Возместят выпадающие доходы по статье. Муниципалитет возместит выпадающие доходы. Нужно ли платить НДС с бюджетных субсидий на компенсацию недополученных доходов от оплаты услуг ЖКХ по льготным тарифам

Возместят выпадающие доходы по статье. Муниципалитет возместит выпадающие доходы. Нужно ли платить НДС с бюджетных субсидий на компенсацию недополученных доходов от оплаты услуг ЖКХ по льготным тарифам

Нанесение категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны на дверях производственных и складских помещений и наружных установках.

Столкнулся с необходимостью обозначить категорию на дверях производственных и складских помещений, запутался разбираясь, как же правильно их нанести. По итогам своих мытарств и написал эту заметку. Обзор подготовлен с цель проанализировать обоснованность применения цветовых решений знаков категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны на дверях производственных и складских помещений опираясь на требования руководящих документов.

Постановление правительства РФ №390 2012 года «Правила противопожарного режима в Российской Федерации» в частности ст.20.

Федеральный закон №123-ФЗ 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» нас интересуют: Глава 5. Статья 17. Цель классификации, Глава 7. Статья 24. Цель классификации наружных установок по пожарной опасности. Глава 8, Статья 26. Цель классификации зданий, сооружений, строений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности.

Нормы пожарной безопасности 160-97 «Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности», он морально устаревший но действующий, ст. 2.1. и Таблица 1.

ГОСТ Р 12.4.026-2015 «Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний» ст. 6.3.1 Группы основных знаков безопасности, 6.3.2 Геометрическая форма, сигнальный цвет, смысловое значение основных знаков безопасности должны соответствовать таблице 2 и собственно сама Таблица 2 - Геометрическая форма, сигнальный цвет и смысловое значение основных знаков безопасности

Как правильно определить маркировки помещений, то есть обсудим в отдельной статье, в этой теме обсудим варианты обозначения помещений, имеются различные предложения вариантов оформления применяемых в организациях и изготавливаемых как кустарным способом, так и специализированными организациями.

1. Вариант – красные прямоугольники.

Чаще всего встречается в исполнении знака пожарной безопасности, красным цветом (запрещение, непосредственная опасность, пожарная опасность – НПБ 160) (Обозначение и указание мест нахождения средств противопожарной защиты, их элементов – ГОСТ Р 12.4.026-2015)

рис.1

Т.е. по их мнению знак пожарной безопасности.

В качестве знака пожарной безопасности, с красным фоном таблички, есть несколько замечаний:

Ст.5.1.1.1 ГОСТ Р 12.4.026-2015 определяет смысловое значение, область применения сигнальных цветов и соответствующие им контрастные цвета установлены в таблице 1, а также в таблице №2 ст.6.3.2 ГОСТ Р 12.4.026-2015 трактует применение красного цвета в прямоугольном исполнении «Обозначение и указание мест нахождения средств противопожарной защиты, их элементов», а определение категорий не относится к указанию мест противопожарной защиты и их элементов.
ст. 2.2. НПБ 160-97 Красный сигнальный цвет следует применять для: обозначения различных видов пожарной техники и ее элементов; обозначения знаков пожарной безопасности, содержащих информацию о месте нахождения средств пожаротушения, спасания людей при пожаре, включения установок (систем) пожарной автоматики и т.п., а также мест нахождения водоисточников; окантовки пожарных щитов белого цвета, нанесенного непосредственно на вертикальную конструкцию (стену) с устройствами для крепления пожарного инвентаря. Ширина окантовки должна составлять от 30 до 100 мм.

Исходя из требований ст.6.3.2 ГОСТ Р 12.4.026-2015 и ст. 2.2. НПБ 160-97 исполнение в виде красного цвета не обосновано.

2. Вариант – желтый треугольник.

Существует мнение, что касается непосредственного обозначения категорий и классов зон на дверях производственных и складских помещений, то данные знаки категории помещений наносятся в соответствии с нормами ПБ НПБ 160-97, а именно следующим образом: применяется равносторонний треугольник с черным контуром по периметру и допустимыми размерами сторон треугольника: 50,100,150,200,300,350,400 мм. Треугольник имеет желтый фон, на котором черным цветом наносятся обозначения категорий классов зон наподобие буквенно-численной дроби".

Рис.2

Т.е. по их мнению - знак однозначно – предупреждающий.

Таблица №1 ст.6.3.2 ГОСТ Р 12.4.026-2015 трактует применение знаков треугольной формы с желтым фоном «Предупреждение о возможной опасности. Осторожность. Внимание».
ст.2.3. НПБ 160-97 Желтый сигнальный цвет следует применять для фона знаков треугольной формы со смысловым значением: "Внимание! Будь осторожен!" в целях предупреждения возникновения пожара.

Необходимо еще раз перечитать требования глав 5, 7, 8 по целям определения классификации. Главное для чего предназначена классификация, это для выбора электротехнического и другого оборудования по степени их защиты, обеспечивающей их пожаровзрывобезопасную эксплуатацию в указанной зоне, для установления требований пожарной безопасности, направленных на предотвращение возможности возникновения пожара и обеспечение противопожарной защиты людей и имущества в случае возникновения пожара на наружных установках. Классификация зданий, сооружений, строений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности применяется для установления требований пожарной безопасности, направленных на предотвращение возможности возникновения пожара и обеспечение противопожарной защиты людей и имущества в случае возникновения пожара в зданиях, сооружениях, строениях и помещениях.

Если рассматривать всё же, что надо предупредить об опасности возможно правильным будет применение комбинированных знаков, согласно ст.6.4.1 Комбинированные знаки безопасности должны иметь прямоугольную форму и содержать одновременно основной знак безопасности и дополнительный знак с поясняющей надписью.

Есть категории из разряда взрывопожароопасных например А / В-Iа, или пожароопасных, например В3 / П-IIа, находясь в таких помещениях надо быть внимательными и соблюдать требования пожарной безопасности, но предупреждать не о чем, там выполнены все установленные требования еще на стадии проектирования, надо только исполнять требования пожарной безопасности, опасность может существовать только в зависимости от технологических процессов. Но ведь существует категория Д – статья 27 пункт 10 123-ФЗ «К категории Д относятся помещения, в которых находятся (обращаются) негорючие вещества и материалы в холодном состоянии», как быть в этом случае остается вопросом, опасности то нет.

Исходя из требований ст.6.3.2 ГОСТ Р 12.4.026-2015 и ст. 2.3. НПБ 160-97, принимая во внимание цели определенные в статье 17 главы 5, статье 24 главы 7 и статьи 26 главы 8 123-ФЗ 2008 исполнение в виде предупреждающего знака не обосновано.

3. Вариант – дополнительный знак безопасности.

В качестве дополнительного знака безопасности - т.е. по мнению некоторых специалистов пожарного дела это дополнительный знак безопасности, табличка категория помещения . Разберем несколько примеров и табличек которые встречаются:

Размер таблички 150 х 300 мм, на белом фоне таблички нанесена рамка красного цвета по контуру, толщина полос рамки 15 мм, внутри рамки в левой части размещается текст красным шрифтом «Категория помещения» под этой строкой размещается строка «по НПБ 105-03» размер шрифта 26, ниже - текст «Класс зоны», под этой строкой – «по ПУЭ», расстояние между текстами 2 см, между текстом и рамками расположенными внутри таблички 3 см.

рис.3

Стоит отметить, что производители оборудования блочного исполнения (промышленных установок) при маркировке используют именно знак, приведенный на рисунке №3, замечание которое возникает согласно ст. 6.3.3.7 ГОСТ Р 12.4.026-2015 на белом фоне в дополнительных знаках безопасности должен применяться черный цвет текста.

В исполнении белого прямоугольника с красным кантом и надписями красного цвета.

Рис.4

Покритиковать рис.4 надо на не соответствие размерам дополнительных знаков и знакам пожарной безопасности согласно ст.6.3.3.7 ГОСТ Р 12.4.026-2015, в том числе и цвет надписи на белом фоне должен быть черным.

Еще один из вариантов применяемого обозначения, квадрат размером 200х200мм с каймой оранжевого (желтого) цвета с надписью в дроби категории и зоны черным шрифтом.

Рис.5

Применение желтого цвета кроме как в треугольных предупреждающих знаков вообще не оговаривается ни в одном из руководящих документов и не соответствует требованию ГОСТ Р 12.4.026-2015.

Еще один вариант применяемого обозначения, белый квадрат размером 200х200 мм, с каймой синего цвета 20 мм, с надписью в виде буквенно-численной дроби черным шрифтом.

Рис.6

Критике подвергается знак категорий пожарной безопасности помещений за размер и за цвет каймы. Белый фон и кайма относит этот знак к категории дополнительных знаков безопасности, а он в соответствии со ст. 6.3.3.7 «Основа цветографического изображения и соотношение размеров дополнительных знаков безопасности» должен быть прямоугольный, с черной или красной каймой. Применение каймы синего цвета в дополнительных знаках безопасности по ГОСТ вообще не предусмотрено. Размеры знаков тоже не оправдать дополнительный знак безопасности должен быть прямоугольный.

Общий недостаток в применении дополнительных знаков безопасности при обозначении категорий помещений - ст. 6.3.3.7 «Основа цветографического изображения и соотношение размеров дополнительных знаков безопасности» самостоятельное применение знаков без основных знаков не предусмотрено. Дословно в статье это описано так: «Дополнительные знаки безопасности следует использовать в сочетании с основными знаками безопасности и применять в случаях, когда требуется уточнить, ограничить или усилить действие основных знаков безопасности, а также для информации».

Исходя из требований пункта 6.3.3.7 представленные выше формы дополнительных знаков категорий помещений не обоснованы.

4. Вариант – указательного знака

Не редко встречаются знаки категории пожарной опасности помещений исполненные в виде синего квадрата размером 200х200мм с надписью белого цвета.

рис.7

Т.е. по их мнению знак указательный.

В данном случае я не нашел способов покритиковать, таблица №1 ст.6.3.2 ГОСТ Р 12.4.026-2015 трактует применение синих знаков квадратной и прямоугольной формы как «Разрешение. Указание. Надпись или информация». ППР №390-2012 года п. 20. требуется от руководителей организаций обеспечить обозначение категорий на дверях производственных и складских помещений – что соответствует световому решению такого варианта.

Исходя из требований пункта таблица №1 ст.6.3.2 ГОСТ Р 12.4.026-2015 и применительно к ст.20 ППР №390-2012 года исполнение в виде указательного знака обосновано.

Вывод: Правильным с точки зрения применения сигнальных цветов и установленных размеров по ГОСТ Р 12.4.026-2015 будет следующий вариант, в виде указательного знака, синего исполнения с текстом белого цвета.

рис.7

Без сомнения моя статья не появилась бы вообще при наличии четкой позиции МЧС России, но их разъяснений по поводу обозначения категорий помещений мне не встречались. Нет жестких требований по оформлению данных знаков и по результатам их проверок, поэтому главное обозначить категории на дверях складских и промышленных помещений, хоть бумажку скотчем прилепить и требование ст.20 ППРФ №390 2012 года «Правила противопожарного режима в Российской Федерации» руководителем будет выполнено. Ни один проверяющий не напишет, что у вас отсутствует обозначение категорий, а о его правильности или не правильности можно дискутировать до бесконечности, в акте не отображается правильность применения, так как ни в одном официальном документе образец знака обозначения категории помещений не упоминается. В малых организациях и предприятиях считаю допустимо использовать знак, стоит только добавить побольше синего:

Рис.8

Применение этого обозначения обуславливается схожестью с правильным образцом и всегда можно сослаться, что знак указательный, а основной синий цвет занимает не менее 50% площади знака, а во вторых это экономически обосновано, он дешевле в изготовлении и его самостоятельное изготовление не затруднительно, по краям белой таблички из пластика размером 200х200 мм применена синяя липкая лента вырезанная в ручную, надписи нанесены черным цветом по трафарету или вырезаны из черной липкой ленты.

В заключении моей обзорной статьи стоит обратить ваше внимание на то, что согласно ст.20 ППРФ 390-2012 года обозначение категорий наносится не на все двери имеющие категорию, а только на двери производственных и складских помещений. Компания КОВИ+ проводит расчеты необходимых знаков категории помещений и принимает заказы на изготовление знаков в короткие сроки.

Противопожарные двери тоже устанавливаются не на все помещения, существуют четкие Строительные нормы и правила по требованиям к установке противопожарных дверей



Производственные помещения - замкнутые пространства в специально предназначенных зданиях и сооружениях, в которых постоянно (по сменам) или периодически (в течение рабочего дня) осуществляется трудовая деятельность людей.

Склады - это здания, сооружения, помещения предназначенные для хранения веществ, материалов, продукции и сырья.

В следующей статье обсудим противопожарных дверей и требования к их огнестойкости.

Выпадающие доходы – понятие, которым обозначают разницу между полной стоимостью той или иной коммунальной услуги и тарифом на эту услугу, который установлен для населения. Муниципалитеты, как правило, компенсируют поставщикам коммунальных услуг выпадающие доходы, выделяя на это средства из городского бюджета.

Типичная ситуация в сфере возмещения выпадающих доходов сложилась и в Североуральске. Для ООО «Коммунальщик», которое занимается техническим содержанием и ремонтом лифтов, администрация города утвердила два тарифа на оплату услуг: экономически обоснованный и льготный (для населения). Экономически обоснованный тариф был рассчитан самой администрацией и предусматривал полное возмещение исполнителю всех издержек, связанных с обслуживанием лифтов. Установленный муниципалитетом тариф для населения, конечно же, не покрывал всех расходов «Коммунальщика» на содержание лифтового хозяйства города. А разницу между этими двумя тарифами городские власти обязались выплачивать подрядчику в форме субсидий из местного бюджета, о чем было заключено соглашение.

Однако впоследствии между сторонами соглашения возник спор об объемах компенсации выпадающих доходов за три месяца: декабрь 2013 года, январь и февраль 2014 года. Муниципалитет отказался выплачивать компенсацию за этот период по двум причинам. Во-первых, городская администрация указала на то, что соглашением предусмотрен лимит на выплату компенсации в размере одного миллиона рублей в год, и к декабрю 2013 года эта сумма уже была перечислена исполнителю. А во-вторых, соглашение на возмещение выпадающих доходов подписывалось только на 2013 год, в силу чего подрядчик, по мнению администрации города, не вправе требовать компенсации выпадающих доходов за два месяца 2014 года.

Такая позиция властей вынудила ООО «Коммунальщик» обратиться в суд, чтобы защитить свои права. Интересы истца в суде представлял юрист Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С Евгений Комолов.

Решением Арбитражного суда Свердловской области исковые требования были удовлетворены в полном объеме: с администрации Североуральска были взысканы выпадающие доходы за три спорных месяца, а также проценты на случай неисполнения судебного акта с момента вступления в силу решения и до полной уплаты взысканной суммы.

Муниципалитет, не согласившись с таким решением, обратился с жалобой в апелляционный суд, и тот изменил решение суда первой инстанции. В компенсации выпадающих доходов за декабрь 2013 года истцу было отказано – в связи с исчерпанием лимита, установленного соглашением. Кроме того, ссылаясь на письмо Минфина РФ от 16.09.2014 №08-04-06/3095, суд отказал истцу во взыскании процентов на случай неисполнения судебного акта. Дело в том, что для исполнения судебных решений, которые обращают взыскание на средства местного бюджета, в Бюджетном кодексе РФ предусмотрен трехмесячный срок. Суд же первой инстанции, вопреки этому положению, предоставил администрации города только один «беспроцентный» месяц для исполнения решения. Поэтому апелляция сделала вывод о недопустимости предварительного начисления процентов до истечения трехмесячного срока и отказала в их взыскании в целом.

В такой ситуации уже истцу пришлось обжаловать постановление апелляционного суда, что и было успешно сделано. Евгений Комолов, юрист ИНТЕЛЛЕКТ-С, защищавший интересы ООО «Коммунальщик» , основал кассационную жалобу на следующих доводах.

Апелляционный суд фактически применил «двойной» подход к взысканию убытков (выпадающих доходов) , имеющих одинаковую правовую природу. Отличие состоит лишь в периоде их формирования. Однако в компенсации выпадающих доходов за декабрь 2013 года апелляция отказала, а выпадающие доходы за январь и февраль 2014 года постановила полностью возместить.

Подобный подход не соответствовал статьям 16 и 1069 Гражданского кодекса РФ, которые предусматривают принцип полного возмещения убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления, а также практике ВАС РФ по делам со схожими обстоятельствами.

Льготный тариф на содержание лифтового хозяйства для населения утверждается муниципалитетом, так же как и экономически обоснованный тариф, – напоминает Евгений Комолов, юрист ИНТЕЛЛЕКТ-С. – Поэтому возникновение межтарифной разницы (выпадающих доходов) является прямым следствием реализации администрацией Североуральска своих полномочий по регулированию тарифов на коммунальные услуги. А это, в свою очередь, влечет обязанность городских властей компенсировать обслуживающей организации такую межтарифную разницу.

Таким образом, установленный соглашением лимит на выплату субсидий не может служить основанием для отказа в возмещении выпадающих доходов, которые этот лимит превышают, если поставщик услуги доказал факт ее надлежащего оказания.

По поводу взыскания процентов на случай неисполнения судебного акта Евгений Комолов в кассационной жалобе отметил, что бюджетная система РФ действительно предусматривает трехмесячный срок исполнения судебных решений при обращении взыскания на средства бюджетов. Однако эта особенность не может являться основанием для освобождения от ответственности за неисполнение судебного акта.

Иной подход противоречил бы п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса РФ, который гласит: в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, муниципальные образования выступают на равных началах с другими участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. «На равных началах» означает, в том числе, равную степень гражданско-правовой ответственности. Из этого следует, что муниципалитет не обладает иммунитетом применительно к ответственности за неправомерное пользование чужими денежными средствами (ст. 395 Гражданского кодекса РФ).

Кроме того, постановление пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 04.04.2014 №22 «О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта» не позволяет сделать указанные в упоминавшемся выше письме Минфина выводы о недопустимости взыскания с публично-правовых образований процентов на случай неисполнения судебных актов.

При этом необходимо отметить, что письмо Минфина РФ адресовано управлениям Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации и не имеет для арбитражных судов обязательного характера – в отличие от постановлений пленума ВАС РФ, обязательных для всех арбитражных судов, в том числе, после упразднения ВАС.

Арбитражный суд Уральского округа, рассмотрев кассационную жалобу, изменил постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда: в пользу ООО «Коммунальщик» взысканы выпадающие доходы за все три спорных месяца, а также проценты на тот случай, если в течение трех месяцев, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ, муниципалитет не исполнит решение суда.

Установление тарифа в сфере энергетики - детально урегулированный законодательством процесс. В установленном порядке осуществляется сбор информации, расчеты, а затем производится утверждение тарифа. Процесс является ежегодным.

Энергоснабжающие организации - коммерческие компании, цель которых получение прибыли от своей деятельности. Кроме того, энергохозяйство требует постоянного его поддержания в состоянии, позволяющем функционировать круглосуточно, а иногда - и в аварийном режиме. Следовательно, это затратный процесс.

С другой стороны, есть потребители энергоресурсов, и немалая их доля - граждане, интересы которых обязано соблюдать государство, в связи с чем все расчеты тарифов должны быть соотнесены, в том числе, с возможностью населения оплачивать потребляемую энергию.

В указанной ситуации у энергоснабжающих компаний возникают так называемые выпадающие доходы: не полученные энергосберегающими компаниями, но соотносимые с рыночными реалиями доходы, которые могут быть финансовыми потерями для таких компаний.

Фабула дела

Теплоснабжающая компания, в отношении которой было возбуждено дело о банкротстве, подала в суд иск о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей. Суд вынес решение об отказе в иске, судом второй инстанции указанное решение было оставлено в силе.

В рамках судебного разбирательства в суде первой инстанции истцу было отказано в проведении экспертизы с целью определения экономически обоснованного тарифа, суд квалифицировал требования истца как требование о компенсации убытков, полагая, что убытки вытекают из нормативно-правового акта, которым был утвержден тариф и который не был признан недействительным. Следовательно, убытки взысканию не подлежат.

Суды первой и второй инстанций при вынесении судебных актов руководствовались и тем, что в силу действующего законодательства межтарифной является разница между экономически обоснованным тарифом и льготным тарифом, тогда как компании установлен один тариф (льготный тариф теплоснабжающей организации не был определен). Определенный тариф был квалифицирован как экономически обоснованный. При отсутствии льготного тарифа выпадающие доходы у компании отсутствуют.

Истец обратился в арбитражный суд третьей, кассационной инстанции. Доводами жалобы были: отказ суда в проведении экспертизы по делу и неверная квалификация требований истца.

Факты, на которые ссылалась теплоснабжающая организация относительно квалификации требований в качестве убытков: тариф определен нормативным правовым актом в установленном порядке; нормативно-правовым актом определен размер выпадающих доходов истца и сроки их выплат - следовательно, подтверждена экономическая необоснованность тарифа; компания находится в стадии банкротства, лишена статуса единой теплоснабжающей организации, в связи с чем иначе как в судебном порядке получить выпадающий доход не может. Компания настаивала и на том, что в ее деятельности были выпадающие доходы и при отсутствии утвержденного льготного тарифа.

Суд кассационной инстанции направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Судебный акт: Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 января 2018 г. по делу № А03-21157/2016.

Позиция суда

1. Суд при вынесении постановления исследовал правовую природу убытков из нормативно-правового акта, которым был утвержден тариф (что являлось основной позицией по делу двух нижестоящих инстанций), а также вопрос о взыскании убытков в случае, если указанный нормативно-правовой акт не признан недействительным. Суд пришел к выводу, что квалификация в качестве убытков межтарифной разницы неприемлема ;

2. Судом констатированы: факт законности нормативно-правового акта, утвердившего один тариф; факт подтверждения отсутствия экономической обоснованности тарифа и необоснованность вывода судов нижестоящих инстанций о невозможности взыскания межтарифной разницы в условиях одного утвержденного тарифа;

3. Передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, суд кассационной инстанции счел необходимым указать на следующее:

4. Определение экономически обоснованного тарифа экспертным путем допускается, в том числе об этом ранее указывал Верховный суд;

a. При рассмотрении дела необходимо провести анализ действий государственного органа при установлении тарифа тем путем, которым он был установлен в рассматриваемой ситуации;

b. Вновь оценить правомерность действий лиц, участвующих в деле, в вопросе отнесения выпадающих расходов на 2018 год;

c. Суд отметил необходимость проведения правового анализа прекращения деятельности компании как единой теплоснабжающей организации в качестве обычного предпринимательского риска;

d. Суд констатировал, что обязанность по защите размера тарифа и подтверждение его экономической обоснованности лежит на ресурсоснабжающей организации, а законно определенные меры последующего тарифного регулирования предполагают компенсацию выпадающих доходов не органом, утвердившим тариф, а за счет потребителей ресурса.

Комментарии

1. Защита размера тарифа должна осуществлять на основе реальных экономических фактов и расчетов, закона и соблюдения порядка утверждения тарифа ;