Решетникова доказывание в гражданском процессе читать онлайн. Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве. Под редакцией доктора юридических наук, профессора И.В. Решетниковой

Учебное пособие для вузов - 3-е изд. М.: «Аспект Пресс», 2010. - 848 с.
ISBN: 978-5-7567-0575-1В данном пособии - самом полном на текущий день изложении университетского учебного курса отечественной истории с 1917 г. до наших дней - прослежена связь между советским и постсоветским периодами истории России. Отображены условия появления, особенности развития Советского государства и общества на различных этапах новейшей отечественной истории; определявшие их развитие факторы; первопричины и обстоятельства распада Советского Союза, возникновение Российской Федерации. Которое подготовлено на основе новых исследований и документальных публикаций, пособие содержит темы, который ранее в учебной литературе не освещались, и предлагает новейшую трактовку многих известных вопросов. Для студентов высших учебных учреждений исторических и политологических специальностей.СодержаниеРеволюция и гражданская война в России. 1917-1920
Революция 1917 г. в России
Первые преобразования Советской власти
Апогей вооруженного противостояния
Культурная и церковная политика Советской властиОбразование и развитие СССР в условиях новой экономической политики. 1921-1928
Переход к нэпу, первые этапы его осуществления
Образование и конституционное оформление СССР
Политическая борьба за утверждение курса на строительство социализма в одной стране
Восстановление народного хозяйства, переход к индустриализации и коллективизации
Изменения в составе СССР, эволюция национальной политики
Преобразование культуры
Внешняя политикаФорсированная модернизация СССР. 1928-1937
Идеология и политика социалистических преобразований
Индустриализация
Коллективизация
Первые пятилетки как этап «культурной революции»
Конституция 1936 года и борьба с «врагами народа»
Национальная политика
Внешняя политикаСоюз ССР накануне военных испытаний. 1938 - 22 июня 1941
Внешняя политика в условиях нарастания военной опасности. Расширение СССР
Предвоенная модернизация экономики и Вооруженных сил
Удары по потенциалу «пятой колонны»
Модернизация в культуре и патриотическая подготовка населения к войнеВеликая отечественная война
Начальный период. 22 июня 1941-19 ноября 1942
Коренной перелом в войне. 19 ноября 1942 — 1943
Внутренняя и внешняя политика в годы войны
Победный этап войны. 1944-1945СССР в годы послевоенного возрождения. 1945-1953
Внешняя и внутренняя политика в послевоенный период
Восстановление и развитие народного хозяйства. Изменения в социальной сфере
Культурная жизнь. Идеологические кампании и дискуссии«Оттепель». 1953-1964
Победы и поражения в борьбе за новый курс развития страны. Изменения в общественно-политической жизни
Социально-экономическое развитие
Культура и общественные движения
Внешняя политика«Развитой социализм». 1964-1985
Ранний «развитой социализм». 1964-1977
Конституция СССР 1977 г. и положение в стране в годы позднего «развитого социализма»
Культура, официальная идеология, инакомыслие
Национальная политика и национальные движения
Внешняя политика«Перестройка». 1985-1991
Курс на ускорение социально-экономического развития советского общества. 1985-1986
Начало перестройки системы общественных отношений в СССР. 1987 - весна 1990
«Парад суверенитетов» и судьба реформ. Середина 1990 — середина 1991
Демонтаж союзной государственности. Конец августа — декабрь 1991
РСФСР в канун превращения в Российскую Федерацию. Сентябрь — декабрь 1991Российская Федерация в 1992-2004
Начало перехода к новому обществу. 1992
Экономические преобразования и их социальные последствия. 1992-1998
Формирование и развитие новой политической системы. 1992-1999
Российская культура в 1990-е годы
Внешняя политика России в 1990-е годыРоссия в начале нового тысячелетия
Стабилизация системы общественных отношений
От стабилизации — к динамичному развитиюБиблиография
Именной указатель

заведений, обучающихся по специальности 020700 История

УДК 821.112.2.02 ББК 83.3(4Гем) Б 86

Р е ц е н з е н т ы:

Кафедра новейшей отечественной истории

исторического факультета МПГУ (заведующий проф. Э. М. Щагин );

зав. кафедрой истории Института переподготовки и повышения

квалификации МГУ имени М. В. Ломоносова проф. А. И. Уткин

Барсенков А. С., Вдовин А. И.Б 86 История России. 1917–2009 / А. С. Барсенков, А. И. Вдовин. - 3-е изд.,

расш. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 846 c.

ISBN 978–5–7567–0575–1

В настоящем пособии - самом полном на сегодняшний день изложении университетского учебного курса отечественной истории с 1917 г. до наших дней - прослежена связь между советским и постсоветским периодами истории России. Показаны условия возникновения, особенности развития Советского государства и общества на разных этапах новейшей отечественной истории; определявшие их эволюцию факторы; причины и обстоятельства распада Советского Союза, становление Российской Федерации. Подготовленное на основе новейших исследований и документальных публикаций, пособие включает темы, которые ранее в учебной литературе не освещались, и предлагает новую трактовку многих известных проблем.

Для студентов высших учебных заведений исторических и политологических специальностей.

УДК 821.112.2.02 ББК 83.3(4Гем)

ISBN 978–5–7567–0575–1© Барсенков А. С., Вдовин А. И., 2010

© Оформление. ЗАО Издательство «Аспект Пресс», 2010

Все учебники издательства «Аспект Пресс» на сайте

Предисловие

Разработка современной концепции истории советского и постсоветского общества ведется со смены эпох в новейшей отечественной истории, символически обозначенной рабочими технической службы Кремля В. Кузьминым и В. Архипкиным. 25 декабря 1991 г. в 19:38 они спустили государственный флаг СССР с флагштока над президентской резиденцией в Кремле и водрузили бело-сине-красное полотнище российского стяга. В тот же день РСФСР была официально переименована в Российскую Федерацию. Смена эпох положила начало переосмыслению предыдущего опыта российского народа и выработке новой концепции истории.

В рамках господствовавшего ранее формационного подхода история советского периода представлялась как переход от капитализма к социализму с последующим восхождением последнего по ступеням зрелости от неразвитых форм к более развитым. Последняя из достигнутых фаз официально именовалась «развитым социализмом». С неожиданным крахом социализма многим сторонникам формационного подхода его трактовка представляется неверной. Они полагают, что правильнее было бы говорить о нем как об одной из фаз «раннего социализма», который еще во многом требовалось доводить до развитых форм. Отказ же от самой идеи приверженцы социализма считают исторической ошибкой или преступлением.

Неудавшийся опыт социалистического строительства вроде бы оправдывает утверждение о «конце истории». Под этим имеется в виду, что часть человечества, находящаяся на современной капиталистической стадии развития, и впредь будет развиваться при капитализме. «Триумф Запада, западной идеи, - утверждается в статье «Конец истории» (1989) американского профессора Ф. Фукуямы, - очевиден прежде всего потому, что у либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив».

С этой точки зрения, социализм оказался одним из исторических тупиков, который просто вынудил пошедшие по нему народы возвратиться на магистральный путь истории и присоединиться к «передовой» части человечества. В наши дни фукуямовская идея о конце истории и одномерности социального прогресса представляется несостоятельной все большему числу авторитетных представителей мировой науки.

Как бы то ни было, поражение социалистической идеи в СССР и целом ряде других стран мира существенно поколебало веру в формационный подход к истории человеческого общества, базирующийся на различении способов производства материальных благ в истории общества. И хотя этот подход, безусловно, не исчерпал своих возможностей при характеристике минувших эпох, его прогностические возможности вызывают все большее сомнение.

С 1943 г., когда был упразднен 3-й Интернационал - знаменитая международная организация, объединяющая с 1919 г. компартии различных стран, - в нашей стране и мире все реже исполнялся созданный в 1933 г. гимн Коминтерна. Совсем мало остается приверженцев коммунистических идей, убежденных в том, что уже в ближайшем будущем «все страны охватит восстания костёр!». Вместе с тем, остаются еще члены КПРФ и других партий, считающих: «Мы красного фронта отряд боевой / И мы не отступим с пути своего!».

К формационному подходу в определенном отношении оказывается совсем близким и так называемый цивилизационный подход. Он предполагает, что человечество развивается, восходя от дикости к варварству и далее - к современным цивилизованным историческим формам. Так, социализм в свое время изображался цивилизацией высшего типа. «Мы создаем, и мы создадим , - говорил Н. И. Бухарин в 1928 г., - такую цивилизацию, перед которой капиталистическая цивилизация будет выглядеть так же, как выглядит “собачий вальс” перед героическими симфониями Бетховена». Ныне лидерство в развитии видится иначе: «Десятка западных стран движется вперед, а остальные догоняют». В качестве ци-вилизационного образца чаще всего выставляются США. Ориентируясь на него, отстающие «модернизируются». Считается, что главной задачей модернизации является перевод общества в новое качество, ликвидация отставания от экономически развитых стран.

Однако при ближайшем рассмотрении обнаруживается, что такая стратегия развития «отсталых» цивилизаций неосуществима, так как модернизировать все человечество по американскому образцу невозможно из-за ограниченности земных ресурсов, львиная доля которых потребляется теми же Соединенными Штатами. США производят около 20% мирового ВВП, а потребляют из него около 40%. Насчитывая около 5% жителей Земли, они расходуют 23% всей энергии, съедают 15% мяса, на американских дорогах используются 37% всех машин мира. Сегодня американец потребляет в четыре с лишним раза больше энергии, чем усредненный житель планеты, тратит в три раза больше воды, производит в два раза больше мусора и вырабатывает в пять раз больше углекислого газа. Заработок гражданина США почти в пять раз больше заработка усредненного жителя планеты. Официальный порог бедности в США составляет 50 долларов в день, а у 3,5 миллиарда жителей Земли нет возможности тратить ежедневно и двух долларов. По международным критериям бедностью считается доход в 2–4 долл. в сутки на человека, а нищетой - менее 2 долл.

К нашим дням сформировалось понятие о «золотом миллиарде» населения земли - одном из 6,5 миллиара землян, населяющих страны, достигшие высокого уровня технологического развития, - США, Канада, страны Западной Европы, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Израиль. В 2001 г. «золотой миллиард» распоряжался почти 85% мирового продукта (в 1960 г. - 70%), на него приходилось 84% мировой торговли и 85% финансовых накоплений. В 1960 г. различия в доходах между наиболее богатыми и беднейшими 20% населения мира относились как 30:1, в 1970 г. - как 32:1, в 1990 г. - как 60:1, а к концу 2000 г. - как 100:1. Дальнейшее «улучшение» этих соотношений в пользу «развитых стран» и надежды на некоторое расширение «золотого миллиарда» за счет аутсайдеров фактически лишают перспектив четыре пятых населения планеты, делая их излишними на земном празднике жизни.