Характеристика денежной единицы рф. Денежная система рф. Денежная система России и ее развитие

Характеристика денежной единицы рф. Денежная система рф. Денежная система России и ее развитие

Денежная система - это определенная форма организации денежного оборота в государстве.

При организации денежного оборота, целесообразным считают выделение основных ее элементов, а именно: денежную единицу, масштаб цен, виды денег, формы эмиссии денег.

Также, одним из главных аспектов является определение конкретных форм денежной системы, исходя из исторических конкретных наполнений ее элементов: система искусственных денег, монометаллизм и биметаллизм, неразменные бумажные и кредитные .

Денежная система является неотъемлемой частью каждой страны. Она основывается на обороте кредитных и бумажных денег, которые являются неполноценными и неразменными. Поэтому золото исключено из оборота и как деньги не рассматривается. Такой вид денежной системы имеют все развитые страны мира, которое характеризуются общими чертами.

Исходя из этого, составляющие денежной системы таковы:

  • , которая рассматривается как масштаб цен;

виды денежных знаков, то есть денежных билетов и монет, порядок их эмиссии (выпуска) в оборот;

  • Методы организации оборота денег;
  • Установление ограничений, регулирование и контроль денежного оборота.

Незамеченным не остался и тот факт, что денежные знаки (знаки, которые имеют свойство заменить действительные деньги) не имеют собственной стоимости, но имеют возможность сохранить свою устойчивость и выполнять функции денежных средств и средств оборота.

Итак, рассмотрим более детально каждый из элементов денежной системы.

Ведение денежного оборота в пределах нескольких стран, которые имеют международные отношения в экономической сфере (система евро) представляет собой международную валютную систему.

В периоды своего развития денежная система перетерпела множество изменений в своей организации, и каждое это изменение имело свои причины и последствие, занимало конкретный период времени.

денежной системы

Определенное свойство денег, которое дает возможность использовать их для приобретения товаров и услуг в любой момент времени называется денежная ликвидность.

Каждая форма денег имеет свой уровень ликвидности, но не смотря на это все формы денег рассматриваются как единое целое, которое формирует хозяйственные отношения в стране. Результатом формирования рыночной экономики стало то, что все хозяйственные отношения в стране представлены определенными денежными потоками.

Денежный поток представлен как совокупность благ хозяйствование или денежных обязательств, которые перемещаются между разными субъектами хозяйствования. Денежные потоки имеют три основных характеристики, которыми являются сумма и направление.

Также, еще одной не менее важной характеристикой является время. Поскольку денежные потоки имеют свойство определяться за разные периоды время (год, месяц, неделя и т.п.). И чем длиннее будет этот период, тем большей величиною будет поток.

Такое понятие как "запас денег" определяется для непрерывного функционирования денежных потоков. Рассмотрим непрерывный денежный поток на примере растениеводства. Любая сумма денег образует денежный запас, который, в своем распоряжении, должен иметь каждый субъект хозяйственной деятельности.

Отличием денежного потока от его запаса есть то, что денежный запас определяют в данный момент и на определенную дату, а не в пределах определенного интервала времени. На практике денежный запас определяют на начало года, начало месяца или же на 12 часов конкретного дня.

Денежная система России и ее развитие

Результатом денежной реформы 1922-1924 годов было формирование первой денежной системы СССР, денежной единицей которой был "червонец", или 10 рублей. Золотой состав червонца был установлен в один золотник, то есть с 78,24 долей чистого золота. Монополистом в сфере выпуска червонцев в 1922 г. был представлен СССР.

В начале 1924 года в государстве были определены новые условия, в результате которых было объявлено завершение денежной реформы и сформирование новой денежной системы. Один рубль казначейских билетов был равен пятидесяти миллиардам рублей денежных знаков всех образцов, которые были выпущены в оборот до 1922 г.

Вообще, за период с 1922 по 1924 года Государственный Банк провел три денежных реформы:

  1. В 1922 г. произвелась эмиссия рубля в оборот, который обменивался на 10000 денежных знаков, которые были выпущены раньше.
  2. В 1923 г. был эмитирован новый рубль, который мог обмениваться на 100 рублей образца 1922 г.
  3. С января 1924 г. были эмитированы казначейские билеты стоимостью в один, три и пять рублей. 10 рублей приравнивались к 1 червонцу.

Результатом денежных реформ, которые были проведены за период с 1922г по 1924г, была сложившаяся более современная денежная система, которая просуществовала до 1990 года.

Главными особенностями денежной системы России сегодняшнего времени, определяются в Законе РФ от 01.03.02г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации». Исходя из этого Закона, рубль являлся денежной единицей РФ, который может быть приравнен к 100 копейкам. По главным принципам этого Закона в Российской Федерации запрещается использование денежных знаков отменных от рубля. Монополистом в сфере выпуска рубля и ответственным за обращение наличных средств представлен ЦБ РФ.

С начала 1998 года Центральным Банком России было введено в оборот банкноты и монеты по новому образцу, то есть образца 1997 года:

Банкноты стоимостью: 5, 10, 50, 100 и 500 рублей;

Монеты стоимостью: 1, 5, 10, 50 копеек и 1, 2 и 5 рублей.

Учитывая новый масштаб цен, одна тысяча гривен была приравнена к одному рублю новых денежных единиц. После этого государством был проведен ряд мероприятий, который основывались на организации и контроле перерасчета цен и тарифов.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Виды денег.

В процессе исторического развития товарно-денежных отношений было выделено два вида денег:

1. Действительные деньги – это деньги, номинальная стоимость которых обозначается в соответствии с их реальной стоимостью, то есть стоимостью драгоценного металла, из которого они изготовлены.

2. Заместители действительных денег (знаки стоимости) – деньги, номинальная стоимость которых выше реальной, то есть затраченного на их производство общественного труда.

К ним относятся:

Металлические знаки стоимости (билонная монета то есть мелкая монета, изготовленная из дешёвых металлов);

Бумажные знаки стоимости, которые печатаются на бумаге (бумажные и кредитные деньги)

  • 3/Денежная система и её элементы. Денежная система Российской Федерации.

Денежная система – это устройство денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закреплённая национальным законодательством. Она сформировалась в 16-17 веках с возникновением и утверждением капиталистического производства, централизованного государства и национального рынка.

В зависимости от вида денег различают денежные системы двух типов:

- Система металлического обращения, которая базируется на действительных деньгах (серебро, золото), выполняющих все 5 функций, а обращающиеся банкноты безпрепядственно обмениваются на действительные деньги.

- Система бумажно-кредитного обращения, при которой действительные деньги вытеснены знаками стоимости, и в обращении находятся бумажные и кредитные деньги.

Элементы денежной системы:

1) денежная единица – это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для выражения цен всех товаров и услуг.

2) масштаб цен – это средства выражения стоимости товаров через весовое содержание драгоценного металла в денежной единице страны (при действительных деньгах). Сейчас это - количество товарной массы, которую можно приобрести на одну денежную единицу.

3) виды денег , являющихся законными платёжными средствами в стране.

4) эмиссионная система и государственный аппарат регулирования денежного обращения . Эмиссионная система – законодательно установленный порядок выпуска, обращения и изъятия из обращения денежных знаков. Эмиссию (выпуск) наличных денег осуществляет ЦБ РФ.

Денежная система РФ

Денежная система России функционирует в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 12 апреля 1995 года, определившим ее правовые основы.

1. Официальной денежной единицей в нашей стране является российский рубль.

2. В связи с тем, что российская денежная единица – рубль по закону не связано с денежным металлом, фиксированный масштаб цен отсутствуют. Официальный масштаб цен рубля устанавливается государством. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Центральным банком РФ (ЦБ РФ) и публикуется в печати.


3. Видами денег являются банковские билеты и металлические деньги, образцы которых утверждаются Банком России.

4. Сообщения о выпуске банковских билетов и монет нового образца, их описание публикуются в печати. Они обязательны к приему по их номинальной стоимости на всей территории страны. Срок изъятия старых банковских билетов не должен быть меньше 1 года, но не более 5 лет. Подделка и незаконное изготовление денег преследуется по закону.

Для осуществления кассового обслуживания кредитных учреждений, а так же других юридических лиц на территории РФ создаются расчетно-кассовые центры при территориальных главных управлениях Банка России.

Резервные фонды представляют собой запасы не выпущенных в обращение банковских билетов и монет в хранилищах ЦБ РФ и имеют важное значение для организации и централизованного регулирования кассовых ресурсов. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется и при превышении установленного лимита излишки денег передаются из оборотной кассы в резервные фонды.

Инфляция – это кризисное состояние денежной системы, что означает переполнение сферы обращения бумажными деньгами, вследствие чрезмерного их выпуска. Выражается в обесценивании денег, сопровождается ростом цен и падением реальной заработной платы.

Первопричина инфляции – диспропорции в развитии экономики, т.е. между различными сферами народного хозяйства:

Между накоплением и потреблением;

Спросом и предложением;

Доходами и расходами государства;

Денежной массы в обращении и потребностями страны в деньгах.

Причины инфляции:

1) внутренние причины:

Не денежные факторы – это государственно-монополистическое ценообразование, экстраординарные обстоятельства социально-политического характера (революции, войны и т.д.)

Денежные факторы - это кризис государственных финансов (дефицит бюджета, рост государственного долга, эмиссия денег, увеличение массы кредитных денег и уменьшение скорости обращения денег)

2) Внешние причины – это мировые кризисы (сырьевой, энергетический, валютный и т.д.)

Валютная политика государств направленная на экспорт инфляции;

Нелегальный экспорт золота и валюты.

Государственный бюджет – это основной финансовый план государства на текущий год (с 2008 – на 3 года), имеющий силу закона. Он утверждается законодательным органом власти – Парламентом (Федеральное собрание РФ).

Основные функции финансов:

1. Распределительная – проявляется через формирование и использование централизованного фонда денежных средств, т.е. перераспределение ВВП.

2. Регулирующая – проявляется в государственном регулировании и стимулировании экономики, финансовом обеспечении социальной политики. Здесь используется бюджетно-налоговый механизм.

3. Контрольная – проявляется в государственном контроле за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств (через единый счет Казначейства РФ).

Финансовая система РФ представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений; государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредиты, фонды страхования, финансы предприятий различных форм собственности.

Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.

Финансовый контроль – это контроль органов власти и специальных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства предприятий всех форм собственности, индивидуальных предпринимателей). Непосредственно предметом проверок являются прибыль, доходы, себестоимость, рентабельность, издержки обращения

1. Общее управление финансами осуществляют Президент РФ, Федеральное собрание РФ (две его палаты- Государственная дума и Совет федерации).

2. Оперативное управление осуществляет Министерство финансов РФ.

3. За кассовое исполнение бюджета отвечает Главное управление федерального казначейства (подразделение Минфина РФ).

4. Федеральная налоговая служба осуществляет контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью внесения налогов в бюджет, а также занимается подготовкой предложений по совершенствованию налогового законодательства.

5. Главное управление по расследованию экономических и налоговых преступлений (в структуре МВД РФ - бывшая налоговая полиция). Занимается предупреждением, выявлением и пресечением налоговых преступлений.

6. Федеральная таможенная служба несёт ответственность за соблюдение налогового законодательства при пересечении товарами границы РФ, за правильностью исчисления и уплаты таможенных пошлин.

7. Для контроля над исполнением федерального бюджета Совет федерации и Государственная дума образуют Счётную палату , состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом.

Виды финансового контроля.

1. Государственный :

Вневедомственный (общегосударственный)

Ведомственный (по отраслям народного хозяйства)

2. Негосударственный :

Внутрихозяйственный;

Аудиторский;

Страховой;

Общественный.

Методы финансового контроля

1. Проверка. Проверяются отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности предприятия на основе отчётных документов – это самый массовый метод.

2. Обследование . Охватывает более широкий круг показателей (проводится опрос, анкетирование)

3. Анализ . Детальное изучение финансово-бухгалтерской отчётности для оценки результатов финансовой деятельности предприятия.

4. Мониторинг (наблюдение). Постоянный контроль со стороны банков за использование выданного кредита и финансовым состоянием предприятия.

5. Ревизия . Полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятия

  • 8/Сущность и принципы организации финансов предприятия.

Финансы предприятий - это система экономических денежных отношений, связанных с формированием и распределением денежных доходов и накоплений, и их использованием на выполнение обязательств перед финансово-банковской системой, и финансирования затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работников.Эти денежные отношения возникают в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Они связаны с формированием собственных и привлечением заемных средств, их использованием на финансирование затрат, инвестиций предприятия, с образованием и распределением прибыли.

Функции финансов предприятий:

1. Обеспечивающая - заключается в том, что предприятие должно быть полностью обеспечено в оптимальном размере необходимыми денежными средствами. Должен соблюдаться принцип: «все расходы покрываются доходами».

2. Распределительная - связана с обеспечивающей, заключается в том, что доходы предприятия должны быть оптимально распределены.

3. Контрольная - связана с использованием различных стимулов и санкций, а также соответствующих показателей. Контролируют заинтересованные стороны.

Санкции - штрафы, пени, неустойки налоговым органам, хоз. партнерам, банкам.

Показатели - ликвидности, финансовой устойчивасти, обеспеченности собственными средствами и т.д.

Принципы организации финансов предприятия:

1. Самостоятельность в области финансовой деятельности: предприятие самостоятельно решает, куда вкладывать свои финансовые ресурсы:

На собственное развитие

В ценные бумаги

В уставный капитал другого предприятия

На банковские счета и т.д.

Однако самостоятельность возникает только после выполнения обязательств перед обществом и государством 2. Самофинансирование: это полная окупаемость затрат по производству продукции и расширению производственно-технической базы. Каждое предприятие покрывает свои текущие и капитальные затраты за счет собственных источников. При этом возможно использование заемных средств на условиях возвратности, срочности и платности. 3. Заинтересованность в итогах финансово - хозяйственной деятельности: предприятие должно быть заинтересовано в результатах своей деятельности. Для этого экономическая среда должна быть такой, чтобы было выгодно производить продукцию, сокращать расходы, получать прибыль. 4. Материальная ответственность: предприятие отвечает по своим долгам всем своим имуществом. Этот принцип реализуется в случае возникновения убытков и неспособности предприятия расплатиться с кредиторами. В этом случае предприятие может быть объявлено банкротом, его имущество продано и за счет этого покрыты долги. 5. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Необходимость контроля возникает из сущности финансов. В производственно - хозяйственной деятельности предприятия заинтересованы различные стороны: - собственники; - государство; - работники; - кредиторы; - хозяйственные партнеры. Контроль включает анализ финансовых показателей и применение различных мер воздействия.

  • 9/Выручка от реализации продукции.

Смысл любого производства заключается в получении дохода. Выручка от реализации продукции – это средства, поступившие на расчетный счет организации за реализованную потребителям продукцию, выполненные работы или оказанные услуги.

Выручка – это не только главный источник доходов предприятия, но и средства на возмещение всех его затрат.

Выручка от реализации товаров, работ, услуг является основным показателем хозяйственной деятельности предприятия.Выручка предоставляет предприятию средства для погашения долгов, для закупки сырья, выплаты заработной платы и отчисления налогов и платежей в различные фонды и бюджеты. Выручка, таким образом, только частично представляет собой доход. Сначала из суммы выручки производятся все необходимые выплаты, и лишь затем речь может идти о доходе.

Важным для предприятия моментом является своевременность поступления средств выручки. Большое значение это имеет потому, что именно получением выручки заканчивается цикл деятельности предприятия.

Получение выручки позволяет предприятию восстановить затраченные на производство средства и создать условия для начала нового цикла производства. Кроме того, выручка является для предприятия основным и регулярным из всех имеющихся источников средств.

От своевременности получения выручки зависит финансовая устойчивость предприятия, размер получаемой прибыли, своевременность расчетов с банками, налоговыми органами и бюджетом, различными фондами, а также с поставщиками и с собственными работниками.

Несвоевременность поступления средств приводит к невыполнению предприятием своих обязательств, а, значит, к штрафам, санкциям и потере прибыли, вплоть до остановки производства.

В настоящее время для составления финансовой отчетности метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) устанавливается лишь после отгрузки продукции, выполнения работ, оказания услуг и предъявления покупателю расчетных документов. При объявлении учетной политики предприятие выбирает методику определения выручки от реализации только для целей налогообложения: либо по срокам оплаты отгруженной продукции (при безналичных расчетах - по мере поступления средств за товары на счета в банках, а при расчете наличными деньгами - при поступлении средств в кассу), либо по срокам отгрузки продукции и предъявлении покупателям расчетных документов. По международному стандарту доходы и издержки накапливаются, т.е. принимают к учету по мере возникновения, а не по мере поступления денег или совершения платежа. Иными словами используется метод определения выручки по отгрузке продукции. Считается, что данные по счетам нарушают основной принцип учета - сопоставимость объема выручки и затрат на изготовление продукции.

Важный фактор, влияющий на величину выручки от реализации продукции - процесс ценообразования. В конечном счете цена товара определяется рынком, на неё большое влияние оказывает соотношение спроса и производства, и она представляет собой компромисс между желанием продавца и возможностями покупателя. Однако исходным пунктом формирования продажных цен является калькуляция.

Принято рассчитывать две цены каждого товара, производство которого предусматривается в планированном году: продажная обеспечивает изготовительные нормальные условия воспроизводства, и минимальное компенсирование предприятию затрат при минимальной прибыли от продажи.

  • 10/Производственные фонды.

Денежная система Российской Федерации функционирует в соответствии с Федеральным законом о Центральном банке РФ (Банке России) от 10 июля 2002 г., определившим ее правовые основы.

Официальной денежной единицей (валютой) в нашей стране является рубль. Введение на территории РФ других денежных единиц запрещено. Соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами Законом не установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Центральным банком и публикуется в печати.

Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории России обладает Банк России. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.

Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах Центрального банка.

Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России. Сообщение о выпуске банкнот и монет новых образцов, а также их описание публикуются в средствах массовой информации. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории страны и во всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады и для перевода. Срок изъятия старых банкнот должен быть не менее одного и не более пяти лет. При обмене не допускается какое-либо ограничение сумм и субъектов обмена. Банкноты и монеты могут быть объявлены по закону недействительными (утратившими силу законного платежного средства). Подделка и незаконное изготовление денег преследуются по закону.

На территории России функционируют наличные деньги (банкноты и монеты) и безналичные деньги (в виде средств на счетах в кредитных учреждениях). В целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации на Банк России возложены следующие обязанности:

Прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;

Установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных учреждений;

Определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

Разработка и утверждение правил ведения кассовых операций в народном хозяйстве.

Для осуществления кассового обслуживания кредитных учреждений, а также других юридических лиц на территории РФ создаются расчетно-кассовые центры при территориальных Главных управлениях Банка России. Эти центры формируют оборотную кассу по приему и выдаче наличных денег, а также резервные фонды денежных банковских билетов и монет. Резервные фонды представляют собой запасы не выпущенных в обращение банкнот и монет в хранилищах ЦБ РФ и имеют важное значение для организации и централизованного регулирования кассовых ресурсов. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется, и при превышении установленного лимита излишки денег передаются из оборотной кассы в резервные фонды.

Резервные фонды банкнот и монет создаются по распоряжению банка России, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения. Объективная потребность в резервных фондах обусловлена:

Необходимостью удовлетворить нужды экономики в наличных деньгах;

Обновлением денежной массы в обращении в связи с пришедшими в негодность деньгами;

Поддержанием обязательного покупюрного состава денежной массы в целом по стране и по регионам;

Сокращением расходов на перевозку и хранение денежных знаков.

Наличные деньги выпускаются в обращение на основе эмиссионного разрешения – документа, дающего право ЦБ РФ подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов денежных банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением Банка России в пределах эмиссионной директивы, т.е. предельного размера выпуска денег в обращение, установленного Правительством РФ.

Все вопросы, связанные с организацией и регулированием безналичных расчетов, устанавливаются Банком России в соответствии с действующим законодательством. Он определяет правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. В его обязанности входит лицензирование расчетно-платежных систем кредитных учреждений. Законом предусмотрен общий срок безналичных расчетов не более двух операционных дней в пределах субъекта Федерации и не более пяти операционных дней в пределах РФ. В качестве платежных документов для безналичных расчетов используются платежные поручения, расчетные чеки, аккредитивы, платежные требования-поручения и другие платежные документы, утвержденные Банком России.

В связи с тем, что российская денежная единица – рубль по закону не связана с денежным металлом (золотом), фиксированный его масштаб цен отсутствует.

Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Банк России, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответственен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения.

В Федеральном законе о Центральном банке РФ (Банке России) предусмотрены порядок выработки и условия реализации единой государственной денежно-кредитной политики, а также инструменты регулирования Центральным банком величины денежной массы в обращении. Такими инструментами и методами, в частности, являются:

- процентные ставки по операциям Банка России (ставка рефинансирования);

- нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования) ;

- операции на открытом рынке ;

- учетная политика ;

- валютное регулирование ;

- установление ориентиров роста денежной массы ;

- прямые количественные ограничения .

В соответствии с принятой государственной денежно-кредитной политикой Центральный банк РФ (Банк России) в целях укрепления рубля регулирует общий объем выдаваемых им кредитов, использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки по кредитным операциям, стимулируя рост или сокращение кредитных вложений.

При этом влияние Банка России на процентные ставки коммерческих банков ограничивается регулированием денежного предложения и мерами по улучшению состояния банковской системы.

Обязательные резервы выполняют не только социальную функцию, гарантируя в случае краха банка от полного разорения вкладчиков, но и являются источником дополнительных финансовых источников для Центрального банка для регулирования денежной массы в обращении. Размер обязательных резервов устанавливается в процентном отношении к обязательствам банков.

Суть операций на открытом рынке состоит в изменении предложения ссудного капитала в стране путем скупки или продажи ценных бумаг Центральным банком, вливания финансовых средств в экономику или изъятия ликвидных средств.

Учетная политика Центрального банка состоит в учете и переучете коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые, в свою очередь, получают их от промышленных, транспортных, торговых и других предприятий. Центральный банк выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учетную ставку. Как правило, учетная ставка Центрального банка направлена на лимитирование переучета векселей, установление предельной суммы кредита для каждого коммерческого банка. Таким образом, осуществляется воздействие на объем выдаваемых ссуд.

Валютное регулирование связано с куплей-продажей Банком России иностранной валюты. Эти операции Банка России на валютном рынке позволяют воздействовать на курс рубля в иностранной валюте и на величину денежной массы в обращении.

Наряду с экономическими методами регулирования денежного обращения, которые были перечислены выше, Банк России в исключительных случаях может применять прямые количественные ограничения в виде установления лимитов на рефинансирование банков, на проведение банками отдельных банковских операций. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год определяются Банком России. В основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики даются анализ состояния и прогноз развития экономики России на следующий год, определяются цели и задачи единой государственной денежно-кредитной политики, ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы.

Что такое современные денежные системы? Рассмотрим подробнее тему в данной статье. Денежной системой называют форму организации финансового обращения страны, исторически сложившуюся и оформленную посредством национального законодательства.

Типы систем

По виду используемых в обороте в стране денег в истории различают несколько типов денежных систем:

  • Система товарных денег в случаях, когда огромное количество разных товаров выступает в качестве эквивалентов.
  • Система обращения металлического, при которой в оборот включены драгоценные металлы, к примеру, серебро и золото, выполняющие все денежные функции и свободно меняющиеся на обращающиеся банкноты.
  • Денежная система фидуциарная, система обращения виртуальных и бумажных кредитных денег. При такой системе полноценные деньги вытесняются из оборота и заменяются знаками стоимости.

Какова история развития современной денежной системы? Об этом далее.

История

Золотой монометаллизм поэтапно переходил в современную кредитно-денежную систему:


Установление фидуциарных денежных систем

В современном мире во всех странах после того, как окончился мировой финансово-валютный кризис 1997-1998 годов, установились фидуциарные денежные системы, а именно системы кредитно-денежные, в которых представителями материального общественного богатства не являются денежные знаки и на золото не размениваются. Эти системы обладают следующими особенностями:

  • золото вытеснили из обращения окончательно и поместили в золотые резервы;
  • деньги в обращение выпускаются посредством банковских кредитных операций;
  • предложение центрального банка определяет количество денег, которые находятся в обращении;
  • первичной является денежная эмиссия безналичная;
  • налично-денежный оборот сокращается, за счет чего расширяется оборот денежный;
  • государство создает и широко использует механизмы денежно-кредитного регулирования оборота денег.

Чем характеризуются современные денежные системы? Фидуциарная система может строиться на электронной, металлической и бумажной основе. В настоящее время выделяется 3 вида таких денежных систем: электронно-бумажные; системы полного фидуциарного стандарта; системы переходные, которые сочетают обращение бумажное и металлическое.

Электронно-бумажная денежная система

В наши дни повсеместно происходит переход к электронно-бумажной денежной системе. И несмотря на отличия в национально-государственном устройстве, у современных систем имеются некоторые общие элементы, как например: порядок, по которому устанавливается курс валют; наименование денежных единиц стран; механизм денежно-кредитного регулирования государства; эмиссионный механизм; структура находящейся в обороте денежной массы; порядок обеспечения денежных знаков.

Особенности современной денежной системы

Нынешнее устройство денежной системы Российской Федерации установлено с 1998 года. Официальной денежной единицей признан рубль. Закон запрещает вводить на территории РФ в обращение какие-либо иные денежные знаки. Рубль состоит из ста копеек. Банк Российской Федерации эмитирует монеты по 1, 5, 10, 50 копеек и 1, 2, 5, 10 рублей; купюры по 5, 10, 50, 100, 500, 1000, 5000 рублей. Вместе с монетами Банка РФ законным средством платежа считаются серебряные и золотые инвестиционные монеты («Соболь», золотой червонец и прочие). Этим отличается современная денежная система России.

Об эмиссии денег

В оборот современные деньги попадают, благодаря порядку банковского кредитования. Эмиссия наличных или банкнотная - это монополия эмиссионного, то есть центрального банка. Безналичные или депозитные деньги выпускает в оборот Центробанк во время процесса кредитования банков коммерческих и в том числе система банков коммерческих во время кредитования субъектов экономической деятельности. На счетах коммерческих банков депозитного характера деньги увеличиваются в связи с эффектом мультипликации кредита, в процессе движения их от одного к другому коммерческому банку. Обеспечивают банкнотную эмиссию резервы Центробанка, который выпускает безналичные деньги, когда происходит:


Что устанавливает законодательство?

Итак, кем регулируется современная денежная система РФ?

Законодательство РФ устанавливает порядок выпуска денежных знаков в оборот, называемый эмиссионным механизмом, чтобы он повлек общее увеличение денежных знаков, находящихся в обороте. Концепция, лежащая в основе формирования денежных агрегатов, которые используются в настоящее время Банком России, гласит, что в составе денежной массы имеются деньги безналичного оборота и наличных, находящихся в обороте. В дополнение к деньгам, находящимся в платежном обороте, возможно использование различных ценных бумаг - депозитных сертификатов, чеков, векселей и прочих.

Элементы современной денежной системы


Какими еще элементами характеризуются современные денежные системы страны?

  • Эмиссионный механизм, порядок изъятия и выпуска из оборота денег. Наличная денежная эмиссия не может быть без проведения предварительной записи по счетам кредитной системы, то есть наличные деньги появляются уже после эмиссии денег безналичных. Центробанк России - это единый эмиссионный центр. Также можно отметить факторы, которые на эмиссию влияют: возвратность в кассы эмиссионных центров денег, состояние бюджета, изъятие из оборота и выпуск денег на основе погашения и выдач кредитов.
  • Система для регулировки денежного оборота. Документация: расчетный баланс конкретной страны, федеральный бюджет, платежный баланс конкретной страны, единая гос. денежно-кредитная политика, прогноз кассовых оборотов, баланс Банка России, баланс расходов и доходов населения.

Это говорит о том, что денежной системой называют систему оборота банкнотного, которая основана на балансировке денежных потоков; система, основанная на построении денежной массы, установленных пропорций отдельных денежных агрегатов.

Современной денежной системе важно быть: эластичной, единой по всей стране, устойчивой, планово-регулируемой, централизованной.


Принципы функционирования денежных систем

Управление централизованно осуществляется Центробанком. Эластичность и устойчивость оборота денег позволяют сужать и расширять их оборот в зависимости от потребностей экономики. Денежная эмиссия носит кредитный характер, поскольку выпуск денежных знаков проводят, основываясь на порядке проведения операций по кредитам. Принцип обеспеченности гласит, что денежные знаки нужно страховать, ценными бумагами, золотом, иностранной валютой. Правительственные денежные средства предоставляются лишь в порядке кредитования на платной и возвратной основе. Контроль и надзор за оборотом осуществляет государство посредством налоговой, финансовой и банковской систем.

Нами рассмотрена современная денежно-кредитная система России.

Таким образом, изучение истории становления и развития денежной системы России свидетельствует о том, что с давних пор рубль являлся ее денежной единицей. Рубли были в виде монет разного веса, изготовленные из золота или серебра, бумажных денежных знаков, прямо или косвенно связанных с благородными металлами. Существовали и разные системы денежного обращения - золотой и серебряный монометаллизм, несовершенная система биметаллизма и система обращения бумажных денег.

Возникновение и условия функционирования той или иной системы денежного обращения зависели от степени развития товарно-денежных отношений в стране, состояния экономики и политики правительства, которое постоянно использовало монетную или денежную регалии для покрытия государственных расходов. Усовершенствование денежной системы, неустойчивость денежного обращения всегда сдерживали экономическое развитие страны, отрицательно влияя на состояние народного хозяйства и создавая социальное напряжение в обществе.

Особенности денежной системы социалистической экономики

Изменения в структуре денежной базы характеризуются увеличением удельного веса наличных денег в обращении, сохранением почти неизменной доли обязательных резервов при относительном сокращении остальных ее составляющих.

Источниками роста денежной базы могут быть как увеличение чистых международных резервов Банка России и Правительства РФ, так и объем их чистых внутренних активов. В РФ после 1998 г. рост денежной базы обеспечивается в основном за счет увеличения чистых международных резервов, которое происходит в результате покупки иностранной валюты Банком России на внутреннем рынке и сокращения долга России перед МВФ. Объем чистых внутренних активов в этот период сокращался в первую очередь за счет увеличения остатков средств бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов на счетах Банка России.

Связь денежной базы и денежной массы, как уже отмечалось, осуществляется через механизм денежного мультипликатора. Управляя механизмом банковского мультипликатора, Центральный банк РФ расширяет или сужает эмиссионные возможности коммерческих банков, тем самым он оказывает воздействие на объем денежной массы в обращении. Банк России ежегодно в рамках денежно-кредитной политики устанавливает ориентиры роста денежной массы, которые рассчитываются с учетом динамики ВВП и возможного денежного предложения. В течение последних лет в РФ ориентиры роста денежной массы (агрегат М2) являлись промежуточной целью денежно-кредитной политики.

Они определяются с помощью таких макроэкономических показателей, как динамика ВВП и прогнозируемый рост потребительских цен в предполагаемом периоде. Кроме того, в условиях долларизации отечественной экономики при прогнозировании рублевой денежной массы необходимо учитывать возможное движение средств по валютным счетам всех участников рынка. С учетом всех указанных обстоятельств прирост денежной массы (М2) в 2000 г. планировался на уровне 21 - 25 %, а составил 47,1 %, в 2001 г. - соответственно 27-34 и 40,1 %, в 2002 г. - 22-28 и 20,4 % (фактически за 11 месяцев). Значительный прирост денежной массы в 1999 - 2000 гг. был связан с валютной интервенцией для поддержания курса рубля и обязательным приобретением 75 % валютной выручки экспортеров.

Статистические данные показывают, что уровень расхождения темпов роста денежной массы и номинального ВВП в последние годы не был постоянным, что говорит о неустойчивости эластичности М2 по отношению к ВВП и отражает нестабильность скорости обращения денег. По мере замедления инфляции краткосрочная статистическая взаимосвязь между ежемесячными изменениями денежного агрегата М2 и индекса потребительских цен снижается. Поэтому в настоящее время Банк России рассматривает темпы роста денежной массы лишь как расчетный ориентир денежно-кредитной политики, т. е. не ставит перед собой цель безусловного соблюдения прогнозного диапазона роста М2, а предусматривает возможность корректировки последнего в течение года в зависимости от динамики спроса на деньги.

В процессе регулирования объема денежной массы определяется покупательная способность денег, от которой зависит качество выполнения ими функции меры стоимости и средства накопления. Только при стабильной покупательной способности и устойчивости денежной единицы деньги могут эффективно использоваться для соизмерения стоимостей всех товаров, расчета и сравнения различных экономических показателей, оценки их динамики, а также создавать надежную основу регулирования экономики с помощью методов денежно-кредитной политики. Обесценение денег и снижение их покупательной способности приводят к тому, что в качестве меры стоимости в национальной экономике используется стабильная иностранная денежная единица, обеспечивающая сопоставимость цен во времени. Цены на все товары устанавливаются не в национальных денежных единицах, а в иностранных, например в долларах. В качестве средства накопления обесценивающиеся национальные деньги также вытесняются иностранной валютой. Население, а вслед за ним и предприятия предпочитают держать свои сбережения в иностранной валюте, чаще всего в долларах. Происходит процесс «долларизации» экономики.

Выполнение деньгами функций средства обращения и средства платежа, безусловно, также зависит от их устойчивости, но в меньшей степени, чем при осуществлении двух других функций. Опыт показывает, что даже при высокой степени обесценения национальные деньги продолжают использоваться как средства обращения и платежа, поскольку выступают в роли «мимолетного посредника», что сводит потери участников расчетов к минимуму. Но при высоких темпах инфляции даже мимолетное нахождение сильно обесценивающихся денег на руках влечет за собой ощутимые для их держателей потери. Поэтому в условиях гиперинфляции деньги, выполняя функции средства обращения и средства платежа, также вытесняются иностранной валютой. Однако при относительной стабильности покупательной способности денег качество выполнения ими этих функций определяется в основном эффективностью платежной системы.