Общественно политическая и социально экономическая обстановка. Общее социально-экономическое положение россии. Национальная и религиозная специфика

Социально-экономическое положение в Российской Федерации на современном этапе.

Тяжелое экономическое наследие, доставшееся от Союза ССР, затрудняло проведение реформ в России. Все же с января 1992 ᴦ. российское правительство во главе с Е. Т. Гайдаром приступило к экономическим реформам, призванным обеспечить переход к рынку, к легитимной частной собственности. К этому времени страна находилась в крайне тяжелой ситуации. За минувший год цены выросли в 8-11 раз, валовой национальный продукт сократился на 15- 20%. На полках магазинов практически не осталось ни промышленных товаров, ни продуктов питания.. В экономике России преобладали добывающие отрасли и военно-промышленный комплекс, процветала гигантомания, многие предприятия выпускали никому не нужную, устаревшую продукцию. Программа экономической реформы по выводу страны из кризиса включала в себя ряд мер: либерализацию цен на большинство товаров, т. е. отказ от их административного регулирования, свободу торговли и приватизацию - продажу большей части государственной собственности частным лицам. Избранный путь “шоковой терапии”, по мнению сторонников так называемой монетарной модели экономики, должен был привести к равновесию между платежеспособным спросом (предприятий и населœения) и товарным предложением. Считалось, что в итоге удастся достичь стабилизации экономики и создать необходимые условия для ее подъема. При этом оптимистические прогнозы не подтвердились. Либерализация цен привела к их росту не в 5 раз, как планировалось, а в 100 и более раз. Большинство населœения страны оказалось за чертой бедности. Выпуск необеспеченных товарной массой денег не только не прекратился, но постоянно рос. В целом за 1992 ᴦ. выпуск наличных денегувеличился по сравнению с 1990 ᴦ. в 54 раза. Надежды на достижение рыночного равновесия, сдерживание инфляции развеялись. Правительство вынуждено было установить высокий уровень налогообложения, свести до минимума расходы бюджета на социальные нужды и содержание армии, прибегнуть к другим непопулярным экономическим мерам. В результате усилилась социальная напряженность в обществе. Активизировалась оппозиция правительственному курсу. Оплотойее стал Съезд народных депутатов и его Верховный Совет. Разногласия возникли и в самом российском руководстве. Ряд государственных деятелœей, в частности вице-президент А. В. Руцкой, подвергли критике политику реформ, проводимую правительством Гайдара. Под давлением VII Съезда народных депутатов Ельцин согласился на отставку Гайдара, исполнявшего в то время (декабрь 1992 ᴦ.) обязанности премьер-министра. Новым премьер-министром стал В. С. Черномырдин.

Распад СССР и крах перестройки подвели черту под попытками социалистического реформаторства. Кризис во всœех сферах общества, который сопровождал возникновение суверенных государств на обломках Советского Союза, был крайне тяжелым.

В России к осœени 1991 ᴦ. положение в экономической сфере стало катастрофическим, особенно в области продовольственного обеспечения страны. Во всœех городах были введены талоны. Часто эти талоны просто нечем было отоваривать. Более чем в 60 из 89 российских регионов запасов продовольственного зерна не было вообще, а выработка муки осуществлялась за счёт немедленной (с колес) переработки поступившего зерна по импорту.

Валютные резервы были практически полностью исчерпаны, а золотой запас впервые за всœе время существования государства составлял менее 300 тонн на 1 января 1992 ᴦ. Рубль как денежная единица находился на грани гибели. Это означало, что не было смысла заниматься производственной деятельностью, потому что на рубли, заработанные от продажи, купить было ничего нельзя. Страна впадала в коллапс, реальной становилась угроза голода и холода. Что делать в этой ситуации? Теоретически было два пути:

Первый – вводить чрезвычайные меры и с помощью силы снабжать города продовольствием, но данный путь в XX в. страна уже проходила несколько раз;

Второй – либерализовать экономику через радикальные реформы.

В последние месяцы 1991 ᴦ. Президентом России Б.Н. Ельциным было сформировано правительство, состоящее из молодых реформаторов, в котором ведущую роль играл ученый-экономист Е.Т. Гайдар.
Размещено на реф.рф
Он был сторонником либеральных рыночных преобразований и взял на себя ответственность за трудные и болезненные решения по осуществлению реформы.

Реформы, предложенные Е.Т. Гайдаром, обострили большинство социальных проблем:

Начались хронические задержки выплаты заработной платы;

Появилась безработица, рост которой постоянно увеличивался;

Обострилась криминогенная обстановка в обществе;

Стал падать жизненный уровень значительной части населœения;

Стало реальностью невиданное за последние годы имущественное расслоение;

Ухудшилась демографическая ситуация (падение рождаемости, увеличение смертности); массовый характер приняла ʼʼутечка умовʼʼ за границу, где им создаются достойные условия для работы и жизни.

Трансформация социально-экономической системы проходила очень тяжело и имела отрицательную динамику с точки зрения роста внутреннего валового продукта (ВВП) до 1996 ᴦ. Первые признаки экономического роста появились в 1997 ᴦ., когда объём промышленной продукции возрос по сравнению с предыдущим годом.

Финансовый кризис 17 августа 1998 ᴦ., при всœей его тяжести и трагичности для части населœения страны, оказался позитивным фактом именно для отечественной промышленности. Рухнули финансовые пирамиды, оттягивавшие средства из реального сектора экономики, сократился избыточный импорт. Производство (в том числе в военно-промышленном комплексе) стало оживать. Благоприятной для России в 1999–2007 гᴦ. оказалась и конъюнктура на нефть на мировых рынках, что позволило существенно увеличить доходы государства. С 2000 ᴦ. ВВП имеет устойчивый, в среднем 6 %, ежегодный прирост. В данный период России удалось рассчитаться с внешними долгами. При этом еще много предстоит сделать, прежде чем экономика России станет сильной, конкурентоспособной и процветающей.

Социально-экономическое положение в Российской Федерации на современном этапе. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социально-экономическое положение в Российской Федерации на современном этапе." 2017, 2018.

2.1 Общее социально-экономическое положение России

В последние пять лет, с 2000 года, в России идет достаточно быстрый экономический рост. Он начался в 1999 году, однако рост социальных показателей начался на год позже. До этого был глубокий социально-экономический кризис. Причин долговременного российского кризиса, длившегося 10 лет, несколько:

первый фактор: Кризис разразился из-за неспособности планового хозяйства эффективно управлять экономикой

второй фактор: кризис был усугублен распадом Советского Союза. Его республики составляли единый народнохозяйственный комплекс, потеря тесных связей между этими республиками естественно сказалась на падении производства.

третий фактор: Наша страна была довольно милитаризированной, доля оборонных отраслей была огромна. В период кризиса выпуск военной техники обвально сократилась – в 11 раз. Кризис задел также и смежные отрасли, которые обеспечивали оборонные.

четвертый фактор: Собственно переход к рынку. Это крайне болезненная вещь, связанная с огромным сокращением производства.

Кризис был исключительно тяжелым, развивался очень не равномерно. По отношению к предкризисному 1989 году валовой внутренний продукт снизился почти вдвое, промышленность больше чем вдвое, инвестиции в 5 раз. Безработица составила 13% численности населения Наихудшим показателем стала депопуляция – смертность в России в 1,8 раз превышала рождаемость. И, наконец, в 1998 году на общий социально-экономический кризис наложился финансовый. Промышленное производство упало еще на 5%.

На сегодняшний день мы все еще находимся на стадии выхода из кризиса, до полного выхода еще далеко. Однако, после пятилетнего рывка вперед, сегодня показатели выглядят несколько лучше. В целом за пять лет валовой внутренний продукт вырос примерно на 30%, реальные денежные доходы на 45%, инвестиции на 40%, реальная зарплата, за последние четыре года увеличилась на 75%. Развитие в течение этих пяти лет главным образом шло за счет фактора позитивного влияния девальвации рубля, а следовательно за счет экспорта. Также сказалась так называемая «обратная реакция» против экономического падения, то есть восстановительный рост.

Итак, подробней рассмотрим отдельные показатели уровня жизни населения России.

2.2 Валовой внутренний продукт (ВВП)

Показатель статистики национального дохода в системе национальных счетов; выражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, произведенных на территории данной страны, в рыночных ценах. По своей натурально-вещественной форме ВВП - совокупность предметов и услуг, используемых в течение данного года на потребление и накопление.

Таблица 1.1 Объем и динамика Валового внутреннего продукта 2000-2005гг.:

Год Валовой внутренний продукт(млрд.руб.) Абсолютный прирост (за год) Темп роста (%) Темп прироста (%) Абсолютное значение 1% прироста
2000 7306 2483 151,48 51,48 48,23
2001 8944 1638 122,42 22,42 73,06
2002 10831 1887 121,10 21,10 89,44
2003 13243 2412 122,27 22,27 108,31
2004 16752 3509 126,50 26,50 132,43
2005 13134,42 1072 106,40 6,40 167,52

ВВП характеризует конечный результат производственной деятельности всех резидентных производственных единиц. Он рассматривается в качестве наиболее общего индикатора экономической активности и благосостояния страны. Как видно из данной таблицы, благосостояние России в период с 2000 года по 2005 стремительно улучшалось. Особенно нужно отметить 2000й год, в этот момент прирост ВВП составил 51,48%, то есть он увеличился вдвое. Это колоссальный прорыв, ведь в то время Россия находилась в самом начале своего пути выхода из кризиса. Такой высокий уровень был достигнут за счет большого увеличения экспорта и появления множества товаров, способных заместить импортные.

График 2.1

Однако после 2000го года прирост ослабевал, что наглядно видно на графике, к 2002 году спад достиг уровня менее 22%. Это связано с тем, что ранее невероятно выгодный фактор девальвации с каждым годом стал утрачивать свое значение. Доллар перестал расти, и к 2004 году он вырос на 20%, а цены увеличились в 2,5 раза. Эффект от девальвации исчез.

На сегодняшний день министерство экономического развития России прогнозирует рост данного показателя в среднем на 6% в последующих двух годах, кроме того главной задачей на ближайшее десятилетие является удвоение ВВП России. При этом для выполнения этой задачи необходима консолидация политических сил общества. Удвоение ВВП - это масштабная задача, которая потребует глубокого анализа и уточнения существующих подходов к экономической политике. Однако эксперты уверены, что для решения этой задачи в стране есть все условия. Россия вполне способна увеличить свой экономический потенциал за 10 лет в 2 раза, если среднегодовые темпы роста будут удержаны на уровне первого квартала 2004 г.


3. Перспективы и задачи социально-экономического развития России

Основа для постоянного, качественного и безопасного экономического роста как условия социально-экономического развития создается в сферах, способствующих развитию человеческого потенциала: образовании, науке, культуре, здравоохранении, социальной защите, поэтому обеспечение их нормального функционирования является основной социальной функцией государства.

В настоящее время отсутствует сбалансированность между социальными обязательствами государства и его возможностями мобилизации социальных ресурсов.

Политику государства по развитию социального страхования следует рассматривать в едином контексте с его экономической и финансовой политикой. Требуются скоординированные и целенаправленные действия по повышению общего прожиточного уровня. Это предполагает сочетание ускорения экономического роста с эффективно действующей системой мер по налогообложению доходов, с контролем над ценами на товары, входящие в «корзину физиологического минимума». Эти меры входят в круг важнейших стратегических задач обеспечения экономической и социальной стабильности в обществе. Надо также подчеркнуть их взаимосвязанность. Ведь даже скромный экономический рост создает благоприятные предпосылки для расширения базы налогов и взносов в фонды социального страхования, способствует снижению уровня безработицы и расширяет доступ к системам социальной помощи. В то же время социальный мир в обществе, стабильные и доброжелательные отношения между наемными работниками и работодателями, достигаемые в существенной мере с помощью системы социального страхования, правомерно, наряду с трудом и капиталом, рассматривать в качестве еще одного, третьего, производственного фактора. Развитые системы социального страхования способны оказывать положительное влияние на состояние экономики и социальное положение трудящихся посредством рационального перераспределения доходов, активного стимулирования сбережений населения, увеличения его покупательной способности.

В среднесрочной перспективе необходимо предотвратит дальнейшее увеличение разрыва между Россией и развитыми странами, а в долгосрочной – восстановить и упрочить позицию России как одной из стран – лидеров мирового развития. Важнейшим условием лидерства в постиндустриальном обществе является развитие человеческого потенциала, улучшение качества жизни населения.

В основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу предполагается к 2010 году обеспечить «выход России на качественно-новый уровень развития, характеризующийся растущей экономикой, эффективным государством, наличием самостоятельного среднего класса, стабильными социальными и политическими отношениями».


Заключение

На мой взгляд, я выполнил поставленные передо мной задачи, я охватил большой объем материала, выделив при этом основные моменты и проблемы тем рыночной экономики и социально-экономического положения России.

Я определил основные причины, условия, принципы перехода к рыночной экономике. Также дал объективную оценку результатов рыночных преобразований, поставил основные задачи экономики на будущее.

Проанализировав, на мой взгляд, наиболее важные и репрезентативные статистические показатели, я дал общую характеристику социально-экономическому положению страны. В работе так же отражены основные цели и перспективы развития страны в будущем, поставлены задачи для дальнейшего развития.

Россия является правовым социальным государством, идея которого, сформулированная международным сообществом для современного типа рыночного хозяйства, заключается в политическом и правовом упорядочении жизни общества на принципах гуманизма, выполнении комплекса социально-защитных функций, создании условий для развития гражданского общества.


Список использованной литературы

1. Аукуционек С.П “Теория перехода к рынку” - Издательство SvR – Аргус, Москва, 1995г.

2. Брю С.Л., Макконелл К.Р. “Экономикс” 13-е издание – Издательство Инфра-М, Москва, 1999г.

Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в 2014 году

Некоторые методологические пояснения

Индекс производства - относительный показатель, характеризующий изменение масштабов производства в сравниваемых периодах. Различают индивидуальные и сводные индексы производства. Индивидуальные индексы отражают изменение выпуска одного продукта и исчисляются как отношение объемов производства данного вида продукта в натурально-вещественном выражении в сравниваемых периодах. Сводный индекс производства характеризует совокупные изменения всех видов продукции и отражает изменение создаваемой в процессе производства стоимости в результате изменения только физического объема производимой продукции. Для исчисления сводного индекса производства индивидуальные индексы по конкретным видам продукции поэтапно агрегируются в индексы по видам деятельности, подгруппам, группам, подклассам, классам, подразделам и разделам ОКВЭД. Индекс промышленного производства - агрегированный индекс производства по видам деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды". По Российской Федерации данные приведены с учетом поправки на неформальную деятельность.

Объем выполненных работ по виду деятельности "Строительство" - это строительные работы, выполненные организациями собственными силами на основании договоров и (или) контрактов, заключаемых с заказчиками. В стоимость этих работ включаются работы по строительству новых объектов, капитальному и текущему ремонту, реконструкции, модернизации жилых и нежилых зданий и инженерных сооружений.

Данные приводятся с учетом объемов, выполненных субъектами малого предпринимательства, организациями министерств и ведомств, имеющих воинские подразделения, и объема работ, не наблюдаемых прямыми статистическими методами в строительстве.

И ндекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" - относительный показатель, характеризующий изменение объема работ в сравниваемых периодах в сопоставимых ценах.

Оборот розничной торговли - представляет собой выручку от продажи товаров населению для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве. Стоимость товаров, проданных (отпущенных) отдельным категориям населения со скидкой или полностью оплаченных органами социальной защиты, включается в оборот розничной торговли в полном объеме. В оборот розничной торговли не включается стоимость товаров, проданных (отпущенных) из розничной торговой сети юридическим лицам (в том числе организациям социальной сферы, спецпотребителям и т.п.) и индивидуальным предпринимателям, а также оборот общественного питания.

Оборот розничной торговли включает данные как по организациям, для которых эта деятельность является основной, так и по организациям других видов деятельности, осуществляющим продажу товаров собственного производства населению через торговые заведения, находящиеся на их балансе, или с оплатой через свою кассу. Оборот розничной торговли включает также продажу товаров индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на розничных рынках и ярмарках.

Оборот розничной торговли формируется по данным сплошного федерального статистического наблюдения за организациями, не относящимися к субъектам малого предпринимательства, выборочного обследования малых предприятий розничной торговли (за исключением микропредприятий), которые проводятся с месячной периодичностью, а также ежеквартальных выборочных обследований розничных рынков, ежегодных выборочных обследований индивидуальных предпринимателей и микропредприятий с распространением полученных данных на генеральную совокупность объектов наблюдения. Кроме того, в соответствии с требованиями системы национальных счетов оборот розничной торговли торгующих организаций досчитывается на объемы деятельности, не наблюдаемой прямыми статистическими методами.

Индекс физического объема оборота розничной торговли - относительный показатель, характеризующий изменение оборота розничной торговли в сравниваемых периодах в сопоставимых ценах.

Объем платных услуг населению представляет собой денежный эквивалент объема услуг, оказанных резидентами российской экономики (юридическими лицами и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица) гражданам Российской Федерации, а также гражданам других государств (нерезидентам), потребляющим те или иные услуги на территории Российской Федерации. Этот показатель формируется в соответствии с методологией формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению, утвержденной приказом Росстата от 26 июня 2013 г. N 234 и введенной в действие с 1 января 2014 г. (далее - новая Методология) на основании данных форм федерального статистического наблюдения и оценки ненаблюдаемой деятельности на рынке услуг.

Динамику объема платных услуг характеризует индекс физического объема, исчисленный путем сопоставления его величины за отчетный и базисный периоды в сопоставимых ценах. В целях обеспечения сопоставимости в динамике расчет индексов физического объема произведен по отношению к данным 2013 года, пересчитанным по новой Методологии.

Инвестиции в основной капитал - совокупность затрат, направленных на строительство, реконструкцию (включая расширение и модернизацию) объектов, которые приводят к увеличению их первоначальной стоимости, приобретение машин, оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, на формирование рабочего, продуктивного и племенного стада, насаждение и выращивание многолетних культур, инвестиции в объекты интеллектуальной собственности: произведения науки, литературы и искусства; программное обеспечение и базы данных для ЭВМ, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, произведенные нематериальные поисковые затраты, затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы и т.д.

Данные об инвестициях в основной капитал приведены с учетом инвестиционной деятельности субъектов малого предпринимательства и досчетов объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами.

В состав инвестиций в основной капитал включены затраты, осуществленные за счет денежных средств граждан и юридических лиц, привлеченных организациями-застройщиками для долевого строительства.

Затраты на приобретение объектов незавершенного строительства и основных средств на вторичном рынке в объеме инвестиций в основной капитал не учитываются.

Инвестиции в основной капитал учитываются без налога на добавленную стоимость.

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал - относительный показатель, характеризующий изменение объема инвестиций в сравниваемых периодах. Рассчитывается в сопоставимых ценах. В качестве сопоставимых цен приняты среднегодовые цены предыдущего года.

Индекс производства продукции сельского хозяйства - относительный показатель, характеризующий изменение объема производства сельскохозяйственной продукции всеми сельхозпроизводителями (сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, хозяйствами населения) в сравниваемых периодах. Индекс производства продукции сельского хозяйства - агрегированный индекс производства продукции растениеводства и животноводства. Для исчисления индекса производства продукции сельского хозяйства используется показатель ее объема в сопоставимых ценах предыдущего года.

Общая площадь жилых домов определяется как сумма площадей всех частей жилых помещений, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, площадей лоджий, балконов, веранд, террас, подсчитываемых с соответствующими понижающими коэффициентами, а также жилых и подсобных помещений в построенных населением индивидуальных жилых домах. К помещениям вспомогательного использования относятся кухни, передние, холлы, внутриквартирные коридоры, ванные или душевые, туалеты, кладовые или хозяйственные встроенные шкафы. В домах-интернатах для престарелых и инвалидов, ветеранов, специальных домах для одиноких престарелых, детских домах к подсобным помещениям относятся столовые, буфеты, клубы, читальни, спортивные залы, приемные пункты бытового обслуживания и медицинского обслуживания.

Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения исчисляется на основе единых объемов потребления, а также средних цен по России и ее субъектам. В состав набора включены 83 наименования товаров и услуг, в том числе 30 видов продовольственных товаров, 41 вид непродовольственных товаров и 12 видов услуг. Данные о стоимости набора приведены в расчете на месяц.

Стоимость минимального набора продуктов питания , рассчитываемая Росстатом, отражает межрегиональную дифференциацию уровней потребительских цен и не является составляющим элементом величины прожиточного минимума. При ее расчете, в отличие от величины прожиточного минимума, используются единые, установленные в целом по Российской Федерации, условные объемы потребления продуктов питания и средние потребительские цены на них по субъектам Российской Федерации.

Индекс потребительских цен - характеризует изменение во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего периода.

Индекс потребительских цен в 2014 г. рассчитывался на базе данных регистрации цен на 506 видов товаров (услуг)-представителей, которая осуществляется 21-25 числа каждого месяца более чем в 66 тыс. организаций торговли и сферы услуг в 272 городах на территории всех субъектов Российской Федерации.

Индекс цен на первичном и вторичном рынках жилья рассчитываются на основе зарегистрированных цен на вновь построенные квартиры и на квартиры функционирующего жилого фонда, находящиеся в собственности, если они являются объектами совершения рыночных сделок.

Наблюдение ведется по выборочному кругу организаций, осуществляющих операции с недвижимостью в территориальных центрах и отдельных городах субъектов Российской Федерации. При регистрации цен на квартиры учитываются их количественные и качественные характеристики. Средние цены по Российской Федерации рассчитываются из средних цен, сложившихся в ее субъектах. В качестве весов используются данные о количестве проданной общей площади квартир отдельно на первичном и вторичном рынках жилья, накопленном за предыдущий год.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за период исчисляется делением фонда начисленной заработной платы работников на среднесписочную численность работников и на количество месяцев в периоде. В фонд заработной платы включаются начисленные работникам суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, доплаты и надбавки, премии и единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания и проживания, имеющая систематический характер.

Данные по среднемесячной начисленной заработной плате предварительные.

Реальная начисленная заработная плата характеризует покупательную способность заработной платы в отчетном периоде в связи с изменением цен на потребительские товары и услуги по сравнению с базисным периодом. Для этого рассчитывается индекс реальной начисленной заработной платы путем деления индекса номинальной начисленной заработной платы на индекс потребительских цен за один и тот же временной период.

Реальные денежные доходы населения - характеризуют изменение денежных доходов населения в сравниваемых периодах в сопоставимых ценах (с корректировкой на индекс потребительских цен). Денежные доходы населения включают доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, выплаченную заработную плату (начисленную заработную плату, скорректированную на изменение задолженности) наемных работников, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные выплаты, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы.

Просроченной задолженностью по заработной плате считаются фактически начисленные работникам суммы заработной платы, но не выплаченные в срок, установленный коллективным договором или договором на расчетно-кассовое обслуживание, заключенным с банком. Число дней задержки считается со следующего дня после истечения этого срока.

Безработные (в соответствии со стандартами Международной Организации Труда - МОТ) - лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно следующим критериям:

не имели работы (доходного занятия);

занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службы занятости, использовали или помещали объявления в СМИ, Интернет, непосредственно обращались к администрации организации или работодателю, использовали личные связи или предпринимали шаги к организации собственного дела (поиск земли, зданий, машин и оборудования, сырья, финансовых ресурсов, обращение за разрешениями, лицензиями и т.п.);

были готовы приступить к работе в течение обследуемой недели.

Обучающиеся в образовательных учреждениях, пенсионеры и инвалиды учитывались в качестве безработных, если они не имели работы, занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

Информация об общей численности безработных приведена по данным выборочного обследования населения по проблемам занятости. Отношение численности безработных к численности экономически активного населения (занятых и безработных), рассчитанное в процентах, характеризует уровень безработицы .

Безработные, зарегистрированные в государственных учреждениях службы занятости населения - трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), проживающие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в государственных учреждениях службы занятости населения по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней. Информация о численности безработных, получивших официальный статус в государственных учреждениях службы занятости населения, разрабатывается Федеральной службой по труду и занятости населения.

Потребность работодателей в работниках, заявленная в государственные учреждения службы занятости - число вакансий (требуемых работников), сообщенных работодателями в государственные учреждения службы занятости населения.

Сведения о рождениях, смертях получаются на основании статистической разработки данных, содержащихся в записях актов о рождении, смерти, составляемых органами записи актов гражданского состояния. В число родившихся включены только родившиеся живыми.

Естественное движение населения - обобщенное название совокупности рождений и смертей, изменяющих численность населения так называемым естественным путем. К естественному движению населения относят также браки и разводы, хотя они не меняют численность населения, но учитываются в том же порядке, что и рождения и смерти.

В целях статистической сопоставимости данные по Российской Федерации за 2013 г. пересчитаны с учетом сведений по Республике Крым и г. Севастополю.

Показатели предварительные, по данным помесячной регистрации за январь-декабрь соответствующего года.

Данные о миграции населения получены в результате разработки поступающих от территориальных органов Федеральной миграционной службы документов статистического учета прибытий и выбытий. Листки статистического учета мигрантов составляются при регистрации и снятии с регистрационного учета населения по месту жительства, а также (с 2011 г.) при регистрации по месту пребывания на срок 9 месяцев и более. Снятие с регистрационного учета осуществляется автоматически в процессе электронной обработки данных о миграции населения при перемещениях в пределах Российской Федерации, а также по истечении срока пребывания у мигрантов независимо от места прежнего жительства.

В целях обеспечения статистической сопоставимости миграционный прирост по Российской Федерации за 2013 год рассчитан с учетом данных по Республике Крым и г. Севастополю. За январь-декабрь 2014 года данные предварительные.

Величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина включает минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Потребительская корзина в целом по Российской Федерации установлена Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 227-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации", в субъектах Российской Федерации она устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально и устанавливается: в целом по России - Правительством Российской Федерации, в субъектах России - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

На основании Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 233-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" с 2013 г. изменен порядок расчета величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, кроме Самарской области.

Данные по Архангельской и Тюменской областям (с учетом автономных округов) органами исполнительной власти не устанавливаются.

Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации - бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами).

Статистические показатели по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю . Для формирования официальной статистической информации по Российской Федерации с учетом новых субъектов Российской Федерации статистическое наблюдение в Республике Крым и городе Севастополе должно быть интегрировано в систему российской государственной статистики с тем, чтобы показатели и данные по ним формировались на основе российской статистической методологии.

В течение переходного периода - до конца 2014 года - формирование официальной статистической информации по Республике Крым и городу Севастополю осуществлялось на основе утвержденных Росстатом временных методологических указаний по организации статистических наблюдений, расчету показателей и порядку предоставления данных по отдельным направлениям статистического учета.

Более подробную информацию о социально-экономическом положении субъектов Российской Федерации можно получить в открытом доступе на официальном сайте Росстата www.gks.ru .

Федеральная служба государственной статистики

Первым президентом России был избран в 1991 г. Б. Н. Ельцин, вице-президентом - А. В. Руцкой. Сохранялись съезд народных депутатов (формально высшая власть в стране) и Верховный Совет РСФСР (председатель - Р. И. Хасбулатов). В 1992 г. начались экономические реформы (под руководством Е. Т. Гайдара): отпущены цены, стала проводиться приватизация. Выросли внутренние долги, резко упало производство. Инфляция поглотила сбережения граждан в сберкассах. Жизненный уровень большинства населения упал, а «средним классом» стала узкая группа, воспринимаемая большинством как высший класс.

Весной 1993 г. началась борьба за власть и изменение Конституции между президентом Ельциным и Верховным Советом, кончившаяся незаконным роспуском последнего 21 сентября 1993 г. указом президента. Сопротивление сторонников Верховного Совета было подавлено и закончилось жестоким расстрелом здания Верховного Совета 4 октября. В декабре 1993 г. на референдуме была принята новая Конституция России, согласно которой президент Ельцин получил решающие полномочия (право назначения министров, роспуска парламента, издания указов в обход парламента и др.). Должность вице-президента была упразднена. Создан законодательный орган - двухпалатное Федеральное Собрание (верхняя палата - Совет Федерации, нижняя - Государственная Дума). Выборы в Государственную Думу прошли в 1993, 1995 и1999 гг.

Нынешний председатель Совета Федерации - С. Миронов, Государственной Думы - Г. Н. Селезнёв. Крупнейшие партии и блоки -КПРФ, «Яблоко», ЛДПР, с 1999 г. - «Союз правых сил», «Единство - вся Россия» и др. В 1996 г. Ельцин был переизбран на второй срок, с 2000 г. президентом стал В. В. Путин. Нынешний премьер-министр - М. М. Касьянов (в 1992-1998 гг. - В. С. Черномырдин, 1998 г. - С. В. Кириенко, в 1998-1999 гг. - Е. М. Примаков, 1999 гг. - В. С. Степашин, 1999-2000 гг. - Путин).

Крупнейшая внутренняя проблема - война в Чечне (1994-1996 и 1999-...)

Начиная с 2000 г. правительство России выполняет план десятилетней программы "Основные направления социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу". Программа предполагала продолжить курс на создание либеральной экономики. Уже в 2003 г. темпы экономического роста составили приблизительно 7%. Такого прироста удалось достичь не только за счет продажи сырья, но и функционального развития других секторов экономики. Значительным шагом правительства стала налоговая реформа. Она включала две важные меры: переход к 13% ставке обложения доходов и планомерное сокращение, а в дальнейшем и отмена налога на добавленную стоимость НДС. В январе 2002 г. вступил в силу новый Трудовой кодекс. Он стал необходимой мерой в деле упорядочения трудового законодательства. Летом 2002 г. была начата реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Цель реформы состояла в переводе финансирования ЖКХ на рыночные основы, главным образом перенесение большей доли расходов по содержанию жилищного фонда на население. Важное экономическое и политическое значение имело приятие Государственной Думой в сентябре 2001 г. нового Земельного кодекса. Кодекс закрепил право собственности на землю и определял механизм ее купли-продажи. Документ не затрагивал лишь земли сельскохозяйственного назначения. Но уже в июне 2002 г. был принят закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", который распространил право собственности на земли сельхозназначения. Данный закон все же не стал основой для подъема сельского хозяйства, так как не был должным образом подкреплен административными мерами. Серьезные опасения в обществе вызвали внесенные в декабре 2003 г. поправки в Лесной кодекс, которые допускали возможность застройки лесов первой категории жилыми и другими объектами, а также возможность приобретение лесных участков иностранными гражданами. Перемены в хозяйстве страны позволили усилить социальную направленность проводимой политики. Государству удалось не только погасить многомесячную задолженность по зарплатам, пособиям и пенсиям, но и повысить зарплату некоторым категориям бюджетных работников. Появились новые рабочие места, выросли реальные доходы граждан. Начался процесс модернизации средней и высшей школы. В 2002 г. была проведена Всероссийская перепись населения. Численность населения России, по ее данным, составила 145,2 млн. человек. По этому показателю РФ находилась на седьмом месте в мире после КНР, Индии, США, Индонезии, Бразилии и Пакистана.

Выполняя важнейшие задачи по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в наших городах и населенных пунктах, обеспечивая охрану и оборону важных государственных объектов, в том числе ядерного и оружейного комплексов страны, находясь в готовности к пресечению вооруженного конфликта в любом регионе России, внутренние войска являются гарантом безопасности и целостности государства.

На сегодняшнем занятии мы рассмотрим, какие задачи предстоит решать внутренним войскам, войскам регионального командования и воинским частям соединения в 2011 в условиях современной общественно-политической и социально-экономической обстановки.

Первый учебный вопрос (20 минут):

Общественно-политическая и социально-экономическая обстановка в Российской Федерации».

Поддержание внутренних войск МВД России в высокой степени боеготовности является непременным, условием обеспечения военной безопасности государства, а успешное решение возложенных на них задач может быть выполнено лишь при детальном анализе современной общественно-политической и социально-экономической обстановки в стране.

В частности краткую характеристику и оценку современной социально-экономической обстановки в Российской Федерации дал Президент РФ Д.А. Медведев в ежегодном Послании к Федеральному собранию 30 ноября 2010 года:

« Мы смогли стабилизировать экономику после значительного спада, и в этом году экономический рост составит около 4 процентов. Несмотря на повышение цен на продовольствие, а оно, к сожалению, произошло во всём мире, мы не допустили скачка инфляции. Задача на трёхлетнюю перспективу – снизить её до 4–5 процентов в год …

Численность безработных сейчас составляет около 5 миллионов человек, то есть она сократилась на 2 миллиона по сравнению с пиком кризиса. Это существенное достижение. Размер суверенного долга минимален. Сегодняшний уровень международных резервов России (а это около полутриллиона долларов) существенно выше, чем этот показатель в прошлом.

После беспрецедентных по своим масштабам антикризисных мер мы переходим к более сбалансированной бюджетной политике.

Реальные доходы населения за прошедшие месяцы выросли примерно на 5 процентов. На следующий год предусмотрено повышение зарплат бюджетникам. Выполняются целевые программы обеспечения жильём ветеранов и военнослужащих.

Мы находим возможности ежегодно повышать пенсии. Поставленная мной задача обеспечить всем пенсионерам доходы не ниже прожиточного минимума решена.

Отечественная атомная отрасль вернулась к серийному строительству и ежегодному вводу мощностей. Сейчас в стране строятся девять энергоблоков, при этом Россия реализует также проекты в Индии, Иране, Китае, в других странах. За три последние года заказы атомной промышленности машиностроению выросли до 10 раз, а по сравнению с 2005 годом – в 25 раз. Это хорошая цифра. Это, безусловно, и доходы для бюджета, и прямая выгода для всех работников этой отрасли.

Ещё одна тема. В мировой рейтинг (так называемый топ-500) суперкомпьютеров сегодня входят уже 11 российских систем. В следующем году производительность отечественного суперкомпьютера «Ломоносов» возрастёт более чем в 2,5 раза, и он станет одной из самых мощных вычислительных машин мира. До конца года будет полностью сформирована спутниковая группировка ГЛОНАСС, а в ближайшие два года завершится создание основных цифровых навигационных карт и начнётся применение спутниковых навигаторов системы. Возможности ГЛОНАСС теперь будет служить массовому пользователю.

Уже в следующем году цифровой доступ к пакету обязательных телеканалов будет обеспечен в большинстве приграничных регионов. Мы построим более 1000 объектов государственной сети цифрового телевещания. В текущем году мы «научили» всемирную сеть русскому языку. Это важно просто даже для нашей страны. Доменная зона «.рф» открыта и быстро набирает популярность. Я считаю, что это тоже наше достижение.

Кроме того, мы приступили к реализации новой стратегии развития российской фармацевтики. В ближайшие годы доля отечественной продукции на нашем рынке должна быть увеличена, причём увеличена радикально – с 20 до 50 процентов, а инновационных препаратов – до 60 процентов. Это повысит доступность лекарств для населения.

По сравнению с 2005 годом рождаемость в России увеличилась более чем на 21 процент. Это, кстати, замечу, один из лучших показателей в мире. Младенческая смертность сократилась на четверть. В прошлом году, впервые за 15 лет, нам удалось выйти на рост численности населения России. Во многом это, конечно, результат работы материнского капитала, национального проекта «Здоровье» и других мер социальной поддержки семей» .