Статья 52 часть 6. Проект ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации. Именем Российской Федерации

1. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

3. Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

3.1. В случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

3.2. В случае выдачи разрешения на отдельные этапы строительства, реконструкции застройщиком или техническим заказчиком могут привлекаться на основании договора юридические лица в качестве лиц, осуществляющих отдельные этапы строительства, реконструкции объекта капитального строительства.

4. При осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство. При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.

5. В случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, (далее также - органы государственного строительного надзора) извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы:

1) копия разрешения на строительство;

2) проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства;

3) копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;

4) общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;

5) положительное заключение экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.

5.1. Лицо, осуществляющее строительство, вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 1 и 5 части 5 настоящей статьи. В этом случае органы государственного строительного надзора самостоятельно запрашивают указанные документы (сведения, содержащиеся в них) в органе, выдавшем разрешение на строительство.

6. Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

7. Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или техническим заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

8. В случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта лицо, осуществляющее строительство, должно приостановить строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, известить об обнаружении такого объекта органы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия.

9. Требования к подготовке земельных участков для строительства и объекта капитального строительства для реконструкции, капитального ремонта, состав и порядок ведения исполнительной документации, форма и порядок ведения общего и специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ, порядок осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, порядок консервации объекта капитального строительства могут устанавливаться нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Скачать PDF

Печать страницы

Предлагаем ознакомиться со статьей 52 Градостроительного кодекса Главы 6 «Осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства». Информация актуальна на 2016 год. Если Вы считаете, что статья 52 Градостроительного кодекса устарела и не является актуальной, просим Вас написать об этом в редакцию сайта через форму

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации

Статья 1

Внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2006, N 1, ст. 21; N 52, ст. 5498; 2008, N 20, ст. 2260; N 30, ст. 3604, 3616; 2009, N 48, ст. 5711; 2010, N 48, ст. 6246; 2011, N 13, ст. 1688; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4563, 4572, 4590, 4591, 4594; N 49, ст. 7015, 7042; 2012, N 31, ст. 4322) следующие изменения:

1) в статье 48:

а) в части 5.2. последнее предложение исключить;

б) пункт 1 части 12 дополнить словами «и информацией о принадлежности к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.»;

2) в статье 52:

а) в части 3 слово «физическое» заменить словами «индивидуальный предприниматель»;

б) часть 8 дополнить словами «и застройщика или технического заказчика, в случае выполнения работ по договору.»;

3) в статье 53:

а) в части 2:

Слово «физическим» заменить словами «индивидуальным предпринимателем»;

После слов «и юридическим лицом» дополнить словами «, не являющимися сторонами по договору на осуществление работ по организации строительства».»;

б) дополнить частью 2.1 следующего содержания:

«2.1. В случае, если работы по проведению строительного контроля застройщиком или техническим заказчиком или привлекаемым ими лицом на основании договора включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительный контроль, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по осуществлению строительного контроля.»;

4) пункт 3 части 2 статьи 54 изложить в следующей редакции:

«3) выполнения требований частей 2, 3, 3.1 статьи 52, частей 2, 2.1 статьи 53, части 3 статьи 55.8 настоящего Кодекса.»;

5) пункт 1 части 55.5 дополнить словами «, а также иные правила выполнения этих работ, направленные на предупреждение причинения вреда.»;

6) в статье 55.13:

а) в части 2 после слов «при приеме в члены саморегулируемой организации» дополнить словами «, при рассмотрении заявлений о внесении изменений в свидетельства о допуске в случае, когда член саморегулируемой организации намеревается получить свидетельство о допуске к иным виду или видам работ,»;

б) дополнить частями 3-5 следующего содержания:

«3. Контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов саморегулируемых организаций, правил саморегулирования, а также требований к выдаче свидетельств о допуске после выдачи свидетельства о допуске осуществляется специализированным органом саморегулируемой организации по контролю.

4. Рассмотрение дел о нарушениях членами саморегулируемой организации при осуществлении своей деятельности требований стандартов, правил саморегулируемой организации, требований к выдаче свидетельств о допуске, а также рассмотрение жалоб на действия членов саморегулируемой организации осуществляется специализированным органом по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия.

5. Специализированные органы саморегулируемой организации, указанные в частях 3, 4 настоящей статьи создаются, формируются и подотчетны постоянно действующему коллегиальному органу управления саморегулируемой организации. Указанные специализированные органы могут формироваться из числа представителей членов саморегулируемой организации, работников саморегулируемой организации, а также специалистов и экспертов, не являющихся работниками саморегулируемой организации. В состав указанных специализированных органов саморегулируемой организации могут входить члены постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, но не более одной трети от общего числа членов специализированного органа. В состав специализированных органов не может входить лицо, исполняющее функции исполнительного органа саморегулируемой организации.».

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

Статья 1

1а) поправка направлена на устранение имеющихся противоречий Постановлению Правительства РФ №87, п.1 ст.759 ГК РФ, ч.6 и 7 ст.48, п.7 ч.3 ст.44 ГрК РФ;

1б) поправка направлена на включение в пояснительную записку к проектной документации информации о принадлежности объекта к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам. На территории предприятий, относящихся к особо опасным и технически сложным, размещаются административные, бытовые и другие непроизводственные объекты, которые не являются особо опасными, технически сложными или уникальными. Согласно имеющимся разъяснениям Минрегиона России, в случае если в проектной документации указано, что указанные объекты не относятся к особо опасным, технически сложным, то при выполнении работ требуется свидетельство о допуске к работам на «простых» объектах, то есть с более низкими требованиями к строительной организации. Муниципальным и государственным заказчикам при размещении подрядов будет намного проще разрабатывать требования к участнику торгов, руководствуясь проектной документацией;

2а) поправка направлена на ограничение права физического лица выполнять функции лица, осуществляющего строительство. По общему правилу лицо, осуществляющее строительство, в соответствии со с ч. 3.1 статьи 52 Кодекса должно иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства, поэтому может быть только индивидуальным предпринимателем. В случае, если в соответствии с ч. 3.1 статьи 52 Кодекса и на основании пункта 2 приказа Минрегиона от 31.12.2009 № 624 лицо, осуществляющее строительство, не должно иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства (при выполнении работ на объектах индивидуального жилищного строительства и др.), оно все равно не может осуществлять комплекс работ по организации строительства, включая осуществление строительного контроля, как физическое лицо, а должно быть зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя;

2б) поправка направлена на установление обязанности лица, осуществляющего строительство, по информированию застройщика или заказчика об обнаружении признаков объекта культурного наследия. В такой ситуации издержки, в том числе финансовые, несет застройщик или технический заказчик. Поэтому чем раньше он узнает, тем больше возможностей у него избежать неэффективного расходования средств;

Поправка направлена на ограничение права физических лиц осуществлять строительный контроль. Строительный контроль является важнейшей составляющей обеспечения безопасности и качества объектов капитального строительства. В связи с этим в целях повышения качества и эффективности строительного контроля субъекты строительного контроля должны соответствовать определенным требованиям надежности, стабильности, опыта, профессионализма, а также кадровому и материально-техническому обеспечению. Кроме того, учитывая требования, предъявляемые к строительному контролю постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468, проведение строительного контроля физическими лицами является неэффективным;

Поправка направлена на совершенствование правовых норм, регулирующих отношения в области осуществления строительного контроля.

Вводимые нормы позволят привести Градостроительный кодекс РФ в соответствие главой 37 Гражданского кодекса РФ, и предупредить «конфликт интересов»: генподрядчик — строительный контроль заказчика, исключив возможность выполнения этих работ одним и тем же лицом, обеспечив многоступенчатый контроль за строительством, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 № 468. Принятие такой редакции позволит внести изменение в Постановление Правительства РФ от 24.03.2011 № 207 в части снятия ограничения по специалистам, выполняющим строительный контроль (сейчас их нельзя заявлять на другие виды работ);

3б) установление по аналогии с частью 2 статьи 47, частью 4 стать 48 и частью 2 статьи 52 градостроительного кодекса РФ обязанности застройщика или технического заказчика, самостоятельно осуществляющих строительный контроль, иметь свидетельство допуске к работам по осуществлению строительного контроля;

4) поправка направлена на расширение предмета государственного строительного надзора. Отсутствие указания на часть 3.1 статьи 52, часть 2 статьи 53, часть 3 статьи 55.8 не позволяет привлечь лиц, выполняющих работы по организации строительства и осуществлению строительного контроля без свидетельства о допуске, а также не соблюдающих требования СРО к выдаче свидетельства о допуске, к административной ответственности в соответствии со статьей 9.5.1 КоАП.

5) поправка направлена на расширение содержания понятия «стандарты саморегулируемой организации». В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» законодательством о техническом регулировании регулируются отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных или применяемых на добровольной основе требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Таким образом, отношения, возникающие при обеспечении безопасности строительства, например, вопросы, связанные с охраной труда, обеспечением техники безопасности строительных работ не являются предметом регулирования и контроля со стороны саморегулируемых организаций. Вместе с тем, в соответствии с частями 3, 6 статьи 52 ГрК одной из функций лица, осуществляющего строительство, является обеспечение техники безопасности работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечение безопасности строительства для третьих лиц. Таким образом, поскольку лицо, осуществляющее строительство в соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК должно иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства, выданное саморегулируемой организацией, то контроль за соблюдением выполнения указанной функции должен являться предметом регулирования и контроля со стороны СРО.

6а) поправка устанавливает обязанность СРО проводить контроль за соблюдением субъектом предпринимательской деятельности требований к выдаче свидетельств о допуске не только при его первоначальной выдаче, а затем не реже одного раза в год, но и при внесении изменений в свидетельство о допуске, связанном с предоставлением допуска к иным видам работ;

6б) поправка направлена на регламентацию деятельности специализированных органов СРО. Законом «О саморегулируемых организациях» предусмотрено создание в обязательном порядке двух видов специализированных органов – органа по контролю за деятельностью членов и органа о рассмотрении дел по применению мер дисциплинарной ответственности. Создание этих органов является абсолютно необходимым в деятельности СРО. Однако открытым остается вопрос относительно состава этих органов и расположения их в системе управления СРО. Для эффективной работы этих органов необходимо, чтоб в их состав входили представители членов СРО, работники СРО, иные эксперты и специалисты, которых может привлечь СРО. Такой состав обеспечит постоянную работоспособность и эффективность этих органов, чего невозможно достичь в случае формирования органов только из представителей членов СРО, работающих на общественных началах. В то же время, во избежание злоупотреблений предусматривается ограничение на участие в составе этих специализированных органов членов постоянно действующего коллегиального органа управления СРО и запрет на участие в этих органах работников исполнительного органа СРО.

1. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также — договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

2.1. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

2.2. Не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства:

1) государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений в случае заключения ими договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

2) коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными предприятиями, учреждениями, а также с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, которые предусмотрены пунктом 1 настоящей части и в ведении которых находятся указанные предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных предприятий, учреждений, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

3) юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями (за исключением юридических лиц, предусмотренных пунктом 1 настоящей части), в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда в установленных сферах деятельности (в областях, для целей осуществления деятельности в которых созданы такие юридические лица), а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных юридических лиц;

4) юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в установленных сферах деятельности которых указанные юридические лица осуществляют уставную деятельность, или в случае выполнения указанными юридическими лицами функций технического заказчика от имени этих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц;

5) физических лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт индивидуального жилого дома, а также лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, указанных в пунктах 1 — 3 части 17 статьи 51 настоящего Кодекса.

3. Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее — лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

3.1. Застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда.

3.2. В случае выдачи разрешения на отдельные этапы строительства, реконструкции объектов капитального строительства индивидуальные предприниматели или юридические лица, являющиеся членами саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции объектов капитального строительства (если иное не предусмотрено настоящей статьей), могут привлекаться застройщиком или техническим заказчиком на основании договора строительного подряда на осуществление отдельных этапов строительства, реконструкции объекта капитального строительства.

4. При осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на основании договора строительного подряда с застройщиком или техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором указанные лица должны подготовить земельный участок для строительства и (или) объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, с которыми заключен такой договор, материалы и результаты инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство. При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.

5. В случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, (далее также — органы государственного строительного надзора) извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы:

1) копия разрешения на строительство;

2) проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства;

3) копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;

4) общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;

5) положительное заключение экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.

5.1. Лицо, осуществляющее строительство, вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 1 и 5 части 5 настоящей статьи. В этом случае органы государственного строительного надзора самостоятельно запрашивают указанные документы (сведения, содержащиеся в них) в органе, выдавшем разрешение на строительство.

6. Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

7. Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

8. В случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта лицо, осуществляющее строительство, должно приостановить строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, известить об обнаружении такого объекта органы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия.

9. Требования к подготовке земельных участков для строительства и объекта капитального строительства для реконструкции, капитального ремонта, состав и порядок ведения исполнительной документации, форма и порядок ведения общего и специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ, порядок осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, порядок консервации объекта капитального строительства могут устанавливаться нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 52 ГрК РФ

1. Введение такой нормы также является новеллой градостроительного законодательства. Еще одним важным моментом является закрепление положения о том, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, капитальный ремонт таких объектов регулируются на федеральном уровне. До этого предусматривалась возможность принятия территориальных и региональных строительных нормативов.

Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, кроме случаев, предусмотренных ГрК РФ, должны осуществляться исключительно на основе разрешения на строительство и с соблюдением технических регламентов (до их введения — требований нормативных правовых актов Российской Федерации), в противном случае объект капитального строительства будет в соответствии со ст. 222 ГК РФ являться самовольной постройкой.

2 — 3. Части 2 и 3 статьи устанавливают круг лиц, которые могут осуществлять строительство. Такими лицами могут быть как сам застройщик, так и привлекаемое им (или его уполномоченным лицом — заказчиком) на договорной основе физическое или юридическое лицо. При этом указанные лица могут осуществлять строительство только при условии их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к лицам, осуществляющим такого рода деятельность.

Законодательством Российской Федерации установлено такое требование к лицам, которые могут осуществлять строительство и реконструкцию, как наличие лицензии. Причем указанное требование претерпело существенные изменения. Ранее в соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежала лицензированию деятельность по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом. При этом уровни ответственности зданий и сооружений устанавливались по ГОСТ 27751-88 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения по расчету», утвержденному Постановлением Госстроя СССР от 25 марта 1988 г. N 48 (с изм. от 21 декабря 1993 г.). Согласно Правилам учета степени ответственности зданий и сооружений при проектировании конструкций, утвержденным Постановлением Госстроя СССР от 19 марта 1981 г. N 41, степень ответственности зданий и сооружений определяется размером материального и социального ущерба, возможного при достижении конструкциями предельных состояний. Порядок лицензирования деятельности по строительству установлен Положением о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2002 г. N 174 (в ред. Постановления Правительства РФ от 3 октября 2002 г. N 731) .
———————————
СЗ РФ. 2002. N 12. Ст. 1149, N 41. Ст. 3983.

Федеральным законом от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ внесены изменения в Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно которым лицензированию подлежит строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения. Перечень работ и услуг по указанным видам деятельности должен устанавливаться положениями о лицензировании таких видов деятельности.

Изменениями от 2 июля 2005 г. в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусматривалась отмена с 1 января 2007 г. лицензирования строительства зданий и сооружений.

Вместе с тем отмена лицензирования строительной деятельности должна быть увязана с переходом к иным методам государственного регулирования соответствующих сфер экономической деятельности:

— развитием саморегулирования посредством создания в соответствующей сфере деятельности саморегулируемых организаций и наделения их соответствующими полномочиями по контролю за надлежащим качеством строительных работ;

— принятием ряда технических регламентов в области строительства.

В этой связи необходимо принять Федеральный закон о саморегулируемых организациях, об утверждении соответствующих технических регламентов, внести соответствующие изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации. В настоящий момент работа по внесению изменений и принятию указанных Федеральных законов не завершена.

В связи с этим 22 декабря 2006 г. Государственной Думой принят Федеральный закон «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», согласно которому срок лицензирования строительства зданий и сооружений продлен до 1 июля 2007 года.

В случае если строительство, реконструкция, капитальный ремонт осуществляет специализированная организация, привлекаемая застройщиком (уполномоченным им лицом — заказчиком) на договорной основе, то отношения между застройщиком (заказчиком) и привлекаемым на договорной основе лицом регулируются гражданским законодательством. Это может быть договор строительного подряда, инвестиционный контракт и т.д. Кроме того, специализированные организации могут привлекаться застройщиком (заказчиком) для выполнения отдельных строительных или монтажных работ. Протоколом Минстроя России от 20 февраля 1996 г. N 6 утверждены Методические рекомендации по разработке условий договора подряда на строительство по гарантиям и поручительствам.

Госстроем России 24 февраля 1999 г. утвержден Примерный профессиональный кодекс инженеров-строителей МДС 12-6.2000 , который определяет этические основы и принципиальные правила профессиональной деятельности, осуществляемой соответствующими специалистами в инвестиционно-строительной деятельности на территории Российской Федерации. Указанный Кодекс направлен на поддержание высокого уровня компетенции и профессионализма специалистов в сфере капитального строительства, обеспечение престижности профессиональной принадлежности, обеспечение добросовестного выполнения профессиональных функций и обязательств специалистов перед обществом, государством, заказчиком и коллегами. Положения Кодекса являются добровольным обязательством каждого специалиста перед обществом, своей профессией и коллегами.
———————————
Госстрой РФ. М., 1999.

4 — 6. Комментируемая статья устанавливает обязанности застройщика (заказчика) и лица, осуществляющего строительство (ч. 4 — 6). Помимо требований, установленных данной статьей, при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте лицо, осуществляющее строительство, также должно соблюдать требования иных федеральных законов. Например, ст. 15 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» предусматривает обязательное страхование на время строительства гидротехнического сооружения рисков гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3589.

Частью 5 статьи установлен перечень документов, направляемых в органы государственного строительного надзора при начале работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту.

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» внесено уточнение о том, что в случае выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции требуется соответственно представлять в орган государственного строительного надзора не всю проектную документацию на объект капитального строительства, а только проектную документацию в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства.

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» перечень документов, направляемых в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора органы, дополнен также положительным заключением государственной экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 ГрК РФ.

В органы государственного строительного надзора направляются также общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ. Согласно СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», одобренным Постановлением Госстроя России от 19 апреля 2004 г. N 70, общий журнал работ является основным первичным производственным документом, отражающим технологическую последовательность, сроки, качество выполнения и условия производства строительно-монтажных работ. Основное назначение журнала — обеспечение прослеживаемости руководителей, исполнителей и результатов работ, определяющих прочность, устойчивость и надежность здания (сооружения).

Общий журнал работ ведется при строительстве (реконструкции) отдельных или группы однотипных, одновременно строящихся зданий (сооружений), расположенных в пределах одной строительной площадки. Общий журнал работ ведет лицо, ответственное за производство работ на объекте (ответственный производитель работ), и заполняет его с первого дня работы на объекте лично или поручает подчиненным инженерно-техническим работникам. Специализированные строительно-монтажные организации ведут специальные журналы работ, которые находятся у ответственных лиц, выполняющих эти работы. По окончании работ специальный журнал передается организации, ответственной за производство работ на объекте (генподрядчику). Общий журнал должен быть пронумерован, прошнурован, оформлен всеми подписями на титульном листе и скреплен печатью организации, его выдавшей. При недостатке в журнале места для записей заводится новый журнал работ со следующим номером, о чем делается запись на титульном листе. При сдаче законченного строительством объекта в эксплуатацию общий и специальные журналы работ предъявляются принимающей организации (органу) и после приемки объекта передаются на постоянное хранение заказчику (застройщику) или по его поручению эксплуатационной организации или пользователю. По разрешению органа архитектурно-строительного надзора допускается ведение журнала в виде электронного документа. При этом должны быть обеспечены надежная защита от несанкционированного доступа, а также идентификация подписей ответственных должностных лиц.

7. Часть 7 комментируемой статьи предусматривает, что отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном Правительством РФ. До установления указанного порядка Правительством РФ при внесении изменений в проектную документацию такая документация направляется на повторную государственную экспертизу, за исключением случаев, когда проектная документация в соответствии со ст. 49 ГрК РФ не подлежит государственной экспертизе.

8. Часть 8 комментируемой статьи устанавливает обязанности лица, осуществляющего строительство, в случае обнаружения на застраиваемом земельному участке объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия. Кроме того, в данном случае лицо, осуществляющее строительство, обязано действовать в соответствии с требованиями, установленными ст. 37 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» . Так, согласно ч. 3 указанной статьи в случае принятия мер по ликвидации опасности разрушения обнаруженного объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, приостановленные работы могут быть возобновлены по письменному разрешению соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, по предписанию которого работы были приостановлены.
———————————
СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2519.

Признаки объекта культурного наследия установлены ст. 3 указанного Закона. Так, к объектам культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

9. Часть 9 комментируемой статьи предусматривает возможность урегулирования нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка и отдельных вопросов осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Среди таких нормативных правовых актов следует отметить Приказ Минобороны России от 27 июня 1996 г. N 260 «Об утверждении Руководства по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту зданий и объектов Министерства обороны Российской Федерации», СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве Часть 1. Общие требования», принятые Постановлением Госстроя России от 23 июля 2001 г. N 80 , СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство» (утв. Постановлением Госстроя России от 17 сентября 2002 г. N 123), ГОСТ Р 52059-2003 «Услуги бытовые. Услуги по ремонту и строительству жилья и других построек. Общие технические условия» (принят Постановлением Госстандарта России от 28 мая 2003 г. N 162-ст), СНиП 1.04.03-85 «Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий и сооружений» (с изм. от 1991 г.), Ведомственные строительные нормы ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов капитального социально-культурного назначения», утв. Приказом Госкомархитектуры России при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. N 312 , ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь», принят Постановлением Госстандарта России от 15 августа 2001 г. N 332-ст (с изм. и доп. от 7 июля 2003 г.) и др.
———————————
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. N 38.

Имеет обязательный характер в части требований ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Стройиздат. М., 1990.

М.: ИПК «Издательство стандартов», 2003.

Особо следует отметить, что с 1 января 2005 г. действуют одобренные Постановлением Госстроя России от 19 апреля 2004 г. N 70 СНиП 12-01-2004 «Организация строительства». Указанный документ носит рекомендательный характер и устанавливает для добровольного применения общие правила ведения строительства, реконструкции, процедуры контроля качества строительства и реконструкции и оценки соответствия законченных строительством объектов недвижимости требованиям проектной документации и условиям договоров. Указанные СНиП устанавливают также рекомендации по подготовке земельного участка, оборудованию площадки строительства, иных подготовительных действий для строительства, реконструкции, капитального ремонта.
———————————
Нормирование в строительстве и ЖКХ. 2004. N 3.

Кроме того, следует отметить, что для обеспечения требуемой надежности и безопасности объектов строительства необходимо использовать соответствующие качественные строительные материалы. Правила подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве утверждены Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1997 г. N 1636 . Согласно указанным Правилам пригодность новой продукции для применения при проектировании и строительстве подтверждается техническим свидетельством, которое выдается с учетом обязательных требований строительных, санитарных, пожарных, промышленных, экологических, а также других норм безопасности, утвержденных в соответствии с действующим законодательством. За применение в строительстве новой продукции без наличия технического свидетельства виновные лица привлекаются к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.
———————————
СЗ РФ. 1998. N 1. Ст. 138.

Второй комментарий к Статье 52 Градостроительного кодекса

1. Правовое регулирование осуществления строительства включает не только нормы ГрК РФ. Требования к подготовке земельных участков и объектов капитального строительства для осуществления строительных работ, состав и порядок ведения исполнительной документации, форма и порядок ведения общего и специальных журналов, порядок осуществления строительных работ, порядок консервации объекта капитального строительства могут устанавливаться иными нормативными правовыми актами (ч. 9 комментируемой статьи). Например, при осуществлении строительных работ должны соблюдаться технические регламенты в соответствии с Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ. Во исполнение указанного Закона распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 1047-р утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований указанного Федерального закона. Перечень видов работ, которые возможно осуществлять только при наличии выдаваемого ГрСРО свидетельства о допуске, утвержден Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства». Порядок ведения исполнительной документации при строительстве определен в Приказах Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. N 1128 «Об утверждении и введении в действие Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения» и от 12 января 2007 г. N 7 «Об утверждении и введении в действие Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства». Правила проведения консервации объекта капитального строительства утверждены Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2011 г. N 802.

2. Части 2 — 6, 8 комментируемой статьи определяют порядок осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта. Лицом, осуществляющим строительство, может быть сам застройщик или иное лицо, привлекаемое по договору (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо) (ч. 3). Оно обязано иметь выданное ГрСРО свидетельство о допуске к работам только для выполнения работ, установленных в Перечне, утвержденном Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624 (ч. ч. 2 и 3.1). Данный Перечень видов работ является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Однако бывают ситуации, когда органы государственного строительного надзора допускают иное толкование указанной нормы.

Пример: по мнению инспекции, осуществление строительного контроля отнесено к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в связи с чем лицу, которое проводит строительный контроль, требуется получение свидетельства ГрСРО о допуске к работам по организации строительства. На основании этого застройщик был привлечен к административной ответственности. Суд посчитал, что работы по осуществлению строительного контроля застройщиком (за исключением осуществления строительного контроля при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов использования атомной энергии) не включены в Перечень видов работ, утв. Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624 (в отличие от ранее действовавшего Перечня, утв. Приказом Министра регионального развития РФ от 9 декабря 2008 г. N 274), и признал привлечение к административной ответственности незаконным (см. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 апреля 2016 г. по делу N А45-15692/2015).

Застройщик или технический заказчик имеет право привлекать подрядчиков для выполнения строительных работ по этапам (ч. 3.2).

Обязанностями лица, осуществляющего строительство, являются (ч. ч. 3, 6, 8):

— организация и координация строительных работ;

— обеспечение соблюдения требований проектной документации, технических регламентов;

— ответственность за качество выполненных строительных работ;

— ответственность за соответствие строительных работ проектной документации. Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектных решений, затрагивающее конструктивные и другие характеристики надежности объекта капитального строительства и его частей, влечет ответственность по ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 31 января 2014 г. по делу N А75-1623/2013);

— осуществление строительных работ в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика, градостроительным планом земельного участка. При невыполнении этой обязанности может быть не только предъявлено требование о приведении строящегося здания в соответствие с требованиями градостроительного плана земельного участка, но и отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 марта 2014 г. по делу N А33-8765/2013);

— обеспечение безопасности работ для третьих лиц и окружающей среды;

— выполнение требований безопасности труда;

— выполнение требований сохранности объектов культурного наследия;

— обеспечение доступа на территорию, на которой осуществляются строительные работы, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора и предоставление им необходимой документации;

— осуществление строительного контроля;

— обеспечение ведения исполнительной документации. В случае нарушения этой обязанности лицо, осуществляющее строительство, может быть привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.4 КоАП (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17 января 2011 г. по делу N А46-7409/2010). Необходимо отметить, что данная норма не возлагает на подрядчика обязанность передать заказчику исполнительную документацию и не определяет состав подлежащей передаче исполнительной документации (см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29 ноября 2013 г. по делу N А43-23909/2012). Однако такая обязанность может быть предусмотрена договором строительного подряда (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 26 марта 2012 г. по делу N А12-11142/2011);

— извещение застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ;

— обеспечение устранения выявленных органом государственного строительного надзора недостатков;

— обязанность не приступать к продолжению работ до составления органом государственного строительного надзора актов об устранении выявленных недостатков;

— обеспечение контроля за качеством применяемых строительных материалов. Нарушение этого требования может повлечь административную ответственность по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, а в случае создания этим угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений — по ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ (см. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 июля 2016 г. по делу N А75-15526/2015);

— обязанность приостановить строительные работы в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в процессе строительства. Такие признаки установлены в ст. 3 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ». При возникновении сомнения в исторической ценности выявленного объекта работы по строительству могут быть приостановлены для сохранения целостности объекта и проведения историко-культурной экспертизы (см. Постановление ФАС Уральского округа от 26 февраля 2009 г. по делу N А60-15401/2008-С5). Об обнаружении объекта культурного наследия необходимо известить органы, предусмотренные законодательством РФ об объектах культурного наследия.

Пример: подрядчик вовремя не уведомил контролирующий орган, в результате чего объекту культурного наследия был причинен значительный ущерб. Управление Министерства культуры РФ после проведенной проверки выдало предписание о приостановлении работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, нарушить его целостность и сохранность. При этом ограничения вводятся впредь до устранения причин, способствовавших причинению вреда объектам культурного наследия, до разработки и согласования государственными органами, уполномоченными в области охраны объектов культурного наследия, программы работ по обеспечению сохранности объектов культурного наследия в зоне строительства, и проведения мероприятий по сохранению объектов культурного наследия (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30 апреля 2014 г. по делу N А32-18079/2013).

К обязанностям застройщика или технического заказчика относятся (ч. ч. 4 и 5):

— подготовка земельного участка для строительства и объекта капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта. Неисполнение этой обязанности является основанием для освобождения лица, осуществляющего строительство, от ответственности за задержку в сроках выполнения строительно-монтажных работ, поскольку она произошла по причинам, объективно от него не зависящим (см. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 8 сентября 2015 г. по делу N А40-192617/2014);

— передача подрядчику материалов инженерных изысканий и проектной документации. За неисполнение указанной обязанности застройщик может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.4 КоАП (см. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 6 июля 2011 г. по делу N А33-2166/2011). Неисполнение этой обязанности является основанием для освобождения лица, осуществляющего строительство, от ответственности за задержку в сроках выполнения строительно-монтажных работ (см. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 января 2015 г. по делу N А40-80186/14);

— передача подрядчику разрешения на строительство. При этом обязанность по получению разрешения на строительство может быть возложена договором на лицо, осуществляющее строительство (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18 октября 2007 г. по делу N А19-10081/07-36; Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 июля 2016 г. по делу N А73-13521/2015). Несмотря на то что обязанность по получению разрешения на строительство возложена на застройщика, за его отсутствие может быть оштрафовано и лицо, осуществляющее строительство.

Пример: ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства без разрешения на строительство, если получение такого разрешения являлось необходимым. Объективная сторона этого правонарушения состоит в совершении действий по строительству объекта при отсутствии разрешения на строительство. Следовательно, субъектом данного правонарушения может быть не только застройщик или заказчик, но и то лицо, которое непосредственно осуществляет строительство в качестве подрядчика или генерального подрядчика. Таким образом, подрядчик не должен был приступать к строительству объектов, не получив от заказчика (застройщика) разрешение на их строительство (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 19 апреля 2011 г. по делу N А40-19954/10-94-110);

— обеспечение консервации объекта капитального строительства. Консервация является комплексом мероприятий, позволяющих сохранить прочность, устойчивость и надежность выполненных строительных работ. В случае, когда в ходе проверки выявлены нарушения требования о консервации объекта капитального строительства, застройщик может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.4 КоАП (см. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 января 2016 г. по делу N А40-100895/2015). Расходы на консервацию объекта возлагаются на заказчика.

Пример: заказчику было оказано в удовлетворении требований о взыскании расходов на консервацию объекта, которые в данном случае возлагаются на заказчика, несмотря на то что работы по строительству объекта не велись более года (см. Определение ВАС РФ от 21 ноября 2011 г. N ВАС-14354/11).

Для проведения консервации объекта капитального строительства не требуется получения разрешения на строительство, поскольку какие-либо строительно-монтажные работы не проводятся, в ст. 51 ГрК РФ такого основания также не установлено (см. Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 4 декабря 2014 г. по делу N А43-20935/2014);

— заблаговременное (за семь рабочих дней до начала строительных работ) направление в органы государственного строительного надзора извещения о начале строительных работ с приложением документов, перечень которых определен в ч. 5.1 комментируемой статьи. Документы могут быть запрошены органом государственного строительного надзора в рамках межведомственного взаимодействия. Ненаправление извещения о начале строительных работ образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.5 КоАП РФ. В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности за нарушение законодательства о градостроительной деятельности составляет один год с момента обнаружения административного правонарушения (см. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2015 г. по делу N А40-116468/15).

3. Часть 7 комментируемой статьи допускает отклонение параметров объекта капитального строительства (высоты, количества этажей, площади, объема и прочего) от проектной документации, если необходимость отклонения выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта. Причины, повлекшие необходимость отклонения параметров объекта капитального строительства от проектной документации, должны быть объективными, не зависящими от воли застройщика (см. Постановление Президиума ВС РФ от 11 ноября 2015 г. N 301-ПЭК15). В таком случае проектная документация должна быть изменена и утверждена у застройщика или технического заказчика. Необходимо отметить, что заказчик должен направить измененную проектную документацию на повторную государственную экспертизу (см. письмо Минрегиона России от 15 сентября 2011 г. N 25264-ДС/11 «О повторной государственной экспертизе проектной документации»). В случае осуществления строительных работ по проектной документации, не имеющей положительного заключения органа экспертизы после внесения в нее изменений в части технических решений, наступает административная ответственность по ч. 2 ст. 9.4 КоАП (см. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 декабря 2015 г. по делу N А19-1024/2015). Другой мерой ответственности может стать отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23 марта 2009 г. по делу N А74-1579/08).

4. С 1 июля 2017 г. Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ в комментируемую статью вносятся изменения. Принятие указанного Закона обусловлено необходимостью совершенствования градостроительного законодательства в связи с выявлением многочисленных нарушений в деятельности ГрСРО относительно соблюдения требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и правил контроля за деятельностью членов СРО. В связи с этим изменяются требования к лицам, привлекаемым для осуществления строительных работ. Застройщик, технический заказчик, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, региональный оператор могут привлекать для строительства только лиц, которые являются членами ГрСРО. При этом выполнение строительных работ будет обеспечиваться специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов) (ч. 2). Лица, не являющиеся членами ГрСРО, могут выполнять строительные работы по договорам с вышеуказанными лицами при условии, что размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает 3 000 000 рублей (ч. 3.1). Кроме того, законодатель определил перечень лиц, которым не требуется членство в ГрСРО для осуществления строительных работ (ч. 3.2). Лица, не являющиеся застройщиками, техническими заказчиками, лицами, ответственными за эксплуатацию здания, сооружения, региональными операторами, для выполнения строительных работ могут привлекать подрядчиков, не являющихся членами ГрСРО. Исключается обязанность застройщика (подрядчика) по организации и координации строительных работ (ч. 3). К обязанностям лица, осуществляющего строительство, добавляется необходимость соблюдать требования к разрешенному использованию земельного участка и ограничению по его использованию (ч. 6). Устанавливается право застройщика самостоятельно осуществлять строительство, если он является членом ГрСРО (ч. 3.1).



1. Строительство, реконструкция объектов капитальногостроительства,а также их капитальный ремонт регулируется настоящимКодексом, другими федеральными законами и принятыми всоответствиисними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (вред. Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ - СобраниезаконодательстваРоссийской Федерации, 2011, N 30, ст. 4591).

2. Виды работ по строительству, реконструкции, капитальномуремонту объектов капитального строительства, которые оказываютвлияниена безопасность объектов капитального строительства, должнывыполняться только индивидуальными предпринимателями илиюридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемойорганизациейсвидетельства о допуске к таким видам работ. Иные видыработ по строительству, реконструкции, капитальному ремонтуобъектовкапитального строительства могут выполняться любымифизическимиили юридическими лицами (в ред. Федерального закона от22 июля 2008 г. N 148-ФЗ - Собрание законодательстваРоссийскойФедерации,2008, N 30, ст. 3604).

3. Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию,капитальныйремонт объекта капитального строительства (далее -лицо,осуществляющее строительство), может являться застройщик либопривлекаемоезастройщиком или техническим заказчиком на основаниидоговора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющеестроительство, организует и координирует работы по строительству,реконструкции, капитальному ремонту объекта капитальногостроительства, обеспечивает соблюдение требований проектнойдокументации, технических регламентов, техники безопасности впроцессе указанных работ и несет ответственность за качествовыполненных работ и их соответствие требованиям проектнойдокументации.Лицо, осуществляющее строительство,вправе выполнятьопределенные виды работ по строительству, реконструкции,капитальному ремонту объекта капитального строительствасамостоятельно при условии соответствия такого лицатребованиям,предусмотреннымчастью 2 настоящей статьи, и (или)с привлечениемдругих соответствующих этим требованиям лиц (в ред. Федеральногозаконаот 27 июля 2010 г. N 240-ФЗ - Собрание законодательстваРоссийскойФедерации, 2010, N 31, ст. 4209;Федерального закона от28ноября 2011 г. N 337-ФЗ - Собраниезаконодательства РоссийскойФедерации,2011, N 49, ст. 7015).

3-1. В случае, если работы по организации строительства,реконструкции, капитального ремонта объекта капитальногостроительства (далее - работы по организации строительства)включены в указанный в части 4 статьи 55-8 настоящего Кодексаперечень, лицо, осуществляющее строительство такого объектакапитальногостроительства, должно иметь выданноесаморегулируемойорганизациейсвидетельство о допуске к работам по организациистроительства (часть 3-1 введена Федеральным законом от 27 июля2010г. N 240-ФЗ - Собрание законодательстваРоссийской Федерации,2010,N 31, ст. 4209).

3-2. В случае выдачи разрешения на отдельные этапыстроительства,реконструкции застройщиком или техническимзаказчикоммогут привлекаться на основании договора юридическиелицав качестве лиц, осуществляющих отдельныеэтапы строительства,реконструкцииобъекта капитального строительства (часть 3-2 введенаФедеральным законом от 27 июля 2010 г. N 240-ФЗ - СобраниезаконодательстваРоссийской Федерации, 2010, N 31, ст. 4209; в ред.Федерального закона от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ - СобраниезаконодательстваРоссийской Федерации, 2011, N 49, ст. 7015).

4. При осуществлении строительства, реконструкции,капитального ремонта объекта капитального строительства лицом,осуществляющимстроительство на основании договора с застройщикомилитехническим заказчиком, застройщик или технический заказчикдолжен подготовить земельный участок для строительства и объекткапитального строительства для реконструкции или капитальногоремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство,материалыинженерных изысканий, проектнуюдокументацию, разрешениена строительство. При необходимости прекращения работ или ихприостановленияболее чем на шесть месяцев застройщик илитехнический заказчик должен обеспечить консервацию объектакапитальногостроительства (в ред. Федерального закона от 28 ноября2011г. N 337-ФЗ - Собрание законодательстваРоссийской Федерации,2011,N 49, ст. 7015).

5. В случае, если в соответствии с настоящим Кодексомприосуществлении строительства, реконструкции объекта капитальногостроительства предусмотрен государственный строительный надзор,застройщикили технический заказчик заблаговременно, но не позднеечем за семь рабочих дней до началастроительства, реконструкцииобъекта капитального строительства должен направить вуполномоченныена осуществление государственного строительногонадзора федеральный орган исполнительной власти, органисполнительной власти субъекта Российской Федерации илиуполномоченную организацию, осуществляющую государственноеуправление использованием атомной энергии и государственноеуправлениепри осуществлении деятельности, связанной с разработкой,изготовлением,утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетическихустановок военного назначения, (далее также - органыгосударственного строительного надзора) извещение о начале такихработ, к которому прилагаются следующие документы (в ред.Федеральногозакона от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ - Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4591;Федерального закона от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ - Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7015;Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 188-ФЗ - СобраниезаконодательстваРоссийской Федерации, 2013, N 27, ст. 3480):

1) копия разрешения на строительство;

2) проектная документация в полномобъеме, а в случаях выдачиразрешенияна отдельный этап строительства, реконструкции в объеме,необходимомдля осуществления соответствующего этапастроительства

(вред. Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ -Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2006, N 1, ст. 21);

3) копия документа о вынесении наместность линий отступа открасныхлиний;

4)общий и специальные журналы, в которых ведется учетвыполненияработ;

5) положительное заключение экспертизыпроектной документациив случае, если проектная документация объекта капитальногостроительстваподлежит экспертизе в соответствии со статьей 49настоящего Кодекса (пункт 5 введен Федеральным законом от 18декабря2006 г. N 232-ФЗ - Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 2006, N 52, ст. 5498; в ред. Федерального закона от 28ноября2011 г. N 337-ФЗ - Собрание законодательства РоссийскойФедерации,2011, N 49, ст. 7015).

5-1. Лицо, осуществляющее строительство, вправе непредставлятьдокументы, предусмотренные пунктами1 и 5 части 5настоящей статьи. В этом случае органы государственногостроительного надзора самостоятельно запрашивают указанныедокументы(сведения, содержащиеся в них) в органе, выдавшемразрешениена строительство (часть 5-1 введена Федеральным закономот 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ - Собрание законодательстваРоссийскойФедерации, 2011, N 27, ст. 3880; в ред. Федерального закона от 28ноября 2011 г. N 337-ФЗ - Собрание законодательства РоссийскойФедерации,2011, N 49, ст. 7015).

6. Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлятьстроительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектакапитальногостроительства в соответствии с заданием застройщикаилитехнического заказчика (в случае осуществления строительства,реконструкции, капитального ремонта на основании договора),проектной документацией, требованиями градостроительного планаземельногоучастка, требованиями технических регламентов и при этомобеспечиватьбезопасность работ для третьих лиц и окружающей среды,выполнение требований безопасности труда, сохранности объектовкультурногонаследия. Лицо, осуществляющее строительство, такжеобязано обеспечивать доступ на территорию, на которойосуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонтобъектакапитального строительства, представителей застройщика илитехническогозаказчика, органов государственного строительногонадзора, предоставлять им необходимую документацию, проводитьстроительный контроль, обеспечивать ведение исполнительнойдокументации,извещать застройщика или технического заказчика,представителейорганов государственного строительного надзора осроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечиватьустранениевыявленных недостатков и не приступать к продолжениюработ до составления актов об устранениивыявленных недостатков,обеспечивать контроль за качеством применяемых строительныхматериалов (в ред. Федерального закона от 28 ноября 2011 г. N337-ФЗ- Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N49,ст. 7015).

7. Отклонение параметров объектакапитального строительства отпроектнойдокументации, необходимость которого выявилась в процессестроительства, реконструкции, капитального ремонта такогообъекта,допускаетсятолько на основании вновь утвержденной застройщиком илитехническимзаказчиком проектной документации после внесения в неесоответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченнымПравительствомРоссийской Федерации федеральным органомисполнительной власти (в ред. Федерального закона от 23 июля 2008г.N 160-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2008,N30, ст. 3616; Федерального закона от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ -Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст.7015).

8. В случае обнаружения объекта, обладающего признакамиобъекта культурного наследия, в процессе строительства,реконструкции, капитального ремонта лицо, осуществляющеестроительство, должно приостановить строительство, реконструкцию,капитальныйремонт, известить об обнаружении такого объекта органы,предусмотренныезаконодательством Российской Федерации об объектахкультурногонаследия.

9. Требования к подготовке земельных участков длястроительства и объекта капитального строительства дляреконструкции, капитального ремонта, состав и порядок веденияисполнительной документации, форма и порядок ведения общего испециальныхжурналов, в которых ведется учет выполнения работ,порядок осуществления строительства, реконструкции, капитальногоремонта, порядок консервации объекта капитального строительствамогут устанавливаться нормативными правовыми актами РоссийскойФедерации.

Решение Арбитражного суда Волгоградской обл. от 23.04.2008 по делу N А12-5050/08-С22 "В СООТВЕТСТВИИ С Ч. 6 СТ. 52 ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО КОДЕКСА РФ ЛИЦО, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, ОБЯЗАНО ОСУЩЕСТВЛЯТЬ СТРОИТЕЛЬСТВО, РЕКОНСТРУКЦИЮ, КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ОБЪЕКТА КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СООТВЕТСТВИИ С ЗАДАНИЕМ ЗАСТРОЙЩИКА ИЛИ ЗАКАЗЧИКА (В СЛУЧАЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕКОНСТРУКЦИИ, КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА - на ОСНОВАНИИ ДОГОВОРА), ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ, ТРЕБОВАНИЯМИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПЛАНА ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, ТРЕБОВАНИЯМИ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ и при ЭТОМ ОБЕСПЕЧИВАТЬ БЕЗОПАСНОСТЬ Р...

Архив

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Волгоградской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Судья Арбитражного суда Волгоградской области Горбачевский Михаил Николаевич

при ведении протокола судебного заседания судьей Горбачевским М.Н.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Управления государственного строительного надзора Администрации Волгоградской области

к обществу с ограниченной ответственностью "Вымпел"

о привлечении к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ

в судебном заседании приняли участие:

от заявителя - А. представитель по доверенности от 26.11.2007 года,

от ответчика - Т. представитель по доверенности от 14.11.2005 года,

установил:

Управление государственного строительного надзора по Волгоградской области обратилось в суд с заявлением о привлечении ООО "Вымпел" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель заявителя поддерживает заявление, просит удовлетворить заявленные требования.

Представитель ответчика заявление не признал, просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Из материалов дела судом установлено, что в ходе проверки соблюдения норм градостроительного законодательства и качества выполнения строительно-монтажных работ, проведенной 24 - 28 января 2008 г. консультантом Управления государственного строительного надзора Администрации Волгоградской области Л. в присутствии представителя застройщика инженера ПТО ООО "ВПСК" С., при строительстве жилого дома N 6 в кв. N 615 в Краснооктябрьском районе Волгограда, были выявлены нарушения соответствия требованиям технических регламентов и проектной документации, а именно на объекте выполнены работы по выемке грунта в котловане. Ведутся работы по забивке свай. При выемке грунта в котловане не выполнены мероприятия по недопущению замачивания и промерзания грунта дна котлована, чем нарушен проект 15/02-КС. Не соблюдены требования проекта 15/02-КС в части ведения работ по захваткам для защиты основания от замачивания и промерзания, нарушен проект 15/02-КС п. 14.15. Откосы котлована имеют крутизну откоса которая превышает установленную требованиями безопасного производства работ, нарушены СНиП 12-04-20 ч. 2 п. 5.2.6. Не выполнена временная дорога из плит ПД 2-6, нарушен проект 15/02-ПОС лист "Стройгенплан". Стройплощадка не оборудована пожарным щитом, средствами пожаротушения, нарушен ППБ 01-03 приложение 3. Складирование свай на бровке откоса производится в пределах призмы обрушении, нарушен п. 6.3.1 СНиП 12-03-2001 ч. 1. Данные нарушения были зафиксированы в акте проверки от 24 - 28 января 2008 г. N 31. По результатам проверки 01.02.2008 года было выдано предписание N 38 ООО "Вымпел", осуществляющему строительство вышеуказанного объекта, об устранении выявленных нарушений. Срок исполнения предписания был установлен до 03.03.2008 года.

Статус ООО "Вымпел" в качестве генерального подрядчика подтверждается извещением ООО "ВПСК" о смене генподрядчика от 07.11.2007 N 406/11-01, сведениями, содержащимися в общем журнале работ N 1 ООО "ВПСК" (материалы предоставлены застройщиком в рамках исполнения требований п. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ)

18.03.2008 Л. в присутствии представителей ООО "Вымпел" Г., представителя застройщика инженера ПТО ООО "ВПСК" С. проведена проверка исполнения вышеуказанного предписания. в результате проведенной проверки выявлено, что предписание не исполнено. По результатам проверки составлен акт проверки от 18.03.2008 N 134.

По факту совершения административного правонарушения Управлением госстройнадзора Администрации Волгоградской области в отношении ООО "Вымпел" составлен протокол об административном правонарушении от 26.03.2008 года, в котором отражены следующие нарушения обязательных для исполнения нормативных документов: на момент проверки на объекте выполнялись работы по устройству арматурных каркасов монолитных железобетонных ростверков в осях 17 - 37. в период с 01.02.2008 года по 17.03.2008 года на объекте производились строительно-монтажные работы, что подтверждается записями в журнале работ. Не выполнена нагорная канава по верхней бровке котлована для отвода талых и атмосферных вод, чем нарушено требование проекта N 15/02-КС и не исполнено предписание N 38 от 01.02.2008 года.

Не выполнена водоотводная канава по периметру дна котлована для отвода талых и атмосферных вод, чем нарушено требование проекта N 15/02-КС и предписание N 38 от 01.02.2008 года. Крутизна откосов котлована составляет от 60 до 80 градусов, вместо допустимых 45 градусов для данного типа грунта. Нарушено требование проекта N 15/02-КС, предписание от 01.02.2008 года. Не выполнена внутриплощадочная дорога из плит ПД-2-6, нарушено требование проекта N 15/02-ПОС лист "Стройгенплан" и предписание от 01.02.2008 года. Отсутствует заключение экспертной организации о несущей способности грунта основания после замораживания и замачивания в установленный срок в Госстройнадзор Волгоградской области не представлено, чем не исполнено предписание N 38 от 01.02.2008 года.

Факт совершения указанных выше правонарушений судом установлен и подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно актом проверки N 37 от 24 - 28 января 2008 года, предписанием N 38 от 01.02.2008 года, актом проверки N 134 от 18.03.2008 года, фототаблицами, приложенными к акту проверки N 134, протоколом об административном правонарушении от 26.03.2008 года, общим журналом работ N 1 (по строительству жилого дома N 6 в квартале N 615 Краснооктябрьского района г. Волгограда).

Согласно ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

Нарушения, совершенные ООО "Вымпел" образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ, то есть невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении судом не установлено.

На основании изложенного, суд считает, что в действиях ООО "Вымпел" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 19.5 КоАП и Общество подлежит привлечению к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 206 АПК РФ, арбитражный суд

привлечь общество с ограниченной ответственностью "Вымпел" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам:

ИНН 3444145300, КПП 344401001

УФК по Волгоградской области (Госстройнадзор Волгоградской области)

БИК 041806001

ГРКЦ ГУ Банка России по Волгоградской области

счет N 40101810300000010003

КБК 840 1 16 90040 04 0000140

ОКАТО 18401000000

Решение может быть обжаловано в Двенадцатый апелляционный арбитражный суд в десятидневный срок.