Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
Ситуация на рынке труда области характеризуется устойчивым состоянием. Этому способствует реализация инвестиционных программ крупными компаниями, осуществление инвестиционной деятельности в традиционных отраслях региональной экономики, выполнение мероприятий федеральных и областных целевых программ, последовательно проводимые мероприятия в социально-трудовой сфере, а также реализация системы мер по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства.
Численность трудовых ресурсов области в 2012 году оценивается на уровне 351,7 тыс. человек или 100,1% к уровню 2011 года. Основную часть трудовых ресурсов составляет ее население в трудоспособном возрасте - 306 тыс. человек (87% от численности трудовых ресурсов), подростки и лица старше трудоспособного возраста, способные трудиться - 21,5 тыс. (6,1%), а также иностранные трудовые мигранты - 24,2 тыс. (6,9%).
Распределение трудовых ресурсов в 2012 году по сферам занятости характеризуется следующими данными: 288 тыс. человек (81,9% от численности трудовых ресурсов) занято в экономике; 17,2 тыс. чел. (4,9%) - неработающие учащиеся в трудоспособном возрасте; 46,5 тыс. человек (13,2%) - численность лиц в трудоспособном возрасте незанятых трудовой деятельностью и учебой (безработные, лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными, родственниками и т. п., российские граждане работающие за границей, неработающие заключенные; лица, которым нет необходимости работать независимо от источника их дохода).
В условиях устойчивой тенденции сокращения численности населения трудоспособного возраста, увеличения доли населения старших возрастных групп восполнению недостающих источников формирования численности трудовых ресурсов, в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития области, способствуют мероприятия направленные на привлечение специалистов из других регионов, в том числе долгосрочных мигрантов, иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности, а также привлечение на постоянное место жительства в Сахалинскую область соотечественников.
Создание механизмов кадрового обеспечения отраслей экономики региона предусмотрено в программах развития сельского хозяйства, образования, здравоохранения, культуры, туризма, физической культуры и спорта. Системами программных мероприятий предусмотрено ведение мониторинга потребности в кадрах, внедрение практики целевой подготовки специалистов в отраслевых вузах, формирование современной системы повышения квалификации, формирование заказа на обучение специалистов, создание условий для закрепления молодых специалистов, подготовка резерва руководящих кадров, переподготовка и повышение квалификации специалистов и рабочих массовых профессий.
Численность трудовых ресурсов, тыс. человек |
||||
Численность занятых в экономике (по данным баланса затрат труда) - всего, тыс. человек |
||||
Численность безработных по методологии МОТ, тыс. человек |
||||
Численность безработных, зарегистрированных в службах занятости, тыс. человек |
||||
Уровень безработицы (по методологии МОТ) |
||||
Уровень зарегистрированной безработицы |
В перспективе, в связи с развитием газотранспортной системы, биоресурсного и строительного комплексов, индустрии производства стройматериалов, реализацией приоритетного инвестиционного проекта «Комплексное деревообрабатывающее производство», освоением угольных месторождений прогнозируется увеличение занятости населения до 293 тыс. человек к 2015 году. Численность трудовых ресурсов области в 2015 году оценивается на уровне 354,8 тыс. человек или 100,9% к уровню 2012 года.
Сахалинская область относится к категории регионов России, сочетающих выдающийся ресурсно-сырьевой потенциал с экстремальными условиями его освоения. Недостаточная кадровая обеспеченность и низкая инфраструктурная обустроенность территории, типичная для регионов этой группы, на Сахалине отягощается островным положением области, отсутствием устойчивой круглогодичной связи внутри самого региона. Именно поэтому Сахалин относится рейтинговым агентством «Эксперт РА» к числу проблемных регионов со сложным инвестиционным климатом, кардинальное улучшение которого требует значительных средств и продолжительного времени.
Область изначально обладает высоким природно-ресурсным потенциалом, по которому занимает 39-е место в России. Помимо биологических ресурсов моря, по которым Сахалин находится на первом месте в России, главным ресурсом является наиболее востребованное экономикой углеводородное топливо. По объему разведанных запасов газового конденсата Сахалинская область занимает 4-е место в России, газа -- 7-е, угля -- 12-е и нефти -- 13-е место. По запасам древесины область занимает 26-е место в России. Однако в Сахалинской области практически полностью отсутствует значительный спектр рудных минерально-сырьевых ресурсов, незначительны гидроэнергетические ресурсы, запасы нерудных полезных ископаемых, что в целом снижает общий ресурсный потенциал области. Но, по мере освоения углеводородных запасов шельфа Охотского моря (по объему которых Сахалинская область занимает 9-е место в России), вырос производственный и финансовый потенциал области. Если в 1995 году по производственному потенциалу Сахалинская область находилась на 66-м месте в России, то в 2004 году -- уже на 46-м. И по финансовому потенциалу область поднялась с 87-го места в 1997 году на вполне достойное 45-е место в 2004-м. По общему объему промышленного производства область вышла на 4-е место в ДВФО после Якутии, Хабаровского и Приморского краев.
Основными промышленными муниципальными образованиями являются «Городской округ Ногликский», где ведется почти вся нефте- и газодобыча, «Корсаковский городской округ», где расположен завод по сжижению газа, а также г. Южно-Сахалинск - административный и экономический центр Сахалинской области. Доля этих трех муниципальных образований занимает более 85% всей промышленной продукции региона.
Вылов водных биологических ресурсов по Сахалинской области (по данным статистики) за 2012 года по отношению к уровню 2011 года составил 732,9 тыс. тонн или 100,1%, в том числе: рыба живая, свежая и охлажденная - 711 тыс. тонн (100,6%), ракообразные немороженные; устрицы; водные безпозвоночные прочие, живые, свежие или охлажденные - 19 тыс. тонн (91,8%), биоресурсы прочие - 2,9 тыс. тонн (60,5%).
Объем вывезенной продукции из тихоокеанских лососей с территории Сахалинской области составил 39,8 тыс. тонн. Из них, железнодорожным транспортом перевезено - 6,4 тыс. тонн, транспортно-рефрижераторными судами перевезено - 12,5 тыс. тонн, контейнерами (на судах Корсаков - Владивосток) - 8,0 тыс. тонн, автотранспортом (на паромах из Холмска) - 4,7 тыс. тонн, отправлено на экспорт 8,2 тыс. тонн.
За 2012 года вывезено за рубеж рыбы и морепродуктов в натуральном выражении 271,8 тыс. тонн или 98,1% к аналогичному периоду 2011 года (277,0 тыс. тонн), в стоимостном - на сумму 437,8 млн. долларов США или 109,6% к соответствующему периоду прошлого года (399,4 млн. долларов США). На 4,9% уменьшился объем экспорта рыбы мороженной в натуральном выражении (в основном лососевых видов рыб и минтая). Вместе с тем, увеличилась средняя цена за 1 кг рыбо- и морепродукции поставляемой на экспорт на 14,3 % по сравнению с аналогичным периодом 2011 года.
По предварительной оценке, полезный отпуск электроэнергии потребителям в 2012 году составил 102,7 % к уровню прошлого года. Увеличение полезного отпуска, при сохранении выработки электроэнергии на уровне прошлого года, свидетельствует о повышении эффективности деятельности предприятий отраслевой электроэнергетики, в том числе за счет мероприятий по энергосбережению.
Пищевая и перерабатывающая промышленность Сахалинской области представляет собой многопрофильный комплекс предприятий мясомолочной, хлебопекарной, кондитерской и пивобезалкогольной отраслей, объединяющий 152 предприятия различных организационно-правовых форм собственности, с численностью работающих более 3,8 тысяч человек. Это составляет 1,3% от экономически активного населения Сахалинской области. Пищевая промышленность обеспечивает потребности населения в необходимых для жизнедеятельности продуктах питания. Основные производства сконцентрированы в южной и центральной районах Сахалина.
На реализацию региональной программы в области энергосбережения и повышения энергетической энергоэффективности Сахалинской области из федерального бюджета в 2012 году определена субсидия в объеме 385,7 млн. рублей, в отчетный период выполнено работ на сумму около 100 млн. рублей. За счет средств областного бюджета освоено более 700 млн. рублей. В муниципальных образованиях области на реализацию мероприятий предусмотрены средства в объеме более 45 млн. рублей.
Производства/Территория |
Сахалинская обл. |
Российская Федерация |
Сахалинская обл. |
|||
Коэффициент специализации |
||||||
Валовой региональный и российский продукт |
||||||
промышленность |
||||||
строительство |
||||||
сельское хозяйство |
||||||
транспорт |
||||||
торговля и общественное питание, включая оптовую торговлю потребительскими товарами и продукцией производственно-технического назначения |
||||||
жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения |
||||||
здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение |
||||||
образование |
||||||
культура и искусство |
||||||
управление |
||||||
чистые (за вычетом субсидий) налоги на продукты и импорт (НДС, акцизы, импортные пошлины) |
На территории Сахалинской области пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования осуществляются во всех муниципальных образованиях, за исключением муниципального образования "Северо-Курильский городской округ". В области функционируют городские, пригородные и междугородные маршруты, в том числе 14 межмуниципальных пригородных и междугородных маршрутов. На перевозках пассажиров используются автобусы отечественного и зарубежного производства малой, средней и большой вместимости (Газель, ПАЗ, ЛИАЗ и др.).
В настоящее время с острова Сахалин выполняются авиарейсы более чем по 20 направлениям (с учетом транзитных перевозок). По прямым маршрутам можно попасть в такие крупные российские города как Москва, Хабаровск, Владивосток, Иркутск, Новосибирск и другие. Регулярные прямые международные рейсы из Южно-Сахалинска выполняются в города Саппоро и Токио (Япония), Сеул (Республика Корея), Харбин (Китай). Аэропорт Южно-Сахалинск обслужил в 2012 г. 834 тыс. 960 пассажиров, в итоге, по сравнению с предыдущим годом общий пассажиропоток увеличился на 8%, а общий тоннаж самолетовылетов - на 4%.
Сахалинская область принадлежит к небольшому числу субъектов Российской Федерации, имеющих сложную транспортную схему, связывающую регион с материком. Это единственная в России административная территория, расположенная на 59 островах. Обладая выгодным географическим расположением, исключительными природными ресурсами, такими, как нефть, газ, уголь, область при этом относится к регионам с неустойчивым транспортным сообщением.
Основные перевозимые грузы - продукция производственно-технического назначения (нефтепродукты, машины, оборудование, цемент, прокат черных металлов), а также основные продукты питания (производство которых на островах недостаточно для жизнеобеспечения области) поступают из других регионов морским путем в порты области, в основном в Холмск и Корсаков, откуда доставляются потребителям по железной дороге и автотранспортом. Поэтому экономика области неразрывно связана с функционированием транспортного комплекса, обеспечивающего производственные, внутриобластные и межрегиональные связи, сферу обращения товаров, услуг в удовлетворения потребностей населения в перемещении.
Морские порты являются основой всей транспортной структуры о. Сахалин. Так как о. Сахалин расположен в нескольких климатических поясах, то навигационные условия портов различны. Например, порты, расположенные в южной и юго-восточной части острова: Невельск, Холмск, Корсаков, - имеют круглогодичную навигацию. Морские порты центральной и северной части острова: Углегорск, Шахтерск, Красногорск, Бошняково, Александровск-Сахалинский и Поронайск - открыты для навигации с середины апреля по середину октября, то есть всего полгода, а в порту Москальво навигация открывается на месяц позже.
Наличие изолированно работающих энергосистем и энергорайонов, затратность и неэффективность структуры энергоисточников. Неразвитая энергетическая и транспортная инфраструктура прямо или косвенно продолжает оставаться основным ограничителем осуществления любых видов деятельности в Сахалинской области, причиной низкой конкурентоспособности произведенных продукции, товаров и услуг.
Главными проблемами, сдерживающими реализацию экономического потенциала Сахалинской области, являются ее экономическая и инфраструктурная изоляция от остальной части России и наиболее развитых российских рынков, дискомфортные условия проживания, неблагоприятные инженерно-строительные условия большей части территории, высокая капиталоемкость ведущих отраслей экономики.
К числу сдерживающих развитие внутренних факторов также относятся высокая составляющая транспортных затрат при перевозке грузов и пассажиров, экстремальные природно-климатические условия, наличие изолированно работающих энергосистем и энергорайонов, затратность и неэффективность структуры энергоисточников. Неразвитая энергетическая и транспортная инфраструктура прямо или косвенно продолжает оставаться основным ограничителем осуществления любых видов деятельности в области, причиной низкой конкурентоспособности произведенных продукции, товаров и услуг.
Инвестиционные программы в сфере электроэнергетики Сахалинской области, направленные на повышение надежности электроснабжения, устранение «узких мест» в технологических цепочках, развитие электросетевого хозяйства, создание новых генерирующих мощностей, обновление потенциала децентрализованной энергетики и снижение затрат на производство электро- и теплоэнергии, снижение потерь электро- и теплоэнергии;
Строительство железнодорожной линии Ильинск - Углегорск для организации транспортного сообщения между угленосным районом и южными портами Сахалина. Завершение реконструкции Сахалинской железной дороги с переводом ее на общесетевую колею 1520 мм; строительство железнодорожной линии Селихино (Хабаровский край) - Ныш (Сахалинская область) с тоннельным (мостовым) переходом через пролив Невельского;
Реконструкция морского порта Ильинский, производственные мощности которого обеспечат организацию газохимического комплекса и обслуживание танкеров, газовозов и сухогрузов дедвейтом свыше 100 тыс. тонн, а также Невельского порта для организации на его базе оптовой рыбной биржи. Развитие зоны нефтегазодобычи потребует строительство нового морского порта в районе п. Набиль, обеспечивающего безопасную работу терминалов по перевалке опасных грузов и работу шельфовых буровых платформ;
Реконструкция автомобильных дорог Южно-Сахалинск - Оха, Огоньки - Невельск с устройством асфальтобетонного покрытия и реконструкция автомобильных дорог Невельск - Томари - аэропорт Шахтерск, Южно-Курильск - Головнино, Курильск - Рейдово, Малокурильское - Крабозаводское, Арсентьевка - Ильинское с перестройкой деревянных и аварийных мостов на капитальные сооружения.
Эффективность комплекса повышается при создании особой экономической зоны портового типа на базе Невельского морского рыбного порта с круглогодичной навигацией и с развитыми железнодорожными и автомобильными подходами. Основу специализации порта составляет биоресурсный комплекс, включающий хранение, транспортировку, переработку продукции и сервисное обслуживание судов.
1. Игнатов В.Г., Бутов В.И. «Регионоведение».- Ростов н/Д: издательский центр «МарТ»,1998.
2. Лаптева Л.Е. «Региональное и местное самоуправление в России». - М.: 1998.
3. Михеева Н.Н., Региональная экономика и управление. Учебное пособие для вузов.- Хабаровск: Изд-во РИОТИП, 2000.
Интернет-ресурсы:
4. Официальный сайт Правительства Российской Федерации
5. Официальный сайт Правительства Сахалинской области
Размещено на Allbest.ru
Особенности географического положения региона. Население и его особенности: численность. Место региона в хозяйстве России. Природно-ресурсный потенциал района. Основные отрасли экономики района. Проблемы и перспективы развития региона.
курсовая работа , добавлен 10.04.2007
Природно-ресурсный потенциал Томской области. Население как главный фактор развития экономики. Доля Валового Регионального продукта (ВРП) в экономике области. Анализ территориальной структуры экономики. Проблемы и перспективы развития Томской области.
курсовая работа , добавлен 22.11.2010
Экономико-географическое положение исследуемого региона, природно-ресурсный потенциал, население и трудовые перспективы. Структура экономики и ее изменения, развитие и размещение отраслей хозяйственного комплекса, принципы организации и управления.
курсовая работа , добавлен 25.09.2014
Анализ экономического положения Тюменской области, выявление проблем и их решение. Ресурсный потенциал региона, отраслевая структура экономики. Характеристика социально-политических процессов региона. Межбюджетные отношения и целевые программы в области.
курсовая работа , добавлен 14.05.2015
Исследование экономико-географического положения и природно-ресурсного потенциала Черновицкой области. Особенности географического положения области и его влияние на экономический потенциал. Проблемы и основные тенденции развития экономики области.
реферат , добавлен 15.06.2009
Анализ перспектив развития Оренбургской области. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала. Трудовые ресурсы, структура и размещение производственных сил по территориям, комплексам и отраслям. Экономические связи, экология.
курсовая работа , добавлен 02.02.2016
Изучение главной специфики природных условий и ресурсно-сырьевого потенциала Сахалинской области. Внешнеэкономическая деятельность, научно-технический и инновационный потенциал региона. Роль промышленности и сельского хозяйства в экономике области.
курсовая работа , добавлен 23.09.2014
Экономико-географическое положение Самарской области, природные условия и ресурсы, население. Основные показатели деятельности региона. Цели и принципы концепции демографической политики. Основные проблемы развития региона и направления их решения.
курсовая работа , добавлен 12.04.2015
Общая географо-экономическая характеристика Ульяновской области. Исследование воспроизводственной, отраслевой и социально-экономической структуры экономики данного региона. Основные показатели и индикаторы уровня жизни населения Ульяновской области.
курсовая работа , добавлен 22.07.2015
Прогноз макроэкономической ситуации на 2016 г. по России и Тюменской области. Основные проблемы отрасли легкой промышленности. Оценка реальных и возможных позиций производителя на потребительском рынке. Стратегия инвестиционного развития региона.
Факторы, сдерживающие социально-экономическое развитие Сахалинской области
К числу сдерживающих факторов развития относятся:
Главными проблемами, сдерживающими реализацию экономического потенциала Сахалинской области, являются ее экономическая и инфраструктурная изоляция от остальной части России и наиболее развитых российских рынков, дискомфортные условия проживания, неблагоприятные инженерно-строительные условия большей части территории, высокая капиталоемкость ведущих отраслей экономики.
К числу сдерживающих развитие внутренних факторов также относятся высокая составляющая транспортных затрат при перевозке грузов и пассажиров, экстремальные природно-климатические условия, наличие изолированно работающих энергосистем и энергорайонов, затратность и неэффективность структуры энергоисточников. Неразвитая энергетическая и транспортная инфраструктура прямо или косвенно продолжает оставаться основным ограничителем осуществления любых видов деятельности в области, причиной низкой конкурентоспособности произведенных продукции, товаров и услуг.
В этой связи в составе основных мероприятий, реализация которых повысит конкурентоспособность любых видов деятельности, даст возможность развития эффективной экономики и создания комфортных условий проживания, необходимо рассматривать:
Невысокая степень диверсификации и инновационности региональной экономики, имеющей ярко выраженную ресурсную направленность при низкой степени переработки природных ресурсов, - еще один ключевой фактор, сдерживающий развитие Сахалинской области.
При этом необходимо учитывать риски и ограничения экономического роста, связанные с опасностью загрязнения окружающей среды со стороны ресурсных секторов и разрушения природных экосистем в зонах повышенной концентрации экономической активности.
Перспективы развития транспортной, энергетической, информационно-телекоммуникационной и социальной инфраструктур
Одним из важнейших условий устойчивого развития экономики Сахалинской области является опережающее развитие транспортной инфраструктуры, способствующей росту товарооборота, повышению уровня производственной и социальной кооперации, эффективности использования производственных мощностей и ресурсов, оптимизации структуры экономики.
Для Сахалинской области состояние транспортной системы имеет особое значение в связи с ее островным положением и принадлежностью к странам АТР.
По сравнению с другими территориями России, Дальнего Востока и Байкальского региона транспортная инфраструктура Сахалинской области развита слабо.
Для развития транспортной инфраструктуры предусматривается реализация таких проектов, как:
Обилие и разнообразие энергетических ресурсов: нефти, газа, угля, а также гидравлической, геотермальной, ветровой энергии обеспечивает перспективу для развития энергетики, в том числе и нетрадиционной.
Электроэнергетика Сахалинской области является базовой отраслью экономики. Ее особенностями являются технологическая изолированность от Единой энергосистемы Востока и наличие нескольких отдельных энергоузлов, обеспечивающих энергоснабжение районов и ряда населенных пунктов Сахалина и Курильских островов.
Развитие энергосистемы Сахалина будет направлено на обеспечение энергетической безопасности территории и устранение инфраструктурных ограничений экономического развития.
Развитие газоснабжения и газификации на территории области будет направлено на создание газотранспортной системы для осуществления газификации населенных пунктов Сахалинской области, в том числе населения, объектов энергетики и ЖКХ.
Основным направлением развития телекоммуникационной инфраструктуры станет снижение информационной изолированности Курильских островов за счет создания высокоскоростных и защищенных волоконно-оптических линий связи в целях развития сети цифрового телерадиовещания для населенных пунктов.
Социально-экономическое развитие Сахалинской области
Валовой региональный продукт области формируется в основном за счет таких отраслей промышленности, как добыча нефти и природного газа (северные районы острова Сахалин), добыча угля, рыбная и пищевая промышленность, индустрия строительных материалов.
Экономический потенциал региона локализован в 3 зонах опережающего экономического роста - Южной Сахалинской, Курильской и Северо-Сахалинской.
Эффективность комплекса повышается при создании особой экономической зоны портового типа на базе Невельского морского рыбного порта с круглогодичной навигацией и с развитыми железнодорожными и автомобильными подходами. Основу специализации порта составляет биоресурсный комплекс, включающий хранение, транспортировку, переработку продукции и сервисное обслуживание судов.
Отдельным направлением развития является туристическая и курортная деятельность, базирующиеся на уникальных рекреационных ресурсах Курильских островов.
Сахалинская нефтегазодобывающая зона, традиционно специализирующаяся на добыче углеводородов, будет сконцентрирована вокруг постоянных поселений и временных вахтовых поселков.
Высокий интерес инвесторов к потенциалу области предопределяют богатые запасы природных ресурсов и, в первую очередь, углеводородов. Это позволило области на протяжении ряда последних лет выходить на лидирующие позиции по освоению инвестиций среди субъектов ДФО Российской Федерации.
Сахалинская область является одним из лидеров среди российских регионов по привлечению иностранных инвестиций. Величина привлеченного иностранного капитала в 2009 году составила 3,8 млрд. долларов США. На начало 2010 года в экономике Сахалинской области было накоплено иностранных инвестиций на сумму 24,2 млрд. долларов США.
В качестве первоочередных направлений, формирующих инвестиционную привлекательность региона, можно выделить:
географический трудовой экономика
Каждый доллар, вложенный в реализацию проекта "Сахалин-2" на этапе капитального строительства, сгенерировал дополнительный экономический эффект в размере 1,12 доллара. Такие расчеты произвела группа независимых экспертов организации "Экономика, экология и безопасность промышленных систем", Совета по изучению производительных сил Министерства экономического развития России и Российской академии наук.
Однако эффектом "экономического мультипликатора", подсчитанным экспертами и представленным ими в докладе "Оценка интегральных социально-экономических эффектов от реализации проекта "Сахалин-2", влияние на социально-экономическую ситуацию в регионе и в целом в стране, не ограничивается. Первое десятилетие работы шельфовых проектов, и в частности оператора проекта - компании "Сахалин Энерджи", оказало многостороннее воздействие на жизнь островного региона.
Проект вовлек в свою сферу тысячи россиян. На пике строительных работ одного лишь этого проекта в нем участвовали около 17 тысяч российских граждан, преимущественно сахалинцев. Согласно подсчетам, каждое рабочее место в нефтегазовой отрасли способствует созданию порядка семи - десяти рабочих мест в смежных отраслях, таких как строительство, транспорт, торговля, общественное питание, связь, образование. Уровень занятости населения Сахалинской области сегодня является одним из самых высоких в стране. Значительно возрос уровень доходов островитян.
Российские предприятия в рамках проекта получили контракты на миллиарды долларов. Для участия в подрядных работах отечественные компании освоили современные технологии, довели до мирового уровня контроль за техникой безопасности труда и соблюдением природоохранных норм. За годы участия в реализации проекта значительно повысилась квалификация островных строителей. Сегодня они, работая на различных объектах области, применяют самые прогрессивные технологии и строительные материалы. Их опыт пригодился во время возведения домов для жителей Невельска, пострадавших в результате сильного землетрясения.
Предприятия буквально всех отраслей экономики области вовлечены в работы по сахалинским шельфовым проектам - геологоразведочные и научно-исследовательские, проектировочные и транспортные, образовательные и медицинские. Сахалинская область, считавшаяся когда-то одним из самых экономически сложных регионов страны, сегодня занимает по объему производства валового регионального продукта на душу населения четвертое место в России и второе - в Дальневосточном федеральном округе. В следующем году, как ожидается, доходная часть областного бюджета возрастет по сравнению с нынешним годом более чем на четверть. Благодаря шельфовым проектам в региональный бюджет идет значительная часть налоговых поступлений. Растущие доходы позволяют увеличивать средства, направляемые на решение социальных проблем - повышение зарплаты работникам бюджетной сферы, строительство и капитальный ремонт школ, больниц, детских садов, благоустройство населенных пунктов.
За последнее десятилетие в Сахалинской области произошли серьезные инфраструктурные изменения. Построены: первый в России завод по сжижению природного газа и первый специализированный морской порт по отгрузке нефти и СПГ, проложен 800-километровый транссахалинский нефтегазопровод. Однако помимо этих и других объектов, непосредственно связанных с реализацией проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2", область получила реконструированные дороги и мосты, аэропорты и морские порты, медицинские учреждения, оснащенные новейшим оборудованием. Но многие положительные изменения еще впереди. Они произойдут благодаря использованию российской доли газа, добываемого в рамках шельфовых проектов. Газификация объектов энергетики улучшит экологическое состояние населенных пунктов, позволит создавать современные предприятия, использующие газ в виде топлива. Кроме того, рассматриваются варианты глубокой переработки углеводородного сырья и производства продукции с высокой добавленной стоимостью. А опыт, полученный благодаря проекту "Сахалин-2", ставшему первопроходцем освоения российского шельфа, станет бесценным подспорьем при реализации других крупномасштабных проектов в суровых условиях Севера и Арктики.
Экономика Сахалинской области Природные ресурсы - страница №1/1
Экономика Сахалинской области
Природные ресурсы
Для Сахалина характерен очень высокий потенциал природных ресурсов. Помимо биологических ресурсов, по запасам которых Сахалин стоит на одном из первых мест в России, на острове и его шельфе очень велики запасы углеводородов и угля. По объёму разведанных запасов газового конденсата Сахалинская область занимает 4-е место в России, газа - 7-е, угля - 12-е и нефти - 13-е место, при этом в пределах области запасы указанных полезных ископаемых практически целиком сосредоточены на Сахалине и его шельфе. Среди других природных ресурсов острова - древесина, золото, ртуть, платина, германий, хром, тальк, цеолиты.(1)
Сахалинская область располагает значительными и разнообразными видами – более 50-ти – полезных ископаемых, из которых горючие (уголь, нефть, газ), сырье для химической, цементной промышленности и др. (5)
Ведущее место в экономике принадлежит промышленности. На область приходится примерно 12% валовой продукции промышленности Дальнего Востока. За 1966-1974 гг. валовая продукция промышленности увеличилась в 1,7 раза.(1)
Промышленность
Специализацию Сахалинской области определяет рыбная промышленность (38% общего объёма промышленной продукции области). Согласно данным территориального управления статистики улов рыбы и морепродуктов в 2010 году составил 550,7 тыс. тонн.(5)
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность
даёт около 1/4 общего объёма производства промышленной продукции. Деревообрабатывающие и целлюлозно-бумажные комбинаты расположены в Поронайске, Углегорске, Долинске, Холмске, Макарове.(1)
Общая площадь земель лесного фонда Сахалинской области на 2010 года составляла 6950,6 тыс. га, в том числе покрытая лесом – 5682,5 тыс. га., что составляет 87 % территории области. Общий запас насаждений составляет 621,7 млн. кбм, из них более 50% приходится на спелые и перестойные насаждения.(5)
Угольная промышленность
. Объем добычи угля за 2010 год составил 3 678 тыс. тонн, что на 193 тыс. тонн больше, чем в 2009 году. Крупнейшей компанией по добыче угля в Сахалинской области по-прежнему остается ООО «Управляющая компания «Сахалинуголь», на долю которой приходится более 56% добываемого угля. Динамично развивается угледобывающее предприятие Невельского района ООО «Горняк-1», которое в 2010 году увеличило объемы добычи угля в 2,7 раза. Стабильно работает ООО «Углегорскуголь», в 2010 году добыто 430 тыс. тонн угля.
В
Сельское хозяйство является базовой отраслью агропромышленного комплекса и играет важную роль в развитии сельских территорий и продовольственном обеспечении населения свежими продуктами питания. Удельный вес сельскохозяйственной продукции в валовом региональном продукте составляет около 2,5%.
На селе проживают 117,1 тыс. человек, или 22,3% населения области. В крупных сельскохозяйственных предприятиях Сахалинской области занято 2,6 тыс. человек, или 2,2%, проживающих на селе.
В настоящее время в Сахалинской области функционируют 30 сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, 660 крестьянских (фермерских) хозяйств, 140 тысяч семей, занимающихся личным подсобным хозяйством, садоводством и огородничеством. Крупнейшими предприятиями аграрного сектора являются государственные унитарные предприятия: ГУСП «Совхоз «Тепличный», «Птицефабрика Островная», «Комсомолец», «Совхоз «Южно-Сахалинский», «Совхоз Корсаковский», ФГУП «Тимирязевское», ЗАО «Совхоз Заречное», сельскохозяйственный производственный кооператив «Соколовский», ООО ТФ «Сахалинский бекон-2».(5)
Машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность выполняет главным образом ремонтные работы (ведущее место занимает судоремонт). Наиболее крупные предприятия в Невельске, Холмске, Южно-Сахалинске, Охе, Долинске.(1)
П
ромышленность строительных материалов
в 1974 по сравнению с 1960 увеличила выпуск продукции в 2,5 раза. В 1974 произведено 93 тыс. т цемента, 219 тыс. м3 изделий сборных железобетонных конструкций и деталей, 14 млн. штук кирпича и др. Лёгкая промышленность
выпускает швейные изделия, обувь, кожгалантерейные товары.
Внешние грузоперевозки в основном осуществляет морской и частично речной транспорт (главные морские порты - Корсаков и Холмск). Связь с Курильскими островами поддерживается морскими судами и самолётами. Грузоперевозки на о. Сахалин выполняет ж.-д. транспорт; сеть железных дорог сосредоточена главным образом на юге острова.
Нефтегазовый комплекс
Нефтегазовая отрасль в настоящее время играет ведущую роль в экономике Сахалинской области, и ее развитие является одним из основных факторов, определяющих экономический рост на территории области. Нефтегазовый комплекс занимает доминирующее положение в структуре промышленного производства (2009 г. - 87,7%).
В настоящее время на суше о. Сахалин в разработку вовлечено более 95% разведанных запасов нефти. На шельфе о. Сахалин создана мощная база углеводородов. В северо-восточной части открыто 10 месторождений нефти и газа, 7 из которых по объемам запасов относятся к категории крупных и одно - к категории уникальных (Лунское). В разработке находятся Чайвинское («Сахалин-1»), Пильтун-Астохское и Лунское месторождения («Сахалин-2»). В рамках проекта «Сахалин-1» предполагается введение в разработку Одоптинского (2010 г.) и Аркутун-Дагинского месторождений.(5)
Сахалинские шельфовые проекты
Это обобщённое название группы проектов по разработке месторождений углеводородного сырья на континентальном шельфе Охотского и Японского морей и Татарского пролива, прилегающем к острову Сахалин. Всего на шельфе Сахалина открыто девять нефтегазоносных участков с совокупными запасами 1,19 трлн куб. метров газа, 394,4 млн тонн нефти и 88,5 млн тонн газового конденсата.(2)
И
Платформа Лун-А на шельфе
Стория
За 70 лет интенсивной добычи наземные месторождения углеводородов на Сахалине оказались почти полностью исчерпанными, но в 1970-1980-х годах Дальневосточная морская экспедиция разведочного бурения открыла более трех десятков месторождений нефти и газа на северо-восточном шельфе острова. Для разработки этих месторождений в последние десятилетия XX века было создано несколько проектов под общим названием «Сахалин».
В начале 1990-х годов предполагалось, что эти проекты будут разрабатываться иностранными инвесторами и операторами в рамках соглашений о разделе продукции. Было заключено несколько таких соглашений, однако до практической реализации дошли лишь проекты «Сахалин-1» (запасы - 264,2 млн. тонн нефти и 481,5 млрд куб. м газа) и «Сахалин-2» (запасы - 182,4 млн. т нефти и 633,6 млрд куб. м газа).(2)
В настоящее время добычу нефти и газа на острове ведут компании «Эксон нефтегаз Лимитед» (проект «Сахалин-1»), «Сахалин Энерджи» («Сахалин-2»), «РН-Сахалинморнефтегаз», Сахалинская нефтяная компания, «Петросах». Общая добыча в 2009 году достигал соответственно 15,4 млн тонн нефти и газового конденсата и 19 млрд кубометров газа. Прогнозная добыча нефти с конденсатом и газа с учетом разработки новых шельфовых проектов может составить в 2015 году 18,8 млн тонн и 35,5 млрд кубометров, в 2020 году - 26,3 млн тонн и 61,3 млрд кубометров.(2)
Интегрированная нефтегазодобывающая платформа, установленная на шельфе Охотского моря в рамках проекта «Сахалин-2».
Установлена в июле 2007 года на Пильтунской площади Пильтун-Астохского нефтяного месторождения, в 12 км от берега на глубине 32 м. Предназначенная для круглогодичной добычи, ПА-Б является буровой, добывающей и перерабатывающей платформой, которая будет извлекать нефть и попутный газ из Пильтунского пласта.
Производственный комплекс «Пригородное»
Основу нефтегазового комплекса на суше острова составляет ООО «РН-Сахалинморнефтегаз», которое входит в структуру ОАО «НК «Роснефть». Добываемый газ направляется по системе трубопроводов потребителям на внутренний рынок Сахалинской области и Хабаровского края, добываемая нефть по системе трубопроводов поступает на Комсомольский нефтеперерабатывающий завод.
ЗАО «Петросах» ведет разработку небольшого по запасам Окружного месторождения нефти, расположенного в городском округе "Смирныховский". Основной объем добытой нефти танкерами вывозится в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Кроме того, часть нефти (36 тыс. тонн) перерабатывается на модульном нефтеперерабатывающем заводе, расположенном в пределах месторождения.
ОГУП «Сахалинская нефтяная компания» осуществляет добычу газа из мелких газовых месторождений на юге о. Сахалин. Весь газ в объеме 20-30 млн. куб.м поставляется на энергетические и жилищно-коммунальные объекты Анивского городского округа, а также на пиковую котельную в г. Южно-Сахалинск.(5)
Компания «Сахалинская Энергия» осуществляет добычу нефти и газа на шельфе в рамках проекта «Сахалин-2».
Компания «Эксон Нефтегаз Лимитед», оператор проекта «Сахалин-1», осуществляет добычу углеводородного сырья с 2005 года. Нефть поставляется по трубопроводу в порт Де-Кастри и далее на экспорт в страны АТР, Газ поставляется потребителям Хабаровского края.
В 2009 году добыча нефти по области составила 15,4 млн. тонн и увеличилась по сравнению с 2008 годом на 19,7% за счет перехода в декабре 2008 г. проекта «Сахалин-2» на круглогодичную добычу со всех трех платформ.
Добыча газа по области составила 19 млрд. куб. м, что в 2 раза выше уровня 2008 года. Поставка нефти потребителям за 2009 год составила 15,4 млн. тонн, в том числе на экспорт в страны АТР отгружено 13,8 млн. тонн.