Москва. 2 октября. FINMARKET.RU - Кроме главного инструмента борьбы с будущим кризисом - официального Резервного фонда, который со следующего года будет наполняться сверхдоходами от продажи пока еще дорогой нефти, - Минфин готовит запасной. Начиная с 2016 года в бюджете будет возможен автоматический секвестр - часть расходов, не отнесенных к разряду приоритетных, просто не будут финансироваться, если на это не будет денег.
Но Минфин смотрит дальше в будущее. Уже сегодня ведомство хочет застраховать расходы бюджета от возможных колебаний конъюнктуры мировых рынков и создать подушку безопасности, которой правительство сможет воспользоваться в любой момент по собственному желанию.
В начале осени Минфин разослал ведомствам методические рекомендации по расчету стоимости государственных программ, за которые они будут отвечать. Фактически, Минфин спустил ведомствам так называемые "лимиты" - предельный объем средств на реализацию каждой госпрограммы.
"Финмаркету" удалось ознакомиться с этими расчетами и письмами Минфина нескольким ведомствам.
Инициатива Минфина по созданию такого страхового механизма можно легко объяснить. Достаточно нескольких "тучных лет" дорогой нефти, чтобы российские чиновники потеряли связь с реальностью и раздули расходы бюджета до небес.
В 2011 году, например, когда правительство утвердило перечень из 41 госпрограммы, министерства и ведомства запросили для их реализации на 500 млрд руб. больше, чем это было запланировано в бюджете на 2012 год, и на 1,6 трлн больше расходов 2013 года.
Так что соломка, подстеленная Минфином под бюджет, может пригодиться, если вдруг дела в мировой экономике пойдут не очень. Она позволит не вдаваясь в лишние споры сокращать расходы бюджета в случае необходимости.
Эксперты по-разному восприняли идею Минфина. Некоторые из них считают, что задаваемые рамки слишком жесткие, а размер резервов может оказаться чрезмерным.
Елена Пенухина, Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП)
"Нераспределенные обязательства - это обеспечение стабильности будущего бюджета, несмотря на вновь возникающие обязательства. Чем дальше вперед, тем больше вероятность, что такие обязательства возникнут: поручения президента, премьера, новые обстоятельства.
Но если что, именно нераспределенные расходы будут в первую очередь срезаны, как еще не возникшие. Это гарантия для инвесторов, что раздувания госрасходов не будет.
Естественно, что каждый год нераспределенный лимит будет уменьшаться, постепенно распределяться между ведомствами".
Андрей Чернявский, Центр развития ВШЭ
"Почти весь бюджет должен пойти через госпрограммы. Составляются они сейчас минимум до 2020 года. Бюджетное правило теоретически позволяет, как минимум, не увеличивать расходы на очередной финансовый год по сравнению с той суммой, которая была заложена на него в бюджете текущего года, и даже позволяет снизить их на сумму условно утвержденных расходов.
Но 17,5% - это конечно, многовато. Это не положение Бюджетного кодекса. Это просто ведомственное пожелание к разработчикам госпрограмм.
Пока этот пункт бюджетного правила работает на то, чтобы расходы на ближайшие два года не были сильно урезаны по сравнению с тем, что на них предусмотрено в бюджете на 2012-2014 годы. Если бы считать по бюджетному правилу, исходя из средней цены на нефть за последние пять лет, то расходы 2013 и 2014 годов нужно были бы уменьшить очень существенно. Однако правило принималось в том числе и для того, чтобы расходы не могли слишком быстро падать, если цена на нефть за расчетный период окажется меньше той, которая ранее закладывалась в макропрогноз.
У нас закон о бюджете принимается на три года, и это тоже не мало. Все остальное - проектировки, которые могут меняться. Практика показывает, что важно то, что принимается на будущий год. Остальное можно поменять".
Евсей Гурвич, научный руководитель Экономической экспертной группы
"У нас 2013-2014 годы - переходный период. Для них в законе о бюджете на 2012-2014 годы были уже утверждены расходы.
Если бы сейчас формально применили правило [бюджетное правило - ограничение использования доходов от дорогой нефти на текущие расходы] к 2013-2014 годам, то пришлось бы снижать расходы, отказываться от уже принятых обязательств. Правительство считает, что не должно отказываться от обещанных расходов. Это подрывает стабильность. С 2015 года бюджетное правило начинает действовать в полном объеме.
Но условно утвержденные расходы не расписаны по статьям. Это еще не принятые обязательства, никому не обещанные.
Правила долгосрочного бюджетного планирования должны быть описаны в бюджетной стратегии, которая еще только составляется. Нельзя выхватить один элемент бюджетной стратегии, нужно обсуждать всю конструкцию в целом".
Владимир Шишов, Центр исследования бюджетных отношений
"Условно утвержденные расходы - для Минфина резерв, в том числе и для того, чтобы, в случае необходимости, можно было на их объем расходы сократить. Но при столь долгосрочном планировании, как при госпрограммировании, я бы не суммировал 2,5%. 17,5% - это очень большая доля неопределенности. Важно, чтобы эти деньги были "подкрашены" - на что и кому они идут.
У нас по факту есть профанация даже трехлетки: мы планируем, а на следующий год пересматриваем. Фактически, у нас до сих пор существует однолетнее планирование.
По объемам финансирования госпрограмм разногласий между Минфином и Минэкономразвития, практически, нет. Остались самые сложные вещи - целеполагание, показатели, меры регулирования, оценка эффективности программ. Главным распорядителям приходится бороться с разным толкованием этих терминов чиновниками Минэкономразвития и Минфином.
Оценки качества исполнения ФЦП пока нет. По факту, действующие программы в основной своей массе продлеваются".
Владимир Климанов, директор Института реформирования общественных финансов
"Переход на программный бюджет происходит методом проб и ошибок в поиске реальных долей, которые могут закладываться или недозакладываться в госрасходы. Предугадать, какими должны быть неутвержденные расходы в 2020 году, сейчас невозможно. Наверняка, эта доля должна быть найдена методом проб и ошибок. Предлагаемые Минфином рамки - слишком жесткие. Опыт прошлых лет говорит о том, что бюджет может измениться очень значительно.
С другой стороны, некую жесткость вводить надо. Все привыкли, что можно легко варьировать бюджетные расходы. Эти правила вводятся Минфином как раз для того, чтобы ограничивать возможности министерств и ведомств добиваться переброски средств: есть лимиты - давайте в их рамках двигаться. Естественно, если надо будет решить какой-то важный вопрос на политически высоком уровне, то от этого правила также легко откажутся, как его вводят.
Механизм стыковки госпрограмм с бюджетным процессом пока не ясен. Бюджет у нас формируется методом скользящего планирования, когда каждый год мы принимаем обязательства на ближайший плановый период. А госпрограммы планируется принимать по методу ступенчатого планирования, когда по завершении они будут обновляться на новые, также долгосрочные.
Они не будут пересматриваться каждый год с удлинением горизонта планирования. Это сочетание скользящего и ступенчатого планирования в какой-то момент может дать сбой. Можно предположить, что года через три-четыре, когда ситуация будет развиваться совсем в другом направлении, возникнет необходимость пересмотра какой-то госпрограммы, а бюджетные правила не позволят этого сделать.
Странно пересматривать госпрограммы ежегодно или на несколько лет. Логичнее было бы принимать их заново на долгосрочную перспективу. Но как этот механизм заработает, не понятно. Возможно, было бы рациональнее при составлении госпрограмм тоже выделять в них некие базовые объемы финансирования с достижением базовых показателей и условно утвержденные расходы, которые могут быть профинансированы, если экономическая ситуация будет позволять".
В ноябре Госдума окончательно пересмотрела закон о бюджете на 2018 год и плановую стратегию бюджета на 2019 год. После того, как проект был трижды рассмотрен и в него внесли все необходимые поправки, 24 ноября он был утверждён.
В течение 2018-2019 годов ожидается постепенное укрепление макроэкономики, которое перейдёт от периода шокового состояния в результате внешнеэкономических факторов до постепенной адаптации и медленного развития стабилизационных механизмов. Чтобы это произошло быстрее и максимально успешно, необходимы изменения объёмов и целевых направлений расходной и доходной частей бюджета. Рассмотрим условно-утвержденные расходы на 2018-2019 годы далее.
Основные направления расходов, заложенные в законе, выглядят следующим образом:
Категория утверждённого направления | 2018 год (млрд руб.) | 2019 год (млрд руб.) |
Вопросы общегосударствен-ного значения | 1060,8 | 1050,6 |
Оборонная отрасль и военная сфера | 948,3 | 941,2 |
Национальная безопасность | 1262 | 1258,1 |
Экономика | 2080 | 1947,5 |
ЖКХ | 28,8 | 25,6 |
Экология и охрана окружающей среды | 78 | 79,5 |
Образование | 568,4 | 566,3 |
Культура | 88 | 80 |
Медицина и здравоохранение | 379,7 | 345,7 |
Социальная сфера | 4957,5 | 5049 |
Спорт | 54,9 | 33,7 |
СМИ | 67,9 | 66,3 |
Погашение долговых обязательств государства | 847,9 | 869,4 |
Межбюджетные перемещения в бюджеты субъектов и муниципальных единиц Федерации | 769,8 | 775,6 |
Из схемы можно легко определить приоритетные направления, указанные во время формирования потоков основных бюджетных средств, и сферы, которые будут находиться в депрессивном состоянии.
Многие государственные программы будут ужаты, что поможет обеспечить медленный, но стабильный рост федеральной экономики на протяжении ближайших двух лет.
Проект выдержал 3 пересмотра в Госдуме и был незначительно трансформирован. По инициативе депутатов размер доходной части был увеличен до 15,258 трлн руб, а расходы составили 16,529 трлн руб.
Законопроект был составлен на основе планового документа о бюджете 2017-2019 годов, но после корректировки доходно-расходная часть возросла на 1,5 трлн руб.
В принципе формирования появилось существенное новшество: начиная с 2018 года все доходы нефтегазовой промышленности, которые превысят запланированный бюджет, будут дополнять государственные финансовые резервы.
Значительно снизятся государственные вливания в ипотеку и арендное жильё, экспорт и международную кооперацию, снизятся и расходы на сферу ЖКХ.
Полная сумма бюджетных средств, которая запланирована на 2019 год, составляет 15,54 трлн руб. доходов и 16,38 трлн руб. расходов.
На данный момент выработана тактика, по которой для покрытия бюджетного дефицита в 2019 году не будет задействован Резервный фонд. Вместо него разницу будут уменьшать за счёт Фонда национального благосостояния.
В этом периоде произойдёт снижение расходов, направляемых на развитие здравоохранения, образования и международных торговых связей. Приоритетным выбрано экологическое направление, поэтому сфера охраны окружающей природной среды получит больший приток средств по сравнению с предыдущим годом.
Как сильно скажется такое решение на каждой из названых отраслей и сфер, во многом будет зависеть и от уровня инфляции, который может фактически снизить заложенные суммы.
На разработку проекта и воплощение плана бюджета оказывали влияние как внешние, так и внутренние факторы, основные из которых:
Все меры по формированию бюджета направлены на сокращение разрыва между доходами и расходами. Механизм, который должен понизить дефицит, заключается в сокращении расходов при максимально допустимом увеличении доходной части.
В 2018 году дефицит бюджета должен быть уменьшен на 1% по сравнению с предыдущим годом (его сумма составит 1,98 трлн руб.), и ещё на 1% в 2019 (до суммы в 1,13 трлн руб.).
Рассматривается также вариант изменения бюджетной политики, что повлияет на принципы бюджетообразования. Это связано с форсированным реформированием экономики РФ, начавшимся с 2014 года. Повлиять на формирование и окончательный вариант бюджета 2019 года могут и назначенные на начало 2018 года выборы, которые повлекут за собой изменения состава в Госдуме и приоритетные направления политики государства.
Утвержден бюджет на три года: видео
"...5. Под условно утверждаемыми (утвержденными) расходами понимаются не распределенные в плановом периоде по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов в ведомственной структуре расходов бюджета бюджетные ассигнования..."
Источник:
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.12.2012)
Пограничный словарь
Словарь бизнес терминов
Словарь юридических терминов
Большой экономический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Официальная терминология
Большой юридический словарь
Словарь бизнес терминов
Большой экономический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Официальная терминология
Официальная терминология
Официальная терминология
Официальная терминология
Энциклопедический словарь экономики и права
Словарь синонимов
19. Структура государственного бюджета. Доходы и расходы бюджета. Современные проблемы Основными источниками доходной части федерального бюджета являются различные виды налогов - подоходный налог с граждан, налог на фонд заработной платы, налог на прибыль компаний,
Глава 3 Доходы должны превышать расходы, или Основы семейного бюджета Надеюсь, вы еще не устали от всевозможных вопросов? Как бы там ни было, техника «задавания вопросов» самому себе является эффективным инструментом развития. Главное, чтобы вопросы были правильные!
3. Расходы государственного бюджета, их виды Расходы бюджета согласно Бюджетному кодексу, – это денежные средства, направляемые на финансирование выполнение задач и функций государства и местного самоуправления.Процесс формирования расходов бюджетов всех уровней
24. Расходы государственного бюджета, их виды Расходы бюджета согласно Бюджетному кодексу, – это денежные средства, направляемые на финансирование выполнение задач и функций государства и местного самоуправления.Процесс формирования расходов бюджетов всех уровней
Понятие и роль бюджета Под бюджетом понимается образование и расходование денежных средств государства. Средства государственного бюджета могут расходоваться на различные нужды государства и местного самоуправления. Например, за счет этих средств содержится армия,
10. Расходы бюджета Вид расходов подкрепляется источником финансового покрытия. Если появляется новый вид расхода, должны быть определены источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов, в том числе в случае необходимости передачи финансовых ресурсов
19. Расходы бюджета муниципального уровня Расходы муниципального образования связаны с его расходными обязательствами, к которым относятся:1) принятие нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения, устанавливающиеся
6. Расходы, финансируемые из федерального бюджета В соответствии с законодательством РФ, из федерального бюджета финансируются следующие расходы:1) обеспечение деятельности Президента РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты
14. Расходы бюджета Согласно положениям ст. 65 БК РФ расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ осуществляется в
30. Расходы федерального бюджета Российской Федерации Общие основания возникновения расходных обязательств РФ, на основании которых производится расходование средств федерального бюджета, перечислены в ст. 84 БК РФ. Так, расходные обязательства РФ возникают в
37. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА Доходы бюджетов – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.В соответствии с
Вопрос 9 Расходы бюджета на образование Образование – одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Основы регулирования, принципы государственной политики в области образования, расходные обязательства определены Законами РФ «Об
Вопрос 11 Расходы бюджета на здравоохранение Здравоохранение представляет собой особую сферу деятельности по обеспечению конституционного права граждан на получение качественной медицинской помощи. В «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья
Вопрос 12 Расходы бюджета на спорт и физическую культуру Среди особенностей, влияющих на характер финансово-экономических отношений в области спорта и физической культуры, выделяются следующие: многообразие форм деятельности, структур управления, схем подчиненности и
Из книги Муниципальное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен55. Расходы и возможные источники пополнения местного бюджета Источниками пополнения местного бюджета могут также стать: 1) покупка органами МСУ за счет внебюджетных средств государственных и негосударственных ценных бумаг, акций и облигаций с обязательным зачислением
Москва. 2 октября. сайт - Кроме главного инструмента борьбы с будущим кризисом - официального Резервного фонда, который со следующего года будет наполняться сверхдоходами от продажи пока еще дорогой нефти, - Минфин готовит запасной. Начиная с 2016 года в бюджете будет возможен автоматический секвестр - часть расходов, не отнесенных к разряду приоритетных, просто не будут финансироваться, если на это не будет денег.