Общие функции и принципы налогообложения. Понятие и функции налогов, основные принципы налогообложения. Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе. Бенджамин Франклин пис

Общие функции и принципы налогообложения. Понятие и функции налогов, основные принципы налогообложения. Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе. Бенджамин Франклин пис

Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и есть сущность налога.

Налоги - это обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.

Конституцией РФ и Законом «Об основах налоговой системы в РФ» определены и закреплены основные принципы налогов:

власть вправе устанавливать налоги

всеобщность (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы)

однократность налогообложения (один и тот же объект не может облагаться налогами одного вида два раза за один период налогообложения)

очередность взимания налогов из одного источника (для уменьшения налогового бремени)

определенность налогообложения (что и по какой ставке облагается налогом).

Налогообложение базируется на ряде принципов. Главный принцип: как бы велики ни были потребности государства в финансовых средствах, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности. Следующий важный принцип - определённость: порядок налогообложения устанавливается заранее, размеры налога и сроки его уплаты известны заблаговременно. Общепризнанные принципы: однократный, обязательный характер уплаты налога, простота и гибкость.

Первый принцип заключается в том, что физические и юридические лица должны уплачивать налоги, пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Логично, что те, кто получил большую выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг должны платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров и услуг. Некоторая часть общественных благ финансируется главным образом на основе этого принципа. Например, налоги на бензин обычно предназначаются для финансирования и строительства и ремонта автодорог. Таким образом, те, кто пользуется хорошими дорогами, оплачивают затраты на поддержание и ремонт этих дорог.

Но всеобщее применение этого принципа связано с определенными трудностями. Например, в этом случае невозможно определить, какую личную выгоду, в каком размере и т.д. получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение. Даже в поддающемся на первый взгляд оценке случае финансирования автодорог мы обнаруживаем, что оценить эти выгоды очень трудно. Отдельные владельцы автомобилей извлекают пользу из автодорог хорошего качества не в одинаковой степени. И те, кто не имеет машины, также получают выгоду. Предприниматели, безусловно, значительно выигрывают от расширения рынка в связи с появлением хороших дорог. Кроме того, следуя этому принципу, необходимо было бы облагать налогом, например, только малоимущих, безработных, для финансирования пособий, которые они получают.

Второй принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают и большие налоги и наоборот.

Рациональность данного принципа заключается в том, что существует, естественно, разница между налогом, который взимается из расходов на потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Брать ежемесячно по 50000 руб. у лица получающего 500 тыс. руб. дохода вовсе не значит лишать его источника средств к существованию и определенных удобств жизни. И разве можно сравнить этот эффект с тем, когда берут 500 руб. у человека с доходом в 5000 руб. Жертва последнего не только больше, но и вообще несоизмерима с жертвой первого. Дело в том, что мы, потребители действуем всегда рационально, т.е. в первую очередь мы тратим свои доходы на товары и услуги первой необходимости, затем на не столь необходимые товары и т.д.

Данный принцип представляется справедливым и рациональным, однако, проблема заключается в том, что пока нет строгого научного подхода в измерении чьей-либо возможности платить налоги. Налоговая политика правительства строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства, в зависимости от взглядов правящей политической партии, требований момента и потребности правительства в доходах.

Современные налоговые системы используют оба принципа налогообложения, в зависимости от экономической и социальной целесообразности.

Налоговая система базируется на соответствующем законодательстве, которое устанавливает конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют конкретные элементы налогов. К элементам налогов относятся:

субъекты налога - лицо, которое по закону обязано платить налог;

носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог;

объект налога - доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, недвижимое имущество и т.д.)

ставка налога - размер налога, устанавливаемый на единицу обложения. Определяется либо в твёрдой сумме, либо в проценте.

Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.

  • 1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа).
  • 2. Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины (например, действовавший в СССР до 1 июля 1990 г. налог на заработную плату в размере 13 %).
  • 3. Прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.
  • 4. Регрессивные - средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.

В общих чертах видно, что прогрессивные налоги - это те налоги, бремя которых наиболее сильно давит на лиц с большими доходами, регрессивные налоги наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам, обладающим незнач Налоги весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Попытки унифицировать налоги, уменьшить количество их видов пока не имели успеха. Возможно, это происходит потому, что правительствам удобнее вместо одного большого налога взимать множество не столь больших, в этом случае налоговые поборы станут менее заметными и чувствительными для населения.

Налоги выполняют следующие функции:

1. Фискальная функция состоит в финансировании государственных расходов. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - форсирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и других). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и центрального взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

Регулирующая функция - государственное регулирование экономики. Регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная правительством. Через налоги власти воздействуют на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе.

  • 3. Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.
  • 4. Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но это самая «труднонастраиваемая» функция. Как и любая другая, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.

Стимулирующая функция налогов является в современной российской практике слабо реализуемой и неэффективно используемой.

5. Контрольная функция налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.

Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И, наоборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению. Контрольная функция налоговой системы предопределяет и определяет эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом.

6. Социальная функция - поддержание социального равновесия путём изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Само материальное содержание налогов как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность из обращения на непроизводственные цели. В условиях РФ социальная функция налоговой системы бюджета весьма существенна в силу тех обязательств, которые несло советское государство перед населением и которое «по наследству» перешло к РФ. Многие социальные затраты, финансируемые государством за счет налогов (бесплатное образование, здравоохранение).

Социальная функция налогов проявляется и непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.).

Социальная функция налоговой системы требует детального исследования, как с точки зрения ее усиления, так и с точки зрения устранения неоправданных льгот и преимуществ, не отвечающих характеру рыночных преобразований, социальным критериям или внутрифедеральным отношениям.

Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления регулирующей функции налогов. В то же время, достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста доходности производства, позволяет государству получить больше средств.

При помощи налогов можно поощрять или сдерживать определенные виды деятельности (повышая или понижая налоги), направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. Так предоставление налоговых льгот отраслям промышленности или отдельным предприятиям стимулирует их подъём и развитие. Назначая более высокие налоги на сверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги. Предоставляя льготы, государство решает серьезные, порой стратегические задачи. Напр., не облагая налогами часть прибыли, идущую на внедрение новой техники, оно поощряет технический прогресс. А, не облагая налогами часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство привлекает предприятия к решению социальных проблем.

В практике налогообложения используются различные виды налогов.

1. По способу платежа различают прямые и косвенные налоги

Прямые налоги платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны платежеспособности. Это подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, налог на землю и др.

При косвенном налогообложении субъект налога и его носитель обычно не совпадают. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей. Так, например, акцизы на табачные и алкогольные товары уплачиваются производителем, который включает их в цену реализации. Соответственно, покупатель этих товаров становится фактическим плательщиком налога. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, монопольный налог.

Таким образом, создается впечатление, что косвенные налоги - несправедливые налоги. Чем беднее человек, тем большую долю своего дохода он отдает государству в виде этих налогов.

В западных странах косвенные налоги находят более широкое применение. Они позволяют оперативно и регулярно получать крупные суммы, что позволяет стимулировать или сдерживать производство по тем или иным направлениям, а так же регулировать потребление. В развитых капиталистических странах при всех негативных сторонах косвенного налогообложения оно не противодействует развитию экономики.

  • 2. Налоги по их использованию подразделяются на общие и специальные (целевые). Общие налоги поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий. Специальные налоги имеют строго определенное назначение, например, налоги на реализацию горюче-смазочных материалов поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства, реконструкции и текущего ремонта дорог.
  • 3. В зависимости от того, в распоряжение какого органа поступает налог, различают федеральные налоги, региональные налоги субъектов Федерации и местные налоги.

Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами, принимаемыми Федеральным собранием. К ним относятся налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, подоходный налог, таможенные пошлины и др.

К республиканским налогам относится налог на имущество предприятий, налог на добычу природных ресурсов.

К местным налогам относится налог на недвижимое имущество граждан, налог на транспортные средства, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, другие сборы.

Функции налогообложения представляют собой проявление самой сущности налогов, и показывают, как они реализуют свое общественное назначение как инструмент распределения и перераспределения государственных доходов. Выделяют несколько основных функций налогообложения.

Во-первых, самой основной в группе функций налогообложения является фискальная функция. Благодаря фискальной функции, то есть сбору денежных средств, формируются государственные ресурсы, которые резервируются для последующих целевых программ государства. Все последующие функции будут производными от фискальной.

Неразрывно с фискальной находится экономическая функция. Она означает, что налогообложение является механизмом перераспределения некоторых государственных процессов. Благодаря экономической функции оказывается влияние на производство, увеличивая или снижая его темпы, на увеличение или сужение спроса, на накопление капитала.

Во-вторых, это распределительная функция налогообложения. Другими словами ее еще можно называть социальной функцией. Ее суть заключается в том, что все доходы общества перераспределяются между собой.

В-третьих, это регулирующая функция. В этом понимании налогообложение является своеобразным регулятором экономических отношений общества. Регулирующая функция имеет обширное действие, и включает в себя еще несколько функций: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Сущность стимулирующей функции заключается в том, что налогообложение является инструментом для развития тех или иных экономический отношений. Стимулирующая функция включает в себя наличие налоговых освобождений и льгот.

Так, например, налоговым законодательством предусмотрены налоговые льготы для малого бизнеса, производителям сельского хозяйства, и т.д.

Соответственно, дестимулирующая функция наоборот предусматривает какие-либо налоговые обременения для того, чтобы затормозить движение некоторых экономических процессов. Содержание этой функции налогообложения можно увидеть на примере повышения таможенных пошлин.

Воспроизводственная функция заключается в следующем. Мы постоянно используем различное сырье. Соответственно, для его воспроизводства требуются материальные затраты. Так вот, благодаря воспроизводственной функции всегда поддерживается достаточный уровень денежных средств, необходимы для восстановления используемых ресурсов. Хорошим примером здесь может являться плата за воду.

В-четвертых, контрольная функция. Благодаря этой функции налогообложения можно проследить за движением финансовых средств, за доходами и расходами государства, оценить направления движения финансов, их целесообразность. Иными словами, контрольная функция позволяет оценить в целом всю систему налогообложения, и оценить необходимость внесения изменения и корректив в налоговую и бюджетную сферы.

Ну, и в-пятых, это поощрительная функция. Сущность этой функции налогообложения должна была бы заключаться в том, чтобы выделять отдельные категории граждан, поощрять их за какие-либо заслуги, например, инвалидов Великой отечественной войны. Однако, на практике, поощрительная функция не нашла широкого распространения, как иные функции налогообложения, и используется для реализации налоговых механизмов в социальной государственной политике.

Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи А. Смита, сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения:

  • 1. Принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
  • 2. Принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
  • 3. Принцип удобства -- налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
  • 4. Принцип экономии, который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.

Социально-экономическая сущность и роль налогов проявляется в их функциях, т. е. в основных направлениях воздействия налогов на развитие общества и государства. Функции налогов являются способом выражения их различных свойств. Функции показывают, каким путем реализуется общественное назначение налогов как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.

Налоги используются всеми государствами с рыночной экономикой как метод прямого влияния на бюджетные отношения и опосредованного (через систему льгот и санкций) воздействия на производителей товаров, работ и услуг. Через налоги достигается относительное равновесие общественных потребностей и ресурсов, необходимых для их удовлетворения, через налоги обеспечивается рациональное использование природных богатств, в частности путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств. Посредством налогов государство решает экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.

Функции налогов следуют из их экономического содержания.

Фискальная функция реализует формирование единого фонда денежных средств государства. Именно фискальный потенциал налогов предопределяет возможность решения государством задач обороны, правоохранительных, социальных задач, охраны природы и др. Данная функция налогов в известной степени первична по отношению ко всем остальным.

Распределительная (или перераспределительная) функция предполагает, что в процессе формирования государственного бюджета (единого фонда денежных средств) часть созданного валового внутреннего продукта перераспределяется из одних отраслей экономики и регионов в другие в соответствии с целями, которые в данный момент преследует общество и реализует государство.

Стимулирующая (или дестимулирующая) функция заключается в том, что в процессе налогообложения формируются относительно более благоприятные и относительно менее благоприятные сферы и зоны экономической активности. Стимулирующая функция налогообложения реализуется через систему налоговых льгот и преференций, создающих для некоторых видов деятельности более льготный режим.

Контрольная (иногда выделяемая) функция налогообложения, дающая возможность соизмерения расходов государства и потенциала экономики и общества по формированию доходной части бюджетной системы. Фактически в рамках данной функции происходит оценка эффективности налоговой системы по обеспечению необходимых для общества расходов.

Функции налога тесно взаимосвязаны. Рациональность действующего законодательства определяется и степенью относительного равновесия налоговых функций. Однако на практике фискальная функция налога всегда реальна, а регулирующая функция может существовать номинально или быть деформирована. Поэтому поиск оптимального соотношения налоговых функций ведется непрерывно, ибо их относительное равновесие позволяет сформировать бюджет, не ущемляя экономических интересов налогоплательщиков.

Принципы налогообложения - это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. В системе налогообложения можно выделить экономические, юридические и организационные принципы.

Принципы налогообложения

Экономические принципы впервые были сформулированы А. Смитом. Эти принципы присущи налогу как объективной экономической категории вне зависимости от конкретного государ­ства и времени, поэтому их иногда называют фундаментальными принципами. В настоящее время экономические принципы претерпели некоторые изменения. Они именуются иначе и могут быть кратко охарактеризованы следующим образом.

Принцип хозяйственной независимости . Данный принцип основан на праве частной собственности налогоплательщика, он занимает центральное положение по отношению ко всем остальным принципам.

Принцип справедливости (равенства налогообложения). Согласно этому принципу каждый должен принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Две центральные идеи: 1) сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов налогоплательщика; 2) кто получает больше благ от государства, тот должен больше платить в виде налогов.

Принцип соразмерности предусматривает сбалансированность интересов налогоплательщика и государственного бюджета. Принцип соразмерности характеризуется кривой Лаффера, показывающей зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени. Эффект кривой состоит в росте поступлений в бюджет с ростом налогов, если ставка до 50%, и в падении поступлений, если ставка более 50%. Данная концепция получила признание в 70-80-е гг. XX в.

Принцип учета интересов налогоплательщиков рассматривается через призму двух принципов А. Смита, а именно: принципа определенности (сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику) и принципа удобства (налог взимается в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика). Проявлением этого принципа является также простота исчисления и уплаты налога.

Принцип экономичности базируется еще на одном принципе А. Смита, согласно которому «каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства». По своей сути принцип экономичности (эффективности) означает, что суммы сборов по отдельному налогу должны превышать затраты на его обслуживание, причем в несколько раз.

  • Взаимосвязь сбережений и инвестиций в классической и Кейнсианской моделях макроэкономического равновесия
  • Автономные и производственные инвестиции. Эффект акселератора. Парадокс бережливости
  • Экономика и государство
    • Ресурсы, объекты, формы, методы, концепции и инструменты государственного регулирования экономики
    Модели государственного регулирования рыночной экономики
    • Классическая модель взаимодействия экономики и государства
    • Кейнсианская модель государственного регулирования экономики
    • Неконсервативная модель государственного регулирования экономики
    Формирование экономической политики
    • Экономическая политика и фактор времени. Лаговая структура
    Государственное регулирование переходной экономики
    • Приоритеты в макроэкономических целях Российского правительства
    Природа кризиса переходной Российской экономики
    • Динамика ВВП России в период рыночных реформ. Кризис и депрессивная стабилизация Российской экономики
    • Структурные перекосы в Российской экономике. Противоречие между валютным укладом и отраслями, ориентированными на внутренний рынок
    • Ловушка равновесия на низком уровне, ее характерные черты
    • Теория трансформационного спада. Спад как "статистическая иллюзия"
    • Экономический кризис как следствие стратегических просчетов в экономической политике
    Антициклическое регулирование экономики
    • Политика краткосрочной стабилизации. Противодействие колебаниям экономической конъюнктуры
    • Противоречивость антициклического регулирования. Экономико-политический цикл
    Финансовая система Фискальная политика
    • Мультипликатор государственных расходов и налоговый мультипликатор
    • Недискреционная фискальная политика. Встроенные стабилизаторы
    • Фискальная политика, ориентированная на предложение. Эффект Лаффера
    Денежная система
    • Спрос на деньги в неоклассической теории. Количественная теория денег. Уравнение Фишера. Кембриджское уравнение
    • Кейнсианская теория спроса на деньги. Транзакционный и спекулятивный спрос на деньги. Теория выбора портфеля
    Денежно-кредитная политика
    • Сущность и цели денежно-кредитной политики. Функции центрального банка
    • Воздействие денежно-кредитной политики на национальный продукт. Трансмиссионный механизм
    • Мультипликативное расширение банковских депозитов. Денежный мультипликатор
    • Сравнительная эффективность денежно-кредитной и фискальной политики
    Инфляция
    • Виды инфляции. Сбалансированная и несбалансированная, ожидаемая и непредвиденная инфляция
    • Инфляция спроса и инфляция издержек. Открытая и подавленная инфляция
    Антиинфляционная политика Безработица Политика занятости
    • Государственное регулирование рынка труда. Активная политика занятости
    Взаимосвязь инфляции и безработицы. Стагфляция Государственное регулирование экономического роста
    • Содержание и цели политики содействия экономическому росту
    Доходы населения и уровень жизни
    • Рыночная и уравнительная модели распределения доходов: равенство против эффективности
    • Неравенство доходов: причины и последствия. Кривая Лоренца
    Социальная политика
    • Цели и содержание государственной политики перераспределения доходов
    • Инструменты и модели перераспределительной политики государства
    • Государственный механизм регулирования доходов населения в России
    Общенациональное прогнозирование, планирование и программирование экономики
    • Типы и модели экономического планирования, их эволюция в XX веке. Индикативное планирование и государственный заказ
    • Место и роль прогнозирования в системе государственного регулирования экономики. Формы прогнозных заключений
    • Прогнозирование в планово-регулируемой и переходной экономике

    Функции и принципы налогообложения

    Доходная часть государственного бюджета складывается из налоговых поступлений, а также доходов принадлежащих государству предприятий и организаций. Термин "налог" весьма широко и неоднозначно трактуется в различных странах. Так, в нашей стране налоги традиционно рассматриваются как обязательные платежи пассивно-послушных юридических и физических лиц государству, осуществляемые на основе законодательства и используемые государством для реализации его функций. При таком рассмотрении коренной признак налогов - их принудительный характер. А вот типичная американская трактовка налога как инструмента государственной экономической и социальной политики подчеркивает его активную роль в обеспечении развития национальной экономики.

    В широком смысле слова налогами признаются не только те платежи, в названии которых присутствует слово "налог", но также таможенные пошлины, отчисления в пенсионные фонды и т.п.

    Налоги выражают обязанность домохозяйств и фирм, получающих доходы, участвовать в формировании государственных ресурсов и последующем финансировании правительственных расходов. В их формировании и состоит первая функция налогов - фискальная (от слова fisk - государственная казна). Налоги выполняются также перераспределительную функцию, Являясь средством перекачивания национального дохода между богатыми и бедными, они призваны гасить "сбои" в системе распределения (например, чрезмерную дифференциацию доходов). Причем перераспределение доходов осуществляется не только между отдельными лицами и группами населения с разными доходами, но и между территориями, сферами производства, между настоящим и будущим поколениями людей, между текущим потреблением и накоплением (инвестициями). В этом смысле налоги выступают нашей платой за цивилизованность общества. Налоги, далее, призваны заинтересовывать (или не заинтересовывать) людей в развитии тех или иных сфер деятельности. Будучи дифференцированными, они могут способствовать росту определенных отраслей или регионов, видов трудовой и предпринимательской деятельности, а могут, наоборот, тормозить их расширение - в связи с текущими задачами антициклической, антиинфляционной и иной политики государства. В связи с этим третьей функцией налогов является функция стимулирующая. К настоящему времени стимулирующее значение налогов настолько расширилось, что трудно назвать народнохозяйственную проблему, для решения которой не используется тот или иной налоговый регулятор. В частности:

    1. манипулирование налогами может стать средством воздействия на научно-технический прогресс и процесс накопления капитала - например, в связи с проведением политики ускоренной амортизации. В результате ускоряется обновление физически и морально устаревшего основного капитала. Такое изменение налоговой политики, сокращая базу налогообложения, способствует техническому прогрессу, прежде всего в традиционных капиталоемких отраслях (и с этой точки зрения ведет к консервации сложившейся отраслевой структуры народного хозяйства). С другой стороны, вычет из облагаемого дохода затрат на НИОКР способствует развитию новых, наиболее прогрессивных, наукоемких отраслей. Кроме того, формы налогообложения призваны стимулировать научный поиск, деятельность рисковых (венчурных) фирм. Облагая высоким налогом фонд заработной платы фирм, правительство ФРГ в послевоенный период тем самым побуждало их всемерно экономить на живом труде и заменять его трудом овеществленным в новом оборудовании, созданном на базе научно-технического прогресса.
    2. налоги обеспечивают одновременное решение проблем занятости и поддержания конкурентной среды (налоговые льготы малому бизнесу, в сфере которого обычно создается до 60% новых рабочих мест), что означает, в частности, ограничение монопольного положения крупных фирм. Такую же цель преследует введение государством запретительно высоких налогов на сверхприбыль, препятствующее необоснованному взвинчиванию монополистами цен на предлагаемые ими товары.
    3. налоги одновременно ограничивают производство вредных товаров (например, через высокие акцизы на винно-водочные и табачные изделия) и поощряют социально полезную деятельность (производство лекарств, товаров для детей, услуг социально-культурного комплекса и т.п.). Правда, в условиях значительного бюджетного дефицита такое поощрение не может не быть ограниченным. Однако японский опыт послевоенного восстановления экономики (и в условиях несбалансированности доходов и расходов бюджета) включал предоставление налоговых послаблений в обмен на проведение модернизации производства, сокращение энергоемкости, освоение лучших зарубежных образцов продукции.
    4. продуманные налоги обеспечивают прогрессивные структурные преобразования экономики, сглаживание региональных диспропорций. Так, налоговое стимулирование инвестиционной деятельности средствами политики ускоренной амортизации является в то же время и инструментом осуществления структурной политики государства. Регулярно пересматриваемая министерством финансов дифференциация норм амортизационного списания в зависимости от вида вещественных носителей основного капитала (станки, оборудование, здания, очистные сооружения, транспортные средства и т.п.) четко ориентируют фирмы в направлении приоритетного вложения инвестиционных ресурсов в наиболее значимые для государства в данный момент отрасли. Одновременно со структурно-инвестиционными целями государство тем самым обеспечивает и расширение занятости в стране и реализацию ряда значимых природоохранных мероприятий.

    Функции налогов тесно взаимосвязаны. В одной ситуации они могут дополнять друг друга, в другой - исключать своих "партнеров". Так, реализация налогами своей фискальной функции обеспечивает создание материальных условий для существования и функционирования государства - а значит, для обеспечения его регулирующего воздействия на народное хозяйство. При этом фискальная функция налогов в долгосрочном периоде может быть осуществлена путем не завышения, а, напротив, сокращения их величины - в случае, если подобное налоговое регулирование экономики оказывает стимулирующее воздействие на инвестиции, производство, занятость и доходы населения. Гипертрофия перераспределительной функции налогов неминуемо влечет за собой подавление экономической активности, нерациональное использование бюджетных средств, рост теневой экономики и, следовательно, ослабление финансовых основ эффективного налогового регулирования национальной экономики.

    Налоги - ровесники государства. Уже несколько веков экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения. Так, А. Смит в своем "Исследовании о природе и причинах богатства народов" (1776 г.) сформулировал принципы налогообложения - справедливости, определенности, удобства, экономичности, - которые в дальнейшем были дополнены и развиты экономической наукой. И эти принципы сегодня звучат следующим образом:

    1. Принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков. Для реализации данного принципа налогообложение должно быть максимально простым и понятным для налогоплательщиков - в интересах сокращения издержек на исчисление и сбор налогов и исключения возможностей их уклонения (по причине незнания неких тонкостей) от выполнения своих обязательств перед государством. В то же время нередко встречающиеся в нашей литературе предложения максимально упростить систему налогообложения путем резкого сокращения числа налогов не находит поддержки у правительств большинства стран, которые предпочитают вводить не один и не два, а во всяком случае несколько небольших и менее обременительных для населения налоговых изъятий. Далее, общество должно быть информированным и знать, в чем состоит целесообразность введения того или иного налога, кто и в какой форме должен его платить. Важно, чтобы каждый понимал связь между уплатой налогов и произведенными в его пользу бюджетными расходами. При этом налоговая система должна быть построена так, чтобы она могла отразить общественные предпочтения, выраженные в политических процессах, она также должна стать объектом общественного контроля.
    2. Принцип единства гибкости и стабильности налогообложения предполагает автоматическое реагирование налоговой системы на изменение экономических условий: величину доходов, имущественное положение, уровень и структуру потребления, динамику цен и т.д. Поддержание стабильности налогообложения не может быть самоцелью, во имя которой стоило бы жертвовать какой-либо их функций налогов. Так, в период экономического спада налоговые ставки должны стимулировать производство товаров и услуг, а не загонять производителей в подпольную экономику. В фазе же экономического подъема, напротив, оправданно некоторое усиление налогового гнета. В то же время если налоги слишком часто изменяются, то такая нестабильность способна подорвать реализацию их стимулирующей функции. В связи с этим мировой практикой налогообложения доказана целесообразность осуществления раз в 5-7 лет кардинальных налоговых преобразований, а раз в 2-3 года - проведения критического анализа рациональности действующих налоговых норм.
    3. Принцип равенства обязательств (справедливости налогообложения). Коль скоро принудительное изъятие средств налогоплательщиков для финансирования общественных нужд является неизбежным, законное право государства на принуждение должно в равной степени применяться ко всем гражданам. В этом состоит фундаментальная особенность налогообложения в демократическом обществе по сравнению с обществом, признающим сословные, национальные и иные подобные привилегии. Общеприняты следующие два аспекта этого принципа, направленные на недопущение дискриминации в налогообложении - вертикальный и горизонтальный.

      Вертикальный аспект справедливости означает, что субъекты, получающие больше благ от государства, должны больше платить и налогов на его содержание. Отсюда вытекает первая концепция дифференциации налогов - концепция получаемых выгод. Согласно ей физические и юридические лица должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от существования государства. Достижение столь точного соответствия возможно в случае строгого целевого назначения каждого налога. Целевой характер имеют, например, взносы в пенсионные фонды, фонды медицинского и социального страхования. Увязка налога с конкретным направлением расходования средств, например, с конкретным видом общественных благ, создаваемых за его счет, называется маркировкой налога. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления не могут расходоваться ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен, налог называется маркированным. Все прочие налоги являются немаркированными. Средства, аккумулируемые с помощью немаркированных налогов, могут использоваться для решения самых разнообразных задач по усмотрению тех органов, которые утверждают бюджет.

      Преимущество немаркированных налогов состоит в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики, способность государственных органов, не меняя налоговой системы, перераспределять поступающие средства между направлениями расходов. Однако оборотной стороной гибкости выступает ослабление зависимости бюджетной политики от тех или иных потребительских предпочтений населения.

      В современных налоговых системах доминируют немаркированные налоги. Это объясняется рациональным неведением потребителей общественных благ, их стремлением приобретать эти блага "в пакетах", предоставляя государственным органам право заниматься размещением государственных ресурсов без детальных консультаций с избирателями. Однако типичный налогоплательщик, проявляющий рациональное неведение, например, в вопросах распределения средств между разными оборонными программами, склонен держать под контролем связь между своими пенсионными взносами и пенсией, которую предстоит получать ему лично. Маркированными бывают и иные налоги. Так, в некоторых странах средства, поступающие от акцизов на бензин и налога на автомобили, направляются на содержание и развитие дорожной сети. В результате те, кто больше используют дороги, несут большую долю расходов по их финансированию. Средства, собранные в виде маркированных налогов, являются ведущим финансовым источников внебюджетных специальных фондов - как экономических, так и социальных -, создание которых обусловлено необходимостью гарантированного обеспечения (в той или иной степени) ряда чрезвычайно значимых для общества потребностей людей. Этих фондов в нашей стране более двадцати.

      При реализации концепции полученных выгод на практике могут возникнуть серьезные трудности:

      • часто попросту невозможно определить, какую личную выгоду получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение, полицию и т. п.
      • следуя этой концепции, необходимо было бы облагать налогами тех, кто нуждается в поддержке со стороны государства (пожилых людей, безработных, многодетных семей и т.п.). Например, очевидно, что в предпенсионном возрасте у работников обычно одновременно уменьшается доход и возрастает спрос на услуги государственной системы здравоохранения. И это делает во многих случаях малоприменимой вертикальную справедливость с соответствующей ей концепцией получаемых выгод.

      Альтернативный ей горизонтальный аспект справедливости предполагает, что субъекты, имеющие одинаковые доходы, должны иметь - независимо от того или иного источника их получения - и равные налоговые обязательства. Дифференциация налогообложения имеется и здесь, но осуществляется она в соответствии с другой концепцией - платежеспособности. В ней отражается зависимость налога от объема покупок, а также от размера получаемого дохода: имеешь больший доход - большую его долю отдаешь в бюджет. И наоборот. Сложность реализации данной концепции сопряжена, прежде всего, в невозможности точного измерения чьей-то способности платить налоги. Кроме того, достаточно сложно измерить и величину дохода. Простейший вариант здесь - принимать во внимание только денежные поступления. Однако в этом случае в преимущественном положении окажутся те граждане, которые получают значительную часть доходов вне сферы рыночных отношений. С другой стороны, на рынке труда может возникнуть тенденция к широкому использованию неденежных форм вознаграждения: дополнительных отпусков, "бесплатных" обедов на производстве и т.п. Следовательно, дифференцируя налоги на основе различий в платежеспособности, нельзя полагаться только на данные о денежных доходах.

      Реализация концепции платежеспособности связана с установлением оптимальных ставок налогообложения. Ставка налога - определенная доля подлежащих перечислению в бюджет средств в расчете на единицу обложения (на рубль дохода, имущества, на автомобиль и т.п.). Налоговые ставки устанавливаются законом и закрепляются на длительное время. Но они могут быть пересмотрены, если размеры налоговых поступлений в бюджет не соответствуют новым целям государства. Выбирая оптимальные налоговые ставки, необходимо представлять себе их основные виды:

      Ставки бывают:

      • твердые - устанавливаются в абсолютной величине на единицу обложения независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти, корову и т.п.),
      • пропорциональные - если налог возрастает в той же пропорции, что и доход плательщика,
      • прогрессивные - если доля налога в доходе растет по мере его увеличения, и неравенство в экономическом положении сокращается. При этом налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю,
      • регрессивные - когда доля налога в доходе снижается по мере его увеличения, и неравенство после выплаты налогов возрастает. Регрессивными обычно являются косвенные налоги: в доходах менее обеспеченных (а потому сберегающих меньшую долю своего дохода) групп населения доля этих налогов выше, чем у более обеспеченных.

      Исторически раньше других появились пропорциональные ставки налога. Однако еще во времена А. Смита было доказано, что действительно пропорциональное налогообложение невозможно, т.к. налог в размере, например, 10% оказывается значительно более тяжелым для бедняка, чем для миллионера: 50 из 500 руб. и 1 млн. из 10 млн. долларов - весьма различные вещи. В реальности налоги бывают либо прогрессивными (дискриминируют лиц с большими доходами), либо регрессивными (ложатся своей основной тяжестью на малоимущие слои населения). Одной из целей регрессивного налогообложения является стимулирование роста дохода или имущества его субъектов. Однако, будучи крайне несправедливыми, регрессивные налоговые ставки подрывают социальную стабильность в обществе. С другой стороны, чрезмерно прогрессивные налоги сковывают инвестиционную активность, подрывают стимулы к нововведениям, а в условиях открытой экономики вызывают утечку капиталов за границу. Поэтому не случайно многие экономисты (особенно неоклассического направления) выступают против правительственных мер по перераспределению доходов через прогрессивное налогообложение. Как отмечает М. Фридмен, прогрессивные налоги отталкивают людей от занятий, сопряженных с крупным риском, заставляют их искать различные лазейки в законодательстве для снижения налоговых платежей. "Будучи либералом, - пишет он, - я не нахожу никаких оправданий для системы прогрессивного налогообложения, вводимой исключительно с целью перераспределения дохода". В современных условиях ставки налогов в развитых странах являются "плавающими" (могут ежегодно корректироваться в ту или иную сторону), а вот правила, принципы налогообложения являются стабильными в течение многих лет.

      Как видим, принцип равенства в налогообложении никогда не реализуется в полной мере. На практике налоговая политика правительства как некая комбинация обеих концепций налогообложения строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства (если правит антинародное правительство, то государственный аппарат содержится в основном небогатыми слоями общества; в социальном же государстве до определенного уровня благосостояния налоги не взимаются вовсе), взглядами правящей политической партии, требованиями момента, уровнем потребности правительства в доходах и т.п.

      Принцип эффективности (экономичности) налоговой системы, в соответствии с которым сумма поступления от каждого из действующих налогов должна существенно превышать затраты на их аккумуляцию в бюджетной системе. Не может быть введен никакой новый вид налоговых изъятий, если властями не приведено убедительных доказательств в пользу того, что он принесет в бюджет средств минимум в 10 раз больше чем административные затраты на обслуживание налогоплательщиков.

      В мировой практике сложились два концептуальных подхода к реализации принципа эффективности налоговой системы. Первый, поддерживаемый неоклассиками нейтралистский подход, предусматривает относительно невысокие налоговые ставки и широкую налоговую базу без использования налоговых льгот - для того, чтобы свести к минимуму влияние налоговой системы на экономические решения налогоплательщика как потребителя, инвестора и предпринимателя и дать свободу действия рыночным силам. Определенные льготы, безусловно, сохраняются и здесь, но лишь в интересах социальной защиты малоимущих, в том числе в виде "отрицательного подоходного налога". Второй, выдвигаемый кейнсианцами интервенционистский поход предполагает дифференциацию налогов, использование многочисленных льгот и даже полного освобождения от налогов при высоких общих налоговых ставках. Этот подход по идее предусматривает целенаправленное стимулирование отдельных групп производителей или потребителей. Однако на деле предоставление налоговых послаблений нередко происходит под влиянием лоббистских групп.

    4. Принцип соразмерности налогообложения, предусматривающий нахождение наилучшего для каждого данного этапа развития экономики сочетания интересов налогоплательщиков с интересами государственной казны, при котором достигается минимизация негативных последствий для каждой из противоборствующих сторон того или иного уровня налогообложения. Реализация данного принципа требует установления всякий раз оптимального налогового бремени экономических агентов. При этом необходимо учитывать, что высокие налоги - понятие весьма относительное: в аграрных обществах они одни, в высокоиндустриальных - другие, более высокие. Но то, что некие пределы роста налогового бремени всегда существуют, это было очевидно всегда (так, до ХХ века предельно допустимой признавалась величина суммарных налоговых сборов свыше 10% ВВП или 15% национального дохода). При поиске наилучшего на данный момент значения эффективности налоговой системы следует учитывать, что чрезмерно низкие налоги могут сократить налоговые поступления. А при неоправданном завышении нормы налогообложения:

      • начинается, как отмечали ученые еще древнего Китая и Римской империи, бегство с земли, растут бродяжничество, бандитизм, иногда противоречия в общество обостряются вплоть до серьезных беспорядков и крестьянских восстаний;
      • могут увеличиться налоговые издержки, которые включают потенциальные потери доходной части государственного бюджета;
      • появляются так называемые "налоговые клинья" - между рыночной оценкой определенных товаров и услуг и тем возмещением, которое получают их производители. Так, если хлеб продается населению по цене 10 руб., а его производителю достается всего 3 руб., то производственные ресурсы уходят из убыточного в таком случае сельского хозяйства, хотя они объективно нужны здесь для удовлетворения общественных потребностей. В результате ресурсы в народном хозяйстве распределяются неэффективно;
      • при увеличении ставок подоходных налогов ослабляются стимулы к труду. Так, облагая налогом заработную плату, правительство делает невыгодным для лиц наемного труда работать сверхурочно или брать работу на дом, им становится невыгодным и повышать свою квалификацию и т.п.;
      • происходит неуклонный рост "теневой экономики" за счет сужения экономики легальной. Тот факт, что до 40% всей хозяйственной деятельности в России находится в теневом секторе, означает, что предприятия, полностью платящие все налоги, несут на себе налоговое бремя, почти вполовину более высокое, чем это вытекает из среднестатистических данных. Можно ли в этих условиях удивляться неуклонному расширению подпольной экономики в нашей стране?
      • повышение косвенных налогов, удорожая продукцию, приводит к инфляции и сокращению объема ее производства - правда, в различной степени: в зависимости от эластичности спроса по цене. Чем выше эта эластичность, тем более резко падает спрос на товар вследствие роста его цены;
      • мировым опытом выявлена закономерность: страны с высоким уровнем налогообложения имеют сравнительно низкую инвестиционную активность (Швеция, Австрия, Франция, Германия). И, наоборот, в странах, где налоги невысоки, нет серьезных проблем в инвестиционной сфере (США, Великобритания, Швейцария);
      • растут административные издержки на содержание аппарата налоговой полиции.

    Для выполнения своих функций государство нуждается в денежных средствах. Совокупность денежных ресурсов (денежных фондов), мобилизуемых для содержания государства, называется государственными финансами (от лат. финансы – наличность, доход). Основным источником государственных финансов являются налоги.

    Налог (Т ) – это часть денежных доходов физических и юридических лиц, отчуждаемая и присваиваемая государством. Принудительное, обязательное изъятие средств в пользу государства предполагает непременное законодательное оформление налоговых обязательств. Принцип законодательного оформления налогов содержится в конституции многих стран.

    Налоги многофункциональны. Во-первых, они выполняют фискальную (от лат. фискалис – казенный) функцию, формируя доходы государства, необходимые для финансирования его расходов. В развитых странах налоги мобилизуют от 35 до 45% ВНП, (в Японии и США – 27%). Доля налогов в ВВП России в 1997 г. составляла около 20%.

    Во-вторых, налоги выполняют регулирующую функцию. Налоги оказывают воздействие на любые экономические и социальные процессы, происходящие в стране. Налоги в этом своем качестве могут играть как поощрительную, стимулирующую роль, так и ограничительную, сдерживающую. Например, налоговые льготы, предоставляемые вновь создаваемым предприятиям, стимулируют их развитие, расширение. Наоборот, повышение таможенных пошлин на ввоз товаров из-за границы будет сдерживать импорт. Опыт многих развитых стран свидетельствует о том, что налоговая система – наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

    В-третьих, через налоги происходит перераспределение доходов и ресурсов общества. Изменяя доходы экономических субъектов, налоги отражаются на спросе и предложении, на рыночном равновесии и ценах, что опосредованно влияет на объемы производства и занятость, а следовательно, и на распределение ресурсов.

    Наконец, налоги выполняют контрольную функцию. Обязательность налоговых платежей в соответствии с величиной получаемых доходов, необходимость декларирования доходов создают для государства возможность проверки законности, эффективности деятельности субъектов налогообложения.

    Принципы налогообложения. Назначение и роль налогов в экономике определяют основные принципы налогообложения, которые были сформулированы еще А.Смитом, и остались актуальными и сегодня:

    Справедливость и равенство налогообложения;

    Эффективность налогообложения;

    Простота и доступность для исчисления.



    Первый принцип – равенство в налогообложении – проблема, обсуждаемая в течение столетий. Что понимать под равенством? На основании каких показателей судить о равенстве?

    Теория налогообложения исходит из того, что принцип равенства предусматривает прежде всего соблюдение горизонтальной и вертикальной справедливости. Первая предполагает, что находящиеся в равном положении (например, получающие одинаковый доход) должны платить одинаковый налог. Вертикальная справедливость предполагает, что находящиеся в неравном положении (получающие разные доходы) должны платить разные налоги.

    Что касается показателя, на основе которого должен соблюдаться принцип равенства, то здесь возможны два варианта: первый – платежеспособность физического или юридического лица (доход или богатство) и второй – размер выгод, получаемых от государства.

    Принцип равенства на основе платежеспособности (или принцип «уплаты по возможности») реализуется путем установления зависимости между величиной дохода (богатства) и налоговыми изъятиями: те, кто получает большие доходы, должны платить большие налоги, а те, кто получает меньшие доходы, должны платить меньше. При этом возможны два основных метода взыскания налогов:

    У источника дохода – изъятие части дохода в момент его получения (выплаты заработной платы, получения процента по вкладам и т.п.);

    В момент расходования дохода (обложение налогом покупок товаров и услуг).

    Реализация принципа равенства на основе получаемых от государства выгод (получаемых преимуществ) означает, что тот, кто больше получает от государства, платит налоги (классический пример – дорожный налог, который платят автомобилисты за пользование дорогами).

    Между двумя подходами к базе налогообложения существует противоречие: если за основу взимаемых налогов брать платежеспособность, то очевидно, что богатые должны платить больше, чем бедные. А если исходить из величины выгод, получаемых от государства, то безработный, живущий на пособие по безработице, или пенсионер должны платить больше, чем мультимиллионер. Естественно, на практике за основу налогообложения берется платежеспособность.

    Второй принцип налогообложения – эффективность – касается потерь, которые порождают налоги. Налоги могут оказывать негативное воздействие на стимулы к труду и занятость, экономический рост и инвестирование, приводить к нарушению рыночного равновесия и неоптимальному распределению ресурсов. Налоги «вбивают клин» между ценами товаров и издержками производства, между оценками товаров покупателями и продавцами, что создает искажения в распределении ресурсов и порождает потери общества в целом.

    Возможные негативные последствия взимания налогов делают необходимым при построении налоговой системы учитывать те отрицательные результаты, которые могут возникать при налогообложении и стремиться к их минимизации.

    Третий принцип налогообложения – простота и доступность, для исчисления – означает, что налоговая система не должна быть слишком запутанной, а содержание контролирующих органов – слишком дорогим.

    Точное соблюдение теоретических принципов налогообложения на практике невозможно, поэтому современные налоговые системы – это всегда некоторый компромисс. Конкретная налоговая политика строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства, состоянием экономики, взглядами правящей партии и т.п. Практически принципы налогообложения реализуются путем формирования соответствующих правил взимания налогов, которые находят отражение в налоговой системе страны.

    Налоговая система – это совокупность налогов, устанавливаемых государственной властью, а также методы и принципы построения налогов. Принципы построения налоговой системы:

    Всеобщность – охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы;

    Стабильность – устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;

    Равнонапряженность – взимание соответствующего налога по одинаковым для всех налогоплательщиков ставкам;

    Обязательность – принудительность налога; неизбежность его выплаты;

    Самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога;

    Социальная справедливость – установление налоговых ставок и налоговых льгот, ставящих всех примерно в равные условия.

    Налоговая система любой страны включает различные виды налогов. В зависимости от объекта налогообложения, взаимоотношений плательщика налога и государства различают:

    прямые налоги – взимаются непосредственно с доходов или имущества хозяйственных субъектов и не могут быть легко переложены теми, кто по закону выплачивает налог государству, на других субъектов (подоходный налог, налог на прибыль, налог на недвижимость и т.п.);

    косвенные налоги – устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги. Они взимаются фактически с потребителя, хотя плательщиком налога государству выступает торговое или производственное предприятие (налог на добавленную стоимость; акцизы – налоги, включаемые в цену товаров массового потребления: соль, табак, спиртные напитки; таможенные пошлины; налог с продаж и др.).

    В зависимости от органа, который взимает налоги и ими распоряжается, различают общегосударственные и местные налоги. К общегосударственным, как правило, относятся подоходный налог, налог на прибыль, таможенные пошлины и др. К местным – земельный налог, поимущественный налог и др.

    По целям использования налоги делятся на общие и специальные. Общие предназначены для финансирования расходов государственных или местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специальные налоги имеют целевое назначение.

    Каждый налог содержит характеристику следующих основных элементов: субъект, объект налогообложения, ставки налога, источник налога, налоговые льготы, порядок изъятия, налоговые санкции.

    Субъект налога (или налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог.

    Объект налога – это то, что подлежит налогообложению. Объектом налога могут быть: текущие доходы, расходы, виды деятельности, собственность и др. В законе о налоге указывается, в каких единицах измеряется объект налога (денежные единицы – в налоге на заработную плату, прибыль; гектар, акр – в земельном налоге; человек – в подушном налоге).

    Источник налога – доход, из которого уплачивается налог (заработная плата, дивиденды, прибыль и т.п.).

    Налоговая ставка (t ) – величина налога на единицу обложения. Ставка может быть твердая (устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения) или долевая (устанавливается в % к объекту обложения). Различают среднюю и предельную налоговую ставку. Первая характеризует долю налога в доходе, вторая – прирост налога по отношению к приросту дохода.

    Налоговые ставки являются важнейшим элементом налога, реализующим на практике функции налогов и принципы налогообложения. Существуют различные методы построения налоговой ставки (рис. 11.1).

    Рис. 11.1. Прогрессивный, пропорциональный и регрессивный

    В зависимости от того, как меняется налоговая ставка, различают:

    пропорциональное налогообложение, при котором используется одна и та же ставка безотносительно в величине дохода, подлежащего налогообложению. В этом случае доля налога в доходе остается постоянной, независимой от величины дохода (рис. 11.1, линия б). Прирост налога Т 3 Т 4 равен приросту дохода Y 1 Y 2 ;

    прогрессивное налогообложение – налогообложение, при котором ставка обложения возрастает по мере увеличения дохода, соответственно доля налога в доходе по мере роста дохода возрастает (рис. 11.1, линия а ). Прирост налога Т 1 Т 2 больше прироста дохода Y 1 Y 2 ;

    регрессивное налогообложение – налогообложение, при котором ставка налога уменьшается. Налоги могут быть регрессивными даже и при неизменной ставке налогообложения. В любом случае при регрессивном налогообложении доля налога в доходе по мере роста дохода падает (рис. 11.1, линия в). Прирост налога Т 5 Т 6 , меньше прироста дохода Y 1 Y 2 ;

    Зависимость между получаемыми государством налоговыми поступлениями (Q ) и ставками налогов (t ) описывается кривой Лаффера (рис. 11.2).

    Согласно этой кривой максимальные поступления налогов в государственный бюджет обеспечивает определенная (оптимальная) ставка соответствующего налога (t opt). Превышение этого уровня (до t 1) ведет к утрате стимулов к труду, капиталовложениям, тормозит НТП, замедляет экономический рост, что, в конечном счете, уменьшает доходы и поступления в бюджет (Q 1 < Q max). Наоборот, переход к более низкой ставке обеспечивает рост сбережений, инвестиций, занятости, совокупных доходов и в результате – увеличение поступлений в бюджет. Найти оптимальную шкалу налогообложения теоретически не удается, она определяется эмпирически и, отражая национальные, психологические, конкретно-экономические, культурные особенности страны, различна для разных стран.

    Важным элементом налоговой политики, методом государственного регулирования экономики, обеспечения социальной защиты некоторых видов деятельности и определенных групп населения являются налоговые льготы – полное или частичное освобождение от уплаты налогов. Налоговые льготы могут быть предоставлены путем: установления необлагаемого минимума, исключения из облагаемого дохода некоторых расходов или определенных видов доходов налогоплательщика, уменьшения налоговой ставки, предоставления налогового кредита, возврата ранее выплаченных налогов, полного освобождения, от уплаты налогов и др.

    Наконец, налоговое законодательство предусматривает разного рода санкции (от штрафов различных размеров до уголовной ответственности) за нарушения в сфере налогообложения: уклонения от уплаты налогов, просрочка налоговых платежей, включение в налоговую декларацию ложных сведений и т.п.