Считается контрольно-надзорной, а потому должна строго регламентироваться государством. В этих целях был создан ФЗ №307 "Об аудиторской деятельности", закрепляющий основные положения, которые касаются функций и прав аудиторов. Закон будет подробно рассмотрен в статье.
Что представляет собой аудит? Согласно закону, это независимая проверка бухгалтерских данных на соответствие установленным нормам. Проверяется достоверность финансовой отчетности, выявляются нарушения и возможные махинации.
Аудитор - это лицо, осуществляющее аудиторские услуги. Вся контрольно-надзорная деятельность рассматриваемого специалиста должна строго соответствовать закону. В противном случае все проводимые работы не будут считаться аудиторскими.
ФЗ №307 "Об аудиторской деятельности" гласит, что аудит не может заменять собой контрольные функции государственных органов. Это дополнительные, независимые виды работ, не связанные с государственной правоохранительной деятельностью.
Что представляет собой аудиторская организация? Закон № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" дает следующее определение:
Каждая аудиторская организация должна быть внесена в специальный государственный реестр. Работающие в ней физические лица (аудиторы) должны иметь при себе квалификационный аттестат, дающий разрешение на осуществление профессиональной аудиторской деятельности.
Обязательный аудит проводится в следующих случаях:
Обязательный аудит проводится каждый год.
ФЗ N 307 "Об аудиторской деятельности" закрепляет основные полномочия и функции данных объединений. Так, аудитор имеет право:
Закрепляет закон и основные обязанности аудиторов. Так, здесь стоит отметить:
Еще одной обязанностью аудиторов является строгое соблюдение профессиональных стандартов. О них будет рассказано далее.
Седьмая статья ФЗ №307 "Об аудиторской деятельности" закрепляет необходимость использования стандартов и кодексов профессиональной этики аудиторов. Что это такое? Закон характеризует стандарты как особый вид документов, содержащие в себе требования к аудиторским процедурам. Стандарты не должны:
А что представляет собой кодекс профессиональной этики аудиторов? Согласно закону, это сборник правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторами и объединениями аудиторов. Кодекс составляется и принимается каждой саморегулируемой организацией отдельно.
ФЗ №307 "Об аудиторской деятельности" в статье 8 закрепляет нормы, гласящие о независимости аудиторов и их объединений. Вначале говорится о том, кто не может осуществлять аудит. В этот список входят аудиторы:
Несложно догадаться, что введены все эти нормы для недопущения коррупции и "покрывательства" своих коллег. Порядок вознаграждения за аудиторскую деятельность и его выплаты определяется участниками договора.
Проверяющие не вправе осуществлять действия, нарушающие интересы и права аудируемых лиц. Так, вводится специальное понятие аудиторской тайны, о котором будет рассказано далее.
Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" (№307-ФЗ) закрепляет понятие аудиторской тайны. Что это такое? Девятая статья закона запрещает разглашать любые сведения и документы (кроме информации, разглашенной самим аудируемым лицом), сведения о заключении договора по оказанию услуг, а также цены на эти услуги.
Все работники аудиторской организации обязаны обеспечивать конфиденциальность информации, которая составляет аудиторскую тайну. Нельзя передавать документы и сведения, составляющие данную тайну, третьим лицам, не имеющим отношения к аудиторскому договору.
Согласно ФЗ №307 "Об аудиторской деятельности", разглашение аудиторской тайны влечет за собой наложение ответственности. Согласно федеральному закону, лицо, нарушившее конфиденциальность информации, обязано возместить убытки в порядке, установленном законодательством РФ.
Принятый ФЗ №307 "об аудиторской деятельности" называет аудиторов и их объединения независимыми лицами. Однако принцип независимости не освобождает от контроля со стороны государства.
Статья 10 гласит о самоконтроле. Так, представители аудиторских компаний обязаны:
Статья 11, напротив, повествует о внешнем контроле аудиторских организаций и ее членов. В частности, оговаривается предмет внешнего контроля. Это соблюдение требований федерального закона, а также своевременное исполнение законных приказов со стороны государственной власти. Чуть подробнее о государственном регулировании аудиторской деятельности будет рассказано далее.
№307 ФЗ "Об аудиторской деятельности" (30.12.2008) закрепляет основные нормы государственного регулирования деятельности аудиторов. Так, государство обязано:
В настоящее время — время бурно развивающейся рыночной экономики — трудно представить более-менее крупную компанию, которая может вести свою деятельность без услуг аудиторских экспертов. Работа аудиторов включает в себя проверку отчетности бухгалтеров, налоговых деклараций, платежной документации и других видов финансовых документов.
Основываясь на рекомендациях и заключениях аудита, предприниматели обеспечивают своему бизнесу большую безопасность и стабильность, поскольку аудит позволяет выявить слабые места в финансовой деятельности фирмы и своевременно их устранить.
Федеральный закон N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации в декабре 2008 года.
Закон N 307-ФЗ об аудиторской деятельности является основным нормативным актом, регулирующим аудит в России. Закон содержит все базовые понятия, существующие в сфере аудиторской деятельности, такие как: аудит, аудитор, аудиторская организация и др., обозначает права, обязанности и ответственность сторон, раскрывает требования по аттестации и так далее.
Структурно закон о деятельности в сфере аудита представлен 26-ю статьями. Рассмотрим краткое содержание, перечислив его основные аспекты:
За время своего существования, закон о деятельности в сфере аудита претерпевал многократные изменения (более 15 изменяющих документов). Действующая ныне редакция закона датируется маем 2017 года. Рассмотрим подробнее.
Также прочтите последние изменения в ФЗ 61. Ссылка
С выходом в мае 2017 года Федерального закона N 96-ФЗ «О внесении изменений…», в закон об аудиторской деятельности были введены очередные поправки, коснувшиеся сразу восьми статей в той или иной мере.
В части 4 статьи 5 ФЗ-307 было прописано, что договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской отчетности большинства государственных учреждений и предприятий (полный список см. в тексте закона об аудите, ссылка на скачивание дана в последнем подзаголовке статьи) заключается по результатам открытого конкурса, который проводится не реже, чем один раз в пять лет.
Часть 7 статьи 10 ФЗ-307 была сокращена. Второе предложение, гласившее о том, что порядок назначения и проведения проверки аудиторской фирмы, оформление ее результатов и перечень типовых вопросов устанавливает уполномоченный федеральный орган, — было исключено.
Часть 8 статьи 10 о плановой внешней проверке качества работы аудиторских фирм и индивидуальных аудиторов была изложена в другой редакции, пополнившись пунктами 1 и 2. Такая проверка осуществляется саморегулируемой организацией начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об исполнителе в сфере аудиторской деятельности в реестр:
Части 9 и 11 статьи 10 ФЗ-307 были признаны утратившими силу. В части 10 той же статьи закона были исключены слова «или уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору».
Закон 307-ФЗ об аудите и аудиторской деятельности также был дополнен статьей 10.1 о внешнем контроле качества работы аудиторских организаций, проводимом государственным контрольным органом. В статье дается ссылка на ч. 3 ст. 5, очерчивающую круг организаций, входящих в эту категорию. Также в статье прописан порядок уведомления о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита, периодичность плановых проверок аудиторских фирм, основания для внеплановой проверки, максимальный срок проведения плановой и внеплановой проверок, основания для его продления и обязательство контролирующего органа информировать о результатах проверки соответствующую саморегулируемую организацию. Подробнее читайте в тексте закона об аудиторской деятельности.
Пункт 6 части 1 статьи 12 об основаниях и порядке аннулирования квалификационного аттестата аудитора был дополнен пунктом «б.1». Аттестат может быть аннулирован по причине неосуществления аудитором своей профильной деятельности в течение 3 лет подряд. К числу исключений из данного правила отнесли должностных лиц уполномоченного федерального органа по контролю и надзору и его территориальных органов, осуществляющих внешний контроль качества работы аудиторских фирм, проводящих обязательный аудит бухотчетности организаций, указанных в ч. 3 ст. 5 настоящего закона.
Пункт 3 части 5 статьи 16 после слов «в сфере развития предпринимательской деятельности,» был дополнен словами «уполномоченного федерального органа по контролю и надзору».
Пункт 4 части 5 статьи 16 ФЗ-307 был изменен. Таким образом, представители от саморегулируемых организаций аудиторов, входящие в состав совета по аудиторской деятельности, подлежат ротации один раз в три года.
Часть 9 статьи 19 ФЗ-307 была дополнена словами «если иное не предусмотрено настоящим законом».
Пункт 5 части 6 статьи 20 о мерах дисциплинарного воздействия был дополнен. К списку нарушений, способных повлечь за собой последствия в виде предписания, направленного СРО аудиторов, членом которой является исполнитель, допустивший нарушение, с требованием об исключении сведений о данной аудиторской организации из реестра, добавилось нарушение требований части 2 статьи 10.1. Чтобы понять всю суть, советуем ознакомиться с полным текстом статьи.
Также статья 20 закона была дополнена частями 6.1 и 6.2 . Саморегулируемые организации, работающие в сфере аудиторской деятельности, при получении предписаний, предусмотренных пунктами 3 — 5 ч. 6 ст. 20, обязаны внести соответствующую запись в реестр в течение 7 рабочих дней с момента получения. Данные предписания отправляются уполномоченным федеральным контрольным органом письмом с уведомлением о вручении либо иным путем, позволяющим зафиксировать факт и дату их вручения.
Часть 9.2 статьи 23 также была признана утратившей силу.
Рассмотрим подробнее отдельные статьи настоящего федерального закона.
Статья 5 закона 307-ФЗ об обязательном аудите.
Часть 1 статьи 5 закона обозначает круг компаний и обстоятельств, при которых те подпадают под обязательный аудит:
Часть 2 статьи предписывает, что обязательный аудит должен проводиться каждый год.
Часть 3 5-ой статьи настоящего закона ограничивает круг компаний, аудит бухгалтерской отчетности которых вправе осуществлять только аудиторские организации. Это компании, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, кредитные и страховые учреждения, негосударственные пенсионные фонды и компании с долей государственной собственности в уставном фонде не менее 25%. Также лишь аудиторские фирмы вправе осуществлять аудит финансовой отчетности, включенной в проспект ценных бумаг, и консолидированной отчетности.
Часть 4 статьи 5 закона об аудите гласит о том, что договор на проведение обязательной аудиторской проверки финансовой отчетности определенных компаний заключается на основе результата открытого конкурса в порядке, установленном законодательством о контрактной системе в сфере госзакупок, не реже одного раза в пять лет. К числу таких относятся организации, в уставном капитале которых доля госсобственности — не менее 25 %, государственные корпорации и компании, публично-правовые компании, государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Часть 5 статьи 5-ой рассматриваемого закона обозначает, что если объем выручки от продажи компании, которая подлежит аудиторской проверке, не превысил за предыдущий год одного млрд. руб., то в открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита обязательно должны участвовать аудиторские организации, которые являются субъектами малого и среднего предпринимательства.
Часть 6 статьи 5 ФЗ-307 прописывает обязательность внесения результатов обязательного аудита в Единый реестр сведений о фактах деятельности юрлиц. Это обязательство ложится на заказчика аудита.
В сообщении должны быть указаны сведения об аудируемом лице и аудиторе:
В качестве ремарки следует также затронуть такое понятие, как инициативный аудит - аудит, проводимый по заказу руководства. Проводится по той же методике, что и обязательный. Его целью является выражение мнения независимого проверяющего о достоверности финансовой отчётности. Основное отличие инициативного аудита в том, что проверка проводится по желанию заказчика услуг аудитора.
Собственно закон об аудит. деятельности не содержит такого понятия как «инициативный аудит». Как инициативный, так и обязательный аудиты должны соответствовать федеральным стандартам. Если инициативный аудит необходим исключительно для внутреннего пользования (проводится по заказу управления или собственников), и нет необходимости в аудиторском заключении, такую проверку целесообразнее провести в ином формате, например, как контроль соблюдения налогового законодательства и правил бухгалтерского учета.
В статье 8 закона 307-ФЗ о независимости аудиторских организаций и аудиторов затрагиваются следующие вопросы:
В этой статье мы постарались раскрыть основные положения закона, наиболее важные аспекты, такие как обязательный аудит и независимость аудиторской деятельности, а также рассмотрели последние поправки, внесенные в мае текущего года.
Однако чтобы разобраться в основных нормативно-правовых нюансах данной сферы, предлагаем скачать
Развитие аудиторского рынка РФ на принципах добросовестной конкуренции, систематическое повышение уровня аудита, создание условий для повышения конкурентоспособности всех профильных организаций — это важные задачи, которые обязана обеспечить Российская Федерация, для чего Дума приняла Федеральный закон №307 об аудиторской деятельности (с этой же целью был принят в 2018 году).
307 федеральный закон об аудиторской деятельности выполняет эффективное регулирование деятельности профильных организаций, предпринимателей-аудиторов (вроде появления для ИП). Данный нормативный правовой акт определил, что аудиторская деятельность — это выполнение аудита, то есть проверка бухгалтерской отчетности для выражения объективного стороннего мнения о ней, также сюда входит любая сопутствующая услуга, комплекс таких услуг (а для борьбы со взятками в этой сфере и был разработан и доработан ФЗ 273, подробнее описанный ).
Отдельная статья ФЗ 307 об аудиторской деятельности отменила обязательное в прошлом лицензирование, ему на смену пришло саморегулирование, то есть каждая коммерческая аудиторская организация сможет работать только получив членство в какой-либо саморегулирующейся организации, поэтому так приходится делать обязательно (подобные правила были внесены и в процедуру оценки труда, описанную в соответствующем федеральном законе под номером 426: детали ). Также есть обязательный принцип для организаций, которым нужна проверка: настоящий закон требует, чтобы аудитор был независим от заказчика — аудировать с невысокой степенью независимости нельзя, это снижает риск того, что аудитор будет принимать неправильные решения, давать не правдивые пояснения выполняя анализ бухучета, другие задачи (это, частично, рассматривается и ФЗ 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который можно найти ).
Повышают стандарт качества жесткие требования к уставному капиталу таких организаций, есть правило, которое говорит, что быть аудитором можно только с безупречной репутацией, должен быть соответствующий стаж работы в сфере у желающего работать самостоятельно. Регламентирован порядок деятельности, который должны выполнять каждая саморегулируемая организация.
О последних изменениях в УК РФ ст 159 можно прочесть
Данный российский закон принят в конце декабря 2008 г, дата вступления в силу — тот же декабрь. В новой редакции действует уже достаточное время — с мая 2017 г., тогда ФЗ №403 об внесении изменений в отдельные законодательные акты изменил ст. 1, а именно ее часть 2, 4, 7, внес уточнения в другие пункты.
Если текст этого документа окажется непонятным, то для уточнения нужных моментов лучше использовать комментарии и разъяснения, которые бесплатно можно посмотреть нажав по ссылке ниже или использовать навыки онлайн-консультанта, который владеет всей свежей информацией, поэтому разъяснит тонкости, которые имеет Федеральный закон 307 ФЗ об аудиторской деятельности.
Последние новшества в данный закон внес ФЗ от декабря 2014 года, номер его 403. Поскольку он вносил изменения в разные документы, то его озаглавили так: Федеральный Закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты.
Новый закон требует по-новому определять:
Также определен список лиц, которые могут вносить в суд вопрос о признании аудита заведомо ложным.
Нужно знать, что объем отчетности, которую надо проверять определяет другой документ — о бухгалтерском учете, он также является ФЗ. Согласно него бухгалтерский учет — это совокупность:
Этот документ принят для существенного усиления платежной дисциплины при расчете за все потребленные ресурсы. Ним предусмотрены пени, штрафы, причем для всех плательщиков. Для людей они смягчены, например, за первый месяц долга пени не будет. Затем до 90-го дня будет начисляться 1/300 ставки рефинансирования, далее 1/130. Увеличено наказание за самовольное подключение организаций, людей к сетям. Также указаны другие основы сферы, чтобы граждане не считали, что это тайна, например, есть положение, изменяющее сроки оплаты.
Данный закон об укреплении дисциплины базируется на нормах других нормативных актов, например, всей правовой базе о предоставлении коммунальных услуг ЖКХ, также на профильных законах о ресурсах (об электроэнергетике, других), на актах о платежной дисциплине, даже на ФЗ о ветеранах. Поэтому он не противоречит законодательству.
Принят 307 ФЗ об аудиторской деятельности в начале ноября 2015 г.
Похожее
Вопрос получения наследства, согласно Гражданскому Кодексу, регулируется по закону, либо происходит так, как пожелал усопший (несправедливо обойденные...
Лишение отцовства в РФ проходит только в строго установленном порядке. Основанием в данном случае будет являться вступившее в законную силу итоговое р...
Ни одна, даже самая обеспеченная ресурсами организация, не может процветать и развиваться без руководства. Поэтому наличие директора предприятия необх...
Будет ли повышение зарплаты бюджетникам в 2018 году – последние новости Отголоски экономического кризиса все еще потрясают нашу страну, что приводит к стремительному повышению цен на всевозможные товары, на коммунальные ус...
Обязательный аудит представляет собой ежегодную аудиторскую проверку, которая проводится аудиторскими организациями.
Аудиторская организация обязана страховать риск своей ответственности за нарушение договора об оказании аудиторских услуг (ст. 932 ГК РФ). Индивидуальные аудиторы не вправе проводить обязательный аудит.
Обязательный аудит проводится в отношении следующих субъектов.
1. Открытые акционерные общества.
ОАО публикует свою бухгалтерскую отчетность, достоверность сведений которой должна быть подтверждена заключением аудитора (п. 5 ст. 103 ГК РФ, ст. ст. 88, 92 Закона об акционерных обществах).
2. Кредитные организации.
Результаты ежегодной аудиторской проверки кредитные организации обязаны направлять в Центральный банк (ст. 24 Федерального закона "О банках и банковской деятельности").
В самом Центральном банке РФ проводится внешний и внутренний аудит. Для проведения внутреннего аудита в ЦБ РФ создана Служба главного аудитора, непосредственно подчиняющее гося председателю Банка России (ст. 95 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке РФ").
3. Бюро кредитных историй.
Эти юридические лица осуществляют новый для нашей предпринимательской практики вид деятельности, а именно: услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй (информации, которая характеризует исполнение заемщиком принятых на себя обязательств займа и кредита), а также предоставлению кредитных отчетов. Их правовой статус регламентирован Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях".
4. Страховые организации и общества взаимного страхования.
Страховщики публикуют годовые балансы и счета прибылей и убытков после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в них сведений (ст. 29 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. "Об организации страхового дела в РФ").
5. Товарные и фондовые биржи.
Специальных требований к проведению аудита бирж в настоящее время законодательством не установлено.
6. Негосударственные пенсионные фонды.
Указанные фонды обязаны ежегодно проводить по итогам финансового года независимую аудиторскую проверку.
Бухгалтерская отчетность подтверждается заключением независимого аудитора, которое считается неотъемлемой частью годового отчета о деятельности фонда (ст. 22 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах"). Кроме того, реорганизация такого фонда также проводится с учетом заключения аудитора (ст. 33 Закона).
7. Государственные внебюджетные фонды.
К таковым относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд медицинского страхования РФ. Аудиторские проверки фондов проводят аудиторские организации, отобранные на конкурсной основе.
Обязательный аудит проходят далеко не все организации, созданные в форме фондов. Закон устанавливает следующее условие: только в фондах, источником формирования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц.
9. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Здесь имеется противоречие между Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" и ст. 26 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Дело в том, что первый Закон предусматривает определенные условия для проведения обязательного аудита (объем годовой выручки, стоимость активов баланса), второй же таких условий не содержит.
10. Организации, в уставном капитале которых доля государственного участия составляет более 25%.
Аудиторы выбираются на основе открытого конкурса проводимого аудируемым лицом не реже одного раза в три года. Правила проведения этого конкурса, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2005 г. N 706, обязательны также для федеральных государственных унитарных предприятий.
11. Организации и индивидуальные предприниматели.
Эти субъекты проходят обязательный аудит при наличии 1 из 2-х условий:
Объем годовой выручки превышает 500 000 МРОТ;
Сумма активов баланса на конец года превышает 200000 МРОТ.
12. Финансово-промышленные группы.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах" годовой отчет о деятельности ФПГ составляется по результатам проверки независимым аудитором. Аудиторская проверка оплачивается за счет центральной компании ФПГ.
К сожалению, в действующем законодательстве нет специальной нормы об ответственности за уклонение всех перечисленных в настоящем параграфе субъектов от проведения обязательных аудиторских проверок. Однако можно сделать вывод, что должностные лица этих организаций подлежат административной ответственности за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (ст. 15.11 КоАП РФ).
Такой вывод объясняется тем, что аудиторское заключение является неотъемлемой частью бухгалтерской отчетности в случаях, когда проведение аудита является для организации обязательным (ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Российское законодательство содержит нормы об обязательном проведении аудиторской проверки, которую, однако, нельзя назвать разновидностью обязательного аудита. Так, согласно ст. 561 Гражданского кодекса РФ, до подписания договора продажи предприятия сторонами должно быть рассмотрено заключение независимого аудитора о составе и стоимости предприятия.
Осуществлять обязательный аудит вправе как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы (индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность). Аудиторской признается коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Индивидуальный аудитор - это физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
Начиная с 1 января 2010 г. аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, не вступившие в саморегулируемые организации аудиторов, не вправе проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги (п. 2 ст. 23 Закона N 307-ФЗ).
По результатам обязательного аудита клиенту представляется аудиторское заключение с выражением мнения, а так же отчет Аудитора о проделанной работе. Следует иметь в виду, что в органы управления организацией для утверждения отчетности представляется уже проаудированная отчетность.
Аудиторское заключение является официальным документом, предназначенным для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица. В нем содержится выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству РФ (п. 1 ст. 6 Закона N 307-ФЗ). При этом под достоверностью понимается степень точности данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая позволяет пользователям отчетности делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемого лица и принимать решения, основанные на указанных выводах. бухгалтерский аудит кредитный
Компании, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, должны включить в состав годовой бухгалтерской отчетности аудиторское заключение, подтверждающее достоверность этой отчетности.
Если компания подлежит обязательному аудиту, то аудиторское заключение является обязательной составляющей бухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Обязательный аудит - это не только необходимость, вызванная соблюдением требований законодательства, но и инструмент сбора данных для принятия важных управленческих решений.
Обязательная аудиторская проверка может быть распределена во времени на несколько этапов. По запросу клиента аудиторы фирмы, например, консультируют бухгалтерскую службу в течение года, а также проводят аудит квартальной отчетности. После подготовки годового баланса выдается аудиторское заключение.
Проведение поэтапного аудита позволяет вовремя обнаружить или предупредить ошибки, распределять и планировать расходы на аудит в течение года.
Обязательный аудит проводится ежегодно. Причем обязательный аудит бухгалтерской отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями. Кроме того, федеральными законами установлены иные случаи, в которых обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями, например аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности ряда государственных корпораций.
Положительное мнение аудитора по результатам аудиторской проверки может способствовать росту доверия к финансовой (бухгалтерской) отчетности фирмы.
Таким образом, положительное заключение от фирмы с надежной репутацией становится доказательством отсутствия существенных налоговых и финансовых рисков у экономического субъекта.
обязательный аудит отчетность инициативный
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ: изменения 2018 — 2019 года
ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ в фигуральном смысле находится на верхушке системы правового регулирования аудиторской деятельности. Именно из его положений исходят все остальные нормативные акты. В законе № 307-ФЗ:
Подробнее о положениях закона № 307-ФЗ можно прочитать в статье «Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ ».
Закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ является главным регулятором аудиторской деятельности, в него частично вносятся изменения, не всегда значительные. Одно из новшеств 2018 — 2019 — дополнение ст. 13 пунктом 3.2., вводящим обязанность аудитора при возникновении подозрений на проведение аудируемым лицом операций в целях отмывания доходов уведомлять об этом Росфинмониторинг.
До принятия Федерального закона об аудиторской деятельности № 307-ФЗ в России действовал ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119-ФЗ, который утратил силу 01.01.2011.
Проведем небольшой сравнительный анализ этих актов:
Как мы говорили выше в последней редакции ФЗ об аудиторской деятельности ст. 13. дополнена п. 3.2 (см. закон «О внесении изменений…» от 23.04.2018 № 112-ФЗ).
До этого законом от 31.12.2017 № 481-ФЗ в подп. 1 и 2 п. 2 ст. 14 были внесены дополнения, давшие право аудируемому лицо не предоставлять документы и информацию в тех случаях, когда ограничение на их предоставлении установлено Правительством РФ.
Глобальные же изменения были произведены законом от 01.12.2014 № 403-ФЗ. Перечислим некоторые из них:
Подытоживая вышесказанное, хотелось бы отметить, что аудиторское законодательство в последние годы претерпело глобальные изменения. Во многом это связано с переходом на МСА, поскольку после их введения часть нормативных актов утратило силу.