Инвестиционные институты: законодательная база и методология аудиторских проверок. Инвестиционный аудит. Законодательная база российской федерации

"Аудиторские ведомости", 2009, N 11

Дается понятие инвестиционных институтов, приводится нормативная база, регулирующая аудит данного вида деятельности. Описываются соответствующие аудиторские процедуры.

Понятие "инвестиционный институт" возникло в начале 1990-х г., когда в России начал развиваться рынок ценных бумаг, вышли в свет документы, регламентирующие деятельность на этом рынке различных организаций, - Письма Минфина России от 21.09.1992 N 91 "О лицензировании деятельности на рынке ценных бумаг в качестве инвестиционных институтов", от 21.04.1992 N 23 "Об аттестации специалистов инвестиционных институтов и фондовых бирж (фондовых отделов бирж) на право совершения операций на рынке ценных бумаг". В указанных нормативных актах были определены такие понятия, как брокеры и дилеры на рынке ценных бумаг, депозитарии и др.

В настоящее время в отношении рынка ценных бумаг действует Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (в ред. от 30.12.2008). В соответствии с ст. 42 этого Закона утвержден Порядок лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (Приказ ФСФР России от 06.03.2007 N 07-21/пз-н (в ред. от 10.10.2008, далее - Порядок).

При аудите операций с ценными бумагами аудитор руководствуется следующими основными нормативными актами:

  • ГК РФ;
  • Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности";
  • Федеральным законом от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (в ред. от 23.07.2008);
  • Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. от 30.12.2008);
  • Федеральным законом от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (в ред. от 28.04.2009);
  • Федеральным законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (в ред. от 23.07.2008);
  • Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (в ред. от 03.06.2009);
  • Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в ред. от 03.06.2009);
  • Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. от 03.11.2006);
  • Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (в ред. от 26.03.2007);
  • ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений".

Следует с особой тщательностью следить за независимостью аудиторов , участвующих в проверках инвестиционных институтов. В Законе N 156-ФЗ указано, что акционерный инвестиционный фонд и управляющая компания паевого инвестиционного фонда обязаны заключать договоры о проведении аудиторских проверок. Не допускается заключение договора с аудитором о проведении аудиторской проверки, если:

  • управляющая компания паевого инвестиционного фонда, акционерный инвестиционный фонд, специализированный депозитарий или лицо, осуществляющее ведение реестра владельцев инвестиционных паев, являются по отношению к этому аудитору основным или дочерним либо преобладающим или зависимым обществом;
  • аудитор является владельцем акций акционерного инвестиционного фонда, с которым (или с управляющей компанией которого) заключается договор;
  • аудитор является владельцем инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда, с управляющей компанией которого заключается договор.

В Законе N 307-ФЗ приведены следующие характеристики организаций, при наличии которых эти организации подлежат обязательному аудиту :

  • организация имеет организационно-правовую форму ОАО;
  • организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
  • объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 млн руб.; для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены.

Таким образом, обязательному аудиту подлежат, безусловно, инвестиционные фонды, биржи, банки, которые иногда выполняют функции депозитариев, и организации, имеющие форму ОАО. Остальные инвестиционные институты обязаны проводить ежегодный аудит в случаях превышения выручки либо предельных значений валюты баланса.

Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг

Согласно порядку лицензированию подлежат следующие виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг:

  1. Брокерская деятельность - деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом.
  2. Дилерская деятельность - совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и/или продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий дилерскую деятельность, именуется дилером. Дилером могут быть только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, а также государственная корпорация, если для такой корпорации возможность осуществления дилерской деятельности установлена федеральным законом, на основании которого она создана.
  3. Деятельность по управлению ценными бумагами - осуществление юридическим лицом от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц ценными бумагами; денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги; денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами.
  4. Депозитарная деятельность - оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету и переходу прав на ценные бумаги.
  5. Клиринговая деятельность - определение взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним.
  6. Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг - сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление соответствующих данных.
  7. Деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг и/или фондовой биржи - предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.

В ст. 52 Закона N 39-ФЗ указано, что инвестиционные институты, осуществляющие профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг на основании лицензии, выданной до вступления в силу этого Закона, а также фондовые биржи должны привести свои учредительные и внутренние документы (регламенты) в соответствие с ним в течение одного года со дня его официального опубликования. Однако четкого определения понятия "инвестиционный институт" в данном Законе и других действующих актах нет.

Напомним, что до конца 2009 остается в силе ст. 15 прежнего Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (от 07.08.2001 N 119-ФЗ), которая называется "Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности". В соответствии с ней действует Временное положение о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 12.09.2002 N 93н. В п. 16 этого Положения указано, что аттестация проводится с целью проверки квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, в форме квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, по итогам которого выдаются квалификационные аттестаты аудиторов, в том числе в области аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.

Таким образом, несмотря на отсутствие в действующем законодательстве четкого определения, понятие "инвестиционный институт" исторически сложилось и включает организации, осуществляющие свою основную деятельность на рынке ценных бумаг (брокеры, дилеры, управляющие компании, внебюджетные фонды, депозитарии, биржи, клиринговые компании).

Учитывая достаточно емкое понятие инвестиционных институтов, спектр возникающих при их деятельности гражданско-правовых отношений (сделок) представляется весьма широким:

  • посредническая деятельность (брокеры);
  • купля-продажа (дилеры, фонды);
  • доверительное управление (управляющие);
  • услуги (депозитарные, клиринговые компании, биржи).

Возможно множество других типов сделок - мена, залог, кредит (заем), финансирование под уступку денежного требования и т.д.

Отметим, что инвестиционные институты применяют обычный План счетов и составляют отчетность в соответствии с ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации".

В связи с изложенным методика инвестиционного аудита должна быть приближена к методике общего аудита. Косвенно это подтверждается при сравнительном анализе действующих Программы проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора (аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов) и Программы проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора (общий аудит), утвержденных Минфином России и незначительно отличающихся друг от друга. Тем не менее имеется определенная специфика проверки инвестиционных институтов, обусловленная в первую очередь их деятельностью на рынке ценных бумаг (аудит финансовых вложений).

Программа аудита финансовых вложений

В программу аудита входят следующие основные задачи и процедуры.

Проверка состояния учета финансовых вложений . Используются процедуры, позволяющие установить:

  • обоснованность отнесения активов к финансовым вложениям;
  • наличие и адекватность документов, подтверждающих существование прав на финансовые вложения;
  • правильность оценки первоначальной стоимости финансовых вложений;
  • проведение инвентаризации финансовых вложений;
  • соответствие показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета.

Проверка полноты и правильности синтетического учета операций по движению финансовых вложений в бухгалтерском учете, а также соблюдения налогового законодательства . Используются процедуры, позволяющие установить правильность:

  • последующей оценки финансовых вложений;
  • отражения в учете выбытия финансовых вложений;
  • организации аналитического учета ценных бумаг;
  • создания резерва под обесценение финансовых вложений.

Проверка полноты отражения доходов по финансовым вложениям и их налогообложения . Используются процедуры, позволяющие установить правильность отражения в финансовой отчетности:

  • формирования доходов от финансовых вложений;
  • финансовых вложений.

В качестве внутренних источников аудиторских доказательств аудитор использует документы экономического субъекта (инвестиционного института):

  • учетную политику;
  • договоры;
  • акты приема-передачи ценных бумаг;
  • банковские документы;
  • выписки со счетов депо;
  • выписки из реестра реестродержателей;
  • книги учета ценных бумаг;
  • бухгалтерскую отчетность;
  • данные по инвентаризации активов и обязательств;
  • бухгалтерские справки.

Например , при анализе пунктов учетной политики, касающихся операций с ценными бумагами, необходимо учитывать ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений", а также ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации".

Аудитору следует проанализировать:

  • документооборот по финансовым вложениям;
  • аналитический учет по финансовым вложениям;
  • состав информации о ценных бумагах в аналитическом учете аудируемого лица;
  • уровень существенности для отражения косвенных затрат на приобретение ценных бумаг в качестве прочих расходов;
  • порядок переоценки котируемых ценных бумаг (ежемесячно либо ежеквартально);
  • порядок оценки долговых ценных бумаг, в том числе по дисконтированной стоимости;
  • порядок списания ценных бумаг;
  • порядок создания резервов под обесценение.

Получение информации из внешних источников регламентируется Правилами (стандартами) аудиторской деятельности N 18 "Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников" и N 17 "Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях". Аудиторские доказательства, полученные аудитором благодаря подтверждающей информации из внешних источников, независимых от аудируемого лица, при их рассмотрении по отдельности или совокупно с аудиторскими доказательствами, полученными в результате других процедур, могут способствовать снижению аудиторского риска. При аудите инвестиционных институтов следует также обратить внимание на доступные источники информации, в первую очередь на публикуемые котировки ценных бумаг.

Проверка обоснованности отнесения активов к финансовым вложениям . При проверке принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве финансовых вложений следует удостовериться в том, что документально подтверждено право организации на финансовые вложения и на получение денежных средств или других активов, связанных с владением этим правом. При этом необходимо принимать во внимание следующее:

  • организация, осуществившая финансовые вложения, одновременно приобретает и финансовые риски (изменения цены, неплатежеспособности должника, ликвидности и др.);
  • финансовые вложения способны приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем в форме процентов, дивидендов либо прироста их стоимости.

Проверка документов, подтверждающих существование прав на финансовые вложения. С помощью анализа первичных документов устанавливается не только их фактическое наличие, но и проверяются документы по форме и существу. Так, ценная бумага - это документ строго установленной формы, его обязательные реквизиты должны соответствовать требованиям законодательства для определенных видов ценных бумаг. Несоответствие или отсутствие обязательных реквизитов ценной бумаги влечет ее ничтожность (ст. 144 ГК РФ).

Проверка правильности оценки первоначальной стоимости финансовых вложений. Согласно п. 8 ПБУ 19/02 финансовые вложения принимаются к учету по первоначальной стоимости. Предусмотрены различные способы определения первоначальной стоимости финансовых вложений в зависимости от порядка их приобретения или поступления в организацию. На основании п. 11 ПБУ 19/02, если затраты на приобретение ценных бумаг несущественны (кроме сумм, уплачиваемых в соответствии с договором продавцу) по сравнению с их стоимостью, уплаченной по договору, такие затраты организация вправе признать прочими расходами в том периоде, в котором были приняты к учету ценные бумаги. Организация может принять решение, что существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5%. В связи с этим аудитору необходимо проверить, отражен ли в учетной политике организации конкретный уровень существенности.

Если финансовые вложения приобретены за счет заемных средств, то следует руководствоваться п. 11 ПБУ 10/99 "Расходы организации" и п. п. 14 и 15 ПБУ 15/01 "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию". Проценты, начисленные организацией по предоставленным ей заемным средствам до момента принятия финансовых вложений к учету, включаются в первоначальную стоимость этих вложений.

Первоначальная стоимость финансовых вложений, приобретенных по договорам, которые предусматривают исполнение обязательств неденежными средствами, определяется в соответствии с п. 14 ПБУ 19/02 исходя из стоимости переданных или подлежащих передаче ею активов. В случае невозможности установить стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость финансовых вложений определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные финансовые вложения.

Проверка правильности проведения инвентаризации . Для подтверждения достоверности данных бухгалтерской отчетности и бухгалтерского учета аудитор проверяет правильность проведения инвентаризации финансовых вложений. При хранении ценных бумаг не в офисе клиента, а в других организациях (банке, депозитарии, специальных хранилищах) аудитору рекомендуется получить от третьих лиц подтверждение наименования, количества, стоимости и других реквизитов сертификатов финансовых вложений, сверить суммы, числящиеся на соответствующих счетах бухгалтерского учета организации, с данными этих организаций. Такими подтверждениями могут быть выписка из депозитария, ответ на запрос.

Проверка последующей оценки финансовых вложений . Первоначальная стоимость финансовых вложений, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, может изменяться (п. 18 ПБУ 19/02). Аудитор должен проверить правильность классификации финансовых вложений, по которым можно определить текущую рыночную стоимость, и финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется.

Как правило, к финансовым вложениям, по которым можно определить текущую рыночную стоимость, относятся финансовые вложения в котируемые ценные бумаги. Разница между оценкой финансовых вложений по текущей рыночной стоимости на отчетную дату и предыдущей оценкой финансовых вложений относится на финансовые результаты.

Если по долговым ценным бумагам не определяется текущая рыночная стоимость, то согласно п. 22 ПБУ 19/02 разрешается разницу между их первоначальной и номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно по мере причитающегося по ним в соответствии с условиями выпуска дохода относить на финансовые результаты (в составе операционных доходов или расходов). В этом случае аудитор проверяет правильность произведенных расчетов и достоверность оценки ценных бумаг на отчетную дату.

В бухгалтерской отчетности по долговым ценным бумагам, по которым не определялась текущая рыночная стоимость, в соответствии с п. 42 ПБУ 19/02 подлежат раскрытию с учетом требования существенности:

  • информация о способах их оценки при выбытии;
  • разница между первоначальной стоимостью и номинальной стоимостью в течение срока их обращения, начисляемая по правилам п. 22 ПБУ 19/02;
  • данные об их оценке по дисконтированной стоимости, о величине дисконтированной стоимости и примененных способах дисконтирования (раскрываются в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках).

Проверка отражения выбытия финансовых вложений . В соответствии с ПБУ 19/02 выбытие финансовых вложений в бухгалтерском учете организации признается на дату единовременного прекращения действия условий принятия их к бухгалтерскому учету. Выбытие финансовых вложений может иметь место в случае погашения ценной бумаги, ее продажи, уступки (по договору цессии), передачи по договору мены или дарения (безвозмездно), передачи в уставный капитал или совместную деятельность. Аудитору следует проверить, правильно ли списана стоимость выбывших в течение проверяемого периода финансовых вложений. Если финансовые вложения учитывались по первоначальной стоимости, то при их выбытии стоимость может быть списана одним из трех способов, предусмотренных учетной политикой:

  • по первоначальной стоимости единицы бухгалтерского учета;
  • по средней первоначальной стоимости;
  • по первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений (ФИФО).

Проверка отражения и формирования доходов от финансовых вложений . Доходы от финансовых вложений - это проценты, дивиденды, доходы от ценных бумаг в виде поступлений от продажи финансовых вложений. В бухгалтерском учете доходы от финансовых вложений отражаются в зависимости от учетной политики: у профессиональных участников ценных бумаг - в составе доходов от обычных видов деятельности, у других организаций, как правило, - в составе прочих доходов.

Проверка доходов от ценных бумаг осуществляется путем пересчета причитающихся доходов и установления полноты их отражения в бухгалтерском учете. Доходы могут быть пересчитаны на основании опубликованной финансовой отчетности эмитентов ценных бумаг, проспектов эмиссии и другой внешней информации об объявленных дивидендах, выплаченных купонах и т.п.

Если источником получения доходов являются дивиденды, то организация, выплачивающая их, признается налоговым агентом и определяет сумму налога с учетом п. 2 ст. 275 НК РФ. При этом налоговый агент обязан исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму налога на доходы, а налогоплательщику - получателю дохода перечисляется сумма дивидендов за минусом удержанного налога. Следовательно, аудитору необходимо удостовериться, что доходы не облагались налогом на прибыль дважды - у источника выплаты доходов и у налогоплательщика.

Доходы от продажи финансовых вложений проверяются на основании анализа условий договоров (контрактов) на их продажу, полноты и своевременности их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности.

Расходы, связанные с обслуживанием финансовых вложений организации (расходы по оплате услуг банка, депозитария), должны быть учтены в составе прочих расходов организации (п. 36 ПБУ 19/02).

Проводя данные процедуры, аудитор кроме подтверждения правомерности учета финансовых вложений в качестве активов проверяет одновременно полноту и своевременность отражения в отчетности (отчете о прибылях и убытках, отчете о движении денежных средств) доходов от финансовых вложений - процентов к получению, доходов от продажи ценных бумаг. Таким образом, проверяя соответствующие статьи отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств, достаточно сделать ссылку на перекрестные процедуры, проведенные при проверке финансовых вложений.

Проверка правильности создания резерва под обесценение финансовых вложений. Устойчивое снижение стоимости финансовых вложений характеризуется одновременным наличием следующих условий:

  • на текущую и предыдущую отчетные даты учетная стоимость существенно выше их расчетной стоимости;
  • в течение отчетного года расчетная стоимость финансовых вложений существенно изменялась исключительно в направлении ее уменьшения;
  • на отчетную дату отсутствуют свидетельства того, что в будущем возможно существенное повышение расчетной стоимости данных финансовых вложений.

Согласно п. 38 ПБУ 19/02 в случае возникновения ситуации, при которой может произойти обесценение финансовых вложений, организация должна проверить наличие условий, способствующих устойчивому снижению стоимости финансовых вложений. Если проверка подтвердила наличие признаков обесценения, то организация создает резерв под обесценение финансовых вложений на величину разницы между учетной и расчетной стоимостью таких финансовых вложений.

Проверка на обесценение финансовых вложений производится не реже одного раза в год по состоянию на 31 декабря отчетного года при наличии признаков обесценения. Организация имеет право осуществлять проверку промежуточной бухгалтерской отчетности на отчетные даты. Для арифметической проверки определения расчетной стоимости акций может быть использована информация о стоимости чистых активов эмитента, приходящейся на акцию.

Аудитору следует исследовать внешние источники информации (биржевые котировки, сайты организаций, местные СМИ, информацию органов власти и т.п.), касающиеся данных о предприятиях, чьими ценными бумагами владеет аудируемый субъект. При признаках их банкротства, ликвидации, значительных убытках необходимо удостовериться в проведенной уценке ценных бумаг.

Систематизация объектов аудита и определяемого на их основе содержания аудиторских работ, четкая их идентификация, обобщение информационной базы аудита способствуют созданию комплексного информационно-методического обеспечения аудита, облегчают его корректировку по мере появления новых объектов, изменения существующих.

Проверка отражения финансовых вложений в финансовой отчетности . В бухгалтерской отчетности подлежат раскрытию:

  • способы оценки финансовых вложений при их выбытии;
  • стоимость финансовых вложений, учитываемых по первоначальной и текущей рыночной стоимости;
  • разница последней и предыдущей оценок текущей рыночной стоимости;
  • стоимость и виды заложенных финансовых вложений;
  • стоимость и виды выбывших финансовых вложений;
  • данные о резерве под обесценение финансовых вложений.

На основании ПБУ 21/2008 "Изменения оценочных значений" в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация должна раскрывать:

  • содержание изменения, повлиявшего на бухгалтерскую отчетность за данный отчетный период;
  • содержание изменения, которое повлияет на бухгалтерскую отчетность в будущих периодах, за исключением случаев, когда оценить влияние изменения на бухгалтерскую отчетность в будущих периодах невозможно; факт невозможности такой оценки также подлежит раскрытию.

Кроме того, аудитору необходимо убедиться в том, что финансовые вложения должным образом классифицированы на долгосрочные и краткосрочные, что в финансовой отчетности раскрыта вся существенная информация о финансовых вложениях, в том числе информация о финансовых вложениях в дочерние и зависимые организации, и операциях по приобретению и продаже финансовых вложений связанными сторонами.

Следует также убедиться, что принятые организацией правила оценки финансовых вложений отражены в пояснениях к финансовой отчетности и соблюдаются последовательно от периода к периоду. Если это не так, то данный факт должен быть раскрыт в финансовой отчетности и показатели за предыдущие отчетные периоды должны быть включены в отчетность в сопоставимом виде.

Литература

  1. Дорошенко О.М. Методологические аспекты аудита операций с ценными бумагами // Экономический анализ. Теория и практика. 2007. N 5.
  2. Кочинев Ю.Ю. Аудит: теория и практика. 4-е издание, обновленное и дополненное. СПб.: Питер, 2009.
  3. Кузьмин Г.В. Учет и налогообложение операций с ценными бумагами // Бухгалтерский учет. 2008. N 12.
  4. Морозова Ж.А. Планирование в аудите. Практическое руководство. М.: Налог-Инфо, 2007.
  5. Никитина В., Владимирова Т., Казин А., Солодко Л., Вострикова О. Бухгалтерский учет и налогообложение операций с ценными бумагами. М.: Экзамен, 2006.
  6. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит. М.: ИНФРА-М, 2009.
  7. Яценко О. Паевые инвестиционные фонды // Аудит и налогообложение. 2006. N N 6 - 7.

А.Н.Свечкопал

Начальник отдела аудита

ООО "Компания "Бизнес Консалтинг"

Раздел 5. Аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов

Тема 1. Сущность аудита, его содержание, цели и задачи

Сущность аудита, его цель и задачи. Место аудита в системе финансового контроля.

Принципы аудита.

Независимость аудита.

Виды аудита, особенности организации внешнего и внутреннего аудита. Обязательный аудит.

Виды сопутствующих аудиту услуг.

Прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги.

Этика аудитора.

Тема 2. Регулирование аудиторской деятельности

Правовые основы аудиторской деятельности. Роль и значение федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, Совета по аудиторской деятельности при Минфине России, аккредитованных при Минфине России профессиональных аудиторских объединений, саморегулируемых организаций аудиторов.

Организационно-правовые формы аудиторских организаций.

Права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов при осуществлении аудиторской проверки.

Права и обязанности аудируемых лиц при осуществлении аудиторской проверки.

Ответственность аудиторов и аудиторских организаций.

Аудиторская тайна.

Подготовка и аттестация аудиторов.

Лицензирование аудиторской деятельности.

Аудиторские стандарты. Федеральные стандарты аудиторской деятельности. Стандарты саморегулируемой организации аудиторов. Международные стандарты аудита (МСА) и их взаимосвязь с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, федеральными стандартами аудиторской деятельности.

Тема 3. Организация подготовки аудиторской проверки

Отбор клиентов аудиторскими организациями.

Выбор аудиторских организаций экономическими субъектами.

Согласование условий проведения аудита. Письмо о проведении аудита. Договор в аудиторской деятельности.

Оценка стоимости аудиторских услуг.

Понимание деятельности экономического субъекта.

Тема 4. Планирование аудиторской проверки

Планирование аудита. Общий план и программа аудита.

Существенность в аудите. Методы определения уровня существенности. Взаимосвязь существенности и аудиторского риска.

Аудиторский риск и его компоненты.

Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита.

Тема 5. Методы и процедуры аудита

Аудиторская выборка. Оценка результатов аудиторской выборки. Репрезентативность выборки.

Аудиторские доказательства: виды, источники. Оценка доказательств.

Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях.

Методы аудиторской проверки.

Аудиторские процедуры.

Аналитические процедуры.

Документирование аудита.

Тема 6. Взаимоотношения различных субъектов при проведении аудита

Общение с руководством аудируемого лица.

Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица.

Использование аудитором результатов работы эксперта.

Особенности аудита операций со связанными сторонами.

Использование результатов работы внутреннего аудита.

Использование результатов работы другого аудитора.

Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников.

Тема 7. Специальные аспекты аудиторской проверки

Особенности первой проверки аудируемого лица.

Сопоставимые данные в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита.

Аудит оценочных значений.

Учет особенностей аудируемого лица, бухгалтерскую (финансовую) отчетность которого подготавливает специализированная организация.

Тема 8. Процедуры на заключительной стадии аудита

Искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности, возникшие по причине ошибок и недобросовестных действий.

Оценка способности аудируемого лица продолжать свою деятельность (допущение непрерывности деятельности).

События после отчетной даты.

Оценка результатов аудиторской проверки и обобщение полученной информации.

Сообщение информации, полученной по результатам проведения аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника.

Тема 9. Аудиторское заключение

Формы мнения аудитора, представляемые в аудиторском заключении.

Модифицированное аудиторское заключение.

Заведомо ложное аудиторское заключение.

Тема 10. Аудиторская проверка учредительных документов и формирования уставного капитала

Проверка юридического статуса экономического субъекта и права его функционирования. Состав проверяемых документов: устав организации, учредительный договор, свидетельство о государственной регистрации и регистрации в органах статистики, налоговых органах, внебюджетных фондах, протоколы собраний, документы приватизации, договоры банковских счетов и вкладов, проспекты эмиссии, приказы, распоряжения, внутренние положения и др.

Проверка формирования уставного капитала, его структуры. Проверка правильности оформления изменений уставного капитала, анализ его обоснованности.

Особенности проверки складочного капитала, паевого фонда.

Проверка наличия государственной регистрации и лицензирования отдельных видов деятельности.

Обобщение выявленных замечаний по результатам проверки учредительных документов, формирования уставного капитала и законности осуществления отдельных видов деятельности. Рабочие документы аудитора.

Тема 11. Аудиторская проверка системы внутреннего контроля организации

Основные цели и задачи аудита системы внутреннего контроля.

Порядок проведения анализа контрольной среды и его документирование. Анализ системы управления организацией, ее соответствия организационной структуре и специфике функционирования.

Порядок проведения тестирования средств контроля и его документирование. Оценка функционирования системы внутреннего контроля и ее применение в ходе аудита.

Тема 12. Аудиторская проверка организации бухгалтерского учета и учетной политики аудируемого лица

Методика аудиторской проверки постановки бухгалтерского учета. Аудит системы документации и документооборота.

Оценка формы бухгалтерского учета и ее соответствия условиям организации и управления аудируемого лица.

Проверка автоматизации бухгалтерского учета.

Анализ и оценка учетной политики для целей бухгалтерского учета.

Анализ и оценка учетной политики для целей налогообложения.

Тема 13. Аудиторская проверка учета операций с денежными средствами

Система нормативного регулирования наличных и безналичных денежных операций, проводимых организациями.

Проверка кассовых операций. Проверка правильности документального отражения операций с наличными денежными средствами.

Проверка условий хранения и учета денежных средств в кассе. Кассовая дисциплина. Законность проводимых кассовых операций.

Проверка валютных операций: анализ их законности и отражения на счетах бухгалтерского учета.

Проверка и подтверждение отчетной информации о наличии и движении денежных средств (форма 4).

Типичные нарушения действующих правил ведения операций с денежными средствами и их последствия.

Тема 14. Аудиторская проверка расчетных операций

Система нормативного регулирования ведения и учета кредитных операций.

Аудит учета расчетов по выданным и полученным кредитам, в том числе краткосрочным и долгосрочным.

Анализ дебиторской и кредиторской задолженности.

Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Проверка расчетов по претензиям.

Проверка расчетов с подотчетными лицами.

Проверка операций по доверительному управлению активами.

Проверка расчетов с дочерними обществами, аудит операций по совместной деятельности, а также внутрихозяйственных расчетов с филиалами.

Проверка расчетов с бюджетом по видам налогов и внебюджетных платежей. Проверка правомерности использования льгот по налогам и внебюджетным платежам.

Тема 15. Аудиторская проверка финансовых результатов и использования прибыли

Система нормативного регулирования формирования и использования прибыли организаций.

Проверка формирования финансовых результатов.

Проверка налогообложения прибыли.

Тема 16. Аудиторская проверка расчетов по оплате труда

Трудовое законодательство и нормативная база расчетов по оплате труда и налогообложению физических лиц.

Проверка соблюдения законодательства о труде. Проверка документального оформления трудовых отношений.

Проверка расчетов по оплате труда со штатным и внештатным персоналом организации.

Проверка расчетов по прочим операциям с персоналом, в том числе по расчетам по возмещению материального ущерба и по операциям займа.

Проверка правильности начисления и уплаты налогов и внебюджетных платежей по расчетам с физическими лицами.

Типичные ошибки и нарушения в учете расчетов по оплате труда.

Тема 17. Аудиторская проверка основных фондов, нематериальных активов и материально-производственных запасов организации

Проверка операций, связанных с основными фондами.

Проверка операций, связанных с нематериальными активами, материально-производственными запасами, расходами будущих периодов.

Тема 18. Аудиторская проверка состояния забалансового учета

Аудит забалансового учета организации, в том числе арендованных основных средств, бланков строгой отчетности, списанной задолженности.

Тема 19. Аудиторская проверка и подтверждение бухгалтерской отчетности

Аудиторская проверка, анализ и подтверждение бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, документирование аудиторских выводов.

Аудиторская проверка, анализ и подтверждение отчета о движении капитала, отчета о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу.

Аудиторская проверка и оценка пояснительной записки.

Особенности аудита сводной отчетности.

Тема 20. Аудит издержек

Проверка правильности отражения затрат в организации. Проверка документального подтверждения затрат. Проверка своевременности отражения затрат. Проверка налогового учета затрат для целей уплаты налога на прибыль.

Тема 21. Аудит финансовых вложений

Проверка фактических затрат на приобретение объектов финансовых вложений. Проверка документов, подтверждающих переход прав на объекты финансовых вложений.

Порядок проведения инвентаризации финансовых вложений. Проверка правильности отражения финансовых вложений в бухгалтерском балансе организации.

Тема 22. Аудит инвестиционных фондов

Проверка структуры активов инвестиционного фонда. Проверка правильности расчета чистых активов инвестиционных фондов. Проверка правильности расчета цен размещения и выкупа инвестиционных паев в паевых инвестиционных фондах. Проверка расчетов с управляющей компанией и специализированным депозитарием инвестиционного фонда. Проверка соблюдения нормативов по формированию затрат инвестиционных фондов.

Тема 23. Аудит негосударственных пенсионных фондов

Проверка финансовых вложений, осуществляемых негосударственным пенсионным фондом. Проверка правильности раздельного учета пенсионных резервов и пенсионных накоплений. Аудит пенсионных взносов и расчетов по дополнительным пенсиям.

Тема 24. Аудит государственных внебюджетных фондов

Аудит взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования Российской Федерации. Проверка использования средств государственных внебюджетных фондов. Проверка финансовых вложений и иных инвестиций государственных внебюджетных фондов.

Инвестиционный аудит представляет собой комплексную проверку определенного инвестиционного проекта.

До того как заключить сделку и приобрести выбранный актив, инвестор стремится выполнить аналитическую проверку целесообразности запланированных финансовых вложений. На прединвестиционном этапе подобный аудит проекта позволяет получить достоверные исчерпывающие сведения, касающиеся рассматриваемого объекта инвестирования.

Инвестиционный аудит помогает потенциальным инвесторам удостовериться в правдивости доступных для общественности отчетных показателей. Полученные результаты позволяют говорить о качественной экспертной оценке существующих рисков и доходности проекта.

Проще всего разбирать данное понятие на конкретном примере. Давайте рассмотрим ситуацию с возможностью приобретения инвестором предприятия или компании. В этом случае аудиторская проверка подразумевает проведение аналитической работы по следующим направлениям:

  • учредительная документация;
  • учетная политика;
  • динамика формирования уставного капитала;
  • достоверность отображения активов;
  • источники формирования активов;
  • платежеспособность компании;
  • обязательства, кредитная и дебиторская задолженность;
  • риски при осуществлении профильной деятельности.

Инвестиционный аудит может производиться не только до, но и после фактического подписания документов и совершения сделки. Это связано с возможностью изменения первоначальных условий и показателей рентабельности купленного актива. Таким образом, инвестор получает возможность взглянуть на данную ситуацию в динамике.

Аудит инвестиций подразумевает под собой целый комплекс мероприятий. В этом случае целесообразно говорить о проверке достоверности отражения всех финансовых операций, соответствии реального расходования денег поставленным инвестиционным задачам. Основная цель аудитора связана с выявлением любых несоответствий, в частности, нецелевого расходования денежных средств. В этом случае специалист формирует несколько рекомендаций, которые позволят устранить обнаруженные нарушения.

Проведение независимой объективной оценки может осуществляться как по всей деятельности компании, так и по отдельным финансовым операциям.

Таким образом, инвестиционный аудит – это скрупулёзный анализ выбранного объекта инвестирования в его прошлом, настоящем и будущем.

Ни один уважающий себя частный инвестор не станет инвестировать собственные деньги в конкретный актив без проведения объективного анализа его фактического состояния, перспектив дальнейшего развития и возможности окупаемости произведенных вложений. В ситуации когда потенциальные риски выше ожидаемой доходности, инвестиции не могут быть признаны целесообразными.

Аудит фондов

Каждый паевой инвестиционный фонд (ПИФ) имеет управляющую компанию. Ее деятельность время от времени должна быть предметом для независимой аудиторской проверки. При этом аудиторами не могут становиться аффилированные лица.

Инвестиционный аудит проводится на предмет достоверности и соответствия деятельности управляющей компании требованиям действующего законодательства. В рамках такой проверки производится комплексная проверка:

  • состава и структуры имущества, которое и составляет ПИФ;
  • расчета стоимости чистых активов;
  • соблюдения требований, которые предъявляются к порядку сохранения имущества фонда;
  • сделок, которые совершены с активами ПИФа.

Результатом проведения подобной проверки становится выдача заключения, подготовленного аудитором. Зачастую этот документ считается обязательным приложением к ежегодной отчетности об эффективности деятельности управляющей компании.

по дисциплине «Аудит и бухгалтерский учет»

по теме: «Инвестиционный аудит»

Аудиторский контроль широко применяется в мировой практике. В его основе лежит взаимная заинтересованность государства, администрации предприятий и их владельцев в достоверности учета и отчетности. В условиях плановой, централизованно управляемой экономики потребность в независимом финансовом контроле в РФ не возникала. Его вполне заменяла система ведомственного и вневедомственного контроля, направленная на выявление нарушений и злоупотреблений в финансово-хозяйственной деятельности предприятий, ошибок и отступлений в отчетности, нахождение и наказание виновных. Развитие рыночных отношений обуславливает необходимость принятия большого количества новых нормативных документов, регламентирующих новые вопросы деятельности предприятий; бухгалтерского учета и отчетности; налогообложение и порядок формирования себестоимости продукции. В связи с этим появились первые нарушения (порой неумышленные) в соблюдении требований нормативных документов, относящихся к хозяйственной деятельности предприятия. Органы, на которые возлагались обязанности по оказанию помощи предприятиям в правильности применения тех или иных законодательных актов, сами, в силу их малочисленности и перегруженности работой, оказались не готовы к такой работе. В связи с этим возникает необходимость создания новой формы контроля за деятельностью предприятий, который включал бы в себя консультирование по вопросам организации и ведения бухгалтерского учета, правильность исчисления налогов, правовой позиции и другие виды услуг. Собственники и, прежде всего, коллективные собственники, а также кредиторы лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия, зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности. Т.к. обычно они не имеют доступа к учетным записям, соответствующего опыта, то поэтому нуждаются в услугах аудиторов. Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдении ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.

Аудиторские проверки необходимы государственным органам, судам, прокурорам и следователям для подтверждения интересующей их финансовой отчетности.

Понятие аудита намного шире, чем ревизии или других форм контроля, т.к. включает в себя не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предположений по улучшению хозяйственной деятельности предприятий с целью рационализации расходов и оптимизации налогов.

Особое место в аудиторской деятельности является инвестиционный аудит и аудит инвестиционного цикла, которому и посвящена моя работа.

Аудиторская деятельность – аудит – представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской или финансовой отчетности, платежно-расчетной документации отдельных хозяйственных операций, налоговых деклараций и других видов финансовых обязательств и требований экономических субъектов на договорной основе.

Известны следующие определения аудита:

Аудит – это процесс проверки ведения бухгалтерского учета и в учреждениях с точки зрения его достоверности и справедливости».

«Аудит – это систематический процесс получения и оценки доказательств достоверности данных по поводу экономических действий и событий, установление степени соответствия этих данных установленным критериям и сообщение результатов заинтересованным пользователям».

«Аудит – систематический процесс, проводимый независимым от внешних факторов лицом или группой лиц, основанный на результатах контроля и своего мнения. На основании установленных критериев и стандартов по поводу информации, которую ревизионная единица предоставляет сторонним пользователям в своей деятельности и ее перспективах».

В аудиторских стандартах аудиторской деятельности дается следующее определение:

«Аудит – это независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству РФ, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности предприятия. Экспертиза завершается составлением аудиторского заключения».

Несмотря на некоторые различия в определении аудита, практически все авторы подчеркивают ту или иную его особенность:

· независимость;

· платность;

· конфиденциальность.

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской или финансовой отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ. Следовательно, назначение аудита – это проверка финансовых отчетов с целью:

· подтверждения достоверных отчетов или консультации их недостоверности;

· проверки полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период;

· контроль за соблюдением законодательных и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологической оценки активов, обязательств и собственного капитала;

· выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных источников.

Задача аудитора состоит:

в оценке уровня бухгалтерского учета, квалификации учетных кадров, качество обработки информации (особенно первичной документации), правильность и законность совершения бухгалтерских записей;

в необходимости оценки не только прошлых фактов и существующих в данный момент положений, но и ориентировании руководства проверяемой организации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечный результат.

В последнее время в деятельности аудиторов появилась еще одна очень важная функция – это оказание помощи предприятиям в защите их интересов в налоговых органах и арбитражных судах.

Существуют следующие направления классификации аудиторской деятельности.

· Внутренний и внешний аудит .

Внутренний аудит – проводится штатными аудиторами – работниками предприятия, которые подчиняются руководителю предприятия. Главная задача внутреннего аудита – осуществление постоянного контроля за расходами на предприятии и выработка мер по их снижению.

Внешний аудит проводится аудиторской фирмой (аудитором) на договорной основе с экономическим субъектом с целью объективной оценки достоверности состояния бухгалтерского учета и отчетности, а также подготовки рекомендаций по улучшению финансового положения предприятия, повышению эффективности его деятельности, изыскание неиспользованных резервов производства.

· Аудит на соответствие требованиям .

Заключается в анализе определенной финансовой и хозяйственной деятельности субъекта.

· Аудит финансовой отчетности .

Выполняется с целью определения согласованности сводной финансовой отчетности с установленными правилами ведения бухгалтерского учета и определенными критериями.

· Обязательный и инициативный аудит .

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, установленных непосредственно законодательством, или по поручению государственных органов. Объем и порядок проведения обязательной аудиторской проверки регламентируется законодательными нормами. Инициативный (добровольный) аудит осуществляется по решению экономического субъекта на основе договора с аудитором (фирмой). Характер и масштабы такой проверки определяет клиент.

· Первоначальный и согласованный аудит .

Первоначальный аудит проводится аудитором (фирмой) впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, т.к. аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента.

Согласованный (повторный) аудит осуществляется повторно или регулярно. Основан на знании специфики клиента, его положительных и отрицательных сторон в организации бухгалтерского учета, результатах длительного сотрудничества с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля и т.д.).

· Классификация с точки зрения аудитора .

С точки зрения аудиторов, аудит делится на 3 вида:

1. подтверждающий (проверка и подтверждение бухгалтерских документов и отчетности);

2. системно-ориентированный аудит (аудиторская экспертиза на основе анализа системы внутреннего контроля). Доказано, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна, и необходимость системной детальной проверки отпадает; при наличии неэффективной системы внутреннего контроля клиенту даются рекомендации по ее улучшению.

3. аудит, базирующийся на риске (концентрация аудиторской работы в областях с более высоким риском, что значительно облегчает аудит в областях с низким риском).

· Классификация с точки зрения направления .

C точки зрения направления аудит подразделяется на общий (предприятия и их объединения независимо от организационно-правовых форм и видов собственности, организации и учреждения); банковский, аудит страховых организаций, аудит бирж, аудит внебюджетных фондов, аудит инвестиционных институтов и т.д.

Аудит инвестиционного цикла будет подробно рассмотрен в следующей главе.

2. Инвестиционный аудит

Аудит объектов инвестирования и инвестиционный консалтинг проводятся с целью уточнения информации об юридических лицах при принятии решения об осуществлении инвестиций – финансирования развития производственной базы, приобретения предприятия. Аналогичная процедура может быть выполнена как обоснование целесообразности выдачи заемных средств.

Аудиторская проверка инвестиционных институтов проходит в строгом соответствии с требованиями, установленными для аудита Минфином РФ, ФКЦБ РФ и рекомендациями саморегулирующихся организаций, работающих для финансового рынка, это означает, что программа аудиторской проверки содержит обязательные разделы и этапы, которые не могут быть сокращены.

Аудит инвестиционного цикла (оценка инвестиций) проводится в несколько этапов:

· экспертиза учредительных документов, состава собственников, формирования уставного капитала и операций с уставным капиталом;

· анализ основных договоров по хозяйственной деятельности и правоустанавливающих документов на основное имущество;

· анализ бухгалтерской отчетности с целью проверки полноты и правильности отражения основных активов и обязательств;

· оценка налоговых рисков по уже проведенным и планируемым сделкам в случае выявления на предыдущих этапах нарушений законодательства или сомнительных операций;

В инвестиционном аудите проверки не ограничиваются бухгалтерским учетом, они могут включать оценку организационной структуры, компьютерных операций, методов производства, маркетинга и любой другой области, в которой аудитор квалифицирован.

Инвестиционный аудит позволяет выявить потенциальные убытки инвестора, которые могут возникнуть из-за некомпетентности или недобросовестности руководителей предприятия – объекта инвестирования. Это могут быть и убытки от признания недействительными прав собственности на имущество, и убытки от крупных санкций налоговых органов, и убытки от наличия нереальной к взысканию, но не списанной своевременно дебиторской задолженности, и убытки от признания сделок недействительными в силу превышения должностных полномочий при их совершении.

Кроме того, аудит объектов инвестирования позволяет выявить умышленные искажения отчетности, сделанные с целью ее приукрашивания для повышения инвестиционной привлекательности объекта инвестирования.

Основными видами аудита объектов инвестирования являются:

· аудит с целью подтверждение бухгалтерской отчетности на отчетную дату;

· аудит с целью подтверждения целевого расходования средств;

· анализ текущего финансового состояния организации, анализ инвестиционных рисков;

· инвентаризация активов или пассивов;

· обзор финансовой отчетности организации за определенный промежуток времени.

Инвестиционный аудит может проводиться в зависимости от причин, вызвавших проведение аудиторской проверки:

· ежегодный обязательный аудит;

· подтверждение актуарных расчетов;

· аудит в связи с проведением юридических регистрационных изменений;

· аудит в связи со сменой исполнительного руководства, в целях поддержания процедуры передачи дел и должности;

· аудит в связи с изменениями в составе акционеров или иных собственников;

· аудит в связи с существенными изменениями финансового состояния.

Благодаря инвестиционному аудиту акционеры предприятия получают возможность:

· выбрать оптимальную стратегию привлечения инвестиций и источников финансирования;

· выяснить, соответствует ли организационная структура задачам, которые стоят перед компанией;

· понять, что нужно улучшить в корпоративной политике, чтобы компания стала более привлекательной для инвесторов;

· выяснить, какие финансовые коэффициенты, на которые обращают внимание инвесторы, требуют доработки;

· узнать, как заявить инвесторам о компании;

При проведении аудита инвестиционного цикла предприятия инвестиционная компания составляет договор, который, как правило, состоит из следующих пунктов:

1. Предмет договора.

Включает в себя:

· Субъект проверки.

· Объект проверки.

· Проверяемый период.

· Срок проведения проверки.

· Основание проверки.

· План проверки.

2. Обязанности сторон.

Исполнитель при проведении инвестиционного аудита обязуется:

· Произвести ознакомление с бухгалтерской, финансовой, проектно-сметной, разрешительной, договорной документацией в отношении объекта проверки.

· Осуществить анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, системы бухгалтерского учета, применяемой Заказчиком, на основании представленной учетной документации и бухгалтерских регистров, проектно-сметной документации в отношении объекта проверки.

· Произвести проведение контрольных обмеров на предмет соответствия договора подряда проектам, сметным расчетам.

· Осуществить контроль качества выполненных работ.

· Оформить результаты проведенных работ и выдать Заказчику итоговое заключение.

Заказчик обязуется:

· Предоставить Исполнителю информацию, необходимую для осуществления работ, предусмотренных договором, в полном объеме и в сроки, обеспечивающие план работ.

· Оформить приказ о сроках проведения проверки и составе комиссии.

· Оплатить выполненные работы.

3. Стоимость работ и порядок расчетов.

4. Порядок сдачи и приемки работ.

При завершении работ Исполнитель представляет Заказчику акт сдачи-приемки работ, являющийся основанием для оплаты.

В случае мотивированного отказа Заказчика сторонами составляется двухсторонний акт с перечнем необходимых доработок и сроков их исполнения.

5. Ответственность сторон.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору Заказчик и Исполнитель несут имущественную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

6. Разрешение споров.

7. Срок действия договора.

К договору прилагаются план проверки и расчет договорной цены.

Подведем итоги проделанной работы.

Под аудитом понимается независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству РФ, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности предприятия.

По классификации с точки зрения направления аудита существует общий аудит и специализированные аудиты, к одним из которых и относится аудит инвестиционного цикла.

Аудит инвестиционного цикла проводится при принятии решения об осуществлении инвестиций и включает в себя экспертизу учредительных документов, анализ договоров, бухгалтерской отчетности и оценку налоговых рисков по проведенным и планируемым сделкам.

Благодаря инвестиционному аудиту акционеры предприятия получают возможность выбрать наилучшую стратегию привлечения инвестиций и выявить пути повышения привлекательности компании для инвесторов.

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Действует Редакция от 18.07.2003

Наименование документ "ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ЭКЗАМЕНОВ НА ПОЛУЧЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОГО АТТЕСТАТА АУДИТОРА (АУДИТ БИРЖ, ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ И ИНВЕСТИЦИОННЫХ ИНСТИТУТОВ)" (утв. Минфином РФ 18.07.2003)
Вид документа программа
Принявший орган минфин рф
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 18.07.2003
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • "Финансовая газета", N 51, 2003
Навигатор Примечания

"ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ЭКЗАМЕНОВ НА ПОЛУЧЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОГО АТТЕСТАТА АУДИТОРА (АУДИТ БИРЖ, ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ И ИНВЕСТИЦИОННЫХ ИНСТИТУТОВ)" (утв. Минфином РФ 18.07.2003)

Раздел 5. АУДИТ БИРЖ, ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ И ИНВЕСТИЦИОННЫХ ИНСТИТУТОВ

Порядок проведения инвентаризации финансовых вложений. Проверка правильности отражения финансовых вложений в бухгалтерском балансе организации.

Тема 22. Аудит инвестиционных фондов

Проверка структуры активов инвестиционного фонда. Проверка правильности расчета чистых активов инвестиционных фондов. Проверка правильности расчета цен размещения и выкупа инвестиционных паев в паевых инвестиционных фондах. Проверка расчетов с управляющей компанией и специализированным депозитарием инвестиционного фонда. Проверка соблюдения нормативов по формированию затрат инвестиционных фондов.

Тема 23. Аудит негосударственных пенсионных фондов

Проверка финансовых вложений, осуществляемых негосударственным пенсионным фондом. Проверка правильности раздельного учета пенсионных резервов и пенсионных накоплений. Аудит пенсионных взносов и расчетов по дополнительным пенсиям.

Тема 24. Аудит государственных внебюджетных фондов

Аудит взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования Российской Федерации. Проверка использования средств государственных внебюджетных фондов. Проверка финансовых вложений и иных инвестиций государственных внебюджетных фондов.

А.КРИКУНОВ,
руководитель
Департамента организации
аудиторской деятельности,
заместитель председателя Совета
по аудиторской деятельности
при Минфине России
18 июля 2003 г. N 28-01-23/1487/СШ