ЕСН: что такое единый социальный налог. Что такое Единый социальный налог — объекты, субъекты налогообложения и отмена ЕСН

ЕСН: что такое единый социальный налог. Что такое Единый социальный налог — объекты, субъекты налогообложения и отмена ЕСН

Когда отменили ЕСН ? В связи с чем? И почему это становится интересным именно сейчас? Попробуем разобраться в нашей статье.

В каком году отменен ЕСН и с чем это связывали?

Единый социальный налог отменен с 2010 года. В России он был введен в 2001 году и действовал, таким образом, 9 лет.

Суть этого налога сводилась к тому, что он заменял собой страховые взносы во все внебюджетные фонды: ПФР, ФСС (кроме взносов на страхование от несчастных случаев), ФОМС.

Почему отменили ЕСН ? Причин тому оказалось несколько:

  • Не сработал ожидавшийся эффект роста зарплат, связывавшийся с введением регрессивной шкалы ставок для взносов.
  • Взносы утратили сущность страховых платежей, которые следует привязывать к каждому конкретному работнику. Такая привязка позволяет индивидуально определять размер социальных выплат.
  • Фонды утратили контроль над поступлением средств в них и возможность влиять на этот процесс.

Что изменила отмена ЕСН в страховых платежах?

С отменой ЕСН прекратила свое действие гл. 24 НК РФ, посвященная этому налогу (п. 2 ст. 24 закона РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…» от 24.07.2009 № 213-ФЗ). В силу вступил закон РФ «О страховых взносах…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ, установивший иные правила для исчисления этих платежей:

  • Расширился перечень выплат, облагаемых взносами. Если раньше из-под них выводились платежи, осуществленные за счет чистой прибыли, то теперь зависимость от этого обстоятельства исчезла. Соответственно, перечень выплат, не подлежащих налогообложению, оказался строго определенным (ст. 9 закона РФ от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
  • Исчезла общая регрессивная шкала ставок налога. Взамен был введен предел доходов, облагаемых взносами. Этот предел стал индексируемым и систематически повышается в соответствии с ростом средней зарплаты по РФ (п. 5 ст. 8 закона РФ от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Выше этого предела обложение доходов по пониженной ставке присутствует только для платежей в ПФР.
  • Общая ставка по взносам для основной массы налогоплательщиков (применяющих ОСНО) с 2011 года должна была повыситься на 8% за счет роста ставок в ПФР и ФОМС. Для льготных категорий плательщиков (спецрежимников, резидентов особых зон, организаций, имеющих инвалидов) на 2011-2014 годы предусматривался переходный период, в течение которого для них вводились в действие ранее отсутствовавшие ставки и увеличивалась величина ставок, являвшихся льготными. Общая максимальная ставка, действующая сегодня, составляет 30% от всех облагаемых взносами выплат, осуществленных в пользу физлица. Ее величина на 4% выше той, которая действовала при ЕСН. Круг лиц, имеющих право на пониженную ставку, заметно сократился.

Приведенные изменения свидетельствуют о том, что замена ЕСН на страховые взносы привела к существенному увеличению налогового бремени для всех плательщиков этих взносов.

Стоит ли ожидать возврата ЕСН?

Вопрос о передаче страховых взносов под контроль налоговых органов в последнее время активно обсуждался как одна из мер пополнения бюджета. Именно поэтому вспомнили про ЕСН.

Однако возврата к этому налогу не будет. Уже подписан вступающий в силу с 2017 года закон РФ «О внесении изменений в части 1-ю и 2-ю Налогового кодекса…» от 03.07.2016 № 243-ФЗ. Этот закон не только дополняет часть 2 НК РФ отдельным новым разделом, посвященным страховым взносам, но и добавляет страховые взносы во все положения части 1 НК РФ, устанавливая тем самым необходимые права налоговых органов в части администрирования этих взносов.

ИФНС, как и при ЕСН, будет контролировать взносы в ПФР, ФСС (кроме взносов на страхование от несчастных случаев) и ФОМС. Основные правила расчета взносов (наличие предела облагаемой базы, ставки, перечень необлагаемых выплат) сохранены.

Итоги

ЕСН отменен в 2010 году как налог, не решивший тех задач, ради которых его вводили. С переходом к уплате страховых взносов были существенно увеличены все параметры, определяющие размер платежей в фонды: налоговая база, ставки, круг плательщиков. С 2017 года страховые взносы передаются под контроль налоговых органов.

С 1 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (за исключением отдельных положений), который регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, а гл. 24 "Единый социальный налог" НК РФ утратила силу (ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ). Страховые взносы должны перечисляться отдельно в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальный). Действие нового Закона не распространяется на взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплата которых регулируется специальными федеральными законами (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

В связи с принятием Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ были внесены изменения в целый ряд законодательных актов РФ, а некоторые акты утратили силу (Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ).

С 2011 г. планируется значительное увеличение тарифов страховых взносов, но в 2010 г. действуют пониженные ставки. При этом для некоторых категорий плательщиков на период 2010 - 2014 гг. предусмотрен постепенный переход к применению общеустановленных тарифов.

Плательщиками страховых взносов являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не признаваемые таковыми, которые производят выплаты и перечисляют иные вознаграждения физлицам. К плательщикам относятся также индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой, которые не осуществляют выплат физлицам, т.е. те же лица, которые до 1 января 2010 г. в соответствии с гл. 24 НК РФ уплачивали ЕСН (ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

С 2010 г. расчеты по страховым взносам плательщики должны подавать по месту своего учета в территориальные органы ПФР и ФСС. При этом следует обратить внимание, что ст. 59 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики пенсионных взносов должны представить в налоговый орган декларацию по этим взносам за 2009 г. в срок не позднее 30 марта 2010 г. по форме, утвержденной Минфином России. Согласно ст. 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ права и обязанности налогоплательщиков в отношении налоговых периодов по ЕСН, истекших до 1 января 2010 г., осуществляются в порядке, который установлен гл. 24 НК РФ в ранее действовавшей редакции. Поэтому в 2010 г. плательщики ЕСН, осуществляющие выплаты физлицам, должны подать декларацию по единому социальному налогу за 2009 г. в обычный срок - не позднее 30 марта (п. 7 ст. 243 НК РФ), а индивидуальные предприниматели, адвокаты и частнопрактикующие нотариусы - не позднее 30 апреля (п. 7 ст. 244 НК РФ). Такие разъяснения дала и ФНС России в Письме от 16.09.2009 N ШС-22-3/717@.

До начала нынешнего, 2010 года, в Российской Федерации существовал единый социальный налог (ЕСН), предназначенный для сбора средств на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение, а также на медицинскую помощь. То есть, российская бесплатная медицина и выплаты пенсий существовали за счет единого социального налога.

Плательщиками ЕСН были все организации, выплачивающие зарплату как штатным, так и нештатным сотрудникам в той или иной форме (то есть, те, кто производил выплаты физическим лицам). Это могла быть зарплата по штатному расписанию, вознаграждение по авторскому договору и т.д. - все подпадало под выплату единого социального налога. ЕСН платили индивидуальные предприниматели, кроме плательщиков ЕНВД или УСНО, а также физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями. В среднем ЕСН составлял около 26% от Фонда оплаты труда.

Начиная с 1 января 2010 года единый социальный налог прекратил свое существование. Теперь бывшие плательщики ЕСН будут отчислять на все те же нужды, для которых был предназначен налог, страховые платежи (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, медицинское и социальное страхование по временной нетрудоспособности, беременности и родам). Причем, проценты отчислений увеличиваются до 34%. Кроме того, тариф отчислений теперь будет единым для всех предприятий (работодателей), вне зависимости от того, к какой отрасли они принадлежат (ранее существовали определенные льготы для некоторых отраслей).

Правда, еще год, до 2011 года, тарифы страховых взносов, которые теперь предприятия должны будут платить вместо единого социального налога, будут сохранены на уровне ставок:ЕСН. И не на уровне среднестатистической ставки, а той, которую данное предприятие (работодатель, плательщик ЕСН) отчисляло в 2009 году. Дело в том, что Минэкономразвитие сочло повышение налогов на бизнес несвоевременным - на фоне финансового кризиса (хотя считается, что Россия пик кризиса уже миновала, последствия такого удара по экономике будут ощущаться еще достаточно продолжительное время). Кроме того, те категории налогоплательщиков, которые пользовались льготами до отмены ЕСН, будут до 2011 года платить страховые взносы по пониженным тарифам. А для таких налогоплательщиков, как сельхозтоваропроизводители, резиденты особых технико-внедренческих экономических зон, общественные организации инвалидов и некоторые другие льготники, установлен переходный период не до 2011 года, а до 2015, и их пониженные тарифы будут повышаться поэтапно.

Индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, которые не нанимают сотрудников и не производят выплаты физическим лицам, должны перечислять страховые взносы только за себя - в размере стоимости страхового года.

Уплата страховых взносов должна производиться каждый месяц, не позднее 15-го числа того месяца, который следует за месяцем начисления работнику выплат и взносов. Система же подачи отчета об уплате страховых взносов остается такой же, как и при уплате единого социального налога - ежеквартальной.

Отмена единого социального налога связана прежде всего с тем, что при существующей системе налогообложения пенсионная система постепенно попадала в зависимость от тарифов и федерального бюджета (к 2050 году эта зависимость составила бы 86%). То есть, пенсионное финансирование становилось бюджетной системой. Теперь же, вместо того, чтобы увеличивать нагрузку на бюджет и резервные фонды (именно из них планировалось покрывать недостаток средств пенсионного фонда), принято и претворяется в жизнь решение увеличить нагрузку на предпринимательский сектор.

При этом, если ЕСН распределялся таким образом: 6% - в федеральный бюджет на базовую часть пенсии, 14% - формирование страховой и накопительной части в Пенсионном фонде, 6% - медицинское и социальное страхование, - то нынешние страховые отчисления полностью будут отходить Пенсионному фонду. И администрировать страховые взносы будет Пенсионный фонд совместно с Фондом социального страхования - до 2010 года эти фонды, выполняя некоторые обязанности по контролю за уплатой страховых взносов, не могли осуществлять ни зачет, ни возврат излишне уплаченных взносов, так как не являлись администраторами платежей. Пенсионный фонд будет курировать сбор взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а Фонд социального страхования - взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности, беременности и родам.

Пока неизвестно, даст ли новая система положительные результаты. При принятии закона об отмене единого социального налога высказывались мнения, что увеличение налоговой нагрузки предприятий приведет к тому, что увеличится часть «теневого» бизнеса - предприятия попросту «уйдут в подполье», зарплата начнет выплачиваться не официальным образом, а «в конвертах». Кроме того, возможно полное закрытие ряда предприятий. То, что еще год не будет увеличиваться сумма выплат, может удержать бизнес от ухода в «тень», однако, так как произошли изменения в системе администрирования налогообложения, прогнозируется увеличение числа административных проверок предприятий (проверки по отчислениям страховых взносов). При этом должно возрасти число администрирующих сотрудников (по прогнозам - на 30,5 тыс.), а их зарплата выплачивается из федерального бюджета, в котором попросту не предусмотрено средств на увеличение штатной численности.

С другой стороны неоднократно отмечалось, что бизнес вовсе не против перехода на выплаты по социальному страхованию вместо единого социального налога. Единственная проблема - в настоящее время увеличение налоговой нагрузки может привести к убыточности ряда предприятий. Но пока сохраняется все та же процентная ставка налога, проблем не ожидается. Остальное же будет зависеть от успешности выхода страны из кризиса к 2011 году.

София ВАРГАН


Каждый месяц работодатель обязан перечислять за каждого своего работника страховые взносы. Они платятся помимо ежемесячной зарплаты и за счет работодателя. В этом они отличаются от НДФЛ 13%, которые работник ежемесячно уплачивает из своего кармана, а работодатель выступает лишь в качестве налогового агента и переводит эти деньги в бюджет.

Ранее работодатель уплачивал взносы единым платежом на ЕСН, который мобилизировал средства граждан на их будущее пенсионное обеспечение, социальное страхование и медицинскую помощь. Налоговая ставка составляла 26%. После отмены ЕСН, страховые взносы стали оплачиваться отдельно в ПФР, ФСС и ФФОМС. Но от этого суть отчислений не поменялась. С 2011 г. совокупный размер отчислений увеличился до 34% за счет роста пенсионных взносов. Это привело к росту серых выплат и снижению собираемости налогов, тогда было принято решение о снижении страховых взносов. В 2013-2014 гг. их размер составил 30% от размера официальной зарплаты работника.

Распределение страховых взносов

Страховые взносы распределяются следующим образом. В Пенсионный фонд идет 22% от зарплаты работника, эти деньги учитываются на личном пенсионном счету граждан и в дальнейшем служат базой для формирования их будущей пенсии. Ранее эти средства распределялись на накопительную и страховую части пенсии, но теперь все выплаты зачисляются на страховую часть. Для сохранения накопительной части работник должен перевести свои накопления в Негосударственный пенсионный фонд.

На медицинское страхование работников перечисляется 5.1% (в ФФОМС). Еще 2.9% уходит на социальное страхование в ФСС. Этот фонд, в частности, отвечает за страховые выплаты при временной нетрудоспособности и в отпуске. Такие тарифы действуют до достижения работником годового уровня дохода в 624 тыс.р. Когда эта сумма будет достигнута, работодатель платит 10% в ПФР, а остальные выплаты достигают 0%.

Некоторые работодатели обладают льготами при уплате страховых взносов. Они выплачивают зарплатные налоги в ПФР со ставкой 20%, а в ФФОМС не платят. Это, например, аптеки на ЕНВД, компании и ИП на УСН, занимающиеся строительством, производством пищевых продуктов, швейным производством и пр.

При этом неважно, работает ли сотрудник по трудовому договору, либо выполняет работы в рамках гражданско-правового или авторского договора. Все взносы в ПФР и ФФОМС перечисляются в полном размере. Единственное, что работодатель в этом случае не обязан осуществлять платежи в ФСС (но, тем не менее, может это делать).

Не имеет значение и форма собственности работодателя. И ИП, и ООО, и ОАО платят зарплатные налоги в установленном порядке.

Расчет страховых взносов

Например, официальная зарплата работника составляет 25 000 р. Каждый месяц (до 15 числа следующего за выплатами) работодатель должен перечислить 22% в ПФР (25000*0,22) или 5500 р., 5.1% в ФФОМС (25000*0,051) или 1275 р. и 2.9% в ФСС (25000*0,029) или 725 р.

Получается, стоимость ежемесячного содержания каждого сотрудника работодателю обходится дороже на 30%, чем его зарплата.