Экономико-географическое положение россии, его особенности. Эгп центральной россии

Состав: Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Орловская, Московская, Рязанская, Смоленская, Тверская. Тульская, Ярославская области, а также город федерального значения - Москва.

Площадь - 483 тыс. км 2 .

Население - 29 млн.179 тыс. чел.

Экономико-географическое положение Центрального экономического района (ЦЭР) очень выгодное. Он расположен в центре европейской части страны, на пересечении важнейших транспортных магистралей, которые всегда способствовали сближению обширных русских земель, развитию торговли и других видов экономических связей. В Центральном районе исторически складывались культурные, религиозные, нравственные, этнонациональные, хозяйственные, политические основы централизованного Российского государства. ЦЭР - историческое и экономическое ядро России.

Природные условия и ресурсы

Размеры района невелики, он уступает по территории восточным районам, а также Северу и Поволжью.

Природные условия благоприятны для хозяйственной деятельности и жизни людей.

Рельеф района разнообразен. Общая его равниность нарушается наличием крупных возвышенноегей: Валдайской, Смоленско-Московской. Климат - умеренно континентальный. Реки Центральной района, среди которых такие крупные и важные, как Волга, Западная Двина, Ока, многочисленны И образуют густую речную сеть. Они имеют большой хозяйственное значение. Почвы района в основном дерново-подзолистые, требующие мели-оративных работ и внесения удобрений для повышения Их низкого естественного плодородия, на юге - плодородные серые лесные.

Из природных ресурсов значительны запасы леса в северной части района (особенно в Костромской и Тверской областях), бурого угля (Подмосковный буроугольный бассейн), фосфоритов, торфа, известняка, песка. Но в целом, район испытывает недостаток в природных ресурсах, поэтому промышленность в основном работает на привозном сырье.

Население

Центральный район - самая густонаселенная часть России. Здесь на территории площадью менее чем! 3% территории страны проживает около 20% на£еления Российской Федерации. Средняя плотность населения - около 60 чел. на 1 км 2 .

В Центральном районе резко преобладает городское население. Самый крупный город района и страны - Москва - столица России. Это политический, промышленный, транспортный, научный и куль-турный иентр Российской Федерации. В Московской агломерации проживает около 14 млн. чел. На территории ЦР более 250 городов. Район характеризуется высокой концентрацией квалифицированных кадров.

Хозяйство района - сложный многоотраслевой комплекс с резким преобладанием промышленности, со специализацией на сложной и нематериало-емкой продукции, требующей квалифицированного труда и научных разработок.

Основные отрасли специализации - многоотраслевое машиностроение, химическая, легкая, полиграфическая промышленность.

Машиностроительный комплекс представлен приборостроением, станкостроением, энергетическим и транспортным машиностроением. Выпускается также электронно-вычислительная техника.

Важнейшие машиностроительные центры - Москва и Московская область (выпускаются грузовые и легковые автомобили, автобусы, речные суда, приборы, средства связи и электроника и др.), Тверь (транспортное машиностроение, автомобилестроение), Тула (сельскохозяйственное машиностроение), Владимир (тракторостроение), Брянск (дизелестроение, вагоностроение), Рязань (станкостроение), Смоленск (электротехника), Иваново и Ярославль (автомобилестроение).

Химическая промышленность также высоко развита. Она представлена производством фосфатных удобрений (центры - Воскресенск, Полпино), азотных удобрений (Новомосковск, Щекино), соды, серной кислоты (Щелково, Новомосковск, Воскресенск), синтетического каучука (Ярославль, Ефремов), химического волокна (Тверь, Клин, Серпухов, Рязань).

Текстильная промышленность- старейшая в районе отрасль, в прошлом отрасль специализации, в последние годы испытывает глубокий кризис. Предприятия хлопчатобумажной промышленности расположены в городах Иванове, Орехово-Зуево, Тверь, Ярославль, Москва, Кострома. Кроме хлопчатобумажных в районе производятся также шерстяные, льняные и шелковые ткани.

Полиграфическая база Центрального района очень мощная, она представлена крупными типографиями Москвы, Твери, Ярославля. Владимира, Смоленска, Чехова.

Топливно-энергетический комплекс Центрального района ориентируется в основном на привозное топливо. Разработка местного угля и торфа снизилась в связи с поставками более эффективных нефти и газа.

В Центральном районе вырабатывается почти 20% электроэнергии России, главным образом на крупных тепловых станциях. ТЭС работают на газе и мазуте (Костромская, ТЭС Москвы), на углях или торфе (Рязанская, Щекинская). На Верхней Волге построены ГЭС (Иваньковская, Угличская, Рыбинская). В районе действуют также атомные электростанции: первая в мире АЭС в г. Обнинск, Смоленская и Тверская АЭС.

Несмотря на развитую энергетику, район не обеспечивает себя полностью электроэнергией, поэтому частично использует электроэнергию из Поволжья.

Агропромышленный комплекс-один из крупнейших в России по производству молока, мяса, картофеля, овощей, льна, сахарной свеклы, продукции пищевой промышленности.

Можно выделить три сельскохозяйственных области. В междуречье Оки и Волги развиваются молочное и мясомолочное скотоводство, свиноводство, овощеводство, картофелеводство.

Вокруг Москвы и областных центров развито пригородное сельское хозяйство с крупными плодоовощными хозяйствами, свинофермами и птицефабриками, с мощной пищевой промышленностью.

В северной части района отраслями специализации являются льноводство, молочно-мясное животноводство, выращивание зерновых (озимая рожь, яровая пшеница).

Но собственное сельскохозяйственное производство не обеспечивает потребности района, поэтому продовольственные товары поступают также и из других областей.

Транспорт. В Центральном районе хорошо развиты все виды транспорта; существует разветвленная радиально-кольцевая транспортная сеть. Ядро транспортной сети - Московская агломерация.

Москва - крупный речной порт, имеющий выход к пяти морям.

Центральный экономический район - исторический, политический и хозяйственный центр страны. На его территории находится столица России - город Москва. Среди всех экономических районов Центру принадлежит ведущая роль. Положение района - центральное, выгодное в транспортном и других отношениях на длительном этапе исторического развития. Это древнее ядро Русского государства, главный очаг культуры и формирования русского народа. В связи с этим весьма актуальным является рассмотрение его экономико-географического положения.

Центральный район - самая густо заселённая часть Российской Федерации. Население - 29,9млн. человек (1996) что составляет около 20%населения РФ (первое место среди экономических районов); плотность населения - свыше 60 человек на кв.км. (наиболее плотно заселена Московская область). 2

Для района характерна высокая концентрация квалифицированных кадров. Город Москва-столица России - крупнейший административно - политический, промышленный, транспортный, научный и культурный центр страны (Московская агломерация - около 12 млн. человек). На территории центрального района - более 250 городов. Масштабы развития промышленности обуславливают существенное преобладания городского населения - 83%. 3

Преимущества экономико-географического положения Центрального экономического района заключены в удобстве привлечения ресурсов по мере надобности из всех районов, в возможности включения в межрайонные (и международные) экономические связи и выполнения многообразных обязанностей лидера по отношению ко всей территории страны и особенно её европейской части.

Район обладает удобным экономико-географическим положением, так как расположен в центре Европейской части России, имеет выгодное транспортно-географическое положение.

Центральный экономический район - исторический, политический и хозяйственный центр страны. На его территории находится столица России - город Москва. Среди всех экономических районов Центру принадлежит ведущая роль.

Район имеет равнинно - холмистый рельеф (Валдайская и Смоленско-Московская возвышенности, Мещерская низменность). Климат умеренно континентальный. Почвы - лесные, дерново-подзолистые.

Это высоко развитый индустриальный район страны. Промышленность района специализируется на выпуске сложной и нематериалоёмкой продукции, требующей квалифицированного труда и научных разработок.

Главные отрасли специализации - многоотраслевое машиностроение, химическая, лёгкая (текстильная), полиграфическая промышленность.

В этом районе отражено все многообразие экологических проблем России. Начиная от загрязнений окружающей среды ухудшающей среду обитание людей и заканчивая техногенными катастрофами, которые влияют на все ближайшие районы.

45. Экономико-географическая характеристика Центрально-Черноземного экономического района России .

В состав Центрально-Черноземного экономического района входят: Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая и Тамбовская области с площадью 167,7 тыс.км2 (1% от всей территории России) и проживающим в них населением по данным на 09.10.2002 г. 7,517,456 чел. (5,3% от всего населения России). По числу жителей выделяются города (тыс.): Воронеж (903), Липецк (375), Курск (373), Тамбов (265), Белгород (227), Елец (113) и Мичуринск (102).

Центрально-Черноземный экономический район занимает центральное положение в черноземной полосе Русской равнины и граничит с ведущим промышленным районом страны - Центральным, а также с Поволжским и Северо-Кавказским районами и Украиной.

Используя преимущества своего географического положения между важнейшими экономическими районами страны, а также большие природные и людские ресурсы, Черноземный Центр является высокоразвитым индустриально-аграрным районом.

В межрайонном территориальном разделении общественного труда Центрально-Черноземный район выделяется производством продукции железорудно-металлургического комплекса, связанного с ним машиностроения, химической и пищевой промышленностью. В формировании хозяйственного комплекса Центрально-Черноземного экономического района важную роль играют наличие богатейших запасов железных руд, массивов плодородных черноземных земель в сочетании с благоприятными агроклиматическими условиями и удобное экономико-географическое положение.

В сельском хозяйстве отраслями рыночной специализации являются производство зерна, сахарной свеклы, подсолнечника, эфирно-масличных культур, плодов, ягод, молока и мяса. Имея 1% территории России и 5,3% населения, район производит 49,3% товарной железной руды, 17,2% чугуна, 18,8% стали, 19,4% готового проката черных металлов, 2,2% кузнечнопрессовых машин, 12,4% цемента, 25,2% растительного масла и 35,4% сахарного песка.

Население Центрально-Черноземного района составляет 7,51 млн.чел. или 5,3% численности населения Российской Федерации. В городах проживает 4,66 млн.чел., или 61,96% населения, в сельской местности - 2,84 млн.чел., или 38,04%. По плотности населения (44,8 чел. на км2) регион занимает одно из ведущих мест, уступая Центральному и Северо-Кавказскому районам. Крупнейший город Центрального Черноземья - Воронеж с постоянно проживающим в нем населением 903 тыс.чел.

На территории Центрально-Черноземного района проживают люди нескольких национальностей это, в основном: Русские, Украинцы, Белорусы, Армяне и Азербайджанцы.

В регионе сложилась сложная демографическая ситуация, которая остро сказалась на сельскохозяйственном производстве, так как на протяжении двух последних десятилетий шел интенсивный отток населения, в основном, из сельской местности.

Главным природным богатством района являются железные руды Курской магнитной аномалии, залегающие на его территории двумя полосами: Орел – Щигры – Старый Оскол – Валуйки (Орловская и Тульская область) шириной от 1 до 25 км и Льгов-Белгород (Курская и Белгородская область) шириной от 2 до 40 км с мощностью пластов 70-350 метров. Балансовые запасы железной руды Курской магнитной аномалии в пределах Центрально-Черноземного экономического района по состоянию на 01.01.90 г. по категориям А+В+С1 оцениваются в 31,7 млрд.т, в т.ч. в Курской области 9,3 млрд.т, в Белгородской 22,4 млрд.т. Развиты два главных типа руд: бедные, но в значительной степени рентабельно обогащаемые, с содержанием железа 36% и богатые, содержание железа, в которых составляет свыше 60% при незначительном количестве серы и фосфора. Бедные руды представлены железистыми кварцитами, их глубина залегания составляет от нескольких метров до 700 м (юго-западная часть курской магнитной аномалии). Богатые руды относятся к магнетитовым, гематитовым и мартитовым видам и находятся в Белгородской области. В настоящее время наиболее известными месторождениями в Белгородской области являются: Яковлевское, Гостищевское, Салтыковское, Лебединское, Стойленское, Погромецкое, Чернянское; в Курской области - Михайловское, Курбакинское и Дичнянско-Реутецкое. Неглубокое залегание руд (на глубине от 35-40 до 400-500 метров) и глубже позволяет вести их добычу в открытых карьерах со значительно меньшими капитальными и текущими затратами труда, и средств. Шахтная добыча руд на глубине осложнена здесь обильной водонасыщенностью подземных горизонтов. Строительство подземных рудников ведется с помощью специальных холодильных агрегатов для замораживания пород при проходке шахтных стволов. Высокое качество богатых руд на глубине может не только восполнять расходы на эту технику, но и обеспечивать высокую эффективность горнорудной промышленности КМА. Кроме высокого содержания железа, эти руды содержат всего лишь десятые доли процента серы и сотые доли фосфора.

Ценнейшим богатством района являются почвы: только на западе Курской и на севере Тамбовской областей распространены серые лесные и подзолистые почвы, на всей остальной территории - разного типа черноземы с содержанием гумуса от 4-6 до 10-12% с мощью горизонта в отдельных районах до 120- 130 см. Это самые плодородные почвы. Чернозёмы здесь образовались на рыхлых грунтах песковидных суглинков, поэтому они легко поддаются водной эрозии, ведущей к образованию оврагов. В некоторых районах эрозии подвержено до 60% земель, поэтому борьба с оврагообразованиями составляет важнейшую задачу земледельцев района. Действительным средством этой борьбы стала специальная обработка полей и искусственные лесонасаждения, которые составляют около половины лесопокрытой площади района. Средняя лесистость по району - 8%. Промышленная рубка леса почти всюду запрещена. Лесные ресурсы имеют, в основном, почвозащитное, рекреационное значение. Промышленная эксплуатация лесов не играет сколько-нибудь значительной роли в обеспечении района деловой древесиной. Лесная и деревообрабатывающая промышленность использует привозное сырье, в районе производят мебель, пиломатериалы, древесно-стружечные плиты, фанеру. Продукция отрасли обеспечивает внутренние потребности региона в товарах народного потребления.


Похожая информация.


Центральный экономический район имеет выгодное экономико-географическое положение. Он расположен на пересечении водных и сухопутных дорог, которые всегда способствовали развитию экономических связей. Центральный район граничите Беларусью и Украиной, Северо-Западным, Северным, Волго-Вятским, Поволжским и Центрально-Черноземным экономическими районами, с которыми развиваются экономические отношения и образуются межрегиональные ассоциации.

Природно-ресурсный потенциал

Территориальные ресурсы Центрального экономического района сравнительно невелики и уступают размерам восточных районов, а в европейских районах Северу и Поволжью.

Рельеф в основном равнинный, климат умеренно-континентальный. Климат позволяет выращивать зерновые и технические культуры, картофель, овощи, развивать садоводство и различные отрасли животноводства.

Запасы топлива представлены Подмосковным буроугольным бассейном, который расположен на территории пяти областей: Тверской, Смоленской, Калужской, Тульской, Рязанской. Низкокачественный подмосковный бурый уголь на месте своей добычи оказывается в 2,8- 3 раза дороже углей других бассейнов. ОАО «Мосбассуголь» находится в кризисном состоянии: доходы предприятия не покрывают расходы, которые идут на поддержание шахт в рабочем состоянии, накапливается задолженность по выплате заработной платы, природно-экологические условия добычи ведут к повышению себестоимости добываемого угля.

Реформирование угольной промышленности района позволяет получать финансирование из госбюджета, что, в свою очередь, реанимирует местную «лигнитную» (на потреблении бурого угля) электро- и теплоэнергетику и дает возможность решить социальные проблемы, так как 70% всех шахт и разрезов — градообразующие предприятия.

В районе есть залежи торфа в Тверской. Костромской, Ивановской, Ярославской, Московской областях. Месторождения находятся в последней стадии разработки.

Разведаны нефтегазовые площади в Ярославской области, но пока не разрабатываются.

Из минерального сырья известны немногочисленные месторождения железных руд (Тульская и Орловская области). На использовании тульских руд (с XVI-XVII вв.) основан Косогорский металлургический завод.

Агрономические руды представлены фосфоритами в Брянской (Полпинское месторождение), Московской (Егорьевское месторождение) областях. Цементное сырье, известняки, мергели имеются в Брянской, Московской, Рязанской, Орловской областях.

В районе обнаружены залежи алмазов, месторождения редкоземельных металлов (Тульская и Орловская области).

Природные ресурсы в основном имеют внутрирайонное значение.

Население и трудовые ресурсы

Занимая незначительную часть территории России. Центральный район выделяется особенно большой численностью населения. Увеличение численности происходит за счет интенсивных миграционных процессов. В настоящее время плотность населения Центрального района 62 чел. на 1 км 2 , наиболее густо заселенными являются Московская. Тульская, Ивановская, Рязанская области.

Для района характерен высокий удельный вес городского населения — 83%. В районе насчитывается 248 городов и 400 поселков городского типа, расположена самая крупная городская агломерация страны — Московская. Для столичного региона характерна наиболее развитая социальная инфраструктура.

Главной демографической проблемой Центрального района является проблема занятости, которая в настоящее время достаточно успешно решается, особенно в столичных районах.

Размещение и развитие основных отраслей экономики

Ведущая отрасль рыночной специализации — высокоразвитое многоотраслевое машиностроение, которое специализируется на производстве автомобилей, станков, инструментов, приборов, электротехнического оборудования для легкой и пищевой промышленности.

Главное место в машиностроении принадлежит транспортному машиностроению, которое представлено производством автомобилей, тепловозов, вагонов и речных судов.

Центр автомобилестроения — Москва, где расположены Акционерное московское общество «Завод им. И.А. Лихачева» (АМО ЗИЛ), преобразованное в 1992 г. из производственного объединения им. И.А. Лихачева (ЗИЛ), специализирующееся в основном на производстве среднетоннажных грузовых автомобилей; ОАО АЗЛК, выпускающее легковые автомобили «Москвич»; ОАО «Автофрамос», созданное как совместное предприятие компании Renault и правительства Москвы; ОАО «СеАЗ» (Серпуховской автомобильный завод) производящий автомобили «Ока».

В Ликино-Дулеве (Московская обл.) находится автобусный завод ООО «Ликинский автобус». Один из крупнейших в стране заводов транспортного машиностроения — тепловозостроительный завод в г. Коломна Московской области. ОАО «Коломенский завод» является единственным в России производителем и лидером в области производства современных магистральных пассажирских тепловозов, разработчиком и изготовителем нового поколения пассажирских электровозов и грузовых тепловозов для железных дорог России, стран СНГ и Балтии. Предприятие входит в состав компании «Трансмашхолдинг» и является активным участником выполнения Комплексной программы модернизации и обновления тягового и подвижного состава, реализуемой ОАО «Российские железные дороги» в рамках транспортной стратегии России.

Центры речного судостроения и судоремонта — Москва, Рыбинск (Ярославская область) и Кострома.

Основные центры станкостроения — Москва (заводы «Красный пролетарий». «Станкоконструкция», «Станколит», «Станконор- маль»), Рязань, Коломна. Приборостроение развито в Москве (заводы «Энергоприбор», «Физприбор», «Манометр», часовые заводы и др.), Владимире, Рязани, Смоленске.

Электротехническое машиностроение представлено московскими заводами «Динамо», «Москабель» и заводами в Калуге, Ярославле, Александрове (Владимирская область).

Центральный район является потребителем уральского проката черных металлов и проката из Центрально-Черноземного района и Сибири, а также из Череповца.

Отраслью специализации является химическая промышленность. Производятся фосфорные удобрения ОАО «Воскресенские минеральные удобрения» (Московская область) и ГУП «Брянские фосфаты». Новомосковская акционерная компания «Азот» (Тульская область) выпускает азотные удобрения и ядохимикаты для сельского хозяйства. Азотные удобрения производятся также объединенной химической компанией «Щекиноазот» (Тульская область) и ОАО «Дорогобуж» (Смоленская область).

Следует отметить, что для химической промышленности характерны процессы интеграции, например, ОАО «Воскресенские минеральные удобрения» входят в ОАО «Объединенная химическая компания „УРАЛХИМ"», Новомосковская акционерная компания «Азот» в ОАО «Минерально-химическая компания „ЕвроХим"» и т.д.

В районе развита химия органического синтеза, предприятия которой выпускают синтетический каучук, искусственные волокна, пластмассы. Заводы синтетического каучука находятся в Ярославле и Ефремове (Тульская область).

Старейшей отраслью района является текстильная промышленность. Центральный район выпускает более 85% всех производимых в стране тканей. Хлопчатобумажная промышленность представлена комбинатом «Трехгорная мануфактура» в Москве, Глуховским хлопчатобумажным комбинатом в Ногинске (Московская область), комбинатами в Иванове, Орехове-Зуеве, Твери. Ярославле и др. Льняные ткани производятся в Костроме, Смоленске, Вязниках (Владимирская область). Обувная промышленность производит 12% кожаной обуви, выпускаемой в стране.

Центральный район специализируется на полиграфической промышленности.

В районе развита пищевая промышленность, представленная предприятиями по производству кондитерских, макаронных, хлебобулочных, мясных, молочных, спиртоводочных и табачных изделий. Крупнейшие предприятия пищевой промышленности расположены в Москве.

Управление электроэнергетикой Центрального района находится в стадии реформирования. В энергосистеме района преобладают тепловые электростанции, крупнейшими из которых являются Костромская, Конаковская, Черепецская, Щекинская ГРЭС. На территории района расположены атомные электростанции: Калининская и Смоленская. Каскад Верхневолжских ГЭС включает в себя две гидроэлектростанции: Рыбинскую и Угличскую. В районе функционирует Загорская ГАЭС и строится Загорская ГАЭС-2.

В районе развита промышленность строительных материалов (Московская, Тверская, Брянская, Владимирская области).

Сельское хозяйство Центрального района в значительной степени имеет пригородное значение. Выращиваются зерновые культуры, сахарная свекла, конопля, картофель, овощи и т.д. В районе развито молочно-мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство.

Транспорт и экономические связи

Центральный район имеет транспортную сеть, представленную всеми видами транспорта. Ведущее место принадлежит железнодорожному транспорту. Сеть дорог имеет радиальное строение. Москва является крупнейшим узлом 11 железнодорожных линий, все они электрифицированны. Район имеет систему трубопроводов. Москва по системе каналов и Волге связана с Балтийским, Белым, Каспийским, Азовским и Черным морями.

В район ввозятся энергоносители, лес и лесоматериалы, стройматериалы, хлеб, прокат черных и цветных металлов, сахар, хлопок.

В вывозе преобладают промышленные изделия — машины и оборудование, автомобили, станки, приборы, инструменты, изделия электротехники, бытовые приборы, ткань, обувь и т.д.

Внутрирайонные различия

Москва — центр управления страны и основной информационный центр. Москва имеет особый столичный статус, и она подчинена непосредственно Правительству России.

В районе образованы технико-внедренческие особые экономические зоны в г. Зеленограде и г. Дубна.

Московская область специализируется на машиностроении, химической. легкой (текстильной), пищевой промышленности.

Ярославская область специализируется на машиностроении, нефтехимии, текстильной промышленности.

Ивановская область выделяется текстильной промышленностью, особенно хлопчатобумажной. Развиты машиностроение и химия, обслуживающие текстильную промышленность.

Главными отраслями Владимирской области являются машиностроение, химическая, текстильная и стекольная промышленность.

Тульская область в промышленности специализируется на машиностроении, металлообработке, металлургии, химии, добыче подмосковных углей.

Смоленская область специализируется на машиностроении, легкой и пищевой промышленности. Машиностроение дает продукцию радиотехники, электротехники, приборы.

В Тверской области ведущее место в промышленности занимают машиностроение и текстильная отрасли, а в сельском хозяйстве — льноводство и молочное животноводство.

Основные проблемы и перспективы развития

В Центральном районе более интенсивно, чем во многих других экономических районах, осуществляются рыночные реформы.

Основные перспективы развития Центрального экономического района:

  • совершенствование управления социально-экономическими процессами;
  • восстановление и развитие экономических связей с другими регионами России, со странами ближнего и дальнего зарубежья;
  • аграрные реформы;
  • реконструкция и переоснащение предприятий;
  • развитие производственной и социальной инфраструктуры.

Капитальные вложения, направляемые в экономику района, имеют высокую эффективность. В связи с этим удельный вес инвестиций в хозяйство региона прогнозируется на уровне 21-22% общего объема в РФ.

Экономика Центрального экономического района

контрольная работа

1. Общая характеристика и экономико-географическое положение Центрального экономического района

Центральный экономический район (ЦЭР) занимает центральную часть Восточно-Европейской равнины. Границы его проходят не только с экономическими районами России -- Северо-Западным, Северным, Волго-Вятским, Центрально-Черноземным, Поволжским, но и суверенными государствами -- Украиной и Белоруссией.

По составу административно-территориальных единиц он относится к самому большому в стране и включает: Брянскую, Владимирскую, Ивановскую, Калужскую, Костромскую, Московскую, Орловскую, Рязанскую, Смоленскую, Тверскую, Тульскую, Ярославскую области и столичный город Москву. Площадь района -- 483 тыс. км2, что составляет лишь 2,8% территории Российской Федерации.

Выгодное экономико-географическое положение района обусловливается пересечением водных и сухопутных путей, обеспечивающих устойчивые внутренние и внешние экономические связи.

По объему валового внутреннего продукта, стоимости основных промышленно-производственных фондов, численности промышленно-производственного персонала, научно-техническому потенциалу ЦЭР значительно превосходит другие крупные экономические районы страны. На долю района приходится 20,9% валового регионального продукта страны, 16,8% производства промышленной и 15,7% сельскохозяйственной продукции страны.

Центральный экономический район стал базовым регионом, в котором в наибольшей степени стали формироваться рыночные отношения: получила развитие финансовая система, развивается рыночная инфраструктура, успешно привлекаются иностранные инвестиции, создаются совместные с иностранными партнерами промышленные предприятия. В районе сформировался многоотраслевой хозяйственный комплекс, в котором ведущую роль играют обрабатывающие отрасли промышленности.

Отсутствие промышленных запасов минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов ставит развитие экономики района в зависимость от поставок сырья, топлива, комплектующих изделий и деталей из других районов России и стран ближнего и дальнего зарубежья.

В территориальном разделении труда ЦЭР выделяется наукоемкими и трудоемкими отраслями машиностроения, химической и легкой промышленностью. Несмотря на снижение их доли в производстве промышленной продукции за годы экономических преобразований, вызванное кризисными процессами и распадом единого экономического пространства, они сохраняют ведущую роль в экономике района и страны.

Экономико-географическое положение района -- центральное, выгодное в транспортном и других отношениях на длительном этапе исторического развития. Это древнее ядро Русского государства, главный очаг культуры и формирования русского народа. Преимущества ЭГП этого района заключены в удобстве привлечения ресурсов по мере надобности из всех районов, в возможности включения в межрайонные (и международные) экономические связи и выполнения многообразных обязанностей лидера по отношению ко всей территории страны и особенно ее европейской части.

Центральный экономический район -- исторический, политический и хозяйственный центр страны. На его территории находится столица России -- г. Москва. Среди всех экономических районов Центру принадлежит ведущая роль.

Население. Центральный район -- самая густозаселенная часть Российской Федерации. Территория -- 486 тыс. км (2,9% территории страны); население -- около 29,9 млн. человек, что составляет около 20% населения РФ (1-е место среди экономических районов); плотность населения -- свыше 60 человек на км. Наиболее плотно заселена Московская область.

Для района характерна высокая концентрация квалифицированных кадров. Москва -- столица России -- крупнейший административно-политический, промышленный, транспортный, научный и культурный центр страны (Московская агломерация -- около 12 млн. человек). На территории Центрального района -- более 250 городов. Масштабы развития промышленности обусловливают существенное преобладание городского населения -- 83%.

Хозяйство. Это высокоразвитый индустриальный район страны -- ведущий среди наиболее промышленно развитых районов РФ. Промышленность района в первую очередь специализируется на выпуске сложной и нематериалоемкой продукции, требующей квалифицированного труда и научных разработок. В начале 90-х годов только на отрасли наукоемкого машиностроения приходилось более трети промышленной продукции района.

За реформенные годы Центральный район потерял более двух третей своего былого промышленного потенциала. В структуре промышленности (как и во многих других районах) многократно вырос удельный вес электроэнергетики (с 3 до 17%), уменьшилась доля машиностроения и легкой промышленности, снизившись по сравнению с 1990 г. до 27 и 5% соответственно В настоящее время в Центральном экономическом районе производится более 24% ВВП России, 16% промышленной продукции и более 16% продукции сельского хозяйства.

Главные отрасли специализации -- многоотраслевое машиностроение, химическая, легкая (текстильная), полиграфическая промышленность.

Машиностроительный комплекс представлен станкостроением, приборостроением, энергетическим и транспортным машиностроением. Значительные масштабы имеет производство роботов и станков-автоматов, электронных систем управления и вычислительной техники, приборов и средств связи. Это обусловлено наличием квалифицированных кадров и мощной научно-технической базой.

Транспортное машиностроение представлено производством автомобилей, тепловозов, вагонов и речных судов. Автомобилестроение: Москва (грузовые и легковые автомобили, сборка автобусов); Московская область: Ликино-Дулево (автобусы), Голицыно (автобусы при участии фирм ФРГ). Тепловозостроение представлено в Коломне (Московская обл.); Лю-диново (Калужская обл.), Муроме (Владимирская обл.). Вагоностроение -- Тверь (вагоны); Мытищи (пассажирские вагоны и вагоны для метрополитена); Вышний Волочок (вагоны электропоездов), Брянск (изотермические вагоны). Речное судостроение и судоремонт -- Москва, Рыбинск, Кострома. Сельскохозяйственное машиностроение представлено в Люберцах (Московская обл.), Бежецке (Тверская обл.), Рязани, Туле. Тракторный завод размещается во Владимире.

Центральному району принадлежит ведущее место в стране по производству приборов, средств автоматизации, систем управления. Основные центры приборостроения: Москва, Владимир, Рязань, Смоленск. Электротехническая промышленность развита в Москве, Калуге, Ярославле. Крупными центрами станкостроения являются: Москва, Рязань, Коломна. Несмотря на наличие собственных металлургических заводов в Москве, Электростали и Туле, остро стоит проблема обеспечения машиностроительных заводов данного экономического района прокатом черных металлов, который привозится из других регионов.

Многие проблемы машиностроения Центрального района имеют общий характер. Необходимо: провести реструктуризацию промышленности, ускорить конверсию оборонных предприятий для развертывания инновационной деятельности, развивать наукоемкое, сложное и точное машиностроение, а для этого начать техническое перевооружение крупных машиностроительных предприятий и перепрофилирование их на выпуск более современной техники с целью вывода из длительного депрессивного состояния. Эти же проблемы характерны для всех остальных отраслей промышленности.

Химическая промышленность по-прежнему является важнейшей отраслью специализации района. Она представлена производством фосфатных удобрений (на местном сырье) --Воскресенск (Московская обл.), Полпино (Брянская обл.); азотных удобрений -- Новомосковск и Щекино (Тульская обл.). Развито производство соды, серной кислоты (Щелково, Новомосковск, Воскресенск). В Ярославле и Ефремове (Тульская обл.), размещены заводы по производству синтетического каучука, на продукции которых работают шинные заводы в Москве и Рязани. Химические волокна выпускают в Твери, Клину, Серпухове, Рязани. Широко развито производство фотохимических товаров, лаков, красителей, лекарственных препаратов, парфюмерии.

Текстильная промышленность -- старейшая отрасль промышленности, работавшая на привозном сырье, являвшаяся ранее одной из отраслей специализации района, испытывает в последние годы острейший кризис. Отмечается сильнейший спад производства. Предприятия хлопчатобумажной промышленности размещены в городах Иваново, Орехово-Зуево, Тверь, Ярославль, Москва, Ногинск, Кострома и др. Производятся в районе также льняные, шерстяные и шелковые ткани.

В настоящее время эта отрасль из исторически ведущей в большинстве областей Центрального экономического района превратилась во второстепенную. Ее доля в структуре промышленности в 8-ти из 13-ти регионов сейчас не достигает 5% (для сравнения: в 1990 г. -- около 24%). Очень серьезный спад в объеме производства сопровождается высокими показателями импорта продукции данной отрасли из зарубежных стран.

Для Центрального района характерно наличие очень мощной полиграфической промышленности (Москва, Тверь, Ярославль, Владимир, Чехов).

Район сохраняет 1-е место по развитию науки, высшего и среднего специального образования, по подготовке и переквалификации кадров.

Топливно-энергетический комплекс Центрального района ориентируется в основном на привозное топливо. Местным то пливом является бурый уголь и торф. Добыча бурого угля ведется преимущественно в Тульской и Рязанской областях, хотя она существенно снизилась в последние годы в связи с поставками более эффективных энергоносителей (нефть и газ).

Центральный экономический район занимает 1-е место в РФ по производству электроэнергии. Большую ее часть вырабатывают крупные тепловые станции. Некоторые из них работают на подмосковных углях или торфе (Черепетская, Ще-кинская, Рязанская). Костромская, Конаковская ГРЭС и московские ТЭЦ работают на газе и мазуте. На Верхней Волге действуют Иваньковская, Угличская и Рыбинская ГЭС. Однако все эти станции не удовлетворяют полностью потребностей района в электроэнергии. Поэтому часть электроэнергии передается сюда из Поволжья.

Энергию дают также Смоленская и Тверская АЭС, а также расположенная в г. Обнинск, первая в мире атомная станция, построенная в 1954 г.

Агропромышленный комплекс Центрального района -- один из крупнейших в РФ по производству молока, мяса, картофеля, овощей, льна и сахарной свеклы, а также продукции пищевой промышленности.

Однако собственное сельскохозяйственное производство не обеспечивает потребностей района, продовольственные товары приходится завозить. Это район картофелеводства и животноводства. На севере -- значительны посевы льна. В промышленных районах преобладает пригородная специализация сельского хозяйства.

Транспорт. Территориальная структура транспортной сети Центрального экономического района -- радиально - кольцевая. Ядро -- Московская агломерация. Хорошо развиты все виды транспорта. Связь со всеми другими районами обеспечивает густая сеть железных и автомобильных дорог. В столице действуют четыре аэропорта.

Москва является также речным портом, имеющим через Волгу и систему судоходных каналов выход к пяти морям.

География угольной промышленности

Центральный экономический район - наиболее мощный в России по своему экономическому потенциалу. В его состав входят: Москва, Московская, Орловская, Брянская. Смоленская, Тульская, Тверская, Калужская. Ярославская, Костромская, Ивановская...

Демографическая ситуация в Поволжском районе

Поволжский экономический район Российской Федерации протянулся почти на 1,5 тыс. км вдоль Волги от впадения в нее левого притока Камы до Каспийского моря. Территория - 536 тыс. км2 (рис.1). Рис.1...

Комплексная социально-экономическая характеристика Уральского экономического района

В России существуют две экономические зоны - Западная (европейская часть России и Урал) и Восточная (Сибирь и Дальний Восток). Для выполнения долгосрочных целевых программ, сбалансированности производства и потребления важных видов продукции...

Общая характеристика тундры

Тундра - местность без леса с болотами, речками и ручейками - протянулась широкой полосой вдоль побережий Северного Ледовитого океана. Иногда термин «тундра» применяют и к аналогичным природным зонам Антарктики...

Развитие и размещение ведущих отраслей промышленности Центрального федерального округа

Центральный федеральный округ образован 13 мая 2000 года. Расположен на Восточно-Европейской равнине. Площадь Округа составляет 650,2 тыс. кв.км (3,8% от территории страны). В состав ЦФО входят 18 субъектов Российской Федерации: Белгородская, Брянская...

Развитие Северо-Кавказского экономического района

Северо-Кавказский экономический район имеет выгодное экономико-географическое положение. Это проявляется в следующем. Во-первых, он имеет выход к трем морским бассейнам -- Каспийскому, Азовскому и Черному...

Республика Союза Мьянма, сокращённо -- Мьянма, известна также как Бирма -- государство в Юго-Восточной Азии, расположено в западной части полуострова Индокитай. Бирманцами, составляющими большинство населения страны...

Характеристика Северного экономического района

Северный экономический район отличается значительной протяженностью вдоль Полярного круга, экстремальными природными условиями (лишь Вологодская область не включена в зону Севера)...

Экономико-географическая характеристика и экологические проблемы развития экономических районов России

Экономико-географическая характеристика Поволжского экономического района. Приволжская железная дорога

Экономико-географическая характеристика размещения производительных сил и транспорта Северо-Кавказского экономического района

Северный Кавказ - мощный индустриально-аграрный район России. Основу его экономического потенциала составляют межотраслевые комплексы, среди которых особенно выделяются агропромышленный, топливно-энергетический...

Экономическое развитие регионов России

Центральный экономический район (ЦЭР) занимает 3% площади России. В ЦЭР развита промышленность: машиностроение, электроэнергия, легкая, пищевая, химическая промышленность, промышленность строительным материалов...

Введение

Административный состав района

Особенности экономико-географического положения

Специализация, уровень развития сельского хозяйства района

Территориальная структура хозяйства район (крупнейшие промышленные узлы, подрайоны, ТПК)

Развитие внешних связей района

Проблемы развития района в условиях перехода к рыночной экономике

Карта Центрального экономического района

Заключение

Место района в хозяйственном комплексе страны

Центральный экономический район - исторический, политический и хозяйственный центр страны. На его территории находится столица России - город Москва. Среди всех экономических районов Центру принадлежит ведущая роль.

Оценка природных ресурсов и условий района

Район имеет равнинно-холмистый рельеф (Валдайская и Смоленско-Московская возвышенности, Мещерская низменность). Климат умеренно континентальный. Почвы - лесные, дерново-подзолистые. В пределах Центральной России берут начало известные реки - Волга, Западная Двина (Даугава), Днепр и др. Природными ресурсами район не богат, поэтому промышленность работает в основном на привозном сырье. Имеются запасы бурого угля (Подмосковный бассейн), фосфоритов, торфа, известняка, песка, леса (на севере и северо-западе района).

Характеристика населения и трудовых ресурсов района

Центральный район - самая густо заселённая часть Российской Федерации. Население - 29,9млн. человек (1996) что составляет около 20%населения РФ (первое место среди экономических районов); плотность населения - свыше 60 человек на кв.км. (наиболее плотно заселена Московская область).

Для района характерна высокая концентрация квалифицированных кадров. Город Москва-столица России - крупнейший административно - политический, промышленный, транспортный, научный и культурный центр страны (Московская агломерация - около 12 млн. человек). На территории центрального района - более 250 городов. Масштабы развития промышленности обуславливают существенное преобладания городского населения - 83%.

Развитие и размещение основных отраслей промышленной специализации района

Это высоко развитый индустриальный район страны. Промышленность района специализируется на выпуске сложной и нематериалоёмкой продукции, требующей квалифицированного труда и научных разработок.

Главные отрасли специализации - многоотраслевое машиностроение, химическая, лёгкая (текстильная), полиграфическая промышленность.

Машиностроительный комплекс представлен станкостроением, приборостроением, энергетическим и транспортным машиностроением. Значительные масштабы имеет производство роботов и станков-автоматов, электронных систем управления и вычислительной техники, приборов и средств связи (это обусловлено наличием квалифицированных кадров и мощной научно-технической базой).

Транспортное машиностроение представлено производством автомобилей, тепловозов, вагонов и речных судов. Автомобилестроение: Москва - грузовые и легковые автомобили, сборка автобусов; Ликино-Дулево - автобусы. Строится новый завод по выпуску автобусов под Москвой при участии фирм ФРГ.

Тепловозостроение представлено в Коломне (Московская обл); Людиново (Калужская обл), Муроме (Владимирская обл). Вагоностроение - Тверь (вагоны); Мытищи (пассажирские вагоны и вагоны для метрополитена); Вышний - Волочок (вагоны электропоездов), Брянск (изотермические вагоны). Речное судостроение и судоремонт - Москва, Рыбинск, Кострома. Сельскохозяйственное машиностроение представлено в Люберцах (Московская обл.), Бежецке (Тверская обл.), Рязани, Туле. Тракторный завод размещается во Владимире.

Химическая промышленность также является важнейшей отраслью специализации района. Она представлена производством: фосфатных удобрений (на местном сырье) - Воскресенск (Московская обл.), азотных удобрений Новомосковск и Щёкино (Тульской обл.) Развито производство соды, серной кислоты (Щёлково, Новомосковск, Воскресенск). В Ярославле и Ефремове (Тульская обл.), размещены заводы по производству синтетического каучука, на продукции которых работают шинные заводы в Москве и Рязани. Химические волокна выпускаются в Твери, Клину, Серпухове, Рязани. Широко развито производство фотохимических товаров, лаков, красителей, лекарственных препаратов, парфюмерии.

Текстильная промышленность - старейшая отрасль промышленности, работавшая на привозном сырье, являвшаяся ранее одной из отраслей специализации района, испытывает в последние годы острейший кризис.

Отмечается сильнейший спад производства. Предприятия хлопчатобумажной промышленности размещены в городах Иваново, Орехово-Зуево, Тверь, Ярославль, Москва, Ногинск, Кострома и др. Производятся в районе также льняные, шерстяные и шелковые ткани.

Отрасли, дополняющие промышленную специализацию района, комплекс услуг

Центральному району принадлежит ведущее место в стране по производству приборов, средств автоматизации, систем управления. Основные центры приборостроения - Москва, Владимир, Рязань, Смоленск.

Электротехническая промышленность - Москва, Калуга, Ярославль. Крупными центрами станкостроения являются - Москва, Рязань, Коломна.

Несмотря на наличие собственных металлургических заводов в Москве, Электростали и Туле, остро стоит проблема обеспечения машиностроительных заводов данного экономического района прокатом черных металлов, который привозится из других районов.

Для Центрального района характерно наличие очень мощной полиграфической промышленности (Москва, Тверь, Ярославль, Владимир, Чехов). Район сохраняет первое место по развитию науки, высшего и среднего специального образования, по подготовке и переквалификации кадров.