Заключение аудиторской проверки является официальным актом, предназначенным для пользователей бухгалтерских (финансовых) документов, в котором присутствует мнение ревизора о достоверности проинспектированных сведений и соответствии их порядку ведения учета в РФ. Его формулирование и отражение осуществляется согласно действующим правилам. Достоверностью называют уровень точности информации, позволяющая заинтересованным лицам сделать правильные выводы об имущественном и финансовом состоянии предприятия, результатах его хозяйственной деятельности и принимать на основе этих показателей обоснованные решения. За содержание аудиторского заключения несет ответственность лицо, осуществлявшее ревизию. При этом необходимо учитывать, что за подготовку и предоставление бухгалтерских (финансовых) документов отвечает руководство инспектируемого лица. Из данного обстоятельства следует, что аудит не освобождает организацию от обязанностей в сфере отчетности.
Аудит бывает нескольких видов:
Как показывает опыт, целесообразно использовать для всех итоговых документов единый образец (пример). Аудиторское заключение должно оформляться на русском языке, стоимостные величины указываются в национальной валюте. Документ предоставляется руководителю инспектируемого лица в таком количестве экземпляров, какое предусматривается договором.
Ревизор несет ответственность за формулирование и выражение мнения о достоверности документации во всех значимых аспектах. Составление аудиторского заключения осуществляется в соответствии регламентируется в первую очередь федеральными стандартами. В частности, основополагающим является правило №6, утвержденное правительственным постановлением №696 от 23 сент. 2002 г. Данный стандарт, как и прочие аналогичные акты, разработан с учетом международных положений, регламентирующих аудиторскую деятельность. Правило устанавливает единые требования к итоговому документу ревизии.
Аудиторское заключение в обязательном порядке сопровождается финансовой отчетностью, в отношении которой формулируется и выражается мнение. Она должна быть завизирована и скреплена печатью инспектируемого субъекта. В ней также должна указываться дата формирования. Подготовка документации производится в соответствии с предписаниями законодательства в сфере финансовой документации. Аудиторское заключение и отчетность брошюруются в единый пакет. Листы нумеруются, прошнуровываются, скрепляются печатью ревизора. На соответствующей странице указывается количество листов в пакете. Как выше было сказано, выдача аудиторского заключения осуществляется в таком количестве экземпляров, которое было согласовано ревизором и инспектируемым лицом. Однако при этом обе стороны должны получить не менее чем по одному пакету документации.
Нормами предусматривается перечень основных обязательных элементов, которые должны присутствовать в итоговом документе. К этим компонентам относят:
Сведения об аудиторе должны включать в себя:
Данные об инспектируемом лице включают в себя:
В этой части присутствуют сведения о периоде предоставления сведений в финансовой документации, ее структуре. В частности, должны быть: "Бухгалтерский баланс" (ф. № 1), "Отчетность об убытках и прибыли" (ф. № 2), приложения к ф. №№ 1 и 2, пояснительная записка. Кроме этого, в вводный блок включаются сведения о разграничении ответственности между ревизором и инспектируемым субъектом. Обязанности, связанные с подготовкой финансовой документации, возлагаются на руководителя проверяемого лица. Аудитор несет ответственность за выражение компетентного мнения об уровне достоверности отчета во всех значительных аспектах.
В этом разделе присутствует следующая информация о том, что:
1. Аудит был выполнен в соответствии с федеральным законодательством, правилами (стандартами) деятельности, внутренними нормами, действующими в профобъединении, членом которого выступает ревизор, а также иными актами.
2. Инспекция была спланирована и проведена для обеспечения разумной степени уверенности в том, что финансовые показатели представлены без существенных искажений.
3. Проверка выполнялась на выборочной основе и включала в себя:
1) Исследование доказательств на базе тестирования, удостоверяющих значение и раскрытие сведений о финансовой и хозяйственной деятельности инспектируемого субъекта.
2) Оценку методов и принципов бухучета, порядка подготовки отчетности.
3) Определение основных оценочных величин, присутствующих в финансовой документации.
4) Анализ общего представления об отчетности.
4. Ревизия обеспечивает достаточные основания для формулирования и выражения мнения о степени достоверности документации во всех значимых аспектах и соответствии правил ведения бухучета действующему законодательству.
В блоке, описывающем мнение ревизора, должны быть раскрыты в установленной форме выводы аудитора об уровне достоверности проинспектированных сведений. В документе должны присутствовать росписи ответственных лиц. Подписание аудиторского заключения осуществляют руководитель организации, от которой действует ревизор, или иное уполномоченное лицо либо главный ревизор. В последнем случае дополнительно указывается номер, тип квалификационного аттестата, а также период его действия.
Они определены Федеральным стандартом №6. В правиле предусмотрены следующие виды документа: безоговорочно положительное аудиторское заключение и модифицированный тип. Первое подготавливается в том случае, если ревизор пришел к мнению, что предоставленная для инспекции документация достоверно отражает финансовое состояние предприятия и результаты его хозяйственной деятельности, соответствует принципам и методам ведения бухучета, требованиям законодательства. При наличии ряда обстоятельств возникает необходимость подготовки модифицированной формы аудиторского заключения.
Ревизор может отказаться от подготовки положительного заключения при наличии хотя бы одного из предусмотренных обстоятельств и если, по мнению специалиста, оно оказывает влияние либо может оказать значительное воздействие на достоверность предоставленных сведений. К таким факторам относят:
Аудиторская компания или частнопрактикующий специалист могут подготовить такой акт, если появились факторы:
Вне зависимости от обстоятельств, послуживших основанием для подготовки модифицированного акта, в отдельном разделе ревизор раскрывает причины его оформления.
При оформлении модифицированного документа, указываются конкретные факторы-основания. Пример: "Аудиторское заключение с обстоятельствами, оказывающими влияние на мнение ревизора" - акт содержит мнение с оговоркой в связи с наличием ограничения объема работы специалиста". В качестве причины подготовки такого документа может выступать и разногласие с руководством инспектируемого предприятия по вопросам учетной политики. Следует отметить, что в зависимости от степени ограничения работы специалиста, он вправе не только выразить мнение с оговоркой, но и отказаться от формулирования выводов. Отрицательное заключение может подготавливаться в случае разногласий с руководством инспектируемого предприятия по вопросам адекватности раскрытия сведений в финансовой документации.
С учетом приведенной выше информации, определяются следующие категории заключений:
Мнение с оговоркой выражается при наличии ряда обстоятельств. В частности, оно допустимо тогда, когда ревизор пришел к выводу, что сформулировать безоговорочно положительный вывод не представляется возможным. Однако влияние разногласий, возникших с руководителем инспектируемого лица либо ограничение объема работы специалиста нельзя назвать настолько существенным и глубоким, чтобы использовать право на отказ. В таком случае в заключении должна содержаться фраза: "За исключением обстоятельств…". Ревизор может отказаться выразить мнение. Это допустимо в случае, когда ограничение объема его работы настолько глубоко и значительно, что специалист не имеет возможности получить достаточные, по его мнению, доказательства. Следовательно, он не в состоянии выразить адекватного мнения по поводу достоверности представленных финансовых документов.
Противоречия во мнениях директора инспектируемого предприятия и ревизора могут иметь определяющее значение для финансовой документации. В такой ситуации аудитор формулирует вывод о том, что вынесение оговорки не может быть адекватным для раскрытия вводящего в заблуждение либо неполного характера отчетности. Для таких случаев на практике выработана соответствующая формулировка. Для лучшего понимания, приведем пример. Аудиторское заключение оформляется следующим образом:
"По нашему мнению, в связи с влиянием указанных факторов и обстоятельств, документация предприятия "А" отражает недостоверно финансовое состояние на 31 декабря 20_г. и результаты деятельности включительно с 1 января по 31 дек. 20_г. включительно."
На практике иногда встречается Оно представляет собой акт, оформленный без проведения ревизии либо с ее выполнением, но явно не соответствующий информации, присутствующей в инспектируемой документации. Признание заключения заведомо ложным производится только в судебном порядке.
Календарное число, которое проставляется в заключении, должно соответствовать дате завершения ревизии и следовать после дня утверждения финансовой документации инспектируемого субъекта. Особое внимание при этом следует уделить порядку отражения событий. В ПБУ 7/98 присутствует несколько требований, относящихся к данному вопросу. В соответствии с этими предписаниями формируются сроки аудиторского заключения. Существует две категории событий. Первые возникают в период между отчетной датой и календарным числом утверждения заключения. Кроме этого, существуют факты, которые были выявлены после ревизии. Все эти события относятся к категории произошедших после отчетной даты. Их определение и правила по отражению зафиксированы в ПБУ 7/98, а также Федеральном стандарте №10. В соответствии с последним, аудитор должен учитывать влияние на состояние финансовой документации и заключения событий, которые произошли после отчетного дня. При этом во внимание принимаются как благоприятные, так и негативные факторы. В финансовой документации отражаются события:
После даты формирования бухгалтерской отчетности могут произойти события:
Относительно событий, которые возникли до даты утверждения заключения, специалист должен провести ряд мероприятий. Они направлены на получение надлежащих и достаточных доказательств о том, что все эти факты, существование которых может потребовать корректировки финансовой документации либо раскрытия сведений в ней, установлены. Процедуры, ориентированные на определение указанных событий, реализуются как можно ближе к дню подписания заключения. Если специалист выявит факты, которые могут существенно повлиять на показатели финансовой документации, необходимо установить, были ли они отражены надлежащим образом в бухучете и адекватно ли раскрыта информация о них.
В этом стандарте присутствуют требования по действиям специалиста относительно событий, которые возникли после дня подписания заключения, но до календарного числа предоставления его заинтересованным лицам. После визирования итогового акта в обязанности ревизора не входит проведение процедур либо отправка запросов, касающихся финансовой документации. Ответственность за извещение аудитора о событиях, которые могут оказать влияние на показатели отчетности, со дня утверждения заключения возлагается на руководство инспектируемого субъекта.
В случае если аудитору стало известно о событии, которое может существенно повлиять на состояние финансовой документации, после дня подписания заключения, он должен:
Если были обнаружены события, существовавшие на день подписания заключения после передачи его заинтересованным лицам, но до его утверждения ими, в связи с которыми необходимо было модифицировать акт, специалист решает вопрос о целесообразности пересмотра финансовой документации и обсуждает это с руководителем инспектируемого субъекта. При корректировке бухгалтерских бумаг ревизор выполняет надлежащие процедуры. В его обязанности также входит подготовка нового итогового акта с разделом, привлекающим внимание, с описанием основания для повторного исследования документации и оформленного ранее заключения.
Если специалист счел целесообразным пересмотреть финансовую документацию, но руководство инспектируемого субъекта не предпринимает надлежащих мер, ему следует известить лиц, в подчинении которых находится директор предприятия о том, что пользователи будут проинформированы о невозможности полагаться на итоговый акт. При приближении дня предоставления отчетности за предстоящий период и раскрытия надлежащим образом сведений о фактах хозяйственной жизни необходимость в повторном исследовании бумаг и подготовке заключения может не появиться. Руководитель инспектируемого субъекта отвечает за информацию, присутствующую в бухгалтерской документации, и внесение в нее соответствующих изменений при выявлении событий, оказывающих существенное влияние на ее достоверность. Аудиторская компания либо частнопрактикующий специалист отвечает за адекватность мнения по оценке указанных фактов.
Вводная часть. Аналитическая часть (отчет).
Итоговая часть. Порядок оформления и представления
Аудиторское заключение содержит три части: вводную, аналитическую и итоговую.
Вводная часть включает все необходимые сведения об аудиторской фирме или аудиторе, работающем самостоятельно. Так, для аудиторской фирмы указываются юридический адрес и телефоны, сведения о лицензии на право аудиторской деятельности (номер лицензии, дата выдачи, наименование органа, выдавшего лицензию, срок действия лицензии); фамилии, имена и отчества аудиторов, принимавших участие в проведении аудита, их квалификационные аттестаты на право заниматься аудиторской деятельностью. Для аудитора, работающего самостоятельно, указываются: фамилия, имя, отчество, стаж работы в качестве аудитора; дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии, номер квалификационного аттестата аудитора.
Аналитическая часть представляет собой отчет аудиторской фирмы экономическому субъекту об общих результатах проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта, а также соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении финансово - хозяйственных операций.
Для облегчения работы аудиторов и аудиторов - ассистентов целесообразно разработать для этой цели внутрифирменный стандарт, в котором конкретизировать рассмотренные положения и привести примерную форму отчета аудиторской фирмы.
Аналитическая часть должна включать: название данной части; наименование адресата аналитической части; наименование экономического субъекта; объект аудита; общие результаты проверки состояния внутреннего контроля у экономического субъекта; общие результаты проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности; общие результаты проверки соблюдения законодательства при совершении финансово
Аудиторское заключение - это официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Аудиторское заключение представляет собой мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности, и никто не может трактовать его как-либо иначе.
Мнение о достоверности отчетности должно выражать собой оценку соответствия во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности нормативным актам, регулирующим бухучет и отчетность в Российской Федерации.
Если аудитор обнаружил, что из-за имущественного и финансового положения экономического субъекта возникают серьезные сомнения в его возможности продолжать свою деятельность и исполнять обязательства в течение как минимум 12 месяцев, эти сомнения должны быть отражены в аудиторском заключении.
Аудиторское заключение имеет следующую структуру:
1. Реквизитная часть
2. Вводная часть
3. Аналитическая часть
4. Итоговая часть
Ныне действующая форма аудиторского заключения представляет собой неделимый документ , что является принципиальным отличием ее от ранее действовавшей формы, предусматривавшей наличие в качестве отдельных документов вводной части, аналитической части, заключительной части.
Реквизитная часть аудиторского заключения содержит следующие элементы:
1. Наименование адресата.
2. Следующие сведения об аудиторе:
Организационно-правовая форма и наименование, для индивидуального аудитора - фамилия, имя, отчество и указание на осуществление им своей деятельности без образования юридического лица;
Место нахождения;
Номер и дата свидетельства о государственной регистрации;
Номер, дата предоставления лицензии на осуществление аудиторской деятельности и наименование органа, предоставившего лицензию, а также срок действия лицензии;
Членство в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении.
3. Следующие сведения об аудируемом лице:
Организационно-правовая форма и наименование;
Место нахождения;
Номер и дата свидетельства о государственной регистрации.
Требования к реквизитной части аудиторского заключения:
Аудиторское заключение должно иметь наименование «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» для того, чтобы отличить аудиторское заключение от заключений, составленных другими лицами, например, должностными лицами аудируемого лица, советом директоров;
Аудиторское заключение должно быть адресовано лицу, предусмотренному законодательством Российской Федерации и/или договором о проведении аудита; как правило, аудиторское заключение адресуется собственнику аудируемого лица (акционерам), совету директоров и т. п.
Во вводной части аудиторского заключения содержится перечень проверенной финансовой (бухгалтерской) отчетности с указанием отчетного периода и ее состава.
Здесь же отмечается распределение ответственности экономического субъекта и аудиторской фирмы в отношении бухгалтерской отчетности: экономический субъект несет ответственность за подготовку и достоверность отчетности, аудиторская фирма - за высказанное мнение о ее достоверности.
Пример изложения информации во вводной части аудиторского заключения:
Бухгалтерского баланса;
Отчета о прибылях и убытках;
Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;
Пояснительной записки.
Аналитическая часть (часть, описывающая объем аудита). В аналитической части аудиторского заключения описывается объем аудита с указанием, что аудит был проведен в соответствии с федеральными законами, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, действующими в профессиональных аудиторских объединениях, членом которых является аудитор, либо в соответствии с иными документами.
Под объемом аудита понимается способность аудитора выполнить процедуры аудита, которые считаются необходимыми в данных обстоятельствах, исходя из приемлемого уровня существенности. Это необходимо для получения пользователем уверенности в том, что аудит проведен в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, правилами и стандартами.
Аудиторское заключение должно содержать заявление о том, что аудит был спланирован и проведен с целью обеспечения разумной уверенности в том, что финансовая (бухгалтерская), отчетность не содержит существенных искажений.
В аудиторском заключении должно быть указано, что аудит проводился на выборочной основе и включал в себя:
Изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих числовые показатели и раскрытие в финансовой (бухгалтерской) отчетности информации о финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;
Оценку формы соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета, применяемых при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности;
Рассмотрение основных оценочных показателей, полученных руководством аудируемого лица при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности;
Оценку представления финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Аудиторское заключение должно содержать заявление аудитора относительно того, что аудит предоставляет достаточные основания для выражения мнения о достоверности во всех существенных отношениях финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Пример изложения информации в части, описывающей объем аудита:
«Мы провели аудит в соответствии с:
Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»;
Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;
Внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности (указать аккредитованное профессиональное объединение);
Правилами (стандартами) аудиторской деятельности аудитора;
Нормативными актами органа, осуществляющего регулирование деятельности аудируемого лица.
В итоговой части (части, содержащей аудиторское мнение ) аудиторского заключения выражается мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности экономического субъекта. Возможно включение мнения по поводу соответствия этой отчетности другим требованиям, а также относительно иных документов и сделок, относящихся к финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, если они подлежат обязательной аудиторской проверке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В аудиторском заключении указывается дата, когда был завершен аудит. Аудиторское заключение подписывается руководителем аудиторской фирмы или уполномоченным руководителем лицом и лицом, проводившим аудит (лицом, возглавлявшим проверку), с указанием номера и срока действия квалификационного аттестата, и заверяется печатью аудиторской организации. Если аудит осуществлялся индивидуальным аудитором, заключение должно быть подписано только этим аудитором.
К аудиторскому заключению прилагается финансовая (бухгалтерская) отчетность, в отношении которой выражается мнение, которая датирована, подписана и скреплена печатью проверяемого экономического субъекта. Аудиторское заключение и отчетность брошюруются в единый пакет, прошнуровываются, опечатываются печатью аудитора.
Аудиторское заключение готовится в количестве экземпляров, согласованном аудитором и экономическим субъектом, однако и аудитор, и экономический субъект должны получить не менее чем по одному экземпляру аудиторского заключения и прилагаемой финансовой отчетности.
УТРАЧИВАЕТ СИЛУ 06.03.2017 согласно приказу министра финансов РУз от 09.11.2016 №84, зарегистрированного МЮ РУз 01.12.2016 г. №1016-1. См. Новую редакцию
Утвержден Приказом министра финансов от
14.02.2001 г. № 20,
зарегистрированным
МЮ 10.03.2001
г. № 1016
Вступает в силу с 20 марта 2001
года
Настоящий Национальный стандарт аудиторской деятельности (НСАД) разработан на основе Закона Республики Узбекистан "Об аудиторской деятельности", постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 сентября 2000 года № 365 "О совершенствовании аудиторской деятельности и повышении роли аудиторских проверок" и является элементом нормативного регулирования аудиторской деятельности в Республике Узбекистан.
§ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Целью стандарта является установление единого порядка составления аудиторской организацией аудиторского отчета и аудиторского заключения по результатам проведенной аудиторской проверки.
2. Требования данного стандарта являются обязательными для всех аудиторских организаций при проведении аудиторской проверки и представлении хозяйствующему субъекту аудиторского отчета и аудиторского заключения.
§ 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
3. Аудиторский отчет - документ, адресованный руководителю, собственнику, общему собранию участников (акционеров) хозяйствующего субъекта, содержащий подробные сведения о ходе аудиторской проверки, выявленных отклонениях от установленного порядка ведения бухгалтерского учета, нарушениях в финансовой отчетности, а также другую информацию, полученную в результате проведения аудиторской проверки, и являющийся основанием для составления аудиторского заключения.
4. Аудиторское заключение - документ, содержащий выраженное в письменной форме мнение аудиторской организации о достоверности финансовой отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета требованиям, установленным законодательством и доступный для пользователей финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.
§ 3. СТРУКТУРА АУДИТОРСКОГО ОТЧЕТА
5. Аудиторский отчет содержит:
а) название ("Аудиторский отчет" или "Отчет аудиторской организации": оба названия равнозначны);
б) наименование адресата;
в) вводную часть;
г) аналитическую часть;
д) итоговую часть.
6. Аудиторский отчет должен быть подписан постранично аудитором (аудиторами), осуществлявшим аудиторскую проверку финансовой отчетности.
7. Аудиторский отчет направляется заказчику аудиторской проверки с указанием всех необходимых реквизитов заказчика.
§ 4. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ АУДИТОРСКОГО ОТЧЕТА
8. В вводной части аудиторского отчета содержатся реквизиты аудиторской организации, в том числе номер и дата лицензии на осуществление аудиторской деятельности, сведения об аудиторах и других лицах, участвовавших в аудиторской проверке, а также основание для проведения аудиторской проверки и общая характеристика деятельности хозяйствующего субъекта.
§ 5. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ АУДИТОРСКОГО ОТЧЕТА
9. Аналитическая часть аудиторского отчета содержит ссылку на НСАД и должна включать:
Результаты проверки состояния внутреннего контроля у хозяйствующего субъекта (подробное описание);
Результаты проверки состояния бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
Результаты проверки соблюдения законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;
Результаты проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;
Результаты проверки сохранности активов.
10. Информация о результатах проверки состояния внутреннего контроля хозяйствующего субъекта должна включать:
Общую оценку соответствия системы внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности хозяйствующего субъекта;
Описание выявленных в ходе аудиторской проверки существенных несоответствий системы внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности хозяйствующего субъекта.
11. Информация о результатах проверки состояния бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта должна включать:
Оценку соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;
Описание выявленных в ходе аудиторской проверки существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой отчетности.
12. Информация о результатах проверки соблюдения хозяйствующим субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций должна включать:
Оценку соответствия совершенных хозяйствующим субъектом финансово-хозяйственных операций законодательству;
Описание выявленных в ходе аудиторской проверки существенных несоответствий совершенных хозяйствующим субъектом финансово-хозяйственных операций законодательству.
13. Информация о результатах проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей должна включать:
Оценку правильности составленных и представленных в соответствующие органы расчетов налогов и других обязательных платежей;
Описание фактов нарушения установленного порядка исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей, отклонений при определении налогооблагаемой базы.
14. Результаты проверки сохранности активов должны основываться на инвентаризации активов и включать сведения об их фактическом наличии и сохранности.
§ 6. ИТОГОВАЯ ЧАСТЬ АУДИТОРСКОГО ОТЧЕТА
15. Итоговая часть аудиторского отчета должна содержать рекомендации аудиторской организации по устранению выявленных отклонений и нарушений, а также предложения и консультации по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта.
§ 7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА АУДИТОРСКИЙ ОТЧЕТ
16. Аудиторская организация несет ответственность за составление аудиторского отчета в соответствии с законодательством.
17. Информация, содержащаяся в аудиторском отчете, является конфиденциальной и не подлежит разглашению. За разглашение информации лица, получившие доступ к этой информации, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством.
§ 8. СТРУКТУРА АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
18. Аудиторское заключение включает следующие элементы:
а) название ("Аудиторское заключение" или "Заключение аудиторской организации": оба названия равнозначны);
б) наименование адресата;
в) вводную часть;
г) констатирующую часть;
д) итоговую часть;
е) дату выдачи аудиторского заключения;
ж) адрес аудиторской организации;
з) подписи аудиторов и руководителя аудиторской организации.
19. Аудиторское заключение должно быть заверено печатью аудиторской организации.
20. Аудиторская организация должна соблюдать единообразие формы аудиторского заключения.
21. Формы аудиторских заключений приведены в приложениях №№ 1 и 2.
§ 9. АДРЕСАТ В АУДИТОРСКОМ ЗАКЛЮЧЕНИИ
22. Аудиторское заключение должно быть адресовано заказчику аудиторской проверки с указанием всех необходимых реквизитов заказчика.
§ 10. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
23. Вводная часть аудиторского заключения включает в себя следующие реквизиты аудиторской организации:
Юридический адрес и телефоны аудиторской организации;
Номер лицензии на право осуществления аудиторской деятельности, дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию;
Номер свидетельства о государственной регистрации аудиторской организации;
Номер расчетного счета аудиторской организации;
Фамилия, имя и отчество аудитора (аудиторов), принимавших участие в аудиторской проверке, а также руководителя аудиторской организации.
24. Вводная часть должна содержать перечень проверенной финансовой отчетности с указанием даты и отчетного периода.
25. Во вводной части должно указываться, что:
Хозяйствующий субъект несет ответственность за подготовку и достоверность финансовой отчетности, подлежащей аудиторской проверке;
Аудиторская организация несет ответственность за соответствие аудиторского заключения результатам финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта.
§ 11. КОНСТАТИРУЮЩАЯ ЧАСТЬ АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
26. В аудиторском заключении должно констатироваться, что аудиторская проверка проведена в соответствии с НСАД.
27. Констатирующая часть должна указывать, что аудиторская проверка заключается в оценке достоверности и соответствия финансовой отчетности и иной финансовой информации законодательству, а также фактическому состоянию финансово-хозяйственной деятельности.
28. Констатирующая часть должна содержать подтверждение аудиторской организации, что аудиторская проверка предоставляет достаточные основания для выражения мнения.
§ 12. ИТОГОВАЯ ЧАСТЬ АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
29. В итоговой части аудиторского заключения должно быть четко изложено мнение аудиторской организации по поводу того, дает ли проверенная финансовая отчетность достоверную картину о фактическом состоянии финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта и соответствует ли финансовая отчетность законодательству.
§ 13. ДАТА АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
30. Аудитор должен датировать аудиторское заключение числом, когда была завершена аудиторская проверка.
31. Аудитор не должен датировать аудиторское заключение числом, предшествующим дате подписания или утверждения финансовой отчетности руководством хозяйствующего субъекта.
§ 14. ПОДПИСИ В АУДИТОРСКОМ ЗАКЛЮЧЕНИИ
32. Аудиторское заключение должно быть подписано аудитором (аудиторами), руководителем аудиторской организации и заверено печатью аудиторской организации.
§ 15. ВИДЫ АУДИТОРСКИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ
33. Существуют следующие виды аудиторских заключений:
а) положительное аудиторское заключение;
б) отрицательное аудиторское заключение.
§ 16. ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
34. Положительное аудиторское заключение должно быть составлено тогда, когда аудиторская организация приходит к мнению, что финансовая отчетность хозяйствующего субъекта достоверно отражает его финансовое положение и совершенные хозяйствующим субъектом финансовые и хозяйственные операции соответствуют требованиям законодательства Республики Узбекистан.
§ 17. ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
35. Отрицательное аудиторское заключение должно быть составлено тогда, когда аудиторская организация приходит к мнению, что финансовая отчетность хозяйствующего субъекта содержит искажения, которые в случае их неустранения хозяйствующим субъектом могут ввести в заблуждение пользователя финансовой отчетности.
Отрицательное аудиторское заключение составляется также в случаях, когда совершенные хозяйствующим субъектом финансовые и хозяйственные операции достоверно отражены в финансовой отчетности, но не соответствуют требованиям законодательства.
36. Причиной составления отрицательного аудиторского заключения, как правило, является несогласие руководства хозяйствующего субъекта с мнением аудиторской организации о внесении поправок в финансовую отчетность в целях устранения выявленных искажений.
Отрицательное аудиторское заключение не составляется в случае устранения хозяйствующим субъектом искажений, выявленных в ходе аудиторской проверки.
§ 18. ОТКАЗ ОТ СОСТАВЛЕНИЯ АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
37. Аудиторская организация может отказаться от составления аудиторского заключения тогда, когда аудиторская организация из-за ограничения объема аудиторской проверки не может получить достаточные аудиторские доказательства для выражения мнения о финансовой отчетности.
38. Ограничение объема аудиторской проверки - это явные действия или бездействия представителей хозяйствующего субъекта либо третьих лиц, направленные на воспрепятствование проведению уже начавшейся аудиторской проверки в том объеме, который аудитор считает необходимым для подготовки аудиторского заключения.
39. Отказ от составления аудиторского заключения должен быть в форме заявления и иметь название "Заявление об отказе аудиторской организации от составления аудиторского заключения". Форма заявления приведена в приложении № 3.
§ 19. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
40. Аудиторское заключение составляется не менее чем в трех экземплярах, из которых два экземпляра представляются заказчику аудиторской проверки.
41. Аудиторское заключение должно быть понятным пользователям финансовой отчетности, содержать указания на ограничения, вызванные неуверенностью и (или) несогласием аудитора.
42. Аудиторское заключение является открытой информацией, которая должна быть доступна всем пользователям финансовой отчетности.
43. Аудиторское заключение вместе с соответствующими финансовыми отчетами может быть опубликовано хозяйствующим субъектом.
§ 20. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
44. Аудиторский отчет и аудиторское заключение, составленные без проведения аудиторской проверки либо составленные по результатам аудиторской проверки, но не соответствующие содержанию документов хозяйствующего субъекта, полученных аудитором (аудиторами) в ходе аудиторской проверки, считаются заведомо ложными.
45. Составление заведомо ложных аудиторского отчета и аудиторского заключения влечет за собой ответственность в установленном законодательством порядке.
46. Споры, возникшие между хозяйствующим субъектом и аудиторской организацией, разрешаются в порядке, установленном законодательством.
"Бюллетень нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Узбекистан", 2001
Конечным этапом в аудиторской проверке является составление аудиторского заключения. Аудиторское заключение является важным бухгалтерским и юридическим документом, поэтому порядок его составления регламентируются стандартом аудиторской деятельности «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности».
Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности предприятия представляет мнение аудиторской фирмы о достоверности этой отчетности.
Вывод о достоверности бухгалтерской отчетности представляет собой оценку аудиторской фирмы соответствия бухгалтерской отчетности нормативным документам, регулирующим бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.
Мнение, содержащееся в аудиторском заключении, не может и не должно трактоваться предприятием и заинтересованными пользователями аудиторского заключения как-либо иначе.
Аудиторское заключение состоит из трех частей: реквизитной, вводной, аналитической и итоговой. К аудиторскому заключению должна быть приложена бухгалтерская, отчетность проверяемого предприятия.
Реквизитная часть представляет собой общие сведения об аудиторской фирме (аудиторе). Она включает:
. название документа в целом - «Аудиторское заключение»;
. юридический адрес и телефоны аудиторской фирмы;
. номер, дату выдачи и наименование органа, выдавшего аудиторской фирме лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии;
. номер свидетельства о государственной регистрации аудиторской фирмы;
. номер расчетного счета аудиторской фирмы;
. фамилии, имена и отчества всех аудиторов, принимавших участие в аудите.
Во вводной части содержится перечень проверенной финансовой (бухгалтерской) отчетности с указанием отчетного периода и её состава. Здесь же отмечается распределение ответственности аудируемого лица и аудиторской фирмы в отношении бухгалтерской отчетности: аудируемое лицо несет ответственность за подготовку и достоверность отчетности, аудиторская фирма - за высказанное мнение о её достоверности. Аналитическая часть представляет собой отчет аудиторской фирмы об общих результатах проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности предприятия, а также соблюдения предприятием законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.
Аналитическая часть включает:
. название данной части, кому адресована аналитическая часть;
. наименование предприятия;
. объект аудита, общие результаты проверки состояния внутреннего контроля у экономического субъекта;
. общие результаты проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности;
. общие результаты проверки соблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.
Аналитическая часть аудиторского заключения должна быть озаглавлена «Отчет аудиторской фирмы», а аналитическая часть аудиторского заключения, выдаваемого аудитором, работающим самостоятельно, - «Отчет аудитора». Данная часть адресуется руководству предприятия.
Изложение общих результатов проверки состояния внутреннего контроля на предприятии включает:
1. ответственность руководства предприятия за организацию и состояние внутреннего контроля;
2. цель и характер рассмотрения состояния внутреннего контроля при проведении аудита;
3. общую оценку соответствия системы внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности предприятия;
4. описание выявленных в ходе аудита существенных несоответствий системы внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности экономического субъекта.
Изложение; общих результатов проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности предприятия включает:
1. общую оценку соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности,
2. описание, выявленных в ходе аудита существенных нарушений порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности.
Изложение общих результатов проверки соблюдения предприятием законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций включает:
1. цель и характер рассмотрения соответствия совершенных предприятием финансово-хозяйственных операций законодательству и нормативным актам при проведении аудита;
2. общую оценку соответствия совершенных предприятием финансово- хозяйственных операций законодательству Российской Федерации;
3. описание выявленных в ходе аудита существенных нарушений законодательства РФ при отражении операций;
4. ответственность руководства предприятия за несоблюдение законодательства Российской Федерации при совершении финансово-хозяйственных операций.
Оценка общих результатов проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности предприятия, а также соблюдения предприятием законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций может быть выражена в произвольной форме.
Итоговая часть аудиторского заключения представляет собой мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности предприятия. Она включает в себя следующую информацию:
. название данной части;
. кому адресована итоговая часть;
. наименование проверяемого предприятия;
. объект аудита,
. указание на нормативный акт, которому должна соответствовать бухгалтерская отчетность;
. распределение ответственности предприятия и аудиторской фирмы в отношении бухгалтерской отчетности;
. указание на нормативный акт, в соответствии с которым проводился аудит;
. изложение существенных обстоятельств, приведших к составлению аудиторского заключения в форме, отличной от безоговорочно положительного, и оценку в стоимостном выражении, если это возможно, их влияния на бухгалтерскую отчетность предприятия;
. мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности предприятия;
. дату подписания аудиторского заключения.
Итоговая часть аудиторского заключения должна быть озаглавлена «Заключение аудиторской фирмы», а итоговая часть аудиторского заключения, выдаваемого аудитором, работающим самостоятельно, - «Заключение аудитора».
Данная часть адресуется учредителям (участникам) предприятия, если иное не предусмотрено договором на проведение аудита
Бухгалтерская отчетность, прилагаемая к аудиторскому заключению, должна быть составлена по формам, установленным нормативными документами Российской Федерации.
В целях идентификации отчетность должна быть помечена либо подписью уполномоченного лица аудиторской фирмы, либо специальным штампом, либо иным соответствующим способом.
Если в результате аудита выявлены существенные искажения бухгалтерской отчетности, то в прилагаемой к аудиторскому заключению отчетности предприятие должно устранить эти искажения. То есть она должна быть составлена с учетом поправок, предложенных аудиторской фирмой.
Если аудиторское заключение составляется после представления предприятием бухгалтерской отчетности пользователям (учредителям (участникам), налоговым органам и др.), то итоговая часть аудиторского заключения должна содержать перечень поправок, которые следует произвести в этой отчетности, для того чтобы она была признана достоверной. Учетные записи, отражающие такие поправки, должны быть произведены предприятием в установленном порядке.
Аудиторское заключение готовится в количестве экземпляров, согласованных аудитором и экономическим субъектом, однако и аудитор, и экономический субъект должны получить не менее чем по одному экземпляру аудиторского заключения и прилагаемой финансовой отчетности. Каждый экземпляр вместе с приложенной к нему бухгалтерской отчетностью является единым целым и должен быть сброшюрован.
Аудиторская фирма представляет заключение предприятию в сроки, установленные договором.
Предприятие несет ответственность за предоставление копий аудиторского заключения заинтересованным пользователям, включая учредителей (участников), налоговые органы и другие.
Заинтересованные пользователи, включая налоговые и иные государственные органы, не имеют право требовать от аудиторской фирмы, а аудиторская фирма не имеет право и не обязана предоставлять каким-либо пользователям копии аудиторского заключения целиком или в какой-либо части, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации.