Налоговой ставкой называется размер налога, который зависит от субъекта и объекта налогообложения, чаще всего считается в процентах от единицы налогооблагаемой базы.
Есть много классификаций налоговых ставок. Например, по такому критерию, как степень обременения налогоплательщика, ставки делятся на:
По методу установления ставки налога классифицируются на твердые (абсолютные ) и долевые (относительные ). Твердая ставка – фиксированная сумма, которая начисляется на единицу налогообложения. Долевая ставка исчисляется в процентах от ее стоимости. Куда больше распространены долевые ставки, однако, встречаются и твердые – например, при водном налоге.
Долевые ставки подлежат дальнейшей классификации:
В России установлены такие ставки налога:
Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш
Основными элементами налогообложения являются налоговая база и налоговая ставка (п. 1 ст. 17 НК РФ). И сумма налога, соответственно, определяется в результате умножения налоговой базы на налоговую ставку.
В некоторых странах налоговые ставки повышаются по мере роста налогооблагаемой базы. В этом случае увеличение ставок налогов является примером . Однако то, что с увеличением дохода ставка налога возрастает – это подход, который не применяется широко в отечественной налоговой системе. Но есть и исключения. Примером тому может являться налог на имущество физических лиц. Хотя, конечно, ставка налога там зависит не от дохода налогоплательщика, а от стоимости имущества.
Налоговым законодательством предусмотрено, что налоговая ставка по налогу на имущество физических лиц может устанавливаться дифференцированная в зависимости от кадастровой или инвентаризационной стоимости объекта налогообложения.
Вводятся такие ставки нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований или законами городов федерального значения (п.п. 1 , 5 ст. 406 НК РФ).
Так, к примеру, Законом г. Москвы от 19.11.2014 № 51 установлены следующие налоговые ставки в зависимости от кадастровой стоимости жилых домов, жилых помещений, хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв.м. и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (п. 1 ст. 1 Закона г. Москвы от 19.11.2014 № 51):
Конечно, увеличение налоговых ставок, с точки зрения государства, тенденция позитивная, ведь увеличиваются налоговые поступления в бюджет. А для налогоплательщиков, наоборот, рост налоговых ставок рассматривается как нежелательный. Особенно когда налоговые ставки без явных на то причин возрастают многократно.
В качестве примера можно привести земельный налог, взимаемый на территории г. Новороссийска Краснодарского края. Там, до 01.01.2014 ставка земельного налога по землям особо охраняемых территорий составляла 0,1% (п. 1 утратившего силу Решения городской Думы муниципального образования г. Новороссийск от 22.11.2011 № 154). А с 01.01.2014 такие земли стали облагаться по ставке 1,5%, т. е. налоговая ставка возросла в 15 раз (
Повышение налогов всегда оборачивается негативной реакцией налогоплательщиков. Вынужденные отчислять в пользу государства часть своей зарплаты, прибыли, стоимости имущества, дохода от ценных бумаг граждане и организации рассматривают налоги в качестве «дозволенной формы грабежа». Однако любое повышение налогов – это вовсе не способ обездолить граждан страны, а обоснованная и продуманная экономическая мера, преследующая конкретную цель. В связи с этим стоит разобраться более детально в причинах роста налоговых ставок.
Прежде чем разбираться в глубинных причинах роста налоговых платежей в РФ, важно разграничить понятия прямых и косвенных налогов.
Прямые налоги имеют четко определенный объект обложения и предусматривают совпадение субъекта и плательщика налога. Например, взимается в виде процента от итогового финансового результата деятельности фирмы, начисляется в отношении компании и ею же выплачивается.
Повышение прямых налогов преследует своей целью сдерживание экономического роста, пополнение бюджетного дефицита и достижение социально справедливости (низкие налоги на бедных и высокие на богатых).
Косвенные налоги не имеют четко определенного объекта и предусматривают различие между субъектом и плательщиком налога. Например, взимается в виде процента от добавленной стоимости, которую при этом еще необходимо посчитать. Субъектом обложения выступают фирмы, но фактическими плательщиками являются покупатели продукции, поскольку фирма включает налог в ее стоимость.
Повышение косвенных налогов преследует своей целью сдерживание потребления определенных товаров и услуг, а также регулирование экспорта и импорта (таможенные пошлины также относятся к числу косвенных налогов).
В рамках фискальной политики государства рост налогов применяют для сдерживания экономической активности в периоды «бума». Однако, отчего же тогда растут налоги в России в условиях очевидной стагнации национальной экономики?
В настоящее время можно выделить несколько общих объективных причин увеличения налоговых платежей.
При таком раскладе повышение налоговых ставок представляется важным фактором удержания экономики на плаву, а не способом дополнительно обременить граждан и усложнить условия функционирования бизнеса.
Более частным случаем стало увеличение отчислений по налогу на недвижимое имущество. Как известно, с начала 2016 года его стали рассчитывать не по инвентаризационной, а по кадастровой (близкой к рыночной) стоимости. В чем причина таких нововведений? В основном она связана с достижением социальной справедливости.
Стоит добавить, что существенные налоговые льготы затронули таких субъектов налогообложения, как малоимущие граждане, пенсионеры и многодетные семьи. При этом они касаются только одной квартиры, которая используется в качестве места для проживания.
Для того чтобы выявить причины роста следует определиться с тем – на что в конечном итоге направляются средства этого обязательного платежа в казну. Как правило, они расходуются на ремонт дорожного покрытия, прокладку новых трасс и обустройство старых.
Более того, в последние годы можно наблюдать две важные тенденции:
В связи с этим ставит своей целью стимулирование граждан к приобретению новых и экологически чистых видов транспорта (ставка зависит от объема двигателя и года выпуска), а также привлечению средств в казну на создание качественной и современной дорожной сети.
Налог на имущество всегда выступал идеальным способом уравнивания материального положения низшего и высшего классов и достижения социальной справедливости. Им облагаются не только квартиры, но иные виды недвижимого имущества, принадлежащего гражданам. В связи с этим:
Следует добавить, что в России отсутствует прогрессивная шкала обложения налогом (чем больше объект, тем выше ставка). В этих условиях налог на имущество становится способом формирования устойчивого среднего класса – гарантии стабильной социально-экономической системы.
Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. Следовательно, повышение налоговых ставок следует рассматривать через призму социальных и экономических перемен, которые станут его результатом. Даже в условиях экономической рецессии рост налоговых ставок по отдельным видам обязательных платежей – важный компонент социальной и экономической стабильности.
Другие налоговые хитрости:
Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к объекту обложения (налог на прибыль предприятий, НДС).
Регрессивные ставки налогов уменьшаются с увеличением дохода (ранее ЕСН).
В зависимости от степени изменяемости ставок налога различают:
общие ставки;
повышенные ставки;
пониженные ставки.
В зависимости от содержания различают ставки :
маргинальные – непосредственно даны в нормативном акте о налоге;
фактические – определяются как отношение уплаченного налога к налоговой базе;
экономические – определяются как отношение уплаченного налога к совокупной величине объекта налогообложения.
10. Налоговые льготы – это полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством.
Виды налоговых льгот:
необлагаемый минимум объекта;
изъятие из налогообложения определенных элементов объекта;
освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков;
понижение налоговых ставок;
целевые налоговые льготы, включая инвестиционные налоговые кредиты;
прочие налоговые льготы.
11. Порядок и способы исчисления налога – налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Обязанность исчислить сумму налога может быть возложена на третье лицо, выступающее в роли «налогового агента». Исчисление суммы налога может быть возложено и на налоговый орган.
Налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.
12. Порядок уплаты налога – это способы внесения суммы налога в соответствующий бюджет.
Налоговый оклад представляет собой сумму налога, уплачиваемую налогоплательщиком с одного объекта обложения.
Существуют 5 основных способов уплаты налога :
по декларации – изъятие части дохода после его получения; практикуется, как правило, при налогообложении нефиксированных доходов, а также в тех случаях, когда доходы налогоплательщика формируются из множества источников. Способ недостаточно эффективен, т.к. создает возможности для уклонения от налога, проверка деклараций трудоемка и занимает много времени (налог на прибыль организаций);
у источника дохода – налог автоматически удерживается еще до получения дохода (НДФЛ). Осуществляется в основном при обложении налогом доходов лиц наемного труда, а также других в достаточной степени фиксированных доходов;
кадастровый способ – налог взимается на основе внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества. При уплате устанавливаются фиксированные сроки взноса. В зависимости от объектов налогообложения выделяют домовой, земельный, промысловый, имущественный и прочие кадастры. Способ является трудоемким, экономическая оценка объектов доходности – неустойчива и неэластична;
в момент расходования доходов – характерно для косвенного налогообложения. Этот способ наиболее эффективен, так как дает наибольший удельный вес поступлений в бюджет. Имеет ряд недостатков в части развития производства и стимулирования деловой активности;
в процессе потребления или использования имущества (движимого и недвижимого) – налог взимается из дохода налогоплательщика ежегодно в установленном порядке.
13. Сроки уплаты налогов и сборов – устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Сроки уплаты определяются календарной датой или истечением периода времени, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти.
Законодательством РФ предусмотрено большое количество налогов и соответствующих им ставок. Грамотная политика государства в аспекте их утверждения предопределяет эффективность бюджетной политики и развития национальной хозяйственной системы в целом. Какова специфика определения их величины? Какими могут быть основания для классификации налоговых ставок?
Изучим особенности такого явления, как налоговая ставка. Под данным термином чаще всего понимаются начисления в расчете на единицу измерения соответствующей базы для того или иного вида сбора в бюджет. Обозначение налоговых ставок чаще всего осуществляется с помощью процентов. Например, ставка НДФЛ в России составляет 13%, НДС — 18%.
В ряде случаев соответствующий показатель определяется в виде десятичных чисел. Для НДФЛ и НДС это будет 0,13 и 0,18 соответственно. Законами также может быть предусмотрена 0 налоговая ставка (нулевая) для российских налогоплательщиков. Это может наблюдаться на примере нулевой величины НДС для предприятий, работающих при УСН. Далее мы рассмотрим данную особенность подробнее.
Рассмотрим, какие есть основные виды налоговых ставок. В мировой экономической науке есть большое количество подходов к определению соответствующих показателей.
В числе самых распространенных оснований для классификации налоговых ставок — степень обременения для плательщика. В рамках данного критерия показатели могут быть:
Другое основание для классификации рассматриваемых показателей — метод их установления. Так, налоговые ставки могут быть:
Если говорить о РФ, то можно выделить такое основание для классификации ставок, как отнесение налога к типу федеральных, региональных или местных. Таким образом, будет различаться юрисдикция утверждения соответствующих показателей. Для ставки определяются высшими органами государственной власти, для региональных — соответствующими структурами на уровне субъекта РФ, для местных — муниципальными учреждениями.
Изучим основные налоговые ставки, установленные НК РФ. В числе самых распространенных видов сборов в российский бюджет:
Изучим их специфику подробнее.
Налоговые ставки по налогам на доходы физических лиц, или НДФЛ, в России — 13% для 30% — для граждан, не имеющих такового статуса. Критерий, по которому плательщики относятся к первой категории — нахождение в России основную часть дней года. При этом не важно, является ли человек гражданином РФ, или он иностранец.
НДФЛ в России платится с самых разных доходов, которые получает человек: с зарплаты, выполнения подрядных работ и услуг, продажи имущества и т. д. Особенность данного сбора в том, что в отношении него установлены различные вычеты — социальные, имущественные, стандартные. То есть у гражданина, уплачивающего НДФЛ, есть возможность уменьшить соответствующий сбор по предусмотренным законом основаниям.
Ставка НДФЛ, исходя из оснований для классификации, определенных нами выше, может быть отнесена к категории базовых и относительных. Вместе с тем в том случае, если плательщик не имеет статуса резидента РФ, то она вполне может быть классифицирована как повышенная, так как ее размер увеличивается более чем в 2 раза.
Данный налог платят, в основном, крупные бизнесы с большими оборотами. Малые и средние предприятия стараются работать в режиме УСН. По данному сбору налоговые ставки в 2015 году составляют 20% для всех видов доходов предприятий. Законодательство не определяет каких-либо льгот для организаций, которые обязаны осуществлять соответствующие перечисления в бюджет, как при уплате НДФЛ для некоторых категорий плательщиков.
По тем основаниям для классификации ставок, которые определены нами выше, ту, что установлена для налога на прибыль, можно отнести к категории базовых и относительных.
Ставка налога на добавленную стоимость, НДС, в России — 18%. При этом платят его не все. Для фирм, работающих по УСН, установлена 0 налоговая ставка в отношении НДС. Между этим сбором и НДФЛ можно провести некоторую аналогию — законом предусмотрены различные основания для вычетов при исчислении и организациями.
Ставки по НДС можно классифицировать как относительные и базовые.
Упрощенная система налогообложения, или УСН, — интереснейшее явление. Данного типа сборы призваны в значительной степени снизить налоговую нагрузку для предприятий, особенно это важно для начинающих бизнесов. Собственно, использовать ее могут только те организации, обороты которых относительно невелики — в пределах 60 млн. руб. в год. Законодательством РФ определено 2 типа ставок для УСН: при взимании налога с выручки предприятия — 6%, при сборах с прибыли — 15%. Предприниматель сам выбирает одну из двух указанных схем расчетов с государством.
Для предприятий, работающих при УСН, как мы отметили выше, установлена 0 налоговая ставка для НДС. Однако фирма может самостоятельно формировать документы, в силу которых у нее может возникнуть обязательство по уплате соответствующего сбора. можно отнести к базовым и относительным.
Ставки, установленные для УСН, можно отнести к пониженным (они устанавливаются как альтернатива тем, что определены для налога на прибыль) и относительным. Но некоторые юристы все же склонны классифицировать их как базовые, так как соответствующий сбор относится к отдельной категории.
Полезно будет изучить корреляцию между УСН и сборами в государственные фонды — ПФР и ФФОМС, которые уплачивают за себя индивидуальные предприниматели. Данные платежи ИП осуществляют вне зависимости от того, есть у них прибыль или нет. Поэтому соответствующий тип налогов вполне можно отнести к категории абсолютных, так как их величина фиксированная (определяется на год). Например, в 2015 году соответствующая сумма составляет порядка 22 тыс. руб. Особенность законодательного регулирования уплаты сборов в государственные фонды в том, что данные платежи могут быть полностью зачтены в счет уплаты ИП налогов по УСН. Фактически, образуется 0 налоговая ставка для УСН. Данная полезнейшая особенность находит весьма положительную оценку в среде российских предпринимателей.
Некоторые компании, работающие в РФ, предпочитают вести деятельность в рамках режима ЕНВД (единого налога на вмененный доход). Ставка в рамках данного типа сборов устанавливается федеральным законодательством, сейчас она составляет 15%. Но кроме нее в формуле расчета данного налога задействуются базовая доходность, физические показатели, а также коэффициенты — К1 и К2. Какова специфика правового регулирования данного сбора? Базовая доходность, физические показатели и первый коэффициент устанавливаются в федеральных законах, второй — в региональных. Работа предприятия в режиме ЕНВД предполагает, что оно уплачивает фиксированный сбор в бюджет безотносительно доходов. Ставка по данному налогу относится, таким образом, к абсолютным и базовым.
Интересен транспортный налог, относящийся к категории региональных. Ставка по нему может определяться, исходя из самых разных критериев: года выпуска автомобиля или иного транспортного средства, мощности двигателя, вместимости, отнесения к той или иной категории. Теоретически некоторые из соответствующих показателей, установленных законодательствами разных регионов, могут различаться очень значительно. Например, для легковых машин, обладающих двигателем с мощностью до 100 лошадиных сил, налоговая ставка транспортного сбора может составлять от 1 до 25 руб. за одну л. с. Однако показатели, о которых идет речь, могут быть уменьшены или увеличены властями субъектов РФ не более чем в 10 раз относительно цифр, зафиксированных в НК РФ.
Ставку по транспортному налогу можно классифицировать как относительную и базовую. Но законом предусмотрены основания, позволяющие в ряде случаев классифицировать некоторые разновидности соответствующих показателей по данному сбору как повышающие или понижающие.
Налог на имущество предприятий относится к категории региональных. Что это значит? Прежде всего то, что налоговая ставка на имущество фиксируется на уровне законов субъектов РФ. Однако в Налоговом Кодексе определен предельный ее показатель — 2,2%. Имущественный сбор уплачивают: российские организации (если у них в собственности есть движимое и недвижимое имущество, учтенное на балансе), иностранные компании (при владении недвижимостью).
Если соотнести рассматриваемый сбор и виды налоговых ставок, определенные нами в начале статьи, то мы можем классифицировать соответствующий показатель как относительный и базовый.
Необходимость уплаты налога на имущество установлена законодательством РФ также и в отношении граждан. Данное обязательство в частности должны выполнять владельцы квартир, комнат и домов. Ставки налога на недвижимость для граждан устанавливаются муниципальными властями — в интервале 0,1-0,3% от кадастровой стоимости жилья.
При этом до 2019 года в формуле исчисления соответствующих платежей применяются понижающие коэффициенты, облегчающие адаптацию граждан к данному налоговому обременению. Также при определении величины имущественных сборов для граждан используются вычеты в виде уменьшения площади жилья на заданное количество квадратных метров и пропорционального снижения его кадастровой стоимости.
В соответствии с отмеченной нами классификацией ставки по имущественному налогу для граждан можно отнести к относительным и базовым. Рассматриваемый сбор относится к категории местных. К этой категории принадлежит также земельный налог. Изучим его специфику.
Как и в случае с налогом на имущество для граждан, ставки в отношении рассматриваемого сбора фиксируются в муниципальных правовых актах. Их величина не может превышать 1,5%, если речь идет о землях: используемых в сельском хозяйстве, в жилищном строительстве, а также в качестве дачных и садоводческих участков. Для остальных категорий земель предельная величина показателя — 0,3%.
Ставки по рассматриваемому сбору можно отнести к относительным и базовым. Показатель в 0,3% некоторые юристы относят к понижающим.
Итак, в России утверждены самые разнообразные виды сборов и соответствующие им налоговые ставки. 2015 год характеризуется заметными активностями законодателя в аспекте корректировки данных показателей — на том или ином уровне регулирования обязательств налогоплательщиков перед государством.
Возможно, наиболее заметные корректировки в налоговом законодательстве коснулись имущественных сборов, которые должны перечислять государству граждане. Выше мы отметили, что данного типа налог исчисляется, исходя из кадастровой стоимости жилья. Но до 2015 года величина сбора определялась которая в общем случае существенно ниже.
Заметные изменения характеризуют также транспортный налог. Дело в том, что с 2015 года соответствующий сбор для дорогих автомобилей (от 3 млн. руб. и выше) рассчитывается с применением повышающих коэффициентов. Таким образом, год, в котором значительно реформировалась соответствующая налоговая ставка, — 2015. Транспортный налог владельцы дорогих автомобилей будут платить в рамках более строгих критериев.