Организационно-правовые формы банков: понятие, правовые основы, структура, особенности выбора. Организационно – правовые формы коммерческих банков

Что такое ОПФ? Каждая организация имеет свою ОПФ. Гражданским кодексом РФ и другими Федеральными законами определено, какие ОПФ могут иметь организации (юридические лица) в Российской Федерации. Еще не догадались? Тогда отвечаем, что это такое:

ОПФ - это определенная законом и закрепленная в уставе каждой фирмы или некоммерческой организации ее правовая форма. Дословная расшифровка аббревиатуры ОПФ - это юридический термин: организационно-правовая форма . Подробнее о том, что означает организационно-правовая форма для организации и какие бывают виды организационно-правовых форм для коммерческих и некоммерческих организаций в России, вы можете прочитать ниже, в абзаце Виды ОПФ .

Между тем, расшифровка ОПФ может иметь и другое значение - экономическое, а именно: основные производственные фонды. Что такое "основные производственные фонды"? В науке "Экономика предприятия", ОПФ - это средства труда, участвующие в процессе производства длительное время и сохраняющие при этом свою натуральную форму. К основным производственным фондам предприятия относятся: здания, строения и сооружения, линии связи и электропередач, машины, транспортные средства и оборудование, инструменты, инвентарь и др. (это основные виды ОПФ, как основных производственных фондов). Поскольку ОПФ в данном контексте - это понятие экономическое, и не затрагивает основной тематики нашего сайта - государственной регистрации некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, тех кому важно получить более полную информацию по теме основных производственных фондов предприятия, мы осмелимся направить на информационный ресурс экономической тематики. :)

Дословная расшифровка ОПФ не содержит определения, что такое организационно-правовая форма . Как это не странно, не содержит его и основное действующее российское законодательство с Гражданским кодексом во главе! Единственное, довольно размытое и неопределенное объяснение понятия ОПФ содержит Общероссийский классификатор организационно-правовых форм ОК 028-2012. Согласно ему, "под организационно-правовой формой понимается способ закрепления (формирования) и использования организацией имущества и вытекающие из этого ее правовое положение и цели предпринимательской деятельности". Ну теперь все понятно, не правда ли? :)

Попробуем дать свое, более внятное определение:

Организационно-правовая форма (ОПФ) - это сокращенная буквенная аббревиатура или полное словесное обозначение вида организации, располагающееся всегда непосредственно перед ее собственным (индивидуальным) названием, характеризующее коммерческую или некоммерческую направленность организации (в ряде случаев отражающее основную цель ее деятельности), а также характеризующее отнесение данной организации к одному из предусмотренных законом режимов закрепления и использования имущества, деятельности и порядка управления организацией.

Виды ОПФ

Здесь мы детально расшифруем ОПФ организаций, при этом будем руководствоваться все тем же Общероссийским классификатором ОПФ.

Основные виды ОПФ коммерческих предприятий и организаций:

ИП - индивидуальный предприниматель

ООО - общество с ограниченной ответственностью

ОДО - общество с дополнительной ответственностью

ОАО - открытое акционерное общество

ЗАО - закрытое акционерное общество

ПК - производственный кооператив

КФХ - крестьянское (фермерское) хозяйство

ГУП - государственное унитарное предприятие

Основные виды ОПФ некоммерческих организаций (ОПФ НКО):

ПК - потребительский кооператив

ОО - общественная организация

ОД - общественное движение

АНО - автономная некоммерческая организация

СНТ - садоводческое некоммерческое товарищество

ДНП - дачное некоммерческое партнерство

ТСЖ - товарищество собственников жилья

Конечно, весь спектр организационно-правовых форм более широк. Здесь мы расшифровали ОПФ наиболее часто встречающихся видов. Надеемся, что вам понравилась эта статья и вы почерпнули полную информацию по теме "расшифровка ОПФ ". Если вы желаете уточнить, как расшифровывается сокращение организационно правовых форм, не присутствующих в вышеуказанном перечне или вам необходимо узнать код ОПФ по ОКОПФ вашей организации, посмотрите пожалуйста в классификаторе ОПФ, расположенном по следующей ссылке:

Применительно к процессу государственной регистрации НКО или коммерческой организации, правильное и точное указание полного и сокращенного наименования организационно-правовой формы (ОПФ) при подготовки документов - необходимое условие для успешного ее прохождения.

С уважением,

коллектив Центра регистрации некоммерческих организаций СПб и ЛО

Учредители банка еще на подготовительном этапе его создания должны однозначно выбрать одну из допустимых для банков организационно-правовых форм - ООО, ОДО, закрытое АО (ЗАО), открытое АО (ОАО). На деле альтернатив для выбора меньше.

Не стоит серьезно рассматривать возможность создания банка в форме ОДО, по крайней мере в условиях современной российской деловой среды. В соответствии с ГК РФ (ст. 95) участники ОДО должны будут придерживаться достаточно необычного условия - солидарно нести субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам такого общества в кратном размере к стоимости их вкладов, причем своим имуществом (не только тем, которое они внесли в капитал общества). Более того, «при банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок... не предусмотрен в учредительных документах общества». Очевидно, что у данной формы банков нет практически никаких перспектив. Скорее всего такой банк не рискнет учредить даже одно лицо (в указанной статье ГК допускается и такой вариант возникновения ОДО).

В начале 2003 г. некий банк «Казанский» преобразовался из ООО в ОДО (другие примеры банков в форме ОДО не известны), однако уже в январе 2004 г. общее собрание участников решило снова преобразовать банк - на этот раз в форму ОАО.

Некоторое время Центральный банк без всяких оснований относил УК банков в форме ООО (и ОДО) не к основному, а дополнительному их капиталу, что ставило такие банки в явно проигрышное положение по сравнению с акционерными и даже обрекало их на исчезновение. Однако в Положении «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций» от 10 февраля 2003 г. № 215-П указанная грубая ошибка, противоречившая не только здравому смыслу, но и закону, была исправлена и теперь паевые банки опять могут нормально работать.

Силиконовые чехлы для Samsung Ace 4 G313 . Множество расцветок.

Таким образом, выбор следует делать между формами ООО, ЗАО и ОАО. В любом случае выбору должен предшествовать тщательный анализ объективных характеристик, а также преимуществ и недостатков каждой из указанных форм, при этом преимущества и недостатки целесообразно выявить и проанализировать с точки зрения: преимуществ для банка; преимуществ для учредителей (участников); недостатков для банка; недостатков для учредителей (участников).

Не следует рассчитывать на то, что удастся найти идеальную организационно-правовую форму, лишенную недостатков и отвечающую всем возможным требованиям как учредителей (участников), так и надзорных органов. Вместе с тем практика показывает, что отечественным банкирам целесообразнее выбирать закрытые формы (ООО и ЗАО), поскольку они менее рискованны и более надежны, стабильны, лучше приспособлены к специфическим условиям российской деловой среды.

По данным на 1 июля 2003 г., из всех кредитных организаций, располагавших на тот момент лицензией Банка России, 490 (36,9%) имели организационно-правовую форму ОАО, 351 (26,5%) - ЗАО, 486 (36,6%) - ООО. Спустя полгода структура (в %) немного изменилась: ОАО - 37,6, ЗАО - 25,5, ООО - 36,9. Что касается НКО, то среди них ОАО встречаются довольно редко. На 1 января 2005 г. доли организационно-правовых форм действовавших банков составили (в %): ОАО - 38,3; ЗАО - 25,4; ООО - 36,3.

Выбор организационно-правовой формы Банка России должен определяться на основе тех требований, которые установлены в Конституции РФ. Критерий независимости, определенный ст. 75 основного закона РФ должен определять организационно-правовую форму Банка России, а также степень его самостоятельности в распоряжении своим имуществом.

Принцип независимости - ключевой элемент статуса ЦБР - проявляется прежде всего в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Относительно независимости Центрального Банка Гутник говорил, что, раньше она была в некоторой степени условной, и в случае острой нужды Банк действовал в соответствии с политическими пожеланиями, скажем, администрации Президента (прежде всего, в отношении кредитования). Однако эти возможности воздействия на политику ЦБР все же были ограниченными, и тривиальный лоббизм министров или депутатов тут не проходил.

В настоящее время ученые сходятся во мнении, что Центральный Банк является независимым органом. Например, Антропцева И.О. полагает, что Банк России является самостоятельным независимым звеном единой системы государственной власти РФ, органом государства в области управления. Такого же мнения придерживается Чебыкина Н.Р.

Перейдем непосредственно к рассмотрению гражданско-правового статуса Банка России и его организационно-правовой формы, которая является элементом его правового статуса.

В ст. 2 ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», говорится, что Банк России является юридическим лицом. Следовательно, он выступает субъектом гражданско-правовых правоотношений.

«В Федеральном законе нет указаний на то, что Банк России является главным банком. Определение «главный банк» предлагалось в различных законопроектах, но в окончательном варианте закона оно не было закреплено. Поэтому юридически он, на наш взгляд, не должен считаться «банком банков». Но здесь возникает вопрос, является ли Банк России банком, т.е. насколько применимо к нему юридическое значения понятия «банк»».

В ст. 1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» сформулированы основные юридические понятия, из которых складывается банковская система, - «кредитная организация» и «банк». В структуре банковской системы Банк России - один из её элементов.

Банк - разновидность кредитной организации. Согласно Гражданскому Кодексу РФ, кредитная организация может быть создана только в форме хозяйственного общества. Последнее - это коммерческая организация. Поскольку Банк России не является ни хозяйственным обществом, ни коммерческой организацией, а представляет собой учреждение, следовательно понятие «банк» к Банку России не применимо. В юридическом смысле Банк России не является банком. Этот вывод имеет практическое значение для банкиров и банковских юристов в тех случаях, когда в законодательстве и в подзаконных актах используется термин «банк» и соответственно возникает противоречие между понятиями «банк» и «Банк России».

Казалось бы, в интересах правопорядка терминология должна быть единообразной. В противном случае могут возникать противоречия между законами, в трудности в их понимании и применении. Однако, на практике не все так просто. В законодательстве имеется много противоречий и это одно из них.

Для наглядности сравним два закона. В ФЗ «О Центральном Банке (Банке России)» по отношению к Банку России используется термин «учреждение», в то время как в ФЗ «О банках и банковской деятельности» указано, что банк - разновидность «кредитной организации». По этому формальному признаку, предусмотренному Федеральным законом, банк не может быть разновидностью учреждения, а соответственно Банк России не является банком в буквальном смысле, который имеется в виду в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности». Кроме того, Банк России не является банком и в том значении, которое должно соответствовать нормам Гражданского Кодекса РФ, определяющим организационно-правовые формы, в которых создаются банки. Ведь Банк России - это не акционерное общество, не общество с ограниченной ответственностью, не общество с дополнительной ответственностью. Между тем, согласно Гражданскому кодексу РФ, банк должен быть одним из них. В ряде случаев сказанное имеет чисто практическое значение. Известно, что судебные исполнители практикуют арест денежных средств, которые находятся на корреспондентском счете, открытом в расчетно-кассовом центре территориального учреждения Банка России. При этом они руководствуются процессуальными законами, регулирующими их деятельность. Между тем ФЗ «Об исполнительном производстве», регулирующий их деятельность, использует термин «банк». О Банке России там ничего не сказано. Поскольку в Законе нет специальной статьи с расшифровкой применяемых им термином, то, стало быть, должны применяться те понятия, которые приводятся в ст. 1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» и имеют общее значение. А так как Банк России не подпадает под родовое понятие «банк», то положения ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве» к нему не применимы. Получается, что понятия «банк банков», «главный банк» при всей их теоретической значимости, строго говоря, не являются понятиями относительно к Банку России.

Павлодский Е.А говорит, что если бы в российском законодательстве было деление юридических лиц на частные и публичные, то было бы проще характеризовать организационно-правовое положение главного Банка страны.

В литературе встречается 3 точки зрения о статусе Банка России: государственное учреждение, унитарное предприятие и государственная корпорация.

Закон о Банке России содержит положения, которые в равной мере дают основания согласится и опровергнуть каждое из указанных мнений.

Банк России, как отмечают одни авторы, является государственным учреждением, поскольку для него присущи властные управленческие полномочия. Действительно, министерства и ведомства, как правило, наделяются статусом государственных учреждений. Но наличие управленческих функций не определяет организационно-правовой статус юридического лица.

Одним из основополагающих признаков учреждения является их обязательное финансирование собственником (п. 2 ст.48 ГК). Согласно ст. 2 ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» собственником имущества Банка России является Российская Федерация. Однако, собственник не финансирует Банк России. Банк России не является бюджетной организацией, поскольку он осуществляет свои расходы за счет собственных средств и имеет уставной капитал в размере 3 млрд. рублей.

Учреждение, согласно п. 2 ст. 120 ГК, отвечает по своим обязательствам денежными средствами. В случае их недостаточности собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по долгам учреждения. Однако, государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России не отвечает по обязательствам государства, если иное не установлено федеральными законами.

Перечисленные обстоятельства исключают возможность отнесения Банка России к государственным учреждениям.

Нет оснований также полагать, что ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» предусматривает такую организационно-правовую форму, как государственное унитарное предприятие, несмотря на наличие отдельных черт, присущих унитарным предприятиям.

К Банку России перешло имущество Госбанка СССР. Собственником этого имущества является Российская Федерация. Коммерческая деятельность Центрального Банка соответствует признакам унитарного предприятия. Укладываются в рамки данной организационно-правовой формы положения ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», согласно которым Российская Федерация не отвечает по долгам Банка России, он имеет уставной фонд и осуществляет расходы за счет доходов, полученных от банковской деятельности.

Вместе с тем, имеется ряд обстоятельств, исключающих указанную организационно-правовую форму. Банк России не имеет Устава. Он не в праве осуществлять операции с недвижимостью, тогда как ГК (п. 2 ст. 295) разрешает унитарным предприятиям совершать любые сделки с недвижимостью и реализовывать её с разрешения собственника. В отдельных случаях (для собственных нужд) Центральный Банк может распоряжаться своей недвижимостью без согласия собственника. Унитарные предприятия вправе создавать другие унитарные предприятия (п. 7 ст. 114 ГК). Банк России имеет право лишь участвовать в капиталах других кредитных организаций в случаях, указанных в ст. 8 ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)».

Как видим, спорно полагать, что Банк России является унитарным предприятием.

Недавно, в связи с внесением изменений в ФЗ «Некоммерческих организациях», в литературе высказано мнение об отнесении Банка России к государственным корпорациям. Некоторые положения ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» корреспондируют с нормами Закона о некоммерческих организациях. Банк учрежден Российской Федерацией на основе имущественного взноса (имущество Госбанка СССР перешло к Банку России); Центральный Банк не имеет членства и уставных документов. Все это соответствует ст. 7.1 ФЗ «Некоммерческих организациях». Вместе с тем ряд правовых предписаний исключают возможность отнесения Банка России к некоммерческим организациям: он имеет уставной фонд, а имущество банка не является его собственностью.

На основе вышеизложенного можно сделать следующий вывод: Статус Банка России не «укладывается» в рамки организационно-правовых форм, предусмотренных Гражданским Кодексом.

Организационно-правовая форма Банка Рос­сии как юридического лица

Общим признаком, характеризующим гражданско-правовое положение Банка России, независимо от того, в каком качестве он выступает, осуществляя возложенные на него функции, является приданный ему статус юридического лица, основанного на федеральной собственности. Поэтому закрепленный в Федеральном законе гражданско-правовой статус Банка России, как и статус другихюридических лиц, должен соответствовать нормам Гражданского кодекса РФ, регулирующим общие положения о юридических лицах (гл. 4 ГК РФ) с учетом того, что Банк России конституционный федеральный государственный орган, на которого Конституцией России и федеральным законодательством возложены публично-правовые функции по управлению (регулированию) денежно-кредитной сферы России.

Согласно ст. 2 Федерального закона Банк России является юридическим лицом. Однако эта норма не устанавливает организационно-правовую форму Банка России как юридического лица и не определяет его место в системе органов государственной власти и управления РФ. Этот пробел в действующем законодательстве оказывает негативное воздействие на функционирование всей денежно-кредитной системы государства, затрудняет полноценное взаимодействие Банка России с органами государственной власти, кредитными и иными организациями. Поэтому определение юридического статуса Банка России имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

В соответствии с ГК РФ юридические лица создаются в установленном законом порядке и в различных, но обязательно в предусмотренных законодательством организационно-правовых формах. Только в этом случае в момент своего создания юридические лица приобретают правоспособность. Придумывать нечто не предусмотренное законом их создатели (учредители) не вправе. Поэтому в учредительных документах юридических лиц, а также в законодательных и иных правовых актах органов государственной власти, на основании которых создаются и действуют юридические лица, в обязательном порядке должно быть отражено их наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму (ст. 52, 54 ГК РФ).

Решающее значение для определения вида и организационно-правовой формы Банка России, как и любого другого юридического лица, являются цели и характер его деятельности, а также особенности осуществляемых им функций.

Вопрос об организа­ционно-правовой форме юридических лиц - пред­мет гражданского законодательства. В связи с этим установлению организационно-правовой формы Банка России в Федеральном законе "О Цент­ральном банке РФ (Банке России)" должно пред­шествовать закрепление соответствующих поло­жений в Гражданском кодексе РФ применитель­но ко всем государственным органам. Именно гражданское законодательство должно ответить на вопрос, признаются ли государственные орга­ны юридическими лицами. Если да, то какая из предусмотренных этим законодательством орга­низационно-правовых форм может им соответст­вовать? Если нет, то вопрос об организационно-правовой форме любого государственного орга­на, включая Банк России, снимается сам собой.

Определяя организационно-правовую форму Банка России, к нему нельзя подходить как к обычному юридическому лицу, статус которого целиком и полностью основывается на положе­ниях гражданского законодательства. Правовое положение Банка России имеет конституционно-правовой характер, он наделен государственно-властными полномочиями в денежно-кредитной сфере, является органом государства, а не просто юридическим лицом. Поэтому при определении в гражданском законодательстве организационно-правовой формы государственных органов, включая Банк России, требуется единый подход. Ранее автор уже высказывал мнение, что госу­дарственные органы могли бы иметь форму государственных учреждений. Но в юридической ли­тературе имеются и другие точки зрения. Напри­мер, утверждается, будто Центральный банк РФ нельзя в полной мере отнести к государственному учреждению, поскольку в силу ст. 50, 120 ГК РФ учреждение определяется как организация, фи­нансируемая собственником полностью или час­тично, а Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Высказывалось мнение, что Банк России является государственногй корпорацией и, даже, государственным унитарным предприятием.

Между тем, осу­ществление Банком России своих расходов за счет собственных доходов вовсе не противоре­чит ст. 50, 120 ГК РФ, так как, согласно ст. 298 этого же Кодекса, "если в соответствии с учре­дительными документами учреждению предо­ставлено право осуществлять приносящую дохо­ды деятельность, то доходы, полученные от та­кой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятель­ное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе". Поэтому осуществление Банком России расходов за счет собственных доходов вовсе не опровергает, а, наоборот, под­тверждает, что из ныне существующих органи­зационно-правовых форм юридических лиц ему, как и другим государственным органам, более всего соответствует "государственное учреждение".

Документом, которым создан Банк России, является Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Согласно этому закону получение прибыли не является целью деятельности Банка России (ст. 3 Федерального закона). Организации, в том числе Банк России, которые не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (ст. 50 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»), признаются некоммерческими организациями.

Основными целями деятельности Банка России, непосредственно связанными с его юридическим статусом, являются защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов (ст. 3 Федерального закона). Указанные цели Банка России связаны с управлением денежно-кредитной и банковской системами, повышением их эффективности и надежности и, безусловно, включают защиту прав и законных интересов всех участников экономических отношений. Поэтому они, несомненно, нацелены на достижение общественных благ и в этом смысле полностью соответствуют целям некоммерческих организаций. Согласно закону некоммерческие организации могут создаваться, в частности, для достижения управленческих целей, для защиты прав, законных интересов граждан и организаций, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п. 2 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

В соответствии с п. 3 ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Состав участников, имеющих право создавать (учреждать) предусмотренные гражданским законодательством организационно-правовые формы некоммерческих организаций, определен в ст. 116-123 ГК РФ, ст. 6-12 Федерального закона «О некоммерческих организациях». При этом Российской Федерацией, как собственником федерального имущества, некоммерческая организация может быть создана только в форме учреждения (ст. 120 ГК РФ).

В соответствии с действующим законодательством Банк России также создан собственником - Российской Федерацией. Решение РФ о создании Банка России как некоммерческой организации сформулировано в Федеральном законе. Создавая Банк России, собственник - Российская Федерация - наделил его уставным капиталом в размере 3 млрд. рублей (ст. 9 Федерального закона). На этом финансирование Банка России со стороны Российской Федерации было прекращено. Таким образом, в случае с Банком России собственник - Российская Федерация - финансирует созданное им юридическое лицо частично, только при его создании.

Некоторыми авторами высказываются пред­ложения о придании Банку России статуса обыч­ного юридического лица, правовое положение которого регулируется исключительно граждан­ским и банковским законодательством. Напри­мер, внесено предложение установить для Банка России особую организационно-правовую форму "федерального юридического лица публичного права", сочетающего в себе черты коммерческой организации и административного органа. Но такого рода организации не известны ни Консти­туции РФ, ни действующему гражданскому зако­нодательству России. Более того, реализация данного предложения на практике будет озна­чать, что, вопреки Конституции РФ, правовое ре­гулирование юридического статуса Банка России с более высокого, конституционно-правового уровня произвольно переводится на уровень гражданского законодательства. Поэтому выска­занное в печати предложение требует более вни­мательного анализа. Необходимо в первую оче­редь уяснить содержание термина "федеральное юридическое лицо публичного права". Само на­звание свидетельствует о том, что "федеральное юридическое лицо публичного права" - это орга­низация, создаваемая в целях реализации на фе­деральном уровне функций и полномочий в инте­ресах всего общества. Применительно к Банку России это означало бы осуществление "феде­ральным юридическим лицом публичного права" государственных полномочий. Но допускает ли действующая Конституция РФ, чтобы функции Российской Федерации, ее государственные пол­номочия в денежно-кредитной сфере были пере­даны не государственному органу, а юридическо­му лицу, имеющему исключительно гражданско-правовой статус? Полагаем, что нет.

Для такого вывода имеются веские основания. Носителем суверенитета и единственным источ­ником власти в РФ является ее многонациональ­ный народ (ч. 1 ст. 3 Конституции РФ). Согласно Конституции РФ "народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного само­управления" (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ).

Опосре­дованная власть народа осуществляется избирае­мыми им органами государственной власти или местного самоуправления либо назначаемыми этими органами должностными лицами. При этом органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, но в рамках территории муниципального образования могут наделяться законом отдельными государ­ственными полномочиями (ст. 12, 132 Конститу­ции РФ).

Исходя из федеративной природы Рос­сийской государственности в том виде, как она за­креплена вот. 1, II, главе 3 (включая ст. 71и 75) Конституции РФ, реализация государственных полномочий в денежно-кредитной сфере нахо­дится в ведении Российской Федерации, т.е. в ве­дении федеральных государственных органов. Никто иной, кроме государственных органов, осуществлять функции государства, государст­венную власть и государственные полномочия в денежной, кредитной и валютной сфере на федеральном уровне не вправе. Такие государст­венные органы с учетом принципа разделения властей в Конституции РФ определены. К ним от­носится и Банк России (ст. 75 Конституции РФ). Причем Конституция РФ не позволяет переда­вать (делегировать) государственные полномо­чия, находящиеся в ведении Российской Федера­ции (федеральный уровень), от федеральных го­сударственных органов иным лицам, тем более коммерческим организациям. Более того, единст­во системы государственной власти - важнейший конституционный принцип, на котором основано активное устройство России (ст. 5 Конституции РФ).

Обеспечение на всей территории РФ ветвления полномочий федеральной государственной власти, включая полномочия по направлениям, закрепленным в п. "ж" ст. 71 Конституции РФ, возложено на Президента Российской Федерации и Правительство Российской Федерации (ст. 78 Конституции РФ). Поэтому попытка практически реализовать предложение о признании Банка России не государственным органом, а обычным юридическим лицом (хоть и публичного права) и наделении такого лица государственными полномочиями, находящимися в ведении Российской Федерации, не только явилась бы прямым нарушением Конституции РФ, но могла бы повлечь негативные последствия политического характера. Следовательно, Российская Федерация не вправе делегировать кому-либо свои государственные полномочия. Полномочия РФ могут быть переданы лицам, не являющимся органами государства, только в части касающейся реализации имущественных и иных прав гражданско-правового характера Российской Федерации, но при соблюдении условий, закрепленных в законодательстве.

И последнее, что необходимо отметить в связи с обсуждением предложения о наделении Банка России статусом "федерального юридического лица публичного права".

К сожалению, авторы этого предложения в обоснование своей позиции ссылаются только на внутреннее законодательство иностранных государств. Ими не приводятся какие-либо существенные правовые признаки, характеризующие "публично-правовые юридические лица" как особую, отличную от других, предусмотренных гражданским зако­нодательством, разновидность организационно-правовых форм.

По сути, речь идет о попытке придать государственным органам некую гражданско-правовую оболочку (организационно-правовую форму). При этом не учитывается, что в гражданском законодательстве РФ уже имеется организационно-правовая форма, сходная по своему содержанию с "юридическим лицом публичного права", - это "учреждение". Одним из предназначений "учреждения" как некоммерческой организации является осуществление управленческих функций в целях, направленных на достижение общественных благ. Причем учреждение может быть государственным (созданным Российской Федерацией или субъектом РФ), муниципальным или созданным любым иным собст­венником.

Таким образом, "учреждение" как организационно-правовая форма может быть признано характерным для всех юридических лиц, осуществ­ляющих в Российской Федерации управленческую деятельность, направленную на достижение обще­ственных благ. Следовательно, по своему содержа­нию термины "учреждение" и "юридическое лицо публичного права" - тесно связанные друг с другом понятия.

Данный вывод подтверждается правовы­ми нормами, закрепленными в "Конвенции между Правительством РФ и Правительством Француз­ской Республики об избежании двойного налогооб­ложения и предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отноше­нии налогов на доходы и имущество" от 26 ноября 1996 г., имеющей для обоих государств силу зако­на. Согласно п. d . ст. 3 упомянутой Конвенции, «термин "государственное учреждение Договари­вающегося Государства" означает, в отношении России, органы государственной власти, созданные в России в соответствии с тем, как они определены в Конституции России, и, в отношении Франции, са­мо Государство, его территориальные органы, а также их юридические лица публичного права» .

Следовательно, в Конвенции признается, что: 1) органы государственной власти, определенные в Конституции РФ, являются государственными уч­реждениями Российской Федерации; 2) каких-либо юридических лиц публичного права, наделенных государственно-властными полномочиями, в Рос­сии не существует; 3) в законодательстве Франции (но не России) помимо Государства существуют его территориальные органы, а также "их (государства и территориальных органов. - Я.Г.) юридические лица публичного права"; 4) оба государства призна­ют, что "юридические лица публичного права" есть государственные учреждения не только для Фран­ции, но и для России; 5) термин "органы государст­венной власти РФ" применительно к законодатель­ству России по своему содержанию соответствует значению термина "государство, его территориаль­ные органы, а также их юридические лица публич­ного права" по законодательству Франции.

На ос­новании изложенного предложение о закреплении за Банком России статуса "федерального юридиче­ского лица публичного права" требует от авторов этой идеи более тщательной ее проработки и обос­нования с учетом действующей Конституции РФ и федерального законодательства.

В Российской Федерации банк может быть образован на основе любой формы собственности как хозяйственной общество. По организационно-правовым формам различают банки, созданные как общества с ограниченной ответственностью и акционерные банки.

Банк в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО) - это банк, учрежденный одним или несколькими лицами, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники банка, созданного в форме ООО, не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью банка в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники такого банка, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников. Банк, созданный в форме ООО, может иметь единственного учредителя, но им не может выступать другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Число участников не должно быть более 50. Если число участников банка превысит установленный законом предел, он должен быть преобразован в открытое акционерное общество. При невыполнении этого требования банк подлежит ликвидации в судебном порядке.

Банки, созданные в форме ООО, составляют примерно 36% общего числа действующих в РФ банков.

Акционерный банк - это банк, уставной капитал которого разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права его участников (акционеров) по отношению к этому банку. Акционеры не отвечают по обязательствам банка и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам банка в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций. Акционерный банк, как любое другое АО, несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Он не отвечает по обязательствам своих акционеров.

Акционерный банк может быть открытым или закрытым АО, что отражается в его уставе и фирменном наименовании.

Акционеры банка в форме ОАО могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров банка. Такой банк вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу. Он может также проводить и закрытую подписку, если это не запрещено его уставом или требованием правовых актов РФ. Число акционеров такого банка неограниченно.

Банк, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, ранее определенного круга лиц, признается ЗАО. Такой банк не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагает их неограниченному кругу лиц. Число акционеров банка в форме ЗАО не должно превышать 50.

В РФ акционерная форма является преобладающей при создании банков. Акционерные банки составляют примерно 64% общего их числа, в том числе ЗАО - 26%, в форме ОАО - 38%.

Новые возможности для диверсификации структуры банковской системы открывает такая организационно-правовая форма банков, разрешенная российским законодательством, как общество с дополнительной ответственностью. Уместно напомнить, что ОДО признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого разделен на доли, определенные учредительными документами. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов.

При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам.

Мировой опыт показывает, что форма ОДО характерная для таких кредитных организаций, как общества взаимного кредита, взаимно-сберегательные банки, кооперативные банки и др. В настоящее время банков в форме ОДО в Российской Федерации нет.