Государственная экспертиза инженерных изысканий. Алгоритм, согласно которому осуществляется проведение государственной экспертизы смет. Государственная независимая экспертиза строительной документации: предварительная проверка

Государственная экспертиза инженерных изысканий. Алгоритм, согласно которому осуществляется проведение государственной экспертизы смет. Государственная независимая экспертиза строительной документации: предварительная проверка

Независимая экспертиза строительной документации регламентируется законодательством РФ. В соответствии с нормами права, регулирующими данную процедуру, подобные задачи могут решать как государственные, так и частные структуры. В чем заключается специфика работы и тех и других структур? Чем отличаются подходы государственных и частных организаций при проверке качества строительных документов от заказчиков?

Какой бывает экспертиза проектной документации?

Экспертиза по законодательству РФ может быть:

Государственной;

Частной.

При этом традиционно независимой все же считается второй ее вариант. Правда, и при обращении в государственные ведомства оценка качества проектно-сметной документации в целом базируется на независимых критериях, поскольку основывается на положениях закона, которые должны трактоваться одинаково всеми субъектами правоотношений.

Юридическая сила результатов государственной и частной экспертизы

Также можно отметить, что частная независимая экспертиза проектно-сметной документации проводится только уполномоченными организациями и с применением официальных норм права. Еще один нюанс — оба варианта экспертизы предполагают выдачу заказчику документов, подтверждающих законное право реализовывать строительный или инженерный проект. С юридической точки зрения соответствующие источники имеют равную силу.

Поэтому оба отмеченных механизма проверки качества строительных документов осуществляются в целом по схожим принципам и отличаются главным образом по организационным критериям. Рассмотрим особенности каждой разновидности соответствующей экспертизы — государственной и частной.

Государственная независимая экспертиза строительной документации: предварительная проверка

Первый этап проверки качества строительных документов, осуществляемой компетентными госструктурами, — предварительное изучение комплекта документов от заявителей. Данная процедура должна быть проведена в течение 3 дней.

После того как предварительная проверка предоставленных строительных документов проведена компетентным государственным органом, заявителю направляется соглашение на реализацию экспертизы — если с документами все в порядке. Если это не так, то заявителю направляется мотивированный отказ.

Процедура, о которой идет речь, предполагает предоставление заявителем в компетентный государственный орган:

Основных строительных и инженерных документов;

Заявления по установленной форме;

Копий документов, подтверждающих право собственности на участок, градостроительного плана, задания на разработку проекта, а также на осуществление инженерных работ.

В ряде случаев документы, поданные в государственное ведомство, в компетенции которого — проведение экспертизы проектно-сметной документации, возвращаются заявителю. Это возможно, если:

Экспертиза должна проводиться другой государственной организацией;

Документы не могут быть проверены на предмет качества по тем критериям, что установлены для строительной и инженерной документации.

В свою очередь, основаниями для отказа государственным органом для принятия документов в целях проверки качества может быть отсутствие в документации обязательных разделов или несоответствие источников, что предоставлены на экспертизу, установленным критериям.

Рассмотрим теперь, каким образом проводится экспертиза проектно-сметной документации после успешной предварительной проверки источников, предоставленных в компетентное государственное ведомство заявителем.

Независимая государственная экспертиза: проверка качества документов

Условием для реализации процедуры, о которой идет речь, является прежде всего заключение договора между заявителем и госструктурой, которая проводит экспертизу. Кроме того, государственная экспертиза проектно-сметной документации должна быть заблаговременно оплачена строительной фирмой. Поэтому при оформлении соглашения она должна предъявить экспертной организации документы, подтверждающие уплату пошлины за оказываемые госуслуги.

Рассматриваемая процедура должна быть проведена государственным органом в течение 3 месяцев. В случае если осуществляется проверка качества документов по проектам зданий, не являющихся уникальными, то экспертиза реализуется в срок, не превышающий 45 дней.

Корректность документов: обратная связь от экспертных структур

В период, пока проверяются документы, между экспертами и заказчиком может осуществляться взаимодействие на предмет оперативной корректировки ошибок, обнаруживаемых в строительной и инженерной документации в ходе экспертизы. Кроме того, если проверяющая организация обнаруживает отсутствие какого-либо значимого документа, без которого экспертиза проектно-сметной документации не может быть завершена, то заявитель также получает уведомление об этом. И одновременно — предписание по устранению ошибок в предоставленных источниках, а также по подготовке и предоставлению в проверяющую организацию недостающих строительных или инженерных документов.

Корректность документов: сроки дополнения документации

Срок, в течение которых должна быть откорректирована, определяется в договорах между заявителями и экспертными структурами. Как правило, он не превышает 10 дней с момента направления заказчику уведомления о наличии ошибок и недостающих документов в предоставленном комплекте.

Согласование и экспертиза проектно-сметной документации в рамках процедуры, о которой идет речь, может предполагать предоставление экспертной организации различных расчетов по конструктивным, а также технологическим решениям, которые используются в предоставленных документах. Могут потребоваться материалы, связанные с проведением инженерных работ. Как правило, подобные источники предоставляются в экспертные структуры в течение 5 дней с момента получения запроса из компетентной государственной организации.

Оформление результата экспертизы

После того как государственная экспертиза проектно-сметной документации осуществлена в рамках тех процедур, что установлены законодательством РФ, оформляется ее результат. Он может быть представлен положительным или отрицательным заключением по предоставленным строительным и инженерным документам. Если с ними все в порядке, если они соответствуют установленным техническим регламентам, то вполне вероятно, что компетентная государственная организация вынесет положительное заключение.

Негосударственная экспертиза: нюансы

Рассмотрим теперь, каким образом организуется, в свою очередь, негосударственная независимая экспертиза проектно-сметной документации. Чаще всего к частным структурам, осуществляющим проверку качества строительных и инженерных документов, обращаются инвестиционные компании, крупнейшие подрядчики.

Негосударственная независимая экспертиза проектно-сметной документации в целом схожа с государственной с точки зрения исследования базовых характеристик строительных и инженерных источников, однако по содержанию может дополняться большим количеством процедур, которые по законодательству в рамках экспертизы госструктурами типа не проводятся. Таких как, например, анализ качества документации на предмет оптимальной структуры, дополнения соответствующих документов иными полезными формулировками.

Рассмотрим основные задачи, которые в большинстве случаев решаются частными структурами, осуществляющими проверку строительных и инженерных источников.

Задачи частной экспертизы строительной документации

Речь идет главным образом о таких задачах, как:

Оценка соответствия документации техническим регламентам;

Анализ качества строительных и инженерных документов с точки зрения наличия в них формулировок, удовлетворяющих критериям санитарно-эпидемиологического законодательства, нормативным актам в сфере экологии, охраны культурных объектов, требованиям пожарного законодательства.

По договору между заказчиком и экспертной организацией могут формулироваться и иные задачи. Их перечень, в принципе, не ограничен какими-либо нормами закона.

Рассмотрим теперь, в каких разновидностях может быть представлена частная экспертиза проектно-сметной документации.

Виды частной экспертизы строительных документов

При взаимодействии заказчиков с негосударственными структурами может проводиться проверка качества:

Собственно проекта - на предмет соответствия установленным в законе требованиям, стандартам;

Строительных смет — на предмет качества проработки показателей стоимости различных материалов и работ в соотнесении с рыночными ценами;

Инженерных разработок — на предмет соответствия основным параметрам проекта.

Изучим теперь, в рамках каких этапов проводится процедура, о которой идет речь.

Этапы негосударственной экспертизы строительных документов

Как и в случае с обращением в государственные структуры, документы, подготовленные заказчиком, должны быть предоставлены в частные структуры на предварительное согласование. Экспертиза и утверждение проектно-сметной документации предполагают прежде всего комплектность источников.

Партнер строительной компании может быть заинтересован в этом, чтобы получить оптимальный результат работы. В случае если в комплекте документов будут отсутствовать те источники, без которых экспертизу будет провести сложно, либо при обнаружении ошибок, заказчик уведомляется об этом. Во многих случаях, как в соответствии с договором, так и по инициативе исполнителя, эксперты содействуют заказчику в устранении недоработок по комплектации документов.

Следующий этап — непосредственно экспертиза строительной и инженерной документации. По итогам проверки предоставленных источников выносится, как и в случае с государственной экспертизой, положительное или отрицательное решение. Частная экспертиза проектно-сметной документации строительства предполагает, как мы отметили в начале статьи, выдачу заказчику документа, дающего законное право на реализацию строительного проекта. Разумеется — только если с предоставленными источниками все в порядке.

Есть точка зрения, по которой экспертиза и утверждение проектно-сметной документации, проводимые в ходе взаимодействия заказчика и частных структур, имеют ряд значимых преимуществ. Рассмотрим, в чем они могут заключаться.

Преимущества частной экспертизы: оперативность и выгода

Главное преимущество обращения заказчика в частную экспертную организацию — возможность прежде всего получить результат более оперативно, чем в случае с проведением экспертизы в компетентной государственной структуре. Конечно, при большом потоке клиентов оперативность решения задач соответствующей организацией может быть снижена, но с учетом довольно высокой конкуренции фирмы, конечно, стараются выдерживать привлекательные условия для заказчика в данном аспекте.

Следующее возможное преимущество обращения в частные экспертные организации — стоимость. Дело в том, что государственные организации обязаны выставлять цены на оказываемые услуги по проведению экспертизы проектной документации исходя из требований, установленных в законодательстве. В общем случае они не зависят от объемов предоставляемых источников, ее сложности. В свою очередь данные критерии, как правило, учитываются частными экспертными организациями. Они не обязаны формировать цены в соответствии с требованиями закона и потому могут вести политику в данном направлении так, как считают оптимальным с точки зрения рыночной ситуации, стратегии развития бизнеса. Во многих случаях прохождение экспертизы проектно-сметной документации в частной структуре характеризуется меньшим объемом издержек, чем при обращении заказчика в компетентную государственную организацию.

Частная экспертиза: технологичность и качество

Еще одно преимущество обращения в негосударственную фирму — возможность задействования во многих случаях более широкого спектра каналов коммуникации между экспертами и заказчиками. В частности, связь может осуществляться по Skype, электронной почте. Данные инструменты коммуникации не всегда поддерживаются государственными организациями.

Еще один нюанс, характеризующий порядок экспертизы проектно-сметной документации в частной фирме, — применение внутрикорпоративных норм контроля качества, дополняющих те, которые установлены законом. Это позволяет экспертам предоставить заказчику результат работы, соответствующий не только базовым критериям, но и тем, что могут быть обусловлены спецификой реализации конкретного строительного проекта. Данная особенность организации бизнеса многими строителями рассматривается как значимое конкурентное преимущество обращения в частные структуры в целях проведения экспертизы проектной документации.

Частная экспертиза: актуальные консультации

Еще один нюанс, на который можно обратить внимание при изучении особенностей работы негосударственных экспертных организаций — наличие в большинстве случаев качественной консультативной поддержки клиентов, которая, опять же, опирается не только на требования законов, но также и на различные внутрикорпоративные нормы, нацеленные на улучшение уровня обслуживания заказчиков, а также на достижение высоких результатов работы.

Главное изображение статьи

Приветствую, друзья! Сегодня на блоге начну новую рубрику на тему «Экспертиза проектной документации». Прошу вас ответить в комментариях интересна ли вам данная тема и стоит ли затрагивать ее на блоге. По мне так обязательно стоит, но все же хочется узнать мнение моих читателей.

Из этой статьи вы узнаете:

  1. Что такое экспертиза проектной документации
  2. Чем регламентируется прохождение экспертизы
  3. В отношении каких проектов проводится экспертиза
  4. Чем отличается государственная экспертиза от негосударственной
  5. Сроки прохождения экспертизы

Честно, до того как я пришел работать в инспекцию ГСН, я понятия не имел что такое экспертиза проектной документации. Думаю, многие мастера и прорабы, даже инженеры ОКС и ПТО, тоже не знают что это такое. Так давайте приступим к изучению.

Экспертиза проектной документации — это оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

Довольно таки муторное определение, если по простому, то экспертиза это когда аттестованные специалисты проверяют проектную документацию на соответствие его требованиям законодательства.

Друзья, законом, а именно Градостроительным кодексом Российской Федерации, установлено, что проектная документация подлежит обязательной экспертизе. Но это не всегда, но об этом мы поговорим чуть ниже.

То есть, после составления проекта Вам необходимо пройти экспертизу и только после получения положительного заключения вы можете утвердить проект к строительству, либо к реконструкции.

Наличие допуска СРО у проектной организации это не все, надо чтобы еще проект прошел экспертизу. Это очень важно, друзья, так как без этого заключения вам не выдадут разрешение на строительство.

Следует отметить, что экспертизе подлежит не только проектная документация, а также и инженерные изыскания, на основе которых разработан проект.

Чем регламентируется?

Мастер изучает проект

Про экспертизу подробно написано в статье 49 ГрК РФ и в «Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», утвержденном постановлением Правительства РФ от 05 марта 2007 года №145.

Образец готового заключения экспертизы

Ниже я для вас подготовил образец готового положительного заключения экспертизы проектной документации, чтобы вы имели некое представление.

В отношении каких проектов проводится экспертиза

Тут легче сказать в отношении каких проектов экспертиза не проводится. А какие проекты не подлежат обязательной экспертизе указано в ч.2, 2.1, 3, 3.1 ст. 49 ГрК РФ.

А все остальные должны обязательно проходить экспертизу, в противном случае это будет серьезное нарушение градостроительного законодательства.

Друзья, не поленитесь ознакомиться с 49 статьей и указанными выше частями из этой статьи. Так как описывать на блоге все что написано не имеет смысла.

Ну а кратко экспертизу не проходят проекты:


Тут следует знать, что есть еще некоторые тонкости:

Если строительство, реконструкция указанных выше объектов осуществляется в границах охранных зон объектов трубного транспорта, то экспертиза обязательна.

И еще одна тонкость:

В чем отличие государственной экспертизы от негосударственной?

Раньше такого различия не было — была только государственная экспертиза. Скажу вам по секрету — порядка в экспертизе при этом было намного больше.

Но наверху решили, что для ускорения процесса необходимо разрешить проходить и негосударственную экспертизу. И теперь застройщик имеет право направлять проектную документацию на государственную экспертизу и на негосударственную. Указано это в ч.3.3 ст. 49 ГрК РФ:

Выдержка из Градостроительного кодекса РФ ч. 3.3 ст. 49 ГрК РФ

Но при этом надо знать, что в некоторых случаях экспертизу проекта можно проходить только государственную. Указано это в ч. 3.4 ГрК РФ:

Выдержка из Градостроительного кодекса РФ ч. 3.4 ст. 49 ГрК РФ

Ну так в чем же отличия?

А отличия в том, что государственную экспертизу можно проходить только по месту нахождения земельного участка, на котором вы собираетесь строить. То есть решили строить в Чувашии проходите государственную экспертизу в Чувашии, решили в Татарстане — проходите в Татарстане. Все понятно? Если нет, то задавайте вопросы в комментариях.

В этом вы можете убедиться из ч. 4.2 ГрК РФ:

Выдержка из Градостроительного кодекса РФ ч. 4.2 ст. 49 ГрК РФ

А вот негосударственную можно проходить в любом регионе Российской Федерации.

Ну а самое главное отличие этих двух экспертиз в том, что на проведение государственной экспертизы цена установлена государством. И ниже этой цены экспертизу государственную проводить нельзя.

Тут то и кроется вся прелесть негосударственной экспертизы для застройщиков так как стоимость ее практически всегда ниже.

Я не знаю точную разницу в стоимости, но как то мне один застройщик говорил, что ему по определенным причинам пришлось пройти государственную экспертизу и встало ему это в 480 000 рублей, при этом негосударственная готова была провести экспертизу за 180 000 рублей. Думаю, порядок цен понятен.

Да и очень часто бывает так, что в негосударственной экспертизе работают намного быстрее и атмосфера, тоже вообщем приятнее. Все таки коммерческая организация должна выдерживать конкуренцию, а сервис никто не отменял.

Сроки

Сроки прохождения государственной экспертизы установлено в ч. 7 ст. 49 ГрК РФ и она не должна превышать шестидесяти дней.

Выдержка из Градостроительного кодекса РФ ч. 7 ст. 49 ГрК РФ

Негосударственная обычно всегда работает быстрее. Конкуренция знаете ли не дает спать.

Раньше срок прохождения экспертизы было 90 дней и только государственная. Представляете как это долго. А за аренду земли надо платить, деньги то капают.

Друзья, я лишь поверхностно рассмотрел вопрос экспертизы проектной документации и инженерных изысканий. Советую вам тщательно ознакомиться с 49 статьей Градостроительного Кодекса, где про это все подробно написано. На самом деле там очень много тонкостей. Ну а если у вас есть вопросы, то смело задавайте их в комментариях.

Скачать бесплатно:

P.p.s. Друзья, хочу Вам также порекомендовать "Генератор исполнительной документации - Генератор-ИД" от сайта ispolnitelnaya.com . Программа настолько простая и действенная, что сэкономит кучу времени. Всем советую ознакомиться!!!

Ежегодно множество объектов самого разного предназначения возводится за бюджетные средства, а процесс строительства, как известно, тесно связан с ведением сметной документации (учетом стоимости стройматериалов, расходов, связанных с самими непосредственно работами и прочими затратами). Естественно, что в ряде случаев у ответственных лиц возникает соблазн присвоить себе средства, выделенные из государственной казны, сфальсифицировав при этом сметную документацию. И для того, чтобы контролирующие структуры могли делать определенные выводы, необходима государственная экспертиза сметной документации, которая позволит определить факт правонарушения и объем нанесенного ущерба.

Экспертиза смет государственной структурой - что нужно знать?

В каждой области или районе государства имеется специализированное управление, которое не только специализируется на проведении подобного рода экспертиз, но также и на выдаче лицензий, которые необходимы для осуществления подобной деятельности частными конторами. При этом у клиента есть право обратиться попросту в такую государственную организацию.

В отношении каких объектов возможно проведение государственной экспертизы?

Сюда относятся:

  • Капитальное строительство. На возведение таких объектов выделяются средства из бюджета административной единицы РФ, а также из бюджетов муниципальных образований определенной административной единицы РФ;
  • Любые объекты, которые строят за государственный счет. В этом случае обычно и заказчик, и подрядчик заинтересованы в том, чтобы избежать каких-либо ошибок в оформлении документов;
  • Любые строительные и ремонтные работы, а также техническое перевооружение, связанное с возведением строительных объектов, выполняющееся за счет юрлиц, учрежденных РФ, а также тех субъектов, доля капитала муниципальных образований в которых превышает 50 процентов;

Необходимо отметить, что есть перечень объектов, в отношении которых проведение государственной экспертизы затраченных на строение средств проводится только после представления заявителем документации согласно требованиям 8 пункта упомянутого выше Порядка (к этой категории относятся те объекты кап. строительства, для возведения которых подготовка проектной документации не обязательна).

В каких случаях может потребоваться проведение государственной экспертизы, направленной на выяснение достоверности сметной документации?

  • Заказчик не уверен в обоснованности указанной в смете стоимости проводимых работ, необходимых стройматериалов. Иначе говоря, проводится проверка обоснованности сметной стоимости;
  • Непосредственно сама целесообразность привлечения указанного количества специалистов и задействованного технического обеспечения ставится под сомнение;
  • Спорные моменты в плане возникновения необходимости дополнительных затрат, которые не были заявлены в начале строительства;
  • В большинстве случаев, обязательная экспертиза сметы проводится в случае судебного разбирательства. Стоимость государственной экспертизы в данном случае может быть включена в общую сумму взысканных средств с виновной стороны, наряду со всеми остальными судебными издержками.

Что именно проверяется экспертами?

Проверка сметной стоимости строительства по факту обычно включает в себя такие обязательные этапы:

  • Определение соответствия задокументированной сметной стоимости строительства установленным требованиям оформления;
  • Анализ корректности использования коэффициентов, которые применяются для установления проектно-сметной стоимости строительства;
  • Уточнение соответствия заявленной в смете стоимости строительных материалов и проводимых работ средней по рынку стоимости;
  • Контроль качества уже выполненных работ (на момент выполнения экспертизы) и сопоставление с фактическими результатами информации, указанной в смете.
  • Оправданность заявленных дополнительных расходов.

Кто может подавать заявление на проведение государственной экспертизы?

Данными полномочиями обладают только застройщик или же стороннее лицо, представляющее его интересы.

Тоже самое справедливо и в отношении получения результатов проведенной государственной экспертизы (сметной).

Важно отметить, что в случае делегирования прав представлять интересы заявителя сторонним лицам, между ними и застройщиком должен быть составлен договор о сотрудничестве и доверенность.

Без каких документов проведение государственной экспертизы не осуществимо по определению? Согласно требованиям 2-го раздела Порядка, проведение сметной оценки не может быть осуществлено без наличия следующей документации:

  • Собственно заявления от клиента, которое оформляется в установленной форме;
  • Акт техосмотра возводимого объекта;
  • Ведомость о наличии дефектов;

Помимо всего вышеперечисленного, для того, чтобы стало возможно проведение государственной экспертизы, необходимо предоставить:

  • Само задание на составление проекта;
  • Непосредственно проектная документация. В том случае, если идет речь о возведении здания или же капитальном ремонте, а заказчиком работ является юридическое лицо, доля государства в уставном капитале которого составляет 50% и более, то проектная документация заверяется руководителем этого юр. лица.
  • Информация относительно объемов работ, которые были заложены в смету.

Согласно действующего законодательства, не требуется документация на проект при надобности анализа информации, касающейся кап. ремонта отдельно стоящих зданий, этажность которых не превышает 3.

Порядок подачи документации

Исходя из требований, изложенных в пункте 14 Порядка, все документы, без которых экспертиза смет не может быть выполнена, должны быть представлены только в электронном виде. Для оптимизации процесса получения необходимого заключения был разработан электронный сервис. Благодаря его использования стало возможно:

  • Подавать документацию удаленно, тем самым экономя массу времени;
  • Ставить на этих документах электронную подпись;
  • Составить гос. контракт о выполнении рассматриваемой разновидности экспертизы, кроме того - получать документы, необходимые для наглядного осуществления условий договора;
  • Осуществлять контроль выполнения проверки с возможностью устранения обнаруженных экспертами недостатков в реальном времени. То есть, с этой целью не надо теперь посещать экспертное учреждение.
  • Само по себе заключение (с электронной подписью) будет также отправлено в электронном виде. В том случае, если же указанный документ должен быть предоставлен и на бумажных носителях, это обязательно надо будет оговорить отдельно. На стоимость государственной экспертизы это не повлияет.

Сроки, в течении которых должно быть выполнено проведение государственной экспертизы

Выполнение данной процедуры осуществляется в сроки, которые предусматривает заключенный контракт, однако они не могут превышать месяц. Допускается, в случае необходимости, продление договора, но это все должно быть отдельно оговорено. Опять же, оно не может превышать месяц.

Но на практике, в большинстве случаев, заявитель получает заключение экспертов в течение 20 - 23 рабочих дней. Время, которое необходимо будет затратить экспертам на решение рассматриваемого вопроса, зависит от следующих факторов:

  • Профессионализм разработчиков, подготовивших предложенную экспертам документацию (много недостатков, а также их устранение, значительно затягивает процесс);
  • Оперативность самого заявителя, с которой он будет реагировать на все текущие замечания экспертов. По надобности устранения таких недостатков.

Следует учесть, что даже при самых благоприятных условиях, заявитель не получит готовое экспертное решение раньше, чем через 10-15 рабочих дней со старта работ.

Стоимость государственной экспертизы уточняется в каждом отдельно взятом случае. Также имеет значение то, в какой административной единице РФ осуществляется строительство (Москва, Московская область или же другие регионы).

Алгоритм, согласно которому осуществляется проведение государственной экспертизы смет

  • Заявитель обращается к представителям уполномоченного органа и подает документы в электронном виде на сайте организации, в «Личном кабинете» пользователя;
  • Проверка заявления относительно соответствия установленным требованиям. В случае наличия каких-либо неточностей, оно будет направлено заявителю на корректировку. Сама по себе процедура занимает не более одного рабочего дня;
  • Проверка наличия и корректности составления документов, необходимых для начала осуществления проверки. Необходимо отметить, что в случае возникновения грубых нарушений, может быть произведен отказ от их принятия. В этом случае заявителю направляется в электронной форме уведомление о невозможности проведения проверки. Если же нарушения в самом составлении сметы незначительны, то она возвращается заказчику на дальнейшую доработку, которая не может продолжаться более 30 рабочих дней. После внесения необходимых корректировок составляется государственный контракт.
  • Заказчик оплачивает услугу, а сотрудники уполномоченной организации начинают проверку. С этого дня и считаются все сроки, которые выделены законодательством на проведение государственной экспертизы (именно с момента оплаты должно пройти не более 29 дней);
  • Осуществляется сама проверка, в ходе которой заявителю периодически приходят уведомления о том, на какой стадии находится подготовка экспертного решения. В том случае, если же будут выявлены какие-то неточности в составлении, то об этом клиент будет уведомлен не позднее 10 рабочих дней со времени взятия документации в работу;
  • При обращении заказчика о необходимости продления работ, или же в том случае, если оно необходимо исполнителям, возможно продление срока на эквивалентный отрезок времени. Порядок проведения государственной экспертизы не претерпевает изменений;
  • По завершению работ, заявитель получает официальный документ, согласно которым признается экспертиза корректной или же нет.

Помимо основного письменного заключения после проверки всех предоставленных документов клиенту также обычно предоставляются устные рекомендации и советы по поводу того, что нужно сделать для устранения ошибок и исправления некорректных документов. Если это необходимо, то возможно исправить непосредственно в документах некоторые данные. Если же исправлений будет в этом случае слишком много, то тогда может быть целесообразным распечатать новые документы.

Порядок проведения государственной экспертизы в некоторых случаях подразумевает внесение изменений в документацию без согласия сторон - если это принудительная проверка в ходе судебного разбирательства.

Таким образом, государственная экспертиза действительно является существенным преимуществом в ходе строительства. Она позволяет предотвратить множество ошибок и проблем с контролирующими органами, а также спорных ситуаций между самими сторонами. Кроме того, обращаясь в государственную компанию для выдачи такого заключения, клиент может быть уверен в наличии всех разрешений у организации. Любая процедура экспертизы сметной документации позволяет избежать разного рода ошибок в будущем, что является очевидным преимуществом данной услуги для клиента.

Проведение государственной экспертизы — один из ключевых этапов в процессе строительства зданий и сооружений. Именно он становится «камнем преткновения» для многих строительных компаний. И причина не только в жестком порядке прохождения процедуры, но и в сроках ее проведения. К сожалению, не все знают требования законодательства, что вызывает ряд проблем и проволочек. Чтобы исключить такие сложности, стоит учесть ряд моментов, рассмотренных в статье.

Общие положения по государственной экспертизе

В законодательстве РФ четко прописан верхний период, выделяемый для проведения госэкспертизы проекта и изысканий в инженерном секторе. Так, с учетом положения №7 статьи 49 ГрК РФ период определяется с учетом сложности сооружения и не должен быть больше двух месяцев (60 суток). Что касается минимального срока, то он не оговаривается, что гарантирует определенную свободу действий для проверяющей структуры.

Нельзя не отметить и другой пункт (№29), в котором рассмотрены особенности (порядок и организация) проведения госэкспертизы. В нем упоминается, что проверка может проходить и быстрее (до 45 суток). Это актуально:

  • Для проектных документов, касающихся сооружений жилого сектора. Сюда же входят здания нежилого характера, не относящиеся к категории уникальных объектов.
  • Для изысканий в инженерном секторе, которые направлены для прохождения экспертизы до основных бумаг по проекту.
  • Для проектной документации, касающейся объектов капстроительства, а также реконструкции сооружений, находящихся в экономической зоне.

Кроме того, в пункте №30 указано, что срок проведения госэкспертизы может быть сокращен для сооружений, проверка документации по которым производится субъектами власти РФ на местах или же подведомственными госструктурами. В случае с государственной экспертизой стоит брать во внимание не только фиксированные сроки, прописанные в положении, но и условия договора. Участниками последнего выступают две стороны — структура, которая проводит проверку, и заявитель. Такие документы, как правило, регулируются на законодательном уровне с учетом условий ГК РФ.

По Гражданскому кодексу участники соглашения имеют право индивидуально определять период проведения проверки, а также оговаривать условия, когда сроки могут быть продлены. Получается, если заявителю недостаточно упомянутого в соглашении срока, то он выдвигает собственные условия и отказывается от подписания соглашения до их принятия. Но стоит учесть, что в ряде случаев госэкспертиза является обязательной, что вынуждает заявителя согласиться на предложенные другой стороной сроки.

Ускоренная госэкспертиза несет ряд дополнительных рисков. В частности, снижается качество проводимых проверок, возрастает риск упустить нечто значимое. Итогом могут стать ошибки на этапе строительства и дальнейшие проблемы с вводом здания в работу. Кроме того, снижение сроков не позволяет государственным органам получить полный объем информации и провести анализ по интересующему объекту.

  • Рекомендации заказчика (заявителя).
  • Условия регламента.
  • Действующие правила.
  • Заявленные сроки проведения госэкспертизы.
  • Требуемые трудовые ресурсы и так далее.

Виды и сроки проведения экспертизы и сопутствующих бумаг

Как упоминалось, время на проведение госэкспертизы составляет до 60 дней или до 45 суток (в исключительных случаях). Но здесь имеют место ситуации, когда процесс проведения может быть приостановлен. В виде основания для такого решения может стать оформление и передача соответствующего заявления, где оговорена необходимость внесения корректировок в один или несколько разделов.

Возможны ситуации, когда уполномоченная структура принимает отрицательное решение. Это объясняется тем, что заявители часто подают неполный список документов или бумаги, оформленные с нарушением действующих нормативно-правовых актов и регламента. Отказ в приеме документов возможен и при отсутствии в составе разделов, которые должны иметь место с учетом требований законодательства РФ.

Негативное решение порой принимается при несоответствии передаваемых инженерных изысканий по форме или по составу, прописанному в регламенте, положении или законодательных актах. Ситуация складывается аналогичным образом и при выполнении инженерных изысканий лицом, которое не имеет соответствующих прав.

Бывают ситуации, когда заявитель направляет проект для госэкспертизы, но он не подлежит проверке или в составе бумаг имеют место непредусмотренные или несогласованные штампы.

Как упоминалось, обращение заявителя рассматривается в течение 72 часов, после чего выдается письменное решение. При этом исполнительный орган может отказать не только в рассмотрении документов, но и в их приеме. Последнее возможно в случае ошибок при заполнении полей при подаче заявления, а также в случае передачи противоречивых (заведомо ложных) сведений.

Принятое решение передается через Портал и должно быть подписано представителем Мосгосэкспертизы. Далее решение направляется к заявителю в личный кабинет для ознакомления.

Применительно к срокам проведения госэкспертизы проектной документации, должны быть учтены следующие моменты:

  • Проверка вычислений сметной цены объекта капстроительства проводится в срок, который оговаривается в соглашении между сторонами. Ограничивается только верхний период, который по законодательству не должен превышать тридцати суток. Если так совпало, что сметная документация проверяется в тот же период, когда проводится и госэкспертиза, то период ограничивается сроком проведения экспертной оценки проектных документов и изысканий.
  • Негосударственная экспертиза. Для многих объектов допускается проведение экспертной проверки без привлечения государственных структур. В этом случае работу выполняют определенные компании, а сроки выполнения работ определены договором, оформляемым между двумя сторонами. Максимальный период проверки может быть как в пределах установленных норм (45 суток), так и больше его.
  • Проверка сметной документации. Как и в прошлом случае, для оценки сметы в отношении строительных работ составляется договор. В документе оговариваются особенности взаимодействия сторон, а также период проведения работ.
  • Контроль правильности использования смет, индексов и применяемых методик при составлении сметы. Здесь также присутствует ряд требований со стороны действующего регламента. Сроки проверки определяются соглашением, оформляемым на проведение экспертных работ.
  • Проверка определенных разделов проекта. Здесь условия взаимодействия сторон (в том числе и сроки исполнения) определяются согласованным текстом соглашения.

Как видно из статьи, сроки проведения экспертной оценки со стороны госструктур и уполномоченных юридических лиц являются «плавающими» и зависят от сложности объекта. Разница в том, что применительно к госэкспертизе верхний период все-таки имеет ограничение, составляющее 45 суток. Благодаря этому, заказчик может планировать строительные работы и затраты времени на решение бюрократических процедур. Если вопрос с проведением экспертизы решается раньше, то это идет только на пользу.

Источники: СТРОИМ ПРОСТО