Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Реформирование электроэнергетики в России привело к образованию такого специфического товара как электроэнергия. Электроэнергия не обладает таким основным свойством присущим остальным товарам, как накопление и возможность удовлетворения растущего спроса запасами. Все это привело к образованию определенного рынка электроэнергии, учитывающего особенности электроэнергии как товара.
Разделение рынка на оптовый и розничный привело к необходимости создания конкурентной среды между производителями на оптовом рынке. В процессе реформирования электроэнергетики рынок постепенно проходит этапы перехода от регулируемого к дерегулируемому, основанному на естественной конкуренции между производителями электроэнергии. Возникают различные виды взаимоотношений между производителями и оптовыми потребителями электроэнергии, что на данном этапе развития привело к образованию:
рынок сбыт электроэнергия оптовый
1) производство, доставка (передача и распределение) и потребление электроэнергии в силу ее физической природы происходят практически одновременно и ее невозможно складировать (накапливать) в значительных объемах. Другими словами, произведенная продукция не может накапливаться на складах производителя, потребителя или в пути, а практически мгновенно доставляется до потребителя и потребляется им;
2) электроэнергия является в высшей степени стандартизированным продуктом, поставляемым множеством производителей в "общий котел" (т.е. в общие электрические сети) и мгновенно потребляемым оттуда же множеством потребителей. Поэтому с физической точки зрения невозможно определить, кто произвел электроэнергию, потребляемую тем или иным потребителем - можно лишь контролировать объемы поставки в общую сеть от каждого производителя и объемы потребления из нее каждым потребителем;
3) электроэнергия, получаемая потребителем из энергосистемы, является товаром первой необходимости, только в редких случаях имеющим другие товары-заменители (например, переход на электроснабжение от автономной дизельной электростанции, перевод электроотопления на газовое отопление и некоторые другие случаи). По этой причине потребители обычно крайне чувствительны к перерывам в электроснабжении, а энергосистема должна обладать необходимым запасом надежности.
4) производители вырабатывают и поставляют в общую сеть электрическую мощность точно в соответствии со своими обязательствами (или заданием диспетчера), а все потребители суммарно потребляют электрическую мощность точно в соответствии со своими обязательствами (или прогнозом диспетчера). Но на практике в силу самого разного рода обстоятельств, как производители, так и потребители допускают отклонения от своих обязательств.
Электроэнергетика возникла в 80-х годах XIX века, когда были построены первые небольшие электростанции на постоянном токе низкого напряжения для электроснабжения отдельных потребителей. Ввиду очевидных достоинств применения электроэнергии для освещения помещений и улиц, а также постоянно расширяющихся областей ее применения (электротранспорт, отопление, связь и т.д.) этот период ознаменовался быстрым ростом числа небольших изолированно работающих электростанций с собственными электрическими сетями, проложенными к их потребителям. Таким образом, электроэнергетические компании изначально были вертикально - интегрированными структурами, осуществляющими производство, передачу и поставку электроэнергии.
Высокие удельные потери электроэнергии при ее передаче на низком напряжении ограничивали дальность передачи электроэнергии несколькими километрами, что обусловило в этот период строительство электростанций преимущественно в крупных городах с их компактно расположенными потребителями и жесткую конкуренцию между производителями за потребителей. Расположенные по соседству потребители могли получать электроэнергию от разных электростанций, принадлежащих разным производителям, и улицы многих городов оказывались опутанными проводами воздушных линий электропередачи (кабели для подземной прокладки сетей стали применяться позднее).
Следующий этап развития электроэнергетики пришелся на конец XIX - начало XX века, когда были изобретены и начали применяться трехфазные электрические машины (генераторы и двигатели) и трансформаторы. Это позволило строить электростанции в местах расположения первичных источников энергии (гидроэнергия рек, уголь), выдавать с них электроэнергию на повышенном напряжении, передавать ее на большие расстояния до местонахождения потребителей и трансформировать ее в низкое напряжение, требующееся для электроустановок потребителей. Это также позволило обеспечивать электроэнергией малые города и сельские населенные пункты и положило начало созданию энергосистем.
Одновременно шел процесс объединения и слияния небольших независимых компаний, вызванный снижением прибыли из-за жесткой конкуренции, возможностью снижения издержек за счет отказа от прокладки параллельных линий электропередачи, присущим электроэнергетике положительным эффектом масштаба и усиливающейся критикой со стороны городских властей и общественности из-за неопрятного вида улиц, опутанных многочисленными проводами.
В целях упорядочения деятельности электроснабжающих компаний городские власти стали практиковать предоставление отдельным компаниям привилегии (концессии) обеспечивать электроэнергией те или иные районы города или отдельные участки электрохозяйства города (электротранспорт, электроосвещение и т.д.) - Однако сроки действия концессии часто были непродолжительными, что не устраивало ни энергоснабжающие компании, ни их инвесторов.
Указанные выше обстоятельства послужили причиной того, что вначале в США в 1907 году, а затем и в других странах, начали приниматься законодательные акты, устанавливающие, что электроснабжение отдельных населенных пунктов и регионов является естественной монополией, подлежащей государственному (общественному) регулированию. Целью регулирования было установление специально созданными комиссиями тарифов на услуги компаний - монополистов, рассчитанных на основе их издержек плюс разумная прибыль.
Такой подход устраивал энергетические компании, поскольку позволял им сократить издержки, связанные с конкуренцией, устранить риск непродления концессии и, следовательно, привлекать инвестиции на более выгодных условиях. Устраивал он и потребителей, поскольку отсутствие конкуренции снижало общественные издержки за счет прекращения строительства дублирующих элементов энергосистем, а государственное регулирование не позволяло монополистам получать чрезмерно высокую прибыль.
продолжалось дальнейшее слияние и укрепление отдельных независимых компаний, что позволяло за счет положительного эффекта масштаба сокращать издержки, а за счет концентрации денежных средств и привлечения инвесторов, проявлявших в этот период большой интерес к быстро развивающейся отрасли, совершенствовать технологию производства, передачи и распределения электроэнергии. Это давало возможность строить новые все более мощные электростанции и линии электропередачи все более высокого напряжения;
К этому же периоду относится усиление критики энергетических компаний и государственных органов: за строительство атомных станций - из-за их высокой стоимости и проблем безопасности, гидроэлектростанций - из-за затопления больших массивов плодородной земли и проблем судоходства и крупных угольных электростанций - из-за загрязнения окружающей среды. По мнению критиков, принятие соответствующего законодательства и переход на рыночные отношения способны были ослабить эти негативные явления;
Все эти процессы и соображения, а также замедление роста положительного эффекта масштаба в отрасли и, в первую очередь, в генерации, поставили в повестку дня вопрос об отказе от монополии и переходе к дерегулированию и конкуренции в тех сферах деятельности, где это было целесообразно сделать. Таковыми в электроэнергетике являются производство электроэнергии и ее поставка, в то время как передача и распределение, по очевидным причинам, в любом случае являются естественными монополиями.
Регулирование является альтернативой конкурентному ценообразованию и, в идеале, на регулируемом рынке цены должны быть равны предельным издержкам производителей в долговременном периоде и производители должны иметь стимулы для снижения своих издержек. Однако ни один из методов ценообразования, разработанных и опробованных на практике за многолетнюю историю регулирования рынков, не позволяет одновременно достичь обеих вышеуказанных целей. Объясняется это прежде всего тем, что установление цен (тарифов) регулятором является бюрократическим и трудоемким процессом, требующим получения и анализа большого объема объективной информации о рынке и издержках производителей, в связи с чем пересмотр цен (тарифов) не может происходить часто.
Поэтому регуляторы вынуждены устанавливать цены (тарифы) неизменными на какой-либо достаточно длительный период времени. При этом, если цены (тарифы) установлены на основе издержек производителя, обычно исторических, то с той или иной степенью точности производитель компенсирует все свои издержки долговременного периода, включая доход на инвестированный капитал и прибыль. Но при этом стимулы минимизировать свои издержки, например, за счет совершенствования технологии, у производителя отсутствуют, так как в следующем периоде это неизбежно приведет к снижению цены (тарифа) на его продукцию. Минимизация издержек не принесет ему ожидаемой прибыли (как это было бы на конкурентном рынке), а только удешевит его продукцию для потребителей. Следовательно, производитель не заинтересован в инновациях, и отрасль будет развиваться не так динамично, как она могла бы.
В этом смысле более приемлемым является установление цен (тарифов) в виде ценового потолка, обычно на основе какой-либо формулы, учитывающей инфляцию и научно-технические прогнозы. В этом случае у производителя появляется стимул минимизировать свои издержки, так как в течение периода действия тарифа вся экономия от снижения издержек будет принадлежать ему. Но для того, чтобы производитель успел воспользоваться плодами своих инноваций, срок действия должен быть достаточно длительным - 5 лет и более. Другим условием ценообразования на основе ценового потолка ^является установление цены (тарифа) на таком уровне, чтобы добросовестный и инициативный производитель не обанкротился.
возможность легко решать такие задачи государственной политики, как субсидирование менее развитых территорий и отраслей экономики, сниженные тарифы для малообеспеченных слоев населения и использование нетрадиционных и возобновляемых источников энергии (в принципе, решение этих задач возможно и на либерализованных рынках, но при этом возникают значительные трудности);
Необходимо также отметить, что преимущества конкурентного ценообразования полностью могут проявиться только на рынках совершенной или абсолютной конкуренции, тогда как на практике большинство рынков, в том числе и рынки электроэнергии, таковыми не являются. Имеющийся на сегодня опыт либерализации рынков электроэнергии в разных странах также неоднозначен - есть успешные примеры, но есть и откровенно неудачные.
При этой форме управления государство владеет и через свои органы (например, министерство) напрямую управляет и отраслью и входящими в нее предприятиями. Объем производства и поставок, ценовая и инвестиционная политика, финансовые показатели, направления использования прибыли - практически все важные для предприятий отрасли решения принимаются государством. Инвестиции осуществляются, как правило, централизованно за счет государственных ассигнований. Но поскольку для государства эффективность именно этой отрасли не обязательно является главным приоритетом, то принимаемые решения не всегда отвечают ее интересам. Такая форма управления отраслью имела место в СССР, а также продолжает иметь место в некоторых странах (например, в Китае);
При этой форме управления государство владеет отраслью, но управляет ею не напрямую, а через создаваемую им государственную корпорацию (компанию). Главное отличие этой формы управления от предыдущей заключается в том, что корпорация, несмотря на то, что в целом и общем выполняет волю государства и должна действовать в его интересах, имеет определенную самостоятельность в принятии решений, направленных на повышение эффективности и получение прибыли. Цены, как правило, устанавливаются государственным регулирующим органом;
Эта форма управления применяется, если все предприятия отрасли или их часть находятся в частной собственности. При этой форме управления предприятия отрасли максимально самостоятельны в принятии решений, а государство осуществляет управление отраслью через такие рычаги, как лицензирование, регулирование деятельности монополистов, надзор за безопасностью и т.д. Именно эта форма государственного управления является основной на либерализованных рынках электроэнергии.
Структура государственного управления электроэнергетикой в разных странах отличается большим разнообразием входящих в нее органов управления. Однако в случае дерегулирования, ввиду важных экономических и социальных последствий реформ в электроэнергетике, необходимым представляется иметь в их составе независимый орган, ответственный за проведение реформ и нормальное функционирование рынка.
Неслучайно в большинстве стран, осуществивших дерегулирование электроэнергетики, было признано необходимым руководство реформами и надзор за функционированием рынка поручить независимым агентствам (FERC в США, OFGEM - в Англии и Уэльсе, Национальная энергетическая администрация - в Швеции и Чили и т.д.). Сфера деятельности этих агентств и их функции в разных странах определены по-разному, но их объединяет то, что они независимы настолько, насколько может быть независимым орган государственного управления.
Переход от монопольного рынка, когда одна вертикально - интегрированная компания (ВИК) монопольно осуществляет производство, передачу, распределение и поставку электроэнергии, к конкурентному рынку, может быть осуществлен различными путями и в различных вариантах. При этом напомним, что конкуренцию на рынке электроэнергии можно организовать в сферах производства и поставки электроэнергии, а сферы ее передачи и распределения в любом случае должны оставаться монопольными и регулироваться государством.
Разновидностью этой модели является такая структура отрасли, при которой одна компания монопольно осуществляет производство электроэнергии и ее передачу по высоковольтным электрическим сетям, а другие компании, которым принадлежат сети среднего и низкого напряжения, монопольно поставляют ее всем потребителям на обслуживаемой ими территории. При этом эти распределительные компании могут покупать электроэнергию только у единственной компании по производству и передаче электроэнергии.
Во-первых, в вертикально-интегрированной энергосистеме, монопольно осуществляющей производство, передачу, распределение и поставку электроэнергии, режимы нагрузок электростанций в объеме, необходимом для удовлетворения спроса, рассчитываются и задаются централизованной диспетчерской службой с учетом допустимой пропускной способности линий электропередач и обеспечения необходимых резервов мощности. Такой централизованный подход позволяет относительно просто обеспечивать требуемые устойчивость энергосистемы и качество электроэнергии, а также оптимизировать режимы электростанций путем, например, наивыгоднейшего распределения нагрузки.
Дерегулирование рынка электроэнергии предполагает, что режимы поставки и потребления определяются рынком, а не диспетчером, и что любой поставщик должен иметь свободный и недискриминационный доступ к передающим сетям. При этом, очевидно, могут возникать ситуации, когда исполнение этих режимов поставки и потребления привело бы к перегрузке отдельных линий электропередачи и, соответственно, к снижению надежности и качества электроснабжения и/или даже к потере устойчивости энергосистемы.
необходимость адаптации существующего порядка планирования и контроля поставок электроэнергии к рыночным условиям. Для этого требуется организовать своевременный сбор информации о планируемых участниками рынка поставках электроэнергии и проверка возможности этих поставок с точки зрения допустимой пропускной способности электрических сетей и сбалансированности режимов поставки/потребления в целом по энергосистеме.
Возможные по условиям пропускной способности и сбалансированности планируемые поставки участников рынка должны быть включены в суточный график почасового производства, передачи и потребления электроэнергии участниками рынка (далее - суточный график). Суточный график направляется участникам рынка для исполнения и используется для контроля соблюдения предусмотренных в нем режимов;
разработка рыночных методов управления возможными перегрузками в электрических сетях. В случае необходимости ограничения каких-либо поставок по соображениям возможной перегрузки отдельных линий электропередачи их пропускная способность должна быть распределена на справедливой основе между заинтересованными участниками рынка. Наиболее эффективно это можно сделать, создав в том или ином виде рынок прав на пропускную способность линий электропередачи, подверженных перегрузкам.
В условиях либерализованного рынка, когда электростанции, как правило, юридически и хозяйственно самостоятельны, участие производителей в таком регулировании, сопряженном с изменением выработки электроэнергии, возможно только при их финансовой заинтересованности в этом. Другими словами, должен быть организован специальный рынок, на котором производители могли бы предлагать Системному оператору свои резервы мощности для централизованного их использования в целях регулирования баланса активной мощности в энергосистеме.
С другой стороны, в целях уменьшения величин возможных дисбалансов и объема необходимых оперативных резервов мощности должны быть созданы стимулы для соблюдения участниками рынка предусмотренных суточным графиком режимов. Для этого должны быть организованы централизованное выявление и коммерческое урегулирование дисбалансов на принципах, содержащих необходимые экономические стимулы. Но поскольку спрос и предложение на электроэнергию и, соответственно, ее рыночная цена могут меняться от часа к часу, то для выявления и урегулирования дисбалансов требуется почасовой учет объемов.
В-четвертых, такие необходимые для устойчивого функционирования энергосистемы услуги, как регулирование частоты и напряжения и резервирование мощности электростанций, могут предоставляться только отдельными участниками рынка. Эти вспомогательные услуги отдельных участников рынка должны централизованно закупаться для оказания всем участникам рынка системных услуг по обеспечению устойчивости энергосистемы. Поэтому возникает вопрос организации рынков вспомогательных и системных услуг.
При вертикально-интегрированной структуре отрасли одна компания монопольно осуществляет производство, передачу, распределение и поставку электроэнергии, обеспечивает надежность энергосистемы, управление перегрузками, а также необходимое качество электроэнергии. Но, несмотря на разнообразный характер деятельности ВИК, конечным продуктом ее деятельности, подлежащим продаже, является только электроэнергия, доставленная потребителю, а все другие продукты ее деятельности потребляются внутри компании.
При переходе к дерегулированному рынку, предусматривающему конкуренцию в сферах производства и поставки электроэнергии, возникает новая картина. Дезинтеграция прежде единой компании означает появление достаточно большого числа независимых рыночных игроков, торгующих электроэнергией на оптовом и розничном рынках, а также означает необходимость организации ряда субрынков и решения проблем перехода от монопольного рынка к конкурентному.
Рынок собственно электроэнергии состоит из двух уровней - оптового рынка и розничного рынков. Наиболее важным из них является оптовый рынок, т.к. на нем в основном формируется конкурентная цена на электроэнергию, и только на нем централизованно осуществляются балансирование энергосистемы, управление перегрузками и оказание системных и вспомогательных услуг.
Таким образом, переход от монополии к конкурентному рынку электроэнергии означает более сложную структуру рынка и более сложные отношения между его участниками. Такой переход требует организации вместо единого монопольного рынка целого ряда новых рынков по торговле электроэнергией, а также новых подходов в вопросах взаиморасчетов, тарифов на передачу, управления перегрузками, балансирования энергосистемы и обеспечения качества электроэнергии и надежности энергосистемы.
сделок на электроэнергетической бирже, торгующей форвардами. Форвардные контракты на рынке электроэнергии, по сути, являются финансовыми сделками, т.к. в первую очередь направлены на страхование сторон от неблагоприятного изменения конъюнктуры и цен в будущем (в период поставки). Окончательные обязательства по физической поставке и потреблению электроэнергии возникнут только после включения предусмотренных этими контрактами поставок в суточный график с учетом возможных ограничений на передачу электроэнергии. Следовательно, торговля форвардами не требует какой-либо координации, а форвардный рынок - управления им и, соответственно, специальных мер по его организации (за исключением организации в отдельных случаях централизованно управляемых рынков по продаже прав на передачу по сетям, испытывающим регулярные перегрузки).
Рынок "за день вперед". На традиционных товарных рынках торговцы самостоятельно определяют, когда и сколько товара будет поставлено. Поставка товара может осуществляться различными видами транспорта и обычно занимает достаточно продолжительный период времени. На случай временной перегрузки транспортных коммуникаций производители и потребители могут складировать товар, а в случае постоянной перегрузки этих коммуникаций вопрос решается заблаговременным повышением цен на перевозку. Поэтому поставки на обычных товарных рынках не требуют централизованного планирования и координации.
В этом отношении ситуация на рынке электроэнергии выглядит по-другому из-за двух важных обстоятельств - мгновенности процесса производства, передачи и потребления электроэнергии (невозможности ее складировать) и отсутствия товаров заменителей и невозможности контролировать и (или) ограничивать фактические объемы потребления каждого отдельно взятого потребителя в соответствии с его контрактными обязательствами - В то же время перегрузка электрических сетей (даже кратковременная) недопустима по соображениям перегрева элементов сети и устойчивости энергосистемы.
При отсутствии ограничений на передачу по электрическим сетям любые поставки могут быть включены в суточный график в полном объеме. Однако практически в любой энергосистеме имеются те или иные ЛЭП (маршруты, участки электрических сетей), имеющие в тот или иной период времени недостаточную пропускную способность для передачи всех необходимых для потребителей объемов электроэнергии. График поставок электроэнергии должен быть составлен таким образом, чтобы не допустить перегрузку электрических сетей ни в одной из ЛЭП. При необходимости, пропускная способность этих ЛЭП должна быть справедливо и на недискриминационной основе распределена между участниками рынка, желающими поставлять по ним электроэнергию.
Поэтому в день, предшествующий операционным суткам, в той или иной форме возникает рынок "за день вперед", который позволяет на конкурентной основе окончательно определить производителей и объемы поставок электроэнергии, включаемых в суточный график. Иногда в этих же целях создается и внутридневной рынок, на котором отбор поставщиков осуществляется в течение операционных суток и заканчивается за час (иногда - за несколько часов) до начала поставки - так называемый рынок "за час вперед". Оба этих рынка представляют собой рынки краткосрочных контрактов.
При этом одни участники рынка потребляют электроэнергию сверх контрактных объемов, другие - ниже контрактных объемов, но, в общем случае, допускаемые ими дисбалансы разного знака не уравновешивают друг друга. И если общий дисбаланс в энергосистеме достигает заметных величин, то это приводит к недопустимому отклонению частоты переменного тока. В целях поддержания частоты Системный оператор, в зависимости от знака результирующего дисбаланса в энергосистеме, централизованно регулирует поставку электроэнергии и/или ее потребление. На дерегулированном рынке электроэнергии такое регулирование является услугой, оказываемой Системному оператору участниками рынка, а издержки регулирования должны, естественно, возмещаться теми участниками рынка, по чьей вине эти издержки возникли. Поэтому неконтрактные объемы электроэнергии (дисбалансы) подлежат централизованному выявлению и финансовому урегулированию.
Из этого следует, что в режиме реального времени, несмотря на отсутствие предварительных индивидуальных контрактов между участниками рынка о купле-продаже дисбалансов, фактически имеет место торговля ими. В связи с этим на дерегулированном рынке электроэнергии, наряду с рынками долгосрочных и краткосрочных контрактов, существует и рынок реального времени.
Для полноценного развития рыночной экономики в России возникла необходимость реформирования электроэнергетики, что привело к образованию рынка электроэнергии. По своей структуре этот рынок во многом схож с остальными рынками товаров, но присущие специфические особенности электроэнергии, как товара, такие как невозможность накопления и длительного хранения больших объемов электроэнергии, а так же то, что вся произведенная на оптовом рынке электроэнергия должна быть в это же время потреблена, привело к образованию сложных взаимоотношений между производителями и оптовыми потребителями электрической энергии. Рынок электроэнергии сложен по своей структуре и включает в себя не только производителей и покупателей, но и сложную инфраструктуру позволяющую учесть все особенности электроэнергии как товара и позволить рынку нормально функционировать. Все это позволяет выделить его как отдельный вид рынка.
1. Тукенов А.А. "Рынок электроэнергии: от монополии к конкуренции"
2. Журнал "Энергорынок" №№ 9,10,11,12 2005 г.
Размещено на Allbest.ru
...Основные этапы развития рынка электроэнергии. Недостатки и достоинства регулирования. Основные формы государственного управления электроэнергетикой. Формы конкуренции и структура отрасли. Основные проблемы перехода к конкуренции.
реферат , добавлен 03.02.2006
Специфика электроэнергии как товара. Этапы развития рынка электроэнергии. Регулирование оптового рынка электроэнергии и мощности. Недостатки и достоинства регулирования. Организация мировых энергетических рынков. Розничные рынки электроэнергии.
реферат , добавлен 08.12.2014
Двухуровневая система рынка электроэнергии и мощности: оптовый и розничный, принципы формирования системы сбыта на них. Ценовые и неценовые зоны рынка, свободного перетока и хабы. Порядок заключения соответствующих договоров, их типы и регулирование.
презентация , добавлен 06.05.2015
Электроэнергетика в Тверской области. Калининская АЭС как крупнейший производитель электроэнергии в Центральной части России. Выдача электроэнергии и высоковольтный транзит. Переток электроэнергии из энергоизбыточных районов в энергодефицитные.
реферат , добавлен 30.11.2010
Роль электроэнергетики в экономике России. Анализ современного состояния и перспективы ее развития. Спрос и предложение на рынке электроэнергии в России и Тульской области. Проблема ресурсной обеспеченности электроэнергетики, потенциал энергосбережения.
курсовая работа , добавлен 27.10.2009
Расчет годовой потребности района в электроэнергии. Определение мощности станции, выбор агрегатов. Расчет годовой выработки электроэнергии и отпуска тепла. Определение капиталовложений в сооружение ТЭЦ. Определение себестоимости и рентабельности энергии.
курсовая работа , добавлен 21.04.2015
Основные принципы рыночных отношений в сфере труда и принципы обеспечения полной занятости. Формы государственного регулирования занятости населения. Специфика российского рынка труда. Электроэнергетика Архангельской области, распределение электроэнергии.
контрольная работа , добавлен 26.09.2012
Основные методы расчета эксплуатационных затрат на передачу и распределение электроэнергии. Планирование затрат на ремонтно-эксплуатационное обслуживание электросетевых объектов. Определение норматива и оборачиваемость оборотных средств предприятия.
контрольная работа , добавлен 12.01.2012
Общая характеристика схемы снятия значений электроэнергии. Знакомство с ключевыми особенностями расчета оплаты за потребленную электроэнергию по одноставочному и зонному тарифу. Способы установки счетчика на зонные тарифы, анализ основных проблем.
контрольная работа , добавлен 14.02.2014
Анализ хозяйственной деятельности теплоэлектростанции на примере анализа себестоимости электроэнергии. Построение суточного графика нагрузки для района энергопотребления. Расчет годовой выработки электроэнергии. Факторы, влияющие на экономию и перерасход.
У нас, в Хабаровске, 1 киловатт электричества стоит 2,99. А в Китай они гонят по 70 копеек. Спросил почему, а мне ответили, что у нас на Дальнем Востоке переизбыток электричества, а китайцы больше чем за 70 копеек не купят. А нашим, стало быть, деваться некуда – купят. http://gidepark.ru/user/2360575395/article/462004
В России электроэнергию производят в основном атомные, тепловые и гидростанции. Именно последние вырабатывают самую дешёвую электроэнергию. Так, например, Красноярская ГЭС населению электроэнергию поставляет по тарифу от 1,52 до 2,66 рублей. И это притом, что её производство обходится в 33 раза дешевле.
Красноярскую ГЭС мощностью 6000 МВт спроектировал институт Ленгидропроект . Её строительство, начавшись в году, закончилось лишь в 1972 году . Плотина Красноярской ГЭС образовала водохранилище, затопившее 120 тыс. га сельхозугодий. В тело плотины было уложено 5,7 млн м³ бетона, а в ходе её строительства перенесено 13750 строений. При всём при этом доходы из предприятия, созданного усилиями всей страны, извлекает отдельно взятое ОАО «Красноярскэнерго». А специфика коммерческой структуры часто в том и заключается, что до потребителей ей нет дела.
Бездарная реформа электроэнергетики для ЕЭС СССР обернулась катастрофой лишь потому, что идеолог этой реформы Анатолий Чубайс , будучи рыночником до мозга костей, поставил перед отраслью стратегически порочную задачу повышения её эффективности. Анатолий Борисович, разумеется, не вредитель. Он, скорее всего, не отдавал себе отчёта в том, что назначение электроэнергетики отнюдь не сводится к тому, чтобы получить прибыль на каждый вложенный рубль. Задача этой отрасли, с точки зрения интересов общества в целом, заключается в устойчивом обеспечении недорогой электроэнергией общественного производства и населения.
На просьбу министра энергетики Сергея Шматко , попросившего две недели на подробный анализ ситуации, сложившейся в подведомственной отрасли, премьер-министр России Владимир Путин отреагировал в свойственной ему манере: «Вы ещё три года будете разбираться». И потребовал, чтобы согласованный проект был представлен уже к следующему утру.
Надо полагать, что в отведённый срок министр уложился едва ли. И мог ли он уложиться, если исправление стратегических ошибок, допущенных в ходе горбачёвской перестройки, требует самого радикального переосмысления всей российской стратегии. Впрочем, такую задачу перед специалистами в области стратегических исследований и разработок правительство страны пока не поставило. В противном случае им пришлось бы разобраться с намерениями отцов перестройки, в которой, на мой взгляд, не было ни малейшей нужды. Сказанное вовсе не означает, что у предперестроечного СССР не было проблем. Они, разумеется, были. И самая большая проблема заключалась в том, что страна, построив социалистический базис, так и поняла, что теперь ей следует заняться строительством капиталистической надстройки.
Тут-то и подоспел Егор Гайдар со своей идеей перестройки СССР «с социализма на капитализм», требующей развала социалистического базиса, с чем перестройщики успешно справились. Чем для СССР закончилось заманчивое предложение Гайдара — пояснять, наверное, не требуется. И так все знают, что некогда одна из мощнейших держав развалилась, а её правопреемник — Россия превратилась в сырьевой придаток...
Гайдар, по-видимому, не понимал, что доминирующей проблемой предперестроечного СССР оказалось катастрофическое падение производительности общественного производства. Это, по мнению апологетов рыночных отношений, означало, что СССР должен был отказаться от «неэффективного» социализма в пользу капитализма, поскольку тот сулил товарное изобилие.
Из сказанного следовало, что все системообразующие технико-технологические комплексы, включая ЕЭС СССР, следовало передать эффективным частным менеджерам. И тем самым — освободить государство от его природной функции жизнеобеспечения населения.
Политическому руководству СССР, казалось бы, нужно было вспомнить ленинский НЭП. Но оно, к сожалению, о нём не вспомнило...
Возвращаясь к электроэнергетике, следует заметить, что лучше всех устроились энергосбытовые компании, прибыльность которых оказалась на порядок выше, чем у электростанций. Но в этом нет ничего удивительного, если учесть, что сколько-нибудь значительных затрат торговля электроэнергией не требует, в отличие от его производства. Имеет значение и то, что будучи коммерческими структурами, энергосбытовые компании, тем не менее, не испытывают сколько-нибудь серьёзной конкуренции, поскольку являются монополистами. И что интересно, никакая часть доходов торговцев от электроэнергетики ни на поддержку генерирующих мощностей, ни на укрепление сетевых предприятий не идёт. Ограничивать аппетиты торговцев, наверное, необходимо, но для государства, в сущности утратившего бразды правления отраслью, это не может быть самоцелью.
Что же касается общества в целом, то для него наиболее актуальной задачей представляется понуждение государства к исполнению его миссии по жизнеобеспечению граждан. Это касается множества самых разных отраслей. Например, медицины, функцией которой при советской власти была бесплатная медицинская помощь, а при капиталистической — медицинские услуги. Примерно так же обстоит дело и с защитой прав потребителей электроэнергии. Ну, а главная проблема российского общества — это государство. Неуклонно сворачивая социальные программы, оно более или менее успешно справляется преимущественно со сбором налогов и других обязательных платежей.
О контроле общества над государством мы ещё поговорим, а пока продолжим анализ ситуации, сложившейся в отечественной электроэнергетике. Возникает закономерный вопрос: есть ли у нас, по крайней мере, в принципе возможность восстановить единую энергетическую систему страны, тем самым обеспечив государственное управление электроэнергетикой? Да, наверное, такая возможность существует. Однако вне национализации предприятий электроэнергетики эту возможность реализовать не удастся. Но, с другой стороны, если не воссоздать Единую энергетическую систему, то как соединить в единый технико-технологический комплекс генерирующие, электросетевые и электросбытовые предприятия, усилиями Анатолия Чубайса разделённые на структуры, независимые ни друг от друга, ни от государства?
В условиях необъятной российской территории с её непростыми климатическими условиями электроэнергия, конечно же, не может оставаться товаром. А это значит, что нам придётся отказаться от идеи создания в нашей стране рынка электроэнергии. И что у нас нет иного выбора, кроме национализации предприятий электроэнергетики. Только это позволит вернуть электроэнергии статус социально значимой услуги, которую всем, кто в ней нуждается, государство должно оказывать по цене, не зависящей от себестоимости ее производства.
Реформирование электроэнергетики в России привело к образованию такого специфического товара как электроэнергия. Электроэнергия не обладает таким основным свойством присущим остальным товарам, как накопление и возможность удовлетворения растущего спроса запасами. Разделение рынка на оптовый и розничный привело к необходимости создания конкурентной среды между производителями на оптовом рынке. В процессе реформирования электроэнергетики рынок постепенно проходит этапы перехода от регулируемого к дерегулируемому, основанному на естественной конкуренции между производителями электроэнергии.
Наиболее важными особенностями экономики энергосистем, вызванными спецификой электроэнергии как товара и которые необходимо учитывать при организации рынка электроэнергии, является следующее: 1) производство, доставка (передача и распределение) и потребление электроэнергии в силу ее физической природы происходят практически одновременно и ее невозможно складировать (накапливать) в значительных объемах. Другими словами, произведенная продукция не может накапливаться на складах производителя, потребителя или в пути, а практически мгновенно доставляется до потребителя и потребляется им; 2) электроэнергия является в высшей степени стандартизированным продуктом, поставляемым множеством производителей в «общий котел» (т.е. в общие электрические сети) и мгновенно потребляемым оттуда же множеством потребителей. Поэтому с физической точки зрения невозможно определить, кто произвел электроэнергию, потребляемую тем или иным потребителем - можно лишь контролировать объемы поставки в общую сеть от каждого производителя и объемы потребления из нее каждым потребителем; 3) электроэнергия, получаемая потребителем из энергосистемы, является товаром первой необходимости, только в редких случаях имеющим другие товары-заменители (например, переход на электроснабжение от автономной дизельной электростанции, перевод электроотопления на газовое отопление и некоторые другие случаи). По этой причине потребители обычно крайне чувствительны к перерывам в электроснабжении, а энергосистема должна обладать необходимым запасом надежности. Попутно отметим, что возможные принудительные отключения части потребителей в условиях дефицита электроэнергии или аварии, ведут к снижению потребления, но не спроса. Иными словами, спрос на рынке электроэнергии не всегда равен потреблению; 4) производители вырабатывают и поставляют в общую сеть электрическую мощность точно в соответствии со своими обязательствами (или заданием диспетчера), а все потребители суммарно потребляют электрическую мощность точно в соответствии со своими обязательствами (или прогнозом диспетчера). Но на практике в силу самого разного рода обстоятельств, как производители, так и потребители допускают отклонения от своих обязательств. Это влечет за собой дисбаланс между поставкой и потреблением. На любом другом рынке кратковременный дисбаланс между производством и потреблением товара не приводит к потере устойчивости рынка, он легко ликвидируется за счет складского запаса или товаров-заменителей. Специфика электроэнергии как товара приводит к развитию рынка электроэнергии отличного от обычных товарных рынков.
Представлен российский проект по установке интеллектуальных счетчиков, стартовавших в г. Перми на базе филиала ОАО «МРСК Урала» - «Пермьэнерго» в 2011 г. Отмечается, что в России активно реализуются и другие проекты построения систем учета на розничном рынке. При этом требования к приборам учета и к системам в этих проектах далеко не всегда пересекаются, что говорит об отсутствии единой концепции в области Smart metering. Показано, что способствовать активизации внедрения инноваций в области энергетики может развитие рассмотрения электроэнергии в качестве товара.
В отечественном определении Smart Grid наблюдается одна интересная особенность. Собственно сам термин Smart Grid относят к распределительному сетевому комплексу (зона деятельности в большей степени ОАО «Холдинг МРСК» и ТСО) и базисом этого понятия является Smart metering (по сути это есть отправная точки для ОАО «Холдинг МРСК» в строительстве «умных сетей»). Та же «умная сеть» на более высоких классах напряжения – 220 кВ и выше – в определениях ОАО «ФСК» является активно-адаптивной сетью, где ведущую роль отводят интеллектуальным силовым элементам сети. Рассмотрим Smart Grid как концепцию интеллектуальной, эффективной, надежной, клиенториентрованной энергетики, включающую генерацию, транспорт, распределение и потребление.
В настоящее время в мире активно разрабатываются, проходят опробование и внедряются отдельные технологии «умных сетей». Европа, США, Китай и другие страны вкладывают миллиарды долларов и евро в развитие интеллектуальной энергетики, обозначая в качестве ориентира сокращение выбросов углекислого газа, повышение надежности энергоснабжения, появление новых высокотехнологичных производств и рабочих мест.
В России также разрабатываются инициативы в области Smart Grid. И как следует из разности подходов в определении данного понятия, основными драйверами Smart Grid являются ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «Холдинг МРСК».
Одни из российских проектов, заслуживающих внимания, является проект по установке интеллектуальных счетчиков, стартовавших в г. Перми на базе филиала ОАО «МРСК Урала» – «Пермьэнерго» в 2011 г. Целью данного проекта является отработка механизмов внедрения и функционирования технологии Smart metering с последующей трансляцией опыта по всей стране. Конечные цели внедрения технологии Smart metering представлены в таблице.
Достижение этих целей планируется за счет следующих характеристик системы учета энергоресурсов, построенной на базе технологии Smart metering:
Пример целевой архитектуры системы учета энергоресурсов на основе технологии Smart metering представлен на рисунке.
В качестве основных технологических подсистем представленной архитектуры выделим следующие:
Подобная архитектура часто фигурирует в иностранных информационных источниках как основа построения масштабных и в то же время гибких систем Smart metering. В частности, гибкость достигается за счет использования унифицированной технологической интеграционной шины, работающей по принципу publisher/subscriber (в качестве аналогии можно привести подписку на новостные rss-каналы). Не уходя в подробности, можно сказать, что построенные по таким принципам системы вполне отвечают принципам открытости, функциональной полноты и клиенториентированности.
Несмотря на понятные цели и доступные ориентиры, пермский проект Smart metering не отрабатывает ряд принципиальных особенностей:
Надо отметить, что наряду с проектом «умного учета» в г. Перми в России активно реализуются и другие проекты построения систем учета на розничном рынке. При этом требования к приборам учета и к системам в целом далеко не всегда пересекаются с аналогичными по пермскому проекту. Стоимости же внедрения подобных проектов – десятки, сотни тысяч, а иногда и миллиарды рублей.
Подобная несинхронность и отсутствие единой концепции построения такой значимой части «умных сетей», как Smart metering ставит под сомнение достижение целей экономии и повышения эффективности производства, транспорта, распределения и потребления электроэнергии, обозначенных в таблице. Несогласованность в действиях и туманность целей порождает волну скепсиса к технологии Smart metering и концепции Smart Grid в целом.
Износ текущего оборудования электрических сетей составляет порядка 60 %. Для решения многих проблем, связанных со сбоями в электроснабжении, вполне достаточно обновить текущую техническую базу электроэнергетики (генераторы, трансформаторы, электродвигатели и т. д.) и внедрить ряд новых методов, например, таких как система плавки гололеда. При этом нет острой необходимости воплощать в жизнь многомиллиардные проекты на основе инновационных (не редко «сырых») технологий с сомнительными преимуществами по сравнению с «классическими».
Возможно ли преодолеть подобные негативные посылы в направлении Smart Grid? Что может способствовать активизации внедрения инноваций в области энергетики?
Объектом воздействия в концепции Smart Grid является электроэнергия. От придания статуса данному объекту, то есть электроэнергии зависит дальнейшее развитие концепции интеллектуальной энергетики вообще. Среди прочих возможных определений электроэнергии можно представить такие:
Выбор той или иной концепции определяет ценностную составляющую электроэнергии как предмета товарно-рыночных отношений, а также возможные варианты развития данных отношений и технологий, поддерживающих эти отношения.
Если рассматривать электроэнергию как товар, которым можно торговать (что сейчас активно и происходит, правда с некоторыми оговорками и ограничениями), то вполне закономерно развитие и технологий торговли (биржевая торговля, фьючерсы, опционы, страховой рынок и т. п.), и технологий обеспечения производства и потребления данного товара (в нашем случае Smart Grid) во всем их разнообразии. В этом случае ситуация, когда группа людей объединится в некий кооператив, купит, например, ветрогенератор, будет обеспечивать себя электроэнергией и продавать излишки через сбыт или биржу вовне – выглядит вполне реально и привлекательно. Конечно, без подготовки технологической (стоимость ветрогенератора, технология взаимодействия Microgrid с центральной сетью и т. д.) и организационной (правила розничного рынка, развитость сбытовой деятельности, государственная поддержка и т. д.) инфраструктуры реализовать даже такой относительно простой пример едва ли удастся.
С другой стороны, электроэнергия не является конечной целью для потребителя. Потребителю интересны освещение, тепло, работы электоаппаратуры и т. д. Покупая, например, телефон, потребитель ценит конечный товар, то есть телефон. Безусловно, важно качество материалов, из которых сделан товар. Поэтому потребитель осознает, что материал, из которого сделан экран телефона, участвует в ценообразовании, и качество этого материала – немаловажный аспект. Но конечную роль играет сам товар в целом, со всем комплексом потребительских свойств. Подобные механизмы могут вполне транслироваться и на электроэнергию, когда конечному потребителю продается не количество кВт·ч, а свет, тепло, возможность слушать музыку, пользоваться кондиционером и пр. Элементы этих механизмов прослеживаются уже сейчас: ограничение нагрузки не лишает потребителя возможности использовать электроэнергию вообще, но ограничивает его возможности в части этого использования (свет гореть будет, а вот обогреватель или чайник уже не заработают).
И в том, и в другом случае надежность и эффективность работы энергосистем и ключевая роль оперативно-диспетчерского управления не оспариваются. Тем не менее, первый вариант определения электроэнергии дает несколько больше стимулов для развития Smart Grid.
И, к сожалению, рост цен на электроэнергию неизбежен при любом сценарии. По мнению отдельных авторитетных представителей профессионального сообщества, цена на электроэнергию должна повыситься в 5…6 раз. Решение вопроса с износом основного оборудования и тем более развитие интеллектуальной составляющей энергосистем требует внушительных вложений. В любом случае часть этих затрат будет транслирована на потребителя, что влечет за собой рост ценности товара – электроэнергии.
При принятии концепции «электроэнергия – товар» к ключевым аспектам развития концепции Smart Grid можно отнести:
Таким образом, указанный вектор развития технологий интеллектуальной энергетики достаточно полно отражает имеющиеся в настоящее время в мире инициативы. Конечно, это один из возможных вариантов. Все построение Smart Grid может ограничиться неким эволюционным развитием текущих технологий с неизбежной «инъекцией» безопасной части инноваций при сохранении консервативного вектора отношений на рынке электроэнергии. Однако мир прекрасен в его разнообразии, и если человечеству представляется возможность построить систему вокруг некоего ценностного ориентира (есть мнение, что изобретение вечного двигателя на воде обречено – нефтяной бизнес не допустит этого), то эта возможность будет непременно использована. Будем надеяться, что во благо.
Ледин С.
Автоматизация в промышленности. №4, 2012
В остальных разделах исследования будут рассмотрены наиболее ограничительные меры, применяемые правительствами в области торговли в зоне ДЭХ.Такой анализ законодательной базы обеспечит основу для определения того, может ли устранение таких барьеров способствовать созданию более либерального режима торговли и инвестиций в будущем. Провести исчерпывающий анализ законов, нормативных актов и административных решений не представлялось возможным ввиду ограниченности ресурсов, времени и имеющегося объема данных. Вместо этого, в настоящем документе будут определены основные нормативно-правовые барьеры по их основным видам (например, таможенные пошлины, ограничения на импорт или практика государственной торговли), которые будут проиллюстрированы конкретными примерами из практики отдельных стран ДЭХ.
6 Электроэнергия: производство, торговля и регулирование
6.1 Определение электроэнергии: товар или услуга?
Электроэнергия является неосязаемым товаром, который должен производиться по мере его потребления, что придает ему одну из характерных особенностей услуги. С другой стороны, у электроэнергии много функций, аналогичных функциям нефти и газа, чьи «товарные» характеристики никогда не ставились под вопрос (и которые прямо конкурируют с электроэнергией). Разграничение между товаром и услугой имеет исключительно важное значение, поскольку международные договоры предусматривают различные нормы и режим для торговли товарами и торговли услугами. Поэтому режим электроэнергии в том или ином международном торговом споре, будь то в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) или иного инструмента, будет различным в зависимости от того, будет ли электроэнергия сочтена товаром или услугой. В настоящем докладе внимание в основном уделяется товарной компоненте электроэнергетического сектора, но барьеры в торговле электроэнергией как услугой также рассматриваются в Главе 9.
В контексте ВТО, Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ-1994) и другие связанные с товарами соглашения содержат обязательства членов ВТО по торговле товарам, в то время как торговля услугами регулируется Генеральным соглашением по торговле услугами (ГАТС). В случае определения электроэнергии в качестве услуги, а не товара, иностранные фирмы, экспортирующие электроэнергию, будут пользоваться правами по ГАТС, а не по ГАТТ-1994 и другим соглашениям Приложения 1А. Аналогичным образом, если члены ВТО предпочтут определить выработку электроэнергии как процесс изготовления, иностранные фирмы, которые желают стать владельцами или приобрести электрогенерирующие объекты, будут наделены правами и привилегиями либо по ГАТС, либо по ГАТТ.
Природа электроэнергии, т.е. вопрос, является ли электроэнергия товаром и должен ли ей предоставляться такой же режим, как всем осязаемым товарам, или услугой, является предметом длительных споров. ГАТТ, созданный в 40-е годы, не содержит перечня товаров, к которым применяются его положения. Тем не менее, с самого начала было ясно, что цель ГАТТ заключалась в закреплении норм и обязательств по торговле товарами, а не услугами, за исключением некоторых аспектов услуг, таких как услуги по транспортировке, режим которых имеет значительные последствия для условий торговли товарами. История создания ГАТТ свидетельствует, что на начальном этапе ГАТТ электроэнергия не квалифицировалась в качестве товара, что можно было бы объяснить невозможностью ее хранения.
Недавние обсуждения в ВТО в отношении электроэнергии отражают тенденцию в направлении общего признания того, что электроэнергия подпадает под сферу товарных соглашений (т.е. ГАТТ и других соглашений, включенных в Приложение 1А ВТО); в то время как деятельность по передаче, распределению и другим смежным услугам подпадает под сферу применения ГАТС. Такое признание также отражается в том, что многие торгующие страны приняли на себя обязательство ВТО по связыванию тарифов на электроэнергию.
Такие несовпадающие мнения о характере электроэнергии не создавали каких-либо крупных проблем, поскольку торговля электроэнергией являлась окказиональной и была закреплена за национальными монополиями. С учетом того, что либерализация электроэнергетики в целом ряде стран и последовавшее открытие доступа на рынки электроэнергии для потенциальных иностранных поставщиков, а также в свете возможной либерализации торговли услугами в рамках ВТО, возникла необходимость найти на многостороннем уровне решение давнему спору о том, является ли электроэнергия товаром или услугой.
В большинстве европейских стран электроэнергия всегда считалась товаром, и большинство европейских таможенных тарифов предусматривали тарифы на электроэнергию. В Европейских сообществах данный вопрос стал предметом нескольких судебных разбирательств, в которых Европейский суд в итоге вынес определение, что электроэнергия является товаром, а не услугой.
Электроэнергия классифицируется в Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС/HS) Всемирной таможенной организации (ВТО/WCO) по группе 27.16. Согласно Гармонизированной системе, электроэнергия имеет факультативную позицию, что позволяет членам ВТО/WCO определять, согласны ли они с классификацией электроэнергии в качестве товара для тарифных целей или нет. Такой факультативный характер электроэнергии по Гармонизированной системе, как представляется, отражает тот факт, что некоторые страны считают ее не товаром, а услугой.
Статус электроэнергии по Договору к Энергетической Хартии не подлежит сомнению: она включена в Приложении ЕМ к Договору (и в Приложение ЕМ I к Договору с учетом торговой поправки). Это означает, что все соглашения ГАТТ 1994 года и других соглашений Приложения 1А ВТО, которые включены в ДЭХ путем отсылки, применяются к вывозу и ввозу электроэнергии.
Поскольку ДЭХ инкорпорировал только положения ВТО, касающиеся товаров, вопрос о применимости ГАТС к торговле электроэнергией не встает. Однако "Хозяйственная Деятельность в Энергетическом Секторе", согласно ее определению в статье 1(5) ДЭХ, полностью охватывает услуги в области энергетики, включая услуги, относящиеся к электроэнергии. Своими инвестиционными положениями ДЭХ регулирует одну из четырех форм торговли услугами, относящимися к электроэнергии: торговля через коммерческое представительство, которое, в широком смысле, соответствует так называемому режиму поставки 3 по ГАТС (более подробно см. в главе 9.1).
6.2 Структура отрасли, регулирование и конкуренция
Электроэнергетика состоит из четырех вертикально связанных функций: производство, передача, распределение и снабжение. Производство представляет собой выработку электроэнергии. Оно предполагает преобразование первичных энергоресурсов, таких как уголь или природный газ, в электроэнергию. Производство электроэнергии может осуществляться при использовании мазута, природного газа, угля, атомной энергии, гидроэнергии (падающей воды), возобновляемых источников энергии, ветровых турбин и фотоэлектрических технологий. Передача и распределение объединяют в себе «проводные» функции. Передача - это высоковольтный транспорт электроэнергии. Вместе с тем, передача представляет собой не просто транспортировку, но и включает в себя управление разрозненными электроустановками в рамках сети для поддержания необходимого напряжения и частоты и недопущения отказа системы. Распределение - это низковольтный транспорт электроэнергии. И, наконец, снабжение электроэнергией - это реализация электроэнергии конечным потребителям. Оно включает в себя учет электроэнергии, выставление счетов и оптовый или розничный сбыт.
Регулирование в сфере электроснабжения прежде всего обусловлено наличием условий естественной монополии, внешних факторов и признаков общественного блага. Такие условия объясняют традиционную монопольную структуру рынку отрасли в целом. В большинстве стран традиционно вся электроэнергетика рассматривалась как «естественная монополия», и практически во всех странах электроэнергетика развивалась со структурой, которая представляла собой (и во многих странах по-прежнему представляет) вертикально интегрированные производство, передачу, распределение и розничную реализацию электроэнергии. Эти структуры с вертикальной интеграцией сочеталась либо с горизонтальной интеграцией с включением электростанций, объединяя всю национальную систему в рамках единой фирмы, либо с комплексом кооперативных мероприятий, которые связывали отдельные области контроля, входящие в одну систему. В большинстве стран, включая европейские, такие вертикально интегрированные компании являлись
национальными монополиями, часто государственными, с эксклюзивными правами на обслуживание розничных потребителей: услуги по производству электроэнергии, ее транспортировке и распределению предоставлялись конечным потребителям на комплексной основе.
Однако условия естественной монополии отсутствуют в некоторых отраслях электроэнергетики. Хотя передача и распределение нередко считаются естественной монополией, производство и снабжение потенциально допускают конкуренцию. Объединение в пулы (функционирование рынка) и диспетчеризация также квалифицируются в качестве естественных монополий, хотя имеется мнение, что в них существует возможность развития конкуренции на основе децентрализованной торговли по контрактам. Поэтому реформа в области регулирования имела тенденцию к функциональному разъединению (организационному обособлению по видам деятельности) в отрасли на этих уровнях и открытию некоторых элементов, обычно таких как производство и (розничное и оптовое снабжение для конкуренции.
Одним из основных стимулов к проведению реформ в области регулирования, включая приватизацию и трансграничную конкуренцию, заключается в историческом опыте неэффективного функционирования электроэнергетики во многих странах, в особенности в тех, которые традиционно делали ставку на государственные коммунальные предприятия. Дополнительными стимулами к проведению реформ в области регулирования послужили и общие тенденции к либерализации отечественной экономики и необходимость распространения данного процесса на электроэнергетику. В зоне ДЭХ дополнительные стимулы к дерегулированию и либерализации электроэнергетики включают в себя следующие: необходимость формирования единого рынка Европейского Союза; привлечение прямых иностранных инвестиций путем приватизации производства и распределения электроэнергии в странах с переходной экономикой и, тем самым, высвобождение средств госбюджета; постепенная гармонизация национального законодательства стран-кандидатов в ЕС с директивами единого рынка ЕС (так называемым "acquis communautaire").
| скачать бесплатно Региональные рынки электроэнергии в странах ДЭХ (страница 17 из 34) , Секретариат Энергетической Хартии,