На этот раз поговорим о негосударственном пенсионном обеспечении. Мне предстоит разобраться, что за зверь такой и что с ним делать.
Сегодня в России, наверное, практически нет людей, которые не слышали о проводимой государством пенсионной реформе.
Безусловно, в основу этой реформы заложены благие намерения. Но при всех положительных аспектах существующей пенсионной системы, она не в состоянии обеспечить людям, выходящим на пенсию, достойный уровень жизни.
Мы часто слышим расхожую фразу о том, что с выходом на пенсию жизнь только начинается. Однако, на практике получается, что пенсионеры на свою пенсию не живут, а выживают. И получаемая большинством пенсия скорее напоминает пособие, чтобы человек не умер с голода.
Поэтому никого уже не удивляет то, что наша российская пенсионная система переживает одну реформу за другой. И основная мысль, к которой приходят будущие пенсионеры — их будущая пенсия все больше зависит от степени их собственного участия в том, сколько они готовы выделить на будущий пенсион. И одним из способов такого воздействия на размер предстоящей пенсии является участие гражданина в системе негосударственного пенсионного обеспечения.
Сейчас есть две системы обеспечения собственной пенсии:
Негосударственное пенсионное обеспечение представляет собой добровольное накопление гражданином денежных средств. В результате этого накопления гражданин приобретает право на получение дополнительной, негосударственной пенсии. Эта пенсия формируется за счет самостоятельных отчислений в негосударственный пенсионный фонд.
Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) представляет собой некоммерческую организацию, специально созданную для социального обеспечения населения.
А отличается тем, что в обычном обязательном пенсионном страховании, нормы начисления и уплаты страховых взносов, а также нормы назначения и выплаты пенсии регламентированы законом, а условия негосударственного пенсионного обеспечения определены только заключенным договором.
С кем заключается договор:
Как говорят сами негосударственные пенсионные фонды, выгода негосударственного пенсионного обеспечения очевидна. Оно дает человеку возможность формировать для себя дополнительную пенсию, находясь в активном трудоспособном возрасте. А при достижении трудоспособного возраста эта пенсия может стать весьма существенным источником дохода. Таким образом, негосударственное пенсионное обеспечение направлено на повышение размеров пенсий.
Так же, как и в обязательном пенсионном обеспечении, в негосударственном происходит увеличение размеров накоплений, за счет прибыли, получаемой от их инвестирования.
Другими словами, как я понял, после заключения договора с негосударственным пенсионным фондом, вы доверяете ему свое будущее. И это реальный риск, потому что вы доверите ему свое нетрудоспособное будущее, когда по судам может сил не остаться ходить.
Эта особенность негосударственного пенсионного обеспечения, которая является довольно существенным минусом. Прогори пенсионный фонд и все денежки по ветру, как говорят.
Мда-а-а.
Основное занятие негосударственных пенсионных фондов — это сбор денег с граждан или работодателей, которые заключили с ними договора. После этой стадии негосударственный пенсионный фонд приступает к учету и распределению денег по личным счетам будущих пенсионеров. Помимо этого негосударственные инвестиционные фонды имеют право заниматься инвестированием, как ПИФы, к приму, кто знает, что это такое.
Затем, после инвестирования также ведется учет прибыли и перераспределение средств, и в конце концов, выплачиваются деньги всем, кто достиг пенсионного рубежа.
Когда гражданин заключает договор негосударственного пенсионного обеспечения, он имеет возможность самостоятельно определить размер своих взносов, порядок их внесения, а также размер и период получения будущей пенсии. Необходимо отметить, что эта пенсия может выплачиваться в течение определенного периода или пожизненно, сумма невыплаченной пенсии наследуется в установленном законом порядке. Предусмотрено также право гражданина в любой момент расторгнуть заключенный договор, и при его расторжении получить обратно уплаченные взносы вместе с начисленным на них инвестиционным доходом.
Пенсионные взносы могут вноситься гражданином каждый месяц, каждый квартал, раз в полгода или раз в год, либо как-то иначе — периодичность выбирается им самостоятельно. Внесение денежных средств может осуществляться почтовым или банковским переводом, а также путем внесения налом через кассу фонда.
В результате ознакомления с негосударственным пенсионным обеспечением я понял несколько вещей, если понял неправильно или неточно, то поправьте меня в комментариях:
— негосударственное пенсионное обеспечение облегчит государству жизнь, для того и придумано. Цель: поставить пенсионную систему на самостоятельный баланс. Как вы уже знаете, по опыту приватизации, после которой приняли решение вверить собственникам делать капремонт домов самим (подробнее говорил об этом « «) — самостоятельность имеет, как хорошие, так и плохие стороны. Теперь надо как минимум заморачиваться тем, чтобы определиться — в какой негосударственный пенсионный фонд нести свою будущую пенсию;
— негосударственное пенсионное обеспечение имеет несколько существенных недостатков — негосударственный пенсионный фонд может прогореть или его инвестиции на ваши деньги, могут быть неудачными и пока что делать с этими рисками я не выяснил.
Конечно, придется прояснить ситуацию с выбором фонда и выяснением рисков негосударственного пенсионного обеспечения, в следующих статьях, поэтому следите за их появлением — подписывайтесь на рассылку блога.
Сегодня мы узнали о негосударственном пенсионном обеспечении, его сущности, функциях и предварительно о рисках, следующий разговор будет о критериях выбора негосударственного пенсионного фонда.
Остальное продолжим выяснять в следующих статьях, ведь мне это тоже интересно!
Что такое дополнительная пенсия?
Вы представляете себе пенсию размером 15 000 рублей или даже больше? Между тем, это вполне реально и многие россияне, имеющие договоры с НПФ, уже сейчас получают такие пенсии. При сотрудничестве с АО «НПФ «Социальное развитие» вы или ваши близкие имеют возможность получать негосударственную пенсию (дополнительно к государственной).
Схема проста - вы вносите желаемую сумму (единовременно, периодически, по частям). Ваши деньги аккумулируются, инвестируются и приумножаются. А при достижении пенсионных оснований вы начинаете получать дополнительную негосударственную пенсию.
Если вы добились уверенности и благополучия в своей жизни своими собственными силами, не дайте никому его нарушить. Позаботьтесь самостоятельно о том, чтобы ваше будущее не было менее стабильным и обеспеченным, чем ваше настоящее.
Государственная пенсия способна обеспечить вам доход только на уровне прожиточного минимума. Поэтому задуматься о способах обеспечения своего будущего стоит уже сейчас. Чем раньше вы начнете откладывать средства, тем большие возможности вы откроете для себя будущем.
Выгоды для вас:
1. Вами заключается договор, по которому вы являетесь вкладчиком в свою пользу. При заключении договора никаких дополнительных комиссий и взносов с вас не взимается;
2. АО «НПФ «Социальное развитие» открывает именной пенсионный счет на ваше имя, на этот счет вы вносите пенсионные взносы.
3. Размер пенсионных взносов и их периодичность могут быть рассчитаны исходя из желаемого размера пенсии, периода ее получения и вашего возраста. Размер и порядок внесения взносов указываются в договоре;
5. Один раз в год на ваш ИПС производится начисление дохода на пенсионные средства участника.
6. В любой момент времени вам доступны персональные консультации специалистов АО «НПФ «Социальное развитие»;
7. Право на получение дополнительной пенсии возникает у вас в момент наступления пенсионных оснований, предусмотренных текущим законодательством РФ:
Достижение возраста для назначения пенсии по старости - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин;
9. Выплата пенсий участнику осуществляется за счет денежных средств, аккумулированных на его именном пенсионном счете (ИПС) (взносы + накопленный доход от размещения пенсионных резервов). Размер выплачиваемой пенсии определяется на основании актуарных расчетов, исходя из суммы на ИПС участника и условий дополнительного пенсионного обеспечения - опций, включенных в договор (например, срока выплат пенсии);
10. Пенсионные выплаты не облагаются налогом на доходы физических лиц. Имеется возможность получения стандартного налогового вычета.
« Моя жизнь» - форма №1 (фиксированный взнос), форма №1а (процент от заработной платы).
Для кого создана данная программа?
Kак выбрать момент для вступления в программу?
Если вы ощущаете стабильность и уверенность в ваших силах, самое время позаботиться о своих близких. Государственная пенсия обеспечит им доход на уровне прожиточного минимума. Поэтому задуматься о способах обеспечения будущего близким вам людям стоит уже сейчас. Чем раньше вы начнете откладывать средства для них, тем большие возможности вы откроете для них в будущем.
Выгоды для вас:
1. С клиентом заключается договор, по которому он является вкладчиком в пользу участника (например, своего родственника).При заключении договора никаких дополнительных комиссий и взносов с вкладчика не взимается;
2. АО «НПФ «Социальное развитие» открывает именной пенсионный счет на имя участника, в пользу которого вы вносите взносы;
3. Размер пенсионных взносов и их периодичность рассчитываются исходя из желаемого размера пенсии, периода ее получения и возраста участника. Размер и порядок внесения взносов указываются в договоре;
4. Минимальный размер взноса - 1000 рублей;
5. Один раз в год на ИПС участника производится начисление дохода;
6. В любой момент времени вкладчику и участнику доступны персональные консультации специалистов АО «НПФ «Социальное развитие»;
7. Право на получение дополнительной пенсии возникает у участника в момент наступления пенсионных оснований, предусмотренных текущим законодательством РФ:
Достижение возраста для назначения пенсии по старости 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин;
Длительное выполнение профессиональной деятельности или выслуга лет для назначения трудовой пенсии по старости или пенсии за выслугу лет независимо от возраста;
Наступление инвалидности в случае назначения участнику трудовой или государственной пенсии по инвалидности;
Иные пенсионные основания, предусмотренные законодательством РФ;
8. Пенсионные выплаты участнику производятся после наступления пенсионных оснований в течение определенного установленного срока;
9. Выплата пенсий участнику осуществляется за счет денежных средств, аккумулированных на его именном пенсионном счете (ИПС) (взносы + накопленный доход от размещения пенсионных резервов). Размер выплачиваемой пенсии определяется на основании актуарных расчетов, исходя из суммы на ИПС участника и условий дополнительного пенсионного обеспечения - опций, включенных в договор (например, срока выплат пенсии).
10. Пенсионные выплаты облагаются налогом на доходы физических лиц, так как негосударственная пенсия была сформирована взносами другого человека - вкладчика по договору ДПО (в соответствии с Налоговым кодексом РФ, ст. 213).
Образец договора по программе
«
Свой круг
»
-
форма договора .
Kакой величины будет пенсия?
Величина пенсии рассчитывается, исходя из размера пенсионной суммы, накопленной на вашем индивидуальном лицевом счете и и выбранной вами схемы выплат. Рассчитать примерный размер будущей пенсии вы можете, воспользовавшись пенсионным
Вся статья за 1 минуту
Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) является граждан пенсионного возраста. К его особенностям относится:
Таким образом, совершеннолетнего возраста и старше может начать формировать свою дополнительную пенсию путем перечисления определенной суммы взносов в выбранный им негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Также некоторые крупные компании предусматривают , производя за своих работников дополнительные взносы в НПФ, что позволяет увеличить сумму их будущей пенсии.
Реализация НПО осуществляется посредством . Такая деятельность должна быть строго лицензирована. В договоре должны быть прописаны все правила, условия формирования и выплаты дополнительной пенсии, а также права и обязанности всех субъектов договора. В силу различного уровня дохода в настоящий момент времени и желания дополнительно получать определенную сумму будучи на пенсии различные негосударственные фонды разрабатывают разные , учитывающие индивидуальные особенности граждан. Все условия назначения, выплаты и негосударственной пенсии регламентируются подписанным договором и действующим пенсионным законодательством.
Одной из ступеней трехуровневой пенсионной системы в России является негосударственное пенсионное обеспечение.
По сути это формирование личных накоплений граждан в течение определенного времени на основании договора, заключенного с негосударственным пенсионным фондом (НПФ), и возможность формирования тем самым еще одной (дополнительной) пенсии.
Основными задачами негосударственного пенсионного страхования являются:
На законодательном уровне отношения между участниками этой системы регулируются законом № 75-ФЗ от 07.05.1998 г. .
В отличие от обязательного пенсионного страхования в рамках негосударственного обеспечения можно выделить ряд преимуществ последнего:
Немаловажной отличительной чертой системы негосударственного пенсионного обеспечения является также отсутствие необходимости иметь определенное количество страхового стажа. Все условия получения выплат указываются в договорах о НПО.
Участниками системы взаимоотношений по НПО, а также сторонами договора, действующего в рамках этой структуры, являются:
Основанием формирования такого вида пенсионного обеспечения является договор . Он представляет собой соглашение, заключенное между фондом и вкладчиком, при этом одна сторона обязуется уплачивать взносы, а другая сторона - выплачивать негосударственную пенсию.
Данный документ детально устанавливает условия формирования негосударственной пенсии. Согласно ст.12 закона «О негосударственных пенсионных фондах» он должен содержать следующие пункты:
Перечисление пенсионных взносов в НПФ, осуществляемое организациями в пользу своих сотрудников, называется корпоративным пенсионным обеспечением. Условия формирования такой пенсии отражаются страхователем в коллективном договоре, а также в трудовом договоре, заключаемом с сотрудником.
Как правило вкладчиком в данном случае является работодатель и за счет его средств происходит формирование корпоративной пенсии. Однако существуют варианты участия и самого работника в таких накоплениях. Учет взносов в таком случае ведется раздельно.
Плюсы корпоративного пенсионного обеспечения для работника очевидны - это обеспечение достойного уровня жизни на пенсии при минимальных вложениях. Но и для работодателя участие в такой системе дает ряд преимуществ :
Сейчас корпоративное пенсионное обеспечение своим сотрудникам предлагают многие крупные кампании, например, ОАО «РЖД», НК «Роснефть», АО «Транснефть» и другие.
Непосредственно процесс дополнительного пенсионного обеспечения выглядит следующим образом :
Стоит отметить, что гражданин может заключить договор дополнительного пенсионного обеспечения как в пользу третьих лиц , так и в свою пользу . В последнем варианте он становится одновременно и участником и, соответственно, приобретает права и обязанности обоих сторон.
Для максимального учета существующего уровня дохода, приемлемости перечисления определенной суммы в качестве сбережения и желания получать после выхода на заслуженный отдых достойный уровень компенсации заработка негосударственные фонды разрабатывают различные пенсионные программы или схемы. Таким образом, индивидуально разработанные планы учитывают :
Несмотря на большое разнообразие пенсионных схем , можно выделить несколько в зависимости от тех или иных параметров:
В данном случае список участников фонда заранее известен, но в момент зачисления суммы не распределяются по каждому конкретному лицу. Так происходит весь период накопления, после чего в момент назначения пенсии открывается именной счет, и необходимая сумма переводится уже на индивидуальный счет.
Такой подход подразумевает учет взносов и начисление дохода по индивидуальной схеме.
Единственное ограничение данной схемы может быть связано с исчерпанием средств на счете участника.
При этом можно выделить и несколько общих правил , применяемых к пенсионным схемам:
Досрочное негосударственное пенсионное обеспечение для лиц, занятых на соответствующих рабочих местах по пп. 1 - 18, ч. 1, ст. 30 закона «О страховых пенсиях» , будет осуществляться по новым правилам. Юридическим основанием данного факта является ст. 1 закона № 410-ФЗ от 28.12.2013 г.
Согласно принятым новшествам основным условием выплаты негосударственной пенсии является наличие специальной оценки условий труда , по результатам которой эти условия будут приняты вредными и опасными.
По итогам проведения такой оценки может быть установлен один из четырех классов опасности :
Последние два варианта обязывают работодателя обеспечить своим сотрудникам право на досрочное пенсионное обеспечение:
Но стоит отметить, что размер взноса , уплачиваемого ежемесячно, напрямую зависит от класса условий труда:
Для того, чтобы стать участником досрочного НПО гражданину необходимо выбрать один из следующих вариантов:
Для получения негосударственной пенсии необходимо выполнение двух условий :
Образец заявления можно найти на сайте соответствующего фонда или при непосредственном обращении в данное учреждение.
Порядок обращения с письменным заявлением будет зависеть от фонда, в котором размещены пенсионные накопления. Назначение дополнительной пенсии осуществляется со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на нее.
Выплата негосударственной пенсии осуществляется ежемесячно в рублях путем перечисления на расчетный счет получателя:
В некоторых фондах предусмотрена индексация первоначальной суммы пенсии в зависимости от величины дохода, полученного фондом за предыдущий год.
Размер негосударственной пенсии устанавливается по одному из двух вариантов :
При первом варианте размер выплаты напрямую зависит от выбранной пенсионной схемы . В таком случае эта сумма не может быть ниже установленной договором при условии выполнения всех его условий к данному моменту.
При втором варианте сумма к выплате рассчитывается исходя из накопленных к моменту выхода на пенсию денежных средств на индивидуальном счете путем ее деления на количество лет, определяющих период дожития согласно действующего законодательства. Для получения ежемесячной суммы необходимо результат разделить на количество календарных месяцев в году.
При изменении персональных данных или смены реквизитов получателя пенсии необходимо своевременно уведомлять НПФ о данных обстоятельствах во избежание задержек выплаты.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт»
Кафедра «Финансы и кредит»
Контрольная работа
по дисциплине: «Социальное и пенсионное обеспечение»
тема: Негосударственное дополнительное пенсионное обеспечение
На сегодняшний день многие россияне обеспокоены вопросом обеспечения своего благосостояния в преклонном возрасте. На фоне несостоятельности прежней системы начисления пенсий, когда пенсионный фонд РФ не в состоянии обеспечивать пенсионеров достаточным размером выплат. Хорошую возможность для создания дополнительного или основного источника дохода для будущих пенсионеров предоставляют негосударственные пенсионные фонды. Своим появлением они обязаны проведенной пенсионной реформе.
Что касается России, то необходимо отметить что одним из атрибутов перехода России от плановой экономики к рыночной стала начавшаяся в 1990-х годов пенсионная реформа. В основу реформирования системы пенсионного обеспечения легла идея трехуровневой конструкции. Первый уровень должен представлять собой базовые пенсии; второй уровень -- трудовые пенсии (пенсии по трудовому стажу); третий уровень -- негосударственные пенсии. Поэтому одна из основных задач пенсионной реформы заключается в развитии негосударственного пенсионного обеспечения посредством введения института негосударственных пенсионных фондов.
Негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению к основному (государственному), поэтому может осуществляться как в форме личного пенсионного обеспечения граждан, путем накопления средств в негосударственных пенсионных фондах, так и в форме дополнительных пенсионных программ отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий.
8 апреля 1998 года был принят Федеральный закон РФ № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", в соответствии с которым негосударственный пенсионный фонд определен как особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда. Деятельность фонда включает аккумулирование пенсионных вносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств, выплату негосударственных, пенсий участникам фонда.
Деятельность фонда в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, инвестирование средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату профессиональных пенсий застрахованным лицам и регулируется федеральным законом.
К ним относятся пенсии и пособия военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям; социальные пенсии; выплаты социальных пособий на погребение; расходы на предоставление льгот по пенсионном)"обеспечению граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; расходы на повышение пенсий участникам Великой Отечественной войны и вдовам военнослужащих; расходы на выплаты государственных пенсий гражданам, выехавшим на постоянное местожительства за границу; расходы на доставку и пересылку указанных видов государственных пенсий.
Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в России предусматривала создание трехуровневой системы пенсионного обеспечения: базовая (социальная) государственная пенсия, трудовая государственная пенсия и негосударственная пенсия. Однако основная тяжесть всех выплат лежит на государственном Пенсионном фонде, не способном в одиночку решить все проблемы обеспечения достойной старости россиян.
Пенсионные накопления в развитых странах ориентированы на инвестиционные портфели умеренного роста. В основном это портфели облигаций и смешанные портфели. В российских условиях высокой инфляции задача обеспечения стабильного роста пенсионных накоплений является, с одной стороны, достаточно сложной. Российский рынок акций очень нестабилен.
НПФ выполняют очень важную социальную функцию, помогая преодолеть разрыв между резким снижением уровня доходов в пенсионном возрасте и необходимым для удовлетворения сложившихся потребностей уровнем расходов. Этот разрыв может быть частично или полностью ликвидирован за счет сбережений граждан в период трудоспособного возраста и инвестирования этих средств в финансовые и другие активы с целью получения дохода в будущем.
Кроме того, предсказуемым является и отток средств из НПФ в форме пенсионных выплат, т.е. можно заранее предвидеть объемы и сроки выплат. Далее, часть выплачиваемых пособий лицам, достигшим пенсионного возраста, осуществляется из текущих взносов в пенсионный фонд от будущих пенсионеров. То есть речь идет о том, что НПФ может долгое время обходиться без ликвидации существующих активов, он имеет небольшую потребность в лик видных средствах.
Структура органов управления фонда должна в обязательном порядке включать коллегиальный орган - совет фонда, формируемый в соответствии с порядком, установленным уставом фонда. Уставом фонда должно предусматриваться обязательное формирование попечительского совета - коллегиального органа, выполняющего надзорные функции и обеспечивающего общественный контроль за деятельностью фонда.
Высшим органом управления фонда является совет фонда. Совет фонда осуществляет общее руководство деятельностью фонда. Структура, порядок формирования, полномочия и срок полномочий совета фонда, порядок принятия им решений определяются уставом фонда в соответствии с законодательством. Члены совета фонда могут получать вознаграждение за выполнение ими своих обязанностей только в случае, если это предусмотрено уставом фонда. Размер вознаграждения членов совета фонда должен устанавливаться в виде фиксированной суммы.
Размещением пенсионных резервов занимается специальная компания по управлению активами фонда (управляющая компания). Самостоятельно фонд может размещать свои резервы только в банковские депозиты и государственные ценные бумаги. Все ценные бумаги фонда хранятся в специальном депозитарии, который должен иметь ту же лицензию, что и депозитарии паевых инвестиционных фондов.
Размер отчислений на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда и покрытие расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности фонда, в сумме не должен превышать 15 процентов дохода полученного от размещения средств пенсионных резервов, и 15 процентов дохода, полученного от инвестирования средств пенсионных накоплений, после вычета вознаграждения управляющей компании и специализированного депозитария фонда и уплаченных налогов.
Помимо деления на накопительные и солидарные, пенсионные схемы делятся по срокам выплаты пенсий (на пожизненные и срочные) и возможности пересмотра в будущем размера пенсионных взносов либо выплат. При схеме с установленными (фиксированными) взносами их ставка не меняется, но размер будущей пенсии может варьироваться в зависимости от итогов деятельности фонда и других обстоятельств. При схеме с установленными (фиксированными) выплатами, наоборот, размер пенсии определяется заранее, но при этом от вкладчика в будущем, возможно, потребуются дополнительные взносы, чтобы такую пенсию обеспечить.
Существует множество комбинированных (смешанных) пенсионных схем, сочетающих в себе различные варианты расчета взносов и пенсий. Государственная пенсионная система в РФ также работает по смешанной солидарно-накопительной схеме, где размер пенсии зависит как от размера заработка (т. е. взносов), так и возраста гражданина (вероятности дожития до пенсии).
Если рассматривать систему работы негосударственного пенсионного фонда по обязательному пенсионному страхованию и по негосударственному пенсионному обеспечению, то на первый взгляд различий мало. В обоих случаях основанием по возникновению обязательств фонда перед физическими лицами по выплате пенсии (НПО) или по выплате накопительной части трудовой пенсии (ОПС) является договор.
Отсюда вытекает еще одно немаловажное различие. Согласно ст. 3 Закона о негосударственных пенсионных фондах, договор негосударственного пенсионного обеспечения (пенсионный договор) - это соглашение между фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию.
В свою очередь договор об обязательном пенсионном страховании - это соглашение между фондом и застрахованным лицом в пользу застрахованного лица или его правопреемников, в соответствии с которым фонд обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии или выплаты его правопреемникам.
Из этого следует, что в рамках негосударственного пенсионного обеспечения договор заключается между фондом и лицом, которое будет уплачивать взносы, минуя лицо, которое в последующем будет получать пенсию, естественно, за исключением тех случаев, когда плательщик и получатель являются одним лицом. В рамках обязательного пенсионного страхования договор, наоборот, заключается между фондом и будущим получателем пенсии, минуя плательщика взносов.
Кардинальным отличием систем пенсионного страхования также является то, что деятельность по управлению пенсионными накоплениями предполагает более жесткие требования, нежели деятельность по управлению пенсионными резервами. Эти требования предъявляются к фондам, управляющим компаниям и процессу организации их работы, включая порядок раскрытия информации, более ограниченный перечень объектов для инвестирования, расширенный перечень специализированной отчетности, страхование ответственности управляющей компании, соблюдение дополнительных нормативов и показателей, а также иные требования.
В результате негосударственная пенсия формируется в процессе аккумулирования пенсионных взносов, их инвестирования и начисления по ним инвестиционного дохода. При этом все операции, будь то поступление взносов, начисление дохода, выплата пенсии или выплата выкупной суммы, учитываются на соответствующем пенсионном счете. Если на одном счете ведется аналитика по нескольким участникам, то счет является солидарным, если аналитика ведется только по одному участнику, то счет является именным.
Если пенсионный договор расторгается до момента наступления пенсионных оснований, негосударственный пенсионный фонд в зависимости от ситуации выплачивает вкладчику или участнику либо переводит в другой негосударственный пенсионный фонд накопленные денежные средства в размере и на условиях, предусмотренных договором и правилами. Эти средства составляют выкупную сумму.
Методика работы негосударственного пенсионного фонда по системе обязательного пенсионного страхования первоначально предполагает получение фондом права на осуществление этой деятельности. Фонд получает такое право с даты регистрации в ФСФР России заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика.
С этого момента фонд приступает к реализации своего права путем заключения с застрахованными лицами соответствующих договоров. При этом фонд не вправе отказать застрахованному лицу в заключении договора об обязательном пенсионном страховании, за исключением случаев, когда фонд заявил о принятии решения о приостановлении привлечения новых застрахованных лиц, а также в случае введения в отношении фонда запрета на проведение всех или части операций по пенсионному страхованию.
Реализация пенсионной реформы в России привела к повышению общественного интереса к проблемам пенсионного обеспечения. Так как государство не может в долгосрочной перспективе гарантировать своим гражданам достойную старость, - к решению этой задаче должны подключаться работодатели и сами работники. Наиболее удобным механизмом для формирования дополнительных пенсий сегодня являются негосударственные пенсионные фонды (НПФ).
Название НПФ |
Заявления (шт.) |
Доля рынка (%) |
Договоры (шт.) |
Доля рынка (%) |
||
ЛУКОЙЛ-Гарант |
||||||
Благосостояние |
||||||
Большой ПФ |
||||||
Промагрофонд |
||||||
Норильский никель |
||||||
Социальное развитие |
||||||
НПФ электроэнергетики |
||||||
Стальфонд |
Пенсионные резервы пяти крупнейших негосударственных пенсионных фондов составляют 77,4 процентов от общего объема пенсионных резервов НПФ, которые составляют 518,01 млрд. руб., а пенсионные накопления - 51,8 процентов от общего объема пенсионных накоплений, составляющего 71,72 млрд. руб. Такие данные содержатся в отчете Федеральной службы по финансовым рынкам о деятельности НПФ за 1-й квартал 2010 года.
В пятерку лидеров по количеству застрахованных лиц по системе обязательного пенсионного страхования /ОПС/ вошли НОНПФ "Благосостояние", НОНПФ "ЛУКойл-Гарант", НПФ "Социум", НПФ " Русь " и НОНПФ "Большой ПФ". Количество застрахованных по обязательному пенсионному страхованию лиц у 5 крупнейших по этому показателю НПФ составляет 50,2 процентов, от общего количества застрахованных по ОПС лиц, которое составляет 54,57 млн. человек.
Крупнейшими НПФ, по количеству участников системы негосударственного пенсионного обеспечения стали НОНПФ "Благосостояние", НПФ электроэнергетики, НПФ "Телеком-Союз", НОНПФ "ЛУКойл-Гарант" и Ханты-мансийский НПФ. Количество участников 5 крупнейших НПФ, участвующих в программе негосударственного пенсионного обеспечения, составляет 41,2 процентов от общего количества таких лиц, которое составляет 6,35 млн. человек.
Название компании |
Пенсионные резервы (тыс. руб.) |
Пенсионные накопления (тыс. руб.) |
||
Группа AAA (максимальная надежность) |
||||
НПФ "Благосостояние" |
||||
НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" |
||||
НПФ Электроэнергетики |
||||
Группа AA+ (очень высокая надежность - первый уровень) |
||||
НПФ "СтальФонд" |
||||
Группа AA (очень высокая надежность - второй уровень) |
||||
НПФ "Транснефть" |
||||
НПФ "Телеком-союз" |
||||
НПФ "Норильский никель" |
||||
НПФ Сберегательного банка |
||||
Группа AA- (очень высокая надежность - третий уровень) |
||||
НПФ "Первый национальный пенсионный фонд" |
||||
НПФ "Райффайзен" |
||||
Группа A+ (высокая надежность - первый уровень) |
||||
НПФ "РЕГИОНФОНД" |
||||
НПФ "Социальная защита старости" |
||||
НПФ "Социум" |
||||
Группа A- (высокая надежность - третий уровень) |
||||
НПФ "УГМК-Перспектива" |
||||
НПФ "Социальное развитие" |
||||
Группа BBB+ (достаточная надежность - первый уровень) |
||||
НПФ "Торгово-промышленный пенсионный фонд" |
||||
НПФ "Московский городской НПФ" |
||||
Группа BBB (достаточная надежность - второй уровень) |
||||
НПФ "Капитан" |
||||
Группа BBB- (достаточная надежность - третий уровень) |
||||
НПФ "Порт Гарант" |
||||
НПФ "ПенсионИнвест" |
Следует отметить то, что в условиях кризиса негосударственные пенсионные фонды (НПФ) показали себя наиболее жизнеспособными и устойчивыми финансовыми компаниями на российском рынке. Системное внедрение рейтингов в отрасли позволит еще в большей степени повысить надежность этому рынку и придать ему импульс к развитию. Рынок негосударственных пенсий превратился во внушительную систему, по масштабам сопоставимую, например, с отраслью коллективных инвестиций в ПИФы.
В применении к риску пассивов его можно реализовать при выборе пенсионных схем. При использовании пенсионной схемы до исчерпания средств на счете фонд может избежать риска смертности и риска доходности. Риск инвестирования в принципе отсутствует в распределительных пенсионных схемах. Избежать риска не поступления взносов можно, применяя схемы с полным фондированием.
2. Перенос риска с одного субъекта на другой при использовании разных пенсионных схем. Так, например, как показано выше в отношении инвестиционного риска, при использовании схем с фиксированными взносами рискует участник, а в схемах с фиксированными выплатами рискует фонд. Надо отметить, что это противоречие довольно условно и никакого противоречия между этими субъектами на практике не существует (во всяком случае, его не должно быть).
3. Диверсификация, то есть распределение рисков по нескольким направлениям. Классическим примером диверсификации активов, используемым в НПФ (и не только в НПФ), является диверсификация инвестиций. Это на практике означает размещение пенсионных резервов в различные виды ценных бумаг, распределение их между несколькими управляющими компаниями. Диверсификация пассивов используется при использовании фондом нескольких пенсионных схем, имеющих разные риски. При реализации пожизненной пенсионной схемы риск смертности значительно снижается при увеличении числа участников пенсионной схемы. Для НПФ важна также диверсификация по вкладчикам, так как увеличение числа вкладчиков снижает риск одновременного расторжения договоров.
7. Постоянный контроль рисков и принятие необходимых мер. Одним из основных источников информации для этого является отчет об актуарном оценивании. В отчете делается важный вывод о финансовой устойчивости фонда, анализируются причины нарушения актуарного баланса. Актуарий фонда не только представляет необходимую информацию руководству и специалистам фонда в актуарном отчете, но и постоянно контролирует все события в фонде, которые могут повлиять на его финансовую устойчивость.
Далее в курсовой работе, необходимо отметить методы государственного регулирования рисков негосударственных пенсионных фондов. Законодательством, регулирующим накопительную составляющую трудовой пенсии, предусмотрены меры по минимизации этих рисков и обеспечению во всех случаях сохранности пенсионных накоплений.
Из всех ныне действующих социально-финансовых институтов негосударственные пенсионные фонды имеют наиболее развитую систему законодательно установленных требований к финансовому состоянию и условиям деятельности. К числу таких требований относятся:
Обязательное лицензирование деятельности негосударственного пенсионного фонда;
Разделение имущества НПФ на пенсионные резервы (средства, предназначенные исключительно для выполнения обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению), пенсионные накопления (средства, накопленные на пенсионных счетах накопительной части трудовой пенсии) и имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, раздельный учет этих видов имущества и недопустимость смешения операций по ним;
Законодательно установленный минимальный размер имущества для обеспечения уставной деятельности - 3 млн. рублей в период до 1 января 2005 года и 30 млн. рублей после этой даты;
Законодательный запрет на обращение взысканий по долгам фонда на имущество, составляющее пенсионные резервы и пенсионные накопления;
Открытость и прозрачность деятельности фонда для вкладчиков, участников и застрахованных лиц, что обеспечивается их ежегодным информированием о состоянии пенсионных счетов и обязательной публикация отчетов о деятельности фонда в средствах массовой информации;
Развитая система мер по обеспечению сохранности пенсионных резервов и пенсионных накоплений, включающая в себя требования к допустимым направлениям размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений, в том числе предельные нормы размещения в отдельные объекты инвестирования, а также ежедневный контроль за составом и структурой пенсионных резервов и пенсионных накоплений со стороны специализированного депозитария;
Система страхования рисков, включающая в себя формирование страховых резервов, нормативный размер которых установлен государством, участие в объединенных гарантийных фондах или других формах внешнего страхования;
Наличие у фонда системы внутреннего контроля, включающей в себя попечительский совет, формируемый из представителей вкладчиков и участников, и ревизионную комиссию.
Соблюдение негосударственными пенсионными фондами всех установленных законодательством условий деятельности контролируется специально уполномоченным на это федеральным органом (Минтруд России), и специализированным депозитарием, который, при наличии нарушений состава и структуры пенсионных резервов и пенсионных накоплений, обязан извещать об этом министерств, а также дает согласие на проведение всех операций с пенсионными накоплениями.
Получить право работать с пенсионными накоплениями граждан (стать страховщиком по обязательному пенсионному страхованию) может не каждый фонд. Кроме перечисленных выше обязательных для любого негосударственного пенсионного фонда требований, НПФ, решивший работать с пенсионными накоплениями граждан, должен удовлетворять дополнительным требованиям:
Иметь опыт работы по осуществлению негосударственного пенсионного обеспечения не менее двух лет;
В течение не менее одного года вести одновременно не менее 5000 именных пенсионных счетов участников;
Не иметь актуарного дефицита по результатам актуарного оценивания в течение последних двух лет деятельности;
Не иметь фактов приостановления действия лицензии в течение последних двух лет деятельности.
Фонд, намеренный осуществлять деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, должен подать соответствующее заявление в министерство труда России и быть там зарегистрирован.
Порядок и условия выполнения негосударственным пенсионным фондом обязательств по обязательному пенсионному страхованию определяются страховыми правилами фонда, которые разрабатываются фондом на основе типовых правил, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Негосударственный пенсионный фонд может внести в страховые правила фонда положения, улучшающие обслуживание застрахованного лица, но не может ограничить права застрахованного лица по сравнению с типовыми страховыми правилами. Страховые правила каждого фонда и все изменения к ним вступают в действие только после их регистрации в Минтруде России.
Соблюдение этих требований обеспечивает то, что деятельность по обязательному пенсионному страхованию могут осуществлять только фонды, имеющие достаточный опыт работы по негосударственному пенсионному обеспечению, и обладающие необходимой финансовой устойчивостью.
На средства пенсионных накоплений не может быть обращено взыскание по долгам фонда, вкладчиков, страхователей, управляющих компаний, специализированного депозитария и иных лиц, включая застрахованных лиц и участников. Исключением являются только долги фонда перед застрахованными лицами.
Пенсионные накопления застрахованного лица учитываются как в негосударственном пенсионном фонде в форме ведения пенсионного счета накопительной части трудовой пенсии, так и в Пенсионном фонде России в форме специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Кроме того, Пенсионный фонд России ведет реестр застрахованных лиц, в котором отражаются сведения о том, какой негосударственный пенсионный фонд выбрало застрахованное лицо. Эти меры исключают возможность утраты сведений о пенсионных накоплениях в случае реорганизации или ликвидации негосударственного пенсионного фонда.
Анализ нормативной базы, регламентирующей отношения в сфере деятельности негосударственных пенсионных фондов. Существующие проблемы в данной области и пути их разрешения. Развитие негосударственных форм пенсионного обеспечения, оценка перспектив.
статья , добавлен 25.05.2016
История развития и совершенствования негосударственных пенсионных фондов в России. Правовая форма и деятельность НПФ, оценка их финансового состояния. Анализ системы пенсионного страхования Российской Федерации. Пути решения проблем и факторы риска.
курсовая работа , добавлен 18.02.2014
История развития, виды и принципы организации негосударственных пенсионных фондов в России, законодательное регулирование их деятельности. Международная практика пенсионного обеспечения. Налогообложение прибыли негосударственных пенсионных фондов.
курсовая работа , добавлен 06.03.2014
Перспективы правового регулирования отношений по доверительному управлению пенсионными резервами. Анализ доходной и расходной частей бюджета пенсионного фонда. Роль участников инвестирования пенсионных накоплений в управлении бюджетом пенсионного фонда.
курсовая работа , добавлен 27.10.2009
История развития пенсионной системы в советский и постсоветский периоды, развитие негосударственных пенсионных фондов. Понятие накопительной пенсии, условия и порядок ее назначения. Пенсионные системы в России и за рубежом: модели и опыт реформирования.
дипломная работа , добавлен 04.04.2018
Правовое регулирование инвестиционной деятельности. Понятие институционального инвестора и соотношение с иными видами инвесторов. Особенности организационно-правовой формы акционерных, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов.
дипломная работа , добавлен 09.02.2017
Понятие и значение негосударственных пенсионных фондов, нормативно-правовая основа их деятельности, права и обязанности. Социально-правовые проблемы пенсионного обеспечения на современном этапе и пути их разрешения. Правовые проблемы исчисления пенсий.
контрольная работа , добавлен 17.09.2011
Основные направления деятельности негосударственных пенсионных фондов. Параметры, от которых зависит размер пенсии. Этапы реформирования пенсионной системы. Средний размер назначенных пенсий в России. Страховые принципы развития пенсионной системы РФ.
доклад , добавлен 25.11.2011
Становление и развитие современной пенсионной системы в России. Организационно-правовая характеристика НПФ "Согласие". Формы участия НПФ в системе пенсионного обеспечения. Отличия негосударственного пенсионного фонда от государственного, преимущества НПФ.
дипломная работа , добавлен 06.01.2014
Порядок уплаты дополнительного страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии. Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений. Способы государственной поддержки формирования пенсионных накоплений. Взносы работодателя.
В большинстве развитых стран пенсионное обеспечение осуществляется из трех источников:
Государственными пенсионными системами (в рамках социального страхования);
Негосударственными пенсионными фондами;
Страховыми компаниями или другими финансовыми организациями.
Уровень развития негосударственных пенсионных фондов в стране зависит от того, в какой мере государственная система пенсионного обеспечения отвечает потребностям населения. Так наибольшее распространение частные пенсионные фонды получили в США, наименьшее - в Скандинавии, Австрии.
В международной практике страховое обеспечение пенсиями делится на три основных направления:
1) индивидуальное страхование пенсий - клиент страхует пенсию определенного размера;
2) клиент накапливает средства в страховой организации, пенсия адекватна накопленной сумме;
3) групповое страхование - пенсии всех участников адекватны общей сумме взносов.
В России до 1917 г. была развита система пенсионных касс, сегодня наибольшее распространение получило название пенсионный фонд. Обычно под пенсионным фондом понимается организация, обеспечивающая групповое страхование. В отечественной практике - это все организации обеспечивающие страхование пенсий.
Пенсионный фонд - организация, занимающаяся разноплановой деятельностью, которая заключается в аккумулировании денежных средств и их использовании для выплат пенсий и пособий участникам.
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) в России предлагают своим участникам от 1 до 84 пенсионных схем. При этом под термином "пенсионная схема" понимается порядок внесения взносов и осуществления платежей из НПФ. Основные характеристики пенсионной схемы:
Периодичность и размеры платежей;
Сроки формирования пенсионных накоплений;
Сроки выплат дополнительных пенсий.
Несмотря на имеющееся разнообразие, в чистом виде можно выделить две пенсионные схемы:
1) накопительная схема - взносы уплачиваются вкладчиком по возможности, выплаты производятся до полного исчерпания средств на личном счете участника;
2) схема с минимально гарантированным размером пенсии - в этой схеме устанавливается гарантированный размер пенсии в зависимости от размера взносов, причем реальная величина пенсионных выплат может быть выше в соответствии с инвестиционным доходом, начисленным на именной счет участника, но ни при каких условиях она не будет ниже этого размера.
Минимальный период формирования пенсионных накоплений - 1-2 года (для лиц пенсионного и предпенсионного возраста). Максимальная длительность стадии накопления определяется естественными возрастными границами.
По сроку выплат различают пожизненные и срочные (ограниченные) пенсии.
Срочные пенсии выплачиваются в течение оговоренного срока. Пенсии обычно выплачиваются с установленного общего пенсионного возраста. Периодичность выплат может быть различной.
По характеру своей деятельности пенсионные фонды располагают значительными инвестиционными ресурсами. Правильное размещение этих средств важно как для фонда, так и для страхователей.
В отличие от страховщиков, пенсионные фонды до 1995 г. были не ограничены в выборе направлений инвестирования. По состоянию на 1 июля 1994 г. активы НПФ в среднем распределялись следующим образом:
Государственные ценные бумаги - 23%;
Депозиты - 24%;
Недвижимость - 5%;
Прямые инвестиции - 1%;
Ценные бумаги - 44%
Прочие вложения - 3%.
В декабре 1995 г. Инспекцией негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты РФ были утверждены Временные правила инвестирования актовов негосударственных пенсионных фондов. В соответствии с данными правилами НПФ должны осуществлять инвестиционную деятельность через Компании по управлению активами НПФ. Фонды осуществляют контроль за размещением Компаниями их активов. Правила определяют порядок размещения средств, привлеченных в связи с осуществлением негосударственного пенсионного обеспечения, и не распространяются на собственные средства фондов.
Активы НПФ могут быть размещены в:
Ценные бумаги федерального правительства;
Муниципальные ценные бумаги;
Банковские депозиты;
Ценные бумаги других эмитентов (облигации, акции, векселя, депозитные
Сертификаты);
Недвижимость;
Валютные ценности;
Денежные средства на расчетном счете.
Запрещается ивестирование активов по следующим направлениям:
Предоставление займов и кредитов;
Заключение договоров купли-продажи;
Вложение в интеллектуальную собственность;
Осуществление торгово-посреднической, банковской и производствен-ной деятельности;
Оплата расходов по ведению дел Фонда;
Осуществление совместоной деятельности.
Цель введения данных правил обеспечение надежности деятельности и платежеспособности НПФ и гарантий вкладчикам. В этой связи, разработана система нормативов, позволяющих оценивать надежность и платежеспособность НПФ. Нормативы, являющиеся обзательными для всех НПФ и Компаний:
Норматив соответствия инвестиционной деятельности (N1);
Норматив достаточности средств Компании (N2);
Норматив соотношения актовов фонда и его обязательств (N3).
Для расчета N1 все активы НПФ оцениваются с учетом степени риска по специальным коэфициентам (разброс коэффициентов от 0,125 до 0,650). Норматив определяется по следующей формуле:
где, Bi- фактическая сумма активов, вложенных в конкретное направление инвестиций; Ai - коэффициент риска конкретного направления инвестиций активов; P - общая сумма активов.
Максимально допустимое значение норматива - 0,5.
Норматив достаточности собственных средств Компании определяет соотношение всех собственных средств Компании и суммы размещаемых актовов Фондов, взвешенных с учетом риска:
где, Q - собственные средства компании по упралению активами; Bi - фактическая сумма активов, вложенная в конкретное направление инвестиций; Ai - коэффициент риска конкретного направления инвестиций.
Минимально допустимое значение норматива - 0,08.
Норматив сотношения активов фонда и его обязательств определяется следующим образом:
P - общая сумма активов;
O - расчетные обязательства Фонда (современная стоимость обязательств).
Контроль за соблюдением экономических нормативов осуществляется на основе данных квартальной бухгалтеской отчетности.
Предыдущая |