Казначейские обязательства (КО). Государственные казначейские обязательства

Казначейские обязательства (КО)

Эти государственные ценные бумаги являются по своей сути финансовым инструментом переходного периода. Их выпуск обусловлен жестким правительственным курсом, направленным на снижение инфляции и планомерное сокращение доходности по основным финансовым инструментам.

Начало выпуска казначейских обязательств (КО) - август 1994 года, эмитентом является Министерство финансов. Эти ценные бумаги выпускаются сериями в бездокументарной форме в виде записи в уполномоченном депозитарии (банках-агентах Министерства финансов). Каждая серия имеет единые даты выпуска обязательств, даты погашения, номинальную стоимость, процентную ставку, то есть представляет собой самостоятельный выпуск и оформляется глобальным сертификатом. Ставка процентного дохода по обязательствам устанавливается в зависимости от срока начала погашения. Процентный доход выплачивается Министерством финансов одновременно с погашением казначейских обязательств .

Владельцами этих ценных бумаг могут быть юридические и физические лица Российской Федерации. Размещение осуществляется путем перевода того или иного количества казначейских обязательств на счета-депо первых владельцев в центральном уполномоченном депозитарии или на счета в других уполномоченных депозитариях.

Казначейские обязательства могут приниматься в качестве оплаты за реализованные товары и предоставляемые услуги без ограничений или выступать в качестве залога. Кроме того, они могут обмениваться на налоговые освобождения в целях зачета по неплатежам в государственный бюджет .

Рынок казначейских обязательств стал наиболее доходным сектором фондового рынка. При этом оборот обязательств на межбанковском рынке за первые три месяца увеличился более чем в два раза.

Постоянный спрос на рынке казначейских обязательств и снижение темпов их эмиссии позволили банкам-депозитариям повышать цены на КО. Среди участников рынка выделились две группы дилеров, привлекающих казначейские обязательства для спекулятивных операций и получения налоговых освобождений (предприятия, осуществляющие платежи в бюджет). В итоге стоимость КО, привлекаемых под налоговые освобождения, возросла со 100 до 115% номинала, а средневзвешенная доходность рынка КО составляла 200--250% годовых .

Однако в это же время было официально объявлено об ограниченных сроках обращения казначейских обязательств.

Основным поводом для подобного решения стало несоответствие КО стандартам МВФ, имеющим такие требования к ценным бумагам, как рыночная доходность и рыночные условия размещения и обращения. Вместе с тем казначейские обязательства заняли важное место на рынке государственных ценных бумаг, а их доходность превысила уровень доходности ГКО. Положение изменилось, и сейчас доходность по операциям с казначейскими обязательствами снизилась почти в три раза и составила 65 - 80% годовых.

Причинами снижения доходности государственных казначейских обязательств также являются: падение доходности на рынке ГКО, падение биржевого курса доллара и доходности валютных инструментов, рост стоимости казначейских обязательств, привлекаемых прежде всего под портфель .

Дело в том, что казначейские обязательства не попадают в реальный сектор: из отраслевой структуры, ведающей их распределением, они направляются в банк или финансовую компанию. В итоге посредник получает проценты, финансовые компании проводят высокодоходные операции, государству достаются 35% дохода в виде налога на прибыль, а предприятия, вынужденные продавать с дисконтом имеющиеся у них КО для финансирования производственной деятельности, терпят убытки.

Эмиссия казначейских обязательств была прекращена.

Назначение этих ценных бумаг - секъюритизировать задолженность Минфина РФ перед предприятиями по бюджетному финансированию. Идея выпуска в том, чтобы выплачивать эту задолженность не живыми деньгами, а процентными долговыми бумагами, которые в свою очередь могут быть обращены в уплату поставщикам за сырье, материалы, энергию и т.д.

Казначейское обязательство - "это эмитируемая государством ценная бумага или обязательство государства выплатить последнему держателю при соблюдении определенных условий сумму номинала и проценты по ним. Казначейские обязательства предназначены для погашения кредиторской задолженности предприятия или обязательств по уплате налогов в бюджет".

При первичном размещении к номиналу Казначейских Обязательств (КО) Минфин устанавливает процентную ставку. КО передаются только юридическим лицам. Каждое КО имеет определенную серию со следующими параметрами: дата выпуска, номер серии, объем выпуска, дата начала налогового освобождения, дата начала размещения, дата начала погашения, дата окончания погашения, ограничения. Выпускают КО в без документальной форме в виде записи на счетах "депо" в уполномоченном депозитарии (банк-агент МФРФ). Выписка со счета является подтверждением права собственности. Владелец КО может выполнять следующие действия с этими ценными бумагами:

  • 1) Погашение кредиторской задолженности путем перевода КО на счета кредитора. При данной операции необходимо знать вид расчета. В глобальном сертификате оговорены обязательные расчеты, которые могут проходить только по номинальной цене. Все необязательные расчеты могут проходить по договорной цене. При совершении расчетов необходимо знать количество нужных расчетов, которые предусмотрены для данной серии ваших КО. Для осуществления данной операции нужно, чтобы и у кредитора, и у дебитора был открыт счет типа "депо" в банке-депозитарии, который обслуживает данную серию КО. Для такой операции заполняется поручение по определенной форме.
  • 2) Продажа КО юридическим и физическим лицам (резидентам). Операция не имеет ограничений на необходимое количество индоссаментов, цена по этой операции договорная.
  • 3) Залог КО с целью получения кредита, с обязательной регистрацией в банке-депозитарии.
  • 4) Обмен КО на налоговые освобождения в части платежей в федеральный бюджет. Для погашения задолженности перед федеральным бюджетом необходимо знать дату налогового освобождения, которая указана в глобальном сертификате.
  • 5) Погашение КО. Используется формула расчета текущего курса КО, дата погашения также указывается в глобальном сертификате. В данном случае на счета последних держателей КО переводятся суммы, равные номинальной стоимости КО плюс оговоренные при выпуске КО проценты. Если срок обращения истек, а необходимое количество расчетов не набрано, то по заявлению держателя ценной бумаги будет произведенное погашение КО. В бухгалтерском учете имеются особенности отражения операций по КО в зависимости от первичного или вторичного обращения. К первичному обращению относятся операции, не получившие обязательное количество индоссаментов (расчетов), а ко вторичному обращению - получившие обязательное количество расчетов.

Выпуск Казначейских обязательств

КО выпускаются как уже упоминалось выше в без документальной форме в виде записи на счетах в уполномоченном депозитарии. В качестве депозитариев, по соглашению с первыми держателями КО выбираются банки-агенты Минфина России, отобранные в соответствии со сформулированными правительственной комиссией по вопросам кредитной политики критериями и имеющими депозитарий в качестве подразделения банка.

Параметры выпуска определяются в приказе Министерства финансов РФ и фиксируются в глобальном сертификате, депонируемом в уполномоченном депозитарии. Параметрами являются: дата выпуска, и пр. указанные выше.

Уполномоченные депозитарии на основе договора с Минфином России открывают счет-депо первому держателю на весь выпуск, предоставленный глобальным сертификатом, выданным от имени Министерства финансов РФ. Держатели Казначейских обязательств открывают счета-депо в уполномоченных депозитариях на основании собственных заявлений. Движение КО по счетам-депо происходит на основании распорядительных документов в соответствии с Регламентом уполномоченного депозитария. На основании перевода КО со счета на счет держателям Казначейских Обязательств по их требованию выдаются со счетов-депо, подтверждающие право владения тем или иным лицом приобретенного им числа обязательств.

Обращение КО опускается в ограниченной и неограниченной формах. При ограниченной форме обращения Минфин России определяет порядок обращения КО и накладываемые ограничения для владельцев обязательств "...Порядок обращения КО и ограничения по обращению фиксируются в договоре Минфина России с уполномоченным депозитарием. Уполномоченный депозитарий несет ответственность за контроль по целевому использованию КО.

К числу ограничений могут относится: обязательность расчета КО только с целью погашения кредиторской задолженности, ограничение на право передачи КО только юридическим лицам, минимальное число операций с учетом вышеуказанных ограничений, ограничение по срокам учета и обмена на налоговые освобождения."

Депозитарий на основании заключенного с Министерством финансов РФ депозитарного договора контролирует, чтобы по каждому КО было осуществлено оговоренное в депозитарном договоре количество операций по погашению кредиторской задолженности. Только после этого КО свободно обращаются на вторичном рынке.

По желанию владельца КО последние могут быть обменяны на налоговые освобождения. Сроки начала обмена КО на налоговые освобождения фиксируются в глобальном сертификате.

Таким образом, мир государственных ценных бумаг в России чрезвычайно пестр и даже хаотичен. Их выпуск связан как с традиционными потребностями бюджета в покрытии кассовых разрывов и долгосрочного дефицита, так и экзотическими задачами (продажа казной золота на срок, секъюритизация долгов потерпевшего банкротство государственного банка, замещение долговыми ценными бумагами задолженности Минфина перед предприятиями и т.д.).

Единственное, что объединяет эти ценные бумаги - непомерный рост объема выпуска государственных бумаг в сравнении с частным.

Казначейские обязательства - это вид размещенных на добровольной основе среди юридических и физических лиц государственных ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения этими ценными бумагами.

Эмиссию этих ценных бумаг осуществляет государство. Оно берет заем на определенный срок в основном у предприятий и организаций, и гораздо реже у физических лиц.

Номинальная стоимость казначейских обязательств достаточно высокая (измеряется сотнями тысяч рублей и выше). Объявление о выпуске этих ценных бумаг приводится в экономической печати и в Интернете. Те, кто заинтересуется этим предложением, тут же подают заявку на приобретение определенного количества этих ценных бумаг и переводят средства в ЦБРФ. После этого они становятся держателями казначейских обязательств со всеми вытекающими последствиями.

Казначейские обязательства стали выпускаться с1992 года, и до 1998 года государство ни разу не нарушило своих обязательств перед владельцами этих ценных бумаг. Они принимались предприятиями в расчетах за поставленную продукцию. Иностранные инвесторы также стали проявлять заинтересованность в этих ценных бумагах.

Выпускается три вида казначейских обязательств:

· краткосрочные обязательства (на срок от 1 до 6 месяцев)

· среднесрочные обязательства (на срок от 6 месяцев до 1 года)

· долгосрочные обязательства (на срок от 1 до 3 лет, но чаще всего на 2 года)

Чаще всего стали приобретаться казначейские обязательства, выпущенные на срок 3 месяца. Это связано с тем, что в условиях инфляции очень важно, чтобы срок окончательного расчета по ценным бумагам был максимально коротким. Это повышает доверие к данной ценной бумаге. По краткосрочным обязательствам дополнительный доход обычно не выдавался.

По среднесрочным обязательствам один раз за полгода или 1 раз за квартал выплачивается дополнительный доход, компенсирующий инфляцию, т.е. государство гарантирует через определенный срок вернуть инвестору не только номинальную стоимость ценной бумаги, но и компенсирует возможные инфляционные потери от вложений капитала.

По долгосрочным казначейским обязательствам также выдавался дополнительный доход 1 раз за полгода или 1 раз за год. В условиях инфляции этот доход фактически не компенсировал потери инвесторов, поэтому долгосрочные обязательства были наименее предпочтительны. Это означало, что они редко принимались предприятиями в расчеты за товары и плохо продавались на рынке ценных бумаг.

Эмиссия краткосрочных обязательств размещалась практически на 100%, а эмиссия долгосрочных обязательств примерно на одну треть.


В августе 1998 года произошел «обвал пирамиды» казначейских обязательств и до настоящего времени инвесторы неохотно приобретают даже самые краткосрочные казначейские обязательства, т.к. государство до настоящего времени не компенсировало все потери, связанные с приобретением казначейских обязательств выпущенных до 1998 года.

Основной причиной «обвала пирамиды» было то, что государство направляло средства, полученные от реализации казначейских обязательств на выплату заработной платы и пенсий, а не вкладывало эти средства в программы приносящие доход.

Таким образом, средства, полученные от реализации казначейских обязательств, не превращались в капитал, хотя сущностью эмиссии этих ценных бумаг и является доходное, эффективное, прибыльное вложение государственных средств. Так казначейские обязательства реализуются в развитых экономических странах.

Российская экономика не смогла эффективно использовать полученные средства. В настоящее время казначейские обязательства не активно размещаются на рынке ценных бумаг.

4.Сберегательные и депозитные сертификаты банков.

Сберегательные сертификаты банков - это письменное свидетельство кредитного учреждения о депонировании денежных средств, удостоверяющее право вкладчика на получение по истечении установленного срока депозита (вклада) и процентов по нему.

Сберегательные сертификаты оформляют вклады физических лиц. Ценными бумагами оформляются только вклады, превышающие определенную сумму, установленную конкретным банком. Минимальный вклад может быть различным в зависимости от финансовой устойчивости конкретного банка.

Вкладчик обязуется не брать внесенных средств до определенного срока (обычно срок 1 год). При выдаче сертификата между вкладчиком и банков заключается договор, в котором оговариваются все условия сертификата. Банк обязуется при оформлении вклада ценной бумагой выдать вкладчику больший доход, чем по обычному вкладу, т.к. в этом случае банк имеет гарантию того, что вкладчик не потребует свои деньги назад раньше установленного срока. Если это все-таки произойдет, то вкладчик при обращении в банк практически теряет весь дополнительный доход по вкладу или вкладчик пытается реализовать сертификат через брокера на рынке ценных бумаг.

При реализации на рынке ценных бумаг владелец сертификата теряет в лучшем случае сумму, которую он должен заплатить за услуги брокеру. В результате желание досрочно получить вклад почти всегда оборачивается убытком, а соблюдение договорных условий сертификата всегда приносит прибыль вкладчику.

Депозитные сертификаты банков представляют собой срочные сертификаты с крупным номиналом и поэтому депозитный сертификат оформляет вклады юридических лиц и выдается коммерческими банками.

Этот сертификат оформляется договором между банком и предприятием. Согласно этому договору предприятие обязуется не требовать вклад раньше оговоренного срока, а банк гарантирует вкладчику повышенный доход, который чаще всего рассчитывается методом сложного процента. Это позволяет получать доход, превышающий ставку рефинансирования.

При правильном оформлении депозитного сертификата эта ценная бумага принимается предприятиями при расчетах друг с другом за поставленную продукцию. Предприятие может принимать к оплате данные депозитные сертификаты, т.к. эти сертификаты обычно оформляют финансово устойчивые предприятия, и поэтому риск неполучения дохода здесь минимальный.

Сберегательные и депозитные сертификаты активно оформляются вкладчиком в условиях стабильной рыночной экономики. В российской экономике они пока не считаются ликвидными ценными бумагами.

5.Вексель.

Вексель - это ценная бумага, удостоверяющая безусловное денежное обязательство векселедателя уплатить при наступлении срока определенную сумму денежных средств владельцу векселя (векселедержателю).

Выделяют два типа векселей:

· простой или соло-вексель;

· переводной или тратта-вексель.

Соло-вексель предназначен для расчета только между двумя юридическими или двумя физическими лицами. Этот вексель выписывается и подписывается кредитором и содержит обязательство платежа. Он используется только для проведения одной финансовой операции. Если в этой финансовой операции участвует банк, то этот вексель может быть погашен досрочно по согласованию сторон и в этом случае банк, оплативший вексель досрочно, может его использовать как ценную бумагу.

Тратта-вексель или переводной вексель выписывается и подписывается кредитором и представляет собой приказ должнику об уплате в указанный срок определенной суммы третьему лицу. Тратта-вексель как бы направляется по трассе, т.е. может быть использован в нескольких финансовых и коммерческих операциях.

Переводной вексель как ценная бумага оформляется трассантом (кредитором) для трассата (должника), а выплата должна производится банком-ремитентом. Передача векселя от одного предприятия к другому сопровождается передаточной надписью, которая называется индоссаментом. Она приводится на оборотной стороне векселя и содержит все реквизиты предприятий, участвующих в передаче векселя, а также печать и подписи руководящих лиц предприятия принявшего вексель. На оборотной стороне векселя может быть несколько индоссаментов и, если оборотной стороны не хватает, то к векселю прикладывается дополнительная страница.

В развитых рыночных странах вексель, как и денежные знаки, имеет около 10 степеней защиты. Российский вексель пока менее защищен, поэтому финансисты не всегда доверяют векселям и не всегда их охотно принимают в качестве расчета за продукцию.

Векселя могут погашаться банком в срок, а могут погашаться досрочно.

Досрочное погашение векселя называется учетом векселя . Учет векселя может быть выгодным для банка, если банк сможет его эффективно использовать как ценную бумагу, т.е. продать его на рынке ценных бумаг в момент наступления срока оплаты и получить дополнительную прибыль.

Учетная ставка по векселю представляет собой процентную ставку, применяемую для расчета величины учетного процента.

Учетный процент представляет собой разницу между номиналом векселя и суммой, уплаченной при покупке векселя.

Пример:

Номинальная цена векселя 10 тыс. руб. Банк покупает его за 9500 руб. за 6 месяцев до наступления срока платежа. В этом случае учетный процент по векселю составит 500 рублей.

По данному векселю банк оплачивает векселедержателю 9500 руб., а при наступлении срока оплаты банк получит 10 тыс. рублей. Досрочный учет векселя в условиях нестабильной экономики выгоден, т.к. кредитор заранее получает на свой расчетный счет необходимую сумму денежных средств и может использовать их по своему усмотрению.

5.5.1. Общие условия выпуска и обращения

Казначейские обязательства (КО) являлись особым видом государственных ценных бумаг, которые были выпущены в обращение не для покрытия дефицита федерального бюджета, а для ликвидации уже имеющейся задолженности государства перед предприятиями. Сложившаяся к началу 1994 г. государственная задолженность стимулировала увеличение долгов предприятий друг перед другом. По оценкам экспертов, каждый рубль государственного долга порождал 2~3 руб. долгов предприятий. Для ликвидации государственной задолженности и решения системы неплатежей было принято решение о частичном переоформлении долга перед предприятиями по государственным закупкам, федеральным программам, государственному заказу и т. п. в государственные ценные бумаги. Выпуск таких ценных бумаг преследует цель безэмиссионно сократить дефицит федерального бюджета. Среди этого вида ценных бумаг наибольшее распространение в России получили казначейские обязательства.

При недостатке средств в бюджете государство в определенной части долга расплачивалось с предприятиями КО. Казначейские обязательства могли приниматься в качестве оплаты за реализованные товары и предоставленные услуги, а также быть предметом залога.

Выпуск казначейских обязательств осуществлялся в безналичной (бездокументарной) форме в виде записей на счетах в уполномоченных депозитариях. В качестве депозитариев были выбраны уполномоченные банки-агенты Минфина РФ в соответствии со сформулированными Правительственной комиссией по вопросам кредитной политики критериями и имеющие депозитарий в качестве подразделения банка.

Казначейские обязательства были выпущены сериями. Параметрами выпуска, определяемыми Минфином РФ, являются:

Дата выпуска;

Номинальная стоимость КО;

Процентная ставка;

Общий объем выпуска;

Срок начала погашения;

Срок обращения;

Ограничение на владельцев КО;

Число операций, в которых КО используются как средство погашения кредиторской задолженности;

Срок обмена КО на налоговые освобождения, а также другие дополнительные данные о выпуске.

Каждой серии КО присваивался регистрационный номер, состоящий из семи разрядов.

Например, регистрационный номер Ж-241026 означал, что данная серия выпущена 24 октября, этот выпуск является двадцать шестым, а буква «Ж» указывает, что с помощью этих КО могли производиться расчеты между предприятиями топливно-энергетического и газового комплексов и атомных электростанций.

Получив от Минфина РФ глобальный сертификат, уполномоченные депозитарии открывали счет-депо первому держателю КО на весь объем выпуска казначейских обязательств соответствующей серии. Первыми держателями КО являлись федеральные министерства и ведомства. Движение казначейских обязательств осуществлялось переводом КО со счета-депо первого владельца на вновь открываемые счета последующих держателей КО. Перевод КО со счета на счет совершался на основании распорядительных документов владельцев КО. В случае погашения кредиторской задолженности с помощью КО или их продажи владелец КО давал поручение уполномоченному депозитарию на перевод КО новому владельцу.

В связи с тем что КО выпускались в бездокументарной форме, ценных бумаг на руках у владельцев КО не было. Для того чтобы подтвердить, что юридическое лицо владеет соответствующими казначейскими обязательствами, банк-депозитарий по требованию владельцев КО выдавал им выписки со счетов-депо, подтверждающие право владения определенным числом КО.

Обращение КО допускалось в ограниченной и неограниченной формах. Однако, как показывает практика, все произведенные выпуски имели некоторые ограничения, которые определялись при выпуске очередной серии КО и фиксировались в договоре Минфина РФ с уполномоченным депозитарием. К числу ограничений относились: необходимость расчета казначейскими обязательствами только с целью погашения кредиторской задолженности; ограничения на право передачи КО только юридическим лицам определенных отраслей; минимальное число операций по погашению задолженностей до выхода КО в свободную продажу; ограничения по срокам учета и обмена на налоговые освобождения.

Для удобства учета движения КО со счета на счет уполномоченным депозитариям было дано право разбивать глобальный сертификат на единичные обязательства с номиналом I млн. руб. Для того чтобы КО выполняли свои расчетные функции по каждой серии, было установлено число расчетных операций, которое можно совершить с помощью данных ценных бумаг. Для погашения кредиторской задолженности перед поставщиками владелец КО переводил их на счета кредиторов. Передача КО от одного

владельца другому за поставленную продукцию, работы или услуги осуществлялась с помощью индоссаментов. По каждой серии было определено минимальное число индоссаментов, которое должны были пройти КО, обращаясь между предприятиями определенных отраслей. Например, КО серии Б-071260 должны были пройти три индоссамента среди ограниченного круга предприятий. Начиная с четвертого держателя КО данной серии могли свободно передаваться любым юридическим лицам.

Особенность казначейских обязательств состояла в том, что они носили двойственный характер. С одной стороны, они являлись средством расчетов между предприятиями, с другой стороны, пройдя необходимое число индоссаментов, КО могли свободно покупаться и продаваться на фондовом рынке.

5.5.2. Операции с казначейскими обязательствами

Владелец КО может осуществлять с ними следующие операции:

1. Погашение кредиторской задолженности путем перевода КО на счета кредиторов. В глобальном сертификате, как правило, было оговорено, что до выхода в свободную продажу КО должны пройти определенное число индоссаментов среди ограниченного круга предприятий, имеющих соответствующую отраслевую принадлежность. В течение этого периода расчеты между предприятиями с помощью КО осуществлялись по номинальной стоимости. Данный метод расчетов широко применялся предприятиями одной отраслевой принадлежности, свя-, занных между собой технологической цепочкой. Вследствие: этого КО быстро набирали необходимое число индоссамен-; тов и затем могли быть свободно реализованы на вторичном рынке. .

2. Продажа КО юридическим или физическим лицам, ко-, торые по законодательству Российской Федерации являются резидентами. Данная операция позволяла безналичные КО преобразовать в наличные денежные средства, которые предприятие могло использовать по своему усмотрению. Свободная продажа КО возможна только в том случае, если КО прошли необходимое число индоссаментов. За короткий промежуток времени в России сложился устойчивый рынок КО, который привлек дилеров тем, что доходность по операциям с этими бумагами была на 10-15% выше, чем доходность по операциям на рынке ГКО и рынке межбанковских кредитов. Крупнейшими операторами рынка КО являлись уполномоченные банки-депозитарии, которые устанавливали ежедневные котировки казначейских обязательств в процентах от номинала. Цена покупки казначейских обязательств возрастала по мере приближения срока погашения.

3. Передача КО в залог для получения кредита. Владелец КО мог получить кредит под залог принадлежащих ему обязательств в любом банке, в том числе банке-депозитарии. Залог оформлялся соответствующим договором между владельцем КО и залогодержателем. При этом договор залога обязательно должен быть зарегистрирован в уполномоченном банке-депозитарии. В этом случае казначейские обязательства блокировались и их владелец не мог совершать с ними никакие операции до погашения кредита.

4. Обмен КО на налоговые освобождения в части платежей в федеральный бюджет, т. е. владелец КО мог в установленном порядке вместо уплаты налогов в федеральный бюджет рассчитаться казначейскими обязательствами. За счет этого происходил взаимный зачет задолженности государства перед предприятиями в части финансирования работ по государственному заказу и задолженности предприятия перед государством в части платежей в федеральный бюджет.

Возможность получить в обмен на КО налоговые освобождения привлекала крупные финансовые компании и банки, которые для снижения налогового бремени покупали прошедшие необходимое число индоссаментов казначейские обязательства, как правило, по цене ниже номинала. В зачет налогов КО принимались по текущему курсу, который был выше номинала и рассчитывался исходя из 40% годовых. За счет этого налогоплательщики экономили до 20% от суммы уплачиваемых налогов.

Под давлением Международного валютного фонда, который не признал КО как рыночную ценную бумагу в связи с тем, что по ней был установлен фиксированный доход в размере 40% годовых, в 1995 г. выпуск и обращение казначейских обязательств были прекращены. Однако механизм, отработанный в период обращения этой ценной бумаги, широко используется в российской практике и в настоящее время. После прекращения обращения КО были выпущены казначейские налоговые освобождения, применялась система взаимозачета средств: тех, которые предприятия должны заплатить в федеральный бюджет в виде налогов, и тех, которые предприятия должны получить от государства на выполнение определенных работ. Применение КО и производных от них финансовых инструментов позволяет государству без дополнительной денежной эмиссии частично решить проблему взаимных неплатежей.

Нормативной базой учета операций с КО является “Положение о порядке размещения, обращения и погашения казначейских обязательств”, утвержденное письмом МФ РФ от 21 октября 1994г. № 140.

Казначейские обязательства являются государственными ценными бумагами.

КО могут приниматься в качестве оплаты за реализованные товары и предоставленные услуги без ограничений, а также быть предметом залога.

Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с издаваемыми им приказами осуществляет выпуск Казначейских обязательств сериями, каждая из которых представляет собой самостоятельный выпуск и оформляется глобальным сертификатом на всю сумму выпуска.

Ставка процентного дохода по Казначейским обязательствам устанавливается в зависимости от срока начала погашения.

В целях формирования единого вторичного рынка Казначейских обязательств данные ставки являются общими для всех выпусков Казначейских обязательств с одинаковым сроком погашения независимо от отрасли, которая является получателем бюджетных средств.

Казначейские обязательства выпускаются в бездокументарной форме в виде записи на счетах в уполномоченном депозитарии. В качестве депозитариев по согласованию с первыми держателями КО (федеральными министерствами и ведомствами) выбираются банки - агенты Министерства финансов, отобранные в соответствии со сформулированными Правительственной комиссией по вопросам кредитной политики критерями и имеющими депозитарий в качетсве подразделения банка.

Документом, подтверждающим права собственности по КО, является выписка со счета “депо” в уполномоченном Минфином РФ депозитарии.

Обращение Казначейских обязательств допускается в ограниченной и неограниченной форме. При ограниченной форме обращения Минфин России определяет порядок обращения Казначейских обязательств и накладываемые ограничения для владельцев обязательств.

Порядок обращени Казначейских обязательств и ограничения по обращению фиксируются в договоре Минфина России с уполномоченным депозитарием. Уполномоченный депозитарий несет ответственность за контроль по целевому использованию казначейских обязательств.

К числу ограничений могут относиться:

Обязательность расчета Казначейскими обязательствами только с целью погашения кредиторской задолженности;

Ограничения на право передачи Казначейских обязательств только юридическим лицам;

Минимальное число операций с учетом вышеуказанных ограничений;

Ограничения по срокам учета и обмена на налоговые освобождения.

По желанию владельцев КО последние могли быть обменены на налоговые освобождения. Налоговое освобождение позволяло держателю КО погасить сумму задолженности федерального бюджета, оформленную в виде КО, в счет причитающихся к уплате в федеральный бюджет налогов и платежей, включая недоимку, штрафные санкции, пени. Сроки начала обмена КО на налоговые освобождения - казначейские налоговые освобождения (КНО) фиксировался в глобальном сертификате.

Процедура выдачи КНО в 1996г. в дополнение к вышеупомянутому Положению была отражена в “Порядке проведения зачета задолженности по налогам и другим платежам в федеральный бюджет при финансировании расходов из федерального бюджета в 1996г.”, утвержденным МФ РФ и ГНС РФ 11.04.96г.

Выпуск КНО согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 01.04.96г. № 481 “Об упорядочении расчетов по осуществлению налоговых и других платежей предприятий и организаций - налогоплательщиков в федеральный бюджет, включая погашение задолженности по ним” должен был быть прекращен с 1 января 1997г.

Однако, во исполнение постановления Правительства РФ от 18.07.96г. № 809 “О казначейских налоговых освобождениях” телеграммой МФ РФ от 23.07.96г. № 3-Б1-01 сообщалось о завершении до 25 июля 1996г. территориальными органами Федерального казначейства оформления и передачи в налоговые органы КНО. Предельный срок погашения КНО налоговыми органами опрелелялся - 5 августа 1996г.

Держатель счета депо в уполномоченном депозитарии, имеющий на этом счете Казначейские обязательства, может осуществлять с ними в безналичной форме следующие операции:

Погашение кредиторской задолженности путем перевода Казначейских обязательств на счета кредиторов. Обязательные (оговоренные в глобальном сертификате) расчеты Казначейскими обязательствами осуществляются по номинальной цене Казначейских обязательств;

Продажа Казначейских обязательств юридическим или физическим лицам, которые по законодательству Российской Федерации являются резидентами;

Залог Казначейских обязательств для получения кредитов, в том числе и в банке - депозитарии, с регистрацией факта залога в уполномоченном депозитарии;

Обмен казначейских обязательств на налоговые освобождения в части платежей в федеральный бюджет.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРИБЫЛИ И ДОХОДОВ ПО НИМ