конкуренции, в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров».

С определением в Федеральном Законе № 147 «О естественных монополиях» нельзя не согласиться, поскольку в нем отражаются все особенности функционирования естественного монополиста. Это уникальность продукта (услуги), производимого естественным монополистом (фактическая невозможность замены другим товаром или услугой), субаддитивность издержек и вытекающая из этого капиталоемкость производства и высокие издержки создания конкурирующей компании, а также технологическая особенность производственной структуры предприятия.

Но в законе можно отметить некоторые «пробелы», например, такие как определение субъекта естественного монополиста. В законе зафиксировано следующее: субъект естественной монополии хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Но, как известно, большинство субъектов естественных монополий таковыми не являются в чистом виде, а содержат в себе естественно-монопольный сегмент: железно-дорожный транспорт - железно-дорожные пути и инфрастуктуру, их обслуживающую; энергетика - линии электропередач; нефтегазовая промышленность - трубопроводный транспорт, а добыча, производство и переработка сырья не включается в понятие естественных монополий, поскольку могут функционировать на конкурентной основе.

Еще одной неточностью в законе можно назвать определение отраслей естественных монополий. В статье 4 Федерального закона «О естественных монополиях» № 147 выделяются 8 основных сфер деятельности естественных монополий. Две из которых необходимо выделить, поскольку они в «чистом» виде не являются естественно -монопольными. Это - аэропорты, порты и общедоступная электрическая и почтовая связь. Каждую из этих отраслей следует проанализировать на предмет наличия естественно-монопольного сегмента в отдельности и возможности внедрения конкурентного механизма в эти отрасли.

Почему аэропорты - это сфера естественных монополий? Казалось бы, наличие взлетно-посадочной полосы, как естественно - монопольного сегмента, присутствует в производственной структуре авиационного предприятия. Но монопольный сегмент, вокруг которого возможно создание конкурентного рынка услуг по перевозке багажа, уборке территории аэровокзала и взлетно-посадочной полосы, организации питания пассажиров, сам по себе является конкурентным. И возможность конкуренции в этом производственном сегменте заключается в наличии нескольких аэропортов в ограниченном территориальном пространстве -например, город Москва, в котором существует 5 функционирующих аэропортов, или другие крупные города России. Получается, что существует не естественно - монопольный, а естественно - олигопольный рынок, в котором идет жесткая конкуренция за авиационные предприятия (частный случай).

В свою очередь, как показала тенденция мировой экономики, на рынке авиаперевозок должны присутствовать крупные авиапредприятия, которые способны конкурировать за потенциального потребителя и возмещать возможный ущерб им или их близким в случае форс-мажорных ситуаций самостоятельно, не привлекая дополнительных средств.

Особенности и роль естественных монополий в России

В современной экономике любая хозяйственная структура (тем более крупная) является составной частью всего механизма функционирования. Выполняя свою задачу, решая собственные проблемы и удовлетворяя потребности населения, хозяйственная единица создает общую структуру национальной экономики посредством взаимодействия с другими подобными хозяйственными единицами. Но выполнение хозяйственных задач напрямую зависит от степени развитости инфраструктуры. В каждой стране она имеет свои особенности, также как и различия стран в экономическом и политическом устройстве.

Развитая инфраструктура позволяет эффективно развиваться базовым отраслям индустриальной экономики, так называемым «локомотивам», которые тянут за собой все народное хозяйство, прокладывая дальнейший путь развития страны. Стоит заметить, что это движение может осуществляться в разных политических и социальных системах, каждая из которых имеет характерные черты, присущие только ей. Так, для экономики России характерны следующие специфические условия функционирования: 1.Большая протяженность территории, что обуславливает неизбежно высокие транспортные издержки для всех субъектов предпринимательской деятельности и затрудняет формирование единого экономического пространства. 2.Суровые климатические условиями на большей территории России, что приводит к высокой энергоемкости экономики. З.Низкий уровень технологий, в том числе энергосберегающих. 4.Низкая платежеспособность потребителей как промышленных, так и населения. 5.Историческое размещение предприятий. 6.Особое значение национальной экономической безопасности и в целом безопасности страны.

Учет данных особенностей страны14 особенно характерен для базовых отраслей экономики.

К базовым отраслям относятся: машиностроение, металлургия, энергетика, нефтегазодобывающая, транспортная, строительная. Роль этих отраслей невозможно переоценить особенно на современном этапе развития экономики России. Многие из этих отраслей (например: энергетика и железнодорожный транспорт) экономики являются естественными монополиями, представляющими по своим масштабам целый сегмент экономики, а в ряде случаев, например в России, формирующие бюджет страны. Еще в начале 2000-х гг. налоговые поступления от газовой промышленности и электроэнергетики составили примерно 30 процентов всех поступлений в бюджет страны, а 20 процентов15 всех доходов от экспорта было получено за счет экспорта газа. Доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете РФ устойчиво повышалась все последние годы, также как и общий объем валютной нефтегазовой выручки, достигшей в 2005 г. почти 150 млрд. долларов. Именно эти предприятия занимают центральное место в экономике страны и способны создавать основу экономического роста, увеличивать его темпы. Например, стабильность в ценах энергоресурсов и транспортных перевозок железной дорогой способна поддерживать экономический рост. Своевременное переоснащение основных средств этих отраслей в будущем положительно скажется на макроэкономической и социальной ситуации в стране, что, к сожалению, не характерно для России. Обновление основных средств естественных монополистов вызовет рост производства в смежных и зависимых отраслях, увеличит число рабочих мест и налоговых поступлений в бюджет. Так, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды степень износа основных фондов в 2005 году составила 55.6 процента, причем их полная стоимость почти равна стоимости основных фондов во всей обрабатывающей промышленности России - более 3 трлн. руб.16

Правда, может быть и обратная ситуация, когда экономический рост снижается из-за высоких цен на топливно-энергетическое сырье, подстегивая инфляцию. В таблице З17 приведены данные об изменении цен производителей и цен предприятий - естественных монополий.

Также и непродуманные реформы естественно-монопольных отраслей, некоторые из которых призваны внедрить конкуренцию, приведут к увеличению стоимости тарифов, соответственно снизив реальный уровень доходов - как производителей, так и домохозяйств. Так, по данным Госстроя, на декабрь 2005 года в 35 субъектах РФ население стало оплачивать 100 процентов, а в среднем по стране платежи населения составили 94 процента стоимости услуг ЖКХ. По мнению руководителя Федерального агентства по строительству и ЖКХ России Круглика С, они вырастут еще на 23.5 процента19.

Во многих случаях отрицательное воздействие на экономику оказывает оппортунистическое поведение естественных монополистов. Обладая исключительным положением на рынке, естественный монополист, а точнее менеджеры, управляющие предприятием, способны создать для себя выгодные условия путем повышения цен на свою продукцию. В данной ситуации будет очень трудно доказать обоснованность предложенных цен, поскольку структура издержек монополиста является непрозрачной. Даже прибегая к определенным методам регулирования (ценовым методам регулирования) естественных монополистов, невозможно до конца просчитать «чистую» стоимость издержек, поскольку этому способствует сама структура предприятия.

Необходимость регулирования естественных монополий

С момента появления первых сложных машин и оборудования в конце 19 века постепенно стали развиваться сетевые структуры, имеющие первостепенное значение для жизни крупных городов и стран. К этим структурам относились система канализаций и водопровода в крупных городах, железнодорожное полотно и линии электропередач, соединяющие населенные пункты. Компании, создающие данную жизненно важную инфраструктуру, имели особое положение и статус в общественной, политической и экономической жизни общества. Так, например, в Германии компания Сименс специализировалась на производстве и установке сильноточного оборудования (турбины), прокладке железнодорожных путей, линий проводной связи, при этом имея приоритет во многих проектах по строительству и дальнейшему обслуживанию своих и сторонних объектов. Данное положение компаний было выгодно как для самих компаний, так и для государства, но с развитием новых технологий, появлением новых экономических явлений и законов обществу потребовался эффективный способ контроля над хозяйственной деятельностью естественных монополий.

Именно обладание монопольной властью приводит к опасности ее использования в корыстных целях, путем установления завышено необоснованных цен, вынуждающих общество нести потери (издержки монопольной власти). Так аудиторские проверки, которые устраивает «Госстрой» на предприятиях ЖКХ, показал, что цены на их услуги в среднем на 30 процентов превышают экономически обоснованный уровень. Исходя из практики функционирования любой компании -главной целью производителя является максимизация прибыли и совокупного дохода. А когда речь идет о монополисте, точно ясно, что он так или иначе добьется максимизации прибыли, имея колоссальные возможности для этого. Обладая властью над ценой, как единственный продавец товара и производитель, монополист способен установить ее сам, при чем на заведомо высоком уровне для общества. Общество в таких случаях терпит безвозвратные издержки. Оптимальная же с точки зрения общества деятельность монополиста имеет место тогда, когда его цена равна предельным издержкам, соответственно совпадает с ценностью дополнительной единицы продукции для потребителя, но для монополиста является убыточной. В данном случае необходимо сохранять баланс между интересами потребителей, которые желают низких и доступных цен, и экономической деятельностью монополии.

В результате наличия преимуществ монополист способен влиять на установление цены на свой продукт, что вызывает оппортунистическое поведение. Так, путем лоббирования своих интересов ОАО «Газпром» добился в 1993 году права ежемесячной инфляционной индексации без учета динамики потребительского спроса. Следствием явилось увеличение в 1994 году дебиторской задолженности потребителей газа на внутреннем рынке, которая приблизилась к задолженности перед нефтедобычей. Периодическая индексация отпускных и внутренних цен предприятий на газ не только привела к всплеску дебиторских задолженностей, но и значительно изменила пропорции между отпускными ценами и ценами добычи газа. Доля оптовой цены предприятий в оптовой цене промышленности снизилась с 35,7% в 1991 году до 6%23 в июне 1995 года. Исторически система ценообразования на природный газ заключаются в том, что установление оптовых цен промышленности на газ с 1 июля 1967 года велось на уровне замыкающих затрат на единицу условного топлива в районе потребления. Вместе с тем оптовые цены на природный газ были дифференцированы внутри каждого потребляющего района для двух групп потребителей газа. К первой группе были отнесены коммунально-бытовые предприятия, предприятия общепита и сельского хозяйства. Ко второй промышленные предприятия. Главная особенность построения оптовых цен предприятий и промышленности состояла в том, что оптовые цены предприятий принимались едиными для подавляющего большинства предприятий - производителей природного газа, а оптовые цены промышленности - равными в расчете на единицу условного топлива для различных его видов в рамках отдельных экономических районов.

В вопросах внутреннего ценообразования ОАО «Газпром» фактически заменило собой органы государственного директивного планирования и управления. При этом цены на природный газ определяются на основании того же принципа - рентабельного функционирования худшего производства (в системе ОАО «Газпром») и компенсации издержек транспортной системы. После консолидации всех финансовых и материальных потоков значительно усилилась структура компании ОАО «Газпром», что дало ей возможность более гибко перераспределять финансовые ресурсы, исходя из приоритетов развития компании. Центральный аппарат компании стал единственным хозяйствующим субъектом в системе ОАО «Газпром». Эти меры сделали компанию менее прозрачной для постороннего анализа и оценки.

Факты злоупотребления выявлялись также и в электроэнергетике. РАО «ЕЭС России» в середине 90-х годов заключило договор с Иркутской ГЭС, являющейся независимой организацией, на заведомо невыгодных условиях. Мощности Иркутской ГЭС превышали потребности региона в электроэнергии, из-за чего возникла необходимость в экспорте излишков в другие регионы, но высоковольтные линии электропередач, находящиеся за пределами региона принадлежали РАО «ЕЭС России». Оплата отпущенной энергии осуществлялась по факту потребления, таким образом, энергия, попадая в систему РАО «ЕЭС России», уходила в заведомо не платежеспособные регионы, а реально потреблялась в регионах «донорах», тем самым затягивая платежи «Иркутскэнерго».

Стоит заметить, что электроэнергия - специфичный товар, неподдающийся хранению или накоплению, а при выработке должен транспортироваться или потребляться, при этом невозможно каким-либо образом идентифицировать электроэнергию, находящуюся в системе электропередач. В результате финансовые платежи поступали РАО «ЕЭС России», а после дозированно и ограниченно - «Иркутскэнерго».

Следующим примером злоупотреблений может стать завышенная плата за подключение к электросетям жилых домов в Москве, введенная 1 октября 2006 года. Средняя стоимость за подключение одного киловатта напряжения составляет от 39 до 45 тысяч рублей, что на порядок выше, чем в регионах. Учитывая активный темп роста строительства в Москве РАО «ЕЭС России» получит (за подключение зданий) контроль за финансовыми потоками общим объемом в 1.5 млрд. долларов.

Причины существования и экономическое содержание неценовых методов регулирования естественных монополий

С развитием основных ценовых методов регулирования естественных монополий складывались общие принципы регулирования, базирующиеся на использовании данных внешней информации о цене и прибыли компании. Эти подходы являются действенными и эффективными только в краткосрочном и среднесрочном периодах, поскольку не способны отразить всех хозяйственных процессов монополиста. Например, нормирование прибыли как метод регулирования не способно определить реальную прибыль монополиста, поскольку та может быть раздута путем добавления непрофильных издержек производства, что связано с использованием средств не по назначению. В данном случае все издержки будут учитываться в расчете прибыли. Ограничение предельного тарифа (цен) способно отрицательно сказаться на качестве предоставляемых монополистом услуг, а также повысить количество взяток регулирующему органу с целью пересмотра предельного тарифа. С другой стороны, и увеличение цен не способно в полной мере улучшить качество поставляемого товара или услуги. Несовершенство ценовых методов регулирования послужило основной причиной для разработки неценовых методов регулирования, имеющих иную природу воздействия на объект регулирования. Неценовые методы регулирования естественных монополий воздействуют не на цену реализуемой монополистом продукции, а на производственный цикл и условия ведения хозяйственной деятельности. Посредством неценовых методов формируются определенные условия, в которых монополист способен извлекать прибыль от ведения хозяйственной деятельности, не завышая цены или устанавливая их уровень на оптимальном для общества значении.

Основываясь на природе происхождения естественной монополии, можно выделить несколько более конкретных причин существования неценовых методов регулирования. 1 .Способность перестраивать экономическую структуру и хозяйственные цели монополиста. 2.Повышение качества продукта и услуг. 3.Повышение прозрачности финансовых потоков, следовательно, увеличение инвестиционной привлекательности отрасли. 4.Соблюдение общественных интересов и обеспечение национальной безопасности страны. 5.Сохранение контроля государства над отраслью. б.Эффективность применения в долгосрочном периоде. 7.Эффективное управление без текущего вмешательства государства в хозяйственную деятельность монополиста. Раскроем более подробно каждую из причин. Способность перестраивать экономическую структуру и хозяйственные цели монополиста.

Причиной существования неценовых методов регулирования в современной экономической практике послужило отсутствие должного влияния ценовых методов регулирования на сам объект регулирования, так как они не воздействуют на экономическую структуру объекта. Ценовые методы регулирования по степени своего воздействия способны влиять только поверхностно, не изменяя сам принцип работы монополиста. Создавая определенные ценовые ограничения, регулирующие органы воздействуют на конечный результат хозяйственной деятельности монополиста, при этом структура затрат и издержек остается прежней.

Неценовые методы перестраивают структуру монополиста, переориентируя его на иные цели, но сохраняя экономическую самостоятельность и рентабельность. Переориентация монополиста на иные хозяйственные цели происходит путем создания новых правил работы (игры), при которых монополисту выгодно самому, без участия регулирующих органов повышать качество продукта, оптимизировать производство и финансовые потоки, участвовать в обеспечении безопасности страны. Разумеется, на внедрение в экономическую практику новых правил работы (игры) может повлиять только совокупность методов неценового регулирования.

Повышение качества продукта и услуг. В настоящий момент трудно оценить качество товара и услуг монополиста, поскольку не существует единой системы оценки, как для промышленных, так и для частных потребителей. Отсутствуют, не считая технических параметров, критерии оценки качества горячей и холодной воды для потребителей, ее химический состав и температура. Не существует единой системы оценки качества теплоснабжения жилых и производственных помещений. Также нет системы оценки качества электроснабжения, чему свидетельствуют перепады напряжения в сети. Данные обстоятельства способствуют злоупотреблениям менеджерами в естественно - монопольных отраслях, когда невозможно точно оценить качество выпускаемой продукции или оказываемой услуги, что приводит к невозвратным потерям общества и неоправданно высоким ценам.

Ситуацию можно изменить с введением нормативно - правовых документов, регулирующих и контролирующих качество выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Например, стандартизация качества товара и услуг, оказываемых монополистом, положительно повлияет на техническую структуру предприятия посредством введения новых сберегающих технологий, а также их разработки. Соответственно в случае неоднократного нарушения требуемых норм качества товара и услуг к монополисту должны применяться штрафные санкции несоизмеримо большие, чем экономическая выгода от не соблюдения норм качества. На практике это может воплотиться в определении норм качества электроэнергии и тепловой энергии, например, результатом может послужить создание и введение более совершенных носителей тепловой энергии (пара в системах отопления), поддержание оптимального (работоспособного) технического состояния высоковольтных линий электропередач и теплосетей. Установка приборов учета потребляемых товаров или услуг в ЖКХ создаст предпосылки для оптимизации производственной инфраструктуры, поскольку покупатель будет оплачивать услугу по факту потребления, а не заранее установленный монополистом выгодный для него минимум. Также данный прибор учета будет следить за качеством поступающего товара, то есть соответствие установленным нормативным документам (температура горячей и холодной воды, химический состав). Естественно, данные мероприятия первоначально повысят стоимость оказываемых услуг для потребителей, но, в конечном счете, повысят качество товаров и ответственность монополиста - производителя перед обществом. Выгода потребителей будет состоять в оплате фактически использованного (приобретенного) товара, а не в оплате утечек энергоносителей при транспортировке, которые в настоящий момент покрываются за счет покупателя.

В современной экономической теории и практике существуют два основных метода регулирования естественных монополий: к ним можно отнести ценовые и неценовые методы. К неценовым методам регулирования естественных монополий относятся: 1 .Организационно - экономические методы (стандартизация и сертификация продукции естественных монополистов, обязательный аудит, ведение раздельного бухгалтерского баланса потенциально конкурентного и естественно - монопольного сегментов в рамках одной компании); 2.Методы, развивающие конкуренцию (выделение естественно-монопольного сегмента в отдельную компанию и перевод оставшихся в конкурентную сферу, организация торгов за франшизу (франчайзинг));3.Ограничительные методы (обязательное обслуживание определенных групп потребителей; ограничение на покупку акций предприятий - естественных монополистов);4.Неформальные методы.

(Законодательством предусмотрено два основных метода регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

    ценовой метод, который осуществляется посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня.

    неценовой метод - через определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию; установление минимального уровня обеспечения потребителей в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии.

Кроме того, субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров при наличии возможности произвести (реализовать) такие товары. Субъекту может быть направлено предписание о заключении договора. При неисполнении предписания возможно предъявление в арбитражный суд иска о понуждении заключить договор.

Орган регулирования естественных монополий определяет метод регулирования применительно к конкретному субъекту и сообщает через средства массовой информации о принятых решениях, в частности относительно введения, изменения, прекращения регулирования деятельности субъектов; о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него; о применяемых методах регулирования в отношении конкретного субъекта. В свою очередь, субъекты естественных монополий, органы исполнительной власти и местного самоуправления обязаны предоставлять органам регулирования естественных монополий необходимую информацию.

Виды и содержание неценовых методов регулирования естественных монополий. Раскроем содержание конкретных видов неценовых методов регулирования: ^ Стандартизация и сертификация продукции естественных монополистов. Данный метод основывается на классической предпосылке, что все товары и услуги должны иметь определенный стандарт качества в производстве и конечном выпуске. Например, выпуск труб для газотранспортной системы должен отвечать стандартам прочности (воздействие давления, стойкости к коррозии, диаметр, сплав металла и т.д.), а несоответствие данным требованиям может повлечь отказ потребителей от покупки продукта и потери потребителя. ^ Обязательный аудит. Универсальность подхода данного метода позволяет осуществлять регулирование и на естественно-монопольном рынке. Суть метода широко известна в экономической науке и практике: проверка и контроль финансовых потоков, соответствие бухгалтерской отчетности принятым стандартам. ^ Выделение естественно-монопольного сегмента в отдельную компанию. Суть метода заключается в вычленении естественно-монопольного звена монополиста в отдельно функционирующую компанию со своим руководством и владельцем. Другая же часть монополии, которая является потенциально конкурентоспособной, выходит на рынок и конкурирует с другими производителями. ^ Ведение раздельного бухгалтерского баланса потенциально-конкурентного и естественно- монопольного сегмента в рамках одной компании. Данный метод регулирования по своей структуре схож с предыдущим. Содержательный принцип двух методов одинаков: выделить естественно - монопольный сегмент, но во втором случае - не в отдельную компанию, а в отдельный субъект финансовой отчетности. Компания – монополист, имеющая раздельный баланс по определенным конкурентным и «чисто» естественно- монопольным сегментам, имеет ряд преимуществ перед просто разделенной компанией по сегментам. Эффективность состоит в том, что компания выступает как единая производственная система с уже отлаженной структурой «производство – сбыт». ^ Организация торгов за франшизу (франчайзинг) . Суть этого метода регулирования заключается в создании условий для благоприятного функционирования отрасли посредством торгов. Ставятся определенные условия перед компаниями – претендентами, удовлетворяющие оптимальному функционированию отрасли, как для потребителей, так и для будущих производителей. Условия могут включать стоимость услуг или продукта для конечного потребителя, систему поставок, наличие у фирмы-претендента опыта ведения бизнеса в данной отрасли и т.д. Из всех претендентов выбирается один, отвечающий всем параметрам отборочной комиссии. При этом все основные фонды находятся в собственности государства. Условия договора предполагают получение компанией прибыли без ущемления финансовых интересов потребителей. Эффективность организации торгов за франшизу достаточно высока, поскольку в отрасли ведет хозяйственную деятельность опытная компания, знающая все тонкости производственного процесса. Компания выступает как единая отрасль, выполняя функции производства, сбыта продукции конечным потребителям и имея все возможности для устранения технических и финансовых проблем. ^ Обязательное обслуживание определенных групп потребителей. Содержание метода достаточно четкое: компания - естественный монополист обязана оказывать услуги определенным группам потребителей без учета своевременной оплаты за предоставленные услуги. В определенную группу потребителей входят в России все объекты, поддерживающие государственную безопасность (военные части, здания силовых ведомств и т.д.), а также социально значимые объекты жизнедеятельности. ^ Ограничение на покупку акций предприятий - естественных монополистов. Объективная необходимость в использовании указанного метода регулирования очевидна в силу следующих причин: контроль государства над стратегически важной отраслью (в том числе через своих представителей в совете акционеров, кадровые назначения, через систему государственных заказов и т.п.); обеспечение энергетической безопасности национальной экономики; поддержание приемлемых для российских потребителей (домашних хозяйств и предприятий реального сектора) цен, а, следовательно, повышение конкурентоспособности российской продукции; реализация такой важной задачи, как газификация российских регионов (особенно в сельской местности), а также сохранение внешнеэкономических рычагов влияния на экономическое и социально- политическое развитие других стран и мировое развитие в целом. Использование указанного метода продиктовано также последствиями экономической обстановки начала 90-х годов, когда происходила стихийная (необдуманная) приватизация большинства объектов государственной собственности, в том числе и тех, которые имели стратегическое значение для России. В более широком плане указанный метод может трактоваться как выбор определенной формы собственности. ^ Неформальные методы. Неформальными следует считать те методы, которые основаны на реализации «неформальных правил», то есть действующих вне сферы официальных законов и контрактов. Применительно к изучаемой нами проблеме, это выражается в существовании неформальных методов неценового регулирования естественных монополий. Их действие принимает следующие формы: - административно – бюрократические (командно – административные) формы: субъективистское воздействие властных органов (федеральных, региональных, местных) на политику естественных монополий, исходя из принципа целесообразности (политической, социальной или коррупционной); - кадровые формы: расстановка на руководящие посты в компаниях - монополистах лиц, лояльных политически или персонально руководителям власти; - реализация интересов определенных коммерческих структур (нередко в сговоре с представителями власти), что, в частности, принимает форму разной степени доступности фирм к инфраструктуре, особенно на региональном и местном уровнях; - обременение естественных монополистов непрофильными функциями (чаще всего по «рекомендации» властных структур): дополнительные социальные нагрузки, поддержка определенных кандидатов и партий (особенно в период выборов), содержание СМИ и т.п. - выполнение крупнейшими компаниями – естественными монополистами, играющими важную роль на мировых рынках, политических задач, которые затрагивают интересы страны в отношениях с другими странами. Конкретные виды неформальных методов еще более разнообразны. Но главное состоит в том, что указанные методы занимают большое место в реальном регулировании естественных монополистов в России, хотя и не афишируются. Стоит отметить, что при всей эффективности и практичности неценовых методов регулирования их использование должно осуществляться во взаимодействии с ценовыми методами регулирования, поскольку оба метода регулирования отражают целостную экономическую картину хозяйственной деятельности естественной монополии. Создание оптимальной экономической системы, адекватной специфике страны, способно сократить количество применяемых методов регулирования - как ценовых, так и неценовых. Данная предпосылка является относительной в силу того, что требует множества изменений (социально - политических, экономических), которые происходят достаточно медленно.)