Положение об учетной политики организации пример. Учетная Политика (Услуги) в целях Бухгалтерского Учета Скачать. Сроки утверждения документа

Положение об учетной политики организации пример. Учетная Политика (Услуги) в целях Бухгалтерского Учета Скачать. Сроки утверждения документа

Проверьте, актуальна ли ваша учетная политика на 2017 год: с 1 января многое изменилось. Скачать образец для ОСНО бесплатно можно в этом материале — в ней нет устаревших формулировок.

Семь самых опасных формулировок в шаблонных и устаревших вы найдете в статье. Напротив каждой — безопасная альтернатива.

Одно из заданий конкурса «ТОП-1000 лучших бухгалтеров России» требовало рассказать о том, как компании составляют свои учетные политики или про формулировки, которыми бухгалтеры гордятся. Мы получили 296 текстов политик и изучили каждую. К сожалению, нашлось немало документов с устаревшими и шаблонными формулировками, из-за которых возможен спор с налоговой. Подробности - ниже.

Бухгалтерская учетная политика на 2017 год для ОСНО: что исправить

Обратите особое внимание на то, что в учетной политике по бухучету говорится об основных средствах, упрощенном учете и исправлении ошибок.

О сроке использования основных средств

До 2017 года большинство компаний определяли срок использования основных средств в бухучете по налоговой классификации. Поступать так позволяли нормативные акты (п. 1 постановления Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1). Но с 2017 года эту норму отменили (постановление Правительства РФ от 7 июля 2016 г. № 640). Связана поправка с тем, что в бухучете компания должна руководствоваться ПБУ 6/01. Согласно ПБУ срок полезного использования основного средства — это период, в течение которого объект будет приносить экономическую выгоду.

В связи с поправкой измените формулировку в учетной политике. Напишите, что вы определяете срок использования так, как сказано в ПБУ. Тогда у аудиторов не будет замечаний к учетной политике.

Чтобы сблизить налоговый и бухгалтерский учет, компания может по-прежнему ориентироваться на налоговую классификацию. Но если планируете использовать объект существенно меньше или больше срока по классификации, то правильнее установить в бухучете плановый срок.

Совет
Как установить срок использования основного средства

Компания по-прежнему может ориентироваться на налоговую классификацию, когда определяет срок полезного использования основного средства в бухучете. Ведь основные средства в классификации распределены по группам экономически обоснованно, а не произвольно. Но советую не писать это в учетной политике. У компании должен быть свой порядок определения сроков в бухучете. В одних организациях срок определяет комиссия по основным средствам, в других — один бухгалтер. Это и опишите в учетной политике. Кроме того, классификация не учитывает конкретные условия использования основных средств — агрессивную среду, установку компании на быстрое обновление основных средств и др. Если вы прогнозируете, что по факту будете применять объект существенно меньше или больше, чем в классификации, установите реальный срок использования.

АЛЬМИН РАБИНОВИЧ, главный методолог группы компаний Energy Consulting

Устаревшая формулировка

Новая формулировка

Срок полезного использования объектов основных средств определяется на основании Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.
(Основание: п. 1 постановления Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1)

Срок полезного использования объектов основных средств определяется исходя из:
— ожидаемого срока использования объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
— ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
— нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта.
На основании указанных критериев срок полезного использования устанавливается приказом генерального директора организации.
(Основание: п. 20 ПБУ 6/01)

Об упрощенном учете

Устаревшая формулировка

Новая формулировка

Предельная величина процентов, признаваемых расходом для целей налогообложения прибыли, принимается равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной произведению ставки рефинансирования ЦБ РФ и коэффициента 0,8 — по долговым обязательствам в иностранной валюте.

(Основание: п. 1, п. 1.1 ст. 269 НК РФ)

Проценты по займам, кредитам и другим долговым обязательствам учитываются в расходах исходя из фактической ставки, за исключением контролируемых сделок. Проценты по долговым обязательствам, возникшим в результате контролируемых сделок, учитываются по правилам, установленным в абз. 3 п. 1 ст. 269 Налогового кодекса РФ.

(Основание: п. 1 ст. 269 НК РФ)

О программах

В шаблонных налоговых политиках обычно не сказано, как списывать программы, или приводится обобщенная формулировка. Но в Налоговом кодексе нет четких правил по . Поэтому безопаснее установить их в учетной политике.

Учитывать расходы на программу сразу рискованно. Чиновники считают, что списывать стоимость программ нужно равномерно в течение срока действия лицензионного договора (письмо Минфина России от 18 марта 2014 г. № 03-03-06/1/11743).

Если в договоре нет срока, компания может самостоятельно установить срок учета расходов. Самый безопасный вариант — списывать расходы в течение пяти лет. Этот срок действует по умолчанию для лицензионных договоров и на него обычно ориентируются налоговики (п. 4 ст. 1235 ГК РФ). Налоговиков могут поддержать и судьи (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28 июля 2016 г. № Ф06-11039/2016).

Если компания готова спорить с налоговиками, закрепите в учетной политике, что стоимость программы вы списываете сразу. В этом случае на проверке ссылайтесь на те решения судов, которые в пользу компаний (постановление Арбитражного суда Московского округа от 13 апреля 2015 г. № Ф05-3419/2015).

Шаблонная формулировка

Конкретная формулировка

Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств

и (или) иной формы их оплаты.

(Основание — п. 1 ст. 272 НК РФ)

Расходы на приобретение неисключительных прав на программы для ЭВМ учитываются в целях налогообложения равномерно в течение срока, установленного в лицензионном договоре.

Если в лицензионном договоре срок использования программы для ЭВМ не установлен, указанные расходы распределяются равномерно в течение планируемого срока использования программы в деятельности организации, установленного в приказе генерального директора организации

О прямых расходах

В шаблонных учетных политиках обычно нет детального списка прямых расходов. Значит, если налоговики заинтересуются этими расходами, компании придется давать пояснения. В итоге может получиться так, что компания считала конкретные расходы косвенными, а налоговики отнесли их к прямым.

Чтобы не было путаницы, лучше привести в налоговой учетной политике подробный перечень тех прямых расходов, которые есть в компании. Например, если торговая компания иногда доставляет товары непосредственно с завода изготовителя до склада покупателя, транспортные расходы безопаснее учитывать как прямые. Либо компания может считать эти расходы косвенными. Но тогда есть риск спора с налоговиками (постановления ФАС Московского округа от 24 июля 2013 г. по делу № А40-110865/12-20-572, ФАС Поволжского округа от 2 октября 2013 г. по делу № А57-21129/2012).

Шаблонная формулировка

Конкретная формулировка

К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде,

и суммы расходов на доставку товаров до склада

организации, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров. Все иные расходы относятся к косвенным.

(Основание: ст. 320 НК РФ)

К прямым расходам относятся:

— стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем отчетном (налоговом) периоде;

— расходы на доставку покупных товаров до склада организации, если эти расходы не включены в цену приобретения товаров;

— расходы на доставку товаров покупателям, если товары доставляются им напрямую со склада поставщика организации.

Остальные расходы, связанные с приобретением и реализацией товаров, являются косвенными. В частности, к косвенным расходам относятся:

— расходы по доставке товаров покупателям со склада организации;

— расходы на перевозку товаров между складами организации;

— расходы на сортировку и комплектацию товаров. (Основание: ст. 320 НК РФ)

О резерве по сомнительным долгам

Уточните, что в шаблоне налоговой учетной политики сказано о резерве по сомнительным долгам. В 2017 году компания по-прежнему сама решает, создавать в налоговом учете резерв или нет. Но изменился лимит резерва за отчетный период . Теперь лимит равен 10 процентам от выручки за этот период или 10 процентам от выручки за прошлый год — в зависимости от того, какой из этих показателей больше (п. 4 ст. 266 НК РФ). Актуализируйте условие о лимите, чтобы налоговики не думали, что компания решила ограничить резерв старым нормативом.

Устаревшая формулировка

Новая формулировка

Сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ.

Организация формирует резерв по сомнительным долгам.

Сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10 процентов от выручки за указанный налоговый период, определяемой в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ.

При исчислении резерва по сомнительным долгам по итогам отчетных периодов его сумма не может превышать большую из величин — 10 процентов от выручки за предыдущий налоговый период или 10 процентов от выручки за текущий отчетный период.

Инвентаризация дебиторской задолженности в целях создания резерва проводится по состоянию на последний день каждого отчетного (налогового) периода.

Сумма резерва, не полностью использованная в отчетном (налоговом) периоде на покрытие убытков по списанию безнадежных долгов, переносится на следующий отчетный (налоговый) период. Учет начисления и использования резерва ведется в регистре налогового учета (приложение № 5).

(Основание: п. 4, 5 ст. 266 НК РФ)

Учетная политика на 2017 год для целей налогового учета (образец)

Общество с ограниченной ответственностью «Альфа»

ПРИКАЗ № 58
об утверждении учетной политики для целей налогообложения

Учетная политика для целей налогообложения

Налог на прибыль организаций

Порядок ведения налогового учета

1. Ведение налогового учета возлагается на бухгалтерию, возглавляемую главным бухгалтером.

2. Налоговый учет вести обособленно от бухгалтерского в самостоятельно разработанных регистрах налогового учета. Перечень регистров налогового учета приведен в приложении 1.

Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

3. Учет доходов и расходов вести методом начисления. Основание: статьи 271, 272 Налогового кодекса РФ.

Учет амортизируемого имущества

4. Срок полезного использования основных средств определяется по минимальному значению интервала сроков, установленных для амортизационной группы, в которую включено основное средство в соответствии с классификацией, утверждаемой Правительством РФ. Если основное средство не указано в классификации, срок полезного использования определять по технической документации или рекомендациям производителей.

Основание: постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1, пункты 1 и 6 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

5. Срок полезного использования основных средств, бывших в эксплуатации, определяется равным сроку, установленному предыдущим собственником, уменьшенному на количество лет (месяцев) эксплуатации данных основных средств предыдущим собственником.

Основание: пункт 7 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

6. Срок полезного использования объекта нематериальных активов определяется исходя из срока действия патента, свидетельства, а также исходя из срока полезного использования, обусловленного соответствующим договором. По нематериальным активам, по которым определить срок полезного использования невозможно, применяется срок, равный 10 годам.

Основание: пункт 2 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

7. Амортизацию по всем объектам амортизируемого имущества (основным средствам и нематериальным активам) начислять линейным методом.

Основание: пункты 1 и 3 статьи 259 Налогового кодекса РФ.

8. Амортизационная премия не применяется. Амортизация начисляется в общем порядке.

Основание: пункт 9 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

9. К основной норме амортизации основных средств могут применяться повышающие коэффициенты:

  • в размере 2 - к основным средствам, используемым для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности;
  • в размере 2 - к основным средствам, произведенным в соответствии с условиями специального инвестиционного контракта;
  • в размере 3 - к основным средствам, являющимся предметом договора лизинга (за исключением основных средств, относящихся к первой-третьей амортизационным группам).

Конкретный перечень объектов основных средств, по которым применяется специальный коэффициент, определяется отдельным приказом.

Основание: подпункты 1, 6 пункта 1 и подпункт 1 пункта 2 статьи 259.3, пункт 3 статьи 259.3 Налогового кодекса РФ.

10. Резерв на ремонт основных средств не создается. Расходы на ремонт основных средств признаются для целей налогообложения в составе прочих расходов в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, в сумме фактических затрат.

Основание: статья 260 Налогового кодекса РФ.

Учет сырья и материалов

11. Оценку при списании сырья и материалов, используемых в производстве, производить по методу средней стоимости.

Основание: пункт 8 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

12. Стоимость имущества, не являющегося амортизируемым имуществом, включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

Основание: подпункт 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

Учет затрат

13. Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков не создается.

14. Резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год не создается.

Основание: статья 324.1 Налогового кодекса РФ.

15. Отчисления в резерв по сомнительным долгам производятся ежеквартально. Инвентаризация дебиторской задолженности в целях создания резерва проводится по состоянию на последний день отчетного квартала. Максимальный размер резерва по сомнительным долгам составляет 10% от выручки без учета НДС.

Основание: статья 266 Налогового кодекса РФ.

16. Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию создается в размере, определяемом как произведение выручки от реализации за отчетный период и доли фактических расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации товаров за предыдущие три года.

Основание: пункт 3 статьи 267 Налогового кодекса РФ.

17. Резерв предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки не создается. Расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки учитываются для целей налогообложения в составе прочих расходов в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, в сумме фактических затрат.

Основание: статья 267.2 Налогового кодекса РФ.

18. Все виды затрат на НИОКР включаются в состав прочих расходов без применения повышающего коэффициента.

Основание: статья 262 Налогового кодекса РФ.

19. К прямым расходам на производство продукции относятся:

  • все материальные расходы на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве продукции, кроме общехозяйственных и общепроизводственных материальных затрат;
  • расходы на оплату труда персонала цехов и подразделений основного производства;
  • суммы страховых взносов во внебюджетные фонды, начисленные на заработную плату персонала, участвующего в процессе производства продукции;
  • суммы начисленной амортизации по основным средствам, непосредственно используемым в производстве продукции.

Основание: пункт 1 статьи 318 Налогового кодекса РФ.

20. В случае, если прямые расходы, поименованные в пункте 20 настоящей Учетной политики, к изготовлению конкретного вида продукции отнести невозможно, то они подлежат распределению пропорционально прямым затратам, непосредственно относящимся к производству каждого вида продукции.
Основание: абзац 5 пункта 1 статьи 319 Налогового кодекса РФ.

21. Прямые расходы распределяются между незавершенным производством и готовой продукцией пропорционально доле основного сырья, приходящегося на незавершенное производство, в общем количестве сырья, отпущенного в производство в течение месяца с учетом остатков на начало месяца (в натуральном выражении).

Основание: пункт 1 статьи 319 Налогового кодекса РФ.

22. Доходы и расходы, относящиеся к нескольким отчетным периодам, распределяются равномерно в течение срока действия договора, к которому они относятся. В случае если дату окончания работ (оказания услуг) по договору определить невозможно, период распределения доходов и расходов устанавливается приказом руководителя организации.

Основание: пункт 1 статьи 272, пункт 2 статьи 271, статья 316 Налогового кодекса РФ.

Порядок расчета авансовых платежей

23. Уплату ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль производить исходя из одной трети фактически уплаченного квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных авансовых платежей.

Основание: пункт 2 статьи 286 Налогового кодекса РФ.

24. Для определения сумм авансовых платежей и налога, подлежащих уплате по местонахождению обособленных подразделений, использовать показатели удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества и среднесписочной численности работников.

Основание: пункт 2 статьи 288 Налогового кодекса РФ.

Налог на добавленную стоимость

25. Обособленные подразделения нумеруют счета-фактуры в пределах диапазона номеров, выделяемых головной организацией.

Основание: подпункт «а» пункта 1 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.

26. Учет освобожденных от НДС операций ведется на субсчетах бухгалтерского учета обособленно. Прямые затраты на осуществление данного вида деятельности учитываются на субсчете «Затраты на реализацию освобожденных от обложения НДС операций» к счету 20 «Основное производство». Косвенные затраты учитываются на субсчете «Затраты к распределению» к счету 25 «Общепроизводственные расходы» и на счете 26 «Общехозяйственные расходы».

Совокупные расходы на реализацию освобожденных от обложения НДС операций в целях расчета 5процентного барьера расходов на необлагаемую деятельность определяются как сумма прямых и соответствующей доли косвенных затрат.

Основание: подпункт 25 пункта 2 статьи 149, пункты 4, 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

27. Доля косвенных затрат, относящаяся к необлагаемым операциям, определяется пропорционально выручке от необлагаемой деятельности в общей сумме выручки от всех видов деятельности. Основание: пункты 4, 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ, письмо ФНС России от 22 марта 2011 г. № КЕ-4-3/4475.

28. В целях ведения раздельного учета операций, облагаемых НДС, и операций, освобожденных от налогообложения, к счету 19 открываются субсчета:

  • 19-1 «Операции, облагаемые НДС», на котором учитываются суммы налога, предъявленные поставщиками по товарам (работам, услугам), используемым в деятельности, облагаемой НДС. Суммы налога, учтенные на субсчете 19-1, принимаются к вычету в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса РФ, без ограничений.
  • 19-2 «Операции, освобожденные от налогообложения», на котором учитываются суммы налога, предъявленные поставщиками по товарам (работам, услугам), используемым в деятельности, не облагаемой НДС.
  • 19-3 «Операции, облагаемые НДС и освобожденные от налогообложения», на котором учитываются суммы налога по товарам (работам, услугам), используемым в деятельности, облагаемой НДС и одновременно в освобожденной от налогообложения. Суммы налога, отраженные на субсчете 19-3, в течение квартала принимаются к вычету в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса РФ.

Основание: пункты 4, 4.1 статьи 170, пункт 4 статьи 149, статья 172 Налогового кодекса РФ.

29. Корректировка суммы вычетов, примененных с субсчета 19-3 «Операции, облагаемые НДС и освобожденные от налогообложения», осуществляется пропорционально выручке от необлагаемой деятельности в общей выручке организации за квартал. Указанная корректировка производится по каждому счету-фактуре по состоянию на последний день налогового периода (квартала). Суммы налога, подлежащие по итогам квартала восстановлению на субсчете 19-3, в стоимость товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, не включаются и учитываются в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 Налогового кодекса РФ.

Основание: подпункт 2 пункта 3, пункты 4, 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

30. Суммы налога по товарам (работам, услугам), частично используемым в осуществлении экспортных операций, облагаемых по ставке 0%, учитываются на субсчете 19-1 «Операции, облагаемые НДС» или 19-3 «Операции, облагаемые НДС и освобожденные от налогообложения» в зависимости от использования активов в освобожденной от НДС деятельности.

Суммы НДС, отраженные на субсчетах 19-1 и 19-3 и относящиеся к экспортным операциям, списываются ежемесячно в разрезе счетов-фактур на субсчет 19-4 «НДС по затратам на экспорт» пропорционально доле экспортной выручки в общей выручке от реализации по всем облагаемым видам деятельности. Суммы, учтенные на субсчете 19-4 «НДС по затратам на экспорт», относящиеся к операциям, по которым подтверждено право на применение нулевой ставки, списываются по итогам квартала в дебет счета 68 и регистрируются в книге покупок.

Основание: пункт 1 статьи 153 и пункт 10 статьи 165 Налогового кодекса РФ.

Главный бухгалтер А.С. Глебова

Учетная политика на 2017 год: скачать образец для ОСНО бесплатно

Чтобы любой из 50 образцов учетной политики на 2017 год скачать бесплатно для ОСНО и других налоговых режимов, подписчикам электронной версии журнала «Главбух» и всем, кто оформит демо-доступ, достаточно пройти по ссылке (ниже).

У каждого предприятия должен быть набор правил корректной обработки информации, который позволит снизить риск возникновения претензий со стороны госорганов к деятельности организации, сохранить целостность данных и оптимизировать аудит. Этот свод положений имеет собственное наименование - учетная политика предприятия. О том, как правильно она должна быть сформирована, вы узнаете из этой статьи.

Суть

Учетная политика предприятия (УП) - набор способов ведения хозяйственной деятельности, которые должны соответствовать таким требованиям:

  • полное отображение информации;
  • готовность к получению расходов;
  • отражение факторов исходя из условий хозяйствования;
  • рациональное ведение бухгалтерского учета (БУ);
  • тождественность данных, которые отображаются в аналитическом и синтетическом учете.

Нормы должны быть раскрыты предприятием в виде пояснительной записки или публикации данных. В случае сдачи неполной отчетности разглашению подлежит информация, относящихся к расшифрованным материалам.

Учетная и налоговая политика предприятия оформляются приказами и другими документами. Деятельность осуществляется по конкретному направлению. При отсутствии документов учетная политика малого предприятия формируется путем разработки методов ведения реестров исходя из норм законодательства.

Основные принципы формирования УП:

1. Имущество организации не связано с активами его собственников.

2. Выбранные методы принимаются последовательно, из года в год.

3. УП формируется исходя из того, что предприятие продолжит свою деятельность, т. е. не будет ликвидировано.

4. Факты хоздеятельности отражаются в отчетности в текущем периоде, независимо от момента их возникновения или поступления средств, связанных с ними.

Внедрение

Способы ведения деятельности зависят от специфики предприятия. Но большинство из них универсальны, и пользователи могут выбрать для себя оптимальный вариант. Регламент разрабатывается один раз (при начале работы организации) и должен быть утвержден не позднее, чем через 3 месяца со дня госрегистрации юрлица. Но при необходимости он должен быть изменен. Корректировки вносятся, если:

  • изменяется законодательство;
  • редактируются нормативные документы;
  • регистрируются новые собственники;
  • происходит реорганизация.

Налоговый учет

Основные правила ведения НУ, которые должны быть отражены в УП:

  1. Разработанные организацией регистры (в соответствии с требованиями НК).
  2. Классификация затрат на прямые и косвенные.
  3. Порядок оценки запасов при передаче их в производство, а также реализации товаров: по цене единицы, средней стоимости, ФИФО. ЛИФО с 2015 года уже нельзя использовать.
  4. Алгоритм переноса стоимости имущества на расходы: при вводе в эксплуатацию либо в течение отчетного периода.
  5. Способы начисления амортизации (А) и порядок применения коэффициентов.
  6. Использование права включать в состав расходов затраты на капитальные вложения: 10 % от первоначальной стоимости основных средств (ОС).
  7. Порядок использования резервов.
  8. Алгоритм калькуляции себестоимости продукции.
  9. Порядок признания представительских расходов, затрат на добровольное страхование и т. д.
  10. Алгоритм учета программного обеспечения в качестве амортизируемого имущества.

Бухгалтерский учет

Основные правила ведения БУ, которые должны быть отражены в УП:

  1. Используемые статьи плана счетов.
  2. Сокращенная или полная форма баланса, отчета о прибылях и убытках.
  3. Порядок группировки данных об оценочных и условных обязательствах, регламент раскрытия информации в отчетности.
  4. Классификация потоков денежных средств.
  5. Если организация применяет ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам», то необходимо указать их основы (производимая продукция, товары, работы, услуги) и перечень отсчетных сегментов.
  6. Классификация денежных потоков (финансовый результат от обычной и специфической деятельности).
  7. Порядок переоценки ОС.
  8. Способы калькуляции амортизации.
  9. Определение срока полезного использования ОС, нематериальных активов (НМА).
  10. Алгоритм оценки запасов при отпуске их на сторону или в производство.

Это приблизительный перечень, не окончательный. Для создания эффективной учетной политики необходим гибкий системный подход, который учитывал бы специфику бизнеса и тщательный анализ законодательства. Выбранные способы ведения БУ и НУ применяются всеми подразделениями. Рассмотрим детальнее некоторые из элементов.

МБП

Лимит стоимости устанавливается организацией. Методы списания издержек на ремонт могут быть следующие:

  • Затраты, которые относятся к последующим периодам и равномерно списываются как будущие расходы.
  • Создается ремонтный фонд, отчисления в который производят исходя из балансовой стоимости ОС и нормативов, установленных организацией.
  • Фактические расходы, которые включаются в себестоимость.

Амортизация

Равномерная: начисления происходят в установленном порядке. Данная схема может использоваться всеми организациями.

Ускоренная: установленные нормы умножаются на специальный коэффициент (не более 2). Использование данного метода должно быть согласовано с госорганами и в течение 1 месяца доведено до налоговой.

Дополнительно у всех организаций есть возможность применять пониженный коэффициент (до 0,5) на сумму амортизационных отчислений в случае значительного ухудшения финансовых показателей. Учетная политика предприятия может предусматривать дополнительные отчисления в размере 50 % от первоначальной стоимости ОС со сроком службы более 36 месяцев.

Амортизация МБП в зависимости от цены:

  • первые 50 % списываются при передаче в эксплуатацию, вторые 50 % - при выбытии;
  • 100 % стоимости при передаче со склада.

НМА

Они оцениваются до тех пор, пока пригодны к использованию. Учитываются на счете 04. Нормы амортизации разрабатываются исходя из сроков полезного использования оборудования. Последние определяются:

  • сроком действия лицензии, патентов и т. д., но не менее 12 месяцев;
  • 10 лет, но не более периода функционирования предприятия, если точные даты установить невозможно;
  • для программных продуктов, устаревших патентов, ноу-хау и т. п. - по методике эффективности разработок.

Учетная политика предприятия, организации может предусматривать, что НМА переносят свою стоимость на издержки ежемесячно исходя из таких норм:

  • для всех объектов - по КТ 05;
  • для НМА, со сроком действия 10 лет - по КТ 04.

Производство

Оценка готовой продукции происходит:

  • по цене фактического приобретения;
  • по плановой себестоимости;
  • готовая продукция учитывается по затратам, связанным с ее изготовлением, а косвенные расходы отражаются на счете прибылей и убытков.

Учетная политика производственного предприятия предусматривает методы определения себестоимости материалов:

  • По средним затратам - по себестоимости первых партий по времени закупок. Метод основан на предположении, что материалы используются в той же последовательности, в которой они были приобретены, поэтому и оцениваться должны соответствующим образом.
  • По цене последних партий по времени закупок.
  • По фактической себестоимости.
  • На счете 15 отражается договорная цена, а на счете 16 - ее отклонение от себестоимости.

Учетная политика предприятия: образец составления

Выбранный набор правил должен быть четко сформулирован и соответствующим образом оформлен.

Приказ №

Учетная политика предприятия на 2015 год

ООО __________ Дата

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить на 2015 год, согласно приложению, учетную политику ООО _______.

2. Положения должны быть исполнены всеми сотрудниками, ответственными за ведение и подготовку первичных документов.

Директор _____________(ФИО)

Дополнения

В приложении должны быть четко расписаны все классификаторы затрат, методы отнесения расходов на прямые и косвенные, способы начисления амортизации и другие параметры.

Учетная политика предприятия: образец регистрации правил ведении БУ

Организация

БУ ведет руководитель самостоятельно

Лимит стоимости ОС

Активы, которые не относятся к ОС, а отражаются в составе запасов, не должны превышать по стоимости 20 000 руб.

Способ начисления амортизации по ОС

Линейный

Переоценка первоначальной стоимости ОС

Не осуществляется

Способ начисления амортизации по НМА

Линейный

Переоценка НМА

Не осуществляется

Оценка запасов

По затратам на изготовление

Списание запасов

Синтетический учет запасов

Синтетический учет полуфабрикатов

В составе незавершенного производства (НЗП), сч. 20.

Затраты по ремонту ОС

Списываются сразу на издержки производства

Общепроизводственные расходы

Распределяются между изготовленными товарами пропорционально прямым затратам

Общехозяйственные расходы

Списываются на сч. 90

Оценка ГП

По фактической себестоимости (сч. 40 не используется)

Признание выручки от продажи

После изготовления продукции

Учет задолженности по займам

В составе долгосрочных кредитов до истечения установленного срока возврата средств

Учет допзатрат, связанных с получением займов

Включаются в расходы отчетного периода

Определения стоимости актива при его выбытии

По первоначальной стоимости

Отражение в БУ прочих доходов и расходов

Развернуто

На этих положениях должен осуществляться БУ. Дополним предыдущий пример. Учетная политика предприятия в области НУ должна осуществляться по таким параметрам.

Организация

На основе регистров БУ с добавлением с реквизитов из НК

Дата получения дохода

По методу начисления

Списание сырья и материалов

По стоимости единицы запасов

Оценка покупных товаров

Метод начисления амортизации

Линейный

Учет расходов на вложения в ОС

Увеличение первоначальной стоимости

Отнесение процентов по кредитам к расходам

Не более 110 % ставки рефинансирования ЦБ по обязательствам в рублях, 115 % - в иностранной валюте

Список прямых расходов на производство

Определены в ст. 254 НК РФ

Учет прямых затрат на оказание услуг

В полном объеме относятся к доходам от производства текущего периода

Алгоритм распределения расходов на НЗП

По прямым статьям

Формирование стоимости купленных товаров

Включаются договорная цена, расходы на доставку сырья на склад

Вывод

Учетная политика предприятия - набор правил, которые позволяют организации корректно обрабатывать информацию. Ее структура зависит от оборотов организации. Принятые нормы должны исполняться всеми подразделениями.

Это основной документ, который устанавливает:

  • порядок ведения бухгалтерского учета учреждения;
  • круг ответственных лиц;
  • формы, регистры и бланки первичной документации;
  • документооборот;
  • порядок и систему налогообложения производства или реализации товаров, работ, услуг.

В нем должны быть подробно раскрыты все особенности ведения бухучета и налогообложения.

Документ может быть утвержден на год или на несколько лет. Но в 2019 году всем учреждениям без исключения придется закрепить в нем большое количество изменений, установленных обновившимся законодательством.

При формировании следует опираться на действующее законодательство:

  1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ в части определения метода ведения бухучета на предприятии, определения круга ответственных лиц за организацию и ведение.
  2. Новый федеральный стандарт бухгалтерского учета — Приказ Минфина № 274н от 30.12.2017, который определил исключительные положения для учреждений госсектора.
  3. Учетная политика учредителя — это новшество, введенное в действие ФСБУ. Теперь составлять основополагающий документ компании следует с учетом требований и положений учредителя.
  4. Налоговый кодекс РФ в части системы налогообложения, налоговых периодов, ставок, льгот и вычетов. Определяется по всем действующим налоговым обязательствам на текущий и последующие годы.
  5. Приложение № 1 к Приказу Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н (ПБУ 1/2008). В положении закреплены особенности составления учетной политики и обязательные требования к содержанию рабочего документа.
  6. Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н. Регламентирует особенности составления, хранения и учета первичной документации.
  7. Инструкции от 01.12.2010 № 157н, от 16.12.2010 № 174н, от 25.03.2011 № 33н. Устанавливают Единый план счетов, состав и порядок формирования бухгалтерской отчетности.

В интернете можно найти конструктор учетной политики на 2019 год бесплатно, он поможет быстро составить рабочий документ или подготовить изменения для действующего. В конце этой статьи вы сможете скачать бесплатно учетную политику организации: образец 2019 года с приложениями.

Упрощенная учетная политика краткая и по смыслу подойдет для малого предприятия, которое ведет бухучет в упрощенном порядке. Исключениями являются: адвокатские конторы, кредитные и микрофинансовые фирмы, жилищные и кредитные кооперативы, а также те компании, чья отчетность подлежит обязательному аудиту. Ведение упрощенной бухгалтерии также пропишите в положениях учетной политики, иначе наказание контролирующих органов неизбежно.

Правила утверждения

Утвердить учетную политику должен руководитель предприятия либо иное лицо, наделенное соответствующими полномочиями. Обычно для этого издается отдельный приказ или соответствующее распоряжение либо постановление.

Ежегодно утверждать новый документ не нужно. УП должна применяться в учреждении из года в год. Корректируются только те положения, которые изменились в силу вступления новых нормативно-правовых актов либо в связи с изменениями деятельности предприятия и иными случаями.

Обратите внимание, что законодатели определили предельные сроки, в которые субъект обязан утвердить УП. Однако речь идет о вновь созданных госкомпаниях. Так, УП для бухучета необходимо утвердить не позднее отчетного периода, в котором было создано данное госучреждение.

Для УП в части налогообложения следует разработать и утвердить документ не позднее окончания первого налогового периода, в котором было создано предприятие или компания (п. 12 ст. 167, ст. 313 НК РФ).

Допустимо оба документа утвердить одним приказом, например, в декабре месяце. То есть объединить УП для БУ и УП для НУ в одном распорядительном документе. Текст самой учетной политики оформите, как приложение к приказу. Дополнительно оформите приложениями формы, бланки и иные регистры, которые будут применяться в хозяйственной жизни компании.

Обратите внимание, что специальной формы для приказа или распоряжения утверждения УП не предусмотрено. Чиновники не утвердили унифицированной формы для данной ситуации. Следовательно, составьте приказ в произвольной форме. В нем укажите все необходимые реквизиты для бумаги данной категории. Обязательно пропишите:

  1. Номер и дату составления.
  2. Законодательные нормативы, на основании чего было принято решение.
  3. Суть распоряжения.
  4. Дату начала действия приказа, с какого момента положения вступают в силу.
  5. Ответственного за составление (главный бухгалтер, например).
  6. Определите лицо, ответственное за контроль над исполнением приказа.

Пример приказа об утверждении УП в бюджетном учреждении

Общедоступный документ

С 2019 года положения УП должны быть общедоступными и открытыми. Это касается не только учредителей в отношении своих подведомственных учреждений, но и всех юридических лиц. Напомним, что индивидуальные предприниматели не обязаны вести бухучет, а, следовательно, и составлять УП не обязаны.

А это значит, что все представители бюджетной сферы должны опубликовать положения УП на своих официальных сайтах. В некоторых случаях копию приказа об утверждении УП вместе с текстом и приложениями придется предоставить учредителю.

Такой подход позволяет проконтролировать актуальность положений, введенных соответствующим распоряжениям. Простыми словами, учредитель может проконтролировать:

  • правильно ли в госучреждении организован и ведется бухучет;
  • соответствует ли он заявленным требования и стандартам;
  • отвечает ли индивидуальным особенностям отрасли.

При выявлении несоответствий дать распоряжение устранить нарушения в кратчайшие сроки.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

Рассмотрим порядок составления учетной политики в виде таблицы.

Наименование пункта

Ответственные лица за формирование и утверждение

Разрабатывает главный бухгалтер или другое лицо, ответственное за ведение бюджетного учета. Утверждает только руководитель.

Обратите внимание, что если в штате госучреждения отсутствует должность главный бухгалтер (бухгалтер), а ведение бухучета передано стороннему лицу, компании, централизованной бухгалтерии по договору на осуществление бухобслуживания, то составлением учетной политики в таком случае должен заниматься тот субъект, на которого возложена обязанность по ведению бухучета. То есть на стороннего бухгалтера или компанию, централизованную бухгалтерию, аутсорсинговую организацию и другое.

Информация об учреждении

Необходимо подробно указать не только полные регистрационные сведения об организации, ее видах и целях деятельности, но и данные об учредителе, обособленных подразделениях и прочую информацию.

Нормативная база

Определяется с учетом специфики учреждения. Указывается в виде перечня НПА, на основании которого осуществляется бухгалтерский и налоговый учет.

Обратите внимание, что с 2019 года бюджетники обязаны в состав нормативной базы включать не только положения новых федеральных стандартов, но и УП учредителя.

Ознакомиться с положениями УП учредителя можно на официальном сайте органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, либо запросить информацию напрямую.

Порядок внесения изменений

Законодательством установлено, что изменения следует вносить 31 декабря года, предшествующего году вступления изменений. Исключительные случаи: значительное изменение законодательства в течение финансового года. Пропишите данные нормы отдельным пунктом.

Обратите внимание, что новый ФСБУ № 274н определил исчерпывающий порядок внесения изменений, дополнений и корректировок в документ. Об этом более подробно мы рассказали ниже.

Организационно-техническая часть

Порядок ведения бухучета

Определяется круг ответственных лиц (бухгалтер в единственном лице, отдел бухгалтерии или сторонняя организация). Также необходимо указать, каким способом ведется учет (вручную, с помощью программных продуктов или через интернет-ресурсы).

Формы первичных документов и регистров

На основании 402-ФЗ и ФСБУ, бюджетная организация вправе самостоятельно разработать и утвердить бланки первички и регистров учета. Либо предусмотреть использование унифицированных форм. Это решение необходимо закрепить в учетной политике (либо указать номера и коды ОКУД унифицированных форм, либо приложить собственные бланки).

Право и порядок подписи документации

Отдельно пропишите, кто имеет право первой подписи, а кто — второй на всех финансовых документах. Обычно это директор и главбух. Но предусмотрите ответственных лиц на периоды отсутствия начальника и главного бухгалтера.

Также определите ответственных, имеющих право подписи первичной документации, это может быть бухгалтер или другой специалист.

Рабочий план счетов

На основании Единого плана счетов разработайте свой. Указывайте только те счета, которые используются для учета. Пропишите корреспонденцию, если этого требует специфика учреждения.

Документооборот

Распишите порядок передвижения документации (первичка, регистры, отчетность, прочее) между структурными подразделениями бюджетной организации. Определите ответственных лиц в каждом отделе. Ознакомьте под подпись с готовым алгоритмом всех заинтересованных лиц.

Учет и инвентаризация активов и обязательств

Подробно распишите порядок учета и инвентаризации ОС и МЗ, обязательств. Учитывайте положения федерального стандарта «Основные средства». Напомним, что он должен применяться с 2018 года.

Порядок выдачи денежных средств подотчет

Установите предельный лимит выдачи подотчет, также определите максимальный срок, на который выдаются средства. Если расчеты ведутся через банковские карты (счета) сотрудников, также укажите и это обстоятельство. Размеры суточных и командировочных расходов выделите в отдельное положение о командировании.

Исправление ошибок

Пропишите порядок исправления ошибок. Отдельно установите алгоритм для существенных ошибок в текущем и прошлом финансовых периодах. Также пропишите последовательность исправления несущественных помарок, описок.

Обратите внимание, что для составления данного раздела учетной политики необходимо руководствоваться новым ФСБУ № 274н.

Формы отчетности

Определите перечень обязательных форм бухгалтерской отчетности, а также собственные отчеты, необходимые для организации. Собственные бланки разместите в виде приложений к учетной политике.

Внутренний финансовый контроль

Отдельно опишите порядок организации и ведения внутреннего финансового контроля в учреждении (по каждому этапу). Определите формы отчетности и периодичность ее предоставления руководителю.

Методологическая часть в части бухучета

Учет доходов

Определите способы учета доходов в разрезе видов предпринимательской деятельности и форм доходов. Пропишите особенности отражения поступлений по рабочим счетам плана.

Учет расходов

Установите алгоритм отнесения расходов на финансовый результат. Пропишите промежуточные счета бухучета. При необходимости распишите, что относится к основным, внереализационным и прочим расходам. Особое внимание уделите счетам, пропишите корреспонденцию отражения расходов.

Учет основных средств и материальных запасов

Обозначьте особые условия отражения амортизации и новой оценки основных фондов. Порядок применения нового классификатора для ОС.

Определите нормы расхода ГСМ на списание на каждый вид транспорта (при необходимости).

Учетная политика для целей налогообложения

Вид системы налогообложения

Закрепите выбранную систему налогообложения. Также отдельно по каждому виду обязательств пропишите ставки, периоды, льготы и порядок их применения, порядок определения налоговой базы. Не забудьте дополнить положением об исчислении и уплате страховых взносов, НДС и налога на прибыль.

Налоговые регистры

Утвердите налоговые регистры в разрезе обязательств по налогам либо укажите унифицированные формы.

Как правильно внести изменения

Внесение изменений и дополнений в основополагающий документ требует соблюдения определенного алгоритма. Так, в Приказе Минфина № 274н чиновники строго закрепили основания для проведения данной процедуры.

Итак, изменения в учетную политику можно внести только в трех случаях:

  1. Положения и нормы законодательства, которые устанавливают общие требования к организации и ведению бухучета, изменены. В таком случае организация обязана внести соответствующие изменения в свою УП.
  2. Учреждением разработаны новые формы ведения бухучета, которые позволят формировать более достоверную и релевантную информацию об объектах бухучета.
  3. Условия деятельности экономического субъекта существенно изменяются. Например, госучреждение проходит стадию реорганизации либо возложенные на учреждение функции и полномочия изменены.

Во всех остальных случаях изменения и дополнения вносят в действующий документ с начала года. Однако могут быть исключения.

При внесении изменений в течение финансового года учреждению необходимо согласовать свои действия с учредителем, а также с финансовым органом. В противном случае нововведения могут быть расценены как нарушение действующего законодательства.

Но и это еще не все. Новый стандарт определил ситуации, которые не могут считаться изменением положений учетной политики. К таковым относят случаи, когда для отражения фактов хозяйственной деятельности, возникших впервые, определяются:

  • абсолютно новые правила по организации и ведению бухучета в рамках данного экономического субъекта;
  • способ бухучета, используемый для отличных по существу хозяйственных операций, имевших место ранее.

Обратите внимание, что новые положения ФСБУ не отличаются от положений Федерального закона № 402-ФЗ.

К тому же следует учитывать, что некоторые корректировки могут потребовать ретроспективного анализа. К таковым следует относить те изменения, которые повлияют или же способны существенно повлиять на финансовый результат, финансовое положение, движение денежных средств субъекта.

В таком случае бухгалтер либо иное ответственное лицо обязано внести соответствующие корректировки:

  • изменить данные входящих остатков по статье «Финансовый результат учреждения»;
  • скорректировать значения статей отчетности, которые связаны с финансовым результатом субъекта.

Менять показатели прошлогодней отчетности не нужно. Однако при формировании финотчетов за текущий период придется подать соответствующие данные о скорректированных сравнительных показателях.

Образец учетной политики УСН «Доходы», 2019 год

Если учреждение применяет УСН «Доходы», то составление учетной политики для целей налогообложения не обязательно. Она необходима, когда предусмотрено несколько вариантов ведения налогового учета либо порядок не установлен законом. Это обусловлено тем, что для учреждения налоговой базой признаются все доходы, расходы же не имеют значения.

Если же организация применяет ЕВНД при УСН, то составлять учетную политику придется. Здесь необходимо прописать порядок раздельного учета имущества, принимаемых обязательств, финансово-хозяйственных операций.

При совмещении УСН и ЕВНД дополнительно предусмотрите раздельные налоговые регистры и формы учета, чтобы обеспечить полное и прозрачное разделение. Организацию, которая не организовала такое разделение, оштрафуют налоговики.

Шаблон учетной политики для организации, совмещающей УСН и ЕНВД

Образец учетной политики предприятия 2019 года

Предлагаем ознакомиться с образцом учетной политики на 2019 год, составленным на примере бюджетного учреждения, порядок составления учетной политики для ОСНО.

    Понятие и формирование учетной политики

    Элементы учетной политики

    Пример оформления учетной политики на предприятии

    Понятие и формирование учетной политики

Бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам.

Теоретически возможны три подхода к установлению правил постановки бухгалтерского учета на предприятии: централизованный, децентрализованный и смешанный.

При централизованном подходе при организации бухгалтерского учета каждое предприятие должно строго следовать правилам и предписаниям, выработанным центром. Этот вариант использовался в нашей стране при централизованно управляемой экономике.

Децентрализованный подход предусматривает свои правила организации бухгалтерского учета для каждого предприятия. Хотя этот подход предполагает максимальную адаптацию учетных процедур к конкретному предприятию, в настоящих российских условиях он неприемлем.

Мировой опыт показывает, что максимальная эффективность ведения учета обеспечивается разумным сочетанием первого и второго подходов. Централизованно устанавливаются основополагающие правила и принципы ведения учета, обеспечивающие доступность и полезность учетной информации. Общие правила, и принципы конкретизируются на каждом предприятии исходя из условий деятельности, имеющейся технической базы, квалификации персонала и некоторых особенностей предприятия. Другими словами, предприятия разрабатывают и проводят собственную учетную политику.

Учетная политика - это совокупность способов ведения бухгалтерского учета, избранных предприятием в качестве соответствующих условиям хозяйствования, т.е. порядок осуществления первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности предприятия, или реализация метода бухгалтерского учета.

Учетная политика на предприятиях разрабатывается на основании положения по бухгалтерскому учету ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60 н (с изм. и доп. от 30.12.1999 № 107 н).

В соответствии с Положением каждое предприятие обязано:

Установить перечень конкретных элементов учетной политики;

По каждому из элементов учетной политики раскрыть из числа альтернативных способы учета, оценки, существенно влияющие на принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности.

Учетная политика может быть пересмотрена только в следующих случаях:

Изменения законодательства РФ или нормативных актов;

Разработки новых способов ведения бухгалтерского учета на предприятии без ущерба достоверности информации;

Реорганизации предприятия, смены собственности, изменения видов деятельности и др.

Главная задача учетной политики - максимально объективно отразить деятельность предприятия, сформировать полную и достоверную информацию о ней в целях эффективного управления работой предприятия.

Учетная политика формируется путем выбора способов ведения бухгалтерского учета из нескольких определенных стандартами. Если стандартами не разработаны способы ведения учета для каких-либо объектов, то предприятие разрабатывает собственные. В обоих случаях должно быть выдержано главное требование при организации учетной политики на предприятии - выбор способов ведения бухгалтерского учета должен быть выдержан на единых основах. Это означает:

1) применение избранных способов ведения учета всеми структурными подразделениями предприятия, в том числе выделенными на самостоятельный баланс, иначе учетная информация будет несопоставимой и несводимой;

2) в отношении какого-то одного конкретного вопроса предприятие должно использовать один выбранный способ, если иное не установлено нормами. Например, прибыль от реализации должна для всех видов деятельности предприятия определяться одним способом: по мере отгрузки товаров покупателю и предъявления расчетных документов или по мере оплаты.

Процесс формирования учетной политики состоит из следующих этапов:

1) определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика (устанавливается предмет учетной политики, так как каждое предприятие имеет свою совокупность объектов бухгалтерского учета. В зависимости от состава объектов учета на втором этапе выявляются конкретные условия, влияющие на формирование учетной политики);

2) выявление, анализ и оценка факторов, под влиянием которых производится выбор способов ведения бухгалтерского учета;

3) выбор и обоснование исходных положений построения учетной политики;

4) идентификация потенциально пригодных для применения предприятием способов ведения бухгалтерского учета по каждому приему и объекту учета;

5) отбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения предприятием;

6) оформление выбранной учетной политики.

На выбор варианта учетной политики влияют следующие факторы:

Правовой и организационно-экономический статус предприятия (форма собственности, организационно-правовая форма, отрасль и вид деятельности, размеры);

Текущие и долгосрочные цели предпринимательства (привлечение дополнительных финансовых ресурсов, укрепление конкурентных позиций на рынке и др.);

Особенности деятельности - производственной (технологическая структура, потребляемые ресурсы), коммерческой (организация снабжения и сбыта, система и формы расчетов), финансовой (взаимоотношения с банками, налоговыми органами), управленческой (структура, зависимость от собственников, отчетность перед ними);

Кадровое обеспечение - уровень квалификации персонала;

Хозяйственная ситуация - развитость инфраструктуры рынка, состояние бухгалтерского и налогового законодательства

При образовании предприятия его руководство должно выбрать определенную стратегию развития и исходя из нее - методику бухгалтерского учета на предприятии, так как в современном бухгалтерском учете многие проблемы допускают многообразие решений.

В начале каждого года предприятие разрабатывает учетную политику, составленную в соответствии с принципами ее формирования. Издается приказ по предприятию о введении учетной политики на год (вопрос 4).

Вновь созданное предприятие должно оформить избранную им учетную политику не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица, т.е. государственной регистрации. При этом руководитель предприятия издает приказ об учетной политике, в котором отражается выбранная предприятием методология ведения учета, соответствующая задачам и профилю предприятия.

    Элементы учетной политики

Принятая учетная политика предприятия должна обеспечивать целостность системы бухгалтерского учета. Поэтому она должна охватывать все аспекты учетного процесса: методический, технический и организационный.

Методический аспект учета предусматривает способы оценки имущества и обязательств, начисления амортизации по различным видам имущества, методы исчисления прибыли, дохода и т.п.

Методический аспект включает:

    Порядок начисления износа (амортизации) основных фондов.

    Порядок начисления амортизации по нематериальным активам.

    порядок финансирования ремонта основных средств.

    Метод оценки сырья, материалов и других ценностей (производственных запасов).

    Формирование учетных групп материальных ценностей.

    способ отражения на счетах операций заготовления и приобретения материальных ценностей.

    Способ учета выпуска продукции.

    Сроки погашения расходов будущих периодов.

    Перечень резервов предстоящих расходов и платежей.

    Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг).

    Порядок создания резервов по сомнительным долгам. Необходимость, порядок создания и использования фондов специального назначения.

Технический аспект – как реализуются эти способы в учетных регистрах, схемах отражения на счетах учета.

Технический аспект предполагает следующие ее составляющие:

    План счетов бухгалтерского учета.

    Форма бухгалтерского учета.

    Технология обработки учетной информации.

    Организация внутрипроизводственного контроля.

    Организация составления отчетности.

    Инвентаризация имущества и обязательств.

Организационный аспект - как осуществляются эти способы с точки зрения построения бухгалтерской службы, ее место в системе управления, взаимосвязи и взаимодействие с другими элементами и звеньями этой системы, взаимосвязи с подразделениями, характерными для становления и формирования рыночной экономики.

Федеральный закон о бухгалтерском учете определяет основные элементы учетной политики. Поэтому в приказе об учетной политике должны быть конкретно отражены все те параметры финансово-экономической деятельности предприятия, которые используются непосредственно в его работе:

1. Рабочий план счетов . Является определяющим в системе бухгалтерского учета. Он должен соответствовать целям, задачам бухгалтерского учета, быть связанным с налоговой политикой и организацией учета финансовых результатов. Разрабатывается на основе действующего плана счетов. В рабочем плане счетов рекомендуется указывать коды и наименования субсчетов, применяемых предприятием и необходимых для ведения синтетического и аналитического учета.

2. Порядок проведения инвентаризации . Нормативным актом по данному вопросу являются Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Минфином РФ от 13 июня 1995 г. № 49. Альтернативные способы:

Определение сроков проведения инвентаризаций и их количества в отчетном году (кроме инвентаризаций, обязательных по законодательству РФ),

Перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них.

3. Правила документооборота и технологии обработки учетной информации. Нормативный документ - положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Альтернативные способы - бухгалтерский учет ведет:

Бухгалтерия;

Специализированная организация на договорной основе;

Руководитель предприятия.

Первичные документы могут составляться на: бумажных носителях; машиночитаемых носителях информации.

4. Формы бухгалтерского учета . Могут использоваться следующие формы учета: мемориально-ордерная; журнально-ордерная; упрощенная; автоматизированная.

5. Способы ведения бухгалтерского учета (способы амортизации стоимости основных средств, нематериальных активов, оценки материально-производственных запасов, товаров, готовой продукции и т.д.).

    Пример оформления учетной политики на предприятии

ОАО «Мечта бухгалтера»

«____» декабря 2004 г.

Об учетной политике ОАО «Мечта бухгалтера»

На основании и в соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтер­ского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвер­жденным приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/98, ут­вержденным приказом Минфина России от 09.12.98 № 60н, Налоговым кодексом Российской Федерации

ПРИКАЗЫВАЮ:

Принять следующую учетную политику.

Учетная политика - это единый документ, устанавливающий правила ведения учета в коммерческой организации. В нем отражаются способы документооборота, инвентаризации, обработки информации, оценки и контроля операций и фактов деятельности. Применение выбранных правил влияет на финансовый результат и налогооблагаемую базу.

Нормативные акты, регулирующие бухгалтерский и налоговый учет, предоставляют выбор способов их ведения. Выбранный способ записывают в учетную политику (УП).

Существуют три вида учетной политики:

  • для бухгалтерских целей — обязательна для всех организаций;
  • для налоговых целей — обязательна для организаций и ИП;
  • для отчетности по международным стандартам МФСО — обязательна для организаций, составляющих отчетность по МФСО.

Если организация не закрепила выбранный метод приказом, то при проверке может быть применен способ учета, увеличивающий налоговую нагрузку.

Упрощенная учетная политика краткая и по смыслу должна содержать следующие разделы:

  1. Учетная политика для бухгалтерских целей.
  2. Рабочий план счетов.
  3. Формы первичных документов.
  4. Регистры бухучета.
  5. Учетная политика для налоговых целей.
  6. Регистры налогового учета.

Утвержденная приказом учетная политика применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения.

Сроки утверждения документа

Бытует мнение, что учетную политику требуется утверждать в конце каждого календарного года. Однако это не так. Если в деятельности, учете и налогообложении организации ничего не изменилось, то «переутверждать» документ не нужно. Следует пользоваться уже действующей учетной политикой.

Если же произошли изменения, то придется переработать документ. Коррективы допустимо утвердить отдельным приказом, определим только конкретные нововведения. Также можно отменить действие старой учетной политики и подготовить новый приказ.

Сроки утверждения, а также внесения изменений в учетную политику определены на законодательном уровне:

Срок утверждения для БУ

Срок для налогового учета

Создание новой организации

Утвердите учетную политику не позднее 90 календарных дней с момента регистрации организации (п. 9 ПБУ 1/2008).

Утвердите новую учетную политику не позднее окончания первого отчетного налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ ).

Внесение изменений в учетную политику

По общепринятым требованиям изменения внесите в текущем периоде, но применяйте обновленные положения с нового календарного года (п. 10 и п. 12 ПБУ 1/2008).

Если компания изменила методы ведения налогового учета или же были существенные изменения в деятельности, то применять изменения учетной политики следует с нового налогового периода (ст. 313 НК РФ ).

При изменении законодательных норм используйте нововведения учетной политики с даты вступления в силу законодательных нововведений.

Внесение дополнений в учетную политику

На момент, когда уточнения и дополнения стали необходимыми для дальнейшего ведения бухучета (п. 10 ПБУ 1/2008).

Утвердите дополнения в том периоде, в котором данные уточнения стали необходимыми для ведения налогового учета (ст. 313 НК РФ).

Обратите внимание, что дополнение и изменение учетной политики — это абсолютно разные вещи.

Важные нововведения 2019 года

Законодатели утвердили огромное количество изменений, которые вступают в силу с 01.01.2019. Конечно, не все новшества требуется отражать в учетной политике, но важные коррективы есть.

Итак, что отразить в учетной политике на 2019 год, важные изменения:

  1. Социальные гарантии в трудовых отношениях. Если сотрудники вашей компании получают заработную плату из расчета минимального размера оплаты труда, то закрепите в учетной политике, что с 01.01.2019 МРОТ увеличен. Новое значение минималки — 11 280 рублей. Данный показатель учитывайте и при начислении пособий по временной нетрудоспособности в отдельных случаях.
  2. Скорректируйте срок формирования счетов-фактур. Чиновники разрешили выставлять счета-фактуры только один раз в месяц. Однако новое приятное изменение касается далеко не всех налогоплательщиков. Так, один раз в месяц можно выставить сводную счет-фактуру и только в отношении поставщика, с которым сотрудничаете довольно продолжительное время. Например, компания, которая производит ежедневные поставки, отгрузки продуктов питания, может выставить один сводный счет-фактуру в конце месяца, а не дублировать документы на каждую поставку.
  3. Скорректируйте состав расходов по налогу на прибыль в своей политике для НУ. С 2019 года состав расходов по налогу на прибыль дополнен новым видом затрат. Теперь можно учесть и затраты на приобретение путевок для отдыха и оздоровления сотрудников и(или) их родственников. Однако условие действует только в отношении отдыха и оздоровления на территории России, зарубежные путевки учесть нельзя. Помните про ограничения: можно учесть только 6 % от фонда оплаты труда за отчетный период.
  4. Льготы по налогу на прибыль упразднены. Теперь региональные органы власти не вправе уменьшать ставку налога в региональный бюджет. Действующие льготы сохранятся, но не позднее 2023 г. Однако действующие послабления могут быть отменены уже с 01.01.2019. Эти коррективы коснутся всех налогоплательщиков, а не только производство.
  5. Обновите положения учетной политики в части налогообложения НДС. Напомним, что ставка налога увеличена до 20 %. Именно это необходимо закрепить в документе, если организация работает с налогом на добавленную стоимость. Не забудьте обновить договора, если в соглашении цена (стоимость) указана с учетом НДС. Например, 118 рублей с НДС.
  6. Утрата льгот по страховым взносам. Чиновники отменили пониженные тарифы по страховым взносам для некоторых категорий страхователей. Теперь аптека, применяющая ЕНВД, а также коммерческие фирмы и ИП на УСН не могут воспользоваться льготой по тарифам на соцобеспечение. Раньше такие страхователи платили только 20 % на ОПС, теперь придется платить по полной — 30 % (ОПС — 22 %, ОМС — 5,1 %, ВНиМ — 2,9 %). Не забывайте про взносы на травматизм: их нужно платить независимо от категории страхователя.

Все изменения, которые необходимо учитывать бухгалтеру в дальнейшей работе, в отдельных статьях:

  • Самые важные изменения в налоговом законодательстве в 2019 году ;

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

В данном документе рассматриваются общие способы ведения учета и отраслевая специфика.

Независимо от вида деятельности организации утверждают:

  • рабочий план счетов и формы первичных документов;
  • способ контроля заготовления, приобретения и списания материально-производственных запасов;
  • способ начисления амортизации;
  • порядок исправления ошибок.

Торговые организации указывают способ отражения транспортно-заготовительных расходов — в стоимости товара или по мере продажи.

Розничные торговые организации указывают метод учета товаров — по покупным ценам без наценки.

Организации с длительным циклом изготовления продукции указывают способ признания доходов по мере готовности работ, услуг, продукции.

Учетная политика для целей налогообложения

Образец учетной политики предприятия 2019 для целей налогообложения в данной статье не приводится, поскольку зависит от применяемого налогового режима.

В налоговой учетной политике рассматриваются следующие вопросы:

  • метод признания доходов для расчета налога на прибыль: кассовый или по начислению;
  • метод определения стоимости списания материалов и товаров: по стоимости единицы, средневзвешенный или метод ФИФО — по стоимости первых закупок;
  • метод начисления амортизации основных средств и нематериальных активов: линейный или нелинейный;
  • возможность начисления резервов для регулирования налога на прибыль: по сомнительным долгам на оплату отпусков, на гарантийный ремонт и ремонт основных средств;
  • форма налогового регистра для расчета налогооблагаемой базы: книга доходов и расходов, книга продаж и книга покупок, самостоятельно разработанные регистры.

Учетная политика для малых предприятий

Субъектам малого предпринимательства (СМП) дано право применять упрощенные бухгалтерские регистры и сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность.

Если организация хочет воспользоваться этим правом, это надо записать в УП.

СМП могут отказаться от применения 6 бухгалтерских стандартов, например, и других.

Следует перечислить все бухгалтерские стандарты, которые не применяются субъектом, в специальном разделе «Применение положений по бухучету».

Учетная политика для ИП

ИП не обязаны вести бухгалтерский учет, поэтому они утверждают только учетную политику для налоговых целей.

Образец учетной политики УСН «Доходы» (2019) в наиболее простом варианте может быть ограничен несколькими пунктами:

  1. Налоговый учет ведет главный бухгалтер (директор, бухгалтерская фирма).
  2. Объект налогообложения — доходы за вычетом целевого финансирования и доходов от переоценки валютных средств.
  3. Налоговым регистром является книга доходов и расходов, записи в которую делаются на основе первичных документов.
  4. Учет ведется с использованием программы 1С:Бухгалтерия.
  5. Сумма УСН уменьшается на уплаченные страховые взносы.

Конструктор учетной политики на 2019 год бесплатно предлагают некоторые сайты бухгалтерской направленности.

Последовательно выбрав в конструкторе способы оценки ОС, МПЗ, резервов, прочих доходов и расходов, можно скачать бесплатно учетную политику организации (образец 2019) для целей бухгалтерского учета.