Учительский дом – начало начал. Жск

Учительский дом – начало начал. Жск "учительский дом" обратился в правоохранительные и правозащитные органы

Многие знают, что в банковской системе предоставления ипотечных кредитов существуют ограничения для определенных граждан, которым неохотно предоставляются кредиты, так как они входят в так называемую «группу риска». К сожалению, в эту группу включены и учителя, чья средняя заработная плата оставляет желать лучшего. Поэтому для семей российских учителей единственным шансом на улучшение жилищных условий становятся социальные , о которых в последнее время так много пишут в прессе. Согласно правилам этих программ, разработанных правительством РФ, преподаватели могут получать в банках ипотечный кредит на приобретение жилья на особых (льготных) условиях , с привлекательными процентными годовыми ставками и с минимальным первоначальным взносом или вовсе без него.

Ипотека для учителей: на что могут рассчитывать молодые педагоги?

Государственный социальный проект «Ипотека для молодых учителей», вступивший в законную силу в 2011 году, рассчитан на все категории российских учителей - от школьных педагогов до преподавателей в вузах. Единственным условием является возраст - учитель, обратившийся за предоставлением ипотечного кредита в , не должен быть старше 35 лет . В эту же программу включены аспиранты, а также выпускники вузов, которые закончили четыре или пять лет обучения в вузе и делают лишь первые шаги на тернистом пути преподавательской карьеры. Данная ипотечная программа - единственная в стране, с таким минимумом ограничений, полностью независимая от размеров среднемесячного дохода учителей.

Молодой преподаватель, имеющий возможность оплатить десять процентов первоначального взноса от стоимости покупаемого жилья, может рассчитывать на получение в банке, поддерживающем реализацию данной социальной программы. При этом ему назначается минимальная по погашению кредита, которая не должна превышать 8,5%.

Региональные власти на местах в свою очередь также заинтересованы в обеспечении жильем молодых специалистов-учителей, поэтому находят средства в своих городских бюджетах, чтобы ощутимо помочь реализовать данную жилищную программу. В частности, сейчас во многих областных центрах открываются фонды помощи учителям . Каждый педагог может обратиться за выдачей субсидий в местные органы, если они заявили о поддержке данной государственной жилищной программы.

Одним из главных преимуществ новой социальной программы на государственном уровне наряду с решением жилищной проблемы для этой категории нуждающихся российских граждан является повышение статуса и престижности профессии преподавателя. Такая программа укрепит веру в значимость образования и поможет сохранить высокопрофессиональные кадры. Не секрет, что огромное количество учителей, устав ждать от государства достойной зарплаты и социальных льгот, как это принято во всех цивилизованных странах мира, уходят из своей профессии в поисках более прибыльной работы. Новая социальная программа по предоставлению льготных жилищных кредитов, возможно, станет тем первым шагом, который начнет возрождение престижности профессии учителя в России.

В рамках программы «Ипотека для молодых учителей» во многих регионах России начали возводиться целые жилые комплексы, специально предназначенные для преподавателей и работников других сфер социальных профессий. В первостепенную задачу региональных властей входит оповещение об условиях участия учителей в данной государственной жилищной программе и всех льготах и субсидиях, которые будут предназначаться для преподавателей.

Ипотека для учителей: социальная региональная программа «Дом для учителя»

В рамках этой программы намечено строительство новых школ по проектам, в которых предусматриваются жилые комплексы для учителей. Такая программа решит сразу две проблемы в некоторых регионах страны, где крайне не хватает школ, а учителя не желают ехать преподавать в отдаленные районы, где им не предоставляют жилья. Например, строительство школ с жилыми помещениями для педагогов уже началось в Нижегородской области и в Пермском крае.

Правительство Коми по-своему решает вопрос предоставления жилья преподавателям. Здесь успешно ведется возведение так называемых «учительских домов» по проектам малоэтажного строительства. Теперь молодые специалисты, закончившие педагогические вузы, охотнее поедут работать в село или небольшой провинциальный город, если их семьям будет предоставлено благоустроенное жилье, которое в случае увольнения будет переходить в пользование другому учителю.

Ипотека для учителей: государственная социальная программа «Учительский дом»

Владимир Путин выступил с инициативой создания социальной программы «Учительский дом», в рамках которой будут решаться вопросы создания кооперативного строительства жилья для российских педагогов. Понятно, что и в этом случае собрать деньги на первый взнос будет непросто, но премьер РФ дал понять, что средняя заработная плата учителей к 2013 году должна возрасти до уровня средней по экономическим потребностям. Плюс ко всему в рамках этой жилищной программы будут предоставляться федеральные земельные участки под строительство жилых комплексов на бесплатной основе. Этот шаг существенно удешевит стоимость строящегося жилья, учителя смогут платить по ипотеке на 30-35% меньше. Кроме того, участвуя в программе «Учительский дом», педагоги смогут рассчитывать на первоначальный взнос по ипотеке в размере не более 10% от общей стоимости жилья.

Вторым инициативным планом государства в качестве оказания помощи в получении жилья учителям является взятое обязательство о бесплатных работах (за счет государства) по подведению коммуникационных и инженерных систем к строящимся кооперативным домам для учителей.

В поддержку данной социальной программы в некоторых регионах России власти на местах уже откликнулись всячески помогать ее быстрой реализации. Региональные власти обещают помогать ссудами учителям-очередникам, которые на данный момент времени стоят в очереди на улучшение жилья. Естественно, что, в первую очередь, будет оказана помощь с покупкой жилья многодетным семьям учителей, матерям-одиночкам, которым тяжело собрать деньги на первый взнос в кооперативное строительство.

Новые государственные социальные программы жилищной помощи учителям запускают в стране огромный механизм взаимопомощи. Ведь теперь государство вправе спрашивать и с глав муниципальных властей, а также с общеобразовательных организаций, что они конкретно делают для улучшения условий жизни учителей.

Григорий БАЛЫХИН, председатель Комитета ГД РФ по образованию:

Владимир Путин выступил с двумя инициативами, которые касались непосредственно системы образования, повышения социального и общественного статуса наших педагогов. Первая инициатива связана с «Учительским домом»: по существу, речь идет о строительстве жилья для наших педагогов, это могут быть кооперативы, ТСЖ или другая форма. Весь вопрос в том, что нужно сделать, для того чтобы «Учительский дом» и кооперативы стали доступными для наших педагогов. Понятно, что заработная плата очень низкая, несмотря на программу модернизации, которая сейчас реализуется. К 2013 году заработная плата учителей должна сравняться со средней по экономике субъектов Российской Федерации, думаю, что уже в 2013 году нам будет легче реализовывать этот проект. Удешевить жилье педагогам поможет предоставление бесплатных федеральных земельных участков для строительства, которые сегодня не используются. Субъекты РФ могут взять на себя все, что связано с инфраструктурой, - с коммуникациями, сетями при строительстве этих домов. Все это, по нашим расчетам, должно удешевить стоимость одного квадратного жилья для наших педагогов примерно на 25-30, 35 процентов.
Вторая инициатива Владимира Путина связана с предоставлением ипотеки для молодых и не очень молодых педагогов - речь идет о снижении процентной ставки по ипотеке до 6-8 процентов и размере первоначального взноса не более 10 процентов от общей стоимости жилья. Те субъекты Российской Федерации и муниципалитеты, у которых есть такие возможности, могут взять на себя уплату 100% первоначального взноса, а также какую-то часть ежемесячных платежей.

Николай БУЛАЕВ, заместитель председателя Комитета ГД РФ по науке:

Что касается первых ощущений по проектам «Учительский дом» и «Ипотека для молодых», я думаю, что у нас есть большое поле для дискуссии, все умеют считать и могут в течение двух минут выяснить: сколько должен платить молодой учитель, в случае если он берет ипотеку за двухкомнатную квартиру. Цифры достаточно внушительные. Что меня устраивает? Больше всего то, что властью обозначена сама тема жилья для учителей, а раз так, то будут приняты соответствующие решения, которые помогут эту идею реализовать.
В Башкортостане я провел опрос директоров школ, заведующих роно. Сначала никто из них не хотел участвовать в проекте «Учительский дом». Но когда возникла перспектива обменять в результате реализации этого проекта двухкомнатную квартиру на трехкомнатную, у многих появился огонек в глазах. Наличие первоначального жилья позволяет сделать очень интересным участие в «Учительском доме», практически без доплат решить свою жилищную проблему. Сегодня возникают такие вопросы, как, например: почему нельзя строить таунхаузы в городах с населением 25-30 тысяч, даже в небольших населенных пунктах 5-6 тысяч человек? Мне кажется, надо все эти вопросы обсуждать, выдвигать реальные предложения для развития этого проекта. Сегодня учитель нуждается в решении проблемы жилья, ведь когда его нет, нет и возможности нормально работать.

Наталья ШЕРРИ, заместитель руководителя Департамента образования Москвы:

Мы уже проанализировали порядок получения жилья педагогами Москвы и знаем, что наибольшим спросом по жилью пользуется купля-продажа с рассрочкой платежа, которая позволяет учителям действовать в этом направлении. Понятно, что у нас есть проблемы с земельными участками. Учителя, которые покупают квартиры по более низким ставкам в Московской области, очень часто остаются в Московской области и работать. То есть мы обеспечиваем кадрами Московскую область, а не столицу, и эту проблему нам необходимо решать. Сегодня субсидирование процентной ставки без внесения первого взноса проблематично, так как в Москве очень дорогое жилье, и хотя средняя заработная плата в Москве практически приближена к средней по экономике региона, тем не менее нашему учителю невозможно сегодня купить жилье. До середины октября мы выйдем на мэра Москвы Сергея Собянина с теми предложениями от регионального отделения ВПС, которые можно рассматривать на уровне столицы.

Александр АНИКЕЕВ, министр образования Калужской области:

Мы будем реализовывать инициативу премьера в рамках областной целевой программы «Жилье для профессионалов». Жилье по этой программе у нас получают работники технопарков, которые строят на территории Калужской области. Мы приняли решение включить в эту программу также школьных учителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, преподавателей вузов и учреждений системы начального и среднего профессионального образования в возрасте до 35 лет. Это может быть малоэтажное строительство. У нас есть опыт возведения трех поселков с очень дешевым жильем для молодежи. Это могут быть и многоэтажные, многоквартирные дома. Сегодня уже принято решение о том, что землю под такое строительство область предоставляет абсолютно бесплатно. Кроме того, область берет на себя прокладку коммуникаций, строительство инфраструктуры. Организацией-кредитором будет выступать Сбербанк, размер ставки кредитования мы рассматриваем. Думаю, что она будет не выше 8 процентов. Область субсидирует также первоначальный взнос участников программы в размере 10 процентов.

Валентина ИВАНОВА, председатель ВПС:

Сельская школа должна стать центром социально-культурной жизни села. Мы проводим в рамках Всероссийского педсобрания мероприятия по инициативе «Учительский дом». Мы будем отстаивать права на жилье многодетных учителей, матерей-одиночек, в школах очень много женщин-учительниц, которые имеют детей и которым надо помогать, даже половину первого взноса им тяжело внести. Значит, надо думать всем вместе. Нам нужно сделать так, чтобы с глав муниципальных образований спрашивали, что они делают для учителя.

Лидия ГОРДЮШКИНА, учитель математики Александроневской школы Новодеревенского района Рязанской области:

Решение любой проблемы, связанной с учительским сообществом, невозможно без главы нашего района Владимира Оводкова. В 1997-2000 годах к нам приехали молодые специалисты. Для того чтобы их закрепить на рабочих местах, наша районная Дума приняла решение выделить им безвозмездно денежные средства. Мы выделили по полтора миллиона, десять молодых педагогических семей сейчас живут и работают в комфортных условиях в сельских населенных пунктах. Педагоги участвуют в программе обеспечения жильем молодых семей, последние три года они получают социальную выплату на покупку жилья, в этом году участниками этой программы стали пять семей.
Также на территории нашего района действуют федеральная целевая программа «Социальное развитие села» и региональная «Социальное развитие села Рязанской области до 2013 года». 40 процентов средств на строительство и приобретение жилья предоставляет федеральная программа, 50 процентов дает Рязанская область, то есть молодому специалисту всего нужно десять процентов стоимости жилья вложить, для того чтобы рассчитаться с теми займами, которые дает ему государство. В рамках реализации этой программы улучшили жилищные условия 93 семьи нашего района, в том числе девять работников школ и детских садов.
В рамках реализации областной целевой программы по переселению граждан из аварийного, ветхого жилищного фонда в нашем поселке Александроневском десять семей получили новые квартиры, которые отвечают всем современным условиям. Это и учителя, и работники дошкольного образования. В частности, два года назад благоустроенную квартиру получила и я. В нашем поселке есть два новых микрорайона, в которых педагогам безвозмездно выделяют земельные участки под строительство жилья, эти участки обеспечены всей необходимой инженерно-коммунальной инфраструктурой. Мне 61 год, скоро мне уходить на пенсию, и когда на мое место придет молодой учитель, то ему предоставят земельный участок под строительство жилья, где есть все.

Надежда ГОЛОЛОБОВА, заместитель руководителя Тюменского регионального отделения ВПС:

С февраля 2011 года в нашей области стартовал проект по предоставлению субсидий работникам бюджетных организаций. Мы получили 361 обращение от работников образования - не только учителей, но и воспитателей дошкольных учреждений. Тот, кто претендует на получение социальной выплаты и социального займа, должен соответствовать нескольким критериям, один из которых - он должен стоять в очереди на улучшение жилищных условий, второй критерий - он должен иметь стаж работы не менее десяти лет в бюджетной сфере, третий - его кандидатуру должен одобрить трудовой коллектив. Социальная выплата установлена в размере 400 тысяч рублей, по решению правительства Тюменской области добавлено еще по 100 тысяч рублей на каждого ребенка, не достигшего 23 лет. Когда наши педагоги начали приобретать жилье, стало ясно, что общей суммы недостаточно для приобретения готового жилья. Примерная стоимость однокомнатной квартиры в Тюмени - два миллиона рублей. Поэтому правительство Тюменской области вводит еще одну форму помощи педагогам - социальный заем. То есть педагог получает субсидию до миллиона рублей под 1,3 процента годовых. Если он берет на 10 лет такую социальную субсидию, то ему нужно будет платить примерно 9000-9200 рублей в год. Эта сумма для нашего педагога реальна. У нас есть территории, к примеру города Ишим, Заводоуковск, где нет свободного жилья, там действует программа выделения педагогам служебных квартир в новых строящихся домах.
По программе, которая у нас действует, после получения субсидии и социального займа мы заключаем с педагогом договор на пять лет, которые он должен отработать в бюджетной сфере.

Ростислав ЭДВАРДС, заместитель председателя Комитета Законодательного собрания Ульяновской области по социальной политике и делам молодежи:

У нас приняты решения о разработке мер поддержки по предоставлению жилья. С июня 2011 года у нас действует постановление правительства, согласно которому учителю компенсируют первоначальный взнос в размере 50 процентов, но не более 150 тысяч рублей. Между тем стоимость жилья подросла. Однокомнатная квартира у нас стоит 1,5 миллиона, но в принципе в 10 процентов, о которых говорил Владимир Путин, мы укладываемся. С июня этой возможностью воспользовались сотрудник педагогического колледжа, два сотрудника Центра развития образования и один сотрудник интерната. Процентная ставка при этом: минимальная - 7,8 процента, максимальная (в случае когда кредит берут на 30 лет) - 9,8 процента. Также мы планируем построить дом для педагогов. В Ульяновске в некоторых микрорайонах возводятся дома, и их можно превратить в дома для учителей, если потом мы сможем компенсировать затраты застройщику земельным участком.

Татьяна УЛЬЯНОВА, член Тверского регионального отделения ВПС:

Мы в Тверской области провели мониторинг педагогов, нуждающихся в жилье, и установили, что наиболее проблемная в этом плане категория - это не молодые специалисты (они участвуют в федеральных программах), а неполные семьи, одинокие учительницы 30-40 лет, имеющие детей. Например, в Кимрском районе есть Неклюдовская школа, где работает учитель начальных классов Алена Суворова, ей 33 года, у нее трое детей, в семье есть ребенок-инвалид, живут они в неблагоустроенном доме, арендованном у администрации поселения. При любом раскладе неполные семьи с детьми при нынешнем состоянии дел не смогут участвовать в программе, а хотелось бы, чтобы эти люди не оставались за бортом. При оформлении субсидии на жилье у учителя часто возникают сложности в юридическом оформлении, и ему в принципе некуда обратиться с этими вопросами. Так, одной учительнице из Нелидовского района дали жилье, но она не может его юридически оформить.

Наталья МАКРЕЦКАЯ, директор Новостроевской средней школы Озерского района Калининградской области, депутат областной Думы:

Я считаю, что инициатива «Учительский дом» очень хороша, особенно идея дома для учителей с помощью кооперации, то есть вложения средств на первом этапе. Но меня волнует как директора сельской школы и как депутата областной Думы привлечение молодых специалистов, тем более в село. Как молодая девушка, парень смогут вложить какие-то средства, которые они еще не заработали? Сейчас никто не будет на селе сдавать жилье, потому что бабушки уже стали тоже современными.
Чаще всего молодые люди не едут работать на село, потому что инфраструктура там совсем не такая, какой им хотелось бы. Молодые люди сейчас хотят жить в комфортных условиях, поэтому считаю, что нужно за счет средств федерального бюджета создать фонд ведомственного педагогического жилья.

Наталья БУРАКОВА, начальник Департамента образования Ивановской области:

Что касается «Учительского дома», то мы сейчас проводим подробный анализ, мониторинг потребности жилья. В рабочую группу входят специалисты различных отраслей, мы серьезно изучаем ситуацию на рынке жилья, проводим консультации и согласования со специалистами.

Мнение по поводу

Елена НИКОЛАЕВА, президент Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства, председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по социальным вопросам и демографической политике:

Как принцип основной социальной справедливости увязать с экономическими реалиями? Это очень непростая задача. Хотя мы поняли, что для молодых педагогов, особенно для тех, кто работает на селе, будут в ближайшее время реализованы некоторые задачи по предоставлению жилья. Закрепление молодых педагогов в школах, на селе - базовая проблема. Конечно, вопрос обеспечения их жильем, может быть, даже служебным и необязательно в собственность, - проблема чрезвычайно острая.
Жилищная обеспеченность - комплексная задача, которую необходимо решать системно, но при этом, на мой взгляд, мы не должны говорить только о том, что для этого нужно всех обеспечить жильем в собственность. Это утопия: нам никогда не хватит денег. Поэтому необходимо развивать альтернативные программы, в частности, строительство социального жилья, социального найма, реализовывать программы, связанные с арендным жильем, которое можно предоставлять педагогам по той или иной программе и субсидировать, если эта категория граждан будет получать соответствующую льготу. Конечно же, нужно развивать ипотечные программы, естественно, с развитием в том числе малоэтажного и коттеджного строительства. Чем более качественной будет наша жизнь, чем более качественной будет среда обитания, тем серьезнее улучшится наша демографическая ситуация. В своем доме, как говорили наши коллеги, хочется рожать детей.

Дмитрий ЛАПТЕВ, начальник Томского управления по делам молодежи, физической культуре и спорту:

На сегодняшний момент на территории города Томска реализуются три жилищные программы, направленные на улучшение жилищных условий. Первая - федеральная программа «Жилище», где целевая аудитория - молодые семьи, постоянно проживающие на территории Томска, в которых оба супруга в возрасте до 35 лет. Программа реализуется в нашем городе с 2006 года, за период с 2006 года по 2010 год 598 молодых семей улучшили свои жилищные условия. Программа финансируется за счет бюджетов трех уровней, поэтому количество семей, которые могут получить сертификат, напрямую зависит от объема денежных средств, выделенных из федерального бюджета. Ежегодно в нашу заявку на получение жилищных сертификатов по этой программе мы включаем около 1000 семей. Денежные средства выделяют в объеме, достаточном для оказания помощи от 15 до 30 процентам семей от общего числа претендентов. Вторая - программа субсидирования процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам отдельным категориям граждан на 2009-2013 годы - финансируется только за счет средств местного бюджета, рассчитана на широкую целевую аудиторию: нет ограничения по возрасту, семейному положению, профессиональной деятельности. Суть программы - субсидирование процентной ставки по ипотечному кредиту в течение трех лет. Если оба супруга работают в бюджетной сфере, то полностью погашается до 15 процентов, если один из супругов работает в бюджетной сфере - 13 процентов, для работников небюджетной сферы это 12 процентов. Величина субсидии здесь варьировалась от 3 до 30 тысяч рублей и напрямую зависела от места работы участника программы, состава семьи и площади приобретаемой квартиры. Программа предусматривает погашение заключенных ранее ипотечных кредитов. Финансирование программы осуществлялось из городского бюджета, в рамках программы 750 семей улучшили свои жилищные условия, это 431 семья бюджетников, из них 237 - семьи работников сферы образования. Всего были привлечены средства кредитных организаций в размере 530 миллионов рублей. Третья программа - социальная ипотека, симбиоз положительного опыта реализации двух программ, которые реализуют в Томске. Программа начала работать с января 2011 года и рассчитана на 10 лет. Бюджет программы - полтора миллиарда рублей с ежегодным финансированием 150 миллионов рублей. Программа финансируется за счет средств местного бюджета. Были отменены ограничения по наличию стажа работы не менее одного года, что позволило участвовать в программе выпускникам вузов, ссузов, только что закончивших обучение и трудоустроившихся. Программа предусматривает оказание поддержки в следующих формах: одновременно оплата первоначального взноса в размере 150 тысяч рублей, субсидирование процентной ставки по ипотечному кредиту в течение 10 лет в размере не более 13,5 процента. По сути, погашается только основной долг учителя, который расписывается на 10 или 15 лет. То есть практически всю процентную ставку по кредиту мы берем на себя.
Норма для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье установлена в 14 квадратных метров. Наличие финансовых обязательств по ипотечным жилищным кредитам, заключенным для приобретения жилья у застройщика либо в целях долевого участия в строительстве в соответствии с 214-м федеральным законом, при участии в долевом строительстве снижает стоимость одного квадратного метра жилья и делает более доступным для приобретения. С каждым участником мы подписываем соглашение, условия которого предусматривают в том числе, что участник программы, получающий бюджетную поддержку, должен в течение 10 лет отработать в бюджетном учреждении. Карьерный рост и переход между учреждениями допускаются, но в случае увольнения по собственному желанию и трудоустройства в коммерческую структуру участник возвращает все полученные в рамках программы деньги.
Краткие итоги реализации программы: за восемь месяцев 2011 года признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий 456 семей, выданы сертификаты на оплату первоначального взноса в размере 150 тысяч рублей, 250 человек приобрели квартиры, стали непосредственными участниками 210 молодых семей, привлечены средства кредитных организаций за этот маленький срок в размере 230 миллионов рублей.

От редакции

Очень часто бывает так, что кто-то из власть имущих предлагает очень хороший выход из трудного положения, но не всегда эти предложения местные власти реализуют в полной мере. Два существенных предложения сделал Владимир Путин - о повышении учительских зарплат до средней по экономике региона и о создании программы «Учительский дом». Первая инициатива реализуется с куда более значительной скоростью (установлен жесткий контроль за исполнением, выделены соответствующие средства), а вот вторая вызывает очень много скептических высказываний учителей.
В очередной раз учителя выступают бедными родственниками государства, от которого вынуждены ждать новых бюджетных выплат. Понятно, что зарплата и приобретение жилья - проблемы связанные. Будь зарплата посолиднее, учитель и сам мог бы решить свои жилищные проблемы. Но пока такого нет даже в богатой Москве, где однокомнатная квартира стоит больше 6 миллионов рублей, и учителю нужно двадцать лет не пить и не есть, не заводить семью, чтобы худо-бедно справиться с платежами. Если же он возьмет кредит под грабительский банковский процент, то количество лет, проведенных в монашеском образе, существенно возрастет.
Государство, предлагая программу «Учительский дом», отметает одну возможность - предоставление педагогам социального жилья, между тем в городе это вполне могло бы помочь решению жилищной проблемы. Еще одна возможность - предоставление арендного жилья. В столице несколько лет практиковали такую форму поддержки молодых учителей, это существенным образом не только привлекало к работе в школе выпускников вузов, но и закрепляло их там.
Возрождать такие забытые формы, как молодежные жилищные кооперативы, архинеобходимо, ведь тогда сами молодые люди смогут внести вклад в улучшение своего жилищного положения. Вполне вероятно, что могут быть различные варианты решения проблемы. Нужно только слушать людей и идти им навстречу, не загораживаясь в очередной раз от них привычной отговоркой «Не можем!», ведь чаще всего за этим стоит другая - «Не хотим!».
Хлопотно решать проблему жилья для учителя, но решать ее надо.
А как в вашем регионе, уважаемые читатели, решается эта проблема, что вы можете предложить сами, что вам предлагает региональная и муниципальная власть? Мы ждем ваших писем.

Профессия учителя в России как-то отошла в тень. Того всенародного уважения, которым она пользовалась в СССР, сегодня не наблюдается. Статус профессии понизился вместе с зарплатой, или это низкие доходы вызвали понижение статуса?

Для небогатых российских учителей сегодня особенно трудно даётся решение квартирного вопроса. Помочь в этом может только ипотека, однако банки негласно относят их к группе риска, кредиты выдают неохотно и не на лучших условиях.

Это понятно: зарплата невысокая, платежеспособность сомнительная, и сохранить её на протяжении многих лет, в течение которых выплачивается ипотека, удаётся с трудом.

Без помощи государства никак не обойтись, и оно действительно предприняло ряд действий, создавая льготы учителям при решении проблем с жильём.

Имеется комплекс государственных программ, предназначенных для тех слоёв населения, которые не в состоянии самостоятельно улучшить свои жилищные условия.


Действуют такие программы как на федеральном уровне, так и на региональном. При этом государство привлекает банки для субсидирования ипотеки на условиях, более приемлемых для заёмщиков.

Во многих регионах РФ государственным программам оказывают содействие местные проекты на уровне края, области или города.

В результате учителя получают ипотеку с пониженными процентными ставками, иногда удаётся уменьшить стоимость жилья за счёт бюджетных средств, ресурсов АИЖК, да и банки немного поступаются прибылью.

Условия социальной ипотеки

Реализуется она в нескольких направлениях, и каждый может выбрать наиболее подходящий:

  • банк выдаёт кредит на условиях, максимально учитывающих интересы заёмщика;
  • государство выкупает квартиры у застройщиков и продаёт их по себестоимости;
  • банк предоставляет субсидию для внесения первого взноса или для погашения процентов.

Учителя могут получить доступ к социальной ипотеке в таких случаях:

  • если они не имеют собственной жилой площади и снимают квартиру, либо живут в коммуналке;
  • если семья делит жилплощадь с родителями или другими близкими родственниками;
  • если жильё не отвечает необходимым требованиям, слишком тесное, то есть, на одного члена семьи приходится менее 14 кв. м.

Необходимо помнить, что учитель, получив льготный заём, обязан проработать в сфере образования оговоренный срок, в противном случае ему придётся расстаться со всей суммой или её частью.

Льготные ипотеки в РФ имеют свою историю. Попыток было много, и некоторые из них оказались удачными.


Этот правительственный соцпроект, сегодня приостановленный, он единственный в РФ имел минимальное количество ограничений. Даже среднемесячный заработок тут роли не играл, однако имели значение другие параметры.

В силу того, что тут задействованы бюджетные средства, был усилен отбор учителей, которые могли претендовать на льготную ипотеку. Требования такие:

  1. Возраст не более 35 лет.
  2. Претендент проживает в конкретном регионе постоянно, является гражданином РФ.
  3. Работает в учебном заведении, государственном или муниципальном, и стоит в очереди на жильё по поводу улучшения условий.
  4. Работает в сфере образования не менее 3-х лет, не имеет взысканий по службе, может представить положительные характеристики и рекомендации от начальства.
  5. Обладает удовлетворительной платежеспособностью.
  6. В состоянии внести первый взнос в размере 10-30% от стоимости жилья.

Если все условия выполнены, то банк даёт добро на ипотеку и устанавливает минимальную процентную ставку: 8,5% для покупки на вторичном рынке, и 10,5% — на первичном.

Правительственный социальный проект «Ипотека для молодых учителей» был запущен в 2011 году. Многие успели воспользоваться этой программой, но, сожалению, в 2015 году она была приостановлена .

Правительство посчитало, что благосостояние учителей в России настолько улучшилось, что они сами в состоянии оплатить ипотеку, и в льготах больше не нуждаются. Договоры, которые были заключены ранее, выполняются, но новых больше нет.

Затем появились дочерние социально-ориентированные программы жилья для учителей, действующие во многих субъектах РФ.

Это государственная программа ипотечного кредита, разработанная специально для преподавателей. Она функционирует с лёгкой руки президента и занимается постройкой кооперативного жилья.

За счёт того, что федеральные земли предоставляются застройщикам безвозмездно, жильё дешевеет на 35%, и выплачивать ипотеку значительно легче. Тем более, что правительство обязалось оплатить из бюджета прокладку коммуникаций и сооружение инженерных систем.

Для участников программы первоначальный взнос уменьшен до 10% стоимости жилья. Тем учителям, которые стоят в очереди, ожидая улучшения жилищных условий, местные власти взялись помогать получить ссуду.

На местах заинтересованы в том, чтобы избежать нехватки учителей, да и федеральное руководство добивается содействия в данном вопросе.

«Дом для учителя»

Эта программа является региональной, в её рамках при возведении новой школы попутно строится и жильё для преподавателей. Здесь разместятся семьи, в квартирах, коттеджах или апартаментах, и будут жить всё то время, пока учитель работает в данной школе.

Местные руководители, имея фонд жилья, больше не будут испытывать недостатка в учителях: если нынешний преподаватель уедет, то в освободившуюся квартиру можно будет пригласить другого.

Федеральная программа по жилью для молодых учителей в 2017 году приостановлена, поэтому и в Сбербанке она сегодня не работает.


Сбербанк, как известно, первым откликается на инициативы правительства, касающиеся смешанных программ, банковских и государственных, в рамках одного проекта.

Поскольку одна программа приостановлена, на освободившемся поле работает аналогичная, так называемая «социальная ипотека». Её условия не столь заманчивы, как у прежней, ныне замороженной, но всё же они более приемлемы для заёмщика.

Для учителей специальных льготных проектов в Сбербанке нет, они могут воспользоваться социальной ипотекой на общих основаниях.

Поскольку зарплата учителей невелика, у них есть возможность улучшить условия кредитования, предоставив сведения о дополнительных доходах, или воспользоваться помощью созаёмщиков и поручителей.

Прогноз на 2018 год

Основным источником благополучия учителей является заработная плата. В 2018 году её обещают увеличить в 1,5 раза – это следует из указов президента. Преподавателям ВУЗов вообще обещают троекратное увеличение, исходя из общих показателей региона.

От такого шага ожидают многого, и прежде всего – массового привлечения молодых специалистов в школы.

Если взглянуть с государственной точки зрения, то нерентабельно держать учителей на голодном пайке, это выйдет себе дороже.

Ведь именно педагоги формируют личность будущего гражданина и обеспечивают образованность населения. То есть, они работают непосредственно на государство, решают задачи, определяющие его дальнейшую судьбу.

Так что надо не приостанавливать, а умножать количество льготных ипотечных программ для учителей, увеличивать разнообразие социальных проектов. На это надеются сами учителя, они ждут, что им будет легче в новых финансовых условиях решить жилищный вопрос.

Контекст

О жилищных проблемах учителей разговоры идут уже не один десяток лет. Пять лет назад, наконец, появились вполне реалистичные сценарии исправления ситуации. Два существенных предложения сделал Владимир Путин: о повышении учительских зарплат до средней по экономике региона и о создании программы «Учительский дом» по строительству кооперативного жилья. Предполагалось, что в нем смогут участвовать все школьные преподаватели вне зависимости от возраста.

На сегодняшний день очевидно, что первая инициатива реализуется куда более эффективно, чем вторая, вызывающая пока большей частью скептические высказывания учителей. Хотя именно проект «Учительский дом» должен был особенно позитивно сказаться на развитии регионов. Стабильность и социальные гарантии могут помочь привлечь в школы мужчин и квалифицированные кадры. Особенно остро эта проблема стоит для Москвы, стоимость жилья в которой недоступна для абсолютного большинства учителей, из-за чего столица столкнулась даже с оттоком кадров.

«Учителя, которые покупают квартиры по более низким ставкам в Московской области, очень часто остаются в Московской области и работать. То есть мы обеспечиваем кадрами Московскую область, а не столицу, и эту проблему нам необходимо решать», — жаловалась пару лет назад заместитель руководителя Департамента образования Москвы Наталья Шерри.

В то же время реализация именно в Москве проекта «Учительский дом» могла бы послужить толчком для его распространения в других субъектах РФ и образцом согласованного участия в реализации проекта всех ответственных сторон. А ведь для этого вполне могло бы хватить всего лишь довести до логичного завершения начатую уже декаду назад подготовку к строительству «Учительского дома» на Юго-Западе столицы.

Тем не менее, этот проект на протяжении всей истории своего развития сталкивается с самыми удивительными и патологическими трудностями и препонами. Стоит изучить их подробнее, чтобы уяснить, почему же такие благие инициативы, как проект «Учительский дом», зачастую так и не доживают до полноценной реализации.

Строительство без коррупции

Еще в марте 2004 года по распоряжению Правительства Москвы при Управлении образования ЮЗАО Департамента образования города Москвы был организован ЖСК «Учительский дом» для строительства дома по адресу Кравченко, 16. Жителями этой новостройки должны стать учителя, являющиеся очередниками по улучшению жилищных условий в столице, а также работники образования, занимающие общую жилую площадь не более 18 кв. м на каждого члена семьи.

ЖСК провел все необходимые мероприятия по получению технической документации для начала строительства. Однако в первом пакете документов обнаружилась ошибка: под планирующемся физкультурно-оздоровительным комплексом (ФОК) не было земли. Ошибка была оперативно исправлена, а бремя строительства ФОК ЖСК взвалило на свои плечи. После этого в 2007 году было получено следующее разрешение и началась более активная стадия подготовки к строительству.

В итоге, к 2011 году, когда Путин фактически дал старт федеральной программе «Учительский дом», в Москве все было готово к первой образцовой реализации ее на практике.

Однако, как рассказывают члены ЖСК, местные чиновники проигнорировали президентское указание. В январе 2013 года вместо получения ордера на строительства учителя узнали, что договор аренды был расторгнут в одностороннем порядке столичным Департаментом городского имущества. Причина - его срок формально истек в 2009 году. Учителя подтвердили это, отметив, что в 2011 году действие договора было продлено на тех же условиях на неопределенный срок.

Сотрудники ЖСК подали много ходатайств в 2013 году с просьбами к городским властям оформить землю таким образом, чтобы можно было продолжать подготовку к строительству. Эта эпопея длилась два года. Казалось, власти все-таки демонстрируют желание пойти навстречу, учитывая социальную значимость этого дома. На словах пообещали дать разрешение, ссылаясь на ФЗ-161 «О содействии развитию жилищного строительства». А в реальности распоряжением Правительства Москвы № 87 от 17 февраля 2015 года действующий договор аренды был окончательно расторгнут. И это при положительном заключении градостроительной экспертизы.

Руководство ЖСК увидело во всем происходящем игру против них: два года тянули с решением, чтобы учителя не могли построить грамотную защиту своих прав, упустили время, а дальше чиновники просто перекрыли им дорогу ко всему строительству. Самое удивительное и печальное, что учителя вокруг наблюдали многочисленные примеры, как продолжается строительство и возводятся новые дома на продажу по таким же как у них бессрочным договорам аренды. Все это наводило на самые печальные подозрения о правовой нечистоплотности некоторых чиновников.

Через четыре года после того как Путин заявил о необходимости решить жилищную проблему учителей вокруг строительства первого «Учительского дома» в Москве ситуация сложилась безнадежная. Без взяток попытка построить социальное жилье, не рассчитанное на коммерческую выгоду, зашла в тупик и стала грозить потерей всех сбережений доверившихся обещаниям властей учителей. На арендные платежи, оформление проекта, экспертизу и другие документы к тому времени было потрачено около 60 млн. рублей учительских денег. Соответственно, был собран большой объем проектно-разрешительной документации именно на этот адрес. Поэтому даже перспектива получения разрешения на строительство по другому адресу выглядело катастрофой: это означало фактически все начинать заново с аналогичными тратами из зарплат учителей.

Надежда на будущее

Однако, когда не осталось почти никаких надежд на административное решение вопроса, вторую жизнь проекту дало гражданское общество. На защиту учителей встали не только коллеги, родители детей, но и многие другие простые москвичи, пришедшие на 12 пикетов и митингов, организованных в защиту строительства «Учительского дома». Активную поддержку ЖСК оказали практически все федеральные партии, многие общественные организации и публичные фигуры.

Кроме уличных действий активисты провели акцию по сбору обращений в адрес столичного градоначальника Сергея Собянина. С 15 августа до 1 сентября 2015 года каждый неравнодушный гражданин, пожелавший помочь учителям, мог отправить телеграмму-обращение на имя мэра в рамках акции «Мы “за” учительский дом». Всего в адрес столичного градоначальника поступило порядка 500 таких обращений.

Такая единодушная поддержка общественного значимому проекту позволила прорваться через блокаду, устроенную проекту чиновниками, и обратить внимание на проблему первых лиц столичных властей. В результате, 15 октября 2015 года представителей ЖСК «Учительский дом» пригласили на совещание с Департаментами образования и имущества Москвы, его посетил первый заместитель руководителя Департамента городского имущества столицы Александр Прохоров.

Власти повернулись лицом к учителям, оформили новое распоряжение о предоставлении участка без торгов, признали объект масштабно-инвестиционным. Учителя считают, что без личного участия мэра Москвы Сергея Собянина всего этого, скорее всего, так и не произошло бы.

Наконец, 3 марта этого года было вынесено решение о предоставлении участка для строительства «Учительского дома» по тому же адресу — Кравченко, 16. Москомстройинсвест дал понять руководству ЖСК, что заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин лично курирует проект «Учительский дом» и поддерживает его скорейшее строительство.

На сегодняшний день, план строительства «Учительского дома» по адресу Кравченко, 16 остается единственным проектом такого рода и значимости в Москве. Фактически это пилотный проект, реализующий прямое указание Владимира Путина. Но даже несмотря на такой особый статус и поддержку первых лиц в городских властях представители ЖСК вынуждены признать, что продолжают сталкиваться с препятствиями со стороны рядовых чиновников. Почти каждый подаваемый документ стоит в очереди, отлеживается, выдается на руки в последние дни предусмотренного законом срока — из-за чего не остается возможности оперативно исправить обнаруженные в выданных документах ошибки.

Даже особый контроль со стороны Москомстройинвеста, к сожалению, пока не спасает от технических заминок. «Хотелось бы, чтобы на этом этапе, учитывая 12 лет работы над проектом, власти уделили повышенное внимание к прохождению документов, чтобы были исключены формальные задержки», — высказывают надежду руководство ЖСК и учителя. — «Мы рассчитываем, что хоть прежние ошибки будут исключены, что сроки не будут затягивались сверх необходимости, тем более учитывая то значение, которое было уделено этому проекту поддержкой Собянина и Хуснуллина. Мы просим только о достойном внимании».

Как жителей натравливают друг на друга в интересах спекулянтов

После разрешения всех недоразумений с властями и усмирения рядовых чиновников, пытавшихся забрать землю для передачи ее, вероятно, под коммерческие проекты, неожиданно в последний момент возникла новая проблема. И снова она оказалась связана с недопониманием сути проекта. После получения разрешения на строительство «Учительского дома», жители, которые проживают рядом с будущей новостройкой, неожиданно проявили недовольство.

Их протесты в основном основывались на том, что сейчас по этому адресу располагается спортплощадка, поэтому жители обещали всячески отстаивать ее и протестовать против строительства дома для учителей. И это при том, что Хуснуллиным уже подписано распоряжение о переносе этой спортплощадки всего на 400 метров — на специально расчищенное под нее место. Вместо снесенных пятиэтажек теперь будет стоять обновленная по всем современным требованиям коробка для игр в футбол и хоккей.

Впрочем, вполне вероятно, что жители попросту стали жертвой обмана и манипуляции со стороны кандидатов в депутаты Госдумы. На эту мысль наводит тот факт, что сразу после того, как 18 сентября состоялись выборы, протесты в отношении проекта «Учительского дома» резко поутихли.

Скорее всего, безответственные политики и мошенники попытались сыграть на больной теме местных жителей, давая неуместные и нереализуемые обещания. Дело в том, что еще в начале 2003 года было распоряжение о реконструкции этого квартала. Многие пятиэтажные дома были тогда снесены, и окрестные жители ожидали получения квартир в новых высотках. Однако в 2013 году распоряжение о сносе пятиэтажек было отменено.

Опрошенные нами эксперты полагают, что, вероятно, какие-то не совсем чистые на руку бизнесмены договорились о помощи чиновников, чтобы всеми правдами и неправдами заполучить этот участок. Иначе сложно объяснить такие факты, как, например, информация о том, что градостроительная земельная комиссия вынесла разрешение о передаче участка «Учительскому дому» попала в газету «Ваши соседи» (при этом в сильно искаженном виде) раньше, чем само ЖСК получило документы. Против социального проекта развернута борьба всеми методами рейдерского захвата: черный пиар, разжигание социальных конфликтов в районе, «ошибки» в документах…

Представители ЖСК встречались с жителями, обсуждали с ними причины их недовольства. Но на этих встречах выяснилось только одно: жителей района злонамеренно обманывают. «Мы не верим, что это делается для учителей, сюда приедут жить люди с Рублевки», — говорят жители, тем самым фактически выказывая реальную поддержку социальному проекту «Учительский дом» и готовность к непримиримому сопротивлению строительства на этом участке очередной «элитной» недвижимости на продажу.

В этой связи хочется восхититься гражданской позицией москвичей и правовой грамотностью будущих соседей учителей, которые все же разобрались в проблеме и поддержали строительство «Учительского дома» на интернет-платформе Change.org, где петиция в поддержку возведения социальной новостройки собрала 6742 подписи, а петиция против нее даже после всех накруток — лишь 830 подписей.

Видимо, жители поняли, что особый статус этого проекта, внимание к нему со стороны городских властей и флагманское значение для развития президентской инициативы гарантирует то, что соседями их в этом доме станут только самые достойные, настоящие учителя.

Хочется надеяться, что это же, наконец, поймут и те люди, которые по-прежнему пытаются найти выходы на коррумпированных чиновников, обманывают жителей и запугивают сотрудников ЖСК телефонными угрозами. Перед началом строительства этого важнейшего для сферы образования дома остается, по-видимому, только одна интрига: станет ли полиция разбираться с теми, кто все эти годы пытался лишить учителей квартир и денег, или все это останется в прошлом. Судя по продолжающемуся давлению на ЖСК, кто-то все-таки всерьез намерен убедиться в профессионализме наших правоохранительных и следственных органов.