Крупнейшие промышленные центры японии на карте. Отрасли промышленности японии

Крупнейшие промышленные центры японии на карте. Отрасли промышленности японии

1. В последнее время металлургия претерпела значительные изменения. Вместо многих устаревших заводов они создали мощные заводы, оснащенные новейшими технологиями.

Япония, которая не имеет достаточного количества сырья, фокусируется на импорте железной руды и коксующегося угля. Основными поставщиками железной руды были и остаются Малайзия и Канада. Основными поставщиками угля являются США, Австралия; в меньшей степени — в Индии и Канаде.

В производстве рафинированной меди Япония занимает второе место в мире со стороны Соединенных Штатов. Депозиты полиметаллических руд являются основой для развития производства цинка и свинца.

2. Японский энергетический сектор в основном ориентирован на импортное сырье (в основном на нефть и нефтепродукты). Импорт нефти превышает 200 миллионов.

тонн (собственное производство — 0,5 млн. тонн.

Промышленность и сельское хозяйство в Японии

тонн за 2007 год). Доля угля в потреблении снижается, потребление природного газа увеличивается в потреблении (оно импортируется в сокращенной форме). Роль гидроэнергетики и ядерной энергетики возрастает. В Японии наблюдается сильное электричество. Более 60% мощности приходится на тепловые электростанции (максимум 4 миллиона кВт). С середины 1960-х годов были построены атомные электростанции. В настоящее время более 20 атомных электростанций работают на импортном сырье (более 40 единиц энергии). Они дают около 30% электроэнергии.

В стране построены самые мощные атомные электростанции в мире (в том числе Фукусима — 10 единиц).

3. Судостроительная промышленность Японии очень разнообразна: из Йокогамы, Осаки, Кобе, Нагасаки и многих других судостроительных центров, расположен крупнейший в мире супертанкер и другие корабли.

Судостроение специализируется на строительстве танкеров большой емкости и сухих грузовых судов. Общий тоннаж судов, построенных в Японии, составляет 40% от тоннажа в мире. В судостроении страна прочно заняла первое место в мире (2-е место — Республика Корея). Судостроительные и судоремонтные компании расположены по всей стране. Основные центры находятся в крупнейших портах (Йокогама, Нагасаки).

4. Производство цветных металлов является материальным и энергоемким. Что касается «экологически грязной» отрасли, такая важная реорганизация отрасли.

В последнее десятилетие выплавка цветных металлов сократилась в 20 раз. Нефтеперерабатывающие заводы расположены практически во всех крупных промышленных центрах.

5. Инжиниринговая промышленность Японии включает в себя различные отрасли (судостроение, автомобилестроение, общее машиностроение, приборостроение, радиоэлектроника, авиастроение).

Существует ряд крупных тяжелых машиностроительных заводов, станкостроение, производство оборудования для освещения и пищевой промышленности. Важнейшими отраслями промышленности были электроника, радиопромышленность и транспортная техника.

* В последние годы Япония также заняла первое место в автомобильной промышленности (13 миллионов единиц в год) (20% экспорта Японии — промышленность).

Важнейшими отраслевыми центрами являются Toyota (район Нагасаки), Йокогама, Хиросима.

* Основные компании общего машиностроения расположены в промышленной зоне Тихого океана: в районе Токио — сложные аппаратные средства, промышленные роботы; в Осаке — металлоемкое оборудование (рядом с центрами металлургической промышленности); в Нагойском регионе — машиностроение, производство оборудования для других отраслей промышленности.

* Компании радио и электронной промышленности ориентированы на центры с квалифицированной рабочей силой, с хорошо развитой транспортной системой и хорошо развитой научно-технической базой.

На долю Японии приходилось более 60% производства промышленных роботов, ½ станков с ЧПУ и изделий из чистой керамики — от 60 до 90% производства отдельных типов микропроцессоров в мире в начале 1990-х годов.

Япония занимает лидирующие позиции в области производства бытовой электроники и электронного оборудования. Доля страны в мире производства цветных телевизоров (с учетом производства японских компаний в иностранных компаниях составляет более 60%, видеомагнитофоны — 90% и т. Д.). Продукция наукоемких отраслей составляет около 15% от общего объема промышленного производства в Японии. И вообще для машиностроительной продукции — около 40%.

* Нефтеперерабатывающие заводы, а также химическая промышленность тяготеют к основным центрам индустриальной зоны Тихого океана — в агломерации промышленной зоны промышленного пояса Токио.

В мегаполисе Токио (Кавасаки, Тиба, Йокогама) в районах Осака и Нагоя компании используют импортное сырье. В зависимости от уровня развития химической промышленности Япония занимает одно из первых мест в мире.

страницы: 1 2

Подробнее о теме:

Территориальное разделение труда в Вологде
риториальный работает экономическое сотрудничество Вологда С 1 января 2006 года в соответствии с Федеральным законом № 131 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в Вологодской области в составе 372 муниципалитетов: 26 муниципальных районов …

Предоставление России различных видов угля
В Российской Федерации имеется огромный резерв угольного баланса (более 200 млрд. Тонн — 12% мировых запасов) для фактического исследования — 105 млрд. Тонн угля геологических ресурсов оценивается в 4450 млрд. Тонн (30 процентов мировых запасов) …. По типам угля в структуре разведанных запасов России …

Экономические связи Южной Кореи
Западные страны Торговые отношения с западными странами включают экономическое партнерство, особенно с Соединенными Штатами и Европейским союзом.

Соединенные Штаты являются основным экономическим партнером Южной Кореи. Кроме того, Южная Корея занимает седьмое место в списке торговых партнеров США, перед многими развитыми …

Крупнейшие корпорации Японии

Все крупные промышленные компании в Японии являются транснациональными корпорациями, одним из крупнейших в мире. В списке 500 крупнейших ТНК в мире у них очень высокие позиции: двигатель Toyota, двигатель Honda — в автомобильной промышленности; Hitachi, Sony, NEC — в электронике; Toshiba, Fujitsu, Canon — в производстве компьютерной техники и т. Д.

К концу двадцатого века количество предприятий, предприятий и предприятий в Японии составило более 1,8 миллиона, а промышленные — 720 тысяч. Из них только 632 компании, которые составляют всего 0,1%, с более чем тысячей сотрудников.

Современная строительная индустрия в Японии представляет собой классическую двухуровневую систему: на самом высоком уровне — относительно небольшое количество крупных корпораций, более низкий уровень состоит из более чем 500 тысяч мелких субподрядчиков. Для крупных строительных компаний, Shimizu Corporation, Taisei Corporation, Kajima Corporation, Takenaka Corporation, Obayashi Corporation и Kumagai Gumi, Fujita Corporation, TODA Corporation, Hazama Corporation, Tokyo Construction и Mitsui Construction.

Крупнейшими японскими корпорациями сегодня являются передовые технологические концепции и строительство ультрасовременных небоскребов, их заводы оснащены специальными устройствами для автоматической сборки высокотехнологичных компонентов, Корпорация — ведущая мировая компания в области строительства тоннелей и подземных сооружений различного назначения.

Наконец, и, самое главное, у них самые современные технологии в области робототехники и компьютерной автоматизации строительных процессов и строительства «умных» зданий (зданий с автоматизированными системами жизнеобеспечения), а также массового использования модульных моделей установки.

Сильный интерес крупнейших японских корпораций в строительстве зданий во многом является отражением тенденции, которая была четко продемонстрирована в последние десятилетия — растущей концентрации населения Японии в центральных меганах.

Поэтому одним из возможных путей решения проблемы нового доступного жилья в японских меганах, активно поддерживаемого руководством Kajima Corporation, является активное строительство высоких и чрезвычайно высоких зданий.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ЯПОНИИ

Mitsubishi (Mitsubishi) — одна из крупнейших японских корпораций, специализирующихся на производстве автомобилей. Сегодня Mitsubishi — один из крупнейших в мире автомобилей с самым широким диапазоном моделей — от микроавтобусов до тяжелых грузовиков и специальных автомобилей. Победы автомобилей Mitsubishi на Мировом ралли бесспорны и многочисленны; Ее модели вознаградили огромное количество наград.

Структура японской экономики

Отраслевая структура японской экономики : услуги — около 70%; промышленность — около 25; сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство — около 5%.

В 1980-х и 1990-х годах доля сельского хозяйства, продовольствия, текстиля, обрабатывающей промышленности, металлургической промышленности и других отраслей промышленности упала в ВВП Японии. Электроника и услуги начали развиваться на высоком уровне. Производство компьютеров, телекоммуникационных сетей, систем обработки текстов, бытовой электроники, промышленных роботов является основным направлением капитальных вложений японских предпринимателей.

Целью японской инвестиционной политики является не расширение производства, а модернизация оборудования, основанного на научных исследованиях. Примерно 19% ВВП поступает в основной капитал.

промышленность . Добыча горных продуктов снижается. Производство в Японии имеет следующую структуру (% в общей экономике): машиностроение — 50,2%, химическая и нефтехимическая промышленность — 12, пищевая — 10,8, древесина, бумага — 9, металлургия — 6,5, легкая промышленность — 4,2, строительные материалы, фарфор в фаянсе — 3,3%.

Машиностроение имеет тенденцию к увеличению и делится на: общую технику, электротехнику (включая электроприборы), транспортные средства, средства связи, прецизионные инструменты и т. д.

Электротехника Япония получила всемирное признание.

Включает электротехнику в быту, робототехнику, компьютерное производство. Это крупнейший подсектор аппаратной конструкции. Япония уделяет серьезное внимание использованию робототехники в повседневной жизни.

Автомобильная промышленность . По количеству произведенных автомобилей (по количеству легковых автомобилей и хуже по грузовым и автобусным-1) США занимают второе место в мире. Он ориентирован на экспорт продукции для национальной!

(особенно в азиатских странах).

судостроение (около 30% мировой судостроительной промышленности) занимает второе место в Республике Корея. Преобладает производство кораблей для международных сообщений.

металлургия Он разделен на три группы: черные, цветные и металлические изделия.

Один из ведущих производителей стали в мире. В дополнение к железной руде Япония активно использует вторичное сырье для его производства.

Легкая промышленность текстильной, пищевой, бумажной и химической промышленности.

Производится производство лекарств.

Пищевая промышленность В Японии есть некоторые особенности. 1. Существует ряд специальных (традиционных) видов продуктов питания, производство которых практически невозможно заменить на импорт. 2. Японская пищевая промышленность производит продукцию самого высокого уровня готовности.

3. Широко используемые заменители соли, сахара, жира и т. Д. (они популярны низкокалорийные продукты). Объем производства продуктов питания относительно стабилен, поскольку он в основном предназначен для внутреннего потребления и не экспортируется.

Химическая промышленность это индустрия, основанная на знаниях.

Важную роль играют нефтехимия и производство лекарств.

Бумажная промышленность является традиционным, но он имеет проблемы (из-за отсутствия древесины и необходимости использования переработанных материалов в этом отношении).

строительство — специальная промышленность в Японии (из-за высокой урбанизации и необходимости проведения инженерных и строительных работ, которые в основном инвестируются государством). Норма, точность и высокое качество являются нормой.

сельское хозяйство .

Обработанные территории занимают 15% территории страны. Промышленность обеспечивает почти 3/4 потребностей страны в питании путем повышения сельскохозяйственного производства и, следовательно, увеличения инвестиций в промышленность. Инструкциями по интенсификации являются рациональное использование земли, расширение сезонного производства, механизация и химикаты.

Однако в последние годы уровень самообеспеченности источников продовольствия и рост их импорта значительно снизился. Япония — крупнейший импортер сельскохозяйственной продукции, особенно зерновых и кормов (60% продовольствия).

Основой сельского хозяйства являются мелкие хозяйства (1,2 га).

Производство растений .

Основным зерновым продуктом является рис (10-12 миллионов тонн), это более 50% культур, за которыми следуют пшеница, соя и овощи.

Животноводство игра в Японии не так важна, как выращивание риса. Японцы тратят гораздо меньше мяса и молочных продуктов по сравнению с людьми западных стран.

Однако за последнее десятилетие роль домашнего скота значительно возросла. Это особенно быстро развивается; , свиная и куриная птица.

Традиционно разработано рыбалка , роль промышленности является постоянной; Она увеличивается.

Рыба, как и рис, остается основной пищей. Чтобы поймать рыбу, Япония занимает второе место в Китае, а потребление рыбы — второе место в Исландии.

Одной из серьезных проблем дальнейшего развития японского сельского хозяйства является изменение структуры населения. Во-первых, число работников в промышленности снижается полностью; Во-вторых, увеличивается доля граждан в возрасте старше 60 лет. Количество фермерских хозяйств, работающих в коммерческих целях, заметно уменьшается.

Другая проблема заключается в необходимости совершенствования технологий переработки сельскохозяйственной продукции.

Сфера услуг включает: электроэнергетику, газовые и тепловые объекты, водоснабжение, транспорт, связь, торговлю, финансы, страхование, управление, бытовые и рекреационные услуги («сабжи» — «индустрия услуг»)

В нем работают 63,7% сотрудников.

Сфера Саби — «Сфера услуг» — одна из крупнейших и наиболее динамичных отраслей в Японии (не только в сфере услуг, но и во всей национальной экономике) и в плане производства — такая же, как и вся обрабатывающая промышленность в целом.

Характеристика отраслевой и территориальной структуры экономики Японии

Япония взяла верх в 2004 году.

более 6,5% мирового ВВП, 12% мирового промышленного производства. Объем внешней торговли составляет около 11,2% мирового товарооборота.

В начале двадцатого века.

Экономика Японии характеризуется следующей структурой: сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство составляют 2,2% ВВП и 5,4% работы; В отрасли генерируется около 41,1% ВВП, занято 34,6% работников; сектор услуг составляет 56,7% ВВП и 60% рабочей силы в этом секторе.

В отличие от других стран «большой семерки», где доля сферы нематериального производства выше, в Японии отличная роль отрасли.

Япония является одним из крупнейших инвесторов в мире: она составляет около 40% мирового кредитного капитала. В основном в облигациях, ценных бумагах США и ЕС.

Промышленность Японии и ее развитие

Особенностью последних времен является резкое увеличение прямых инвестиций. Они стоят в среднем 15,5 млрд. Долл. США в год.

С 80-х годов. Япония стала одним из крупнейших финансовых центров в мире.

Японский рынок наличных денег и капитала оценивается более чем в 6 триллионов долларов. Это второе американское число (9,9 млрд. Долларов США). Стоимость акций, зарегистрированных на Токийской фондовой бирже, превышает 3 триллиона долларов.

Это больше, чем Нью-Йоркская фондовая биржа.

Что касается расходов на исследования и разработки, Япония занимает второе место в мире, отставая только от США. Расходы на НИОКР составляют более 3% ВВП и достигают 80% уровня США.

Новые и современные промышленные сектора, основанные на передовых технологиях, развивают: 1) производство коммуникационных и информационных технологий, 2) производство новых композиционных материалов и 3) биотехнологию.

Японскую промышленность можно разделить на две группы отраслей:

1. Материально-интенсивное производство: сталеплавильное, нефтехимическое, автомобильное, судостроение.

Важность этих отраслей со временем уменьшается. К началу восьмидесятых годов. в судостроительной промышленности 40% мощности было представлено в алюминиевой промышленности — 45%, в производстве синтетических волокон — 20%;

2. высокотехнологичные отрасли: производство роботов (50% мирового масштаба), компьютеры, полупроводники (40% мирового производства), бытовая радиоэлектроника.

Страна занимает первое место в мире по производству металлорежущих станков, промышленных роботов, фотографического оборудования и других продуктов, вторая по производству кораблей.

Сохраняется высокий уровень производства потребительских товаров, который в основном ориентирован на экспорт.

Увеличивается производство медицинской электронной аппаратуры, микроэлектроники, устройств численного контроля. Япония поставила перед собой задачу развития вблизи Вселенной.

Основные инженерные объекты сосредоточены в промышленной зоне Тихого океана.

Эксклюзивное место занимает токийская область (Keihin), которая поставляет более 30% изделий машиностроения. На побережье внутреннего японского моря создается целая цепь промышленных единиц. Государство содействует промышленному развитию приграничных регионов страны.

Топливно-энергетический комплекс. Долгое время он был основой энергетического сектора в состоянии угля, древесины.

Рост тяжелой промышленности привел к значительным изменениям в энергетической базе Восточной Японии, где сосредоточены наиболее энергоемкие отрасли. Значительно сократился объем потребления импортной нефти и коксующегося угля, а доля национальных источников энергии заметно снизилась.

Энергетическая база японской промышленности очень уязвима. На 80% это зависит от импорта нефти.

В настоящее время Япония потребляет 5% мирового производства электроэнергии. В 2002 году она произвела 1038 миллиардов киловатт. электрический ток, прошел этот показатель до третьего места в мире по США и Китаю. В своем развитии японская электроэнергетика прошла несколько этапов. Первую из них можно назвать гидроэнергетикой, она упала до 50 лет. Второй этап охватывал 60-е и первую половину 70-х годов.

Третий этап начался с середины семидесятых до середины восьмидесятых. Четвертое — с середины 80-х до середины 90-х годов. Последний — с середины девяностых до наших дней.

В 2003 г. производство химической продукции в Японии в стоимостном выражении возросло по сравнению с 2002 г. на 1% и составило 22,75 трлн. иен (свыше $181 млрд.). По этому показателю страна по-прежнему занимает второе после США место в мире и первое в Азии.

В данном секторе экономики насчитываются более 5 тыс. предприятий с общим числом занятых около 364 тыс. В пятерку ведущих продуцентов химических товаров в Японии входят компании (продажи в 2003 г., млрд. $): Mitsubishi Chemical — 16,2, Asahi Kasei — 11,1, Sumitomo Chemical — 9,5, Mitsui Chemicals — 9,1, Ube Industries — 4,9.

В 2003 г. несколько возрос уровень продаж и прибылей крупнейших химических компаний страны.

Экспорт химической продукции из Японии в 2003 г. вырос против 2002 г. на 16,5% и достиг $38,5 млрд. Около 60% экспорта направляется в страны Азии, в первую очередь в Китай, Республику Корея и на Тайвань.

Его основу составляют органические и неорганические соединения, пластмассы, лаки и краски, фармацевтические товары и др. Импорт химикатов в Японию (в основном из стран ЕС и США) в 2003 г. увеличился на 15% — до $29,75 млрд. В нефтехимической отрасли впервые с 1999 г. прекратилось падение производства этилена, объем которого вырос по сравнению с 2002 г. более чем на 2% — до 7,3 млн. т, практически достигнув уровня 2001 г. Также прекратился спад в производстве пластмасс, синтетических волокон , красителей, резинотехнических изделий.

Выработка полиэтилена только в IV квартале 2003 г. возросла на 4%. Выпуск полипропилена и синтетических волокон стабилизировался на уровне 2002 г., и наметилась тенденция к его росту.

Это главным образом связано с увеличением спроса со стороны КНР и возросшими ценами на азиатском рынке. Япония осуществляет постепенное снижение импортных пошлин на нефтехимическую продукцию, что ведет к усилению конкуренции на внутреннем рынке со стороны зарубежных поставщиков. В этой связи японские нефтехимические компании увеличили в 2002-2003 гг.

Экономика Японии

инвестиции в модернизацию предприятий с целью повышения эффективности производства и снижения издержек.

В отрасли продолжается процесс концентрации капитала. В начале текущего десятилетия Idemitsu Petrochemical и Tokuyama создали компанию по производству полипропилена Tokuyama Polipro, а Nippon Polichem и Nippon Poliolefines — СП по выпуску полиэтилена. Mitsui Chemical и Sumitomo Chemical планируют слияние в 2004 г., что может привести к образованию крупнейшего продуцента химикатов в стране.

Японские химические концерны продолжают создавать новые фирмы в азиатских странах, прежде всего в КНР.

Ключевая роль в разработке и производстве высокотехнологичной химической продукции в Японии принадлежит таким компаниям, как Mitsubishi Chemical, Mitsui Chemicals, Denky Kagaku Kogyo, Kao, Midory Kagaku, Nippon Chemical Industrial, Nissan Chemical Industrial, Toa Gosay и Toso.

Указанные компании планируют в ближайшей перспективе сосредоточить внимание на выпуске химикатов для электронно-информационной индустрии, биотехнологической и химико-фармацевтической отраслей, делая основной акцент на обеспечении высокого уровня экологической чистоты продукции.

Параллельно японские компании продолжают укреплять позиций на мировом рынке традиционных видов крупнотоннажных химикатов: полимеров, поверхностно-активных и агрохимических веществ, в первую очередь за счет расширения их производства на зарубежных дочерних предприятиях.

По оценкам японских экспертов, совершенствование национальной научно-технической и производственной базы на основных направлениях развития химической промышленности обеспечит условия для дальнейшего укрепления позиций Японии на мировом рынке химической продукции до 2010 г. В соответствии с принятой правительством Японии в 2002 г. обновленной программой развития высокотехнологичных отраслей до 2010 г. одним из ключевых направлений признано развитие практического приложения биотехнологии.

Компании, специализирующиеся в данной области, осуществляют массированное продвижение продукции на внутренний и внешний рынки. Этому способствуют такие факторы, как наличие необходимого технического оснащения для проведения НИОКР и поддержка со стороны государственных органов, в частности, Министерства экономики, торговли и промышленности. Около 80% всех ассигнований на проведение НИОКР в сфере биотехнологии обеспечивают крупные пищевые, винодельческие, химические и фармацевтические компании (Adsinomoto, Mitsubishi Chemical Industries и др.).

Решающее значение для развития биотехнологии в Японии имеет тесное сотрудничество государственного и частного секторов. В реализации биотехнологических проектов наряду с крупными и средними фирмами принимает участие ряд министерств, а в последнее время большой вклад в новейшую биотехнологию вносят университеты.

Фундаментальные исследования в области генной инженерии позволили создать мощный научный задел и дать импульс прикладным разработкам.

Основное применение современная биотехнология находит в химико-фармацевтической промышленности, на долю которой приходится около 60% продаж продуктов, получаемых с использованием генноинженерных методов. Asahi Chemical Industries проводит исследования по созданию противораковых лекарственных средств совместно с Токийским университетом и фирмами Dainippon Seyaku и Sumitomo Chemical Industries.

Компания Sumitomo Seyaku выпустила в продажу на рынок препарат “Sumiferon” (типа альфа-интерферона), который признан первым в мире лекарством для лечения рака почек. Компания также предложила применять его для лечения гепатита-В6.

Одним из наиболее значительных достижений Sekysui Chemical Industries является разработка метода диагностики различных видов рака с помощью моноклеточных антител. Sankyo, которая наряду с фирмой Takeda в настоящее время лидирует в производстве препаратов по снижению уровня содержания холестерина в крови, создала препарат “Pravastatin”, объем продаж которого в Японии достиг 100 млрд.

Японские частные фирмы активизировали многоаспектные исследования в области генной инженерии. Некоторые фирмы, имея разрешения Министерства здравоохранения и социального обеспечения и зачастую невзирая на протесты потребителей, ведут исследования в области выращивания животных и растений с заданными свойствами, а также разработки пищевых продуктов методами генной инженерии.

Научно-исследовательский институт “Plantech” занимается исследованиями в выращивании сортов риса, устойчивых к различным вирусам. Mitsui Toatsu работает над таким сортом риса, который смогут употреблять в пищу даже страдающие аллергией на него. Фирма Kagome разрабатывает путем скрещивания новые стелющиеся сорта помидоров, приспособленные к определенным климатическим условиям и удовлетворяющие запросам потребителей.

Емкость японского рынка растений, полученных с использованием методов генной инженерии, в 2005 г. оценивается специалистами в 600-700 млрд. иен.

Биотехнология на современном этапе, отмечает японская печать, является одной из наиболее привлекательных сфер сложной наукоемкой технологии с точки зрения приложения частного капитала. Японские частные фирмы, которых теснят компании из новых индустриальных стран в области традиционных базовых отраслей промышленности, ищут новые сферы вложения капиталов.

В последние 10-15 лет частные фирмы, функционирующие в таких отраслях, как металлургическая, пищевая, текстильная, химико-фармацевтическая, стали активно включаться в сферу биотехнологии. Токийская Kirin Biru, уже более ста лет ведущая в стране пищевая и пивоваренная фирма, имеет лабораторию прикладной биологии в Маэбаси, где ведутся разработки медикаментов, ферментов и исследования культуры клеток.

В ее техническом центре в Иокогаме разрабатываются новые виды оборудования и технологии производства. Keva Hakko Kogyo, крупный продуцент алкогольных напитков, аминокислот, приправ, продуктов нефтехимии, активизировала биотехнологические исследования на нескольких направлениях, включая терапию рака с использованием иммунологических методов.

Крупнейшая в Японии текстильная компания Toray стала ведущим изготовителем альфа-интерферонов, применяемых в противораковой терапии. Nippon Kokan, один из ведущих продуцентов стали в стране, начала осуществлять научно-исследовательскую программу в области биотехнологических методов производства аминокислот. Nippon Electric форсирует фундаментальные исследования в области создания новых видов товаров, включая продукцию биоэлектроники.

Компания имеет широкие связи с университетами мира, изучает функции мозга человека, а также процессы обработки информации, поступающей от живых клеток. Она входит в число наиболее активных участников ряда проектов проведения фундаментальных исследований в рамках программы “Границы возможностей человека”. (БИКИ).

Промышленность.

В последние десятилетия Япония выступает как одна из ведущих экономических держав, является второй по величине национальной экономической силой в мире. Население Японии составляет примерно 2,3% общемировой численности, но создаёт около 16% валового мирового продукта (ВМП), исчисленного по текущим валютным курсам, и 7,7% по покупательной способности иены. Её экономический потенциал равен 61% американского, но по показателю производства на душу населения она превышает американский уровень. На Японию приходится 70% совокупного продукта Восточной Азии, её валовый внутренний продукт (ВВП), подсчитанный на базе текущих валютных курсов, в четыре раза превышает ВВП Китая. Она достигла высокого технического совершенства, особенно в отдельных направлениях передовых технологий. Нынешние позиции Японии в Мировом хозяйстве – результат её экономического развития во второй половине прошлого столетия. В 1938 г. на её долю приходилось всего 3% ВМП.

В Японии развиты черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и пищевая промышленность. Хотя Япония является крупнейшим импортёром сырья для большинства этих отраслей, тем не менее по выпуску продукции многих отраслей страна часто занимает 1-2 место в мире. Причём промышленность концентрируется в основном в пределах Тихоокеанского промышленного пояса (на 13% территории страны выпускается почти 80% промышленной продукции).

I. Металлургия потерпела за последнее время сильные изменения. Вместо множества устаревших заводов построены мощные комбинаты, оснащённые новейшей техникой. Не располагая в достаточной мере своей сырьевой базой, Япония ориентируется на импорт железной руды и коксующих углей. Крупными поставщиками железной руды были и остаются Малайзия и Канада. Основные поставщики угля – США, Австралия; в меньшей степени – Индия и Канада. По производству рафинированной меди Япония занимает второе место в мире, после США. Месторождения полиметаллических руд составляют базу для развития производства цинка и свинца.

II. Энергетика Японии ориентируется преимущественно на импортное сырьё (в основном нефть и нефтепродукты). Импорт нефти составляет более 200 млн. тонн (собственная добыча 0,5 млн. тонн на 1997 год). Сокращается в потреблении доля угля, растёт в потреблении доля природного газа (импортируется в сниженном виде). Растёт роль гидроэнергетики и атомной энергии. Япония располагает мощной электроэнергетикой. Свыше 60% мощностей приходится на ТЭС (наиболее крупные по 4 млн. кВт). С середины 60-х годов сооружается АЭС. В настоящее время работает свыше 20 АЭС на импортном сырье (более 40 энергоблоков). Они дают около 30% электроэнергии. В стране построены самые мощные АЭС в мире (в том числе Фукусима – 10 энергоблоков).

III. Судостроение Японии очень разнообразно: со стапелей судоверфей Иокогамы, Осаки, Кобе, Нагасаки и многих других судостроительных центров сходят крупнейшие в мире супертанкеры и другие суда. Судостроение специализируется на строительстве крупнотоннажных танкеров и сухогрузов. Общий тоннаж построенных в Японии судов составляет 40% мирового тоннажа. По судостроению страна прочно занимает первое место в мире (2 место – Республика Корея). Судостроительные и судоремонтные предприятия размещены по всей стране. Главные центры находятся в крупнейших портах (Иокогама, Нагасаки).

IV. Производство цветных металлов является материало- и энергоёмкими. Относятся к “экологически грязным” отраслям промышленности, поэтому проведена существенная реорганизация отрасли. Только за последнее десятилетие выплавка цветных металлов сократилась в 20 раз. Передельные же заводы размещены практически во всех крупных промышленных центрах.

V. Машиностроение Японии включает в себя множество отраслей (судостроение, автомобилестроение, общее машиностроение, приборостроение, радиоэлектроника, авиационно-космическая промышленность). Действует ряд крупных заводов тяжёлого машиностроения, станкостроения, производство оборудования для лёгкой и пищевой промышленности. Но главными отраслями стали электроника, радиопромышленность и транспортное машиностроение.

1) По выпуску автомобилей (13 млн. штук в год) в последние годы Япония также занимает первое место в мире (продукция отрасли составляет 20% японского экспорта). Важнейшие центры отрасли – Тойота (район Нагасаки), Иокогама, Хиросима.

2) Основные предприятия общего машиностроения расположены в пределах Тихоокеанского промышленного пояса: в Токийском районе – сложное станкостроение, промышленные роботы; в Осакском – металлоёмкое оборудование (около центров чёрной металлургии); в Нагойском районе – станкостроение, производство оборудования для других отраслей промышленности.

3) Предприятия радиоэлектронной и электротехнической промышленности ориентируются на центры с квалификационной рабочей силой, с хорошо развитой транспортной системой, с развитой научно-технической базой. На долю Японии в начале 90-х годов приходилось свыше 60% производства промышленных роботов, ½ станков с ЧПУ и продуктов чистой керамики, от 60 до 90% производства отдельных типов микропроцессоров в мире. Япония сохраняет лидирующие позиции в производстве бытовой электроники и электронной аппаратуры. Удельный вес страны в мировом выпуске цветных телевизоров (с учётом производства на зарубежных предприятиях японских компаний составляет более 60%, видеомагнитофонов – 90%, и др.). На продукцию наукоёмких отраслей приходится около 15% всего объёма промышленного производства Японии. А в целом, на продукцию машиностроения – около 40%.

Таблица 3.1

12 крупнейших конгломератов (промышленно-финансовых групп) Японии (данные 1999 г.)

Число корпораций, входящих в 500 мировых Годовая сумма продаж (млрд. долл.) Активы (млрд долл.) Число занятых (тыс.) Шта6-квартира
1 «Мицубиси» 7 105,1 124,6 272.2 Токио
2 «Тойота» 2 84,0 77,6 116,2 Нагоя
3 «Мацусита» 2 66,0 84,3 280,0 Осака
4 «Хитати» 2 65,1 81,3 341,0 Токио
5 «Ниппон Стил» 5 59.1 78,2 99,8 Токио
6 «Ниссин» 3 57,0 67,9 155,1 Токио
7 «Фудзи» 4 52,9 62,1 226,3 Токио
8 «Сумнтомо» 6 43.8 56,0 120,5 Осака
9 «Тосиба» 1 37,5 49,3 173,0 Токио
10 «Дан Ити» 6 33,4 39,3 104,3 Токио
11 «Хонда» 1 33,4 26,4 90,9 Токио
12 «Сони» 1 31.5 39,7 126,0 Токио

4) Предприятия нефтеперерабатывающей, а также химической промышленности тяготеют к основным центрам Тихоокеанского промышленного пояса – в токийской агломерации аланского промышленного пояса. В токийской агломерации (Кавасаки, Тиба, Иокогама), в районе Осаки и Нагои предприятия используют привозное сырьё. По уровню развития химической промышленности Япония занимает одно из первых мест в мире.

5) В Японии также развита целлюлозно-бумажня промышленность.

6) Сохраняет не мало важное значение отрасли лёгкой и пищевой промышленности. Однако растёт конкуренция со стороны развивающихся стран по многим видам трудоёмких производств лёгкой промышленности (за счёт дешевизны рабочей силы в других странах).

VI. Ещё одна важная традиционная отрасль японской промышленности – рыболовство. По улову рыбы Япония занимает одно из первых мест в мире. В стране более 3 тыс. рыболовных портов. Богатая и разнообразная фауна прибрежных морей способствовало развитию не только рыболовства, но и мари-культуры. Рыба и морепродукты занимают очень большое место в пищевом рационе японцев. Развит также и жемчужный промысел.

Очень важная особенность промышленности Японии – её исключительно сильная втянутость в международные экономические связи.

Сельское хозяйство.

В сельском хозяйстве Японии занято около 3% экономически активного населения, а доля его в ВНП страны составляет около 2%. Для японского сельского хозяйства характерен высокий уровень производительности труда и земли, урожайности культур и продуктивности животных.

Сельскохозяйственное производство имеет ярко выраженную продовольственную направленность

Растениеводство даёт основную часть продукции (около 70%), но его удельный вес снижается. Кормовые и технические культуры страна вынуждена ввозить из за рубежа. Пастбищные земли составляют всего 1,6% от общей площади. Но даже эти участки выходят из оборота сельского хозяйства по мере увеличения импорта дешёвой мясной и молочной продукции. Развиваются новые интенсивные отрасли животноводства. На обрабатываемые земли приходится 13% территории страны. Однако в ряде районов Японии можно получать 2-3 урожая в год, поэтому посевная площадь больше обрабатываемой. Несмотря на то, что обрабатываемые земли занимают небольшую долю в земельном фонде, а их величина, приходящаяся на душу населения очень мала (по сравнению с США меньше в 24 раза, по сравнению с Францией – в 9 раз), свои потребности в продовольствии Япония обеспечивает в основном за счёт собственного производства (около 70%). Практически удовлетворяется спрос на рис, овощи, мясо птицы, свинину, фрукты. Однако страна вынуждена импортировать сахар, кукурузу, хлопок, шерсть.

Для сельского хозяйства Японии характерно мелкое земледелие. Большинство хозяйств – мелкотоварные. Наиболее крупные хозяйства занимаются животноводством. Кроме индивидуальных хозяйств функционируют фирмы и производительные кооперативы. Это значительные сельскохозяйственные единицы.

Прибрежные низменности всех островов, в том числе и в Тихоокеанском промышленном поясе, являются крупными сельскохозяйственными районами, где выращивают рис, овощи, чай, табак, а также интенсивно развивается животноводство. На всех больших равнинах и в природных зонах крупных агломераций расположены птице- и свинофермы, огороды.

Транспорт

Транспорт. В послевоенный период на первое место по объему грузо- и пассажироперевозок в Японии быстро выдвинулся автомобильный транспорт (соответственно 52 и 60%). Остальное большей частью приходится на морские каботажные перевозки, доля которых постепенно снижается. Еще быстрее уменьшается значение железнодорожного транспорта, особенно после его приватизации в середине 80-х годов. Растут объемы и авиаперевозок, но их удельный вес пока невелик. Япония занимает второе место в мире по тоннажу торгового флота (почти 87 млн бр. рег. т в 1999 г.), но 73% этого тоннажа ходит под «удобными флагами». Размеры автомобильного парка - 43 млн легковых машин и 22 млн грузовых и автобусов (1998, второе место в мире). С середины 90-х годов основным направлением развития технической базы транспорта стало качественное совершенствование транспортной инфраструктуры. В Японии создана густая сеть автомобильных дорог, основным элементом которой стали скоростные автомагистрали, соединившие все города с населением более 500 тыс. человек. Построена система железнодорожных линий со средней скоростью движения поездов более 200 км/ч. В стране насчитываются несколько десятков крупных морских портов (крупнейший - Тиба), целый ряд аэропортов, способных принимать крупные лайнеры, В 80-е годы непрерывными транспортными путями (через систему туннелей и мостов) были соединены все четыре главных японских острова. Многократно возросшие объемы и напряженность транспортных перевозок в Японии, особенно в зоне главной транспортной оси страны, проходящей через Тихоокеанский промышленный пояс, потребовали повышения надежности и безопасности системы коммуникаций. Ее совершенствование достигается путем широкого внедрения электронно-вычислительной и информационной техники как в системы управления транспортными перевозками, так и в сами транспортные средства.

Внешнеэкономические связи

Япония – одна из крупнейших мировых торговых держав. Хозяйство в очень большой степени зависит от импорта топлива и промышленного сырья. Но структура импорта существенно меняется: уменьшается доля сырьевых товаров и увеличиваются удельный вес готовой продукции. Особенно растёт доля готовых изделий из НИС Азии (в том числе цветных телевизоров, видеокассет, видеомагнитофонов, запчастей). Страна ввозит также некоторые виды новейших машин и оборудование из экономически развитых стран.

В экспорте готовых промышленных изделий (по стоимости) 64% приходится на машины и оборудование. Международной специализацией Японии на мировом рынке является торговля продукцией наукоёмких высокотехнологичных производств, таких, как производство сверхбольших интегральных схем и микропроцессоров, станков с ЧПУ и промышленных роботов.

Объём внешней торговли Японии постоянно растёт (760 млрд. долр., 1997 год – третье место после США и ФРГ). Основными торговыми партнёрами Японии являются экономически развитые страны, в первую очередь США (30% экспорта, 25% импорта), ФРГ, Австралия, Канада. Крупными партнёрами являются Республика Корея и Китай.

Увеличиваются объёмы торговли со странами Юго-Восточной Азии (29% внешнего оборота) и Европы. Крупнейшие поставщики нефти в Японию – страны персидского залива.

Важным направлением внешнеэкономической деятельности Японии является экспорт капитала . По объёму иностранных инвестиций страна превратилась в одного из лидеров наряду с США и Великобританией. Причём растёт доля вложения капитала в развитие страны. Япония вкладывает свои капиталы в торговлю, банковское дело, кредиты и прочие услуги (около 50%), в обрабатывающую и добывающую промышленность разных стран мира. Острые внешнеэкономические противоречия Японии с США и странами Западной Европы приводят к борьбе за источники сырья, рынки сбыта и сферы приложения капитала. Расширяются масштабы зарубежного предпринимательства японских фирм. Причём, наряду с выносом за рубеж экологически опасных, энерго- и материалоёмких производств (путём строительства предприятий в развивающихся странах), происходит и перенос в эти страны некоторых машиностроительных производств – тех, развитие которых в Японии становится менее респектабельным (переводятся туда, где ниже издержки на рабочую силу).

Особую активность проявляют японские фирмы в НИС Азии – в Республике Корея, на Тайване и Сингапуре. Созданные там с участием японского капитала предприятия текстильной, пищевой, швейной, металлургической, химической отраслей промышленности, электронного и точного машиностроения становятся серьёзными конкурентами собственно японских фирм (особенно мелких и средних) на мировом и даже на внутреннем рынке Японии.

Все крупнейшие промышленные компании Японии являются транснациональными корпорациями, одними из крупнейших в мире. В списке 500 самых крупных ТНК мира очень высокие позиции занимают: Toyota motor, Honda motor – в автомобилестроении; Hitachi, Sony, NEC – в электронике; Toshiba, Fujitsu, Canon – в производстве компьютерной техники и т.д.

Одним из важнейших факторов экономического развития Японии является широкое участие в международной торговле технологиями. В экспорте технологий преобладают лицензии в области электротехнического и транспортного машиностроения, химии, строительства. С географической точки зрения в японском экспорте технологий в 80-х годах преобладали развивающиеся страны. Особенно активно осуществляется обмен лицензиями технологических процессов в области электротехники, химической промышленности и д.р.

Внутренние различия

Своеобразные при родно-географические и исторические условия развития привели к формированию сложной территориальной структуры Японии, к появлению значительных различий между ее регионами. На территории Японии резко выделяются морфологически неоднородные части. Это развитый Тихоокеанский промышленный пояс, расположенный на крупнейших низменностях Хонсю и Северного Кюсю, и периферийные, относительно слабо освоенные области, занимающие западное побережье и северо-восток Хонсю, Хоккайдо и Южную Японию - Сикоку, юг Кюсю и острова Рюкю.

Сложившаяся в Японии сетка экономических районов в основном отражает эти диспропорции (рис. 111.76), Наиболее распространенной является концепция выделения десяти экономических районов - Канто, Кинки, Токай, Кюсю, Тюгоку, Хокурику. Тохоку, Хоккайдо, Сикоку и Окинава. Первые четыре традиционно относятся к районам высокого уровня развития, следующие три - среднего, остальные - к слаборазвитым районам. Выделение районов проводится по границам основных административных единиц Японии - префектур (всего префектур 47, включая губернаторство Хоккайдо).

Канто - ведущий экономический район, занимающий крупнейшую в стране низменность, где на менее чем 10% территории Японии проживает более 30% ее населения и производится более 35% национального дохода. Социально-экономический облик района определяется прежде всего наличием в нем столицы Токио и сформировавшейся вокруг нее крупнейшей городской агломерации Кэйхин, в которой сосредоточен мощный производственный, управленческий, научно-исследовательский, культурный потенциал. В Канто развиты практически все отрасли хозяйства, но выделяется он повышенной концентрацией машиностроения, особенно наукоемкого (радиоэлектронного, приборостроения, авиакосмического), а также отраслей, ориентирующихся на крупный рынок столичного региона (полиграфическая, легкая). Сельское хозяйство района, занимая незначительное место в структуре его экономики, обеспечивает Канто лидирующее в Японии положение в производстве продовольствия. Оно специализировано в основном на пригородных формах. Велико значение Канто как фокуса всей транспортной системы Японии, где сходятся крупные магистрали, связывающие столицу с прибрежными и внутренними районами.

Вторым по значению экономическим районом Японии является Кинки, сочетающий в себе черты историко-культурного ядра «старой^ Японии и крупного промышленного региона. В нем сосредоточены предприятия как традиционных (текстильной, деревообрабатывающей, судостроительной), так и самых новых отраслей (радиоэлектронной, современной химии и др.). На фоне других развитых районов Кинки выделяется повышенной долей металлоемкого общего машиностроения, черной и цветной металлургии. Важнейшую роль в районе играет второй после Токио экономический и культурный центр страны - Осака, вокруг которого сложилась мощная городская агломерация Хансин. В агломерацию входят еще несколько заметных промышленных городов - Кобе, Амагасаки, Химедзи, Сакаи. Своеобразен город Киото, единственный из японских городов-«миллионеров», расположенный вне морского побережья. Бывший долгое время резиденцией японских императоров, политико-культурным и религиозным центром страны, он привлекает большое число туристов и паломников. Промышленность Киото отличается разнообразной структурой с преобладанием нематериалоемких отраслей, использующих квалифицированный труд (традиционные легкая, деревообрабатывающая, современные электронная, точное машиностроение).

Район Токай, расположенный на Тихоокеанском побережье между Канто и Кинки, занимает третью позицию по экономической значимости. К отраслям промышленной специализации района относятся транспортное машиностроение, нефтехимия, текстильная и целлюлозно-бумажная. Промышленная зона расположена вокруг залива Исе, на побережье которого находятся центр района - Нагоя и другие промышленные города. Токай долго оставался преимущественно сельскохозяйственным районом, из промышленных предприятий были распространены текстильные и деревообрабатывающие. В предвоенные годы в Нагое и некоторых других городах были построены военные заводы, преимущественно авиационные, на базе которых после войны развилось транспортное машиностроение. Среди городов района выделяется несколько центров национального значения, узкоспециализированных на отдельных видах промышленного производства, - Йоккаити (нефтепереработка и нефтехимия), Тоёта (автомобилестроение). Токай сохраняет значение важного сельскохозяйственного района, выделяясь производством некоторых специфических культур, в частности чая и цитрусовых.

Кюсю отличается неравномерностью развития северной и южной частей района. Северный Кюсю - самый старый японский промышленный район, где до сих пор в структуре производства преобладают черная металлургия, тяжелое промышленное машиностроение, а также некоторые другие «базовые» отрасли - нефтепереработка, производство цемента. Крупным центром судостроения является Нагасаки с крупнейшим в Японии судостроительным комбинатом. Одновременно Северный Кюсю остается важным сельскохозяйственным районом (в частности, вторым по значимости районом страны по выращиванию риса). На юге, для которого до сих пор характерны определенная изоляция и традиционализм, основой экономики являются сельское хозяйство, местная промышленность, рекреационные функции. С целью модернизации структуры экономики Кюсю региональные программы последних лет нацелены на развитие самых передовых отраслей (радиоэлектроники, биотехнологии, тонкой химии) в нескольких активно создаваемых технополисах. Функции административного центра района сосредоточены в его крупнейшем городе - Фукуоке.

Район Тюгоку занимает юго-западную часть Хонсю и разделен горным хребтом в направлении с северо-востока на юго-запад на две области, имеющие исторические названия Санъё и Санъин. Более развитой всегда была южная, Санъё, занимающая побережье Внутреннего моря. Благодаря выгодному экономико-географическому положению после второй мировой войны там строилось много промышленных предприятий. В настоящее время Тюгоку выделяется самой высокой в стране долей продукции материало- и энергоемких отраслей - черной металлургии, нефтепереработки, химической промышленности, а также развитым общим, судо- и автомобилестроением. Характерной чертой являются отсутствие в районе явно выраженного центра, а также определенная специализация крупных промышленных узлов: в Хиросиме преимущественно развито машиностроение, в Курасики - нефтепереработка и химия, в Фукуяме - черная металлургия. На юге Тюгоку (в Убе, Токуяма и др.) сформировался один из самых мощных в Японии комплексов химической промышленности. Область Санъё - важный район туризма. Санъин, выходящая к Японскому морю, до сих пор остается относительно изолированной, слабозаселенной и менее развитой.

Хокурику занимает центральную часть западного побережья Хонсю и некоторые внутренние горные области этого острова. Неблагоприятные природные условия (заболоченные прибрежные низменности, отсутствие удобных бухт для портового строительства и др.) привели к гораздо менее интенсивному развитию района по сравнению с восточной частью Хонсю. Доля промышленности в структуре экономики Хокурику заметно ниже средней по стране, наиболее развиты общее и электротехническое машиностроение, металлообработка, традиционные деревообработка и текстильная промышленность. На юге района построен ряд АЭС, передающих энергию в район Кинки, в горах - каскады ГЭС, также передающих энергию в центральные районы страны. Хокурику известен важной рисопроизводящей областью (равнина Этиго), а также наиболее значительными в Японии месторождениями нефти и газа. Важнейший город района - Ниигата.

Район Тохоку, занимающий северо-восток Хонсю, в национальном разделении труда выделяется сельским хозяйством, рыболовством, лесозаготовкой, добычей полезных ископаемых и относительно слабо развитой промышленностью, нацеленной в основном на переработку местных ресурсов. Население района относительно малочисленное и в значительной степени сконцентрировано во внутренних областях. Тохоку рассматривается как важный район перспективного развития Японии, его главный город Сендай уже сейчас является одним из самых быстрорастущих крупных городов страны.

Хоккайдо, официально вошедший в состав Японии только в 1868 г., является единственным в стране районом, который осваивался плановым» образом, на основе организованной колонизации. По структуре хозяйства напоминает Тохоку с еще более резко выделяющимися лесным и сельским хозяйством, рыболовством, деревообработкой, целлюлозно-бумажной и горнодобывающей промышленностью. Интенсивно развивается лишенный крупнейших промышленных предприятий, но выполняющий важные административные функции главный город района - Саппоро.

Сикоку - горный, слабо заселенный район. В экономическом отношении более развита северная часть острова, где в нескольких промышленных городах размещены предприятия базовых отраслей промышленности. Однако в целом промышленный облик района формируют пищевая, целлюлозно-бумажная и текстильная отрасли. Развиты субтропическое земледелие, горное животноводство. Важнейшие города - префектурные центры Мацуяма и Такамацу.

Окинава - префектура, расположенная на островах Рюкю, только условно классифицируется как район. Вновь вошла в состав Японии в 1972 г. после оккупации США, но и в настоящее время 12% ее территории находится под американскими военными базами. Развиты инфраструктурные объекты обслуживания баз, а также тропическое земледелие.

Япония — страна с очень высокоразвитой промышленностью. Несмотря на её небольшую территорию, в Японии производится до 12% мировых промышленных товаров. Ведущими отраслями японской экономики являются производство материалов и приборов на основе современных высоких технологий.

Энергетика Японии

Основой электроэнергетики Японии является импортная нефть из-за отсутствия в стране собственных нефтяных месторождений, её доля достигает 80%, что делает энергетику страны достаточно уязвимой. По производству электроэнергии Япония занимает третье место в мире, расположившись за США и КНР. Основу электроэнергетики составляют ТЭС их больше тысячи и расположены они в основном вблизи крупных городов, которых в много. Самые крупные ТЭС Японии расположены на берегах Тихого океана, около таких мегаполисов как Токио и Осака. Также в электроэнергетике Японии с 80х годов 20 века активно используются АЭС. Всего в стране формально 42 действующих реактора, но действительно производят электроэнергию только 4 из них. В 2017 году японское правительство планирует запустить еще 10 АЭС и увеличить долю производимой на них электроэнергии. Большую роль играет вопрос безопасности АЭС из-за высокой сейсмической активности и частых землетрясений существуют четкие сценарии действий в критической ситуации, а также проводятся постоянные проверки безопасности и работоспособности оборудования. Интересно использование в Японии альтернативных источников энергии. В стране много вулканов и гейзеров, и попытки использовать их энергию предпринимались уже в 70-х годах Также проводились попытки использования энергии Солнца, но в наше время её доля меньше одного процента.

Металлургия Японии

Одной из важнейших отраслей специализации Японии является черная металлургия, переживавшая свой бум в 60-70х годах 20 века, на фоне увеличивавшихся размеров строительства. Однако, после кризиса 80х годов черная металлургия в Японии идёт на спад и сейчас переживает не лучшие свои времена. Несмотря на это, Япония остается одним из крупнейших мировых экспортеров стали, ежегодно экспортируя больше 25 млн тонн.

Своих минеральных запасов в Японии нет, поэтому черная металлургия ориентирована на импортное сырье: руда завозится из Индии, Австралии и ЮАР, а коксующийся уголь из Австралии, США и Канады, из-за чего большинство металлургических предприятий расположены в прибрежных районах в непосредственной близости от крупных грузовых портов. Даже несмотря на отсутствие собственного сырья, металлургия в Японии достигла небывалых высот, во многом благодаря автоматизации, а также большому количеству инвестиций в научно-техническое развитие. Сейчас основной перспективой развития отрасли является снижение энергозатрат и более эффективное использование железных руд, что позволит уменьшить зависимость страны от импортного сырья.

Машиностроение Японии

Машиностроение основа промышленности страны, оно по праву считается одним из самых развитых и передовых в мире. Основные отрасли мировой специализации Японии автомобиле- и судостроение, а также производство бытовой электроники и робототехника.

Необычайно стремительное развитие машиностроения в Японии после Второй мировой войны часто называют “Японским промышленным чудом”. Сразу после войны автомобилестроение в Японии было ограничено множеством законодательных запретов, тормозящих его развитие. Осложнялось положение японского автомобилестроения и низкой конкурентноспособностью производимых машин перед импортными, ввозимыми несмотря на запрет, исходящий от японского правительства.

Толчок развитию японскому машиностроению дали военные заказы, сделанные во время корейской войны в 50-е годы. После этого, объёмы машино производства непрестанно росли, что позволило Японии к 1980 годы выйти на первое место по производству автомобилей в мире и успешно удерживать его в течение 15 лет. Сейчас многие японские автомобилестроительные концерны, такие как “Тойота”, “Ниссан”, “Хонда” и “Мазда” остаются мировыми лидерами и не собираются сдавать свои позиции, успешно справляясь с кризисами отрасли. Всего в автомобильной отрасли, включая сервис и обслуживание автомобилей, в Японии занято около 6 млн человек.

В 80-90 е годы в экономике страны наметилась тенденция развития наукоемких и высокотехнологичных производств, что позволило Японии производить самую качественную в мире бытовую и радиоэлектронику. До сих пор, японские приборы славятся своим качеством, технологичностью и надёжностью. Многие производители радиоэлектронных изделий, медицинского оборудования и оптических приборов получают поддержку от государства, так как вносят существенный вклад не только в экономику, но и в научный прогресс.

Авиастроение

Авиастроение в Японии начало реально развиваться только с 1970х годов, благодаря соглашениям с западными странами. В последнее время всё больше развивается гражданское авиастроение, по объёмам продаж уже перегоняющее военное. Несмотря на это, японское военное авиастроение тоже активно развивается, хоть у правительства и вызывает беспокойство превосходство США в этой области. Проблемой японского авиастроения является зависимость страны от США в вопросах производства двигателей и их деталей, однако правительство пытается её решить путём инвестиций в науку и создания собственных производств.

Судостроение

Как в островном и высокотехнологичном государстве, в Японии развито и судостроение. Самыми известными японскими судостроительными компаниями являются Митсубиси и Сасебо, имеющие множество верфей, расположенных в основном на побережьях Японского моря и Тихого океана. Это развитые и технологичные предприятия, однако в последнее время им приходится уменьшать свои производственные мощности, так как с 80х годов прошлого века спрос на суда в мире падает. В настоящее время успешное существование судостроительных предприятий обеспечивают многочисленные заказы ВМФ Японии.

Робототехника

Частью национальной экономической стратегии является развитие робототехники на сегодняшний день передовой в мире. Кроме традиционной промышленной и индустриальной робототехники, направленной на повышение эффективности производства, в Японии активно развивается робототехника, направленная на удовлетворение нужд стареющего населения. Так, популярность набирают роботы, предоставляющие услуги по бытовому уходу и медицинскому обслуживанию. Также активно разрабатываются человекоподобные роботы, некоторые из которых могут даже имитировать мимику человеческого лица. Свой вклад в развитие робототехники вносят и традиционно автомобилестроительные компании Honda и Toyota, что говорит о важности этого направления в будущем японской экономики.

Химическая промышленность

Благодаря высокому уровню развития технологий, важной отраслью в японской экономике является химическая промышленность. Большой сдвиг она получила в 60х годах вместе с энергетикой тогда начала активно развиваться нефтехимия, основанная на отходах нефтегазовой отрасли. Сейчас японская химическая промышленность по объемам производства располагается на втором месте в мире и первом в Азии. Лидерами индустрии являются концерны «Асахи Кэмикл», «Мицубиси Кэмикл», «Асахи Глас», «Фудзи Фото Филм», «Сэкисуй Кэмикл» а также множество других.
Самыми развитыми отраслями химической промышленности остаются нефтехимия, производство синтетического каучука, химических волокон, пластмассы. Так же как и в других областях, японское руководство обращает внимание на наукоемкость и технологичность перспективной отраслью считается биохимия. К ней относится разработка и производство лекарственных препаратов и удобрений. Из-за проблем с экологией в стране принимаются меры к ограничению вредного воздействия химической промышленности на природу, для чего также используются передовые технологии.Большую роль играет японская химическая промышленность и в экспорте: японские медикаменты, бытовые и промышленные химикаты, волокна и косметические изделия экспортируются по всему миру.

Лёгкая промышленность

Традиционно лёгкая промышленность в Японии всегда находилась на высоком уровне развития и отличалась своей аутентичностью. В стране до сих пор сохранились такие традиционные производства как шелкопрядение и керамика. Однако, с развитием технологий специализации японской лёгкой промышленности сильно изменились. Теперь большая часть производства осуществляется на крупных предприятиях, а самыми развитыми отраслями лёгкой промышленности являются хлопчатобумажная и шерстяная, обе работают на импортном сырье, на закупку которого ежегодно тратятся очень большие суммы. Специализацией Японии остаётся и керамика благодаря богатым запасам глин и многовековым традициям их обработки, до 75% производимой продукции эффективно экспортируется. В Японии существует несколько известных центров керамической промышленности, расположенных, как правило, вблизи месторождений, таких как Сэто и Нагоя.

Пищевая промышленность Японии

Пищевая промышленность Японии функционирует в основном на импортном сырье, так как чтобы производить собственное у страны нет возможностей и ресурсов. Япония является одним из крупнейших мировых экспортеров продуктов питания. Средний объём потребительской корзины в Японии в последнее время растёт, а также наблюдается спрос на органические продукты и здоровое питание.

История развития промышленности в Японии

Известная «японская модель» экономики формировалась в течение 150 лет. Еще во второй половине 18 века правительство страны быстрыми темпами стало развивать промышленное производство. И первой задачей было не допустить колонизацию странами Запада. Развитие началось с сельского хозяйства, затем появились заводы, которые образовались в крупные концерны или «дзайбацу» Мицубиси, Сумитомо и Мицуи.

До начала Второй мировой войны в Японии было создано мощная тяжелая промышленность, которая позволила сформировать средний класс. Но, несмотря на рост промышленного производства, экономика страны еще отставала от остальных держав. Основным объектом экспорта был шелк, хотя составлял всего 13% от всего объема экспортируемых товаров. Отрасли промышленности (в частности, машиностроение) были на тот период еще технологически неразвиты. Только начало появляться производство товаров массового спроса.

«Японская модель» экономики предусматривала наличие двух элементов:

  • пожизненный наем персонала;
  • зависимость статуса и оплаты труда от рабочего стажа.

Определение 1

Пожизненный наем сотрудников – это гарантированная стабильная работа и жизнь, но со временем приводящая к снижению инициативности людей, излишнему подчинению и снижению заинтересованности в развитии предприятия.

После окончания войны промышленность и экономика стали восстанавливаться и развиваться довольно быстрыми темпами. Ключевыми целями социально-экономического развития Японии стали снижение или полная ликвидация гиперинфляции; твложение всех ресурсов на восстановление промышленного производства.

Правительство все силы бросило на решение второй задачи, и к концу XX века промышленность почти полностью восстановилась. Этот скачок способствовал тому, что Япония стала считаться одной из передовых стран на мировой арене.

Замечание 1

Япония – это не просто вторая страна по объему производимого внутреннего национального продукта (ВНП), но еще и главный конкурент США. Она является лидером научно-технического прогресса (НТП).

Структура и география промышленности в Японии

После окончания Второй мировой войны японская промышленность развивалась эволюционно. Если ранее курс был взят на легкую промышленность, то в этот период основное внимание уделялось таким отраслям, как: металлургия; нефтехимия; тяжелое и транспортное машиностроение;

В 1970-х годах промышленность Японии пошла по революционному пути своего развития, и страна стала мировым лидером почти во всех наукоемких сферах экономики: робототехнике, микроэлектронике, фармацевтике и т.д.

Территориальная структура промышленности Японии простирается от Токио до Нагасаки по всему Тихоокеанскому промышленному поясу. Это концентрация большой доли промышленного и сельскохозяйственного производства и отраслей непроизводственной сферы (финансы, образование и наука).

Замечание 2

Характерной чертой промышленности страны является ее зависимость от импорта сырья и экспорта уже готовой продукции.

Топливно-энергетический комплекс Японии работает исключительно на импортной нефти. В стране размещаются более тысячи электростанций. Крупные ТЭС находятся в районе больших городов, функционируют и гидроэлектростанции.

Большую роль в экономике Японии играет атомная энергетика. Для их работы из Африки поставляется сырье – уран. Регулирование и контроль за деятельностью атомных электростанций осуществляют крупные монополии «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо».

Черная металлургическая промышленность также работает на импортном сырье. Япония – крупный импортер железной руды из Индии, Бразилии и Австралии. По производству стали страна находится на втором месте после Китая, но не уступаем ему по качеству готовой продукции.

Что касается цветной металлургии, то на территории Японии располагаются заводы по производству рафинированной меди, никеля, цинка и вторичного алюминия. Для страны характерны только заключительные стадии производства цветных металлов.

Самой развитой отраслью японской промышленности является машиностроение. Крупные его центры находятся в главных индустриальных районах страны:

  • Токио – Иокогама;
  • Нагоя;
  • Осака – Кобе.

По производству легковых автомобилей Япония уже многие годы стабильно занимает 1 место в мире (1/5 часть мирового производства). Половина производимых автомобилей экспортируется в другие страны.

Также Япония является неоспоримым лидером и в производстве электронной и бытовой электротехнической продукции. Она занимает одно из ведущих мест по уровню развития химической промышленности. В стране развиты почти все виды химической промышленности от нефтепереработки до тонкой химии.

Перспективы развития японской промышленности

В настоящее время Япония находится на пике своего развития, но в стадии внесения корректировок в свою модель управления. «Японская модель» экономики эфективно работает в период преодоления кризисных ситуаций и устранения отставания от уровня развития других государств. Все мероприятия позволили поднять экономику и промышленность страны, но не предусматривали дальнейшее развитие.

В связи с этим необходима структурная реформа, которая способствовала бы обеспечить рост промышленности страны с учетом влияния внешних и внутренних факторов. Основными положениями данной реформы являются:

  1. формирование новых отраслей промышленности (защита окружающей среды, экология, строительство жилья для населения);
  2. преобразования в финансовой сфере;
  3. реформа налогообложения;
  4. решение проблем разницы цен внутри страны и за рубежом (импорт риса);
  5. административная реформа
  6. решение социальных проблем (пенсионное и медицинское страхование);
  7. модернизация образовательной системы.

Результатом реализации структурной реформы должно стать появление новых возможностей для решения острых и актуальных социально-экономических проблем в обществе страны.

Япония (Нихон, или Ниппон) - одна из ведущих экономических держав. Она входит в число лидеров вместе с США и КНР. На нее приходится 70% совокупного продукта Восточной Азии.

Промышленность Японии достигла высокого уровня развития, особенно это касается сфер науки и образования. Среди лидеров мировой экономики - компании «Тойота Моторс», «Сони Корпорейшн», «Фудзицу», «Хонда Моторс», «Тошиба» и другие.

Современное состояние

Япония бедна полезными ископаемыми - значение имеют только запасы каменного угля, медной и свинцово-цинковой руд. В последнее время стала также актуальной обработка ресурсов Мирового океана - извлечение урана из морской воды, добыча марганцевых конкреций.

С точки зрения мировой экономики на долю Страны восходящего солнца приходится примерно 12% от общего объема производства. Ведущие Японии - черная и машиностроение (в особенности автомобилестроение, робототехника и электроника), химическая и пищевая сферы.

Промышленое зонирование

В пределах государства существует три крупнейших региона:

  • Токио-Йокогамский, куда входит Кейхин, Восточная Япония, префектуры Токио, Канагава, регион Канто.
  • Нагойский, к нему относится Тюке.
  • Осакско-Кобский (Хан-син).

Кроме вышеуказанных, существуют также более мелкие районы:

  • Северное Кюсю (Кита-Кюсю).
  • Канто.
  • Восточный морской промышленный район (Токай).
  • Токийско-Тибский (к нему относят Кей-ё, Восточную Японию, регион Канто и префектуру Тиба).
  • Внутренне-японский морской район (Сето-Найкай).
  • Промышленный район северных земель (Хокурику).
  • Касимский район (сюда относятся все та же Восточная Япония, Касима, регион Канто и префектура Ибараки).

Более 50% доходов обрабатывающих отраслей приходится на Иокогама, Осака, Кобе и Нагоя, а также на г. Китакюсю на севере острова Кюсю.

Самым активным и стабильным элементом рынка в этой стране выступает малый и средний бизнес. К данной сфере принадлежит 99% всех японских компаний. Впрочем, это неверно в отношении текстильной индустрии. Легкая промышленность Японии (ведущим элементом которой является упомянутая отрасль) основывается на крупных, хорошо оборудованных предприятиях.

Агропромышленность

Сельскохозяйственные угодья страны занимают примерно 13% ее территории. Причем половина этих земель - заливные поля, используемые для выращивания риса. По своей сути сельское хозяйство здесь является многоотраслевым, причем в его основе лежит земледелие, а если точнее, то выращивание риса, технических и чая.

Однако это не все, чем может похвастаться Япония. Промышленность и сельское хозяйство в этой стране активно развиваются и поддерживаются правительством, уделяющим им много внимания и вкладывающим немало денег в их развитие. Значительную роль также играют садоводство и овощеводство, шелководство, животноводство, лесной и морской промыслы.

Важное место в аграрной отрасли занимает рис. Овощеводство развито в основном в пригородах, под него отводится около четверти сельскохозяйственных угодий. Остальную площадь занимают технические культуры, кормовые травы и тутовые деревья.

Около 25 млн га покрыто лесами, в большинстве случаев владельцами являются крестьяне. Мелким собственникам принадлежат участки площадью около 1 га. Среди крупных хозяев - члены императорского рода, монастыри и храмы.

Разведение скота

Животноводство в Стране восходящего солнца начало активно развиваться только после Второй мировой войны. У него есть одна особенность - в основе лежат импортные, привозные корма (кукуруза). Собственное японское хозяйство способно обеспечить не более трети всей потребности.

Центром животноводства выступает о. Хоккайдо. В северных районах развито свиноводство. В целом же поголовье достигает 5 млн особей, причем примерно половина из них - молочные коровы.

Рыболовецкий промысел

Море - одно из тех преимуществ, которым может порадоваться Япония. Промышленность и сельское хозяйство получают из островного расположения страны множественные выгоды: это и дополнительный путь для доставки товаров, и подспорье туристической сфере, и разнообразие продуктов питания.

Однако, несмотря на море, стране приходится импортировать некоторое количество продуктов (согласно международному законодательству, добыча морской живности разрешена только в границах территориальных вод).

Основными объектами лова выступают сельдь, камбала, треска, лососевые, палтус, сайра и т.д. Примерно треть улова дают воды в районе Не обошли Японию стороной и достижения современной научной мысли: здесь активно развивается аквакультура (выращиваются жемчужницы, рыбы в лагунах и на

Транспорт

В 1924 году парк легковых автомобилей в стране насчитывал всего около 17,9 тыс. единиц. В то же время имелось внушительное число рикш, велосипедистов и повозок, которые двигались за счет волов или лошадей.

20 лет спустя увеличился спрос на грузовые машины, в основном за счет растущих потребностей армии. В 1941 году в стране было произведено 46706 автомобилей, из которых всего 1065 - легковых.

Автомобильная промышленность Японии начала развиваться только после Второй мировой войны, толчком к чему послужила война в Корее. Более выгодные условия предоставлялись американцами тем компаниям, которые брались за выполнение военных заказов.

Во второй половине 50-х годов стремительно вырос и спрос на легковые авто. К 1980 году Япония обогнала США и стала главным мировым экспортером. В 2008 году эта страна была признана крупнейшим автопроизводителем в мире.

Судостроение

Это одна из ведущих отраслей, в которой занято более 400 тыс. человек, учитывая работающих непосредственно на заводах и на вспомогательных предприятиях.

Имеющиеся мощности позволяют строить суда всех видов и предназначений, при этом целых 8 доков рассчитаны на выпуск супертанкеров водоизмещением 400 тыс. т. Деятельность отрасли координирует АСКЯ, куда входит 75 национальных судостроительных компаний, суммарно выпускающих около 80% всего объема кораблей, производимых в Японии.

Развитие промышленности Японии в данной сфере началось после Второй мировой войны, когда в 1947 году стала действовать программа планового судостроения. В соответствии с ней компании получали от правительства весьма выгодные льготные кредиты, которые в каждом году по мере увеличения бюджета росли.

К 1972 году 28-я программа предусматривала (с государственной помощью) строительство судов общим водоизмещением 3304 тыс. брт. Нефтяной кризис сильно сократил масштабы, однако заложенная этой программой в послевоенные годы основа послужила стабильному и успешному росту отрасли.

К концу 2011 года портфель заказов для японцев составлял 61 млн двт. (36 млн брт.). Рыночная доля оставалась стабильной на уровне 17% по дедвейту, причем основная часть заказов относилась к балкерам (специализированные корабли, разновидность сухогруза для перевозки грузов вроде зерна, цемента, угля насыпью), а меньшая - к танкерам.

На данный момент номером первым в сфере строительства судов в мире, несмотря на серьезную конкуренцию со стороны южнокорейских компаний, по-прежнему остается Япония. Специализация промышленности и поддержка со стороны правительства создали основу, которая поддерживает серьезные компании на плаву даже в сложившейся ситуации.

Металлургия

Страна имеет мало ресурсов, в связи с чем была разработана стратегия развития металлургического комплекса, нацеленная на энерго- и ресурсосбережение. Инновационные решения и технологии позволили предприятиям более чем на треть снизить потребление электричества, причем новации применялись как на уровне отдельных компаний, так и в целой отрасли.

Металлургия, как и другие отрасли, специализации промышленности Японии, активное развитие получила после войны. Однако если иные государства стремились модернизировать и обновить уже существовавшие у них технологии, правительство этой страны пошло по другому пути. Основные усилия (и деньги) были направлены на то, чтобы укомплектовать предприятия максимально передовыми на тот момент технологиями.

Быстрое развитие отрасли продолжалось около двух десятилетий и достигло пика в 1973 году, когда 17,27% всего мирового производства стали пришлось на одну Японию. Причем с точки зрения качества она претендует на роль лидера. Стимулировалось это, в числе прочего, импортом металлургического сырья. Ведь ежегодно завозится более 600 млн тонн кокса и 110 млн тонн железнорудной продукции.

К середине 90-х годов китайские и корейские металлургические предприятия составили конкуренцию японцам, и страна начала терять позиции лидера. В 2011 году ситуация ухудшилась из-за природного катаклизма и катастрофы на «Фукусима-1», однако по примерным подсчетам общее уменьшение темпов выпуска продукции не превышало 2%.

Химическая и нефтехимическая промышленность

Химическая промышленность Японии в 2012 году произвела продукции на 40,14 трлн йен. Страна входит в тройку мировых лидеров совместно с США и КНР, имея около 5,5 тыс. предприятий соответствующей направленности и давая рабочие места 880 тыс. человек.

Внутри самой страны отрасль занимает второе место (ее доля - 14% от общего объема), уступая только машиностроению. Правительство развивает ее как одну из ключевых сфер, уделяя большое внимание разработке экологически чистых, энерго- и

Изготавливаемая продукция продается внутри Японии и экспортируется: 75% - в страны Азии, около 10,2% - в ЕС, 9,8% - в Северную Америку и т.д. Основа экспорта - каучук, фототовары и ароматические углеводороды, органические и неорганические соединения и т.д.

Страна восходящего солнца также импортирует продукцию (объем ввезенного в 2012 году составил около 6,1 трлн йен), в основном, из ЕС, Азии и США.

Химическая промышленность Японии лидирует в производстве материалов для электронной отрасли, в частности, около 70% мирового рынка полупроводниковых изделий и 65% - жидкокристаллических дисплеев, принадлежит компаниям этой островной страны.

В современных условиях много внимания уделяется развитию производства углеродных волокон и композитных материалов для атомной и авиационной промышленности.

Электроника

Большое внимание уделяется развитию информационно-телекоммуникационной сферы. В роли «основного локомотива отрасли» выступают технологии передачи трехмерного изображения, робототехника, оптоволоконные и беспроводные сети нового поколения, интеллектуальные сети, «облачные вычисления».

По масштабам инфраструктуры Япония догоняет Китай и США и входит в тройку лидеров. В 2012 году общее число пользователей сети Интернет в стране достигло 80% от всего объема населения. Силы и средства направляются на создание суперкомпьютеров, разработку эффективных систем управления энергопотреблением и энергосберегающих технологий.

Энергетика

Примерно 80% потребности в энергоресурсах Япония вынуждена была обеспечивать за счет импорта. Изначально эту роль играло топливо, особенно нефть, из стран Ближнего Востока. С целью снижения зависимости от поставок в Стране восходящего солнца был предпринят ряд мер, в частности, в отношении «мирного атома».

Исследовательские программы в области ядерной энергетики Япония начала в 1954 году. Было принято несколько законов и созданы организации, призванные выполнять цели правительства в этой сфере. Первый коммерческий атомный реактор был импортирован из Великобритании, начав свою работу в 1966 году.

Через несколько лет страны приобрели чертежи у американцев и совместно с местными компаниями построили по ним объекты. Японские компании Toshiba Co., Ltd., Hitachi Co., Ltd. и другие стали проектировать и строить легководные реакторы сами.

В 1975 году из-за проблем с имевшимися станциями была начата программа совершенствования. В соответствии с ней ядерная промышленность Японии к 1985 году должна была пройти три этапа: первые два предполагали изменение существовавших конструкций с целью улучшения их работы и техобслуживания, на третьем же требовалось увеличить мощность до 1300-1400 мВт и провести фундаментальные изменения реакторов.

Подобная политика привела к тому, что в 2011 году в Японии имелось 53 действующих реактора, которые обеспечивали более 30% потребностей страны в электроэнергии.

После "Фукусимы"

В 2011 году энергетическая промышленность Японии получила серьезный удар. В результате сильнейшего в истории страны землетрясения и последовавшего затем цунами на АЭС «Фукусима-1» произошла авария. После случившейся затем крупной утечки радиоактивных элементов подверглось загрязнению 3% территории страны, население зоны вокруг станции (примерно 80 тыс. чел.) превратилось в переселенцев.

Это событие вынудило многие страны задуматься о том, насколько приемлемой и безопасной является эксплуатация атома.

Внутри Японии прошла волна протеста с требованиями отказаться от ядерной энергии. К 2012 году большинство станций страны было отключено. Характеристика промышленности Японии в последние годы укладывается в одно предложение: "Эта страна стремится стать «зеленой»".

Сейчас она фактически уже не использует атом, основная альтернатива - природный газ. Большое внимание также уделяется возобновляемой энергетике: солнцу, воде и ветру.