СТАТЬЯ 211. ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ДОХОДОВ В НАТУРАЛЬНОЙ ФОРМЕ
Статья 211 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) раскрывает особенности определения налоговой базы при получении доходов в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), а также имущественных прав:
«1. При получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 40 настоящего Кодекса.
При этом в стоимость таких товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, акцизов.
2. К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся:
1) оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика;
2) полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе;
3) оплата труда в натуральной форме».
Таким образом, в статье уточнено понятие дохода, полученного в натуральной форме. К этим доходам относятся:
1. оплата труда в натуральной форме;
2. безвозмездное получение налогоплательщиком товаров, а также безвозмездное выполнение в интересах налогоплательщика работ и оказание услуг;
3. полная или частичная оплата организациями или предпринимателями товаров, работ и услуг за налогоплательщика;
4. полная или частичная оплата организациями или предпринимателями имущественных прав в интересах налогоплательщика.
1. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
2. Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:
1) между взаимозависимыми лицами;
2) по товарообменным (бартерным) операциям;
3) при совершении внешнеторговых сделок;
4) при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
3. В случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.
Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных пунктами 4 - 11 настоящей статьи. При этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:
сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);
потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;
реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.
4. Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
5. Рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации.
6. Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.
При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться.
7. Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.
При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.
8. При определении рыночных цен товаров, работ или услуг принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок.
9. При определении рыночных цен товара, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.
При этом условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок.
10. При отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам или из-за отсутствия предложения на этом рынке таких товаров, работ или услуг, а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.
При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.
11. При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.
12. При рассмотрении дела суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение для определения результатов сделки, не ограничиваясь обстоятельствами, перечисленными в пунктах 4 - 11 настоящей статьи.
13. При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
14. Положения, предусмотренные пунктами 3 и 10 настоящей статьи, при определении рыночных цен финансовых инструментов срочных сделок и рыночных цен ценных бумаг применяются с учетом особенностей, предусмотренных главой настоящего Кодекса «Налог на прибыль (доход) организаций».
Согласно пункту 1 статьи 20 НК РФ взаимозависимыми признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. Физические лица признаются взаимозависимыми в следующих случаях:
· одно подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
· лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.
Данные лица признаются взаимозависимыми в любом случае. Кроме того, на основании пункта 2 статьи 20 НК РФ суду предоставлено право признать лиц взаимозависимыми даже при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 данной статьи. Таким образом, приведенный перечень взаимозависимых лиц не является исчерпывающим, его можно дополнить либо в судебном порядке, либо сам может признать свою взаимозависимость по отношению к другому лицу.
Более подробно с вопросами, касающимися особенностей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Налог на доходы физических лиц».
Натуральный доход – это продукция, которая возникает в процессе земледелия, животного хозяйства, и т.д. с целью собственного потребления. В совокупности денежный и натуральный доходы образуют систему домашнего хозяйства.Часть натурального хозяйства, как и прежде, идет на укрепление экономики страны. Некоторые коллективные хозяйства продают государству свою продукцию согласно оговоренным планам, а остатки распродают в системе местных рыночных отношений.
Фермеры – люди, которые профессионально занимаются натуральным хозяйством, способны экономить денежные средства, питаясь за счет продуктов, которые приносит им натуральный доход.
Овощеводство - одна из важнейших отраслей сельского хозяйства, которая обеспечивает человека натуральным доходом в виде овощей и прочей диетической продукцией.
Доход в натуральной форме облагается НДФЛ на общих основаниях. Однако с некоторых доходов натуральной форме невозможно удержать налог, поскольку невозможно посчитать экономическую выгоду, полученную человеком.
Еще в XIX веке натуральный доход был основным источником продуктов питания и товаров народного потребления в сельской местности. Однако в современном мире ведение домашнего хозяйства является лишь подспорьем в случае нестабильности денежной валюты. Натуральный доход сегодня не способен обеспечить деревенского жителя достаточным количеством продуктов питания и товаров повседневного спроса. Этот вид дохода не является гарантом выживания человека.
При определении налоговой базы в целях налогообложения НДФЛ учитываются доходы налогоплательщика, полученные как в денежной, так и в натуральной форме.
Такое требование установлено ст.210 НК РФ.
Это означает, что доходы физических лиц, полученные в натуральной форме, облагаются НДФЛ на общих основаниях. При этом, в соответствии с требованиями ст.226 НК РФ:
При этом, сумма удерживаемого НДФЛ не может превышать 50% выплачиваемой суммы.
Если же налоговый агент удержать НДФЛ не имеет возможности, то он обязан в письменном виде уведомить налогоплательщика и ФНС по месту своего учета об этом факте.
Сделать это необходимо не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода*, в котором был получен доход в натуральной форме.
*Налоговым периодом по НДФЛ признается календарный год (ст.216 НК РФ).
В некоторых случаях расчет НДФЛ с доходов в натуральной форме является чрезвычайно трудоемким, так как почти нереально вычислить экономическую выгоду, полученную каждым налогоплательщиком - физическим лицом.
В статье будут рассмотрены особенности налогообложения НДФЛ доходов физических лиц, полученных им в натуральной форме и комментарии Минфина по данному вопросу.
Согласно п.1 ст.211 НК РФ, при получении налогоплательщиком дохода от организаций и ИП натуральной форме в виде:
При этом, цены определяются в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 НК РФ.
На основании п.1 ст.105.3 НК РФ, рыночными ценами считаются те цены на товары (работы, услуги), которые применяются в сделках между сторонами, не являющимися взаимозависимыми.
В соответствии с п.3 ст.105.3 НК РФ, при определении налоговой базы с учетом цены товара (работы, услуги), примененной сторонами для целей налогообложения, указанная цена признается рыночной , если:
В соответствии с п.6 ст.105.3 НК РФ, в случае применения налогоплательщиком в сделке между взаимозависимыми лицами цен, не соответствующих рыночным, если указанное несоответствие повлекло занижение суммы НДФЛ, налогоплательщик вправе самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и суммы НДФЛ по истечении календарного года.
Сумма недоимки, выявленной налогоплательщиком самостоятельно по результатам произведенной корректировки, должна быть погашена в срок не позднее даты уплаты НДФЛ за соответствующий налоговый период.
При этом за период с даты возникновения недоимки до даты истечения установленного срока ее погашения пени на сумму недоимки не начисляются.
В соответствии с п.1 ст.211 НК РФ, в стоимость товаров (работ, услуг) для целей определения налоговой базы по НДФЛ, включаются соответствующие суммы:
вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов, в том числе по каждому налогоплательщику.
Так же, в соответствии с п.1 ст.230 НК РФ, налоговые агенты ведут учет:
В соответствии с коллективным договором или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству РФ и международным договорам РФ.
Выплата заработной платы в натуральной форме может быть производиться продукцией, производимой организацией, или другим имуществом и товарами, принадлежащими компании.
Так же возможно оказание сотруднику необходимых ему услуг.
Необходимо учитывать, что имущество и товары, которыми выплачивается заработная плата, должны быть предназначены для личного потребления сотрудника и его семьи, а их выдача должна производиться по разумной цене.
При этом, доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20% от начисленной месячной заработной платы
Кроме того, не допускается выплата заработной платы:
В число таких документов, например, могут быть включены:
В некоторых организациях это просто чай и кофе, в других - комплексные каждодневные обеды либо питание по типу «шведский стол».
Кроме того, многие компании устраивают корпоративные праздничные мероприятия, в которых угощение сотрудников является частью праздничной программы.
Во всех этих случаях у налогоплательщиков - физических лиц, возникает облагаемый доход.
Но не во всех случаях организации обязаны удерживать и уплачивать НДФЛ.
Налог не нужно начислять и уплачивать, если у организации отсутствует возможность персонифицировать и оценить экономическую выгоду , полученную каждым сотрудником.
«При приобретении организацией:
В этих целях организация должна принимать все возможные меры по оценке и учету экономической выгоды (дохода), получаемой сотрудниками.
Вместе с тем, если при потреблении сотрудниками питания, приобретенного организацией (при проведении корпоративного праздничного мероприятия), отсутствует возможность персонифицировать и оценить экономическую выгоду, полученную каждым сотрудником, дохода, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц, не возникает .»
Аналогичное мнение содержится в Письме Минфина от 30.01.2013г. №03-04-06/6-29.
Однако, другого мнения ведомство придерживалось в своем Письме от 18.04.2012г. №03-04-06/6-117, где речь шла об обедах для сотрудников в виде шведского стола, оплата которых предусмотрена действующей системы оплата труда сотрудников на постоянной основе:
«Согласно п. 1 ст. 230 Кодекса налоговый агент обязан вести учет доходов, полученных от него физическими лицами в налоговом периоде.
В рассматриваемом случае доход каждого налогоплательщика можно рассчитать на основе общей стоимости предоставляемого питания и данных из табеля учета рабочего времени или других аналогичных документов.»
Таким образом, в случаях оплаты обедов для сотрудников на постоянной основе, в том числе - в виде оплаты услуг столовых, ресторанов, других предприятий общественного питания, работодатель обязан вести соответствующий учет.
Сделать это можно разными способами. Например, с помощью введения талонной системы, или ведя журнал регистрации посещений общепита сотрудниками.
В настоящее время в современных бизнес - центрах арендаторам предлагают так же специальные карты, которыми сотрудники оплачивают обеды.
Такие карты выдаются сотрудникам и закрепляются за ними, а в конце месяца обслуживающая компания общепита предоставляет компании-работодателю отчет с указанием суммы расходов, прошедшей по каждой из карт.
Вот с каждой такой суммы и будет начисляться НДФЛ индивидуально по каждому сотруднику.
В этом случае некоторые компании оплачивают услуги по транспортировке работников от метро до офиса и обратно (автобусом, маршрутными такси и т.п.).
Кроме того, зачастую компания покупает/оплачивает своим сотрудникам проездные билеты на общественный транспорт.
В соответствии с положениями ст.168.1 ТК, работникам, постоянная работа которых:
расходы по проезду.
Таким образом, если компания оплачивает проездные билеты (транспортные карты) сотрудникам, которые используют их для выполнения своих служебных обязанностей, такая оплата проезда не является доходом сотрудников и не облагается НДФЛ.
При этом, следует помнить, что оплата проезда сотрудников к стационарному рабочему месту (а место работы должно быть обязательно указано в трудовом договоре с сотрудником в соответствии со ст.57 ТК РФ), не относится к расходам на проезд:
В соответствии с положениями ст.41 НК РФ, доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций».
Отсутствием экономической выгоды сотрудников оплата их транспортировки признается, по мнению Минфина, в том случае, если сотрудники не могут добраться до офиса компании общественным транспортом в связи с удаленностью офиса от его маршрутов.
Такое мнение выразил Минфин в своем Письме от 06.03.2013г. №03-04-06/6715:
«С учетом указанных положений ст. 211 Кодекса оплата организацией проезда работников при условии того, что работники имеют возможность добираться до места работы самостоятельно, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
В случае если доставка работников обусловлена удаленностью места нахождения организации от маршрутов общественного транспорта и работники не имеют возможности добираться до места работы и обратно общественным транспортом, суммы оплаты организацией проезда работников в соответствии с договорами, заключенными с транспортной организацией, не могут быть признаны экономической выгодой (доходом) работников и, соответственно, являться объектом обложения налогом на доходы физических лиц.»
В любых иных случаях свою позицию организации придется доказывать в суде.
При этом следует отметить, что суды довольно часто встают на сторону налогоплательщиков.
Для минимизации налоговых рисков организации-работодателю следует заключить договор с транспортной компанией об оказании соответствующих услуг.
Еще лучше, если компания сможет доставлять сотрудников к месту работы собственными силами.
В этом случае, расходы на оплату транспортировки сотрудников к месту работы не будут носить личного характера, так как определить сумму транспортных расходов, приходящуюся на каждого отдельного сотрудника будет весьма затруднительно.
Таким образом, в случае отсутствия возможности персонифицировать и оценить экономическую выгоду, полученную каждым сотрудником, дохода, подлежащего обложению НДФЛ, не возникнет.
Такое мнение выразил Минфин в своем Письме от 28.02.2013г. №03-04-05/9-158
«Снижение образовательным учреждением стоимости обучения в зависимости от результатов вступительных испытаний, а также от результатов обучения, произведенное на основании приказа образовательного учреждения, не может рассматриваться в качестве дохода (экономической выгоды), полученного в натуральной форме, если возможность снижения стоимости обучения предусмотрена для студентов, достигших соответствующих результатов вступительных испытаний и (или) результатов обучения, то есть не носит характера индивидуальной льготы.»