Преимущества и недостатки различных видов денег. Виды денег. Сущность денег и их происхождение

Преимущества и недостатки различных видов денег. Виды денег. Сущность денег и их происхождение

Функции денег

Кредит,его функции и виды.

Функции кредита:

1.Аккумулирующая функция

5. Стимулирующая функция

3.

Коммерческий банк

особенности.

1. Банк

2. Банк

3. Банк

4. Банк

1.аккумуляция средств;

2.трансформация ресурсов;

Ценные бумаги и их виды.

Ценной бумагой называется документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

Чтобы дать полную характеристику такой категории, как ценная бумага, необходимо рассмотреть основные присущие свойства:

– ценная бумага свидетельствует о праве собственности на капитал (акция);

– ценная бумага отражает отношения займа между инвестором и эмитентом (облигация, вексель);

– ценная бумага дает право на получение определенного дохода от эмитента;

– ценные бумаги в виде акций дают право на участие в управлении акционерным обществом;

– ценные бумаги дают право на получение доли в имуществе предприятия-эмитента при его ликвидации.

Одним из существенных свойств ценной бумаги является ее способность служить предметом купли-продажи на фондовом рынке.

Ценные бумаги могут быть классифицированы по различным признакам.

Эмиссионные и неэмиссионные ценные бумаги. К эмиссионным бумагам относятся акции, облигации, инвестиционные паи. Их выпуск(в отличие от неэмиссионных) в обязательном порядке должен быть зарегистрирован в финансовых органах. Еще одна их особенность – они размещаются выпусками; имеют равные сроки и объемы реализации прав внутри одного выпуска.

В зависимости от того, в какой форме инвестор предоставляет капитал эмитенту и как эти средства отражаются в имущественном комплексе предприятия, различают долевые и долговые ценные бумаги.

Долевая ценная бумага закрепляет права владельца на часть имущества предприятия при его ликвидации, подтверждает участие владельца в формировании уставного капитала, дает право на получение части прибыли и на участие в управлении предприятием.

К долевым ценным бумагам относятся акции, сертификаты акций, инвестиционные паи. Долговая ценная бумага отражает отношения займа между ее владельцем и эмитентом, который обязуется ее выкупить в установленный срок и выплатить определенный процент. Примером долговых ценных бумаг являются облигации.

Классификация видов ценных бумаг по важнейшим эмитентам следующая:

– государственные ценные бумаги, которые выпускаются федеральным правительством;

– муниципальные ценные бумаги, которые выпускаются местными органами власти;

– корпоративные ценные бумаги, выпускаемые частным бизнесом (в основном акционерными обществами). В зависимости от того, каким образом осуществляется реализация прав, закрепленных ценной бумагой, различают:

– предъявительские ценные бумаги – права по этой бумаге принадлежат лицу, которое ее предоставляет;

– именные ценные бумаги предусматривают однозначную идентификацию владельца;

– ордерные ценные бумаги – права по ним могут принадлежать названному в ценной бумаге лицу, которое само осуществляет эти права или назначает своим распоряжением другое правомочное лицо (вексель и чек). Права по ордерной ценной бумаге передаются путем совершения на этой бумаге передаточной подписи – индоссамента. Особый вид ценных бумаг – бумажные деньги (банкноты). Это своеобразные долговые обязательства Центрального банка страны.

Сравните основные виды денег,покажите их преимущества и недостатки при выполнении деньгами различных функций.

Функции денег - средство обращения, средство сохранения богатства (накопления), мера стоимости (масштаб цен), средство платежа, мировые деньги.

Кредит,его функции и виды.

Кредит - это предоставление кредитодателем в денежной или товарной форме на условиях возвратности заемщику в долг денег или товаров.

Он возникает из функции денег как средства платежа при продаже товара не за наличные деньги, а рассрочкой платежа.

Функции кредита:

1.Аккумулирующая функция – кредит способствует мобилизации (сосредоточению) временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения и бюджетов.

2. Перераспределительная функция – кредит перемещает временно свободные денежные ресурсы из одной хозяйственной деятельности в другую, обеспечивая банку получение прибыли. Благодаря ему, частные сбережения, прибыли предприятий, доходы государства превращаются в ссудный капитал и направляются в прибыльные сферы народного хозяйства. Кредит является стихийным регулятором экономики.

3. Функция содействия экономии издержек обращения – кредит позволяет восполнить временный недостаток собственных оборотных средств хозяйствующим субъектам. Он замещает движение в сфере обращения наличных денег, и тем самым обеспечивает экономию общих издержек обращения.

4. Функция ускорения концентрации и централизации капитала – кредит позволяет расширить масштабы производства или торговые операции и тем самым обеспечить дополнительную массу прибыли, способствует укреплению денежного обращения, он обслуживает денежный оборот, вытесняя из него наличные деньги.

5. Стимулирующая функция – кредит позволяет заемщику осуществлять инновации в форме внедрения в производства научных разработок и новых технологий.

3.Коммерческие банки и их операции

Коммерческий банк - денежно-кредитный институт, регулирующий платежный оборот в наличной и безналичной формах.

Банковская деятельность как выражение его экономических отношений с клиентами определяется его сущностью, функциями и ролью в экономике. Она имеет определенные

особенности.

1. Банк работает в сфере обмена, а не в сфере производства.

2. Банк - в определенном смысле торговый институт. Не будучи собственником денежных средств, отражаю­щих движение материальных потоков, банк «покупает» их и «продает» другим экономическим субъектам по бо­лее дорогой цене.

3. Банк - это коммерческое предприятие. Операции бан­ков совершаются на платной основе. Деятельность банка носит предпринимательский харак­тер. Благодаря банку бездействующие капиталы одних экономических субъектов начинают «работать» у дру­гих.

4. Банк -не только коммерческое предприятие, но и общественный институт. Банк работает для удовлетворения общественных потребностей; банковская деятельность носит не политический, а экономический характер. Работая в сфере обмена, банк действует как производи­тельный институт, осуществляющий регулирование денеж­ного оборота в наличной и безналичной формах.

Исходным в понимании сущности банковской деятельности является представление о функциях банка. Согласно современной теории их три:

1.аккумуляция средств;

2.трансформация ресурсов;

3.регулирование денежного оборота.

Банк (аккумулирует) свободные, временно неиспользуемые денежные ресурсы и капиталы своих клиентов.

Результат деятельности банка - банковский продукт как продукт коллективного труда персонала банка. Он обладает ря­дом отличительных особенностей и носит в основном немате­риальный характер. Чаще всего это безналичная форма, пред­стающая как записи по счетам; вещественная форма-банкноты центрального банка, денежно-расчетные документы. На традиционном направлении деятельности продуктом банка выступают кредиты, депозиты, инвестиции. На дополнительных направлениях можно назвать инкассацию, конвертацию валюты, перевоз документов, расчет и управление рисками. На нетрадиционных направлениях можно выделить факторинг, форфейтинг, консультирование, гарантии, хранение ценностей и др. Каждому продукту соответствует услуга, т.е. совокупность действий по созданию банковского продукта. Услугами банка являются кредитование, организация расчетного процесса, депозит­ные услуги и др. Услуга предполагает осуществление операций.

Товарные деньги — это один из нескольких видов денежных средств, которые представляют собой товар или вещь, использующихся непосредственно, выступающих эквивалентом стоимости иных товаров или вещей. Такие деньги называют не иначе как примитивными деньгами.

Простыми словами, это выражение конкретного товара в денежном выражении (стоимость товара).

Такой вид денег начали использовать в самых ранних стадиях развития общества, когда деньги заменялись товарами, имевшими достаточно большой спрос из-за высокой степени полезных качеств данной товара.

К таким товарам относили: меха, рыбу, мясо и прочие. При этом нужно было искать потребителей такого товара, тех, кто был готов приобретать его по выгодной цене для обеих сторон. Поэтому очень часто он производился для личного потребления.

Отсюда и появились различные направления ведения домашнего хозяйства: кто-то занимался исключительно выращиванием скота, другой – обработкой земли и выращиванием на ней необходимых фруктов и овощей, третий – занимался охотой.

Выбор настоящего товара, предпочитаемого как деньги, обусловлен признанием за ним необходимых для конкретной эпохи потребительских свойств.

Процесс становления денег привел к приобретению товарами специфических потребительных стоимостей. Лицо, которое принимало такие деньги, не планировало их употреблять, из-за этого возникает необходимость замены таких знаков на неполноценные.

Неполноценными признавались деньги, при обмене на которые их стоимость номинальная была гораздо завышена реальной. Такими деньгами были морды животных, использовавшихся средством платежа у людей, проживающих на лесных территориях.

Разновидности денег товарного характера

Принято различать следующие разновидности товарных денег:

  • анималистический - к нему относят животных и различное производство из их состава: домашний скот, раковины, кораллы, меховые шкурки и прочие;
  • гилоистический - к нему относят полезные ископаемые и металлические изделия и сделанные из них орудия труда: металлы, камни, янтарь, соль, и прочие;
  • вегетабилистический - к нему относят растения и плоды: плоды деревьев, табачная продукция, зерновая и прочие.

Полноценные денежные средства появились в период перехода общества из стадии первобытного.

Достоинства и недостатки товарных денег

Плюсы

  • Такие деньги несут в себе полезность обществу, так как средством платежа выступает товар.
  • Полностью отсутствует риск возникновения инфляции.
  • Никакие финансовые сложности или кризисы не могут повлиять на товарные деньги.
  • Появляется возможность самостоятельно создавать такие деньги (заняться земледелием, скотоводством и прочие);

Минусы

  • Сложности в хранении и накоплении таких денег, так как в основном такие товары относятся к категории скоропортящихся или требующих особых условий хранения.
  • Сложности в транспортировке больших заказов.
  • Различный курс обмена таких денег в зависимости от погодных условий и других факторов.

Стоит сказать о том, что понятие «товара» произошло от понятия «скота». В древности существовали скотники – люди, занимающиеся взиманием податей. В разных странах существовали свои товарные деньги: например, в Германии существовали коровьи, на севере преобладали меха, олени, на Руси – шкурки белок, куниц, в Никарагуа — какао, в Перу – чилийские перцы, в Америке – табачные листья, в Монголии – чай, в странах Африки – ром.

Каждый вид денег был присущ конкретной территории и не являлся общепризнанным. Такие деньги никогда не обесценивались и могли свободно обмениваться во всех странах мира. В процессе обмена выяснялось, что каждый товар должен быть качественным, износостойким, полезным, делимым, общепризнанным другими странами.

Позднее такими деньгами были признаны золотые изделия и другие драгоценные металлы. Они были признаны наиболее привлекательными и перспективными для использования их в качестве платежной валюты.

Впервые о подобных денежных знаках заговорили в Китае в 1 000 – 500 годах до нашей эры. Этими денежными знаками считались орудия, которые были сделаны из металла (плуг, нож, мотыга и прочие).

Для каждой страны были присущи металлы, которые добывались на этой территории. В целом, деньгами из металла признавали первоначально орудия труда из медных сплавов. Затем стали делать и различные украшения, как из сплавов меди, так и других драгоценных металлов и только потом появилось средство платежа, такое как золото.

Свойства

Выделяют следующие свойства денежных средств как товара:

  • они имеют потребительную стоимость;
  • они имеют стоимость, так как для их производства применяется человеческий труд.

Различия денежных средств и товара:

  • денежные средства способны удовлетворять все потребности людей, благодаря способности свободно обмениваться;
  • стоимостное выражение денежных знаков проявляется до начала самого процесса обмена их на товар.

Денежные знаки разрешают противоречия товарных производств: потребительной стоимостью и простой стоимостью.

С того времени, как денежные знаки вошли в привычный повседневный обиход, мировое сообщество поделилось на 2 стороны, где, с одной стороны, товаром выступают денежные знаки, с другой – прочий товар.

Понятие «потребительной стоимости» в основном применяется исключительно к товару, а вот понятие «стоимости» — к денежным знакам. Таким образом, денежные знаки являются выражением потребительной стоимости товара благодаря своей стоимости.

Денежные знаки – стихийный товар, возникший из всех остальных товаров, обладающий специфическими свойствами, являющийся всеобщим эквивалентом.

Виды денег

Все деньги можно поделить на виды:

  • Товарный вид денежных знаков (натуральные, действительные, вещественные денежные знаки) – в роли денег выступает товар. Вообще товарными деньгами признают все средства оплаты, которые существовали до вхождения в обиход бумажных денежных знаков. В современном мире товарными деньгами признают и монеты из различных сплавов металлов. Мы же, в настоящее время, используем понятие товарных денег к объектам коллекций или как средств хранений или сбережений.
  • Обеспеченный вид денежных знаков (представительские, разменные денежные знаки) – в роли денег выступают сертификаты. Была возможность обмена данных сертификатов на товарные деньги или на товар. В древности обеспеченными деньгами считали глиняные фигуры овец или коз, которые обменивались на живых коз или овец, и только позже за них стали принимать бумажные знаки.
  • Фиатные денежные знаки (символические, бумажные, декретированные, ненастоящие). Такие денежные знаки как самостоятельная единица не несут в себе никакой стоимости и ценности. Их ценность заключается в том, что они признавались средством платежа в стране. Они представляют собой обычные денежные купюры или банкноты, а также денежные средства, находящиеся на банковских картах и виртуальные деньги.
  • Кредитный вид денежных знаков – обязательства долгового характера. К ним относят ценные бумаги, электронные денежные средства. Такие ценные бумаги могут являться средством платежей, как и обычные деньги.
  • Современные денежные знаки , как и прежде, считают обособившейся формой связи контрагентов на рынке.

Понятие денежные знаки

Современные денежные знаки рассматриваются с различных сторон, в том числе:

  • прагматичное понятие денежных знаков – из-за того, что бумажно-кредитные денежные знаки являются неразменными на золото, они являются измерителем стоимостей и являются реальной стоимостью товаров;
  • понятие стоимости собственной – все денежные валюты, которые не размениваются на золото, считаются владельцами своей внутренней стоимости;
  • понятие стоимости представительной – кредитные денежные знаки в современном прочтении являются суммой всех товаров, находящихся на рынках, и показывает всю степень приложенных на его производство трудовых ресурсов.

В целом, на современном этапе, бумажная валюта не отвечает всем необходимым требованиям, которым соответствовало золото.

Продуктом трудовых затрат признается произведенный для обмена товар. Нынешняя валюта является лишь посредником в сделках по обмену, не имеющая единства, она лишь является так называемым всеобщим эквивалентом и во многом не сохранила тех свойств, которые были присущи деньгам товарного характера.

В прошлой статье я рассказывал о том, что представляют собой , как функционируют электронные платежные системы, а теперь хочу отдельно рассмотреть основные преимущества и недостатки электронных денег , что даст возможность обеспечить более грамотный и выгодный подход к их использованию.

Традиционно начнем с преимуществ.

Преимущества электронных денег.

1. Простота и низкая стоимость эмиссии. Электронные деньги не нужно печатать, задействуя для этого огромные производственные мощности, рабочую силу, сырье, что связано с большими капиталозатратами.

2. Простота хранения. Средства электронных платежных систем хранятся в электронном виде, им не нужна упаковка, денежные хранилища, транспортировка, охрана и другие факторы, требуемые для обеспечения хождения бумажных денег.

3. Независимость от банков. Электронные деньги не могут пропасть, как средства на банковских счетах в случае банкротства финансового учреждения.

4. Высокая портативность. Электронные деньги, независимо от сумм, не обладают габаритами (объемом, весом и т.д.) в отличие от традиционных банкнот и монет.

5. Отсутствие деления на номиналы. Благодаря электронному характеру средств ЭПС отсутствует проблема подбора нужной суммы, сдачи при осуществления платежей и т.п.

6. Отсутствие необходимости пересчета. Электронные деньги не нужно считать и пересчитывать – эту функцию осуществляют алгоритмы платежных систем, которые практически не ошибаются.

7. Отсутствие потери качества со временем. Средства на электронных кошельках, ввиду отсутствия их физической формы, не изнашиваются, не рвутся, не царапаются и т.д.

8. Удобство проведения расчетов. Электронными деньгами легко рассчитываться за товары и услуги в интернете или отправлять их в качестве частных переводов. Операция перечисления занимает считанные минуты, а средства поступают к получателю практически мгновенно. В том числе и между странами.

9. Отсутствие персонификации. Электронные деньги можно перевести, не зная имени, фамилии, паспортных данных и номеров банковских счетов получателя, достаточно знать номер электронного кошелька.

10. Система безопасности. Электронные платежные системы применяют различные современные способы защиты проведения платежей и сохранности средств на электронных кошельках. Исключаются все возможные преступления, которые могут быть связаны с обращением наличных денег (грабежи, кражи и т.д.).

Это были основные преимущества электронных денег, а теперь давайте рассмотрим их недостатки.

Недостатки электронных денег.

1. Отсутствие совершенной законодательной базы. В большинстве стран, в т.ч. в странах СНГ отсутствуют действенные методы правового регулирования обращения электронных денег. Благодаря этому электронные платежные системы часто используются как средство для ведения теневого бизнеса, уклонения от налогов и т.п.

2. Необходимость подключения к интернету для проведения расчетов. Электронные деньги можно перечислять только посредством всемирной сети. Во многих случаях для этого требуется еще специальное программное обеспечение (т.е. при его отсутствии, например, на другом компьютере невозможно осуществить платеж).

3. Необходимость достаточного уровня подготовки в качестве интернет-пользователя. Создание электронного кошелька, ввод/вывод электронных денег, проведение платежей – все это требует определенного уровня знаний. Человек, который слабо владеет интернетом или не владеет им вообще, может допустить определенные ошибки, а они, в свою очередь, могут обернуться потерей денежных средств.

4. Средства на электронных кошельках могут быть заблокированы. Многие ЭПС оставляют за собой такую возможность, с которой пользователь соглашается при подписании оферты. В случае блокировки, даже если она произошла не по вине пользователя, вернуть деньги с электронного кошелька очень сложно, иногда – невозможно.

5. Необходимость хранить пароли, использовать мобильный телефон. В большинстве случаев с целью безопасности проведения расчетов аккаунт участника ЭПС привязывается к его номеру мобильного телефона, подтверждение всех операций осуществляется через СМС. Кроме того, необходимо помнить и хранить пароли доступа, иногда их может быть несколько. При утере пароля или номера мобильного телефона восстановление доступа может быть проблематичным.

6. Персонализация данных для проведения крупных расчетов. Для возможности осуществлять операции с электронными деньгами в более крупных суммах (иногда это уже, например, от 100 долларов) необходимо проходить процедуру персонализации, то есть, предоставлять в платежную систему сканкопию паспорта и при необходимости других документов. Особенно, если речь идет о выводе средств.

7. Ввод/вывод средств достаточно дорогой. Чтобы перевести традиционные деньги в электронные и наоборот, потребуется заплатить определенные комиссии: банкам, обменным пунктам, платежным терминалам и самим платежным системам. Размер комиссий в совокупности может достигать 5% и более, что достаточно много в сравнении, например, с безналичными расчетами в банках или получением/отправкой .

8. Нет широкого применения. Хоть обороты электронных платежных систем стабильно растут, электронные деньги еще не нашли повсеместного широкого применения. Их принимают к оплате даже не все интернет-магазины. То есть, далеко не факт, что вы всегда сможете оплатить нужный вам товар или услугу электронными деньгами.

9. Возможные проблемы с платежными системами. Электронные платежные системы могут испытывать всевозможные трудности, которые отразятся на всех их участниках. К примеру, в 2013 году по решению правоохранительных органов были заблокированы счета посредника Webmoney в Украине, в связи с чем курс виртуальной гривны резко упал, а все операции с ней стали дорогими и трудно осуществимыми.

10. Возможные случаи мошенничества. В сфере электронного денежного обращения действует немало мошенников, которые стараются взломать электронные кошельки или обманным путем заставить владельца самого перевести им деньги. Причем, поймать такого мошенника очень сложно, практически нереально.

Я рассмотрел основные преимущества и недостатки электронных денег. Надеюсь, вы сделаете правильные выводы, будете осторожны и внимательны в использовании средств ЭПС. До новых встреч на !

Как известно, — историческая категория. Они появились на определенном этапе развития общества. Поэтому при анализе видов и форм денег, как правило, рассматриваются результаты их эволюции, дифференциация содержания выполняемых общественных работ по функциям. Вместе с тем классификация форм и видов денег различными учеными-экономистами трактуется неоднозначно и представляется дискуссионной. Ряд авторов в качестве классификационного признака форм денег считают полноценные (реальные деньги), которые, в свою очередь, подразделяют на следующие виды: золотые и серебряные слитки, золотые и серебряные монеты, драгоценные камни и неполноценные деньги, которые подразделяются на следующие виды: субституты денег (банкноты центрального банка, монеты, казначейские билеты, средства на счетах до востребования в банках) и суррогаты денег (чеки, векселя, электронные деньги). Ряд других авторов, классифицируя деньги, подразделяют их по природно-функциональному признаку и выделяют три основных вида денег: товарные деньги (commodity money ), полноценные деньги(full - bodies money ), неразменные деньги(fiat money ). В рамках вида денег выделяются денежные формы. Например, основными формами полноценных денег считаются слитки, монеты, банкноты с полным или частичным покрытием. К неразменным деньгам относятся бумажные, депозитные (векселя, чеки, пластиковые карты и т.д.) и электронные деньги.

Отдельные экономисты виды денег выделяют по разным признакам. Так, в историческом аспекте они различают полноценные металлические и неполноценные деньги. В зависимости от формы выделяют наличные (банкноты, монеты и казначейские билеты) и безналичные деньги, которые существуют в виде записей по счетам в банках (преимущественно в электронном виде).

Современное толкование понятия денег исключает товарную природу денег. Так, в новой экономической энциклопедии дается следующее определение денег: «Деньги(money ) - инструмент экономических отношений в обществе, являющийся:

  • мерой стоимости;
  • средством обмена;
  • удобной формой накоплений;
  • средством платежа и выступающий в форме

Безусловно, это определение — правильное для современных денег. Вместе с тем нельзя отрицать и другое определение денег, обусловливающее эволюцию развития денег и денежного обращения.

Деньги - особый товар, стихийно выделившийся из товарного мира, служит всеобщим эквивалентом и представляет собой, по определению К. Маркса, «кристаллизацию меновой стоимости». Сущность денег как экономической категории находит выражение в единстве трех их свойств: всеобщей непосредственной обмениваемости, самостоятельной формы меновой стоимости, внешней вещной меры труда.

Исходя из приведенных определений примем следующую классификацию видов и форм денег (табл. 3.1).

Таблица 3.1. Классификация видов и форм денег

Виды денег

Формы денег

Скот. меха, раковины, животные, рабы и т.д.

  • Золотые и серебряные слитки
  • Золотые и серебряные монеты

Неполноценные деньги

Казначейские билеты, банкноты, билонная монета

Квазиденьги

По методологии Международного валютного фонда — это денежные средства, находящиеся на срочных и сберегательных вкладах в коммерческих банках. В современных условиях квазиденьги — основной компонент денежной массы, наиболее динамично увеличивающаяся ее часть

Формы денег

Деньги — историческая категория, развивающаяся на каждом этапе товарного производства. В своем развитии деньги выступали в двух видах: действительные деньги и знаки стоимости (заместители действительных денег). Каждый вид имел несколько форм (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Формы денег

Форма денег - это овеществленная в определенном типе всеобщего эквивалента (денежном активе) форма меновой стоимости.

- это деньги, у которых номинальная стоимость, обозначенная на них, соответствует реальной стоимости, т.е. стоимости металла, из которого они изготовлены. К ним относились товары-эквиваленты и металлические деньги.

(медные, серебряные, золотые) имели разную форму: весовую и штучную. Первоначально золото использовалось в естественном виде и принималось в расчетах по весу. Самородные деньги существовали в форме золотого песка и самородков. Более развитой формой металлических денег являются специально изготовленные слиточные (пластины, слиточки, слитки, бруски, гривны) и фигурные (кольца, браслеты) деньги. Так, в Древнем Египте применялась система денег-колец разной массы, которая исключала необходимость их взвешивания при уплате за товар.

Для расчетов слитками их взвешивали на весах, при этом часто возникала необходимость делить слитки на более мелкие части. Оформление металлических денег в монеты происходило постепенно. Потребность в универсальном расчетном эквиваленте привела к появлению уже в VIII в. до н.э. стандартизированных слитков с гарантированными массой и составом; некоторые слитки имели зарубки, по которым их было легко делить на части.

Основой исходной монетной формы денег были бобообразные слиточки или овалы строго определенной массы. Первые золотые монеты приписываются парю Лидии Гигесу (VII в. до н.э.). Монеты были одинаковы по массе, размеру и составу сплавов. Постепенно они приобрели удобную для производства и использования округлую форму. Слово «монета» впервые появилось в Риме в 279 г. до н.э. от одного из прозвищ богини Юноны (Juno Moneta- Юнона Предостерегающая). При храме Юноны на Капитолийском холме в Риме был монетный двор государства в античный период. От традиционных слитков монеты отличались более мелкими размерами, а также гарантией их платежеспособности и основных параметров со стороны государства (масса металла и его проба удостоверялись государственным штемпелем). Монеты — более развитая форма металлических денег. Монеты внесли в денежное обращение и денежный счет одно из важнейших новшеств — они имели хождение не по массе, а по номиналу, т.е. в соответствии с тем количеством металла, которое указано на них.

Монеты более поздних этапов денежного обращения имеют установленные законом отличительные признаки — внешний вид и весовое содержание. Большинство монет имеют круглую форму. Лицевая сторона монеты именуется аверс, оборотная — реверс, а обрез называется гурт.

За период с 1816 по 1900 г. большинство стран перешло к золотомонетному стандарту, при котором главная денежная единица государства чеканилась как полноценная и свободно обращающаяся золотая монета. Ее номинал определялся стоимостью содержащегося золота.

Металлические деньги из драгоценных металлов обладают собственной внутренней стоимостью, поэтому обращаются как товар, играющий роль всеобщего эквивалента. Появление знаков стоимости на этапе развития монетного обращения было вызвано объективной необходимостью:

1. при постоянном расширении товарооборота золотодобыча не могла быть расширена аналогичным образом. Монетное обращение требовало большого расхода драгоценных металлов — золота и серебра. Их накопление в стране зависело от уровня добычи этих металлов, состояния торговли с другими странами, обеспечивающего приток или оггок монет. Возможность того или иного государства расширить монетное обращение была ограниченной. Вместе с тем по мере развития общественного производства и товарно-денежных отношений для продажи возрастающей массы товаров и услуг требовалось, соответственно, большее количество денег и, как следствие, благородных металлов;

2. обращение золотых монет связано с высокими издержками по обслуживанию денежной системы, которые включают следующие затраты:

    • на добычу золота и чеканку монет;
    • на транспортировку и хранение монет;
    • на изъятие изношенных монет из обращения и замену их новыми (полноценными).

Потери от стирания монет составляли значительную величину. Так, в 80-х годов XIX в. страны, имевшие золотое обращение, ежегодно теряли 700-800 кг золота. Естественный физический износ монет часто дополнялся их умышленной порчей, что приводило к уменьшению массы денежного металла, являющегося элементом национального богатства, и это обусловливало необходимость изъятия неполновесных монет из обращения и их замены;

3. по мере расширения товарооборота возрастает не только общая сумма денежных платежей, но их разовый (единичный) размер. С укрупнением величины платежа выявляется один из существенных недостатков монетного обращения — неадекватная масштабам платежей портативность металлических денег, приводившая к значительным издержкам, связанным с перемещением значительной массы металла в виде монет для совершения денежных расчетов;

4. монетное обращение не обладало необходимой эластичностью, т.е. способностью быстро расширяться и сокращаться в соответствии с изменчивыми потребностями товарного обращения;

5. изготовление монет из золота и серебра ограничивало потребление этих металлов в промышленном производстве и на другие цели;

6. обращение денег в форме монет из золота, серебра, меди позволяло государству извлекать доход от монопольного права чеканки монет — монетной регалии. Уменьшение пробы и массы металла в монете при ее неизменном номинальном выражении являлось распространенным способом получения дополнительного эмиссионного дохода и пополнения государственной казны.

Вышеперечисленные факторы, сопутствующие монетному обращению, обусловили появление и поступление в каналы денежного обращения знаков стоимости. Заменители действительных денег - знаки стоимости - это бумажные, кредитные деньги и мелкая биллонная монета, изготовленная из специальных денежных сплавов; это деньги, номинальная (нарицательная) стоимость которых выше их действительной стоимости, т.е. затрат общественного труда на их производство.

Бумажные деньги не имеют самостоятельной стоимости; государство присваивает им принудительный курс, и, таким образом, они имеют представительную стоимость. На этой основе бумажные деньги выполняют функцию покупательного и платежного средства. Эмитентом бумажных денег является государство либо непосредственно в лице казначейства, либо косвенно через центральный банк (в данном случае осуществляется кредитование государства). Эмитируя в оборот бумажные деньги, государство обеспечивает себе получение эмиссионного дохода — разницы между номинальной стоимостью выпущенных бумажных денег и стоимостью их выпуска. Цель эмиссии — финансирование государства, покрытие бюджетного дефицита.

История появления бумажных денег, или знаков стоимости, связана с использованием кожаных денег. В I в. до н.э. в Китае появились деньги из шкур белых оленей. Поскольку все белые олени принадлежали императору, то только им могло быть принято решение об изготовлении этих денежных знаков. Первые как таковые бумажные деньги, как и бумага, также были изготовлены в Китае. Исторические свидетельства о существовании таких денег представлены в XIII в. итальянским путешественником Марко Поло. Бумажные деньги печатали во времена правления династии Юань, они были главным средством денежного обращения. В Северной Америке и Западной Европе бумажные деньги (денежные знаки) стали выпускать в XVII-XVIII вв.

В России эмиссия бумажных денег (ассигнаций) впервые началась в 1769 г. Ассигнации использовали для выплаты жалованья государственным служащим, государственных закупок продовольствия. В целях организации обращения ассигнаций был создан специальный Государственный ассигнационный банк. Позднее выпускались иные формы бумажных денег — билеты государственного казначейства, совзнаки. Традиционно эмиссия бумажных денег возрастает в период войн, экономических кризисов, социальных конфликтов, когда от государства требуются высокие затраты финансовых ресурсов. Примером может служить выпуск денег в целях покрытия бюджетного дефицита в форме кредитов Центрального банка РФ Правительству РФ.

Бумажные деньги неустойчивы по своей природе и легко обесцениваются. Причины неустойчивости бумажных денег:

  • они практически лишены внутренней стоимости и не могут выполнять функции сокровища. Следовательно, отсутствует механизм изъятия излишка бумажных денег из каналов денежного обращения в форме образования сокровищ;
  • существование возможности избыточного выпуска в обращение;
  • упадок доверия к правительству;
  • неблагоприятный платежный баланс страны.

Связаны с развитием товарного производства, когда купля-продажа осуществляется с рассрочкой или отсрочкой платежа (в кредит). Кредитные деньги возникают из производства и кругооборота капитала, когда денежный капитал принимает форму кредитных денег. Различают несколько разновидностей кредитных денег, системная характеристика которых представлена на рис. 1.4.

Рис. 1.4. Разновидности кредитных денег

Долговые расписки были первыми долговыми инструментами, использовавшимися в качестве средства платежа, которые создали основу последующего вексельного обращения. Депозитарные расписки применялись как заместители действительных денег в металлических денежных системах, когда монеты из драгоценных металлов сдавали на хранение в банк или депозитарную кассу, а взамен владелец получал депозитарную расписку, разменную на полноценные монеты.

Вексель - это письменное обязательство должника (простой вексель) или приказ кредитора должнику (переводной вексель) об уплате обозначенной в нем суммы через определенный срок. Вексель характеризуется следующими особенностями:

  • абстрактностью — отделен от сделки, которая лежит в его основе;
  • бесспорностью — обязательность платежа по векселю реализуется с помощью механизма протеста векселя.

Наличие таких особенностей обусловливает выполнение векселем в определенных условиях платежных функций. Передача векселя как платежного средства осуществляется с помощью передаточной надписи - индоссамента . Дополнительные возможности обращения возникают при наличии акцепта векселя (письменного согласия об оплате) и аваля (поручительства по векселю).

Но вексель как платежное средство имеет ограниченное использование, поскольку:

  • суммы векселей, сроки платежей по ним не всегда удовлетворяют потребностям платежного оборота;
  • вексель обслуживает, как правило, только оптовую торговлю, так как имеет крупную вексельную сумму;
  • в вексельное обращение вовлечен ограниченный круг участников, уверенных в платежеспособности лиц, обязанных по каждому конкретному векселю.

Правовая основа вексельного обращения в настоящее время — Женевские вексельные конвенции 1930 г. и Закон РФ от 11 марта 1997 г. «О переводном и простом векселе».




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.































Назад Вперёд

Актуальность выбранной тематики обусловлена следующими причинами:

  • Ограниченность финансовых ресурсов – важнейшая проблема экономики;
  • Модуль «Деньги» изучается не только в экономике, но и в обществознании;
  • В экономике модуль «Деньги» изучается концентрически: в 6, 9 и 11 классах, что обусловливает широкое применение представленного материала;
  • В экономическом блоке ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию содержатся рассматриваемые вопросы;
  • Представленная информация способствует успешному выполнению тестов и решению экономико-математических задач.
  • Две презентации Microsoft PP, содержащие информацию и задания по темам: «Функции и свойства денег», «Эмиссия денег», «Происхождение и сущность денег. Виды денег»;
  • Деловая игра «ЭмиТент » и все задания: вопросы, схемы, таблицы, тесты;
  • Критерии оценок за проектные действия и другие задания;
  • Импровизированный международный «Диплом МВФ»;
  • Работа соответствует требованию ФГОС : создавать и организовывать «условия, инициирующие действие» учащихся.

МЕТОДИКА УРОКА

Класс: девятый.

Цель урока: выполнение учебного мини-проекта в рамках деловой игры.

Задачи:

  • Организовать познавательную деятельность учащихся для формирования информационно-коммуникационной и коммуникативной компетентностей;
  • Создать условия для практической работы учащихся и совершенствования УУД.

Предметные УУД :

  • определять сущность денег и понятие «эмиссия» денег;
  • сравнивать виды денег; выявлять преимущества и недостатки различных видов денег.

Метапредметные УУД :

  • самостоятельно формулировать цель;
  • преобразовывать практические задачи в познавательные;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Изучить новые понятия: эмиссия, эмитент, ликвидность, доходность, МВФ, национальная и иностранная валюта.

Усвоить концепции:

  • Преимущества и недостатки различных видов денег;
  • Взаимосвязь ликвидности, доходности, надёжности.
  • Закрепить знание изученных ранее понятий и сформировать предметные компетентности: сущность денег; виды, функции, свойства денег.
  • Развивать экономическое мышление и экономически грамотную речь;
  • Содействовать социализации и самоопределению учащихся.

Форма урока : урок информационного поиска и проектирования.

Формы работы : фронтальная и групповая.

Педагогические технологии : ИК-технологии и проектная технология

Подходы : личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы.

Методы: проблемное изложение; метод проектов; исследовательский метод.

Средства обучения:

  • мультимедиапроектор, ноутбук, экран
  • медиатека кабинета, ЭОР;
  • интернет-ресурсы;
  • классная доска;
  • наглядные пособия: плакат «Виды денег», плакат «Национальные валюты», коллекция «Деньги разных времён и государств».
  • учебные пособия:
    • «Экономика: Рабочая тетрадь. 9 класс», Н-Н, НИРО, НГЦ, 2015. – 205 с.
    • «Экономика. Базовый курс 10-11 кл.», И. В. Липсиц, М., Вита-Пресс, 2011.
    • «Экономика. Учебник для 10-11кл. ОО. Углублённый уровень образования. / Под ред. С. И. Иванова, А. Я. Линькова. Кн. 2. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. – 304 с.
    • «Прикладная экономика», 10-11 класс, М., «Поли-Экспресс», 2005. – 272 с.
    • Макконнел К.Р Брю С.Л., «Экономикс», М.: «Хагар-Демос», 2009. – 785 с.
    • Сажина М.А., Чибриков Г.Г. «Экономическая теория», М.: «Норма», 2011. – 447с.

СЦЕНАРИЙ УРОКА

Подготовительный этап.

На предыдущем уроке учащиеся получили домашнее задание:

  • Повторить изученные ранее темы о видах денег, о функциях и свойствах денег (презентация 2).
  • Сформулировать гипотезу о возможном образе сказочных денег, нарисовать их
  • Принести альбомный лист, карандаши, фломастеры и т.п.
  • Создать команды по 4-6 человек и эмблемы команд, выбрать спикеров.

Оформление кабинета :

  • Рекомендуется парты поставить парами, чтобы сидеть группами по 4-6 человек
  • Учитель изготавливает карточки с рекомендациями, с заданиями и критериями оценок; ведомости для оценок; листы бумаги для списков участников (Приложение 1 ).

СТРУКТУРА УРОКА

Продолжительность урока 45 мин.

1. Организационный момент - 1 мин

2. Мотивация учебной деятельности (слайд № 2) -1 мин

Учитель сообщает тему урока (слайд №2) и цель урока: выполнение учебного мини-проекта в рамках деловой игры под названием «ЭмиТент . Затем обосновывается необходимость повторения (презентация 2) ранее изученного материала: «Поскольку вам придётся продемонстрировать знание ранее изученных тем (Приложение 2) и нового материала, то начнём с проверки домашнего задания». Учитель сообщает, что ответы будут оцениваться «комиссией МВФ» , т. е. жюри; назначает жюри из 2-3 человек; приглашает их занять почётные места и обеспечивает их необходимым материалом.

3. Проверка домашнего задания (слайды № 3,4) - 5 мин

Устный опрос учащихся по предыдущим темам. Вопросы и задания содержатся на слайдах № 3, 4 в ПРЕЗЕНТАЦИИ № 1 учителя. «Комиссия МВФ » оценивает каждый устный ответ в соответствии с критериями (Приложение 1 ).

Вопросы:

  • Какая информация скрыта на слайде?
  • Объясните взаимосвязь между символическими и наличными деньгами.
  • Докажите, что все безналичные деньги являются кредитными деньгами.
  • Сравните электронные и кредитные деньги.
  • Каких денег больше: наличных или безналичных, - в промышленно развитой экономике?
  • Каким функциям денег соответствуют примеры на слайдах?

4. Объяснение новой темы (слайды № 5 – 10) - 5 мин

Тема урока соответствует программе и КТП (Приложение 2 ).

На доске записана следующая информация:

Тема: «Эмиссия денег. Преимущества и недостатки различных видов денег»

Список литературы:

  • «Рабочая тетрадь. 9 кл.»: стр. 5-6 , 10-12, 22-23.
  • И.В. Липсиц «Экономика»: § 14, 15-17.
  • «Прикладная экономика» с.181-196.
  • С.И.Иванов «Экономика» § 14.1; 14.2.
  • Макконнел К.Р Брю С.Л., «Экономикс» § 19 с. 255-264.
  • Сажина М.А., Чибриков Г.Г. «Экономическая теория» §2 с. 37-40; §5 с. 372-374.

Размещены наглядные пособия:

  • плакат «Национальные валюты»,
  • коллекция «Деньги разных времён и государств»,
  • коллекция «Виды денег».

Учитель объясняет тему, демонстрируя слайды: № 5 и 6.

Ученики, используя «Рабочую тетрадь. 9 кл.» с. 22-23, и опираясь на логическое мышление, находят ответы на вопросы, содержащиеся на слайде № 5 :

  • Почему Центробанк называют эмиссионным?
  • Являются ли деньги ценными бумагами?
  • Могут ли быть деньгами ценные бумаги?
  • Кто может выпускать ценные бумаги?
  • Что относится к ценным бумагам?

Ученики выполняют задания на слайдах № 7-10 с целью закрепление знаний:

  • Разместите в порядке убывания ликвидности различные виды денег.
  • Разместите в порядке увеличения доходности указанные виды денег.
  • Назовите преимущества и недостатки различных видов денег.

5. Проектирование в рамках деловой игры «ЭмиТент» - 30 мин

5.1. Характеристика деловой игры (слайды № 12-16 ).

Вся информация для учеников содержится в карточках с рекомендациями, с заданиями и критериями оценок (Приложение 1 ). Используя слайды, учитель объясняет последовательность работы над мини-проектом; указывает на источники информации; акцентирует внимание на проблеме противоречивого мнения учёных относительно понятия «мировые деньги» ; предлагает ученикам сформировать своё мнение по данной проблеме. Продуктами проектной деятельности будут макеты сказочных денег, а также выводы и рекомендации.

Защита мини-проекта означает обоснование соответствия сказочных денег известным видам, свойствам, функциям и одной из научных точек зрения по поводу мировых денег. Лидирующая команда получит «Диплом МВФ» (Приложение 3 ) и оценки «5».

5.2. Работа над учебным мини-проектом (слайд № 15 ).

В командах используется разделение труда: 2-3 «учёных » изучают рекомендации по проекту и учебные пособия по теме; 1-2 «художника» изготавливают макет импровизированных денег; спикер руководит работой команды и заполняет бланк – резюме для защиты проекта. Спикеры играют роль управляющих в сказочных Центробанках, являющихся эмитентами.

5.3. Защита проекта (слайды № 16, 17)

Коллективная защита проекта оценивается на 2 балла выше, чем выступление только спикера. Ученики участвуют в обсуждении полученной информации и анализируют результаты (рефлексия). Оценивается защита проектов в соответствии с требованиями, указанными в приложении 1.

6. Подведение итогов урока (слайды 18, 20) - 2 мин

Жюри «комиссия МВФ » сообщает результаты деловой игры «ЭмиТент». Учитель обобщает и систематизирует результаты урока, выставляет оценки и организует вручение наград. Желательно похвалить учеников за то, что они самостоятельно извлекали дополнительную информацию по теме урока. Возможная заключительная фраза учителя: «В процессе урока информационного поиска и проектирования достигнута цель: выполнены учебные мини-проекты в рамках деловой игры. Все молодцы! Желаю дальнейших успешных финансовых проектов!»

7. Постановка домашнего задания(слайд 19) - 1 мин

«Рабочая тетрадь. 9 кл.»: стр. 22-23 учить. Написать эссе на одну из тем, указанную на стр. 21:

  • «Деньги и богатство одно и то же или нет?»
  • «История денег: от ракушки до электронных пластиковых карточек».
  • «Деньги в сфере обращения товаров «слуги» или «господа»?
  • «Настоящее и будущее денег».