Понятие финансов финансовая система элементы. Финансовая система, ее элементы. Дискуссионные вопросы состава финансовой системы

Понятие финансов финансовая система элементы. Финансовая система, ее элементы. Дискуссионные вопросы состава финансовой системы

Понятие финансовой системы.

Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.

Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.

Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики в значительной мере обозначается ею.

Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак - это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использования фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.

Можно утверждать, что каждое звено финансовой системы является независимым её элементом, но эта самостоятельность относительна в средине единого целостного. Финансовая система - это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

Структура финансовой системы РФ.

Понятие «финансовая система» употребляется в различных значениях. Во-первых, как совокупность финансовых учреждений (институциональная структура финансовой системы) и, во-вторых, с точки зрения экономического содержания как совокупность финансовых отношений.

Само понятие «система» предполагает наличие определенных составляющих элементов и связи между ними. Структурная организация совокупности финансовых отношений позволяет упорядочить и целенаправленно управлять элементами системы, отслеживать и корректировать финансовые связи. Построение финансовой системы основывается на следующих признаках:

· Функциональном назначении той или иной группы финансовых отношений;

· Наличии определенной специфики в финансовых отношениях;

· Единстве и взаимодействии подсистем;

· Наличии специального обслуживающего аппарата;

· Наличии собственной финансовой базы.

Итак, финансовая система - это совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в жизни общества.

В зависимости от признака, закладываемого в основу построения финансовой системы, можно представить ее разное структурное понимание. Рассмотрим структуры финансовой системы Российской Федерации.

1. По фондовому признаку различают централизованные и децентрализованные финансы.

Централизованные (государственные) финансы включают:

· государственные бюджеты;

· государственные социальные внебюджетные фонды;

· государственный кредит;

· государственное страхование.

К децентрализованным финансам относят:

· финансы коммерческих предприятий и организаций;

· финансы некоммерческих организаций;

· финансы домохозяйств.

Централизованные фонды денежных средств формируются, распределяются и используются государством. Для них жестко определены источники средств, направления расходования устанавливаются на основе законодательно-правовых актов. В отношении децентрализованных финансов нет жесткого контроля за финансовыми потоками: предприятия, организации действуют по принципу хозяйственной самостоятельности, самофинансирования, ответственности, домохозяйства сами определяют структуру своих доходов и расходов. И хотя нормативное регулирование (налогообложение, контроль за законностью финансовых операций), социальное страхование присутствуют, децентрализованные финансы имеют определенную свободу и независимость.

2. По сфере финансовых отношений финансовая система РФ включает:

· финансы экономических субъектов: предприятий, организаций по секторам (коммерческий, некоммерческий), по отраслям экономики (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и др.); банковско-кредитных организаций; участников фондового рынка;

· финансы государства: федерального уровня; регионального уровня; местного (муниципального) уровня;

· фонды страхования: государственного, частного;

· финансы домохозяйств.

Финансы государства структурно можно представить следующим образом (рис. 1):

Рис. 1.

Государственные и муниципальные финансы являются частью финансовой системы РФ, охватывают часть денежных отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование государственных и муниципальных фондов денежных средств, необходимых для выполнения общественных функций и задач.

Основными функциями государства являются: создание адекватной требованиям экономики нормативно-правовой базы и контроль за выполнением законов и нормативных актов; предоставление общественных благ; поощрение свободной конкуренции и антимонопольное регулирование; защита производителей от несправедливой конкуренции; стимулирование развития новых прогрессивных технологий; защита окружающей среды; организация общественных работ; поддержка развития фундаментальной науки; поддержка культуры, искусства, образования, здравоохранения; обеспечение социальной защиты населения, социальная поддержка малообеспеченных слоев; защита прав потребителей и др.

Государственные и муниципальные финансы играют важную роль в решении социально-экономических задач. Выполняя распределительную функцию, государственные и муниципальные финансы перераспределяют финансовые ресурсы между различными регионами и муниципальными образованиями, различными отраслями экономики, производительной и непроизводительной сферами, различными социальными группами населения.

Посредством государственного и муниципального контроля отслеживается весь механизм финансовых отношений в обществе, финансовое состояние звеньев финансовой системы РФ, эффективность применяемых правительством программ социально-экономического развития и эффективность, законность деятельности самой исполнительной власти.

3. Структура финансовой системы РФ с точки зрения управления включает (рис. 2.):

· основные элементы системы (финансы государства, финансы коммерческих предприятий, организаций, финансы домохозяйств);

· вспомогательные элементы системы (финансы банковско-кредитных организаций, страховых групп, финансы участников рынка ценных бумаг).


Рис. 2.

4. Институциональная структура финансовой системы РФ состоит из разных уровней.

На федеральном уровне институциональная структура включает:

· комитеты Государственной Думы и Совета Федерации;

· Министерство финансов Российской Федерации и в его составе: Федеральную налоговую службу; Федеральную службу страхового надзора; Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Финансовую службу по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство (службу);

· Центральный банк Российской Федерации;

· Счетную палату Российской Федерации;

· Федеральную таможенную службу;

· Федеральную службу по финансам и рынкам;

· Исполнительные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.

На уровне субъектов РФ:

· комиссии по бюджету и финансам в законодательном органе, соответствующие федеральным структурам исполнительной власти;

· министерства (управления, департаменты) финансов субъекта РФ, в том числе региональные аппараты Департамента контроля Минфина России, управления казначейства Министерства финансов РФ или управления казначейства субъекта Федерации, территориальные управления Федеральной службы РФ по страховому надзору;

· главные управления Банка России субъектов Федерации;

· Федеральную налоговую службу (инспекцию) субъекта Федерации;

· Таможенную службу субъекта Российской Федерации;

· Территориальные органы Федеральной службы по финансовым рынкам;

· Региональные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.

На муниципальном уровне:

· комиссии по бюджету и финансам в представительном органе местного самоуправления;

· управления (департаменты, отделы) финансов;

· аппарат Департамента контроля Минфина России;

· городские (районные) органы (отделения) Федерального казначейства или муниципальное казначейство;

· городские (районные) управления Главного управления Банка России субъекта РФ;

· городские (районные) налоговые службы;

· счетную комиссию представительного органа местного самоуправления;

· городскую (районную) таможню.

На уровне хозяйствующих субъектов управление финансами осуществляется финансовой службой (отделом), дирекцией по финансам, департаментом финансов.

Финансовая система Российской Федерации в соответствии со структурным делением финансовой системы в экономически развитых странах включает следующие звенья:

· государственный бюджет;

· государственные внебюджетные фонды;

· государственный кредит;

· фонд страхования;

· фондовый рынок;

· финансово-кредитную систему;

· финансы предприятий различных форм собственности.

Финансовая деятельность соотносится с финансовой системой как процессуаль-ная сторона правового явления — с материальной.

Система начинается тогда, когда она объединяет ча-сти (элементы), которые при взаимодействии образуют определен-ную целостность и в таком качестве дают соответствующий эффект. Например, институт налогов и институт бюджета не могут существо-вать изолированно, друг без друга и только при взаимодействии дают ожидаемый государством результат.

Финан-совая система Российской Федерации - это совокупность основных финансово-правовых институтов страны, обслуживающих экономику и выполняющих определенные функции, которые способствуют мобилизации денежных средств в соответствующие бюджеты, а также законному и рациональному расходованию денеж-ных средств из них в интересах общества и государства.

Под элементом (частью) финансовой системы следует понимать финансово-правовой институт, имеющий материальное (предмет-ное) содержание. Каждый такой институт характеризуется право-выми, экономическими свойствами, а некоторые из институтов (на-пример, бюджетная система) и политическими свойствами.

Эементы финансовой системы:

    1. денежная система;
    2. бюджетная система;
    3. налоговая система;
    4. банковская система;
    5. система государственного и муниципального кредита (долга);
    6. имущественное и личное страхование;
    7. финансы ;
    8. финансы населения.

Каждый из институтов финансовой системы, в свою очередь, мо-жет рассматриваться как система и выполняет определенную функцию: либо фонда денежных средств (таковы бюджеты всех уровней, финансы предприятий), либо мето-да, способствующего нормальной работе финансовой системы госу-дарства, в частности, мобилизации денежных средств в соответству-ющие фонды государства или, напротив, законному и рационально-му расходованию денежных средств из этих бюджетов в интересах общества и государства.

Денежная система

Денежная система представляет собой форму денежного обраще-ния в данной стране и включает в себя следующие элементы:

  1. официальную денежную единицу Российской Федерации
    (рубль);
  2. виды денежных знаков (банкнота и монета);
  3. порядок эмиссии денежных знаков (выпуск, изъятие и т.д.);
  4. организацию денежного обращения в стране.

Организация денежного обращения в Российской Федерации является важной составной частью денежной системы и относится к наиболее существенным признакам финансовой деятельности го-сударства. Денежная система в большинстве стран является центра-лизованной, и для этого создаются центральные (национальные или государственные) банки. В Российской Федерации главный регули-рующий орган в области денежного обращения — ЦБ РФ. Ст. 75 Кон-ституции РФ уделяет денежному обращению особое внимание.

Бюджетная система

Бюджетная система представляет собой центральный финансово-правовой институт финансовой системы Российской Федерации. Современное государство немыслимо без бюджетов: центральных и муниципальных, а также фондов, получивших название «внебюд-жетные». Именно бюджет как фонд денежных средств представляет собой основной канал распределения и перераспределения валового национального продукта.

Бюджетный кодекс РФ включает в бюджетную систему следующие звенья:

  • федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюд-жетных фондов Российской Федерации;
  • бюджеты субъектов Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • местные бюджеты.

Важную роль в бюджетной системе призваны играть государ-ственные внебюджетные фонды, предназначенные для реализации конституционных на пенсионное обеспечение, со-циальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. К числу таких фондов относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд обя-зательного медицинского страхования и др.

Налоговая системат

Налоговая система представляет собой совокупность взаимосвя-занных частей (элементов) в сфере налогообложения, к которым от-носятся:

  • налоговая платежеспособность граждан;
  • система установленных законом налогов и сборов;
  • налоговая администрация;
  • применяемые государством методы налогообложения.

Под налоговой платежеспособностью понимается возможность граждан, обязанных платить налоги, покрывать эти денежные обя-зательства перед государством без вреда для своего хозяйства, благо-состояния и здоровья. Данный элемент налоговой системы закре-плен в п. 1 ст. 3 НК РФ, где указывается: «При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога».

Система налогов и сборов, закрепленная гл. 2 НК РФ, представ-ляет собой обособленный и вместе с тем ключевой элемент налого-вой системы Российского государства. Система действующих налогов и сборов обусловлена федеративным устройством государства и подразделяет все налоги и сборы на три вида: федеральные, региональные и местные.

К налоговой администрации относятся органы управления на-логами, которые наделены властными полномочиями в сфере на-логообложения и согласно ст. 30 НК РФ призваны осуществлять на-логовый контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов. В настоящее время налоговая администрация включает в себя нало-говые органы, Федеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям МВД России, таможенные органы.

Система методов налогообложения охватывает две группы ме-тодов:

  1. методы построения и нормативного закрепления налогов и сборов, которые применяют законодательные органы;
  2. методы налогового администрирования, применяемые нало-говой администрацией при взимании налогов и сборов.

Особое значение имеет налоговое администрирование, при реали-зации которого используют следующие методы:

  • создание условий для добровольного исполнения налогопла-тельщиками обязанности по уплате налогов;
  • налоговый контроль, предполагающий в отдельных случаях применение принудительных мер для исполнения обязанно-сти по уплате налогов.

Банковская система

Банковская система представляет собой совокупность различных видов банков, существующих в данной стране. В Российской Феде-рации, в соответствии с Законом о банках и Законом о Банке Рос-сии, банковская система представлена двумя уровнями:

  1. ЦБ РФ;
  2. коммерческие банки, осуществляю-щие , филиалы и представительства иностран-ных банков.

Центральный банк РФ выступает, с одной стороны, в роли власт-ного органа, осуществляющего от лица государства экономическую политику посредством только ему присущих инструментов и мето-дов, с другой — в роли обычного субъекта коммерческой деятель-ности.

Выступая в роли властного органа, ЦБ РФ строит отношения с коммерческими банками по схеме «власть — подчинение», осущест-вляя банковское регулирование и надзор. Он устанавливает для кре-дитных организаций правила совершения банковских операций, ве-дения бухгалтерского учета, лицензирует кредитные организации, осуществляет за ними надзор. Главной целью банковского надзора является поддержание стабильности банковской системы в интере-сах вкладчиков и кредиторов.

Система государственного и муниципального кредита (долга)

Система государственного и муниципального кредита (долга) пред-ставляет собой систему создания государственных и муниципаль-ных денежных фондов посредством предоставления гражданами или юридическими лицами денежных средств государству или муници-пальному образованию на основе договора займа. Заемщиком по этому договору выступает государство в лице Правительства РФ или муниципальное образование, заимодавцами — граждане и юридиче-ские лица.

Договор государственного займа регламентируется нормами гл. 14 «Государственный и муниципальный долг» БК РФ и заклю-чается путем приобретения гражданами и юридическими лицами на добровольной основе государственных облигаций или иных государ-ственных ценных бумаг, удостоверяющих право заимодавца на полу-чение от заемщика денежных средств. Договор муниципального зай-ма заключается путем приобретения гражданином или юридическим лицом выпущенных органом местного самоуправления муниципаль-ных облигаций.

Имущественное и личное страхование

Имущественное и личное страхование является одним из инсти-тутов финансовой системы Российской Федерации и представля-ет собой, в свою очередь, систему денежных фондов, которые соз-даются в интересах физических и юридических лиц при наступле-нии непредвиденных событий (страховых случаев) и формируются из уплачиваемых данными физическими и юридическими лицами страховых взносов (страховых премий). В процессе страхования соз-даются денежные фонды страховщиков, используемые для возмеще-ния ущерба.

Страхование бывает двух видов:

  • обязательное;
  • добровольное.

В зависимости от вида объектов страхования оно подразде-ляется:

  • на личное;
  • имущественное.

Система страхования в Российской Федерации закреплена ря-дом законодательных актов: ГК РФ (ст. 927-970), Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», Законом об организации страхового дела в РФ и другими нормативными актами.

Финансы хозяйствующих субъектов

Финансы хозяйствующих субъектов составляют важнейший ин-ститут финансовой системы Российской Федерации, так как непос-редственно связаны с производством необходимой обществу продук-ции и оказанием определенных услуг, денежная выручка от реализа-ции которых, и прежде всего прибыль, служит основой для создания разнообразных денежных фондов. В состав хозяйствующих субъек-тов входят коммерческие и некоммерческие предприятия, индиви-дуальные предприниматели без образования юридического лица.

Финансы хозяйствующих субъектов как фонды денежных средств представляют собой один из внутренних доходных источников де-нежных фондов государства. В процессе финансовой деятельности предприятия вступают в финансовые отношения с государством по уплате налогов и других платежей в бюджетные фонды и по уплате в государственные внебюджетные фонды страховых взносов (в Пен-сионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и т.д.).

По социально-экономической природе финансы предприятий всех форм собственности едины, что обеспечивается единством де-нежной системы, единством форм финансовой документации и еди-ной правовой базой. Правовую базу финансов предприятий образу-ют следующие основные нормативные акты: ГК РФ, НК РФ, БК РФ, Закон о бухгалтерском учете и др.

Финансы населения

Финансы населения представляют собой денежные средства граж-дан, находящиеся в банковских и иных учреждениях, а также в лич- распоряжении и хранении. Это очень важный фонд денежных средств, который государство обязано всегда учитывать при осущест-влении своей финансовой политики.

Каждый из институтов финансовой системы государства являет-ся финансово-правовым институтом, функционирующим на строго правовой основе. Нормативные акты, содержащие нормы финансо-вого права и формирующие финансовую систему Российской Феде-рации, объединяются в самостоятельное, юридически своеобразное подразделение российского права — финансовое право.

  • 6. Характеристика основных элементов финансовой системы рф
  • 7. Международная финансовая система. Особенности функционирования финансовых систем в экономически развитых странах
  • 8. Управление финансами, его экономическое содержание и функции. Объекты и субъекты управления финансами
  • 9. Механизм управления финансами, его структура и элементы
  • 11. Финансовый аппарат организаций, его структура и функции
  • 12. Финансовый менеджмент как система управления денежными потоками
  • 13) Содержание,значение,задачи и методы финансового прогнозирования и планирования.Виды финансовых прогнозов
  • 14) Сводный финансовый баланс и его структура
  • 15) Финансовый контроль: содержание, значение и задачи. Органы, осуществляющие финансовый контроль, их функции, права и обязанности
  • 16) Содержание и значение финансовой политики. Финансовая стратегия и тактика
  • 17) Финансовая политика государства в экономических теориях. Типы финансовой политики государства и их развитие.
  • 18) Результативность финансовой политики. Показатели эффективности финансовой политики
  • № 26) . Бюджетное устройство и бюджетная система рф. Принципы построения бюджетной системы рф
  • 32. Проблемы и концепции реформирования бюджетного федерализма в рф.
  • 37.Экономическое содержание расходов бюджетной системы, их классификация. Методы и формы организации расходов бюджетов
  • 38. Бюджетное финансирование и бюджетные кредиты, их особенности, принципы и порядок организации.
  • 39. Бюджетный процесс как форма управления бюджетной системой, его участники и этапы
  • 40. Бюджетное планирование как составная часть бюджетного процесса. Принципы, задачи, методы.
  • 41. Исполнение бюджетов различных уровней. Системы кассового исполнения бюджета.
  • 42. Социально-экономическая сущность государственного кредита, необходимость его применения и роль в формировании бюджетных ресурсов государства и регулировании экономики.
  • 45. Государство как кредитор. Формы предоставления бюджетных кредитов.
  • 46. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов. Их классификация и состав.
  • 47. Государственные внебюджетные фонды рф: их классификация, особенности формирования и принципы функционирования.
  • 48. Необходимость и экономическое содержание страхования. Страхование как финансовая категория, ее специфика. Функции страхования.
  • 49. Сферы, отрасли (пенсионное, медицинское и др.) и формы страхования, их особенности.
  • 50. Классификация страхования: обязательное, добровольное; личное, имущественное, экономических рисков, ответственности; перестрахование и сострахование.
  • 51. Страховой рынок, его структура и принципы организации. Участники страхового рьшка и их функции. Тарифная политика в страховании.
  • 52. Сущность и функции финансов организаций. Содержание финансовых отношений в процессе осуществления деятельности организаций.
  • 53. Основы функционирования финансов коммерческих организаций. Принципы организации финансов предприятий.
  • 54. Факторы, влияющие на организацию финансов организаций
  • 55. Собственные средства организаций.
  • 56. Заемные средства организаций.
  • 59. Доходы и расходы организаций. Выручка от реализации продукции, направления ее использования.
  • 60. Расходы организаций, их содержание и состав.
  • 62) Содержание финансов некоммерческих организаций. Особенности управления финансами нко.
  • 63) Финансовый рынок: сущность, структура и роль в перераспределении финансовых ресурсов.
  • 64) Формирование и использование финансовых ресурсов бюджетных учреждений
  • 65) Формирование и использование финансовых ресурсов ип.
  • 66. Финансовый рынок: сущность, структура и функции.
  • 70. Бюджет домашних хозяйств.
  • 6. Характеристика основных элементов финансовой системы рф

    Государственные финансы состоят из двух основных элементов: государственного бюджета и внебюджетных фондов

    Государственный бюджет - это годовой план доходов и расходов государства, это деньги, которые позволяют государству выполнять экономические и социальные функции (а в последнее время и политические). Государственный бюджет состоит из бюджета правительства и местных бюджетов (области, города, района, поселкового совета). Поэтому утверждение государственных бюджетов на очередной год всегда носит бурный характер. Правительства пытаются ущемить права регионов, а последние стремятся оставить больше средств в своем распоряжении. Внебюджетные фонды представляют собой те денежные средства, которые аккумулируются вне системы государственного бюджета и имеют строго целевое назначение: пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.

    7. Международная финансовая система. Особенности функционирования финансовых систем в экономически развитых странах

    Финансовые системы развитых стран представляют в экономике каждого государства сферу накопления – аккумуляции денежных средств в централизованных и децентрализованных фондах денежных средств. Общая структура финансовых систем зарубежных стран:

    государственные финансы;

    корпоративные финансы ;

    финансы домохозяйств , которые формируют и используют финансовые ресурсы централизованных и децентрализованных фондов.

    Национальные особенности систем определяются своеобразием организации финансовых потоков, обусловленным спецификой государственного, политического и экономического строя, исторических, географических и других факторов.

    Финансовые системы экономически развитых стран состоят из следующих подсистем:

    1. Централизованные финансы. Ведущее звено – государственный бюджет. За 200 лет его существования доля средств, перераспределяемых через бюджет, возросла в 2–3 раза, через него проходит более 40 % национального дохода.

    Бюджетная система – совокупность элементов внутренней структуры государственного бюджета.

    Государство может иметь:

    двухзвенную бюджетную систему, характерную для унитарных государств(Великобритании, Италии, Франции, Японии). Действуют центральные и муниципальные бюджеты;

    трехзвенную бюджетную систему, существующую в федеративных государствах (Канаде, США, Германии). Включает в себя федеральный бюджет, региональные бюджеты федеральных единиц (штата, провинции, земли) и местные бюджеты.

    Базовые принципы построения бюджетной системы:

    самостоятельность территориальных бюджетов;

    равенство территориальных бюджетов в отношениях с вышестоящими бюджетами;

    разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

    Характерен такой способ построения, при котором обеспечивается высокий уровень самостоятельности местных бюджетов. Степень автономности определяется типом бюджетной системы:

    американский тип – практически полная независимость всех звеньев;

    западноевропейский тип – относительная самостоятельность, при которой существует межбюджетное перераспределение финансовых ресурсов.

    В федерациях применяется симметричная модель, когда права всех субъектов равны, но отдельным регионам в связи с их важным значением может быть присвоен отдельный статус.

    Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики, отдельных финансовых институтов и населения для выполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

    Для финансовых систем присущие определенные специфические черты, а именно:

    Для каждого звена финансовых систем характерные свойственные ей методы мобилизации средств для создания фондов финансовых ресурсов и направления их использования;

    Относительная самостоятельность звеньев финансовой системы, то есть каждая из них имеет собственную специфическую сферу применения;

    Тесная взаимосвязь и взаимная обусловленность между звеньями финансовой системы, то есть каждое звено может успешно функционировать только при совершенстве и эффективности системы в целом

    Финансовая система государства может быть эффективной только тогда, когда налажена и законодательно закрепленная деятельность каждого ее звена;

    Каждое звено финансовой системы может разделяться на меньшие подразделения в зависимости от факторов, что влияют на организацию финансов, в первую очередь на формирование и использование фондов финансовых ресурсов

    Разделение финансовой системы на отдельные звенья - явление объективно, обусловленное потребностями экономического развития. Структура финансовой системы динамическая и не может рассматриваться в статическом виде. В процессе экономического развития она может дополняться или некоторые ее звенья могут отмирать.

    Следовательно, финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики, финансовых институтов, домохозяйств для финансового обеспечения социальных и экономических потребностей общества в целом, хозяйственных структур, отдельных граждан.

    Государственная финансовая система развитых стран включает такие звенья: государственный бюджет, местные финансы, специальные внебюджетные фонды и финансы государственных корпораций.

    Основным элементом финансовой системы является государственный бюджет. По своему материальному содержанию он является главным централизованным фондом средств государства, через который перераспределяется до 40% национального дохода страны.

    Основным способом наполнения государственного бюджета являются налоги. На их доля приходится от 70 до 90% общей суммы доходов бюджета. В странах с развитой рыночной экономикой за государственным бюджетом закрепленные такие налоги, как подоходный налог корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость, пошлины.

    Из государственного бюджета средства расходуются на военные мероприятия, вмешательство в экономику, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты развивающимся странам.

    Вторым элементом финансовой системы являются местные финансы, которые включают местные бюджеты, финансы муниципальных предприятий и автономные местные фонды. Основную роль играют местные бюджеты.

    Доходы местных бюджетов формируются преимущественно из второстепенных (местных) налогов и сборов. Среди расходов местных бюджетов большую долю занимают расходы на социальные мероприятия. Местные бюджеты как преимущественно дефицитные получают необходимые средства в виде субсидий и кредитов из государственного бюджета.

    Третьим элементом финансовой системы являются внебюджетные специальные фонды. В странах с развитой рыночной экономикой это фонды национального страхования, которые образуются за счет страховых взносов работников предприятий и дотаций из государственного бюджета. Средства таких фондов используются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, в случаях потери кормильца, выплаты по временной неработоспособности, безработице.

    Финансовую систему Украины образуют определенные звенья финансовых отношений (рис. 4).


    Ведущим звеном финансовой системы являются финансы предпринимательских структур. Они состоят из финансов производственной и непроизводственной сфер.

    Финансы производственной сферы разделяют на две группы:

    В зависимости от формы собственности: на государственные, акционерные, коллективные, индивидуальные, арендные, общие;

    В зависимости от вида деятельности: на машиностроение, строительство, транспорт, сельское хозяйство и тому подобное.

    Финансы непроизводственной сферы разделяются на финансы образования, охраны здоровья, культуры, науки, обороны и других отраслей. Характерной особенностью создания и использования фондов и финансовых ресурсов в этом случае является наличие, рядом с собственными источниками, бюджетного финансирования.

    Государственные финансы можно определить как совокупность фондов финансовых ресурсов общегосударственного назначения. По своей структуре это очень сложное и многоплановое звено финансовой системы. Государственные финансы охватывают: государственный и местные бюджеты; централизованные и децентрализованные фонды целевого назначения; финансы предприятий и организаций государственной и коммунальной форм собственности; государственный кредит; государственное личное и имущественное страхование.

    Ведущее место в государственных финансах принадлежит бюджетам разных уровней, которые объединяются в сведенном бюджете государства. Сводный бюджет - это совокупность всех бюджетов государства, входящих в бюджетную систему. Структура бюджетной системы определяется Конституцией Украины. В ней и в Законе о бюджетных правах закрепляются права государства и местных органов власти и управления на утверждение своих бюджетов, на дифференцирование доходов и расходов между разными звеньями бюджетной системы, порядок их составления и утверждение.

    Бюджет это форма планомерного накопления и использования средств для обеспечения функций, осуществляемых органами государственной власти, регионального и местного самоуправления. Такое накопление средств происходит в отраслях производства, поэтому предприятия всех форм собственности являются ведущим звеном в создании финансов государства, поскольку финансы предприятий опосредствуют денежные отношения, которые возникают при создании и использовании денежных доходов для формирования основных и оборотных фондов, расчетов с государством через систему налогов и обслуживания круговорота средств предприятий и изменение форм стоимости в процессе такого круговорота. Если финансы предприятий обслуживают процесс производства общественного продукта, его распределение внутри предприятий и накопления капитала для расширенного воспроизводства и расчетов с государством через налоговую систему, то общегосударственные финансы используются для распределения и перераспределения с целью удовлетворения потребностей общегосударственного потребления через государственный и местные бюджеты и многочисленные централизованные внебюджетные фонды: социального страхования, пенсионный фонд и тому подобное.

    Централизованы и децентрализованные фонды Украины целевого назначения включают Пенсионный фонд, Фонд содействия занятости, Фонд социального страхования, валютный фонд, внебюджетные фонды местных органов самоуправления. Особенность формирования этих фондов в том, что они имеют строго целевое назначение и на другие цели не используются. Так, соответственно с действующим законодательством, на Пенсионный фонд Украины возлагается задание обеспечить финансирование расходов на выплату пенсий гражданам, которым исполнилась необходимая для назначения пенсий количество лет, на выплату помощи на детей и другие мероприятия.

    Государственный кредит представляет собой задолженность государства перед гражданами и хозяйственными структурами своей страны, иностранными кредиторами. Его величина свидетельствует о рациональности и эффективности финансовой политики государства и регулируется законодательством.

    Страховые и резервные фонды являются совокупностью фондов финансовых ресурсов, основное назначение которых - покрыть потери, что возникли из непредвиденных причин, или финансово обеспечить мероприятия, которые не были включены в планы финансирования, но являются важными для государства.

    Страховые фонды формируются за счет страховых взносов юридических и физических лиц и находятся в распоряжении страховых организаций разных форм собственности. Страховые фонды и резервы - объективное явление в экономике государства, что связано с наличием рисков в хозяйственной деятельности и общественной жизни.

    Функционирование страховых и резервных фондов финансовых ресурсов обеспечивает минимизацию потери экономики государства, хозяйственных структур и отдельных граждан, связанных с фактами стихийного бедствия и непредвиденных обстоятельств. Страховые фонды могут использоваться также как инвестиционный и кредитный ресурсы в экономике до наступлению страхового случая. Резервные фонды как на уровне государства, так и на уровне хозяйственных структур способствуют повышению эффективности хозяйственной деятельности.

    Финансовый рынок - звено финансовой системы, которое формирует и использует фонды финансовых ресурсов в тех случаях, когда другие звенья финансовой системы не могут действовать эффективно. Финансовый рынок включает валютный рынок, рынок кредитных ресурсов, рынок ценных бумаг и финансовых услуг.

    Валютный рынок - формирование фондов финансовых ресурсов для осуществления внешнеторговых операций. Здесь имеет место обмен валюты одного государства на валюту другой.

    Рынок кредитных ресурсов действует в форме привлечения временно свободных средств на инвестиционные и другие потребности. Регулируется рынок кредитных ресурсов с помощью учетной ставки национального банка.

    Финансовая система - это объективно обусловленное внутреннее строение взаимосвязанных между собой финансовых звеньев (финансовых институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений. Следует отметить, что под термином «финансовая система» экономисты понимают ее как систему финансовых отношений и одновременно как совокупность финансовых учреждений .

    Исходя из роли субъекта в общественном производстве, их финансы можно разделить в финансовой системе на две большие группы, во-первых, как финансы «субъектов хозяйствования», а, во-вторых, как государственные и муниципальные финансы, которые в итоге и определяют сферы финансовой системы.

    Каждая сфера финансовой системы в свою очередь имеет структурные элементы. Сегодня в финансовую систему Российской Федерации входят следующие основные элементы:

    • 1. Бюджетная система, включает в себя совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов местного самоуправления, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.
    • 2. Внебюджетные целевые фонды формируются для осуществления обязательного государственного страхования.
    • 3. Фонды страхования.
    • 4. Кредит (государственный, муниципальный и банковский).
    • 5. Финансы субъектов хозяйствования всех форм собственности (предприятий, объединений, коммерческих и некоммерческих организаций, учреждений, индивидуальных предпринимателей).

    Каждая сфера финансовой системы в свою очередь имеет не только структурные элементы, но еще они подразделяются на конкретные звенья.

    В юридической литературе понятие «финансовая система» употребляется в двух смыслах: как совокупность финансовых институтов, и как совокупность финансовых учреждений страны.

    Финансовая система Российской Федерации как совокупность государственных органов и учреждений - это разветвленная сеть финансовых органов и кредитных учреждений, осуществляющих непосредственную финансовую деятельность государства.

    Государство осуществляет финансовую деятельность через свои органы, наделенные для этого специальной компетенцией. Следовательно, к субъектам финансовой деятельности государства относятся практически все органы на уровне Российской Федерации и ее субъектов, которые без исключения в рамках своей компетенции активно занимаются финансовой деятельностью. Их можно разделить на три вида: органы общей, специальной и функциональной компетенции.

    Органы общей компетенции имеют правомочие воздействовать на все сферы общественной жизни. К ним относятся Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ.

    Органы специальной компетенции имеют правомочие воздействовать на деятельность субъектов одной сферы. К ним, например, относятся Центральный банк РФ и Министерство финансов РФ.

    Органы функциональной компетенции имеют правомочие воздействовать на деятельность всех субъектов независимо от их отраслевой принадлежности и организационно-правовой формы, но в пределах ограниченного круга задач.

    Систему финансовых органов возглавляет Министерство финансов РФ, которое является органом исполнительной власти. Минфин РФ обеспечивает проведение единой государственной финансовой политики и осуществляет общее руководство организацией финансов в стране. Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ, который осуществляет руководство в области кредита, регулирует и контролирует всю систему коммерческих банков и кредитных организаций в России.

    К финансовым органам относятся также органы, занимающиеся непосредственно аккумуляцией денежных средств, - Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба. Исполнительные органы субъектов РФ и органы местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансовой деятельности в пределах своей компетенции.

    Финансовая деятельность органов государства и местного самоуправления имеет публичный характер, общую направленность на обеспечение потребностей общества, реализацию задач социально-экономического развития, поддержание обороноспособности и безопасности страны.

    Для более эффективной своей деятельности все эти органы власти используют различные методы. Метод собирания (мобилизации) фондов денежных средств тесно связан с налоговым методом, который используется для изъятия части доходов организаций и граждан в бюджеты определенного уровня бюджетной системы страны. В отличие от налогового метода, которому свойствен принудительный характер, применяется метод добровольного привлечения денежных средств - покупка облигаций, лотерей, государственных ценных бумаг, вклады населения в банки и т.д. С помощью страхового метода образуются страховые фонды.

    При распределении государственных денежных средств применяются основные методы осуществления финансовой деятельности: метод финансирования - безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств, в последние годы широко используется метод бюджетирования. Использует государство и метод кредитования - выделение средств на началах возмездности, срочности и возвратности.

    Методы обязательных и добровольных страховых платежей используются для создания централизованных государственных внебюджетных фондов. Методы финансовой деятельности государства не статичны, а динамичны и меняются во времени в соответствии с теми задачами, которые имеют первостепенное значение для развития страны. Так, например, в настоящее время интенсивно развивается финансовый рынок реализации ценных бумаг - акций, облигаций и других финансовых инструментов.

    Таким образом, финансовая деятельность государства и муниципальных образований является важной и необходимой составной частью финансового механизма государственного управления. Финансовые ресурсы в процессе финансовой деятельности государства перераспределяются и используются в обществе органами публичной власти, исходя из приоритета публичных интересов всего общества.

    Контрольные вопросы

    Понятие и функции финансов.

    Что такое финансовая политика и ее основные задачи.

    Дайте характеристику финансового механизма.

    Субъекты финансовой деятельности.

    Принципы и методы финансовой деятельности государства.

    Финансовая система Российской Федерации и ее институты.

    Финансовые рынки и их регулирование.

    • Финансово-кредитный энциклопедический словарь. Под ред. А.Г. Грязновой. - М.: Финансы и статистика, 2002. С. 1021