Акты президента и правительства вступают в силу. Порядок опубликования и вступления в силу правовых актов президента рф, правительства рф, федеральных органов исполнительной власти

В целях приведения порядка опубликования и вступления в силу указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в соответствие с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О государственной тайне", Федеральными законами "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" и "Об информации , информационных технологиях и о защите информации" постановляю:

2. Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации в течение 10 дней после дня их подписания подлежат официальному опубликованию в "Российской газете", Собрании законодательства Российской Федерации и на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), функционирование которого обеспечивает Федеральная служба охраны Российской Федерации.

Официальным опубликованием актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации считается первая публикация их полных текстов в "Российской газете" и Собрании законодательства Российской Федерации или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).



(в ред. Указа Президента РФ от 02.02.2013 N 88)

3. Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи.

4. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования актов Президента Российской Федерации осуществляет Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации - Аппарат Правительства Российской Федерации.

(в ред. Указа Президента РФ от 28.06.2005 N 736)

5. Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Президента Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, сведения

6. Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Правительства Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

7. В актах Президента Российской Федерации и актах Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

8. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер (далее именуются - нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

9. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в течение 10 дней после дня их государственной регистрации подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" или Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, издаваемом еженедельно государственным учреждением - издательством "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, и размещению (опубликованию) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

Официальным опубликованием нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти считается либо первая публикация их полных текстов в "Российской газете" или Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, либо первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

Официальными являются также тексты нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащиеся в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, распространяемом в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-технический центр правовой информации "Система" Федеральной службы охраны Российской Федерации и органами государственной охраны, а также размещаемые на интернет-портале "Российской газеты" (www.rg.ru), функционирование которого обеспечивает федеральное государственное бюджетное учреждение "Редакция "Российской газеты".

(п. 9 в ред. Указа Президента РФ от 14.10.2014 N 668)

10. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

11. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации.

12. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу.

(абзац введен Указом Президента РФ от 16.05.1997 N 490)
12. Понятие и юридические свойства конституции.

Конституция - прежде всего юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в таком качестве она составляет предмет науки конституционного права. Но в то же время - это политический документ, ибо она, безусловно, оказывает регулирующее воздействие на политические от­ношения в обществе.

Юридические свойства конституции - это те качественные характеристики, которые отличают конституцию от актов текущего законодательства. К ним относятся:

1. Конституция - Основной закон государства.

2. Юридическое верховенство конституции.

3. Конституция - база текущего законодательства.

4. Прямое действие конституции.

5. Правовая охрана конституции.

6. Особый порядок изменения конституции.


13. Сущность конституции: основные подходы к пониманию.

В современном конституционном праве выделяют три основных подхода к пониманию сущности конституции: либерально-демократический, марксистско-ленинский, теологический. Эти три направления в конституционном праве по-разному видят основное предназначение конституции в политической сфере.

Либерально-демократический подход сформировался в конце XVIII века, хотя он опирался на идеи и ценности английского и французского Просвещения, на многие постулаты в политике и праве, которые разрабатывались в трудах Дж. Локка, Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо и других просветителей в рамках школы естественного права.

В основе либерально-демократического подхода лежит доктрина общественного договора, примененная к конституционно-правовой сфере. В соответствии с ним конституция рассматривается как результат общественного согласия, компромисса в той или иной степени между различными социальными слоями и политическими силами по поводу фундаментальных принципов организации общества и государства, взаимоотношений личности и государства. Как утверждал Томас Пейн, «конституция есть вещь, предшествующая государству; государство – это всего лишь детище конституции». В конституции он видел акт не правительства, а народа, создающего такое правительство. Конституция как общественный договорважный показатель политического консенсуса, существующего в обществе. Конечно, выражение «общественный договор» не должно вводить в искушение применять его по аналогии с понятием договора, существующего в гражданском праве, но не только там. В современном публичном праве развивается понятие и расширяется применение публично-правового договора, который в такой же степени не может служить аналогией. В строгом юридическом значении общественный договор никогда и никем не оформлялся. Однако его достижение является важным легитимирующим фактором в процессе разработки и принятия конституции. Он может оказать решающее воздействие на эффективность реализации уже введенных в действие конституционных норм.

Либерально-демократический подход к пониманию сущности конституции проявился при создании Конституции США 1787 года, французской Конституции 1791 года. В XIX веке и в начале ХХ века он пробивал себе дорогу сквозь цензовые и монархические конституции. Однако только после Второй мировой войны, во второй половине ХХ столетия он стал преобладать на европейском континенте в связи с широким распространением демократических форм и способов введения в действие конституций.

В странах, где конституция давно действует в условиях высокого политического консенсуса, она приобретает характер соглашения, к которому каждое последующее поколение может прибавлять новые положения или изменять существующие. По признанию американских конституционалистов Н. Редлиха, Б. Шварца и Дж. Аттаназио в «Американском праве слово конституция имеет более ограниченное значение; она является писаным соглашением, продолжающимся от первого поколения американцев к будущим поколениям». Другой американский исследователь Джеффри Рейман утверждает, что основами американской конституционной демократии являются права человека и общественный договор, и рассматривает конституцию с трех сторон: как бумагу (писаный текст), социальную практику и моральное обещание.

Марксистско-ленинский подход получил развитие во второй половине XIX – начале XX века. Как теоретическая концепция он формировался из идей и взглядов, высказанных классиками марксизма (К. Марксом и Ф. Энгельсом) и существенно дополненных лидером большевиков В.И. Лениным. Последний стремился приспособить постулаты классического марксизма к социально-политическим реалиям России начала XX века. К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что конституция, являясь результатом классовых битв, устанавливается победившим классом, ставшим господствующим в обществе. По их мнению, после захвата власти господствующие классы должны конституировать свою силу не только в виде государства, но и «придать своей воле… всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона». И таким законом, прежде всего, является конституция. Подчеркивая классовый характер конституции, В.И. Ленин писал: «Сущность конституции в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся избирательного права в представительные учреждения, их компетенция и пр., выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе».

Практическое воплощение данный подход получил впервые при создании первой советской Конституции РСФСР 1918 года, а затем стал широко использоваться в социалистических государствах, где утверждался особый тип конституций и та или иная разновидность советской формы правления. Представители этого подхода видели в конституции не результат соглашения, а итог классовой борьбы, которая признавалась доминирующим двигателем исторического прогресса. Классовый подход к пониманию сущности конституции отказывал в праве на жизнь политическому компромиссу. В конституции всегда воплощается воля экономически господствующего класса, одержавшего политическую победу над другими классами и более мелкими социальными группами. Поэтому конституция может отражать интересы только победившего в политической борьбе класса, занявшего экономические высоты, т. е. такому классу должны принадлежать и средства производства.

Теологический подход представляет собой определенное сочетание идей светского и божественного права. Он появился значительно позже других подходов как результат распространения в XX веке (преимущественно во второй его половине) конституционных идей и принципов в странах арабского востока, где доминирующее положение занимают источники мусульманского права. Представление о конституции в этих странах ассоциируется со сводом божественных правил, по которым необходимо жить обществу, «религиозной общине». Если конституция существует как писаный акт, она не должна противоречить важнейшему источнику мусульманского права Корану. Политическая борьба не поощряется, если не запрещается, а согласие достигается через верность исповеданию единой религии ислама.


14. Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия конституционных поправок. Изменение конституции.

Порядок изменения, дополнения и пересмотра Конституции регулируется главой 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» . 3 правовых режима ее изменения :

1. Пересмотр Конституции - предложение о пересмотре может быть внесено следующими субъектами права: Президентом РФ, Советом Федерации, Госдумой, Правительством, представительными (законодательными) органами субъектов РФ, а также группой численностью не менее 1/5 чле­нов Совета Федерации или депутатов Госдумы (а также, возможно, несколькими субъектами совместно) (Глава 9, статья 134), и должно быть поддержано не менее чем 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы (Глава 9, статья 135, пункт 2). Пересмотр - любое изменение или дополнение трех глав Конституции - 1 «Основы Конституционного строя», 2«Права и свободы человека и гражданина» и 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции», а также разработка и принятие новой КонституцииРоссийской Федерации. Порядок пересмотра определен в статье 135Конституции РФ.

2. Внесение поправок в Конституцию . Поправка может быть инициирована аналогичными субъектами конституционной законодательной инициативы, что и пересмотр (статья 134) или несколькими субъектами совместно, и может касаться только глав 3 - 8 Конституции РФ. Поправки к Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, то есть требуют одобрения не менее ¾ от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 депутатов Государственной Думы, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации (статья 136 Конституции РФ).

3. Внесение поправок в статью 65 Конституции - данный вид поправок вынесен в отдельную статью Конституции, они применяются в случае принятия в состав РФ нового субъекта РФ, изменения конституционно-правового статуса субъекта РФ, либо изменения им своего наименования. В Конституцию эти поправки вносятся на основании: федерального конституционного закона о принятии в состав РФ нового субъекта РФ; федерального конституционного закона об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ; либо на основании решения самого субъекта РФ об изменении своего наименования, принятом в соответствии с законодательством данного субъекта РФ (статья 137 Конституции РФ). При изменении наименования субъектов федерации новое наимено­вание подлежит включению в ст. 65 Конституции без особых процедур (статья 137, пункт 2).

Статья 134 Конституции РФ определяет круг субъектов конституционной законодательной инициативы . Некоторое сокращение круга субъектов законодательной инициативы по сравнению со статьей 104, пунктом 1 Конституции РФ (исключение индивидуальной инициативы) объясняется высокой значимостью конституционного процесса, желанием законодателя максимально ограничить влияние на него. В Конституции РФ специально оговаривается (статья 92), что исполняющий обязанности Президента не имеет права вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции.

Пересмотр положение глав 1, 2, 9 Конституции РФ - Статья 135 Конституции РФ определяет порядок пересмотра, то есть наиболее существенного изменения положений Конституции. В соответствии с данной статьей положения глав 1, 2 и9 не могут быть пересмотрены самим Федеральным Собранием, так как это эквивалентно фактическому принятию новой Конституции РФ. К компетенции палат Федерального Собрания относится лишь созыв учредительного органа -Конституционного Собрания , закон о котором еще не принят, существует лишь только «Проект федерального конституционного закона О Конституционном Собрании» № 90056938-3 , внесенный на рассмотрение в Госдуму 30.06.2000 (определены правовой статус Конституционного Собрания, его состав, порядок созыва, внутренняя структура, порядок деятельности, срок его работы и другие вопросы). Данный учредительный орган либо подтверждает неизменность Конституции , либо разрабатывает проект новой Конституции, принимает его 2/3 от общего числа его членов или выносит на всенародное голосование.

Решение о созыве Конституционного Собрания должно быть поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

Поскольку понятие «общее число» в тексте статьи может восприниматься по-разному - и как совокупное число членов и депутатов обеих палат, и как отдельно каждой, Конституционный Суд РФ дал толкование понятия «общее число» как число, относящееся к каждой палате в отдельности.

15. Толкование конституции: понятие, цель, порядок осуществления.

Толкование Конституции – это официальное разъяснение Конституционным Судом РФ смысла и содержания норм Основного закона.

Толкованием Конституции преодолевается неопределенность в понимании её положений.

Цель толкования - юридически точно определить, как понимать норму конституции.

Толкование Конституции, ее предписаний имеет особое значение в процессе реализации права, так как конституционное толкование обеспечивает правильное воплощение заложенных в основном законе принципов и норм в общественную практику. Конституция - это основной закон государства, который обладает высшей юридической силой. Этим определяется ее особое и ведущее место в системе законодательства. Конституция устанавливает правовые основы функционирования общества и общие принципы организации государственной власти, порядок и принципы взаимоотношений личности и государства. Следовательно, нормы основного закона имеют приоритетное значение и действуют непосредственно. Все это обусловливает и особый порядок толкования Конституции РФ. В соответствии с частью 5 статьи 125 Конституции РФ право толкования Основного Закона возложено на Конституционный Суд РФ. Это исключительная прерогатива Конституционного Суда интерпретировать волю народа, выраженную в Основном Законе государства. Никакой иной орган государственной власти не может давать официальное толкование Конституции. Это обусловлено тем, что толкование Конституции осуществляется только путем конституционного судопроизводства.
Толкование, осуществляемое Конституционным Судом, имеет цель преодолеть неопределенность в понимании конституционных положений, установить действительный смысл и содержание правовых предписаний, закрепленных в нормах Конституции.
Необходимость в толковании Конституции, в разъяснении ее положений обусловлена неодинаковым пониманием предписаний конституционных норм из-за их недостаточной определенности, внутренней несогласованности, неточности используемой в них терминологии и тому подобного, что может привести, а порой и приводит, к неадекватности реализации этих норм в процессе законотворчества или правоприменительной деятельности.
Конституция - это единый правовой акт, в котором все элементы взаимосвязаны и согласованы. Поэтому любая конституционная норма должна интерпретироваться в рамках единой системы конституционного права, чтобы не было несогласованности и противоречий ее норм. Следовательно, при толковании норм Конституции нужно учитывать принцип системности толкования. Однако Конституция устанавливает определенные требования, которые должны быть учтены при толковании ее норм. Часть 2 статьи 16 Основного Закона устанавливает, что никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Это означает, что принципы и нормы, составляющие содержание главы 1 Конституции, имеют основополагающее значение для других норм и всего законодательства в целом. Таким образом, юридическая сила положений главы 1 Конституции выше, чем остальных ее частей.
Конституция определяет и круг органов и лиц, обладающих правом обращения в Конституционный Суд с запросом о толковании Конституции. Это - Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, органы законодательной власти субъектов Российской Федерации. Обращение указанных субъектов в Конституционный Суд РФ порождает его обязанность в установленные сроки давать толкование Конституции РФ в части, относительно которой направлен соответствующий запрос.
Согласно части 2 статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" основанием к рассмотрению дела о толковании Конституции РФ является обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ, которая может быть обнаружена управомоченными на обращение с запросом в Конституционный Суд органами в связи с их деятельностью по осуществлению своих полномочий.
Толкование Конституции РФ, ее норм осуществляется исключительно в пленарных заседаниях Конституционного Суда и решение о толковании, в отличие от иных, принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей.
Результаты толкования Основного Закона получают выражение в постановлениях Конституционного Суда о толковании Конституции РФ. Решения Конституционного Суда согласно части 2 статьи 71 Закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" имеют нормативное значение. Закон устанавливает, что решения о толковании Конституции должны быть совместимы с другими его решениями, то есть решение по делу о толковании Конституции не должно противоречить ранее принятым актам о толковании.
Толкование Конституции РФ, данное Конституционным Судом РФ, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Официальное толкование, даваемое Конституционным Судом, распространяется на всех субъектов правоотношений, а предписания, содержащиеся в актах толкования, обязательны на всей территории Российской Федерации. Правоприменительные органы обязаны руководствоваться положениями, которые содержатся в постановлениях Конституционного Суда. Даваемое Конституционным Судом толкование Конституции и ее норм неотделимо от интерпретируемых положений Основного Закона.
Таким образом, толкование Конституции можно определить как особый вид правовой деятельности Конституционного Суда РФ, направленный на разъяснение конституционных норм с целью их правильного понимания и применения. Конституционное толкование имеет значение не только для законотворчества, но и для всех форм реализации права.
Толкование Конституции и ее норм включает как уяснение, так и разъяснение смысла и содержания интерпретируемых норм. В ходе уяснения содержания интерпретатор выясняет тот смысл, который вложен законодателем в конституционно-правовые нормы, а потом уже доводит их содержание до других субъектов права.
Толкование Конституции может быть как нормативным, так и казуальным. Нормативное толкование имеет место в тех случаях, когда есть прямой запрос о толковании соответствующих норм Конституции. Конституционный Суд уже дал толкование конституционных норм, касающихся процедуры принятия федеральных законов (ч. 4 ст. 105, 106, 107); формы правового акта о конституционных поправках (ст. 136); понятий "общее число депутатов Государственной Думы" и "общее число членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы", что важно для определения результатов голосования при принятии законов и других решений (ч. 3 ст. 103, ч. 2 и 5 ст. 105, ч. 2 ст. 135 и др.); правовой процедуры включения нового наименования субъекта Федерации в статью 65 Конституции (ч. 2 ст. 137) и др. <4>.

16. Структура Конституции РФ и её особенности

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

В основе обобщения конституционных норм в определенные единые комплексы (разделы, главы) лежит сходство предмета регулирования, т.е. связанность норм характером общественных отношений, на которые они воздействуют.

Последовательность расположения в конституции соответствующих комплексов норм зависит от нескольких факторов: учет взаимосвязи этих норм друг с другом, первичность и производность их друг от друга, определенные концепции, заложенные в конституции. Все это очень важно для осмысления ее структуры, учет которой является непременным элементом квалифицированной правоприменительной деятельности.

Структура конституции в России на разных этапах ее развития не была постоянной. В структуре отражались особенности господствующей идеологии, зрелость той или иной сферы общественных отношений, подготовленность их к правовому воздействию, процессы совершенствования юридической техники.

Значительное влияние на структуру прежних конституций России оказал факт пребывания РСФСР в составе СССР в качестве союзной республики, поскольку презюмировалось, что структура республиканских конституций должна почти полностью воспроизводить структуру, принятую в союзной. Такая установка особенно ярко выражена в Конституции РСФСР 1937 года и в Конституции РСФСР 1978 года, совпадавших по своей структуре с соответствующими конституциями СССР.

Для первых советских конституций России было характерно несовершенство их структуры с юридической точки зрения. Группировка норм, особенно в разделах об общих положениях конституции, не была в должной мере систематизирована и логически объяснима. Сначала вообще отсутствовал особый раздел о правах граждан, затем он был включен в Конституцию 1937 года в качестве одной из последних глав (гл. XI).

Только в Конституции 1978 года раздел о правах и обязанностях граждан был поставлен на второе место, после раздела об основах общественного строя и политики.

При разработке проекта Конституции 1993 года предполагалось начать ее с раздела о правах и свободах человека и гражданина. В некоторых зарубежных странах именно эти раздел или глава открывают конституции. По инициативе ряда ученых-юристов разрабатывался подобный вариант и у нас.

Конституция 1993 года не восприняла такую структуру, что можно признать логичным, ибо начинать Конституцию с закрепления прав и свобод человека без определения общих основ устройства того общества, членом которого человек является и на которые его права и свободы опираются, беспредметно. Однако Конституция ни в коей мере не отодвинула проблему прав и свобод человека и гражданина, закрепив уже в ст. 2 их признание высшей ценностью в качестве одной из важнейших основ конституционного строя России.

По своей структуре Конституция 1993 года состоит из преамбулы и двух разделов. Раздел первый содержит собственно Конституцию и включает девять глав. Они называются:

1) Основы конституционного строя;

2) Права и свободы человека и гражданина;

3) Федеративное устройство;

4) Президент Российской Федерации;

5) Федеральное собрание;

6) Правительство Российской Федерации;

7) Судебная власть;

8) Местное самоуправление;

9) Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Раздел второй именуется «Заключительные и переходные положения».

Указанная структура Конституции России существенно отличается от структуры предшествующей Конституции, даже в самой поздней ее редакции. В этой последней редакции выделялись преамбула, 11 разделов (и дополнительно еще шесть) и в качестве приложения включался Федеративный Договор.

В структуре новой Конституции России отражаются те концептуальные идеи, на которых она основана:

1) первый раздел называется «Основы конституционного строя» (в прежней Конституции он назывался «Основы общественного строя и политики»), что представляет собой не простую замену терминов «общественный» на «конституционный», а качественное изменение характеристики строя);

2) зафиксирован переход на парламентскую систему (в Конституции 1978 года существовал раздел четвертый «Советы народных депутатов Российской Федерации и порядок их избрания»);

3) открывает перечень глав об органах государственной власти глава о Президенте Российской Федерации. В этом проявляется статус Президента как главы государства;

4) последовательно и четко проведен принцип разделения властей. Логично располагаются главы о Федеральном Собрании, Правительстве, судебной власти (в прежней Конституции подобная глава именовалась «Правосудие, прокурорский надзор», что не определяло суд как орган государственной власти);

5) закреплены новые начала федеративного устройства, определяющие статус субъектов Российской Федерации, принципы разграничения полномочий (в прежней Конституции выделялись разделы, посвященные высшим органам государственной власти и управления республики в составе России, органам государственной власти и управления края, области, автономной области, автономного округа и города федерального значения);

6) отсутствует раздел о государственном плане экономического и социального развития России (этот раздел уже и в прежней Конституции в последние годы был неоправданным);

7) название главы «Права и свободы человека и гражданина» показывает самоценность личности как таковой, без увязки ее статуса непосредственно с государством (в прежней Конституции права и свободы человека и гражданина были включены в раздел «Государство и личность»).

Положения Федеративного договора нашли непосредственное отражение в тексте Конституции (в Конституции 1978 года Федеративный договор был приложением к ней).

В целом по своей структуре Конституция 1993 года в отличие от Конституции 1978 года является более компактной, четкой и юридически строгой по последовательности расположения ее глав.

Раздел второй Конституции «Заключительные и переходные положения» в истории российской конституции появился впервые. В конституциях зарубежных стран такой раздел – явление нередкое.

В разделе втором Конституции Российской Федерации закрепляются положения о введении новой Конституции в действие, фиксируются прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного Договора, порядок применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

Нормативные акты (в том числе указы Президента) действуют во времени, в пространстве и по кругу лиц. «Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц, - отмечает А.С. Пиголкин, - это и есть конкретное проявление действия права в собственном смыслe». Вопросы такого действия основательно изучены ещё советскими юристами. И хотя в своих работах они не могли касаться указов Президента, это не значит, что вопросы действия указов Президента во времени, в пространстве и по кругу лиц абсолютно не исследованы. Напротив, уровень обобщения, на котором проводились данные исследования, позволяет применить их результаты и к исследованию указов Президента. Косвенное подтверждение этому находит отражение непосредственно в работах советских юристов. Вот что замечает по этому поводу А.А. Тилле в своей работе «Время, пространство, закон»:

«Слово закон употребляется здесь в смысле... любого веления... государства, в какой бы форме оно ни было выражено: в форме закона или подзаконного акта. Все положения данной работы относятся главным образом к правовым актам нормативного характера, правовым нормам. Но, поскольку акты ненормативного характера тоже действуют во времени и в пространстве, основные положения относятся также и к ним». Поэтому в настоящей работе вопросы действия указов Президента будут исследованы лишь в части, которая не была затронута ранее.

1. Особенности действия указов во времени . Указы Президента Российской Федерации имеют прямое действие. Действие указов во времени начинается с момента вступления их в силу. Указы могут вступать в силу либо с момента подписания, либо со времени, указанного непосредственно в указе, либо по истечении определённого срока после опубликования.

Практика издания указов показывает, что многие из них вступают в силу со дня официального опубликования, а значит, с 00 часов 00 минут этого дня. Согласно пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» официальным опубликованием указов Президента считается публикация их текстов в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». В соответствии с Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» указы Президента печатаются в третьем разделе Собрания законодательства. Ранее, до учреждения «Собрания законодательства Российской Федерации», официальное опубликование указов Президента производилось в «Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации», ещё ранее - в «Ведомостях Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации» (РСФСР).

Поскольку приоритет публикации указа ни в одном из названных в Указе № 763 печатных органов не установлен, то не будет иметь значения, какой из них опубликует указ первым; имеет значение лишь сам факт публикации, со дня которой указ, как правило, вступает в силу.

В Указе № 763 не нашло отражение положение, аналогичное закреплённому в Федеральном законе, о том, что официальной считается публикация полного текста документа. По нашему мнению, официальная публикация указа будет завершённой только в случае, если опубликован полный его текст. Например, если в одном номере «Российской газеты» опубликован указ об утверждении какого-либо Положения, а само Положение опубликовано в следующем номере газеты, то официальная публикация будет состоявшейся в день опубликования этого Положения.

Однако требование о полноте текстов опубликованных указов не распространяется на указы или их отдельные положения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (пункт 1 Указа № 763). Довольно-таки объёмные перечни таких сведений содержатся в указах Президента от 24 января 1998 года №61 «О перечне сведений, отнесённых к государственной тайне» и от 6 марта 1997 года № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера». При публикации указов, содержащих названные сведения, последние в текст публикации не включаются, а сам указ публикуется с пометкой «Выписка». Однако это не умаляет, на наш взгляд, юридическую силу такого указа: опубликованные его положения остаются обязательными для всех, кого они касаются, а неопубликованные - для тех, кто имеет к ним обязательный доступ.

В соответствии с указом № 763 официальными считаются также тексты указов Президента, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система». Указы могут быть опубликованы также в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи. Такое распространение указов, особенно устные сообщения о них по телевидению, нередко опережает официальное опубликование, однако не должно отождествляться с ним.

Указы, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении семи дней со дня их официального опубликования. Другие указы, в том числе указы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания (пункт 5 Указа № 763). В указах может быть установлен иной порядок вступления их в силу (пункт 7 Указа № 763).

В качестве примера указа, вступающего в силу по истечении определённого срока после опубликования, можно привести пункт 1 Указа от 16 мая 1996 года № 722 «О переходе к комплектованию должностей рядового и сержантского состава Вооружённых Сил и других войск Российской Федерации на профессиональной основе. В соответствии с его первоначальной редакцией к 2000 году воинский призыв должен был быть отменён, а комплектование войск производиться на контрактной основе. Однако введение указа в действие через столь продолжительный срок нельзя расценить положительно, так как его нормы могут не отражать социально-экономическую ситуацию, которая сложится в 2000 году, а то противоречить ей.

Введение указа в действие по истечении определённого срока после опубликования основывается на прогнозировании развития отношений, которые он будет регулировать. И чем больше этот срок, тем больше должна быть вероятность такого прогноза. Спрогнозировать же с большой вероятностью возможность перехода Вооружённых Сил на контрактное комплектование в условиях постоянно ухудшающегося экономического положения, на наш взгляд, нельзя. Видимо, поняв это, Президент Указом от 11 ноября 1998 года № 1356 «О приведении нормативных правовых актов Президента Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» изменил пункт 1 Указа № 722 следующим образом:

«1. Осуществлять переход к комплектованию воинских должностей, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, гражданами, поступающими на военную службу по контракту, по мере создания необходимых условий».

По общему правилу, указы Президента, как и другие нормативные акты, не имеют обратной силы, т.е. применяются только к тем отношениям, которые возникают после введения их в действие. «Обратная сила закона, - пишет А.А. Тилле, - это такое его действие, при котором закон (в нашем случае – указ) предполагается существовавшим в момент возникновения правоотношения и применяется к правам и обязанностям, которые уже были осуществлены в соответствии с прежним законодательством».

Применение указа Президента с обратной силой может происходить только в случаях, прямо им предусмотренных. Характерный пример - Указ от 3 сентября 1997 года № 982 «О периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет». Он вступил в силу одновременно с Указом от 9 апреля 1997 года № 310 «О денежном содержании федеральных государственных служащих» - с 1 апреля 1997 года. Следовательно, Указ № 982 предполагался действовавшим до своего издания.

Вступление указа в силу со дня подписания означает, что он вступил в силу до официального опубликования. Так как между этими двумя действиями проходит какое-то время, в течение которого развиваются определённые общественные отношения, а их участники ещё не знают о подписанном и вступившем в силу указе, то это означает, что такому указу придаётся обратная сила. Такое введение указа в действие не желательно, так как не позволяет заинтересованным лицам вовремя ознакомиться с ним.

В некоторых указах время вступления в силу обозначается даже не «со дня», а «с момента подписания». На наш взгляд, такую формулировку включать в указ не следует, так как конкретный момент подписания (час и минута) в указе не фиксируется. Как показано выше, достаточно указать день подписания, и указ начнёт действовать с начала этого дня.

Известны случаи, когда указ Президента вводился в действие не одновременно целиком, а постепенно. Возможно также введение указа в действие в заранее установленном порядке. Так, Указ от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» вступил в силу с момента принятия, кроме пунктов 8 и 12, которые должны были вступить в силу в порядке, установленном Постановлением № 1831-1. В таких случаях соответственно изменится и действие указа во времени.

Действие указа во времени продолжается до момента утраты им силы. Указ может утратить силу по различным причинам. Если указ был издан с определённым сроком действия, то после этого срока он перестаёт действовать. Например, в соответствии с Указом от 16 апреля 1996 года № 563 «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе» он издан впредь до принятия федерального закона о российском казачестве. Однако поскольку в соответствии с терминологией Конституции России законы принимаются Государственной Думой, то следует прийти к выводу, что такой Указ утратит силу с момента принятия закона о казачестве Государственной Думой. Но принятый закон должен быть одобрен Советом Федерации, подписан и обнародован Президентом, после чего он вступит в силу. Ясно, что все эти действия одномоментно произойти не могут. Таким образом, с момента принятия Государственной Думой закона о казачестве Указ № 563 (как и другие указы, действующие впредь до принятия законов), должен утратить силу, а правовое регулирование вопросов, связанных с казачеством, некоторое время будет пробельным. Такого пробела могло и не быть, если бы слова «до принятия закона», определяющие время действия указа, были заменены словами «до вступления закона в силу», как это сформулировано, например, в Указе от 8 апреля 1997 года № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд». Утверждённое этим Указом Положение действует до вступления в силу федерального закона об организации торгов на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд.

Однако определить время прекращения действия указа Президента с достаточной определённостью можно не всегда. Положения отдельных указов содержат такие формулировки, которые допускают их различное толкование. Например, Указ от 14 февраля 1996 года № 199 «О некоторых мерах по реализации решений об обращении взысканий на имущество организаций» действует до принятия федеральных законов, регламентирующих порядок исполнения решений об обращении взыскания на имущество организаций, и внесения соответствующих изменений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР (пункт 5 Указа № 199). Не ясно, как должно определяться соответствие таких законов смыслу Указа № 199, что понимать под внесением «соответствующих» изменений в Гражданский процессуальный кодекс: принятие соответствующего закона (законов) или вступление его (их) в силу? Видимо, в обоих этих случаях имеется ввиду вступление в силу изменений в Гражданский процессуальный кодекс и законов об исполнении решений об обращении взысканий на имущество организаций, после чего Указ утратит силу.

Ещё более непонятным представляется момент прекращения действия Указа от 16 мая 1996 года № 733 № «О мерах по предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации, обесценившихся в 1992 - 1995 годах». Данный Указ должен действовать до начала реализации положений Федерального закона «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации». Но реализация этого закона уже началась, подтверждением чему служит принятый в соответствии с ним и вступивший в силу Федеральный закон от «О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации». Поскольку реализация началась, то Указ № 733 следует признать утратившим силу. Значит ли это, что граждане, по каким-либо причинам не получившие в соответствии с ним компенсации по вкладам, утрачивают на это право? По нашему мнению, нет, так как закон о защите сбережений предусматривает компенсации вкладов гражданам независимо от действия указов Президента.

В случаях, когда срок действия указа истекает, указ прекращает действие. При этом его прямая отмена другим указом не требуется. Если же прямое признание указа утратившим силу всё-таки последует, то это будет способствовать устранению возможных неопределённостей, связанных с действием указа.

Помимо прекращения действия указов Президента, изданных на определённый срок, прекратить действие могут и указы, изданные на неопределённый срок. Достигается это путём издания другого указа, который признаёт его утратившим силу. Если таких указов несколько, то может быть составлен их специальный перечень, который прилагается к новому указу. Такой перечень содержит, например, уже упоминавшийся Указ № 763.

Указ Президента может прекратить действие также в связи с вступлением в силу другого правового акта (не обязательно указа), устанавливающего иное правовое регулирование общественных отношений. Например, в связи с вступлением в силу федерального закона по вопросам, урегулированным указами, последние утрачивают силу. В соответствии со статьёй 125 Конституции России утрачивают силу указы Президента или их отдельные положения, признанные Конституционным Судом неконституционными.

Наконец, указ может фактически прекратить действие в случае исполнения всех его предписаний. Например, после выполнения мероприятий, предусмотренных Указом Президента от 2 октября 1998 года № 1177 «О праздновании 1140-летия города Новгорода», последний утратит своё действие. А.С. Пиголкин полагает, что «наличие актов, фактически утративших силу, - это в принципе ненормальное явление и свидетельствует о недостаточной культуре правотворчества». Мы согласны также с тем, что отсутствие официального указания о действии таких указов запутывает исполнителей, порождает на практике споры и недоразумения. Ведь нормативные акты часто принимаются не по одному и тому же вопросу, а по близким и соприкасающимся вопросам, и поэтому исполнителям не всегда ясно, должен ли действовать предыдущий акт, и если должен, то в каком объёме, прекратил ли действие акт, рассчитанный на условия и обстоятельства, которые ныне отсутствуют.

Изложенные выше особенности действия указов Президента во времени характерны также для указов, в которые вносятся изменения и дополнения. В таких случаях действие указов в целом не прерывается, происходит лишь изменение редакций их положений. Вновь введённые и изменённые положения действуют согласно соответствующему указу, также как и положения, признаваемые утратившими силу.

Действие указов не прерывается также в случае переизбрания Президента Российской Федерации. Вновь избранный Президент может признать их утратившими силу только изданием соответствующих указов.

Некоторые указы Президента признаются не только утратившими силу, но и отменёнными. Например, Указом от 6 октября 1997 года № 1066 «О мерах по обеспечению деятельности Федеральной службы специального строительства России» наряду с признанием указов утратившими силу отдельным пунктом отменяется Указ от 16 июля 1997 года № 726 «О Федеральном дорожно-строительном управлении при Федеральной дорожной службе России». На наш взгляд, отмена указа, в отличие от признания его утратившим силу, свидетельствует об ошибочности его издания и означает, что он не имеет правовых последствий. В пользу этого говорит и Указ от 7 сентября 1992 года № 1053 «Об отмене Указа Президента Российской Федерации». Им отменялся Указ от 20 июля 1992 года № 794 «О Председателе Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» «как не соответствующий Постановлению Съезда народных депутатов РСФСР» - акту более высокой юридической силы.

Следует отметить, что действие указов Президента во времени может быть не прекращено, а только приостановлено. Например, Указ от 18 августа 1996 года № 1208 «О неотложных мерах по обеспечению режима экономии в процессе исполнения федерального бюджета во втором полугодии 1996 года» содержал перечень указов Президента, подлежащих приостановлению. Поскольку приостановление действия указов производится на время, то после отмены приостановления они в установленном порядке продолжают действовать.

2. Особенности действия указов в пространстве . По действию в пространстве указы Президента Российской Федерации различаются в зависимости от того, на какую территорию это действие распространяется. Указы могут действовать на всей территории Российской Федерации, на части и за пределами её территории.

Большинство указов Президента действует на всей территории России. В соответствии со статьёй 90 Конституции Российской Федерации Указы Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Территория Российской Федерации включает в себя территории её субъектов, внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над ними (статья 67 Конституции Российской Федерации). Приравненными к государственной территории являются морские и воздушные суда, космические корабли, арктические станции, трубопроводы и другие объекты, принадлежащие Российской Федерации и находящиеся в открытом море или космосе.

Действие указов Президента Российской Федерации на части её территории обычно строится применительно к закреплённому Конституцией федеративному устройству государства, состоящему из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов федерации (статья 5 Конституции Российской Федерации). Например, действие Временного положения о порядке уведомления органов исполнительной власти г. Москвы о проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и в иных общественных местах города, утверждённое Указом Президента от 24 мая 1993 года № 765, распространяется только на территорию Москвы в её административных границах и на территорию Московской области уже не распространяется.

Непосредственно Конституцией предусмотрена возможность введения Президентом в отдельных местностях территории России военного (статья 87) или чрезвычайного (статья 88) положения путём издания соответствующих указов (пункты «б» и «в» части 1 статьи 102). Возможно действие указов Президента и в отношении отдельных административно-территориальных единиц.

Указов Президента Российской Федерации, действующих за пределами территории России (так называемое «экстерриториальное действие») насчитывается немного, например, Указ от 14 июня 1997 года № 582 «Об организации и порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти и российскими государственными учреждениями функций, связанных с деятельностью за рубежом».

3. Особенности действия указов по кругу лиц . Выяснение вопроса о действии указов Президента по кругу лиц означает определить, кому адресованы их предписания.

Показанная выше конституционная обязательность исполнения указов на всей территории Российской Федерации означает, что указы обязательны для всех субъектов права, находящихся на её территории. В соответствии с терминологией Гражданского кодекса Российской Федерации (Подраздел 2 Раздела I «Лица») из них могут быть выделены две большие группы - лица физические и лица юридические.

Физические лица, в свою очередь, подразделяются на граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства. Указы Президента Российской Федерации, как правило, распространяют своё действие на все категории физических лиц. Однако из этого правила есть исключения. Например, издаваемые дважды в год указы Президента о призыве на военную службу распространяются только на граждан России.

Обычно круг физических лиц, на которых распространяется действие того или иного указа Президента, определяется уже в его заголовке. В настоящее время действует множество указов, касающихся пенсионеров, студентов, безработных и т.д.

Юридические лица могут быть поделены на российские и иностранные. Возможно также создание российско-иностранного юридического лица.

Регламентация вопросов действия указов в отношении юридических лиц нередко более детальна, чем в отношении физических лиц. Если указы в отношении физических лиц почти всегда касаются каких-либо социальных групп (за исключением указов, связанных с кадровыми вопросами), то в отношении юридических лиц указная практика подчас строго конкретна. Например, Указ от 3 марта 1998 года № 221 «О мерах по подготовке к продаже акций открытого акционерного общества «Роснефть» действует в отношении только данного юридического лица и связанных с ним юридических лиц. Ряд указов Президента распространяют действие либо только на РАО «Газпром», либо только на РАО «ЕЭС России». Наряду с этим действует множество указов, касающихся неопределённого числа юридических лиц. Они могут различаться в зависимости от вида деятельности (инвестиционная, внешнеторговая и т.д.), участия Российской Федерации в их уставном капитале и других обстоятельств.

Таким образом, подобно тому, как разнообразны физические и юридические лица, также разнообразны и указы Президента, действующие по отношению к ним. Поэтому действие указов Президента Российской Федерации по кругу лиц гораздо более разнообразно, чем действие указов во времени и в пространстве.


Мазуров Алексей Валерьевич

УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Указов Президента РФ от 16.05.1997 N 490,
от 13.08.1998 N 963, от 28.06.2005 N 736)

В целях приведения порядка опубликования и вступления в силу указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в соответствие с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О государственной тайне", Федеральными законами "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" и "Об информации, информатизации и защите информации" постановляю:

1. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации (далее именуются - акты Президента Российской Федерации), постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (далее именуются - акты Правительства Российской Федерации) подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

2. Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" и Собрании законодательства Российской Федерации в течение десяти дней после дня их подписания.

Официальными являются также тексты актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система".

3. Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи.

4. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования актов Президента Российской Федерации осуществляет Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации - Аппарат Правительства Российской Федерации.
(в ред. Указа Президента РФ от 28.06.2005 N 736)

5. Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Президента Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

6. Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Правительства Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

7. В актах Президента Российской Федерации и актах Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

8. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер (далее именуются - нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

9. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, который должен издаваться начиная со второго полугодия 1996 г. не реже двух раз в месяц, а с 1998 года - еженедельно. Официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система".
(в ред. Указа Президента РФ от 13.08.1998 N 963)

10. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

11. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации.

12. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу.
(абзац введен Указом Президента РФ от 16.05.1997 N 490)

13. Правительству Российской Федерации:

    в 2-месячный срок подготовить совместно с Главным государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации и представить на утверждение Президента Российской Федерации перечень сведений конфиденциального характера;

    в месячный срок привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим Указом.

14. Признать утратившими силу акты Президента Российской Федерации по Перечню согласно Приложению.

Президент
Российской Федерации

Приложение
к Указу Президента
Российской Федерации
от 23.05.96 N 763

ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ПРИЗНАННЫХ УТРАТИВШИМИ СИЛУ

1. Указ Президента Российской Федерации от 26 марта 1992 г. N 302 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 1, ст. 1).

2. Распоряжение Президента Российской Федерации от 26 марта 1992 г. N 129-рп "Вопросы "Собрания актов Президента и Правительства Российской Федерации".

3. Распоряжение Президента Российской Федерации от 26 марта 1992 г. N 130-рп "О редакционном совете "Собрания актов Президента и Правительства Российской Федерации".

4. Указ Президента Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 104 "О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 4, ст. 301).

5. Пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. N 482 "О признании утратившими силу, изменении и дополнении актов Президента Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 17, ст. 1453).