Сумма страховых взносов внебюджетные фонды. Страховые взносы во внебюджетные фонды: что, когда и как? Взносы с доходов предпринимателей и других «индивидуалов»

Социальные институты являются основными структурными единицами общества. Они возникают, функционируют при существовании соответствующих общественных потребностей, обеспечивая их реализацию. При исчезновении таких потребностей социальный институт перестаёт функционировать и разрушается.

Социальные институты обеспечивают интеграцию общества, социальных групп и индивидов. Отсюда можно определить социальный институт как некую совокупность индивидов, групп, материальных ресурсов, организационных структур, которые формируют социальные связи и отношения, обеспечивают их устойчивость и способствуют стабильному функционированию общества.

Вместе с этим, к определению социального института можно подойти с позиции рассмотрения их как регуляторов социальной жизни, через социальные нормы и ценности. Следовательно, социальный институт можно определить как совокупность образцов поведения, статусов и социальных ролей, целью которого является удовлетворение потребностей общества и установление порядка и благополучия.

Существуют и другие подходы в определении социального института, например, социальный институт может быть рассмотрен как социальная организация? организованная, скоординированная и упорядоченная деятельность людей при условии общего взаимодействия, жестко ориентированная на достижение цели.

Все социальные институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом. Виды социальных институтов и их состав весьма разнообразны. Типологизируют социальные институты по разным принципам: сферам жизни общества, функциональным качествам, времени существования, условиям и др.

Р. Милс выделяет в обществе 5 основных социальных институтов :

· экономические? институты, организующие хозяйственную деятельность

· политические? институты власти

· институт семьи? институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей

· военные? институты, организующие законное наследие

· религиозные? институты, организующие коллективное почитание богов

Большинство социологов согласны с Миллсом в том, что главных (основных, фундаментальных) институтов в человеческом обществе всего пять. Их предназначение ? удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом. Каждый наделен ими в избытке, к тому же у каждого - индивидуальная комбинация потребностей. Но фундаментальных, важных для всех, не так уж и много. Их всего пять, но ровно пять и основных социальных институтов:

· потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

· потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

· потребность в средствах существования (экономические институты, производство);

· потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);

· потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Вместе с этими социальными институтами можно выделить также коммуникационные социальные институты, институты социального контроля, образовательные социальные институты и другие.

Функции социальных институтов :

· интеграционная,

· регулятивная,

· коммуникативная,

· функция социализации,

· воспроизводства,

· контрольная и защитная функции,

· также функция формирования и закрепления общественных отношений и др.

Типы институтов

Репродукция (воспроизводство общества в целом и отдельных его членов, а также их рабочей силы)

Брачно-семейные

Культурные

Образовательные

Производство и распределение материальных благ (товаров и услуг) и ресурсов

Экономические

Контроль за поведением членов общества (в целях создания условий для конструктивной деятельности и урегулирования возникающих конфликтов)

Политические

Правовые

Культурные

Регулирование использования власти и доступа к ней

Политические

Коммуникация между членами общества

Культурные

Образовательные

Защита членов общества от физической опасности

Правовые

Медицинские

Функции социальных институтов могут меняться во времени. Все социальные институты имеют общие черты и различия.

Если деятельность социального института направлена на стабилизацию, интеграцию и процветание общества, то она функциональна, если же деятельность социального института приносит вред обществу, то оно может быть расценено как дисфункциональное.

Интенсификация дисфункциональности социальных институтов может привести к деозорганизации общества вплоть до его разрушения.

Крупные кризисные явления и потрясения в обществе (революции, войны, кризисы) могут привести к нарушениям деятельности социальных институтов.

Явные функции социальных институтов. Если рассматривать в самом общем виде деятельность любого социального института, можно считать, что его основной функцией является удовлетворение социальных потребностей, ради чего он и был создан и существует. Однако для осуществления этой функции каждый институт выполняет в отношении своих участников функции, обеспечивающие совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. Это, прежде всего следующие функции.

· Функция закрепления и воспроизводства общественных отшений . Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества. Действительно, кодекс института семьи, например, подразумевает, что члены общества должны разделяться на достаточно устойчивые малые группы - семьи. С помощью социального контроля институт семьи стремится обеспечить состояние стабильности каждой отдельной семьи, ограничивает возможности ее распада. Разрушение института семьи - это прежде всего появление хаоса и неопределенности, распад многих групп, нарушение традиций, невозможность обеспечения нормальной сексуальной жизни и качественного воспитания подрастающего поколения.

· Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Вся культурная жизнь человека протекает с его участием в различных институтах. Каким бы видом деятельности ни занимался индивид, он всегда сталкивается с институтом, регламентирующим его поведение в этой области. Даже если какой-то вид деятельности не упорядочен и не урегулирован, люди немедленно начинают институционализировать его. Таким образом, с помощью институтов человек проявляет в социальной жизни предсказуемое и стандартизированное поведение. Он выполняет ролевые требования-ожидания и знает, чего ждать от окружающих его людей. Такое регулирование необходимо для совместной деятельности.

· Интегративная функция . Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей. Интеграция людей в институте сопровождается упорядочением системы взаимодействий, увеличением объема и частоты контактов. Все это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры, в особенности социальных организаций. Всякая интеграция в институте состоит из трех основных элементов, или необходимых требований:

1) консолидация или совмещение усилий;

2) мобилизация, когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей;

3) конформность личных целей индивидов с целями других или целями группы. Интегративные процессы, осуществляемые те с помощью институтов, необходимы для скоординированной деятельности людей, осуществления власти, создания сложных организаций. Интеграция - это одно из условий выживания организаций, а также один из способов соотнесения целей его участников.

· Транслирующая функция . Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить как путем расширения социальных границ института, так и путем смены поколений. В связи с этим в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям. Например, семья, воспитывая ребенка, стремится ориентировать его на те ценности семейной жизни, которых придерживаются его родители. Государственные учреждения стремятся воздействовать на граждан, чтобы привить им нормы повиновения и лояльности, а церковь старается приобщить к вере как можно больше новых членов.

· Коммуникативная функция . Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами. Причем характер коммуникативных связей института имеет свою специфику - это формальные связи, осуществляемые в системе институционализированных ролей. Как отмечают исследователи, коммуникативные возможности институтов неодинаковы: одни специально предназначены для передачи информации (средства массовой информации), другие имеют весьма ограниченные возможности для этого; одни активно воспринимают информацию (научные институты), другие пассивно (издательства).

Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Когда институт не справляется с выполнением своих явных функций, его непременно ждут дезорганизация и изменения: эти явные, необходимые функции могут быть присвоены другими институтами.

Государство должно действовать в интересах граждан, поэтому оно ведет соответствующую политику (демографическую, экологическую, социальную, экономическую и другие). В качестве средства при этом используется ценовой и финансово-кредитный механизм.

Включает в себя отношения, которые связаны с накоплением материальных средств. Хранятся деньги во внебюджетных фондах, которые призваны обеспечить эффективное выполнение функций государства. Происходит это в виде ежегодного изъятия определенной части ВВП в форме налогов.

Во выплачивают:

Все работники, создающие собственным трудом нематериальные и материальные блага, получающие с этого доход;

Предприниматели, в том числе инвесторы.

Всего внебюджетных фондов четыре:

Социального страхования;

Занятости;

Пенсионный;

Медицинского страхования.

Рассмотрим подробнее страховые взносы во внебюджетные фонды. Пенсионный фонд РФ подотчетен правительству страны. Данное учреждение следит за полным и своевременным поступлением взносов. Размер тарифа установлен следующий:

Для большей части работодателей (производство, торговля, оказание услуг) - 28% от всех доходов, например, работы по договору поручения, подряда;

Для совхозов, колхозов, в том числе предприятий, работающих в сфере производства сельхоз продукции - 20,6% от заработной платы;

Для фермерских, крестьянских хозяйств, индивидуальных предпринимателей, семейных общин народов Крайнего Севера, адвокатов, нотариусов, частных охранников, детективов - 5% от суммы дохода;

Для учреждений и предприятий, которые выплачивают авторские гонорары - 26% от полученной суммы;

Для граждан, которые покупают труд работников по найму в личных целях (ремонт, постройка дома и т.п.) - 28% к сумме оплаты.

Начисление страховых взносов в Социальный Фонд происходит в обязательном порядке для всех работодателей. Денежные накопления не могут быть перемещены в состав бюджетов РФ. Управляет им правительство России.

Установлен для учреждений, предприятий, организаций и прочих хозяйств в размере 5,4% от оплаты за работу. Данный взнос также платят граждане, использующие наемный труд в личном хозяйстве, фермерские, крестьянские хозяйства, семейные общины народов Крайнего Севера.

Фонд занятости предназначен для оплаты мероприятий, которые связаны с реализацией политики трудоустройства населения. Он образуется за счет:

Взносов работодателей;

Платежей с заработка работников;

Ассигнований из местных и республиканского бюджета.

Плательщиками являются различные организации и прочие хозяйства. Размер тарифа - 1,5% от зарплаты. Взнос не платят граждане, купившие труд наемных специалистов для собственных целей, предприниматели и другие граждане, которые официально не являются работодателями. Страховые взносы во внебюджетные фонды производят также фермерские, крестьянские хозяйства и семейные общины народов Крайнего Севера.

Фонды медицинского страхования аккумулируют средства, находящиеся в собственности государства. Создаются они органами местного управления.

Медицинское обязательное страхование в РФ подлежит уплате в размере 3,6% от зарплаты. Из них в Федеральный фонд - 0,2%, остальные 3,4% - в территориальные.

Платят взносы:

Организации, представительства и филиалы иностранных юридических лиц;

Фермерские, крестьянские хозяйства, семейные общины народов Крайнего Севера;

Граждане, которые купили наемный труд;

Частные детективы, охранники, нотариусы, адвокаты;

Лица профессий, связанных с творчеством.

Страховые взносы во внебюджетные фонды подлежат обязательной уплате всеми уполномоченными субъектами рынка.

Страховые взносы в Фонды: Пенсионный, Медицинского страхования и Социального страхования исчисляются с заработной платы сотрудников фирмы. Для предпринимателей с работниками и не являющихся работодателями, установлен фиксированный размер взносов ПФР и ФФОМС.

Тарифы страховых взносов и база обложения

На данный момент основные ставки страховых взносов:

  • ПФР – 22%
  • ФФОМС – 5,1%
  • ФСС – 2,9%
  • НС (страхование от несчастных случаев) – устанавливается Фондом для каждого страхователя, в зависимости от класса опасности основного вида экономической деятельности.

Ранее выплаты в Пенсионный фонд по пенсионному страхованию делились на страховую и накопительную часть. Сейчас взносы нужно начислять только на страховую часть.

Страховыми взносами облагаются выплаты сотрудников по трудовым договорам: заработная плата, отпускные, премии, компенсации по заработной плате, доплаты. Также страховые взносы в ПФР нужно начислять на выплаты по договорам гражданско-правового характера, авторского заказа, лицензионным договорам. Данная категория выплат не облагается взносами в ФСС.

Напротив, не облагаются взносами: все виды социальных пособий, материальная помощь, льготные выплаты, пособия по безработице, денежное довольствие военнослужащих и т.д.

Учет страховых взносов в бухгалтерских проводках

Начисление страховых взносов отражается по кредиту . Для каждого вида страхования – свой субсчет. По дебету 69 счет корреспондирует со счетами затрат: 20, 44.

Проводки для начисления взносов:

  1. Дебет 20 (…) Кредит 69.1 (ФСС) – начисление в Фонд социального страхования.
  2. Дебет 20 (…) Кредит 69.2 (ПФР) – начисление Пенсионный фонд.
  3. Дебет 20 (…) Кредит 69.3 (ФФОМС) – начисление в Фонд мед.страхования.
  4. Дебет 20 (…) Кредит (НС) – начисление в Фонд социального страхования на страхование от несчастных случаев.

За апрель была начислена заработная плата сотрудникам в общем размере 259 874 руб. Рассчитать и произвести отчисление в Фонды. Для страхования от несчастных случаев установлен тариф 0,2%.

  • ФФОМС = 259 874 х 5,1% = 13 253,57

  • ФСС = 259 874 х 2,9% = 7536,35

  • НС = 259 874 х 0,2% = 519,75

Пример проводок по начислению и уплате страховых взносов

Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
69.1 Начислены страховые взносы в ФСС 7536,35 Расчетная ведомость Т-51
69.2 Начислены взносы в ПФР 57 172, Расчетная ведомость Т-51
69.3 Начислены взносы в ФФОМС 13 253,57 Расчетная ведомость Т-51
Начислены взносы от НС 519,75 Расчетная ведомость Т-51
Переданы материалы в производство 100 318 Расчетная ведомость Т-51
69.1

Введение

Сущность внебюджетных фондов

1 Источники формирования внебюджетных фондов

2 Сущность страховых взносов во внебюджетные фонды

Механизм исчисления и уплаты взносов во внебюджетные фонды

1 Общие условия установления и взимания взносов

2 Механизм исчисления и уплаты взносов

Анализ налоговой реформы в формировании внебюджетных фондов

1 Сравнительный анализ социального налогообложения в 2011 и 2012 годах в России

2 Сравнительный анализ социального налогообложения в России и за рубежом

Заключение

Введение

Президентом РФ подписаны законы: № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Данные законы предусматривают переход с 1 января 2010 года от единого социального налога (ЕСН) к страховым взносам и целый ряд изменений в порядке финансирования выплат, которые осуществляются в настоящее время за счет средств Фонда социального страхования.

В настоящее время порядок уплаты страховых взносов регулируется федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ (с последующими изменениями) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"

Целью курсовой работы является изучение страховых взносов во внебюджетные фонды, действующий механизм исчисления и уплаты, провести анализ влияния налоговой реформы на формирование внебюджетных фондов.

В рамках данной цели в данной курсовой работе будут рассмотрены следующие задачи:

изучены теоретические основы исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды;

проведен анализ действующего механизма исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды;

рассмотрены направления совершенствования действующего механизма исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды;

изучено правовое обеспечение.

Объектом данной курсовой работы являются страховые взносы. Предметом - действующий механизм исчисления и уплаты, направления совершенствования страховых взносов.

При рассмотрении поставленных вопросов использовались законодательство Российской Федерации, а также научная и учебная литература по изучаемой теме, которые составили информационную базу данной работы.

1. Сущность внебюджетных фондов

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства. Внебюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета.

Считается, что внебюджетные фонды возникли раньше бюджета и в какой-то мере послужили его основой. Объясняется это тем, что в процессе становления современной системы государственной власти происходило выделение отдельных функций государства и закрепление за ними специальных финансовых ресурсов. Как правило, это были специальные виды правительственной деятельности, для которых была нежелательна огласка. Покрывались они специальными доходами. Количество специальных фондов и счетов не было постоянным. Одни счета открывались, другие закрывались.

Целевые бюджетные фонды стали создаваться в России в период перехода страны на новые экономические отношения. Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991г. впервые предоставил возможность органам власти образовывать целевые бюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.

Внебюджетные фонды позволяют преодолеть остаточный принцип финансирования социальных и других расходов. Они позволяют также разгрузить бюджет, беря на себя часть его расходов, разрешая тем самым проблему финансирования бюджета. Имея строго целевое направление использования средств, внебюджетные фонды дают возможность увеличить ресурсы, мобилизуемые государством. Конечно, это можно сделать и за счет увеличения налогов, но, как правило, увеличение налогов негативно воспринимается в обществе. Главной причиной их создания была необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов.

1.1 Источники формирования внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета и финансирование определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для использования в определенных целях. Внебюджетные фонды предназначены для целевого использования.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью.

Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных (местных) бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков. Кроме того, к доходам внебюджетных фондов относятся отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций и прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом (имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов).

Начиная с 1992 г. в РФ создано и действует большое количество внебюджетных фондов. На тот период общее число федеральных внебюджетных фондов составило 40, из них основные - Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости (с 2001 г. средства консолидируются в федеральном бюджете).

По Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 года все внебюджетные фонды (за небольшим исключением), доходы которых формировались за счет обязательных платежей предприятий, учреждений, организаций, объединяются с республиканским бюджетом РФ.

1.2 Сущность страховых взносов во внебюджетные фонды

страховой взнос внебюджетный уплата

Среди платежей, которые обязаны уплачивать все юридические лица и индивидуальные предприниматели, особо следует выделить страховые взносы во внебюджетные фонды - Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Фонд обязательного медицинского страхования РФ. Отчисления во внебюджетные фонды, строго говоря, не являются налогами, однако в связи с обязательностью их уплаты их для целей нашего пособия вполне допустимо приравнять к налогам.

В настоящее время порядок уплаты страховых взносов регулируется федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ (с последующими изменениями) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

Плательщики страховых взносов делятся на две категории:

Плательщиков взносов, относящихся к данной категории условно можно назвать "работодателями", т.к. большая осуществляемых ими выплат физическим лицам является заработной платой работников. Поскольку наше пособие ориентировано на людей, интересующихся вопросами бизнеса, особенности уплаты взносов обычными гражданами мы рассматривать не будем, и все сказанное ниже в отношении плательщиков категории 1 будет касаться уплаты страховых взносов только юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Объект обложения страховыми взносами в целом аналогичен объекту налогообложения ЕСН: это выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам. При этом выплаты включаются в базу для расчета страховых взносов, независимо от того, отнесены ли эти выплаты к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль. Таким образом, в отличие от ЕСН страховые взносы никак не связаны с правилами налогового учета, а это неизменно повлечет за собой увеличение количества видов выплат, с которых должны начисляться страховые взносы. Взносы начисляются, в частности, на выплаты, предусмотренные трудовым договором. К выплатам, указанным в трудовом договоре, можно приравнять выплаты, которые закреплены в коллективном договоре или ином локальном нормативном акте работодателя (например, положении об оплате труда). Этот вывод следует из норм части 3 статьи 43, части 5 статьи 57, частей 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса РФ. Таким образом, если в указанных документах не значится обязанность работодателя перечислять в пользу работников какие-либо выплаты, то, руководствуясь буквальной трактовкой законодательства, на эти выплаты можно не начислять страховые взносы.

2. Механизм исчисления и уплаты взносов во внебюджетные фонды

2.1 Общие условия установления и взимания взносов

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также на обязательное медицинское страхование в 2012 г. в основном остается прежним.

Обложению страховыми взносами подлежат любые выплаты, произведенные в пользу работников организации, независимо от:

характера конкретной выплаты: заработная плата, гарантия, выплата социального назначения;

упоминания непосредственно в условиях трудовых договоров.

И наоборот, не образуют обложения страховыми взносами выплаты, произведенные:

в пользу лиц, не состоящих с организацией - плательщиком страховых взносов в трудовых отношениях и не заключавших с ней договор гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг;

в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав). К числу договоров, выплаты в рамках которых не образуют объект обложения страховыми взносами, относятся: договоры аренды, договоры дарения;

в рамках любых отношений, не предполагающих выполнения физическим лицом каких-либо действий. Например, не облагается страховыми взносами материальная выгода, возникающая в виде экономии на процентах при пользовании заемными средствами, дивиденды (выплаты в пользу акционеров или участников, в том числе состоящих в трудовых или иных отношениях с обществом).

Объект обложения страховыми взносами возникает независимо от источника выплаты и порядка учета выплаты в целях налогообложения прибыли.

Принимая на работу лиц, являющихся инвалидами I, II или III группы, все организации применяют по отношению к выплатам, произведенным в пользу указанных лиц, следующие ставки:

в Пенсионный фонд Российской Федерации - 16 процентов;

в Фонд социального страхования Российской Федерации - 1,9 процента;

в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - исключена.

Пониженные тарифы страховых взносов на 2011 г. для отдельных категорий плательщиков, число которых увеличено, установлены статьями 58 и 58.1 закона N 212-ФЗ. К сожалению, многие субъекты малого и среднего бизнеса не дождались льготного тарифа страховых взносов.

Установлен порядок уточнения платежа в случае неверного заполнения поручения на перечисление взносов: если допущенные при заполнении платежного поручения ошибки, не привели к непоступлению средств на соответствующий счет внебюджетного фонда, то страхователь вправе уточнить платеж (ч. 8 ст. 18 закона N 212-ФЗ).

С 1 января 2011 г. зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов производится контролирующими органами самостоятельно. Соответствующее решение принимается в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения переплаты (ч. 7 ст. 26 закона N 212-ФЗ). При этом новый порядок не мешает страхователю обратиться с заявлением о возврате излишне перечисленных взносов (ч. 6 ст. 26 закона N 212-ФЗ).

2.2 Механизм исчисления и уплаты взносов

Индивидуальное задание № 2.

Городская поликлиника выплатила врачу-стоматологу А.Г.Федорову (1962г.р.) в первом квартале заработную плату за счет бюджетных средств в сумме 20000 руб. в месяц, а за оказание платных услуг пациентам в той же поликлинике - 25000 руб. в месяц.

Кроме того, он получил 5000 руб. за прочитанную лекцию, а также 1000 руб. за статью, опубликованную в научно-популярном журнале.

Сотрудник данной поликлиники П.С.Петров (1970г.р.) в первом квартале ежемесячно получал заработную плату в размере 13000 руб. и ежемесячную премию в размере 1500 руб. В феврале он получил единовременную материальную помощь в сумме 2000 руб., а также возмещение командировочных расходов в пределах нормы в размере 5000 руб.

Сотруднице поликлинике А.С.Семеновой была выплачена заработная плата в размере 17000 руб. ежемесячно. В январе ей была выплачена премия по итогам предыдущего года в размере 26000 руб. Кроме того, поликлиника оплатила в феврале А.С.Семеновой абонемент на посещение бассейна в течение года в сумме 18000 руб., а также полис добровольного медицинского страхования в сумме 50000 руб. сроком на 1 год. В день юбилея в марте А.С.Семеновой был вручен подарок стоимостью 16000 руб.

В.И.Петрову, работающему в поликлинике по трудовому договору, была выплачена заработная плата в размере 25000 руб. в месяц. По итогам работы предыдущего года была выплачена премия в размере 9600 руб., а также в январе ему был приобретен годовой абонемент на посещение теннисного корта в сумме 15000 руб. За 3 месяца была произведена оплата мобильного телефона, используемого для производственных (50%) и личных (50%) нужд в сумме 6000 руб. Был оплачен полис добровольного медицинского страхования (срок страховки - 12месяцев) в сумме 36000 руб. У В.И.Петрова поликлиника выкупила компьютер для производственных нужд на сумму 60000 руб.

Определите сумму страховых взносов. Заполните расчет по страховым взносам в ПФ и ФОМС за расчетный период.

(ставки на основании ст.58 п.3.4 Федерального закона от 24.07.2009г. №212-ФЗ)

Федорову А.Г. (1962г.р.)

НБ = 60000+75000+5000+1000 = 141000 руб. (в соотв. со ст. 7 212-ФЗ)

Сумма страховых взносов = 141000*20% = 28200 руб.

ПФ = 141000*20% = 28200 руб.

Стр.ч. = 28200 руб.

Петрову П.С. (1970г.р.)

Возмещение командировочных расходов 5000р. (в соотв. со ст.9 ФЗ № 212-ФЗ)

НБ = 39000+4500+2000 = 45500 руб. (в соотв. со ст. 7 212-ФЗ)

Сумма страховых взносов = 45500*20% = 9100 руб.

ПФ = 45500*20% = 9100 руб.

Стр.ч. = 45500*14% = 6370 руб.

Накоп.ч. = 45500*6% = 2730 руб.

Семеновой А.С. (1966г.р.)

По больничному листу 11000р. (в соотв. со ст.9 ФЗ № 212-ФЗ)

НБ = 51000+26000+18000+3060+16000 = 114060 руб. (в соотв. со ст. 7 212-ФЗ)

Сумма страховых взносов = 114060*20% = 22812 руб.

ПФ = 114060*20% = 22812 руб.

Стр.ч. = 22812 руб.

Петрову В.И. (1967г.р.)

Оплата мобильного телефона 6000р., для производственных нужд (50%) и выкуп компьютера у Петрова В.И. 36000р. (в соотв. со ст.9 ФЗ № 212-ФЗ)

НБ = 75000+9600+15000+3000+4500 = 107100 руб. (в соотв. со ст. 7 212-ФЗ)

Сумма страховых взносов = 107100*20% = 21420 руб.

ПФ = 107100*20% = 21420 руб.

Стр.ч. = 107100*14% = 14994 руб.

Накоп.ч. = 107100*6% = 6426 руб.

НБобщ = 141000+45500+114060+107100 = 407660 руб.

Σстр.вз.общ. = 28200+9100+22812+21420 = 81532 руб.

3. Анализ налоговой реформы в формировании внебюджетных фондов

3.1 Сравнительный анализ социального налогообложения в 2011 и 2012 годах в России

Максимальный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды снижен с 34 до 30 процентов. Изменения в тарифах коснутся, в первую очередь, льготных категорий работодателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. С 1 января 2012 года вступили в силу изменения, внесенные в закон о страховых взносах*.

Напомню, что в предыдущем году совокупный тариф страховых взносов составлял 34%. Из них 26% работодатели платили в ПФ Российской Федерации, 2,9% - в ФСС РФ, 3,1% и 2% - в ФФОМС и ТФОМС соответственно.

Начиная с этого года, тариф страховых взносов в ПФР на период 2012-2013 гг. уменьшился с 26% до 22%. При этом была проиндексирована и облагаемая страховыми взносами база каждого работника, то есть предельный годовой заработок, с которого уплачиваются страховые взносы. Он вырос с 463 до 512 тысяч рублей. Если выплаты в пользу работника превысят 512 тысяч рублей в 2012 году и 573 тысяч рублей в 2013 году, работодатель уплатит дополнительные взносы в Пенсионный фонд. Они составят 10 % от суммы превышения.

Тариф страховых взносов в ФСС в 2012 году не изменился и остался на уровне 2011 года. С 1 января 2012 года страховые взносы в ТФОМС больше не будут уплачиваться, при этом, совокупный тариф страховых взносов в ФФОМС составил 5,1% и остался на уровне 2011 года.

В отношении взносов в Пенсионный фонд РФ, предусмотрено разделение на страховую и накопительную часть (16% и 6% соответственно для лиц 1967 года рождения и моложе, а для тех, кто родился 1966 году и ранее - 22% на страховую часть). Но теперь как страховая, так и накопительная часть подразделяются на солидарную и индивидуальную часть тарифа страховых взносов (ст. 33.1 Закона № 167-ФЗ). Для лиц, родившихся в 1966 году и ранее, из 22 процентов 6 процентов идет на солидарную часть, а 16 процентов - на индивидуальную часть тарифа. Для работников, которые родились в 1967 году и позже, накопительная часть пенсии полностью состоит из индивидуальной части страхового тарифа (6%), а страховая (16%) делится на солидарную часть (6%) и индивидуальную часть (10%).

С начала 2012 года изменился и список тех, кто имеет право на пониженный тариф страховых взносов. Теперь в этот список дополнительно входят субъекты малого предпринимательства в производственной и социальной сферах, благотворительные организации и некоммерческие организации, работающие в социальной сфере, а также в сфере образования и науки. Также меньшие взносы заплатят организации, оказывающие инжиниринговые услуги, и аптечные организации, применяющие специальные режимы налогообложения.

Помимо этого расширен круг застрахованных лиц, в пользу которых работодатель будет уплачивать страховые взносы. Теперь к ним относятся иностранные граждане, имеющие статус временно пребывающих на территории РФ, с которыми заключены трудовые договоры сроком не менее 6 месяцев.

Исключена обязанность плательщиков, уплачивающих страховые взносы исходя из стоимости страхового года, кроме глав крестьянских (фермерских) хозяйств, представлять ежегодную отчетность. Остальные плательщики страховых взносов будут в 2012 году по-прежнему сдавать отчетность в два фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации.

Отчетность в ПФР необходимо представлять не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом, полугодием, девятью месяцами и календарным годом). Таким образом, последними датами сдачи отчетности в 2012 году становятся 15 февраля, 15 мая, 15 августа и 15 ноября. Ежеквартально надо будет сдавать не только расчеты по страховым взносам в ПФР и ФФОМС, но и сведения по персонифицированному учету.

Работодатели, численность сотрудников которых по состоянию на 1 января 2012 года составили более 50 человек, должны, как и прежде, представлять отчетность в электронном виде с электронно-цифровой подписью.

Федеральный закон от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (с учетом изменений и дополнений)

3.2 Сравнительный анализ социального налогообложения в России и за рубежом

Социальная защищенность населения любой страны входит в состав показателей, определяющих уровень социальной стабильности общества. Социальная защита является частью многогранной социальной политики, которая направлена на реализацию социальных гарантий населения и включает в себя социальное обеспечение и социальное страхование, а также нематериальные формы социальных гарантий, предоставляемых национальным законодательством. Формами социальной защиты выступают пенсии, пособия, выплаты, налоговые вычеты и льготы и прочие компенсации различным категориям граждан, нуждающимся в социальной помощи. В мировой практике современные государства уже с середины XX века активно берут на себя функции социальной защиты и экономического регулирования, так как без планомерного, направляемого государством развития социальной сферы, науки и образования, внедрения новых технологий невозможно динамичное развитие экономики, высокий уровень жизни, наличие социальной стабильности и защищенности населения. В, условиях современного финансового кризиса, регулирующая и -социальная роль государства неизмеримо возросла и жизненно необходима. Без полноценного финансового обеспечения системы социальной защиты, невозможно выполнение государством стоящих перед ним социальных и экономических задач.

Экономические реформы в России вызвали реструктуризацию источников финансирования социальной сферы. Процесс реформирования сегодня сопровождается переходом на страховые методы финансирования социальной защиты за счет страховых взносов работодателей, добровольных отчислений работодателей и работников, косвенного финансирования в виде налоговых льгот. Из многочисленных источников финансирования социальной защиты населения выделяется один из наиболее весомых - это социально ориентированные налоговые платежи и взносы, или, по другому, социальное налогообложение. Однако, его роль как источника доходов бюджетов социальных внебюджетных фондов в России пока явно занижена. В тоже время, социальные налоговые платежи составляют в развитых странах значительную 1 долю в совокупных налоговых доходах: в Японии - 38%, в Германии - 37%, в Англии - 18%, во Франции - 41%, а в России около 8%.

ВнастоящеевремястраныОЭСРтратятнапенсиивсреднем9%ВВПиданныезаметноразличаютсяпостранам.Например,вАвстриирасходынагосударственныепенсиисоставляютоколо15%,вИталии-14%,воФранции-13%,вСША-6,5%,Японии-5%иКанаде-4,5%ВВП.

Вбольшинстверазвитыхстраннаодногочеловекастарше65летприходится4-5человектрудоспособноговозраста,нок20-25годамэтосоотношениесоставитвстранахЕвропы1:2,5,вСША-1:3,5.СогласнорасчетамэкспертовОЭСР,расходынапенсиивпервыедесятилетиябудущеговекаповысятсядо14-20%ВВПвЯпонииигосударствахЕвропы.

Фактически многие развитые страны пришли к пенсионной системе, сочетающей управляемые государством пенсионные схемы с находящимися в частном управлении пенсионными планами по месту работы и личными сберегательными пенсионными счетами для удовлетворения потребностей групп населения со средними и более высокими доходами. Однако решающая роль в обеспечении доходов пенсионеров принадлежит государственной распределительной (солидарной) пенсионной системе (приложение 1).

В начале 90-х годов под эгидой Всемирного банка было предпринято первое глобальное комплексное исследование проблем старения населения и пенсионного обеспечения. В итоговом докладе "Предупреждение кризиса старения: политика защиты престарелых и содействия экономическому росту" (1994 г.) содержится оценка функционирующих в мире пенсионных схем и перспектив их развития с точки зрения определенной системы критериев; разработаны концептуальные подходы к пенсионному реформированию; обобщены практические действия отдельных странах в этой области (табл. 1, рис. 3.1 и 3.2)

Таблица 1 - Сравнение размера страховых взносов по странам

СтранаОбщая ставка взносов, %Расходы на выплату пенсий, % ВВПИталия32,715,4Австрия22,813,6Чехия2813,3Франция1512,8Швеция16,712,7Германия19,912,4Великобритания17,511,5Финляндия25,99,6Венгрия26,58,6Эстония228,5США12,47,2РОССИЯ206

Рисунок 1 - Общая ставка страховых взносов, %

Рисунок 2 - Расходы на выплату пенсий, % ВВП

По результатам исследования опыта зарубежных стран можно сделать вывод, что страны Западной Европы являются одними из наиболее передовых в области развития социальной защищенности людей. Несмотря на ряд различий, система государственного страхования в этих странах имеет достаточно много общих черт.

США и Япония также имеют развитые системы государственного социального страхования, характер которых зависит от национальных особенностей и наиболее подходит для конкретной страны.

Заключение

В данной курсовой работе были рассмотрены теоретические основы исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, проведен анализ действующего механизма исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, рассмотрены направления совершенствования действующего механизма исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, изучено правовое обеспечение.

Переход от ЕСН на страховые выплаты позволит сбалансировать пенсионную систему РФ. Т.к. при сегодняшнем прогнозе социально-экономического развития РФ, будет оставаться минимальный дефицит, связанный с накопленными обязательствами пенсионной системы, однако он будет незначительным.

снизить налоговые ставки по специальным налоговым режимам;

с участием предпринимательского сообщества подготовить предложения о распространении на налогоплательщиков, применяющих УСН и ЕНВД, льготных размеров страховых взносов на переходный период 2011-2014 годов;

предусмотреть меры экономического стимулирования, направленные на сохранение и развитие корпоративных пенсионных систем;

предусмотреть меры против обесценивания пенсионных накоплений в связи с инфляцией;

рассмотреть возможность отнесения к расходам на оплату труда при исчислении налога на прибыль расходов на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством РФ, и др.


Платежи производятся в следующие внебюджетные фонды:
а) пенсионный фонд:
б) фонд социального страхования;
в) фонд занятости;
г) фонд медицинского страхования.
Внебюджетные фонды создаются федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, поступающих как в обязательном порядке (из некоторых источников неналогового характера), так и на добровольной основе. Расходование средств этих фондов осуществляется по строго целевому назначению – на государственное социальное страхование, дополнительное финансирование затрат на укрепление материально–технической базы и социальное обеспечение фискальных и правоохранительных органов, на развитие социальной и производственной инфраструктуры территории и др. Государственные и местные внебюджетные фонды являются составной частью подсистемы государственных и муниципальных финансов.
Внебюджетные фонды – это своеобразная форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых, во–первых, для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения (государственные внебюджетные фонды социального назначения) и, во–вторых, для дополнительного финансирования территориальных нужд (текущего и капитального характера), осуществляемого органами исполнительной власти субъекта РФ и органами самоуправления. На федеральном уровне внебюджетные фонды создаются по решению Федерального Собрания России, на региональном уровне – по решению законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ и на муниципальном уровне – по решению органов местного самоуправления.
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение и управляются автономно. По признаку целевой направленности расходования средств их можно объединить в три группы. Первая включает внебюджетные фонды социального страхования, имеющие общегосударственное значение. Вторая группа охватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого (ведомственного) назначения. В третью входят различные внебюджетные фонды территориального назначения.
Государственные внебюджетные фонды первой группы представлены Пенсионным фондом РФ (ПФ РФ), Фондом социального страхования РФ (ФСС РФ) – оба фонда в 1991 г. были отделены от бюджетной системы, Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН РФ, создан в 1991 г.), Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (соответственно ФФОМС и ТФОМС, созданные в 1993 г.). Конституция РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, устанавливаемых законом (ст. 39). Каждый имеет право:
на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41, п.1);
на защиту от безработицы (ст. 37, п. 3).
Финансовой основой реализации конституционных гарантий и прав российских граждан являются государственные внебюджетные фонды социального страхования. Основные принципы их функционирования:
всеобщность – охват всех граждан, независимо от пола, национальности, вероисповедания, места проживания;
необлагаемость налогом;
общедоступность, многообразие видов социального обеспечения;
гласность, демократический характер.
В первую группу входит также Республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки населения, созданный Указом Президента РФ от 26.12.91г. В отличие от предыдущих четырех фондов, формируемых в основном за счет обязательных страховых взносов работодателей и работников, доходы этого фонда складываются за счет добровольных и иных поступлений.
Доходы внебюджетных фондов социального страхования формируются за счет постоянного источника – обязательных страховых взносов работодателей, а в Пенсионный фонд – еще и взноса работников. Общий тариф этих взносов составляет для работодателя 38,5% начисленной оплаты труда (включается в себестоимость продукции) и 1,0% заработной платы – для работника. Тарифы устанавливаются Федеральным Собранием РФ и отличаются большей стабильностью по сравнению с налогами.

Тарифы страховых взносов работодателей–организаций в государственные внебюджетные фонды (%)

Сроки уплаты страховых взносов, как правило, один раз в месяц: платежные поручения на перечисление страховых взносов представляются в банк одновременно с платежным поручением (чеком) на получение средств на выплату заработной платы.
Часть тарифа в размере 3,6% с 1993 г. выделена в качестве самостоятельного страхового взноса в фонды обязательного медицинского страхования.
С 1 июля 1994 г. по страховым взносам платежи с расчетных счетов юридических лиц осуществляются в следующем порядке: в первую очередь в Пенсионный фонд, а в остальные – в порядке календарной очередности поступления в банк расчетных документов. Штрафы и пени по платежам относятся на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия.
Плательщики (кроме работающих граждан) обязаны зарегистрироваться в территориальном органе каждого фонда. Вновь созданные предприятия регистрируются в качестве плательщиков в 30–дневный срок со дня учреждения. Не являются плательщиками страховых взносов: воинские формирования РФ – по денежному довольствию военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и Федеральной службы налоговой полиции; общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей.

Плательщики страховых взносов в государственные внебюджетные фонды

Плательщики (юридические и физические лица) ПФ ФСС ГФЗН ФОМС
Работодатели – российские и иностранные юридические лица х х х Х
Крестьянские (фермерские) хозяйства х х х Х
Родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования х х х Х
Предприниматели без образования юридического лица ^ х х Х
Граждане, занимающиеся частной практикой (адвокаты, нотариусы, охранники, детективы) х х х Х
Граждане, использующие труд наемных работников х х х Х
Работающие граждане, в том числе пенсионеры и инвалиды х
Общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей*


Х
Общественные организации пенсионеров и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей
х х Х
Религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей х х
Х

* При условии, что численность работающих в них инвалидов – не менее 50% общей численности работающих.
Не являются плательщиками отдельных страховых взносов:
в ПФ – общественные организации, созданные для осуществления уставных целей учредителей;
в ГФЗН – общественные организации инвалидов, религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ) – образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. как самостоятельное финансово–кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением.
Важнейший принцип любого пенсионного фонда – солидарная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени, (нынешние работники содержат вчерашних, завтрашние – возьмут обеспечение нынешних) и в пространстве, – где бы человек ни жил (даже за границей), он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.
Средства Пенсионного фонда формируются по Положению о Пенсионном фонде РФ за счет трех главных источников: страховых взносов работодателей, страховых взносов работающих и ассигнований из федерального бюджета. Часть средств поступает в результате капитализации (вложений в ценные бумаги) временно свободных средств. Кроме того. Фонд привлекает добровольные взносы юридических лиц. При отсутствии средств он может использовать кредиты банков.
Страховые взносы – преобладающие доходы ПФ РФ.
Налогооблагаемой базой для расчета страховых взносов служит начисленная оплата труда по всем основаниям для работодателей, в том числе колхозов, совхозов, предприятий по производству сельскохозяйственной продукции, а также граждан, использующих труд наемных работников, в то время как для крестьянских (фермерских) хозяйств и граждан, занимающихся частной практикой, – доход.
В состав начисленной оплаты труда включаются все виды вознаграждений в денежной и натуральной формах (за сверхурочную работу, работу в выходные дни и т.п.) независимо от источников финансирования.
Правительство РФ Постановлением от 19 .02. 1996г. утвердило перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФ РФ:
выходное пособие при прекращении трудового договора, денежная компенсация за неиспользованный отпуск, средний заработок, выплачиваемый на период трудоустройства работникам, уволенным по сокращению численности или ликвидации организации;
льготы и компенсации гражданам, подвергшимся воздействию радиации;
материальная помощь, оказываемая в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения ущерба, причиненного здоровью;
стоимость льгот по проезду отдельным категориям работников;
стоимость выдаваемых в соответствии с законодательством спецодежды, обуви, других средств индивидуальной защиты;
компенсация женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;
доходы по ценным бумагам (дивиденды, проценты и тд.), получаемые от участия работников в управлении собственностью;
страховые платежи по договорам обязательного государственного личного страхования и др.
Страховые взносы (тарифы) устанавливаются в зависимости от категории плательщиков.
Все работающие граждане, в том числе пенсионеры и инвалиды, платят страховые взносы в ПФ РФ в размере 1% от начисленной оплаты труда. Работодатели перечисляют эти взносы за работающих граждан одновременно с подоходным налогом с физических лиц.
Срок оплаты страховых взносов для работодателей – один раз в месяц. В таком же порядке работодатели начисляют и удерживают страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров и инвалидов. Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, уплачивают страховые взносы в сроки, установленные для подоходного налога с этой категории граждан; крестьянские (фермерские) хозяйства – один раз в год, не позднее 1 апреля следующего за отчетным. Граждане, использующие труд наемных работников, платят взносы ежемесячно до 5 –го числа следующего месяца.
Оплата страховых взносов работодателями осуществляется платежными поручениями, которые представляются в банк одновременно с платежными поручениями или чеком на получение средств для заработной платы. Платежи в ПФР осуществляются плательщиками в первоочередном порядке.
Страховые взносы работодателей в ПФ РФ относятся ими на себестоимость продукции (выполненных работ, оказанных услуг).
При нарушении плательщиком порядка отчислений страховых взносов в ПФ РФ (и другие фонды) устанавливаются финансовые санкции. Финансовые санкции применяются к той части страховых взносов, которая подлежит обязательному перечислению в ФСС.
Средства ПФ РФ используются на выплаты государственных пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и другие цели, а также на пособия пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. В условиях инфляции пенсии гражданам России пересматривают в сторону повышения, несколько приближая их к темпам роста цен. Устанавливаются также минимальные пенсии.
Кроме ПФ РФ вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсии), Министерство связи (доставляет пенсии получателю), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами и безналичными перечислениями).
Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ). Это второй по значению внебюджетный социальный фонд. Действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 .08. 1992 г. Положение о ФСС утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 .02. 1994 г.
Основные задачи Фонда:
обеспечение гарантированных государством пособий;
участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников;
подготовка мер по совершенствованию социального страхования.
Фонд социального страхования, как и Пенсионный фонд, является автономным и строго целевым. Он предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка. Кроме того, за счет средств ФСС осуществляется санаторно–курортное лечение – оздоровление трудящихся и членов их семей.
Фонд социального страхования образуется за счет:
страховых взносов предприятий, учреждений, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;
доходов от инвестирования части временно свободных у его средств;
добровольных взносов граждан и юридических лиц;
ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также на другие цели. Норматив отчислений юридических лиц в ФСС был установлен на 1996 г. в размере 5,4% на все виды начисленной оплаты труда по всем основаниям (см. Пенсионный фонд). Работающие в этот фонд ничего не платят.
В отличие от Пенсионного фонда плательщики перечисляют в бюджет ФСС не всю начисленную сумму. В течение квартала оставленные средства могут использоваться плательщиками на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности, родам, на погребение, санаторно–курортное лечение и физкультурно–оздоровительные мероприятия и другие цели своим работникам. В конце года суммы подлежат регулированию.
Платежи с расчетного (текущего) счета юридических лиц в ФСС так же, как в Государственный фонд занятости РФ и фонды обязательного медицинского страхования, производятся в порядке календарной очередности поступления в банк расчетньгх документов.
Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН) образован по Закону РСФСР "О занятости населения РСФСР" (19 .04. 1991г.). Он создан для финансирования мероприятий связанных с реализацией государственной политики занятости населения. Необходимость в этом фонде возникла с появлением в стране особой категории граждан – безработных.
Порядок образования и расходования средств определяется Положением о Государственном фонде занятости, утвержденным Верховным Советом РФ 8 июня 1993 г. В соответствии с Положением, Фонд формируется за счет: обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов работающих, ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. Дополнительными источниками поступлений могут быть добровольные взносы юридических и физических лиц, а также другие средства.
Размер страховых взносов плательщиков в ГФЗН устанавливается законодательным органом по представлению Правительства РФ. Для работодателей страховые взносы определены с 1 января 1996 г. в 1,5% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, работающие граждане в текущем году эти взносы не платят. Освобождены от платы в Фонд те же категории, что и по Пенсионному фонду. Кроме того, не являются плательщиками религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления их уставных целей.
ГФЗН представляет собой совокупность федеральный части Фонда и фондов занятости, формируемых у субъектов Федерации и местных органов самоуправления. В связи с этим вначале обязательные страховые взносы поступают в фонды занятости городов и районов. Часть этих взносов отчисляется в фонды занятости субъектов Федерации. Размер таких отчислений в городах и районах устанавливается соответствующими вышестоящими представительными органами власти. Федеральная часть фонда занятости образуется за счет отчислений из фондов занятости, формируемых у субъектов Федерации. Средства ГФЗН направляются на:
программы активной политики занятости, в том числе на профессиональное обучение и консультирование, создание и сохранение рабочих мест, компенсационные выплаты и субсидии к заработной плате, на организацию общественных работ, переезд безработных в другие места;
программы материальной поддержки безработных – пособия, материальная помощь, досрочная пенсия;
информационную поддержку программ занятости;
страховой резерв;
содержание служащих Фонда.
Фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образованы в соответствии с Законом РСФСР "Об обязательном медицинском страховании граждан РСФСР" (от 28 июня 1991г.). Он определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования и направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.
На территории России создаются страховые медицинские организации, учредителями которых выступает местная администрация. Эти страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. В соответствии с Положением о страховых медицинских организациях, утвержденным Постановлением Правительства РФ 11 октября 1993 г., эти организации обязаны заключать договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, создавать страховые резервы, защищать интересы застрахованных.
Обязательное медицинское страхование – составная часть государственного социального страхования, оно обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.
Для реализации политики в области медицинского страхования создаются Федеральный и территориальный фонды медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово–кредитные учреждения. Эти фонды действуют в соответствии с Положением о федеральном обязательном медицинском страховании и Положением о территориальном обязательном медицинском страховании, утвержденными Постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, созданный в соответствии с федеральным законом, предназначен для:
выравнивания условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;
финансирования целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
осуществления контроля за рациональным использованием финансовых средств обязательного медицинского страхования.
Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:
части страховых взносов предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральным законом;
взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;
ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;
добровольных взносов юридических и физических лиц;
доходов от использования временно свободных финансовых средств Федерального фонда;
нормированного страхового запаса финансовых средств фонда и иных поступлений.
Финансовые средства территориальных фондов находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов и других фондов и изъятию не подлежат. Эти средства формируются за счет:
1) части страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование, устанавливаемых Парламентом РФ, а также средств, предусматриваемых органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование;
2) доходов, получаемых от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса финансовых средств территориальных фондов;
3) финансовых средств, взыскиваемых со страхователей, медицинских учреждений и других юридических и физических лиц в результате предъявления им регрессных требований;
4) добровольных взносов юридических и физических лиц;
5) других поступлений, не запрещенных законодательством.
Плательщиками страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования выступают предприятия, организации, учреждения и иные хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности и организационно–правовых форм деятельности, а также органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи за неработающих граждан (детей, учащихся и студентов дневных форм обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных) с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования. Плательщики страховых взносов в эти фонды подлежат обязательной регистрации в территориальных фондах обязательного медицинского страхования в течение 30 дней со дня создания территориального фонда. Объектом выступает начисленная оплата труда по всем основаниям.
Тариф страховых взносов определяется Федеральным законом РФ по представлению Правительства РФ. В 1996 г. он составил 3,6% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям в денежной и натуральной формах (0,2% направляются в Федеральный фонд, а 3,4% – в территориальные фонды). Страховые взносы не начисляются на выходное пособие при увольнении, компенсационные выплаты, стоимость бесплатно предоставляемых услуг, дивиденды, начисляемые на акции, и другие выплаты.
Плательщик, исходя из начисленной оплаты труда по всем основаниям и действующему тарифу, определяет сумму страхового взноса на обязательное медицинское страхование. Эти взносы включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).
Плательщик, кроме граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, уплачивает взносы один раз в месяц в срок, установленный для получения заработной платы за истекший месяц. Граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, уплачивают страховые взносы с тех видов доходов и в те же сроки, которые определены законодательством РФ для подоходного налога с физических лиц. Физические лица, нанимающие граждан по договору, уплачивают страховые взносы ежемесячно до 5–го числа месяца, следующего за месяцем выплаты заработной платы гражданам. Органы исполнительной власти перечисляют платежи по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения ежемесячно в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах с учетом индексации, не позднее 25–го числа текущего месяца.
Уплата начисленных страховых взносов производится плательщиком в обязательном порядке путем представления в учреждение банка платежного поручения на перечисление страхового взноса в Фонд обязательного медицинского страхования. Без представления указанных платежных поручений в банк финансовые средства на оплату труда не выдаются. Перечисление производится со счета плательщика на счет федерального фонда или территориальных фондов обязательного медицинского страхования по месту его регистрации в качестве плательщика взносов. К плательщикам, нарушившим порядок оплаты страховых взносов, применяются финансовые санкции.
Средства фондов обязательного медицинского страхования банк вначале направляет на счет расчетного контрольного центра (РКЦ), управляемого администрацией территории. РКЦ в пределах территории финансирует работу страховых компаний, имеющих лицензию для проведения соответствующей работы.
Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов в эти фонды возложен на Государственную налоговую службу РФ.
Всем гражданам РФ по месту жительства или месту работы вручают страховой полис, означающий, что гражданин получает бесплатно "гарантированный объем медицинских услуг". В этот объем входит как минимум "скорая помощь", лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.

С 2001 года вводится единый социальный налог вместо разрозненных выплат в социальные внебюджетные фонды.