Национальный проект по газификации страны провалился. Газификация сельских населенных пунктов. Подключение газа по новым правилам

Национальный проект по газификации страны провалился. Газификация сельских населенных пунктов. Подключение газа по новым правилам

Газификация сел в России проводится не так быстро, как того хотелось бы. Всего 8% деревень получили газ, процент ничтожно мал по сравнению с общей площадью таких деревень на карте РФ.

Остальные же по-прежнему используют дрова и уголь для обогрева своего жилища, так что проблема стоит остро как никогда.

Программа газификации села утверждается на государственном уровне и, если ваш регион по какой-то причине не стал участником программы, лучше не стоит ждать напрасно, а попытаться решить проблему самостоятельно.

Если в общий план газификации территория на входит, сложности подвода газопровода к вашему земельному участку и ряд других проблем – это все ложится на ваши плечи.

Газификация не проводится просто так

Стоит понимать, что уличные газопроводы – объекты линейного капитального строительства, а это значит, что для проведения каких-либо манипуляций понадобится собрать целый пакет разрешительной документации, дабы объект строительства без проблем был введен в эксплуатацию.

Поэтому придется запастись терпением, собрать достаточно денег и помнить, что процесс может отнять много времени.

До того, как инициировать процедуру газификации, стоит уточнить два важных момента:

  1. есть ли техническая возможность выполнить газификацию сельского населенного пункта и получены ли технические разрешения на использование газопровода. Проблема в пропускной способности труб, ведь если газификация была выполнена давно, то на новые подключения разрешение вам не выдадут.
  2. чьей собственностью является газопровод. Если он частный, стоит проверить у собственника факт наличия всех разрешительных документов. На этом же этапе вам надо получить его согласие на то, чтобы вы подвели трубу к своему жилищу, дальше подробней обсуждается проектная документация и решается цена вопроса. К государственному газопроводу при наличии хорошей пропускной способности подключение выполняется бесплатно.

Если получить информацию об этих моментах не предоставляется возможным, нужно обращаться в межрайонное газовое хозяйство с просьбой дать ответы на вопросы.

Как проводится газификация?

Проведение газа в деревню – это ряд последовательных действий по утверждаемому плану. В процессе обычно участвует инициативная группа, так что стоит заранее собрать желающих и выбрать руководителя, который будет представлять интересы всех граждан.

Этот руководитель от имени всех членов организации подает заявление в областную организацию, которая занимается вопросами газификации.

За что должны платить люди в процессе газификации села – вопрос открытый. Внутри всех населенных пунктов газопроводы с низким давлением по классике жанра финансируются из кармана жильцов.

Цена вопроса колеблется в зависимости от региона и ряда других параметров: если в одной деревне на газификацию уйдет 10-15 тысяч рублей, то в другой может не хватить 30 тысяч рублей.

Определить примерную стоимость можно на этапе решения организационных вопросов: какая примерная протяженность труб понадобится, как далеко деревня находится от магистрального газопровода, к которому будут подключаться.

Сегодня Пенсионный фонд пытается выделить небольшое число субсидий и помощи материально необеспеченным пенсионерам или многодетным семьям, что поможет выплатить пресловутые 10-40 тысяч на газификацию.

Увы, соцподдержку всем оказать не получается, так что активно ищутся инвесторы, которые взять на себя расходы конкретного региона. Ими могут быть кооперативы или местные предприятия, которые тоже заинтересованы в проведении газопровода.

Как написать заявление?


Как только все организационные проблемы были решены, время писать заявление. Дополнительно к составленному документу придется приложить:

  • документы, которые подтверждают полномочия заявителя;
  • выкопировка земельного участка, где располагается деревня из генплана района;
  • оформленные документы права на собственность на те участки, которые уже газифицированы и те, на которых планируется газификация;
  • количество предполагаемого потребления газа (м3/час, м3/год), которое было определено специалистами из специального бюро. В большинстве случаев люди обращаются в облгаз для проведения подобных процедур. Эта организация позже выдаст технические условия, которые необходимо соблюдать для подключения.

Сразу же после получения технических условий потребуется лично обратиться в проектную фирму для создания проекта, согласно которому будет выполнено подключение.

После разработки и получения проекта, его придется согласовать со всеми инстанциями администрации района и даже области. Только после этого этапа можно искать фирму, которая сможет выполнить подключение согласно всем условиям.

Рекомендуется так же проверить наличие лицензии и разрешения на проведения подобных работ. После выполнения и приема всех работ заключается договор между собственником и областным газораспределительным предприятием о поставке газа.

Итоги

Поскольку газификация отдаленных населенных пунктов является социальной и масштабной проблемой, то их подключение является главным приоритетом в работе Газпрома.

Для этого было разработаны специальные планы газификации, согласно которым финансирование по строительству межпоселковых газопровода берет на себя Газпром, а вот работы по проведению газа до насланных пунктов и их подготовке полностью полагаются на плечи региональных властей.

На данный момент главной задачей Газпрома является подключение таких отдаленных областей России как Восточная Сибирь и Дальнего Востока.

Благодаря работе специалистов были разработаны новые планы по добыче газа и по строительству газотранспортных путей. Это позволит решить проблему отдаленных деревень.

Предложение Министерство Энергетики РФ, Газпрому
и газификация МО

Обращаемся к Вам с тем что бы решить вопрос взаимоотношения государственных монополий: энергетических и газовых организаций в интересах граждан России.
Газификация и энергообеспечение населения страны это не коммерческий проект, а важнейшая социальная задача и обязанность государства.

Что бы потребитель был всегда ПРАВ. , т к он производит оплату за газ и электроэнергию

Первое

Распоряжение Д Медведева от 17 сентября 2015 года №1831-р.
О мерах по совершенствованию правового регулирования подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения

Практически для абсолютного большинства населения страны ни чего не решает, потому что не решает главные вопросы
1 Составлять договор с заявителями со сроками
— газификации до 6 месяцев с установкой счетчиков.
— подведения электричества до 3х месяцев с установкой счетчиков
2 Все затраты до счетчиков энерго- компании и газовые предприятия должны осуществлять за свой счет. Разводка электро и газовых труб после счетчиков за счет потребителя.

Газ в России по конституции принадлежит НАРОДУ,

В России 26% , а это 38 миллионов человек живут постоянно в сельской местности.

Бизнес в России должен работать по закону, а сегодня беззаконие. Бизнес должен обслуживать интересы народа, а не народ обслуживать интересы бизнеса.

Как проводится газификация в Московской области.

В Московской области более 5 982 населенных пункта. В настоящее время сельские населенные пункты в абсолютном большинстве своем не газифицированы, если учитывать те в которых прописаны менее 200 жителей. Но кто будет жить и прописываться, если нет в доме тепла, воды, душа, теплого туалета … В начале нужен газ, а потом прописка и жизнь ….

Программа газификации Московской области 2013- 2017 годов
предполагает газификацию всего до 400 населенных пунктов.
При этом

Так в Можайском районе 358 населенных пунктов, а за пятилетие планируют газифицировать
13 населенных пунктов, в Чеховском районе из 146 населенных пунктов всего 3 населенных пункта, а в Рузском районе из 230 населенных пунктов -15 населенных пунктов.
На газификацию всей Московской области выделено всего 8 миллиардов рублей.

Президент России В Путин заявил, что военная операция в Сирии обошлась примерно в 33 млрд рублей.
Бывший министр финансов Московской области Алексей Кузнецов, подозревающийся российскими правоохранителями в мошенничестве на 11 миллиардов рублей областного бюджета
Содержание Госдумы в следующем году подорожает на 40%, с 7 млрд рублей до 10млрд,
Зарплата Игоря Сечина в государственной компании «Роснефть » – 4,5 миллиона рублей в день! Зарплата Алексея Миллера в государственной компании «Газпром » – 2,2 миллиона рублей в день!

А пенсия в среднем 10 тыс рублей.

При таких темпах газификации объектов в год Московская область будет газифицироваться еще 40 лет, если не газифицированных объектов в МО из 6 тысяч газ есть не более 3 тысяч. Заявление руководства МО и начальника Мособлгаза Голубкова о том что населенные пункты МО будут газифицированы на 97% к концу 2017 года это полная ложь.

Предоставляем реальные факты монополизма Мособлгаза, Мосэнерго и это нужно менять в интересах потребителей газа.

1 На всей территории МО одна структура решает вопрос газификации, подключения к электросетям потому что все контрольные функции и кран в руках Мособлгаза и Мосэнерго.
И ни одна сторонняя организация России не может работать нормально в пределах МО.

Газификацию и подключения электричества для вновь строящихся индивидуальных домов руководители газовых и энергетических служб на в районах пропускают только через свои подконтрольные коммерческие фирмы. И если кто-то попытается обойти эти фирмы, то находят любые способы и причины тормозить газификацию и подключения электричества.

А нужно сделать так, что бы с любой точки России любая газовая организация могла производить газификацию и подключения электричества без согласия ОБЛ газа и Мосэнерго.. В области десятки служб и
комиссий, которые могли бы согласовывать вопросы газификации с обл газом.
Реальной альтернативой региональным газовым службам могут стать подразделения Газпрома.
Например только в МО порядка 30-40 подразделений Газпрома которые обязаны газифицировать сельские населенные пункты, для это у них есть все возможности и мощности.

2. В настоящее время руководители энергетики и газовые службы экономически не заинтересованы в увеличении абонентов частных домов. , хлопот много, а объемы малые. Подвод газа и подключение электричества для индивидуальных домов превратили в вечный источник для личного обогащения, через личные подставные коммерческие фирмы коррупция доведена до совершенства.
А сметы на газификацию довели до миллиона рублей с каждого потребителя. По этому большинство людей физически не могут оплачивать такие суммы и отказываются от газификации.

Газ в доме это тепло, горячая и холодная вода, теплый туалет, душ. Если этих элементарных условий нет, то жизнь в селе не возможна.
На сайтах любого министерства в РФ есть полные данные о каждом руководителе, прямые телефоны для обращения, а Мособлгаз закрытая организация. Работают на бюджетные деньги и сборов с населения а систему организовали чисто коммерческую и закрытую и только в своих интересах. На местах начальники десятилетиями лет » сидят на должностях» все повязано круговой порукой и личными интересами.

3 Сметы на газификацию должны быть обоснованы, реальными, едиными, иметь ограниченный потолок, и без всяких накручивающих коэффициентов для Московской области.

Газовики сами себе пишут смету и выставляют ее заявителю, как будто ее можно оспорить или не согласиться. А что разве есть выбор или можно не согласиться?
В других областях ввод газа в дома 40 -70 тыс. рублей, а в МО до 200 тыс.. рублей выписали нам смету, плюс 390 тыс. рублей распределительную трубу,
410 тыс. рублей оплатили за документы? только одна врезка обошлась в 110 тыс. рублей.

4. Все землеустроительные работы должна проводить сама газовая служба, а сейчас они говорят, что у них нет лицензии и заявитель сам должен копать траншеи для труб. 3

5 Должны быть установлены сроки газификации каждого дома после подачи заявка не более 6 месяцев и должны идти реальные штрафы с газовиков. ,
которые должны быть написаны в договоре.

6 Газовая служба должна сама согласовывать проект газификации во всех инстанциях, а не каждый заявитель ходить годами по инстанциям и кабинетам, т к деньги получает газовая служба.

7 Вышестоящая организация должна разобраться и принять решение, а не отсылать письма по вертикали
8 Составить план газификации каждому району МО. Потому что план газификации МО до 2017 года это областная программа МО.
9 . Администрация каждого района МО должна нести прямую ответственность за газификацию в районе. , а они сейчас занимаются отчетами областной программы газификации до 2017 года.. к которому ни какого отношения не имеют. По программе к газификации подлежат населенные пункты, если там прописаны более 200 семей. А что делать если живут 50-60 семей? Даже в больших населенных пунктах на селе с сотнями домов прописано очень мало людей, потому что приезжают только в теплое время года (зимой без газа не могут отопить и нормально жить) и людям нужны школы, больницы и т д по этому прописываются в городе. Но количество прописанных людей не дает основание не проводить газификацию домов.
Газификацией до потребителей должен заниматься Газпром, тем более что люди сами оплачивают ввод в свои дома, а не сельская администрация у которой другие функции.
10 Распределительные газовые линии должны оплачиваться и монтироваться газовыми службами, а не заставлять оплачивать потребителей. Именно газораспределительные трубы обходятся жителям сел миллионы рублей, которые в последующем передаются на баланс Мособлгаз для обслуживания.

11 Оплата за газификацию и подключения к электрическим сетям должна осуществляться за счет газовых служб и энергетиков до счетчика потребителя.
12 Спорные вопросы и все согласования по земле и т д газовые службы должны решать совместно с местными органами власти, а не перекладывать их на заявителей.
Заявитель не специалист в вопросах газификации, а потребитель — потребитель всегда прав, потому что он оплачивает за ГАЗ.
13 В настоящее время районные газовые службы занимаются эксплуатацией существующих газовых линий. А коммерческое присоединение главный и вечный источник дохода для руководителей и служб. Потому что районы еще газифицированы самое большее 50%. А бюрократизм и монополизм основа вымогательства и коррупции
14. При таких проблемах и заоблачной оплаты за присоединение к электро и газовым сетям не может развиваться средний и малый бизнес в России.
15. Деньги за газ и электроэнергию от населения получают одни структуры, документацию готовят другие, а монтажные работы производят третьи структуры. , эксплуатируют четвертые, проекты готовят пятые и т д Вот и возникают противоречия, а должна быть единая структура, которая решала все задачи электро и газообеспечения, т е от заявки до подачи и эксплуатации. А сейчас принцип работы » лебедь, рак и щука» А это удобная форма гонять заявителя » по кругу» и годами не решать проблему, а толкать его в коммерческие структуры.
В Минэнерго предлагают ввести так называемую абонентскую плату за пользование сетями электроэнергии.
16 Для решения вопроса нужно расформировать Мособлгаз, а на базе всех его подразделений создать независимые газовые структуры с правом подключения к газопроводу. , что бы в области работали десятки газовых служб и между ними была конкуренция.
В настоящее время В Московской области газификацией занимаются — министерство энергетики МО, Мособлгаз, Межрайонгаз и районные газовые службы, это полный монополизм одной структуры. Четыре структуры решают вопрос газификации в области. . сколько бюрократии, а газификация домов тянется годами... Необходимо ликвидировать Мособлгаз, как структуру, а передать ее организационные полномочия министерству энергетики (а сейчас идет полный дубляж) а производственные функции передать непосредственно межрайонгазу и газовым подразделениям в районах, которые должны работать самостоятельно и на конкурентной основе. Что бы у заявителя был выбор кому доверить газификацию. Заработная плата газовиков должна зависеть от количества газифицированных новых потребителей.
У Газпрома десятки своих подразделений, которые могут заниматься газификацией населения и особенно в Московской области, где руководство Мособлгаза создали спрут вымогательства и сеть подконтрольных личных коммерческих бригад для газификации населения и ликвидировать монополию Мособлгаза.
Запретить все коммерческие структуры по газификации населения.
Второе. вопросы развития отрасли на будущее.
«Газпром » потратил 2,4 трлн руб. на невостребованные проекты
«Газпром » получил иск на €759 млн за отказ от «Южного потока»
Даже договора не могут составлять, это ограниченность или умышленные откаты.
Газпром» стал жертвой любви к мегапроектам. (как пишут)
ФАС заявила о «потрясающей неэффективности» «Газпрома »

Это уже не ошибка отдельных руководителей, а преступление и полная не способность управлять отраслью.
«Газпром » в очередной раз повысил выплаты своему руководству. Средний месячный доход члена правления монополии составил почти 7 млн рублей, всего на выплаты правлению за 9 месяцев 2015 года было направлено 1,74 млрд рублей. При этом эксперты указывают на рекордно низкую добычу компании и прогнозируют по итогам года снижение свободного денежного потока почти в три раза.
Но при этом газ в России принадлежит народу, а газпром не производит добавочную продукцию, а лишь занимается продажей.

17. Газовые компании составляют план газификации сельского населения до 2030 года (например Мособлгаз) это значит, что люди еще 15 лет будут жить без газа? Что не хватает в России, что бы решить газификацию села за 5 лет? Труб, специалистов, газа, оборудования или проекты нужно чертить 10-15 лет? Это полная не способность руководителей решать государственные задачи, тем более, что жители села сами оплачивают ввод газа в свои дома.
Законодательно решить газификацию России до 2020 года с разбивкой по годам (не менее 25% в год) А в отдаленные населенные пункты, куда не выгодно тянуть газопроводы, устанавливать общие газгольдеры для всех жителей за счет газпрома до счетчиков потребителей.
18. Обязать подразделения Росреестра привести свои требования по выделению земельных участков для строительства газопроводов и их своевременное оформление на территории РФ, а министерство экономического развития должны нести прямую ответственность за не исполнение газификации в России, т к это тормозит развитие России.
19. В каждом областном центре (районном ) создать комиссии, которые будут на постоянной основе решать вопросы по полной газификации всего сельского населения; решая вопросы согласования проектов на газификацию (администрации , МЧС, связистов, архитекторов и т д)
ФАС собирается постепенно перейти к регулированию только тарифов на транспортировку газа, сами цены и в опте и рознице будут формироваться в условиях рынка.
Какой рынок может быть у монополиста? Это же грабеж народа.
Одной из причин уменьшение добычи газа в России Газпром назвал уменьшение спроса населения. Да это же не просто ложь, оправдание провала всей работы Газпрома.
Если пол страны не подключают к газопроводу, потому что подключению для дома довели до миллиона рублей в Московской области и длятся годами, а тарифы увеличивают в разы, то о каком увеличении спроса может идти речь?

Газ и энергетика это кровь экономики страны и решать все вопросы экономики только путем повышения цены это путь в тупик.

Уровень газификации РФ на 1 января 2016 года составляет 66,2%, а на селе 56%, сообщил председатель правления «Газпрома » Алексей Миллер в ходе рабочей встречи с президентом РФ Владимиром Путиным.
«Мы по итогам реализации программы к 1 января 2016 года имеем уровень газификации в стране 66,2 процента. Это на 13 процентов больше, чем когда мы в 2005 году начинали широкомасштабную программу газификации», - сказал Миллер.
При этом «Газпром » планирует инвестировать в программу газификации в 2016 году 25 миллиардов рублей, что на уровне 2015 года, отметил Миллер.
В прошлом году «Газпром » построил 1275 километров газопроводов-отводов и распределительных сетей, газифицировал 206 населенных пунктов.
Объем финансирования программы газификации в 2015 году был запланирован на уровне 28,8 миллиарда рублей. Позднее компания сообщила о возможном сокращении инвестиций в газификацию. С 2005 по 2014 годы «Газпром » направил на реализацию программы газификации около 242,5 миллиарда рублей, сообщала компания. По этим цифрам работа Газпрома

Практически рост газификации в России за год составляет 1% , а сейчас 56,%, значит что бы газифицировать всю Россию еще нужно ждать 44 года на селе Это не результат работы, а посмешище.
Сейчас планируется или уже принято решение строить газопровод в Пакистане 1100 км 4-5 лет а деньги сразу за счет России (кредит из Китая и т д до 2-2.5 миллиардов долларов) а потом в течение 25 лет окупать этот проект. Это же полное безумие … Вкладывать на 25 лет деньги в Пакистан, страну белее чем не стабильную и взрывоопасную, где хозяйничают США. Разве урок стран Ближнего Востока не учит. ?
Россия списала африканским странам $20 млрд долга
Сколько можно кормить весь мир? Свой народ в нищете … пол страны ходит в туалет за сарай … нет газа, а по этому тепла, горячей воды, душа и т д Тарифы на электроэнергию и газ зашкаливают …
Вы же так страну доведете до бунта … а это кровь, разруха и т д
Неужели пример Украины и Армении не учит?
Власти южноукраинского города Геническа обратились к РФ с просьбой обеспечить поставки газа, чтобы не дать жителям замерзнуть. По распоряжению Путина газ начал поступать в Геническ, сейчас город получает его в полном объеме, сообщили местные власти.
у 1,8 тысячи жильцов многоэтажных домов и 400 абонентов частного сектора. Вечером в понедельник без газа оставались 1,5 тысячи абонентов.
И это на юге Украины. А что делать десяткам миллионам Россиянам которые живут без газа на Урале, Алтае, Сибири и т д там морозы по пол года ниже 20-30 градусов. Когда свой народ получит газ? ???
В России большинство НПЗ с уровнем глубины переработки от 60-65. А весь запад до 90-95. Вот куда нужно вкладывать деньги.
Развивать нефтехимию в России главное направление в экономике. Продавать не нефть и газ, а продукцию нефтехимии, которая в разы увеличивает стоимость конечных продуктов. Россия может выйти на мировой рынок как лидер сырья нефтехимии. А этого не могут сделать большинство стран экспортеров нефти и газа. Это историческая возможность нашей страны на новом витке технологического развития.
Развитие нефтехимии нужно максимально кооперировать с другими отраслями экономики и цепочка развития вытянет всю страну из глубокого застоя.
В стране проблемы с реализацией цветных металлов, низкие цены и т д Вот и нужно создавать продукцию совместно с нефтехимическими производством, выпускать кабельную и другую высокотехнологическую продукцию и т д, а в идеале прокладывать электроэнергию на большие расстояния и продавать и т д
Путин объявил 2017 год в России Годом экологии
Какая экология, если вся Россия топит печи дровами …????? Сколько леса вырубается в стране. Нужно объявить год газификации России. Это же дело и для людей, а не пустые слова.
А программы централизованного водоснабжения и канализации вообще нет в стране и в частности Московской области на селе.

Одновременно с обустройством месторождений и строительством магистральных газопроводов проходит и развитие снабжения субъектов. Фото с сайта www.gazprom.ru

Не будет преувеличением сказать, что по исходным данным топливно-энергетические ресурсы России огромны. В стране, занимающей 13% планеты, но заселенной менее чем 3% населения мира сосредоточено свыше 34% мировых запасов газа и 13% нефти, прогнозные запасы угля составляют 4 трлн т. По совокупному производству энергоресурсов страна входит в первую пятерку мира: в 2012 году получено 1700 млн т у.т. всех видов энергоресурсов, российский газ обеспечивает треть потребностей европейского рынка, примерно 130-145 млрд куб. м, транзит в Европу из стран Центральной Азии – 50 млрд куб. м.

По мнению экспертов, энергоемкость мирового ВВП снизится к 2035 году на 36%, но спрос на энергоносители увеличится на 41%. Индия и Китай обгонят Европу по суммарному энергопотреблению.

Объем поставок природного газа (ПГ) к 2035 году достигнет 500 млрд куб. м. Россия останется самым крупным поставщиком энергоресурсов, ее экспорт равен 736 млн т н.э. Газ сохранит лидирующую роль в энергобалансе – 50% (сейчас 54%).

Соотношение экспорта и внутреннего потребления

Россия сталкивается с острой конкуренцией в континентальной структуре потребления газа. Это по большей части связано с появлением новых вариантов газовых поставок, включая подводные газопроводы из Северной Африки и СПГ из Катара. Вместе с тем Россия потребляет столько же газа, сколько Германия, Франция, Италия, Япония, Китай и Индия, вместе взятые. На экспорт идет только 30% добычи – по сравнению с 96% у Норвегии. Структура нашего газового баланса напоминает узбекскую и иранскую (см. табл. 1).

Напротив, Россию во многих отношениях можно назвать страной природного газа. По данным компании ВР, в 2008-м у нас было произведено больше этого топлива, чем в любой другой стране, – 602 млрд куб. м, или 19,6% мировой добычи. На втором месте США (582 млрд куб. м), все остальные страны сильно отстают.

По доказанным запасам газа Россия – мировой лидер, причем с большим отрывом: на конец 2008 года они составляли 43,3 трлн куб. м против, например, 6,7 трлн у США. Запасы свыше 10 трлн куб. м газа помимо России имеют лишь две страны – Иран (29,6 трлн) и Катар (25,5 трлн).

Для России газ является основным топливом: его доля в потреблении первичной энергии составляет 55,2%. Среди развитых стран такой высокой доли газа в топливном балансе не имеет ни одна газодобывающая страна: в Великобритании его доля в балансе 40%, в Нидерландах – 38%, в Канаде – 27%, в США – 26%, а в Норвегии с ее преобладанием гидроэнергетики – всего лишь 9%. Россия ежегодно сжигает и перерабатывает 420 млрд куб. м газа, уступая по этому показателю только США.

Большинство стран, богатых газом, экспортируют не менее 40% от объемов своей добычи. Для Алжира, Катара и Туркмении эта доля превышает 70%, а Норвегия вывозит 96% добываемого газа (см. табл. 1).

Иран, Саудовская Аравия, ОАЭ не экспортируют природный газ и сами потребляют практически 100% своей добычи. Отчасти такой расклад обусловлен отсутствием удобных соседей-потребителей, к которым можно протянуть газопроводы, однако в Катаре наладили на мировом уровне экспорт сжиженного природного газа (СПГ) танкерами.

Конкуренция на европейском рынке газа усилится, а это означает, что наша страна может рассчитывать только на энергетические ресурсы тех стран, логистика которых делает невыгодным поставки топлива в Северную и Центральную Европу, главный регион – потребитель энергии.

Страны Центрально-Азиатского региона и Каспийско-Черноморского региона владеют существенными запасами природного газа: 12% мировых – 22 трлн куб. м (для сравнения, в России 32,6 трлн куб. м). Уже сейчас они являются крупными экспортерами газа в Европу и страны СНГ: природный газ ЦАР минимум на 10–15% дешевле для потребителей, чем газ Ближнего Востока и Северной Европы, и на 30–35% – чем тюменский газ.

Проектируются трассы газопроводов через Каспийское море. Главная цель была исключить Украину из газоснабжения Европы и направить туда потоки туркменского газа. ЕС добился остановки этого проекта, поскольку он не соответствовал критериям демонополизации, а именно – разделению финансов потребителей энергии и поставщиков.

За газовый рынок юга Европы конкурируют Северная Африка и потенциально Израиль, с одной стороны, и Россия плюс страны Центральной Азии и Иран – с другой. Сравнение логично проводить по критерию протяженности газопроводов и сложности маршрутов.

Объем газа из этих стран, намеченного к поставке на уровне 2020 года, – 10 млрд куб. м в год, что составляет 2% от ежегодного потребления Европы, равного 560 млрд куб. м. Для сравнения: «Газпром» продает Европе в 15 раз больше.

Расширение доли голубого топлива в энергобалансе субъектов

Одновременно с обустройством газовых месторождений, строительством магистральных газопроводов «Газпром» развивал газоснабжение и газификацию субъектов РФ. Принимая Россию за 100%, удельный вес затрат на газификацию по округам выглядит следующим образом: Центральный – 35%, Приволжский – 32%, Северо-Западный – 11%, Уральский – 6%, Сибирский – 2% и Дальневосточный – 1%.

Приоритеты финансирования газификации следующие: полная оплата текущих поставок газа потребителями в регионе и погашение задолженности за ранее поставленный газ; обеспечение экономической эффективности строящихся объектов газификации и готовности потребителей к приему газа; загрузка отводов и газораспределительных станций (ГРС); внедрение энергосберегающих технологий.

Вложенные средства позволили обеспечить строительство 1300 газопроводов (протяженность более 18,5 тыс. км); газификацию 2,5 тыс. населенных пунктов; перевод на газовое топливо 3 тыс. котельных; подключение к местным газовым коммуникациям до 600 тыс. домовладений и квартир. В 2014 году было завершено строительство 221 объекта газификации в 49 субъектах РФ, построено 23 межпоселковых газопровода, завершено строительство 244 межпоселковых газопроводов общей протяженностью до 2,5 тыс. км. Однако уровень газификации природным газом к началу 2015 года составил только 63,2% в среднем по России (в городах – 70%, в сельской местности – менее 50%).

Структура потребителей газа в России существенно отличается от европейских стран. Этот перекос связан с климатическими и географическими факторами и с так называемой газовой паузой, которая началась в нашей стране в 70-х годах прошлого века. Суть ее состояла в активном наращивании потребления газа энергетикой для модернизации мощностей генерации, работавшей на угле. В результате экономика быстро «привыкла» к дешевому газу, и по мере экономического роста в последние несколько лет его потребление стало еще быстрее нарастать.

В дальнейшем структура потребителей будет больше походить на европейскую, но основную лепту будут вносить не социальные нагрузки, а промышленные предприятия. Доля потребления энергетикой снизится, но в абсолютных значениях останется примерно на уровне 2005 года, а возможно, даже несколько меньше. В абсолютном выражении потребление газового топлива будет оставаться на высоком уровне по следующим причинам: газ сложно заменить (сложное транспортное плечо для угольной отрасли, нехватка запасов урана, невыгодность использования мазута); несмотря на рост тарифов, газ будет оставаться достаточно дешевым. По-настоящему механизмы межтопливной конкуренции могут заработать после 2020 года; стоимость строительства энергоустановок на газе существенно ниже, чем на других видах топлива; энергобаланс России не критически перекошен в сторону газа. Мнение, что Россия потребляет слишком много газа, не соответствует действительному положению: темпы роста потребления за последние 10 лет существенно отставали от общемировых.

Структура и объемы потребления газа по отраслям на 2010 год следующие: промышленность – 150 млрд куб. м (30%), энергетика – 180 млрд куб. м (36%), население – 120 млрд куб. м (24%), коммунально-бытовое хозяйство – 50 млрд куб. м (10%), прочие – 40 млрд куб. м (8%). Программа газификации регионов РФ начиная с 2011 года наряду с сетевой рассматривает возможность автономной газификации. Начата реализация проектов по автономной газификации сжиженным природным газом (СПГ) в Сибири и на Дальнем Востоке.

На всем пути развития газовой отрасли одновременно с обустройством газовых месторождений, строительством магистральных газопроводов развивались программы газификации субъектов Российской Федерации.

Объемы инвестиций в новое строительство предусматриваются там, где по итогам работы в отчетном году администрациями была успешно выполнена подготовка потребителей к приему газа. В регионах же, где администрации не выполняют обязательств, инвестиции выделяются только на производство работ по уже начатым строительством объектам. Выделение инвестиций на строительство новых объектов предусматривается только после завершения подготовки потребителей. Программа газификации регионов РФ предусматривает выделение бюджетных средств (проектно-изыскательские работы, разработки и корректировки генеральных схем газоснабжения и газификации и строительства газораспределительных сетей в 65 субъектах РФ), которые структурируются на три группы: первая группа – регионы с развитой системой газопроводов и возможность подключения к Единой системе газоснабжения (ЕСГ), что обеспечит их газификацию преимущественно сетевым природным газом; вторая группа – субъекты РФ, в которых существует местная система газоснабжения, обособленная от ЕСГ, или есть газовые (газоконденсатные) месторождения, поэтому их газификация будет проводиться за счет создания или развития уже имеющихся собственных систем газоснабжения, подключения к системам соседних краев и областей; третья группа – регионы, газификация которых возможна только автономным способом. Проекты по автономной газификации сжиженным природным газом предназначены в первую очередь для Сибири и Дальнего Востока.

Регионы Сибири и Дальнего Востока занимают 66% территории России, составляют в совокупности 11,3 млн кв. км. Здесь сосредоточены основные запасы нефти, газа, угля, леса, рудных и нерудных ископаемых, а также гидроресурсов. В то же время в большинстве регионов весьма суровые климатические условия. Ввиду этих обстоятельств Сибирь и Дальний Восток имеют малую плотность населения (там проживают всего 28 млн человек – 18,8% от общего населения РФ). Для эффективного развития промышленного производства, сельского хозяйства и освоения столь обширных территорий имеется значительная потребность в трудовых ресурсах. Решающим фактором привлечения населения для дальнейшего проживания в эти регионы является создание инженерной и социальной инфраструктуры регионов; комплексная газификация городов и сельских поселений.

В Сибирском и Дальневосточном федеральных округах газифицировано сетевым природным газом свыше 560 тыс. квартир и индивидуальных домостроений (около 35% используют газ для отопления). В системе жилищно-коммунального хозяйства и в качестве автономных источников теплоснабжения природный газ использует свыше 600 различных котельных. Реализация Федеральной программы газификации Восточной Сибири и Дальнего Востока с развитием сети магистральных газопроводов и ГРС, а также реализация региональных программ от действующих газопроводов, безусловно, дают положительные результаты. Ежегодно газифицируется 40–50 тыс. квартир и индивидуальных домостроений, на природный газ переводится свыше 100 котельных.

Вместе с тем в 12 из 28 субъектов восточнее Урала отсутствует газоснабжение сетевым природным газом. В республиках Бурятия, Тыва, Хакасия, Забайкальском крае и ряде других регионов где полностью, а где частично отсутствует в ближайшие годы возможность газификации сетевым природным газом.

Согласно действующим схемам газификации, от магистральных газопроводов в 35% общего жилого фонда и в коммунальных отопительных котельных возможна только автономная газификация. Для автономной газификации возможно использовать: компримированный (сжатый) природный газ (КПГ); сжиженный природный газ (СПГ); сжиженный углеводородный газ (СУГ). Производство и газоснабжение СПГ – сложный процесс, для которого необходимо иметь специальные заводы по сжижению, транспорт для перевозки, установки по регазификации, хранилища СПГ непосредственно на объектах газоснабжения.

Автономная газификация является одним из важнейших факторов повышения эффективности экономики и улучшения условий проживания населения значительной части регионов и поселений Сибири и Дальнего Востока, отдаленных от систем газоснабжения сетевым природным газом. Региональные программы газификации должны формироваться с учетом газификации отдаленных поселений автономно от систем газоснабжения природного сетевого газа, включая развитие всей инженерной инфраструктуры.

В целях стимулирования развития автономной газификации необходимо установить государственное регулирование по поставкам и ценообразованию на всех уровнях до конечных потребителей на КПГ, СПГ, СУГ по подобию сетевого природного газа. Для достижения 100% газификации необходимо:

– обеспечить достаточное и долгосрочное финансирование строительства газораспределительных систем и разводку газовых магистралей непосредственно на объектах потребителя, включая частное домовладение. Это облегчит участь дотационных регионов, число которых в России значительно;

– рассматривать автономную газификацию комплексно в связи со строительством дорог, массовым переводом различных транспортных средств на сжиженный и сжатый газ и развитием транспортных средств большой грузоподъемности, не зависящих от наличия дорог, например строительство грузовых дирижаблей.

Выполнение таких сложных программ возможно, если диверсифицировать бюджетное финансирование программ регионального газифицирования. Для этого используются принципы проектного финансирования. Последнее широко применяется в США и странах Евросоюза для капиталоемких и длительных по реализации проектов. Структура и условия привлечения заемных средств примерно таковы: 15–20% должны составлять собственные средства инициатора; 80–85% – на основе экспортного проектного финансирования за счет ресурсов одного или нескольких западных банков; объем кредитов от 5 млн евро и выше; процентная ставка по кредиту, включая страхование, – 5,0–6,5%; срок предоставления кредита – 5–10 лет.

Выводы

Итак, реализация задачи полной газификации регионов России сопряжена со значительными трудностями. К объективным относятся географическая специфика нашей страны, прежде всего ее протяженность и недостаточно развитые транспортные коммуникации, но также и низкая разведанность на обширных территориях малых и средних месторождений углеводородов регионального значения. К субъективным – несовершенство управленческих моделей, чрезмерная централизация и монополизм газовой отрасли. Требуется критически пересмотреть отечественный и мировой опыт газификации территорий и приоритеты инвестиций в газоснабжении. В первоочередном порядке рационализировать условия присоединения к газоснабженческим структурам предприятий малого и среднего бизнеса, а также муниципалитетов малых населенных пунктов.


Уровень газификации России - тема сложная. Ее используют как символ неспособности власти наладить цивилизованную жизнь во многих регионах страны. Причем районы без газа есть как в труднодоступных частях нашей Родины, так и в Московской области.

Газификация России в процентах

Не газифицированы поселки, находящиеся в регионах добычи газа. На июдь 2016 года газификация России составляла 66%.

Уровень газификации европейских стран более 90%, как и Армении, например. Украина газифицирована на 72%.

В 1991 году страна была газифицирована на 40%, Медведев в 2009-ом обещал провести газ в каждый поселок до 2015 года. Почему не получилось и как вообще происходит этот процесс?

Газификация страны лежит на структурах Газпрома - до границ поселков, Газпром финансирует проектно-изыскательские и строительные работы. Внутрипоселковые газопроводы строит администрация поселения за счет бюджетных и иных привлеченных ею средств. Газпром считает, что полностью выполняет свои обязательства, а программа газификации рассчитана не до 2015 года, а до 2020-го.

Но критики справедливо полагают, что Газпром теряет интерес к финансированию этого проекта (естественно, выгоднее газ продавать заграничным потребителям), темпы строительства газопроводов с каждым годом уменьшаются. Проект газификации России убыточен: цена за газ для России и для заграницы разная, к тому же потребители России должны огромную сумму - чуть меньше 200 миллиардов рублей! Это сопоставимо с инвестициями в газификацию вообще - с 2005 года около 500 миллиардов денег Газпрома и бюджетов субъектов. Получается, что неплательщики должны половину этой суммы.

Недогазификацию Сибири объясняют доступностью угля. Тем не менее, со строительством "Силы Сибири" обещают ситуацию исправить.

Программа газификации Московской области до 2020 года

Программа газификации Московской области доступна на на карте или списком. Там же есть калькулятор стоимости технологического присоединения дома к сетям газораспределения. И тут подходим к следующему барьеру для всеобщей газификации: в Подмосковье это очень-очень дорого! Дешевле дровами топить. При подсчете всех расходов получится, что стоить это удовольствие для владельца частного дома будет не то что за 100 тысяч рублей - все двести! и дороже. Зависит от метража, объема потребляемого газа, стоимости оборудования и его качества (практично объединяться с соседями - выйдет дешевле).

Пишут, что за границей власти помогают населению оплатить часть расходов или выдают дешевые кредиты. На совещании правительства по вопросам газоснабжения летом прошедшего года вопрос об этом не поднимался, или не поднимался в присутствии прессы. Меры по улучшению ситуации касаются юрлиц и субъектов, отсутствия синхронности в их работе. Ведь строительство газопровода - это труд газовиков плюс готовность принять его и продолжить во стороны городов и поселков, ждущих голубое топливо.