Ресурсный метод. Ресурсный метод определения сметной стоимости. Реальное соотношение предложения и спроса

Ресурсный метод. Ресурсный метод определения сметной стоимости. Реальное соотношение предложения и спроса

Переход на ресурсный метод расчета стоимости строительных работ вызывает много вопросов у строительного сообщества. Как и любое нововведение, оно требует серьезной перестройки привычных схем работы, внедрения новых понятий и инструментов. И пока ответы есть далеко не на все вопросы что вызывает беспокойство у тех, кому в скором времени по новой методике работать и жить. Или не жить.

Отсидеться не удастся

Как известно, еще в 2016 году Правительство РФ приняло постановление «О реформе ценообразования в строительстве». Провозглашался переход калькуляции стоимости строительных работ с индексно-базисного на ресурсный метод расчета.

Необходимость изменений больших сомнений не вызывала. Прежний метод брал за основу базисные цены аж 1985 года и пересчитывал их на с помощью специальных индексов. Понятно, что в стране и отрасли многое изменилось кардинально и прежние способы калькуляции не отвечают рыночным реалиям.

Переход на ресурсный метод затрагивает огромный сегмент строительного рынка. Все застройщики и поставщики строительных материалов, кто работает на бюджетных стройках, должны использовать новый способ расчета. Государственные предприятия, региональные и муниципальные заказы, работы по фонду капитального ремонта, реставрация зданий и других объектов... Многие частные предприятия также намерены расчитываться с подрядчиками по ресурсному методу. Поэтому отсидеться на старых позициях удастся немногим.

Вопросов больше, чем ответов

Отличие ресурсного метода от прежнего в том, что здесь цены складываются из фактических затрат. Вопрос в том, где брать информацию о ценах? Для этого будут использоваться справочники, которые нужно обновлять раз в квартал. И вот первая серьезная проблема: многие проекты, которые реализуются сегодня, были разыграны на тендерах еще в 2015 году, до реформы. И согласно действующему законодательству, они оплачиваются по расценкам, существовавшим на момент заключения договора. Несмотря на то, что ценообразование на рынке изменилось, ни о каком перерасчете госконтрактов речи не идет, и подрядчики вынуждены покрывать убытки из своих средств. Каким образом перейти на текущие цены — пока не ясно.

Это один из вопросов, обсуждавшихся на конгрессе Национального кровельного союза. Компании серьезно обеспокоены тем, что в системе использования ресурсного метода сохраняется много недоработок.

Краеугольный камень применения ресурсного метода - это классификатор строительных ресурсов (КСР). Пользоваться им неудобно, классификатор всё укрупняют — в ассоциации считают, что пора остановиться, ведь на его составление в свое время выделили 100 млн рублей, а документ до сих пор не принял ни одной рабочей формы.

По словам Анны Молчановой, Заместителя исполнительного директора Национального кровельного союза, положение усугубляется тем, что в отрасли нет единой терминологии. Особенно на импортную продукцию и услуги, которые пришли к нам из-за рубежа. Каждый называет их по-своему. К тому же у части материалов другие технические характеристики, нежели те что указаны в КСР. Все это затрудняет для проектировщиков и сметчиков поиск нужных продуктов. У членов союза есть претензии и к рубрикатору — поисковик выдает огромный массив лишней информации.

Многих беспокоит проблема с дилерскими ценами и ценами торговых домов. Во ФГИС ЦС свою отпускную цену заносят производители — а каким образом получать свою маржу торговым посредникам? Коллизия и на другом фланге: согласно 44-ФЗ, потребитель обязан выбирать материал по минимальной цене от поставщика, расположенного поблизости. Ресурсный же метод предполагает использование иных критериев, что, как опасаются эксперты, открывает простор для злоупотреблений.

Анна Молчанова прогнозирует, что переход на ресурсный метод вынудит многих малых производителей строительных материалов и небольшие строительные фирмы отказаться от работы во ФГИС ЦС. Государство создает правила игры, разрабатывает систему — а ее отладку хочет поручить производственным ассоциациям. Так, Минстрой откровенно заявляет, что на эти цели средства выделять не собирается. Бизнес же реагирует тем, что покидает сектор государственного строительства. А это уже будет иметь самые серьезные экономические последствия для всей отрасли. Со стороны подрядчиков возможен демпинг и появление шабашников.

Что немцу хорошо, то русскому смерть

В связи с изменением метода расчета стоимости перед кровельщиками встал вопрос о разработке расценок на кровельные работы. Проблема в том, каким способом это сделать? Существует советский опыт. Раньше существовали специальные сборники ЕНиР, которые описывали нормы на проводимые работы. Разумеется, подобные документы требуют обновления, но сам подход многим представляется целесообразным.

Другой вариант - использовать зарубежные наработки. В частности, приобрести немецкий сборник подобных нормативов и адаптировать его к местным условиям. Но, по оценкам экспертов, сделать это будет непросто, так как у нас с немцами разная трудоемкость работ, разный уровень оплаты труда, разная культура производства.

Дискуссия показала, что единого подхода к решению вопроса расценки нет. Однако сама потребность в такой работе существует, и как полагает Президент Национального кровельного союза Александр Дадченко, для составления нормативных сборников нужно лишь волевое решение.

Сегодня каждый участник рынка считает свои затраты по-своему и часто вольно или невольно вводит в заблуждение заказчика. А это в свою очередь отрицательно сказывается на имидже всей отрасли, так как многие потребители услуг кровельщиков считают себя обманутыми. Разумеется, в рыночных условиях фиксированных цен быть не может. Но некая база, которая будет являться точкой отсчета для всех участников рынка — безусловно, должна присутствовать.

Ситуация с ценообразованием в отрасли сложилась непростая, уверена Ирина Федькина, руководитель проектов компании «Эксклюзив-Консалтинг». Большое число федеральных нормативных актов противоречат друг другу, очень трудно вести деятельность, не нарушив какое-либо положение. Отрадно лишь, что Минстрой прислушивается к бизнесу и вносит в свои разработки коррективы.

Мировой опыт свидетельствует, что прозрачная система ценообразования дает преимущество честным и добросовестным подрядчикам. Корректировка стоимостной политики необходима, но она должна не просто изменять схемы формирования цен, а побуждать рынок к качественному развитию. По мнению известного строителя Ефима Басина , главная ошибка реформы в том, что задача снижения стоимости строительства решается не за счет использования новых информационных технологий, а в старинном принудительном порядке.

Владимир ГУРВИЧ

Ценообразование в строительстве - механизм образования стоимости услуг и материалов на строительном рынке. Политика ценообразования в строительстве является частью общей ценовой политики и базируется на общих для всех отраслей принципах ценообразования.

Действующая система ценообразования в капитальном строительстве основана на концепции рыночного ценообразования. В состав государственной системы ценообразования в отрасли строительства входят: законодательная база, принципы взаимоотношений субъектов строительного рынка в рамках ценообразования, принципы ценообразования в строительстве, государственная система регулирования цен на строительную продукцию.

Основные принципы ценообразования:

1) Цена на строительную продукцию обеспечивает подрядчику возврат в процессе строительного производства в полном объеме и притом в объеме норм. инвесторы заказчики определяют объем капитальных вложений на строительство объекта.

2) Цена на строительную продукцию формируется с экономической конъюнктурой региона в периоде предпроектного обоснования, проектирования и строительства объекта, т.е. в уровне текущих цен на ресурсы и тарифы.

3) Метод и нормативно-информационная база формирования цен на строительную продукцию определяется инвестором и подрядчиком и фиксируется в контракте (договоре).

4) Цены в строительстве, осуществляемая с привлечением средств гос.бюджетов всех уровней и целевых внебюджетных фондов, формируется на основании правил, рекомендованных системой ценообразования сметного нормирования, являющейся единой для участников строительного рынка независимо от форм собственности.

Особенности ценообразования в строительстве

1. Объекты строительства различаются по габаритам, площади, этажности, материалам конструктивных элементов. Это относится и к объектам, строящимся по типовым проектам, поскольку каждый из них зависит от местных условий, к которым они привязаны, не говоря уже об объектах, возводимых по индивидуальным проектам. Следовательно, практически каждое здание и сооружение имеет свою индивидуальную цену.

2. В строительстве (в отличие от промышленности) как правило устанавливаются цены не на законченный объект или отдельное сооружение, а в основном на отдельные единичные виды строительно-монтажных работ (СМР) или законченные элементы конструкции. Это обусловливается тем, что в процессе строительства объекта может принимать участие большое количество подрядных и субподрядных узкоспециализированных организаций, продукцией которых является не готовый к продаже объект, а выполняемые ими отдельные виды СМР. Цена за законченный объект, складывающаяся из стоимостей выполненных работ или стоимостей отдельных сооружений, имеет значение в основном для заказчика, инвестора или застройщика.

3. На цену строительных или монтажных работ значительное влияние оказывают применяемые строительные технологии и оборудование. Поэтому цена на один и тот же вид строительно-монтажной работы может быть различной у разных строительных организаций- На начальных этапах проектирования объекта при определении его стоимости закладываются усреднённые (чаще всего нормативные) расценки, учитывающие сложившийся уровень цен на строительные материалы, действующий уровень заработной платы и наиболее распространённые строительные технологии.

4. Строительство отличается большой длительностью производственного цикла. Следовательно, проектная цена может не совпадать с фактической (особенно в условиях инфляции), что вызывает необходимость учитывать фактор времени при формировании цены в строительстве.

5. Строительная продукция отличается высокой материалоёмкостью и значительными трудозатратами В связи с тем, что цена в строительстве формируется не от реальной себестоимости, а от сметной стоимости, составляющие элементы цены могут и не отражать фактического уровня затрат на приобретение материалов и других ресурсов. Это обусловливает необходимость систематически отслеживать цены на строительные материалы и трудовые ресурсы и определять, как их изменение влияет на себестоимость строительной продукции.

6. Формирование цены в строительстве осуществляется проектировщиком, заказчиком и подрядчиком, каждый из которых преследует собственные коммерческие цели. Поэтому окончательная цена на строительную продукцию является, по сути, компромиссной ценой между всеми субъектами строительного производства.

Ценообразованием является процесс выбора окончательной стоимости на товар или услугу. В целом система ценообразования в строительстве классифицируется по:

  • числу элементов цен, в которое входят прямые затраты, плановые накопления и накладные расходы
  • структуре цен, которая определяется по прибыли и издержкам
  • области применения цен, непосредственно в строительстве, в строительной индустрии.

Элементы цены

К элементам цены относят три составляющие: плановую прибыль, накладные расходы и прямые затраты.

Прямые затраты

Прямые затраты прямо связаны с выполнением какого-либо вида строительных или монтажных работ и складываются из следующих составляющих:

  • Стоимость строительных материалов и других необходимых материальных ресурсов.
  • Оплата труда рабочих.
  • Эксплуатационные расходы, связанные с использованием техники, в том числе оплата труда машинистов или водителей. Также этот вид расходов включает затраты на транспортировку, погрузку и разгрузку, монтаж и демонтаж строительной техники, а также расходы на ее перемещение в границах строительной площадки.
  • Прочие прямые затраты — транспортировка лишнего грунта при разработке фундаментов, вывоз строительного мусора и естественных загрязнителей.

Накладные расходы

Накладными называют расходы, которые, как правило, не связаны со строительными работами, они направлены на организацию общих условий производства, ее управление и обслуживание. В накладные расходы включены:

  • расходы на содержание административно-управленческого и инженерно-технического персонала,
  • содержание ремонтных и складских зданий

Сметная прибыль

Под сметной прибылью понимается планируемая прибыль строительной организации, которая закладывается в стоимость объекта ещё при его проектировании. Сметная прибыль является источником пополнения фондов организации, источником модернизации собственных оборотных средств, а также источником финансирования собственных капитальных вложений.

Отметим, что сметная прибыль (накладные расходы в том числе) может быть нормативной или договорной. Нормативное значение, обычно определяется заказчиком или инвестором. На практике же прибыль составляет 7-8 процентов от прямых затрат и накладных расходов, а накладные расходы в свою очередь - 15-25 процентов от прямых затрат.

Механизм ценообразования

Механизм ценообразования в строительстве имеет свои определенные особенности, поскольку строительные объекты в подавляющем большинстве случаев различаются по габаритам, общей площади, этажности, используемым материалам конструктивных элементов. Даже возведение объектов по типовым проектам не может иметь одинаковую стоимость из-за расположения строительных площадок и местных условий, то есть каждый объект имеет свою конкретную цену.

Необходимость оценки стоимости того или иного объекта возникает уже на первоначальном этапе строительства. Однако на данном этапе определяется только приблизительная стоимость, а по мере проведения исследований и накопления сведений появляются дополнительные возможности для более точного расчета сметной стоимости сооружения объекта.

Как вы уже поняли, стоимость строительства, в основном рассчитывается индивидуально согласно сметной документации, где прописаны объемы работ, расценки на отдельные виды работ, технологии и методы строительства. Для оценки стоимости также имеется специальная система ценообразования, которая включена отдельной частью в состав общегосударственных нормативов Строительных норм и правил (СНиП), часть IV-2001 «Сметные нормы и правила».

В соответствии с расчетами, утвержденными сметной документацией и учитывая принципы формирования цен в строительстве производится определение балансовой стоимости объекта, а также рассчитываются его технико-экономические показатели и принимается решение о целесообразности строительства.

Принципы образования цен в строительной отрасли

Принципы ценообразования в строительстве основываются на себестоимости продукции, ценах конкурентов на аналогичную продукцию, соотношении рыночных предложения и спроса и определяются четырьмя основными правилами:

  • Реальное соотношение предложения и спроса

Формирование цены происходит с учетом реальной стоимости расходных материалов, необходимых для создания конечного продукта, под влиянием здоровой конкуренции и с учетом действительного положения на рынке. Этот принцип не действует в условиях государственных заказов, так как цена в этом случае должна быть обоснованной и не может быть свободной.

  • Равноправие сторон договора подряда

Основой метода служит утверждение, что стороны договора подряда, заказчик и подрядчик, являются полностью равноправными партнерами, которые могут самостоятельно и независимо определять как метод составления сметной документации, так и вид используемой сметно-нормативной базы. Выбранная методика затем должна быть ими совместно согласована. Также возможно заключение и единого проектно-строительного договора.

  • Использование системы сметных нормативов

Сметно-нормативный метод заключается в определении нормативной потребности в ресурсах, которые должны быть затрачены в цикле производства конечной продукции (трудозатраты, расход материалов, амортизация техники и т.д.), и их фактически необходимом объеме. Итоговая стоимость всего строительства объекта в этом случае определяется на основании нормативных цен или их рыночной стоимости. Именно на этом подходе базируется определение стоимости государственных заказов.

При применении сметно-нормативного метода возможно использование двух подходов:

    • Элементный подход — используются элементные сметные нормы, которые суммируются с добавлением накладных расходов, сметной прибыли и прочих расходов.
    • Укрупненный подход — не учитывает отдельных элементных расходов, и цена продукции рассчитывается на основе укрупненных сметных норм.
  • Применение конкурсной формы выбора подрядчика

Данный подход характеризуется проведением подрядных торгов — конкурсов на размещение заданий на выполнение необходимых видов СМР. Торги представляют собой основу для формирования цены на продукцию строительных организаций. Этот подход наиболее оптимален при выборе объекта инвестиционных вложений, так как соревновательные предложения компаний-претендентов на выполнение строительных видов работ обеспечивают закономерное снижение их стоимости и уменьшение времени строительства.

Методы образования цены в строительстве

Для определения стоимости строительства выделяют следующие методы ценообразования в строительстве:

  • Ресурсный метод

Суть метода заключается в суммировании элементов затрат и осуществляется в текущих ценах на ресурсы и работы, необходимые для реализации проекта строительства. Для итоговой оценки стоимости суммируют предполагаемые затраты на материалы, изделия, конструкции, стоимость их оптимальной доставки на место строительства, расход электроэнергии и других энергоносителей, расходы по эксплуатации техники, трудозатраты. Все виды затрат берутся из проектной документации или нормативных источников. Главные недостаток этого метода — трудоемкость расчетов и проблематичность обоснования принятых к расчету текущих цен.

  • Ресурсно-индексный метод

Применение этого метода базируется на сочетании ресурсного метода и системы индексов на применяемые ресурсы (системы поправочных коэффициентов).

Индексы пересчета - это коэффициенты перехода от базовой стоимости к стоимости на текущую дату.

Механизм индексирования цен широко используется во всем мире, т. к. позволяет достаточно просто решать проблему ценообразования в условиях инфляции.

Для определения величины прямых затрат при применении ресурсного и ресурсно-индексного методов в сметах выделяют следующие показатели:

    • Трудозатраты (человеко-часы);
    • Время работы строительных машин (машино-часы);
    • Расход необходимых ресурсов, таких как материалы, конструкции, детали (в метрических единицах).
  • Базисно-индексный метод

Этот метод определения итоговой стоимости всего строительства основывается на применении системы текущих и прогнозируемых индексов относительно стоимости, рассчитанной в базисном уровне цен. Другими словами, стоимость требуемых работ и затрат, определенная на базисном уровне, умножается на коэффициенты пересчета.

Базисный уровень цен - это уровень стоимости, определенный на основе сметных цен, зафиксированный на определенную дату.

Коэффициенты пересчета применяются:

    • На всю смету по итоговой строке — сумму полученных прямых затрат умножают на коэффициент пересчета.
    • На разделы сметы без итогового суммирования — коэффициенты пересчета зависят от назначения раздела сметы.
    • К каждой отдельной расценке — умножение прямых затрат на коэффициент по каждой позиции сметы.
    • К отдельным элементам расценки — применение коэффициента к каждому элементу прямых затрат для дальнейшего определения прямых затрат целиком.
  • Базисно-компенсационный метод

Стоимость строительства при использовании этого метода формируется на основании фактических расходов и может быть окончательно рассчитана только поле завершения всех строительных и сопутствующих работ (при сдаче объекта). Расчет выполняется в два этапа:

    • Стадия проектирования и подготовки документации — расчет в базисном уровне с одновременным прогнозированием инфляционного удорожания цен. То есть выполняется ориентировочный расчет дополнительно требующихся при строительстве затрат.
    • Стадия строительства — выполнение реального расчета дополнительных расходов при приобретении материалов, работ или услуг относительно рассчитанных на стадии проектирования.

Окончательная стоимость строительства при использовании базисно-компенсационного метода определяется как сумма базисных показателей и дополнительных, полученных в ходе выполнения работ.

  • Метод использования банка данных о полной стоимости уже построенных или еще только запроектированных аналогичных объектов.

При использовании этого метода используются данные о стоимости аналогичных объектов, откорректированные при помощи коэффициента удорожания.

Выбор метода определяется на предпроектной стадии совместно заказчиком и исполнителем или только заказчиком. Особое внимание стоит уделить точности оценки, ведь погрешности могут повлиять не только на стоимость всего строительства, но и на принятие решения о его целесообразности.

Правительством РФ в 2016 году запущена «Реформа ценообразования в строительстве». Регламентируется она двумя основными законами:

  • Федеральный закон от 03 июля 2016 г. № 369-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 14 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"»
  • Федеральный закон от 26 июля 2017 г. № 191-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

    Само название «Реформа» уже говорит само за себя: реформа – это всегда достаточно глобальные преобразования и изменения в какой-либо сфере. В данном случае - в сфере сметного ценообразования. И хотя на сегодняшний день масштабные изменения еще не вступили в силу, сметчики работают «по-старому» - как правило, составляют сметы базисно-индексным методом. Но тем не менее вряд ли можно встретить сметчика, который ничего не слышал о грядущей реформе. Понятно, что у реформы есть и сторонники, и противники. В сети интернет и в тематических печатных изданиях периодически обсуждается данный вопрос, эксперты сметного и строительного сообщества высказывают свои, часто противоречивые, мнения. Читая такие статьи, рядовой сметчик, мягко говоря, приходит в замешательство. Ведь становится ясно, что даже «рулевые реформы» не полностью представляет, когда и как реформа заработает. Об этом свидетельствует и неоднократное «сдвигание» сроков. Но то, что реформа состоится, уже ни у кого не вызывает сомнений. И хоть есть крылатая фраза: «Не дай Вам Бог жить в эпоху перемен!», но в то же время нужно понимать, что мы живем в современном мире, где все меняется. И сметное дело тоже не может стоять на месте. Давайте рассмотрим, что же представляет из себя «Реформа ценообразования».

    Ключевыми особенностями реформы является: переход на ресурсную модель определения сметной стоимости, а также появление Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС).

    Переход на ресурсный метод отражен в новых методических документах. С переходом на ресурсный метод составления смет будет отменен основной норматив по сметному делу МДС 81-35.2004 “Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации”. На данный момент выпущен проект новой «Методики», в п. 3.1.6. которой сказано «Сметные расчеты, включаемые в сметную документацию, разрабатываются ресурсным методом с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.», а в п.3.4.19 сказано «Сметная цена материального ресурса принимается на основании информации, размещенной во ФГИС

    В завершении статьи хочется привести цитату из интервью экс-министра строительства Михаила Меня. Вот как он отзывается о вводе ФГИС ЦС:

    «Ресурсный метод, к которому мы создадим предпосылки, создав эту государственно-информационную систему, оценивает и ежеквартально мониторит стоимость всех строительных ресурсов. Это и строительные материалы, это и заработная плата в отрасли, услуги машиномеханизмов и плюс логистика. С сентября эта схема заработает. Ей смогут пользоваться не только участники бюджетного процесса, но и все люди, которые хотят что-либо построить. Система будет в открытом доступе в интернете. Это действительно полезная вещь для всех, и она сделает ценообразование прозрачным, но оно все равно будет приблизительное .».

    Получается, что стремились уйти от «приблизительности» в расчетах базисно-индексным методом, но и в ресурсном методе ценообразование «все равно будет приблизительное».

    Интервью было дано в июне 2017г и тогда анонсировался срок, когда система заработает – сентябрь 2017г. Но, как мы видим, система пока не заработала. Ранее было выпущено Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 № 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов». Постановление устанавливало, что сметные цены строительных ресурсов, определенные по результатам мониторинга, должны быть размещены в ФГИС ЦС 15 декабря 2017г. Позже вышло Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2018 г. N 514 “О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. № 1452” В данном Постановлении дата размещения цен строительных ресурсов значится "начиная с 2019 года"».

    Как будет складываться ситуация в дальнейшем – покажет время. Но ясно одно: теперь, чтобы быть в курсе всех нововведений, сметчики постоянно должны отслеживать актуальную информацию, следить за выходом новых Постановлений и нормативных документов. Понятно, что сметчикам понадобится повышать свою квалификацию, приобретать новые знания и практические навыки. Сметчики справятся, в этом сомнений нет, только для этого необходима четкая информация, четкие задокументированные методики составления смет «по-новому», отлаженная работа системы ФГИС ЦС. Если все это будет, то есть надежда, что «Реформа» пойдет на пользу всем участникам строительной отрасли.

    Исходя из своего названия, данный способ определения цен подразумевает составление смет на основе определения реальной стоимости элементов, входящих в состав сметы.

    Стоимость работ определяют путём суммирования стоимости материалов, стоимости зарплаты рабочих и стоимости эксплуатации машин, необходимых для проведения тех или иных работ. Однако в отличие от предыдущего метода определения стоимости смет, расчёт осуществляется на основании реальных цен на ресурсы (то есть, действующих на данный момент).

    Несмотря на точность подобного метода, используют его не так часто, как другие по причине большого количества времени на проведение оценки различных работ. К тому же, довольно сложно обосновать цену на тот или иной материал. Поэтому, в бюджетных организациях ресурсный метод определения стоимости используется не часто.

    В классическом ресурсном методе формула для расчета ПЗ выглядит следующим образом:

    ПЗ = Трудоемкость X Стоимость чел/час + Количество маш/час X Стоимость маш/час +Кол-во мат. * Цена мат. в действующих на мо­мент ведения работ ценах

    ПЗ - стоимость работы (прямые затраты),

    Трудоемкость -количество человеко-часов необходимых для выполнения работы,

    Стоимость чел/час - стоимость одного человеко-часа,

    Количество маш/час - количество машино-часов необходимых для выполнения работы,

    Стоимость маш/час - стоимость одного машино-часа,

    Количество мат. - количество материала, требуемое для выполнения работы,

    Цена мат. - цена материала.

    Ресурсно-индексный метод.

    Используется в качестве комбинированного способа определения сметной стоимости. Сочетает в себе способы ресурсного и индексного методов. Например, в смете стоимость материалов может быть просчитана в действующих ценах (ресурсный метод) а заработная плата рабочих и другие показатели могут быть рассчитаны с применением коэффициентов.

    Накладные расходы

    Накладные расходы – это косвенные затраты, сопутствующие основному производству, но не связанные с ним напрямую, не входящие в стоимость труда и материалов.



    Основным документом для определения накладных расходов являются:

    МДС 81-33.2004 «Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве»;

    МДС 81-34.2004 «Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях» приравненных к ним для расчета смет в базисных ценах, а для текущего уровня с учетом следующих писем Министерства регионального развития РФ:

    1) Письмо от 06.12.2010 г. №41099-КК/08;

    2) Письмо от 21.06.2011 г. №3757-КК/08;

    3) Письмо от 17.03.2011 г. №6056-ИП/08;

    4) Письмо от 29.04.2011 г. №10753-ВТ-11;

    5) Письмо от 28.07.2011 г. №20246-АП/08.

    Нормативы накладных расходов установлены МДС 81-34.2004 «Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним для расчета смет в базисных ценах».

    На каждом виде работы установлены индивидуальные процентные ставки.

    Структура накладных расходов:

    I. Административно-хозяйственные расходы;

    II. Затраты на расходы обслуживания работников строительства;

    III. Расходы на организацию работ на строительной площадке;

    IV. Прочие накладные расходы.

    Накладные расходы определяются по формуле:

    НР=(ОЗП+ЗПМ)*%

    Виды процентов накладных расходов

    1) Укрупненные нормативы накладных расходов по основным видам строительства (отраслевые) (МДС 81-33.2004)

    Величина накладных расходов зависит от той отрасли, где выполняются работы. Причем процент не зависит от видов выполняемых работ.

    Например, если ведется строительство промышленного объекта, то процент накладных расходов составит 106%, а в жилищно-гражданском – 112%, при капитальном ремонте жилых и общественных зданий – 95% и т.д.

    2) Нормативы накладных расходов по видам работ (МДС 81-33.2004)

    Для каждого вида работ определен свой процент накладных расходов.

    Например, для отделочных работ – 105%, для монтажа оборудования – 80%, для ремонтных штукатурных работ – 79% и т.д.

    Сметная прибыль

    Для нормального функционирования и развития любого предприятия необходимо как стимулировать работающий на ней персонал, так и вкладывать средства в развитие производственных мощностей. Именно для этих целей в локальную смету закладывается сметная прибыль. Благодаря этому организация получает средства дальнейшему развитию и самосовершенствованию.

    Основным документом по определению сметной прибыли в базисных ценах являются:

    МДС 81-25.2001 «Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве»;

    Письмо от 18.11.2004 г. № АП-5536/06 «О порядке применения нормативов сметной прибыли в строительстве».

    В составе норматива сметной прибыли учтены затраты на:

    1. Отдельные федеральные, региональные, местные налоги и сборы, в т.ч.: налог на прибыль организаций, налог на имущество, налог на прибыль предприятий и организаций;

    2. Расширенное воспроизводство подрядных организаций (модернизация оборудования, реконструкция объектов основных фондов);

    3. Материальное стимулирование работников (материальная помощь, проведение мероприятий по охране здоровья и отдыха, не связанных непосредственно с участием работников в производственном процессе);

    4. Организацию помощи и бесплатных услуг учебным заведениям.

    Сметная прибыль определяется по формуле:

    СП=(ОЗП+ЗПМ)*%

    Виды процентов сметной прибыли

    1. Общеотраслевые нормативы сметной прибыли

    Если выполняются строительно-монтажные работы, то процент сметной прибыли – 65 %, при ремонтных работах – 50%

    2. Нормативы сметной прибыли по видам работ

    Для отделочных работ – 55%, для монтажа оборудования – 60%, для ремонтных штукатурных работ – 50% и т.д.

    Локальная смета

    Локальные сметные расчеты (сметы) являются первичными сметными документами и составляются на отдельные виды работ и затрат по зданиям и сооружениям или по общеплощадочным работам на основе объемов, определившихся при разработке рабочего проекта, рабочей документации (рабочих чертежей). Локальные сметные расчеты составляются также на отдельные виды работ и затрат по зданиям и сооружениям или на общеплощадочные работы в тех случаях, когда объемы работ и размеры затрат окончательно не определились и подлежат уточнению, как правило, на основании рабочей документации.

    Локальные сметные расчеты (сметы) на отдельные виды строительных и монтажных работ, а также на стоимость оборудования составляются исходя из следующих данных:

    Параметров зданий, сооружений, их частей и конструктивных элементов, принятых в проектных решениях;

    Объемов работ, принятых из ведомостей строительных и монтажных работ и определяемых по проектным материалам;

    Номенклатуры и количества оборудования, мебели и инвентаря, принятых из заказных спецификаций, ведомостей и других проектных материалов;

    Действующих сметных нормативов и показателей на виды работ, конструктивных элементов, а также рыночных и регулируемых цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения и услуги.

    Локальные сметные расчеты (сметы) составляются:

    а) по зданиям и сооружениям:

    § -на строительные работы;

    § -специальные строительные работы;

    § -внутренние санитарно-технические работы;

    § -внутреннее электроосвещение;

    § -электросиловые установки;

    § на монтаж и приобретение технологического и других видов оборудования, контрольно-измерительных приборов (КИП) и автоматики, слаботочных устройств (связь, сигнализация и т.п.);

    Приобретение приспособлений, мебели, инвентаря;

    Другие работы;

    б) по общеплощадочным работам:

    На вертикальную планировку;

    Устройство инженерных сетей, путей и дорог;

    Благоустройство территории;

    Малые архитектурные формы и др.

    При проектировании сложных зданий и сооружений, осуществлении разработки технической документации для строительства несколькими проектными организациями, а также при формировании сметной стоимости по пусковым комплексам допускается составление на один и тот же вид работ двух и более локальных сметных расчетов (смет).

    В локальных сметных расчетах (сметах) производится группировка данных в разделы по отдельным конструктивным элементам здания (сооружения), видам работ и устройств. Порядок группировки должен соответствовать технологической последовательности работ и учитывать специфические особенности отдельных видов строительства. По зданиям и сооружениям может быть допущено разделение на подземную часть (работы "нулевого цикла") и надземную часть.

    Локальный сметный расчет (смета) может иметь разделы:

    По строительным работам - земляные работы; фундаменты и стены подземной части;

    Стены, каркас, перекрытия, перегородки, полы и основания, покрытия и кровли, заполнение проемов, лестницы и площадки, отделочные работы, разные работы (крыльца, отмостки и прочее) и т.п.;

    По специальным строительным работам - фундаменты под оборудование; специальные основания; каналы и приямки; обмуровка, футеровка и изоляция; химические защитные покрытия и т.п.;

    По внутренним санитарно-техническим работам - водопровод, канализация, отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха и т.п.;

    По установке оборудования - приобретение и монтаж технологического оборудования; технологические трубопроводы; металлические конструкции (связанные с установкой оборудования) и т.п.

    По стоимости отдельных видов строительных, специальных и сопутствующих работ (работы по подготовке территории участка и почвы к посадке, посеву, приобретению соответствующего посевного оборудования).

    При составлении локальных сметных расчетов приоритет имеют укрупненные сметные нормативы и стоимостные показатели.

    Стоимость, определяемая локальными сметными расчетами (сметами), включает в себя прямые затраты, накладные расходы и сметную прибыль.

    Начисление накладных расходов и сметной прибыли при составлении локальных сметных расчетов (смет) без деления на разделы производится в конце расчета (сметы) за итогом прямых затрат. При формировании по разделам - в конце каждого раздела и в целом по сметному расчету (смете). При формировании по видам работ начисления накладных расходов и сметной прибыли производится по каждому виду строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ.

    Локальные сметные расчеты (сметы) на отдельные виды строительных и монтажных работ, а также на стоимость оборудования составляются по МДС 81-35. 2004 (смотри приложения)

    В случаях, когда в соответствии с проектными решениями осуществляются разборка конструкций или снос зданий и сооружений по конструкциям, материалам и изделиям, пригодным для повторного применения, за итогом локальных сметных расчетов (смет) на разборку, снос (перенос) зданий и сооружений справочно приводятся возвратные суммы, т.е. суммы, уменьшающие размеры выделяемых заказчиком капитальных вложений. Эти суммы не исключаются из итога локального сметного расчета (сметы) и из объема выполненных работ. Они показываются отдельной строкой под названием "В том числе возвратные суммы" и определяются на основе приводимых также за итогом расчета (сметы) номенклатуры и количества, получаемых для последующего использования конструкций, материалов и изделий. Стоимость таких конструкций, материалов и изделий в составе возвратных сумм определяется по цене возможной реализации за вычетом из этих сумм расходов по приведению их в пригодное для использования состояние и доставке в места складирования.

    В случае невозможности использования или реализации материалов от разборки или попутной добычи, подтвержденной соответствующими документами, их стоимость в возвратных суммах не учитывается.

    Конструкции, материалы и изделия, учитываемые в возвратных суммах, следует отличать от так называемых оборачиваемых материалов (опалубка, крепление и т.п.), применяемых в соответствии с технологией строительного производства по несколько раз при выполнении отдельных видов работ. Неоднократная их оборачиваемость учтена в сметных нормах и составляемых на их основе расценках на соответствующие конструкции и виды работ.

    Стоимость оборудования, мебели и инвентаря включается в локальные сметные расчеты (сметы) в соответствии с принятыми положениям.

    Технической основой для составления локальных смет являются перечни видов и объёмов работ, технические схемы и описания их производства, предусмотренные рабочим проектом (рабочей документацией). Определение объёмов работ по видам и конструктивным элементам производится по чертежам рабочего проекта, рабочей документации и другим проектным данным или принимаются из ведомостей объёмов соответствующих работ. Величина необходимых прямых затрат также определяется на основании проектных решений о видах, характере и назначении этих затрат, с учётом геологических, гидрогеологических, топографических, почвенных и климатических условий.

    После определения объёмов работ следует приступить к составлению сметы. В смете показываются виды и объёмы работ, производится расчёт сметной стоимости с указанием источника обоснования принятой единичной сметной стоимости. Сметная стоимость отдельных видов работ определяется как произведение объёма, подлежащих выполнению работ, на их единичную сметную цену.