Историко географические регионы. Историко-географические регионы современного мира. Учитель географии высшей

регионализм глобализация иерархия

Различные понимания термина «регион»

Для установления научной парадигмы региональных исследований большое значение имеет дефиниция ключевого понятия «регион». Но подходы к определению этого понятия различаются кардинальным образом. Регион определяется в зависимости от конкретных целей представителей многих наук, изучающих этот феномен. Неодинаковы и критерии выделения регионов. Принципиально различаются регионы, выделяемые на основе признаков гомогенности (однородности), с одной стороны, и когерентности (внутреннего единства, системности) -- с другой.

В отечественной литературе на основе однородности выделяются зоны (зонирование), на основе комплексности -- комплексы, на основе сочетания этих двух признаков -- районы Алаев Э. Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. М., 2002. С. 66-67.. Все эти три понятия подпадают под определение региона.

С точки зрения западных экономистов, важный атрибут региона -- осознание общественных региональных интересов. При этом существенным фактором является взаимосвязь между экономическим опытом территорий, входящих в состав региона, и группами, выражающими те или иные интересы. Регион рассматривается как некая единица, которая определенным образом реагирует на изменяющиеся условия, воздействующие на экономический рост и благосостояние Клемешев А. П. Регион в условиях глобализации // Вестник ВГУ. Серия Гуманитарные науки. 2009. № 2. С. 22..

В документах Евросоюза упоминаются культурные, экономические, социальные, административные регионы Вайденфельд В., Вессельс В. Европа от А до Я. Справочник европейской интеграции. Рига, 2008. С. 15.. Но чаще всего под регионом понимается административный регион, т. е. область, объединенная по управленческому принципу и обладающая едиными полномочиями. Многие российские ученые также рассматривают регион как субъект Российской Федерации. Так, В. Г. Игнатов и В. И. Бутов дают следующую трактовку понятия: «регион -- территория в административных границах Российской Федерации, характеризующаяся следующими основополагающими чертами: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т. е. наличием политико-административных органов управления» Игнатов В. Г., Бутов В. И. Регионоведение. Ростов н/Д, 2007. С. 18..

В конце концов, оказывается, что регион -- это просто субъект Российской Федерации. Кроме этого, термин «регион» используется для обозначения территории, охватывающей несколько государств или административно-территориальных единиц соседних государств. Это интер- или мультинациональный регион, например, регион Балтийского моря (Baltic Sea Region) Клемешев А. П. Регион в условиях глобализации // Вестник ВГУ. Серия Гуманитарные науки. 2009. № 2. С. 31..

Регионы ЕС, обладающие значительными правами и финансовыми ресурсами, объединяются с регионами соседних стран в так называемые еврорегионы, которые могут образовывать подпространства внутри экономического пространства ЕС.

Итак, можно согласиться с тем, что «иерархию регионов определяет только научная проблема... регион детерминирован тем вопросом, изучением которого мы занимаемся» Там же.. Но исследователь, принимая в качестве исходной собственную трактовку этого понятия, должен быть знаком с его различными определениями. Иначе могут возникнуть недоразумения, вызванные отличиями используемого терминологического аппарата от понятий, применяемых другими научными школами.

Можно выделить два главных вопроса, на которые при разном понимании региона даются принципиально различные ответы. Во-первых, существуют ли регионы объективно, или это только методологический прием в интересах конкретного исследования? Во-вторых, является ли первичным, регионообразующим фактором территория или она выступает как своего рода фон (пространство), на котором в ходе взаимодействия экономических, социальных, политических и иных факторов формируется регион?

Стоит привести еще несколько определений региона, встречающихся в географической литературе.

  • 1. Регион -- это комплекс, состоящий из земли, воздуха, флоры, фауны и человеческого населения, которые могут рассматриваться в их особых отношениях друг с другом и которые составляют вместе определенную и характерную часть поверхности Земли.
  • 2. Регионы -- это те зоны, которые заключают в свои рамки существенную однородность доминирующих физических условий и соответственно преобладающих «укладов обитания».
  • 3. Регион -- географический термин для описания такого типа окружающей среды, в котором географические элементы соединены друг с другом определенными и постоянными отношениями.
  • 4. Регион -- группа близлежащих стран, представляющих собой отдельный экономико-географический или близкий по национальному составу и культуре, или однотипный по общественно-политическому строю район мира.
  • 5. Регион -- область, район, часть страны, отличающаяся от других областей совокупностью естественных и (или) исторически сложившихся, относительно устойчивых экономико-географических и иных особенностей, нередко сочетающихся с особенностями национального состава населения и т.д.
  • 6. Регион -- средство отбора и изучения пространственных сочетаний сложных комплексов явлений, встречаемых на земном шаре. Любой участок или часть земной поверхности можно считать регионом, если они однородны с точки зрения условий данного пространственного сочетания. Однородность региона определяется на основании показателей, отобранных с целью выделения из всей массы тех земных явлений, которые необходимы для характеристики или освещения данного их сочетания в пределах выделяемой географической единицы. В таком определении регион не является объектом ни независимо существующим, ни данным от природы. Как отмечает Ю.Н. Гладкий, «это интеллектуальная концепция, создана мышлением, использующая определенные признаки, характерные для данной территории, и отбрасывающая все те признаки, которые рассматриваются как не имеющие отношения к анализируемому вопросу» Гладкий Ю.Н. Указ. соч. С. 10..

В отечественной географической литературе под регионом долгое время понимался определенный таксономический уровень районов -- макроуровень: как о регионе речь могла идти о европейской части страны, Сибири, Дальнем Востоке. Основополагающим считался термин «район», с которым и ассоциировалось употреблявшееся в зарубежной литературе понятие «region». Поскольку в таких науках, как экономика, политология, социология региональные направления были неразвиты, они обходились без понятия «регион». И лишь в 70-е годы 20 века с возникновением сначала региональной экономики, а затем и региональных направлений в других общественных науках, в отечественную научную практику стало проникать это понятие, пришедшее затем в новом смысле и в экономгеографию. Советские исследователи, в силу монополизации понятия «район» для целей планирования, вынуждены были довольствоваться его жестким определением как наиболее комплексной социально-экономической общности, при всех модификациях восходящим к Н. Н. Баранскому Баранский Н. Н. Избранные труды. Научные принципы географии. М., 1990. С. 112..

Более широким является подход к регионам Ю. Н. Гладкого и А. И. Чистобаева как к разнообразным относительно целостным территориальным образованиям, а к регионоведению как синтезу научных знаний о регионах. То есть, речь идет об изучении структуры различных пространств (географического, экономического и т. д.) с помощью регионального анализа См.: Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. Регионоведение. М., 2006. С. 5, 31..

Развитие регионализма в ЕС, усиление внимания к местному самоуправлению и поддержке регионов в рамках общеевропейской политики привели к появлению на Западе такого понимания термина «регион», которое по форме приближается к характерному для российской региональной науки. Регион все чаще рассматривается как всеобъемлющий территориальный комплекс, субъект и объект управления Клемешев А. П. Указ. соч. С. 24..

Подчеркивая роль понятия «регион» в управлении, некоторые исследователи даже происхождение термина «регион» начинают объяснять не только в традиционном ключе, от латинского regio (направление, граница), но и от regere (вести, направлять, управлять). Тем самым подчеркивается, что семантика данного понятия имеет две взаимосвязанные составляющие: основную -- пространственную, и метафорическую, подразумевающую чувство власти Там же..

Анализ основных положений теории экономического районирования Н. Н. Баранского, выполненный Э. Брюна, показывает, что различия советского и западного подхода заключаются скорее в характере выполняемых исследователями задач, вытекающих из принципиальных различий экономики, с одной стороны -- административно-командной, с другой -- рыночной. А «объективно существующий природно-социально-хозяйственный комплекс -- район», использовавшийся советской наукой для конкретных целей административно-командного управления территорией, есть частный случай всего многообразия регионов. Поэтому, на наш взгляд, не в соотношении объективного и субъективного кроются главные различия в подходах к понятию «регион». И «объективно существующий» район выделяется исследователем, т. е. имеет субъективный характер. И, в свою очередь, «субъективно выделяемый» регион является отражением реально существующих социально-экономических особенностей территории. Принципиальные различия заключаются в разных подходах к определению соотношения понятий «регион» и «территория». Эти различия сформировались исторически и обусловлены особенностями процессов регионообразования в Западной Европе и России.

Как отмечает И. Бусыгина, «оформившиеся еще в средние века территориальные сообщества (региональные и местные) не только не растворились в нации-государстве, но сохранились и ныне выходят из его тени» Бусыгина И. Территориальный фактор в европейском сознании // Космополит. 2007/2008. № 2. С. 61.. Отражением этого процесса является получившее распространение понятие «Европа регионов».

А. Маркузен определяет регион как синтетическое понятие, «исторически эволюционирующее компактное территориальное сообщество, которое содержит в себе физическое содержание, социо-экономическую, политическую и культурную среду, а также пространственную структуру, отличную от других регионов и территориальных единиц, таких как город или нация» Цит. по: Клемешев А. П. Указ. соч. С. 25.. При таком подходе именно региональные идентичности рассматриваются как своеобразный ключ к конструированию региона как политического, социального и институционального пространства.

Территория выступает условием, но не причиной формирования региона. Можно назвать и концепции, в которых роль территории в развитии социальных связей недооценивается и даже игнорируется. Так, по мнению Э. Дюркгейма, «народ тем дальше продвинулся вперед, чем более поверхностный характер в нем имеют территориальные разделения» Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991. С. 179.. Однако, сейчас, в начале 21 века, преобладает иная точка зрения. Это объясняется дальнейшей поляризацией экономического и социального пространства, подтверждаемой эмпирически, с одной стороны, и усилением региональной политики на государственном и межгосударственном (Европейский Союз) уровне -- с другой. Речь идет о рассмотрении региона как определенного единства, обусловленного его структурой, внутренними связями. С позиций социальных связей, в качестве существенного связующего звена между людьми и регионом рассматривается чувство места. На основе сочетания физических и социальных характеристик региона, его истории формируются психологические узы, определяющие идентичность населения конкретной территории. Концепция чувства места предполагает, что люди, населяющие регион, пережили определенный коллективный опыт, на основе которого формируются общие устремления, интересы, цели и ценности. Со временем такой опыт трансформируется в некое общественное единение людей, живущих в пределах данной единицы пространства Клемешев А. П. Указ. соч. С. 25.. На основе данного подхода формируется трактовка региона Ф. Броделя, которую А. Макарычев назвал философской: регион является аналогом особого «мира» с присущим только ему менталитетом, образом мышления, традициями, мировоззрением и мироощущением Материалы “Круглого стола” “Влияние зарубежных концепций на развитие российского регионализма: возможности и пределы заимствования”. М., 2006. .

Таким образом, в научной литературе существуют различные понимания термина «регион», его определение дается в зависимости от основных факторов, по которым он выделяется.

Цель:

  • Учить учащихся классифицировать различные географические объекты и выделять для их классификации основные критерии.
  • Создать условия для комплексного применения знаний в процессе изучения нового материала.

Ход урока

I. Определить по опорным словам раздел географии, который начинаем изучать, частично тему урока

II. Как же можно поделить земной шар на:.. (регионы), используйте знания ранее изученных тем: "Освоение человеком планеты Земля", "Население", "Политическая карта"

  1. :. (Старый Свет- Новый Свет)
  2. :. (Ойкумена-Неойкумена)
  3. :.(Компактное проживание этнически родственных народов)
  4. :.(Исповедующих одну религию)
  5. :.(Территориальное единство) : Как бы назвали регионы (Географические регионы)

III. Работа с атласом и настенной картой (ПКМ)

Заполнить пропуски (запись на доске):

  1. :. (Географические регионы) - : (Северная) Европа - Норвегия, : продолжить: (Швеция, Финляндия, Дания, Исландия)
  2. Южная Европа - :.. (Андорра, Ватикан, Греция, Испания, Италия, Мальта, Португалия, Сан-Марино)
  3. Какие географические регионы можно отметить в Латинской Америке? (Вспомнить физическую карту Южной Америки-особенности рельефа)

(Показать страны на карте, показывают учащиеся или учитель показывает - учащиеся называют)

IV. До конца 80-х годов изучались общественно (социально)-экономические регионы, используя знания темы "Типология стран" назвать их:

  1. :. (Капиталистические страны)
  2. :. (Социалистические страны)
  3. :. (Развивающиеся страны).

Каков подход для такого деления? : (классовый)

V. А сейчас основа для деления?

Решение каких интересов лежит в основе деления? :. (общечеловеческих)

ВЫВОД: Основа для изучения мира - историко-географические регионы.

Какие признаки для выделения крупных историко-географических регионов вы можете предложить. (Исторические, культурные, природные, экономические:)

Работа с учебником. Найти ответ на вопрос: Отчего зависит степень внутреннего единства историко-географических регионов

VI. Некоторые историко-географические регионы мира:

Применить знания темы "Политическая карта мира"

Работа с атласом. Найти и назвать.

На каждом столе лист с вопросами.

Работа может быть организована фронтально со всем классом, а может быть дана для самостоятельной работы с последующей проверкой.

  1. Какие страны относятся к Скандинавскому региону?
  2. Какие страны Африки традиционно относятся к странам Ближнего Востока?
  3. Обозначьте страны Азии относящиеся к Ближневосточному Региону
    Каир, Афганистан, Ирак, Индия, Египет, Израиль, Саудовская Аравия, Оман, Судан, Алжир.
  4. Назвать европейские страны: Аргентина, Бельгия, Болгария, Пакистан, Нигерия, Литва, Португалия, Ирландия, Куба, Финляндия.
  5. Назвать азиатские страны: Монголия, Кувейт, Чехия, Бразилия, Иран, Египет, Индонезия, Югославия, Япония, Афганистан.
  6. Назвать страны Северной и Южной Америки: Мексика, Швеция, Венесуэла, Канада, Алжир, Чили, Австрия, Аргентина, Ирак, Перу.
  7. Найдите соответствие: страна - часть света, где она расположена (подберите пары)

8. Указать в предложенном списке страны Юго-Западной Азии:

1) Турции;

4) Пакистан;

5) Шри-Ланка;

6) Малави;

7) Бахрейн;

8) Израиль;

9) Саудовская Аравия.

Указать страны Центральной Америки и Вест-Индии: 1) Гондурас; 2) Мексика; 3) Белиз; 4) Гаити; 5) Венесуэла; 6) Панама; 7) Куба; 8) Эквадор; 9) Суринам.

Указать страны Северной Африки: 1) Чад4 2) Нигер; 3) Мали; 4) Эфиопия: 5) Танзания; 6) Тунис; 7) Ангола; 8) Морокко.

Указать в списке городов столицы Андских стран: 1) Манагуа; 2) Каракас; 3) Асуньон; 4) Сантьяго; 5) Буэнос-Айрес; 6) Сант-Паулу; 7) Лима; 8) Кито; 9) Кингстон.

VII. Подведение итогов урока: Назовите историко-географические регионы мира. (Целые континенты или их части), которые мы будем изучать в этом разделе географии:

VIII. Домашнее задание.

В учебнике "Экономическая и социальная география мира" Ю.Н.Гладкий, С.Б. Лавров параграф 31 раздел "США, страны Западной Европы и Япония: соотношение в "треугольнике силы".

Дополнительная литература - подготовить экономический очерк (Эссе)

План комплексной экономико-географической характеристики ре­гионов России:

    экономико-географическое положение;

    природные условия и ресурсы, их хозяйственная оценка;

    население, трудовые ресурсы;

Специализация промышленности и сельского хозяйства, география отраслей;

    социально-экономические проблемы;

    экологические проблемы;

    внутренние различия;

    перспективы развития.

Центральная Россия. Экономико-географическая характеристика. Центральная Россия - историческое ядро Российского государства. Эко­номико-географическое положение как фактор экономического развития региона. Развитие наукоемких и трудоемких производств. Политические, экономические и социальные функции Москвы - столицы России. Науч­но-производственный комплекс Московской агломерации.

Центральный экономический район. Экономико-географическая ха­рактеристика. Центральный экономический район - «район-локомотив» развития страны. Перспективы формирования экономики постиндустри­ального типа.

Центрально-Черноземный экономический район. Экономико-геогра­фическая характеристика. Агропромышленный комплекс района. Освоение ресурсов Курской магнитной аномалии.

Волго-Вятский экономический район. Экономико-географическая ха­рактеристика. Нижний Новгород и его районообразующая роль. Проблемы и перспективы развития машиностроения и лесной промышленности района.

Северо-Запад России. Экономико-географическая характеристика. При­морское положение как фактор экономического развития. Санкт-Петербург - второй по значению экономический и культурный центр России.

Калининградская область как перспективный мост между Россией и Западом. Оценка экономико-географического положения области. Населе­ние, демографическая ситуация. Отраслевая структура экономики. Отрасли специализации промышленности. Значение транспорта в развитии области. Особая экономическая зона в Калининградской области, ее значение для развития экономики.

Европейский Север. Экономико-географическая характеристика. Эко­номико-географическое положение Европейского Севера, его особое место в Западном экономическом регионе страны. Две зоны концентрации при­родных ресурсов и проблемы их освоения.

Поволжье. Экономико-географическая характеристика. Волга - эко­номическая и транспортная ось района. Смена природных зон района и ее влияние на специализацию сельского хозяйства. Главные центры добычи нефти и природного газа. Размещение машиностроения и химической про­мышленности. Проблемы Волги и Волго-Каспийского региона.

Южная Россия. Экономико-географическая характеристика. Нацио­нальный состав населения. Ведущая роль АПК в хозяйстве района. Разно­образие производящих и перерабатывающих отраслей АПК. Машино­строение района. Экологические проблемы региона. Роль мелиорации зе­мель. Северный Кавказ - важнейший рекреационный район России. Чер­номорские порты России.

Урал. Экономико-географическая характеристика. Отраслевая структу­ра и география современного хозяйства Урала. Экологические проблемы. Современная этническая пестрота и проблемы населения Урала.

Западная Сибирь. Экономико-географическая характеристика. Отрас­левая структура экономики Западной Сибири. Ведущая в РФ топливная база. Экологические проблемы Кузбасса.

Восточная Сибирь. Экономико-географическая характеристика. При­родные и хозяйственные контрасты севера и юга. Проблемы и формирова­ние ТНК, производственный и социальный аспект. КАТЭК. Развитие Но­рильского промышленного района. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС. Озеро Байкал. Вопросы охраны природы.

Дальний Восток. Экономико-географическая характеристика. Природно-ресурсный потенциал, специализация хозяйства Дальнего Востока. Роль Дальнего Востока во внешнеэкономических связях России. Коренное население, слабая заселенность Дальнего Востока. Свободные экономиче­ские зоны.

Анализ и объяснение структуры хозяйства и специализации отдельных территорий России.

Древними цивилизованными районами мира были долины Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Хуанхэ и , а впоследствии территории Древнего Рима и Древней . Здесь получили развитие сельское хозяйство и разнообразные ремесла. Однако на остальных пространствах планеты люди жили по-прежнему на первобытном уровне.

В средневековье в хозяйство более широко, чем прежде, начали вовлекаться минеральные, лесные ресурсы и выделялись высокой освоенностью лишь в Восточной и Южной Азии, Западной и Центральной Европе. Обширные территории Северной и , были слабо освоены и редко заселены.

Великие способствовали вовлечению в хозяйственный оборот открытых земель в Америке, Австралии и Океании. Англией, были созданы колониальные империи, население которых безжалостно истреблялось.

Отличительной чертой нашего времени является широкое освоение и проникновение в недоступные ранее районы с неблагоприятными для людей природными условиями. В последнее время началось интенсивное размещение производительных сил мира на пустынных и полупустынных территориях Азии, Америки, Австралии. Благодаря достижениям НТП к освоению таких территорий, кроме высокоразвитых стран, приступили и многие развивающиеся страны. Даже в Сахаре появляются новые города-оазисы с промышленными предприятиями, у песков отвоевываются площади под сельскохозяйственные угодья, прокладываются автодороги.

В экстремальных северных широтах также происходит хозяйственное строительство. Это полярные и заполярные районы России, (Аляска). Разрабатываются там руды, уголь, нефть, золото, платина, олово, слюда и т. д.

Осваиваются человеком и горные территории. Как сельхозугодья используются горные склоны, но для этого нужна специальная техника.

Осваиваются глубинные территории Южной Америки -влажные тропические леса, где строятся дороги, заводы.

Все больше начинает использоваться человеком , его минеральные, биологические, химические, энергетические и другие богатства. Близка к осуществлению идея транспортировки в засушливые места Земли антарктических айсбергов. Однако полное хозяйственное освоение и еще проблематично, как и освоение Космоса.

Эпоха экстенсивного освоения планеты за счет вовлечения в хозяйство новых пространств заканчивается. Развитие экономики будет происходить не «вширь», а «вглубь», за счет более полной переработки сырья, повторного использования отходов производства и потребления, применения малоотходной технологии. Экстенсивный тип освоения территорий сохраняется в некоторых , где производство еще эксплуатирует природные ресурсы.

Итак, освоение планеты — сложный, растянутый во времени процесс, в котором сливаются экономические, политические, социальные и экологические проблемы.

Как лучше изучать современный мир? На какие крупные территориальные единицы его можно «поделить»? От каких факторов зависит степень внут­реннего единства территорий, населенных разными народами?

Что такое регион и региональная география. Слово «регион» чаще все­го используется для обозначения об­ширных территорий, охватываю­щих континенты, их целостные ча­сти или страны 1 . Именно от него и происходит выражение региональ­ная география. Она рассматривает все многообразие современного мира под региональным углом зрения, т. е. с учетом индивидуальности его крупных составных частей.

Поделить земной шар на регио­ны можно по-разному. Любое такое деление будет представлять продукт нашего мышления и носить услов­ный характер. Вспомним, что еще в недалеком прошлом весь мир под­разделялся просто – на Старый и Новый Свет. Под Старым Светом подразумевались три известные с древности части света – Европа, Азия и Африка, а название Новый Свет обозначало неизвестную вплоть доXVI в. четвертую часть света – Америку. Таким же чрезвычайно общим делением территории плане­ты на регионы могла бы явиться се­годня ее «разбивка» на освоенные и обжитые человеком регионы (Ойку­мена), с одной стороны, и неосвоен­ные (Неойкумена), с другой.

Другое родственное слово «район» обычно связано с территориями конкрет­ной страны.

В качестве особых регионов мож­но рассматривать также компакт­ные территории проживания этни­чески родственных народов, конфес­сиональных (исповедующих одну религию) групп и даже отдельные страны. Еще совсем недавно широко практиковался метод изучения совре­менного мира по общественно-эконо­мическим регионам, т. е. раздельно­го изучения социалистических и ка­питалистических государств.

Можно предложить и другие признаки для выделения регионов.

Историко-географические реги­оны мира. Наиболее часто в жизни мы сталкиваемся с упоминанием своеобразных историко-географических регионов, таких как Тропиче­ская Африка, Латинская Америка, Ближний Восток, Индокитай, За­падная Европа и др. Такие регионы представляют собой либо целые кон­тиненты, либо их части, характери­зующиеся, как правило, определен­ной схожестью исторических судеб населяющих их народов.

Историко-географические регио­ны отличаются различной степенью внутреннего единства. Одни из них (например, Западная Европа) давно уже представляют собой более или менее целостные в политическом, культурном и хозяйственном отно­шении организмы, в то время как другие (например, Африка) из-за огромных различий в путях куль­турного и социально-экономическо­го развития между странами (Север­ной Африки и государствами южнее Сахары) таковыми не являются.



От чего же зависит степень внутреннего единства историко-географических регионов? От мно­жества факторов, и прежде всего от их исторической судьбы и типа сложившейся цивилизации, хода этнических процессов, направления хозяйственных связей, развития транспортных путей и даже распо­ложения природных барьеров (высо­ких гор, морей и т. д.).

Особо важное значение для внут­реннего «цементирования» таких регионов имеет внутренний рынок. Его формирование способствует активизации территориального раз­деления труда между странами ре­гиона и представляет собой яркий пример экономико-географического процесса. Важно знать, в каких тер­риториальных рамках складывается внутренний рынок, какие страны и территории охвачены товарными связями. Например, отсутствие об­щего внутреннего рынка в той же Африке лишний раз подтверждает географическую разобщенность на­родов этого континента.

Бывает, что некоторые страны одновременно относятся к двум и более регионам. Так, широко изве­стным историко-географическим ре­гионом мира является Ближний Восток, расположенный на стыке Юго-Западной Азии, Северной Аф­рики и Европы. Традиционно к нему относят Египет, Судан, Изра­иль и Иорданию, Сирию, Ливан, Турцию, Ирак, Кипр, а также стра­ны Аравийского полуострова и не­большие государства в зоне Персидского залива. Страны Ближнего Востока вместе с Ираном и Афгани­станом входят в иногда употребляе­мое более широкое понятие «Сред­ний Восток». Отсюда можно сделать вывод, что Египет одновременно се­вероафриканская, ближневосточная и средневосточная страна.

Среди других широко упоминае­мых в литературе регионов назовем Скандинавский регион в Европе (Дания, Норвегия, Швеция и Ис­ландия); регион Большого Магриба (или Арабский Запад) в Африке, охватывающий Тунис, Алжир, Ма­рокко, Ливию, Мавританию и За­падную Сахару; Туркестан – слож­ное историко-географическое обра­зование в центре Азии и др.



Многие историко-географические регионы отличаются сложной многоступенчатой структурой, что хорошо видно на примере Западной Европы.

По каким регионам лучше изучать мир. При изучении регио­нальной географии неизбежно воз­никает вопрос: по каким регионам следует изучать современный мир – историко-географическим или об­щественно-экономическим?

Думается, что в наше сложное время, когда общечеловеческие ин­тересы стали цениться выше классо­вых, наиболее подходящей основой для изучения мира являются историко-географические регионы. В этом случае появляются возможности для универсальной характеристики ре­гионов с учетом их природной, ис­торической, культурной и иной спе­цифики.

В зарубежной Европе до послед­него времени выделяли два крупных региона: Западную Европу и Восточ­ную Европу. В связи с распадом СССР контуры Восточно-Европейского региона подверглись коррек­ции: присоединились традиционно тяготевшие к нему государства Бал­тии (Эстония, Латвия и Литва), а сближение с ним Украины, Белорус­сии и Молдавии будет зависеть от характера их будущих отношений с Россией.

Зарубежную Азию чаще всего изучают сквозь призму таких ее сла­гающих историко-географических регионов, как Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия и Восточная Азия. Но дезинтегра­ция Советского Союза закономерно привела к «появлению» (в учебниках) и Центральной Азии – давно извест­ного историко-географического ре­гиона, костяк которого составляют Узбекистан, Таджикистан, Кирги­зия, Казахстан и Туркменистан.

Государства Америки обычно изучают с учетом существования здесь таких более или менее целостных ре­гионов, как англоязычная Америка (США и Канада) и Латинская Аме­рика (в составе Мексики, Централь­ной Америки и Вест-Индии, Андских стран и государств бассейна Амазон­ки и Ла-Платской низменности).

Что же касается Африки, то в ее составе четко различают Северо­африканский регион (тяготеющий скорее к исламской Юго-Западной Азии, чем к остальным странам континента) и Африку южнее Саха­ры (в составе Западной, Восточной, Центральной и Южной Африки).

Итак, всю сушу планеты мы мо­жем представить в виде крупных ис­торико-географических регионов – тех территориальных ячеек, изучая которые можно получить более по­дробное представление о мире.

Вопросы и задания. 1. В чем различие между региональной физической гео­графией и региональной экономической географией? 2. Почему историко-географические регионы мира могут служить основой для изучения мира? 3. Какие признаки для выделения крупных историко-географических регионов вы можете предложить? 4. Назовите и покажите на карте: а) страны Средиземноморского региона; б) страны Балканского региона; в) государства Карибского региона; г) государства Персидского залива; д) страны Гвинейского залива; е) страны Тропической Африки. 5. Каким образом историко-географические (или культур­но-исторические) регионы соотносятся с мировыми цивилизациями?

Развитые страны

Есть ли четкая грань между развитыми и развивающимися странами? Где в современном мире находятся «полюсы» бедности и богатства? Каково место государств, образовавшихся на территории бывшего СССР, в миро­вом хозяйстве? Что представляют собой так называемые новые индустриальные страны?

Социально-экономические конт­расты в современном мире. Мир по

своей социально-экономической при­роде крайне неоднороден. С одной стороны, это сравнительно неболь­шая группа высокоразвитых госу­дарств, образующих как бы «каркас» мирового хозяйства, с дру­гой – это большое число развиваю­щихся стран Азии, Африки, Латин­ской Америки и Океании, уровень социально-экономического развития которых в большинстве случаев очень низок.

Но было бы ошибкой проводить слишком резкую черту между раз­витыми и развивающимися страна­ми. Наиболее богатые (США, Япо­ния, страны Западной Европы, Ка­нада и др.) и наиболее бедные страны (Буркина-Фасо, Централь­но-Африканская Республика, Чад и др.) – это всего лишь своеобразные социально-экономические «полю­сы», которые окружены «переход­ным» фоном из десятков других стран. Уже сегодня целую группу развивающихся стран (особенно ла­тиноамериканских) по целому ряду экономических показателей логич­но отнести к числу индустриально развитых государств мира. Однако из-за ряда других важных показате­лей (глубина социальных контра­стов, неравномерность регионально­го развития и др.) их чаще относят к группе развивающихся стран.

В то же время часть несомненно развитых государств как бы опазды­вает с качественным преобразовани­ем национальных производитель­ных сил, что тормозит рост обще­ственной производительности труда (в странах Восточной Европы и рес­публиках бывшего СССР она состав­ляет лишь около 50% к уровню стран Западной Европы).

В соответствии с методологией ООН в числе важнейших показателей уровня социально-экономического развития любой страны является произведенный ею валовой внутрен­ний продукт (ВВП), и в первую оче­редь в расчете на душу населения.

Различия между странами мира в ВВП на душу населения весьма ве­лики. Так, разрыв между США, за­нимающими первое место в мире по абсолютному объему ВВП, и Бурки­на-Фасо достигает почти 80-кратной величины. Имеются и другие показатели уровня социально-экономи­ческого развития государств (доля в производстве промышленной и сель­скохозяйственной продукции и в мировой торговле, уровень образова­ния населения и т. п.).

Государства, образовавшиеся на территории бывшего СССР, в миро­вом хозяйстве. По абсолютным раз­мерам ВВП СССР был одним из ми­ровых лидеров. Однако в расчете на душу населения он «пропустил» вперед себя практически все основ­ные развитые государства, а также такие страны, как Кувейт, Синга­пур, Объединенные Арабские Эми­раты, Оман, Бахрейн и др.

Сильной стороной СССР на про­тяжении многих лет были более вы­сокие, чем на Западе, темпы эконо­мического роста. К сожалению, они во многом достигались за счет экс­тенсивного вовлечения в производ­ство растущих объемов сырья, мате­риалов, земли, рабочей силы. Это способствовало отставанию в тем­пах научно-технического прогресса и роста общественной производитель­ности труда.

Производя 1/7 часть мировой промышленной продукции, СССР в то же время занимал слишком скромное место в международном разделении труда, в мировой торгов­ле (3–4%). Таким образом, высокий удельный вес страны в мировом хо­зяйстве не всегда свидетельствовал о высокой степени ее влияния на общемировые экономические про­цессы. Развитие центробежных тен­денций в Союзе и последовавший за этим его распад привели к тому, что большинство новых государств как бы потускнели на мировом экономи­ческом фоне, не идя ни в какое срав­нение с гигантами современного мира. Только отбросив изжившие


себя формы хозяйствования, осуще­ствив технологическую и структур­ную перестройку промышленности, приняв законы о свободе предпри­нимательства и частной собствен­ности, новые государства смогут за­нять достойные места в мировой экономике, повысить жизненный уровень населения.

США, страны Западной Европы и Япония: соотношение в «треуголь­нике силы». США, страны Западной Европы и Япония составляют свое­образный «треугольник» в современ­ном зарубежном мире. Соотношение между этими центрами в послевоен­ный период отличалось непостоян­ством. В первые послевоенные годы превосходство США над Западной Европой и Японией было явным: их доля в промышленном производстве капиталистических стран в 1946 г. составляла 56% (упав до 22% в кон­це 90-х гг.). Однако затем произошло заметное усиление позиции западно­европейского и японского центров.

И хотя впоследствии США уда­лось несколько упрочить свои пози­ции (путем глубокой перестройки на-

Циональной экономики, выдвижения на первый план науко- и техноемких отраслей), их экономическое, фи­нансовое и технологическое превос­ходство оказалось поколебленным. И все-таки географическим центром «номер один» зару­бежного мира по-прежнему остаются США (рис. 65). Это государство оста­ется своего рода «генератором» но­вых веяний в современном процессе интернационализации экономиче­ской жизни в зарубежном мире. Утратив прежние позиции в миро­вой торговле, США остаются безу­словным лидером в области вывоза за границу капитала. Передовые по­зиции они занимают и во многих других областях, в частности в осу­ществлении НТР. Так, расходы США на научные исследования составля­ют около половины всех затрат на эти цели в странах Запада. По про­изводству электроэнергии они пре­восходят все остальные страны, вхо­дящие в «большую семерку», а по стоимости выпускаемого электрон­ного оборудования опережают Япо­нию, Германию, Великобританию,


Францию, вместе взятые. Эта страна не имеет себе равных по техниче­ской оснащенности научных лабора­торий и исследовательских центров, многообразию форм соединения на­уки с производством и т. д.

Второй географический центр экономического соперниче­ства – Западная Европа. В отличие от США и Японии Западно-Евро­пейский регион имеет многонацио­нальный характер. Положение его в мировом хозяйстве двойственное. С одной стороны – это крупней­ший центр мировой торговли: его удельный вес в мировом экспорте более чем в 2 раза превышает уро­вень США. С другой – позиции Западной Европы ослабевают в ми­ровом промышленном экспорте науко- и техноемкой продукции. Здесь преобладает продукция «среднетехнологического» уровня, тогда как промышленность США и Японии господствует на рынках роботостро­ения, гибких автоматизированных систем, новых материалов, биотех­нологии и т. д. Наряду со странами «большой семерки» Германией, Францией, Ве­ликобританией и Италией важную роль в Западно-Европейском регио­не играют малые страны: Швеция, Норвегия, Дания, Бельгия, Нидер­ланды, Швейцария и др. В конку­рентной борьбе на мировом рынке сложился особый тип их участия в международном разделении тру­да – специализация на немногих видах продукции. Ряд этих стран, не обладая крупными минераль­ными ресурсами, были вынуждены искать свободные «ниши» на миро­вом рынке, еще не захваченные мо­нополиями более мощных стран. Они создавали такие отрасли, кото­рые требовали больших затрат на науку, высококвалифицированных кадров, давали бы дорогостоящую продукцию. При узости внутреннего рынка каждой из стран эти отрасли, естественно, должны были работать на «весь мир». Не случайно доля экспорта в некоторых из них до­стигает 40–50% производимой про­дукции. Такими отраслями стали фармацевтическая промышленность в Ни­дерландах и Швейцарии, производство оборудования для молочной про­мышленности и пивоварения в Дании (она – крупнейший экспортер пива в мире), всемирно известное производство часов и пищевых концен­тратов в Швейцарии и т.д.Характерна также специализация малых стран на различного рода услугах. Это услуги в финансовой сфере (знаменитые швейцарские банки), транспортной (один из крупнейших портов мира – Роттердам – обслужи­вает внешние связи внутренних районов Европы). Это также предоставле­ние места международным организациям (в Женеве находится ряд комис­сий ООН и проходят международные переговоры по разоружению и т. д.). Удельный вес Японии – треть­его центра экономической мо­щи – в сравнении с США и Запад­ной Европой более скромен. Однако экономический скачок Японии в пер­вые послевоенные десятилетия ока­зался поистине головокружительным. Она стала мировым банкиром, финансовой супердержавой. По вы­пуску целого ряда важнейших ви­дов продукции (стали, чугуна, су­дов, синтетических волокон, телеви­зоров, видеомагнитофонов и др.) Япония превзошла США. Эти успехи кажутся еще более поразитель­ными с учетом ее колоссальной за­висимости от импорта сырья.

Наряду с соперничеством три центра экономической мощи прила­гают усилия и по координации дей­ствий на международной арене.

Общей чертой хозяйства трех центров экономической мощи явля­ется господство в их экономике мо­нополий, особенно транснациональ­ных корпораций (ТНК) – крупней­ших промышленных монополий мира, имеющих филиалы за преде­лами своих стран.

Другие страны и регионы. К про-мышленно развитым странам отно­сятся бывшие британские доминио­ны х Канада, Австралия, Но­вая Зеландия, ЮАР, а также Израиль. Эти государства отлича­ются высоким уровнем социально-экономического развития, заметной ролью в мировой торговле. Хозяйство каждого из них имеет свою специа­лизацию. Канада – самый крупный в мире экспортер минерального сырья. Австралия также выступает в каче­стве крупного поставщика на миро­вой рынок минерального сырья (же­лезной руды, бокситов, угля) и, как Новая Зеландия, шерсти, мяса и зерна, ЮАР – золота и алмазов, Израиль – текстиля.

Примечательным событием конца XX в. стал стремительный взлет эко­номики Китая. Годовой прирост его ВВП в 90-е гг. достигал 10–12%, т. е. был выше, чем у лидировав­ших ранее по темпам новых индуст­риальных стран. Китай стал круп­нейшим магнитом для иностранных инвестиций, привлеченных сюда гигантскими масштабами рынка и льготными условиями свободных экономических зон на всем морском побережье страны.

Выйдя еще в 80-е гг. на первое место по многим «рядовым» отраслям (добыча угля, выплавка чугуна, про­изводство минеральных удобрений, хлопчатобумажных тканей), к кон­цу XX века КНР вышла в космос, за­воевала лидерство в производстве те­левизоров и стиральных машин, а по улову рыбы в 3 раза превзошла не­давних лидеров рыболовства – Япо­нию и Перу. При этом в экспорте страны явно доминирует (80%) про­дукция обрабатывающей промыш­ленности. В 1997 г. произошло важ­ное событие, усилившее вес Китая в мировой экономике и финансах, – присоединение Гонконга (его ВВП – около 150 млрд. долл. – больше, чем у Финляндии); в 1999 г. частью КНР стала и португальская колония Макао. Есть все основания говорить о трансформации «треугольника си­лы» (США – Западная Европа – Япония) в «четырехугольник» с уче­том возросшей мощи Китая.

Мир начала XXI в. сложен и мно­гогранен. Все более активно заявля­ют о себе на мировой арене новые индустриальные страны. К ним относят прежде всего азиатские го­сударства: Республику Корею, Тай­вань, Сингапур, Малайзию и Таи­ланд. Почти все они – бывшие ко­лониальные владения. Еще совсем недавно они имели экономику, ти­пичную для развивающихся стран, в структуре которой преобладав сельское хозяйство и добывающая промышленность. Эти страны им мизерный доход на душу населения. неразвитый внутренний рынок, стал­кивались с острыми валютно-финансовыми проблемами. К концу 80-х гг. картина резко изменилась.

Доминион – самоуправляющаяся ко­лония в составе Британской империи.

Новые индустриальные страны Азии по среднегодовым темпам при­роста ВВП стали опережать веду­щие державы мира. Стремительно развивается их внешняя торговля.

При этом около 80% экспорта этих стран приходится на продукцию обрабатывающей промышленности (особенно продукцию электронной промышленности).

Тайвань вышел на одно из первых мест в мире по экспорту обуви, мо­ниторов, кинокамер, швейных машин; Республика Корея – судов, кон­тейнеров, телевизоров, магнитных дисков; Малайзия – кондиционеров, электронных компонентов и т. д. На внешнем рынке промышленная про­дукция этих стран обладает высокой конкурентоспособностью, которая достигается за счет высокой производительности труда и сравнительно низкой заработной платы рабочих.

В последние годы термин «новые индустриальные страны» все чаще используется и по отношению к Аргентине, Бразилии, Мексике.

Итак, четкой грани между разви­тыми и развивающимися странами не существует. Можно лишь гово­рить о своеобразных «полюсах» богатства и бедности в современном мире. В числе наиболее преуспеваю­щих в социально-экономическом раз­витии такие страны и регионы, как США, Западная Европа, Япония, Ка­нада, Австралия, Китай и др. О раз­вивающихся странах и регионах речь пойдет ниже.

Вопросы и задания. 1. Почему нельзя провести четкую границу между разви­тыми и развивающимися странами? 2. По каким показателям можно судить об уровне социально-экономического развития страны в первую очередь? 3. Чем характеризуется экономика стран «большой семерки»? 4. Какие исторические факторы сказались на успехах малых стран Западной Европы в их социаль­но-экономическом развитии? 5. Совместимы ли такие две точки зрения: а) геге­монии США в мировой экономике больше не существует; б) географическим центром «номер один» современного капитализма по-прежнему остаются США? Свой ответ аргументируйте.

Развивающиеся страны

Что объединяет эту группу стран? Какие внутренние и внешние причины тор­мозят их социально-экономическое развитие? Чем характеризуются особен­ности географии их хозяйства? Как можно сгруппировать эти государства?

Сходство и различие. Большин­ство стран Азии, Африки и Латин­ской Америки – это развивающие­ся страны 1 . Они представляют со бой особую группу государств, отли­чающихся своеобразием истори­ческого развития, социально-эко­номической и политической специ­фикой.

В качестве синонимов термина «развивающиеся страны» используются также выражения «слаборазвитые страны», «осво­бодившиеся страны» и др.

Говоря об их сходстве, ученые чаще всего отмечают их колониаль­ное прошлое и связанные с этим многоукладность хозяйства, быстрый рост численности населения, его нищету, неграмотность. Подчеркивают также аграрно-минераль­но-сырьевую специализацию эконо­мики и, соответственно, слабое развитие обрабатывающей промыш­ленности, узость внутреннего рын­ка, подчиненное место в системе мирового хозяйства.

Вместе с тем страны эти очень разные. Так, среди них есть страны-гиганты, на долю которых прихо­дится свыше 40% населения разви­вающегося мира (Индия, Пакистан и Индонезия), и небольшие государ­ства, насчитывающие от силы не­сколько десятков и сотен тысяч жи­телей (Багамские острова, Гренада, Сент-Люсия и др.)- Государства, в ко­торых среднедушевой уровень нацио­нального дохода сопоставим с разме­рами доходов в США (Кувейт, Катар и др.), и страны, где соотношение таких уровней примерно 1: 100 (Бе­нин, Чад, Эфиопия, Непал и др.). Страны, обладающие крупными за­пасами ископаемых ресурсов экс­портного значения (Индонезия, Зам­бия, Заир и др.) и бедные ими (Па­рагвай, Судан, Шри-Ланка и др.). Развивающиеся страны сильно различаются также по своим историческим судьбам, культуре и нацио­нальным традициям, языку и т. д. В целом среди развивающихся стран более ощутимых успехов в социально-экономическом развитии добились государства Азии (рис. 66). Общепризнанным «полюсом» бед­ности остается Африканский ре­гион.

Корни отсталости. Одна из при­чин социально-экономической от­сталости развивающихся стран кро­ется в историческом запаздывании их развития.

Другая причина связана с их ко­лониальным прошлым.

Хотя колониализм и ускорил развитие товарно-денежных отно­шений в этих странах, заложил в них материальные основы капита­листического общества и вовлек в орбиту мировых экономических от­ношений, вместе с тем он затормо­зил на многие десятилетия развитие прогрессивных форм общественной организации, удушил местные ре­месла, подверг население жестокой эксплуатации, лишив его традици­онных средств существования. При­были текли в карманы колонизато­ров, а не шли на развитие нацио­нальной экономики.

Характер и результаты воздей­ствия колонизации на развитие раз­личных стран зависели от многих факторов: и от стадии развития ка­питализма в метрополии, типа ци­вилизации, существовавшей на за­хваченной территории, и даже от природных условий той или иной колонии. Но ответственность коло­ниализма за нынешние трудности стран третьего мира бесспорна.

Однако, получив политическую независимость несколько десятиле­тий назад, многие из развивающих­ся стран (прежде всего африканских)

добились слишком малых успехов в своем развитии. Что этому мешало?

Преград экономическому и соци­альному прогрессу освободившихся стран все еще много. Одни из них – внутренние, другие – внешние. Пер­вые из них связаны с недостатком средств, отсутствием должного опы­та ведения хозяйства и кадров нуж­ной квалификации. Вторые обуслов­лены сильной экономической зави­симостью этих стран от Запада, основными элементами которой яв­ляются неравноправная торговля, их долговая «петля», вовлечение в гонку вооружений и т. д.

Население. На долю развиваю­щихся стран приходится около 3/4 на­селения земного шара (см. раздел «Население»), и оно продолжает быст­ро расти. В условиях слаборазвитости такая ситуация влечет за собой ряд неблагоприятных последствий. Во-первых, ухудшается социальное положение многодетных семей из-за роста числа иждивенцев и недостат­ка товаров широкого потребления, школ и больниц. Во-вторых, прояв­ляется избыток трудовых ресурсов, который приводит к хронической безработице и недоиспользованию рабочей силы. В-третьих, обостряет­ся продовольственная проблема.

Большинство развивающихся стран еще слабо урбанизировано: здесь преобладает сельское населе­ние. В то же время городское насе­ление растет быстрее, чем про­мышленность. Особенно «разбуха­ют» столичные города и порты, которые не в состоянии обеспечить растущее население ни жильем, ни работой. Как правило, половина прироста городского населения при­ходится на выходцев из деревни.

Для социально-классовой струк­туры населения развивающихся

стран характерен высокий удельный вес крестьянства (60% и более), ко­торое состоит из владельцев нату­ральных хозяйств, мелких товарных производителей, капиталистических фермеров, крестьян-кооператоров.

Развивающиеся страны (в част­ности, Индия, Индонезия, Нигерия, Камерун и др.) отличаются большой сложностью этнического состава на­селения.

Хозяйство. Развивающиеся стра­ны Азии, Африки и Латинской Аме­рики обладают огромными трудовы­ми и природными ресурсами. Так, на их долю приходится не менее 50% мировых запасов минерального сырья. Но, несмотря на такой высо­кий производственный потенциал, для них характерны: 1) низкий уровень развития производитель­ных сил, в структуре которых резко преобладают сельское хозяйство и горнодобывающая промышленность, в то время как обрабатывающая промышленность представлена пре­имущественно легкой и пищевой отраслями; 2) сосуществование не­скольких социально-экономических укладов (т. е. общественных форм производства), часто относящихся к различным общественно-экономиче­ским формациям; 3) типичный то­варообмен на мировом рынке – сельскохозяйственное и минераль­ное сырье на промышленные изде­лия; 4) острый недостаток финансо­вых средств.

География хозяйства развиваю­щихся стран формировалась в про­цессе неравноправного международ­ного разделения труда, определяв­шегося интересами колониальных держав. Отрасли колониальной эко­номики были больше связаны с ми­ровым капиталистическим рынком, чем с национальным хозяйством.

Поэтому возникавшие изолирован­ные очаги горнодобывающей про­мышленности и товарного сельского хозяйства часто образовывали как бы инородные тела в хозяйственном организме колониальных стран.

Типичное проявление колониаль­ной географии – чрезмерный рост одного порта в странах, имеющих выход к морю (рис. 67). Чаще всего таким портом являлась столица страны (Дакар в Сенегале, Лагос в Нигерии и т. д.). Обширные внут­ренние территории многих молодых суверенных государств до настояще­го времени остаются крайне отста­лыми или неосвоенными вовсе. Об этом свидетельствует конфигурация автодорожной и особенно железно­дорожной сети, для которой харак­терны дороги, связывающие районы добычи полезных ископаемых и плантационного сельского хозяй­ства с портами вывоза.

Сегодня развивающиеся страны переживают сложный этап своего раз­вития. Одним из них удалось упро­чить политическую и экономическу самостоятельность, добиться ощути­мых успехов в социальном обеспече­нии своих граждан. Другие пока не преодолели трудности, поскольку слишком тяжел груз отсталости.

Типология развивающихся стран. Обычно развивающиеся страны под­разделяют по историко-географическим регионам, например страны Африки, Латинской Америки, Ближ­него Востока и т. д. Такой подход дает возможность изучения социаль­но-экономического развития круп­ных массивов развивающихся стран. Однако подобная классификация нередко дает искаженную картину подлинных контрастов в развиваю­щемся мире. Возьмем, к примеру, такие пары государств в названных регионах, как Индия и Бутан, Сау­довская Аравия и Ливан, Сингапур и Мьянма. Так ли уж много общего между ними? При внимательном знакомстве с этими странами выяс­няется, что, несмотря на географи­ческое соседство, социально-эконо­мического сходства между ними действительно мало.

Поэтому при типологии важно учитывать уровень развития и структуру производительных сил молодых государств и те черты со­циально-экономической действитель­ности, которые наиболее точно отра­жают и сегодняшнее положение, и ближайшие перспективы стран. Ис­пользуя эти показатели, можно вы­делить четыре группы среди разви­вающихся стран.

Первую группу образуют преимущественно нефтеэкспортирующие страны, обладающие уникаль­ными ресурсами и, образно говоря, «набившие карманы» нефтедолла­рами (Катар, Кувейт, Бахрейн, Сау­довская Аравия, ОАЭ и др.). Их ха­рактерные признаки: исключительно высокии доход на душу населения, солидный природно-ресурсный по­тенциал развития, крупная роль на западном рынке энергетического сырья и финансовых средств, выгод­ное экономико-географическое по­ложение. К этой же группе можно

отнести небольшие (с числом жите­лей 0,5 млн. человек) государства, отличающиеся также высоким до­ходом на душу населения (Багамские острова, Фиджи и др.). По типу социального развития многие из них тяготеют к странам средне­развитого капитализма. Им удалось глубоко «вмонтироваться» в между­народное разделение труда благода­ря развитию плантационного хозяй­ства, туризма, транзита и т. д. Отда­вая должное успехам этих стран в росте их благосостояния, отметим со­циальную отсталость некоторых из них и наличие феодальных пережит­ков, особенно в сельском хозяйстве. Вторая группа, наиболее мно­гочисленная, объединяет страны со средним для развивающегося мира уровнем общеэкономического развития, средним размером ВВП на ду­шу населения (Колумбия, Гватемала, Парагвай, Тунис и др.). В сельском хозяйстве этих стран преобладают ^индустриальные формы труда, а предприятия обрабатывающей про­мышленности хотя и существуют, но немногочисленны и технически осна­щены очень слабо. В социальном отношении страны, составляющие данную группу, очень неоднородны.

В особую, третью группу стоит выделить Индию, Пакистан и Индонезию – страны с огромными территориями и населением, природно-ресурсным потенциалом и воз­можностями экономического разви­тия. Эти государства заняли видное место в системе международных эко­номических связей, вызвали мощ­ный приток внешних ресурсов в виде вложений иностранного капи­тала. Но низкие величины произ­водства и потребления на душу на­селения заметно тормозят их соци­ально-экономический прогресс.

И наконец, последняя, четвер­тая группа – наименее разви­тые страны мира (Афганистан, Бан­гладеш, Бенин, Нигер, Сомали, Центрально-Африканская Респуб­лика, Чад, Экваториальная Гвинея, Бурунди и др.). Некоторые из них не имеют выхода к морю и слабо связаны с внешним миром. В этих странах чрезвычайно низкий доход на душу населения, повсеместно преобладают доиндустриальные фор­мы труда, а в экономике господству­ющие позиции занимает сельское хозяйство. Именно страны этой группы составляют основу утверж­денного ООН списка наименее раз­витых стран мира.

Итак, развивающиеся страны – наиболее многочисленная группа стран мира; она отличается геогра­фическим своеобразием и ярко вы­раженными тенденциями к поляри­зации; от темпов и результатов со­циально-экономического прогресса в развивающихся странах во многом зависит благополучие всего челове­чества.

Вопросы и задания. 1. Какие из характерных черт развивающихся стран явля­ются, по-вашему, наиболее важными? 2. Вспомните материал § 10 «Численность населения и его воспроизводство». Какими особенностями характеризуется про­цесс воспроизводства населения в развивающихся странах? Чем их можно объ­яснить? 3. Какие графические и картографические источники можно привлечь для раскрытия выделенных в тексте особенностей географии населения развивающихся стран? 4. Какие черты присущи географии хозяйства большинства развивающихся стран? Составьте логическую схему ответа. 5. Охарактеризуйте четыре наиболее ярко выраженные группы развивающихся стран по уровню развития и структуре производительных сил. Если бы возникла необходимость в учебных целях упростить данную типологию стран, какую бы схему вы предложил?

Соединенные Штаты Америки

Какова роль этой страны в мире? Чем можно объяснить ее могущество? Как и почему меняется вес США в мировом хозяйстве?

Географическое положение. При­родные ресурсы. Соединенные Шта­ты Америки по многим экономиче­ским показателям ведущая держава мира. Это, как известно, федератив­ная республика, состоящая из 50 шта­тов и федерального округа Колумбия (территории столицы Вашингтон). 48 штатов располагаются компакт­но, два – отдельно от основной тер­ритории: Аляска (купленная у цар­ского правительства России в 1867 г.) и Гавайские острова (рис. 68).

«Заокеанское» положение и отда­ленность от вспыхивавших в Европе и Азии очагов войны гарантировали этой стране в прошлом надежную безопасность, облегчали широкие тор­говые связи с государствами, распо­ложенными как в зоне Атлантиче­ского, так и Тихого океанов.

Важную роль в нынешнем про­цветании Соединенных Штатов сыг­рало освоение их огромных при­родных богатств. Сегодня США занимают первое место в западном мире по запасам каменного и бурого угля, второе – по запасам меди, цинка, шестое – по запасам нефти, железной руды и т. д. В то же время многие разрабатываемые месторож­дения истощены (особенно газа, железной руды). Не хватает (или нет совсем) никеля, марганца, хроми­тов, кобальта и т. д.

Обильны и разнообразны водные ресурсы. Но они концентрируются преимущественно на Востоке стра­ны. Здесь протекает главная речная артерия США – Миссисипи, кото­рая вместе со своими притоками имеет крупное хозяйственное значе­ние (транспортное, энергетическое, оросительное). На границе с Кана­дой находится самая большая озер­ная система в мире – Великие аме­риканские озера.

Большим естественным плодоро­дием обладают почвы США, особен­но черноземовидные почвы прерий и черноземы центральных частей стра­ны, которые распаханы и превраще­ны в главную житницу страны. Леса сильно вырублены и покрывают се­годня примерно четверть террито­рии США, причем это преимуще­ственно вторичные леса. Наиболее богаты лесами Аляска и Кордильеры.