Организация процесса прогнозирования объема продаж. Объективные и субъективные методы планирования сбыта. Метод экспертных оценок

Организация процесса прогнозирования объема продаж. Объективные и субъективные методы планирования сбыта. Метод экспертных оценок

Ликвидностью банка называется его способность выполнения своих финансовых обязательств быстро и в полном объеме. Нормативы ликвидности в России устанавливаются Центробанком РФ

Недостаточная ликвидность банка может привести к снижению его платежеспособности и нарушению функционирования экономики в целом. Недостаточная ликвидность может быть повышена путем поступления в банковскую систему государственных средств.

Типы ликвидности банка:

По источникам: накопленная (активы, наличные денежные средства) и покупная (кредиты от ЦБ РФ и от других банков);
по срочности: мгновенная, краткосрочная, среднесрочная, долгосрочная.

Управление ликвидностью банка подразумевает установление оптимального баланса между определенными видами активов и пассивов, что позволяет банку своевременно и в полном объеме выполнять взятые на себя обязательства.

Меры по управлению ликвидностью банка:

Разработка финансовой политики;
схема принятия стратегических и текущих решений;
выбор способов оценки и анализа регулирования ликвидности банка;
создание информационных баз данных.

Оценка ликвидности банка происходит на основании оценки финансовых потоков и данных баланса. На корректность оценки ликвидности банка влияют многие внешние и внутренние факторы.

К внешним факторам можно отнести:

Политическую и экономическую обстановку внутри страны и по миру в целом;
уровень развития рынка ценных бумаг;
организацию системы рефинансирования;
эффективность функций надзора.

Внутренние факторы:

Объем собственных денежных средств банка;
качество активов и депозитов;
соотношение по срокам активов и пассивов.

Оценка ликвидности банка может быть произведена методом коэффициентов, включающим в себя:

Определение состава, периодичности расчета и нормативных показателей ликвидности;
оценку показателей ликвидности на основе сравнения реальных и нормативных показателей, динамики показателей ликвидности, факторного анализа изменений реальных показателей;
определение способов устранения отклонений от нормативных показателей.

Активы банка могут быть разделены на следующие группы по степени ликвидности:

Первоклассные - наличные средства в кассах банка, на корреспондентских счетах, государственные ценные бумаги;
высоколиквидные - предназначенные для продажи корпоративные ценные бумаги и межбанковские кредиты;
низколиквидные - ссуды (в основном краткосрочные), инвестиционные ценные бумаги, факторинговые и лизинговые операции;
неликвидные - просроченные ссуды, оборудование и сооружения.

Активы банка разделяются и по степени доходности:

Приносящие доход;
не приносящие доход (неликвидные и некоторые из низколиквидных активов).

Основным фактором в поддержании ликвидности банка является баланс притока и оттока кредитных средств.

Избыточная ликвидность банка - это имеющиеся в наличии денежные средства банка, которые не размещены на рынке по причине существующего риска невозврата. Избыточная ликвидность, наблюдающаяся в банковской системе России, стала следствием мер борьбы с экономическим кризисом.

Банки ограничивают выдачу кредитов, а заемщики, в свою очередь, сокращают сумму кредитов, стараясь жить по средствам. Избыток наличных денежных средств приводит к падению ставок по кредитам и снижению доходов банка. Специалисты счетной палаты считают, что проблему избыточной нужно решать путем выдачи кредитов в большем объеме, не опасаясь рисков.

На основе всего сказанного можно сделать вывод, что уровню ликвидности банка (ее типам, управлению, оценке) должно уделяться постоянное внимание, так она является показательной характеристикой деятельности банка.

30 августа в ходе недельного депозитного аукциона ЦБ банки разместили 220,8 млрд руб. избыточной ликвидности под 10,41% годовых при установленном лимите 280 млрд руб. В аукционе приняли участие 76 кредитных организаций из 35 регионов страны. Предыдущий аукцион состоялся 9 августа. В его рамках ЦБ привлек у банков 100 млрд руб. Средневзвешенная ставка по привлечению составила 10,22%. В аукционе участвовало 62 банка, а предложения с их стороны превысили лимит ЦБ (100 млрд руб.) почти в два раза, составив 187 млрд руб.

Необходимость проведения депозитных аукционов, согласно пресс-релизу Банка России, обусловлена притоком ликвидности в банковский сектор по бюджетному каналу и потребностью поддержать краткосрочные ставки денежного рынка вблизи ключевой ставки Банка России.

ЦБ в течение года ожидает перехода от дефицита ликвидности банковской системы к ее устойчивому профициту. По оценкам ЦБ, структурный профицит ликвидности в банковском секторе РФ может наступить уже в ноябре — декабре 2016 года, а объем профицита, по предварительным оценкам, на конец года может составить около 1 трлн руб. Таким образом, этот триллион не пойдет в экономику, а будет тем или иным способом абсорбирован Банком России.

Регулятор в качестве основной причины, приводящей к возникновению профицита ликвидности, называет использование Минфином средств Резервного фонда для финансирования дефицита федерального бюджета.

В текущем году, по оценке Минфина, ожидается дефицит федерального бюджета в размере более 3% ВВП, а Резервный фонд, средства которого используются на покрытие дефицита, может быть исчерпан к концу этого года (на 1 августа в нем находилось 2,56 трлн руб., или $38,18 млрд).

Однако очевидно, что при адекватной денежно-кредитной и регуляторной политике профицит ликвидности возникать не должен — «лишние» деньги трансформируются в кредиты населению и бизнесу. И в данном случае проблема в том, что банковская система перестала удовлетворять потребностям экономики.

В частности, основные причины профицита ликвидности заключаются в следующем. Во-первых, это чрезмерно высокий уровень реальных процентных ставок в экономике вследствие завышенности ключевой ставки Банка России (сейчас она составляет 10,5%). С учетом прогноза Банка России по инфляции (менее 5% в июле 2017 года), реальная процентная ставка, закладываемая только в ключевую ставку Банка России, составляет порядка 6-7% (по кредитам для бизнеса — еще выше), что является крайне высоким уровнем по любым критериям как для России, так и для других стран. Выставляя такой уровень реальной процентной ставки, Банк России делает крайне невыгодным привлечение кредитов для заемщиков.

Во-вторых, ставки по кредитам не соответствуют показателям рентабельности во многих отраслях экономики, особенно в обрабатывающей промышленности. В частности, в целом по экономике уровень рентабельности проданных товаров, работ, услуг по итогам 2015 года составил 9,3%, в производстве машин и оборудования — 8,2%, строительстве — 5,4%. Для сравнения, средневзвешенный уровень процентных ставок по кредитам нефинансовым организациям на срок свыше одного года составляет порядка 14% годовых.

В-третьих, ЦБ проводит постоянное ужесточение банковского регулирования, в том числе переход к стандартам «Базель III». Это приводит к повышению требований банков к обеспечению кредитов со стороны заемщиков. Вместе с тем в условиях кризиса размер и качество обеспечения объективно снижаются.

Таким образом, профицит ликвидности формируется в условиях крайне низкой доступности кредитных ресурсов для бизнеса. В текущих условиях (отягощенных еще и падением внутреннего спроса, в том числе по тем же причинам) бизнес предпочитает отказываться от реализации инвестиционных проектов, а экономика теряет потенциальные драйверы роста.

В результате складывается ситуация, когда именно бизнес становится нетто-кредитором банковской системы, а не наоборот. Так, во втором квартале 2016 года наблюдалась ситуация, когда рост объема депозитов юридических лиц в банках происходил на фоне значительного сокращения их задолженности перед банками. Депозиты выросли за квартал на 84 млрд руб., а объем задолженности снизился на 1149 млрд руб., то есть чистая задолженность нефинансовых организаций перед банками сократилась более чем на 1,2 трлн руб. Соответственно, профицит ликвидности так и формируется — за счет вывода средств из бизнеса в банковскую систему. А размещение этих средств в ЦБ завершит процесс их изъятия из оборота.

Но восстановление экономики требует поиска новых драйверов роста с опорой на внутренние источники.

При этом требуется преодоление таких структурных ограничений, как высокая степень износа основных фондов, низкий коэффициент их обновления, дефицит инфраструктуры. Однако проведение модернизации требует расширения инвестиций, которое возможно только при наличии доступных кредитных ресурсов.

Жесткая денежно-кредитная и регуляторная политика ЦБ ведет к обратному эффекту. Достижение низкой инфляции ничего не даст, если ответом на любые инфляционные риски будет «удушение» инвестиционной активности. Провал в инвестициях будет лишь обеспечивать рост разрыва в уровне производительности труда и конкурентоспособности продукции с ведущими странами.

Соответственно, ожидание профицита ликвидности должно заставлять ЦБ не внедрять инструменты по ее абсорбированию, а, наоборот, использовать все имеющиеся средства для того, чтобы устойчивого профицита ликвидности не допускать. Ключевая ставка должна быть существенно снижена — до уровня, соответствующего потребностям экономики и обеспечивающего реализацию инвестиционных проектов и развитие производств.

Банк России чрезмерно сфокусирован на достижении им самим же поставленной цели по инфляции и готов приносить в жертву другие показатели развития экономики. Так, в пресс-релизах Банка России часто используются формулировки о том, что замедлению роста потребительских цен будут способствовать слабый спрос, в том числе под влиянием «умеренно жесткой денежно-кредитной политики».

Более того, в мае 2016 года в одном из материалов Банка России четко заявляется: «Для достижения заявленной Банком России цели по инфляции необходимо замедление темпов роста широкого круга внутриэкономических показателей». Таким образом, фактически Банк России не только признает свою роль в сокращении российской экономики, но и показывает свою заинтересованность в низких показателях развития.

По итогам июльского заседания совета директоров, на котором принято решение оставить ключевую ставку на уровне 10,5% годовых, ЦБ заявил, что «реальные процентные ставки в экономике (с учетом инфляционных ожиданий) останутся на уровне, который обеспечит спрос на кредит, не приводящий к повышению инфляционного давления, а также сохранит стимулы к сбережениям».

Иными словами, ставки останутся высокими, чтобы не «разгонять» потребительское кредитование и кредитование реального сектора. Сейчас кредит промышленное предприятие может взять под 10-15%, процент по потребкредитам составляет 16-33% годовых, тогда как текущая инфляция 7,2%, ожидаемая инфляция на конец года — 5-6%.

Ранее в одном из материалов ЦБ было прямо заявлено: «Для достижения заявленной Банком России цели по инфляции необходимо замедление темпов роста широкого круга внутриэкономических показателей».

В последнем отчете ЦБ «Финансовое обозрение: условия проведения денежно-кредитной политики» говорится, что регулятор ждет перехода банковской системы к «структурному профициту ликвидности» в начале 2017 года из-за финансирования дефицита бюджета за счет средств Резервного фонда. Поэтому пресс-релиз ЦБ был озаглавлен весьма красноречиво: «Ожидаемый переход к структурному профициту ликвидности не будет способствовать смягчению денежно-кредитных условий».

Как уже подчеркивалось, ЦБ сознательно не собирается предпринимать какие-либо шаги по стимулированию кредитования. Напротив, образующуюся ликвидность он абсорбирует с помощью разных инструментов — продажи банкам гособлигаций, размещения «лишних» средств у себя на депозитах и пр.

Не планирует Банк России развивать и специальные механизмы рефинансирования банков, кредитующих инвестпроекты. В качестве аргумента регулятор ссылается на то, что текущие лимиты по специализированным инструментам рефинансирования не выбраны. Но это неудивительно, учитывая уровень процентной ставки по данным инструментам.

Ставка с конца 2014 года остается неизменной и, несмотря на происходящие в экономике процессы, зафиксирована на уровне 9% годовых. Вместе с тем привлечение финансовых ресурсов для реализации инвестиционных проектов на срок до трех лет при ожидаемой инфляции через год в 4-5% делает эти инструменты непривлекательными. Предприниматели предпочтут взять инвестиционную паузу (которая уже затянулась), ожидая, когда процентные ставки начнут соответствовать макроэкономической ситуации.

В противоположность инструментам Банка России, программы финансовой поддержки правительства, предполагающие более низкую стоимость финансовых ресурсов, не имеют проблем с заявками. Например, Фонд развития промышленности, программы которого предусматривают предоставление займов по ставке 5% годовых, в 2015 году получил 1282 заявки на предоставление финансирования на общую сумму 449 млрд руб.

Из них были одобрены 74 проекта с общей суммой заемных средств 24,6 млрд руб. По данным фонда, общий бюджет данных проектов (с учетом ранее вложенных средств и иных источников финансирования) составляет более 90 млрд руб. Аналогичная ситуация со значительным числом заявок на получение финансовой и гарантийной поддержки наблюдается и в рамках других институтов и программ развития федерального и регионального уровня.

Высокая востребованность программ институтов развития обуславливает необходимость их докапитализации за счет бюджета. Так, на 2016 год запланировано увеличение капитала Фонда развития промышленности в объеме 20 млрд руб.

Вообще политика Банка России во многом торпедирует усилия по выходу из рецессии, которые предпринимает правительство России. В частности, принят антикризисный план действий. Он предусматривает расширение деятельности институтов развития (Фонда развития промышленности, Росэксимбанка, Российского экспортного центра, Корпорации МСП и др.), оказывающих финансовую и иную поддержку перспективным проектам с экспортным потенциалом, инновационной составляющей, потенциалом создания высокопроизводительных рабочих мест.

Наряду с этим планом предусмотрена реализация ряда «отраслевых» программ, направленных на смягчение последствий масштабного падения внутреннего спроса и дефицита доступных заемных средств. В числе этих программ — программа поддержки автомобильной промышленности, сельхозмашиностроения, легкой промышленности, программа поддержки ипотечного кредитования.

Кроме того, власти субсидируют затраты на уплату процентов по кредитам в рамках госпрограмм поддержки важнейших отраслей экономики (программа поддержки сельского хозяйства, программа развития автомобилестроения, программа «Жилище» и т.д.). В 2016 году за счет средств федерального бюджета запланировано предоставление около 95 млрд руб. субсидий на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам.

На отдельных рынках государственные программы субсидирования кредитования вносят решающий вклад в поддержку спроса. В прошлом году на долю кредитов с господдержкой пришлось около трети объема выданных ипотечных кредитов, на которые было приобретено более 10 млн кв. м жилья.

По оценкам участников рынка, в 2016 году значительная часть покупок жилой недвижимости (50-80% по разным проектам) на первичном рынке также осуществляется в рамках данной программы. На рынке автокредитования в 2015 году доля кредитов в рамках программы господдержки составляла около 35%.

Но надо признать, что возможности бюджетной поддержки промышленности весьма ограничены.

Власти вынуждены отказываться от индексации на уровень инфляции пенсий, зарплат бюджетникам и соцвыплат, что крайне негативно влияет на доходы населения и потребительский спрос.

Например, второй индексации пенсий в этом году не будет, вместо нее в начале следующего года всем пенсионерам выплатят единовременно по 5 тыс. руб.

Многочисленные эксперты (Столыпинский клуб, Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, Финансовый университет при правительстве и пр.) полагают, что в условиях рецессии и бюджетных ограничений Банк России должен смягчить свою денежно-кредитную политику, а также разработать и предложить экономике (прежде всего реальному сектору) специализированные механизмы финансирования инвестиционного процесса.

Между тем ЦБ занимает непримиримую позицию, практически в каждом своем официальном сообщении де-факто подчеркивая, что он готов пожертвовать экономическим ростом ради снижения инфляции к концу 2017 года до 4%.

Ближайшее заседание совета директоров ЦБ по ключевой ставке и денежно-кредитной политике состоится 16 сентября. Вероятнее всего, регулятор сохранит ставку на прежнем уровне или символически снизит ее (до 10%). При этом все прочие параметры политики ЦБ останутся без изменения, прогнозируют аналитики. Тем самым переход к началу активной фазы восстановления экономики России будет вновь отложен на неопределенный срок.

Ликвидность коммерческого банка — это способность своевременно и без потерь выполнять свои обязательства перед клиентами (вкладчиками, кредиторами, инвесторами).

Обязательства банка могут быть реальными и условными.

Реальные обязательства отражены в балансе банка в виде депозитов до востребования, срочных депозитов, привлеченных межбанковских ресурсов, средств кредиторов. Потенциальные, или забалансовые, обязательства выражены в выданных банком гарантиях, открытых кредитных линиях клиентам и др.

Реальные обязательства - это те обязательства, которые отражаются на соответствующих балансовых счетах в виде депозитов, привлеченных межбанковских кредитов, выпущенных ценных бумаг (векселей, депозитных и сберегательных сертификатов).

Условные обязательства - это обязательства банка, отраженные на забалансовых счетах. Это обязательства, которые могут возникнуть при определенных обстоятельствах, например гарантии, поручительства, выданные банком.

Согласно терминологии, установленной МСФО, реальные и условные обязательства — это денежные и иные обязательства, вытекающие из сделок с использованием финансовых инструментов, т.е. любого контракта, который влечет за собой возникновение денежною актива одною предприятия и денежною обязательства или инструмента капитала другого предприятия.

Факторы ликвидности банка

Факторы, определяющие ликвидность коммерческого банка, могут быть внутренними и внешними.

К внутренним факторам относятся:

  • качество активов банка;
  • качество привлеченных средств;
  • сопряженность активов и пассивов по срокам;
  • менеджмент и имидж банка.

Крепкая капитальная база означает наличие значительной абсолютной величины собственного капитала. Основу собственного капитала составляют уставный фонд и другие фонды банка, предназначенные для различных целей, в том числе и для обеспечения финансовой устойчивости банка. Чем больше собственный капитал банка, тем выше его ликвидность.

Другим фактором, влияющим на ликвидность банка, является качество его активов. При расчете нормативов активы коммерческого банка распределены на пять групп риска с учетом степени риска вложений средств и, соответственно, возможной потери части стоимости этих средств при неблагоприятной ситуации. Одновременно отдельным категориям активов, входящих в каждую из пяти групп, присваивается соответствующий поправочный коэффициент риска (от 0 до 100%), который показывает, какая часть стоимости данной категории активов может быть потеряна, или иначе, в какой мере надежно вложение средств в гу или иную категорию активов банка.

К внешним факторам относятся:

Общая политическая и экономическая обстановка в стране создает предпосылки развития банковских операций и успешности функционирования банковской системы, обеспечивает стабильность экономической основы деятельности банков, укрепляет доверие отечественных и зарубежных инвесторов к банкам. Без этих условий банки не способны создавать устойчивую депозитную базу, добиваться рентабельности операций, совершенствовать систему управления, повышать качество активов.

Развитие рынка ценных бумаг позволяет обеспечить оптимальную систему ликвидных средств без потери прибыльности, так как самый быстрый путь превращения активов банка в денежные средства в большинстве зарубежных стран связан с функционированием фондового рынка.

Развитие межбанковского рынка способствует перераспределению между банками временно свободных денежных ресурсов, поддержанию ликвидности коммерческих банков. С этим фактором связана и система рефинансирования Банком России коммерческих банков. В этом случае источником пополнения ресурсов становится Банк России, с помощью которого поддерживается ликвидность коммерческого банка.

Эффективность надзорных функций Банка России определяет степень взаимодействия органа государственного надзора с коммерческими банками в части управления ликвидностью.

Управление ликвидностью банка

Ликвидность банка тесно связана с ликвидностью баланса. В целях поддержания ликвидности баланса банк обязан постоянно поддерживать необходимый и достаточный уровень средств на корреспондентских счетах, наличных средств в кассе, быстрореализуемых активов, т.е. управлять ликвидностью.

Основными элементами по управлению ликвидностью являются:

  • анализ состояния мгновенной, текущей и долгосрочной ликвидности;
  • составление краткосрочного прогноза ликвидности;
  • проведение анализа ликвидности и использование негативного для банка развития событий (состояние рынка, положение заемщиков и кредиторов);
  • определение потребности банка в ликвидных средствах;
  • определение избытка/дефицита ликвидности и предельно допустимых его значений;
  • оценка влияния на состояние ликвидности операций в иностранной валюте;
  • определение предельных значений коэффициентов ликвидности по каждой валюте и по всем валютам в целом.

Оценка ликвидности банка является одной из наиболее сложных задач, позволяющих получить ответ на самый важный вопрос: способен ли банк отвечать по своим обязательствам. На способность банка отвечать по обязательствам влияют характеристики состояния и изменения ресурсной базы, возвратность активов, финансовый результат деятельности, размер собственных средств (капитала) банка, а также качество управления банком, менеджмент, которые в определенные моменты могут сыграть и играют решающую роль.

Для контроля за состоянием ликвидности банка установлены три норматива ликвидности (мгновенной, текущей и долгосрочной). Они определяются как соотношение между активами и пассивами с учетом сроков, сумм и видов активов, а также других факторов.

Норматив мгновенной ликвидности (Н2) регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в течение одного операционного дня и определяет минимальное отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме пассивов банка по счетам до востребования.

Норматив рассчитывается по формуле

  • Л а.м - высоколиквидные активы, т.е. финансовые активы, которые должны быть получены в течение ближайшего дня и могут быть незамедлительно востребованы банком и в случае необходимости реализованы банком в целях незамедлительного получения денежных средств, в том числе средства на корреспондентских счетах банка в Банке России, в банках стран из числа «группы развитых стран», касса банка. Показатель Л а.м рассчитывается как сумма остатков на счетах кассы, корреспондентских счетах, поступлений по наступившим срокам;
  • О в.м — обязательства (пассивы) до востребования, по которым вкладчиком или кредитором может быть предъявлено требование об их незамедлительном погашении. Показатель О в.м рассчитывается как сумма остатков на счетах до востребования, с определенными корректировками. РасчетыЛ а.м и О в.м производятся в соответствии с указаниями Банка России. Минимально допустимое значение норматива Н2 устанавливается в размере 15%.

Норматив текущей ликвидности банка (НЗ) ограничивает риск потери банком ликвидности в течение ближайших к дате расчета норматива 30 календарных дней и определяет минимальное отношение суммы ликвидных активов банка к сумме пассивов банка по счетам до востребования и на срок до 30 календарных дней.

Норматив текущей ликвидности (Н3) рассчитывается по формуле

  • Л а.т — ликвидные активы, т.е. финансовые активы, которые должны быть получены банком или могут быть востребованы в течение ближайших 30 календарных дней в целях получения денежных средств в указанные сроки. Показатель Л а.т рассчитывается как сумма высоколиквидных активов (показатель Л а.м) и остатков на определенных балансовых счетах;
  • О в.т — обязательства (пассивы) до востребования, по которым вкладчиком или кредитором может быть предъявлено требование об их незамедлительном погашении, и обязательства банка перед кредиторами (вкладчиками) сроком исполнения в ближайшие 30 календарных дней. Показатель О в.т рассчитывается как сумма остатков на определенных бапансовых счетах.

Расчеты Л а.т и О в.т производятся в соответствии с указаниями Банка России. Минимально допустимое значение норматива Н3 устанавливается в размере 50%.

К высоколиквидным и ликвидным активам относятся только те финансовые активы банка, которые в соответствии с нормативными документами Банка России относятся к первой категории качества (1-й группе риска) и второй категории качества (2-й группе риска). Кроме вышеперечисленных активов в расчет показателей Л а.м и Л а.т включаются остатки на балансовых счетах, по которым отсутствуют требования но формированию резервов, в случае, если активы, числящиеся на соответствующих балансовых счетах, планируются банком к получению в течение 30 ближайших календарных дней в форме, позволяющей отнести их к высоколиквидным и ликвидным активам.

Норматив долгосрочной ликвидности (Н4) регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы и определяет максимально допустимое отношение кредитных требований банка с оставшимся сроком погашения до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней, к собственным средствам (капиталу) банка и обязательствам (пассивам) с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней. Норматив долгосрочной ликвидности банка (Н4) рассчитывается по формуле

  • КР Д — кредитные требования с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней, а также пролонгированные кредиты;
  • К — капитал банка;
  • ОД — обязательства (пассивы) банка по кредитам и депозитам, полученным банком, а также по обращающимся на рынке долговым обязательствам банка с оставшимся сроком погашения свыше 365 или 366 календарных дней. Определяются самим банком на основании первичных документов.

Максимально допустимое значение норматива H4 устанавливается в размере 120%.

Для оценки ликвидности банка кроме нормативов ликвидности можно использовать и систему показателей, которые в комплексе позволяют оценить состояние ликвидности банка как в данный момент времени, так и на среднесрочную перспективу.

1. Расчетные документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах банка.

Остатки внебалансовых счетов 90903, 90904.

Наличие неплатежей, отраженных на этих счетах, означает, что банк имеет проблемы с проведением платежей и имеют место задержки платежей клиентов. Если остатки по этим счетам имеют тенденцию роста и длительное время, то банк неплатежеспособен и неликвиден.

2. Показатель отражает уровень деловой активности банка. Он представляет собой отношение оборотов по корреспондентским счетам и кассе банка к активу баланса-нетто:

K2 = Оборот по кредиту корреспондентских счетов и кассы / Актив баланса-нетто

Этот показатель позволяет оценивать общий уровень деловой активности банка и влияние принимаемых банком рисков на его устойчивое функционирование. Если показатель имеет выраженную тенденцию к снижению, это может свидетельствовать о сокращении операций банка и даже о свертывании его деятельности.

Причинами такого состояния могут быть низкое качество части активов (прежде всего — кредитного портфеля), проблемы банка с проведением платежей клиентов. У активно работающих банков показатель деловой активности выше 1,0.

3. Коэффициент чистой и ликвидной позиции банка позволяет оценить, в какой степени банк привлекает займы на межбанковском рынке для покрытия дефицита ликвидности:

К3 =Средства на корреспондентских счетах-ностро и в кассе /Краткосрочные межбанковские займы и кредиты ЦБ РФ

Если , это свидетельствует о том, что банк покрывает дефицит ликвидности за счет займов на межбанковском рынке. Систематическое использование этих краткосрочных ресурсов для покрытия длительного, долгосрочного разрыва говорит о проблемах с ликвидностью. Кроме того, банки анализируют контрагентов, и доступ на межбанковский рынок может быть для такого банка прекращен, тогда потенциальный риск потери ликвидности трансформируется во вполне реальную неплатежеспособность.

4. Коэффициент текущей сбалансированности активов и пассивов банка:

К4 =Требования (активы) сроком до 30 дней /Обязательства (пассивы) сроком исполнения до 30 дней

С помощью коэффициента текущей сбалансированности можно оценить возможность возникновения проблем с проведением платежей. Если показатель стабильно превышает 1,0, вероятность возникновения дефицита ликвидности практически минимальна. Если значение показателя стабильно ниже 0,6-0,7 и имеет тенденцию к снижению, то это признак возможного возникновения дефицита ликвидности.

Аналогичный по смыслу коэффициент среднесрочной сбалансированности , позволяет оценить возможность возникновения проблем ликвидности в перспективе:

К5 =Требования (активы) сроком до 180 дней /Обязательства (пассивы) сроком исполнения до 180 дней

Рассмотренные коэффициенты ликвидности позволяют управлять ликвидностью кредитной организации как на определенную дату, так и на перспективу. Кроме коэффициентного метода измерения ликвидности в российской практике используется механизм управления денежными потоками, отражающими движение не только активов и пассивов, но и забалансовых операций кредитной организации.