Прямое государственное регулирование экономики. Прямое государственное регулирование. Методы государственного регулирования цен

Можно выделить две группы методов государственного регулирования: прямые и косвенные. Границы между ними часто носят условный характер и поэтому некоторые методы являются методами смешанного типа.

Структура используемых методов зависит от форм собственности объектов регулирования. Прямые методы шире используются в управлении государственной и муниципальной собственностью. Косвенные методы применяются в основном к объектам негосударственных форм собственности.

Методы прямого государственного регулирования.

К прямым методам относятся административные методы воздействия государственных органов на деятельность субъектов рыночных отношений. Примером административных прямых методов регулирования была социалистическая система хозяйствования. В условиях рыночной экономики возможности применения прямых методов регулирования резко сокращается.

Методы прямого государственного регулирования включают в себя:

1. финансовую поддержку (субсидии) государства отдельным фирмам, убыточность и банкротство которых могут иметь серьезные экономические и финансовые последствия для экономики страны;

2. проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку и финансирование научно-технических, экономических и других государственных программ;

3. финансирование социальной сферы: образования, здравоохранения, бирж труда, переподготовки высвобождаемых работников и т.д.;

4. введение обязательных стандартов, за невыполнение которых государство применяет соответствующие санкции. Это, в основном, стандарты социального характера: экономические, санитарные и др.;

5. антимонопольные меры, направленные на предупреждение образования новых и контроль за деятельностью и ликвидация уже существующих монополий;

6. государственные закупки и заказы, которые влияют на распределение дохода и ресурсов;

7. государственное предпринимательство в областях, в которых требуются огромные инвестиции и риск, а будущая норма прибыли носит неопределенный характер.

Методы косвенного государственного регулирования

К косвенным методам относятся налогово-бюджетное и кредитно-денежное регулирование.

1. Налогово-бюджетное регулирование. Современные государственные бюджеты выполняют не столько обычные фискальные функции, т.е. аккумуляцию части доходов субъектов экономики, необходимую для финансирования деятельности государства, сколько активные перераспределительные функции, регулирующие развитие социальных и экономических процессов. Кроме выполнения традиционных фискальных функций налоговая система становится все более активным инструментом государственного регулирования. Важную роль играет при этом система налоговых льгот.

2. Кредитно-денежное регулирование. Оно предполагает манипулирование процентной ставкой, условиями кредита, нормами обязательных резервов банков, объемом денежной массы.

Более подробно эти методы будут рассмотрены в § 7.4. Последователи Дж.М. Кейнса поощряют расширение государственного вмешательства в экономику и первостепенную роль отводят бюджетно-налоговым методам регулирования. Современные последователи неоклассического направления - монетаристы - считают, что рыночная экономика обладает способностью к саморегулированию и выступают за ограничения государственного вмешательства. Центр тяжести они переносят на кредитно-денежное регулирование.

Полувековой опыт регулирования экономики в развитых странах показывает, что влиять на конкурентный рынок можно в основном косвенными, экономическими методами. Это не означает, что в развитом рыночном хозяйстве административные методы вообще не имеют права на существование. Бывают ситуации, характерные именно для рыночной экономики, когда применение таких методов не только допустимо, но и необходимо.

Сами косвенные методы регулирования экономики надо использовать очень осторожно, не подменяя ими рыночный механизм. Надо помнить, что нет ни одного экономического регулятора, который давал бы одинаковый эффект на любом рынке, в любое время в различных национальных экономиках. Более того, один и тот же регулятор может дать на одном рынке при изменении ситуации противоположный эффект. Большинство регуляторов оказывают противоположное воздействие на экономику.

Любая экономика, в том числе и рыночная, обладает определенной инерционностью. Экономические процессы требуют затрат ресурсов и времени. Поэтому неизбежно возникает эффект запаздывания, появляется лаг (разрыв во времени), отделяющий изменения цели от изменений инструмента. Поэтому одна из важнейших проблем государственного регулирования: необходимо заранее знать не только вероятный результат воздействия на экономику данным регулятором, но и то, когда его можно ожидать.

Реализация целей государственного регулирования экономики на практике обеспечивается с помощью различных методов (экономических, административных, административно-экономических, технических приемов, форм и способов целесообразного действия). Опыт исторического развития свидетельствует о том, что спектр применяемых методов государственного регулирования экономики постоянно расширяется. Это обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, постоянным ростом масштабов и усложнением структуры экономики. Во-вторых, необходимостью предугадывания и адекватного реагирования на действия множества трудно предсказуемых факторов, оказывающих атияние на развитие национального хозяйства. Причем само реагирование на изменение экономической ситуации должно быть по возможности опережающим. В этой связи настоятельно необходимым становится решение двух задач:
1) нахождение наиболее удачных и разумных комбинаций применяемых методов воздействия, соответствующих специфике регулируемых сфер национальной экономики;
2) учет возможных негативных последствий в сопряженных сферах экономики.

Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться для разных целей, в разных сочетаниях и с разной степенью интенсивности. В зависимости от характера целей будет меняться роль того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования в определенный период времени. При выборе конкретных методов воздействия очень важно знать сущность и специфику каждого метод, структурную соподчиненность различных механизмов и инструментов регулирования, непротиворечивость взаимодействия и т.д.

В зависимости от выбранных критериев существует несколько классификаций методов государственного регулирования экономики.

I. По степени непосредственного воздействия государства на процесс принятия субъектами управленческих решений различаются методы прямого и косвенного воздействия.

Прямые методы государственного регулирования экономики оказывают непосредственное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов, они вынуждают их принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписание государства.

Косвенные методы государственного регулирования экономики предусматривают использование инструментов и методов воздействия государства на частное предпринимательство с точки зрения обеспечения макроэкономических пропорций расширенного воспроизводства. Другими словами, при их применении государство прямо не вмешивается в процесс принятия решений экономическими субъектами. Оно лишь создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям государственной экономической политики.

Преимущество косвенных методов воздействия заключается в том, что они не нарушают рыночной ситуации, а недостаток в том, что существует определенный временной лаг, между моментами принятия государством мер, реакцией на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.

Косвенные методы государственного регулирования экономики могут иметь различную степень влияния на принятие субъектами самостоятельных решений: налоги и пошлины, например, воздействуют достаточно активно, предоставление же экономической информации рыночному сектору, хотя и экономически реализуется в интересах государственной политики, не вызывает столь серьезной реакции рыночных агентов.

2. По организационно-институционному критерию принято различать административные и экономические методы государственного регулирования экономики.

Административные методы государственного регулирования экономики базируются на силе государственной власти. Совокупность административных методов охватывает регулирующие действия, связанные с обеспечением правовой ин-фоструктуры, и имеет цель создать правовые условия, наиболее благоприятные для частного сектора. Функции административных методов заключаются в обеспечении стабильной юридической обстановки для деловой жизни; защите конкурентной среды; гарантировании права собственности и свободы принятия экономических решений.

В странах с развитыми формами рыночных отношений административные методы регулирования экономики в обычных условиях используются мало. В критических же ситуациях (во время войн, кризисного положения в экономике и т.п.) роль этих методов регулирования резко возрастает.

Степень применения административных методов различна в зависимости от сферы национального хозяйства. Наиболее активно они используются в охране окружающей среды, в области социальной поддержки плохо обеспеченных и относительно слабо защищенных слоев населения путем создания минимальных бытовых условий.

Административные методы подразделяются на меры запрета, разрешения и принуждения.

Экономические методы представляют собой меры государственного воздействия, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло. Эти меры регулирования связаны или с созданием дополнительного материального стимула, или с опасностью финансового ущерба.

Из экономических мер наиболее часто используются:
а) средства финансовой (бюджетной, фискальной) политики. Финансовая политика - многоплановое понятие, трактуемое, с одной стороны, как совокупность мер прямого воздействия по реализации бюджетно-налоговых, фискальных целей экономической политики, а с другой стороны, как реализация финансовых мер, составляющих часть государственной экономической политики в целом;
б) средства денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика (по сравнению с финансовыми мерами) относится к мерам косвенного воздействия. Если финансовую политику проводит в первую очередь министерство финансов, являясь составным звеном правительства, то денежно-кредитная политика реализуется Центробанком, который обладает относительной независимостью от законодательной и исполнительной властей;
в) прогнозирование, планирование и программирование экономики.
Составление прогнозов, индикативных планов и программ как способ косвенного государственного воздействия имеет рекомендательный характер для частного сектора и ориентировано на обеспечение деловых кругов информацией, позволяющей выбрать лучший путь реализации текущих и перспективных задач;
г) воздействие государственного сектора экономики, являющегося самостоятельным комплексным инструментом.

Зрелая рыночная экономика предполагает в основном косвенное воздействие государства на хозяйствующих субъектов, что обеспечивает свободу в принятии частных экономических решении. В условиях же трансформируемой экономики (или в случае кризиса) соотношение методов должно стать другим: бюджетное (т.е. прямое) регулирование выдвигается на первый план.

Реализация целей государственного регулирования экономики на практике обеспечивается с помощью различных методов — экономических, административных, административно-экономических, а также технических приемов, форм и способов целесообразного действия. Опыт исторического развития свидетельствует, что спектр применяемых методов государственного регулирования экономики постоянно расширяется. Это обусловлено двумя основными причи-нами; во-первых, постоянным ростом масштабов и усложнением структуры экономики . Во-вторых, необходимостью предугадывания и адекватного реагирования на действия множества трудно предска-зуемых факторов, оказывающих влияние на развитие национального хозяйства. Причем само реагирование на изменение экономиче-ской ситуации должно быть по возможности опережающим.

В этой связи настоятельно необходимым становится решение двух задач:

1) нахождение наиболее удачных и разумных комбинаций при-меняемых методов воздействия, соответствующих специфике регу-лируемых сфер национальной экономики;

2) учет возможных негативных последствий в сопряженных сферах экономики.

Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться для разных целей, в разных сочетаниях и с разной степенью интенсивности. В зависимости от характера целей будет меняться роль того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования в определённый период. При выборе конкретных методов воздействия важно знать сущность и специфику каждого метода, структурную соподчиненность раз-личных механизмов и инструментов регулирования, непротиворе-чивость взаимодействия и т.д.

В зависимости от выбранных критериев существует несколько классификаций методов государственного регулирования экономики.

1. По степени непосредственного воздействия государства на процесс принятия субъектами управленческих решений различают-ся методы прямого и косвенного воздействия (рис, 5.2).

Прямые методы государственного регулирования экономики оказывают непосредственное воздействие на деятельность хозяйст-вующих субъектов, вынуждая их принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства.

Косвенные методы предусматривают использование инструмен-тов и методов воздействия государства на частное предпринима-тельство с точки зрения обеспечения макроэкономических пропор-ций расширенного воспроизводства. Другими словами, при их при-менении государство прямо не вмешивается в процесс принятия решений экономическими субъектами. Оно лишь создает предпо-сылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям государственной экономической политики.


Преимущество косвенных методов воздействия заключается в том, что они не нарушают рыночной ситуации, а недостаток в том, что существует определенный временной лаг между моментами принятия государством мер, реакцией на них экономики и реаль-ными изменениями в хозяйственных результатах.

Косвенные методы могут иметь различную степень влияния на принятие субъектами самостоятельных решений: налоги и пошли-ны, например, воздействуют достаточно активно, а предоставление экономической информации рыночному сектору, хотя и экономи-чески реализуется в интересах государственной политики, не вызы-вает столь серьезной реакции рыночных агентов .

2. По организационно-институциональному критерию принято различать административные и экономические методы государст-венного регулирования экономики.

Административные методы базируются на силе государственной власти. Совокупность таких методов охватывает регулирующие дей-ствия, связанные с обеспечением правовой инфраструктуры, и име-ет цель создать правовые условия, наиболее благоприятные для ча-стного сектора. Функции административных методов заключаются в обеспечении стабильной юридической обстановки для деловой жизни, защите конкурентной среды, гарантировании права собст-венности и свободы принятия экономических решений.

В развитых странах административные методы регулирования экономики в обычных условиях используются мало. В критических ситуациях (во время войн, кризисного положения в экономике и т.п.) роль этих методов регулирования резко возрастает.

Степень применения административных методов различна в за-висимости от сферы национального хозяйства. Наиболее активно они используются в охране окружающей среды, в области социаль-ной поддержки плохо обеспеченных и относительно слабо защи-щенных слоев населения. Административные методы подразделя-ются на меры запрета, разрешения и принуждения.

Экономические методы представляют собой меры государствен-ного воздействия, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло. Эти меры связаны или с созданием дополни-тельного материального стимула, или с опасностью финансового ущерба.

Из экономических мер наиболее часто используются:

а) средства финансовой (бюджетной, фискальной) политики. Финансовая политика — многоплановое понятие, трактуемое, с одной стороны, как совокупность мер прямого воздействия по реали-зации бюджетно-налоговых, фискальных целей экономической поли-тики, а с другой — как реализация финансовых мер, составляющих часть государственной экономической политики в целом;

б) средства денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика (по сравнению с финансовыми мерами) относится к ме-рам косвенного воздействия. Если финансовую политику проводит в первую очередь Министерство финансов, являясь составным зве-ном правительства, то денежно-кредитная политика реализуется Центробанком, который обладает относительной? (Независимостью от законодательной и исполнительной властей;

в) прогнозирование, планирование и программирование эконо-мики. Составление прогнозов, индикативных планов и программ как способ косвенного государственного воздействия имеет реко-мендательный характер для частного сектора и ориентировано на
обеспечение деловых кругов информацией, позволяющей выбрать лучший путь реализации текущих и перспективных задач;

г) воздействие государственного сектора экономики.

Зрелая рыночная экономика предполагает в основном косвен-ное воздействие государства на хозяйствующие субъекты, что обес-печивает свободу в принятии частных экономических решений. В условиях трансформируемой экономики (или в случае кризиса) со-отношение методов должно стать другим: бюджетное (т.е. прямое) регулирование выдвигается на первый план.

экономика политика государственный

Экономическая политика реализуется посредством совокупного механизма государственного воздействия на хозяйство с помощью разнообразных методов. Применительно к современным российским условиям разнообразие подходов к оценке роли государства и государственного регулирования в переходный период можно свести условно к двум направлениям, которые отличаются по методам регулирования.

Первое направление: государственное вмешательство ограничено в основном методами финансово-кредитного регулирования. Существует стандартный набор таких методов, как-то: использование учетной ставки процента; изменение обязательного минимального резерва, объема денежной массы в обращении; эмиссия денег; изменение валютного курса, применение налоговых ставок и т.д. Основной постулат этой концепции: меньше участия государства, больше «индекса экономической свободы».

Второе направление - активное государственное регулирование экономики, проведение целенаправленной структурной, инвестиционной, социальной политики, государственное регулирование цен на топливно - энергетические ресурсы, потребительские товары первой необходимости и т.д. Вторая концепция направлена на усиление регулирующих функций государства в переходной экономике. Методы финансово-кредитного регулирования в этой концепции - лишь часть методов. В целом их набор более разнообразен.

При классификации методов условно различают два подхода. Согласно первой классификации целесообразно выделить общие методы, частные и специальные.

К общим методам методологии относятся: совокупность методов познания, системный метод, теория общественного воспроизводства и др.

В госрегулировании процессов социально-экономического развития большое применение находят частные методы, включающие статистические, экономико-математические и другие методы.

Существует многообразие статистических методов, однако применительно к регулированию особое значение имеют методы:

  • - экстраполяции;
  • - экономических группировок;
  • - индексный;
  • - бюджетный (метод выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств);
  • - другие.

Метод экстраполяции применим главным образом при разработке первоначальных прогнозов, проектировок основных направлений, программ. Точность этого метода тем больше, чем меньше период, в отношении которого метод применяется.

Метод экономических группировок широко используется в государственном регулировании. Группировки позволяют распределить сложные по своему составу совокупности на группы, однородные по какому-либо существенному признаку. Анализ чаще всего осуществляется с помощью структурных, динамичных и структурно - динамических группировок, сформированных по одному признаку или сочетанию нескольких.

Бюджетный метод (метод выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств) представляет собой метод государственного статистического наблюдения за уровнем жизни населения и проводится органами государственной статистики в соответствии с федеральной программой статистических работ. Материалы обследования являются основой для получения данных о распределении и дифференциации населения по уровню материального благосостояния, потребления, денежных расходов, условий жизни населения.

К специальным методам, играющим особо важную роль во всех формах государственного регулирования, относятся балансовый, программно-целевой, нормативный.

Балансовый метод имеет особое значение. В рыночной экономике необходимо обеспечение равновесия, поэтому проблемы сбалансированности ресурсов и потребностей (материальных, трудовых, финансовых) являются первоочередными. В российской экономике несбалансированность воспроизводства проявилась в материально-вещественной несбалансированности, стоимостных диспропорциях, структурных диспропорциях, несбалансированности трудовых ресурсов и рабочих мест, региональных диспропорциях и др. В рыночной экономике роль балансов изменилась: они трансформируются в инструмент анализа и прогнозирования равновесия на товарном рынке.

Программно-целевой метод может использоваться при решении конкретной проблемы, которая характеризуется значимостью, невозможностью решения ее другими методами или образуется на стыке отраслей, что требует специального подхода.

Нормативный метод применяется как самостоятельно, так и в совокупности с другими методами, например совместно с программно-целевым методом определяются количественные показатели целей и необходимые ресурсы для достижения этих целей. Нормативный метод используется для выявления потребностей и возможных ресурсов при разработке различных балансов, определения норматива оборотных средств, норм амортизационных отчислений.

Норма - научно обоснованная мера общественно-необходимых затрат ресурса на изготовление единицы продукции заданного качества. В условиях рыночной экономики акцент смещается с системы технико-экономических норм и нормативов на обоснование экономических, социальных, экологических нормативов. Технико-экономические нормативы позволяют хозяйствующим субъектам в рыночных условиях определить расход сырья, топлива, электроэнергии и т.д. Государство же вместо разработки и утверждения таких нормативов (как было ранее) занимается разработкой и реализацией программ с ресурсосберегающей направленностью экономического развития (экономией основных видов ресурсов). Это вызвано тем, что энергоемкость отечественного производства в 1,8 раза выше, чем в США, и в 3 раза выше, чем в Западной Европе .

Экономические нормативы являются важными регуляторами развития экономики в целом и отдельных социально-экономических процессов в частности. К ним относятся:

  • - различного вида налоги на имущество, доходы, добычу полезных ископаемых, товары и услуги, а также таможенные пошлины;
  • - финансовые нормативы: трансферты, отчисления в бюджет, отчисления во внебюджетные фонды и т.д.;
  • - банковские нормативы: нормативы обязательных резервных отчислений, учетная ставка и др.

Важное место среди экономических нормативов занимают финансовые нормы и нормативы. В финансовом планировании это показатели, отражающие минимальные, средние или максимально предельные величины, регулирующие образование, распределение и перераспределение финансовых ресурсов. Применение их способствует связи производства и финансовых показателей, обеспечению сбалансированности бюджета. Финансовые нормы и нормативы делятся на: утверждаемые и расчетные.

Утверждаемые нормативы устанавливаются действующим законодательством - это ставки налогов, нормативы платежей в бюджет из прибыли, отчисления во внебюджетные фонды (единый социальный налог), ставки подоходного налога и др.

К расчетным финансовым нормативам относятся нормативы оборотных средств. Среди финансовых нормативов большое значение имеют нормативы межбюджетных отношений: распределение трансфертов, дотации, субвенции, субсидии и т.п.

В зависимости от назначения различают единые и дифференцированные финансовые нормы и нормативы. Так, нормы амортизации, дифференцированные по видам основных фондов, одновременно являются едиными для отраслей.

Социальные нормативы. Они должны разрабатываться на основе прожиточного минимума и потребительских бюджетов, определенных методом минимального потребительского и рационального потребительского бюджетов.

Экологические нормативы. Под экологическими нормативами понимаются устанавливаемые компетентными органами предельно допустимые изменения в природе (ее элементах, популяциях и т.д.), вносимые людьми в процессе их жизнедеятельности.

Экологические нормативы многообразны. Это предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ по ингредиентам, предельно допустимые шумовые загрязнения, расчетная лесосека (в лесопользовании), нормы отлова рыбы в водоемах, нормы отстрела дичи, объемы выбросов загрязняющих веществ, содержание (концентрация) в них вредных веществ, предельно допустимые выбросы в стоки и др.

Экологические нормативы применяются при расчетах эффективности природоохранных мероприятий, создании основных фондов природоохранного назначения и природоохранных объектов, разработке целевых природоохранных программ и территориальных комплексных схем охраны природы. Другая классификация методов управления выделяет меры (методы) прямого и косвенного воздействия на экономику.

Прямое воздействие - это такое регулирование со стороны объекта (в данном случае государства), при котором субъекты хозяйствования приходят к решениям, основанным не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях органов власти, т.е. по принуждению. Высокая эффективность таких методов достигается при их оперативном применении. Методы прямого воздействия охватывают регулирование использования государственной собственности и государственных ресурсов. Объекты прямого воздействия - это прежде всего казенные предприятия, государственные учреждения, ресурсы бюджета.

К методам прямого государственного воздействия относятся:

  • - определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах;
  • - государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;
  • - государственная поддержка программ, заказов и контрактов;
  • - инвестиции в прирост реального капитала;
  • - управление казенными предприятиями;
  • - нормативные требования к качеству и сертификации технологий и продукции;
  • - правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.;
  • - лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеторговых операций.

Методы прямого воздействия охватывают также определенные виды контроля: валютный контроль, ограничение экспорта капитала, эмиссии денежных знаков, лицензирование отдельных видов деятельности. Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти.

Административные методы также относятся к методам прямого воздействия. К административным методам относят такие меры, как запрет, разрешение, принуждение. Для каждой сферы экономики степень их применения различна. К примеру, административные методы часто применяются при охране окружающей среды, регулировании разрешений на ведение предпринимательской, индивидуально-трудовой деятельности, выдаче лицензий. В этом аспекте государственное регулирование наиболее отчетливо проявляется в системе действующих законов. Правовое регулирование составляет основу управляющего воздействия государства на экономическую деятельность.

Методы косвенного воздействия заключаются в том, что объект не оказывает прямого действия на субъект хозяйствования и принимаемые им решения. Законодательные структуры, правительство создают предпосылки, нормативную базу к тому, чтобы при самостоятельно выбранных решениях субъекты строили свою политику в соответствии с экономическими целями государства. Такие методы, как правило, предполагают соблюдение экономического равновесия на протяжении достаточно длительного времени, и в кризисных условиях их эффективность проявляется в меньшей степени. Косвенные методы реализуются экономическими средствами .

Методы косвенного регулирования экономических процессов опираются в основном на товарно-денежные рычаги, определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности.

Экономические методы включают:

  • - налогообложение, уровень обложения налогами и систему налоговых льгот;
  • - регулирование цен, их уровня и соотношений;
  • - платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы;
  • - таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.

Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется, сужая возможности прямого вмешательства государства в процессы расширенного воспроизводства.

В рыночной экономике основу составляют методы косвенного воздействия и экономические методы. Наибольшую значимость имеют финансовые и денежно-кредитные методы воздействия на экономику. Большую роль играет регулирование государством налогового законодательства. В рыночной экономике налоги - один из основных методов регулирования финансового положения всех субъектов.

В переходной и смешанной экономиках применяется сочетание прямого и косвенного воздействия. Применение административных и экономических методов в разных сферах и отраслях имеет различную степень распространения, но приоритет отдается экономическим методам.

Следовательно, в обществе, чтобы осуществить работу одного из методов косвенного воздействия необходимы прозрачность в построении экономической системы, высокая гражданская культура населения, доступность каждого частного лица к информации о принимаемых на всех уровнях хозяйствования решениях.

Использование методов прямого и косвенного воздействия переплетается, и жесткое их разграничение объективно невозможно.

11. Самостоятельная работа студентов

Примерный перечень вопросов к экзамену.

10. Методы прямого государственного регулирования.

Государственное регулирование экономики - комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов

Методы регулирования разделяются на:

    Прямые: контроль над монополиями, экология, разработка стандартов, их поддержание Косвенные: денежная политика, контроль за доходами, социальная политика

    Внешнеэкономическое регулирование

К методам прямого государственного воздействия относятся: а) определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах; б) государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг; в) государственная поддержка программ, заказов и контрактов; г) нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции; д) правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.; е) лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеторговых операций.

Государственный заказ является общепринятой во многих странах формой регулирования экономики в условиях рынка. На основе госзаказа осуществляются закупки продукции для федеральных и региональных государственных нужд. Государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, устанавливаемом федеральным бюджетом, и являются ответственными за обеспечение государственных нужд. В целях экономического стимулирования поставщиков продукции для государственных нужд им могут предоставляться льготы по налогам, кредитам, целевые дотации, средства на капвложения. Хозяйственная деятельность предприятий регулируется на всех этапах от их учреждения до ликвидации.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Лицензирование осуществляется в целях защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства, а также повышения качества обслуживания населения, соблюдения градостроительных, экологических, санитарных норм и других правил. Лицензионную деятельность на основании Положений, утверждаемых Правительством РФ, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, иные специально уполномоченные на это органы.

Стандартизацией устанавливаются нормы, правила и характеристики в целях защиты интересов потребителей и государства.

Средствами защиты выступает обеспечение безопасности продукции, работ, услуг; их качество в соответствии с уровнем развития науки и техники; единство измерений, экономия ресурсов.

Государственное управление стандартизацией на основании нормативных документов (международных, государственных стандартов РФ, общероссийских классификаторов, правил, норм и т.д.) осуществляет Госстандарт РФ. Он реализует государственную политику в области стандартизации, осуществляет контроль и надзор за соблюдением государственных стандартов, устанавливает общие организационно-технические правила проведения работ по стандартизации.

Экологический контроль обеспечивает наблюдение за состоянием окружающей среды, выполнением мероприятий по охране и рациональному использованию природных ресурсов, требований природоохранного законодательства. Государственный экологический контроль осуществляют органы власти РФ и субъектов РФ, а также специально уполномоченные государственные органы охраны природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора. Службы наблюдения действуют в городах, промышленных центрах, на водных объектах, в отдельных регионах, в космосе.

Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасности финансового ущерба и базируются на силе государственной власти.

Методы прямого воздействия предполагают такое регулиро­вание экономики, при котором государство в инициативном поряд­ке осуществляет определенные действия, используя принадлежащие ему объекты и ресурсы. Оно, например, устанавливает про­филь и направления деятельности казенных предприятий, утверж­дает их планы, осуществляет контроль за финансовыми операци­ями, устанавливает цены на их продукцию; проводит администра­тивное разделение монополистических объединений; принудитель­но приобретает пакеты акций или целые предприятия; осуществ­ляет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в государственных научно-исследовательских центрах и т.д. По­средством такого же воздействия планируется и обеспечивается исполнение бюджета.

Посредством методов прямого регулирования организуется и функционирует система государственного социального обеспече­ния. Последняя реализуется в рамках программ, во-первых, соци­ального страхования (выплата пенсий по старости, пособий по временной нетрудоспособности, безработице, медицинское стра­хование и др.), во-вторых, социального вспомоществования (по­мощь многодетным семьям, субсидии малообеспеченным, инвали­дам и др.). Прямое регулирование осуществляется также через налоговую (определение состава налогов и сроков их уплаты), кре­дитно-денежную (регулирование объема и динамики предложения денег), ценовую (замораживание цен, установление определенно­го уровня цен для отдельных товаров), внешнеэконо-мическую (вве­дение системы тарифов и квот) политику госу­дарства.

Цель принимаемых мер - создание определенных “правил игры” в рыночной экономике. Административные методы предписывают строго контролируемую линию поведения экономических агентов.

Прямые методы часто имеют высокую эффективность вследствие оᴨȇративного достижения экономического результата. Но у них есть и недостатки. Они затрагивают не только тех агентов рынка, на котоҏыҳ непосредственно направлены государственные меры, но и субъектов, связанных с ними рыночными отношениями. Иначе говоря, прямые методы нарушают естественное развитие рыночных процессов.

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Командно-административную систему можно определить как особую форму организации экономической деятельности, опирающуюся на абсолютное господство государства в экономике, принудительное планирование и уравнительное внеэкономическое распределение материальных благ.

Характерными чертами системы выступают:

Прямое управление предприятиями из центра;

Полный контроль государства за производством и распределением;

Управление с помощью административно-приказных методов.

Государственный план представляет собой совокупность обязательных к исполнению распоряжений органов государственного управления, адресованных конкретным предприятиям организациям народного хозяйства и регламентировавших ассортимент и объем производства, цены и другие аспекты их хозяйственной деятельности. Материальное богатство и социальный статус человека зависят от его положения в государственной иерархии и принадлежности к той или иной профессиональной группе.

Фактически для командной экономики характерен натуральный тип производства. В сельском хозяйстве крестьянство закрепляется за определенным хозяйством, весь прибавочный продукт и часть необходимого продукта изымается государством.. Происходит строгое регламентирование со стороны государственных органов объема и ассортимента продукции (Госплан), цен (Госкомцен), потоков продукции (Госснаб) и т. д., что ведет к отсутствию самостоятельности предприятий. Частная собственность ограничивается личным имуществом граждан. Государственный аппарат выступает в роли работодателя. Предприятия являются собственностью государства и осуществляют производство на основе государственных директив. Таким же образом осуществляется и распределение потребительских товаров среди населения. В такой системе у покупателя отсутствует свобода выбора и возможность воздействовать на цены, качество и др. Приказное управление оправдано при чрезвычайных обстоятельствах, вызванных войной, хозяйственной разрухой, голодом. В этих условиях оно способно быстро сосредоточить материальные и людские ресурсы на решающих участках, успешно решать актуальные народнохозяйственные задачи.

Жесткое разграничение экономических и административных методов несостоятельно, так как порой и административные и экономические методы несут в себе черты того и другого. Прибегая, например, к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д. Или влияние налогов и кредитных ставок как экономических мер скажется на экономическом поведении только после того, как будет принято административное решение об изменении тех и других.

С помощью административных методов местные органы управления регулируют процессы приватизации, решают вопросы привлечения иностранного капитала, использования региональных природных ресурсов, а также вопросы, связанные с социальными процессами.