Учет на малом предприятии. Особенности ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях. Бухгалтерский учет на малых предприятиях

Предприятия малого бизнеса составляют значимую часть компаний, ведущих коммерческую деятельность. Образования решают вопросы занятости населения, охвата сфер, не входящих в круг интересов среднего или крупного бизнеса. Поддержка предприятий выражается в создании оптимальных условий для ведения деятельности, снижении налоговой нагрузки и упрощении отчетности. Расскажем в статье, как осуществляют бухгалтерский и налоговый учет малые предприятия, каковы их льготы и преимущества.

Принадлежность к малому бизнесу

Использование льгот, предоставленных законодательством, возможно при четком понимании критериев принадлежности к субъектам малого предпринимательства (СМП). К категории малых при соответствии критериям причисляются хозяйственные общества и партнерства, ИП, производственные и сельскохозяйственные кооперативы, фермерские хозяйства.

Ограничения показателей принадлежности:

Показатель Предельный лимит Дополнения
Доход, полученный в течение года До 800 млн рублей Доход определяется по всем видам деятельности и системам налогообложения
Среднесписочная численность До 100 человек Расчет численности производится по правилам, разработанным органами статистики
Допускаемая доля предприятий (не отвечающих критериям малого бизнеса) в уставном капитале До 49% от общей стоимости Определяется как суммарный показатель всех участников

Для предприятий установлен период в 3 года отнесения к группе малых даже в случае утраты права.

Пример о превышении лимитов

ООО «Родничок» зарегистрировано в 2014 году. Размер средней численности за 2014-2015 годы не превышал 100 человек, что соответствовало критерию отнесения к СМП. Остальные показатели соответствовали норме.

Организация превысила лимит показателей отнесения к категории малых в 2016 году по числу среднесписочной (средняя замена на среднесписочную с августа 2016 года) численности в связи с расширением бизнеса. Вывод: предприятие утрачивает право на отнесение к малым и использование льгот в 2019 году.

Открытие малого предприятия

При регистрации компаний, попадающий под категории малых, применяется стандартный порядок оформления. Регистрирующий орган определяется по месту расположения юридического лица, для ИП – место постоянной прописки. Законное ведение деятельности осуществляется с даты внесения предприятия в реестр, существующий отдельно для юридических лиц и ИП.

Состав представляемых документов на регистрацию юридического лица:

  • Заявление формы Р11001. При наличии нескольких учредителей каждый из лиц должен присутствовать при подаче документов и представить паспорт. В том случае, когда подачу документов осуществляет представитель, необходимо иметь нотариальное удостоверение документа.
  • Паспорт с копией документа всех участников и доверенность при сопровождении процедуры представителем.
  • Учредительные формы – протоколы, Устав, регистрационные документы на организацию, имеющую долю в уставном капитале.
  • Гарантийное письмо для заключения договора аренды или иной документ, подтверждающий планируемое место расположения.
  • Платежный документ о внесении в бюджет пошлины. Сумма вносится от имени заявителя или учредителей по требованию регистрирующего органа.

Государственные субсидии малому бизнесу

Для предпринимательства предусмотрены субсидии, выделяемые в рамках государственных программ. Предприятия малого бизнеса имеют право обратиться в муниципалитет для поддержки и предоставления помощи. Существуют несколько программ с финансовой помощью:

  • Предоставление субсидий после открытия предприятия. Для получения финансовой поддержки необходимо представить документы о бизнес-проекте. Предпочтения отдаются предприятиям производственной, сельскохозяйственной сфер деятельностью. Обязательным условием является создание рабочих мест в области нахождения. Субсидии направляются на приобретение оборудования, техники, помещений.
  • Компенсация сумм, затраченных субъектом малого бизнеса на кредитование. Рассматриваются расходы по кредитам на приобретение производственных зданий, создание материальной базы предприятиями малого бизнеса. Для получения субсидии представляется бизнес-план, показатели деятельности в динамике, договоры с банком, расчет затраченных процентов по кредитованию.
  • Поддержка кредитования малого бизнеса. Ряд банков предоставляет программы, осуществляемые с государственной поддержкой. Льгота выражается в получении субсидии на взнос, гарантий при кредитовании, возврата части процентной ставки.

Вопрос о рассмотрении и предоставлении субсидии решается в каждом конкретном случае индивидуально. Целью программ является развитие субъектов с деятельностью в области воспроизводства и создания новых рабочих мест. За весь период действия программы предприятия должны предоставлять отчетность и подтверждение ранее заявленных показателей в муниципалитет.

Бухгалтерский учет на малых предприятиях

Субъекты имеют право на льготное ведение кассовых операций. Допускается отсутствие утвержденного лимита кассы и хранение выручки без ограничения размера. Предприятия имеют право не сдавать средства в банк и использовать их по назначению непосредственно из кассы на любые разрешенные нужды.

Детальное выражение упрощения учета:

Элемент Характеристика
План счетов Упрощенный вариант и возможность отказа от ведения двойной записи
Отчетность Сокращенное число форм. Представляются только балансы формы 1 и 2. В ряде случаев (при использовании целевых средств) дополнительно представляется отчет о целевом использовании денежных средств
Метод учета Допускается отказ от применения метода начисления
Создание резервов Разрешен отказ от формирования оценочных обязательств и списание затрат в текущих расходах
Использование ПБУ 18/02 Разрешено ведение учета без использования временных или постоянных разниц и обязательств

Налогообложение малого бизнеса

Организации и ИП, попадающие под критерии малых, имеют право использовать любые установленные законодательством системы налогообложения. Льготное налогообложение создается преимущественно на региональном уровне. Субъектам федерации разрешено снизить ставку по ряду налогов.

Право регионов реализуется для поддержки малого бизнеса в областях строительства, сельского хозяйства, производства, социальной сферы.

Пример о применении льготной ставки

Организация ООО «Истоки» относится в СМБ, оказывает медицинские услуги и имеет малые обороты. В учете применяет УСН с объектом «доходы». Размер выручки за 1 квартал 2016 года составил 20 000 рублей. Авансовый платеж единого налога – 1 200 рублей.

После внесения суммы в бюджет организация узнала о льготе по единому налогу для профильного вида деятельности – снижения размера до 1%. Полученная экономия составила 1 000 рублей. Переплата будет учтена в платежах будущих периодов.

Образования, зарегистрированные в форме ИП, имеют право до 2020 года применить налоговые каникулы. Право распространяется на впервые зарегистрированные ИП с открытием после подтверждения законодательной нормы на региональном уровне. Применение льготы носит заявительный характер.

Льготы общего характера для предприятий

На региональном уровне предприятия имеют право получить:

  • Возможность участвовать в тендерах на получение госзаказов. Учреждения должны приобретать у субъектов малого бизнеса до 15% всего объема госзакупок.
  • Первоочередное право выкупа арендованных зданий и участков.
  • Возможность заключения трудовых договоров с наемными работниками с ограниченным сроком действия.
  • Льготы по штрафам административного порядка. Разрешена замена штрафа на предупреждение при условии отсутствия ущерба, вреда среде и лицам, государственной безопасности. Льгота применяется для организаций и ИП, впервые совершивших нарушение.

Важной льготой служат каникулы в отношении неналоговых проверок, мораторий на которые установлен с 2016 года и до окончания 2018 года. Льгота предоставляется при отсутствии нарушений. Инспекторам ИФНС предоставляется меньше времени на процедуру проверки с ограничением в пределах 50 часов в год.

Плюсы и минусы малого предпринимательства

Законодательство предоставляет значительный перечень льгот и возможностей малому бизнесу, среди которых основными выступают:

  • Минимизация внутреннего документооборота.
  • Льготы финансового, налогового характера с участием региональных властей.
  • Льготы административного назначения.
  • Возможность использовать условия деятельности, доступные среднему и крупному бизнесу.
  • Отсутствие финансовых потерь при утрате права на принадлежность к СМП.

К преимуществам предприятий СМП над более крупными образованиями относят гибкость, возможность оперативной смены деятельности или принятия бизнес решения.

К явному минусу малого бизнеса относят сложную конкуренцию с более крупными предприятиями, имеющими значительную материальную базу и солидные денежные потоки. Ограниченные возможности СМП не позволяют расширять объемы оборотов и прибыли.

Отсутствие возможности выхода на другой уровень масштабности объемов увеличивает издержки на единицу товара. Отрицательными сторонами ведения СМП является осторожность банков при выдаче кредитов, партнеров при заключении договоров и потребителей, иногда предпочитающих более крупные структуры.

Реестр малых предприятий

С 2016 года создан специальный реестр малых предприятий, ответственность ведения которого возложена на ИФНС. Формирование информации производится по показателям малых предприятий.

Воспользоваться сведениями можно в открытом доступе, на официальном сайте ИФНС. Для внесения данных Инспекции будут использовать отчетность о среднесписочной численности, показатели доходности стандартных отчетов и данных реестра предприятий.

Ответы на наиболее часто возникающие вопросы по тематике малого бизнеса

Вопрос №1. Если предприятие СМП получило убыток в периоде получения субсидии на приобретение оборудования, потребуется ли выплатить полученную сумму?

Субсидию, выданную на приобретение оборудования, возвращать не потребуется. Важно использовать оборудование при ведении деятельности (не для перепродажи) и своевременно отчитываться по показателям.

Вопрос №2. Будет ли производится проверка СЭС предприятия малого бизнеса в периоде каникул, если на него поступила жалоба о нарушении правил общепита?

При отсутствии жалоб на ведение деятельности и явные нарушения проверка контролирующими инстанциями (СЭС, пожарная инспекция) не производятся. Поступившая от потребителей жалоба обязывает органы контроля произвести проверку ведения деятельности.

Вопрос №3. Могут ли малые предприятия совмещать режимы налогообложения?

Могут. Компании СМП имеют право на использование всех возможностей, предоставленных законодательством при ведении коммерческой деятельности.

Вопрос №4. Относятся ли ИП при ведении патентной системы налогообложения к малым предприятиям.

Ограничения численности, допускаемые при использовании патента, позволяют отнести ИП к микро-предприятиям.

Вопрос №5. Нужно ли подтверждать принадлежность предприятия к СМП?

Специальных форм для подтверждения показателей отнесения к субъектам малого бизнеса не предусмотрено.

Звонок в один клик

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Формы организации бухгалтерского учета. Особенности ведения бухгалтерского учета при упрощенной системе налогообложения. Особенности применения единого налога на вмененный доход на малых предприятиях. Организация и планирование аудита малых предприятий.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2011

    Критерии отнесения предприятий к категории малых: ограничение средней численности работников, выручка от реализации товаров без учета НДС. Организация, ведение бухгалтерского учета на малых предприятиях. Отчетность субъектов малого предпринимательства.

    контрольная работа , добавлен 07.08.2009

    Теоретические основы учета на малых предприятиях. Критерии отнесения предприятия к малому бизнесу. Особенности учета на малых предприятиях. Организация налогового учета на малом предприятии. Расчет единого налога. Единый налог на вмененный доход.

    курсовая работа , добавлен 25.07.2008

    Критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий. Виды малого бизнеса и его организационно-правовые формы. Особенности применения единого налога на малых предприятиях. Бухгалтерская и налоговая отчетность на примере предприятия ООО "Досуг".

    курсовая работа , добавлен 23.04.2011

    Применение общепринятой системы бухгалтерского учета и налогообложения на малых предприятиях. Бухгалтерский учет и налогообложение на малых предприятиях, являющихся плательщиками единого налога на вмененный доход. Особенности ведения бухгалтерского учета.

    курсовая работа , добавлен 02.10.2011

    Организация и особенности ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях. Налоговый учет при упрощенной системе налогообложения. Финансово-экономический анализ деятельности ПО "Заготхлебпром»". Проведение аудита на предприятии и его результаты.

    дипломная работа , добавлен 17.07.2010

    Малые предприятия как составная часть активной рыночной политики. Критерии отнесения к малым предприятиям. Учетная политика на малом предприятии. Формы организации бухгалтерского учета на малых предприятиях, анализ их преимуществ и недостатков.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2008

    Государственная поддержка малого бизнеса в Российской Федерации. Особенности бухгалтерского учета для малых предприятий. Обязательные реквизиты первичных учетных документов. Рассмотрение основных форм бухгалтерского учета: журнально-ордерной и упрощенной.

    курсовая работа , добавлен 16.04.2014

Для нормального функционирования малых предприятий необходима всесторонняя, объективная, оперативно поступающая информация. Важнейшим источником информации об экономической деятельности организаций, в том числе и малых предприятий, являются данные, содержащиеся в бухгалтерском учете.

Бухгалтерский учет формирует информацию о работе предприятий малого бизнеса. Он фиксирует все изменения, происходящие в производственной, снабженческой и сбытовой деятельности, т.е. дает необходимые сведения о кругообороте средств малого предприятия. Бухгалтерский учет не бесстрастный регистратор фактов и событий; здесь систематизируются и обобщаются полученные данные. Все изменения, происходящие в хозяйственной деятельности, регистрируются в бухгалтерском учете с целью активного воздействия на улучшение работы малого предприятия через принятие правильных управленческих решений.

Поэтому бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса является составной частью системы управления производством. Он необходим, прежде всего, для информационного обеспечения системы управления, причем на всех ее уровнях. В общем, объеме экономической информации в малом бизнесе учетная информация занимает свыше 80%, т.е. данная информация составляет основу информационного обеспечения системы управления малым бизнесом.

Значения бухгалтерского учета в системе управления не сводится только к функции информационного обеспечения. Бухгалтерский учет выполняет и другую информационную роль – обеспечение контроля за сохранностью собственности организации. Большое значение контрольная функция бухгалтерского учета имеет в условиях, когда повсеместно внедряются экономические методы воздействия на качество работы предприятия малого бизнеса. Это значит, что бухгалтерский учет не только должен сигнализировать о недостатках в работе малого предприятия, о нерациональном использовании ресурсов и т.п., но путем соответствующей организации учетной службы призван поставить заслон этим негативным явлениям.

Бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса постоянно совершенствуется с учетом меняющейся экономической обстановки. Принятые нормативные документы предусматривают внедрение в практику бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса современных принципов его организации на основе международных стандартов.

В соответствии с нормативными документами главными задачами бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса являются:

Обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

Своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов;

Формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее использования инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми, финансовыми и банковскими органами.

Министерство финансов РФ приказом от 21 декабря 1998 года №64 утвердило Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. МП ведет бухучет в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом РФ «О бухгалтерском учете» 21.11.1996 №129-ФЗ (ред. от 28.09.2010г.); Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ; положениями по бухгалтерскому учету, регулирующими порядок учета различных объектов учета; Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета на МП несет руководитель предприятия. Руководитель МП может в зависимости от объема учетной работы:

а) создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру - специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

При организации бухгалтерского учета на малом предприятии следует принять во внимание организационные и правовые особенности данного предприятия (таблица 1.2).

Таблица 1.2

Организационные и правовые особенности малого предпринимательства, учитываемые при организации бухучета

Наименование фактора

Характеристика фактора

1.Организационно-правовая форма.

Деятельность ОАО подлежит обязательному ежегодному аудиту. ООО, ЗАО и ОАО должны рассчитывать стоимость чистых активов по данным баланса для установления соответствия им уставного капитала, а также для определения размера дивидендов.

2.Сфера деятельности.

Сфера материального производства предполагает большое количество хозяйственных операций, калькулирование себестоимости продукции, ежедневный учет движения материальных ресурсов.

В сфере услуг или в непроизводственной сфере возможно ведение учета в упрощенной форме.

3.Количество видов деятельности.

Осуществление деятельности в нескольких сферах требует более сложной организации бухучета, так как каждая из сфер может иметь свои особенности.

4.Применяемые режимы налогообложения.

При общей системе налогообложения и применении ЕНВД бухучет необходим. При УСН – ведение бухучета необязательно, за исключением учета ОС и НМА.

5.Наличие экспортно-импортных операций.

При проведении экспортно-импортных операций необходимо соблюдать требования законодательства, что порождает особенности бухучета этих операций.

6. Объем производства или валюты баланса.

При объемах выручки от реализации свыше 400 млн. руб. или размере валюты баланса свыше 60 млн. руб. предприятие подлежит обязательному ежегодному аудиту.

Принятая МП учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.

При этом утверждаются:

Рабочий План счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

Порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

Правила документооборота и технология обработки учетной информации;

Порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

На предприятиях, не имеющих в штате кассира, обязанности кассира могут выполняться главным бухгалтером или другим работником по письменному распоряжению руководителя предприятия.

Начальным этапом бухучета является сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления определенных носителей первичной учетной информации.

Малые предприятия могут применять для документирования хозяйственных операций формы, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, ведомственные формы, а также самостоятельно разработанные формы, содержащие соответствующие обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и обеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском учете совершенных хозяйственных операций.

К обязательным реквизитам первичных учетных документов относятся: наименование документа, дата составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и стоимостном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.

Первичные документы, по которым данные принимаются к бухгалтерскому учету, проверяются по форме (полнота и правильность их оформления) и по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей).

Предыдущая

Замечание 1

Развитие малого предпринимательства в России предопределяет уровень демократии и открытости экономики государства. Посредством поддержки этого сегмента предпринимательства правительство имеет возможность решать проблемы повышения благосостояния населения и увеличения процента граждан со средним уровнем доходов. Развитие малого бизнеса в РФ способствует пополнению бюджета за счет поступлений налоговых платежей.

На сегодняшний день рыночные отношения находятся в стадии развития и требуют своевременных управленческих решений. Для этого нужна достоверная и полная информация, получаемая за счет отлаженного бухгалтерского учета. Для успешного функционирования малых предприятий важно сформировать эффективную систему учета. Ограниченность в финансовых и трудовых ресурсах определяет методику построения и работы бухгалтерской службы малых компаний, а также форму ведения учета, зависящей от применяемой системы налогообложения.

Субъекты малого предпринимательства

К субъектам малого предпринимательства относятся предприятия, имеющие:

Федеральный закон № 209ФЗ не требует регистрации в качестве субъекта малого бизнеса, соответственно, чтобы им являться необходимо соблюдение законодательно определенных критериев. Соответствие данным критериям будет проверяться каждый раз, когда организация или предприниматель обратится за поддержкой государства в данном качестве.

Льготное налогообложение субъектов малого предпринимательства - приоритетное направление государственной поддержки. Специальные налоговые режимы позволяют снизить налоговую нагрузку на компании.

В законодательстве Российской Федерации определено два основных вида режимов налогообложения:

  • общий,
  • специальные.

К специальным режимам относятся:

  • ЕСХН - единый сельскохозяйственный налог;
  • УСН - упрощенная система;
  • Патент;
  • ЕНВД - единый налог на вмененный доход.

Классификация всех субъектов по режимам налогообложения позволяет определить состав отчетности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Малые предприятия для постановки бухгалтерского учета обязаны самостоятельно создавать учетную политику, основываясь на своей структуре, отраслевой принадлежности и иных особенностей деятельности. Специфика деятельности малых организаций требуют особого подхода к формированию учетной политики.

Индивидуальные предприниматели на ОСНО платят все установленные налоги со своих доходов, а также налог с выплат, производимых в пользу наемных работников и лиц, выполняющих работу на основании договоров ГПХ, взносы на обязательное пенсионное и социальное страхование, государственные таможенные пошлины, лицензионные, регистрационные сборы и другие требуемые налоги, сборы, платежи.

Патентная система налогообложения для малого бизнеса является наиболее привлекательной. Стоимость патента рассчитывается по ставке 6 % от предполагаемого годового дохода. Владельцы патента не уплачивают НДС, за исключением определенных законом случаев. Сохраняется уплата НДС: при ввозе товаров из-за границы, при осуществлении деятельности по договорам простого, инвестиционного товариществ, по договорам доверительного управления. Порядок уплаты стоимости патента отличается от схемы налогообложения субъектов малого предпринимательства на иных режимах. Если патент приобретается на срок менее шести месяцев, то полную стоимость необходимо перечислить не позднее двадцати пяти календарных дней после начала действия патента. Если патент получен на срок от шести месяцев до одного календарного года, то треть суммы уплачивается не позднее двадцати пяти календарных дней после момента начала действия патента, а две трети, соответственно, не позднее тридцати календарных дней до момента окончания действия патента.

Замечание 2

Следует отметить, что все 100 % оплаты патентов направляются в бюджет муниципальных образований.

Система налогообложения

Система налогообложения в виде ЕНВД для определенных видов деятельности предполагает определение размера базовой доходности для тех видов хозяйственной деятельности, в которых затруднен контроль. Применение ЕНВД не является обязательным. Плательщики ЕНВД освобождаются от следующих налогов:

  • налог на прибыль организации или налог на доходы физических лиц;
  • НДС, за исключением НДС при ввозе товаров;
  • налог на имущество организации или физических лиц.

Отмена перечисленных налогов распространяется только на операции, прибыль, имущество, которые связаны с предпринимательской деятельностью, облагаемой ЕНВД.

При применении упрощенной системы налогообложения предприятия малого бизнеса ограничиваются уплатой единого налога по УСН. Для предпринимателей данный налог заменяет уплату НДС, НДФЛ, налога на имущество физических лиц, используемого в предпринимательской деятельности.

Предприниматели, применяющие УСН, продолжают уплачивать: страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и другое страхование, а также иные федеральные, региональные и местные налоги. Налогоплательщики УСН должны обеспечивать полноту, непрерывность, достоверность учета данных хозяйственной деятельности, необходимых для определения налоговой базы и суммы самого единого налога. Для этого они обязаны вести Книгу учёта доходов и расходов, где в хронологическом порядке на основе первичных документов отражают все хозяйственные операции отчетного периода.

Для перехода на УСН необходимо подать уведомление до 31 декабря текущего года. Вновь зарегистрированные компании могут применять УСН с даты государственной регистрации, при условии подачи соответствующего заявления в установленный срок. Если уведомление не будет представлено в обозначенные сроки, то налогоплательщик лишается права применения УСН.

Выбор системы налогообложения не всегда зависит от желаний налогоплательщика и в первую очередь определяется законодательством. Грамотный подход к выбору системы налогообложения является залогом успешного развития компании и оптимизации налогообложения. Соответственно предприятие впоследствии сможет сократить размер отчислений в бюджет, сохранить средства и направить их на развитие предприятия.

Законодательством РФ предусмотрено, что бухгалтерская отчетность малыми предприятиями представляется в утвержденном порядке, предусматривающем упрощение форм и процедуры отчетности. Для организации учета в упрощенной форме малым компаниям рекомендуется основываться на типовом плане счетов. «Упрощенцами» по большей части являются представители малых, а также микропредприятий и именно для них предусмотрено послабление в виде, того, что бухгалтерский учет они имеют право вести в более упрощенном режиме. Под упрощенной системой бухучета субъектов малого предпринимательства понимается информационное единство систем финансового, налогового учета, основанных на упрощении содержания составляющих элементов в зависимости от вида малого предприятия.

Ведение бухгалтерского учета на предприятии в упрощенной форме обязательно следует закрепить в учетной политике организации. Необходимо также отразить особые правила, отличающие упрощенный бухгалтерский учёт от стандартного. Рабочий план счетов можно упростить за счет объединения некоторых счетов. Доходы и расходы допускается признавать кассовым методом, т.е. по мере поступления и расходования денежных средств. В налоговом учете организации, применяющие УСН, также признают доходы и расходы кассовым методом, что помогает приблизить налоговый учет к бухгалтерскому учету.

Замечание 3

Допускается применение упрощенной системы регистров учета для компаний, не занимающихся производством. При количестве операций до 30 в месяц возможно ведение учета в Книге учета фактов хозяйственной деятельности. В учетной политике следует отразить, используемые формы бухгалтерской отчетности.

Приказом Минфина РФ утверждены упрощенные формы Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах для субъектов малого бизнеса. В них отражаются показатели только по группам статей без детализации. Данные не могут отсутствовать в отчетности, просто они включаются в соответствующую группу активов или пассивов.

При переходе на сокращенный план счетов малым компаниям следует внести изменения в общепринятый алгоритм учета производственных затрат и финансовых результатов.

Правильный подход к организации бухучета на предприятиях, являющихся субъектами малого предпринимательства, обеспечивает снижение трудоемкости процесса учета, повышение точности, оперативности обработки информации и, как следствие, повышение качества управленческих решений.

ПЛАН:

Введение……………………………………………………………………..……3

I. Теоретические основы учета на малых предприятиях…………….…..……. 4

1.1. Критерии отнесения предприятия к предприятиям малого бизнеса….….4

1.2. Понятие об упрощенной системе налогообложения……..……….…….…4

II. Особенности учета на малых предприятиях…………….……………...……7

2.1.Организация налогового учета на малом предприятии …………….….…..7

2.2. Расчет единого налога……………………………………………..................9

2.2.1. Определение доходов…………………………………………….….….…9

2.2.2. Определение расходов………………………………………..….….……11

2.2.3.Расчет единого налога………………………………..…..………….……12

2.3 Единый налог на вмененный доход. ……………………………………….14

2.4. Документальное оформление бухгалтерских операций при упрощенной системе налогообложения……………………………………………..………..16

2.5. Отчетность предприятий малого бизнеса…………………………….…..18

Литература…………………………………………………………………..…..19


Введение

Предприятия малого бизнеса являются важнейшей составной частью обширного комплекса всех предприятий Российской Федерации. С принятием Гражданского кодекса Российской Федерации, законов о земле, о предприятиях с разной формой собственности получают широкое развитие новые формы хозяйствования, организуются малые предприятия и их ассоциации, в обращение вводятся ценные бумаги, развивается оптовая торговля.

Для нормального функционирования малых предприятий необходима всесторонняя, объективная, оперативно поступающая информация. Важнейшим источником информации об экономической деятельности организаций, в том числе и малых предприятий, являются данные, содержащиеся в бухгалтерском учете.

Бухгалтерский учет формирует информацию о работе предприятий малого бизнеса. Он фиксирует все изменения, происходящие в производственной, снабженческой и сбытовой деятельности, т.е. дает необходимые сведения о кругообороте средств малого предприятия. Бухгалтерский учет не бесстрастный регистратор фактов и событий; здесь систематизируются и обобщаются полученные данные. Все изменения, происходящие в хозяйственной деятельности, регистрируются в бухгалтерском учете с целью активного воздействия на улучшение работы малого предприятия через принятие правильных управленческих решений.

Поэтому бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса является составной частью системы управления производством. Он необходим, прежде всего, для информационного обеспечения системы управления, причем на всех ее уровнях. В общем, объеме экономической информации в малом бизнесе учетная информация занимает свыше 80 %, т.е. данная информация составляет основу информационного обеспечения системы управления малым бизнесом.

Значения бухгалтерского учета в системе управления не сводится только к функции информационного обеспечения. Бухгалтерский учет выполняет и другую информационную роль – обеспечение контроля за сохранностью собственности организации. Большое значение контрольная функция бухгалтерского учета имеет в условиях, когда повсеместно внедряются экономические методы воздействия на качество работы предприятия малого бизнеса. Это значит, что бухгалтерский учет не только должен сигнализировать о недостатках в работе малого предприятия, о нерациональном использовании ресурсов и т.п., но путем соответствующей организации учетной службы призван поставить заслон этим негативным явлениям.

Бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса постоянно совершенствуется с учетом меняющейся экономической обстановки. Принятые в последние несколько лет нормативные документы предусматривают внедрение в практику бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса современных принципов его организации на основе международных стандартов.

В соответствии с нормативными документами главными задачами бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса являются:

Обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

Своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов;

Формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее использования инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми, финансовыми и банковскими органами.


I . Теоретические основы учета на малых предприятиях

1.1.Критерии отнесения предприятия к предприятиям малого бизнеса

Переход экономики на рыночные отношения привел к образованию предприятий с различными формами собственности, видами деятельности и размерами производства. Появились малые предприятия с простым процессом производства и работ, имеющие имущество, а также малые предприятия непроизводственной сферы, совершающие незначительное количество хозяйственных операций и не имеющие имущества в собственности.

Согласно Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», субъектами малого бизнеса могут выступать юридические и физические лица. К ним относятся предприятия, в которых средняя численность работающих не превышает:

В промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;

В сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;

В розничной торговле и бытовом обслуживании – 30 человек;

В оптовой торговле и остальных отраслях, а также при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Кроме того, закон предусматривает, что доля других юридических и физических лиц в их уставном капитале не должна превышать 25 %.

Предприятия малого бизнеса имеют существенные отличия от предприятий агропромышленного комплекса и промышленной сферы деятельности.

Сфера деятельности предприятий малого бизнеса (далее по тексту «малые предприятия») довольно многообразна и, в сущности, не отличается от предприятий агропромышленного комплекса и промышленной сферы деятельности. Т.е. это производственная деятельность, сбытовая (реализация произведенной и приобретенной продукции) и снабженческая деятельность.

Не всякое предприятие может относиться к предприятиям малого бизнеса. Для этого существуют некоторые критерии (признаки), по которым можно отличить малое предприятие.

Эти критерии представлены в следующем:

Среднегодовая численность всех работников предприятия не должна превышать 100 человек;

Стоимость принадлежащих организации основных средств не должна превышать 100 МРОТ;

Среднемесячный оборот предприятия составляет не более 1 млн. рублей.

Доля в уставном капитале других юридических и физических лиц, не превышает 25 %

Несмотря на то, что предприятие относится к предприятиям малого бизнеса, на предприятии должен вестись бухгалтерский учет. Ответственность за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии возлагается на руководителя предприятия или частного предпринимателя, который обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета.

1.2.Упрощенная система налогообложения

Упрощенная система налогообложения не является отдельным видом налога – это специальный налоговый режим, т.е. это особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, которым в том числе может быть предусмотрена и замена совокупности налогов и сборов одним налогом.


Налогоплательщик.

Соответствующие условиям применения УСНО и уведомившие налоговый орган: организации и индивидуальные предприниматели.

Условия применения режима

Установлен ряд ограничений: для перехода на упрощенную систему налогообложения, для применения упрощенной системы налогообложения. При несоблюдении ограничений осуществляется возврат на общий режим налогообложения.

Процедура перехода

Необходимо было с 1 октября по 30 ноября подать заявление в налоговый орган (вновь созданные организации и зарегистрированные предприниматели могут подать заявление при постановке на налоговый учет).

В налоговом органе необходимо зарегистрировать Книгу учета доходов и расходов:

До начала налогового периода, если она ведется на бумажном носителе

По окончании налогового периода, если она ведется в электронном виде

Объект налогообложения

Налогоплательщик самостоятельно выбирает объект налогообложения: либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов. С 2005 года объектом налогообложения могут быть только доходы, уменьшенные на величину расходов.

Изменение объекта налогообложения невозможно в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения. Новым налогоплательщикам после подачи заявления можно поменять объект налогообложения, уведомив об этом налоговый орган не позднее 20 декабря.

Налоговые ставки

Применяется в зависимости от выбранного объекта налогообложения:

6 % - объект налогообложения – доходы;

15 % - объект налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налоговые льготы

Налоговых льгот при данной системе налогообложения не установлено.

Уменьшение суммы налога

Для объекта налогообложения «доходы» установлены два вида вычетов:

· страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

· уплачиваемые за свой счет работникам суммы пособий по временной нетрудоспособности.

Налоговый (отчетный) период

Налоговый период для налогоплательщиков – календарный год.

Отчетные периоды – I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.