Пенсионная система рф. Государственная пенсионная система

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http: //www. allbest. ru/

Введение

Глава 1. Общая характеристика пенсионного обеспечения в России

1.1 Пенсионное обеспечение в системе социального обеспечения

1.2 Общая характеристика пенсионной системы России

1.3 Социальное назначение и функции пенсионного обеспечения

1.4 Причины появления законодательства о пенсионном обеспечении

Глава 2. Анализ основных этапов развития законодательства о пенсионном обеспечении

Характеристика правовых основ системы помощи нуждающимся в Древней Руси

2.2 Характеристика правовых основ системы пенсионного обеспечения и благотворительности в императорской России (XVIII- начало XX в.)

2.3 Отличительная характеристика советского правового регулирования пенсионного обеспечения.

2.4 Основные отличия пенсионного обеспечения различных периодов

Глава 3. Характеристика пенсионного обеспечения в Российской Федерации

3.1 Формирование на законодательном уровне системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации

3.2 Отличительная характеристика пенсионного обеспечения России на период 1990 - 2001 гг.

3.3 Основные направления пенсионной реформы современной России

3.4 Альтернативные пути развития пенсионной системы РФ, предлагаемые научным сообществом

Заключение

Библиография

Приложения

Введение

Актуальность темы настоящей работы обусловлена тем, что в Российской Федерации продолжается пенсионная реформа. Реформа пенсионного законодательства и пенсионной системы в целом в настоящее время является предметом широкой общественной и научной дискуссии.

Пенсионная система РФ постоянно совершенствуется вне зависимости от политического строя в стране. Первые сведения о пенсионном обеспечении граждан в России относятся к середине 17 века, когда раненым воинам назначались денежные выплаты лечебного характера. Чем сильнее было увечье, тем больше было пенсионное пособие.

Во времена правления Петра Первого забота об увеченных и раненых была усилена за счет того, что их пытались так устроить, чтобы они получали средства для существования. Акты того времени обязывали государство оказывать помощь инвалидам из государственного бюджета. Пенсионная система России в те времена распространялась только на военных и государственных служащих. Позднее, Екатерина II выделила денежное содержание отставникам государственной службы из бюджета государства. Только во второй половине девятнадцатого века частные предприниматели смогли поддержать пенсионное обеспечение граждан в стране.

Вступил в силу закон, который обязывал владельцев железных дорог, находящихся в частной собственности, формировать кассы, которые выдавали пособия по болезни и вследствие отстранения от работы по инвалидности. Денежные средства накапливались в кассах за счет отчислений из заработка работников на их личных счетах. При получении профессиональной болезни или увечья, сотрудник получал пособие, накопленное на его счету. Эта система получила название страховой, т.к. его отчисления из заработной платы были страховкой в случае наступления нетрудоспособности.

После революции 1917 года в течение 10 лет пенсионная система РФ претерпела изменения: были изданы указы и постановления о надбавках к пенсиям военнослужащих, о выплате пенсионного обеспечения работникам и преподавателям рабфаков, о назначении пенсии за выслугу лет учителям села и города. Размер выплат зависел не только от заработка, но и от тяжести труда, от величины состава семьи выходящего на пенсию работника.

В то же время, в двадцатых годах система пенсионного обеспечения была преобразована в систему социального страхования. Она подчинялась следующему принципу: из общего бюджета страны, который формировался за счет налоговых отчислений всех предприятий, выделялись средства на все нужды государства, в том числе и на пенсионные выплаты. Такая пенсионная система РФ существовала до распада Советского Союза, но к 1991 году, когда появились рыночные методы управления экономикой, утратила свои права и возможности.

Пенсионная реформа, которая реализуется с 2002 года, имеет трехуровневую основу: обязательное страхование граждан, государственное обеспечение для всех категорий пенсионеров и дополнительное негосударственное обеспечение. Сведения об этой модели распространяются среди граждан России, которые могут задолго до наступления пенсии начать формировать ее размер, чтобы затем ежемесячно получать денежные выплаты в соответствие со своими потребностями.

М.О. Буянова пишет: «Одной из важнейших составляющих системы социальной защиты любого государства является пенсионное обеспечение проживающих в нём граждан. Вызовы демографического порядка, связанные с увеличением количества пенсионеров и сокращением экономически активного населения, заставляют страны искать наиболее приемлемую модель построения пенсионной системы, подкреплённую надежными ресурсами. В связи с этим её устройству и функционированию уделяется особое внимание во всех странах мира».

«Именно с этого времени в нашей стране вступили в силу те основополагающие законы, которые определили фундаментальные направления и принципы реализации пенсионной реформы и становления новой Пенсионной системы», по словам В. Роика.

В этой связи любопытно применить к проблеме пенсионного обеспечения историко-правовой метод исследования, выяснив традиционные, присущие именно российской правовой системе, принципы и характеристики пенсионного обеспечения.

Пенсионное обеспечение, о котором сейчас не говорит лишь, пожалуй, ленивый, и к которому приковано самое пристальное внимание не только граждан пенсионного возраста, но и иных субъектов государственного страхования, является одной из основных составляющих системы социальной защиты населения. Столь повышенный интерес к «пенсионной» теме объясняется рядом причин, среди которых общедемографическое старение населения, что смещает соотношение участвующих в создании национального дохода страны в сторону уменьшения по сравнению с пенсионерами.

По данным Пенсионного фонда Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2013 года получателями пенсий (пенсионерами) в России являлись 41,1 миллиона человек - это почти треть от всего населения нашей страны.

Для настоящего времени характерна такая направленность в исследовании деятельности Пенсионного фонда как анализа целей и моделей пенсионного обеспечения, методов индексаций пенсий, выявления их недостатков, анализ возможностей использования накоплений пенсионных фондов для инвестиций, способствующих экономическому росту и повышению эффективности деятельности пенсионных фондов в целом.

До 2000 года в стране шло снижение рождаемости, повышение цен на

необходимые товары жизнеобеспечения. Статистическими данными было установлено, что к 2010-2015 году число выходящих на пенсию превысит число молодых людей, начинающих свою трудовую деятельность. Это может вызвать нехватку денежных средств в стране для выплаты соответствующих пособий. Поэтому пенсионная система РФ требовала пересмотра, переосмысления, перерасчета. Было принято решение об осуществлении пенсионной реформы с целью повышения пенсий. Важно было создать такую модель, чтобы каждый гражданин был уверен, что его современная зарплата является гарантом его будущей пенсии, что с увеличением отчислений в пенсионный фонд растет и пособие будущего пенсионера.

Объектом исследования в настоящей работе выступают общественные отношения, связанные с формированием и развитием системы пенсионного обеспечения в исторической ретроспективе, а также на современном этапе развития российского общества.

Предметом исследования в рамках настоящей дипломной работы выступают:

1. Исторические источники права, а также научные труды исследователей русского и российского права дореволюционного периода.

2. Нормы права, содержащиеся в законодательных актах советского периода.

3. Нормы современного российского законодательства.

4. Научные, в том числе периодические публикации современных российских исследователей проблемы пенсионной реформы.

В настоящее время совершенствованию пенсионной системы посвящено много научных исследований и авторских работ. В них затронуты разные аспекты формирования и функционирования пенсионной системы.

Цель настоящей выпускной квалификационной работы. В настоящей работе посредством анализа исторического развития пенсионного законодательства в нашей стране я покажу динамику и логические закономерности развития системы пенсионного обеспечения с учетом конкретных исторических условий формирования системы правового регулирования пенсионного обеспечения, для последующего изучения промежуточных результатов, выявления основных проблем и пути их решения.

Для достижения поставленной цели в рамках настоящей выпускной квалификационной дипломной работы представляется необходимым решить ряд задач.

Задачи настоящего исследования:

1. Дать общую характеристику пенсионного обеспечения в России. Для этого необходимо показать место пенсионного обеспечения в общей системе социального обеспечения Российской Федерации, а также дать общую характеристику пенсионной системе, определить социальное назначение и функции пенсионного обеспечения и установить исторические причины появления законодательства о пенсионном обеспечении.

2. Проанализировать основные исторические этапы развития пенсионного законодательства Российской Федерации. В частности дать характеристику правовых систем помощи нуждающимся в Древней Руси, охарактеризовать и проанализировать правовые основы пенсионного обеспечения и благотворительности императорской России, а также выявить отличительные характеристики системы пенсионного обеспечения советского периода.

3. Охарактеризовать основные этапы развития пенсионного законодательства современной России, выявить основные направления проходящей сегодня пенсионной реформы и определить альтернативные пути пенсионной реформы, предлагаемые сегодня научным сообществом.

Методы исследования: анализ, обобщение.

Степень изученности темы. Отечественные исследователи обратились к активному изучению проблем пенсионного обеспечения с начала его функционирования. Но особенное внимание оно привлекло исследователей постсоветской эпохи. Среди отечественных исследователей можно выделить таких как: Аракчеев В.С., Баскаков В.Н., Гришина Т.С., Голикова Л.В., Гурвич Е.Т., Крючкаова П.В., Лельчук А.Л., Луковкина Е.А., Люблин Ю.З., Мачульская Е.Е., Якушев Л.П.

Теоретико-методологические основы пенсионной системы, ее сущность и содержание, место среди других экономических категорий представлены в работах Бабича А.М., Волгина Н.А., Григорьевой И.А, Дыльновой Т.В., Егорова Е.В., Жильцова Е.Н., Икингрина Е.Н., Коробова Г.А., Лепихова М.И., Макарова В.Ф., Морозовой А.Е., и другие.

Вопросы формирования пенсионной системы, ее элементы рассмотрены в научных работах Агапцова С.А., Бабича A.M., Бабошкина А.В., Борисенко Н.Ю., Гришкевич Н.П., Долотова В.А., Дегтярёва Г.П., В.Д., Соловьева А.К., Умурзакова Б., Финогеновой Ю.Ю., Якушева Л.П. и других.

Структура настоящей выпускной квалификационной работы отвечает поставленной цели и сформулированным задачам. Работа состоит из введения, заключения, трех глав, первая глава посвящена вопросам характеристики пенсионного обеспечения в России, вторая раскрывает основные этапы развития законодательства о пенсионном обеспечении, третья глава описывает характеристику пенсионного обеспечения в Российской Федерации, главы разделены на двенадцать параграфов, с применением библиографического списка.

Глава 1. Общая характеристика пенсионного обеспечения в России

россия пенсионный обеспечение реформа

1.1 Пенсионное обеспечение в системе социального обеспечения

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Россия является социальным государством. Это значит, что законодательство принимает на себя социальную функцию государства и несет ответственность за социальное благополучие всех своих граждан.

Основным видом социального обеспечения нетрудоспособных граждан является пенсионное обеспечение.

Пенсионное обеспечение - это совокупность правовых, экономических и организационных институтов, форм материального обеспечения граждан уполномоченными на это органами.

Пенсионное обеспечение России - это гарантированная выплата пенсий гражданам нашей страны.

Государственное пенсионное обеспечение - составная часть пенсионной системы Российской Федерации, которая обеспечивает предоставление гражданам пенсий за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Так как характер пенсионного обеспечения в большей степени определяет уровень и образ жизни нетрудоспособных граждан, их участие в экономической деятельности страны. Такая взаимосвязь требует от уполномоченных и компетентных государственных органов огромной ответственности, особенно в области законодательства, как за принимаемые ими решения, так и за исследование и учет всех жизненных обстоятельств. Следовательно, чтобы система пенсионного обеспечения как часть социальной защиты функционировала и была эффективной, она должна базироваться на совершенном пенсионном законодательстве.

Основным видом материальных социально-обеспечительных правоотношений являются пенсионные правоотношения.

Пенсионные правоотношения - это урегулированная нормами права социального обеспечения общественные отношения между пенсионным органом и гражданами по поводу предоставления пенсии лицам, достигшим установленного законом возраста, длительного времени занимавшимся трудом либо определенным видом профессиональной деятельности, а также гражданам признанным инвалидами либо потерявшими кормильца.

Конституция гарантирует социальную защиту граждан Российской Федерации и провозглашает основные направления государственной внутренней политики касающейся пенсионного обеспечения.

Право на пенсию стало зависеть от уплаты страхового взноса в ПФ РФ и от точного исполнения закона о персонифицированном учете.

Классификация пенсионных правоотношений как и её критерии, вытекает из родовой классификации социально-обеспечительных правоотношений.

Пенсионные правоотношения по виду устанавливаемой пенсии подразделяются на правоотношения по поводу:

1. Пенсии по старости;

2. Пенсии по инвалидности;

3. Пенсии за выслугу лет;

4. Пенсии по случаю потери кормильца;

5. Социальные пенсии.

Огромную роль в назначении данных социально-обеспечительных правоотношений имеют юридические факты.

Юридический факт -- это определенное жизненное обстоятельство, с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

Многообразие юридических фактов принято классифицировать по следующим основаниям:

1. по характеру наступающих последствий - правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие и комплексные (универсальные) факты (поступление в вуз, приговор суда, вступление в брак и т. д.), которые одновременно и образуют, и изменяют, и прекращают правоотношения;

Правообразующие факты вызывают возникновение правоотношений (например, прием на работу).

Правопрекращающие - прекращают правовые отношения (например, окончание вуза).

Правоизменяющие юридические факты -- изменяют правовые отношения (например, обмен жилой площади).

2. по волевому признаку юридические факты -- события и действия.

События - это такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей (стихийные бедствия). Они могут быть уникальными и периодическими, моментальными и продолжительными, абсолютными (полностью независимыми от воли людей) и относительными (вызванными деятельностью людей, но в данном правоотношении независимыми от породивших их причин).

Действия - это такие факты, которые зависят от воли людей, поскольку совершаются ими. Действия подразделяются на правомерные (соответствующие предписаниям нормы) и неправомерные (нарушающие правовые предписания).

Некоторые ученые, наряду с событиями и действиями, выделяют правовые состояния (состояние в родстве, состояние нетрудоспособности, состояние в браке и т. д.).

Правомерные, в свою очередь, подразделяются на юридические акты (факты, которые специально направлены на достижение юридических последствий -- приговор суда) и юридические поступки (факты, которые специально не направлены на достижение юридических последствий, но тем не менее их вызывают -- художник написал картину).

Неправомерные действия подразделяются на преступления и проступки. Последние подразделяются на административные, гражданские, материальные, дисциплинарные, процессуальные и т. д.;

Неправомерные действия (правонарушения) делятся на проступки и преступления. Правомерные -- на юридические акты и поступки.

Юридические акты представляют собой действия, направленные на достижение определенного юридического результата. Это могут быть сделки, заявления, голосование и т. д.

Юридические поступки - это действия лиц, с совершением которых закон связывает наступление юридических последствий независимо от воли, желания и намерений этих лиц. Типичными примерами могут служить создание художественного произведения, находка вещи, клада.

3. по продолжительности действия можно выделять кратковременные (штраф) и длящиеся юридические факты. Длящиеся факты получили наименование правовых состояний (состояние родства, гражданства и т. д.);

4. по количественному составу выделяются простые и сложные юридические факты.

Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один, а несколько юридических фактов. Их совокупность называется юридическим составом. Так, для возникновения пенсионного правоотношения необходимы следующие юридические факты: достижение определенного возраста; трудовой стаж; решение компетентного органа о назначении пенсии.

Различают фактические составы завершенные (когда имеется необходимая совокупность юридических фактов) и незавершенные (когда еще продолжается накопление необходимых фактов), простые (когда все факты относятся к одной отрасли права) и сложные (когда в необходимый комплекс фактов входят факты различной отраслевой принадлежности. Причем их накопление проходит в определенной последовательности).

5. По значению юридические факты могут быть положительными и отрицательными.

Положительные юридические факты представляют собой жизненные обстоятельства, наличие которых вызывает, изменяет или прекращает правовые отношения (например, достижение определенного возраста).

Отрицательные юридические факты, наоборот, представляют собой такие жизненные обстоятельства, отсутствие которых является условием для возникновения, изменения или прекращения правовых отношений (например, отсутствие близкого родства и уже зарегистрированного брака является необходимым условием для вступления в брак).

Регулирование может быть как внешним по отношению к человеку (кто-то каким-либо образом воздействует на человека), так и внутренним (саморегулирование). На протяжении своего развития общество выработало многообразную систему средств и способов регламентации поведения людей. Средства отвечают на вопрос, чем регулируется поведение людей, а способы - как осуществляется это целенаправленное воздействие.

Теория правоотношений достаточно детально разработана юридической наукой, хотя предлагаются различные дефиниции этого понятия. В качестве его общих признаков обычно указывают: связь с нормами права; наличие индивидуализированной связи между его участниками через субъективные права и обязанности; гарантированность этой связи принудительной силой государства.

Субъекты пенсионных правоотношений - это граждане и государственные органы, которые в силу правовых норм могут выступать в качестве носителей субъективных юридических прав и обязанностей.

Процессуальные правоотношения имеют следующие особенности:

Для них характерна правоохранительная юрисдикционная деятельность компетентных органов;

Субъектами являются гражданин и орган, рассматривающий жалобу;

Правоотношения возникают по жалобе гражданина.

В процессуальных правоотношениях правомочный субъект имеет право требовать всестороннего рассмотрения его дела по существу и принятия объективного решения, но одновременно обязан своевременно обратиться с жалобой в компетентный орган и при наличии доказательств представить их, а также выполнять другие необходимые обязанности.

Как уже отмечалось, возможность стать субъектом правоотношения зависит, как правило, от того, обладает ли лицом определенным юридическим свойством, необходимым для этого, иными словами, наделено ли оно способностями иметь права и нести обязанности(правоспособностью). И способностью самостоятельно осуществлять эти права и обязанности (дееспособностью).

К средствам социального регулирования относят прежде всего социальные нормы: правовые (юридические), моральные, корпоративные, обычаи и др. Норма -- основное, но не единственное средство воздействия на поведение людей. К средствам регулирования относятся также индивидуальные властные предписания, меры физического, психического, организационного принуждения и др.

В системе социального регулирования важнейшая роль принадлежит правовому регулированию, под которым в узком смысле понимается воздействие норм права (системы правовых норм), других специально-юридических средств на поведение людей и на общественные отношения для их упорядочения и прогрессивного развития.

Следует заметить, что исторически именно российское государство впервые реализовало идею о социальной справедливости в обществе и социальной защищенности каждого своего члена на практике, попытавшись воплотить идею о построении идеального коммунистического общества. Не смотря на то, что реализация данной идеи не увенчалась успехом, современное российское государство во многом восприняло идеи советского времени о социальной защищенности всех членов общества, о социальной справедливости в целом.

Конституция России закрепляет правовые основы социальной защиты, в том числе создание условий достойной жизни и свободного развития человека, охрану труда и здоровья, государственную поддержку семьи, материнства и детства, приоритет международных социальных стандартов и т.д.. Определились основные тенденции в социальной сфере, среди которых отказ от чрезмерной государственной поддержки, обеспечение минимальных социальных потребностей граждан, исходя из имеющихся в распоряжении граждан финансовых средств, ориентация на адресное оказание социальной помощи и другие. Однако понятно, что провозгласить такие условия для достойной жизни и свободного развития гораздо легче, чем осуществить. В настоящее время почти четверть граждан России живут за чертой бедности, причем большая часть из них имеют постоянную работу. Борьба с бедностью, преодоление социальной несправедливости - одна из важнейших задач, как государства, так и общества.

Хотя формально Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности, однако ни для кого не секрет, что такое состояние дел в нашей стране - пока всего лишь конституционный идеал. Исследователи оценивают сегодняшнее состояние России как формального социального государства на уровне первой половины 20-х г.г. XX века. Среди причин такой "недоразвитости" социальных механизмов - пережитки советской политической и социальной системы, несоответствие экономических, социальных и иных целей политики государства друг другу, а также то, что сейчас Россия по важнейшим макроэкономическим показателям находится в группе развивающихся стран. Кроме того, на сегодняшний день нет окончательной определенности с моделью обеспечения социальных функций государства.

При этом необходимо учитывать и ожидания общественного сознания: помня о "советских временах", многие уверены, что в тот период социальных благ, доступных каждому, было значительно больше. Поэтому любые попытки государства освободиться от функции непосредственного "опекуна" своих граждан, избавиться от патернализма в социальной сфере воспринимаются гражданами как невозможность или отказ от реализации социальных прав. Поэтому важно найти баланс между интересами государства и социальных групп, между возможностью развития индивидуальной личности и правом на государственную поддержку.

Преодоление "ловушки неравенства" для России - это критерий ее дееспособности как социального государства. С одной стороны, Россия - страна, где самыми высокими темпами в мире растет количество долларовых миллиардеров: с 2005 по 2006 год их количество выросло, по данным журнала "Финанс", с 33 до 61, а сумма их активов возросла с 171 миллиарда долларов до 310. А с другой, по данным Российской академии наук, за 15 лет реформ самые бедные стали в 2 раза беднее, а в целом 80% населения в материальном плане от реформ больше потеряло, чем приобрело.

Конечно, такие диспропорции требуют повышения эффективности конституционного правосудия по защите социальных прав граждан, обеспечения конституционных принципов справедливости и социального государства.

Правосудие призвано играть существенную роль в создании равных условий в политической, экономической и социально-культурной областях.

Но ошибки в законодательстве, слабо просчитанные социальные последствия тех или иных законов, оторванность их от реальной социально-экономической ситуации в обществе, их несогласованность с общественным мнением, культурными традициями могут иметь обратный, негативный эффект для социальной справедливости в обществе и его развития.

Именно такие несоответствия выявляются в ходе осуществления конституционного правосудия.

Правовые позиции, которые Конституционный суд сформулировал в решениях последних лет, в большей степени связаны именно с

реформированием социального законодательства.

Статья 39 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту или болезни, а

также в иных случаях, которые установлены законом.

Для каждого отдельного человека социальное обеспечение важно потому, что оно связано с основным, фундаментальным правом человека - правом на жизнь. Реализация права на жизнь предполагает существование материальной базы. Человек должен питаться, ему нужны одежда, жилище. У него должен быть определенный уровень материальной обеспеченности. А это означает, что должен существовать источник материального благополучия человека. Основой его создания служит труд человека, позволяющий получать необходимые для жизни средства. Но эта форма самообеспечения имеет объективные ограничения, которые связаны с возрастом человека.

Традиционно необходимость социального обеспечения связана с несколькими причинами. Во-первых, с нетрудоспособностью индивида. В каждом достаточно развитом обществе считается нормой, что отдельный трудоспособный индивид должен выполнять некую общеполезную функцию, получая за её исполнение средства к существованию. В современном обществе это выражается в исполнении конкретными членами социума определенной трудовой функции и получении за её исполнение денежного вознаграждения в виде заработной платы. Однако объективно человеческая природа устроена таким образом, что в жизни каждого индивидуума случаются либо временные периоды нетрудоспособности либо постоянные - в случае травмы, болезни, достижения определенного возраста, когда в силу физических причин лицо не может более исполнять свою трудовую функцию.

Для компенсации потери возможности трудиться существует система социального обеспечения, которая позволяет продолжить достойную жизнь человеку, утратившему временно или постоянно возможность исполнять свою трудовую функцию.

Во-вторых, социальное обеспечение осуществляется и тогда, когда индивид хотя и способен исполнять трудовую функцию, однако, его доход настолько низок от этой деятельности, что не соответствует принятому в обществе минимуму. В этом случае такой индивид также вправе рассчитывать на социальное обеспечение от государства.

В-третьих, отдельным направлением социального обеспечения является предоставление материальных средств женщинам или иным лицам, осуществляющим уход за детьми. Без этого вида социального обеспечения невозможно полноценное воспроизводство общества, что может привести к демографической катастрофе. В этом смысле социальное обеспечение является методом государственного стимулирования рождаемости.

В самом общем виде определение социального обеспечения можно сформулировать следующим образом: Социальное обеспечение - это совокупность мер экономического, правового, организационного характера, которые предусматривают предоставление гражданам особого рода материальных благ (различных видов социального обеспечения), назначаемых:

1. в объемах и на условиях, установленных законом;

2. за счет средств государственных внебюджетных фондов и средств бюджетов разных уровней;

3. при наступлении определенных законом обстоятельств, признаваемых социально уважительными (социальных рисков);

4. в целях поддержания материального и социального благополучия граждан.

Каково же место пенсионного обеспечения в описанной выше системе

социального обеспечения. Понятно, что эти два понятия соотносятся как общее и частное. Иными словами социальное обеспечение включает в себя пенсионное обеспечение, но далеко не исчерпывается им.

Тем не менее, следует согласиться с А. С. Волковой, утверждающей, что в современной юридической науке нет единства мнений на счет того, каково же место пенсионного обеспечения в социальном обеспечении в целом. По мнению Волковой это связано с тем, что в науке нет единого подхода к определению таких понятий, как «социальная политика», «социальное обеспечение» и «социальная защита».

Пенсионное обеспечение представляет собой совокупность мер экономического, правового, организационного характера, которые предусматривают предоставление гражданам особого рода материальных благ.

Основаниями для предоставления гражданам указанных благ являются различные жизненные обстоятельства:

1. Наступление нетрудоспособности в связи с болезнью.

2. Наступление нетрудоспособности в связи с травмой.

3. Наступление нетрудоспособности по достижению определенного возраста.

4. Потеря кормильца.

5. Иные обстоятельства, которые могут быть предусмотрены законом.

Пенсионное обеспечение является, пожалуй, центральным институтом в системе социального обеспечения. Оно гарантирует стабильность

экономического и социального состояния общества, стимулирует его демографическую основу.

Экономическая стабильность при этом обеспечивается тем, что утратившие способность к труду граждане, получают от государства специальный вид материального содержания в достаточном размере, чтобы не выпадать из экономического оборота, поддерживая свой уровень жизни на допустимом уровне. Во-вторых, не отвлекаются ресурсы иных индивидуумов на содержание утратившего трудоспособность.

Социальная стабильность обеспечивается тем, что сохраняются устоявшиеся социальные связи за счет того, что благодаря пенсионному обеспечению человек не выпадает из жизни, не переходит из одного социального слоя в более низкий и так далее.

Стимулирование демографической основы связано со специфическими видами пенсионного обеспечения, такими как пенсия по потере кормильца и так далее.

Таким образом, пенсионная система, формируемая тремя институтами: пенсионным обеспечением, пенсионным страхованием и дополнительным (негосударственным) пенсионным страхованием, входит в систему социальной защиты. Каждый из институтов пенсионной системы является разновидностью элемента социальной защиты.

1.2 Общая характеристика пенсионной системы России

Система традиционно понимается, как совокупность взаимосвязанных закономерно взаимодействующих элементов, функционирующих ради выполнения определенного рода задач и достижения совместной цели. Пенсионная система в соответствии с данной парадигмой представляет собой совокупность правовых институтов, норм права и инструментов административно-правового регулирования, подчиненных цели пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, предусмотренных федеральным законом.

Исходя из сказанного современная пенсионная система Российской Федерации состоит из: обязательного пенсионного страхования, негосударственного пенсионного обеспечения и государственного пенсионного обеспечения.

Так выработались три базовых института пенсионного обеспечения:

1. Социальная помощь. Фактически это государственная программа

перераспределения, существующая в большинстве стран, целью которой является сокращение масштабов бедности среди пожилого населения.

2. Обязательное пенсионное страхование лиц наёмного труда и самозанятого населения. Оно предполагает уплату обязательных страховых взносов с целью страхования рисков жизненного уровня, достигнутого в трудоспособном периоде. Обязательные пенсионные программы, основанные на распределительном или накопительном принципе, действуют практически во всех государствах мира.

3. Личное пенсионное (добровольное) страхование, являющееся расширением или в некоторых случаях заменой второго института, формируется исходя из желания и финансовых возможностей граждан и реально влияет на их уровень жизни после завершения трудовой карьеры. В некоторых странах оно играет роль основного механизма самозащиты работников в период прекращения ими трудовой деятельности.

По мнению специалистов, использование всех трёх составляющих позволяет организовать наиболее надёжную систему пенсионного обеспечения. В реализации основных функций государственной пенсионной системы существует два принципиально отличающихся финансовых механизма: накопительный. Распределительная система построена по принципу «солидарности поколений», заключающегося в обеспечении выплат пенсионерам за счёт взносов следующего поколения. При накопительной системе уплачиваемые взносы не расходуются на текущие выплаты пенсионерам, а капитализируются и вместе с полученными от инвестирования доходами в дальнейшем используются для пенсионного обеспечения тех, кто осуществлял накопление. В большинстве стран пенсионные системы построены на сочетании распределительных и накопительных элементов, с доминированием одного из них.

Пенсионная система в Российской Федерации как совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсионного пособия, состоит из следующих частей:

· Государственное пенсионное обеспечение - часть пенсионной системы, обеспечивающая за счёт сумм единого социального налога предоставление базовой части трудовых пенсий, фиксированной части пенсий по инвалидности и иждивенцам умершего кормильца, а за счёт ассигнований из федерального бюджета - социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в соответствии с законодательством, а также пенсий лицам, находившимся на федеральной государственной службе или привлечённых к исполнению государственных обязанностей.

· Обязательное пенсионное страхование - часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет обязательных страховых взносов предоставление накопленной части трудовых пенсий наемным и самозанятым работникам, а

также, страховой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца.

· Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение - часть пенсионной системы, обеспечивающая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц либо средств субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, организаций.

· Социальные пенсии назначаются постоянно проживающим на территории Российской Федерации лицам, страховой стаж которых составляет менее 5 лет, по достижении 65 лет мужчинам и 60 лет женщинам в размере, равном базовой части трудовой пенсии, и в других, установленных законодательством случаях,

· Пенсии лицам, находившимся на государственной службе или привлеченным к исполнению государственных обязанностей (военнослужащие, государственные служащие, депутаты, судьи, прокуроры, лица, пострадавшие при ликвидации техногенных катастроф, и др., а также члены их семей), регулируются специальными федеральными законами с учётом имеющейся продолжительности выслуги лет и денежного содержания (довольствия) либо в размере возмещения причиненного ущерба.

Примером может служить судебная практика Верховного суда РФ , решение от 29 апреля 2009 г. N ГКПИ09-440.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Савелова Харлампия Ираклиевича о признании частично недействующим абзаца второго пункта 3 Правил исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2003 г. N 155.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил: заявление Савелова Харлампия Ираклиевича удовлетворить: признать недействующим со дня вступления в законную силу судебного решения абзац второй пункта 3 Правил исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2003 г. N 155, в части, допускающей лишение граждан Российской Федерации, проживающих за пределами Российской Федерации, права на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации". Более подробно можно ознакомится в «Приложении 3».

· Наемные и самозанятые работники, охватываемые государственной системой обязательного пенсионного страхования, при достижении возраста 60 лет для мужчин и 55 для женщин и наличии не менее 5 лет страхового стажа имеют право на трудовую пенсию, состоящую из двух частей: базовой и накопленной.

· Базовая часть трудовой пенсии устанавливается в фиксированном размере, не зависящем от продолжительности страхового стажа и величины заработка, определяемом федеральным законом.

· Накопленная часть трудовой пенсии исчисляется из пенсионного капитала, который составляют накопленные суммы взносов, отражаемые на индивидуальных счетах застрахованных лиц, и периода выплаты пенсии (срока дожития).

Новая пенсионная система состоит из двух подсистем: страховой и

бюджетной.

В таблице, приложения 1 представлена структура новой Пенсионной системы и источники финансирования ее подсистем.

Для поддержания покупательной способности трудовой пенсии законом предусмотрена периодическая индексация ее составляющих частей - страховой и накопительной - по определенным правилам.

Страховая часть трудовой пенсии, которая с 1 января 2010 года объединяет в себе фиксированный базовый размер пенсии (Б) и непосредственно страховую составляющую (ССП), индексируется в следующем порядке:

1) при росте цен за каждый календарный;

2) при меньшем уровне роста цен;

3) в случае роста цен;

4) и дополнительное увеличение - в случае, если годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в стране превысит суммарный коэффициент.

Пенсионная система России на современном этапе состоит из двух относительно самостоятельных подсистем: системы трудовых пенсий, закрепленной федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и системы государственных пенсий, закрепленной федеральным законом «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

То есть в структуру новой пенсионной системы входят следующие ее элементы:

· государственное пенсионное обеспечение;

· государственное пенсионное страхование;

· профессиональные пенсионные системы;

· дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение.

Пенсионное обеспечение финансируется за счет общегосударственных

ресурсов и федерального бюджета и распространяется на тех граждан, которые в силу различных причин получения нетрудоспособности не могут использовать метод пенсионного страхования (это государственные пенсии).

Финансирование государственных пенсий в отличие от трудовых пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Право граждан на трудовую пенсию связано с уплатой организацией-рабо­тодателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые зачисляются непосредственно в бюджет ПФ.

Право на трудовую пенсию и ее размер напрямую зависят теперь от количества лет, в которые уплачивались страховые взносы в пенсионную систему, и представления индивидуальных сведений в систему персонифицированного учета.

Граждане, которые достигли пенсионного возраста, но не приобрели право на установление трудовой пенсии по старости, могут получить средства пенсионных накоплений, учтенные на их пенсионном счете накопительной части трудовой пен­сии, в виде единовременной выплаты.

При этом законом определены критерии лиц, имеющих право на указанную выплату, и порядок обращения в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий обязательное пенсионное страхование, за получением единовременной выплаты.

Выплата будет производиться в течение одного месяца со дня принятия решения наличными денежными средствами через кассу фонда путем перевода средств через отделение почтовой связи либо путем перечисления их на счет лица в банке.

Обязательное пенсионное страхование предполагает выплату трудовых пенсий за счет обязательных страховых взносов с работодателей. С 2012 года размер страховых взносов составляет 30% от фонда оплаты труда, 22% из которых направляются на пенсионное обеспечение в Пенсионный фонд Российской Федерации, 6% из которых идут в накопительную часть застрахованного лица (1967 года рождения и моложе).

Негосударственное пенсионное обеспечение - добровольное формирование негосударственной пенсии. Негосударственная пенсия выплачивается только негосударственными пенсионными фондами и формируется за счет добровольных пенсионных взносов физических лиц по индивидуальным пенсионным планам или за счет добровольных пенсионных взносов работодателей в пользу работников по корпоративным пенсионным программам.

Государственное пенсионное обеспечение представлено государственными пенсиями военнослужащим, государственным служащим, участникам Великой Отечественной войны; гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф; нетрудоспособным гражданам.

Повышение пенсий в рамках новой Пенсионной системы, как заявил президент, приведет к увеличению финансовой нагрузки на бизнес. При этом особое внимание государство уделяет мерам в отношении субъектов малого предпринимательства, а также сельскохозяйственных производителей, в частности, устанавливает для них пониженные ставки страховых взносов на переходный период до 2019 г. При всем при этом, лица, занятые в этих секторах экономики, не будут сталкиваться со снижением уровня пенсионного обеспечения.

1.3 Социальное назначение и функции пенсионного обеспечения

Функции пенсионного обеспечения необходимо анализировать в их совокупности, как абсолютно все существующие и возможные направления деятельности пенсионной системы.

Осуществление указанных функции обязано быть направлено на реализацию основной цели существующей пенсионной системы - создание и поддержание приемлемого уровня жизни всем пенсионерам. В юридическом научном сообществе нет единства по поводу формулировок в данной области и не существует определенности в том, какие именно функции исполняет государственное пенсионное обеспечение. Представляется, что функции пенсионного обеспечения должны представлять комбинацию из функций пенсионного страхования, пенсионного обеспечения, негосударственного пенсионного страхования, так как они согласовываются между собой.

1. воспроизводственная;

2. социальная;

3. перераспределительная;

4. стимулирующая;

5. политическая.

Воспроизводственная функция пенсионного обеспечения заключается в том, чтобы удовлетворить минимальные потребности нетрудоспособного и нуждающегося населения и обеспечить минимально гарантированный уровень жизни данного населения. Из названия данной функции следует её экономический характер: нетрудоспособное население не должно выпадать из имущественного, экономического оборота, иначе это приведет к существенному ухудшению экономической ситуации в целом.

Социальная функция пенсионного обеспечения выражается в том, что предоставляя нетрудоспособному населению минимальный уровень экономического обеспечения, государство тем самым гарантирует данной категории населения также и социальную защиту - а именно: возможность пользоваться медицинскими услугами, санитарно-курортным лечением, обеспечивать себе качественный досуг и отдых и так далее.

Перераспределительная функция пенсионного обеспечения выражается в том, что государство обеспечивает нетрудоспособному населению постоянный доход, который они утратили в связи с определенными жизненными обстоятельствами. Однако возможность обеспечения такого дохода нетрудоспособному населению достигается за счет перераспределения экономических благ внутри общества.

Стимулирующая функция пенсионного обеспечения выражается в том, что размер будущего пенсионного обеспечения конкретного гражданина зависит от его трудовой деятельности и вклада в процессе исполнения трудовой функции в трудоспособном возрасте. Таким образом, государство стимулирует работающих сегодня на увеличение своего дохода, на увеличение производительности и качества своего труда.

Политическая функция пенсионного обеспечения выражается в том, что государство согласовывает общественные интересы между нетрудоспособной частью общества и той частью общества, которая сегодня производит общественный продукт.

Обосновано, что исходя из сущности пенсионной системы и ее места в социальной политике и в целом в системе социально-трудовых отношений, указанный перечень не охватывает все направления деятельности пенсионной системы. Учитывая точку зрения, что функции могут быть открыто провозглашенными и латентными, можно сказать, что все перечисленные ранее функции пенсионной системы относятся к явным, совпадающим с открыто провозглашенными целями и задачами пенсионной системы. Однако, они не учитывают влияния пенсионной системой на рынок труда и социальный статус пенсионера.

В качестве латентных функции в науке рассматриваются регулирующая и статусная функции. Выделение этих функций важно в связи с тем, что пенсионная система имеет возможность прямо и косвенно регулировать выход на рынок труда работников старших возрастных категорий. Прямое регулирование достигается через установление общепринятого возраста выхода на пенсию, а так же условиями и списками работников, имеющих право на досрочную пенсию. Косвенное регулирование достигается путем различных программ, стимулирующих к более раннему или более позднему выходу на пенсию, а так же за счет соотношения размеров пенсии и заработной платы, которое складывается на рынке труда. Таким образом, изменение размеров пенсии сказывается на сроках пребывания работников на рынке труда.

Статусная функция предполагает соответствие положения пенсионера тому статусу, который он занимал по должности и размеру заработной платы до выхода на пенсию. Это место пенсионера по отношению к другим пенсионерам, как по горизонтали, так и по вертикали. Эта функция во многом вытекает из реализации стимулирующей функции. Если обеспечивается тесная связь заработной платы и пенсии, то человек выходя на пенсию, не теряет свой социальный статус. В социальном государстве человек, выйдя на пенсию, не должен считать, что его жизнь закончена, что он больше не нужен своему государству.

Каждая функция в отдельности имеет свое назначение, играет свою роль в пенсионной системе. Но реализуются все функции в комплексе, поскольку находятся они во взаимозависимости. И если какая-либо функция выполняется не в полном объеме, не в должной мере, это нарушает целостность обозначенного круга обязанностей и создает препятствия на пути достижения главной цели пенсионной системы.

1.4 Причины появления законодательства о пенсионном обеспечении

Причины появления законодательства о пенсионном обеспечении следует искать в тех функциях, которые это законодательство исполняет. В рамках настоящей работы нами выделены четыре основные причины появления пенсионного обеспечения в обществе:

1. Экономическая.

2. Социальная.

3. Политическая.

4. Идеологическая (гуманистическая).

Экономическая причина. Исторически общество развивается от простого к сложному. Изначально экономическая система любого общества направлена только лишь на то, чтобы обеспечить функционирование и выживание здорового трудоспособного населения, которое участвует в создании общественного продукта. В этот период исторического развития отвлечение экономических средств на поддержание жизни нетрудоспособных членов общества является непозволительной роскошью и становится угрозой выживания общества. Продолжительность жизни в таких обществах также существенно ниже современной, а следовательно, и как таковой нужды в поддержании стариков и инвалидов нет. Фактически утрата трудоспособности в таком обществе означает скорую смерть.

С развитием экономики появляется так называемый прибавочный продукт - то есть те экономические средства и возможности, которые не требуются для выживания общества, излишки, которые социум может расходовать на иные цели. В результате растет численность населения, увеличивается количество трудоспособного населения и вместе с тем количество нетрудоспособного. Растет продолжительность жизни. Уход за нетрудоспособными членами социума постепенно от функции семьи переходит

...

Подобные документы

    Современное состояние пенсионной системы России и пенсионная реформа. Условия назначения пенсий, страховой стаж, размеры пенсий. Направления совершенствования пенсионного законодательства. Основные различия между старой и новой пенсионными системами.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2015

    Пенсионное обеспечение в России: исторический аспект. Особенности современной пенсионной реформы в Российской Федерации. Основные направления работы Управления Пенсионного фонда РФ в Еравнинском районе Республики Бурятия по реализации пенсионной реформы.

    дипломная работа , добавлен 19.11.2015

    Экономический анализ пенсионной реформы России, ее распределительные аспекты, проблемы и перспективы развития. Характеристика различных этапов проведения пенсионных реформ. Стратегия развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2013

    Устройство пенсионной системы Российской Федерации. Назначение и выплата профессиональных льготных пенсий, связанных с особыми условиями труда. Пенсионная реформа в России. Общая структура трудовой пенсии. Основные условия программы софинансирования.

    реферат , добавлен 26.11.2010

    Теоретические основы социального страхования и пенсионного обеспечения. Механизмы социальной защиты. Развитие пенсионного обеспечения. Тенденция пенсионных выплат. Индексация пенсий в Российской Федерации. Перспективы развития пенсионного обеспечения.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2014

    Необходимость проведения пенсионной реформы в Российской Федерации, ее основные цели, задачи и направления. Управление средствами пенсионных накоплений, контроль за их сохранностью. Оценка эффективности и изъяны пенсионной реформы, ее дальнейшее развитие.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2011

    Анализ пенсионной системы Российской Федерации: понятие, виды, элементы. Характеристика обязательного пенсионного страхования, основные принципы и субъекты. Порядок назначения трудовых пенсий. Государственное пенсионное обеспечение: право на получение.

    дипломная работа , добавлен 14.10.2012

    Современная система Пенсионного Фонда Российской Федерации, её задачи и значение. Порядок осуществления пенсионного обеспечения граждан. Роль персонифицированного учета в пенсионной системе. Основные виды пенсий и источники формирования средств ПФ РФ.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2013

    Рассмотрение структуры Пенсионного Фонда Российской Федерации, а также его нормативно-правового обеспечения. Характеристика особенностей пенсионной реформы в России. Анализ структуры финансового обеспечения данного социального института государства.

    дипломная работа , добавлен 20.02.2015

    История возникновения и развития пенсионного страхования в России. Основные причины и обоснование необходимости реформирования государственной пенсионной системы. Современное состояние системы пенсионного страхования. Программа пенсионной реформы.

Пенсионная система - это совокупность создаваемых государством правовых, экономических, организационных институтов и норм, предусматривающих предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии.

Действующая в РФ пенсионная система предполагает наличие большого числа различного вида пенсий, которые можно классифицировать по различным основаниям.

Пенсия (от лат. решю - платеж) - регулярная денежная выплата (в расчете на месяц), которая производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из специальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей.

Структуру новой пенсионной системы составляют следующие ее элементы: -

государственное пенсионное обеспечение; -

государственное пенсионное страхование; -

профессиональные пенсионные системы; -

дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение.

Государственное пенсионное страхование направлено на

формирование страховой и накопительной частей трудовых пенсий, пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца за счет обязательных страховых взносов.

Государственное пенсионное обеспечение направлено на начисление базовой части трудовых пенсий, выплачиваемых по Закону о трудовых пенсиях, и пенсий за выслугу лет, по старости, инвалидности и социальных пенсий, выплачиваемых по Закону о пенсионном обеспечении, и финансируется из федерального бюджета за счет перечисляемых работодателями сумм единого социального налога.

Дополнительное пенсионное обеспечение и страхование обеспечит гражданам дополнительные пенсии за счет накопительных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц в государственной и негосударственной системе пенсионного страхования в дополнение к двум первым частям.

Профессиональные пенсионные системы обеспечат предоставление лицам, имевшим более высокие доходы, пенсий в размерах, соответствующих уровню их заработной платы.

В зависимости от того, кто устанавливает пенсии, все пенсии можно подразделить на два вида: государственные и негосударственные.

В свою очередь государственная система пенсионного обеспечения состоит из двух составляющих ее частей: государственное пенсионное обеспечение и государственное пенсионное страхование.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летноиспытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Государственное пенсионное страхование - организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в РФ установлены ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Данный Закон устанавливает, что обязательное пенсионное страхование осуществляется страховщиком, а именно Пенсионным фондом РФ, который является государственным учреждением.

Обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования.

Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами.

Государственные пенсии также можно классифицировать по различным основаниям: 1.

По источнику финансирования все государственные пенсии можно разделить на два вида:

а) пенсии, выплачиваемые за счет средств Пенсионного фонда РФ;

б) пенсии, выплачиваемые за счет ассигнований из бюджетов различных уровней. 2.

По отношению к труду и иной общественно полезной деятельности государственные пенсии делятся на два вида:

а) пенсии заработанные трудом - трудовые;

б) пенсии социальные, т.е. такие, которые назначаются вне связи с трудом.

В свою очередь, трудовые пенсии делятся на три вида: -

пенсия по старости, -

пенсия по инвалидности, -

пенсия по случаю потери кормильца. 3.

По кругу лиц, имеющих право на получение пенсии, можно назвать следующие виды государственных пенсий: пенсии лицам, работавшим на основании трудового договора; государственным служащим; судьям; инвалидам; лицам, проходившим военную службу; лицам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; участникам Великой Отечественной войны; детям-сиротам и др. 4.

По нормативным актам, на основании которых назначаются пенсии, государственные пенсии делятся на: -

пенсии, назначаемые на основании ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" от 15 декабря 2001г. N 166-ФЗ; -

пенсии, назначаемые на основании ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17 декабря 2001г. N 173-ФЗ; -

пенсии, назначаемые на основании Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993 №4468-1; -

пенсии, назначаемые на основании иных законов

В ч. 3 ст. 39 Конституции РФ предусмотрено, что «поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность». В развитие этой конституционной нормы сейчас у нас в стране есть негосударственные пенсии, которые могут устанавливаться различными юридическими и физическими лицами (негосударственные пенсионные фонды, отдельные работодатели, частная благотворительность).

Действующая пенсионная система предусматривает не только многочисленные виды пенсий, но и иные выплаты, которые по своей сути также являются пенсиями, но носят иное название. Например, судьи имеют право получать пожизненное содержание; граждане, осуществлявшие трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ, и граждане, имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед РФ, могут получать дополнительное пожизненное материальное обеспечение. 4.2

Государственная пенсионная система в России в настоящее время не едина. Согласно действующему пенсионному законодательству, она состоит из двух относительно самостоятельных пенсионных систем - это обязательное пенсионное страхование и государственное пенсионное обеспечение. Названы они так потому, что законодатель, надо полагать, хотел провести такое деление исходя из существующих форм организации пенсионного обеспечения и главным образом в за- висимости от финансовых источников - страховых платежей и средств государственного бюджета.

Страховая пенсионная система - это система создаваемых го- сударством правовых, экономических и организационных мер, которая должна быть направлена на возмещение гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления пенсий в порядке обязательного страхового обеспечения. Бюджетная пенсионная система - система правовых, экономических и организационных мер, создаваемых государством в целях компенсации гражданам заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на пенсию; либо компенсации вреда, нанесенного их здоровью при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.



Различий между двумя пенсионными системами много, поэтому назовем лишь главные из них: источники их финансирования;

круг лиц, подлежащих обеспечению пенсиями; виды пенсий; условия предоставления пенсий; нормативные правовые акты, регулирующие пенсионные отношения; органы, осуществляющие пенсионное обеспе- чение, и др.

Рассмотрим некоторые из названных различий и критерии их разграничения. Источники финансовых средств. Врамках страховой пенсионной системы таким источником является бюджет ПФР. Он формируется главным образом за счет страховых взносов; средств федерального бюд- жета; сумм пеней и иных финансовых санкций; доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенси- онного страхования. В последние годы появились и другие источники пополнения бюджета ПФР: это добровольные взносы физических лиц и организаций, уплачиваемые ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц. Есть и иные источники, не запрещенные законо- дательством РФ. Финансирование пенсий по бюджетной пенсионной системе производится за счет средств государственного бюджета, включая феде- ральный, региональные (субъектов Российской Федерации) и местные (муниципальные) бюджеты. Эти средства формируются за счет налогов, предусмотренных налоговым законодательством, а также иных финансовых источников.

Круг лиц, подлежащих обеспечению пенсиями . Различия пен- сионных систем можно наблюдать и в категориях лиц, обеспечиваемых пенсиями. Страховая пенсионная система «обслуживает» застрахованных граждан данным видом обязательного социального страхования, т. е. граждан, имеющих право на страховые пенсии. Ими являются- граждане России, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору; самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты); граждане, являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств; а также работающие за пределами территории России, в случае уплаты страховых взносов в установленном федеральным законом порядке. К ним также относятся лица, являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занятые в традиционных отраслях хозяйства, и иные категории граждан, дела которых относительно обязательного пенсионного страхования решаются в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании».

Право на получение пенсии по бюджетной пенсионной системе имеют российские граждане, соблюдающие условия, предусмотренные Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении». Ктаковым относят, например, федеральных государственных служащих, военнослужащих, участников Великой Отечественной войны, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, нетрудоспособных граждан, не имеющих право на трудовые пенсии. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживаю- щие на территории Российской Федерации, имеют право на получение пенсии на тех же основаниях, что и граждане России, если иное не предусмотрено вышеназванным законом или международными договорами Российской Федерации.

Пенсионная система России во многом изменилась за последние десятилетия. Пережив несколько реформ, она продолжает модернизироваться до сих пор.

Распределительная пенсионная система

Первым сигналом к значительным переменам стало создание Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФРФ) в 1990 году. Он выступал в качестве места аккумулирования, хранения и размещения страховых взносов, которые направлялись на выплату пенсий. Вплоть до 2002 года в России функционировала распределительная система пенсионного обеспечения. Согласно условиям данной пенсионной системы пенсии выплачивались только за счет страховых взносов работающих граждан. Таким образов пенсия была исключительно распределительной, а все собранные деньги шли на выплату текущих пенсий.

Распределительно-накопительная пенсионная система

Современная распределительно-накопительная пенсионная система в России начала функционировать с 1 января 2002 года. С этого времени начала действовать новая система обязательного пенсионного страхования. После реформы трудовая пенсия стала состоять из трех частей: страховой, накопительной и базовой. Так было до 2014 года. В ходе очередного витка пенсионной реформы в 2015 году в системе обязательного пенсионного страхования были введены два вида пенсий:

Основа будущей пенсии – страховые взносы, которые уплачивает работодатель за работника. Взносы составляют 22% от годового фонда оплаты труда работника. Из них 6% – это солидарный тариф, предназначенный для формирования государством денежных средств на фиксированные выплаты (до 2014 года – так называемый базовая часть пенсии), а 16% – это индивидуальный тариф, который учитывается на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.

До конца 2015 года каждый гражданин 1967 года и моложе должен был выбрать свой вариант пенсионного обеспечения:

Каждый гражданин ответственен за свою пенсию – помимо выбора варианта пенсионного обеспечения, гражданин может:

  • заключить с негосударственным пенсионным фондом договор негосударственного пенсионного обеспечения, чтобы получать дополнительную пенсию;
  • участвовать в Программе государственного софинансирования пенсий , чтобы увеличить накопительную пенсию с помощью добровольных взносов, которые удваивает государство.