Тема: Ямайская валютная система. Курсовая работа: Структурные принципы функционирования Ямайской валютной системы

Тема: Ямайская валютная система. Курсовая работа: Структурные принципы функционирования Ямайской валютной системы

Ранее мы рассмотрели историю возникновения и развития трех международных валютных систем - валютных систем. Сегодня мы расскажем о последней, ныне действующей мировой валютной системе, но прежде вспомним основные вехи истории развития ее предшественниц.

До середины XIX века не существовало единой юридически оформленной международной валютной системы. Самые ранние денежные системы основывались на бронзе, а позднее на серебре. Чистый серебряный стандарт существовал в Центральной Европе в VIII-XIV веках. С начала XV века установился биметаллизм с фиксированным обменом серебра на золото. В XIX веке произошел переход на бумажные деньги и монеты из недрагоценных металлов.

Парижская система - золотой стандарт

Система золотого стандарта берет начало в середине XIX столетия после промышленной революции в капиталистических странах. Она возникла на базе золотого монометаллизма и была вызвана необходимостью обеспечить торговые расчеты между большими промышленно развитыми странами того времени в Европе и в Северной Америке. Ее юридическим оформлением стало межгосударственное соглашение на Парижской конференции в 1867 году, вследствие чего за системой и закрепилось название - Парижская валютная система. В соответствии с этим документом золото признавалось единой формой мировых денег, а валюты,
«привязанные» к золоту, соотносились по твердому курсу. Система золотого стандарта закончила свое существование в связи с изменениями экономических условий, возникших в результате первой мировой войны.

Генуэзская система - золотовалютный стандарт

Вторая международная валютная система, называемая золотовалютной или золотодевизной, была юридически оформлена в 1922 году на Генуэзской международной экономической конференции. Во время действия Генуэзской валютной системы национальные кредитные деньги стали активно использоваться в качестве международных платежных резервных средств. Международные расчеты, производимые платежными средствами, получили название «девизы». Однако официальный статус резервных денежных единиц не получила ни одна валюта.
Основные претенденты на это звание - британский фунт и доллар США так и не смогли выбиться в лидеры в этой области. Кризис системы возник в эпоху второй мировой войны.

Бреттон-Вудская система

Вопросы урегулирования международных валютных и финансовых отношений по окончании второй мировой войны решались на валютно-финансовой конференции ООН в июле 1944 года в США на горном курорте Бреттон-Вудс. В результате 22-дневного обсуж- дения было принято решение о создании новых международных институтов - Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Развитие экономики в этот период можно охарактеризовать сильным влиянием США на мировые международные экономические отношения. Доллару, курс которого наряду с другими денежными единицами привязывался к золоту, отводилась ведущая роль резервной валюты в международных расчетах, он стал единственной валютой, конвертируемой в золото по фиксированному курсу. Однако подобная система была обречена.

Ключевое противоречие Бреттон-Вудской системы было сформулировано еще в начале 1960-х Робертом Триффином и получило название «Парадокс Триффина»: В связи с растущими потребностями для мировой торговли требовалось все большее количество денежной массы - резервной валюты. Следовательно, США должны были выпускать все большее количество долларов. Однако чем больше денег выпускается, тем меньше их стоимость, что в конечном итоге подрывает доверие к доллару и снижает его ценность в качестве резервного актива.

Ямайская валютная система

В конце 60-х - начале 70-х гг. США в значительной мере потеряли на мировом рынке свои конкурентные преимущества, возник дефицит платежного баланса, начали развиваться инфляционные процессы, резко сократились запасы золота. В связи с нарастающим кризисом в августе 1971 года президент США Ричард Никсон объявил о временном приостановлении конвертируемости доллара в золото, что ознаменовало отказ от действующей системы. 17 декабря 1971 года произошла девальвация доллара на 7,89 процентов, а через два года Япония и Европейский союз отменили привязку к американской валюте. Режим фиксированных денежных курсов закончил свое существование, и появилась валютная система плавающих котировок валют, регулируемая центральными банками.

С 1972 по 1974 гг. члены Международного валютного фонда (МВФ) подготовили проект реформы мировой валютной системы и уже в январе 1976 года подписали новое соглашение. Оно было названо Ямайским в честь государства, где прошла встреча властей. Уже через два года были внесены соответствующие изменения в устав МВФ.

Их суть сводилась к отмене официальной цены золота, т.е. драгоценный металл стал лишь дорогим товаром, а не самостоятельной валютой. Помимо доллара США в качестве резервных валют стали использоваться немецкая марка и японская иена. Государствам было предоставлено право самостоятельного выбора любого валютного режима, а также появилась возможность свободно определять курс национальных денежных единиц, например, фиксировать его или отпускать в свободное плаванье (так называемые «плавающие валютные курсы»). В оборот был введен новый вид международного платежного средства - SDR (special drawing rights), что переводится как «специальные права заимствования».

SDR - это резервная единица Международного валютного фонда, используемая для безналичных международных расчетов путем записей на специальных банковских счетах. SDR не являются ни валютой, ни долговым обязательством, имеют только безналичную форму, подобные банкноты не выпускаются. Специальные права заимствования можно охарактеризовать как потенциальное требование на свободно конвертируемые валюты стран-участниц Международного валютного фонда. Каждая страна имеет свою долю SDR в соответствии со своей долей в МВФ. Государства-члены могут добровольно обменивать специальные права заимствования на валюту между собой. Курс SDR как расчетной валюты МВФ определяется в четырех валютах: долларах США, евро, британских фунтах и в японских иенах. До 1999 года курс вычислялась в пяти валютах, вместо евро были немецкая марка и французский франк, а еще раньше - в 16 валютах. Котировки SDR объявляются ежедневно в Лондоне в полдень по среднеевропейскому времени и публикуются на сайте МВФ.

Несмотря на то, что по замыслам экономистов, Ямайская система должна была стать более гибкой и быстрее адаптироваться к нестабильности платежных балансов и валютных курсов, без недостатков не обошлось. Доллар все равно сохранил роль основного платежного средства, что было обусловлено высоким экономическим, научно-техническим и военным потенциалом США.

Сегодняшние проблемы в экономике США, рекордный дефицит платежного баланса в сочетании с непомерным государственным долгом ведут к тому, что некоторые страны начинают думать об отказе от привязки к доллару. Примечательно, что США от этого не особенно пострадают, поскольку их долги в этом случае станут дешевле.

Основным недостатком современной мировой валютной системы является то, что она оказалась неспособной обеспечить выравнивание платежных балансов, покончить с внезапными перемещениями «горячих денег»*, валютными спекуляциями. Именно поэтому большинство центральных банков предпочитает регулировать «плавание» национальных валют разными методами валютной политики.

* Горячие деньги - денежные средства, крупные массы спекулятивных краткосрочных капиталов, владельцы которых срочно перемещают их из одной области применения или из одной страны в другую с целью избежать последствий инфляции или получить более высокую прибыль, в результате чего происходит миграция капиталов, возникает блуждающий капитал. Основным генератором Г.Д. являются экономическая и политическая нестабильность, инфляция, валютный кризис. Г.Д. опасны внезапностью перемещения; в периоды оживления и подъема они стимулируют экономический бум, при спаде - усугубляют и обостряют кризисные явления путем усиления инфляции, нестабильности платежных балансов, колебаний валютных курсов. (Борисов А.Б. «Большой экономический словарь»).

Устройство современной МВС было официально оговорено на конференции МВФ в Кингстоне (Ямайка) в январе 1976 г.

Основой этой системы являются плавающие обменные курсы и много-валютный стандарт.

Переход к гибким обменным курсам предполагал достижение трех основных целей:

1 – выравнивание темпов инфляции в различных странах

2 – уравновешивание платежных балансов

3 – расширение возможностей для проведения независимой внутренней денежной политики отдельными центральными банками.

Основные характеристики Ямайской валютной системы:

1. Система полицентрична, т.е. основана не на одной, а на нескольких ключевых валютах;

2. Отменен монетный паритет золота;

3. Основным средством международных расчетов стала свободно конвертируемая валюта, а также СДР и резервные позиции в МВФ;

4. Не существует пределов колебаний валютных курсов. Курс валют формируется под воздействием спроса и предложения.

5. Центральные банки стран не обязаны вмешиваться в работу валютных рынков для поддержания фиксированного паритета своей валюты. Однако они осуществляют валютные интервенции для стабилизации курсов валют.

6. Страна сама выбирает режим валютного курса, но ей запрещено выражать его через золото.

7. МВФ наблюдает за политикой стран в области валютных курсов; страны-члены МВФ должны избегать манипулирования валютными курсами, позволяющего воспрепятствовать действительной перестройке платежных балансов или получать односторонние преимущества перед другими странами-членами МВФ.

По классификации МВФ страна может выбрать следующие режимы валютных курсов: фиксированный, плавающий или смешанный.

Фиксированный валютный курс имеет целый ряд разновидностей:

1 – курс национальной валюты фиксирован по отношению к одной добровольно выбранной валюте. Курс национальной валюты автоматически изменяется в тех же пропорциях, что и базовый курс. Обычно фиксируют курсы своих валют по отношению к доллару США, английскому фунту стерлингов, французскому франку развивающиеся страны.

2 – курс национальной валюты фиксируется к СДР.

3 – «корзинный» валютный курс. Курс национальной валюты привязывается к искусственно сконструированным валютным комбинациям. Обычно в данные комбинации (или корзины валют) входят валюты основных стран – торговых партнеров данной страны.

4 – курс, рассчитанный на основе скользящего паритета. Устанавливается твердый курс по отношению к базовой валюте, но связь между динамикой национального и базового курса не автоматическая, а рассчитывается по специально оговоренной формуле, учитывающей различия (например, в темпах роста цен).

В «свободном плавании» находятся валюты США, Канады, Великобритании, Японии, Швейцарии и ряда других стран. Однако часто центральные банки этих стран поддерживают курсы валют при их резких колебаниях.

Именно поэтому говорят об «управляемом», или «грязном», плавании валютных курсов.

Смешанное плавание также имеет ряд разновидностей. Во-первых, это групповое плавание. Оно характерно для стран, входящих в ЕВС. Для них установлены два режима валютных курсов: внутренний – для операций внутри Сообщества, внешний – для операций с другими странами. Между валютами стран ЕВС действует твердый паритет, рассчитанный на основе отношения центральных курсов к ЭКЮ с пределом колебаний +/- 15%. Курсы валют совместно «плавают» по отношению к любой другой валюте, не входящей в систему ЕВС. Кроме того, к этой категории валютных режимов принадлежит режим специального курса в странах ОПЕК. Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн и другие страны ОПЕК «привязали» курсы своих валют к цене на нефть.

В целом развитые страны имеют курсы валют, находящиеся в чистом или групповом плавании. Развивающиеся страны обычно фиксируют курс собственной валюты к более сильной валюте или определяют его на базе скользящего паритета

Таблица "Режимы валютного курса" (1995 г.)

Режим курса валюты

Количество стран

Фиксированные курсы,

в том числе:

К доллару США

Аргентина, Сирия, Литва, Ирак, Панама, Туркменистан, Венесуэла, Нигерия, Оман и др.

К французскому франку

Африканские страны, входящие в зону франка.

К другим валютам

Намибия, Лесото, Свазиленд (ранд ЮАР), Эстония (марка ФРГ), Таджикистан (рубль РФ)

Ливия, Мьянма, Руанда, Сейшельские острова

К корзине валют

Кипр, Исландия, Кувейт, Чехия, Бангладеш, Венгрия, Марокко, Таиланд и др.

Плавающие курсы

С учетом заданных параметров

Чили, Эквадор, Никарагуа

Регулируемое плавание

Израиль, Турция, Южная Корея, Россия, Китай, Малайзия, Польша, Словения, Сингапур и др.

Свободное плавание

США, Италия, Швейцария, Индия, Украина, Канада, Филлипины, Норвегия, Великобритания, Испания, Азербайджан и др.

Смешанное плавание

К одной валюте (доллару)

Бахрейн, Саудовская Аравия, Катар, Объединенные Арабские Эмираты

К группе валют

Страны Европейской валютной системы

Важную роль играют специальные права заимствования – СДР. В рамках Ямайской валютной системы они являются одним из официальных резервных активов. Вторая поправка к Уставу МВФ закрепила замену золота СДР в качестве масштаба стоимости. СДР стали мерой международной стоимости, важным резервным авуаром, одним из средств официальных международных расчетов.

Участниками системы СДР могут быть только страны-члены МВФ. Однако членство в Фонде не означает автоматического участия в механизме СДР. Для осуществления операций с СДР в структуре МВФ образован Департамент СДР. В настоящее время все страны-члены МВФ являются его участниками. При этом СДР функционируют только на официальном, межгосударственном уровне, на котором они вводятся в оборот центральными банками и международными организациями.

МВФ наделен полномочиями создавать «безусловную ликвидность» путем выпуска в обращение средств, выраженных в СДР, для стран-участников Департамента СДР. Эмиссия СДР осуществляется и в том случае, когда Исполнительный Совет МВФ приходит к заключению, что на данном этапе имеется долговременный всеобщий недостаток ликвидных резервов и существует потребность в их пополнении. Оценка такой потребности определяет размеры выпуска СДР. Эмиссия СДР производится в виде кредитовых записей на специальных счетах в МВФ. СДР распределяются между странами-членами МВФ пропорционально величине их квот в МВФ на момент выпуска.

Фонд не может выпускать СДР для самого себя или для других «уполномоченных держателей». Помимо стран-членов получать, держать и использовать СДР может МВФ, а также по решению Совета Управляющих МВФ, принимаемому большинством, - страны, не являющиеся членами Фонда, и другие международные и региональные учреждения (банки, валютные фонды и т.п.), имеющие официальный статус. В то же время их держателями не могут быть коммерческие банки и частные лица.

Вопреки замыслу СДР не стали эталоном стоимости, главным международным резервным и платежным средством. СДР в основном применяются в операциях МВФ как коэффициент пересчета национальных валют, масштаб валютных соизмерений; квоты, кредиты, доходы и расходы выражены в этой счетной валютной единице.

В качестве международного платежного средства СДР используются в ограниченном круге межгосударственных операций. Не достигнута главная цель СДР: они направляются на приобретение конвертируемой валюты не столько в целях покрытия дефицита платежного баланса (ок. 24% их общего объема), сколько для погашения задолженности стран по кредитам МВФ. Значительные суммы СДР возвращаются в Фонд (путем оплаты, полученной иностранной валюты и выкупа национальной валюты) и интенсивно накапливаются на его счетах, преимущественно в пользу промышленно развитых стран с активным платежным балансом. Объем операций в СДР незначителен.

Роль СДР по сравнению с ЭКЮ остается скромной. При наличии ряда позитивных моментов в СДР, что делает возможным их использование как базы многовалютных оговорок, они не обладают абсолютной приемлемостью, не обеспечивают эквивалентности сопоставлений и урегулирования сальдо платежного баланса. МВФ создал Департамент СДР в целях активизации операций с этой коллективной счетной валютной единицей как наднациональным резервно-платежным средством, поскольку использование в этом качестве национальных валют противоречит логике интернационализации хозяйственных связей.

Функционирование Ямайской валютной системы противоречиво. Ожидания, связанные с введением плавающих валютных курсов, исполнились лишь частично. Одной из причин является разнообразие возможных вариантов действий стран-участниц, доступных им в рамках этой системы. Режимы обменных курсов в своем чистом виде не практикуются в течение длительного периода.

Другой причиной является сохранение долларом США лидирующих позиций в Ямайской валютной системе. Объясняется это рядом обстоятельств:

А) со времен Бреттон-Вудской валютной системы сохранились значительные запасы долларов у частных лиц и правительств во всем мире;

Б) альтернативные к доллару, признанные всеми резервные и трансакционные валюты будут постоянно в дефиците до тех пор, пока платежные балансы стран, валюты которых могут претендовать на эту роль (Германия, Швейцария, Япония), имеют стабильные активные сальдо;

В) евродолларовые рынки создают доллары независимо от состояния платежного баланса США и тем самым способствуют снабжению мировой валютной системы необходимым средством для трансакций.

Для Ямайской валютной системы характерно сильное колебание валютного курса для доллара США, что объясняется противоречивой экономической политикой США в форме экспансионистской фискальной и рестриктивной денежной политики.

Это колебание доллара стало причиной многих валютных кризисов.

На фоне многочисленных проблем, связанных с колебанием валютных курсов, особый интерес в мире вызывает опыт функционирования зоны стабильных валютных курсов в Европе, который позволяет входящим в эту валютную группировку странам устойчиво развиваться, невзирая на проблемы, возникающие в мировой валютной системе.

В ответ на нестабильность Ямайской валютной системы страны ЕЭС создали собственную международную (региональную) валютную систему в целях стимулирования процесса экономической интеграции.

Валютная система — совокупность валютно-денежных и кредитных отношений, сложившихся между странами и закрепленных в международных договорных и государственно-правовых нормах.

Валютная система — это система отношений, учреждений по урегулированию курсов валют (иначе все экономики были бы открыты). Не бывает абсолютно открытой экономики и конвертируемой валюты, так как у каждого государства есть границы и своя политика. Валютная система прошла четыре этапа исторического развития.

Первая мировая валютная система (Парижская) стихийно сформировалась в XIX в. в форме зол ото монетного стандарта. Юридически она была оформлена межгосударственным соглашением на Парижской конференции в 1867 г., которое признало золото единственной формой мировых денег.

Характерными чертами Парижской валютной системы являются следующие:

  • Денежные единицы имели золотое содержание.
  • Золото выполняло функцию мировых денег.
  • Золото являлось единственным средством платежа.
  • В обращении находились банкноты, которые могли обмениваться на золото.
  • Курсы валют отклонялись на 1%.
  • Свободно разменивался на золото только английский фунт.

Вторая валютная система (Генуэзская), оформленная на международной экономической конференции в 1922 г., закрепила переход к золотодевизному стандарту, основанному на золоте и ведущих валютах, которые конвертируются в золото. Появились «девизы» — платежные средства в иностранной валюте, предназначенные для международных расчетов.

Характерными чертами Генуэзской валютной системы являются следующие:

  • Наличие двух валют (девизов).
  • Другие валюты разменивались на золото косвенно.
  • Имели место свободно плавающие курсы.
  • Кризис 1933 г. разрушил эту систему.
  • Доллар девольвировал на 41%.

Третья валютная система (Бреттон-Вудская) была официально оформлена на Международной валютно-финансовой конференции ООН, проходившей с 1 по 22 июля 1944 г. в г. Бреттон- Вудсе (США).

Характерными чертами Бреттон-Вудской валютной системы являются следующие:

  • Золото сохранило мировую ценность.
  • Две резервные валюты — доллар и фунт.
  • Только США могли разменивать через доллар любую валюту на золото (35 долл. = 31,3 г золота, 1 долл. = 0,88571 г золота).
  • Валютный паритет и в золоте, и в долларах.
  • Отклонение от золотого паритета (+, — 1 %).
  • Наличие Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития.
  • Платежные балансы регулируются золотом.

Четвертая мировая валютная система (Ямайская) была оформлена соглашением стран — членов МВФ в г. Кингстоне (январь 1976 г.) и установила следующие характерные принципы этой системы:

  • Введен стандарт СДР вместо золотодевизного стандарта.
  • Юридически завершена демонетаризация золота: отменены его официальная цена, золотые паритеты, прекращен размен долларов на золото.
  • Странам предоставлено право выбора любого режима валютного курса.
  • МВФ призван усилить межгосударственное валютное регулирование.
  • Эти принципы за некоторыми изменениями действуют и по сей день.

В результате интеграции экономик в марте 1979 г. между странами Европейского экономического сообщества (ныне Европейский союз (ЕС)) была создана Европейская валютная система (ЕВС). Ключевым моментом являлось создание европейской валютной единицы — ЭКЮ, курс которой устанавливался на базе корзины 12 валют стран — членов Европейской валютной системы.

В июне 1996 г. были определены новые параметры Европейской валютной системы, которая вступила в силу с 1 января 1999 г. одновременно с началом функционирования Валютного союза. В странах Европейского союза была введена единая коллективная валюта евро.

Ямайская валютная система с 1976 года по настоящее время

В январе 1976 г. соглашением стран — членов МВФ был пересмотрен статус золота и введены плавающие .

Ямайская валютная система была оформлена Ямайским соглашением, которое было ратифицировано в 1978 г.

Основой для принятия Ямайского соглашения было соглашение временного комитета 1976 г. о переустройстве Бреттон-Вудской системы:

  • Важнейшим элементом Ямайской валютной системы является вытеснение золота из международных расчетов.
  • Центральные банки стран получили возможность осуществлять операции с золотом по рыночным ценам, золотые паритеты были отменены.
  • Вытеснение золота сопровождалось выдвижением СДР на роль международного резервного средства.
  • Странам предоставлялось право выбора режима валютного курса, и в основном стали применяться плавающие валютные курсы, которые складываются под влиянием двух основных условий: паритета покупательной способности валют и рыночного соотношения спроса и предложения на мировых валютных рынках.

Принципы ямайской валютной системы:

1. Переход золотодевизного стандарта к мультивалютному рыночному стандарту . Был официально введен стандарт СДР. СДР был объявлен базой ямайской валютной системы и основой валютных паритетов.

СДР — это международные платежные и резервные средства. Они используются для безналичных международных расчетов путем записи на специальных счетах МВФ и в качестве расчетной единицы МВФ.

  • С 1.01.70 г. была введена новая условная валюта (СДР) — специальные права заимствования (SDR — Special Drawing Rights). Сначала СДР была приравнена к доллару США (1 СДР = 1 USD).
  • С 1.07.74 г. СДР стала формироваться на основе корзины валют 16 наиболее развитых стран ПРС. Однако возникли проблемы, связанные с колебаниями курсов валют.
  • С 1.01.84 г. СДР стали формироваться на основе корзины 5 главных валют мира (американского доллара, немецкой марки, японской иены, английского фунта стерлингов и французского франка).
  • С 1.01.02 г. СДР формируются на основе корзины 4 главных валют мира (американского доллара, евро, английского фунта и иены).

СДР относится к международным коллективным валютам и используется для безналичных расчетов стран — членов МВФ путем записей на специальных счетах. СДР не имеет материальной основы, а является валютой записи. Курс СДР устанавливается на основе валютной корзины.

Валютная корзина — это метод соизмерения средневзвешенного курса коллективной валюты по отношению к определенному набору национальных валют. Количество валют в наборе, их состав и размер валютных компонентов, т. е. количество единиц каждой в наборе, устанавливаются произвольно.

2. Юридически завершена демонетизация золота , которая выражалась в том, что отменена официальная фиксированная цена на золото, введен плавающий рыночный курс золота, который определяется на биржевых торгах, отменены золотые паритеты, прекращен обмен долларов на золото.

Демонетизация золота — превращение золота из финансового актива в товар, который больше не используется как средство платежа между центральными банками стран, а переходит в сферу товарного обращения.

Фактически демонетизация золота определяется реальными условиями товарного производства, мирового хозяйства и валютных отношений:

В настоящее время в мире существуют две взаимосвязанные и взаимоисключающие тенденции. Это глобализация и регионализация мировой экономики. В связи с этим наряду с уже существующей в последние десятилетия формируются региональные валютные системы с созданием своей региональной валюты. Наиболее значимой и перспективной региональной валютной системой является Европейский экономический и валютный союз (ЕВС) двенадцати европейских государств (одновременно являющимися членами ).

Сущность ямайской валютной системы

Смысл Ямайского соглашения о золоте заключался в постепенном вытеснении золота из международных расчетов и повышении роли СДР, которые должны были в перспективе стать центром новой валютной системы. В соответствии с принятыми решениями МВФ возвратил часть золота ОД) его членам, а другую часть (также 1/6) реализовал на свободных рынках золота, создав из вырученных сумм фонд помощи наименее развитым из развивающихся стран. С принятием поправок к Уставу Фонда страны- члены освобождались от обязательства вносить 25% квоты в золоте. Новым соглашением отменялась официальная цена золота, соответственно потеряли свое значение золотые паритеты валют. Центральным банкам стран-членов было разрешено осуществлять куплю-продажу золота по рыночным ценам. Предполагалось, что по мере продажи золота из резервов центральных банков его место займут СДР.

Отмена официальной цены золота, ставшей нереальной еще к середине 60-х годов, и запрета для центральных банков покупать его но рыночной цене устранила формальные препятствия на пути более широкого использования золотых запасов, составляющих (по рыночной цене) свыше половины официальных резервов стран — членов Фонда.

В настоящее время не существует никакого официального соглашения о судьбе золотых запасов.

Особое значение в Ямайской валютной системе придавалось СДР, которые, по замыслу авторов, должны были стать главным резервным активом международной валютной системы — «стандарт СДР», а в случае возврата к системе фиксированных паритетов превратиться в универсальный эталон стоимости национальных валют. Однако провозглашенные цели носили, скорее, характер пожеланий, так как не содержали никаких указаний относительно средств их достижения. Введение СДР до сих пор не изменило принципиальных основ механизма регулирования международных валютных отношений и не могло повлиять вследствие их незначительного размера (42,8 млрд долл. с 10 августа 2009 г.) на характер международной валютной ликвидности и на роль первичных резервов, т.е. золота и резервных валют.

В новой валютной системе доллар США продолжает оставаться главной резервной валютой, но его положение в этой роли более не закреплено специальной статьей.

Новые правила в отношении валютных курсов узаконили существующий на практике с 1973 г. режим «плавающих курсов». Вместе с тем не исключались возможности создания региональных соглашений о фиксированных курсах (по типу появившейся уже в марте 1979 г. Европейской валютной системы). Новые правила не содержали четкой позиции в отношении формирования паритетов валют и валютных курсов, оставляя решение этого вопроса за национальным валютным законодательством.

Таким образом, как в свое время Бреттон-Вудская конференция узаконила сложившуюся к тому времени межаународную валютную практику, так и поправки к Уставу МВФ, по существу, лишь закрепили фактическое положение вещей в международных валютных отношениях в середине 70-х годов.


Введение

1 Сущность валютной системы

2 Этапы развития валютной системы

1Предпосылки создания ЯВС

2 Эффективность функционирования ЯВС

3 Факторы, обусловливающие роль ЯВС

1 Задачи по дальнейшему развитию Международной валютной системы

2 Пути модернизации ЯВС

Заключение

Список использованных источников

Введение

Мировая валютная система, являясь по существу основой функционирования международной экономики, опосредует практически все экономические отношения между странами.

Принимая во внимание то, что валютные отношения между странами связаны с обменными курсами валют, валютный фактор приобрел в последнее время столь большее значение и оказывает столь быстрое воздействие на национальные экономики отдельных государств и на положение в мире в целом. Поэтому его относят к разряду стратегических факторов, которые могут повлиять на существующее положение вещей в мире или дезорганизовать всю систему мирохозяйственных связей.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что, несмотря на то, что в настоящее время существует очень много публикаций в научной, учебной литературе, а также в периодических экономических изданиях, ученые и специалисты, занимающиеся данным вопросом, не пришли к единому мнению о путях наилучшего функционирования мировой валютной системы.

Масштабные трансформации, проходящие в современной экономике, в немалой степени связаны с изменениями мировой валютной системы. Анализ качественных рубежей ее развития позволяет поставить вопрос о возможной приближающейся замене ныне действующего ее механизма функционирования на новый.

Особую актуальность проблема функционирования мировой валютной системы приобрела в условиях мирового финансового кризиса 2008г.

Нынешний кризис вызван разрывом логической преемственности развития финансовых, демократических, институциональных основ глобальной экономической системы.

Несоответствие принципов мирового регулирования реалиям экономики нового качества привело к дестабилизации институтов инвестиционного банкинга; страновым дефолтам; беспрецедентному росту государственного регулирования рынков; снижению доверия к мировым экономическим регуляторам.

Несовершенство мировой валютно-финансовой системы и отставание процесса ее приспособления к условиям изменяющегося мира явились основными причинами происходящих катаклизмов на глобальных и региональных финансовых рынках.

Возникла необходимость в радикальном обновлении существующей системы мировой валюты посредством приведения ее в соответствие с основными критериями современной мировой экономической архитектуры, а именно демократичности, конкурентности, цивилизованности, легитимности и подотчетности мировому сообществом.

Наиболее сложным направлением антикризисной стратегии является подготовка реформирования современной мировой (ямайской) валютной системы с учетом длительности этого процесса, как показывает история реорганизации предыдущих трех мировых валютных систем - Парижской, Генуэзской, Бреттон-Вудской.

Вопросам исследования проблемы функционирования мировой валютной системы посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы данной проблемы. Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики выбранной темы.

Особая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы функционирования мировой валютной системы в условиях мирового финансового кризиса определяют несомненную новизну данного исследования.

Тема курсовой работы «Ямайская валютная система» очень интересна и актуальна, так как валютная система имеет важное значение в мирохозяйственных связях. Мировая валютная система - это совокупность кредитно-денежных отношений, сложившихся на основе интернационализации хозяйственной жизни, международного разделения труда и мирового рынка. Ямайская - это ныне действующая валютная система. Выявление недостатков которой может способствовать интенсивному экономическому развитию стран и укреплению экономических связей между ними.

Практической значимостью курсовой работы является умение и возможность проанализировать в сравнении переход от одной Мировой валютной системы к другой, причины перехода.

Целью является - анализ и теоретические основы функционирования Ямайской валютной системы. Для достижения определенной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:

дать определение мировой валютной системы;

охарактеризовать этапы развития мировой валютной системы;

рассмотреть создание Ямайской валютной системы, ее функционирование; - проблемы Ямайской валютной системы и пути их решения;

предложить Пути модернизации Ямайской валютной системы

Структуру курсовой работы составляют: введение, 1 глава - где рассматриваются теоретические аспекты, 2-3 главы - раскрывают и теоретическую и практическую сторону Ямайской валютной системы, как предпосылки к созданию, так и на сегодняшний день многочисленные проблемы, заключение, список использованной литературы.

Теоретической основой исследования в курсовой работе послужили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых: Т.А. Агаповой, Л.Е. Басовского, Басовская Е.Н, Т.А. Борисовская, Р. А. Бурко, М. П. Емельяненко, М.З. Ильчикова, Г. М. Ибрагимова, В.Д. Камаева, О.В. Соколова, Н. Е. Тарасова А.М. Тавасиева, Г. А. Шаринова

Глава 1. Оценка различных точек зрения на трактовку валютной системы

1 Сущность валютной системы

Международные валютные отношения - совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве и обслуживающих взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств.

Международные валютные отношения опосредствуют международные экономические отношения, которые относятся как к сфере материального производства, т.е. к первичным производственным отношениям, так и к сфере распределения, обмена, потребления. Существует прямая и обратная связь между валютными отношениями. Их объективной основой являются процесс общественного воспроизводства, который порождает международный обмен товарами, капиталами, услугами. Состояние валютных отношений зависит развития экономики - национальной и мировой, политической обстановки, соотношения сил между странами и двух тенденций, присущих международным отношениям, - партнерства и противоречий. Включение мирового рынка в процесс кругооборота капитала означает превращение части денежного капитала в иностранную валюту и наоборот. Это происходит при международных расчетных, валютных, кредитных и финансовых операциях. Международные валютные отношения постепенно приобрели определенные формы организации на основе интернационализации хозяйственных связей.

Мировая валютная система сложилась к середине XIX в. Характер функционирования и стабильность мировой валютной системы зависят от степени соответствия ее принципов структуре мирового хозяйства, расстановке сил и интересам ведущих стран. При изменении данных условий возникает периодический кризис мировой валютной системы, который завершается ее крушением и созданием новой валютной системы.

Валютная система - форма организации и регулирования валютных отношений, закрепленная национальным законодательством и межгосударственными соглашениями. Это политика и практика использования инструментов международных расчетов. Различают национальную, мировую, международную (региональную) валютные системы.

Национальная валютная система неразрывно связана с мировой валютной системой - формой организации международных валютных отношений. Основные элементы национальной и мировой валютных систем показаны в таблице 1.

Таблица 1 - Основные элементы национальной и мировой валютных систем.

Национальная валютная система Мировая валютная система Национальная валютаРезервные валюты, международные счетные валютные единицыУсловия конвертируемости национальной валютыУсловия взаимной конвертируемости валютПаритет национальной валютыУнифицированный режим валютных паритетовРежим курса национальной валютыРегламентация режимов валютных курсовНаличие или отсутствие валютных ограничений, валютный контрольМежгосударственное регулирование валютных ограниченийНациональное регулирование международной валютной ликвидностиМежгосударственное регулирование международной валютной ликвидностиРегламентация использования международных кредитных средств обращенияУнификация правил использования международных кредитных средств обращенияРегламентация международных расчетов страныУнификация основных форм международных расчетовРежим национального валютного рынка и рынка золотаРежим мировых валютных рынков и рынков золотаНациональные органы, управляющие и регулирующие валютные отношения страныМеждународные организации, осуществляющие межгосударственное валютное регулирование

Главная задача, как национальной валютной системы, так и международной - эффективное опосредование платежей за экспорт и импорт товаров, капитала, услуг и других видов деятельности в отношениях между отдельными странами и создание благоприятных условий для развития производства и международного разделения труда; обеспечение бесперебойного функционирования экономической (и политической) системы мировой зоны свободного предпринимательства. МВС является одним из мощных звеньев, которое в значительной мере может содействовать расширению или, наоборот, ограничению интенсивности международных экономический отношений.

Посредством МВС осуществляется перелив финансовых ресурсов из одной страны в другую или блокируется этот процесс, расширяется или ограничивается степень национальной экономической самостоятельности, «перемещаются» экономические трудности (безработица, инфляция и т.д.) из одних стран в другие.

МВС может быть использована и используется как орудие экономического и политического нажима на отдельные страны, особенно слабые индустриальные или развивающиеся. Поэтому развитие международных экономических отношений в значительной степени предопределено характером этой валютной системы и действенностью функционирования её институтов.

Характерной чертой валютной системы является то, что она постоянно развивается, модернизируется.

Валютные процессы не отличаются (и никогда не отличались) плавностью и гармонией, они противоречивы, пробивают путь посредством постоянно возникающих единичных и общих валютных кризисов, ведущих к постепенной замене одной валютной системы другой, их эволюции, что отражается как на национальной, так и на международной сферах.

1.2 Этапы развития валютной системы

Исторически вначале возникли национальные валютные системы, закрепленные национальным законодательством с учетом норм международного права. Национальная валютная система является составной частью денежной системы страны, но относительно самостоятельна и выходит за национальные границы. Ее особенности определяются степенью развития и состоянием экономики и внешнеэкономических связей страны.

Региональная и мировая валютные системы обслуживают взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств и носят международный характер.

Региональная валютная система представляет собой форму организации валютных отношений государств определенного региона, закрепленную в межгосударственных соглашениях и в создании межгосударственных финансово-кредитных институтов. Наиболее яркий пример - европейская валютная система.

Мировая валютная система (МВС) - это глобальная форма организации валютных отношений в рамках мирового хозяйства, закрепленная многосторонними межгосударственными соглашениями и регулируемая международными валютно-кредитными и финансовыми организациями. Характер и стабильность ее функционирования зависят от степени соответствия ее принципов структуре мирового хозяйства, расстановке сил и интересам ведущих стран. При изменении данных условий возникает периодический кризис мировой валютной системы, который завершается ее крушением и созданием новой валютной системы.

В качестве основных функций мировой валютной системы можно выделить:

опосредование международных экономических связей;

обеспечение платежно-расчетного оборота в рамках мирового хозяйства;

обеспечение необходимых условий для нормального воспроизводственного процесса и бесперебойной реализации производимых товаров;

регламентацию и координацию режимов национальных валютных систем;

унификацию принципов валютных отношений.

Составными элементами мировой валютной системы являются национальные и коллективные резервные валютные единицы; паритеты национальных валют и их курсы; формы международных расчетов; условия конвертируемости валют; валютные рынки; международные валютно-кредитные организации.

Важнейший элемент валютной системы - валюта. Под валютой в широком смысле слова понимают товар, способный выполнять функции денег в мировом хозяйстве. В узком смысле валюта - денежная единица государства. В зависимости от ее принадлежности валюта делится на национальную и иностранную. Национальная валюта является законным платежным средством на территории выпускающих ее стран, иностранная- законным платежным средством на территории других стран.

Способность обмена национальной валюты данной страны на валюту других стран характеризует конвертируемость (обратимость) валюты. Национальная валюта может быть неконвертируемой, частично конвертируемой и свободно конвертируемой.

Неконвертируемая валюта функционирует только в пределах одной страны и не обменивается на другие валюты на мировом рынке. Частично конвертируемая - валюта, к которой применяются валютные ограничения, не позволяющие обменивать ее на все иностранные валюты. Если ограничены возможности конвертируемости для резидентов - это внешняя конвертируемость валюты, если для нерезидентов - внутренняя конвертируемость. Свободно конвертируемая валюта (СКВ) неограниченно (полно) внешне и внутренне обратима и используется для оформления валютных резервов. СКВ - это денежные единицы очень немногих экономически развитых стран. Полностью конвертируема валюта примерно 20 стран. Большинство же экономически развитых государств имеют ограничения по валютным операциям, и, следовательно, их национальные денежные единицы являются лишь частично конвертируемыми. Это же касается новых индустриальных и развивающихся стран.

В современных условиях мировая валютная система представляет собой достаточно сложную и разветвленную систему. Она состоит из множества взаимодействующих национальных валютных систем, а также международных валютных институтов.

Мировая валютная система складывалась в общем русле формирования мировой экономики и международных экономических отношений. Это формирование было завершено к концу XIX в. В течение XX в. происходило постепенное развитие мировой валютной системы. Данный процесс можно разделить на три основных этапа:

) система золотого стандарта;

) Бреттон-Вудская валютная система;

Каждая из данных систем соответствовала определенным ступеням зрелости международных экономических отношений. По мере изменения экономических условий складывались предпосылки для перехода к новой мировой валютной системе.

Система золотого стандарта стихийно сложилась к концу XIX в. Система была основана на золоте в качестве основного денежного металла. Данная система предусматривала законодательное установление золотого содержания национальной денежной единицы, обращение на внутреннем рынке золотых монет, свободный обмен всех видов денег на золото, неограниченную чеканку золотых монет, свободный ввоз и вывоз золота. Золото выполняло функцию мировых денег, а следовательно, всеобщего платежного средства.

Выделяют следующие разновидности золотого стандарта:

золотомонетный стандарт-банками осуществлялась свободная чеканка золотых монет (он действовал до начала XX в.);

золотослитковый стандарт- золото применялось лишь в международных расчетах (начало XX в. - начало Первой мировой войны);

золотодевизный стандарт - наряду с золотом в расчетах использовались и валюты стран, входящих в систему золотого стандарта (с 1922 г. до начала Второй мировой войны).

Преимуществами золотого стандарта являлись сохранение устойчивых валютных курсов, обеспечение стабильности внешней и внутренней экономической политики, благоприятные условия для развития международной торговли, стабильность внутренних цен. Недостатки заключались в зависимости денежной массы в обращении в мировой экономике от добычи и производства золота; невозможности проведения независимой денежно-кредитной политики, направленной на решение внутренних проблем страны.

Система золотого стандарта могла функционировать до тех пор, пока страны располагали достаточным золотым резервом для обеспечения фиксированных валютных курсов. Но бурное развитие производства требовало большого количества денежных знаков, золота не хватало, все возрастающую роль стали играть кредитно-бумажные деньги.

С развитием международных экономических отношений и ростом безналичных расчетов между странами возникли предпосылки замены системы золотого стандарта другой, более рациональной системой. Этот процесс ускорили Великая депрессия и Вторая мировая война. Данный период был нестабилен для мировой валютной системы: многие страны девальвировали свои валюты по отношению к золоту для стимулирования экспорта, занятости и сокращения импорта. Кризисные потрясения в валютной сфере наглядно показали, что мировая валютная система нуждается в реформировании.

Бреттон-Вудская система была принята международной конференцией, проведенной в 1944 г. в городе Бреттон-Вудсе (США). Ее основу составляли золото и две резервные валюты (доллар США и английский фунт стерлингов). Последним отводилась основная роль, поэтому Бреттон-Вудскую систему также называют золотовалютной системой, так как она допускала обмен резервных валют на золото по относительно стабильному, но регулируемому валютному курсу.

На Бреттон-Вудской конференции также были основаны две организации: Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), призванные обеспечить функционирование новой валютной системы.

Основные характеристики Бреттон-Вудской системы следующие:

золото продолжало выполнять функцию мировых денег;

одновременно использовались резервные валюты - доллар США и английский фунт стерлингов;

устанавливалось твердое соотношение доллара с золотом - 35 долл. за 1 тройскую унцию (31,1 г золота);

каждая национальная денежная единица имела валютный паритет в золоте и долларах;

регулирование валютных отношений осуществлялось международными валютно-кредитными организациями - Международным валютным фондом и Международным банком реконструкции и развития;

при нарушении платежных балансов разрешалось урегулировать их золотом.

В послевоенный период, когда формировались принципы Бреттон-Вудской валютной системы, Великобритания не имела достаточных золотых запасов, чтобы фунт стерлингов мог обмениваться на золото, и практически отказалась от его функции девизной валюты.

Таким образом, Бреттон-Вудская валютная система поставила доллар в привилегированное положение, что давало экономические и политические преимущества США. На практике доллар почти монопольно опосредовал внешнеторговые расчеты. США имели право погашать дефицит платежного баланса за счет собственной национальной валюты. В то же время любая другая страна при дефиците платежного баланса должна была расходовать золотые резервы, сокращать внутреннее потребление, увеличивать экспорт.

В итоге национальная валюта США стала мировыми деньгами, поэтому Бреттон-Вудская система часто называется системой золото-долларового стандарта.

К концу 60-х гг. XX в. Бреттон-Вудская система пришла в противоречие с усиливающейся интернационализацией мирового хозяйства. Режим золото-долларового стандарта на практике постепенно стал превращаться в систему долларового стандарта. Между тем позиции доллара к этому времени заметно пошатнулись. К началу 70-х гг. прошлого века произошло перераспределение золотых запасов в пользу Европы. Появились и значительные проблемы с международной ликвидностью, так как по сравнению с увеличением объемов международной торговли добыча золота была невелика.

Золотые резервы США истощались. Запасы долларов в международных резервах в несколько раз превысили золотой запас США. Доверие к доллару как резервной валюте стало падать и из-за гигантского дефицита платежного баланса США. Образовались новые финансовые центры (Западная Европа и Япония), что привело к утрате США своего доминирующего положения в мире.

В 1971 г. был прекращен обмен доллара на золото по официальной цене, и Бреттон-Вудская система фактически развалилась. Цена на золото на мировых рынках резко подскочила. Сохранять систему твердых валютных курсов стало невозможно.

Устройство современной мировой валютной системы было официально определено в 1976 г. на совещании представителей стран МВФ в Кингстоне (Ямайка) в виде Ямайской валютной системы.

Переход к новой валютной системе предполагал достижение трех основных целей: выравнивание темпов инфляции в разных странах, уравновешивание платежных балансов, расширение возможностей для проведения независимой внутренней денежной политики отдельными странами.

Ямайская валютная система базируется на следующих принципах:

демонетизации золота - утрате им денежных функций;

запрете золотых паритетов - привязке валют к золоту;

отмене официальной резервной валюты - эту роль могла выполнять любая валюта;

использовании в качестве резервных средств международных расчетных денежных единиц - "специальных прав заимствования" (СДР), выпускаемых МВФ;

самостоятельном выборе странами режима валютного курса. Тем самым был узаконен режим плавающих валютных курсов, к которому страны фактически перешли к 1973 г.

МВФ призван усилить межгосударственное валютное регулирование, обеспечить более тесное сотрудничество стран-участниц, либерализацию валютных отношений путем отмены валютных ограничений в целях достижения валютной стабилизации в мире.

Ямайская валютная система более гибко, чем Бреттон-Вудская, приспособилась к нестабильности платежных балансов и валютных курсов и новой расстановке сил в мире. Вместе с тем ее функционирование порождает ряд сложных проблем, связанных с неэффективностью стандарта СДР, противоречием между юридической демонетизацией золота и фактическим сохранением его статуса как чрезвычайных мировых денег, несовершенством режима плавающих валютных курсов и т. д. Продолжается поиск путей совершенствования Ямайской валютной системы для решения этих проблем, усиления координации валютно-экономической политики ведущих мировых центров и стабилизации мирового валютного механизма.

3 Факторы, влияющие на формирование валютной системы

Причины кризиса Бреттон-Вудской валютной системы можно представить в виде взаимообусловленных факторов.

Неустойчивость и противоречия в развитии экономики. Начало валютного кризиса в 1967 г. совпало с замедлением экономического роста.

Нестабильность платёжных балансов. Хронический дефицит балансов одних стран (особенно США, Великобритании) и активное сальдо других (ФРГ, Японии) усиливали резкие колебания курсов валют соответственно вниз и вверх.

Несоответствие принципов Бреттон-Вудской системы изменившемуся соотношению сил на мировой арене. Валютная система, основанная на международном использовании подверженных обесцениванию национальных валют (доллара и отчасти фунта стерлингов) пришла в противоречие с интернационализацией мирового хозяйства. Это противоречие Бреттон-Вудской системы усиливалось по мере ослабления экономических позиций США и Великобритании, которые погашали дефицит своих платёжных балансов национальными валютами, злоупотребляя их статусом резервных валют. В итоге была подорвана устойчивость резервных валют.

Принцип американоцентризма, на котором была построена Брегтон-Вудская система, перестал соответствовать новой расстановке сил с возникновением трёх мировых центров: США - Западная Европа - Япония. Использование США статуса доллара как резервной валюты для расширения своей внешнеэкономической и военно-политической экспансии, экспорта инфляции усиливало межгосударственные разногласия и противоречило интересам развивающихся стран.

Поскольку США покрывают дефицит своего платёжного баланса национальной валютой, часть долларов перемещается в иностранные банки, способствуя развитию рынка евродолларов. Этот колоссальный рынок евродолларов сыграл двоякую роль в развитии кризиса Бреттон-Вудской системы.

Дезорганизующая роль транснациональных корпораций (ТНК) в валютной сфере: ТНК располагают гигантскими краткосрочными активами в разных валютах, которые более чем вдвое превышают валютные резервы центральных банков, ускользают от национального контроля и в погоне за прибылями участвуют в валютной спекуляции, придавая ей фандиозный размах.

После продолжительного переходного периода, в течение которого страны могли испробовать различные модели валютной системы, начала образовываться новая МВС, для которой характерны значительные колебания обменных курсов, получившая название "Ямайской"

Глава 2. Анализ валютной системы

1 Предпосылки создания Ямайской валютной системы.

Бреттон-Вудская валютная система была учреждена как система золото-девизного стандарта. В рамках этой системы все страны-члены получили возможность разменивать свои валюты на золото через обмен на доллары США. США взяли на себя обязательство обменивать доллары на золото для центральных банков других стран, исходя из золотого содержания доллара 0,888 г золота, или по курсу 35 долл. за унцию. Несмотря на то что во всех странах произошел переход к бумажно-денежному обращению, золото оставалось эталоном стабильности и единственными реальными деньгами.

Принципы устройства Бреттон-Вудской валютной системы были определены Уставом МВФ и сводились к следующему. В качестве международных платежных средств наряду с золотом было узаконено использование двух национальных валют - доллара США и фунта стерлинга Великобритании. Фактически это означало, что окончательные расчеты между странами могут осуществляться не только золотом, но и этими валютами.

Приравнивание валют друг к другу, их обмен осуществлялись на основе официальных валютных паритетов, выраженных в золоте и долларах. Эти паритеты должны были быть стабильными, и их изменение могло производиться только при определенных условиях. Рыночные курсы валют не должны были отклоняться вверх и вниз от официальных паритетов более чем на 1%, т.е. все валюты жестко привязывались к доллару и друг к другу. Были созданы механизмы, поддерживающие устойчивость доллара и курсов валют. В рамках «золотого пула» путем купли-продажи поддерживалась цена <#"238" src="doc_zip1.jpg" />

3 Факторы, обусловливающие роль ЯВС

Главным отличием Ямайской валютной системы от Бреттонвудского механизма являлась замена единой системы жестких, официально устанавливаемых золотых и долларовых паритетов национальных денежных единиц и фиксированных обменных курсов набором многообразных валютных устройств. Отменив названные паритеты, ямайская серия поправок к уставу МВФ предоставила государствам - членам Фонда свободу выбора практически любого валютного режима (ст. IV, раздел 2/в). Отсюда - большая пестрота существующих в современном мире национальных валютных механизмов. Проблема режима валютных курсов постоянно является предметом дискуссий в академическом мире и в политических кругах мирового сообщества. Приверженцы монетаристской школы, которую в США возглавил упоминавшийся ранее М. Фридмен, утверждали, что обеспечивать приспособление экономики отдельных стран к постоянно меняющимся условиям мирового рынка и поддерживать равновесие платежных балансов лучше всего можно было бы с помощью рыночного курсообразования - введения плавающих, т. е. свободно колеблющихся под воздействием текущего соотношения спроса на валюту и ее предложения, обменных курсов валют. По мнению Фридмена, «гибкие валютные курсы являются логическим продолжением в международной области денежной и финансовой структуры, обеспечивающей экономическую стабильность»

В итоге состоявшегося в январе 1998 г. обсуждения МВФ сделал вывод (и с ним трудно не согласиться), что «выбор режима валютного курса представляет собой сложную проблему и зависит от специфических обстоятельств отдельных стран». Тем не менее продиктованная монетаристскими воззрениями принципиальная ориентация на либерализацию международных валютных отношений, а также трактовка Фондом опыта, приобретенного в ходе валютных и финансовых кризисов 1997-1998 гг., побуждали его к формированию определенных предпочтений в отношении режимов валютных курсов, в первую очередь целевой установки на введение механизмов свободного рыночного курсообразования. При этом она относилась в основном к развитым государствам. Что касается развивающихся стран, в особенности сравнительно небольших и более бедных из их числа, то МВФ поощрял установление ими в том или ином виде системы «валютного управления» (currency board), которая на деле означает превращение национальных денежных систем соответствующих стран в продолжение, «филиал» денежной системы одного из ведущих государств Запада.

Какова реальная картина распространения применяемых странами режимов валютных курсов? Согласно данным МВФ по состоянию на конец апреля 2012 г., в общей сложности в 124 странах (включая три несамоуправляемые территории), что составляет 65% общего числа стран, применялись механизмы, использовавшие в том или ином варианте фиксированные валютные курсы, т. е. валютные режимы, основанные на привязке денежных единиц к «якорным валютам» других стран или составным, включающим несколько валют, средневзвешенным валютным корзинам (в скобках здесь и далее приводятся для сравнения показатели на конец 1999 г.5

В данном случае это 108 стран и 58%). МВФ разделяет указанные валютные режимы на «жесткие» и «мягкие». В числе стран, практикующих жесткую привязку (hard peg), - 13 стран, в которых в качестве законного платежного средства (legal tender) функционировали иностранные валюты (в полном объеме или наряду с национальными денежными единицами), и 12 стран, установивших у себя систему «валютного управления» (включая 6 государств - участников Восточнокарибского валютного союза).

Валютные режимы, характеризуемые в совокупности, по классификации МВФ, как мягкая привязка (soft peg), включают ряд разновидностей. Это: привязка, устанавливаемая посредством принятия соответствующего юридического или административного акта, а также межгосударственного соглашения (conventional pegged arrangements) - она применяется в 43 странах (в том числе в 6 государствах - участниках Центральноафриканского экономического и валютного сообщества и в 8 участниках Западноафриканского экономического и валютного союза; в обоих случаях используется жестко привязанная к евро общая денежная единица «франк КФА»);

поддержка валюты на установленном уровне не путем принятия какого-либо юридического акта, а по факту - с помощью систематически проводимых и целенаправленных рыночных интервенций (stabilized arrangement) - 16 стран; «скользящая привязка» (crawling peg) - 3 страны; устройство, подобное скользящей привязке (crawl-like arrangement), к примеру, «наклонный валютный коридор» (crawling band) - 12 стран; привязка в рамках «горизонтального коридора» (pegged exchange rate within horisontal bands) - 1 страна; управляемые властями валютные режимы, не имеющие четкого единообразного определения (other managed arrangements), - 24 страны. Общее

число стран, чьи валюты используются посредством механизма «мягкой привязки» (его можно расценить как промежуточный валютный режим), составляет 99, или 52% количества всех стран (в конце 1999 г., соответственно, 63 страны и 34%).

Страны, принадлежащие в совокупности ко всем названным выше группам (кроме тех, чьи валютные режимы не поддаются устойчивой классификации), имеют то общее, что номинальной якорной переменной (целевым ориентиром) у них служит именно валютный курс: по словам МВФ, в такого рода странах «монетарные власти находятся в постоянной готовности покупать и продавать иностранную валюту по котируемым на рынке курсам, для того чтобы поддерживать валютный курс на заранее объявленном уровне или в установленных пределах».

Наконец, в 66 странах, образующих 35% членов МВФ, валютные курсы являются либо регулируемо плавающими (floating), но без обязательства поддерживать какие-либо заранее установленные уровни (35 стран), либо свободно (независимо) плавающими (free floating) - 31 страна, включая 17 стран, имеющих общую денежную единицу евро (по данным на 1999 г. - в общей сложности 77 стран, т. е. 42%). При этом в числе находящихся в режиме свободного «плавания» по отношению друг к другу - валюты ведущих промышленно развитых государств и наиболее крупных развивающихся стран (в особенности стран с формирующимися рынками), а в той или иной мере привязаны к ним входящие в орбиты этих валют денежные единицы относительно небольших развивающихся стран. Вследствие существенных различий в критериях группировки валютных режимов сопоставления приведенных выше данных за 2012 г. с показателями, относящимися к 1999 г., нельзя, к сожалению, считать u1074 в достаточной мере корректными. Однако при всем этом напрашивается вывод, что тенденция поляризации валютных режимов посредством размывания промежуточных механизмов, которая прогнозировалась экспертами МВФ и некоторыми известными экономистами, не находит убедительного подтверждения. Напротив, количество стран, использующих те или иные версии «мягкой привязки» своих денежных единиц, возросло (как по числу стран, так и в процентном исчислении) в итоге указанного периода за счет в первую очередь уменьшения числа стран со свободно плавающими валютными курсами. Это обстоятельство свидетельствует о заметном увеличении степени государственного вмешательства в функционирование валютных рынков.

В нынешних же условиях наиболее приемлемое решение на переходный период состоит в том, чтобы небольшие страны устойчиво прикрепили свои валюты к доллару или евро, участвуя таким образом в обеспечении стабильности более крупных валютных зон. Несмотря на участившиеся критические суждения ряда ученых-экономистов, «Группа 20» и МВФ, следуя методологии теоретического «мейнстрима», продолжают придерживаться установки на использование плавающих валютных курсов. Причем соответствующие рекомендации теперь в основном относятся к быстроразвивающимся странам. Однако следует обратить внимание на то, что эти установки формулируются в итоговых документах саммитов G20 не столь категорично: целью называется не утверждение полномасштабной системы свободно плавающих валютных курсов, а лишь увеличение степени гибкости (exchange rate flexibility) этих курсов.

В данной связи декларируется необходимость дальнейшего продвижения в направлении к системе обменных курсов, которые в большей степени определяются состоянием рыночной конъюнктуры и, соответственно, точнее отражают глубинные фундаментальные экономические показатели. Участники «двадцатки» принимают на себя обязательство не прибегать к конкурентным девальвациям своих валют. Другой аспект трактовки «Группой 20» проблемы валютных курсов - это ориентация на дифференцированный подход к отдельным группам стран: страны с развитой экономикой, в том числе те из них, чьи валюты являются резервными, должны не допускать чрезмерной волатильности и беспорядочных колебаний своих валютных курсов; страны с формирующимся рынком, валюты которых оказываются в возрастающей степени переоцененными, а бремя автоматической подстройки внутренней экономики становится неприемлемо тяжелым, могут использовать тщательно разработанные макропруденциальные меры.

В Финальной декларации, а также в «Плане действий по обеспечению роста и занятости», принятых на саммите в Каннах (ноябрь 2011 г.), наряду с подтверждением приверженности системе рыночных валютных курсов обозначены контуры некоего конкретизированного толкования назначения этой системы. Предполагается, что курсовая политика должна, во-первых, противодействовать волатильности международных потоков капитала, нарушающей функционирование финансовых рынков, и, во-вторых, учитывать колебания объемов глобальной ликвидности, с тем чтобы способствовать разрешению проблем, возникающих в результате чрезмерного возрастания у тех или иных стран уровня международных валютных резервов. Согласно Каннской декларации, предпринимаемые в этих направлениях действия будут способствовать дальнейшему прогрессу в осуществлении реформ системы валютных курсов (exchange rate reforms). Напрашивается вывод, что достижение названных целей регулирования валютных курсов предполагает (явно или неявно) потребность в присутствии в том или ином объеме монетарных властей на валютном рынке.

Регулирование трансграничного движения капиталов. В связи с процессом глобализации финансовых рынков одной из ключевых задач МВФ стало устранение валютных ограничений на операции, связанные с трансграничными потоками капиталов (cross-border capital flows). В 1997 г. руководство МВФ инициировало процесс разработки поправок к Статьям соглашения, которые должны были быть направлены на то, чтобы включить проблематику операций, связанных с трансграничным движением капиталов, в сферу компетенции Фонда, а либерализацию этих операций - в число главных его целей. Практически предполагалось распространить на данные операции требование устранения государствами - членами МВФ валютных ограничений, которое по действующему уставу (ст. VIII) относится только к текущим операциям. Временный комитет (ныне Международный валютно финансовый комитет) МВФ на сессии, которая проходила в сентябре 1997 г. в Гонконге, принял специальное заявление о либерализации движения капиталов. Однако мировые финансовые кризисы 1990-х гг. затормозили этот процесс.

В заявлениях МВФ по данному вопросу стали отчетливо звучать призывы к соблюдению осторожности. Участники организованного Фондом в марте 1998 г. семинара, посвященного проблемам либерализации движения капиталов, признали за ним «центральную роль» в содействии этой либерализации. Однако они разошлись во взглядах относительно того, каким способом МВФ следует добиваться достижения данной цели -путем «пропаганды» (advocacy) свободы рынков капитала или посредством установления его «юрисдикции» (jurisdiction) над операциями с капиталом государств-членов». Первый подход разделяли многие развивающиеся страны, приверженцами второго являлись ведущие государства Запада.

Глава 3. Пути дальнейшего совершенствования ЯВС

1 Задачи по дальнейшему развитию Международной валютной системы

ямайская валютная система

Возникший во второй половине 2000-х («нулевых») годов кризис, в свою очередь, содействовал замедлению движения в направлении снятия валютного контроля над движением капиталов. Позиция МВФ по этому вопросу была изложена в подготовленном в 2007 г. его исследовательским департаментом докладе. В этом документе, в частности, говорилось: «Либерализация счета капитальных операций должна осуществляться как часть более широкого пакета реформ, соответствующего требованиям макроэкономической политики страны, особенностям национальной финансовой системы и пруденциального регулирования»

В декабре 2010 г. МВФ обсудил роль Фонда в вопросах, касающихся международного перемещения капитала. Было отмечено, что хотя потоки капитала, способствуя эффективному распределению ресурсов между странами, обеспечивают существенные экономические выгоды, неустойчивость этих потоков увеличивает уязвимость, вызываемую перенесением шоков из одних стран в другие, и, тем самым, играет критически важную роль в развязывании кризисов. Отсюда вывод: роль Фонда в воздействии на международное движение капитала нуждается в усилении и требует выработки соответствующих мер политики.

Особый упор должен делаться на исследовании каналов распространения международных потоков капитала (transmission channels) и вторичных (побочных) трансграничных эффектов (crossborderspillovers), возникающих в связи с регулированием этих потоков. В этой связи высказываются различные мнения относительно внесения поправки в Статьи соглашения МВФ «с целью обеспечить более комплексную и последовательную правовую основу для решения вопросов, касающихся потоков капитала»3. В Финальной декларации проходившего в Каннах саммита G20 (ноябрь 2011 г.) были названы в общем виде цели и установки «двадцатки», относящиеся к управлению трансграничными потоками капитала. Соответствующая формулировка гласит: Руководствуясь опытом каждой страны, мы согласовали взаимоувязанные выводы, которыми мы будем руководствоваться в процессе управления потоками капитала, вместе с тем чтобы пользоваться выгодами финансовой глобализации, одновременно предотвращая риски и управляя рисками, которые могли бы подрывать финансовую стабильность и тормозить экономический рост на национальном и глобальном уровнях.

Из таблицы 3 следует, что оля евро не может быть сопоставлена с совокупной долей валют - предшественниц евро в предыдущие годы, поскольку она исключает суммы в евро, полученные странами - членами зоны евро после того, как принадлежавшие им прежде активы во всех других валютах - предшественницах евро были 1 января 1999 г. конвертированы в евро.

Данные об активах в европейской валютной единице (ЭКЮ) публиковались с 1979 г., т. е. со времени учреждения этой единицы. При подсчете долей валют ЭКЮ рассматривалось как отдельная валюта. Резервы в ЭКЮ, принадлежавшие монетарным властям, существовали в форме требований как к частному сектору, так и к Европейскому валютному институту, который наделял официальными ЭКЮ центральные банки государств - членов Европейского союза. Они выпускались посредством возобновляемых свопов под обеспечение 20% валовых золотых запасов и резервов в долларах США этих государств. 31 декабря 1998 г. официальные ЭКЮ были обращены обратно в золото и доллары. Оставшиеся ЭКЮ, эмитированные частным сектором и существовавшие главным образом в форме номинированных в них депозитов и облигаций, 1 января 1999 г. были автоматически конвертированы в евро.

Доля суммы валютных резервов, которые, согласно имеющейся информации, размещены в идентифицированных валютах, за исключением специально указанных в таблице. С 1995 г. в расчет этой доли перестали включаться валютные резервы, данные о составе которых не предоставляются Фонду.

Доля суммы валютных резервов, информация о валютной структуре которых не предоставляется МВФ, в процентах от общей величины мировых официальных валютных резервов.

Таблица 3 - Доли национальных денежных единиц в общей сумме мировых официальных валютных резервов

(на конец года, %)

Источник: International Monetary Fund. Annual Report. Washington. Appendix I. International Reserves. Table 1.2. За соответствующие годы;Monetary Fund. Currency Composition of Official Foreign Exchange Reserves (COFER). March. 2013.

Участники состоявшегося в апреле 2012 г. в МВФ очередного обсуждения вопроса о либерализации потоков капитала и управлении этими потоками были согласны с тем, что «полная либерализация не является надлежащей целью для всех стран в любой ситуации и что должная степень либерализации зависит от конкретных обстоятельств страны, в частности этапа ее институционального и финансового развития».

Особенностью нынешнего преобразования международной валютной системы является то, что оно осуществляется сугубо прагматическим путем - по методу, к характеристике которого очень подходит английское выражение «muddling through». Это выражение переводят на русский язык как «блуждание впотьмах», или «движение на ощупь», т. е. с помощью проб и ошибок. Поэтому неудивительно, что рекомендации «Группы 20», МВФ и других организаций относительно внесения изменений в международное валютное устройство имели до сих пор весьма расплывчатый, половинчатый, разрозненный и, можно сказать, косметический характер.

Раздававшиеся под воздействием глобального финансово-экономического кризиса призывы ряда видных ученых, общественных и политических деятелей к проведению нового широкого международного форума (наподобие Брет-тонвудской конференции 1944 г.) с целью единовременного осуществления амбициозной реформы мирового валютного устройства на данном этапе не получают ощутимой поддержки со стороны влиятельных сил как в среде бизнеса, так и в управленческих элитах. Следует отметить, что по мере преодоления глобального кризиса политически чувствительная валютная проблематика отходит на второй план, уступая место объединяющим все ведущие страны задачам обеспечения устойчивого и сбалансированного экономического роста, создания новых качественных рабочих мест, в первую очередь посредством стимулирования инвестиций в реальный сектор экономики. Именно эти задачи находились в центре повестки дня в ходе состоявшегося в сентябре 2013 г. санкт-петербургского саммита «Группы двадцати».

Как показано в таблице 4, в каждой сделке участвуют две валюты, сумма процентных долей каждой отдельно взятой валюты составляет не 100, а 200%. Данные с поправкой на двойной счет, возникающий во внутренних и трансграничных междилерских операциях (метод «нетто-нетто»).

Вследствие неполной отчетности об офшорной торговле, которая использовалась в предыдущих обзорах, объем оборота в годы, предшествующие 2013 г., может быть недооценен. Методологические новшества, примененные в обзоре 2013 г., обеспечивают более полное покрытие операций с валютами стран с формирующимся рынком и с рядом других валют.

Определяется как остаток после вычитания из общей суммы долей (200,0%) суммы долей валют стран и территорий, которые Международный валютный фонд относит к категории развитых.

Таблица 4 - Доли валют в обороте мирового валютного рынка

(% среднедневного оборота в апреле каждого указанного года)





Ямайская система образовалась в годах как итог реорганизации Бреттон-Вудской валютной системы. Оформлена Соглашением стран - членов МВФ в Кингстоне (о. Ямайка) в 1976г. и ратифицирована странами-членами МВФ в 1978 г. Данная система действует в мире и по настоящее время, хотя в свете глобального кризиса годов в рамках Антикризисного саммита G20 начались консультации о принципах новой мировой валютной системы.


ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРИНЦИПЫ: официально отменен золотой стандарт и золотые паритеты (отменена привязка валют к золоту как для внутренних, так и для международных операций); зафиксирована демонетизация золота: центральным банкам разрешается продавать и покупать золото как обычный товар по рыночным ценам; введена система СДР (SDR - Special Drawing Rights, специальные права заимствования), которые можно использовать как «мировые деньги» для формирования валютных резервов. Эмиссию СДР осуществляет МВФ.


ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРИНЦИПЫ: (ПРОДОЛЖЕНИЕ) установлен режим свободно плавающих валютных курсов: их котировка формируется на валютном рынке на основе спроса и предложения; помимо СДР, резервными валютами официально были признаны доллар США, фунт стерлингов, швейцарский франк, японская иена, марка ФРГ, французский франк (последние две трансформировались в евро); государства могут самостоятельно определять режим формирования валютного курса из нескольких вариантов (плавающий, фиксированный, смешанный).


Главным практическим значением новой системы стал отказ от фиксированных валютных курсов, в основе которых лежало золотое содержание валют, к плавающим валютным курсам. Рынок золота из основного денежного рынка превратился в разновидность товарного рынка. Переход к гибким обменным курсам предполагал достижение трех основных целей: выравнивание темпов инфляции в различных странах; уравновешивание платежных балансов; расширение возможностей для проведения независимой внутренней денежной политики отдельными центральными банками.


СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЗАИМСТВОВАНИЯ СДР - искусственное резервное и платёжное средство, эмитируемое МВФ, предназначенное для урегулирования сальдо платёжных балансов, для покрытия дефицита платежного баланса, пополнения резервов, расчётов по кредитам МВФ. СДР рассматривались в качестве альтернативы золоту и доллару, а также другим национальным валютам, выступающим в роли международного резервного и платёжного средства. В соответствии с решением сессии МВФ 1969 г. участниками системы СДР могут быть только страны-члены МВФ. СДР функционируют только на официальном, межгосударственном уровне, на котором они вводятся в оборот центральными банками и международными организациями. Их держателями не могут быть коммерческие банки и частные лица. СДР имеют только безналичную форму в виде записей на банковских счетах, банкноты не выпускаются.


КОРЗИНА СДР В Уставе МВФ изначально было зафиксировано золотое содержание СДР, равное 0, г чистого золота, что соответствовал золотому содержанию доллара США (1 долл. = 1 СДР). Относительно СДР стоимость других валютам изменялась в зависимости от рыночного спроса на эти валюты по отношению к доллару США. С середины 1974 г. изменился метод определения стоимости СДР, основываясь на стоимости ряда валют, взятых в определенной пропорции («стандартная корзина» валют). Курс СДР публикуется ежедневно и определяется на основе долларовой стоимости валютной корзины. В валютную корзину для расчёта её значения входят валюты стран, имеющих наибольшую долю в уставном фонде МВФ: США, Япония, Германия, Франция и Великобритания.


Состав корзины SDR постоянно меняется. Например, 1 января 1981 года МВФ использовал упрощенную котировку СДР на основе средневзвешенного курса валютной корзины, состоящей из пяти валют: доллар США 42 %, немецкая марка 19 %, французский франк, английский фунт стерлингов, японская иена по 13 %.





ФИКСИРОВАННЫЙ ВАЛЮТНЫЙ КУРС Разновидности: курс национальной валюты фиксирован по отношению к одной добровольно выбранной валюте и автоматически изменяется в тех же пропорциях, что и базовый курс. Обычно фиксируют курсы своих валют по отношению к доллару США, европейскому евро. курс национальной валюты фиксируется к СДР. «корзинный» валютный курс. Курс национальной валюты привязывается к искусственно сконструированным валютным комбинациям. Обычно в данные комбинации (или корзины валют) входят валюты основных стран – торговых партнеров данной страны. курс, рассчитанный на основе скользящего паритета. Устанавливается твердый курс по отношению к базовой валюте, но связь между динамикой национального и базового курса не автоматическая, а рассчитывается по специально оговоренной формуле, учитывающей различия (например, в темпах роста цен).


ПЛАВАЮЩИЙ ВАЛЮТНЫЙ КУРС В «свободном плавании» находятся валюты США, Канады, Великобритании, Японии, Швейцарии и ряда других стран. Однако часто центральные банки этих стран поддерживают курсы валют при их резких колебаниях. Именно поэтому говорят об «управляемом», или «грязном», плавании валютных курсов. Так, ЦБ США, Канады и ЕЦБ для выравнивания краткосрочных колебаний курсов своих валют проводят валютные интервенции, а другие изменяют структуру своих золотовалютных резервов.


СМЕШАННЫЙ ВАЛЮТНЫЙ КУРС Смешанное плавание также имеет ряд разновидностей: Групповое плавание стран, входивших в ЕВС. В этой валютной системе были установлены два режима валютных курсов: внутренний – для операций между членами Сообщества, внешний – для операций с другими странами. Курсы валют ЕВС совместно «плавали» по отношению к любой другой валюте, не входящей в систему ЕВС. Режима специального курса в странах ОПЕК. Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн и другие страны ОПЕК «привязали» курсы своих валют к цене на нефть.


Режим валютного курса страны могут выбирать самостоятельно. Однако Международный валютный фонд сохранил три основных принципа валютной политики: запрет на манипуляции валютных курсов или валютной системой в целях уклонения от регулирования; обязательное проведение валютных интервенций в случае дестабилизации финансового рынка; необходимость учета в национальной политике интересов стран-партнеров, особенно тех, чьи валюты используются во время интервенций.


ДОСТОИНСТВА СИСТЕМЫ ПЛАВАЮЩИХ КУРСОВ: определение плавающего курса рынком без вмешательства государства. В либеральной рыночной экономике рынок лучше, чем что-либо, сумет распределить ограниченные валютные ресурсы; отсутствие проблемы асимметричного положения резервной валюты, так как все страны несут бремя регулирования платежного баланса. свободное балансирование на рыночных условиях спроса и предложения национальной валюты по отношению к иностранной. Не существует ни обязательств денежных властей, ни какой-либо необходимости для вмешательства центрального банка на рынке.


ПРОБЛЕМЫ ЯМАЙСКОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ По замыслу Ямайская валютная система должна была стать более гибкой, чем Бреттон-Вудская, и быстрее адаптироваться к нестабильности платежных балансов и валютных курсов. Однако, несмотря на утверждение плавающих валютных курсов, доллар формально лишенный статуса главного платежного средства, фактически остался в этой роли, что обусловлено более мощным экономическим, научно-техническим и военным потенциалом США по сравнению с остальными странами. Проблемы Ямайской валютной системы: 1) противоречие между демонетаризацией золота и сохранением его статуса на практике; 2) несовершенство плавающих валютных курсов; 3) явно зависимое положение развивающихся стран в мировой валютной системе.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Г.Е. Алпатов, Ю.В. Базулин и др. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, Энциклопедия банковского дела и финансов - Финансовый менеджмент Международный валютный фонд - sistema