Когда, кому и сколько: пенсионная реформа Украины в действии. Судьба пенсионных льгот. Перерасчёт пенсий военным пенсионерам

Когда, кому и сколько: пенсионная реформа Украины в действии. Судьба пенсионных льгот. Перерасчёт пенсий военным пенсионерам

Последние новости таковы, что в 2016 году пенсионная система Украины находится в состоянии шатком и неравновесном. Стоило бы назвать его плачевным, это было бы значительно ближе к истине. Каждое правительство, надо это признать, заявляло, что пенсионная система страны устарела и нуждается в реформах. Однако приступать к ним не спешило, великодушно оставляя это заботам сменщиков.

Решился на конкретные действия только Виктор Янукович, тогдашний президент Украины. Он 9 сентября 2011 года подписал закон, который дал старт реформированию пенсионной системы.

Первоочередной задачей была названа необходимость сбалансирования расходов пенсионного фонда с его доходами. Второй по значимости ставилась цель ввода в действие накопительного уровня пенсионного обеспечения.

Закон этот ужесточал базовые параметры и одновременно предусматривал множество мер переходного характера, ограничительных и компенсаторных. Тогда же был дан старт процессу постепенного повышения пенсионного возраста в Украине, который продолжается и сегодня.

Однако теперь, после всех произошедших катаклизмов, реформирование пенсионной системы Украины развернулось в совершенно другом направлении . Движение в Европу, которое было объявлено важнейшей задачей для украинцев, идёт крайне неравномерно и сопровождается усугублением проблем для населения.

Пенсионеры, попав под властную руку нынешнего правительства, ведомого МВФ, получили заморозку пенсий, налоги на неё, отмену многих льгот для пенсионеров и другие подарки.

Что же представляет собой нынешняя система пенсионного обеспечения Украины и каковы перспективы украинских пенсионеров?

Виды пенсий на Украине

На Украине в данный момент имеется несколько видов пенсий, и все они действуют в рамках солидарной системы:

  • пенсия по возрасту;
  • социальная;
  • по потере кормильца;
  • по инвалидности.

1. Пенсия по возрасту

Для её получения определён минимальный стаж в 15 лет, в дореформенное время это было 5 лет. Также надо иметь трудовой стаж, для мужчин не менее 35 лет, для женщин 30. Этого хватит на минимальную пенсию. Если стаж больше, то и пенсия больше.

Пенсия по возрасту является базовой , её рассчитывают, руководствуясь стажем, заработной платой будущего пенсионера, а также – некоторыми константами, которое определяет правительство, исходя из реалий.


2. Социальная пенсия

Если трудовой стаж меньше 15 лет, то на этот случай на Украине имеется социальная пенсия, она определена законом «О государственной социальной помощи лицам, которые не имеют права на пенсию, и инвалидам».

Социальная помощь от государства выплачивается и гражданам Украины, и беженцам, и иностранцам, проживающим на территории страны.

Размер её рассчитывается в процентах от прожиточного минимума (ПМ) , различным группам граждан, определённым в законе, предоставляется в месяц от 100% до 30% от ПМ, при этом требуется заявление и целый пакет документов.

3. Пенсия по потере кормильца

Она может быть назначена в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» при выполнении некоторых обязательных условий. Если умерший кормилец успел накопить при жизни необходимый трудовой стаж и заработал пенсию, то нетрудоспособные члены семьи могут рассчитывать на неё. При этом надо доказать, что они состояли у умершего кормильца на содержании.

4. Пенсия по инвалидности

Это вид социального страхования ориентирован на лиц, потерявших трудоспособность в силу тех или иных причин, или не способных трудиться с детства. Пенсия в этом случае выплачивается в зависимости от группы инвалидности, к которой отнесён индивидуум.

Для получения этой пенсии необходим страховой стаж, от 2-х до 5 лет , длительность которого зависит от возраста инвалида. При наличии стажа отсчёт полагающейся пенсии по инвалидности идёт от эталона размера пенсии по возрасту. Для разных групп инвалидности назначается свой процент.

Минимальная пенсия на Украине, максимальная и средняя

На Украине большое значение имеет минимальная пенсия, которая устанавливается Законом «О госбюджете на соответствующий год». На неё завязаны многие социальные показатели, она всегда на слуху, и доблестные законодатели стараются повышать её хотя бы 1-2 раза в год.

Такое повышение широко рекламируется через подконтрольные СМИ как общее повышение пенсий. Хотя каждый раз повышают главным образом минимальную, да и то незначительно. Поэтому средняя пенсия не обнаруживает большого желания подрастать.

Посмотрим, как это соотношение менялось от года к году.


Год 2015, с сюрпризами

Пенсионерам Украины в период с 1.01.2015 установили минимальную пенсию на уровне ПМ, сначала в 949 гривен, а с 01.09.2015 – 1074.

Минимальный, максимальный и средний размер пенсии по возрасту на 2015 год:

При общем количестве пенсионеров в стране на это время немногим более 12 миллионов, повышение коснулось только 7,5 миллионов . В 2015 году произошли фактические сокращения пенсий за счёт сюрпризов, которые преподнесло государство.

  1. Обложили налогом «богатых» пенсионеров, причислив к этой категории многих непричастных. До 1-го января 2015 года к богатым относили тех, кто имел пенсию свыше 10 000 гривен, а с начала года этот порог снизили до 3 654 гривны (это 3 минимальные зарплаты) . Ставка налога на сумму, превышающую этот предел, составила 15%.
  2. Эти же «богатые» пенсионеры подверглись обложению не только НДФЛ, но и военным сбором, ставка которого составляет 1,5%
  3. Произошло уменьшение пенсии работающим пенсионерам до 85% от первоначального, назначенного размера пенсии, если он превышает ПМ. Эта мера объявлялась временной, но благополучно перекочевала и в 2016 год.


Год 2016, линия остаётся прежней

Минимальный, максимальный и средний размер пенсии по возрасту на 2016 год:

Срок действия Минимальный размер пенсии (1 ПМ) Средний размер пенсии (грн) Средняя пенсия в долларах США Средняя пенсия в рублях Максимальный размер пенсии (грн)
01.01.2016г.- 30.04.2016г. 1074 1670 64 4326 10740 ,
01.05.2016г. — 30.11.2016г. 1130 1900 75 4910 10740
01.12.2016 г. — 31.12.2016г. 1247 10740

Налогообложение работающих пенсионеров продолжилось, скорректировался только ПМ, поэтому чуть передвинулась разграничительная линия. Остался и военный сбор, который теперь пообещали продлить до конца войны.

Зато для подоходного налога с «богатых» пенсионеров, работающих и неработающих, установили с 01.07.2016 г. контрольную планку на константе 10 740 гривен пока . Одновременно ставка налога на излишек от этой суммы несколько возросла с 15% до 18% (были предложения поднять до 80%).

Потери понесла небольшая группа пенсионеров, которая и работает, и имеет назначенную пенсию выше этой планки. Мало того, что они получают пенсию на 15% меньше, чем им положено, да ещё и платят налог на излишек в размере 18%, и военный сбор в 1,5%.

Но ещё в большей степени пострадали научные работники, которым теперь насчитывают пенсии в соответствии с Законом Украины № 848-VIII от 26.11.2025. Размер пенсии для них теперь рассчитывают не от 80% зарплаты, как раньше, а от 60%. В то, прежнее время, научная пенсия могла успешно конкурировать с пенсией по возрасту.


Но сегодня всё изменилось: откорректирован требуемый научный стаж, изменилась методика расчёта, приблизившись к традиционной, при этом появились поправки, работающие на снижение итоговой суммы.

Год 2017 – чего ждать пенсионерам?

Следует ожидать повышения зарплат и пенсий, разумеется, минимальных, по крайней мере, таковы намерения правительства. А вот произведут ли положенный по закону перерасчёт пенсий, трудно надеяться.

В 2017 году ожидается увеличение минимальной пенсии:

  • до 1312 гривен с 01.05.2017;
  • до 1373 – с 01.12.2017.

Минимальный, максимальный и средний размер пенсии по возрасту, ожидаемый на 2017 год:

Минфин обещает рост пенсии на 10%, а Минсоцполитики манит пенсионеров 3-кратным увеличение минимальной пенсии, до 3500 гривен, но через 3 года.

Его начали обещать ещё с 2015 года. В апреле 2016 было предложение удвоить соцстандарты к 2017 году, пересчитать потребительскую корзину, которая уже окаменела с 2000 года, хотя обновлять её полагается каждые 5 лет. Предлагалось идти путём комплексным, одновременно проводя пенсионную реформу, ревизию льготников и прочие непопулярные меры.

Намерения масштабные и правильные, но на деле комплексного подхода не получилось. В мае 2016 года провели незначительное повышение пенсии, в основном только минимальной, к концу года ожидается ещё одно такое же.

Но пенсионеры каждый раз надеются, поэтому после очередного куцего повышения на украинские сайты изливается буря возмущения. Граждане, не обременённые депутатской пенсией, горят желанием пересадить законодателей и чиновников на свои доходы, сравнивают рост пенсии с галопирующей инфляцией и резко высказываются, буквально на грани фола.

Впрочем, некоторые пенсии действительно повышают , например, шахтёрам, донорам, жертвам нацистских преследований, чернобыльцам и некоторым другим особым категориям.

Есть ещё один узаконенный способ увеличения пенсий. Это отсрочка выхода на пенсию:

  1. Если человек работает 5 лет, не оформляя пенсию, то он получит 0,5 % повышения за каждый месяц работы после того, как на пенсию выйдет.
  2. Если работает более 5 лет, то повышение составит 0,75%.

Стоит отметить, что все чиновники единогласно не выходят за пределы понятия «минимальная пенсия» . Это свидетельствует о том, что повышения выплат стоит ждать только тем пенсионерам, которые получают самые маленькие пенсии.

Для достижения этих показателей проводятся расчёты, в бюджет на 2017 год закладываются резервы. Инфляция планируется на уровне 8,1%, ожидается подъём минимальной зарплаты. Всё зависит от того, насколько запланированные параметры удастся выдержать.

Ожидания на 2017 год для отдельных категорий пенсионеров

В проекте на 2017 года Закона о бюджете пока не представлены данные от Минсоцполитики по поводу социального и пенсионного страхования, поэтому не понятно, в какой мере будут выполнены требования МВФ.

Но имеется информация о предоставлении дотации ПФУ порядка 156 млрд гривен. Это больше, чем в нынешнем году (144 млрд), и позволяет надеяться, что выплата пенсий, по крайней мере, не прекратится в 2017 году. Посмотрим, как почувствуют изменения отдельные категории пенсионеров.

1. Работающие пенсионеры

Для них ничего не изменится. Существующая временная норма об ограничении размера пенсионных выплат работающим пенсионерам (85%) продлевается на весь 2017 год. Однако пенсии для некоторых оговоренных в законодательстве категорий, в том числе ветеранов, будут выплачиваться в полном объёме.

2. Работники здравоохранения и образования

Как гласит пункт «Е» статьи 55, момент выхода на пенсию для этих граждан отодвигается каждый год:

  • на ½ года, начиная с 1 июля 2016 года и отталкиваясь от стажа в 50 лет;
  • процесс закончится в 2026 году, когда возраст досрочного выхода на пенсию достигнет 55 лет.

Специальный стаж, необходимый для пенсии по выслуге лет, тоже растёт:

  • дата начала роста – 1 апреля 2015 года, необходимый стаж 25 лет;
  • конец процесса – 1 апреля 2024 года, и стаж уже должен быть не меньше, чем 30 лет.

3. Государственные служащие

По мнению Гройсмана, нынешнего премьера Украины, размер выплат ПФУ для определённой части пенсионеров чересчур завышен. Речь идёт о категории бывших государственных служащих: около 107 тысяч их имеют пенсию в размере 5 600 гривен, 3 тысячи – около 10 000, а 6 тысяч – более 20 000 гривен (теперь уже есть ограничение сверху – 10 740 гривен).

Согласно закону, который примут в скором времени, будут отменены специальные пенсии госслужащим (это судьи, прокуроры, чиновники, народные депутаты) , и это, как ожидается, существенно разгрузит солидарную часть пенсионной системы.

Но сегодня, тем не менее, действует закон № 911, он остаётся пока неизменным, и перемены только анонсируются.

Пенсионные новшества в свете требований МВФ и грядущего бюджета

Текст последнего меморандума с МВФ, по обыкновению, от граждан Украины скрывается до последнего, когда утечки уже не оставляют другого выхода, кроме как обнародовать его. Так происходит и сейчас. Вот какая информация, касающаяся пенсионеров, просочилась в СМИ.


МВФ требует «консолидировать» пенсионное законодательство, и это понятие включает в себя такие конкретные положения:

  1. В декабре 2016 года должен быть принят закон об изменении пенсионного возраста.
  2. Надо убрать возможность досрочно выходить на пенсию.
  3. Надо ужесточить требования к получению пенсии по возрасту, то есть, ещё увеличить размер трудового стажа, гарантирующего минимальную пенсию.
  4. Необходимо предусмотреть ликвидацию пенсионных льгот для всех профессий, кроме военных, и отмену практики спецпенсий.
  5. Расширить базу пополнения ПФУ, с целью устранения его дефицитности, то есть, охватить взносами большее количество граждан и, возможно, увеличить сам взнос.
  6. Установить более полную зависимость между размером пенсии и уплаченными взносами – предполагается, что эта мера будет способствовать выходу зарплаты из тени.
  7. Осуществить введение накопительной системы пенсий, действующей совместно с солидарной.

Механизм начисления пенсий на Украине

Начисление пенсий гражданам Украины производится на основании соответствующих законов. До 01.10.2011 выход на пенсию осуществлялся в 60 лет для мужчин и в 55 – для женщин.

В связи с принятием в это время Закона Украины «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» для женщин пенсионный возраст вырос до 60 лет, а одновременно и страховой стаж, от 5 лет до 15. Если такого стажа у человека нет, то он не может претендовать на пенсию по возрасту, а только на социальную.

Была разработана шкала постепенного перевода женской части населения Украины на новые условия, которые в полной мере вступят в силу к 2022 году. Для мужчин условия выхода на пенсию пока остались прежними, но не для всех.

Читайте подробнее о повышении пенсионного возраста в Украине в 2016-2017 году для мужчин и женщин.

Как только стукнет заветная дата, гражданин Украины лично обращается в подразделение ПФУ с заявлением о предоставлении пенсии. Если он успеет это сделать в течение 3-х месяцев, то пенсия ему будет назначена с того дня, который следует за днём достижения пенсионного возраста.


К этому моменту надо подготовить соответствующий пакет документов, удостоверяющих личность, подтверждающих возраст, место проживания, трудовой стаж и другие документы. Если будущий пенсионер претендует на особый статус, то эти претензии тоже должны базироваться на дополнительно предоставленных документах.

Задача сбора необходимых документов облегчается тем обстоятельством, что на Украине имеется банк данных о работе каждого гражданина, его стаже, заработках, оплате всех налогов и сборов, в том числе – и в адрес пенсионного фонда.

Методика расчёта пенсии на Украине в настоящее время

Она менялась неоднократно, сегодня работает текущий вариант Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».

В расчёты по определению размера пенсии включаются только те заработанные суммы, с которых уплачены взносы в ПФУ, это правило введено давно и применяется строго.

Для расчёта пенсии по старости в 2016 году надо применить такую общую формулу:

Пенсия = Зарплата средняя по Украине за 3 последних года , в данном случае годы 2013, 2014 и 2015 х Коэффициент зарплаты х Коэффициент страхового стажа

Средняя зарплата по стране рассчитывается по итогам года и известна к моменту расчёта размера пенсии за каждый требуемый год.

В нашем случае это 2979,46; 3149,95 и 3661,41 гривен. Они складываются, делятся на 3, и получаем Зарплату среднюю по Украине в качестве постоянного числа 3263,61 гривен.

Коэффициент зарплаты пенсионера отражает отношение его фактической месячной зарплаты к значению средней зарплаты по Украине за тот же месяц.

Чем они ближе по значению, тем вернее коэффициент приближается к единице. Чем более превышает фактическая зарплата среднюю общеукраинскую, тем выше будет пенсия. Для большинства пенсий украинцев этот коэффициент не сильно отличается от 1.

Страховой стаж учитывается в месяцах, и для каждого отработанного месяца ведётся подсчёт уплаченных страховых взносов – они должны быть не менее минимальных. Если попадаются суммы меньше по значению, то это ведёт к понижению коэффициента.

Страховой стаж за месяц = взнос в ПФУ, фактически уплаченный / минимальный взнос.

Коэффициент страхового стажа = сумма значений Страхового стажа по месяцам х 0,0135 / 12.

*Трудовой год оценивается в 1,35%, отсюда константа 0,0135 в формуле.

Пример расчёта

Обычно усреднённый пенсионер имеет стаж около 40 лет (480 месяцев) . Коэффициент страхового стажа в этом случае примет значение 0,54 (480 х 0,0135 / 12).

Итак, при стаже 40 лет и коэффициенте заработной платы 1 имеем значение пенсии:

Пенсия = 3263,61 х 1 х 0,54 = 1762,35 гривен.

Ясно, что в данном случае зарплата была низкой, поскольку уплаченные взносы минимальны. Если человек получает достаточно высокую зарплату, то и взносов он платит больше. Поэтому коэффициент зарплаты станет значительно больше единицы, что повлечёт за собой увеличение размера пенсии. А чтобы она не выросла слишком сильно, и введены все эти коэффициенты, константы и средние значения.

Минимальная пенсия по возрасту назначается, если необходимый трудовой стаж имеется, а формулы дают слишком низкий результат. Ниже прожиточного минимума пенсия по возрасту не устанавливается.

Но в том случае, если страховой стаж меньше необходимого, то за основу берётся минимальная пенсия, установленная на момент расчёта, и урезается пропорционально недобранным годам стажа. Это и есть тот случай, когда пенсия назначается ниже ПМ.


Пенсия по потере кормильца рассчитывается от базового значения пенсии по старости, положенной умершему кормильцу. На одного иждивенца, если он нетрудоспособен, полагается 50%. Если таких претендентов больше, то все 100% базовой пенсии делятся между ними поровну.

Члены семьи могут рассчитывать на свою часть пенсии до тех пор, пока остаются нетрудоспособными. Если же они к моменту потери кормильца достигли пенсионного возраста, то будут получать выплаты пожизненно.

Пенсия по инвалидности также рассчитывается от пенсии по возрасту. Главное, к какой группе отнесён инвалид. Он имеет право на определённый процент от базового значения:

  • 100% для 1-й группы инвалидности;
  • 90% для 2-й;
  • 50% для 3-й.

Кроме того, инвалиды 2-й и 3-ей группы, если они не работают, могут выбрать разные формы начисления пенсии. На этот выбор влияют многие факторы, поэтому рассматриваются различные нюансы, производятся сложные вычисления.

Военные пенсии на Украине

Порядок оформления пенсии для военнослужащих и приравненных к ним лиц сохранился с 1992 года, когда был принят соответствующий Закон Украины.

Основные параметры военной пенсии


Если выслуга лет определённого лица, из перечисленных в законе, составила 20 лет и более службы, то пенсия при выходе в отставку может быть назначена без оглядки на возраст. Её размер зависит напрямую от стажа и от заработка , и будущий пенсионер может рассчитывать на:

  • 50% от совокупности определённых видов денежного обеспечения, принимающих участие в расчёте пенсии;
  • 55% от этого показателя, при увольнении по возрасту или по состоянию здоровья;
  • 3-хпроцентную надбавку за каждый год свыше 20 лет.

При выслуге в 25 лет и более существует своя шкала для определённых должностей, перечень которых приведён в тексте закона.

Максимальный размер военной пенсии не превышает 90% от соответствующих сумм денежного обеспечения. Если на время службы пришлось участие в аварийных работах на Чернобыльской АЭС, то применяется 95% (2 категория), или 100% (1 категория).

Минимальный размер военной пенсии – это тот же ПМ, что и для остальных пенсионеров.

К основной военной пенсии приплюсовываются различные надбавки, которые допускает действующее законодательство.

Перерасчёт пенсий военным пенсионерам

Как говорит статья 63 Закона от 1992 года, военные пенсии обязаны пересчитываться, если подвергся изменению хотя бы один вид денежного обеспечения, или в том случае, если были введены новые их виды.

Это положение закона не выполняется, начиная с 2008 года. Именно с этого времени пенсии военных пенсионеров не подвергались перерасчёту. Не помогли даже предпринятые в 2012 году меры по повышению денежного довольствия со стороны Кабинета министров.

Похоже, что новая попытка, а это принятый в июле 2015 года Верховной Радой и подписанный президентом Закон, призванный защитить права военных пенсионеров, тоже неудачна.

За прошедшее время параметры денежного довольствия много раз повышались. Как говорят эксперты, пенсионеры не досчитывались в месяц от 280 до 1 000 гривен из-за того, что перерасчёт не производился. Многие военные пенсионеры, потеряв терпение, подавали в суд, и некоторым даже удавалось выиграть судебную тяжбу. Но деньги получили вообще единицы, невзирая на положительное решение суда – нет средств .

Что касается последнего, июльского закона, то Кабинет Министров попросту его не выполнил. Так же саботируется и Закон № 900-VIII от 23.12.2015 года. У Кабинета министров есть много способов уклониться от выполнения нежелательных действий, требующих затрат.

А военные пенсионеры до сих пор ждут перерасчёта пенсий, проклиная уже Гройсмана, как до этого проклинали Яценюка. Особенное раздражение вызывает отмена льгот на коммунальные платежи, которые растут, как грибы после дождя.

Повышение военных пенсий в ближайших планах


В этих условиях, когда многие пенсионеры Украины сидят на замороженных пенсиях, хитрое правительство Гройсмана анонсирует повышение большой части пенсий в октябре-ноябре 2016 года.

Это как раз то самое время, когда населению начнут поступать счета, в которых плата за отопление увеличена в разы.

Надо как-то купировать ожидаемую волну недовольства, и правительство понимает, что дежурным повышением одной только минимальной пенсии оно не отделается. Ещё не растаяло впечатление от летнего антитарифного митинга, самого многочисленного после Майдана.

Поэтому и появилась идея «осовременивания», то есть, размораживания части пенсий, по которым не производились перерасчёты много лет. Военные пенсии решили не трогать, поскольку их перерасчёт потребует больших денег.

Гораздо меньше средств пойдет на перерасчёт пенсий размером от 1300 до 3000 гривен. Среди пенсионеров, попадающих в этот диапазон, много женщин, которые вышли на пенсию, имея 30 лет стажа, в то время как сегодня требуется 35.

Это позволит несколько снизить рост пенсий для таких пенсионерок – опять же экономия.

Борьба правительства с «уравниловкой» пенсий

Грядущее повышение пенсий в конце 2016 начале 2017 года (посмотрим, какое оно будет, и будет ли) подано под соусом восстановления справедливости. Многие пенсионеры, имеющие большой стаж работы и маленькую пенсию, обижены тем, что другие, почти не работая, получают столько же, а то и больше. Иначе быть не может, когда растёт минимальная пенсия, а остальные стоят на месте.

Теперь у правительства неожиданно открылись глаза на этот феномен, и Гройсман, нынешний премьер, заявил о борьбе с «пенсионной уравниловкой». 5 сентября 2016 года он сказал, что время пришло, пора «возобновить социальную справедливость».

И даже назвал реальные шаги, которые необходимо предпринять:

  1. Детенизация заработной платы.
  2. Создание качественной системы пенсионного обеспечения.
  3. Уничтожение уравниловки.

Как легко произносятся такие вещи теми, кто не собирается их выполнять…

Кстати, говорить об этом он начал давно, и те, кто были до него, тоже говорили нечто подобное. Вероятно, эти же слова мы услышим и от следующего премьера.

А на фоне этих дежурных разговоров количество украинских пенсионеров катастрофически сокращается. За первую половину 2016 года их стало на 400 000 человек меньше, чем было на начало года. По свидетельству Юрия Гаврилечко, эксперта Фонда общественной безопасности, убыль пенсионеров на Украине составляет 700 000 в год.

Уезжать им некуда, они просто вымирают. Это естественная убыль пенсионеров в европейской стране Украине.

Судьба пенсионных льгот

Она незавидна. В 2016 году многие льготы передали в ведение местной власти, по образу и подобию европейских порядков. Однако система отбора налогов осталась на Украине неизменной, в то время как в той же Европе большинство собранных налогов остаются на местах, а в центр делегируются только некоторые.


В Украине же всё наоборот, центр обирает регионы, и вырвать деньги из рук столичных чиновников положительно невозможно.

Поэтому льготы, в том числе и предусмотренные для пенсионеров, поневоле со временем ликвидируются по причине отсутствия средств . Например, бесплатный проезд в троллейбусе.

Налог на пенсии в Украине

Пенсионная система в Украине, как и во многих странах, терпит кризис. Состояние усугубляется политической, экономической и социальной нестабильностью. Поэтому правительство страны предпринимает меры по улучшению состояния самой незащищённой части населения – нетрудоспособных пенсионеров, и в начале июня 2016 года это наконец-то принесло свежие результаты.

О размерах пенсионных выплат украинских пенсионеров


По статистике, минимальный размер пенсии в Украине составлял до 01.05.16. 1074 гривны (2824 рубля), с 01.05.16. пенсия индексирована до 1130 гривен (2971), с 01.12.16. должна увеличиться до 1 208 гривен (3177).

При расчёте пенсии ПФ Украины учитывает:

  1. Общий стаж.
  2. Период работы на предприятиях с вредными условиями труда.
  3. Наличие прав на льготы.
  4. Количество накопленных средств на солидарном счёте.
  5. Возраст в момент выхода на пенсию.

Индексация пенсий производится в зависимости от инфляции в целом по стране. На практике, в течение 2015-16 г.г. индексация пенсионных выплат не проводилась. Правительство объяснило это недостаточностью средств в государственном бюджете.

О налоге на пенсионные выплаты

В 2015 г. начал своё действие национальный Закон Украины, который установил налоговые вычеты с пенсий, размер которых с учётом индексации превышает трёхкратный МРОТ в Украине на начало нового отчётного периода.


Революционная идея нового правительства страны, которое усилено приезжими людьми – это новшество, которого не придумали даже в странах с диктаторскими режимами.

Взимание налога должно производиться с солидарной пенсии всех граждан, размер которой превышает прожиточный минимум, включая ликвидаторов аварии в Чернобыле.

Предполагается удержание 15% из всех пенсий, которые составляют сумму $200 и больше, то есть, точкой отсчёта станет сумма 3 654 гривен (8623 рубля). Поначалу речь шла о взимании налога с 10 000 гривен.

Уникальность налога стала предметом обсуждения мирового сообщества, так как он не имеет аналогов во всём цивилизованном мире. Нецивилизованный мир тоже об этом не слыхал и не взимал деньги с бедных.

Например, по данным ООН, бедными считаются граждане, кто имеет доход меньше $500 в месяц или 11 200 гривен . Таким образом, налог с пенсии должен взиматься с суммы в 3 раза меньше, чем установленный мировой уровень бедности.

В прошедшем году было обещано прекратить удержание налогов с пенсий по окончании 2015г., но ничего не изменилось, и в 2016 г. закон продолжал своё действие наряду с массовым сокращением размеров пенсий до 85% от назначенной суммы вплоть до июня месяца.

В начале июня под давлением общественности, в частности чернобыльцев, был принят закон об освобождении от налогообложения всех пенсионных выплат , которое длилось почти 2 года.

По данным ПФ Украины, подоходный налог с пенсий принёс в государственный бюджет 1,1 млрд.гривен.

Пенсионная реформа на Украине

Украина втянулась в пенсионную реформу, которая идёт с трудом, и непонятно, куда выведет. Может, не стоило и ворошить такую неподъёмную махину? Однако эксперты уверяют, что реформировать пенсионную систему страны необходимо, поскольку, если ничего не делать, то скоро нечем будет платить пенсии.

Суть новой реформы в том, что система пенсионного обеспечения должна стать трёхуровневой, и с 1 июля 2017 года это должно быть запущено в работу.

  1. Первый уровень , сегодня именно она и функционирует, это солидарная система.
  2. Второй уровень , накопительный, наступит, когда работодатель начнёт делать отчисления в специальные накопительные фонды, наполовину частные. Первоначальные отчисления составят 2%, затем каждый год они станут увеличиваться на 1%, а в 2020 выйдут на запланированные 5%.
  3. Третий уровень означает подключение частных накопительных фондов, которые тоже будут участвовать в пенсионном обеспечении.


Целью украинской реформы является такое положение, когда от государства пенсионер получает только минимальную пенсию, а остальное он обеспечит себе сам. Все накопленные им сбережения могут наследоваться, если, конечно, уцелеют сами накопительные фонды. А как с гарантиями? Пока в них сомневаются даже в правительстве.

На Украине со дня на день ожидают обвала гривны, а ведь она уже девальвировала на целых 300% с азаровских времён; инфляция разгоняет цены на протяжении последних двух-трёх лет… И как будут себя чувствовать накопительные фонды в таких условиях? Да все сбережения могут просто превратиться в пыль.

Структура пенсионной системы в Украине

Переход на рыночные отношения происходил в стране трудно, и пенсионная система испытывала на себе постоянные передёргивания то в сторону демократизации, то ужесточая процедуру формирования пенсионных средств.

В итоге были определены уровни пенсионного обеспечения:

1. Солидарный – обязательное государственное страхование, обеспечивающее минимальную пенсию. Каждый гражданин, достигший пенсионного возраста, получает гарантированно средства из этого фонда. Формирование средств происходит в результате отчислений работодателей:

  • По старости. Минимальный размер пенсии в размере 20% от средней зарплаты за предыдущий год.
  • По инвалидности в результате общего заболевания при полной или частичной утрате трудоспособности. Размер пенсии зависит от группы инвалидности и колеблется от 50% до 100% от уровня зарплаты.
  • Утеря кормильца семьи предусматривает выплату нетрудоспособным иждивенцам: 50% на одного человека, 100% на нескольких.


2. Накопительный – целевой внебюджетный уровень, концентрирующий в себе средства, перечисляемые застрахованным лицом. Источники формирования:

  • Страховые взносы граждан.
  • Доходы от инвестиций.

Средства этого уровня используются на выплату пожизненной пенсии гражданам.

3. Негосударственный – добровольные частные пенсионные фонды, не обязательные для работника, но они могут быть выбраны для накопления средств любым работником. Средства, вносимые в частные фонды, вкладываются в акции, ценные бумаги, сертификаты банков и др.

Граждане страны должны использовать для формирования пенсии солидарный уровень в обязательном порядке, остальные – по выбору. В зависимости от доходов гражданина можно воспользоваться всеми тремя фондами.

Многоуровневая система накопления пенсионных средств дала толчок развитию финансовой системы Украины и пополнению бюджета за счёт накопления пенсионных средств. Создание негосударственных фондов призвано обеспечить условия для создания здоровой конкуренции в организации пенсионной системы.

Суть всей пенсионной реформы Украины в целом заключается в том, чтобы предоставить возможность будущим пенсионерам, кроме участия в солидарном фонде, добровольно отчислять средства в негосударственные пенсионные фонды.

Это гарантирует существенную добавку к государственной страховой части, которая часто при начислении не достигала уровня прожиточного минимума.

Пенсионная система Украины в сравнении с пенсионной системой России

Если сравнивать пенсионные системы Украины и России до 2015 года, то обе они опирались на государственное обеспечение и были похожи. Россия тоже с трудом решилась на новую пенсионную реформу, и старается делать её максимально осторожно. Например, пока не повышает пенсионный возраст.

На Украине же, после того, как к власти пришли нынешние правители, был взят курс на резкое переформатирование пенсионной системы по европейскому образцу, а точнее, подгонку под критерии, которые предъявляют Украине ЕС и МВФ.

Государство торопится переложить на частные накопительные фонды обязанность платить пенсии гражданам, а себе оставить только неширокий круг социальных обязательств. При этом пенсионер самостоятельно будет копить деньги на старость. Как следствие, все льготы и преференции, ещё имеющиеся у пенсионеров, будут либо монетизированы, либо просто отменены.

Собственно говоря, сходство пенсионных систем России и Украины осталось теперь только одно: оба государства стремятся в перспективе удешевить содержание своих пенсионеров.

Украина делает это впопыхах и безалаберно, Россия подходит к вопросу основательно и вдумчиво. Она старается беречь и не обижать собственное население, в отличие от Украины.

Конечно, она побогаче, а где взять деньги Украине на своих пенсионеров? Даже перерасчёт пенсий, положенный по закону, это миллиарды, да ещё 145-миллиардный дефицит ПФУ. И он растёт.

Ситуацию с пенсиями на Украине ёмко описывает цитата одного из чиновников, министра социальной политики: «Грошей немає, але пошуки тривають» . Где-то это уже было: «Денег нет, но…» .

Ну, понятно – вот оно, искомое сходство!

По данным правительства, сейчас в Украине около 12 млн пенсионеров, и 8 млн из них получают минимальную пенсию - 1,3 тыс. грн (в Минсоцполитики говорили, что некоторые получают еще меньше - около 950 грн). Средний размер пенсии в Украине - около 1,8 тыс. грн. "Это значит, что большинство пенсионеров живут за чертой бедности", - сказано в правительственной презентации пенсионной реформы. Предлагаемая Кабмином реформа, состоящая из семи пунктов, должна исправить это.

1. Осовременивание пенсий

Действующую солидарную пенсионную систему в Кабмине называют дискриминационной. Речь идет о том, что люди, проработавшие одинаковое количество лет, получавшие одинаковую зарплату, но вышедшие на пенсию в разные годы, будут получать разную пенсию. Например, средний размер пособия для тех, кто вышел на пенсию в 2007 году, составляет 1197 грн (таких в Украине 8,23 млн человек), для тех, кто стал пенсионером в 2013-2015-м, - 3267 грн, почти в три раза больше.

Поэтому Кабмин предлагает "осовременить" пенсии: ввести новую формулу начисления пенсий для "старых" и "новых" пенсионеров. При расчетах будут исходить из размера средней заработной платы на уровне 3764 грн, независимо от года выхода на пенсию. По подсчетам Кабмина, благодаря этому повышению примерно 1,3 млн человек получат прибавку к пенсии до 200 грн; 1,2 млн - 200-500 грн; 2 млн - от 500 до 1000 грн; 1,1 млн - более 1 тыс. грн. Каким будет средний размер пенсии после повышения, не уточняется.

2. Ликвидация дефицита Пенсионного фонда

В Кабмине главной проблемой нынешней пенсионной системы называют дефицит Пенсионного фонда (ПФ). Формируется он, отмечают в правительстве, из-за того, что человек платит в фонд меньше, чем потом получает в виде пенсии. По состоянию на 1 января 2015 года в течение года работник в среднем платил 194,39 тыс. грн в Пенсионный фонд, тогда как после выхода на пенсию в год он получал 204,98 тыс. грн.

Повышение зарплат - и как следствие увеличение отчислений в ПФ - позволит ликвидировать дефицит, уверен Владимир Гройсман. По его данным, после повышения минимальной зарплаты в январе 2017-го взносы в ПФ достигли 295,68 тыс. грн и превысили расходы (269,35 тыс. грн).

Гройсман презентовал проект пенсионной реформы 17 мая. Фото: EPA (архив)


3. Повышение страхового стажа и пенсионный возраст

Сейчас в Украине , отмечал месяц назад министр социальной политики Андрей Рева. К 2021 году показатели уравняют: и мужчины, и женщины получат право выйти на пенсию в 60 лет. В правительстве отмечали, что Украине удалось убедить МВФ не повышать пенсионный возраст до 63 лет, вместо этого Кабмин ужесточил требования к минимальному страховому стажу.

"Пенсионный возраст остается на уровне 60 лет для людей, которые имеют страховой стаж 25 лет", - заявил вчера на презентации Владимир Гройсман (то есть гражданин Украины может выйти на пенсию в 60 лет, если он проработал 25 лет и всегда платил отчисления в Пенсионный фонд).

К 2028 году Кабмин собирается ввести "гибкий коридор пенсионного возраста" и повысить требования к страховому стажу: выйти на пенсию в 60 лет смогут люди со страховым стажем 35 лет; те, у кого страховой стаж составляет от 25 до 35 лет, - в 63 года; и, наконец, в 65 лет на пенсию смогут выйти те, у кого страховой стаж от 15 до 25 лет. При этом недостающий страховой стаж (но не больше пяти лет) человек может "купить", оплатив взносы в ПФ (около 1,3 тыс. грн в месяц, умноженные на коэффициент от 2 до 1,2 в зависимости от количества недостающих лет; по подсчетам газеты "Сегодня" , пять лет стажа будут стоить около 84,5 тыс. грн).

Если стаж меньше 15 лет, человек сможет претендовать только на получение социальной помощи (ее размер зависит от совокупного дохода семьи).

4. Отмена особых условий выхода на пенсию

Также Кабмин предложил лишить права досрочного выхода на пенсию всех льготников, за исключением военных. Сейчас право досрочного выхода на пенсию имеют работники, занятые на опасных и вредных производствах, медики, учителя, сотрудники правоохранительных органов. Правительство хочет, чтобы вместо досрочной пенсии работодатели платили за таких сотрудников повышенные ставки социального взноса, то есть после выхода на пенсию они будут получать больше.

5. Отмена ограничений на пенсии работающим пенсионерам

Чтобы стимулировать граждан, которые уже могут выйти на пенсию, продолжать работать, правительство предлагает отменить ограничения размера пенсий работающим пенсионерам (85% от размера пенсии). Таким образом, они смогут получать и полную пенсию, и зарплату.



Повышение пенсий обойдется бюджету в 12 млрд грн в 2017 году и в 30 млрд в 2018-м. Фото: National Bank Of Ukraine / Flickr


6. Обязательная индексация пенсий

Кроме того, Кабмин предлагает закрепить в законодательстве норму об автоматической ежегодной индексации пенсий: перерасчет должен проводиться "с учетом финансовых возможностей солидарной системы, но не менее чем на 50% роста среднемесячных зарплат за три года и на 50% индекса потребительских цен" (сейчас в законе говорится, что перерасчет пенсий проводится ежегодно "в соответствии с индексацией денежных доходов населения, но не меньше, чем на 2% заработка, в соответствии с которым начисляется пенсия").

Также правительство хочет сдвинуть сроки повышения социальных стандартов: сейчас это - май и декабрь, Кабмин предлагает второе повышение проводить в октябре.

7. Финансовая основа пенсионной реформы

Все эти изменения, по подсчетам Кабмина, обойдутся бюджету в 12 млрд грн только в 2017 году. Но Гройсман заверил, что эту сумму удастся получить за счет увеличения отчислений в Пенсионный фонд после повышения минимальной зарплаты. По его данным, за четыре месяца этого года ПФ уже получил 7,9 млрд грн и до конца года получит еще больше 4 млрд. В следующем году на повышение пенсий понадобится около 30 млрд грн, и премьер уверяет, что денег хватит.

МУЛЬТИМЕДИА

Инфографика: Volodymyr Groysman / slideshare.net

На сайте Верховной Рады проект реформы пока не зарегистрирован, проанализировать ее суть можно по презентации, которую опубликовал Владимир Гройсман, и новости на официальном сайте Кабмина. Судя по обнародованным данным, основа пенсионной системы не меняется - как и раньше, это солидарная система: когда работающие украинцы за счет отчислений с зарплат "платят" пенсионерам.

При этом в апреле вице-премьер Павел Розенко говорил : "В рамках реформы только солидарной части пенсионной системы счастливое пенсионное будущее украинцев мы не построим. Только дополнительные механизмы накопительной системы и негосударственного пенсионного страхования, когда каждый украинец сможет самостоятельно влиять на свое пенсионное будущее, могут спасти пенсионную систему".

На одном из слайдов вчерашней презентации упоминается, что работникам младше 35 лет с 1 января 2019 года должны открыть накопительные счета, но неясно, речь идет обо всех работающих гражданах или только о тех, кто сейчас имеет право досрочного выхода на пенсию.

Пенсионная реформа в Украине начнет воплощаться в реальность уже в октябре этого года. Пакет необходимых для этого документов Верховная Рада примет уже к концу мая, до ухода на летние каникулы. Главное о том, как изменится жизнь украинских пенсионеров этой осенью и что подразумевается под пенсионной реформой.

Когда увеличат пенсии?

Правительство Украины взяло на себя обязательство уже в этом году улучшить качество жизни украинских пенсионеров. Верховная Рада страны в течении месяца-полтора должна завершить техническую работу над пенсионной реформой, приняв весь необходимый пакет документов. После этого в Украине запустят механизмы практического воплощения планов в реальность - уже осенью украинские пенсионеры получат на руки обновленные пенсии.

По словам премьер-министра Украины Владимира Гройсмана, с 1 октября повышенные выплаты получат более пяти с половиной миллионов украинцев. У разных категорий граждан будут надбавки различной величины.

На сколько увеличат пенсии?

Из 5,6 миллионов украинцев (всего в Украине около 12 миллионов пенсионеров), пятой части пенсионеров пенсии повысят на 200 гривен, еще такому же количеству украинцев - на 500 гривен. Почти двум миллионам пенсионеров выплаты увеличат на 500-1000 гривен. Еще миллион украинцев получат более чем на тысячу гривен больше.


Система надбавок постоянная, эти выплаты не единовременные, пенсионеры повышенные пенсии будут получать ежемесячно.

Кроме того, пенсионная реформа подразумевает полную отмену налогообложения выплат работающим пенсионерам. Простыми словами, те пресловутые 15% от суммы всей пенсии, взиматься с работающих пенсионеров больше не будут. Всего увеличение пенсий коснется порядка 9 миллионов украинцев.

Еще одна хорошая новость: реформа не подразумевает повышение пенсионного возраста для жителей Украины.

Кому увеличат пенсии?

Один из основных принципов повышения пенсий и самой реформы - современность и справедливость, точнее, осовременивание выплат.

Справедливость подразумевает перерасчет пенсий. Вводятся единые правила определения размеров пенсионных выплат для всех категорий граждан, кроме военных пенсионеров. Также устанавливается четкая зависимость размера пенсии от суммы уплаченных страховых взносов (ежемесячные отчисления работающих граждан в Пенсионный фонд), и продолжительности участия в этой системе.

На практике реформа устранит несоответствие выплат между одинаковыми категориями граждан. Например, шахтер, которые вышел на пенсию в 2008 году сейчас получает пенсию практически в три раза ниже точно такого же шахтера, который вышел на пенсию год назад. То есть, после внедрения реформы оба шахтера получат одинаковую пенсию.

Такое несоответствие пенсий двух одинаковых шахтеров объясняется размером средней заработной платы, а она растет каждый год. Последняя модернизация пенсий происходила в 2012 году, но с применением показателя средней зарплаты за 2007 год. Тогда она была на уровне, примерно, 1200 гривен. Сейчас этот показатель почти в три раза выше.

Что еще изменит реформа?

По словам Владимира Гройсмана, у этой реформы есть три основных принципа - справедливость (о которой писалось выше), соответственно, повышение пенсий и бездефицитность Пенсионного фонда.

Премьер сообщил, что сейчас 80% процентов украинских пенсионеров живут за чертой бедности, а дефицит бюджета Пенсионного фонда (ПФ), в этом году составляет 141 миллиард гривен. Это почти половина из необходимых 284 миллиардов. Правительство, введением пенсионной реформы, планирует выйти на бездефицитность бюджета ПФ уже через семь лет - к 2024 году. Это означает, что пенсионная система Украины будет стабильна, что позволит государству инвестировать в пенсии больше средств.

Кабмин сегодня утвердил законопроект "О внесении изменений в пенсионную систему". Об этом сообщает УНН .

По словам премьер-министра Владимира Гройсмана, после утверждения в Кабмине законопроект передадут на принятие в парламент. Он подчеркнул, что система начисления пенсий на сегодня является сложной, а дифференциация выплат практически уничтожена.

Проект пенсионной реформы предусматривает введение единой формулы расчета пенсий исходя из минимальной зарплаты.

"Первый шаг - это осовременивание пенсий. Обратите внимание, мы вводим единые правила определения размеров пенсионных выплат. Для тех пенсионеров, которые находятся на пенсии, для "новых" пенсионеров будет введен единый подход. Этот подход говорит о том, что мы почти втрое поднимаем ту цифру, с которой рассчитывается пенсия. Если раньше она была 1197 грн, то сейчас это 3764 гривен", - отметил он.

Согласно данным, представленным правительством, после утверждения и вступления в силу пенсионной реформы, повышение пенсий коснется около 5,6 млн пенсионеров из 12 млн. В частности 1,3 млн украинских пенсионеров получат доплату к ежемесячной пенсии в размере 200 грн, 1,2 млн пенсионеров - от 200 до 500 гривен. Также еще более 1 млн пенсионеров будут получать на 1000 гривен больше.

Также премьер-министр предлагает пересмотреть размер минимальной пенсии уже 1 октября, а не 1 декабря, и увеличить ее до 1373 грн.

Также проект не предусматривает повышение пенсионного возраста при наличии стажа 25 лет. А особые условия выхода на пенсию для госслужащих будут отменены, кроме военных.

При этом пока остался без ответа вопрос будет ли повышен пенсионный возраст для тех, у кого нет необходимого стажа в 25 лет.

В тоже время, политолог Дмитрий Корнейчук раскрыл некоторые детали законопроекта.

"Итак, раскрыты детали планируемого пенсионного "геноцида" Гройсмана. Который оказался еще более направленным на уничтожение пенсионеров, чем планировалось. По сути, в Украине пенсионный возраст для мужчин и женщин увеличивается до 65 лет.

1) Если украинец хочет выйти на пенсию в 60 лет, то для получения пенсии по возрасту для него минимальный страховой стаж увеличивается резко с 15 до 25 лет с 2018 года.
При этом каждый год минимальный страховой стаж будет увеличиваться на год - и в 2028 году для получения пенсии по возрасту в 60 лет необходимо будет иметь стаж 35 лет.
Если у тебя нет необходимого стажа в 25 (35) лет, то будет возможность доработать или докупить до тех норм, которые заложены для выхода на пенсию в 63 года. О чем дальше.

2) Следующий раз у украинцев уже будет возможность выйти на пенсию в 63 года

Для этого должен быть пенсионный стаж в промежутке от 15 до 25 лет (в 2028 году - от 25 до 35 лет).

Если ты хотел выйти на пенсию в 60 лет, но не хватило стажа, а ты потом доработал еще три года или докупил их - выходи на пенсию. Нет - двигайся дальше. Еще работай (или докупай) уже до 65 лет. Если еще жив будешь.

3) И последняя возможность выйти на пенсию - это 65 лет

Вот тут начинается самое интересное.

И если у тебя страховой стаж в промежутке от 15 до 25 лет (в 2028 году - от 25 до 35 лет) - получи свою копеечную пенсию.

Если ты по-прежнему не хотел покупать у государства стаж или отрабатывать пять лет после 60-ти и имеешь стаж 15 лет - то получаешь от государства...тоже пенсию по возрасту.

Ну, а те, у кого страховой стаж меньше 15 лет, могут с 65 лет получать от государства только соцпомощь

1) Реально для большинства населения пенсионный возраст увеличивается до 65 лет

2) Реально страховой стаж для получения пенсии увеличивается до 25 лет

3) Сотни тысяч людей лишаются пенсий и переводятся на еще более копеечные соцпособия".

Напомним, что на этой неделе представители Международного валютного фонда прибыли в Киев, чтобы

Как сообщала "Страна", члены миссии МВФ в Украине с 1 октября и отмену уплаты налогов с пенсий для работающих пенсионеров. По состоянию на 15 мая еще не было финального согласованного с МВФ варианта пенсионной реформы Украины.

Народные депутаты поддержали в первом чтении правительственный законопроект о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий, который входит в пакет законопроектов по пенсионной реформе.

Соответствующее решение поддержали 282 народных избранника.

Министр социальной политики Андрей Рева, представляя законопроект, рассказал, что указанный документ позволит с 1 октября повысить пенсии для 12 млн украинских пенсионеров, не повышая при этом пенсионный возраст.

Рева также пообещал парламентариям, что предложения относительно создания реестра получателей социальной помощи, отмены повышенной ставки ЕСВ, аудита Пенсионного фонда будут учтены в законопроекте ко второму чтению.

Напомним, проект пенсионной реформы не предусматривает повышения пенсионного возраста, однако вводит требования к страховому стажу. Для выхода на пенсию в 60 лет нужно будет иметь 25 лет страхового стажа. При стаже от 15 до 25 лет на пенсию можно будет выйти в 63 года, при стаже менее 15 лет – в 65 лет. В то же время, люди, у которых нет страхового стажа, смогут претендовать на социальную помощь при достижении 63 лет. Объем помощи будет определяться, исходя из уровня доходов семьи пенсионера.

Все нормативы минимального страхового стажа будут увеличиваться на 1 год каждые 12 месяцев до 2028 года. Таким образом, с 2028 года для выхода на пенсию в 60 лет нужно будет иметь 35 лет страхового стажа. При этом правительственный вариант реформы предусматривает возможность покупки до 5 лет страхового стажа. Если бы докупать страховой стаж по этим правилам можно было сейчас, за первый год надо было бы уплатить 16 896 грн.

Также реформа отменяет назначение пенсий госслужащим за выслугу лет и вводит единую формулу расчета размера пенсий.

Премьер-министр Владимир Гройсман в своем Facebook поблагодарил депутатов за голоса и отметил, что пенсионеры ждут проведения реформы.

"Каждый несет персональную ответственность, и пенсионеры ждут этого решения. Отдадим должное украинскому народу! Пенсионной реформе быть!" - написал он.

Президент Петр Порошенко в свою очередь отметил, что главным заданием власти является уже этой осенью обеспечить повышение пенсий миллионам пожилых людей.

"Благодарен правительству и Верховной Раде, которые наконец дали старт пенсионной реформе. Хорошо, что мои предложения были услышаны и поддержаны. Главное требование было таким: не дожидаясь результатов реформы, уже этой осенью обеспечить повышение пенсий миллионам пожилых людей. Кабинет Министров учел эту и большинство других поправок, которые были предложены Национальным советом реформ. Украинцы заслуживают справедливых пенсий", - написал глава государства в своем Facebook.

В то же время, среди замечаний народных депутатов к законопроекту прозвучали отсутствие в законопроекте норм, предусматривающих введение накопительной пенсионной системы и учреждение реестра социальных выплат. Также депутаты отметили, что документ опосредованно повышает пенсионный возраст. При этом, по подсчетам Радикальной партии, 6 млн украинских пенсионеров не получат никакого повышения пенсий в результате осовременивания.

При этом министр социальной политики Андрей Рева отметил, что все предложения народных депутатов найдут свое отображение при подготовке законопроекта ко второму чтению. “Это будет наш общий закон”, – сказал Рева.