Направление в экономической теории политике. Экономическая теория, политика и хозяйственная практика. Экономическая политика и ее цели

З. В. Вдовенко, Н. И. Гавриленко, Т. Н. Шушунова

Общая экономическая теория

Часть I
Введение в экономическую теорию. Микроэкономика

Утверждено Редакционным

советом университета

в качестве учебного пособия

УДК 338.45(038)

Рецензенты:

Доктор экономических наук, профессор

Российского государственного гуманитарного университета

И. В. Белова

Доктор экономических наук, профессор, директор института менеджмента и маркетинга Российского химико-технологического

университета им. Д. И. Менделеева

А. Е. Хачатуров

Рассмотрены общие теоретические сведения по основным темам экономической теории, включая введение в экономическую теорию и микроэкономику, предусмотренным основной образовательной программой высшего профессионального образования в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения.

Учебное пособие ориентировано на студентов непрофильных вузов.

УДК 338.45(038)

Предисловие………………………………………………………………………….4

ГЛАВА I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ... 5

1. Экономическая теория: сущность, предмет, функции, методы.. 5

2. Основные направления экономической теории. 6

3. Проблемы экономического развития и основные экономические системы 15

ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.. 20

4. Рынок: сущность, функции, классификация, инфраструктура. 20

5. Собственность: сущность, объекты, субъекты, формы, права. 23



6. Экономическая роль государства в рыночной экономике. 26

7. Теория спроса и предложения. 31

8. Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие. 35

9. Эластичность спроса и предложения. 38

ГЛАВА 3. ТЕОРИИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ 42

10. Теория потребительского поведения. 42

11. Издержки производства. 47

12. Предельные издержки и эффект масштаба. 50

13. Поведение фирмы на рынке совершенной конкуренции. Условия максимизации прибыли. 52

14. Типы рыночных структур. 57

ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РЫНОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ.. 64

15. Рынок производственных ресурсов. Производственная функция. 64

16. Рынок труда. 70

17. Рынок капитала. 72

18. Рынок земли. 77

Литература. 81

Список английских сокращений терминов. 82

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие по дисциплине «Экономическая теория. Часть 1» состоит из разделов и глав, в которых доступно изложен учебный материал дисциплины, достаточно полно раскрыты основные понятия и категории дисциплины «Экономическая теория. Часть 1». В конспективной форме представлены основные функции, методы и инструменты экономической теории, освещены основные направления ее развития, структура рынка и определена роль государства в современных условиях развития.

В пособии точно и доходчиво даны характеристика сущности теории спроса и предложения, теории потребительского поведения, раскрыты вопросы эластичности спроса и предложения, издержек производства, представлены основы поведения фирмы в различных типах рыночных структур.

Учебное пособие может быть полезно студентам, осваивающих вводный курс экономической теории высших учебных заведений неэкономического профиля, для получения цельного представления о рыночной экономике и механизме ее функционирования и развития. Изучение учебного материала позволит студентам последних курсов высших учебных заведений качественно подготовиться к итоговым государственным аттестационным экзаменам по экономической теории.

Компактность и лаконичность данного учебного пособия не игнорируют аргументированности понятий и выводов, позволяют не упускать из вида главное в каждой теме.

Вдовенко З. В. доктор экономических наук, заведующая кафедрой экономической теории Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева.

Гавриленко Н. И., доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и маркетинга Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева.

Шушунова Т. Н., кандидат технических наук, доцент кафедры экономической теории Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева.

ГЛАВА I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

Экономическая теория: сущность, предмет, функции, методы

Экономическая теория– общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию за их использование.

Предмет экономической теории:

Проблемы эффективности использования ограниченных экономических ресурсов общества;

Поведение хозяйствующего субъекта и индивида в процессе производства, распределения, обмена и потребления.

Функции экономической теории:

- методологическая (набор общих методов исследования объективной реальности);

- познавательная (чтобы знать, как функционирует экономика);

- практическая (чтобы полученные знания применять на практике);

- идеологическая (образ мышления и ценности общества).

Методы экономической теории :

- от простого к сложному;

- единство исторического и логического;

- метод научной абстракции, который состоит в отбрасывании случайных, второстепенных черт и свойств изучаемого явления и сосредоточении внимания на главных, основных причинно-следственных связях, позволяющих проникнуть в суть явления;

- анализ – расчленение целого на составные части и анализ каждой из них;

- синтез – соединение исследованных отдельных частей в единое целое;

- индукция (от частного к общему в исследовании);

- дедукция (от общего к частному в исследовании).

Большое значение для объективного исследования имеет принцип «ceteris paribus», то есть «при прочих равных условиях» . Несоблюдение данного принципа может привести к неправильным выводам. Поэтому, необходимо избегать логически ошибочных построений. В современной экономической теории широко используется математика, графики. В силу того, что возможности проведения эксперимента в экономике достаточно ограничены, особое значение приобретает использование различных моделей.

Основные направления экономической теории

О начале экономической теории можно говорить уже применительно к Древнему миру. Так, например, Аристотель (III век до н. э.) разрабатывал проблемы развития форм стоимости, функций денег. Аристотель различал экономику (экономию) – хозяйствование ради удовлетворения потребностей и «хрематистику » («хрема» по гречески – доход), хозяйствование с целью получения дохода, обогащения. Он положительно оценивал «экономику», основанную на натуральном хозяйстве, и критически «хрематистику», считая, что она не сообразуется с законами природы.

Первой школой в экономической науке стал меркантилизм (XV–XVIII века, от итальянского «мерканте» – купец, торговец), выражавший интересы зарождающегося торгового капитала.

Основныечертымеркантилизма:

Основной вопрос – в чем источник богатства (частного и национального);

Деньги как абсолютная форма богатства;

Предмет исследования – сфера обмена.

Источник богатства меркантилисты видели в сфере обращения, в торговле.

Различают ранний и поздний меркантилизм. Меркантилисты выступали за активное государственное вмешательство в экономику, за политику протекционизма.

Физиократы (в переводе – власть природы) – французская школа, с которой начинается зарождение классической политэкономии. Виднейшие представители – Пьер Буагильбер (1646–1714), Франсуа Кенэ (1694–1774), Ж. Тюрго (1727–1788). Главная заслуга физиократов в том, что они перенесли исследование из сферы обращения в сферу производства. Однако, они считали источником богатства только земледелие, сельское хозяйство.

Английская классическая школа Уильям Петти (1623–1687), Адам Смит (1723–1790), Давид Рикардо (1772–1823) и др. также ставила вопрос об источнике богатства общества как центральный.

А. Смит – глава классической школы и основоположник трудовой теории стоимости. Основная идея в учении А. Смита – идея экономической свободы, минимального вмешательства государства в экономику. Рыночная экономика способна к саморегулированию за счет действия конкуренции, свободных рыночных цен, спроса и предложения. Эти динамические регуляторы А. Смит назвал «невидимой рукой». Особое внимание А. Смит уделил разделению труда (на конкретный труд и труд абстрактный), считая его важнейшим фактором развития экономики. В отличие от физиократов Смит считал, что именно труд (труд вообще, а не только в сельском хозяйстве), является источником богатства общества и лежит в основе стоимости товаров.

Давид Рикардо основное внимание уделяет процессам распределения. Он приходит к выводу о противоположности интересов основных классов буржуазного общества: пролетариата и капиталистов.

Марксизм К. Маркс (1818–1883) и Ф. Энгельс (1820–1895) – это попытка рассмотреть капитализм с точки зрения пролетариата. Основываясь на трудовой теории стоимости, К. Маркс создает учение о двойственном характере труда; учение о прибавочной стоимости; разрабатывает теорию воспроизводства и экономических кризисов. Предмет экономической науки в марксистском понимании – это производственные отношения людей и экономические законы.

Во II половине XIX века, во многом в противовес марксизму, ставшему весьма популярным, возникает маржинализм (от англ. marginal – предельный). Представители теории – австрийцы Карл Менгер (1840–1921), Фридрих фон Визер (1851–1926), Евгений фон Бем-Баверк (1851–1914), англичанин У. Джевонс (1835–1882), швейцарец Л. Вальрас (1834–1910). Маржинализм опирается на количественный анализ и использует экономико-математические методы и модели. Основные категории, которыми они оперируют: предельный доход, предельная полезность, предельные издержки,

Историческая школа рассматривает политическую экономию как науку о национальном хозяйстве, отстаивает особую роль государства в экономике. В этом ее серьезное расхождение с классической школой, изучающей общие законы развития экономики.

Фридрих Лист утверждает, что экономика разных стран находится на разных стадиях и подчиняется собственным законам. Поэтому для каждой страны существует своя собственная экономическая наука – «национальная экономия», которая должна определить условия для наиболее быстрого развития производительных сил данной страны, исходя из национальной специфики. Он обосновал необходимость протекционизма для стран, встающих на путь индустриального развития.

Представители «старой» исторической школы (В. Рошер (1817–1894), Гильдебранд (1812–1878), К. Книс (1821–1898)) утверждали, что общей для всех стран экономической теории быть не может.

«Новая историческая школа» во главе с ГуставомШмоллером (1838–1917) заявляет, что рано делать выводы о существовании объективных экономических законов. Они утверждали, что существуют частные психоэтические законы, объединяющие нацию. Поэтому ни одно хозяйственное или политическое устройство не может быть применимо ко всем народам, на всех этапах развития.

В 20–30 годы ХХ века как самостоятельное течение оформляется институционализм . Его основоположником является американский экономист, социолог Торстейн Веблен (1857–1929). Институционализм – это направление в экономической науке, которое придает важнейшее значение в экономическом развитии общества различным социальным институтам. Общественный институт – это структура, организация, установление, с помощью которого реализуется общественная и личная жизнь, обеспечивается преемственность и стабильность в обществе. Например, политические институты: государство, суд, армия; религиозные институты: церковь, обряд; экономические институты: разделение труда, собственность, деньги, кредит, торговля и другие. Сторонники институционализма признают важность всех видов институтов для развития экономики.

Современный институционализм в США представлен работами Джона Гэлбрейта (родился в 1908 г.). В своей работе «Новое индустриальное общество» (1967 г.) он исследовал тенденции развития современного производства и пришел к выводу, что в индустриальном обществе существуют две системы: рыночная и планирующая. Господство крупных корпораций приводит к становлению планирующей системы сначала внутри государства, а затем и в международном масштабе. Многонациональные корпорации являются «островами сознательной силы в океане стихийного соперничества». Гэлбрейт ввел термин «новый социализм», «респектабельный социализм», который означает сочетание планирующей экономической системы и сильной социальной политики государства. Гэлбрейт считает, что такой социализм устанавливается без классовой борьбы на основе здравого смысла предпринимателей.

Австрийская школа. Профессор Лозаннского университета в Швейцарии Леон Вальрас (1834–1910) создал первую математическую модель общего экономического равновесия. В своей главной работе «Элементы чистой политической экономии» (1874 г.) Л. Вальрас сформулировал основные положения теории общего равновесия. Равновесие в экономике всегда устанавливается через рыночный механизм, через обмен, через цены. Выравнивание спроса и предложения происходит путем поиска взаимоприемлемых для продавца и покупателя цен – цен равновесия. В модели Вальраса все экономические субъекты делятся на две группы: владельцев производительных услуг (земли, труда и капитала) и предпринимателей, которые приводят в действие эти три фактора производства. Экономические отношения между ними Л. Вальрас выразил с помощью систем уравнений спроса, предложения, издержек и цен (рис. 1).

Рис. 1. Модель общего экономического равновесия Л. Вальраса

По внутреннему кругу перемещаются деньги, по внешнему – товары. Таким образом, производство и потребление связаны через рынки ресурсов (факторов производства) и рынки товаров и услуг.

Заслуга Л. Вальраса в том, что он сформулировал проблему общего экономического равновесия. Дальнейшее развитие идеи Вальраса получили в модели «затраты – выпуск» Василия Леонтьева.

На идеях маржинализма базируется новое направление в экономической теории, получившее название кембриджской и американской школы (неоклассическое направление). Кембриджская и американская школы во многих положениях очень близки, их иногда называют англо-американской школой. Глава Кембриджской школы Альфред Маршалл(1842–1924) в своем труде «Принципы экономической науки» (1890 г.) попытался примирить классическую и австрийскую школы, трудовую теорию стоимости и теорию предельной полезности.

Маршалл ввел понятие «цена равновесия», которая является компромиссом между «ценой спроса» и «ценой предложения». «Цена спроса», по Маршаллу, определяется полезностью товара и представляет собой максимальной ценой, которую готов уплатить за товар покупатель. «Цена предложения» определяется издержками производства и представляет собой минимальную цену, за которую продавец еще может продать свой товар. При столкновении продавца и покупателя, цены спроса и цены предложения определяется цена равновесия – рыночная цена. Маршалл говорит об одинаковой значимости полезности и затрат при определении цены товара. Теорию Маршалла называют теорией частичного равновесия, поскольку установление равновесной цены возможно только на уровне фирмы, то есть на микроуровне.

Вклад Альфреда Маршалла в экономическую науку весьма значителен и сравним с достижениями классиков. Его труд «Принципы экономической науки» в течение десятилетий был учебником для будущих экономистов. Теорию А. Маршалла относят к неоклассическому направлению.

Неоклассическое направление господствовало до 30–х годов ХХ века. Но Великая депрессия (1929–1931) поставила вопросы, найти ответы на которые было нельзя в рамках направления. Как ответ на эти вопросы возникло кейнсианство , учение о роли государства в экономике.

Джон Мейнард Кейнс (1883–1946) – английский экономист, показал, что в новых условиях ХХ века рыночная экономика уже не может функционировать на основах саморегулирования, поэтому необходимо вмешательство государства. Оно должно с помощью кредитно-денежной и бюджетной политики стимулировать рост потребительских расходов и частных инвестиций, чтобы сократить безработицу, увеличить национальный продукт и таким образом выйти из кризиса.

Этому направлению экономической науки положила начало книга Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.). Книга вышла в свет после тяжелейшего мирового экономического кризиса 1929–1933 годов. Дж. М. Кейнс в этой книге обосновывал свою программу преодоления последствий кризиса и массовой безработицы. Исходным пунктом служило утверждение, что капиталистическая экономика в новых условиях утратила способность к саморегулированию и необходимо государственное вмешательство в нее с целью увеличения совокупного спроса.

Совокупный спрос сводится к нескольким составляющим:

Потребительский спрос;

Инвестиции;

Государственные закупки.

Проблема активизации потребительского спроса состояла в том, что с ростом доходов растет тяга населения к их сбережению. Это явление Джон Мейнард Кейнс назвал основным психологическим законом в экономике. В результате действия этого закона рост доходов населения не приводит к такому же увеличению спроса: часть доходов уходит в сбережения. Для расширения совокупного спроса надо создать условия для превращения сбережений в инвестиции через банковскую систему.

Увеличение инвестиций приводит к увеличению спроса на средства производства, к росту занятости, а значит, и к расширению потребительского спроса. Для стимулирования инвестиций в производство ставка по кредитам должна быть относительно низкой, чтобы выгодно было брать кредиты и расширять производство. Снижение процентной ставки происходит в результате денежной эмиссии и удешевления денег.

Главным в кейнсианском методе воздействия на экономику является увеличение государственных расходов в различных формах: рост государственного сектора в экономике, организация общественных работ, предоставление льгот и субсидий частным предприятиям, государственные закупки у частного сектора. Все эти меры приводят к росту совокупного спроса и занятости. Однако рост государственных расходов приводит к дефициту государственного бюджета. В результате государство вынуждено осуществлять дополнительную эмиссию денег, что может вызвать инфляцию. По мнению Кейнса инфляция для экономики меньшее зло, нежели безработица. Инфляцию можно контролировать и удерживать в разумных пределах, а безработица чревата социальными потрясениями.

Кейнс открыл «эффект мультипликатора»: первоначальные инвестиции в любую отрасль влекут за собой рост занятости, увеличение доходов и потребительского спроса, что вызывает активизацию спроса в других отраслях. В результате прирост национального дохода (DY) равен первоначальному приросту инвестиций (DI), умноженному на мультипликатор (M): DY = DI · M.

Таким образом, кейнсианская модель регулирования экономики базируется на активной бюджетной политике, а денежная политика является второстепенной.

Однако кейнсианство не могло полностью вытеснить неоклассическое направление. Кризис кейнсианства возник в 70–е годы ХХ века, когда важнейшей проблемой для большинства стран стало развитие инфляции, вину за которую возложили на кейнсианские рецепты стимулирования спроса. В 70–80-е годы возникли новые направления неоклассики – монетаризм, новые классические теории.

Термин «неоклассический синтез» был введен в научный оборот американским ученым П. Самуэльсоном (родился в 1915 г.). Он попытался соединить неоклассическую теорию и кейнсианство, факторы, обеспечивающие оптимальный уровень производства и факторы, активизирующие спрос. Этим синтезом П. Самуэльсон преодолевает разрыв между микро- и макроэкономикой. Знаменитый учебник П. Самуэльсона «Экономикс» стал учебным пособием для миллионов людей во всем мире. Основная идея П. Самуэльсона состоит в том, что когда достигнута полная занятость, начинает действовать система рыночного саморегулирования. В то же время автор «Экономикс» применяет и исторический подход, анализируя самые значимые теории прошлого, их роль в современной экономической науке.

Работы П. Самуэльсона содержат идею сочетания денежно-кредитной и бюджетной политики. У него иные подходы к борьбе с инфляцией, чем у монетаристов. Он считает, что жесткая денежная политика борьбы с инфляцией может разрушить производство. П. Самуэльсон придерживается взгляда, что нужно не противопоставлять, а объединять, синтезировать подходы: сочетать достижение краткосрочных целей с решением долгосрочных задач, достижение эффективности производства увязывать с решением социальных проблем, использовать в зависимости от обстановки и кейнсианские (бюджетные) и монетарные (денежно-кредитные методы).

Особенностью неоклассического синтеза является широкое использование математики в экономическом анализе (методов линейного программирования, теории игр, математического моделирования). Математические методы значительно расширили возможности изучения экономического роста, экономической динамики, структурных изменений в экономике. Кроме П. Самуэльсона, наиболее известными представителями школы неоклассического синтеза являются Дж. Хикс (1904–1989), В. Леонтьев (1906–1999), С. Кузнец (1901–1985) – лауреаты Нобелевской премии.

Неолиберализм – это экономический либерализм нашего времени. Он отвергает централизованное регулирование хозяйства, которое в той или иной форме получило развитие в 30–60-е годы XX века.

Ф. Хайек (1899–1992) посвятил свои работы доказательству превосходства рыночной системы хозяйства над плановой экономикой. Мировую известность Ф. Хайеку принесла книга «Дорога к рабству» (1944 г.), в которой проблема свободной рыночной системы рассматривается в связи с проблемой политической свободы. Любое вмешательство государства в экономику, по мнению Ф. Хайека, – шаг к тоталитаризму. Ф. Хайек придает большое значение информации и критикует традиционное представление о конкуренции, формировавшееся с учетом предположения о равной информированности всех агентов рынка. Рынок – это механизм распространения информации. Цена – результат рыночных связей, источник информации о значимости товара. Централизованно установленная цена лишает людей возможности получать информацию о спросе, о предпочтениях, о сравнительной эффективности различных вариантов производства. Рынок не только необходим, но и должен быть свободен от государственного воздействия. Роль государства заключается в поддержании правовых норм для эффективного функционирования рыночной системы.

Разновидностью неолиберализма является ордолиберализм В. Оукена (1891–1950). Эта теория провозглашает свободу в рамках определенного порядка. В. Оукен считал, что все формы общественного строя, существовавшие в истории человечества, можно свести к двум видам:

Централизованно управляемое хозяйство;

Свободное конкурентное рыночное хозяйство.

В чистом виде они нигде не встречаются, всюду существует какое-то соотношение этих типов. Идеал В. Оукена – социальное рыночное хозяйство, в котором государство обеспечивает свободную конкуренцию, то есть следит за тем, чтобы все хозяйствующие субъекты действовали по определенным правилам.

Монетаризм – это направление в экономической науке, придающее особое значение деньгам (от английского monetary – денежный). В 70-е годы XX века мировую экономику потряс тяжелейший системный кризис – инфляция на фоне сокращения производства. Инфляция подкосила инвестиционную деятельность, и дальнейшая активизация экономики с помощью кейнсианских рецептов стала невозможной. Тогда интерес политиков качнулся в сторону монетаризма. Монетаризм провозглашает незыблемость основ рыночной экономики: свободной конкуренции и свободного ценообразования как условий достижения равновесия. Монетаристы считают, что рынок по-прежнему остается саморегулирующейся системой, а область вмешательства государства надо ограничить денежной сферой.

Глава современной монетаристской школы, лауреат Нобелевской премии Милтон Фридмен (родился в 1912 г.), предостерегает от увлечения социальными программами, планированием. Он считает, что ни одно правительство не может быть мудрее рынка. Деньги способны, по мнению М. Фридмена, быть стихийным регулятором экономических процессов.

В отношении к инфляции монетаристы полностью расходятся с кейнсианцами, считая инфляцию главным бедствием для экономики. В борьбе с инфляцией монетаристы отдают предпочтение мерам, ограничивающим платежеспособный спрос (так называемый «денежный зажим»). Эти меры в краткосрочном плане могут вызвать сокращение производства и занятости. Для поддержания экономики в нормальном состоянии, согласно «денежному правилу» М. Фридмена, необходимо наращивать денежную массу равномерно и постоянно в соответствии с ростом объема валового национального продукта.

Вклад российских ученых в экономическую теорию XX века. В России в начале XX века сформировалось мощное экономико-математическое направление. В. К. Дмитриев создал модели ценообразования, в которых учитывались полные общественные издержки. Дмитриевская идея построения системы линейных уравнений затрат на конечный продукт нашла впоследствии развернутое воплощение в модели «затраты –выпуск», построенной эмигрировавшим в США экономистом В. В. Леонтьевым.

Классическими считаются работы Е. Е. Слуцкогопо математической интерпретации зависимости спроса на определенное благо от его цены и цен других благ (эффект замещения) и дохода покупателя (эффект дохода).

В. В. Новожиловв анализ цен равновесия ввел фактор дефицитности товаров, а также сбалансированности товарной и денежной массы.

Мировое признание получили работы Л. В. Канторовича – создателя линейного программирования. Канторович показал, что любые задачи распределения могут рассматриваться как задачи максимизации при многочисленных ограничениях.

Особое место в мировой науке занимают труды Н. Д. Кондратьева. На основании обработки богатейшего статистического материала им создана концепция больших циклов экономической конъюнктуры.

Рис. 2 Графическое изображение простейших (линейных) зависимосте

Зависимость может быть линейной (т.е. постоянной), тогда график представляет собой прямую линию, расположенную под углом между двумя осями – вертикальной (ее обычно обозначают буквой У) и горизонтальной (Х).

В рамках графического подхода широко применяются диаграммы – рисунки, показывающие соотношение между показателями. Они могут быть круговыми, столбиковыми и др. (рис. 3)

Рис. 3. Примеры диаграмм: а – круговая; б – столбиковая

Метод компьютерного моделирования основывается на экономико-математических моделях и используется, прежде всего, в тех случаях, когда моделируемое экономическое явление описывается сложной системой уравнений.

Экономическая наука – продукт Нового времени, однако многие ее основы складывались веками. Современная экономическая теория представляет собой систему взаимосвязанных экономических подходов к изучаемым явлениям и процессам. Между ними существуют общность и различия. Общее состоит в том, что все они признают важность рыночной экономики. Различия заключаются в неодинаковых точках зрения на экономическую роль государства.

Всю совокупность течений, школ западной экономической мысли можно условно сгруппировать в таких три основных направления:

1) неоклассическая экономическая теория;

2) институционально социологическое направление, или институционализм;

3) кейнсианство.

Объект исследования неоклассической экономической теории – поведение Homo economicus – «человека экономического», что как продавец рабочей силы, потребитель или предприниматель пытается максимизировать свой доход, возвести к минимуму затраты. Эта теория возникла в 70-ые годы ХІХ столетия. Ее основатели – известные австрийские экономисты К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бембаверк, английский научный работник У. Джевонс и швейцарский экономист Л. Вальрас. Согласно концепции «предельной полезности» стоимость является результатом производственной деятельности, в ходе которой каждый из производственных факторов (труд, земля, капитал) вносят свой вклад в ее образование, а величина стоимости измеряется предельной полезностью одного из этих факторов при неизменной величине двух других.

Монетаризм (англ. мoney – деньги) – экономическая теория, согласно которой денежная масса в обращении играет определяющую роль в формировании экономической конъюнктуры и установлении причинно-следственных связей между изменением количества денег и величиной валового национального продукта. Монетаризм возник в середине 50-х годов ХХ столетия в США. Его лидер – глава чикагской школы политической экономии М. Фридмен – выступает против активного и широкомасштабного вмешательства государства в экономику, против государственных мероприятий стимулирования спроса. По его мнению, государственная регуляция экономики малоэффективна через задержки между изменением денежных показателей и реальных факторов производства, потому его следует заменить автоматическим приростом денежной массы в обращении.


Институционализм (лат. institutum – учреждение) – одно из направлений западной экономической мысли, что возник в конце ХІХ – в начале ХХ столетия. Отрицал обусловленность развития человеческого общества производственными отношениями (отношениями собственности), движущей силой признавал психологические, социально-правовые факторы. Основателями институционализма были американские научные работники Т. Веблен, Д.

Коммонс, У. Гамильтон, английский экономист А. Гобсон и другие. Т. Веблен, например, рассматривал жизнь человека как борьбу за существование, а, значит, процесс отбора и приспособления. Аналогично, по мнению институционалистов, в процессе развития общества происходит процесс естественного отбора институтов, система,которых образует своеобразную культуру и определяет тип цивилизации. Сами институты являются особенными формами жизни (в том числе хозяйственного), человеческих связей и отношений, которые имеют постоянный характер, формируют в обществе духовные качества и свойства. В свою очередь, институты являются также важными факторами отбора.

Самыми прогрессивными идеями сторонников современного институционализма является необходимость участия трудящихся в собственности и управлении производством, предоставление им социальных гарантий, а власти –гуманитарной интеллигенции. Заслуживают внимания также их мысли об эколого-экономическом выживании человечества.

Кейнсианство и его эволюция . Кейнсианство – одно из ведущих направлений современной экономической теории. Название получил от имени всемирно-известного английского экономиста Дж. Кейнса (1883-1946), который осознавал, что без активного вмешательства государства в развитие социально-экономических процессов, без существенного расширения функций государства капитализм несостоятелен. Кейнс одним из первых в западной экономической науке обосновал макроэкономический подход к анализу социально-экономических процессов, оперируя такими глобальными категориями, как национальный доход, совокупные инвестиции, потребление, занятость. Эти категории он рассматривал в их взаимодействии и функциональных связках.

Современные последователи экономического либерализма (американские ученые Л. Мизес и Ф. Хаек) выступают против рабочего законодательства (регуляция длительности рабочего дня, установления минимальной зарплаты, и тому подобное).

Неоклассический синтез – обобщающая экономическая концепция, в которой совмещаются рациональные элементы теории ценообразования и распределения доходов в пределах неоклассического направления (в частности в пределах теории общего экономического равновесия) с положениями теории макроэкономического равновесия и роста

национального дохода в пределах кейнсианского направления экономической теории. Сторонники неоклассического синтеза рассматривают теорию общего экономического равновесия как идеальную модель функционирования экономической системы. Но, в отличие от неоклассиков, которые отрицали необходимость государственного 20вмешательства в экономику, неоклассический синтез предусматривает использование разнообразных методов государственного регулирования с целью приближения к такой модели. Поэтому концепцию неоклассического синтеза еще называют ортодоксальным кейнсианством.

Теорию неоклассического синтеза критикуют представители монетаристской школы (в частности М. Фридмен), концепции «экономики предложения», «рациональных ожиданий». Главным направлением такой критики выступает тезис сторонников неоклассического синтеза о том, что механизм рыночного саморегулирования должен дополняться непосредственным государственным вмешательством. Государство, по их мнению, призвано лишь создавать условия

для максимально свободного функционирования рыночного механизма.

Неолиберальная школа утверждает концепцию ограничения государственного вмешательства в экономику и отстаивает принцип саморегулирования, свободы от излишней регламентации. Основоположниками неолиберализма являются представители австрийской школы Л. Мизес и Ф. Хайек. Современные представители данного направления следуют двум традиционным положениям: рынок является наиболее эффективной системой хозяйства и создает

наилучшие условия для экономического роста; приоритетное значение имеет свобода субъектов экономической деятельности.

Леворадикальная политическая экономия . Одним из течений современной экономической мысли есть леворадикальная политическая экономия, представляющая интересы промежуточных слоев и прослоек развитых стран Запада (в первую очередь, интеллигенции) и отражающая реалии современной действительности. Поскольку промежуточные слои и прослойки состоят из разнообразных групп, а среди интеллигенции наблюдается резкая дифференциация, то леворадикальной политэкономии свойственная внутренняя неоднородность и даже

противоречивость методологических и теоретических принципов.

Местом рождения этого течения были университеты развитых стран мира, прежде всего США. Самые известные представители леворадикальной политэкономии – ученые Г. Шерман, Р. Едванс (США), П. Андерсон, Дж. Харрисон (Великобритания) но др.

В качестве новейшей теоретической экономики выступает направления гиперэкономики и новой информационно экономики.

Гиперэкономика – это наука о рациональных действиях человека, соизмеренных с системной ценностью природной среды, то есть сохранением равновесий в природе и обеспечением максимального пребывания человечества на Земле. Акцент в данном направлении поставлен на экономические действия человечества по достижению эффектов в

природных преобразованиях, включающих интересы как природной среды, так и человечества как ее элемента.

Информационная экономика – направление в экономической теории, изучающее влияние информации на экономические решения. Информация рассматривается как выделенный фактор, поскольку она легко распространяется, но трудно контролируется. Ее легко создать, но ей трудно доверять. И она влияет на многие из наших решений. Такая особая природа информации усложняет многие стандартные экономические теории.

Информационная экономика фокусируется на трех областях:

– изучение информационной ассиметрии

– экономика информационных продуктов;

– экономика информационных технологий.

Информационная экономика – термин, используемый для обозначения двух понятий. Во-первых, информационная экономика есть современная стадия развития цивилизации, которая характеризуется преобладающей ролью творческого труда и информационных продуктов. Во-вторых, информационная экономика – это экономическая теория информационного общества.

Проблемы и тенденции развития информационной экономики еще не получили комплексного освещения в научной литературе и находятся в своей начальной стадии в силу относительной новизны. Наиболее изученными эти процессы оказались в странах их максимального проявления – в США и странах Западной Европы.

Наиболее известные ученые, внесшие весомый вклад в теорию информационной экономики и информационного общества в целом: Д. Белл, У. Дайзард, Е. Масуда, О. Тоффлер, М. Хайдеггер, К. Эрроу.

Стержнем информационной экономики выступает комплекс отраслей, производящих разнообразную информацию, координирующим механизмом – рынок информации, а связующей системой – информационная инфраструктура. Технологическую основу информационной экономики образуют новейшие информационные технологии.

Предметом теории информационной экономике в узком смысле являются экономические отношения по поводу производства, хранения и распространения разнообразной информации. В широком смысле – это закономерности, специфика и социально-экономические последствия становления качественно нового типа хозяйства.

Иногда информационное общество называют также постиндустриальным. Такие исследователи, как Белл, полностью отождествляют их.

Концепция постиндустриального общества была разработана американским социологом Даниелом Беллом, в которой он ставит вопрос об экономических особенностях общества после завершения индустриализации. По Беллу, постиндустриальное общество характеризуется 5 признаками: 1) переходом экономики от производства товаров к

производству услуг; 2) преобладанием среди занятых работников профессиональных специалистов и техников; 3) ведущей ролью теоретического знания; 4) ориентацией технико-экономической среды на контроль над технологией; 5) обеспечением процесса принятия решений новой «интеллектуальной технологией».

Другой вариант идей о постиндустриальном обществе – теория супериндустриализма, выдвинутая А. Тоффлером.

Процесс перехода от индустриализма к постиндустриализму он объясняет теорией последовательной смены «волн перемен», накатывающихся в процессе исторического развития. Первая волна – это переход к аграрной цивилизации, вторая – к индустриальной цивилизации, с начала 60-х гг. началось приближение третьей волны.

Экономика, основанная на знаниях – экономика, в которой большую часть валового внутреннего продукта (ВВП) обеспечивается деятельностью по производству, обработке, хранению и распространению информации и знаний.

В соответствии с этой теорией, мир засвидетельствовал три эры существования человечества – Аграрный век, Индустриальный век, и теперь Век Информации. Традиционно, экономисты рассматривали капитал, рабочую силу, и природные ресурсы в качестве важных факторов производства. Новая экономика 21-ого столетия все более и более базируется на знании и информации, инновациях, творческом потенциале и интеллектуальном капитале. К экономике,

основанной на знаниях, привели изменения в коммуникационных технологиях.

Ранее, неоклассическая экономика признала только два фактора производства: рабочую силу и капитал. Знания, образование и интеллектуальный капитал расценивались как внешние факторы. В 20-ом столетии технология и знания стали третьим фактором производства в развитых странах. Накопление знаний стало одним из ключевых факторов экономического роста в экономике, основанной на знаниях. Экономика, основанная на знаниях – это экономика, в которой создание и эксплуатация знаний играют преобладающую роль в процессе создании богатства.

В экономике, основанной на знаниях, знание управляет прибылями организаций. Экономика, основанная на знаниях, базируется на применении ноу-хау ко всему, что мы производим, и, следовательно, в этой новой экономике новые идеи служат источником добавленной ценности. В новой экономике ключевые активы организации – это интеллектуальные активы в форме знания.

Основные направления и особенности современной экономической теории четко показывают непрерывность совершенствования уже действующих известных научных направлений и постоянство рождения новых научных подходов, созвучных требованиям и отвечающих потребностям экономической действительности.

Современная экономическая теория имеет уровневый характер и предполагает выделение микро- и макроэкономики.

Когда рассматриваются конкретные фирмы и домохозяйства, отдельные товары и ресурсы, отрасли и рынки, то это микроэкономический анализ, или микроэкономика (от греч. mikros – малый). Когда же речь заходит об экономике в целом либо о составляющих основных подразделениях, сферах и проблемах, то это макроэкономический анализ, или макроэкономика (от греч. makros – большой).

Микроэкономика рассматривает хозяйственную деятельность первичных субъектов экономики (фирм, потребителей, наемных работников, собственников капитала, землевладельцев, отдельных предпринимателей). Она объясняет, как и почему принимаются экономические решения на уровне этих ячеек, например, показывает, как фирмы распределяют свои ресурсы на разные цели; как рабочие решают, где и сколько им необходимо работать; как потребители принимают решения о покупке товаров и как на их выбор влияют изменения цен и доходов.

Микроэкономика изучает отношения между предпринимателями и наемными работниками, между самими предпринимателями (конкуренцию), а также между продавцами и покупателями . Все эти отношения реализуются через цены на факторы производства и экономические блага. Поэтому в центре микроэкономического анализа находится механизм рыночного ценообразования.

Важным аспектом микроэкономической теории является взаимодействие хозяйственных субъектов в процессе образования более крупных структур – рынков конкретных товаров или, как их еще называют, отраслевых рынков.

Таким образом, микроэкономика – это часть экономической науки, исследующая поведение отдельных экономических субъектов в процессе осуществления экономического выбора.

Макроэкономика, с одной стороны, образует ту хозяйственную среду, в которой работают отдельные фирмы (предприятия), существуют индивидуальные потребители, функционируют отдельные отрасли, рынки и другие микроэкономические единицы. С другой стороны, микроэкономические единицы, вместе взятые, образуют макроэкономику. Для этого их в экономической теории агрегируют, то есть объединяют в укрупненные экономические

единицы, так называемые агрегаты, например в сектор фирм (предприятий) и сектор домохозяйств, государственный и частный сектора, потребление и накопление.

Макроэкономика представляет совокупность экономических факторов, процессов и явлений, функционирующих на региональном и национальном уровнях.

Граница между микро- и макроэкономикой размыта. Так, в экономической теории некоторые вопросы рассматриваются одновременно на микро- и макроуровне, например, положение дел в конкретных отраслях и на отдельных товарных рынках, где анализ ситуации важен как для конкретных предприятий этих отраслей, так и для экономики страны в целом. Поэтому некоторые экономисты предлагают использовать термин «мезоэкономика» для анализа этой пограничной сферы, в которую, по их мнению, попадают отрасли и рынки.

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
  • 1.1 Понятие экономической теории
  • 1.2 Экономические законы и принципы
  • 1.3 Направления и школы в экономической теории
  • 1.4 Методы и допущения экономической теории
  • 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ЦЕЛИ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Существует разветвленная система наук, которые изучают различные аспекты хозяйственной (экономической) жизни общества. Все они строятся на основе науки, которую сейчас в России называют чаще всего экономической теорией (нередко экономической наукой или просто экономикой), а в большинстве стран мира -- преимущественно экономикой (экономикс), которая является основой для выработки экономической политик государства.

Таким образом, для правильного понимания происходящих в современной экономике процессов чрезвычайно актуальной является цель данной контрольной работы - исследование понятий экономической теории и экономической политики и их роли в формировании действенных методов управления современной национальной экономикой.

Чтобы информация, представленная в работе, была исчерпывающей, соответствующей выбранной теме и, кроме того, интересной использовался широкий спектр литературы: учебная литература, опубликованные работы научных деятелей, занимающихся разработкой родственных тем

При освещении выбранной темы использовались различные методы и подходы, такие как аналитический, системный, экстраполяции и др.

1 . ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

1.1 Понятие экономической теории

Экономическая теория создана и развивается экономистами различных школ и направлений, поэтому ее определения различны. Самым общим является такое: экономическая теория -- это наука об основах хозяйственной жизни общества. В свою очередь, хозяйственная жизнь -- это деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни.

Хозяйственная жизнь (хозяйственная деятельность, экономическая деятельность) базируется на том, что для получения нужных благ общество использует экономические ресурсы, которые в большинстве случаев ограниченны, и поэтому их надо использовать как можно более эффективно. В экономике существуют три ключевые задачи:

1. Какие блага производить и в каких количествах.

2. Как производить блага, т е из каких ресурсов и с помощью какой технологии будут их производить.

3. Для кого производить блага.

Большей частью экономическая теория объясняет, как функционирует экономика, как общество решает ключевые экономические задачи Она описывает, анализирует, но не дает рекомендаций. Подобный подход называют позитивным, а аналитическую часть экономической теории -- позитивной экономической теорией. Так, позитивная экономика объясняет, почему в России объем производства товаров и услуг за 1990--1998 гг. сократился более чем на 45%.

Вотличие от позитивной нормативная экономическая теория дает рекомендации, рецепты действий. Естественно, что это та часть экономической теории, которая вызывает наибольшие споры среди экономистов. Например, российские экономисты предлагали весьма различные способы активизации экономического роста в России и решения ключевых экономических задач.

Экономическая теория анализирует хозяйственную жизнь на двух уровнях: микроэкономическом и макроэкономическом.

Когда рассматриваются конкретные фирмы и домохозяйства, отдельные товары и ресурсы, отрасли и рынки, то это микроэкономический анализ, или микроэкономика (от греч. mikros -- малый). Когда же речь заходит об экономике в целом либо о составляющих ее основных подразделениях, сферах и проблемах, то это макроэкономический анализ, или макроэкономика (от греч. makros -- большой). Так, анализ выпуска конкретной продукции и ее продаж отдельными фирмами и даже всей отраслью на конкретном товарном рынке -- это микроэкономика. Анализ общего выпуска всех видов продукции и ее реализации в стране и в мире -- это макроэкономика.

С одной стороны, макроэкономика образует ту хозяйственную среду, в которой работают отдельные фирмы (предприятия), существуют индивидуальные потребители, функционируют отдельные отрасли, рынки и другие микроэкономические единицы. С другой стороны, микроэкономические единицы, вместе взятые, образуют макроэкономику. Для этого их в экономической теории агрегируют, т.е. объединяют в укрупненные экономические единицы, так называемые агрегаты, например в сектор фирм (предприятий) и сектор домохозяйств, государственный и частный сектора, потребление и накопление.

Более того, граница между микро- и макроэкономикой размыта. Так, в экономической теории некоторые вопросы рассматриваются одновременно на микро- и макроуровне, например, положение дел в конкретных отраслях и на отдельных товарных рынках, где анализ ситуации важен как для конкретных предприятий этих отраслей, так и для экономики страны в целом. Поэтому некоторые экономисты предлагают использовать термин "мезоэкономика" для анализа этой пограничной сферы, в которую, по их мнению, попадают отрасли и рынки.

1.2 Экономические законы и принципы

Анализируя хозяйственную жизнь, экономисты выявляют ее закономерности и обобщают их. Проверенные и успешно применяемые для прогнозирования хозяйственной жизни закономерности называются экономическими законами (или принципами, как их часто называют в западной науке). Как писал один из главных создателей экономики как науки Альфред Маршалл в своем учебнике "Принципы экономической науки" (1890), закон -- "это обобщение, гласящее, что от членов какой- либо социальной группы при определенных условиях можно ожидать определенного образа действий". При этом он одновременно подчеркивал, что экономические законы (принципы), как и все законы общественных наук, намного менее четки и строги, чем законы более точных естественных наук. Они являются скорее тенденциями, чем жесткими правилами.

В процессе выявления и обобщения закономерностей экономисты выдвигают гипотезы, т.е. научные предположения. Если гипотеза может быть математически доказана, то ее называют теоре мой.

На основе уже выявленных и обобщенных, проверенных и успешно используемых закономерностей хозяйственной жизни (законов, принципов) экономисты создают теории -- наборы положений, объясняющих те или иные явления хозяйственной жизни. Иногда их называют теоретическими концепциями, хотя концепции скорее занимают как бы среднее положение между гипотезой (недоказанной идеей) и теорией (доказанной ипроверенной идеей).

Если экономисты конструируют на основе теорий или концепций различные схемы их реализации, то эти схемы называют моде лями. При этом следует отметить, что хотя модели и призваны описывать экономические явления, они не могут учитывать все их многообразие.

1.3 Направления и школы в экономической теории

Если у заметной части экономистов на протяжении долгого периода времени есть немало теорий, которые отличают этих экономистов от остальных, то их (точнее, взгляды этих экономистов) называют направлением, иногда подразделяя последнее на отдельные школы. Часто эти направления также называют теориями (неоклассической, неолиберальной, неокейнсианской, институциональной, марксистской), т.е. термин "теория" применяется здесь в узком значении в отличие от предыдущего, широкого значения.

В современной экономической науке большинство экономистов пользуется как бы синтезом указанных направлений, используя прежде всего те теории, которые актуальны и адекватно отражают сегодня. В рыночной экономике, особенно в развитой, господствует так называемая общепринятая теория, которая основана на неоклассической теории. Поэтому к ней часто применяют термин неоклассический синтез . В России более заметное место занимает марксистское направление, прежде всего потому, что его по-прежнему придерживается значительная часть российских экономистов, а также из- за абсолютной монополии марксизма в экономической теории в России на протяжении большей части XX в.

Наконец, в самом широком значении термин "теория" применяется ко всей совокупности гипотез, теорем, теорий, концепций и моделей, направлений. В этом значении он подразумевает всю экономическую теорию как науку.

1.4 Методы и допущения экономической теории

В экономической теории нельзя обойтись без допущений. Экономическая теория, как всякая теория, не может отразить все богатство жизни и поэтому построена на допущениях, которые упрощают представление о реальной хозяйственной жизни. Но, в то же, время эти допущения позволяют лучше понять суть многих теоретических положений и хозяйственной жизни в целом. Так, экономисты обычно допускают, что потребители в пределах своих доходов (так называемых потребительских бюджетов) стремятся максимизировать свое удовлетворение. Действительно, такое поведение типично для большинства потребителей.

Одним из наиболее распространенных является допущение "при прочих равных условиях" (лат. -- ceteris paribus). Оно подразумевает, что при изменении рассматриваемых переменных остальные переменные остаются неизменными. Так, если рассматривается воздействие снижения цен на объем продаж товара, то подразумевается, что , запросы покупателя и все прочее остается неизменным.

Допущения часто позволяют лучше очертить границы явления. Так, в экономике распространены допущения "в краткосрочном периоде" и "в долгосрочном периоде" (или "в краткосрочной перспективе" и в "долгосрочной перспективе"), которые дают возможность по-разному взглянуть на экономическое явление и даже принять решение в зависимости от того, какой период времени рассматривается. Например, в краткосрочном периоде фирма может терпеть убытки и тем не менее функционировать, так как причины ее убытков могут носить временный, краткосрочный характер. В долгосрочном периоде наличие убытков ведет к закрытию, банкротству фирмы.

В экономической теории широко используются методы научной абстракции, анализа и синтеза, системный подход, методы моделирования (прежде всего графический, математический и компьютерного моделирования).

Метод научной абстракции (абстрагирование) состоит в отвлечении в процессе познання от внешних явлений, несущественных деталей и выделении сущности предмета или явления. В результате этих допущений возможно выработать, например, научные понятия, выражающие наиболее общие свойства и связи явлений действительности -- категории. Так, абстрагируясь от бесчисленных различий во внешних свойствах производимых в мире различных товаров, они объединяются в одну экономическую категорию -- товар, фиксируя то главное, что объединяет различные товары, -- это продукция, предназначенная для продажи.

Метод анализа и синтеза предполагает изучение явления как по частям (анализ), так и в целом (синтез). Например, изучая главные свойства денег (деньги как мера стоимости, как средство обращения, платежа, сбережения), можно сложить их вместе, обобщить (синтезировать) и сделать вывод, что деньги -- особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Сочетая анализ и синтез, мы обеспечиваем системный (комплексный) подход к сложным (многоэлементным) явлениям хозяйственной жизни.

Моделирование, т.е. построение моделей, отражает главные экономические показатели (данные, переменные) исследуемых объектов и связи между ними (их взаимосвязи). Если в модели есть только самое общее описание показателей и их взаимосвязей, то это текстовая модель. Если этим показателям и связям задаются количественные значения, то на базе текстовой модели можно построить графическую, математическую и компьютерную модели, отражающие, как меняются показатели (данные, переменные).

Графический метод (метод графического моделирования) основан на построении моделей с помощью различных рисунков, графиков, диаграмм, схем. Взаимозависимость экономических показателей особенно хорошо демонстрируют графики -- изображения зависимости между двумя и более переменными.

График представляет собой линию, расположенную между двумя осями -- вертикальной (ее обычно обозначают буквой Y) и горизонтальной (X).

Схемы наглядно, графически демонстрируют показатели моделей и их взаимосвязи.

Метод математического моделирования основывается на описании экономического явления формализованным языком с помощью математических инструментов: функций, уравнении, неравенств и т.д. При этом экономико-математические модели позволяют не просто формализовать экономическое явление, но и выявить его особенности.

Метод компьютерного моделирования основывается на экономико- математических моделях и используется прежде всего в тех случаях, когда моделируемое экономическое явление описывается сложной системой уравнений.

2 . ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ЦЕЛИ

Экономическая теория служит основой для выработки экономической политики. Понимание экономических принципов может быть применено для решения или смягчения специфических проблем и продвижения к достижению основных целей общества. Экономические принципы являются инструментами прогнозирования. Если экономическое событие, например безработицу или инфляцию, можно изучить с помощью экономической теории, в дальнейшем на это событие можно повлиять с помощью экономической политики.

Экономическая политика - система методов, инструментов и форм государственного воздействия на социально-экономические процессы, реализующая тот или иной тип экономической стратегии. Сложная структура развитой рыночной экономики требует применения разнообразных инструментов и мер экономической политики. В зависимости от этапа развития страны и конкретной социально-экономической ситуации в соответствии с принятой экономической стратегией на первый план выступают различные методы и формы экономической политики: бюджетно-финансовой, налоговой или кредитно-денежной.

Выработка экономической политики состоит из ряда этапов.

1. Провозглашение целей. Первым этапом является четкая формулировка цели экономической политики.

2. Возможные варианты политики. Затем нужно установить, к каким результатам могут привести разные варианты политики, предназначенной для достижения поставленных целей. Это требует ясного понимания экономического воздействия, выгод, издержек и экономической осуществимости альтернативных программ. Например, экономисты обсуждают сравнительные достоинства и недостатки фискальной (бюджетной) политики (которая включает в себя изменение структуры государственных расходов и налогов) и денежной политики (которая вызывает изменение величины денежной массы) как альтернативных способов достижения и поддержания полной занятости.

3. Оценка. Необходимо учитывать последствия избранной экономической политики и оценивать ее эффективность.

Поскольку экономическая политика предназначена для достижения определенных экономических целей, необходимо изучать такие цели и анализировать эффективность полученных результатов. Основными целями экономической политики являются:

Экономический рост. Одной из важнейших задач экономической политики является обеспечение производства наибольшего количества товаров и услуг наивысшего качества, и тем самым -- более высокого уровня жизни.

Полная занятость. Следует обеспечить максимальную занятость трудоспособного населения.

Экономическая эффективность. Необходимо обеспечить наиболее оптимальное соотношение полученных результатов и затраченных ресурсов.

Стабильный уровень цен. Необходимо избегать значительного повышения или снижения общего уровня цен, то есть инфляции и дефляции.

Экономическая свобода. Хозяйствующие субъекты должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.

Справедливое распределение доходов. Целью экономической политики является также и социальная стабильность в обществе, которая может быть достигнута через справедливое распределение результатов экономической деятельности.

Экономические гарантии. Следует обеспечить достойное существование тем слоям населения, которые по различным причинам лишены возможности самостоятельно себя обеспечивать.

Этот перечень целей создает базу для постановки ряда существенных вопросов.

На современном этапе главной задачей экономической политики государства в индустриально развитых странах становится обеспечение конкурентных преимуществ национальной экономики на мировых рынках. Это достигается, во-первых, путем создания наиболее благоприятных условий для предпринимательства, развития конкурентной рыночной среды. Во-вторых, путем поддержания конкурентоспособности в тех сферах, где эти преимущества по тем или иным причинам не могут быть реализованы при посредстве только механизма свободного рынка. Для выполнения этой задачи используется комплекс мер экономической политики: бюджетно-финансовой, кредитно-денежной, антимонопольной, научно-технической, инновационной, экологической и др.

Реализация экономической стратегии развития России до 2010г. предполагает проведение экономической политики, направленной на модернизацию экономики и ее либерализацию. Этому призваны служить налоговая, инвестиционная, таможенная, внешнеэкономическая и другие формы экономической политики. Содержанием этих форм экономической политики станут меры по улучшению инвестиционного климата, усилению стимулирующей роли налогов, созданию конкурентной рыночной среды, развитию фондового рынка.

Но проблема заключается в том, что многие цели экономической политики противоречат друг другу. Так, активная борьба с инфляцией обычно означает падение экономического роста и усиление безработицы. Поэтому, в зависимости от ситуации, приоритетность целей в экономической политике может меняться.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. На экономической теории основывается целая система наук, занимающихся изучением современных экономических процессов, поэтому чрезвычайно важным является знание экономической теории как базиса системы экономических наук.

2. Экономическая теории анализирует экономические явления на двух уровнях - на микро- и на макроуровне. Для этого используется система методов, таких как метод анализа, синтеза, системный, графический, компьютерного моделирования и др.

3. Экономическая теория служит основой для выработки экономической политики. Экономическая политика - система методов, инструментов и форм государственного воздействия на социально-экономические процессы, реализующая тот или иной тип экономической стратегии.

4. Конечными целями экономической политики любого государства являются и максимизация жизненного уровня населения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Булатов А.С. Экономическая теория. М., Юристъ, 2006.

Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров, 1994.

Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М., Республика, 2004.

Самуэльсон П. Экономикс. М., Республика, 2004.

Экономическая теория. Системный курс. Под ред. Лобковича Э.И. Мн., ООО "Новое знание", 2000.

Экономическая теория. Учебник. Под ред. Видяпина В.И., Добрынина А.И. и др. М., Инфра-М, 2000.