Сколько дней дается на рассмотрение жалобы. Административный порядок рассмотрения жалоб

Работа с жалобами граждан – особый вид административной деятельности, в процессе которой осуществляется последовательный ряд действий, выполняются обязанности, реализуются права. Соответствующие обязанности и права конкретизируются системой процессуальных норм, регламентирующих процедуры работы с обращениями граждан. Иными словами, существует довольно развитое, полное и четкое производство по жалобам. На федеральном уровне оно урегулировано пока еще действующим Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. (в редакции Указа от 4 марта 1980 г.). Этот источник административно-процессуальных норм так и называется: «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан». В какой-то мере его нормы, регулирующие процедуру рассмотрения общих административных жалоб, дополняются нормами законов субъектов Федерации. Что же касается особенностей процедур рассмотрения специальных жалоб, то они устанавливаются только федеральными законами.

В производстве по общим административным жалобам можно выделить четыре стадии.

Первая из них – стадия первичной обработки . Здесь получают письменные, выслушивают устные обращения и регистрируют их. В пятидневный срок руководитель обязан обеспечить первичное движение жалобы, то есть определить, кто и как будет работать с жалобой, либо переслать её в компетентную организацию.

Жалобу, которая направляется в другие организации, субъект власти может взять «на контроль». Это означает требование выслать ему копию ответа гражданину либо вернуть дело после разрешения жалобы и контроль за работой с жалобой.

Если жалоба является повторной, то к ней необходимо приобщить все материалы предыдущего рассмотрения.

Вторая стадия – проверка жалобы (анализ ситуации). Прежде всего, должна быть собрана и проанализирована информация, необходимая для принятия правильного решения. Иногда для проверки образуются специальные комиссии. К проверкам привлекаются специалисты, активисты. Довольно часто проверяющим приходится выезжать туда, где могут быть получены сведения, нужные для дела.

Например, в п. 3 ст. 15 Свердловского областного закона сказано: «Обращения, свидетельствующие о многочисленных грубых нарушениях законодательства, систематическом ущемлении прав граждан и не получившие соответствующей оценки со стороны органов местного самоуправления муниципальных образований и их должностных лиц, подлежат проверке органами государственной власти Свердловской области, как правило, с выездом на места».

Проверяющие могут использовать разнообразные, не запрещенные законом средства изучения ситуации: беседы с людьми, ознакомление с документами, ревизии, обследования, замеры и др.

На этой стадии лицо, подавшее жалобу, вправе:

Лично изложить доводы лицу, рассматривающему обращение;

Знакомиться с итоговыми материалами проверки;

Представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании;

Пользоваться услугами адвоката, переводчика.

Если жалоба коллективная, соответствующие права реализует представитель подписантов.

Помимо сбора фактических сведений работа с жалобами предполагает тщательное изучение соответствующих правовых норм.

Иногда по результатам проверки составляются справки, содержащие соответствующие выводы и предложения.

Третья стадия – принятие решения по жалобе . Следует отметить, что в любой властной деятельности принятие акта (решения, закона, приговора) является центральным моментом функционирования. А стадия принятия решения –главная в любом административном производстве.

Поскольку решение подводит итог уже проделанной работе, установлены сроки его принятия, а значит, сроки рассмотрения обращения (дела).

Общий срок рассмотрения жалоб граждан – один месяц. Из этого правила установлены три исключения.

1. Заявления и жалобы, не требующие дополнительного изучения и проверки, решаются безотлагательно, но не позднее 15 дней.

2. Если для разрешения обращения необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, срок производства может быть продлен руководителем организации или его заместителем, но не более чем на один месяц. .

3. Жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются в центральных органах в 15-дневный, а в местных – в 7-дневный срок. В случае необходимости срок может быть продлен, но не более, чем на 15 дней.

Если два первых исключения связаны с содержанием жалобы, то третье – с ее автором.

Закон четко определил начало течения срока разрешения жалобы – со дня ее поступления в государственную или общественную организацию, обязанную решить вопрос по существу.

Срок оканчивается в день принятия (подписания) решения, а если оно не принимается, концом срока следует считать дату подписания ответа на письмо гражданина. При этом, если окончание срока рассмотрения жалобы приходится на нерабочий день, днем окончания срока следует считать первый следующий за ним рабочий день.

В результате рассмотрения жалобы может быть принято решение:

О полном удовлетворении жалобы;

О частичном удовлетворении жалобы;

Об отказе в удовлетворении жалобы (в связи с ее необоснованостью, истечением срока, невозможностью ее проверки и т. д.). По общей административной жалобе не может быть отказано в удовлетворении по мотивам неподведомственности. Если жалоба не подведомственна органу, учреждению, он еще на стадии первичной обработки обязан направить ее в компетентную организацию. Если же факт неподведомственности будет установлен на последующих стадиях, материал должен быть направлен уполномоченному органу, учреждению. На бюрократическом языке это называется «спихотехникой». Автору жалобы должно быть сообщено о том, что она направлена по подведомственности. Но если дело подведомственно суду, об этом сообщается гражданину, а жалоба никуда не пересылается;

О разъяснении по поставленным вопросам (о их подведомственности, правовом регулировании и т. д.).

Четвертая стадия производства по жалобам – исполнение принятого решения. Прежде всего необходимо выслать мотивированный ответ на письменную жалобу, а на устную можно ответить и устно. Конечно, нельзя считать жалобу разрешенной, если она частично или полностью удовлетворена, написан и выслан ответ, но фактически ничего не сделано. Субъект власти в таких случаях обязан принять необходимые меры для восстановления нарушенных прав гражданина, принести ему извинения. По просьбе гражданина о принятых мерах необходимо проинформировать заинтересованных в рассмотрении жалобы лиц.

К содержанию книги: Административное право России

Смотрите также:

7.4 Производство по административным жалобам граждан

Работа с жалобами граждан – особый вид административной деятельности. В ней осуществляется последовательный ряд действий, выполняются обязанности, реализуются права. Соответствующие обязанности и права конкретизируются системой процессуальных норм, регламентирующих процедуры работы с обращениями граждан. Иными словами, существует довольно развитое, полное и четкое административное производство по жалобам граждан. На федеральном уровне оно урегулировано Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и другими федеральными законами. В какой-то мере его нормы, регулирующие процедуру рассмотрения общих административных жалоб, дополняются нормами законов субъектов Федерации. Что касается особенностей процедур рассмотрения специальных жалоб, то они устанавливаются только федеральными законами, поскольку они закрепляют исключения из общих правил, установленных указанным Федеральным законом.

В производстве по общим административным жалобам можно выделить четыре стадии.

Первая стадия – прием жалоб и их первичная обработка . На этой стадии получают письменные, выслушивают и оформляют устные обращения, принимают обращения, поступающие по информационным системам общего пользования.

В соответствии с требованиями, установленными названным Федеральным законом, гражданин в письменном обращении в обязательном порядке указывает:

наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в который направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;

свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии);

почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения и иные документы;

излагает суть предложения, заявления или жалобы;

ставит личную подпись и дату.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема и об установленных для него днях и часах доводится до сведения граждан. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

Содержание устного обращения заносится в карточку (список) личного приема гражданина. Если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке (списке) личного приема. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию или должностному лицу.

Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном законом.

После регистрации должно быть обеспечено первичное движение жалобы . Прежде всего в кратчайший срок она должна быть передана руководителю органа или лицу, которому поручена организация работы с жалобами. Так, согласно Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде зарегистрированные обращения в тот же день передаются председателю суда, который определяет исполнителя, срок рассмотрения и дает конкретные указания исполнителю. Отдельные обращения могут быть поставлены председателем на контроль23
Постановка жалобы на контроль означает, что руководителю должны доложить о результатах ее рассмотрения.

О чем делается отметка в журнале.

Если жалоба является повторной, к ней необходимо приобщить все материалы предыдущего рассмотрения. Иногда для проверки образуются специальные комиссии, к работе которых могут привлекаться специалисты, активисты.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию получившего это обращение субъекта, направляется в течение семи дней со дня регистрации в орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение указанных вопросов.

Вышестоящие субъекты публичной администрации довольно часто пересылают поступившие к ним обращения в подчиненные им организации для рассмотрения. При этом некоторые из них берутся на контроль. Используется такой прием работы с жалобами и в органах прокуратуры, и в системе государственных банков, и в других государственных органах, которые Конституцией России названы, но не отнесены ни к одной из трех ветвей государственной власти.

Пересылка производится с обязательным уведомлением об этом гражданина, направившего жалобу.

Запрещается направлять жалобу на рассмотрение органа, должностного лица, действия, акты, бездействие которого обжалуются.

Таким образом, на первой стадии производства по жалобам они:

подаются (принимаются);

регистрируются;

решается вопрос о подведомственности жалобы;

решается вопрос, кто и как будет ее рассматривать, следует ли ее взять на контроль, направить компетентному органу, объединить с другими жалобами.

Вторая стадия – рассмотрение (проверка) жалоб . В Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» четко определено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающий обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

Лица, которым поручена проверка жалобы, должны собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия правильного решения.

Проверяющие могут использовать разнообразные, не запрещенные законом средства изучения ситуации: беседы с людьми, ознакомление с документами, ревизии, обследования, замеры и др.

Помимо сбора фактических сведений работа с жалобами предполагает тщательное изучение правовых норм, имеющих отношение к делу.

Государственный орган, орган местного самоуправления или уполномоченное лицо :

обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение;

запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в государственных, муниципальных, частных организациях, у иных должностных лиц;

принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.

При рассмотрении обращения гражданин (автор жалобы) имеет право :

представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;

знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие охраняемую федеральным законом тайну;

получать уведомление о переадресации письменного обращения субъекту, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

обращаться с жалобой на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном порядке;

обращаться с заявлением о прекращении производства по жалобе;

пользоваться услугами адвоката, иного представителя, а также переводчика.

Если жалоба коллективная, соответствующие права реализует представитель тех, кто подписал жалобу, либо любой из них.

Результаты проверки докладываются руководителю, по результатам проверки могут составляться справки, содержащие соответствующие выводы и предложения.

Третья стадия работы с жалобами – принятие решения, подготовка и направление ответа.

По результатам проверки принимается решение ограничиться ответом автору жалобы либо специальное решение, которое может быть принято:

о полном удовлетворении жалобы;

о частичном удовлетворении жалобы;

об отказе в удовлетворении жалобы (в связи с ее необоснованностью, с истечением срока, невозможностью ее проверки и т. д.).

Решение по жалобе принимается не всегда: в ряде случаев достаточно разъяснить, что право не нарушено, что такого права у гражданина нет, что такое дело может быть решено только в судебном порядке и т. д. А вот ответ автору должен быть дан письменно по каждой рассмотренной по существу административной жалобе. Из этого общего правила законом установлен ряд исключений, когда ответ на жалобу не дается, если:

текст не поддается прочтению;

в ходе личного приема с согласия гражданина ему ответ дан устно;

не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ.

Если в письменном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в компетентный орган административной власти.

В целях обеспечения своевременного рассмотрения жалоб, предотвращения волокиты по таким административным делам законодатель установил сроки рассмотрения обращений .

По общему правилу письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. В исключительных случаях, а также в случае направления запросов в другие организации руководитель органа, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения, но не более чем на 30 дней, о чем должен быть уведомлен гражданин, направивший обращение.

Таким образом, общий срок рассмотрения жалобы равен 30 дням, но в установленных законом случаях он может быть продлен еще на 30 дней. Течение этого срока начинается со дня, следующего за днем регистрации жалобы. Днем окончания срока рассмотрения жалобы является дата принятия специального решения по ней, а если специальное решение не принималось – дата высылки письменного ответа на жалобу.

Специальное решение (его копия), принятое по жалобе, должно быть выслано в кратчайший срок по указанному в жалобе адресу. К сожалению, закон не определяет срок, в течение которого специальное решение (его копию) следует направить гражданину. Представляется, что это нужно сделать в течение трех рабочих дней – по аналогии с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ, установившей высылку копии решения по делу об административном правонарушении названным в статье лицам в течение трех дней со дня вынесения.

Четвертая стадия – пересмотр принятого по жалобе решения в виде специального решения или ответа на нее. Основанием для пересмотра может быть протест прокурора, жалоба лица, права, законные интересы которого затрагивает решение по жалобе, и жалоба лица на принятое по его первичной жалобе решение. Эта стадия является факультативной, поскольку далеко не все решения по жалобам оспариваются гражданами, опротестовываются прокурорами.

Жалоба может быть подана в суд, в вышестоящий орган публичной исполнительной власти, в орган, который рассмотрел жалобу.

Жалобы, направленные в суд, рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства, а направленные субъектам административной власти – в порядке рассмотренного выше производства по административным жалобам.

Пятая стадия производства по жалобам – исполнение принятого решения. Конечно, нельзя считать жалобу разрешенной, если она частично или полностью удовлетворена, написан и выслан ответ, но фактически ничего после этого не сделано или сделано недостаточно. Субъект власти в таких случаях обязан принять необходимые меры для восстановления нарушенных прав гражданина, принести ему извинения. Представляется, что по просьбе гражданина о принятых мерах необходимо проинформировать всех заинтересованных в рассмотрении жалобы лиц.

Специфика (особенности) административного производства по жалобам граждан состоит в том, что, во-первых , меры по устранению допущенных нарушений могут приниматься субъектами административной власти еще до принятия специального решения по жалобе, во-вторых , исполнение решений по жалобам граждан специальными нормами не регулируется. Оно производится по общим правилам исполнительной деятельности, которую осуществляют субъекты публичной администрации.

7.5 Право граждан на судебное обжалование незаконных решений (действий) органов исполнительной власти и их должностных лиц (административная юстиция в Российской Федерации)

Судебный порядок разрешения жалоб – надежный способ охраны граждан, особенно в тех случаях, когда их права и интересы нарушаются неправомерными действиями субъектов власти. Эта надежность обусловлена тем, что:

дела рассматриваются свободными от ведомственных влияний и интересов судьями;

судьи независимы, обладают необходимой квалификацией для разбирательства дел;

процедура правосудия наилучшим образом приспособлена для выявления истины.

Заявитель лично участвует в рассмотрении дела и может активно защищать свои интересы, в судебном споре он сторона, равноправная с другой стороной дела, которой является субъект власти, чьи действия обжалуются.

Судебный надзор за законностью административной деятельности представляет собой вид государственного контроля24
В литературе по уголовному, арбитражному и гражданскому процессам в понятие «судебный надзор» вкладывается иной смысл: рассмотрение вышестоящими судами в порядке надзора актов правосудия, вступивших в законную силу.

Его специфика состоит в том, что проверяется только законность властных актов, действий или бездействия субъектов власти. Проверку проводит орган правосудия при рассмотрении конкретных дел по жалобам и искам граждан.

Рассмотрение судами жалоб граждан на акты должностных лиц и органов исполнительной власти – это административная юстиция, или правосудие по административным делам. Административная юстиция в Российской Федерации характеризуется следующими особенностями:

1) это решение спора между гражданином и субъектом власти о законности действий последнего;

2) споры решаются судами (общей юрисдикции, арбитражными);

3) порядок рассмотрения дел регламентируется нормами Гражданского процессуального25
В ряде стран (например, во Франции, Германии, Украине, Египте) административная юстиция осуществляется специальными административными судами в порядке, установленном нормами административного права. В связи с этим нередко ученые считают, что административная юстиция есть только в тех странах, где созданы такие суды.

И Арбитражного процессуального кодексов РФ.

Судебные жалобы граждан можно различать по адресатам: в суды общей юрисдикции, мировые (гражданские и военные), в арбитражные суды и в конституционные (уставные) суды.

Обжалование по общему правилу в суды общей юрисдикции регламентируется Законом РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и Гражданским процессуальным кодексом РФ.

В соответствии с законом каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

В суд могут быть обжалованы коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Суды рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме тех, в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в мировой районный суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности органу, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу.

В ряде случаев федеральными законами закреплена административная преюдиция . Это означает, что гражданин вправе обратиться в суд только после того, как его жалоба была рассмотрена в административном порядке, но с принятым решением он не согласен или если его административная жалоба не была рассмотрена в установленный (как правило, месячный) срок.

По закону судебная жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем либо по просьбе гражданина уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.

Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).

Для обращения в суд с жалобой ст. 5 вышеназванного Закона РФ установлены следующие сроки:

три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

Верховный Суд РФ признал, что обращение в суд с заявлением о признании недействительным нормативного правового акта не ограничено сроком, в течение которого этот акт может быть оспорен.

ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Решением Верховного суда субъекта Федерации отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным правового акта по основанию пропуска срока для обращения с жалобой в суд, установленного ст. 239.5 ГПК РСФСР, ст. 5 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ это решение отменено и дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд по следующим основаниям:

«К. обжалует нормативные правовые акты, которые сроком действия во времени не ограничены и рассчитаны на неоднократное их применение, что в каждом случае затрагивает права и свободы неопределенного круга субъектов общественных отношений, регулируемых этими актами. Поскольку незаконным нормативным актом гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица нарушаются в течение всего периода действия данного акта, то срок для обращения с жалобой в суд не может исчисляться со дня вступления акта в силу. Такой акт может быть оспорен в любое время его действия как в целях предотвращения негативных последствий в будущем, так и для пресечения длящегося нарушения гражданских прав»26
См.: Бюллетень Верховного Суда РФ (ВС РФ). – 1998. – № 9. – С. 9, 10.

Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет применение к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.

Граждане могут обращаться в Конституционный Суд РФ в соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Статьями 96-100 этого Закона урегулированы особенности рассмотрения дел по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан нормативными актами.

Правом на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан. По итогам рассмотрения такой жалобы Конституционный Суд РФ принимает одно из следующих решений (ст. 100):

«1) о признании закона либо отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации;

2) о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации.

В случае, если Конституционный Суд Российской Федерации признал закон, применяемый в конкретном деле, не соответствующим Конституции Российской Федерации, данное дело во всяком случае подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке».

Постановления Конституционного Суда РФ подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти России, тех субъектов Федерации, которых они касаются.

7.6 Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями исполнительной власти и ее должностных лиц

Одной из форм судебной защиты является предусмотренное ст. 53 Конституции РФ право граждан на возмещение в судебном порядке ущерба, причиненного неправомерными деяниями государственных и муниципальных органов.

С 1 марта 1996 года возмещение ущерба регулируется гл. 59 ГК РФ. Так, согласно ст. 1069 «вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования».

Возложив на казну обязанность возмещать гражданам ущерб, причиненный неправомерным поведением их должностных лиц, законодатель создал наиболее благоприятные условия для защиты нарушенных имущественных прав. Такой порядок позволяет потерпевшему своевременно и полностью взыскать причиненный ему вред, обеспечивает надлежащую материальную базу для удовлетворения его требований. Ответственность Российской Федерации, ее субъекта, муниципального образования в лице соответствующей казны наступает, если:

совершено противоправное деяние;

причинен имущественный вред;

существует причинная связь между неправильными действиями и вредом;

ущерб наступил по вине учреждения, органа, их должностных лиц.

Особенность ответственности по ст. 1069 ГК РФ в том, что она наступает за противоправные, властные, служебные деяния. Служебными признаются действия, которые совершены по службе в связи с выполнением возложенных на работника обязанностей. Некоторые должностные лица (например, работники милиции) должны выполнять возложенные на них функции всегда и везде. Поэтому их действия признаются служебными, даже когда они совершены во внерабочее время, но в интересах службы27
См.: Бюллетень ВС СССР. – 1968. – № 4. – С. 25.

ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Буянов, работавший оперативным уполномоченным РОВД, в воскресенье выпил с соседом вина и в 12-м часу ночи вышел из дома прогуляться. Впереди шли трое молодых людей, один из них – Егоров – нечаянно ударил его по лицу. Буянов заявил ему, что он работник милиции, и потребовал, чтобы тот прошел с ним в районное отделение милиции. Егоров побежал, Буянов начал преследовать его, кричал: «Стой!», сделал несколько выстрелов вверх, а затем прицельно выстрелил в Егорова и убил его. В результате Буянов был осужден по ст. 103 УК РСФСР. Действия Буянова как работника милиции, бесспорно, являются служебными, и материальный ущерб семье погибшего в таком случае должен возмещаться в соответствии со ст. 1069 ГК РФ.

Под служебными следует понимать также действия, совершенные работником организации с использованием внешних атрибутов должностного лица (удостоверение, форма, жезл регулировщика, огнестрельное оружие и т. д.), путем злоупотребления служебными полномочиями, превышения власти, использования своего служебного положения.

В соответствии со ст. 1070 ГК РФ имущественная ответственность государства за ущерб, причиненный гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, является специальной. Она наступает и при отсутствии их вины, в строго определенных случаях нарушения закона: при осуждении (1), привлечении к уголовной ответственности (2), применении в качестве меры пресечения заключения под стражу (3), назначении административного наказания в виде ареста, административного приостановления деятельности (4). В этих случаях имущественная ответственность наступает независимо от вины должностных лиц.

При наличии обстоятельств, названных в ст. 1069, 1070 ГК РФ, возмещению подлежат:

заработок и другие трудовые доходы, являющиеся основным источником средств существования гражданина, которых он лишился в результате незаконных действий;

имущество, конфискованное, изъятое, взысканное, обращенное в доход государства;

суммы, выплаченные гражданином юридической консультации за оказание юридической помощи, для возмещения судебных издержек, а также иные суммы, выплаченные в связи с незаконными действиями субъектов публичной власти.

По просьбе пострадавшего следственные органы, прокуратура, суд обязаны в месячный срок письменно поставить в известность трудовой коллектив или общественные организации по месту жительства об оправдывающем гражданина решении.

Орган дознания, предварительного следствия, прокуратура, суд в месячный срок со дня обращения гражданина выносят постановление, которым определяют размер ущерба. Их действия потерпевший может обжаловать соответственно прокурору или в вышестоящий суд.

В соответствии со ст. 1071 ГК РФ от имени соответствующей казны в качестве ответчика по делу выступает финансовый орган (Российской Федерации, ее субъекта, муниципального образования).

Исполнение судебных актов по искам в соответствии со ст. 1069–1071 регламентировано ст. 292.2 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 2002 г. № 666 утверждены Правила исполнения Министерством финансов РФ судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти. Этими Правилами установлено, что в целях исполнения судебного акта по иску к казне Российской Федерации взыскатель представляет в Минфин России следующие документы:

исполнительный лист о взыскании из казны Российской Федерации денежных средств на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти;

заверенную в установленном порядке копию судебного акта, для исполнения которого выдан исполнительный лист;

заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

Исполнение судебного акта на основании исполнительного листа осуществляется Министерством финансов России в двухмесячный срок со дня его поступления в данное министерство.

Такой порядок возмещения ущерба, причиненного публичной властью гражданину, трудно признать удачным. Соответствующий акт правосудия должен исполнять судебный пристав-исполнитель. А потерпевшего следовало бы освободить от беготни по коридорам власти в поисках документов и уполномоченных лиц.

Административное обжалование регулируется Законом РФ «Об об­жаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (апрель 1993 г.). На уровне субъектов Федерации особое ад­министративное производство (по обжалованию во внесудебном по­рядке) регламентируется региональным законодательством, например Законом города Москвы «Об обращениях граждан» (принят в июне 1997 г.). Разрабатывается вопрос административного обжалования и на ведомственном уровне. Так, действуют Правила подачи жалоб, заявлений и ходатайств и их рассмотрения в Высшей патентной пала­те Российского агентства по патентным и товарным знакам. Право на жалобу служит одним из средств, дополнитель­ного гарантирования прав и обязанностей граждан, а также устране­ния нарушений законности и их предупреждения.

Административный порядок рассмотрения жалоб имеет опреде­ленное предпочтение у населения по сравнению с судебным разбира­тельством. Причины можно указать следующие:

    возможность компетентного органа оперативно рассмотреть об­ращение, устранить нарушение законности и применить меры взыска­ния к виновным;

    орган государственного управления рассматривает дело по су­ществу, и не только на предмет соответствия акта требованиям закон­ности, но и целесообразности. В этом состоит отличие администра­тивного обжалования от судебного, в котором полномочия суда сво­дятся к признанию правового акта управления законным или незаконным;

Обращения граждан - одна из форм обратной связи, помогающая государственно-административным органам управления выполнять правообеспечивающие и правозащитные функции.

Предметом обжалования могут быть не только незаконные, но и нецелесообразные акты управления.

Право на жалобу не ограничено ни по содержанию, ни по форме. Письменные и устные жалобы имеют одинаковое юридическое значение, поэтому письменная форма не является преимущественным фак­тором.

Под порядком рассмотрения жалоб подразумевается установленная законодательством последовательность действий, иначе говоря, про­цедура приема жалобы, ее проверки, подготовки и принятия решения по жалобе, исполнения этого решения. Хорошо разработанный меха­низм рассмотрения жалоб способствует оперативному, законному и справедливому реагированию на обоснованные требования граждан. В этом заинтересованы и государственные органы, поскольку без уча­стия граждан они не могут уловить многие нарушения законодатель­ства.

Устные обращения широко распространены, прием их прочно во­шел в организацию работы почти всех звеньев государственного аппа­рата.

По несложному вопросу гражданину гораздо проще обратиться с устной жалобой, а должностному лицу постараться сразу же дать от­вет. Таким образом, в ряде случаев подача устных жалоб способствует сокращению сроков их рассмотрения, устраняет излишнюю переписку и помогает более оперативно разрешить возникший вопрос. Однако сложные жалобы, нуждающиеся в проверке, разумеется, следует оформлять письменно.

Принятая жалоба должна быть зарегистрирована в специальном журнале или регистрационной карточке. С этого начинается делопро­изводство по жалобе.

Жалоба после регистрации передается соответствующему должно­стному лицу - руководителю или тому, на кого возложены обязанности по разбору жалоб. Получивший жалобу решает вопрос о том, под­лежит ли она рассмотрению данным органом или ее необходимо на­править по принадлежности в другой - компетентный орган, т. е. по подведомственности - но, ни в коем случае нельзя переправлять жа­лобу туда и тем, действия которых обжалуются. Необходимость и справедливость такого запрета всем понятны.

Проверка жалобы - это важнейшая стадия производства. Всесто­ронность, полнота, объективность (непредвзятость) - основные пра­вила, принципы ее осуществления. При этом важно выявить причины и условия, способствующие нарушениям, которые порождают жалобы.

Проверка должна проводиться беспристрастными лицами, компе­ тентными специалистами в соответствующих областях. При этом в ходе проверки необходимо получить как письменные объяснения от заявителя (если в жалобе не все ясно), так и от лица, представителя организации, чья деятельность обжалуется.

Лицо, обращающееся с жалобой, и его законный представитель (в частности, адвокат) вправе ознакомиться с материалами дела, да­вать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства. Государственные органы удовлетворяют ходатайства либо, если оно необоснованно или незаконно, мотивированно отказывают в удовле­творении.

Вынесение решения по жалобе предполагает полное удовлетворе­ние требований жалобщика, частичное или их отклонение.

Логически и юридически аргументированное решение способствует максимально четкому и законному завершению всего производства по жалобе.

Закон требует сообщать гражданам в письменной или устной фор­ме и в установленный срок о решениях, принятых по жалобам, а в случае их отклонения указывать мотивы, по просьбе граждан разъяс­нить порядок обжалования. К сожалению, встречаются решения по жалобам, в которых отсутствуют достаточно логичные и юридические основания.

В случае спорной ситуации следует, видимо, придерживаться по­рядка, согласно которому письменное решение по жалобе вручается гражданину во всех случаях отказа в удовлетворении его жалобы. Разумеется, должно удовлетворяться требование гражданина о получе­нии им письменного ответа и в случае положительного исхода. Но в последнем случае можно не использовать письменную форму отве­та, если гражданин не настаивает на этом.

Письменные решения, вынесенные единолично должностными ли­цами, оформляются в виде ответа гражданину. Решения коллегиаль­ ных органов издаются в соответствии с их компетенцией в форме пра­ вовых актов.

Ответ и решение содержат определенные реквизиты:

    наименование органа, учреждения, должностного лица, вынес­шего решение;

    дату ответа или вынесения решения;

    краткие сведения о лице, обратившемся с жалобой;

    изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении жалобы;

    фактические и юридические условия принятия решения;

    распорядительную часть с указанием содержания принимаемо­го решения;

    порядка и сроков обжалования;

    подпись должностного лица (должностных лиц).

Сроки принятия решения по жалобе в каждом конкретном случае могут устанавливаться: а) от одного месяца в случаях, когда требуется дополнительное детальное изучение и проверка; б) безотлагательно, если нет необходимости в дополнительном изучении; в) в иных случа­ях - не позднее 15 дней с момента поступления жалобы в орган, обязанный разрешить вопрос по существу.

Существующим инстанционным порядком устанавливается, что вышестоящие органы управления, руководители дают оценку решени­ям подчиненных им лиц и органов, а при необходимости оперативно отменяют или изменяют их, выносят новые решения, контролируя потом их исполнение. Вместе с тем в законодательстве отсутствует указание на то, какая инстанция принимает окончательное решение. Одни и те же жалобы неоднократно направляются гражданами в са­мые различные учреждения и организации. Этот пробел в правовом регулировании следует устранить и четко определить конечные ин­станции в иерархии административных органов, принимающих окон­чательное решение (обжалованию не подлежащие).

Исполнение решения - завершающая стадия в производстве по жа­лобе. Выделяются два вида процессуальных сроков: к первому отно­сится время вступления решения в законную силу, а ко второму - время фактического исполнения решения. Кроме того, особо отмеча­ется момент завершения всего производства по жалобе, т. е. когда она считается полностью разрешенной.

Время вступления решения по жалобе в законную силу наступает с момента доведения до сведения лица, подавшего жалобу. Но в осо­бых случаях процессуальный срок определяется, иначе. Так, постанов­ление о наложении штрафа вступает обычно в законную силу через 10 дней после его вручения правонарушителю.

Устанавливается срок и для фактического исполнения решения, как правило, месячный с момента его вынесения.

Жалобы не должны быть анонимными. Если заявитель просит, чтобы в ходе расследования по жалобе его личность не раскрывалась - тайну имени следует сохранить. Если же обнаруживается, что заявитель действовал недобросовестно, то с предварительного согласия руководства вышестоящего органа, несмотря на просьбу о сохранении анонимности, личность жалобщика должна быть раскрыта.

И в заключение можно отметить, что наряду с жалобами в адми­нистративном порядке каждый гражданин может использовать судеб­ный канал разрешения жалоб. Следует исходить из того, что судебный и административный спо­собы рассмотрения жалоб не исключают друг друга, а выступают под­системами единого демократического института права жалобы. Речь нужно вести не об альтернативе «или-или», а о совершенствовании обеих форм при более целесообразной юридической их скоординиро­ванности.

Работа с жалобами граждан - особый вид административ­ной деятельности, в процессе которой осуществляется последо­вательный ряд действий, выполняются обязанности, реализу­ются права. Соответствующие обязанности и права конкрети­зируются системой процессуальных норм, регламентирующих процедуры работы с обращениями граждан. Иными словами, существует довольно развитое, полное и четкое производство по жалобам граждан. На федеральном уровне оно урегулирова­но Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В какой-то мере его нормы, регулирующие процедуру рассмотрения общих административ­ных жалоб, дополняются нормами законов субъектов РФ. Что же касается особенностей процедур рассмотрения специальных жалоб, то они устанавливаются только федеральными зако­нами.

В производстве по общим административным жалобам мож­но выделить четыре стадии.

Первая - стадия первичной обработки. Здесь получают пись­менные и выслушивают устные обращения и регистрируют их.

В пятидневный срок руководитель обязан обеспечить пер­вичное движение жалобы, т. е. определить, кто и как будет ра­ботать с нею, дать ему определенные указания либо поручить переслать ее в компетентную организацию.

Жалобу, которая направляется в подчиненную организацию, субъект власти может взять «на контроль». Это означает требо­вание выслать ему копию ответа гражданину либо вернуть дело после разрешения жалобы.

Если жалоба является повторной, то к ней необходимо при­общить все материалы предыдущего рассмотрения.

Вторая стадия - проверка жалобы (анализ ситуации). Преж­де всего должна быть собрана и проанализирована информа­ция, необходимая для прин

ятия правильного решения. Иногда для проверки образуются специальные комиссии. К проверкам привлекаются специалисты, активисты. Довольно часто прове­ряющим приходится выезжать туда, где могут быть получены сведения, нужные для дела.

Проверяющие могут использовать разнообразные, не запре­щенные законом средства изучения ситуации: беседы с людь­ми, ознакомление с документами, ревизии, обследования, за­меры и др.

На этой стадии лицо, подавшее жалобу, вправе:

лично изложить доводы лицу, рассматривающему обра­щение;

знакомиться с итоговыми материалами проверки;

представлять дополнительные материалы или ходатайст­вовать об их истребовании;

пользоваться услугами адвоката, иного представителя, а также переводчика.

Если жалоба коллективная, соответствующие права реализу­ет представитель подписантов.

Помимо сбора фактических сведений, работа с жалобами предполагает тщательное изучение правовых норм, имеющих отношение к делу.

Иногда по результатам проверки составляются справки, со­держащие соответствующие выводы и предложения.

Третья стадия - принятие решения по жалобе. Следует от­метить, что в любой властной деятельности принятие акта (ре­шения, закона, приговора) является центральным моментом функционирования. А стадия принятия решения - главная в любом административном производстве.

Поскольку решение подводит итог уже проделанной работе, установлены сроки его принятия, а значит, сроки рассмотрения обращения (дела).

Общий срок рассмотрения жалоб граждан - один месяц. Из этого правила установлены три исключения.

Заявления и жалобы, не требующие дополнительного изу­чения и проверки, решаются безотлагательно, но не позднее 15 дней.

Если для разрешения обращения необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материа­лов либо принятие других мер, срок производства может быть продлен руководителем организации или его заместителем, но не более чем на один месяц.

Жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются в центральных органах в 15-дневный, а в местных - семиднев­ный срок. В случае необходимости срок может быть продлен, но не более чем на 15 дней.

Если два первых исключения связаны с содержанием жало­бы, то третье - с ее автором.

Закон четко определил начало течения срока разрешения жалобы: со дня ее поступления в организацию, обязанную ре­шить вопрос по существу.

Срок оканчивается в день принятия (подписания) решения, а если оно не принимается, концом срока следует считать дату подписания ответа на письмо гражданина. При этом, если окончание срока рассмотрения жалобы приходится на нерабо­чий день, днем окончания срока следует считать первый, сле­дующий за ним рабочий день.

В результате рассмотрения жалобы может быть принято ре­шение:

о полном удовлетворении жалобы;

о частичном удовлетворении жалобы;

об отказе в удовлетворении жалобы (в связи с ее необос­нованностью, с истечением срока, невозможностью ее провер­ки и т. д.).

По общей административной жалобе не может быть отказа­но в удовлетворении по мотивам неподведомственности. Если жалоба не подведомственна органу, учреждению, то ее еще на стадии первичной обработки следует направить в компетент­ную организацию. Если же факт неподведомственности будет установлен на последующих стадиях, материал должен быть на­правлен уполномоченному органу, учреждению. Автору жалобы должно быть сообщено о том, что она направлена по подведом­ственности.

Но если дело подведомственно суду, об этом сообщается гражданину, а жалоба никуда не пересылается;

о разъяснении по поставленным вопросам (о их подве­домственности, правовом регулировании и т. д.).

Четвертая стадия - исполнение принятого решения. Прежде всего необходимо выслать мотивированный ответ на письмен­ную жалобу, а на устную можно и ответить устно. Конечно, нельзя считать жалобу разрешенной, если она частично или полностью удовлетворена, написан и выслан ответ, но факти­чески ничего не сделано. Субъект власти в таких случаях обя­зан принять необходимые меры для восстановления нарушен­ных прав гражданина.

Рефераты >> Административное право >> Административная жалоба как средство защиты прав граждан от незаконных действий (бездействия) должностных лиц и специфика ее правового регулирования в таможенных органах

Праву граждан на жалобы корреспондирует обязанность государственных и муниципальных органов, организаций, должностных лиц и иных субъектов власти создавать условия для его реализации. Они должны:

Внимательно разбираться в их существе, в случае необходимости истребовать нужные документы, направлять работников на места для проверки, принимать другие меры для объективного разрешения вопроса;

Принимать обоснованные решения по предложениям, заявлениям, жалобам, обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих решений;

Сообщать гражданам в письменной или устной форме о решениях, принятых по предложениям, заявлениям, жалобам, а в случаях их отклонения указывать мотивы; по просьбам граждан разъяснять порядок обжалования;

Систематически анализировать и обобщать предложения, заявления, жалобы, содержащиеся в них критические замечания с целью своевременного выявления и устранения причин, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, изучения общественного мнения, совершенствования работы государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций.

За организацию работы с жалобами и иными обращениями граждан руководитель организации несет личную ответственность.

Производство по административным жалобам граждан

Робота с жалобами граждан – особый вид административной деятельности, в процессе которой осуществляется последовательный ряд действий, выполняются обязанности, реализуются права. Соответствующие обязанности и права конкретизируются системой процессуальных норм, регламентирующих процедуры работы с обращениями граждан. Иными словами, существует довольно развитое, полное и четкое производство по жалобам. На федеральном уровне оно урегулировано пока еще действующим Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года (в редакции Указа от 4 марта 1980 года). Этот источник административно- процессуальных норм так и называется: «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан». В какой-то мере его нормы, регулирующие процедуру рассмотрения общих административных жалоб, дополняются нормами законов субъектов Федерации (так например ст. 9 вышеназванного указа указывает на то, что «Законодательством союзных республик могут устанавливаться сокращенные сроки разрешения заявлений и жалоб в республиканских и местных органах, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях»). Что же касается особенностей процедур рассмотрения специальных жалоб, то они устанавливаются только федеральными законами.

В производстве по общим административным жалобам можно выделить четыре стадии.

Первая из них – стадия первичной обработки.

Здесь получают письменные и выслушивают устные обращения и регистрируют их. В пятидневный срок руководитель обязан обеспечить первичное движение жалобы, то есть определить, кто и как будет работать с жалобой, либо переслать ее в компетентную организацию. Жалобу, которая направляется в другие организации, субъект власти может взять « на контроль». Это означает требование выслать ему копию ответа гражданину, либо вернуть дело после разрешения жалобы. Если жалоба является повторной, то к ней необходимо приобщить все материалы предыдущего рассмотрения.

Вторая стадия – проверка жалобы (анализ ситуации).

Прежде всего, должна быть собрана и проанализирована информация, необходимая для принятия правильного решения. Иногда для проверки образуются специальные комиссии. К проверкам привлекаются специалисты. Довольно часто проверяющим приходится выезжать туда, где могут быть получены сведения, нужные для дела. Проверяющие могут использовать разнообразные, не запрещенные законом средства изучения ситуации: беседы с людьми, ознакомление с документами, ревизии, обследования, замеры и др. Помимо сбора фактических сведений, работа с жалобами предполагает тщательное изучение правовых норм, имеющих отношение к делу. Иногда по результатам проверки составляются справки, содержащие соответствующие выводы и предложения.

Третья стадия – принятие решения по жалобе.

Следует отметить, что в любой властной деятельности принятие акта (решения, закона, приговора) является центральным моментом функционирования. А стадия принятия решения - главная в любом административном производстве. Поскольку решение подводит итог уже проделанной работы, установлены сроки его принятия, а значит, сроки рассмотрения обращения (дела). Общий срок рассмотрения жалоб граждан – один месяц. Закон четко определил начало течения срока разрешения жалобы -–со дня ее поступления в государственную или общественную организацию, обязанную решить вопрос по существу. Срок оканчивается в день принятия (подписания) решения, а если не принимается, концом срока следует считать дату подписания ответа на письмо гражданина. При этом если окончание срока рассмотрения жалобы приходится на нерабочий день, днем окончания срока следует считать первый, следующий за ним рабочий день. В результате рассмотрения жалобы может быть принято решение:

О полном удовлетворении;

О частичном удовлетворении;

Об отказе в удовлетворении жалобы (в связи с ее необоснованностью, с истечением срока, невозможностью ее проверки и т. д.)

О разъяснении по поставленным вопросам (об их подведомственности, правовом регулировании и т. д.).

Четвертая стадия производства по жалобам – исполнение принятого решения.

Прежде всего, необходимо выслать ответ на письменную жалобу, а на устную можно и ответить устно. Конечно, нельзя считать жалобу разрешенной, если она частично или полностью удовлетворена, написан и выслан ответ, но фактически ничего не сделано. Субъект власти в таких случаях обязан принять необходимые меры для восстановления нарушенных прав гражданина, принести ему извинения. По просьбе гражданина о принятых мерах необходимо проинформировать заинтересованных в рассмотрении жалобы лиц.

Право граждан на возмещение ущерба причиненного незаконными действиями должностных лиц

Одной из главных проблем реализации права граждан на возмещение ущерба является отсутствие четко регламентированного порядка добровольного возмещения ущерба который причинили незаконные действия должностных лиц. То есть, с одной стороны ст. 53 Конституции РФ закрепляет принцип о праве граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных организаций, с другой, из-за отсутствия порядка реализации этот принцип остается по большей части декларативным в рамках административного права. В частности не указывается из каких средств будет возмещаться ущерб. В законодательстве упоминание об этом встречается только в гражданском праве, так в ст. 1069 ГК РФ сказано: « Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования». Данная норма указывает на источник возмещения – казну соответствующего уровня, но опять же отсутствует механизм гарантирующий реальное возмещение ущерба. Органы государственной власти финансируются из бюджета, а значит все расходы строго регламентированы. В то же время абсурдно закреплять определенные средства на данные цели – тем самым мы презюмируем возможную недобросовестность органов государственной власти, что недопустимо. Также это откроет широкие возможности для злоупотребления данными средствами. Откуда, тогда государственному органу взять средства на возмещение ущерба. Я думаю, что необходимо создание определенного «резервного» фонда на уровне бюджета РФ для «непредвиденных расходов» средства которого, в том числе, могли бы идти и на возмещение ущерба. Но необходимо также создать механизм тщательной проверки каждого случая возмещения ущерба во избежание злоупотребления этими средствами.