Всемирная история. Банк Империал. Всемирная история, банк империал

Да, помню, красивые были ролики. Слоганы хорошо разошлись в народ, это были мини-фильмы, которые было интересно смотреть. Да и вообще на фоне скудности хорошей и качественной рекламы эти ролики были очень впечатляющие.
Какова же история их создания?
Для рекламной кампании банка пригласили тогда еще неизвестного режиссёра Тимура Бекмамбетова, который позже прославился своими «Дозорами» - «Дневным» и «Ночным», продолжением «Иронии судьбы» и «Ёлками».

Источник:

Источник:

Источник:

Людовик XIV

Теглайн: С точностью до королей.

За столом сидят разнообразные правители, от императоров до вождей племён. «С точностью до миллиметра!» - зачитывает глашатай, и встаёт Наполеон. «С точностью до секунды!» - поднимается Цезарь. «С точностью до копейки!» - Людовик XIV. «С точностью до короля!» - встают все монархи, лишь король Артур в тяжёлых доспехах никак не может встать. Наполеон и Людовик помогают ему подняться.

В роли Людовика XIV - Виктор Вержбицкий.

Источник:

Источник:

Тамерлан

Империя Тамерлана. XIV век. Голос за кадром: «Отправляясь в поход, приказал Тамерлан каждому воину оставить у дороги камень. И вырос курган. И был огонь! И была победа! И возвращались они, и поднимали камни свои. Но остались камни. И последним шёл Тамерлан. И поднимал он тяжёлые камни. И говорил с ними, вспоминая их имена».

Закадровый текст - Иннокентий Смоктуновский.

Источник:

Екатерина Великая и Суворов

Ужин у императрицы Екатерины II в последний день Рождественского поста, едят все, кроме полководца Суворова.

А что это у нас граф Суворов ничего не ест, а? - спрашивает императрица.

Так ведь пост, матушка. До первой звезды нельзя. Ждём-с, - отвечает Суворов.

Все прекращают есть, но Екатерина находит выход: «Звезду Суворову Александру Васильевичу!». Суворову вручают орден в виде звезды, и пир продолжается.

В роли Екатерины Великой - Евгения Уралова. В роли Суворова - Иван Уфимцев. В роли Потёмкина (по правую руку от Екатерины) - Владимир Стержаков.

Сейчас никто уже точно не помнит, кто придумал сюжет о постящемся графе Суворове, но легенда гласит, будто эту историю напомнили Бекмамбетову игроки одесской команды КВН. Однако некоторые знатоки утверждают, что в ролике есть нестыковка: известно, что Александру Васильевичу присвоили титул графа в 1789 году, за победу при Рымнике. А свою первую звезду – орден Святого Георгия II степени – он получил намного раньше, в 1773-м.Александра Суворова сыграл артист и мультипликатор Иван Уфимцев – это он в своё время работал над известным мультфильмом «38 попугаев». К сожалению, несколько лет назад Иван Васильевич ушел из жизни.

«Пожалуй, грим Суворова был самым сложным, хотя я делала его за двадцать минут, - смеётся, вспоминая работу с Уфимцевым, художник-гримёр Людмила Раужина. – В то время ведь трудно было с материалом для пластического грима. Я сама придумала такую специальную смесь, которая, когда застывает, имитирует человеческую кожу. Латекс в этом плане смотрится на экране неестественно. Так вот, на лоб Уфимцева-Суворова я надевала эту пластику, на голову – паричок. Парики для всех роликов использовала из своей личной коллекции, я ведь много лет в кино работаю. Тимур Бекмамбетов утверждал Ивана Уфимцева уже загримированным. И вот артист заканчивает съёмку, переодевается и появляется на площадке, чтобы за камерой подыграть Екатерине II. Тимур не обращает на него внимания. Через какое-то время сердится: «Ну где же этот артист?» Мы показываем на сидящего тут же Ивана Васильевича. Тимур был удивлён: не узнал.

Мы, конечно, старались искать похожие типажи, гримировали их, сверяясь с портретами. Но иногда помогали операторы. Например, в роли Петра I снимался молодой парень – студень ВГИКа. Он в жизни и не похож на Петра. Загримировали его – более-менее похож стал. Но оператор специально снимал с таких ракурсов, чтобы добиться еще большего сходства».

Источник:

Источник:

Император Нерон очень любил петь. Благодарные граждане часами слушали любимого императора, и только тяжёлый недуг или смерть могли помешать им исполнить свой гражданский долг. Во время представления один из патрициев теряет сознание, легионеры выносят его из театра на морской берег. Едва они уходят, патриций тут же встаёт и бежит домой. Однако на следующий день посланник Нерона вновь приходит в дом к патрицию, чтобы вызвать того на очередное представление. Есть основания предположить, что патрицием являлся будущий император Римской Империи Веспасиан.

"А сопровождая Нерона в поездке по Греции, он навлек на себя жестокую немилость тем, что часто или выходил во время его пения, или засыпал на своем месте." (Светоний, "Жизнь двенадцати цезарей. Божественный Веспасиан")

В роли патриция - Семён Фурман, в роли Нерона - Сергей Трофимов

Источник:

Александр II

У Александра II просят разрешения использовать войска против крепостных крестьян Херсонской губернии, самовольно бегущих в Крым. Император видит слугу, подрезающего крылья лебедям:

Стрижем, Ваше Величество! - говорит слуга. - Чтоб не улетели!

Кормить надо лучше, они и не улетят, - отвечает император.

Источник:

Наполеон I Бонапарт

17 ноября 1812 года у реки Березины французские войска были окончательно разбиты. Император Наполеон бросил остатки своей армии и тайно бежал в Париж. Его встречает старушка, которая любуется им. Наполеон дарит ей монету со своим портретом: «Посмотрите, мадам - это для вас. Здесь я выгляжу гораздо лучше».

Источник:

Конрад III

XII век. Император Священной Римской империи Конрад III осадил город Вейнсберг в Южной Германии. Разгневанный упорством осаждённых, он попросил женщин покинуть город, разрешив взять самое ценное, но только то, что они смогут унести на себе. И когда отворились ворота, изумлённый император увидел женщин, несущих на себе своих израненных мужей. Шествие возглавляла юная герцогиня Гвельфская, и Конраду ничего не оставалось, как завершить дело миром.

Закадровый текст - Владимир Машков.

Источник:

Великий Инка

Когда-то, давным-давно, жили инки. Они не знали денег, а из золота делали только то, что им нравилось - бабочек, лягушек, улиток. И когда приплыли испанцы, они вышли навстречу и радовались. И Великий Инка подарил чужеземцам своих бабочек, лягушек, улиток, а испанцы переплавили их в кирпичи. В день своей казни Великий Инка простил испанцев, ведь они родились там, где нет ничего прекрасней золотого кирпича.

Источник:

Иван IV Грозный

Тьма над нами. Тьма!

Царь Иван Грозный оглашает перед собравшейся толпой народа: «Бояре расхитили казну земли русской! Воеводы не хотят быть защитниками христиан! Отдали Русь на растерзание Литве, ханам, немцам! Каждый думает о своём богатстве, забыв об Отечестве! А посему, повинуясь великой жалости сердца, беру снова государства свои и буду владеть ими самодержавно!»

Раздаётся крик из толпы: «А на каких условиях?!» Все смотрят на кричавшего, он повторяет тише, пожимая плечами: «На каких условиях?» Иван Грозный, уходя, говорит: «После узнаете…» По снегу волокут окровавленное бездыханное тело вопрошавшего.

Графика была использована еще в двух роликах – в «Иване Грозном» пририсовали толпу. Кстати, сюжет об Иване Грозном, где звучали слова «Бояре расхитили казну», показали в эфире всего несколько раз, а потом запретили. Дело в то, что тогда проходили выборы в парламент. Применили и в ролике о Чингисхане: чтобы не было видно склеек, добавили размытости – марево от огня. Кстати, в этом ролике за кадром звучит голос Владимира Машкова. Также мы можем услышать его и в видео о Дмитрии Донском. Кстати, говорят, что Владимир Машков на озвучании отказался говорить по сценарию «Они никогда не побеждали монголов» - и настоял на неправильном варианте: «Они никогда не побеждали монгол». Аргументировал: «Если мы говорим «победить татар» - значит, надо говорить «победить монгол». В ролик вошёл вариант, на котором настаивал актёр.Сюжет о Дмитрии Донском снимали в подмосковной деревне Алабино. «Помню, было не совсем удобно, - вспоминает исполнитель роли князя артист Сергей Греков. – Во-первых, на мне была тяжёлая кольчуга, ещё подумал тогда: это какими здоровыми были богатыри, чтобы в таких кольчугах двигаться и сражаться. Во-вторых, шёл дождь и мой плащ стал мокрым и тяжелым. Я сел на коня, поскакал, но из-за тяжести плаща свалился. Хотя в седле держаться умел. А атмосферу на съёмках вспоминаю с благодарностью. Было всё очень интересно и по-доброму. Тимур – профессионал, умеет работать и с отдельными артистами и с большой массовкой.

Ролики завоевывали многочисленные призы на фестивалях рекламы. Среди премий - «Золотое яблоко» на Московском международном фестивале рекламы (ММФР) в 1992, 1994, 1995 и 1996 годах, Золотая медаль Международного кинофестиваля в Хьюстоне в 1995 году и др.

В некоторых роликах снимался Виктор Вержбицкий (см. по сюжетам). Основной закадровый голос - телеведущий и продюсер Александр Гуревич . В отдельных роликах закадровый текст читают Иннокентий Смоктуновский (ролики про Петра I, Тамерлана), Владимир Машков (ролики про Дмитрия Донского, Чингисхана и Угэдея, Конрада III) и др.

Монархи

Теглайн: С точностью до королей.

За столом сидят разнообразные правители, от императоров до вождей племён. «С точностью до миллиметра!» - зачитывает глашатай, и встаёт Наполеон. «С точностью до секунды!» - поднимается Цезарь. «С точностью до копейки!» - Людовик XIV. «С точностью до короля!» - встают все монархи, лишь король Артур в тяжёлых доспехах никак не может встать. Наполеон и Людовик помогают ему подняться.

«Всемирная история»

Пётр I

Россия. Конец XVII века. Нет промышленности, нет торговли, нет выхода к морю. Осенью года 1692 царь Пётр приехал к озеру Переславское . Там, вдали от моря, строился флот . Через месяц первые корабли по суше волоком были доставлены на Белое море . Неожиданно для всей Европы Россия стала морской державой.

Тамерлан

Империя Тамерлана. XIV век. Голос за кадром: «Отправляясь в поход, приказал Тамерлан каждому воину оставить у дороги камень. И вырос курган . И был огонь! И была победа! И возвращались они, и поднимали камни свои. Но остались камни. И последним шёл Тамерлан. И поднимал он тяжёлые камни. И говорил с ними, вспоминая их имена».

Екатерина Великая и Суворов

А что это у нас граф Суворов ничего не ест, а? - спрашивает императрица.

Так ведь пост, матушка. До первой звезды нельзя. Ждём-с, - отвечает Суворов.

Все прекращают есть, но Екатерина находит выход: «Звезду Суворову Александру Васильевичу!». Суворову вручают орден в виде звезды, и пир продолжается.

В роли Александра Македонского - Виктор Вержбицкий .

Нерон

"А сопровождая Нерона в поездке по Греции, он навлек на себя жестокую немилость тем, что часто или выходил во время его пения, или засыпал на своем месте." (Светоний, "Жизнь двенадцати цезарей. Божественный Веспасиан")

Александр II

Наполеон I Бонапарт

Великий Инка

Когда-то, давным-давно, жили инки . Они не знали денег, а из золота делали только то, что им нравилось - бабочек, лягушек, улиток. И когда приплыли испанцы, они вышли навстречу и радовались. И Великий Инка подарил чужеземцам своих бабочек, лягушек, улиток, а испанцы переплавили их в кирпичи. В день своей казни Великий Инка простил испанцев, ведь они родились там, где нет ничего прекрасней золотого кирпича.

Иван IV Грозный

Тьма над нами. Тьма!

Чингисхан и Угэдэй

Однажды отец спросил своих сыновей:
- В чём самое большое наслаждение для человека?
- Охотиться с беркутом, - ответил старший.
- Быть богатым, - ответил средний.
И только самый младший из них Угэдэй сказал то, что так хотел слышать отец: «Заботиться об отечестве - вот самое большое наслаждение для человека». И не солгал Угэдэй, будущий правитель Монголии, потому что именно так жил великий отец его Чингисхан .

Николай I

В Париже поставлен спектакль, некоторым образом порочащий честь императрицы Екатерины , её внук Николай I обещает императору Франции послать миллион зрителей в серых шинелях, которые смогут освистать это представление… некоторым образом. Спектакль закрывают.

Ян III Собеский

Летним утром 1693 года некогда освободивший Европу от турок польский король Ян Собеский играл в шахматы. Противником его был диковинный автомат, который обыгрывал любопытных на базарах Кракова . Собеский проигрывал.
- Ещё раз давай! - буркнул король и бросил на кон табакерку.
- Требуется смазать, Ваше Величество, - запротестовал владелец автомата.
- Мажь!
Но и эту партию он проиграл. Разозлившись, Собеский швырнул на стол табакерку и пошёл прочь, и тут случилось невероятное - автомат чихнул. Негодуя, проигравшийся король сорвал с автомата железную крышку и увидел под ней человека:
- Помилуйте, Ваше Величество, - заплакал автомат, - инвалида, оставившего ноги свои на полях сражений за отечество наше!
- Клянитесь, что никто не узнает о том, что случилось здесь! - приказал король. - Иначе мы лишим последнего куска хлеба защитников наших.
Король отпустил владельца «автомата» и шахматиста-инвалида. , после чего измученная армия повернула назад. В то же время авторы закадрового текста забыли, что после Бактрии Александр захватил еще и Согдиану , где был убит объявивший себя царем бактрийский сатрап Бесс - хотя именно это событие считается моментом окончательного падения империи Ахеменидов.

  • Угэдэй не был самым младшим сыном Чингисхана, а лишь третьим из четырёх по старшинству. Самым младшим сыном Чингисхана от первой жены был Толуй , правивший собственно Монголией, но у Чингисхана были и другие жены.
  • Братья Джучи и Чагатай были старше Угэдэя всего на 1-4 года (в ролике они старше лет на 10-15), Угэдэй изображен маленьким мальчиком, хотя он родился в 1186 году и в его детские годы Чингисхан еще не был седым стариком (ему было около 35), правил небольшим монгольским племенем, которое воевало с другими племенами (а в ролике он изображен правителем единой Монголии, хотя великим каганом был провозглашен только 15 лет спустя). К тому же «самым большим наслаждением в жизни» Чингисхан считал «победить врага и завладеть всем, что он имеет» - именно так он ответил на этот вопрос в беседе со своими полководцами (а не сыновьями, как в ролике).
  • Шахматный автомат был изобретен на сто лет позже.
  • Александр Суворов стал графом в 1789 году за победу при Рымнике. А свою первую звезду он заслужил намного раньше: орден Св. Георгия II степени, который предусматривает звезду, Суворов получил ещё в 1773 году. Последнюю же свою звезду российского ордена - бриллиантовые знаки св. Андрея Первозванного он получил в 1789 г. за победу под Фокшанами, которая была одержана перед Рымником. Согласно исходному варианту истории, за Суворова отвечал князь Потемкин, просто сказав «он до звезды есть не будет».
  • В ролике про Цезаря на 29-й секунде один из сенаторов сделал движение, будто хотел посмотреть на наручные часы . Это скорее не ошибка или анахронизм, но шутка авторов ролика.
  • Цезарь имел право на венец , которым охотно пользовался, чтобы скрыть нелюбимую плешь. Венец был редкой наградой. В ролике мы видим противоположное: все сенаторы в венках, и только Цезарь не носит его.
  • Корабли, построенные на верфи Плещеева озера, никогда не доставлялись волоком к Белому морю. По указанию Петра I они хранились в Переяславле и погибли в пожаре в 1783 году. Корабли, спущенные на воду Белого моря, строились непосредственно на архангельских, а также на заграничных верфях.
  • Ни Цезарь, ни Тамерлан формально монархами (королями) не были. Титул "император", который носил Цезарь, на тот момент был почётным военным титулом. Вплоть до своего убийства Цезарь имел лишь диктаторские полномочия, и только его преемник Октавиан стал императором-монархом. Тамерлан официально носил титул эмира, а ханский титул оставался за потомками Чингисхана, фактически устранёнными от управления.
  • Идеалистическая картина общения Великого Инки (Атауальпы) с испанцами не соответствует реальности. Первых испанцев, с которыми познакомился Великий Инка, он приказал принести в жертву. На момент прибытия испанцев у инков только что закончилась кровопролитная гражданская война.
  • Банк России смог наконец повторно отозвать лицензию банка "Империал" и поставить точку в его долгой истории. "Империал" не спас даже судебный запрет на отзыв лицензии.
    На прошлой неделе ЦБ повторно отозвал лицензию у банка "Империал" и ввел в нем временную администрацию. Впервые лицензию у "Империала" отозвали еще 25 августа 1998 года, а в мае 1999 года он был признан банкротом. Однако в июле 1999 года суд принял беспрецедентное решение — запретил Центробанку отзывать лицензию у "Империала".
    После этого в ЦБ статус банка определяли как банкрот с лицензией. Впрочем, и банкротство "Империала" 29 мая 2000 года было остановлено. А к 2002 году банк даже увеличил собственный капитал и показывал прибыль, хотя его президент Владимир Форосенко и признавал, что она существует лишь на бумаге. Но с апреля этого года "Империал" стал опять показывать убытки.
    Как пояснил директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций ЦБ Михаил Сухов, никто из кредиторов банка в ЦБ не обращался и никаких подводных течений здесь нет, отзыв лицензии — абсолютно техническая процедура: ""Империал" находился на картотеке и не удовлетворял требования кредиторов по уплате обязательных платежей. Запрет на отзыв лицензии не имеет к нынешней ситуации никакого отношения". Владимир Форосенко как-либо прокомментировать "Деньгам" решение Банка России отказался, заявив, что вообще не хочет говорить на эту тему.
    ДАНИИЛ ЖЕЛОБАНОВ

    КРАСНАЯ КАРТОЧКА
    ФКЦБ сыграла на удаление
    На прошлой неделе на фондовом рынке разразился громкий скандал. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) аннулировала лицензию крупной инвесткомпании ЗАО "Восточноевропейская инвестиционная компания ВИКА". В компании это сочли незаконным, и стороны начали обмениваться беспрецедентно жесткими заявлениями.
    По сообщению ФКЦБ, у компании ВИКА аннулированы брокерская лицензия и лицензия на деятельность по управлению ценными бумагами за нарушения, выявленные в ходе проверки. Их перечень занимает два машинописных листа. В частности, речь идет о неправильном и неполном оформлении и исполнении клиентских сделок, нарушении правил учета операций и т. п. В ФКЦБ особо отметили, что в ходе проверки компании "делались попытки оказать давление на представителей ФКЦБ".
    По данным "Денег", группа компаний ВИКА по итогам первого полугодия 2003 года занимала 15-е место по оборотам с ценными бумагами. Под ее управлением находится более 1 млрд руб.
    Первый замгендиректора компании Эдуард Колузанов заявил "Деньгам", что считает отзыв лицензии "злобной и мелочной выходкой ФКЦБ". "Нас, видимо, наказывают за настойчивость в регистрации нашего высокорискового паевого фонда, а также за открытие филиалов в регионах, где действует компания АВК (глава ФКЦБ Игорь Костиков является основателем АВК.— "Деньги" ),— отметил он.— Давления мы не оказывали, наоборот, у нас есть задокументированные факты давления на нас со стороны ФКЦБ". По его словам, компания будет оспаривать решение ФКЦБ в суде, а на клиентах оно не скажется, так как брокерские операции выполняет компания "ВИКА-брокер", а управление ценными бумагам — управляющая компания ВИКА, у которых есть необходимые лицензии.
    ПАВЕЛ ПРЕЖЕНЦЕВ

    ЖЕЛТАЯ КАРТОЧКА
    Visa хотят научить писать по-русски
    Министерство по антимонопольной политике (МАП) планирует изучить соблюдение международной платежной системой Visa International российского законодательства. Об этом его попросил президент Уралвнешторгбанка (УВТБ) Валериан Попков. Он обвинил Visa в нежелании переводить свои правила на русский язык и делать их общедоступными.
    В конце декабря 2003 года Валериан Попков отправил в МАП жалобу на международную платежную систему Visa. Он просил обязать платежную систему сделать свои правила общедоступными и перевести их на русский язык. Вице-президент УВТБ Владимир Мехряков пояснил "Деньгам", что эти "правила стали доступны банку лишь после вступления в Visa, и мы уже не могли корректировать свои планы". При этом в УВТБ заявляют, что банк выполнил все условия Visa для сертификации, но она так и не произошла, а документы о причинах ее задержки Visa в банк так и не представила. Такая позиция Visa объяснима, учитывая, что ранее Валериан Попков заявлял, что международные платежные системы угрожают национальной безопасности России. "Они получают информацию о каждой операции по картам,— заявлял он.— Не исключено, что она может стать доступной спецслужбам США".
    Так и не получив ответа из Visa, Валериан Попков обратился с письмом в МАП: "Официальные общедоступные документы, в которых были бы отражены единые для всех участников правила, отсутствуют". Замминистра по антимонопольной политике Андрей Кашеваров по поводу действий Visa заявил: "Для решения этого вопроса нам нужно узнать позицию банковского сообщества в целом. Для этого мы обратимся в Ассоциацию российских банков". В российском представительстве Visa отказались от каких-либо комментариев.
    КИРИЛЛ ЯЧЕИСТОВ

    НА СВОЕМ ПОЛЕ
    Лампочка кремлевского строителя
    На прошлой неделе Виктор Столповских официально стал гендиректором ОАО "Лисма". Созданный предпринимателем светотехнический холдинг ВАВС уже контролирует две трети российского рынка электроламповой продукции и теперь собирается защищать его от иностранных производителей.
    Совладелец фирм Mercata Trading и Mabetex Виктор Столповских известен своими проектами по реконструкции Кремля и президентского самолета Ил-96М. Электротехникой он заинтересовался в 2002 году. С тех пор господин Столповских успел получить контроль над двумя киргизскими предприятиями — "Электротехникой" (Бишкек) и Майлуу-Сууйским электроламповым заводом, Томским и Уфимским электроламповыми заводами, а также построить в подмосковном поселке Шаховская электроламповый завод ВАВС. Все они вошли в холдинг ВАВС. Последним приобретением холдинга стал крупнейший в России электроламповый завод — саранское ОАО "Лисма". Этот наиболее значимый актив господин Столповских и решил возглавить лично. 20 декабря собрание акционеров "Лисмы" утвердило его в должности гендиректора предприятия. Теперь ВАВС рассматривает возможность покупки Брестского электролампового завода в Белоруссии, Калашниковского электролампового завода в Тверской области, новосибирского "НЭВЗ-Союз" и Тырнаузского месторождения вольфрамово-молибденовых руд. А господин Столповских уже начал лоббировать повышение до 30% импортных пошлин на ввоз в Россию электроламповой продукции западных производителей.
    РЕНАТА ЯМБАЕВА

    ПОДКАТ
    Чечня сыграла на отключение
    На прошлой неделе "Чеченгазпром" пригрозил ограничить экспорт газа в Грузию, перекрыв трубопровод, проходящий по территории Чечни. 20 января генеральный директор "Чеченгазпрома" Вахид Берсанов направил в Москву ряд писем, в которых требует прекратить незаконтрактованные поставки газа или оплатить транзит через республику.
    В распоряжении редакции Ъ оказалось письмо господина Берсанова первому замминистра энергетики России Игорю Матлашову, в котором он предупреждает: если "Газпром" и "Итера" не заключат контракт на транзит с "Чеченгазпромом", то экспорт газа в Грузию, Армению и Азербайджан будет ограничен. По территории Чечни проходит 110 км газопровода в направлении Азербайджана, Грузии и Армении. "Платежи за транспортировку газа являются единственным источником доходов ФГУП "Чеченгазпром", из которого выплачивается заработная плата и финансируются эксплуатационные расходы",— сказано в письме. Пока же ни одна компания-поставщик газа в Закавказье не заключила с "Чеченгазпромом" договоров на транзит газа. В письме названы нарушители режима: ОАО "Газпром", МЭК "Итера", ООО "Газэкспорт", ЗАО "Казросгаз".
    В пресс-службе "Газпрома" поведение партнеров назвали некорректным, поскольку "Чеченгазпром" задолжал "Газпрому" с 1994 года 4,7 млрд руб. "Мы готовы подписать договор на поставку, включив в него пункт об оплате транзита. Чеченская сторона настаивает на раздельных договорах на поставку и на транзит, что позволило бы ей получать деньги за транзит и продолжать не платить за потребление газа республикой",— прокомментировал ситуацию Игорь Волобуев, начальник управления "Газпрома" по работе с СМИ.
    Ситуация будет окончательно разрешена после того, как "Газпром" и "Итера" выяснят, кто из них будет поставлять газ в Закавказье.
    НАТАЛИЯ ГРИБ

    «К тому времени я снял свой первый фильм - «Пешаварский вальс», — вспоминает Тимур, — и понял, что кино никому не нужно. Фильм ездил на фестивали, получал призы, но люди его не видели: в кинотеатрах размещались мебельные салоны и магазины запчастей. Зато по телевизору стали показывать рекламу, которая снималась без правил: делай что хочешь. Ну, конечно, мы в рекламе подрабатывали.И вот однажды, талантливый копирайтер Володя Перепёлкин предложил сценарии трёх роликов со слоганом «Точность - вежливость королей». А потом Бекмамбетов познакомился с президентом банка «Империал» Сергеем Родионовым. И понял, что ему важно не просто рекламировать банк, он хочет быть меценатом такого вида искусства как рекламный ролик. Я спросил его: « А почему ты кино не снимаешь?» — «А как его потом люди увидят?».

    Первые ролики со слоганами "С точностью до миллиметра", "С точностью до секунды" и "С точностью до копейки" были сняты в довольно простой манере — красивые, костюмированные, но с минимумом слов. В первом ролике Наполеон (актёр очень похож) поправляет треуголку, прежде чем затушить фитиль снаряда, во втором Цезарь рвёт свою тогу, но успевает в Сенат, в третьем Людовик XIV (Виктор Вержбицкий) отказывается платить за обед лишние деньги. Четвёртый ролик — "С точностью до короля" как бы подвёл итог под первыми тремя.

    С роликами было понятнее: их можно было показать по телевизору. Тогда Тиму́р Нуруахи́тович расширил концепцию: появилась «Всемирная история». А дальше были годы замечательной жизни. Мы искали сюжеты: например, историк Кирилл Зубков, консультант, познакомил нас с докторами наук из Историко-архивного института. Они рассказывали много историй».


    «Точность — вежливость королей»

    Наполеон

    Теглайн: С точностью до миллиметра.

    Во время битвы с головы императора Наполеона сбивает шляпу. Около него падает пушечная бомба с горящим фитилём. Наполеон поднимает шляпу, тщательно поправляет её и только после этого в последний момент гасит фитиль бомбы.

    В альтернативной версии Наполеон в конце садится мимо барабана.

    В роли Наполеона — актер Сергей Трофимов


    Цезарь

    Теглайн: С точностью до секунды.

    Цезарь спешит в Сенат, но в коридоре цепляется одеждой за упавший бюст и рвёт накидку. Он успевает прийти до того, как упала последняя песчинка в часах. Люди видят, что его одежда порвана сзади.

    Большая массовка участвовала во многих роликах банка «Империал». Например, в сюжете о Цезаре снимались полторы тысячи человек. Помните, когда собрание ждёт знаменитого полководца, а он чуть не опоздал, потому что на плащ упал бюст?


    Людовик XIV

    Теглайн: С точностью до королей.

    За столом сидят разнообразные правители, от императоров до вождей племён. «С точностью до миллиметра!» — зачитывает глашатай, и встаёт Наполеон. «С точностью до секунды!» — поднимается Цезарь. «С точностью до копейки!» — Людовик XIV. «С точностью до короля!» — встают все монархи, лишь король Артур в тяжёлых доспехах никак не может встать. Наполеон и Людовик помогают ему подняться.

    В роли Людовика XIV — Виктор Вержбицкий.

    «Всемирная история»


    Пётр I

    Россия. Конец XVII века. Нет промышленности, нет торговли, нет выхода к морю. Осенью года 1692 царь Пётр приехал к озеру Переславское. Там, вдали от моря, строился флот. Через месяц первые корабли по суше волоком были доставлены на Белое море. Неожиданно для всей Европы Россия стала морской державой.


    Тамерлан

    Империя Тамерлана. XIV век. Голос за кадром: «Отправляясь в поход, приказал Тамерлан каждому воину оставить у дороги камень. И вырос курган. И был огонь! И была победа! И возвращались они, и поднимали камни свои. Но остались камни. И последним шёл Тамерлан. И поднимал он тяжёлые камни. И говорил с ними, вспоминая их имена».

    Закадровый текст — Иннокентий Смоктуновский.


    Екатерина Великая и Суворов

    Ужин у императрицы Екатерины II в последний день Рождественского поста, едят все, кроме полководца Суворова.

    — А что это у нас граф Суворов ничего не ест, а? — спрашивает императрица.

    — Так ведь пост, матушка. До первой звезды нельзя. Ждём-с, — отвечает Суворов.

    Все прекращают есть, но Екатерина находит выход: «Звезду Суворову Александру Васильевичу!». Суворову вручают орден в виде звезды, и пир продолжается.

    В роли Екатерины Великой — Евгения Уралова. В роли Суворова — Иван Уфимцев. В роли Потёмкина (по правую руку от Екатерины) — Владимир Стержаков.

    Сейчас никто уже точно не помнит, кто придумал сюжет о постящемся графе Суворове, но легенда гласит, будто эту историю напомнили Бекмамбетову игроки одесской команды КВН. Однако некоторые знатоки утверждают, что в ролике есть нестыковка: известно, что Александру Васильевичу присвоили титул графа в 1789 году, за победу при Рымнике. А свою первую звезду - орден Святого Георгия II степени - он получил намного раньше, в 1773-м.Александра Суворова сыграл артист и мультипликатор Иван Уфимцев - это он в своё время работал над известным мультфильмом «38 попугаев». К сожалению, несколько лет назад Иван Васильевич ушел из жизни.

    «Пожалуй, грим Суворова был самым сложным, хотя я делала его за двадцать минут, — смеётся, вспоминая работу с Уфимцевым, художник-гримёр Людмила Раужина. - В то время ведь трудно было с материалом для пластического грима. Я сама придумала такую специальную смесь, которая, когда застывает, имитирует человеческую кожу. Латекс в этом плане смотрится на экране неестественно. Так вот, на лоб Уфимцева-Суворова я надевала эту пластику, на голову - паричок. Парики для всех роликов использовала из своей личной коллекции, я ведь много лет в кино работаю. Тимур Бекмамбетов утверждал Ивана Уфимцева уже загримированным. И вот артист заканчивает съёмку, переодевается и появляется на площадке, чтобы за камерой подыграть Екатерине II. Тимур не обращает на него внимания. Через какое-то время сердится: «Ну где же этот артист?» Мы показываем на сидящего тут же Ивана Васильевича. Тимур был удивлён: не узнал.

    Мы, конечно, старались искать похожие типажи, гримировали их, сверяясь с портретами. Но иногда помогали операторы. Например, в роли Петра I снимался молодой парень - студень ВГИКа. Он в жизни и не похож на Петра. Загримировали его - более-менее похож стал. Но оператор специально снимал с таких ракурсов, чтобы добиться еще большего сходства».


    Александр Македонский

    IV век до Рождества Христова. Голос за кадром: «Александр Македонский покорил Парфянское царство, но войско его, погрязшее в распутстве и отягощённое богатой добычей, не могло двигаться дальше. И тогда приказал он собрать все трофеи и сжечь. И пошли они дальше, и покорились им и Персия, и Бактрия, и Индия!»

    В роли Александра Македонского — Виктор Вержбицкий.


    Нерон

    Император Нерон очень любил петь. Благодарные граждане часами слушали любимого императора, и только тяжёлый недуг или смерть могли помешать им исполнить свой гражданский долг. Во время представления один из патрициев теряет сознание, легионеры выносят его из театра на морской берег. Едва они уходят, патриций тут же встаёт и бежит домой. Однако на следующий день посланник Нерона вновь приходит в дом к патрицию, чтобы вызвать того на очередное представление. Есть основания предположить, что патрицием являлся будущий император Римской Империи Веспасиан.

    "А сопровождая Нерона в поездке по Греции, он навлек на себя жестокую немилость тем, что часто или выходил во время его пения, или засыпал на своем месте." (Светоний, "Жизнь двенадцати цезарей. Божественный Веспасиан")

    В роли патриция — Семён Фурман, в роли Нерона — Сергей Трофимов


    Александр II

    У Александра II просят разрешения использовать войска против крепостных крестьян Херсонской губернии, самовольно бегущих в Крым. Император видит слугу, подрезающего крылья лебедям:

    — Стрижем, Ваше Величество! — говорит слуга. — Чтоб не улетели!

    — Кормить надо лучше, они и не улетят, — отвечает император.


    Наполеон I Бонапарт

    17 ноября 1812 года у реки Березины французские войска были окончательно разбиты. Император Наполеон бросил остатки своей армии и тайно бежал в Париж. Его встречает старушка, которая любуется им. Наполеон дарит ей монету со своим портретом: «Посмотрите, мадам — это для вас. Здесь я выгляжу гораздо лучше».


    Конрад III

    XII век. Император Священной Римской империи Конрад III осадил город Вейнсберг в Южной Германии. Разгневанный упорством осаждённых, он попросил женщин покинуть город, разрешив взять самое ценное, но только то, что они смогут унести на себе. И когда отворились ворота, изумлённый император увидел женщин, несущих на себе своих израненных мужей. Шествие возглавляла юная герцогиня Гвельфская, и Конраду ничего не оставалось, как завершить дело миром.


    Великий Инка

    Когда-то, давным-давно, жили инки. Они не знали денег, а из золота делали только то, что им нравилось — бабочек, лягушек, улиток. И когда приплыли испанцы, они вышли навстречу и радовались. И Великий Инка подарил чужеземцам своих бабочек, лягушек, улиток, а испанцы переплавили их в кирпичи. В день своей казни Великий Инка простил испанцев, ведь они родились там, где нет ничего прекрасней золотого кирпича.


    Иван IV Грозный

    Тьма над нами. Тьма!

    Царь Иван Грозный оглашает перед собравшейся толпой народа: «Бояре расхитили казну земли русской! Воеводы не хотят быть защитниками христиан! Отдали Русь на растерзание Литве, ханам, немцам! Каждый думает о своём богатстве, забыв об Отечестве! А посему, повинуясь великой жалости сердца, беру снова государства свои и буду владеть ими самодержавно!»

    Раздаётся крик из толпы: «А на каких условиях?!» Все смотрят на кричавшего, он повторяет тише, пожимая плечами: «На каких условиях?» Иван Грозный, уходя, говорит: «После узнаете…» По снегу волокут окровавленное бездыханное тело вопрошавшего.

    Графика была использована еще в двух роликах - в «Иване Грозном» пририсовали толпу. Кстати, сюжет об Иване Грозном, где звучали слова «Бояре расхитили казну», показали в эфире всего несколько раз, а потом запретили. Дело в то, что тогда проходили выборы в парламент. Применили и в ролике о Чингисхане: чтобы не было видно склеек, добавили размытости - марево от огня. Кстати, в этом ролике за кадром звучит голос Владимира Машкова. Также мы можем услышать его и в видео о Дмитрии Донском. Кстати, говорят, что Владимир Машков на озвучании отказался говорить по сценарию «Они никогда не побеждали монголов» — и настоял на неправильном варианте: «Они никогда не побеждали монгол». Аргументировал: «Если мы говорим «победить татар» — значит, надо говорить «победить монгол». В ролик вошёл вариант, на котором настаивал актёр.Сюжет о Дмитрии Донском снимали в подмосковной деревне Алабино. «Помню, было не совсем удобно, — вспоминает исполнитель роли князя артист Сергей Греков. - Во-первых, на мне была тяжёлая кольчуга, ещё подумал тогда: это какими здоровыми были богатыри, чтобы в таких кольчугах двигаться и сражаться. Во-вторых, шёл дождь и мой плащ стал мокрым и тяжелым. Я сел на коня, поскакал, но из-за тяжести плаща свалился. Хотя в седле держаться умел. А атмосферу на съёмках вспоминаю с благодарностью. Было всё очень интересно и по-доброму. Тимур - профессионал, умеет работать и с отдельными артистами и с большой массовкой.


    Дмитрий Донской

    «Они никогда не побеждали монгол. И отцы их никогда не побеждали монгол. И деды их никогда не побеждали монгол. И они знали, что победить монгол нельзя…»

    Русские воины стоят на Куликовом поле, ожидая атаки противника. Один испуганный ополченец убегает, но, увидев Дмитрия Донского, останавливается. Дмитрий отдаёт ему свой шлем. Русские воины начинают атаку, Дмитрий идет впереди всех, как простой воин.

    Закадровый текст — Владимир Машков.


    Чингисхан и Угэдэй

    Однажды отец спросил своих сыновей:

    — В чём самое большое наслаждение для человека?

    — Охотиться с беркутом, — ответил старший.

    — Быть богатым, — ответил средний.

    И только самый младший из них Угэдэй сказал то, что так хотел слышать отец: «Заботиться об отечестве — вот самое большое наслаждение для человека». И не солгал Угэдэй, будущий правитель Монголии, потому что именно так жил великий отец его Чингисхан.

    Закадровый текст — Владимир Машков.


    Николай I

    В Париже поставлен спектакль, некоторым образом порочащий честь императрицы Екатерины, её внук Николай I обещает императору Франции послать миллион зрителей в серых шинелях, которые смогут освистать это представление… некоторым образом. Спектакль закрывают.

    В роли Николая I — Виктор Вержбицкий.


    Ян III Собеский

    Летним утром 1693 года некогда освободивший Европу от турок польский король Ян Собеский играл в шахматы. Противником его был диковинный автомат, который обыгрывал любопытных на базарах Кракова. Собеский проигрывал.

    — Ещё раз давай! — буркнул король и бросил на кон табакерку.

    — Требуется смазать, Ваше Величество, — запротестовал владелец автомата.

    Но и эту партию он проиграл. Разозлившись, Собеский швырнул на стол табакерку и пошёл прочь, и тут случилось невероятное — автомат чихнул. Негодуя, проигравшийся король сорвал с автомата железную крышку и увидел под ней человека:

    — Помилуйте, Ваше Величество, — заплакал автомат, — инвалида, оставившего ноги свои на полях сражений за отечество наше!

    — Клянитесь, что никто не узнает о том, что случилось здесь! — приказал король. — Иначе мы лишим последнего куска хлеба защитников наших.

    Король отпустил владельца «автомата» и шахматиста-инвалида.

    По словам Тимура Бекмамбетова, в бюджете он не был ограничен. «Президент «Империала» Сергей Родионов, как человек умный, выбрал правильную политику: доверять бюджет режиссёру, — признаётся Бекмамбетов.- И это оказалось самым рациональным подходом. Я вынужден был сам себя ограничивать: ведь если к тебе относятся по-человечески, то искренне хочется не злоупотреблять доверием. Бюджеты были немаленькие, но не то чтобы невиданные».


    Исторические несоответствия

    В ролике про Тамерлана видно, что у полководца все пальцы рук на месте. На самом деле у него не было двух пальцев на левой руке.

    В ролике про Александра II говорится: «В 1861 году в Лондоне была пущена первая линия метрополитена». На самом деле Лондонский метрополитен был открыт в 1863 году.

    Конрад III носил титул Римского короля — избранного правителя Римской Империи, но держась направления, враждебного папству, Конрад никогда не был коронован и императором не был. В ролике показаны доспехи XV века, хотя действие происходит в XII веке.

    Александр Македонский никак не мог покорить Парфянское царство, так как оно возникло лишь спустя 70 лет после его смерти. На момент описываемых событий Парфия была лишь одной из сатрапий империи Ахеменидов. Также хронологически неправильна фраза «пошли они дальше, и покорились им и Персия, и Бактрия, и Индия!», так как великую сатрапию Персию Александр покорил раньше сатрапии Парфии, а не наоборот. Индия же великому полководцу не покорилась — была завоевана лишь часть Пенджаба, после чего измученная армия повернула назад. В то же время авторы закадрового текста забыли, что после Бактрии Александр захватил еще и Согдиану, где был убит объявивший себя царем бактрийский сатрап Бесс — хотя именно это событие считается моментом окончательного падения империи Ахеменидов.

    Угэдэй не был самым младшим сыном Чингисхана, а лишь третьим из четырёх по старшинству. Самым младшим сыном Чингисхана от первой жены был Толуй, правивший собственно Монголией, но у Чингисхана были и другие жены.

    Братья Джучи и Чагатай были старше Угэдэя всего на 1-4 года (в ролике они старше лет на 10-15), Угэдэй изображен маленьким мальчиком, хотя он родился в 1186 году и в его детские годы Чингисхан еще не был седым стариком (ему было около 35), правил небольшим монгольским племенем, которое воевало с другими племенами (а в ролике он изображен правителем единой Монголии, хотя великим каганом был провозглашен только 15 лет спустя). К тому же «самым большим наслаждением в жизни» Чингисхан считал «победить врага и завладеть всем, что он имеет» — именно так он ответил на этот вопрос в беседе со своими полководцами (а не сыновьями, как в ролике).

    Шахматный автомат был изобретен на сто лет позже.

    Александр Суворов стал графом в 1789 году за победу при Рымнике. А свою первую звезду он заслужил намного раньше: орден Св. Георгия II степени, который предусматривает звезду, Суворов получил ещё в 1773 году. Последнюю же свою звезду российского ордена — бриллиантовые знаки св. Андрея Первозванного он получил в 1789 г. за победу под Фокшанами, которая была одержана перед Рымником. Согласно исходному варианту истории, за Суворова отвечал князь Потемкин, просто сказав «он до звезды есть не будет».

    В ролике про Цезаря на 29-й секунде один из сенаторов сделал движение, будто хотел посмотреть на наручные часы. Это скорее не ошибка или анахронизм, но шутка авторов ролика.

    Цезарь имел право на венец, которым охотно пользовался, чтобы скрыть нелюбимую плешь. Венец был редкой наградой. В ролике мы видим противоположное: все сенаторы в венках, и только Цезарь не носит его.

    Корабли, построенные на верфи Плещеева озера, никогда не доставлялись волоком к Белому морю. По указанию Петра I они хранились в Переяславле и погибли в пожаре в 1783 году. Корабли, спущенные на воду Белого моря, строились непосредственно на архангельских, а также на заграничных верфях.

    Ни Цезарь, ни Тамерлан формально монархами (королями) не были. Титул "император", который носил Цезарь, на тот момент был почётным военным титулом. Вплоть до своего убийства Цезарь имел лишь диктаторские полномочия, и только его преемник Октавиан стал императором-монархом. Тамерлан официально носил титул эмира, а ханский титул оставался за потомками Чингисхана, фактически устранёнными от управления.

    Идеалистическая картина общения Великого Инки (Атауальпы) с испанцами не соответствует реальности. Первых испанцев, с которыми познакомился Великий Инка, он приказал принести в жертву. На момент прибытия испанцев у инков только что закончилась кровопролитная гражданская война.

    Договариваясь с Бекмамбетовым о съёмках, президент банка Сергей Родионов сразу же поставил условие: никакой анимации, никакой компьютерной графики — только живая постановочная съёмка. Но при этом, по словам Тимура Бекмамбетова, компьютерная графика применялась.

    Ролики завоевывали многочисленные призы на фестивалях рекламы. Среди премий — «Золотое яблоко» на Московском международном фестивале рекламы (ММФР) в 1992, 1994, 1995 и 1996 годах, Золотая медаль Международного кинофестиваля в Хьюстоне в 1995 году и др.

    Банк в 1998 году был лишён лицензии, после долгих судебных разбирательств её удалось вернуть, но в 2005 году банк был признан банкротом.

    Одним из дочерних банков «Империала» являлся банк «Славянский», причём председателем совета директоров этого банка был Сергей Родионов, бывший председатель правления «Империала». Неудивительно, что спустя некоторое время после окончания рекламной кампании банка «Империал» некоторые его ролики были использованы банком «Славянский» (в частности, про Петра I и Наполеона). Кроме того, Бекмамбетов снял для «Славянского» целую серию других рекламных роликов со стихами знаменитых отечественных поэтов (Есенина, Пушкина, Пастернака, Мандельштама, Блока).

    Материал из Википедии - свободной энциклопедии

    К:Банки, основанные в 1990 году

    Банк «Империал» - ныне несуществующий российский банк, прославившийся в 90-х годах своими рекламными роликами «Всемирная история » .

    История

    Акционерный банк «Империал» зарегистрирован в Москве 28 декабря 1990 года . Генеральная лицензия Центрального банка Российской Федерации на проведение банковских операций в рублях и иностранной валюте была предоставлена банку 29 января 1993 года. В середине 90-х годов вел активную коммерческую деятельность. Активно участвовал в урегулировании долгов бывшего СССР . В этот период в число его акционеров входили РАО «Газпром » и АО «Нефтяная компания Лукойл ». В 1995 году вошел в международную платежную систему VISA International , став, таким образом, первым в России банком, который начал выпускать пластиковые карточки VISA с рублевым покрытием. В 1997 году собственный капитал банка составлял 1,359 трлн руб., а группа банка «Империал» включала целый ряд предприятий и организаций из различных секторов экономики: 2 московских коммерческих банка , 4 филиала (в Санкт-Петербурге , Калининграде , Перми и Волгограде), 1 филиал, 4 операционных управления и обменные пункты в Москве. Планировалось открыть филиалы АБ «Империал» в Новороссийске , Астрахани , Кирове и других городах России.

    Однако разразившийся в 1998 году экономический кризис нанес серьёзный удар по банковскому сектору России. Впервые лицензию у банка «Империал» отозвали 25 августа 1998 года, а в мае 1999 года он был признан банкротом . Однако в июле 1999 года суд принял беспрецедентное решение - запретил Центробанку отзывать лицензию у «Империала». Так и не оправившись после кризиса, банк повторно лишился лицензии 20 января 2004 года «в связи с неисполнением банком федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, неспособностью удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей» .

    Руководство

    В разные годы в состав руководства банка входили:

    • Председатель Совета директоров банка
      • 1994-1995 - Р. И. Вяхирев (с 1996 года - председатель Попечительского совета этого банка) - одновременно являлся председателем совета директоров «Газпрома ».
    • Председатель правления - Максим Трохов.
    • Президент - Родионов, Сергей Сергеевич

    Напишите отзыв о статье "Империал (банк)"

    Примечания

    Ссылки

    • Альманах «Золотая книга московского предпринимательства. Часть первая», 1997, АСМО-пресс.

    Отрывок, характеризующий Империал (банк)

    – Пойдем, пойдем, Наташа, – сказал граф, возвращаясь за дочерью. – Как хороша!
    Наташа ничего не говоря подошла к отцу и вопросительно удивленными глазами смотрела на него.
    После нескольких приемов декламации m lle Georges уехала и графиня Безухая попросила общество в залу.
    Граф хотел уехать, но Элен умоляла не испортить ее импровизированный бал. Ростовы остались. Анатоль пригласил Наташу на вальс и во время вальса он, пожимая ее стан и руку, сказал ей, что она ravissante [обворожительна] и что он любит ее. Во время экосеза, который она опять танцовала с Курагиным, когда они остались одни, Анатоль ничего не говорил ей и только смотрел на нее. Наташа была в сомнении, не во сне ли она видела то, что он сказал ей во время вальса. В конце первой фигуры он опять пожал ей руку. Наташа подняла на него испуганные глаза, но такое самоуверенно нежное выражение было в его ласковом взгляде и улыбке, что она не могла глядя на него сказать того, что она имела сказать ему. Она опустила глаза.
    – Не говорите мне таких вещей, я обручена и люблю другого, – проговорила она быстро… – Она взглянула на него. Анатоль не смутился и не огорчился тем, что она сказала.
    – Не говорите мне про это. Что мне зa дело? – сказал он. – Я говорю, что безумно, безумно влюблен в вас. Разве я виноват, что вы восхитительны? Нам начинать.
    Наташа, оживленная и тревожная, широко раскрытыми, испуганными глазами смотрела вокруг себя и казалась веселее чем обыкновенно. Она почти ничего не помнила из того, что было в этот вечер. Танцовали экосез и грос фатер, отец приглашал ее уехать, она просила остаться. Где бы она ни была, с кем бы ни говорила, она чувствовала на себе его взгляд. Потом она помнила, что попросила у отца позволения выйти в уборную оправить платье, что Элен вышла за ней, говорила ей смеясь о любви ее брата и что в маленькой диванной ей опять встретился Анатоль, что Элен куда то исчезла, они остались вдвоем и Анатоль, взяв ее за руку, нежным голосом сказал:
    – Я не могу к вам ездить, но неужели я никогда не увижу вас? Я безумно люблю вас. Неужели никогда?… – и он, заслоняя ей дорогу, приближал свое лицо к ее лицу.
    Блестящие, большие, мужские глаза его так близки были от ее глаз, что она не видела ничего кроме этих глаз.
    – Натали?! – прошептал вопросительно его голос, и кто то больно сжимал ее руки.
    – Натали?!
    «Я ничего не понимаю, мне нечего говорить», сказал ее взгляд.
    Горячие губы прижались к ее губам и в ту же минуту она почувствовала себя опять свободною, и в комнате послышался шум шагов и платья Элен. Наташа оглянулась на Элен, потом, красная и дрожащая, взглянула на него испуганно вопросительно и пошла к двери.
    – Un mot, un seul, au nom de Dieu, [Одно слово, только одно, ради Бога,] – говорил Анатоль.
    Она остановилась. Ей так нужно было, чтобы он сказал это слово, которое бы объяснило ей то, что случилось и на которое она бы ему ответила.
    – Nathalie, un mot, un seul, – всё повторял он, видимо не зная, что сказать и повторял его до тех пор, пока к ним подошла Элен.
    Элен вместе с Наташей опять вышла в гостиную. Не оставшись ужинать, Ростовы уехали.
    Вернувшись домой, Наташа не спала всю ночь: ее мучил неразрешимый вопрос, кого она любила, Анатоля или князя Андрея. Князя Андрея она любила – она помнила ясно, как сильно она любила его. Но Анатоля она любила тоже, это было несомненно. «Иначе, разве бы всё это могло быть?» думала она. «Ежели я могла после этого, прощаясь с ним, улыбкой ответить на его улыбку, ежели я могла допустить до этого, то значит, что я с первой минуты полюбила его. Значит, он добр, благороден и прекрасен, и нельзя было не полюбить его. Что же мне делать, когда я люблю его и люблю другого?» говорила она себе, не находя ответов на эти страшные вопросы.