Сущность и виды финансовых операций используемых при осуществлении финансовой деятельности предприятий и организаций. Понятие и классификация финансовых операций

Термин «финансы» исторически появился значительно позднее, чем отношения, которые им обозначаются. Исторически зарождение финансовых отношений связано с появлением государства в эпоху рабовладения. Из всего многообразия операций, которых в настоящее время принято называть финансовыми, исторически первыми появились операции, связанные с уплатой обязательных платежей, совершаемых гражданами государству, и государственные расходы. Тем не менее, весь опыт функционирования экономических отношений показывает, что их возникновение и развитие не может быть связано с появлением и деятельностью отдельного пусть и очень важного субъекта отношений. Новые экономические отношения всегда возникают в силу закономерностей, определяющих развитие экономики и общества в целом. Таким образом, хотя хронологически финансовые операции возникли в условиях появления первых государств, необходимость развития финансовых отношений вызвана закономерностями социально-экономического развития, а сами финансовые отношения существуют и за рамками отношений по обязательным платежам государству.

Современную рыночную экономику невозможно представить без многообразия финансовых операций. Субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность (организации, отдельные виды домохозяйств, представленные индивидуальными предпринимателями), привлекают средства на возвратных и безвозвратных началах для расширения дела, создания новых продуктов, внедрения новых технологий. В то же время они могут разместить временно свободные денежные средства на банковских депозитах, приобрести ценные бумаги, на долевых условиях участвовать в инвестиционных проектах других субъектов. Полученная коммерческими организациями прибыль распределяется между собственниками, участниками. Все организации и граждане уплачивают налоги и другие обязательные платежи в бюджеты бюджетной системы государства, могут покупать государственные и муниципальные ценные бумаги. При этом существует и обратная связь: население получает социальные выплаты: пенсии, пособия, стипендии; предприниматели могут получить государственную финансовую поддержку, государство финансирует учреждения, оказывающие социальные услуги, размещает временно свободные бюджетные средства, средства резервов на финансовых рынках.

Все эти операции объединяет денежная форма, и при этом движение денежных средств является как бы самостоятельным (без встречного движения товаров и денег). Классическая политэкономия в отличие от современных теорий денег различала функции денег как средства обращения (обслуживают операции купли-продажи) и средства платежа (по времени не совпадают движение денег и товаров). С учетом такого разделения финансовые операции связаны с функцией денег как средства платежа. Кроме того, финансовые операции обеспечивают возможность накопления денежных средств, поэтому связаны и с функцией денег как средством накопления.


Финансовые операции обеспечивают формирование доходов, поступлений и накоплений одних субъектов (организаций, государства, домохозяйств) и расходование средств других. Такой процесс называется распределением . Если вы вспомните систему национальных счетов, то методология, на которой она основана, связывает финансовые операции с распределением ВВП. Объектом распределения, осуществляемого посредством финансовых операций, являются валовой внутренний продукт (ВВП), поступления от внешнеэкономической деятельности, часть национального богатства. Финансовые операции позволяют обеспечить распределение денежных средств, послуживших результатом реализации товаров, работ или услуг организаций, индивидуальных предпринимателей и их дальнейшее распределение, обобщающим отражением этого процесса является распределение ВВП. Но в создании денежных доходов участвуют также средства, которые поступили от внешнеэкономической деятельности. Например, в 1999 году по данным статистики валовое потребление в Российской Федерации превысило объем ВВП, это означает, что его источником частично послужили поступления из других стран (в основном в виде государственных внешних заимствований Российской Федерации). В ходе финансовых операций часть национального богатства также участвует в распределении, например, в виде налога на добычу природных ископаемых. Следовательно, для всех финансовых операций характерно то, что они существуют в денежной форме и связаны с процессом распределения.

Процесс распределения ВВП, поступлений от внешнеэкономической деятельности, части национального богатства приводит к тому, что на основе финансовых операций у разных экономических субъектов увеличиваются или расходуются доходы, иные поступления, накопления. Финансовые операции обеспечивают многоуровневое распределение и перераспределение, к которому относится межгосударственное, межтерриториальное, межотраслевое, внутриотраслевое, в сложноинтегрированных субъектах хозяйствования (например, холдингах) – внутрихозяйственное. Наиболее крупные перераспределительные процессы, в которых участвуют практически все субъекты экономики – перераспределение через бюджеты бюджетной системы государства, а также через финансовый рынок.

За любой экономической (и в том числе финансовой) операцией стоят отношения между различными субъектами (между организациями и государством, между отдельными организациями, между государством и домохозяйством и т.д.), которые принято называть экономическими отношениями . Поэтому характеристику финансов мы будем давать, выявляя свойства финансовых отношений. Финансовые отношения в системе экономических отношений находятся на пересечении распределительных и денежных отношений (вопрос к аудитории: приведите, пожалуйста, примеры распределительных отношений, осуществляемых в неденежной форме и денежных операций, выходящих за рамки процесса распределения), связаны с формированием денежных доходов, поступлений, накоплений различных субъектов экономики.

Основными субъектами финансовых отношений выступают:

· домохозяйства,

· коммерческие и некоммерческие организации,

· органы государственной власти и местного самоуправления, которые представляют соответствующие публично-правовые образования соответствующего государства (в федеративных государствах – публично-правовыми образованиями являются федерация, субъект федерации, муниципальные образования), между которыми также возникают финансовые отношения и соответствующее им движение денежных средств.

Все вышесказанное позволяет дать следующее определение финансов.

Финансы – совокупность денежных отношений, связанных с распределением ВВП, поступлений от внешнеэкономической деятельности, части национального богатства, в результате которых у домохозяйств, организаций, а также органов государственной власти и местного самоуправления формируются и используются денежные доходы, поступления и накопления в целях социально-экономического развития.

Министерство образования Республики Беларусь

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГУВПО БЕЛОРУССКО – РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Кафедра «Финансы и бухгалтерский учет»


Контрольная работа по предмету

История развития финансово-кредитной системы


Вариант 31


Выполнил:

студентка 4 курса

группа ФКЗ-072

Карпова А.Н.


Могилев, 2010

финансы государство предприятие

Признаки финансов. Типы финансовых отношений. Определение категорий финансов.

Развитие русской финансовой мысли первой половины 20 века.

Кроссворд А.

Список использованной литературы

Признаки финансов. Типы финансовых отношений. Определение категорий финансов


Финансы обладают некоторыми признаками:

1. финансы носят денежный характер, однако бывают ситуации, когда в финансовой системе вращаются и натуральные товары;

2. финансовые отношения носят распределительный характер;

3. финансовые отношения всегда выражают движение денежной формы стоимости;

4. финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, которые принимают форму финансовых ресурсов;

На поверхности общественных процессов финансы проявляют себя посредством движения денежных средств. Финансовые операции обязательно сопровождаются, во-первых, переходом денежных средств от одного владельца к другому, во-вторых, установлением их целевой обозначенности. Следовательно, финансы отличаются от других экономических категорий тем, что являются производной от денежной формы стоимости. При совершении финансовых операций видна их денежная оболочка, за которой скрывается движение стоимости. То есть экономической основой функционирования финансов является движение стоимости в ее денежной форме. Это обстоятельство позволяет выделить в качестве важного специфического признака финансов как экономической категории их денежный характер.

Финансовые операции проявляют себя не только как движение денежной формы стоимости, но и содержат в своей основе ее распределение. Например, финансовая операция «платежи в бюджет» осуществляется посредством распределения созданной стоимости на основе вычленения из нее той части, которая в форме различных видов налогов перечисляется в бюджет. На деле происходит денежный платеж субъекта государству.

Следовательно, в системе денежных отношений финансы ограничиваются лишь распределительным процессом.Поэтому следующим специфическим признаком финансов как экономической категории является их распределительный характер.

Распределительные процессы, осуществляемые финансами, охватывают не только стоимость валового внутреннего продукта, но и распространяются на весь валовой национальный продукт, а также часть национального богатства.

Особенностью финансовых операций, а, стало быть, и финансов является то обстоятельство, что движение денежных средств происходит в одностороннем порядке, то естьфинансы всегда выражают одностороннее движение денежной формы стоимости, что также характеризует их специфический признак.

В распределении стоимости общественного продукта принимают участие не только финансы, но и заработная плата, цена, кредит и др. Все эти экономические категории имеют различные основы функционирования, каждый из них имеет свои особенности, свое общественное назначение. На основе финансовых отношений происходит обособление части стоимости в виде накоплений и вычленение в составе валового дохода конкретных форм чистого дохода. Эти процессы распределения стоимости валового внутреннего продукта сопровождаются формированием особых видов ресурсов. Их особенность состоит в том, что они образуются в распоряжении различных субъектов или государства в результате целевого обособления денежных средств и предназначены для дальнейшего использования в интересах удовлетворения общественных потребностей. Следовательно, при распределении стоимости валового внутреннего продукта с помощью финансов обязательно происходит движение денежных средств, принимающих особые формы ресурсов - доходов, отчислений, поступлений, накоплений, которые в совокупности можно назвать финансовыми ресурсами. Отсюда, следующим специфическим признаком финансов как экономической категории являются обязательное формирование и использование финансовых ресурсов.


Типы финансовых отношений

Финансовые отношения представляют собой органическую составную часть экономических отношений, выражающую денежные связи между субъектами экономической системы на различных уровнях.

Финансовые связи государства и предприятий включают, во-первых, отношения между государством и государственными предприятиями, изображенные на рисунке 1.1.


Рисунок 1.1 Схема финансовых связей “государство-государственное предприятие”


Как видно из рисунка, через систему налогообложения и различных платежей и отчислений предприятий в государственный бюджет и иные централизованные государственные фонды общество в лице государства реализует право собственности на средства производства, централизуя часть чистого дохода. Но финансовый поток на этом уровне не является односторонним. В силу права собственника государство финансирует предприятие посредством прямых ассигнований, например централизованных капитальных вложений, а также предоставляет различные экономические льготы (по налогообложению, путем освобождения от определенных платежей). Связи этого вида занимали не так давно главенствующее место в нашей экономике, но по мере разгосударствления и развития коллективной и частной собственности финансовые потоки, связывающие государство и государственные предприятия, будут ослабевать, в то же время взаимодействия государства и предприятий других форм собственности будут расширяться.

Финансовые отношения между государством и предприятиями негосударственных форм собственности отображены на рисунке 1.2.


Рисунок 1.2 Схема финансовых отношений между государством и не государственным предприятием


Как видно, связи эти несколько отличаются от предыдущих финансовых связей видами денежных поступлений и платежей. Основу финансовых взаимоотношений на этом уровне должна определять экономическая роль государства, функция которого состоит в данном случае в образовании средств государственного бюджета, идущих на удовлетворение общественных потребностей путем изъятия этих средств у предприятий. Иначе говоря, выплата государству налогов, арендной платы за государственное имущество, землю создает финансовые условия органам государственного управления для выполнения ими общественных задач.

Однако следует отметить, что государство не является лишь пассивным исполнителем общественных функций, а может вести себя по отношению к предпринимателю как любой покупатель, предоставляя заказы и направляя свои финансовые ресурсы в необходимую для общества сферу производства. Финансовая политика государства направлена не только на сбор необходимых обществу денежных средств и их целевое использование на социальные нужды, но может играть запретительную роль, нести элемент принуждения, образуя рамки, в пределах которых функционирует коллективное или частное предпринимательство. Тем самым через систему жестких финансовых санкций государство может изменить направленность предпринимательской деятельности или вообще ее запретить. Так делается в любой развитой экономической системе, важно, чтобы принимались продуманные, последовательные решения.

Следует выделить финансовые отношения между государством и предприятиями особого вида – общественными организациями. Это наиболее независимый от государства вид предприятий, по отношению к которым устанавливается особая система финансирования, льгот, налогообложения, так же как и платежей и отчислений в государственный бюджет.

Финансовые отношения между предприятиями изображены на рисунке 1.3.

Рисунок 1.3 Схема финансовых отношений между предприятиями-контрагентами


В условиях перехода к рыночным отношениям активизируются финансовые отношения между предприятиями-контрагентами в системе их экономических взаимосвязей. Кроме уже существующей системы хозяйственных договоров, регламентирующих взаимные платежные обязательства, систему штрафных санкций, неустоек за нарушение договорной дисциплины и материальное вознаграждение за выполнение особых требований, возникают новые формы финансовых взаимоотношений. Так с помощью создания «системы заинтересованных участий» предприятий в хозяйственной и финансовой деятельности друг друга происходит ликвидация ведомственных перегородок. Прежде всего эта задача решается с помощью финансового рынка, где предприятия имеют возможность приобретать ценные бумаги друг друга. Такое переплетение контрагентов приводит к взаимному контролю, взаимоограничениям. В финансовом отношении эта система означает создание условий свободного перелива финансового капитала из отрасли в отрасль, когда рынок определяет объект и размеры инвестиций.

Особый тип финансовых отношений складывается между предприятиями, а также государством и предприятиями при наличии кредитной системы. Речь идет о финансовых связях, проявляющихся в форме взаимоотношений предприятий и банковской системы по поводу кредитования в процессе хозяйственной деятельности, оказания банками финансово-посреднических услуг предприятиям. Кроме того, банки могут стать и совладельцами – акционерами предприятий, тогда их финансовые взаимоотношения возникают и по поводу долевого распределения чистого дохода (прибыли). Если рассматривать банки как своего рода «финансовые предприятия», то описываемые финансовые отношения правомерно отнести к группе особого рода отношений между предприятиями, включая в число последних и коммерческие банки (рисунок 1.4).


Рисунок 1.4 Схема финансовых отношений между предприятием и банками


Рыночные отношения требуют гибкого механизма денежно-кредитного регулирования хозяйственного оборота. Это предполагает создание двухуровневой банковской системы и разграничение эмиссионной функции, осуществляемой только государственным банком, и функции кредитования, осуществляемой коммерческими банками. Учитывая, что предприятия имеют возможность приобретения пакетов акций коммерческих банков, они имеют возможность участия в распределении прибыли банков. Финансовые потоки между государственным (центральным) банком и коммерческими банками отражена на рисунке 1.5.


Рисунок 1.5 Схема финансовых связей между коммерческим и государственным банком


Финансовые отношения между предприятиями и населением характеризуются наиболее простыми и осязаемыми связями. Предприятия выплачивают работникам заработную плату и другие виды денежных вознаграждений, входящих в оплату труда. Кроме того, из денежных фондов предприятий осуществляются отдельные социальные выплаты настоящим или бывшим членам трудового коллектива и их семей.

Денежные выплаты населения предприятиям имеют место в случае прямой реализации товаров и услуг населению, что непосредственно относится к предприятиям торговли, сферы услуг.

Весьма интенсивны финансовые взаимосвязи между государством и населением, изображенные на рисунке 1.7.

Рисунок 1.7 Схема финансовых отношений между государством и населением


Поток финансовых средств от государства, то есть из государственных источников, поступающих населению, составляют преимущественным образом пенсии по возрасту и инвалидности, пособия, стипендии, выплаты в виде льгот. Обратный финансовый поток в виде налоговых платежей и форм кредитования государства населением движется в направлении от населения к государству. Кредитование государства населением осуществляется в виде вкладов в сберегательные банки, приобретения государственных ценных бумаг. В формировании финансовых отношений между государством и населением определяющую роль играет подоходный налог, взимаемый с граждан в зависимости от индивидуального дохода.

Существует еще один важный вид финансовых отношений. Это взаимоотношения по поводу образования и распределения финансовых ресурсов между государственными органами и местного уровня. В настоящее время в условиях наличия определенной самостоятельности между этими уровнями не существует взаимно переплетающихся потоков, которые существовали ранее. Последними решениями была предоставлена самостоятельность перечислении государству лишь части доходов, получая при этом лишь необходимую сумму от государства в целях развития общественно значимых мероприятий.Такова в общих чертах схема финансовых отношений, действующих на всех уровнях системы управления экономикой. Но страна чаще всего представляет собой открытую экономику, с присущими ей внешнеэкономическими связями, что также приводит к наличию финансовых отношений и финансовых потоков между различными странами. Участниками таких взаимоотношений могут быть те же субъекты, но из различных стран, что опосредуется определенной ролью государства в окончательном распределении денежных средств.


Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Централизованные финансы – экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах.

Для централизованных финансов характерными признаками являются:

1) денежный характер отношений;

2) безвозмездный и безвозвратный характер платежей хозяйствующими субъектами и населением в государственные и местные бюджеты, а также во внебюджетные фонды;

3) принудительная со стороны государственных органов и органов местного самоуправления форма денежных отношений с хозяйствующими субъектами и населением (государство и органы местного самоуправления в форме публично- правовых актов устанавливают систему обязательных платежей и меры воздействия к указанным субъектам в случае нарушения последними установленного порядка);

4) отношения перераспределения уже распределенного совокупного общественного продукта, в его денежной форме.

Централизованные финансы (экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах для решения экономических, социальных и политических задач) состоят из государственных и местных финансов. В свою очередь государственные и местные финансы включают в себя бюджет (система бюджетов всех уровней), государственные внебюджетные фонды, государственный кредит.

Децентрализованные финансы – денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий.

Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, (денежные отношения, опосредующие процесс кругооборота денежных средств фирм, организаций и учреждений (ФОУ), а также домашних хозяйств) поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств направляется в дальнейшем на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т.п.).

Развитие русской финансовой мысли первой половины 20 века


Наверное, будет неправильным утверждать, что русская экономическая мысль явилась явно обособленной школой в мировой науке. Тем не менее, исследования по вопросу о формировании в конце XIX – первой половины XX века русской школы экономической мысли неотделимы от изучения тех бурных перемен в обществе и экономике, которые пережила страна в данный период.

Поэтому, новый интерес к развитию русской финансовой мысли во многом связан с назревшим переосмыслением истории, осознанием ее прошлого и тревогой за завтрашний день.

Серьезные изменения в осмыслении прошлого сыграли немалую роль. К новым, современным читателям вернулись забытые на 50-60 лет имена выдающихся российских мыслителей-экономистов. Среди них - Михаил Иванович Боголепов, талантливый экономист, специалист в области финансового дела.

Рассматривая специфику отечественной экономической мысли, нельзя не учитывать влияние на нее российских национальных особенностей. Г.З.Елисеев в статье "Плутократия и ее основы" (1872г.), отмечал, что человеку трудно отрешиться от той формы общества, в которой он живет, в которой родился и воспитался: как бы он ни старался сделаться космополитом, те общественные отношения, которые сложились на его родине, основа общественного миросозерцания, дух, которым проникнут общественный строй, всегда останутся для него более или менее родными. Француз будет рассматривать общественные отношения под своим углом зрения, немец - под своим, точно так же англичанин и т.д. Оттого на всех теориях политико-экономических и вообще социальных лежит всегда национальная печать».

Уже на рубеже XIX-XX вв. не только теоретики пришли к выводу о влиянии государства на общество, само общество ощутило потребность в деятельности последнего. Как писал М.И. Боголепов: «Современные общественные классы борются между собой из-за стремлений заставить государство служить определенным целям и задачам...». Эволюция взглядов на государство и разработка концепции правового государства позволили определить финансовую науку как науку о финансовом хозяйстве государства. «Самое могущество и политическое значение государств измеряется состоянием финансов. Финансы - мерило цивилизации.

Деятельность государства выросла до небывалых размеров. Государство должно заботиться о внутренней и внешней безопасности, о правосудии, просвещении, о народном продовольствии, путях сообщения, кредите, торговле и т. д.».Как отмечает М.И.Боголепов, Великая депрессия 1929-1933 гг. заставила рассматривать государственные финансы в новом качестве - как инструмент макроэкономической стабилизации. А после второй мировой войны государственные финансы были использованы в качестве всеобъемлющего средства государственного регулирования экономики. Сколько существует финансовое хозяйство, сколько государство изыскивает способы добывания доходов, столько и рост потребностей увеличивает расходы и рождает их новые виды. В связи с этим необходимы систематизация, учет, контроль в области, как доходов, так и расходов. Поэтому, профессор М.И, Боголепов в начале XX в. и обращает внимание на «изумительный рост государственных бюджетов во всех странах из года в год. Растут не только бюджетные цифры, но и размеры государственного хозяйства вообще. Государство в ряду других предпринимателей является крупнейшим предпринимателем, капиталистом, землевладельцем, железнодорожником, банкиром, издателем, торговцем. И никто не скажет, где конец росту современных бюджетов, где предел расширению сферы хозяйственной инициативы и деятельности государственных органов и государственного вмешательства в народнохозяйственную жизнь». М.И.Боголепов акцентирует внимание на некоторых, весьма важных и актуальных в настоящее время, существенных признаках, присущих бюджету.

Экономист уделял особое внимание вопросам государственного регулирования экономических процессов, формированию бюджетной и налоговой политики государства, финансовому планированию на макро уровне.

В области государственной бюджетной политики М.И.Боголепов настаивал на обязательности построения системы приоритетов государственных расходов, выделяет такие неотъемлемые признаки, присущие бюджету как единство бюджета, универсальность, публичность, многофункциональность.

В области налоговой политики экономист отмечал важность рационального построения налоговой структуры, с целью обеспечения лучшего распределения налогов и, тем самым, увеличения доходной базы бюджета. Им предлагался ряд мер оптимизации экономической деятельности хозяйствующих субъектов с одновременным ростом налоговых поступлений. Среди этих мер выделяются следующие:

Целесообразность разграничения налогового бремени по видам предприятий, в зависимости от рода деятельности;

Необходимость выявления действительного дохода хозяйствующих субъектов в целях исчисления подоходного налога;

Корректировка размера акцизных ставок на товары, стимулируя те или иные производства и реализацию соответствующих видов продукции;

Проявление особого внимания к трем звеньям финансовой системы: долгосрочному кредиту промышленности, сельскохозяйственному кредиту и финансовой организации системы социального страхования.

В области государственного финансового планирования М.И. Боголепов считал важным ежегодное составление финансовых планов, а также предварительный анализ методом финансового плана всех наиболее крупных финансовых мероприятий и наиболее ответственных оперативных финансовых планов. Согласно М.И. Боголепову, финансовый план должен обеспечить равновесие народно-хозяйственной системы на протяжении всего планируемого периода, а, кроме того, создать прочные условия равновесия самой финансовой системы, как непременного залога здорового развития народного хозяйства.

Надо также отметить, что они нашли свое отражение в формировании принципов бюджетного планирования.

М.И.Боголепов особо выделяет следующие неотъемлемые свойства государственного бюджета.

Во-первых это - плановость. Бюджет (в теории и практике) - это план государственного хозяйства на предстоящий период. Момент плановости есть родовой признак, объединяющий бюджет с другими видами финансовых планов.

Во-вторых, по своей природе бюджет - политический акт. Это план управления на будущий период, программа управления, предложенная исполнительной властью на одобрение парламента. Более того, в некоторых демократиях предварительное утверждение доходов и налогов - это полити ческое средство, обеспечивающее регулярный созыв парламента и дающее ему орудие для борьбы с исполнительной властью. В парламентарных государствах вотирование бюджета служит выражением доверия правительству со стороны большинства членов парламента, отклонение бюджета есть наиболее резкое выражение недоверия парламента кабинету. Большинство бюджетных правил носят поэтому характер чисто политический. Бюджетная практика развитых стран в XX в., особенно практика СССР и Российской Федерации, не только подтверждает правильность выводов относительно политической природы бюджета, но и привносит новые существенные моменты, усиливающие политический характер бюджета.

В-третьих, М.И. Боголепов акцентирует внимание на единстве бюджета как общем и основном требовании, предъявляемом к бюджету. Это требование закономерно сформулировалось в результате всего предшествовавшего развития финансового хозяйства.

Отсутствие единства бюджета создавало благоприятные условия для злоупотреблений, для завышения суммы расходов по взиманию.

К концу XX в. принцип единства бюджета в развитых странах нашел свою реализацию в консолидированном бюджете. В СССР единство бюджета было обеспечено централизованной системой хозяйствования. Российская Федерация, столкнувшись с проблемой дефицита государственного бюджета, в 90-е годы перешла к разработке и утверждению консолидированного бюджета. В-четвертых, бюджет должен быть публичным, то есть должен быть составлен таким образом, чтобы каждый член общества мог понимать его язык и его цифры, за которыми всегда скрываются живые отношения.

В-пятых, М.И.Боголепов указывают на еще одно свойство бюджета - специализацию. Бюджетные росписи должны подразделяться на категории, главы, параграфы и статьи. Когда парламент утвердит такой специализирован ный бюджет, то правительство уже не имеет права переводить суммы из одного параграфа сметы в другой, с одного назначения на другое. Данное свойство бюджета нашло свое отражение в современной бюджетной классификации: «Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ...». М.И. Боголепов говорит о том, что госбюджет представляет собой сложное явление. Он одновременно касается и экономики, и финансов, и права, и политики и его нельзя сводить только к росписи доходов и расходов. Роспись относится к бюджету, как часть к общему. В этом смысле роспись есть только приложение бюджетного закона к данному конкретному случаю. Бюджет определяет общие нормы составления и утверждения финансового плана, а роспись представляет собою финансовый план на данный период.

Подчеркивая плановый признак бюджета, М.И. Боголепов и другие теоретики определяли его как финансовый или хозяйственный план государства.

Таким образом, от односторонних определений бюджета финансовая наука переходит к определениям, отражающим многофункциональность бюджета.

М.И.Боголепов пишет о том, что очень важно сопоставление всех доходов и расходов, включенных в бюджет. Доходы либо равны расходам, либо они их превышают, либо имеет место дефицит. Таким образом, получают представление о характере сведения бюджета, называемого бюджетным равновесием, которое указывает на благоприятное или неблагоприятное для государства заключение бюджета.

В этом отношении, надо обратить внимание на одно очень актуальное сегодня предложение профессора М.И.Боголепова. Определяя способы соразмерности в приходах и расходах, он пишет: «Остановить и совершенно прекратить новый выпуск ассигнований».

Если соразмерность между расходами и доходами нарушается, то она восстанавливается двумя способами: сокращением издержек и приумножением доходов. М.И.Боголепов пишет: «Сокращение издерж:ек долж:но быть основано на том правиле, что все необходимые издер:ки сохранить, полезные отлож:ить, а излишние вовсе прекратить. Для приумнож:ения доходов в елсегодной системе финансов может быть произведено:

1) лучшим распределением налогов;

2) удобрением разных источников, как-то: лучшим устройством казенных имений, винных и соляных сборов и проч.». Таким образом, профессор М.И. Боголепов отмечает, что «бюджет необходим в условиях современного государства для того, чтобы установить правильное соотношение между государственными доходами и расходами». М.И. Боголепов ясно и определенно выявляет основную цель бюджета.

Бюджет в качестве плана государственного хозяйства указывает администрации, ведающей финансами, виды и величину потребностей и необходимые для их покрытия средства, и в связи с этим выявляет необходимость в изменениях в той или другой области для достижения равновесия доходов и расходов на предстоящий финансовый период. На самом деле достижение равновесия бюджета - это труднейшая финансово-политическая задача.

Разрешение этой задачи - пробный камень для всякого бюджета, считает М.И.Боголепов. Теория, хотя и много занималась этим вопросом, не может дать рецептов для установления правильного соотношения между государственными доходами и расходами. Это соотношение всегда является вопросом факта, то есть оно обусловлено данными текущего момента, всей реальной обстановкой. До сего времени проблемы сбалансированности бюджета, покрытия его дефицита продолжают оставаться предметом научно практических дискуссий.

По мнению М.И.Боголепова, точное исчисление расходов - более существенное дело, нежели исчисление доходов, потому что при определении той или иной суммы расхода в бюджете заранее устанавливается размер тех сумм, которые предоставляются бюджетом в распоряжение того или иного лица. Когда доходы превышают расходы и если излишек предвидится постоянным, то лучше всего понизить налоги и облегчить бремя народа, так как получение регулярных избытков противоречит сущности и целям финансового хозяйства. Налоги в теории бюджета играют значительную роль в связи с дальнейшим возрастанием их значения для государства.

Важно отметить, что М.И. Боголепов был одним из ведущих ученых финансистов, теоретически разработавших роль и значение финансового плана страны.

Согласно М.И.Боголепову, финансовый план, обнимая в своем содержании по возможности все финансовые отношения народно хозяйственного плана, должен обеспечить равновесие народно-хозяйственной системы на протяжении планируемого периода, а, кроме того, создать прочные условия равновесия самой финансовой системы, как непременного залога здорового развития народного хозяйства.

Весьма важно при планировании финансовых ресурсов и методов мобилизации народного дохода не перейти границы реального и осуществимого. Мобилизуя огромные массы народного дохода, финансовая система ударной задачей этой мобилизации должна иметь финансирование развития производственных сил страны. Такова задача общехозяйственного плана, и в таком же направлении лежит залог успеха самого финансового плана. Следует иметь в виду, что основная трудность финансового плана заключается в том, чтобы дать такое построение финансов, которое в полной мере ответило бы замыслу общего плана: значительными затратами ресурсов в первые годы планируемого периода обеспечить высокие темпы развития всего народного хозяйства. В планируемый период бюджет играет роль перераспределителя ресурсов обоих секторов (частного и государственного). Здесь бюджетный метод, т.е. метод принуждения, встречается с другими методами планирования, и, собственно говоря, здесь, в этой области, бюджетный метод играет роль воспитателя планового режима, что особенно актуально для сегодняшнего времени, когда необходимо снова возрождать планирование финансов и плановую дисциплину в целом. Надо отметить, что наряду с отстаиванием теории государственного регулирования экономики, М.И.Боголепов еще в начале XIX века высказывал также некоторые возражения и против всеохватывающей государственной собственности (как теперь называется фискальное имущество), которые и в начале XXI в. остаются актуальными.

Кратко, основные из мер, предложенных М.И.Боголеповым в целях развития государственного финансового планирования, можно свести к следующим:

1. Установление правильного соотношения между государственными доходами и расходами. Причем, определяя способы соразмерности в приходах и расходах государства, М.И. Боголепов особо предостерегает от ошибок в части перерасхода запланированных средств.

2. Построение рациональной налоговой структуры, с целью обеспечения лучшего распределения налогов и, тем самым, увеличения доходной базы бюджета,

3. Совершенствование государственной налоговой политики. Здесь М.И.Боголепов особо выделяет следующие мероприятия:

Целесообразность разграничения налогового бремени по видам предприятий, в зависимости от рода деятельности;

Необходимость выявления действительного дохода хозяйствующих субъектов в целях исчисления подоходного налога;

Корректировка размера акцизных ставок на товары, стимулируя те или иные производства и реализацию соответствующих видов продукции;

4. Уделение пристального внимания трем звеньям финансовой системы: «долгосрочному кредиту промышленности, сельскохозяйственному кредиту и финансовой организации социального страхования», Все вышеприведенные меры, несомненно, актуальны для российской экономики и в настоящее время.

«Кто берет в руки бюджет или кредитный план, тот должен обязательно быть в курсе всего финансового плана». Таким образом, в начале XXI века Российское государство снова встало перед проблемой грамотного планирования своей финансово-бюджетной сферы.

Кроссворд А

По вертикали.

1 Кредитные деньги, выпускаемые ЦБ страны. Представляет собой бессрочное долговое обязательство и обеспечивается общественной гарантией ЦБ. 3 Средство выражения ценности товарных ресурсов, участвующих в данное время в хозяйственной жизни общества, универсальное воплощение ценности в формах соответствующих данному уровню товарных отношений. 5 Структурное подразделение предприятия, выполняющее основные кассовые операции. 7 Денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента законодательно была закреплена за двумя металлами - золотом и серебром. 8 Денежный документ установленной формы, содержащий безусловный приказ владельца счета в кредитном учреждении о выплате держателю чека указанной суммы. 10 Денежная система, при которой всеобщим эквивалентом служит один металл. 12 Юридическое лицо, обладающее исключительным правом осуществлять в совокупности банковские операции. 15 Операции банков по привлечению средств юридических и физических лиц во вклады на определенный срок либо до востребования.

По горизонтали.

2 Письменное безусловное обязательство должника уплатить определенную сумму в заранее оговоренный срок и в установленном месте. 3 Деньги, номинальная стоимость которых соответствует реальной стоимости, т. е. стоимости металла, из которого они изготовлены. 4 Для кредитора возникает кредитный … при неуплате заемщиком основного долга и процентов по нему. 6 Одна из форм концентрации и централизации банковского капитала, слияние двух или нескольких ранее самостоятельных банков в процессе конкурентной борьбы. 9 Сторона кредитных отношений, предоставляющих ссуду. 11 Деньги, которые возникают с развитием товарного производства, когда купля-продажа осуществляется с рассрочкой платежа (в кредит). 13 Субъект кредитных отношений, получающий ссуду и обязанный ее возвратить в установленный срок. 14 Совокупность экономических отношений между кредитором и заемщиком по поводу возвратного движения стоимости. 16 Сумма наличных денег и денежных средств коммерческих банков, депонированных в ЦБ в качестве обязательных резервов, называется денежная … 17 Операции по купле-продаже иностранной валюты. 18 Движение денег, опосредующее денежные отношения между предприятиями, объединениями, организациями, а также между ними и государством; между предприятиями и их работниками, населением и государством, отдельными гражданами, называется денежный … 19 Объединения банков или банки-гиганты, играющие большую роль в банковском деле и экономике в целом, называются банковские …

По вертикали.

1. Банкнота. 3. Деньги. 5. Касса. 7. Биметаллизм. 8. Чек. 10. Монометаллизм. 12. Банк. 15. Депозитные.

По горизонтали.

2.Вексель. 3. Действительные. 4. Долг. 6. Амальгация. 9. Кредитор. 11. Кредитные. 13. Заемщик. 14. Кредит. 16. Масса. 17. Валютная. 18. Оборот. 19. Монополии.

ЛИТЕРАТУРА


1. Экономическая теория: Учебник/ Н.И.Базылев, С.П. Гурко, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П.Гурко. 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГЭУ, 2000. – 632 с.

2. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит» (080105) / Под ред. Г.Б. Поляка. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 703 с. (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

3. Финансы: учебник / Под ред. проф. В.В. Ковалева. - М.: ПБОЮЛ М.А.Захаров, 2007. - 384 с.

4. Боголепов М.И. Советская финансовая система 1945.

5. Брокгауз Ф. А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь Россия. М., 1991.

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Термин финансы исторически появился значительно позже, чем отношения, которые им обозначаются. Исторически зарождение финансовых отношений связано с появлением государства в эпоху рабовладения. Из всего многообразия операций, которых в настоящее время принято называть финансовыми, исторически первыми появились операции, связанные с уплатой обязательных платежей, совершаемых гражданами государству, и государственные расходы. Тем не менее, весь опыт функционирования экономических отношений показывает, что их возникновение и развитие не может быть связано с появлением и деятельностью отдельного пусть и очень важного субъекта отношений. Новые экономические отношения всегда возникают в силу закономерностей, определяющих развитие экономики и общества в целом. Таким образом, хотя хронологически финансовые операции возникли в условиях появления первых государств, необходимость развития финансовых отношений вызвана закономерностями социально-экономического развития, а сами финансовые отношения существуют и за рамками отношений по обязательным платежам государству.

Современную рыночную экономику невозможно представить без многообразия финансовых операций . Субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность (организации, отдельные виды домохозяйств, представленные индивидуальными предпринимателями), привлекают средства на возвратных и безвозвратных началах для расширения дела, создания новых продуктов, внедрения новых технологий. В то же время они могут разместить временно свободные денежные средства на банковских депозитах, приобрести ценные бумаги, на долевых условиях участвовать в инвестиционных проектах других субъектов. Полученная коммерческими организациями прибыль распределяется между собственниками, участниками. Все организации и граждане уплачивают налоги и другие обязательные платежи в бюджеты бюджетной системы государства, могут покупать государственные и муниципальные ценные бумаги. При этом существует и обратная связь: население получает социальные выплаты: пенсии, пособия, стипендии; предприниматели могут получить государственную финансовую поддержку, государство финансирует учреждения, оказывающие социальные услуги, размещает временно свободные бюджетные средства, средства резервов на финансовых рынках.

Все эти операции объединяет денежная форма, и при этом движение денежных средств является как бы самостоятельным (без встречного движения товаров и денег).

Классическая политэкономия в отличие от современных теорий денег различала функции денег как средства обращения (обслуживают операции купли-продажи) и средства платежа (по времени не совпадают движение денег и товаров). С учетом такого разделения финансовые операции связаны с функцией денег как средства платежа. Кроме того, финансовые операции обеспечивают возможность накопления денежных средств, поэтому связаны и с функцией денег как средством накопления.

Финансовые операции обеспечивают формирование доходов, поступлений и накоплений одних субъектов (организаций, государства, домохозяйств) и расходование средств других. Такой процесс называется распределением. Объектом распределения, осуществляемого посредством финансовых операций, являются валовой внутренний продукт (ВВП), поступления от внешнеэкономической деятельности, часть национального богатства. Финансовые операции позволяют обеспечить распределение денежных средств, послуживших результатом реализации товаров, работ или услуг организаций, индивидуальных предпринимателей и их дальнейшее распределение, обобщающим отражением этого процесса является распределение ВВП. Но в создании денежных доходов участвуют также средства, которые поступили от внешнеэкономической деятельности. В ходе финансовых операций часть национального богатства также участвует в распределении, например, в виде налога на добычу природных ископаемых. Следовательно, для всех финансовых операций характерно то, что они существуют в денежной форме и связаны с процессом распределения.

Процесс распределения ВВП, поступлений от внешнеэкономической деятельности, части национального богатства приводит к тому, что на основе финансовых операций у разных экономических субъектов увеличиваются или расходуются доходы, иные поступления, накопления. Финансовые операции обеспечивают многоуровневое распределение и перераспределение, к которому относится межгосударственное, межтерриториальное, межотраслевое, внутриотраслевое, в сложноинтегрированных субъектах хозяйствования (например, холдингах) – внутрихозяйственное. Наиболее крупные перераспределительные процессы, в которых участвуют практически все субъекты экономики - перераспределение через бюджеты бюджетной системы государства, а также через финансовый рынок.

б. сторонников учения Дж. Кейнса

6) перераспределение финансовых ресурсов в масштабах страны осуществляется посредством:

А. финансового рынка

б. системы цен

в. выплаты зарплаты работникам коммерческих организаций

г. коммерческого страхования

7) контрольная функция финансов связана с их свойством:

А. «сигнализировать» о диспропорциях в воспроизводственном процессе

б. обеспечивать обмен товаров и услуг

в. обслуживать процесс создания материальных благ

г. влиять на процесс потребления

8) финансовые операции хронологически возникли с:

А. появлением государства

б. появлением банков

в. появлением денежного капитала

г. появлением денег

9) финансы – это

А. экономическое явление

в. субъективный инструмент рыночной экономики

г. денежные средства

10) Финансы как явление представляют собой …

А. единство минимум двух субъектов, объекта и отношений

б. денежные средства

в. единство объекта и субъекта

г. единство минимум двух субъектов, объекта, отношений и государства

11) Главный смысл финансов заключается в …

А. перераспределении средств между физическим субъектам

б. обеспечении воспроизводства материальных благ

в. перераспределении средств между юридическими лицами

г. обеспечении товарооборота

12) К финансам не относится …

а. наследование материальных благ

б. дарение материальных благ

В. создание материальных благ

А. В. П. Дьяченко

б. А. М. Александров

в. А. М. Бирман

г. Э. А. Вознесенский

14) Отношения, характеризующие финансы как экономическую категорию:

А. денежные

Б. распределительные

в. возникающие на стадии потребления общественного продукта

г. регулируемые государством

д. товарные

15) Главный смысл перераспределительной функции финансов заключается в обеспечении …



б. развития производства

в. функционирования государства

г. социального равенства.

16) Наиболее характерное свойство финансов

а. планомерность

б. целенаправленность

в. стихийность

г. научность.

17) Сторонники воспроизводственной концепции сущности финансов

А. Н.Г. Сычев

Б. Д.С. Моляков

В. А.М. Александров

г. В.П. Дьяченко

д. В.М. Родионова

18) Термин «финансы» с латинского означает:

А. денежный платеж

б. систему денежных отношений

в. деньги

г. денежную форму капитала

19) Укажите какую стадию не включает воспроизводственный процесс:

А. накопления

б. обмена

в. производства

г. распределения

д. потребления

26.финансовые ресурсы это-…

А) Это материальные носители финансовых отношений;

Б) Фонды денежных средств и предприятий;

В) Денежные средства государства;

Г) Временно свободные средства предприятий.

Стр.19 абз.6

27.К источникам финансовых ресурсов не относятся:

А) Валовой национальный продукт;

Б) Валовой внутренний продукт;

В) Часть национального богатства;

Г) Поступления от внешнеэкономической деятельности.

Стр.23 рис.1.8

28.Что понимается под национальным богатством страны?

А) Совокупность ресурсов страны (экономических активов), составляющих необходимые условия производства товаров, оказания услуг и обеспечение жизни людей;

Б) Прибыль, полученная от производства и реализации товаров и услуг;

В) Отдельные ресурсы страны, составляющие необходимые условия для производства товаров и оказания услуг;

Г) Природные и рекреационные ресурсы страны.

Стр.24 абз.4

29. К видам финансовых ресурсов относится:

А) Амортизационные отчисления;

Б) Социальные отчисления;

В) Налоговые отчисления;

Г) Страховые отчисления

Стр.24 абз.7

30. К признакам фондовой формы относится:

А) Фонд имеет правовое обеспечение, в котором регулируются вопросы порядка его образования и использования. Правовые документы могут быть разного порядка - это кодексы, федеральные законы, постановления Правительства РФ, а так же правовые акты организации.

Б) Фонд имеет правовое обеспечение, в котором регулируются вопросы порядка его образования. Правовые документы могут быть разного порядка - это кодексы (на пример бюджетный кодекс РФ), федеральные законы, постановления Правительства РФ.

В) Обособившаяся часть денежных средств, с помощь которой фонд функционирует самостоятельность от общей части финансовых ресурсов;

Г) изредка создается для финансирования какой-либо цели.

Стр.26 абз.4

31.Финансовые резервы – это:

А) Это обособленная часть финансовых ресурсов государства, организаций и домохозяйств, которая предназначена для восполнения недостатка либо потери финансовых ресурсов в случае возникновения непредвиденных обстоятельств;

Б) Это обособленная часть финансовых ресурсов государства, которая предназначена для восполнения недостатка финансовых ресурсов в случае возникновения непредвиденных обстоятельств;

В) Это запасы государства, которые предназначены для восполнения недостатка либо потери финансовых ресурсов;

Г) Сбережения организаций и домохозяйств, для покрытия недостатка при потери финансовых ресурсов.

Стр.28. абз.2

32.финансовый механизм это:

А) Совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения;

Б) Виды и формы организации финансовых отношений;

В) Специфический механизм формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения;

Г) Способ регулирования всех видов и форм финансовых ресурсов.

Стр.30 абз.1

33.Форма организации финансовых отношений - это:

А) Установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования финансовых ресурсов и условий реализации на практике;

Б) Механизм, с помощью которого происходит перераспределение и использование финансовых ресурсов;

В) Рациональное использование финансовых ресурсов государства;

Г) Способ формирования финансовых ресурсов и осуществления операций, связанных с финансами.

Стр.32 абз.3

34.Метод организации финансовых отношений это:

А) Способ формирования финансовых ресурсов и практического осуществления операций, связанных с финансами;

Б) Способ установления механизма перераспределения и использования финансовых ресурсов;

В) Перераспределение финансовых ресурсов, для рационального использования внутри страны;

Г) Это обособленная часть финансовых ресурсов которая предназначена для восполнения недостатка либо потери финансовых ресурсов в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.

Стр.32 абз.4

35. К методам формирования финансовых ресурсов НЕ относится:

А) Административный метод;

Б) Финансовый метод;

В) Метод Кредитования;

Г) Налоговый метод.

Стр.32 абз.4

36. К способам количественного определения параметров финансового механизма НЕ относится:

А) Способы начисления налогов;

Б) Способы исчисления бюджетных доходов;

В) Способы определения необходимого объема финансовой помощи соответствующим бюджетам;

Г) Способы начисления амортизации.

Стр.33 абз.6

37. Что является основным условием эффективного функционирования финансового механизма:

А) Взаимосвязь составных элементов финансового механизма, их взаимное регулирование, которое в конечном итоге определяет последовательность осуществления финансовых операций, состав субъектов финансовых отношений, порядок их организации на практике;

Б) Взаимосвязь составных элементов финансового механизма, их регулирование, которое в конечном итоге определяет порядок их организации на практике;

В) Последовательное осуществление финансовых операций, которые включают в себя отдельные связанные между собой элементов финансового механизма;

Г) Четко сформированные финансовый механизм который сформирован с помощью данных о развитии государственной экономики.

Стр.36 абз.1

1.Три основных субъекта функционирующих в экономике: (стр. 41, 2 абз.)

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

Воспроизводственная и распределительная концепции функций финансов

Понятие "финансы " относится к числу широко распространенных, обобщающих экономических категорий, характеризующих процессы денежной природы и денежные отношения в стране и обществе. Как и ряд других общих экономических терминов, финансы трудно однозначно определить с помощью одного признака.

Знание и понимание сущности финансов, их роли в распределительных процессах, в воспроизводстве является неотъемлемым элементом высшего экономического образования, что делает актуальность рассматриваемой темы бесспорной.

Выполняя важные функции, финансы играют большую роль в развитии экономики. Благодаря финансам мобилизуются денежные средства для удовлетворения нужд государства, для развития хозяйств, основанных на разных формах собственности, на осуществление экономических связей между регионами страны. На основе финансов осуществляется проверка и контроль хозяйственной деятельности.

В рамках трудовой теории стоимости сформировались две основные концепции сущности финансов: распределительная и воспроизводственная

Распределительная концепция финансов .

Распределительная концепция финансов проявляется в их распределительной функции. Последняя же в свою очередь проявляется в том, что посредством финансов происходит распределение и перераспределение внутреннего валового продукта и национального дохода как между участниками общественного производства, отраслями хозяйства, регионами, так и всеми членами общества, а также между сферой материального производства и социально-культурной сферой. С помощью распределительной функции финансов осуществляется первичное распределение стоимости созданного экономического продукта и формирование первичных доходов, денежных поступлений в различные сферы и секторы экономики, собственникам факторов производства, участникам производственного процесса, в бюджетные и во внебюджетные фонды. Сюда же следует отнести образование и распределение прибыли предприятий.

Распределительная функция финансов затрагивает и использование амортизационного фонда как части фонда возмещения. Следует обратить внимание на то, что благодаря финансам в распределение вовлекается также часть национального богатства. Это имеет место, например, при распределении накопленного ранее производственного потенциала, при возмещении ущерба от стихийных бедствий и в других случаях.

Финансовые методы распределения распространяются на физических и юридических лиц, являющихся участниками всего воспроизводственного процесса. В распоряжении этих лиц находятся фонды целевого назначения. В качестве таких лиц можно выделить: государственные предприятия, организации, учреждения, население.

Финансовый метод распределения распространяется на все уровни управления экономикой (республиканский и местный), при помощи финансов происходит распределение денежных средств практически всех хозяйственных ячеек. Все эти виды распределения организуются и осуществляются посредством деятельности разных звеньев финансовой системы. Так, например, внутрихозяйственное распределение средств осуществляется финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом и внебюджетными фондами. финансы распределение воспроизводство

Распределительная функция финансов играет важную роль в обслуживании воспроизводственного процесса в целом, активно влияя на него. На основе этой функции осуществляется возмещение потребленных средств производства, образование доходов, формируются фонды целевого назначения, необходимые для развития производства и симулирования активной производственной деятельности, сосредотачиваются ресурсы для обеспечения общегосударственных потребностей, для развития социально-культурной сферы, для внутриотраслевого межрегионального распределения средств.

Воспроизводственная концепция финансов.

Воспроизводственная концепция финансов заключается в обеспечении сбалансированности материальных, трудовых и денежных средств на всех стадиях кругооборота капитала в процессе простого и расширенного воспроизводства. Воспроизводство осуществляется в рамках самостоятельно хозяйствующих субъектов, наделенных имуществом.

Расширенное воспроизводство включает непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, рост ВВП и его главной части - национального дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений. Оно осуществляется с использованием товарно-денежных, финансовых и кредитных отношений. Важная роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит государственным финансам и финансам предприятий.

Государство воздействует на воспроизводственный процесс через финансирование отдельных предприятий и отраслей народного хозяйства, социальных мероприятий и налоговую политику.

Следует отметить, что в условиях административно-командной системы эффективность использования государственных средств на финансирование народного хозяйства была низкой. Росло незавершенное строительство, увеличивался объем неустановленного оборудования, в том числе импортного. Были подорваны основы хозрасчетной деятельности предприятий: средства высокорентабельных предприятий изымались и перераспределялись в пользу убыточных производств; финансовые права предприятий были урезаны, что не позволяло им принимать оперативные решения, направленные на получение высоких финансово-хозяйственных результатов.

В условиях углубления рыночных реформ происходит перестройка всей системы финансовых отношений в народном хозяйстве. Государственные финансы, прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления средств обеспечивают структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа.

За счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, осуществляется межотраслевое и территориальное перераспределение ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития отдельных регионов.

Роль финансов в расширенном воспроизводстве предприятий различных форм собственности должна возрастать, поскольку при их непосредственном участии создается ВВП и происходит его распределение внутри предприятия и отраслей.

Финансы выступают важным элементом воспроизводства рабочей силы, в стоимость которой, помимо оплаты труда, входят также расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение.

Важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

В конечном итоге можно сформулировать определение, которое отразит сущность, назначение финансов и их распределительную и воспроизводственную концепции: "Финансы представляют собой денежные ресурсы производства и потребления, а также денежные отношения, возникающие в процессе распределения стоимости созданного экономического продукта и части национального богатства с целью формирования денежных доходов и накоплений у хозяйствующих субъектов и государства и использования их на воспроизводство, вознаграждение работников и удовлетворение общественных потребностей ".

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность финансов. Предпосылки возникновения финансов. Понятие и необходимость финансов. Особенности финансов. Функции финансов как проявление их сущности. Распределительная функция. Контрольная функция. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов.

    курсовая работа , добавлен 06.05.2005

    Роль финансов предприятий в общей системе финансов и экономике страны. Распределительная и контрольная функции финансов. Распределение и перераспределение стоимости общественного продукта на уровнях: общегосударственном, предприятий и коллективов.

    курсовая работа , добавлен 03.10.2014

    Принципы и формы организации финансов предприятий. Распределительная, регулирующая и контрольная функции финансов. Эволюция теоретических взглядов на сущность финансов организации. Связь финансов с процессами развития товарно-денежных отношений.

    контрольная работа , добавлен 06.08.2014

    Общие черты финансовых операций, роль распределения в их осуществлении. История формирования термина "финансы", толкование их сущности в различных экономических концепциях. Характеристика распределительной, контрольной и регулирующей функций финансов.

    контрольная работа , добавлен 20.02.2013

    Подходы к количеству и содержанию функций финансов. Этапы процесса распределения и перераспределения совокупного общественного продукта. Содержание контрольной функции финансов, ее взаимосвязь с распределительной функцией. Виды финансового контроля.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2013

    Финансы как совокупность экономических отношений, отражающих формирование и использование фондов денежных средств в процессе их кругооборота. Основные функции финансов: распределительная, контрольная и регулирующая, стимулирующая и воспроизводственная.

    курсовая работа , добавлен 15.07.2009

    Сущность и необходимость финансов в условиях товарно-денежных отношений, их распределительная и контрольная функции. Финансовый механизм и его элементы. Роль финансов в решении социальных проблем. Воздействие финансов на экономику Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2011

    Понятие, необходимость и роль финансов в общественном воспроизводстве. Происхождение и сущность финансов, их взаимосвязь с другими экономическими категориями. Необходимость и роль финансов в общественном воспроизводстве. Функции финансов.

    курсовая работа , добавлен 25.10.2003

    Понятие, необходимость и роль финансов в общественном воспроизводстве. Происхождение и сущность финансов, их взаимосвязь с другими экономическими категориями. Распределительная, контрольная стабилизационная функция. Финансовые ресурсы и денежные фонды.

    презентация , добавлен 30.09.2015

    Сущность финансов, история их возникновения и развития. Основные принципы организации государственного финансового контроля в современных условиях. Финансы в общественном воспроизводстве. Распределительная и контрольная функции финансов, их взаимосвязь.