Как платить ндс в году. Нулевая ставка НДС. Четыре исключения из правил, когда НДС придется исчислить продавцу

Как платить ндс в году. Нулевая ставка НДС. Четыре исключения из правил, когда НДС придется исчислить продавцу

Налог на прибыль и НДС являются, пожалуй, самыми сложными и самыми часто меняющихся. И понятно, что к изменениям законодательства всегда нужно готовиться заранее.

Изменения НДС

В начале 2018 года все ожидали достаточно серьезные изменения, которые касаются НДС, - так называемый налоговый маневр, который предполагал повышение НДС до 22% и одновременное снижение страховых взносов до 22%. Данная идея обоснована тем, что налоговый орган научился эффективно отслеживать «цепочки поставщиков», а также разрывы в уплате НДС, доначислять налоги. А вот отслеживать «серые заработные платы» в конвертах ранее Пенсионному фонду, а с 2017 года ИФНС гораздо сложнее. В этой связи и появилась идея повысить тот налог, который государство умеет администрировать и отслеживать более эффективно.

В 2018 году как и в 2017 году можно также ожидать усиление налоговых проверок. Источником выборки является программное обеспечение АСК НДС, в котором плательщики разбираются по цветам риска, используются коды ошибок, а плательщикам направляются требования о предоставлении пояснений. В 2018 году также можно ожидать развитие программных продуктов: автомаризированная система данных ФНС и ФТС, объединение данных ЗАГС и банков в отношении контролируемых сделок и сведений о бенефициарах. Кроме того, с 2017 года была введена контрольно-кассовая техника с передачей информации по каналам в ИФНС, а следовательно, появятся новые судебные споры, которые касаются НДС и налога на прибыль.

При проведении налоговых проверок в 2018 году налоговые органы будут обращать внимание на письма и разъяснения в отношении проверок, примером такого письма является <Письмо> ФНС России от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@ "О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)" (вместе с "Методическими рекомендациями "Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)", утв. СК России, ФНС России).

Налоговым и следственным органам необходимо учитывать, что неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) может быть результатом как виновных деяний (умышленных и по неосторожности), так и деяний, которые могут быть квалифицированы как невиновные.

Например, непреднамеренная арифметическая (техническая) ошибка при исчислении налога не имеет признака виновности.

Примером умышленности совершения налогового правонарушения, влекущей применение налоговой ответственности в виде штрафа 40% от неуплаченных сумм, предусмотренную пунктом 3 статьи 122 Налогового Кодекса, является совокупность действий налогоплательщика, направленных на построение искаженных, искусственных договорных отношений, имитация реальной экономической деятельности подставных лиц (фирмы-однодневки). Использование подставных лиц (фирмы-однодневки) происходит, как правило, умышленно, и задача налоговых и следственных органов это выявить и доказать. Например, между поставщиком и покупателем есть несколько посредников, и один из них имеет яркие и однозначные признаки фирмы-однодневки, в том числе не уплачивает налоги.

С 1 октября 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 161-ФЗ "О внесении изменений в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Этот закон предусматривает льготы для:

Такие услуги отнесены к освобождаемым от НДС.

Для того, чтобы воспользоваться льготой нужно предусмотреть в договоре финансовой аренды (лизинга) право выкупа.

По мысли законодателя это позволит снизить стоимость медицинских изделий, в том числе иностранных производителей, например, томографов.

Соответственно, судебные споры могут быть связаны с правомерностью применения льгот.

Существуют и менее заметные изменения. Например, в последнее десятилетие постоянно вводятся и отменяются меры поддержки различных отраслей. Так, достаточно долгое время существовали льготы для авиакомпаний, в том числе по перевозке багажа, предоставлялись субсидии для перелетов внутри страны, но вот с 2018 года перевозка самолетом багажа и пассажиров внутри страны будет облагаться по общему правилу.

Аналогичные меры поддержки существовали и в отношении сельского хозяйства. Так, до 01.01.2018 передача племенного скота и птицы в лизинг с правом выкупа облагается по ставке НДС 10% (ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ), но соответственно эта мера не будет применяться в 2018 году.

Напомним, что в 2018 году будут действовать специальные нормы, направленные на поддержку чемпионата мира по футболу. Согласно статье 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации: товаров (работ, услуг) и имущественных прав при реализации FIFA (Federation Internationale de Football Association), дочерним организациям FIFA, а также товаров (работ, услуг) и имущественных прав в связи с осуществлением мероприятий конфедерациям, Организационному комитету "Россия-2018", дочерним организациям Организационного комитета "Россия-2018", национальным футбольным ассоциациям, Российскому футбольному союзу, производителям медиаинформации FIFA, поставщикам товаров (работ, услуг) FIFA, указанным в Федеральном законе "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Но соответственно после проведения чемпионата мира по футболу данная норма будет не актуальна и применяться не будет.

Некоторые поправки только будут приняты в 2018 году. Так, законопроект № 249505-7 предполагает следующие изменения:

    исключение нормы в отношении применения нулевой ставки НДС только если покупатель экспортируемых товаров – иностранное лицо;

    исключение товаросопроводительных документов из списка документов, которые обосновывают право на применение 0% НДС при экспорте товаров за рубеж;

    введение в статью 165 НК РФ положений, согласно которым документы в налоговую предоставляются один раз.

В целом, поправки имеют положительный характер.

Изменения по налогу на прибыль

В отношении налога на прибыль с 2018 года вводится электронный обмен информацией в отношении иностранных контрагентов.

Еще в 2015 году вступила в силу Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25.11.1988. Соответственно, с 01.07.2015 по запросам налогового органа осуществляется электронный обмен информацией. Но именно в 2018 году электронный обмен информацией будет осуществляться в онлайн режиме.

Важные поправки касаются учета доходов.

Так, не включаются в состав доходов стоимость имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленные в ходе инвентаризации (Ст.251 НК РФ). Кроме того из статьи 251 НК РФ исключен пункт о не обложении налогом на прибыль финансовой поддержки на проведение капитального ремонта домов, переселение граждан из аварийных домов и модернизацию коммунальных систем. Соответствующие нормы исключены из статьи 270 НК РФ.

Есть ряд поправок, связанных с учетом расходов.

В состав расходов на НИОКР включены и расходы на приобретение исключительных прав на изобретения образцы. Отчет о выполненном НИОКР можно не представлять в налоговый орган, если он размещен в государственной информационной системе по установленному формату. Нужно отметить, что единая государственная информационная система только формируется (Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 N 2769-р (ред. от 03.03.2017) <Об утверждении Концепции региональной информатизации>).

Предполагается, что операторы региональных и муниципальных информационных систем:

организуют уведомление пользователей о предстоящем прекращении поддержки их учетных записей и информируют их о необходимости пройти регистрацию в Единой системе идентификации и аутентификации;

обеспечат регистрацию государственных и муниципальных служащих в Единой системе идентификации и аутентификации и использование ее учетных записей при доступе государственных и муниципальных служащих к федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)", Единому порталу и региональным порталам, иным информационным системам, используемым для предоставления государственных и муниципальных услуг и требующим авторизованного доступа.

Регистрация в Единой системе идентификации и аутентификации может осуществляться на базе многофункциональных центров по заявлениям граждан.

В состав расходов на обучение включены новые расходы на обучение по сетевой форме, а также расходы на содержание тех помещений, которые используются для обучения. Для того, чтобы понять, что же представляет сетевая форма обучения, обратимся к статье 15 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации". Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:

1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;

2) статус обучающихся в организациях,

3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями,

4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

Следовательно, представляется, что можно учесть расходы, если договор составлен правильно в соответствии с законодательством.

Еще одно изменение касается признания доходов в виде положительных курсовых разниц. Такие доходы не учитываются при определении налоговой базы участников региональных инвестиционных проектов. Напомним, что для того, чтобы стать участником региональных инвестиционных проектов не достаточно быть просто инвестором. Согласно внесенным в НК РФ дополнениям для получения статуса участника регионального инвестиционного проекта организация представляет уполномоченному органу государственной власти субъекта Российской Федерации заявление с приложением соответствующих документов, в том числе инвестиционной декларации.

Организация получает статус участника проекта на основании решения уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации со дня включения ее в реестр участников региональных инвестиционных проектов.

Порядок ведения реестра, состав сведений, содержащихся в нем, и форма инвестиционной декларации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, то есть издаются приказы ФНС России <Письмо> ФНС России от 26.12.2013 N ГД-4-3/23489 "О налоговых льготах для участников региональных инвестиционных проектов").

Некоторые правки будут иметь технический характер, так законодатели скорректировали перечень доходов, не включаемых в облагаемую базу по налогу на прибыль. В облагаемую базу не будут включаться вклады в имущество, переданные учредителями с любой целью, а не только для увеличения чистых активов. В настоящее время по факту также учредители передают имущество для увеличения уставного капитала. Ранее существовала аналогичная практика. Но существовала особенность в отношении принятия НДС к вычету. Например, вы приобрели основное средство и как учредитель внесли его в . В этом случае Минфин говорил о том, что НДС к вычету принять нельзя, даже если передающая сторона выставит вам счет-фактуру на стоимость переданного имущества (Письма Минфина от 13.12.2016 N 03-03-05/74496, от 27.07.2012 N 03-07-11/197, ФНС от 26.05.2015 N ГД-4-3/8827@).

Ряд поправок касается концессионных соглашений. Эта специальная форма управления имуществом. Сторонами концессионного соглашения являются концессионер и концедент. Концессионер обязуется за свой счет создать или реконструировать некое имущество, которое принадлежит концеденту. При этом концессионер на протяжении определенного срока вправе использовать данное имущество в своей деятельности. Иногда концедент берет на себя часть расходов по созданию или реконструкции. Так, вот в 2017 году был урегулирован вопрос мониторинга подобных соглашений, было принято Постановление Правительства РФ от 4 марта 2017 г. № 259 “Об утверждении Правил проведения мониторинга заключения и реализации заключенных концессионных соглашений, в том числе на предмет соблюдения сторонами концессионного соглашения взятых на себя обязательств по достижению целевых показателей, содержащихся в концессионном соглашении, сроков их реализации, объема привлекаемых инвестиций и иных существенных условий концессионного соглашения”.

Мониторинг проводится посредством сбора, анализа, обобщения, систематизации и учета предоставленных концедентами сведений о планируемых, реализуемых и реализованных за отчетный период на территории Российской Федерации концессионных соглашениях.

Концедент в течение 10 рабочих дней после принятия решения о заключении концессионного соглашения размещает в электронном виде с использованием государственной автоматизированной информационной системы "Управление" (далее - информационная система) сведения о проекте концессионного соглашения, в том числе о содержащихся в проекте концессионного соглашения целевых показателях, сроках их реализации, планируемом объеме привлекаемых инвестиций и об иных существенных условиях концессионного соглашения.

Уполномоченный орган формирует начиная с 2018 года ежегодно, до 15 марта года, следующего за отчетным годом, результаты мониторинга за отчетный год по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным годом, и размещает их на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" .

Продолжится действие мер, направленных на поддержку отдельных регионов страны. Это в основном, наши рубежи. Так сохранятся меры поддержки для Крыма и Дальневосточного округа. В соответствии с федеральным законом от 18.07.2017 № 168-ФЗ будут продлены налоговые льготы до 2022 года. Организации Дальневосточного федерального округа смогут воспользоваться правом применять нулевую налоговую ставку по налогу на прибыль организаций за налоговые периоды с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года.

Ряд поправок только планируется к принятию в 2018 году.

Например, законопроект № 1119655-6 об изменениях в Трудовой кодекс предполагает установить, что работодатель не реже 1 раза в год обязан повысить заработную плату. Аналогичная норма существует и сейчас в статье 134 НК РФ

Индексация заработной платы проводится для целей соответствия заработной платы рыночным ценам, а также является важным условием лояльности сотрудников. Ведь очевидно, что работник не готов осуществлять трудовую деятельность 10 лет подряд без повышения заработной платы. Если ниже установленной официально по региону или даже ниже рыночного уровня, это повлечет «текучку» кадров.

Но при этом коммерческие организации устанавливают размер заработной платы самостоятельно с учетом:

    коллективного договора;

    локальных нормативных актов;

    трудового договора.

Обратите внимание!

Был установлен мораторий на индексацию окладов госслужащих, военнослужащих. С 1 января 2018 года заработная плата будет снова индексироваться.

С принятием поправок компании должны будут в обязательном порядке индексировать заработную плату, а размер заработной платы будет отражаться в расходах организации.

Также скорее всего будут приняты поправки в декларацию по налогу на прибыль. Основные изменения будут состоять в следующем:

Заполнение строки 150 приложения 4 к листу 02 декларации (убыток, уменьшающий налоговую базу, нужно указывать с учетом 50% ограничения для переноса убытков)

Напомним, что с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2020 г. убытки от операций с необращающимися ценными бумагами и необращающимися производными финансовыми инструментами за предыдущие налоговые периоды не могут уменьшать текущую налоговую базу по указанным операциям более чем на 50%. При этом ограничений по сроку переноса убытков не установлено. Но эта норма не нашла отражения в декларации.

Основанием для симметричной корректировки в этом случае является информация, направленная стороной сделки, осуществившей корректировку налоговой базы и суммы налога (убытка), с приложением подтверждающих документов об уплате налогов (п. 10 ст. 105.18 НК РФ). Срок для направления информации не установлен.

Симметричные корректировки осуществляются другой стороной сделки на основе информации, содержащейся в уведомлении о возможности симметричных корректировок, направляемом ей федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Форма уведомления о возможности симметричных корректировок и порядок его выдачи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Симметричная корректировка отражается в налоговой декларации по итогам налогового периода, в котором налогоплательщик самостоятельно произвел корректировку налоговой базы и суммы налога (убытка) (пп. 2 п. 3 ст. 105.18 НК РФ).

Налоговые санкции за доначисления, произведенные ФНС России, предусмотрены ст. 129.3 НК РФ (штраф грозит в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб.). На переходный период до 2017 г. налоговая санкция применяется в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

Но в настоящее время порядок проведения симметричных корректировок в декларации по налогу на прибыль не установлен.

В заключение необходимо отметить, что некоторые поправки являются существенными, и на них стоит обратить внимание при налоговом планировании. Другие же носят технический характер, а третьи, такие как внесение изменений в декларации нужно отслеживать более внимательно.

Новый порядок исчисления ндс при реализации лома, сырых шкур и алюминия вторичного

НДС уплачивает покупатель

С 1 января 2018 г. реализация лома облагается НДС, т. е. пп. 25 п.2 ст.149 НК РФ, устанавливающий освобождение от налога утрачивает силу (Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

Но уплачивать НДС при реализации лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а так же сырых шкур животных будут покупатели (за исключением физических лиц, не являющихся ИП). Новый пункт 8 статьи 161 НК РФ возлагает на них обязанности налогового агента по НДС (п.8 ст.161 НК РФ введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ).

В целях НК РФ (п.8 ст.161 НК РФ): сырыми шкурами животных признаются необработанные (невыделанные) шкуры, снятые с туш животных, парные или законсервированные в целях предотвращения их порчи и разложения (мокросоленые или сушеные), но не подвергнутые никакой дальнейшей обработке; алюминием вторичным и его сплавами признаются алюминий вторичный и его сплавы, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности.

Налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика НДС. Т. е. организации и ИП, применяющие спецрежимы или освобожденные от НДС в соответствии со ст.145 или 145.1 НК РФ не освобождаются от обязанностей налогового агента.

Но обратите внимание, обязанности налогового агента возникнут у покупателя только в том случае, если он приобретает лом, алюминий или шкуры у плательщиков НДС (п.8 ст.161 НК РФ).

Т. е., например, если пункт приема вторсырья приобретает лом у физических лиц, НДС такой организации платить не придется. Обязанности налогового агента по НДС у нее не возникают. Или завод, приобретает лом у неплательщиков НДС, например, у организаций или ИП, применяющих УСН или освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст.145 и 145.1 НК РФ. НДС по такой операции завод не уплачивает.

Чтобы покупатель лома знал, что приобретает товар у неплательщика НДС, продавцы должны сделать запись в договоре и в первичном учетном документе «Без налога (НДС)» или проставить такую отметку (абз. 6 п.8 ст.161 НК РФ).

Четыре исключения из правил, когда НДС придется исчислить продавцу

Если поставщик обманет покупателя, т. е. будет установлено, что продавец безосновательно проставил отметку в договоре и первичном документе об отсутствии НДС, то именно продавцу, а не покупателю придется уплатить в бюджет НДС (абз. 7 п.8 ст.161, п. 3.1 ст. 166 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г.)).рт продавец выставляет покупателю счет-фактуру с нулевой ставкой НДС, которую продавцу необходимо

Также продавцу придется самостоятельно исчислить НДС, если при реализации лома он был освобожден от исполнения обязанностей плательщика НДС или применял спецрежим (ЕСХН, УСН, ЕНВД, ПСН), но потерял на это право «задним числом». Т. е. такие налогоплательщики исчисляют и уплачивают налог по операциям реализации лома, начиная с периода, в котором они перешли на общий режим налогообложения, до дня наступления обстоятельств, являющихся основанием для утраты права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение соответствующих специальных налоговых режимов (абз.8 п.8 ст.161, п. 3.1 ст. 166 НК РФ с 01.01.2018 г.). рт продавец выставляет покупателю счет-фактуру с нулевой ставкой НДС, которую продавцу необходимо

Например, организация на УСН продала лом 12.04.2018 года (с отметкой «Без налога (НДС)). Но во 2-м квартале доходы с начала года превысили максимальную величину для применения УСН, например, это произошло 20.06.2018 г. и она потеряла право на применение этого спецрежима с 01.04.2018 г. (п.4 ст.346.13 НК РФ). С 20.06.2018 г. организация стала выставлять своим покупателям счета-фактуры с НДС и внесла соответствующие изменения в ранее выставленные договоры. Соответственно она должна исчислить НДС по лому, отгруженному во 2-м квартале 2018 г. за период с 01.04.2018 г. до 20.06.2018 г., в нашем примере, по лому, отгруженному 12.04.2018 г. рт продавец выставляет покупателю счет-фактуру с нулевой ставкой НДС, которую продавцу необходимо

Кроме того, НДС должен быть исчислен и предъявлен покупателю продавцом, если лом приобретает физическое лицо, не являющееся ИП (такие ситуации, по мнению автора редкость) (п. 3.1 ст. 166, п.1 ст.168 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г.)рт продавец выставляет покупателю счет-фактуру с нулевой ставкой НДС, которую продавцу необходимо

При реализации лома на экспорт продавец выставляет покупателю счет-фактуру с нулевой ставкой НДС, которую продавцу необходимо

Как оформляет реализацию лома продавец?

Несмотря на то, что при приобретении лома у плательщиков НДС покупатели должны исполнять обязанности налогового агента по НДС, нормы НК РФ не освобождают продавцов от выставления счетов-фактур. Но в тех случаях, когда НДС должен уплатить налоговый агент продавец обязан при реализации налогоплательщиками лома, а также при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок таких товаров выставить счета-фактуры, в т. ч. корректировочные счета-фактуры без учета сумм налога. При этом в счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах делается соответствующая надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом» (п.5 ст.168 НК РФ). НДС по таким операциям продавец не исчисляет (п.4 ст.173 НК РФ).

По общему правилу, в расчетных и первичных документах, а также в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой (п.4 ст.168 НК РФ). Однако учитывая, что данный налог продавец не предъявляет покупателю и даже не должен его исчислять (п.3.1 ст.166 НК РФ с 01.01.2018 г.) по мнению автора, в первичных документах, которыми сопровождается передача лома покупателю, следует сделать такую же отметку, что и в счете-фактуре, т. е. указать суммы без НДС и сделать отметку «НДС исчисляется налоговым агентом».

Как такие счета-фактуры будет регистрировать продавец и покупатель, являющийся налоговым агентом по НДС пока неясно. В Правила ведения книги продаж и книги покупок, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 по всей видимости будут внесены изменения.

Порядок исчисления НДС покупателем-налоговым агентом

Налоговый агент, приобретающий лом определяет налоговую базу исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со статьей 105.3 НК РФ (т. е. исходя из договорной стоимости), с учетом налога (п.8 ст.161 НК РФ). Ставка НДС 18/118 применяется к налоговой базе, включающей сумму НДС (п.4 ст. 164 НК РФ). Т. е. если в договоре указана стоимость лома 118 руб., в т. ч. НДС, налоговая база будет равна 118 руб. Если же в договоре указана стоимость лома без НДС, например, 100 руб. без учета НДС (НДС уплачивается налоговым агентом), то налоговая база будет равна также 118 руб. (100 руб. + НДС (18 руб.)).

Учитывая, что налоговые агенты обязаны удержать исчисленный налог из денежных средств, перечисляемых налогоплательщику (пп.1 п.3 ст.24 НК РФ), а продавцы должны выставить счета-фактуры на суммы без учета НДС, можно сказать, что в любом случае продавец должен получить оплату за лом (в т. ч. предоплату) без НДС.

Момент определения налоговой базы у налоговых агентов, приобретающих лом у плательщиков НДС, определяется в порядке, установленном п. 1 ст.167 НК РФ (п.15 ст.167 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г.), т. е. налог исчисляется на одну из наиболее ранних дат:

  • на день отгрузки;
  • на день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров.

Полагаем, что в случае перечисления предоплаты порядок исчисления НДС у налоговых агентов, указанных в п.8 ст.161 НК РФ будет аналогичен порядку, применяемому в настоящее время налоговыми агентами, указанными в п.5 ст.161 НК РФ. Такие налоговые агенты также должны определять налоговую базу по НДС в соответствии с п. 1 ст.167 НК РФ. Т. е. в случае, если моментом определения налоговой базы у налогового агента является день оплаты, частичной оплаты предстоящих поставок товаров, то на день отгрузки товаров в счет поступившей ранее оплаты, частичной оплаты также возникает момент определения налоговой базы (п.14 ст.167 НК РФ). При этом НДС, исчисленный при перечислении предоплаты налоговый агент вправе принять к вычету на дату отгрузки лома (п.8 ст.171 и п. 6 ст.172 НК РФ).

Несмотря на то, что такой порядок прямо не прописан в НК РФ, порядок заполнения раздела 2 декларации по НДС, содержит именно такие предписания для налоговых агентов, определяющих налоговую базу по НДС в соответствии с п.1 ст.167 НК РФ (п. 37.8 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@). Аналогичный вывод следует из п. 4.1 ст.173 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г., в котором указано, что налоговые агенты вправе принять к вычету НДС, указанный в п.8 ст.171 НК РФ (исчисленный налогоплательщиками с предоплаты).

Иными словами, по нашему мнению, в случае перечисления продавцу аванса в счет поставки лома, порядок исчисления НДС для налоговых агентов, приобретающих лом, будет такой:

  1. При перечислении продавцу аванса налоговый агент исчисляет НДС с аванса. Например, налоговый агент перечисляет продавцу 100 руб., а 18 руб. (100 *18%) НДС начисляет в бюджет (налоговая база у налогового агента = 118 руб., ставка 18/118).
  2. При отгрузке лома на сумму 118 руб., в т. ч. НДС или на 100 руб. без учета НДС, налоговый агент начисляет НДС 18 руб. (118 руб. *18/118) по приобретенному лому и 18 руб. НДС, исчисленные при перечислении предоплаты, принимает к вычету.

Если покупатель не перечисляет предоплату поставщику лома, то налоговая база у налогового агента возникнет на дату отгрузки лома (пп.1 п.1 ст.167 НК РФ), т. е. именно на эту дату налоговый агент должен будет исчислить НДС, независимо от факта перечисления оплаты поставщику (т. е. фактически НДС будет удержан у поставщика (не будет перечислен поставщику) при перечислении ему оплаты (поставщику перечисляют оплату без НДС)).

Также нормами НК РФ предусмотрены особенности исчисления НДС налоговыми агентами при возврате лома и в случаях изменения его стоимости (п.10 ст.154, п.5 ст.171 НК РФ).

Новым пунктом 4.1 ст.173 НК РФ установлен порядок определения суммы НДС, которую налоговый агент, указанный в п. 8 ст. 161 НК РФ должен уплатить в бюджет по итогам квартала. Налоговый агент определяет сумму налога, исчисленную на дату перечисления предоплаты и на дату отгрузки лома, увеличивает ее на сумму НДС, подлежащую восстановлению в соответствии с пп. 3 и 4 п. 3 ст.170 НК РФ и уменьшает на сумму вычетов предусмотренных п. 3, 5, 8, 12 и 13 ст. 171 НК РФ с учетом особенностей вычетов НДС при экспорте товаров.

НДС, исчисленный налоговым агентом при приобретении лома, может быть принят им к вычету, если налоговый агент является плательщиком НДС и лом приобретен для облагаемых НДС операций (п.3 ст.171 НК РФ). Кроме того, если налоговый агент является плательщиком НДС, он может принять к вычету НДС, исчисленный им при перечислении аванса в счет поставки лома (как НДС, предъявленный покупателю при перечислении аванса) (п.12 ст.171 НК РФ), правда в этом случае так же как и при принятии к вычету НДС по «обычному» авансу, перечисленному поставщику, налоговому агенту придется восстановить НДС, ранее принятый к вычету при перечислении аванса в периоде возникновении права на вычет НДС по приобретенному лому (пп.3 п.3 ст.170 НК РФ).

Также налоговый агент имеет право на вычет исчисленного НДС в случае, если ему пришлось вернуть лом продавцу или продавец вернул ему предоплату при расторжении или изменении условий договора (п.5 ст.171 НК РФ).

Для наглядности приведем пример, как по мнению автора, в бухгалтерском учете у покупателя -плательщика НДС и у продавца будут отражены операции по перечислению частичной предоплаты и по приобретению лома.

У покупателя:

  • Дт 60 Кт 51 - выдан 50% аванс 50 руб.
  • Дт 76.НА Кт 68 - начислен НДС с аванса 9 руб. ((50 +50*18%)*18/118)
  • Дт 68 Кт 76.ВА - вычет НДС по выданным авансам 9 руб.
  • Дт 41 Кт 60 - принят к учету товар 100 руб.
  • Дт 76.НА Кт 68 - начислен НДС с отгрузки лома - 18 руб. ((100 +100*18%)*18/118)
  • Дт 68 Кт 76.НА - вычет НДС, исчисленного при перечислении аванса - 9 руб.
  • Дт 68 Кт 76.НА - вычет НДС, по приобретенному лому 18 руб.
  • Дт 76.ВА Кт 68 - восстановление НДС, ранее принятого к вычету по выданным авансам 9 руб.

У Продавца:

  • Дт 51 Кт 62 - получен аванс 50 руб.
  • Дт 62 Кт 90 - отражена реализация лома 100 руб.

Налоговые агенты, НЕ являющиеся плательщиками НДС, как уже говорилось, по мнению автора, могут принять к вычету НДС, исчисленный ими как налоговыми агентами при перечислении предоплаты в счет поставки лома на дату отгрузки лома (п.8 ст.171 НК РФ). Кроме того, п.13 ст.171 НК РФ не уточняет, что такой вычет могут применять только налогоплательщики НДС. Поэтому, по мнению автора, покупатели-неплательщики НДС также вправе принять к вычету НДС с разницы, на которую уменьшилась стоимости приобретенного лома (ведь при уменьшении стоимости приобретенного лома в случаях, когда продавец должен выставить покупателю корректировочный счет-фактуру, получается, что налоговый агент переплатил НДС с «первоначальной» стоимости лома и должен скорректировать сумму исчисленного НДС путем принятия к вычету НДС с разницы, на которую уменьшилась стоимость).

Вычеты НДС, предусмотренные п.3, п.5 и п.12 ст.171 могут применить только налогоплательщики. Это прямо указано в данных нормах.

Если организация или ИП применяет УСН с объектом «доходы-расходы», суммы оплаченного НДС по приобретенному лому такой покупатель может учесть в расходах (пп. 8 п. 1 ст. 346.16, ст. 346.17 НК РФ). Но если стоимость приобретенного лома не учитывается в целях налогообложения, то и в сумму НДС, исчисленную налоговым агентом-неплательщиком НДС в расходах учесть нельзя.

Также отметим, что для налоговых агентов, не являющихся плательщиками НДС основания для восстановления ранее принятого НДС не предусмотрены (поскольку такие агенты не являясь плательщиками НДС не вправе принимать к вычету НДС, восстановление которого предусмотрено пп.3 и пп.4 п.3 ст.170 НК РФ. Иными словами, поскольку НДС к вычету не принимался, то и восстанавливать нечего).

Таким образом, налоговые агенты исчисляют НДС по итогам квартала с учетом возможных вычетов по таким операциям и суммы НДС, подлежащей восстановлению. Они обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом) (п.5 ст.174 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г.).Уплата исчисленного налога за истекший квартал производится равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим кварталом (п.1 ст.174 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г.).

Полагаем, что в форму декларации по НДС внесут соответствующие изменения, и она будет содержать специальные строки для отражения НДС, исчисляемого налоговыми агентами, приобретающими лом, алюминий вторичный и сырые шкуры животных. Ныне действующая форма декларации таких строк не содержит.

Хотим предупредить, что нормы НК РФ не дают однозначного ответа на многие вопросы исчисления НДС с 1 января 2018 года. Автор высказал лишь свою точку зрения, к которой следует относится как к экспертной позиции. И не исключено, что у Минфина РФ и ФНС РФ может быть иное мнение по данным вопросам. Официальные разъяснения пока отсутствуют.

Учет ндс при получении бюджетных инвестиций и субсидий из бюджета

С 1 января 2018 г. вносятся изменения в ст.170 НК РФ, касающиеся учета НДС при получении бюджетных инвестиций и субсидий из бюджета.

Так в новом п. 2.1. ст 170 НК РФ будет установлено, что в случае приобретения товаров (работ, услуг) за счет полученных субсидий и (или) бюджетных инвестиций, НДС, предъявленный поставщиками товаров (работ, услуг) или уплаченный при ввозе товаров на территорию РФ вычету не подлежит. (п.2.1 ст.170 НК РФ в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ).

Сумма налога, учитывается в расходах при исчислении налога на прибыль организаций при условии, что расходы на приобретение самих товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, учитываются в расходах (в том числе через начисленную амортизацию). При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым (оплачиваемым) за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций. При невыполнении данного требования НДС в расходах учитывать нельзя.

Это правило применяется также при проведении капитального строительства и (или) приобретения недвижимого имущества за счет бюджетных субсидий и (или) бюджетных инвестиций с последующим увеличением уставного фонда государственных (муниципальных) унитарных предприятий или возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юридических лиц.

Если же товары (работы, услуги) сначала приобретаются налогоплательщиком, и только потом он получает субсидию или бюджетные инвестиции на возмещение затрат, то ранее принятый к вычету НДС необходимо восстановить при получении денежных средств (пп.6 п.3 ст.170 НК РФ). Требование о восстановлении НДС при получении субсидий на возмещение затрат содержалось в пп.6 п.3 ст.170 НК РФ и до 01.01.2018 г. При этом восстанавливать НДС при получении бюджетных инвестиций не требовалось.

С 1 января 2018 г. также будет уточнено, что НДС необходимо восстановить не зависимо от факта включения суммы налога в субсидии и (или) бюджетные инвестиции на возмещение затрат. Определен порядок восстановления НДС при частичном возмещении затрат за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций.

В такой ситуации налогоплательщику необходимо рассчитать долю налога, подлежащего восстановлению. Она определяется исходя из стоимости товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, без учета налога, приобретенных за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, в общей стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, без учета налога.

Новый порядок применения «правила 5%»

Если налогоплательщик осуществляет облагаемую и необлагаемую НДС деятельность он должен вести раздельный учет входного НДС в порядке, установленном п.4 ст.170 НК РФ. НДС, относящийся исключительно к облагаемым операциям - принимается к вычету.

НДС, относящийся исключительно к НЕоблагаемым операциям (назовем их прямыми расходами) - включается в стоимость приобретений, т. е. учитывается в расходах. А по тем товарам (работам, услугам) и имущественным правам, которые будут участвовать одновременно и в облагаемой и в освобожденной от НДС деятельности входной НДС (назовем его «общехозяйственным» НДС) нужно распределить. Часть налога включается в их стоимость (и соответственно учитывается в расходах), а другая часть (относящаяся к облагаемым операциям) принимается к вычету. Для этого рассчитывают соответствующую пропорцию.

Но в настоящее время п.4 ст.170 содержит так называемое «правило 5%», которое формально позволяет налогоплательщику не вести раздельный учет и принять к вычету всю сумму НДС, если доля расходов на необлагаемые операции в общей сумме расходов за квартал не превышает 5%. Однако с учетом последней судебной практики и разъяснений Минфина РФ «правило 5%» может применяться только в отношении «общехозяйственных» вычетов, т. е. вычетов НДС, которые должны распределяться в пропорции между облагаемой и необлагаемой деятельностью.

Вычет НДС по товарам (работам, услугам), относящимся исключительно к необлагаемым операциям не может быть принят к вычету, даже при соблюдении «правила 5%» (Определением Верховного Суда Российской Федерации от 12.10.2016 N 305-КГ16-9537 по делу N А40-65178/2015, п. 12 Письма ФНС России от 23.12.2016 N СА-4-7/24825@, Письмо Минфина России от 05.10.2017 N 03-07-11/65098).

С 1 января 2018 года данная позиция будет официально закреплена в п.4 ст.170 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ). Т. е. при соблюдении «правила 5%» налогоплательщик сможет принять к вычету всю сумму «общехозяйственного» НДС, а по товарам (работам, услугам), относящимся исключительно к облагаемым или исключительно необлагаемым операциям придется вести раздельный учет входного НДС.

Как видим изменений по НДС немало. Причем некоторые поправки, внесенные в главу 21 НК РФ, влекут за собой необходимость изменения формы декларации по НДС и правил ее заполнения, а это прибавит работы даже тем налогоплательщикам, которых нововведения не касаются. И это еще не все... С 1 января 2018 г. существенные поправки по НДС ждут организации и ИП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Но об этом в следующей статье «Экспортный» НДС. Изменения с 1 января 2018 года».

С начала 2018 года в силу вступили некоторые изменения законодательства в части НДС. В основном они касаются отдельных ситуаций и налогоплательщиков. Проверьте, не относитесь ли вы к их числу.

Новые объекты налогообложения и налоговые агенты

В соответствии с законом № 335-ФЗ от 27 ноября 2017 года, с 1 января 2018 года попали под обложение НДС следующие виды товаров:

  • сырые шкуры животных;
  • лом и отходы черных и цветных металлов;
  • вторичный алюминий и его сплавы.

Лица, которые покупают или получают эти товары, за исключением граждан без статуса ИП, признаются (пункт 8 статьи 161 НК РФ).

Таким образом, вне зависимости от того, является ли субъект плательщиком НДС, при покупке указанных товаров он должен исчислить и уплатить налог в бюджет, а также подать отчетность.

Правила вычета входного НДС получателями субсидий

Субъекты, которые получают субсидии из бюджета, с 1 января 2018 года должны . В соответствии с пунктом 2.1 статьи 170 НК РФ, они больше не могут принимать к вычету НДС по товарам, работам и услугам, приобретенным за счет этих средств. Правило распространяется и на случаи, когда за счет указанных средств увеличивается уставный капитал организации.

Также прописана обязанность субъектов - получателей субсидий вести раздельный учет сумм налога . При этом НДС, не подлежащий вычету, можно включить в расходы по налогу на прибыль.

Кто не считается налоговым агентом

В пункт 10 статьи 174.2 НК РФ указанным выше законом внесены поправки в части определения субъектного состава налоговых агентов. Не признаются таковыми:

  • субъекты общероссийской платежной системы;
  • операторы связи, перечисленные в законе от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

НДС 0% при реэкспорте и международных ж/д перевозках

Федеральный закон № 350 от 27 ноября 2017 года ввел нулевую ставку НДС для операций по реализации товаров, вывезенных в рамках реэкспорта . Правило распространяется на товары, которые ранее были помещены под процедуры переработки на таможенной территории, свободного склада или свободной таможенной зоны.

В соответствии со статьей 165 НК РФ, для подтверждения нулевой ставки при реэкспорте дополнительно к стандартному пакету документов нужно представить:

  • внешнеторговый контракт (оригинал + копия);
  • таможенные декларации (оригинал + копия);
  • транспортные и товаросопроводительные документы (копии).

И еще одно изменение коснулось организаций, осуществляющих предоставление подвижного состава и контейнеров для экспорта товаров. Раньше они могли применять НДС 0% при условии, что предоставляемые составы (контейнеры) принадлежат им на праве собственности или аренды. Теперь такое условие отменено.

Отказ от нулевого НДС при экспорте

Закон № 350 изложил пункт 164 НК РФ в новой редакции. Теперь субъекты получили право отказаться от ставки НДС 0% при экспорте товаров и их перевозке. Правила такие:

  • до 1 числа квартала, с которого решено отказаться от нулевой ставки, нужно подать в ФНС соответствующее заявление;
  • применять разные ставки НДС к товару нельзя;
  • отказываться от налогообложения по конкретным операциям, то есть выборочно, нельзя;
  • вернуться к обложению по ставке 0% можно через год.

Идея в следующем. Организация не всегда может собрать документы для подтверждения своего права на нулевую ставку НДС. В таком случае приходится уплачивать налог по ставке 18%, а вот вычесть входной НДС не получится. Теперь у налогоплательщиков есть право отказаться о ставки 0% и уплачивать НДС, предварительно приняв входной налог к вычету .

Подтверждение нулевой ставки при экспорте почтой

С этого года изменены правила подтверждения нулевой ставки НДС по экспорту товаров почтой . Для этого нужно представить:

  • оригинал или копию платежного поручения;
  • на выбор:
    • таможенную декларацию с отметками российских таможенных органов вместе со сопровождающей декларацией CN 23 (либо ее копией);
    • декларацию CN 23 с отметками таможенных органов России.

До вступления в силу указанных поправок не было четко определено, какими документами можно подтвердить НДС 0% для реализации на экспорт почтой. Теперь же у налогоплательщика есть выбор. К тому же из норм Кодекса следует, что внешнеторговый контракт для подтверждения ставки предоставлять не нужно .

Применение правила 5%

Так называемое правило 5% относится к субъектам, которые производят операции как облагаемые, так и не облагаемые НДС. Они должны вести раздельный учет сумм налога, чтобы определить, какая доля НДС относится к облагаемым операциям и может быть вычтена, а какая подлежит учету в стоимости товаров, поскольку относится к необлагаемой деятельности. Если в налоговом периоде доля затрат по операциям, не подлежащим обложению НДС, не превышает 5% , к вычету можно принять весь налог.

Условие применения правила выглядит так:

Расходы за период по операциям, не облагаемым НДС / Расходы за период, связанные с реализацией * 100% ≤ 5%

При исполнении этого неравенства весь НДС принимается к вычету.

Так было и ранее, однако Налоговый кодекс разрешал не вести раздельный учет НДС при выполнении правила 5%. Теперь же вести раздельный учет обязательно в любом случае . Кроме того, если товар применяется только в необлагаемых операциях, то правило 5% на него не распространяется.

При отсутствии раздельного учета НДС нельзя будет ни принять к вычету, ни включить в расходы по налогу на прибыль.

Механизм tax-free

Следующее новшество, связанное с НДС, касается иностранных покупателей, которые делают покупки в России, а также продавцов этих товаров. С 1 января 2018 года введена система tax-free (закон № 341-ФЗ от 27 ноября 2017 года). Новые правила регулирует статья 169.1 Налогового кодекса.

Системы tax-free заключается в возврате НДС с покупок иностранцев, сделанных в России. Условия такие:

  1. Покупатель - иностранное лицо, гражданин государства, не входящего в ЕАЭС.
  2. Товары должны быть приобретены в течение календарного дня на сумму 10 тыс. рублей и более. Цена указана с учетом НДС.
  3. От продавца следует получить чек на возврат НДС. Он выдается на основании одного или нескольких кассовых чеков при предъявлении покупателем удостоверение личности.
  4. Не позднее трех месяцев с даты покупки товары должны быть вывезены из России через пункт таможенного контроля.
  5. Обратиться за компенсацией налога иностранец должен не позднее года со дня покупки.

Продавцы смогут принять к вычету НДС , который вернули иностранным гражданам. Правда, для этого нужно соответствовать определенным условиям:

  • осуществлять розничную торговлю;
  • являться плательщиком НДС;
  • входить в список, утвержденный Минпромторгом.

Кроме того, места размещения розничных магазинов и условия, которым они должны соответствовать, определит Правительство.

Возврат НДС продавцу будет осуществлен на основании выданного им чека на возврат налога при исполнении условий:

  • на чеке стоит отметка таможенного органа о вывозе товара;
  • покупателю компенсирована сумма налога.

При наличии в чеке tax-free неточностей отказать продавцу в вычете налоговые органы права не имеют. Главное, чтобы по нему можно было установить:

  • продавца;
  • страну гражданства иностранца;
  • наименование товара;
  • сумму НДС.

Изменения в части авиаперевозок и аэропортовых услуг

Подпункт 22 пункта 2 статьи 149 НК РФ освобождает от НДС услуги по обслуживанию воздушных судов, которые производятся в аэропортах и на территории воздушного пространства России. Однако указания на конкретные виды услуг в Кодексе нет. С 1 января 2018 года правом определять такие услуги наделено Правительство - оно должно закрепить их перечень отдельным документом.

Кроме того, по внутренним авиаперевозкам пассажиров и багажа по Калининградской области с начала текущего года введена нулевая ставка НДС.

Прочие изменения

Еще пара изменений касается узкого круга лиц.

Первое из них относится к особым экономическим зонам (ОЭЗ). Безвозмездная передача региональным и муниципальным властям имущества, созданного для реализации соглашения о создании ОЭЗ, НДС не облагается. Передающие организации восстанавливать суммы НДС, ранее принятые к вычету по этому имуществу, при его передаче не обязаны.

Еще одно специфическое изменение - выпуск материальных ценностей из госрезерва ответственным хранителем и заемщиком по причине их освежения, замены либо в порядке заимствования, освобожден от НДС.

С 2018 года изменились правила ведения раздельного учета НДС. Поправка касается организаций, которые применяют "правило 5 процентов". Покажем раздельный учет НДС с 2018 года с примерами.

Организации, которые проводят облагаемые и не облагаемые НДС операции, ведут раздельный учет НДС. В этом случае принимают к вычету налог по товарам, работам и услугам, относящимся к облагаемой деятельности. До сих пор были споры, как делить НДС, но с 2018 года все поменялось.

С 1 января 2018 года компании должны вести раздельный учет НДС по новым правилам. Заявить к вычету НДС можно по покупкам, которые относятся одновременно к облагаемым и необлагаемым операциям, если доля расходов на необлагаемые операции не больше 5 процентов (п. 4 ст. 170 НК). Кроме того, компании не смогут принять к вычету входной НДС с покупок только для необлагаемых операций вне зависимости от доли расходов на эти сделки. В 2017 году, если расходы на необлагаемые операции были меньше 5 процентов расходов за квартал, компания вправе была не вести раздельный учет. Входной НДС компании могли принять к вычету, а НДС по покупкам для необлагаемых операций - нет.

Такие изменения в НК РФ внес Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ.

Кроме того, с 1 января 2019 года ставка НДС выросла с 18% до 20%. См. все изменения по НДС c 2019 года>>

Важно: насколько опасна неверная ставка НДС (18%) в документах

С 1 января 2019 года ставка НДС выросла с 18% до 20%. У главбухов возникают проблемы из-за того, что контрагенты в 2019 году стали ошибаться в ставке НДС. Например, старая ставка 18 процентов по налогу попадает в платежки или счета-фактуры. Редакция «УНП» выяснила у налоговиков, как повлияет неверная ставка НДС в документах на результаты налоговых проверок.

Раздельный учет НДС с 2018 года: новые правила

В кодексе закрепили правило: если расходы по необлагаемой деятельности менее 5 процентов, то НДС по смешанным расходам можно полностью принимать к вычету (Федеральный закон от 27.11.17 № 335-ФЗ). Если же траты относятся только к необлагаемой деятельности, то НДС надо учитывать в расходах компании (п. 4 ст. 170 НК). Споров больше не будет.

Если расходы на необлагаемый бизнес больше 5 процентов, то НДС по общим тратам можно принять к вычету пропорционально доле выручки от облагаемых операций за квартал. Такое правило действовало и раньше (см. схему).

Пример: Раздельный учет НДС при наличии операций, необлагаемых НДС

Компания ведет облагаемую и не облагаемую НДС деятельность. Данные для раздельного учета:

Расходы по облагаемой деятельности - 4 000 000 руб.

НДС с расходов по облагаемой деятельности (ставка НДС 20%) - 800 000 руб.

Расходы по необлагаемой деятельности - 118 000 руб.

НДС с расходов по необлагаемой деятельности (ставка НДС 20%) - 23 600 руб.

Общие расходы - 400 000 руб.

НДС с общих расходов - 80 000 руб.

Выручка от облагаемой деятельности (без НДС) - 5 500 000 руб.

Выручка от необлагаемой деятельности - 650 000 руб.

Сумма общих расходов, которые приходятся на необлагаемую деятельность, - 42 276,42 руб. (400 000 × (650 000: (5 500 000 + 650 000)).

Общая сумма расходов по необлагаемой деятельности - 160 276,42 руб. (42 276,42 + 118 000).

Доля расходов по необлагаемой деятельности - 3,55% (160 276,42: (4 000 000 + 118 000 + 400 000) × 100%).

"Правило 5 процентов" выполняется. Это значит, что компания вправе полностью принять НДС в общих расходах к вычету. Сумма НДС к вычету составит 880 000 руб. (800 000 + 80 000).

Как закрепить правила раздельного учета НДС в 2019 году

Внесите изменения в учетную политику для целей налогообложения, чтобы делить НДС по новым правилам. Измените пункт, в котором вы закрепили «правило 5 процентов». Запишите условие, чтобы принять к вычету НДС по смешанным тратам.

Например, подойдет такая формулировка:

"…Если расходы на необлагаемые операции не превышают 5 процентов от общей суммы расходов ООО „Компания“ за квартал, суммы НДС, предъявленные продавцами по товарам, работам и услугам, одновременно используемым для облагаемых и необлагаемых операций, принимаются к вычету полностью".

Раздельный учет НДС: риски

В НК РФ закреплено "правило 5 процентов". Если расходы по необлагаемой деятельности менее 5 процентов от всех расходов компании, то она вправе принимать весь НДС к вычету. Но было неясно, можно ли принимать налог к вычету по расходам, которые относятся только к необлагаемой деятельности.

Сначала налоговики считали, что налог к вычету можно принять по всем товарам, в том числе и тем, которые относятся только к необлагаемой деятельности (письмо ФНС от 13.11.08 № ШС-6-3/827). Но потом чиновники и налоговики передумали - они посчитали, что учитывать можно только те траты, которые одновременно относятся к облагаемым и необлагаемым реализациям (письма ФНС от 23.12.16 № СА-4-7/24825@, Минфина от 05.10.17 № 03-07-11/65098).

В спорах судьи поддерживали контролеров (определение Верховного суда от 12.10.16 № 305-КГ16-9537). Ведь в кодексе есть общее правило о том, что входной НДС по необлагаемым операциям нельзя заявить к вычету. Учитывая мнение чиновников и судей, безопаснее заявлять вычеты только по общим покупкам.

Экономический кризис и снижение экспортных поступлений вынуждают чиновников искать дополнительные источники финансирования бюджетных расходов. В том числе власти рассматривают различные варианты повышения НДФЛ и НДС с 2018 года. Эксперты считают, что потребность в налоговой реформе назрела давно.

Отечественная экономика уже преодолела последствия кризиса. В текущем году возобновится положительная динамика ВВП, уверены в правительстве. Однако сохраняется угроза стагнации, которая замедлит развитие экономики на длительный период.

Основные цели грядущей налоговой реформы – увеличение темпов экономического роста и стабилизация бюджетных поступлений. Кроме того, чиновники планируют снизить долю «серых» схем, направленных на минимизацию налогообложения. Согласно оценкам Минэкономразвития, объемы теневого сектора достигают 5 трлн руб.

В Минфине не планируют увеличивать налоговую нагрузку для представителей бизнеса. При этом эксперты ведомства считают, что существующая налоговая нагрузка на оплату труда является завышенной. В свою очередь существует потенциал для увеличения ставок по НДФЛ и НДС.

Эксперты считают, что подобный налоговый маневр укрепит конкурентные позиции представителей сельского хозяйства. Кроме того, снижается нагрузка на бюджетный сектор и госуправление.

Основным риском данной модели является разбалансированность пенсионной системы. Кроме того, любое изменение в налоговой сфере чревато увеличением объема теневого сектора, предупреждают эксперты. В том числе повышается вероятность неправомерного использования специальных режимов налогообложения.

Еще один фактор, который может повлиять на масштабы использования «серых» схем – переход на прогрессивную шкалу ставок НДФЛ в 2018 году. В результате увеличится соблазн скрывать высокие доходы, что негативно отразится на налоговых поступлениях.

Учитывая значимость данного вопроса для развития экономики, власти продолжают обсуждать параметры будущей налоговой реформы.

Налоговые дискуссии

Экономический блок правительства обсуждает налоговую реформу, которая позволит увеличить бюджетные поступления и ускорить темпы экономического роста. Кроме того, НДФЛ обеспечивает львиную долю поступлений в региональные бюджеты (по итогам 2016 года до 38%). Повышение ставки налога позволит улучшить финансовое положение регионов. Помимо инициатив чиновников, собственную программу изменений готовит Центр стратегических разработок.

При этом чиновники рассматривают несколько вариантов возможных нововведений:

  1. Повышение базовой ставки.
  2. Запуск прогрессивной шкалы.
  3. Введение минимального уровня доходов, который не облагается налогом.

Какие из изменений по НДФЛ будут запущены в 2018 году, зависит от развития экономической ситуации. Кроме того, могут измениться и другие составляющие налоговых платежей, в том числе сумма страховых взносов. Налоговая реформа обсуждается с осени прошлого года, итоговые предложения будут готовы к декабрю 2017 года.

Согласно оценкам главы ФНС Михаила Мишустина, общие поступления по НДФЛ за прошлый год увеличились на 7,5%, что свидетельствует о восстановлении российской экономики.

Представители Минфина рассматривают вариант повышения ставки НДФЛ до 15%. Практически половина данной суммы (6-8%) предлагается направлять в федеральный бюджет. Несмотря на повышение НДФЛ, чиновники не намерены увеличивать суммарную налоговую нагрузку на работодателей. В качество компенсатора выступает снижение страховых взносов до 21%.

В Минэкономразвития предлагают другой способ компенсации – добавить специальный налоговый вычет. При этом представители МЭР согласны на снижение взносов до 21%, однако предлагают увеличить НДС до 21%.

Еще один вопрос, который предстоит решить чиновникам – полномочия регионов при определении ставки НДФЛ. Один из вариантов реформы предполагает право регионов самостоятельно утверждать уровень ставки.

Представители Центра стратегических разработок предлагают увеличить ставку НДФЛ до 17%. При этом эксперты организации рассматривают два варианта вычетов – всем категориям граждан или только для наиболее социально необеспеченных категорий. В результате эффект для бюджета будет нейтральным.

Проблемный вопрос

Эксперты отмечают актуальность налоговой реформы для развития отечественной экономики. Базовая ставка НДФЛ сохраняется на низком уровне, что негативно отражается на финансовом положении регионов. На данный момент ставка налога в России существенно ниже соответствующих показателей европейских стран.

Повышение ставки НДФЛ позволит решить часть проблем. Однако намерение чиновников компенсировать данную меру за счет страховых взносов нанесет удар по бюджету Пенсионного фонда. Без дополнительных мер (повышение пенсионного возраста, сокращение льгот и т.д.) проблемы отечественного бюджета только усугубятся.

Кроме того, чиновникам предстоит определиться с дальнейшей судьбой спецрежимов налогообложения. Ранее законодатели неоднократно высказывались по поводу возможной отмены УСН, ЕНВД и других форм упрощенки. Эксперты скептически относятся к подобному подходу, подчеркивая значимость малого и среднего бизнеса для восстановления экономики. На данный момент власти еще не определились с вариантами функционирования спецрежимов в 2018 году.

В 2018 году власти планируют запустить масштабную налоговую реформу. Нововведения направлены на ускорение темпов экономического роста и стабилизацию бюджетных поступлений. Помимо чиновников, свои предложения готовят представители Центра стратегических разработок.

Экономический блок правительства планирует пересмотреть базовую ставку НДФЛ и допускает переход к прогрессивной шкале. Кроме того, чиновники рассматривают варианты снижения страховых взносов и увеличения НДС. Окончательный вариант реформы будет согласован до декабря текущего года. Также правительство должно определиться с дальнейшей судьбой упрощенки.