Как написать жалобу в налоговый орган. Жалоба на акты налоговых органов: образец, структура и сроки. Куда направить жалобу на налоговую

Как написать жалобу в налоговый орган. Жалоба на акты налоговых органов: образец, структура и сроки. Куда направить жалобу на налоговую

Сегодня довольно часто человек, будь то обычный гражданин или предприниматель, может столкнуться с различными нарушениями в работе госорганов. Не является исключением и Федеральная инспекция по налогам и сборам. В случае столкновения с подобной ситуацией необходимо написать жалобу в налоговую инспекцию. Данное обращение будет рассмотрено соответствующими органами в соответствии с действующим законодательством.

Жалоба в налоговую инспекцию составляется в произвольной форме, при этом должна соответствовать определенным нормам.

Документ пишется на имя непосредственного руководителя службы. Независимо от содержания документ должны рассмотреть. Жалоба в налоговую инспекцию, образцы которой можно найти в ФЗ № 59-ФЗ о 02.05.2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», направляется следующим образом:

  • отнести лично: письмо составляется в двух экземплярах, один из которых отдается в налоговый орган, второй с отметкой о принятии и датой остается у обратившегося;
  • направить по почте с уведомлением о вручении;
  • заполнить форму обращения на сайте ИФНС.

Среди нарушений налогового органа, из-за которых составляются подобного рода документы, чаще всего встречаются следующие:

  • неправомерное начисление налоги;
  • задержка возврата ошибочно начисленного налога либо предоставленного налогового вычета;
  • незаконно выставленный штраф.

Инструкция по написанию

Чтобы обращение было рассмотрено, необходимо знать, как грамотно. Несмотря на то, что жалоба пишется человеком в произвольной форме, она должна содержать определенные обязательные сведения. В каждом учреждении должен находиться пример образца, по которому любой гражданин может составить свое письмо-жалобу.

В бланке письма необходимо указать адресата - орган, куда будет направлено обращение, а также сведения о самом заявителе:

  • фамилию, имя, отчество;
  • адрес регистрации.

Если обратившимся является юридическое лицо, то дополнительно указываются следующие данные:

  • юридический адрес;
  • ОГРН;
  • должность лица, направившего заявление.

В случае если адрес регистрации не совпадает с местом фактического проживания, то в письме напишите, куда отправить ответ после рассмотрения. В заглавии обращения указывается фирма либо определенное должностное лицо, чьи действия подлежат рассмотрению. Если таковые данные неизвестны, то данный факт также необходимо отразить.

В этой части указываются обстоятельства, позволившие выяснить факт нарушения. При желании следует прописать, каким именно положениям закона, действующего на территории России, они противоречат. Поскольку не каждый человек может свободно владеть знаниями современного законодательства, то указывать ссылки на статьи необязательно. В тексте зл конкретная информация по делу. Побольше фактов по произошедшему инциденту. Никаких эмоций, оскорблений и угроз там не может быть. Написанный подобным образом документ рассмотрен не будет.

После изложения всех обстоятельств по делу следует просьба, т.е. то, какие меры, по мнению обратившегося, должен предпринять налоговый орган, чтобы разобраться в данной проблеме: провести проверку и принять соответствующие меры. В тексте можно дополнительно указать просьбу о том, чтобы о результатах проведенного служебного расследования сообщили адресату. А также следует прописать номер телефона для связи.

К тексту письма можно приложить копии документов, которые наглядно подтверждают изложенные факты. В конце обращения их следует перечислить.

В конце документа ставится дата составления и подпись обратившегося.

Отправка жалобы посредством сайта ИФНС

Чтобы отправить обращение с жалобой, можно воспользоваться сайтом Федеральной налоговой инспекции. Для этого не нужно владеть какими-либо специальными умениями, достаточно зайти на сайт, найти специальную форму, в которой обязательные для заполнения поля обозначены звездочкой. Единственным условием для пользователей является регистрация на сайте ФНС. Внести данные не составит никакого труда. На текст жалобы отводится 4 тысячи символов, которых вполне хватает для изложения информации. Прилагаемые к письму документы сканируются и загружаются отдельными файлами. Уведомление об отправке электронного документа поступит на электронную почту.

Сроки, отведенные на рассмотрение

Согласно ст. 8 Закона РФ направленную жалобу в налоговую инспекцию должны зарегистрировать в течение 3 дней. Со дня регистрации начинается отсчет срока, который составляет 30 дней (ст. 12). Таким образом, в совокупности срок составляет 33 дня.

Существуют случаи, когда по распоряжению руководителя инспекции по налогам и сборам либо его заместителя период рассмотрения письма увеличивают. Новый срок не может превышать 30 дней. О данном решении работники налоговой службы должны уведомить обратившегося к ним гражданина.

В каких случаях госинспекция отказывает в рассмотрении

Существует ряд случаев, когда ФНС может дать отрицательное решение в рассмотрении обращения граждан, среди которых:

  • отсутствие реквизитов;
  • в тексте прописаны оскорбительные слова либо имеются выражения нецензурного характера, различного рода угрозы должностному лицу;
  • текст невозможно прочитать;
  • составление ответа без распространения государственной тайны невозможно.

В случае отказа от рассмотрения жалобы человек вправе подать на налоговую инспекцию жалобу. Направить составленное обращение можно в следующие государственные структуры:

  • вышестоящий налоговый орган;
  • прокуратуру;

Как правило, судебные разбирательства наиболее эффективны, но и здесь есть свой недостаток - длительный период рассмотрения.

Отличным вариантом будет подача обжалования решения налоговой сразу во все органы. В данном случае для составления документа лучше воспользоваться квалифицированной помощью юристов.

Нарушения, какими бы они ни были, необходимо выявлять и искоренять, чтобы в дальнейшем подобных случаев не было. С этой целью составляется определенный документ - жалоба. Образец жалобы в налоговую инспекцию можно найти на страницах интернета либо обратиться за помощью в соответствующие инстанции.

Жалоба в налоговую

Вам это будет интересно

При наличии у налогоплательщика причин для решения спорных вопросов, связанных с налогообложением, он имеет право на обращение с жалобой в налоговые органы. Жалоба в налоговую инспекцию, образец которой размещён на сайте, содержит текст обращения и перечень прилагаемых документов. Информация, изложенная в этой статье, поможет разобраться, как правильно её оформить и как подать заявление.

В каком случае оформляется жалоба

Чтобы подать жалобу в налоговую инспекцию необходимо иметь мотивы и это сделать может любой гражданин.

Причинами таких действий могут стать:
  • не произведённый своевременный возврат подоходного налога на основании поданной декларации по форме 3 НДФЛ;
  • неправильно начисленный процент подоходного налога за имеющееся в собственности движимое или недвижимое имущество;
  • несвоевременный возврат денежных средств при ошибочном начислении штрафов;
  • несвоевременное уведомление о выписанном документе на возврат подоходного налога за приобретённое жилье.

Форма обращения в ИФНС точно не определена, но существуют регламентированные законом образцы подачи заявлений.

Требования, предъявляемые к жалобе

Жалобу в налоговую инспекцию рекомендуется заполнять согласно установленным правилам.

В самом документе должны быть указаны следующие данные:
  • полное наименование государственного органа, в который будет подано обращение и (или) фамилия и инициалы лица, в адрес которого будет отравлен документ;
  • разборчиво указать свои инициалы полностью;
  • обязательно прописать свой адрес проживания или по прописке, или по которому в данный момент ожидается получить ответ;
  • далее коротко и ясно описывается причина и суть волнующего вопроса;
  • следует поставить личную подпись, и зафиксировать её датой (подпись без указания даты не считается действительной).

Образец жалобы в налоговую инспекцию могут выдать или оформить юристы.

Случаи отказа в рассмотрении документа

Для отказа в рассмотрении жалобы у работников налоговой инспекции должны быть веские основания.

К примеру, это может произойти в случаях, если:
  • в самом документе отсутствуют реквизиты как личные, так и самой службы;
  • невозможно разобрать написанный текст;
  • в обжаловании имеются нецензурные выражения и оскорбительные слова;
  • по причине присутствия государственной тайны такой ответ не может быть дан;
  • имеются иные обстоятельства, препятствующие оформлению ответа.

На основании вышеизложенного стоит отметить, что налоговая отвечает только на выверенные обращения и чётко изложенные на то основания.

Срок рассмотрения жалоб

Пожаловаться в налоговую инстанцию может любой гражданин. Правильно изложенная, и подлежит регистрации, как правило, не более чем в трёхдневный срок. Время, выделенное для рассмотрения жалобы, не должно превышать 30 дней после регистрации документа. Если произвести точный подсчёт, когда должен быть дан ответ, то такой результат должен составить 33 дня, но не более. При возникновении каких-либо иных обстоятельств, не позволяющих своевременно выдать ответ, срок рассмотрения в налоговой службе документа может быть и продлён, но не более чем на 30 дней, но об этом сотрудники инспекции обязаны уведомить заявителя.

Каким образом направляется жалоба

Существует 3 варианта направления документа в налоговую службу.

  1. Воспользовавшись услугами почты — заказным письмом.
  2. Посредством электронной почты, после регистрации на сервисе «жалоба в инспекцию в Он-лайн».
  3. Можно передать сотрудникам службы лично через секретариат.

Второй вариант в настоящее время наиболее удобен и им пользуются многие клиенты, так как можно все сделать не выходя из дома или квартиры. Применяя для передачи третий вариант, документ следует подготовить в 2 экземплярах, чтобы на обоих экземплярах секретарём был поставлен исходящий номер, а один экземпляр возвращён заявителю. В первом случае следует направить документ со специальным уведомлением о передаче документа, а уведомление следует хранить до получения ответа.

Направляя документ в налоговую инспекцию, необходимо иметь подтверждение его получения с указанием даты.

Пример жалобы

Как написать жалобу? Этим вопросом задаются многие заявители, так как в обращении указываются не только реквизиты, но и претензии.

Для того чтобы пожаловаться в инспекцию составляют документ, содержание и пример которого приведены ниже.

  1. В правом верхнем углу прописывается, кому, куда, от кого, ИНН заявителя, номер документа, удостоверяющего личность (в том числе серия и номер, дата выдачи и кем выдан, если это паспорт), адрес проживания и номер контактного телефона.
  2. Указывается ссылка на закон, на основании которого подаётся жалоба. Например, согласно требованиям законодательства РФ ФЗ от 02.05.2006 № 59 (название закона).
  3. Далее описывается суть вопроса.

Например. В марте 2016 года в налоговую инспекцию города Волгограда была направлена декларация о доходах физических лиц для того, чтобы вернуть подоходный налог за приобретённое мною в 2015 году жилье. К вышеуказанному документу и заявлению прилагались ценные бумаги, подтверждающие покупку квартиры, и сумму уплаченного в предшествующем году налога. Мною была затрачена денежная сумма в размере 3 500 тыс. рублей (копия квитанции и чека об уплате тоже была приложена). С момента обращения прошло 6 месяцев, но никакого решения до сих пор не было принято, хотя все должно быть рассмотрено в течение месяца (основание — ст.78 НК РФ). На основании изложенного материала прошу предоставить налоговый вычет в установленные законодательством сроки или сообщить причину отказа возврата.

На основании составленного документа и указанных в нем отсылочных нормативов и ценных бумаг следует приложить все доказательства правомерности обращения в налоговую инспекцию. Лицам, подавшим заявление, ответ, как уже оговаривалось ранее, должен быть направлен не позднее 30 календарных дней, с конкретными результатами проверки правильности указанного в ней требования, но рассматривать жалобу по некоторым обстоятельствам можно и более длительное время.

Налоги – это выраженные в денежном эквиваленте средства, которые должны быть не только своевременно уплачены, но и возращены в случае их ошибочного начисления.

Елена, здравствуйте!

заказать налоговую проверку

Именно заказать проверку не получится, потому что, как Вам уже указали коллеги, налоговые органы не работают по принципу многих других госструктур, то есть не проводят внеплановые проверки по поступившим заявлениям и жалобам.

Обратиться с жалобой в налоговый орган Ваше право.

Поскольку Вы обжалуете не действия налоговиков, а иного лица (ИП), то порядок подачи жалоб, предусмотренный НК РФ, в данном случае неприменим.

Подать жалобу необходимо с соблюдением порядка, установленного Федеральным законом РФ от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 24.11.2014)«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ().

Статья 7. Требования к письменному обращению
1. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

2. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

3. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.(часть 3 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

Жалобу необходимо подать в налоговый орган по месту регистрации ИП.

По общему правилу, обращения рассматриваются и по ним дается ответ в течение 30 дней с момента регистрации обращения (жалобы) (ст. 12 Закона № 59-ФЗ).

Доводы, которые будут изложены Вами в жалобе, приложенные подтверждающие документы, будут рассмотрены налоговиками в пределах их компетенции (как правило, при рассмотрении жалобы налоговые органы достаточно ограничены в своих действиях по проверке, однако, указанные Вами доводы могут быть проверены при проведении камеральной проверки представленных налогоплательщиком деклараций), Вам будет дан письменный ответ.

На практике, если есть возможность проверить доводы по сведениям, имеющимся у налоговиков, такая проверка проводится сразу, если нет - Вам, при наличии оснований, будет направлен ответ о том, что налогоплательщик будет включен в план проверок.

Если нарушены Ваши права как потребителя, то действительно более действенным методом будет направление жалобы в Роспотребнадзор, который вправе проводить проверки по поступившим жалобам.

Закон надо чтить, причем делать это должны не только налогоплательщики, но и налоговики. Вот как раз они об этом часто забывают. Правда, ФНС России сообщила о сокращении количества жалоб налогоплательщиков (фирм и предпринимателей) на 12% (за 9 месяцев 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года). Да, имеет место сокращение досудебных налоговых споров, да, налоговики учитывают судебную практику. И все же закон при налоговых мероприятиях соблюдается далеко не всегда. И что делать, если нарушение налицо?

Выбор способа защиты

Путей несколько. Можно выбрать только один, можно сочетать несколько, но какие именно? Может показаться казусом, но спросить об этом можно прямо у налоговиков. Ведь, как известно, налоговые органы должны бесплатно информировать налогоплательщиков в том числе и о правах налогоплательщиков (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ). Это можно сделать:

  • по телефону (8-800-222-22-22);
  • по Интернету (http://www.nalog.ru);
  • лично или письменно (127381, г. Москва, ул. Неглинная, д. 23 или по адресу своей налоговой инспекции).

Надо помнить, что при письменном обращении на ответ отводится 30 дней (которые с успехом могут быть использованы для затягивания времени, с тем чтобы, например, истек срок исковой давности).

Вверх, к начальству

Обращение к вышестоящему должностному лицу налогового органа весьма действенная мера, которая позволяет при этом сохранить неплохие отношения.

Самый удобный способ обращения - через личный кабинет на сайте nalog.ru. Несмотря на "инновационность" способа, на него полностью распространяется порядок рассмотрения обращений, установленный законом (имеется в виду Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ, который, несмотря на название, применяется и для обращений юридических лиц). В общем-то не имеет значения, в какой форме вы обращаетесь - с заявлением или с жалобой. Главное - это соблюсти единые требования и указать:

  • Ф.И.О. адресата - должностного лица, к которому вы обращаетесь (или его должность);
  • свои Ф.И.О.;
  • адрес для ответа (почтовый или электронный);
  • суть обращения -

и все это подписать (собственноручно или соответствующей электронной подписью). Подтверждающие документы прилагаются по необходимости и при наличии.

Отказать в принятии обращения адресат не вправе, оно в любом случае должно быть принято, зарегистрировано (в течение 3 дней со дня поступления) и рассмотрено (в течение 30 календарных дней со дня его регистрации). Должностное лицо вправе переслать ваше письмо другому лицу, если решение затронутого вами вопроса вне его компетенции.

Ответ направляется или в письменной форме, или по электронной почте, или через личный кабинет (зависит от того, какой способ вы указали в обращении). Вообще без ответа обращение остается в строго определенных случаях:

  • заявитель забыл указать свою фамилию или адрес для ответа;
  • в обращении употреблены непарламентские (нецензурные или оскорбительные) выражения, а также угрозы;
  • текст нечитаемый и (или) содержит вопрос, на который уже неоднократно давались ответы, и новых аргументов нет.

В случае (хотя это и маловероятно) если должностное лицо нарушит порядок рассмотрения обращения, то есть основания ставить вопрос об административной ответственности (штраф от 5 000 до 10 000 руб. (ст. 5.59 КоАП РФ)).

Жалоба в вышестоящий налоговый орган

Налогоплательщики вправе обжаловать:

  • акты налоговых органов ненормативного характера;
  • действия или бездействие их должностных лиц, -

если, по их мнению, акты, действия (бездействие) нарушают их права. Обращение может быть оформлено как (подается на решение, не вступившее в законную силу) или как жалоба традиционная. Традиционная жалоба подается для оспаривания:

  • акта ненормативного (т.е. индивидуально определенного, разового, относящегося к конкретному налогоплательщику) характера, уже вступившего в законную силу;
  • действий (бездействий) должностных лиц, в том числе решения о или зачета, "заморозке" счетов, привлечении к ответственности, доначислении налога и пени и т.д.

Оба вида жалоб направляются строго через налоговую инспекцию, принявшую оспариваемое решение или допустившую незаконные действия (бездействие), которая в течение трех дней со дня поступления направляет и , и ее материалы в вышестоящий налоговый орган.

Обратите внимание: получив обычную (не апелляционную) жалобу, налоговики обязаны принять меры по устранению нарушений прав заявителя и сообщить об этом в вышестоящий налоговый орган в трехдневный срок со дня устранения нарушений (п. 1.1 ст. 139 НК РФ).

Обычная жалоба подается в течение года со дня:

  • когда налогоплательщик узнал (должен был узнать) о нарушении своих прав;
  • , если обжалуется вступившее в силу решение о привлечении к ответственности или решение об отказе в привлечении к ответственности, которое не было обжаловано в апелляционном порядке;
  • вынесения решения, если обжалуется вступившее в силу решение, вынесенное по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, которое не было обжаловано в апелляционном порядке.

Апелляционная жалоба подается только до дня вступления в силу обжалуемого решения.

Требования к форме и содержанию обеих жалоб идентичны, а вот само обращение возможно подать только в письменной форме, через личный кабинет или по телекоммуникационным каналам связи (по электронной почте нельзя). Указываются помимо общих данных (Ф.И.О., наименования, адреса, способов получения ответа и т.д.):

  • реквизиты обжалуемого акта ненормативного характера, действия (бездействие);
  • наименование налогового органа, акт, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются;
  • основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
  • требования заявителя.

К жалобе могут быть приложены:

  • документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик основывает свои требования;
  • расчет оспариваемых сумм налогов, сбора, пени, штрафов, налогового вычета, на который претендует налогоплательщик, и иные расчеты;
  • доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего жалобу (в случае если жалоба подписана не самим налогоплательщиком-заявителем).

С документами есть такого рода нюанс: документы, представленные вместе с жалобой, и дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения соответствующей жалобы до принятия по ней решения, рассматриваются вышестоящим налоговым органом, если лицо, подавшее соответствующую жалобу, представило пояснение причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется (п. 4 ст. 140 НК РФ). Налоговики часто понимают это так: документы можно принимать во внимание только в том случае, если заявитель сможет обосновать причины, по которым невозможно было ранее представить их инспекции, решение которой обжалуется. Это не значит, что документы можно не принимать. Закон не требует от налогоплательщика документально подтверждать факт того, что было невозможно своевременно представить такие документы налоговому органу, решение которого обжалуется. Суды указывают, что:

  • НК РФ (п. 4 ст. 140 НК РФ) обязывает заявителя представить пояснения относительно причин невозможности представления указанных документов в ходе проверки (постановление АС Поволжского округа от 12.08.2015 N Ф06-26273/2015 по делу N А55-22321/2014);
  • налоговики не вправе отказать в рассмотрении представленных документов по причине документального неподтверждения налогоплательщиком факта, изложенного в предоставленных пояснениях: по сути это предъявление дополнительных требований, не предусмотренных НК РФ, положения которого обязывают представить только пояснения (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2015 N 11АП-2554/2015).

"Пояснения" - это не то же самое, что "документальное подтверждение" (см., например, ст. 88 НК РФ). Так что если вышестоящий налоговый орган отказался рассматривать дополнительные документы со ссылкой на то, что документального подтверждения отсутствия спорных документов на момент проведения проверки и принятия решения по ее результатам не представлено, то суд, скорее всего, сочтет эту позицию неправомерной. Тем более что в случае представления дополнительных доказательств налоговики вправе просить суд объявить перерыв или отложить заседание, дав им возможность ознакомления и представления опровергающих их доказательств (п. 78 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Оспаривание не приостанавливает исполнение обжалуемого акта, но есть исключение. В случае обжалования вступившего в силу решения о привлечении к ответственности (или решения об отказе в привлечении к ответственности) исполнение обжалуемого решения может быть приостановлено. Для этого помимо жалобы надо представить:

  • заявление о приостановлении;
  • банковскую гарантию, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога (сбора, пеней, штрафа), не уплаченного по обжалуемому решению.

Варианты решений по итогам рассмотрения жалобы:

  • оставить без удовлетворения;
  • отменить акт налогового органа ненормативного характера;
  • отменить решение налоговой инспекции (полностью или в части);
  • отменить решение и принять новое;
  • признать действия (бездействие) должностных лиц инспекции незаконными и вынести решение по существу.

Следует заметить, что и решение вышестоящего налогового органа может быть обжаловано (в ФНС России в течение 3 месяцев со дня принятия).

К прокурору

Поражает невероятное разнообразие способов обращения. Помимо традиционных способов (письменно, устно, в электронном виде, через интернет-приемную) могут быть использованы даже телеграф и факс.

Для формальных подробностей имеет смысл изучить Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", а также Инструкцию о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ (утв. Приказом Генерального прокурора от 30.01.2013 N 45), они размещены в открытом доступе на официальном сайте Генеральной прокуратуры (genproc.gov.ru). Там же, кстати, имеется и интернет-приемная. Чтобы избежать разочарований, надо понимать, что предметом прокурорского надзора помимо прочего является соблюдение Конституции РФ и законов, соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Иными словами, основание для принятия мер прокурорского реагирования - сообщение о нарушениях законодательства, прав, свобод и интересов (как человека и гражданина, так и юридических лиц и предпринимателей). На практике это означает, что от прокурора нет смысла требовать, например, пересчитать расчет, произведенный налоговиками, зато можно обратиться при нарушении процедуры налоговой проверки, взыскания налога и т.д.

Обращение в органы прокуратуры может быть оформлено как заявление или жалоба, но в любом случае должно содержать:

  • наименование органа прокуратуры (Ф.И.О., должность адресата);
  • Ф.И.О. заявителя, адрес для ответа (почтовый или электронный);
  • суть вопроса;
  • подпись и дату.

Обращение может быть направлено как в прокуратуру по месту нахождения заявителя, так и в прокуратуру по месту нахождения налоговой инспекции, на которую жалуются.

Установив факт нарушения, прокурор должен внести представление об устранении нарушений закона в налоговую инспекцию (должностному лицу), в чьей компетенции устранить нарушения. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а о результатах должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Весьма действенны и иные меры прокурорского реагирования:

  • постановление о возбуждении производства об административном правонарушении;
  • направление прокурором должностному лицу предостережения о недопустимости нарушения закона.

Бывает, хотя и нечасто, что и прокуроры оступаются. Тогда остается обращаться только в суд. Так, налогоплательщик направил в УФНС заявление, содержащее сведения об уклонении от уплаты налогов группой предпринимателей, и подтверждающие документы на 48 листах. Материалы были переданы в соответствующую налоговую инспекцию, но уже на 9 листах. Потеря 39 листов наводила на мрачные мысли, и налогоплательщик просил прокуратуру провести тщательную проверку вышеуказанных фактов и рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица к соответствующему виду ответственности (административной или уголовной). Судом признано незаконным бездействие прокуратуры, выразившееся в непринятии решения об административной ответственности должностного лица УФНС, непредоставлении ответа на заявление о возбуждении уголовного дела, на руководителя указанного заинтересованного лица возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя (апелляционное определение Свердловского областного суда от 15.01.2014 по делу N 33-532/2014).

В суд, но не сразу

НК РФ устанавливает обязательный досудебный порядок урегулирования спора (п. 2 ст. 138 НК РФ). В суд можно обращаться не только тогда, когда вышестоящий налоговый орган не прислушался к вашим жалобам, но и тогда, когда он просто их проигнорировал, не приняв решение вообще. Кстати, обжаловать решение вышестоящего органа можно сразу в суд, без обращения еще в более вышестоящий.

Сейчас не будем затрагивать благородное дело обжалования нормативных правовых актов налоговых органов (для желающих будет обязательным изучение главы 21 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ)).

Сосредоточимся на более распространенном и приземленном - обжаловании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.

Формы обращения в суд такие (ст. 4 АПК РФ):

  • исковое заявление - по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений;
  • заявление - по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по делам о несостоятельности (банкротстве), по делам особого производства и в иных случаях, предусмотренных АПК РФ;
  • жалоба - при обращении в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций, а также в иных случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами.

Налогоплательщик (неважно, гражданин или организация) вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц, если он полагает, что ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие):

  • не соответствуют закону (иному нормативно-правовому акту);
  • нарушают его предпринимательские и экономические права и интересы;
  • обязывают что-то делать без законных оснований;
  • иным способом препятствуют осуществлению предпринимательской и иной экономической деятельности.

Срок подачи заявления - три месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его прав и законных интересов (если иное не установлено федеральным законом), но срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

Требования к заявлению указаны в статье 125 АПК РФ (ч. 1, п. 1 - 2 и 10 ч. 2, ч. 3). В частности, там должны быть указаны:

  • права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением или действиями (бездействием);
  • законы и иные нормативно-правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствует оспариваемый акт, решение или действия (бездействие), -

а также заявлено требование о признании ненормативно-правового акта недействительным (решений, действий (бездействия) - незаконными).

Такого рода дела должны быть рассмотрены судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления (этот срок включает в себя и подготовку дела к судебному разбирательству, и принятие решения по делу, если иной срок не предусмотрен законом). Продление возможно до шести месяцев председателем суда по мотивированному заявлению судьи. Основания для продления - особая сложность дел, значительное число участников арбитражного процесса (п. 1 ст. 200 АПК РФ).

Решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения (ст. 259 АПК РФ). Далее возможно рассмотрение дела в порядке кассации (если это не запрещено законом (п. 1 ст. 273 АПК РФ)) в срок не более двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения, постановления арбитражного суда (если иное не предусмотрено АПК РФ (ст. 276 АПК РФ)). А далее возможен пересмотр в порядке надзора Президиумом ВС РФ (гл. 36.1 АПК РФ) в срок:

  • не более 2 месяцев, если дело не было истребовано;
  • не более 3 месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в ВС РФ.

Порядок обжалования актов налоговых органов выбирается в зависимости от вида такого акта. Сущностью оспариваемых действий/решений определяются:

  • уполномоченная на проведение проверки инстанция;
  • граничный срок обжалования;
  • форма (образец) жалобы в налоговую и содержание обращения.

Подзаконные акты ФНС могут быть:

  • нормативными - содержащими обязательные для выполнения широким кругом налогоплательщиков правила, рассчитанные на многоразовое использование (определение согласно Постановлению Пленума ВС от 29.11.07 №48);
  • индивидуальными - содержащими предписания, адресованные конкретным лицам, предназначенные для одноразового применения.

Обжалование нормативно-правовых актов ФНС

Статьями 24 и 251 ГПК установлена исключительная подсудность споров о соответствии НПА ФНС и ее территориальных структур Конституции и законам. В случае с жалобой в налоговую невозможно использовать образец жалобы в КС: компетенция органа конституционной юрисдикции распространяется на НПА уровня Постановлений Правительства и выше.

Если субъектом обжалования выступает ИП или юридическое лицо, спор рассматривает общий суд, а не арбитражный. Например, пожаловаться на налоговую инспекцию и ее нормотворчество ИП вправе в райсуд по месту ее расположения.

Процедура проверки законности инициируется заинтересованным лицом. ГПК не установил граничного срока, когда можно подавать заявление об обжаловании решения налогового органа: это возможно вплоть до отмены НПА ФНС. Факт обжалования не останавливает действие акта.


Образец документа соответствует основным требованиям, предъявляемым к иску (ст.131 ГПК). Среди прочего нужно указать:
  • название органа ФНС, принявшего НПА;
  • наименование и число, месяц год его постановления;
  • обстоятельства, подтверждающие нарушение прав и интересов заявителя.

Порядок проверки НПА установлен гл.24 Гражданско-процессуального кодекса. Дело рассматривается в течение 30 дней. Придя к выводу, что обжалованный НПА или частные его положения незаконны, суд:

  • признает его недействительным полностью или частично;
  • упраздняет действие НПА на будущее либо с даты его принятия;
  • организовывает публикацию сообщения об утрате НПА силы в печатном органе, где он был обнародован (ст.253 ГПК).




Если по итогам проверки НПА признан недействительным, юридическую силу теряют:
  • основанные на его положениях индивидуально-правовые акты;
  • акты, воспроизводящие отмененные правила.

Обжалование индивидуально-правовых актов ИФНС в административном порядке

Установленная разделом VII Налогового кодекса внесудебная процедура проверки индивидуально-правовых актов является универсальной. Она касается:

  • документов любого типа (требование, претензия, постановление), адресованных налогоплательщику;
  • действий/бездействия сотрудников налоговых органов.

Пожаловаться на индивидуально-правовой акт могут те, чьи интересы он затрагивает. Для этого достаточно субъективного мнения налогоплательщика о незаконности решений/действий ИФНС. Обжалование актов налоговых органов может происходить в двух формах:

  • жалоба подается для проверки законности уже вступивших в силу актов, действий сотрудников ФНС, нарушающих интересы налогоплательщиков;
  • апелляция касается не вступивших в действие индивидуально-правовых актов о привлечении к ответственности либо отказе в привлечении к административной ответственности при условии, что жалобщик способен доказать суть своего интереса.

В деле об оспаривании ИПА и действий ИФНС досудебное обжалование обязательно (ч.2 ст.138 НК). Чтобы получить возможность подать жалобу на инспекцию в суд, нужно сначала пожаловаться в управление ФНС субъекта РФ. Не требуют предварительной внесудебной проверки акты, принятые:

  • непосредственно ФНС;
  • по итогам рассмотрения жалоб/апелляций на налоговую инспекцию.

Важно сориентироваться, кому и куда адресовать обращение. Жалоба передается в инспекцию, акт которой обжалуется. Но в «шапке» следует написать вышестоящую структуру. Образец обращения может содержать комбинированный вариант, например: «Управлению ФНС Московской области через межрайонную инспекцию ФНС №1 по Московской области».

Заявленная претензия не останавливает исполнение спорного индивидуально-правового акта или совершение обжалованных действий. Однако заявитель вправе просить об этом. Образец и реквизиты подобного ходатайства законодателем не оговорены. Допускается указание просьбы дополнительным пунктом жалобы или формирование отдельного документа. О вынесенном по данному вопросу определении заявитель уведомляется в 3-дневный срок.

Обжалование в административном порядке


Налогоплательщик вправе подать жалобу на протяжении года после того, как он был поставлен о нем в известность. Решение, вынесенное по итогам проверки ИФНС консолидированной группы субъектов предпринимательской деятельности, в течение года может оспариваться:

  • членом группы, выступающим от имени партнеров (образец жалобы должен содержать ссылку на представительские полномочия заявителя);
  • одним из ее членов самостоятельно в части привлечения его лично к ответственности (ч.2, 3 ст.139 НК)

Возможность написать апелляционную жалобу сохраняется вплоть до вступления в действие невыгодного решения. Апелляция на ИПН ИФНС, вынесенная по итогам проверки консолидированной группы СПД, может подаваться:

  • группой в целом;
  • каждым ее членом по отдельности.

Предоставление жалоб или апелляций предполагает следующее:

  • оба документа в вышестоящий налоговый орган подаются через нижестоящий;
  • на протяжении 3 дней с момента обжалования ИФНС передает материалы дела уполномоченной инстанции для проверки.

Образец жалобы (апелляции) не установлен. Согласно ст.139.2 документ должен быть письменным и содержать такие реквизиты:

  • наименование органа, куда адресуется документ;
  • название ФНС, действия/бездействие должностных лиц которого оспариваются;
  • ФИО/наименование жалобщика;
  • обоснование обращения (требуется написать суть нарушенного права);
  • требования жалобщика.

Обращение в судебную инстанцию

Индивидуально-правовые акты ФНС могут рассматриваться:

  • судами общей юрисдикции в порядке гл.25 ГПК по заявлениям физических лиц;
  • арбитражными судами в порядке гл.24 АПК по заявлениям ИП и юридических лиц.

Примечательно следующее:

  • Относительно обжалования индивидуально-правовых актов в суд Налоговый кодекс указывает лишь на норму о необходимости руководствоваться процессуальным законодательством.
  • ГПК и АПК процедуру рассмотрения налоговых споров специально не регулируют. Главы 24 и 25 касаются обжалования решений/действий должностных лиц всех органов власти и самоуправления.
  • Образец жалобы на инспекцию ФНС не установлен.
  • Жалобы плательщиков как в общие, так и в арбитражные суды именуются заявлениями и пошлиной не облагаются.
  • Образец заявления об оспаривании законности индивидуальных актов по ГПК/АПК близок к иску, а процедура рассмотрения – к исковому производству.

Срок обжалования по ГПК и АПК одинаков и составляет 3 месяца с момента, когда заявитель узнал о нарушении своего права. Срок разрешения споров общими судами составляет 10 дней, арбитражными - 3 месяца.

Рассмотрение дел по ГПК предполагает один из двух вариантов. Первый – это альтернативная подсудность. Жалобщик вправе обращаться в суд согласно своему ПМЖ или по месту нахождения ИФНС. Второй вариант – это специфические основания для признания ИПА недействительным. К таковым относятся попрание прав гражданина или создание препятствий для их реализации. Образец заявления должен содержать подтверждающие это сведения.