Особенностям развития хозяйства дальний восток похож. Дальний восток и его значение в хозяйстве страны. Конкурентные преимущества Дальнего Востока

Особенностям развития хозяйства дальний восток похож. Дальний восток и его значение в хозяйстве страны. Конкурентные преимущества Дальнего Востока

1. Какие особенности экономико-географическо-го положения Дальнего Востока остались неизмен-ными, а какие со временем изменились?

Неизменной остается удаленность тер-ритории от Европейской России и широ-кий выход к морям Тихого и Северного Ледовитого океанов. Они определяют рай-он как главнейший форпост России на ее восточных рубежах. Здесь наша страна наиболее близко граничит по морю с США, Канадой и Японией. На юге При-морского края Российская Федерация по суше имеет границу с КНДР. Через дальневосточные порты осуществляются внешнеэкономические связи России со многими странами Тихоокеанского бас-сейна, которые могут служить районами потребления наших ресурсов и продукции и, в то же время, являются поставщиками некоторых видов товаров для субъектов Федерации Дальнего Востока.

Изменяется заселенность и транспорт-ная освоенность территории, значение и доступность разных видов полезных иско-паемых. Меняется геополитическое поло-жение, пограничные страны могут быть настроены миролюбиво, могут проявлять агрессивность.

В 2004 г. в Якутии завершено стро-ительство меридионального участка же-лезнодорожной линии Беркакит — Ал-дан — Томмот. Длина дороги 360 км. Од-нопутная железнодорожная линия на Томмот продолжает железнодорожную линию Тында — Беркакит и в скором вре-мени увеличит загрузку Байкало-Амурской магистрали на 5-7 млн т/год. В бли-жайшие 5-6 лет предполагается довес-ти железную дорогу до Якутска (еще 433 км). Это коренным образом изменит транспортно-географическое положение севера Дальнего Востока. Ныне завоз гру-зов для 80% территории Якутии осущест-вляется в короткий навигационный пери-од водным транспортом. Значителен объ-ем перевозок по автозимникам. Пока высокая доля расходов на транспорт ска-зывается на себестоимости якутской про-дукции, сильно снижая ее конкурентоспо-собность. Железная дорога Беркакит — Томмот снизит транспортные издержки для предприятий Якутии, повысит конку-рентоспособность их продукции. Про-кладка железной дороги до Якутска по-зволит соединить широтные националь-ные транспортные магистрали России: Транссиб и БАМ, с одной стороны, и Северный морской путь — с другой (Якутск — крупный порт в среднем тече-нии Лены, дающей выход к Севморпути).

2. Отличаются ли Чукотка, Камчатка, Сахалин, Приморье и Приамурье по своему экономико-географическому положению? В чем единство этих тер-риторий? Назовите черты отличия.

Черты сходства описаны в предыдущем вопросе. Отличия заключаются в разном широтном положении, а следовательно, в различной теплообеспеченности и агро-климатических ресурсах. Камчатка и Са-халин практически оторваны от мате-рика, и связь с ними возможна только по морю или по воздуху. Приморье и При-амурье граничат с зарубежными государ-ствами по суше, остальные из перечислен-ных регионов только по морю. Различна обеспеченность природными ресурсами, как лесом, так и полезными ископаемы-ми: Чукотка представляет собой практи-чески безлесные территории, на Сахалине успешно ведутся лесозаготовки и располо-жено самое большое число деревообраба-тывающих и целлюлозно-бумажных ком-бинатов на единицу площади (правда, они небольшие и объемы производства неве-лики). Сахалин богат нефтью, газом и уг-лем. Приморский край — углем и рудами цветных металлов. Полезные ископаемые Чукотки и Камчатки пока не только мало освоены, но еще и не изведаны.

3. Перечислите основные отрасли специализа-ции района. Что, несмотря на различия, их объеди-няет?

Основными отраслями специализации района являются: цветная металлургия (добыча алмазов в Якутии), пищевая про-мышленность (рыбный промысел) и элек-троэнергетика. Объединяет эти отрасли сырьевая направленность, эксплуатация природных ресурсов и низкий уровень развития наукоемких и требующих высо-кой квалификации технологий.

4. Подумайте, каковы перспективы возможного сотрудничества Дальнего Востока со странами Вос-точной и Юго-Восточной Азии и с североамерикан-скими странами. Приведите примеры сотрудниче-ства.

Пока развитые страны рассматривают Дальний Восток России только как сырьевой регион и сотрудничество с ними носит однобокий характер. Отрицательно ска-зываются и политические разногласия. В качестве примера взаимодействия мож-но было бы привести и совместное освое-ние месторождений Сахалина. Но это ско-рее печальный пример, потому что инте-ресы России при этом соблюдаются не полностью. До сих пор доходы от эксплу-атации этих месторождений не поступают в российский бюджет.

Сотрудничество с Японией тормозится разногласиями по поводу принадлежнос-ти Курильских островов и Южного Саха-лина.

Среди наиболее успешных совместных работ — проект добычи углеводородного сырья «Сахалин-2». В рамках проекта в порту Восточный Приморского края в 2004 г. открыт двойной сухой док, пред-назначенный для строительства морских опорных сооружений из бетона. Это круп-нейший объект такого рода в России и один из самых больших в мире: площадь дока 33 га. Полным ходом идет строитель-ство двух газопроводов общей протяжен-ностью 1,7 тыс. км. Строится крупней-ший в мире и единственный пока в России завод по сжижению природного газа. Транспортировка сжиженного газа специ-альными судами считается одним из са-мых перспективных направлений разви-тия газовой отрасли. Первые поставки сжиженного природного газа с этого пред-приятия запланированы на 1 ноября 2007 г. Материал с сайта

5. Дальний Восток имеет свои особые условия развития — удаленность, притихоокеанское положе-ние, богатство ресурсов. Оцените перспективу даль-нейшего экономического развития региона. С раз-витием каких отраслей оно связано? Какие условия для этого необходимы?

Дальний Восток в территориальном разделении труда выделяется цветной ме-таллургией, рыбной промышленностью, судостроением и судоремонтом, лесным хозяйством и животноводством. Кроме то-го, отраслями специализации являются электроэнергетика, угольная промышлен-ность. Особенно отличают район такие по-чти уникальные отрасли, как добыча ал-мазов, слюды, морепродуктов, пушной промысел, мараловодство, выращивание сои. Дальний Восток играет важную роль в морских внешнеторговых связях Рос-сии. Особое значение приобретает район как экологически чистая в основном тер-ритория.

Перспективы района, кроме поддержа-ния и развития вышеперечисленных отраслей, ученые-экономисты связывают с освоением новых природных ресурсов и дальнейшим формированием Южно- Якутского территориально-производст-венного комплекса. Велика роль укрепле-ния энергетической базы района, стро-ительства газопроводов, создания рыноч-ной инфраструктуры и налаживания внешнеэкономических связей. Стабиль-ное функционирование района (нормаль-ная жизнь граждан) немыслимо без раз-вития социальной сферы, решения эколо-гических и демографических проблем.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Дальний Восток - крупнейший экономический район страны по территории - 6,2 млн кв. км (36,4 % территории Российской Федерации) - и богатейший по разнообразию природных ресурсов. Здесь есть цветные и редкие металлы (олово, золото, вольфрам, полиметаллы), алмазы, графит, флюорит, уголь, нефть, газ, гидроэлектроресурсы, минеральные ресурсы, богатства океана, лес, пушнина. За исключением руд цветных и редких металлов остальные ресурсы слабо изучены и требуют больших геологических работ для подготовки их промышленного освоения. Богатейшие месторождения и целые районы цветных и редких металлов, полиметаллов, редких и рассеянных элементов приурочены к складчатой полосе так называемого тихоокеанского пояса, проходящего вдоль всей восточной периферии азиатского материка. Открыта и разведана обширная алмазоносная провинция в Западной Якутии. На северо-востоке находятся главные золотоносные районы Российской Федерации. По разведанным промышленным запасам олова и вольфрама Дальнему Востоку принадлежит ведущая роль в стране. В обширной шельфовой зоне кроме нефти и газа обнаружены и разведаются залежи железа, марганца, магния, титаномагнетитовых песков. Гидроэнергетический потенциал рек Дальнего Востока составляет около 1/7 всех гидроресурсов страны. На долю района приходится более 30 % всех российских потенциальных ресурсов.

Суда Дальнего Востока ведут лов рыбы в 8 промысловых районах Мирового океана из 20, на долю которых приходится около половины всех биологических ресурсов океанических водоемов, при этом сырьевая база характеризуется большим разнообразием.

При планировании развития народного хозяйства Дальнего Востока учитываются также благоприятные возможности для расширения экономических связей со странами Тихоокеанского бассейна. Многие из этих стран нуждаются в разнообразном сырье, которым на основе взаимовыгодной торговли может их обеспечить Дальний Восток. Лес и пиломатериалы, рыба и рыбоконсервы, пушнина, каменный уголь - основные предметы экспорта в тихоокеанские страны. Юг Дальнего Востока - благоприятное поле деятельности для совместных предприятий, свободных экономических зон. Образованы четыре таких зоны - "Находка" (Приморский край), "Ева" (Еврейская автономная область), "Сахалин" и субзона "Курилы".

С учетом природных условий и издавна сложившихся производственных навыков населения формируется хозяйственный облик Дальнего Востока, структура его экономики, развиваются основные отрасли, имеющие значение не только для района, но и для всей страны.

Основой современной экономики Дальнего Востока является промышленность.

Сегодня здесь насчитывается несколько тысяч промышленных предприятий, оснащенных достаточно устаревшей техникой, но в последнее время в этом отношении наметился некоторый прогресс, и предприятия, обладающие достаточными средствами, что является довольно редким в наше время, закупают вполне современное оборудование. На промышленных предприятиях работает приблизительно 1/3 всех трудящихся Дальнего Востока. В промышленности производится продукции в несколько раз больше, чем во всех остальных отраслях сферы материального производства.

Сельское хозяйство уступает ныне по своему значению не только промышленности, но и транспорту. В сельском хозяйстве занято людей в 3 раза меньше, чем в промышленности, и почти в 1,5 раза меньше, чем на транспорте. Темпы развития сельского хозяйства намного ниже, чем промышленности. И это не случайно, так как затраты на производство сельскохозяйственной продукции на Дальнем Востоке из-за неблагоприятных природных условий еще очень высоки. Поэтому оказывается более выгодным завозить сюда некоторые продукты из других районов страны.

Особую роль в экономике района играет транспорт. Он связывает в единый хозяйственный комплекс города, поселки и предприятия, удаленные друг от друга на большие расстояния, способствует освоению новых территорий. О значении транспорта в хозяйстве Дальнего Востока свидетельствует тот факт, что доля занятых в этой отрасли на Дальнем Востоке значительно больше, чем в среднем по стране .

Огромную территорию дальневосточного района по уровню экономического развития можно разделить на три зоны: южную, среднюю и северную.

В южную зону интенсивного развития входят: Приморский край, южные части Хабаровского края, Амурской и Сахалинской областей. Это наиболее развитая в экономическом отношении часть Дальнего Востока. Основу хозяйства южной зоны составляют море-, лесо- и горнопромышленные комплексы. В настоящее время идет развитие по пути сочетания ведущих отраслей промышленности с обслуживающими отраслями и сельским хозяйством.

В состав средней зоны входят: северные районы Хабаровского края, Амурской и Сахалинской областей, южная часть Республики Саха. Для этой зоны характерны сравнительно высокие темпы развития. Главная специализация - добывающая промышленность, а обслуживающие отрасли развиты слабо. Ее экономической осью является Байкало-Амурская магистраль, которая внесла большие изменения в территориальную структуру хозяйства данной зоны: идет формирование промышленного пояса района. Основными задачами хозяйственного освоения зоны, кроме строительства второго выхода на Дальний Восток, являются разработка новых месторождений полезных ископаемых и создание в районе БАМа потенциала для освоения северной части района. С экономическим освоением зоны Байкало-Амурской магистрали связано формирование Южно-Якутского и Комсомольского ТПК .

Южно-Якутский ТПК формируется на юге Республики Саха на базе разнообразных полезных ископаемых. В бассейне реки Алдан к северу от Станового хребта (в 80-100 км) и недалеко от южно-якутских высококачественных железных руд находится Южно-Якутский каменноугольный бассейн. Здесь разведаны Чульмаканское, Нерюнгринское и другие месторождения. Мощность пласта на Нерюнгринском месторождении превышает 50 метров. На Чульмаканском месторождении пласты угля имеют горизонтальное простирание. В Южно-Якутском бассейне введена в эксплуатацию шахта производительностью 6 миллионов тонн угля в год.

Вблизи угольного бассейна находится Алданский железорудный бассейн с содержанием железа в руде до 42 %. Наиболее изученными являются месторождения Таежное, Пионерское, Сиваглинское, запасы которых составляют 2,5 млрд. тонн.

В бассейнах рек Олекмы и Чары разведаны магнетитовые кварциты. Это дает возможность создать в перспективе крупную базу для черной металлургии на Дальнем Востоке.

В зоне Южно-Якутского минерального комплекса выявлены значительные месторождения апатитов, большие залежи слюды, корунда, сланцев и других полезных ископаемых.

Выход якутским углям на БАМ и к Сибирской магистрали дает новая железная дорога БАМ - Тында и ее продолжение на Беркакит. Высококачественные коксующиеся угли Южно-Якутского бассейна значительным объемом будут поступать в южные районы Дальнего Востока на металлургические заводы и экспортироваться в Японию. Для их вывоза в Японию в бухте Врангеля построена первая очередь нового крупного порта - Восточный .

В дальнейшем кроме угольных предусмотрено вовлечение в эксплуатацию железорудных ресурсов района с тем, чтобы в перспективе создать здесь сырьевую базу для черной металлургии полного цикла. Сельское хозяйство имеет очаговый характер. В северной зоне Дальнего Востока очаговое развитие характерно не только для сельского хозяйства, но и для промышленности. Более интенсивно развиты добывающие отрасли на основе выборочного использования полезных ископаемых. В северной зоне можно выделить несколько промышленных очагов, в которых наряду с отраслями специализации развивается производственная инфраструктура. Алданский, Мирненский, Магаданский, Вилюйский, Билибинский из мелких пунктов с горнорудной промышленностью превращаются в территориально-производственные узлы лесной, пищевой промышленности, с машиноремонтом, рыбным и охотничьим промыслами.

Анализ территориальной структуры Дальневосточного района показал, что масштабы и структура промышленности района характеризуются большими различиями и свидетельствуют о неравномерности размещения промышленности.

Дальний Восток имеет достаточно развитые межрайонные и международные экономические связи. Особенно велика его роль во внешнеторговых связях со странами Тихоокеанского бассейна. Десятки стран осуществляют торговые операции через территорию района, и его экспортные функции имеют исключительное значение. Более половины грузов, ввозимых в районы из зарубежных стран, проходит транзитом в западном направлении.

В структуре хозяйства Дальнего Востока доля промышленности, строительства и транспорта составляет более 9/10 общественного производства. При этом основную часть Промышленной продукций дают добывающие отрасли. В последние десятилетия здесь ускоренными темпами развивали как отрасли специализации, так и вспомогательные, и обслуживающие с целью существенно изменить структуру промышленного производства и всего хозяйства района – увеличить его комплексность.

В Дальневосточном районе по некоторым основным характеристикам – экономико-географическому положению, природным ресурсам и условиям их освоения, общероссийской специализации хозяйства – выделяются два подрайона: Дальневосточный Юг (с Камчаткой) и Дальневосточный Север (Северо-Восток). Многие исследователи считают необходимым рассматривать их как самостоятельные экономические районы России.

Дальневосточный Юг включает:

Приморский и Хабаровский края, Еврейская автономная область, Амурская, Камчатская (в том числе Корякский автономный округ) и Сахалинская области.

Здесь на территории, составляющей 30% площади Дальневосточного района, сосредоточено более 80% его жителей, производится 98% рыбопродуктов, сконцентрированы вся выплавка черных и цветных металлов, нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность, основное машиностроение, деревообработка, добыча угля и большая часть сельскохозяйственного производства. Для Дальневосточного Юга до сих нор характерно выборочное освоение ресурсов. Экономически более освоенная полоса прилегает к Сибирской железнодорожной магистрали. Лишь отдельные центры, главным образом горнодобывающие, разместились в таежных районах. Большую, северную часть территории подрайона, почти не затронутую в недавнем прошлом хозяйственной деятельностью, начали осваивать с сооружением БАМа.

В топливном балансе подрайона на уголь приходится около 65% потребляемого топлива. Уголь добывают в Приморском (Артем, Партизанск) и Хабаровском (Чегдомын) краях, Амурской (Райчихинск) и Сахалинской областях. Около 70% добычи составляют бурые угли, которые разрабатывают преимущественно открытым способом. Добыча нефти развивается на Сахалине; перерабатывают нефть на заводах Комсомольска-на-Амуре, куда она поступает по трубопроводу, и в Хабаровске. Природный газ добывают на севере о. Сахалина; здесь на шельфе формируются крупнейшие газодобывающие комплексы Сахалин-1 и Сахалин-2.

Рыбопромышленный комплекс объединяет предприятия по добыче и переработке рыбы и морепродуктов (креветки, криль, кальмары, морской гребешок, морская капуста, анфельция), расположенные в Приморском крае, на побережье Камчатки и Сахалина, Курильских островах.



Лесоэнергохимический комплекс базируется на богатейших лесных ресурсах района. Наиболее интенсивно разрабатывают леса, примыкающие к железным дорогам – Сибирской магистрали и линии Волочаевка – Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань. В бассейне Амура (вдоль БАМа) заготавливают более 60% всей древесины, поставляемой из Амурской области.

Комплекс пирометаллургии цветных металлов наиболее развит в Приморском крае (Дальнегорек). Он представлен добычей полиметаллических руд, их обогащением и металлургическим переделом. Оловянные руды добывают и обогащают близ Облучья и в Солнечном.

Машиностроительный комплекс. Профилирующие производства – авиастроение, судостроение, станкостроение, электротехническое и сельскохозяйственное машиностроение, производство литейного и горного оборудования, энергетическое машиностроение, особенно дизельное и кабельное производства. Машиностроение слабо обеспечено местными черными и цветными металлами. Большинство заводов работают на привозном металле, при этом значительную часть выпускаемой ими продукции вывозят в европейскую часть страны. Наиболее крупные центры машиностроения: Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Владивосток, Арсеньев и Благовещенск.

Дальневосточный Север (Северо-Восток)

Республика Саха (Якутия), Магаданская область, Чукотский автономный округ

Этот, огромный по территории (4,3 млн км 2) подрайон выделяется окраинным географическим положением, суровой природой и малонаселенностью. Разработка ценных и дефицитных полезных ископаемых с высоким содержанием важных компонентов – главная специализация Северо-Востока, определяющая его место в общероссийском хозяйстве. Единство подрайона обусловливается не только общностью природных условий и специализации хозяйства, но и общими методами освоения территории, экономическими связями по отдельным видам топлива и сырья (завоз грузов со стороны Якутии в Магаданскую обл., а из порта Нагаево – в Якутию).



Промышленные очаги подрайона, связанные главным образом с добычей полезных ископаемых, значительно удалены друг от друга. Формирование каждого из них сопровождалось созданием различных предприятий по обслуживанию основных производств и обустройству возникающих поселков: электростанций, ремонтных мастерских, строительных организаций и производства строительных материалов, предприятий лесозаготовительных, лесообрабатывающих, легкой и пищевой отраслей. Сюда прокладывали автомобильные дороги от основных транспортных магистралей.

На Дальнем Востоке с его редкой заселенностью и разобщенностью хозяйственных ареалов исключительно велико значение транспорта. Роль отдельных его видов на юге и северо-востоке района существенно различна.

Экономические и культурные связи Камчатки, Курильских островов и Сахалина в значительной мере зависят от работы морского транспорта. Через порты Владивосток и Находка открывается кратчайший выход в Тихий и Индийский океаны. Морской транспорт обслуживает связи с зарубежными странами. В заливе Америка в бухте Врангеля сооружен крупный глубоководный порт Восточный. Для судоходства используют Амур и его крупные притоки – Зею, Бурею, Уссури, Бикин, Амгунь и др. Из-за малых глубин в устье Амура не заходят средние и крупнотоннажные морские суда, что несколько снижает значение водного транспорта для межрайонных связей.

Сельское хозяйство Дальнего Востока в основном имеет внутрирайонное значение. Его доля в общественном производстве составляет менее 1/10. Объем производства ведущих земледельческих культур недостаточен для удовлетворения потребностей населения района в продуктах питания, а обрабатывающей промышленности – в сельскохозяйственном сырье. За последнее время несколько увеличился валовой сбор картофеля и овощей, надои молока, производство яиц, мяса птицы (в основном благодаря укреплению кормовой базы животноводства), расширилось производство сои, риса и другой сельскохозяйственной продукции.

Вопрос 49

Водный транспорт России. России – крупное морское государств. Главные морские порты страны. Единая глубоководная речная система Европейской России

Морской транспорт важен прежде всего тем, что он обеспечивает значительную часть внешнеторговых связей России. Внутренние перевозки (каботаж) существенны лишь для снабжения северных и восточных побережий страны. Доля морского транспорта в грузообороте составляет 8% , хотя масса перевозимых грузов - менее 1% от общей. Достигается такое соотношение за счет самого большого среднего расстояния перевозок - около 4,5 тыс. км . Перевозки пассажиров морским транспортом незначительны.

В мировом масштабе морской транспорт занимает первое место по грузообороту, выделяясь минимальной себестоимостью перевозок грузов. В России он сравнительно слабо развит, поскольку основные экономические центры страны удалены от морских побережий. К тому же большая часть морей, окружающих территорию страны, являются замерзающими, что удорожает использование морского транспорта. Серьезной проблемой является устаревший флот страны . Большинство кораблей построены более 20 лет назад и по мировым стандартам должны быть списаны. Практически отсутствуют корабли современных типов: газовозы, лихтеровозы, контейнеровозы, суда с горизонтальной погрузкой-выгрузкой и др. На территории России имеется всего 11 крупных морских портов, что недостаточно для страны таких масштабов. Около половины российских грузов из идущих морским транспортом обслуживается портами других государств. В основном это порты бывших советских республик: Одесса (Украина), Вентспилс (Латвия), Таллинн (Эстония), Клайпеда (Литва). Использование морских портов других государств приводит к финансовым потерям. Для решения этой проблемы ведется строительство новых портов на побережьях Балтийского и Черного морей.

Ведущим по грузообороту морским бассейном России в настоящее время является Дальневосточный. Основные порты в нем - редко замерзающие Владивосток и Находка. Около Находки сооружен современный порт Восточный с терминалами для экспорта угля и лесных грузов. Большое значение имеет также порт Ванино, расположенный на завершающем участке Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. В этом порту действует паром, связывающий железнодорожную сеть материковой России с сетью острова Сахалин (портом Холмск).

На втором месте по грузообороту находится Северный бассейн. Основные порты в нем: Мурманск (незамерзеющий, хотя и находится за Северным полярным кругом) и Архангельск (лесоэкспортный, одновременно и морской, и речной). Крупные порты действуют также в устье Енисея. Это Дудинка, через которую вывозятся рудные концентраты из Норильска, и Игарка, через которую идет лес и лесная продукция. Участок Северного морского пути между устьем Енисея и Мурманском является круглогодично действующим, что обеспечивается использованием мощных ледоколов, в том числе атомных. Навигация восточнее устья Енисея осуществляется лишь 2-3 месяца в летний период

Третий по значению - Балтийский бассейн. Основными портами в нем являются Санкт-Петербург (замерзающий) и Калининград (незамерзающий). Использование удобного Калининградского порта затруднено, так как он отделен от основной части России территориями зарубежных государств. Около Санкт-Петербурга действует небольшой порт Выборг, через который идут в основном лесные грузы. Строятся порты Усть-Луга и При- морск.

На четвертом месте по объему грузооборота находится Чериоморско-Азовский бассейн. Здесь расположены два незамерзающих нефтеэкспорта ых порта - Новороссийск (мощнейший в России) и Туапсе.

К морскому транспорту относятся также перевозки по Каспийскому морю. Самыми крупными здесь являются порты Астрахань (одновременно морской и речной) и Махачкала, через которые идут в основном нефтяные грузы.

Водный транспорт включает в себя речной (внутренний водный) и морской транспорт. Наиболее велико значение речного транспорта в Поволжье, Волго-Вятском районе, Европейском Севере, на севере Сибири и Дальнего Востока, где на его долю приходится свыше трети всех перевозимых грузов.

Для развития речного транспорта необходимы крупные равнинные судоходные реки (Волга, Нева, Свирь, Днепр, Дон, Северная Двина, Обь, Иртыш, Енисей, Ангара, Лена, Амур и др.) и озёра (Ладожское, Онежское и др.). Для большинства регионов России речной транспорт имеет сезонный характер, что объясняется ледоставом в зимний период года. Большую трудность для речного транспорта на севере Сибири и Дальнего Востока представляют ледяные заторы, образующиеся в весенний период. Огромную роль играют судоходные речные каналы (канал имени Москвы, Волго-Балтийский, Беломорско-Балтийский, Волго-Донской), образующие с системой рек и озёр единую глубоководную систему европейской части России, благодаря которой Москву называют «портом пяти морей». Появление новых типов кораблей (на подводных крыльях, на воздушной подушке, река-море, контейнеровозов, современных ледоколов) значительно расширяют возможности речного транспорта.

Грузовой речной транспорт РФ, созданный в годы плановой экономики, в настоящее время утратил свое положение основного грузового перевозчика, обслуживающего предприятия в зоне действия речного судоходства. Сказывается нежелание рыночной экономики тратить огромные средства для поддержания неэффективной деятельности речного транспорта и обслуживаемой им промышленности в зимний период.

Необходимость морского транспорта очевидна:

Более низкая себестоимость по сравнению с другими видами транспорта.

Высокая грузоподъемность.

Практическое отсутствие ограничений на габариты грузов и пропускную способность морского транспорта

Унифицированные стандарты. Современные судна строятся по единым нормативам, что существенно ускоряет процессы погрузки и разгрузки.

Использование контейнеров для морских перевозок защищает груз не только от преступных посягательств и случайных повреждений, но и от неблагоприятных воздействий природы.

Высокая безопасность. В целом в мире убытки от доставки морским транспортом составляют всего 1 – 1,5% от стоимости грузов. На морском транспорте самая низкая доля катастроф и аварий.

Единое правовое поле. Морские транспортные перевозки регулируются едиными международными документами – Брюссельской и Афинской конвенциями.

Основные недостатки данного вида:

Невысокая скорость в сравнении с другими видами транспорта.

Технологические сложности погрузочно-разгрузочного комплекса.

Зависимость от метеоусловий. Неблагоприятные погодные условия могут увеличить срок перевозки грузов морем и затруднить или вообще приостановить погрузочно-разгрузочные работы.

Зависимость от пропускной способности портов, каналов и других сооружений.

Морское пиратство.

Значительные капиталовложения. Строительство современного морского транспорта и портов с развитой инфраструктурой – очень дорогостоящее дело.

Экономико-географическое положение Дальнего Востока очень своеобразно. С одной стороны, это наиболее отдаленный от Центра России район; с другой - Дальний Восток - это выход России к Тихому океану, к быстро развивающемуся сейчас Азиатско-Тихоокеанскому региону, где проживает более половины населения мира. Взаимосвязи между странами этого региона сейчас усиливаются, и России весьма нежелательно оставаться в стороне от этого.

Пока что Россия присутствует в этом регионе лишь как экспортер сырья: угля Южно-Якутского бассейна, древесины и продуктов ее переработки (пиломатериалов, щепы, целлюлозы), рыбы и морепродуктов (крабов, кальмаров, мидий, морской капусты и т. д.).

Какие отрасли определяют «лицо» Дальневосточного региона?

«Гражданская» специализация района ориентировалась на те виды продукции, которые, несмотря на огромные расстояния, было экономически выгодно перевозить в Европейскую Россию или поставлять на внешний рынок.

Прежде всего - это добыча и обогащение руд цветных металлов (олова, свинца, цинка, вольфрама, золота и других). Золотодобывающая промышленность, называемая «королевой» Дальнего Востока, всегда имела особое значение. География ее очень широка: от Амурской области до крайнего севера Якутии и Чукотки.

Мировую известность приобрели якутские алмазы, добываемые в бассейне Вилюя, левого притока Лены.

На втором месте - рыбная промышленность (более 2/3 российского производства) - вылов и переработка рыбы (в том числе таких ценных пород, как лососевые) и морепродуктов (крабов, кальмаров, мидий, гребешков, трепангов, морской капусты). Рыбные консервы, всемирно известная красная икра, свежемороженая и соленая рыба поставляются отсюда практически во все районы России, а также на экспорт. Дары моря перерабатываются на рыбозаводах в 60 городах и поселках - такого количества этих предприятий нет ни в одном районе Российской Федерации.

Третье направление специализации - лесозаготовки и целлюлозно-бумажная промышленность. Поскольку гораздо ближе к Европейской России находятся аналогичные (и более мощные) производства Восточной Сибири, то на Дальнем Востоке эта отрасль ориентирована на экспорт, прежде всего в Японию.

Открытие в 1960-х гг. месторождений угля в Южной Якутии и проведение туда железной дороги позволило сформировать еще одну экспортную отрасль - угольную промышленность. В Южно-Якутском бассейне открытым способом добывается около 10 млн т каменного угля, значительная часть которого идет на экспорт в Японию через специально построенный для экспортных грузов порт Восточный (близ Находки).

Рис. 169. Владивосток

Основанный в 1860 г. как небольшой укрепленный пост, Владивосток быстро стал главным портом России на Тихом океане, базой торгового и рыболовного флота. Вблизи в многочисленных бухтах базируются главные силы военно-морского Тихоокеанского флота.

Какие виды транспорта играют основную роль в районе?

Низкая плотность населения и редкая транспортная сеть требуют высокой надежности работы транспорта. Транспортные пути здесь - это одновременно и пути освоения территории: вновь построенная дорога начинает обрастать горнодобывающими предприятиями, поселками, а затем и городами.

Особую роль в хозяйстве района играет морской транспорт, который является здесь отраслью специализации района, обеспечивая не только внутренние, но и внешние экономические связи России во взаимодействии с железнодорожным транспортом. Главные порты сосредоточены на юге района, куда подходят железнодорожные магистрали. Это Владивосток, Находка, Советская Гавань и Ванино.

Большие валютные поступления приносит «контейнерный мост» Япония - Западная Европа. Суда из Японии доставляют контейнеры в порт Находку, там они грузятся на железнородожные платформы и следуют по Транссибирской магистрали и далее в страны Западной Европы. В перспективе Дальний Восток все в большей степени будет ориентироваться на связи со странами бассейна Тихого океана. При этом надо постараться избежать роли простого поставщика сырья и использовать богатые ресурсы района для того, чтобы поднять уровень жизни населения.

Выводы

Громадная территория, окраинное пограничное положение, широкий выход к морям, слабая заселенность, суровые природные условия и богатейшие минеральные ресурсы - вот основные факторы специфического развития хозяйства Дальнего Востока. Основные отрасли специализации производят продукцию, которую экономически выгодно перевозить в Европейскую Россию или поставлять на внешний рынок. Это прежде всего обогащенные руды цветных металлов, особенно золота, рыба, лес и продукция целлюлозно-бумажной промышленности.

Транспортные пути на Дальнем Востоке - это пути освоения территории. Морской транспорт также является отраслью специализации района.

Вопросы и задания

  1. Какие особенности экономико-географического положения Дальнего Востока остались неизменными, а какие со временем изменились?
  2. Отличаются ли Чукотка, Камчатка, Сахалин, Приморье и Приамурье по своему экономико-географическому положению? В чем единство этих территорий? Назовите черты отличия.
  3. Перечислите основные отрасли специализации района. Что их объединяет?
  4. Подумайте, каковы перспективы возможного сотрудничества Дальнего Востока со странами Восточной и Юго-Восточной Азии и с североамериканскими странами. Приведите примеры сотрудничества. Дальний Восток имеет свои характерные черты - обособленность, притихо-океанское положение, богатство ресурсов. Оцените перспективу дальнейшего экономического развития региона. С развитием каких отраслей оно связано? Какие условия для этого необходимы?

Обобщение знаний по теме "Азиатская часть России"

  1. Сравните Сибирь и Дальний Восток с европейской частью России по природным условиям и природным ресурсам. Сделайте вывод.
  2. Районы азиатской части России, несмотря на различия, имеют общие особенности географического положения, экономического развития. В чем проявляются сходство и различия?
  3. Чем объяснить, что при общем более низком уровне экономического развития (по сравнению с европейской частью) и меньшей плотности населения в отдельных районах Сибири и Дальнего Востока остры экологические проблемы?
  4. Почему в Сибири, отличающейся сложными природными условиями, особую роль играет уровень социальной инфраструктуры? Какие отрасли входят в состав социальной инфраструктуры?
  5. Какие вы видите перспективы дальнейшего развития Сибири и Дальнего Востока?

Дальневосточный Федеральный округ - наиболее удалённый регион Российской Федерации. В него входят десять территориальных единиц, в числе которых Сахалин, Якутия, Камчатский край и Амурская область. Регион граничит с Кореей, Японией, США и КНР.

Активное заселение земель началось в XIX веке, хотя известно о множестве народностей, проживавших на территории современного региона ещё с Каменного Века. Сегодня на территории Дальневосточного округа создан внушительный промышленный комплекс. Не меньшим размахом отличается и демографическое разнообразие.

Население Дальнего Востока

Дальний Восток отличается малой заселенностью. На площади в 6169.3 тыс. кв. км (39% площади страны) проживает порядка 7,6 млн человек (немногим более 5% населения России). То есть, средняя плотность населения составляет 1,2 человека на квадратный километр. Для сравнения плотность населения в Центральной России - 46 человек на кв. км. Однако население распределено по регионы крайне неравномерно. К примеру, Приморский край и южный Сахалин отличаются плотностью в 12 чел. на кв. км, этот же показатель в Камчатской или Магаданской области колеблется между 0,2 и 0,3.

Демографическая ситуация в регионе отличается отрицательной динамикой, однако стремительное развитие агропромышленного комплекса провоцирует механический прирост населения, а вместе с ним и естественный. Основную часть населения дальнего востока составляю русские, украинцы, татары и евреи.

Но особого внимания достойна плеяда коренных народностей: нанайцев, алеутов, эвенков, чукчей, эскимосов и множества других. Упомянутое ранее стремительное развитие промышленности отрицательно сказывается на численности представителей коренных народов. Среда обитания и традиции постепенно рушатся под воздействием промышленности и культуры россиян.

Промышленность Дальнего Востока

Земли Дальнего Востока - богатый кладезь природных и ископаемых ресурсов. Ведущие позиции в агропромышленном комплексе региона занимают три отрасли: добывающая, лесная и рыбная. Добывающая промышленность ориентирована на добычу, обогащение и, частично, переработку руд цветных металлов. С дальнего Востока в Европейскую Россию и на экспорт поставляется олово, ртуть, свинец, цинк, вольфрам. Особо примечательны объемы добычи золота, серебра и алмазов. На данный момент в активной разработке находится 827 месторождений полезных ископаемых по всему региону. В Магаданской области и Якутии добыча полезных ископаемых составляет 60% от всей промышленности.

Огромные просторы региона - место, где хранится порядка четверти всех запасов российской древесины или 20 млрд. кубометров. На этих материалах работает множество отраслевых предприятий, производящих бумагу, мебель, фанеру. Основной вывоз лесоматериалов приходится на Хабаровский и Приморский край, Амурскую область, Сахалин и Якутию.

Дальний Восток лидирует среди остальных регионов страны по ловле рыбы и добыче морепродуктов. Консервированная дальневосточная продукция хорошо известна на территории России и далеко за её пределами. Среди основных видов промысловых рыб особо активно добываются сельдь, минтай, тунец, лососёвые. Кроме того, активно ведётся вылов крабов, гребешков, мидий, кальмаров, переработка икры, морской капусты.

Сельское хозяйство Дальнего Востока

Климат дальневосточного региона разнообразен, но ни арктический, ни субарктический, ни морской климат не подходит для полноценного развития сельского хозяйства. Однако, на юге региона, в Приморском крае и Амурской области размещается порядка 2% российской пашни. Здесь активно выращивается зерновые культуры (рис, пшеница, овёс) плодовые и овощные культуры. Особо следует отметить выращивание сои.

Животноводческий сектор сельского хозяйства представлен мясомолочным скотоводством и свиноводством. В северных областях региона активно развивается оленеводство и звероводство.