Сводный финансовый баланс государства. Платежный баланс и его виды. Платежный баланс России и ее внешний долг. "Сводный финансовый баланс РФ" в книгах

Сводный финансовый баланс - это баланс финансовых ресурсов, созданных и использованных в государстве или на определенной территории. Сводный финансовый баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, расположенных на соответствующей территории.

В нашей стране сводные финансовые балансы на общегосударственном уровне стали составляться в 30-х годах. Большой вклад в теорию и методологию составления таких балансов внесли Н.М. Валуйский, В.А. Галанов, А.М. Ляндо, Н.С. Марголин, B. C. Павлов, В.Г. Пансков, Г.Я. Шахова.

Составление сводного финансового баланса является подготовительным этапом разработки адресного финансового плана, т.е. бюджета. Сводный финансовый баланс государства позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы; обеспечить проверку сбалансированности прогноза экономического и социального развития государства, определить источники финансирования мероприятий, намеченных этим прогнозом; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов; произвести прогнозные финансовые расчеты; разработать направления финансовой политики.

Сводный финансовый баланс государства разрабатывается в Министерстве экономики РФ с участием Министерства финансов РФ на основе макроэкономических показателей. Схему основных показателей сводного финансового баланса, составляемого на общегосударственном уровне, иллюстрирует таблица 1.

Таблица 1. Структура сводного финансового баланса (общегосударственный уровень)

1. Прибыль

2. Налог на добавленную стоимость и акцизы

3. Подоходный налог с физических лиц

4. Налоги на имущество

5. Средства для образования Фонда социального страхования. Пенсионного фонда. Фонда страховой медицины и Фонда занятости

6. Средства других бюджетных целевых фондов

7. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы

8. Амортизационные отчисления

9. Доходы от государственной собственности или деятельности, включая доходы от продажи госимущества

10. Налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности

11. Прочие доходы

Итого доходов

1. Затраты на государственные инвестиции, включая погашение кредиторской задолженности (кроме военного строительства)

2. Расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы

3. Государственные дотации

4. Расходы предприятий за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налога, а также за счет амортизации

5. Расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, а также внебюджетных фондов (без капитальных вложений)

6. Расходы на науку за счет бюджета

7. Расходы за счет средств других бюджетных целевых фондов

8. Расходы на оборону

9. Расходы на содержание правоохранительных органов, судов и прокуратуры (без капитальных вложений)

10. Расходы на содержание органов государственной власти (без капитальных вложений)

11. Расходы по внешнеэкономической деятельности

12. Расходы на образование резервных фондов

13. Прочие расходы

Всего расходов

Территориальное сводное финансовое планирование. Если сводное финансовое планирование на общегосударственном уровне базируется на разработанной в нашей стране методологии и многолетнем опыте, то составление сводного финансового баланса территорий началось сравнительно недавно. Хотя первые попытки подготовки сводных финансовых балансов в союзных республиках СССР были сделаны еще в 30-х годах, разрабатываемые в них финансовые балансы охватили лишь финансовые ресурсы, создаваемые и используемые в хозяйстве, подведомственном республиканским исполнительным органам власти.

Вопрос о разработке сводного финансового баланса, отражающего движение всех финансовых ресурсов на территории, стал ставиться экономистами лишь в 70-е годы. Существенный вклад в создание методологии разработки сводных финансовых балансов союзных республик внесли И.А. Аветисян, O.Д. Василик, Т.Т. Тулебаев.

Еще сложнее обстояло дело с разработкой сводного финансового баланса на областном, городском, районном уровнях. Только в середине 70-х годов в НИФИ Минфина СССР Г.Б. Поляк приступил к разработке методических основ составления такого баланса. Подготовленные им впервые в нашей стране Методические рекомендации по составлению сводного финансового баланса города прошли экспериментальную апробацию в отдельных городах и послужили основой составления таких балансов для областного и районного уровня. В середине 80-х годов такие балансы стали составляться во всех автономных республиках, краях, областях и крупных городах СССР.

Необходимость разработки территориальных сводных финансовых балансов обусловлена рядом факторов:

1) разработкой программ, предусматривающих объединение усилий территориальных органов власти и предприятий, расположенных на их территории, по экономическому и социальному развитию;

2) значительными финансовыми затратами на осуществление таких программ. Для обеспечения финансовыми ресурсами мероприятий, намеченных этими программами, необходимы координация и концентрация денежных средств бюджетной системы, средств ведомств и предприятий. Это, в свою очередь, требует разработки в регионе сводного финансового баланса;

3) необходимостью сведения воедино различных видов финансовых планов: финансовых планов хозяйственных предприятий и организаций, территориального бюджета, внебюджетных фондов и др., отражающих отдельные стороны и этапы распределения и перераспределения национального дохода, созданного и используемого на данной территории. Это позволяет иметь полную картину образования и использования всех финансовых ресурсов административно-территориальной единицы;

Основная задача территориального сводного финансового баланса - определение объемов финансовых ресурсов, созданных, поступивших и использованных в регионе (как централизованных, аккумулированных и перераспределяемых территориальными бюджетами, так и децентрализованных, т.е. ресурсов предприятий, организаций и внебюджетных фондов).

Планирование финансовых ресурсов сопровождается анализом достигнутого уровня мобилизации и использования финансовых ресурсов региона, выявлением степени соответствия этого уровня потребностям развития региона.

Информационной базой при разработке сводного финансового баланса региона являются: данные территориальных экономических, финансовых, статистических органов, функциональных подразделений территориальных органов власти, экономические нормативы и лимиты по основным показателям развития региона, показатели проектов планов экономического и социального развития территории, данные территориального бюджета, внебюджетных фондов, балансов доходов и расходов всех предприятий и организаций, расположенных на территории независимо от их ведомственной подчиненности.

Сводный финансовый баланс на территориальном уровне имеет следующий состав показателей (приложение 1).

Составление территориального сводного финансового баланса позволяет:

достигнуть единства в экономическом и социальном развитии территории;

точнее определить объемы финансовых ресурсов, имеющихся в регионе и необходимых для выполнения мероприятий, предусмотренных территориальной программой;

сбалансировать материальные и финансовые ресурсы, используемые в регионе;

повысить качество бюджетного планирования;

скоординировать использование финансовых ресурсов как территориальных органов, так и предприятий, расположенных в регионе;

концентрировать финансовые ресурсы на наиболее важных в каждый конкретных период направлениях экономического и социального развития территории;

изыскать внутрирегиональные резервы для финансирования мероприятий, намеченных территориальными программами;

наиболее эффективно использовать денежные средства, выделяемые государством для развития производства, социальной и производственной инфраструктуры в регионе;

осуществлять действенный контроль за мобилизацией и использованием финансовых ресурсов;

активнее воздействовать на формирование всех разделов территориальной программы;

добиваться сочетания территориальных и ведомственных интересов.

Координация и концентрация средств в регионе, повышение эффективности их использования положительно отражаются на финансовом планировании, содействуют уменьшению потребности в финансовых ресурсах, выделяемых из бюджета.

Сводный финансовый баланс это баланс финансовых ресурсов, созданных и использованных в государстве или на определенной территории. Сводный финансовый баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, расположенных на соответствующей территории.

Сводный финансовый баланс Российской Федерации - документ, характеризующий объем и использование финансовых ресурсов Российской Федерации (валового национального располагаемого дохода) и секторов экономики.

2. Сводный финансовый баланс Российской Федерации составляется в целях оценки объемов финансовых ресурсов при разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и влияния федеральной политики в области экономического развития на показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

3. Порядок разработки сводного финансового баланса Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.

15. Финансовый контроль:содержание,значение и задачи.Органы,осуществляющие финансовый контроль,их функции,права и обязанности.

Финансовый контроль это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и ор­ганами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.

Цель финансового контроля заключается в своевременном получении всей информации о процессе управления финансами на микро- и макроуровне. Цель финансового контроля реализуется в выполняемых им задачах.

Основными задачами финансового контроля являются:



· обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;

· выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления;

· рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования;

· соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования, усиление их ответственности за результаты своей деятельности;

· повышение эффективности финансовой политики государства.

В зависимости от правовой природы субъектов, осуществляющих контрольную деятельность, финансовый контроль делится на следующие виды:

· государственный;

· внутрихозяйственный;

· финансово-кредитных органов (банковский контроль);

· общественный;

· независимый (аудиторский).

Под финансовой политикой понимают комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства.

1. разработку общей концепции финансовой политики;

2. управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Значение финансовой политики заключается в тех результатах, которые могут быть получены в ходе ее реализации как в течение финансового года, так и в более долгосрочном периоде. В ходе разработки и осуществления целей и задач финансовой политики на ее результативность оказывают влияние следующие факторы:

1. научный подход к разработке концепции финансовой политики

2. учет накопленного опыта в ходе реализации финансовой политики в предшествующем периоде

3. четкое определение макроэкономических показателей

4. учет национальных и географических особенностей

5. комплексный подход при выработке и проведении финансовой политики, предполагающий согласование целей и задач бюджетной политики

6. многовариантность финансовой политики

7. учет внутреннего положения и международных позиций государства

ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА

Главным субъектом финансовой политики является государство. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития общества на перспективу и определяет задачи на предстоящий период, средства и пути их достижения. В зависимости от характера поставленных задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия ориентирована на длительный период развития и предусматривает решение крупномасштабных задач в рамках определенных экономических стратегий государства. Финансовая тактика направлена на решение задач определенного этапа развития государства и связана с изменением форм и методов организации финансовых отношений исходя из его текущих потребностей.

Финансовая стратегия и тактика тесно связаны между собой. В качестве финансовой стратегии следует рассматривать финансовое оздоровление экономики и динамичный рост валового внутреннего продукта, повышение конкурентоспособности продукции.

Финансовая политика государства в экономических теориях. Типы финансовой политики государства и их развитие.

Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование того или иного типа финансовой политики определяется особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений.
Анализ применявшейся различными государствами финансовой политики позволяет выделить ее 4 основных типа:
1.Классическая финансовая политика
Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.
2. Регулирующая финансовая политика
необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики.
3. Неоконсервативная стратегия. Эта разновидность финансовой политики не связана с отказом от регулирования, но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область.
4. Планово - директивная финансовая политика
Планово - директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой..

Введение 2
1 Методы прогнозирования и планирования финансов 4
2 Сводный баланс финансовых ресурсов, его содержание и методика разработки 5
3 Государственный бюджет, его прогнозирование и планирование. Дефицит бюджета и способы его покрытия 8
4 Прогнозирование кредитно-денежных отношений 11
5 Прогнозирование платежного баланса и валютного курса 15
Заключение 20
Список использованной литературы 21

Введение
Использование материальных и нематериальных ресурсов в условиях товарно-денежных отношений сопровождается движением денежных средств, в процессе которого осуществляются экономические операции между субъектами экономических отношений. Такие операции в большинстве случаев представляют собой обмен товаров и услуг на финансовые активы (продажа за деньги) или финансовых активов на другие финансовые активы (продажа ценных бумаг за деньги).
Совокупность экономических операций за некоторый период времени обозначается как поток. Применяется также термин запас (ресурс), отражающий остаточную величину какого-либо показателя на данный момент времени. Потоки рассматриваются как нефинансовые (реальные) и финансовые.
Нефинансовые потоки относятся к операциям, которые совершаются в процессе производства, приобретения товаров или услуг; финансовые включают в себя изменения в финансовых активах и пассивах.
В условиях функционирования командно-административной системы движение товарных и денежных потоков рассматривалось через призму жесткой плановой организации процесса воспроизводства. Рыночным отношениям присуще более свободное движение товаров, услуг, капитала, рабочей силы. Перераспределение средств из отрасли в отрасль осуществляется через рынок финансовых ресурсов.
Рынок финансовых ресурсов выполняет множество различных функций. Основные из них - перемещение финансовых ресурсов из одной отрасли в другую и обеспечение тем самым структурных пропорций и балансов и их движение к более эффективным сферам применения.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что финансы (от франц. finance - денежные средства) - это система экономических отношений по поводу образования, распределения и использования денежных средств всеми субъектами хозяйствования (экономическими единицами), или совокупность экономических операций, связанных с изменениями в активах и пассивах денежных средств.
Финансовые ресурсы характеризуют финансовое состояние экономики и одновременно являются источником ее развития. Различают централизованные (на уровне государства) и децентрализованные (на уровне предприятий, организаций, объединений) финансовые ресурсы.
Эффективное управление финансовыми ресурсами требует их прогнозирования и планирования. Таким образом, тема работы является весьма актуальной.
Цель работы Ц изучение теории и методологии составления сводного финансового баланса государства.
Задачи работы:
− Изучение методов прогнозирования и планирования финансов.
− Изучение сводного баланс финансовых ресурсов, его содержания и методики разработки.
− Изучение прогнозирования и планирования государственного бюджета.
− Изучение прогнозирования кредитно-денежных отношений.
− Изучение прогнозирования платежного баланса и валютного курса.
Объект исследования Ц процесс составления сводного финансового баланса государства.

Заключение

Сводный финансовый баланс - это баланс финансовых ресурсов, созданных и использованных в государстве или на определенной территории. Сводный финансовый баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, расположенных на соответствующей территории.
В нашей стране сводные финансовые балансы на общегосударственном уровне стали составляться в 30-х годах. Большой вклад в теорию и методологию составления таких балансов внесли Н.М. Валуйский, В.А. Галанов, А.М. Ляндо, Н.С. Марголин, B.C. Павлов, В.Г. Пансков, Г.Я. Шахова.
Составление сводного финансового баланса является подготовительным этапом разработки адресного финансового плана, т. е. бюджета. Сводный финансовый баланс государства позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы; обеспечить проверку сбалансированности прогноза экономического и социального развития государства, определить источники финансирования мероприятий, намеченных этим прогнозом; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов; произвести прогнозные финансовые расчеты; разработать направления финансовой политики.
Сводный финансовый баланс государства разрабатывается в Министерстве экономического развития РФ с участием Министерства финансов РФ на основе макроэкономических показателей.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.). - М., 1993.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М., Норма, 1998.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. I - М., 1998.
4. О бюджетной классификации Российской Федерации: Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ.
5. О финансовых основах местного самоуправления: Закон Российской Федерации от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ.
6. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2003.
7. Поляк Г.Б. Финансовое обеспечение социальной сферы. - М.: Финансы и статистика, 2002.
8. Финансовый менеджмент: Учебник/Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ, 2003.
9. Финансы предприятий: Учебник/Под ред. Н.В. Колчиной. - М.: ЮНИТИ, 2003.
10. Финансы: Учебник /Под ред. В.М. Родионовой - М.: Финансы и статистика, 2004.
11. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник/Под ред. Дробозиной Л.А. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.

"...1. Сводный финансовый баланс Российской Федерации - документ, характеризующий объем и использование финансовых ресурсов Российской Федерации (валового национального располагаемого дохода) и секторов экономики.

2. Сводный финансовый баланс Российской Федерации составляется в целях оценки объемов финансовых ресурсов при разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и влияния федеральной политики в области экономического развития на показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации..."

Источник:

"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.12.2012)

  • - система финансовых показателей, характеризующих создание и использование финансовых ресурсов на территории за определенный период...

    Финансовый словарь

  • Большой экономический словарь

  • - см. БАЛАНС, ФИНАНСОВЫЙ СВОДНЫЙ...

    Большой бухгалтерский словарь

  • - см. баланс...

    Справочный коммерческий словарь

  • - система показателей, характеризующая важнейшие пропорции формирования и использования финансовых ресурсов народного хозяйства...
  • - см. Баланс...

    Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

  • - определяется степенью использования заемных средств предприятия...

    Словарь терминов антикризисного управления

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ....
  • - система показателей, характеризующая важнейшие пропорции формирования и использования финансовых ресурсов народного хозяйства, обобщающий балансовый отчет, объединяющий частные балансы по отдельным видам...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - см. Финансовое планирование...
  • - сводный финансовый план, составная часть баланса народного хозяйства СССР...

    Большая Советская энциклопедия

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - СВО́ДНЫЙ, -ая, -ое. 1. Собранный из разных мест, составленный из чего-н., из различных частей. Сводная таблица. С. батальон. С. духовой оркестр. 2. Приходящийся кому-н. братом или сестрой по отчиму или мачехе...

    Толковый словарь Ожегова

  • - СВО́ДНЫЙ, сводная, сводное. 1. Представляющий собою свод или сводку, сведенный. Сводная афиша московских театров. Сводные данные по московской области. Сводная редакция текста...

    Толковый словарь Ушакова

  • - сво́дный прил. 1. Собранный, составленный из различных частей. отт. Охватывающий всю программу, весь спектакль и т.п. . 2. Представляющий собою свод, объединение. 3. Являющийся братом, сестрой по отчиму или мачехе...

    Толковый словарь Ефремовой

"Сводный финансовый баланс РФ" в книгах

Сводный каталог

Из книги Тюремная энциклопедия автора

15.1.5. Поток денежных средств и динамический финансовый баланс

Из книги Основы кибернетики предприятия автора Форрестер Джей

15.1.5. Поток денежных средств и динамический финансовый баланс Переменные, нанесенные в предыдущей диаграмме, являются главными, определяющими динамическую характеристику системы, хотя обычно финансовым переменным уделяется больше внимания. Финансовые данные,

87. Торговый баланс и баланс услуг

автора Смирнов Павел Юрьевич

87. Торговый баланс и баланс услуг Исторически внешняя торговля выступает исходной формой международных экономических отношений, связывающей национальные хозяйства в единое мировое хозяйство. Благодаря внешней торговле складывается международное разделение труда,

88. Платежный баланс, баланс движения капиталов и кредитов

Из книги Мировая экономика. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

88. Платежный баланс, баланс движения капиталов и кредитов Операции услуг, движения доходов от инвестиций, сделки военного характера и односторонние переводы называют «невидимыми» операциями, поскольку они не относятся к экспорту и импорту товаров, т. е. осязаемых

Выездная аудиторская проверка. Финансовый баланс Латвии

Из книги Мировой финансовый кризис [=Глобальная авантюра] автора Авантюрист

Выездная аудиторская проверка. Финансовый баланс Латвии Пока я пересчитываю пятой точкой ступеньки, давайте посмотрим, в каком положении находится моя гиперкомпания под названием "Латвия". Во-первых, по итогам 3кв 2007 на ней висит 17395,5 млн. лат или 24875,6 млн. евро внешнего

Сводный список

Из книги Практический курс Григория Кваши. Структурный гороскоп автора Кваша Григорий Семенович

Сводный список Упомянутые выше пять проекций человека дают всего 19 элементарных качеств, которые есть смысл перечислить, дабы, как говорится, был оглашен весь список возможностей человека как

Из книги Путь к познанию автора Гомбосурэн Оюунгэрэл

3. «Нэчурал баланс» коктейль и «нэчурал баланс» суп-источник высококачественного белка Шведы гордятся тем, что они пионеры в изобретении совершенного, нового продукта научно-технического прогресса, и что они являются первыми их поставщиками человечеству. «Нэчурал

Сводный каталог

Из книги Преступники и преступления. Законы преступного мира. Обычаи, язык, татуировки автора Кучинский Александр Владимирович

Сводный каталог Во многих мужских татуировках фигурируют женщины. При этом рисунок совсем не обязательно символизирует любовь или лирические чувства. Для уголовной живописи характерно отсутствие смысловой привязки к рисунку или тексту. Полуобнаженная женщина с

Финансовый баланс

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФИ) автора БСЭ

Сводный каталог

БСЭ

Сводный финансовый план

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СВ) автора БСЭ

1. Платежный баланс и его виды. Платежный баланс России и ее внешний долг

Из книги Международные экономические отношения: конспект лекций автора Роньшина Наталия Ивановна

1. Платежный баланс и его виды. Платежный баланс России и ее внешний долг Платежным балансом называется соотношение между всеми платежами, которые страна сделала другим странам, и суммой всех средств, которые были ею получены в течение того же времени от других стран.В

Мировой финансовый порядок или финансовый империализм

Из книги Денежное обращение в эпоху перемен автора Юровицкий Владимир Михайлович

Мировой финансовый порядок или финансовый империализм Всовременном мире имеется группа стран, составляющая «золотой миллиард», которая фактически эксплуатирует в своих интересах весь остальной мир. Этот «золотой миллиард» использует пять шестых всего мирового

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

Статья 175. Сводный финансовый баланс Российской Федерации 1. Сводный финансовый баланс Российской Федерации – документ, характеризующий объем и использование финансовых ресурсов Российской Федерации (валового национального располагаемого дохода) и секторов

Сводный брат

Из книги Такие неformatные дети автора Белопольская Наталия

Сводный брат Солидный, известный в своих кругах психотерапевт был серьезно озабочен. Его сын, веселый смышленый девятилетний мальчуган, уже неоднократно был уличен в краже. Доктор Соколов пребывал в некоторой растерянности. Сначала он бодро начал применять в общении с

Сводный финансовый баланс - это баланс финансовых ресурсов, созданных и использованных в государстве или на определенной территории. Сводный финансовый баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, расположенных на соответствующей территории.

В нашей стране сводные финансовые балансы на общегосударственном уровне стали составляться в 1930-х годах.

Большой вклад в теорию и методологию составления таких балансов внесли Н.М. Валуйский, ВА Галанов, А.М. Ляндо, Н.С. Марголин, B.C. Павлов, В.Г. Пансков, Г.Я. Шахова.

Составление сводного финансового баланса является подготовительным этапом разработки адресного финансового плана, т.е. бюджета. Сводный финансовый баланс государства позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы, обеспечить проверку сбалансированности прогноза экономического и социального развития государства, определить ис

7. Бюджетный процесс

точники финансирования мероприятий, намеченных этим прогнозом, выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов, произвести прогнозные финансовые расчеты, разработать направления финансовой политики.

Сводный финансовый баланс государства разрабатывается в Министерстве экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ на основе макроэкономических показателей. Схему основных показателей сводного финансового баланса, составляемого на общегосударственном уровне, иллюстрирует табл. 7.1.

Таблица 7.1. Структура сводного финансового баланса (общегосударственный уровень)

Показатель

Доходы Прибыль

% ВВП Амортизация

%ВВП Налоговые доходы

% ВВП В том числе:

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации % ВВП

Налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

% ВВП Налог на совокупный доход

% ВВП Налоги на имущество

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами % ВВП

Налоги и взносы на социальные нужды % ВВП Неналоговые доходы

% ВВП В том числе: Доходы от внешнеэкономической деятельности % ВВП

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности % ВВП

Прочие неналоговые доходы % ВВП

Средства государственных внебюджетных фондов_

206 Финансы, финансовая система, бюджет государства

Показатель

% ВВП Итого доходов % ВВП

Средства, оставшиеся в распоряжении организаций % ВВП

Общегосударственные вопросы % ВВП Национальная оборона % ВВП

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

% ВВП Национальная экономика

% ВВП Образование

Культура, кинематография, средства массовой информации

% ВВП Здравоохранение и спорт

% ВВП Социальная политика

% ВВП Прочие расходы

Расходы государственных внебюджетных фондов

% ВВП Всего расходов

Превышение доходов над расходами % ВВП

Справочно: ВВП_

Территориальное сводное финансовое планирование. Если сводное финансовое планирование на общегосударственном уровне базируется на разработанной в нашей стране методологии и многолетнем опыте, то составление сводного финансового баланса территорий началось сравнительно недавно. Хотя первые попытки подготовки сводных финансовых балансов в союзных республиках СССР были сделаны еще в 1930-х годах, разрабатываемые в них финансовые балансы охватывали лишь финансовые ресурсы, создаваемые и используемые в хозяйстве, подведомственном республиканским исполнительным органам власти.

Вопрос о разработке сводного финансового баланса, отражающего движение всех финансовых ресурсов на территории, стал ставить

Окончание табл. 7.1

7. Бюджетный процесс

ся экономистами лишь в 1970-е годы. Существенный вклад в создание методологии разработки сводных финансовых балансов союзных республик внесли И.А. Аветисян, ОД. Василик, Т.Т. Тулебаев.

Еще сложнее обстояло дело с разработкой сводного финансового баланса на областном, городском, районном уровнях. Лишь в середине 1970-х годов в НИФИ Минфина СССР Г.Б. Поляк приступил к разработке методических основ составления такого баланса. Подготовленные им в 1978 г., впервые в нашей стране, Методические рекомендации по составлению сводного финансового баланса города прошли экспериментальную апробацию в отдельных городах и послужили основой составления таких балансов для областного, районного и городского уровней. В середине 1980-х годов такие балансы стали составляться во всех автономных республиках, краях, областях и крупных городах СССР.

Необходимость разработки территориальных сводных финансовых балансов обусловлена рядом факторов:

1) разработкой программ, предусматривающих объединение усилий территориальных органов власти и предприятий, расположенных на их территории, по экономическому и социальному развитию;

2) значительными финансовыми затратами на осуществление таких программ. Для обеспечения финансовыми ресурсами мероприятий, намеченных этими программами, необходимы координация и концентрация денежных средств бюджетной системы, средств ведомств и предприятий. Это, в свою очередь, требует разработки в регионе (т.е. на территории области, района, города) сводного финансового баланса;

3) необходимостью сведения воедино различных видов финансовых планов: финансовых планов хозяйственных предприятий и организаций, территориального бюджета, внебюджетных фондов и других, отражающих отдельные стороны и этапы распределения и перераспределения национального дохода, созданного и используемого на данной территории. Это позволяет иметь полную картину образования и использования всех финансовых ресурсов административно-территориальной единицы.

Основная задача территориального сводного финансового баланса - определение объемов финансовых ресурсов, созданных, поступивших и использованных в регионе (как централизованных, аккумулированных и перераспределяемых территориальными бюджетами, так и децентрализованных, т.е.

Ресурсов предприятий, организаций и внебюджетных фондов).

Планирование финансовых ресурсов сопровождается анализом достигнутого уровня мобилизации и использования финансовых ресурсов региона, выявлением степени соответствия этого уровня потребностям развития региона.

Информационной базой при разработке сводного финансового баланса региона являются данные территориальных экономических, финансовых, статистических органов, функциональных подразделений территориальных органов власти, экономические нормативы и лимиты по основным показателям развития региона, показатели проектов планов экономического и социального развития территории, данные территориального бюджета, внебюджетных фондов, балансов доходов и расходов всех предприятий и организаций, расположенных на территории независимо от их ведомственной подчиненности.

Состав показателей сводного финансового баланса на территориальном уровне представлен в табл. 7.2.

Таблица 7.2. Сводный финансовый баланс региона

1. Прибыль

2. Налог на добавленную стоимость и акцизы

3. Подоходный налог с физических лиц

1. Затраты на инвестиции (кроме инвестиций, осуществляемых за счет прибыли, оставляемой в распоряжении предприятий)

В том числе:

За счет средств федерального бюджета;

За счет средств региональных и местных бюджетов;

За счет прочих источников

2. Расходы предприятий за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налога, а также за счет амортизации

3. Расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет средств бюджета, а также внебюджетных фондов (без капитальных вложений)

Народное образование, профессиональная подготовка кадров;

7. Бюджетный процесс

Продолжение табл. 7.2

4. Налоги на имущество

5. Доходы от приватизации и коммерческого использования объектов государственной и муниципальной собственности

6. Ресурсные платежи

7. Региональные и местные налоги

8. Амортизационные отчисления

9. Средства для образования государственных и других специальных бюджетных и внебюджетных фондов - всего

В том числе:

Пенсионного фонда

Фонда социального страхования

Фонда обязательного медицинского страхования

Фонда занятости населения

Дорожных фондов

Экологических фондов

Муниципальных фондов

10. Прочие налоги и доходы

Культура, искусство и средства массовой информации;

Здравоохранение и физкультура;

Социальное обеспечение;

Государственные пособия и компенсационные выплаты населению

4. Расходы на содержание предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства за счет средств бюджета и внебюджетных фондов (без капитальных вложений)

5. Расходы на научно-исследовательские работы (без капитальных вложений)

6. Расходы на содержание правоохранительных органов (без капитальных вложений)

7. Расходы на содержание органов государственной власти и управления (без капитальных вложений)

8. Текущие расходы на целевые программы

В том числе:

Региональные;

Местные

9. Резервные фонды субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

10. Погашение долгосрочных кредитов, выданных на капитальные вложения

II. Финансы, финансовая система, бюджет государства

11. Долгосрочные кредиты для финансирования капитальных вложений Итого доходов Средства, выделяемые

1) из вышестоящих бюджетов В том числе:

Дотации и субвенции

Средства Федерального фонда финансовой поддержки регионов

Средства Фонда государственной финансовой поддержки завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей

2) из государственных и муниципальных внебюджетных фондов Всего доходов

11. Прочие расходы

Итого расходов Взносы средств

1) в вышестоящие бюджеты - всего

В том числе:

Налог на добавленную стоимость

Налог на прибыль

Подоходный налог с физических лиц

2) отчисления в государственные и другие специальные бюджетные и внебюджетные фонды Всего расходов и использования средств_

Составление территориального сводного финансового баланса позволяет:

Достигнуть единства в экономическом и социальном развитии территории;

Точнее определить объемы финансовых ресурсов, имеющихся в регионе и необходимых для выполнения мероприятий, предусмотренных территориальной программой;

Сбалансировать материальные и финансовые ресурсы, используемые в регионе;

Повысить качество бюджетного планирования;

Скоординировать использование финансовых ресурсов как территориальных органов, так и предприятий, расположенных в регионе;

Концентрировать финансовые ресурсы на наиболее важных в каждый конкретный период направлениях экономического и социального развития территории;

Изыскать внутрирегиональные резервы для финансирования мероприятий, намеченных территориальными программами;

Окончание табл. 7.2

7. Бюджетный процесс

Наиболее эффективно использовать денежные средства, выделяемые государством для развития производства, социальной и производственной инфраструктуры в регионе;

Осуществлять действенный контроль за мобилизацией и использованием финансовых ресурсов;

Активнее воздействовать на формирование всех разделов территориальной программы;

Добиваться сочетания территориальных и ведомственных интересов.

Координация и концентрация средств в регионе, повышение эффективности их использования положительно отражаются на финансовом планировании, снижают потребность регионов в финансовых ресурсах, выделяемых из бюджета.