Во многих развитых странах мира профессора университетов получают меньше, чем руководящий персонал коммерческих фирм. Тем не менее еще ни один университет. Vitale Антивес. Проблема избыточного веса и ожирения во многих развитых странах приобрела масштабы

Во многих развитых странах мира профессора университетов получают меньше, чем руководящий персонал коммерческих фирм. Тем не менее еще ни один университет. Vitale Антивес. Проблема избыточного веса и ожирения во многих развитых странах приобрела масштабы

Вред наркомании – велик!

Начиная с 60-х годов нынешнего века во многих промышленно развитых странах стали широко распространяться различные формы наркомании. При этом отмечалось, что увлечение молодежи и даже подростков употреблением наркотиков происходило очень стремительно, что позволило с уверенностью говорить о вирулентность и контагиозность - вредную заразность этой болезни, приобретает характер эпидемии. В последние годы все чаще в клинической практике приходится встречаться со случаями неоднотипной чистой наркомании и со смешанными случаями, когда употребляется одно наркотическое вещество с другим, или с алкоголем.

В возникновении наркомании среди молодежи определенную роль играют личностные, возрастные, психологические факторы. Среди них не последнее место занимает феномен "запретного плода", который всегда привлекателен. В нашей клинике лечатся такие тяжелые заболевания, как алкоголизм и наркомания.

Выделяют два пути, которыми молодой человек может прийти к болезни:

Горе от незнания;

Путь, лежащий в области психопатологии, когда у человека нарушена психика и потерянный самоконтроль.

Чаще наркоманами становятся в возрасте 16-17 лет. Поставщиками и распространителями наркотических веществ является хиппи, а также лица, которые приезжают из других стран, преимущественно южноафриканських. Молодые наркоманы обычно создают компанию, встречаясь в определенных местах. Среди них очень распространена проституция, в отдельных случаях - однополая. И это при том, что у наркоманов наблюдается ослабление полового чувства.

Статистические данные подтверждают, что обучающиеся (школьники, студенты), и употребляющие наркотические препараты, говорят, что у них перед началом первых приемов, были некоторые бытовые, эмоциональные трудности. Они, в сравнении с теми, кто учится и не принимает наркотики, чаще вступали в конфликты со своими родителями. Во многих случаях отмечались симптомы психических расстройств, в том числе и признаки глубокой депрессии. Употребление наркотиков-симуляторов (амфетаминов) все чаще встречается в среде преступников и у лиц, осуществляющих антиобщественные поступки.

Социальная зрелость современной молодежи отстает от быстрого технического прогресса и повышения материально-культурного уровня, отстает также уровень физического развития молодежи.

Как формируется наркомания? Как начинается эта болезнь? Эйфория - лейбмотив наркомании.

Эйфория - болезненное повышение настроения, так сказать "завышеное" настроение с признаками беззаботности и неадекватного оптимизма.

Иностранные ученые предложили более четкое разделение на стадии заболевания на примере кокаинизма:

1. любопытство

2. удовольствие

3. групповой престиж

4. групповая идентификация

5. изоляция от семьи

6. зависимость и толерантность

7. общее физическое истощение

8. серьезная социопатические деструкция личности

Во многих развитых странах реализуется принцип, согласно которому дети принадлежат семье, а не государству, поэтому и забота об образовании и содер­жании детей лежит на родителях Тем не менее, независимо от доходов, семья получает пособия на детей (с момента их рождения) ежемесячно в Англии, ФРГ, Нидерландах, Бельгии, Дании до достижения ребенком 16 лет, во Фран­ции - до 17 лет, в Италии, Люксембурге, Греции - до 18 лет.

В нашей стране Закон Российской Федерации «О государственных посо­биях гражданам, имеющим детей» определяет виды и размеры материальной помощи семьям. Система государственных (федеральных) пособий гражда­нам, имеющим детей, включает пять видов: 1. Пособия по беременности и ро­дам 2. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности. 3. Единовременное пособие при рождении ребенка. 4. Ежемесячные пособия на ребенка до достижения им воз­раста 1,5 лет. 5. Ежемесячные пособия одиноким матерям на содержание ребен­ка до достижения им 16 лет.

Дополнительная помощь оказывается наиболее уязвимым группам семей (многодетным, неполным, имеющим детей-инвалидов). Безработным родите­лям удваивается пособие по безработице

На региональном уровне существуют свои дотации семьям. Например, бес­платное питание учащихся начальных классов в школе, дотации на содержание детей из студенческих семей, пособия семьям, в которых воспитываются дети, не посещающие дошкольное учреждение, и т.д.

Современная жизнь осложняет условия семейного воспитания в силу того, что заметнее стал приток женщин на рынок труда. Это вызвано рядом причин. Среди них - развитие сферы обслуживания, здравоохранения, образования, где традиционно преобладает доля женского труда. В некоторых отраслях, развивающихся на базе но­вых технологий, например в электронике, точном приборостроении, женщины оказались более сноровистыми, умелыми, чем мужчины. Наконец, во многих странах, в том числе и нашей, трудовая актив­ность женщин связана с достаточно высоким уровнем их образования (у нас среди специалистов с высшим и средним образованием 61% женщин), что стимулирует потребность реализовать себя вне дома, сделать карьеру и т.д. Сложные экономические условия, сло­жившиеся в нашей стране в последние годы, вновь подтвердили вы­сокие адаптивные способности женщин, благодаря чему они быстрее переучиваются, легче, чем мужчины, соглашаются, попав в разряд безработных, на малоквалифицированную работу.

Работа вне дома, меняя статус женщины в семье, неоднозначно сказывается на воспитании детей. С одной стороны, сокращается время общения с детьми, но с другой стороны, меняется качество этого общения. Работающая мама рассказывает о своей работе, обязанностях, коллективе и др., что вызывает у детей интерес, по­вышает ее авторитет в их глазах. Даже дети дошкольного возраста с гордостью говорят о том, что мама работает (неважно кем). При дефиците домашнего времени мать больше требований предъявля­ет к самостоятельности детей, поощряет их инициативу, привлекает к помощи по уборке квартиры, при приготовлении пищи, дает им постоянные поручения, положительное значение чего бесспорно.

Но есть оборотная сторона производственной деятельности ма­тери, которая негативно сказывается на воспитании детей. Снижа­ется контроль за поведением ребенка - на него остается меньше времени и сил. У детей нередко формируются специфические, не­сколько искаженные представления о социальных ролях мужчины и женщины: девочки увлекаются мальчишескими играми, мужски­ми видами спорта, проявляют властность, стремление сделать карьеру и т.п. В результате такой «эмансипации» происходит рост правонарушений, хулиганства и даже бандитизма среди девочек.

Технико-гигиенический фактор означает, что воспитательный потенциал семьи зависит от места и условий проживания, оборудо­ванности жилища, особенностей образа жизни семьи.

Удобная и красивая среда обитания - это не дополнительное ук­рашение в жизни, она оказывает большое влияние на развитие ре­бенка. Так, психологи выявили, что люди, выросшие в новых мик­рорайонах со стандартной архитектурой (а вернее, ее отсутствием) и планировкой городской среды, чаще мыслят стандартно и сте­реотипно. И наоборот, способствует игре воображения, пробужде­нию фантазии, образного мышления уют улицы, где каждый дом имеет свое лицо, ту особую ауру, создаваемую историей и культур­ной традицией, которая витает в старых кварталах города.

По воспитательным возможностям различаются сельские и го­родские семьи. В городе в арсенале родителей - богатый выбор об­разовательных учреждений для ребенка, широкие возможности для посещения различных учреждений культуры, для занятий спортом и т.д. Однако воспитание городских детей осложняется ввиду его автономности, недостаточной связи с окружающими людьми, сосед по квартире не всегда поможет ребенку дотянуться до дверного звонка, не то чтобы принять участие в его воспитании. На селе -свои преимущества в воспитании по сравнению с городом. Оно от­крыто влияниям окружающих людей, которые и похвалят, и пожу­рят, и остановят ребенка от плохого поступка, не деля детей на своих и чужих. На селе, несомненно, более благоприятная среда для того, чтобы вырастить ребенка физически крепким, естествен­но включить его в труд и быт семьи, воспитать в гармонии с при­родой.

Обеспеченность или необеспеченность семьи жильем, качество его обустроенности - существенные показатели семейной жизни, нередко подвергающие ее испытаниям на прочность. Это ведь только «с милым рай и в шалаше», а когда появится ребенок, нуж­но благоустроенное жилище, в котором удобно жить, где каждый член семьи чувствует себя защищенным, имеет свою «заповедную зону», в которой обитают игрушки, стоит любимое бабушкино кресло, письменный стол старшего брата и т.д. Конечно, далеко не у каждой российской семьи есть квартира, отвечающая стандартам развитых стран, но любое жилье необходимо сделать максимально удобным, чистым, уютным, функционально оправданный, имеющим свою индивидуальность. Помните народную мудрость: «Каково в дому, таково и самому»?

Демографический фактор показывает, что структура и состав семьи (полная, неполная, материнская, сложная, простая, однодетная, многодетная и т.д.) диктуют свои особенности воспитания детей. Где же более благоприятные условия для воспитания: в пол­ной или неполной семье, многодетной или однодетной? Не торопи­тесь с ответом, потому что он не может быть однозначным. Испо­кон веков считалось, что полная семья, в которой заботу о потом­стве, о его разностороннем развитии несут и мать, и отец, - залог успешного воспитания ребенка. И наоборот, в неполной семье хо­рошо воспитать ребенка весьма проблематично. Но сегодня имеет­ся много данных, которые убеждают в том, что семья семье - рознь, даже если они относятся к одному типу (полная, неполная). Под этим углом зрения интересна типизация семей, которую дают со­циологи. Они выделяют семьи гармоничные, распадающиеся, рас­павшиеся, неполные и т.д. В гармоничной семье оба родителя и дети взаимно связаны отношениями глубокого понимания, доверия, любви. Бесспорно, что в таких семьях лучшие условия для творческого вос­питательного процесса

Встречаются семьи полные, но деструктивные, где нет согласия, где ссоры и перебранки возникают по всякому поводу и без повода. Немало семей существуют только формально, в них супруги живут каждый сам по себе и воспитательный вклад отца настолько неза­метен, что его можно не принимать во внимание. Иногда семья внешне кажется крепкой, сплоченной («нормальной», как говорят педагоги дошкольного учреждения, школы), а по сути она псевдо­солидарная, раздираемая противоречиями, в ней нет участия, вни­мания и взаимного уважения друг к другу. Можно предположить, что в такой семье неуютно всем, но особенно страдают дети с их хрупкой психикой, большой впечатлительностью. В последние го­ды в нашей стране появляются семьи, в которых родители озабоче­ны проблемами карьеры, «делания» денег, где дети не желанны и за­брошены, отодвинуты на предпоследнее место в иерархии ценно­стей папы и мамы, а эмоциональные связи между поколениями едва просматриваются.

Семьи, где имеются явные дефекты воспитания, принято назы­вать неблагополучными (М.И.Буянов). А сами дефекты могут быть разные: от полного эмоционального отторжения (воспитание «по типу Золушки»), гипоопеки (безнадзорности) до гиперопеки (гиперпротекции), когда ребенка растят и лелеют в оранжерейных условиях, «сдувают пылинки»...

Итак, полная семья еще не является гарантом полноценного воспитания ребенка. Что уж говорить о неполной?! Однако не бу­дем торопиться с преждевременными выводами: в современной не­полной семье немало вариантов воспитания и не все они отрица­тельные.

Неполные семьи возникают в результате распада семьи: смерть одного из супругов, развод. Наиболее распространенной является неполная семья в составе матери и ребенка (детей).

Каковы бы ни были причины развода, от его последствий в той или иной степени страдают все члены распавшейся семьи, и это ос­ложняет процесс воспитания. Положение усугубляется тем, что бывшим супругам не удается сохранить нормальные отношения, столь важные для полноценного развития ребенка. Часто мать (вопреки семейному законодательству) препятствует не только уча­стию отца в воспитании ребенка, но даже эпизодическим встречам. Утрата возможности более или менее регулярно общаться с роди­телем, покинувшим семью, по мере необходимости прибегать к его помощи, сочувствию, одобрению травмирует психику ребенка. Еще больший урон его развитию наносится, если родители после распа­да семьи не скрывают своего недоброжелательного отношения к друг другу, втягивают ребенка в орбиту взаимных обвинений, ста­раются «обелить» собственное поведение в его глазах. Родители, пытающиеся убедить ребенка в том, что вина за распад семьи ле­жит на совести бывшего супруга, лишь усиливают эмоциональное неблагополучие ребенка. Когда взросление ребенка происходит в обстановке неприязни и вражды между расставшимися родителя­ми, то оно нередко превращается в противоборство между цельно­стью характера и изворотливостью, силой духа и малодушием, лживостью, притворством. Поэтому родительский долг, ответст­венность перед собственными детьями требуют от супругов расста­ваться достойно, не идти на поводу своих амбиций, ущемленного самолюбия.

Распад семьи меняет ее привычный уклад, что осложняет про­цесс воспитания. Начнем с ухудшения материального положения неполной семьи. Даже при благоприятном раскладе (мать работа­ет, отец исправно платит алименты) семья испытывает затрудне­ния, особенно при каких-либо неординарных явлениях. Например, ребенок поступает в школу, сколько всего надо приобрести! Или у него обнаружили музыкальные способности: необходимо купить пианино (скрипку) и т.д. Пригласить на день рождения ребенка его друзей, поехать куда-либо в отпуск - все это становится не по кар­ману одинокой матери. Прибавляются расходы и по содержанию жилья. Раньше мелкие (а иногда и крупные) ремонтные работы вы­полнял муж, теперь надо платить деньги за починку детского вело­сипеда, замену разбитого стекла и т.д.

Перестраиваются социальные связи распавшейся семьи. Разве­денная мать теряет часть приобретенных за последние годы зна­комств, потому что они - друзья бывшего мужа. В ее семье менее желанными гостями становятся и родственники по линии мужа, что обедняет социальное окружение ребенка, лишает его привычных эмоциональных связей.

Психологи (З.Матейчек, X. Фигдор и др.) отмечают, что драма развода сказывается на психике женщины, в результате чего при самых благоприятных педагогических намерениях она не всегда может их реализовать. Прежде всего она (как женщина, создавшая материнскую семью) испытывает на себе и на своих детях в той или иной степени социальную дискриминацию, которая проявляется в прямом осуждении, скрытом пренебрежении окружающих людей, их стремлении отнести оставшихся без отца детей к обездоленным, заведомо трудным, с различными отклонениями в поведении. В устах профессиональных педагогов (дошкольного учреждения, школы и т.д.) выражение «ребенок из неполной семьи» часто имеет подтекст «Что хорошего можно от него ожидать?». Иногда эта проблема обсуждается персоналом дошкольного учреждения в присутствии ребенка, что больно ранит его самолюбие, лишний раз подчеркивая, «что он не такой, как все».

Материальные и социальные проблемы - причина душевных пе­реживаний одинокой матери, сопряженных с неустойчивостью на­строения, повышенной раздражительностью. Она может накричать, наказать ребенка за какие-либо незначительные «промахи» в поведении: отодвигает тарелку с «этой противной манной кашей», отказывается чистить зубы «горькой пастой» и т.д. Гневная раз­дражительная реакция матери на столь пустячную неурядицу, ко­торая раньше вызывала замечание, шутку мамы или папы, часто провоцирует ответное агрессивное поведение ребенка.

А у ребенка и так достаточно причин для огорчений, горьких размышлений. Лишившись постоянного общения с отцом, он теря­ет долю уверенности в том, что его любят, защищают, понимают. Ребенка волнует, будет ли он видеть папу, станет ли тот навещать его, приносить подарки, как объяснить воспитательнице в детском саду, почему папа не приходит за ним и т.д. К этим размышлениям прибавляется тревога: а вдруг мама разлюбит и его, как она раз­любила папу? Тоскуя об отце, малыш нередко упрекает маму за то, что она «ругала папу, прогнала его». Иногда ребенок считает себя виноватым в том, что папа ушел из семьи. В семье на гране развода ссоры и конфликты между супругами буквально «висят в воздухе», и поводом (не причиной!) к ним становится ребенок: как оделся, почему заболел, отчего до сих пор не спит и т.д. Малышу трудно разобраться в отношениях родителей, понять подтекст их ссор, ему кажется, что он причина размолвок, значит, на нем лежит вина в том, что папа не захотел жить в одном доме с мамой и с ним.

Ребенку трудно перестроиться с привычных семейных отноше­ний, когда он «маневрировал» между родителями, находя утеше­ние, ласку, а иногда и защиту от одного в объятиях другого. Это во многом уравновешивало эмоциональное состояние ребенка. Ос­тавшись вдвоем с мамой, родительская «власть» которой неизме­римо возросла, ребенку не к кому обращаться «за правдой», когда ущемлены его «права», интересы, желания.

Как показывают исследования (Е.П.Арнаутова, А.И.Захаров, Е.И.Кульчицкая и др.), не менее сложно протекает развитие ребен­ка при повторном браке матери (отца). В семьях, где появился от­чим (мачеха), у ребенка наблюдаются различные отклонения в эмоциональной сфере, ухудшаются его отношения с матерью (отцом). Родители не всегда замечают переживания ребенка (а он не умеет их высказать), поэтому не пытаются и к тому же зачатую не умеют установить правильные взаимоотношения с ним.

Таким образом, воспитательная ситуация в неполной семье отягощена многими неблагоприятными факторами. Одинокие ма­тери прибегают к разной тактике воспитания детей. Начнем с то­го, что некоторые матери больше обеспокоены собственной дальнейшей судьбой, а не прошлым, настоящим и будущим сво­его ребенка. Их интересы сосредоточены на поиске нового спут­ника жизни. У таких матерей, как и у тех, кто морально сломлен драмой развода, дети, как правило, предоставлены сами себе (гипоопека). Об этом говорит их внешний вид (не ухожены, не опрятны, не всегда досыта накормлены), а главное - их поведение (повышенная агрессивность, суетливость или, напротив, замкну­тость, заторможенность).

В других неполных семьях, особенно в материнских, где женщи­на сделала сознательный выбор «родить для себя», складывается иная воспитательная ситуация. Матери испытывают обостренное чувство долга, обязанности, ответственности (гиперсоциальность) за воспитание ребенка, поскольку рассчитывать приходится только на свои силы. Чувствуя свою несостоятельность в супружестве, женщина стремится самоутвердиться как мать, поднять свой статус в собственных глазах и в мнении окружающих. Своим поведением, активной воспитательной позицией мать доказывает себе и окру­жающим, что она может вырастить своего ребенка, обеспечить ему полноценное развитие, дать хорошее образование. Все свое внима­ние, жизненные интересы концентрируются на ребенке. Мать чутко и иногда болезненно реагирует на советы педагога (дошкольного учреждения, школы), его замечания в адрес ребенка. У такой мате­ри зачастую своя «культурная программа» воспитания: куда сво­дить ребенка, что показать, какие книги читать. Как правило, ре­бенок получает дополнительное образование, посещая спортивные секции, студии, кружки.

Но и при столь благоприятной воспитательной ситуации в не­полной семье имеются свои «издержки». Прежде всего - некоторая изолированность таких семей, вынужденная замкнутость на своих домашних трудностях, связанных с необходимостью одновременно воспитывать ребенка «на высоком уровне» и зарабатывать на жизнь. На развитии ребенка негативно может сказаться доминиро­вание матери в доме, ее взгляд на ребенка как на свою собствен­ность. В первые годы жизни ребенок принимает это как должное, но с возрастом начинает тяготиться симбиотической связью с ма­терью, стремясь расширить свой социальный опыт. Маленького сына (или дочь) мать не отпускает поиграть, погулять с друзьями, боится экскурсий, коллективных поездок в школе («Вдруг что слу­чится? Он же для меня смысл жизни!»). Подросток может взбунто­ваться против такого «засилья» матери, и тогда она будет считать, что потерпела педагогическое фиаско, что жизнь не удалась.

Неполная семья, где ребенка воспитывает отец, большая ред­кость. Бракоразводная практика в исключительных случаях дове­ряет ребенка отцу. Длительность жизни мужчины в последнее вре­мя сокращается, и внезапная смерть настигает представителей сильного пола чаще, чем слабого. Поэтому среди неполных семей значительно больше вдов с малолетними детьми, чем вдовцов.

Но независимо от того, кто стоит во главе неполной семьи -мужчина или женщина, следует помнить, что для гармонического развития личности необходимо, чтобы ребенок приобрел опыт взаимоотношении с обоими родителями через адекватные модели материнского (женского) и отцовского (мужского) поведения. В неполной, в том числе и материнской, семье это сделать трудно: ребенка воспитывает один из родителей (чаще - мать). Но и здесь есть выход из положения, который помогает в некоторой степени компенсировать недостаток мужского (или женского, если воспи­тывает отец) влияния на ребенка: появляется отчим (мачеха), ак­тивное участие в судьбе малыша принимает дедушка (бабушка), брат матери или другие родственники. Думающие об интересах ребенка матери (отцы) ищут выход из положения.

ДЕТИ: ОДИН ИЛИ МНОГО?

Более 60 лет назад А.С.Макаренко ратовал за семью с несколь­кими детьми, поскольку такая семья представляет собой коллектив, где воспитателями выступают не только родители, но и дети по от­ношению к друг к другу.

Сегодня нет однозначного подхода к этой проблеме: есть плюсы и минусы в воспитании и единственного ребенка, и нескольких де­тей. Несомненно, что для развития ребенка полезнее, когда у него в семье есть партнеры по играм, занятиям, развлечениям, чем их от­сутствие и одиночество.

Следует учесть, что в воспитании единственного ребенка есть множество вариантов и не все они строятся на безграничной любви к нему. Нередки, например, семьи, где единственный ребенок - но­ситель родительских амбиций, тогда жизнь его расписана по мину­там: музыка, французский язык, рисование, теннис и т.п. Иные ус­ловия развития единственного ребенка, если его заводят, чтобы сохранить семью, которая дала трещину. Заботы о ребенке укреп­ляют чувство моральной ответственности супругов, но не прибав­ляют тепла в их отношениях. И наконец, в современной жизни не­мало семей, где единственный ребенок безнадзорен, нередко влива­ется в армию «детей улицы».

Анализ семей, в которых единственный ребенок желанен, в ко­торых озабочены его развитием, показывает иную воспитательную ситуацию. У единственных детей, как правило, теснее эмоциональ­ные узы, контакты с взрослыми членами семьи, им перепадает больше духовных и материальных благ, чем в семье с несколькими детьми. Единственный ребенок всегда на глазах взрослых, которые замечают, когда ему что-либо не удается, когда ему трудно, и спе­шат на помощь. В большой семье ребенок пытается все сделать сам, а единственный ребенок делает все вполсилы, зная, что ему помогут. У него развивается позиция опекаемого, обучаемого. А это ведет к потере веры в свои силы, к несамостоятельности. При­выкая к опеке и помощи взрослых, единственный ребенок может злоупотреблять ею, капризами, истерикой, хитростью добиваясь того, что ему хочется или, наоборот, не хочется делать самому. Не­редко единственные дети становятся маленькими деспотами в семье, заставляя всех взрослых служить себе. Другая характерная особен­ность развития единственных детей - они не имеют возможности близко общаться с другими детьми (братьями, сестрами). Известно, что в психологическом отношении ребенок всегда ближе другому ребенку, чем взрослому. От взрослого он «берет» информацию, ус­ваивает способы действий, а на сверстника глядит, как в зеркало: каков я? У единственных детей отсутствует «зеркало», глядя в ко­торое они сравнивают себя с другими детьми. В результате у них не формируются взаимооценка, сопереживание, а самооценка стано­вится искаженной, часто завышенной. Все усугубляется тем, что родители часто подчеркивают уникальность, ценность единствен­ного ребенка, расхваливают его близким, знакомым. В детском са­ду, школе единственные дети, попадая в ситуацию сравнения с дру­гими детьми, которая часто раскрывает их завышенное самомне­ние, испытывают дискомфорт, изо всех сил борются за то, чтобы поддержать фиктивный образ себя. Это осложняется тем, что един­ственные дети не владеют способами общения с детьми, поэтому зачастую привлекают к себе внимание с помощью проказ, шало­стей, неординарного поведения.

Данные современной психологии говорят о ряде положитель­ных черт в развитии единственных детей: они более зрелы душевно, искуснее в отношениях со взрослыми, как правило, имеют богатый кругозор. Родители единственного ребенка имеют больше возмож­ностей (в том числе и материальных) для развития его способно­стей в силу того, что внимательны к его внутреннему миру, пере­живаниям. Будучи ближе к ребенку, родители оказывают более ощутимое влияние на его развитие, чем в других семьях, где в поле зрения мамы и папы находятся несколько детей. Но в единственных детях ярче проступают эгоистические наклонности, они больше наступают, чем уступают, а сегодня так важно быть терпимее к лю­дям, уметь пойти им навстречу, проявить внимание и заботу!

Подумайте, почему среди единственных детей часто встречаются дети с неврозами

В семье с несколькими детьми - иная воспитательная ситуация. Детям приходится делить между собой любовь, внимание, заботы родителей, а не «купаться» в них, как это частенько выпадает на долю единственного ребенка. Но это компенсируется особыми от­ношениями и эмоциональными связями в их общем детском мирке, где дети проводят много времени, имеют свои секреты, тайны, учатся быть уживчивыми, восприимчивыми к радостям и бедам брата, сестры.

Старшие и младшие дети выступают по отношению друг к другу в ролях обучающих и обучаемых, воспитывающих и воспитывае­мых. Старшие дети по авторитету часто превосходят и родителей. Старшие направляют развитие, интересы младших, многому учат их, причем часто более успешно, чем родители. Младшие дети, «наступая» старшему на пятки, стимулируют его развитие: иначе рухнет авторитет!

Все вместе дети образуют то «детское общество» (А.П.Усова), которого так не хватает единственному ребенку. А раз общество, -значит, развиваются навыки общественного поведения: помочь, выручить, утешить друг друга, уступить и др. Самой судьбой дети поставлены в такие условия, чтобы слышать друг друга, помогать, сотрудничать.

Однако воспитание нескольких детей в семье не столь безоблач­но, как кажется на первый взгляд. Из проблем, которые возникают в многодетных семьях, самые невинные, когда младшие не хотят поднашивать вещи старших, играть в их игрушки и т.п. Или «бунт» старших, отказывающихся быть «нянькой» у младших, и их жало­бы на то, что брат (сестра) «вечно мешает» и т.д. Иной характер проблем, когда дети начинают соперничать друг с другом. Это слу­чается, если ребенок стремится проявить себя лучше, ярче в том, что получается у брата или сестры (например, обыграть в шахма­ты, стать запевалой в семейном хоре). Задача родителей помочь ребенку утвердиться в своих стремлениях, добиться результатов, но так, чтобы никто не был обойденным и униженным. Если упустить контроль за соперничающими детьми, то это может привести к на­рушению взаимоотношений между ними, развитию примитивных межличностных реакций (зависть, амбиция, злорадство, агрессия). К сожалению, каждый сможет привести примеры из художествен­ной литературы, окружающей жизни, когда пущенное родителями на самотек соперничество детей завело последних так далеко, что, повзрослев, они не испытывают родственных чувств друг к другу.

Условия для развития старших и младших детей, растущих в од­ной семье, не остаются раз и навсегда данными. Ведь семья - это не застывшая организация, а динамичная микросистема, постоянно находящаяся в диалектическом развитии. С годами меняются усло­вия жизни семьи, да и сами родители, поэтому первый, второй и т.д. ребенок, придя в мир, встречаются с несколько иными мамой и папой: робко овладевающими премудростями воспитания или умудренными педагогическим опытом. Прибавьте к этому столь распространенную ревность старшего ребенка в связи с рождением младшего, и станет ясно, что и в семье с несколькими детьми педа­гогическая ситуация далеко не простая, она требует от родителей чуткости, понимания внутреннего мира собственных детей и по­стоянной работы над собой.

БЛИЗНЕЦЫ

Воспитание близнецов нуждается в иной тактике по сравнению с той, к которой прибегают в семьях с несколькими разновозраст­ными детьми. Прежде всего потому, что развитие близнецов со­пряжено с определенными трудностями. Начнем с периода внутри­утробного развития, осложненного многоплодной беременностью, завершающейся зачастую преждевременными родами. В результа­те, появляясь на свет, близнецы уступают одиночнорожденным де­тям по показателям физического развития. Поэтому они слабее, беспокойны, часто плачут, хуже спят, более подвержены заболева­ниям. Отсюда - необходимость тщательного ухода за детьми, осо­бое внимание к питанию, к физическому развитию.

В самом слове «близнецы» подчеркнута особенность этих детей -близость, тесно связывающая и превращающая их в специфический микроколлектив. «Близнецовая ситуация» (Р.Заззо), в которую по­падают малыши с первых дней жизни, «обрекает» их на постоян­ный контакт друг с другом, поэтому они не чувствуют себя одино­кими, спокойно относятся к тому, что родители заняты домашними делами. А это нередко порождает ошибки домашнего воспитания близнецов: их оставляют на «попечении» друг друга. А ведь их двое (трое), значит, и в общении с родителями они нуждаются в два (три) раза больше, чем одиночнорожденные дети! У близнецов на­блюдается необычайная способность к сопереживанию: они чувст­вуют настроение друг друга, плач, смех, хныканье одного вызыва­ют такие же эмоциональные реакции у второго (третьего). Иссле­дования выявили, что у близнецов несколько запаздывает развитие речи. И это тоже последствия «близнецовой ситуации»: до 4-5 лет дети общаются между собой на собственном интимном языке, практически непонятном окружающим (автономная речь).

У детей осложняется процесс формирования образа «Я», за­трудняется идентификация себя как личности. В первые 3-4 года происходит смешение своего образа с образом соблизнеца: вместо местоимения «я» употребляют «мы», называют себя двойным име­нем «Саша-Паша» или откликаются на имя брата (сестры), с тру­дом узнают себя на фотографии, в зеркале. Из-за этого некоторые черты личности, сложившиеся у одного близнеца, могут не развиваться в достаточной мере у другого (других). При этом второй близнец не ощущает своего недостатка и ведет себя так, как будто эти черты у него есть. Это своеобразная «взаимодополняемость» делает близнецов чрезвычайно зависимыми друг от друга. Так, один близнец, у которого лучше развита речь, берет на себя функ­ции общения с окружающими, становясь своего рода «министром иностранных дел» (Г. фон Браккен). Закрепление разделения функ­ций за каждым из близнецов может привести к столь сильной обо­юдной зависимости, что они не смогут существовать раздельно. А ведь впереди - школа, выбор профессии, создание собственной се­мьи, т.е. такие этапы жизни, где каждый должен принимать реше­ния и нести за них личную ответственность.

На развитии близнецов сказывается порядок их рождения: кто раньше появился на свет. Обычно второй (тем более третий) ребенок слабее своего соблизнеца, он чаще болеет, менее активен, поэтому он становится предметом особой опеки родителей. Причем выбранная ими позиция по отношению к менее развитому ребенку определяет возможности воспитания и степень его успешности. Если родители усиленно занимаются укреплением здоровья «слабого» ребенка, осуществляют разумное закаливание, приобщают к занятиям физ­культурой, то тем самым они преодолевают его отставание в разви­тии. Иная и менее успешная тактика воспитания - когда родители акцентируют внимание на слабости ребенка, живут в страхе за его здоровье, но не занимаются его активным развитием.

В паре близнецов, как в любом коллективе, нередко выделяют­ся лидер и ведомый (Р.Заззо). Лидер определяет поведение пары в семье, в детском саду, принимает решения: «Мы не хотим гулять (спать, играть)». Ведомый может превосходить лидера в каких-либо областях деятельности (например, хорошо рисует, вырази­тельно читает стихи, быстрее их запоминает). В роли ведомого ча­ще выступает «младший» соблизнец («слабенький», по характери­стике родителей), в разнополой паре обычно девочка берет на себя ответственность за судьбу брата. При неправильном отношении родителей к детям (один - хороший, другой - отверженный) лидер может подавлять ведомого, вызывать у последнего неудовлетво­ренность своим положением, иногда протест.

Наиболее распространенная тактика воспитания близнецов осно­вана на максимальном сближении детей: подчеркивается сходство и игнорируются различия, присущие и монозиготным (однояйцевым) и дизиготным (разнояйцевым) близнецам. Родители стремятся к оди­наковости во всем: одежде, игрушках, содержании и методах воспи­тания. Постоянное подчеркивание сходства детей стимулирует у них стремление быть во всем одинаковыми, играть «роли близнецов», что может привести к развитию некоторых сходных психологических признаков и торможению становления индивидуальных. Следу­ет, напротив, предупреждать формирование у близнецов чрезмерной взаимозависимости и взаимодополняемости. Необходимо расширять круг их общения с другими людьми. Прежде всего сами родители должны заниматься с каждым ребенком (а не со всеми вместе), сти­мулировать их общение со сверстниками, поощрять игры близнецов с разными товарищами. Если в семье с разновозрастными детьми может быть обращение «Дети», то каждого из близнецов следует звать по имени. Целесообразно предлагать близнецам индивидуаль­ные задания, чтобы каждый нес персональную ответственность за его выполнение: «Я сделал!»

Иная педагогическая ситуация складывается в семье с близнеца­ми, если родители в силу каких-либо особенностей одного из близ­нецов отдают ему максимум внимания, любви, заботы в ущерб раз­витию другого. Признаками, по которым один соблизнец стано­вится главным объектом воспитательной деятельности родителей, могут стать его болезненность («слабенький»), очередность рожде­ния («младший», «старший»), задержки развития или, наоборот, ярко выраженные способности, наибольшее соответствие ожида­ниям родителей и т.д. Нет нужды доказывать, что это безжалост­ный и безнравственный вариант воспитания близнецов, каждый из которых нуждается в полноценном воспитании, построенном в со­ответствии с его индивидуальными особенностями. В некоторых семьях вводится разделение сфер родительского влияния, когда па­па преимущественно опекает одного ребенка, а мама - другого. В результате одному недостает маминого тепла и ласки, а другому -папиной твердости, великодушия, строгости.

Таким образом, воспитательные возможности семей с близне­цами чрезвычайно разнообразны. Наиболее предпочтительна так­тика воспитания, основанная на «курсе индивидуализации», на максимальном внимании родителей к развитию каждого ребенка близнецового коллектива с учетом потребностей, особенностей, интересов малыша.

ДЕТИ БЕЗ РОДИТЕЛЕЙ

Представление о воспитательных возможностях семьи будут не­полными, если не рассмотреть все издержки развития ребенка, ли­шенного семьи. Речь идет о детях-сиротах. Сегодня понятие «сирота» стало, к сожалению, многозначным. Ранее сиротой счита­ли ребенка умерших родителей, лишившегося семьи в результате трагического, но естественного для человеческого бытия события. В последние годы отряд сирот пополнился за счет социальных си­рот - детей, осиротевших при живых родителях.

Allianz опубликовал новый обзор о глобальном благосостоянии населения планеты «Global Wealth Report 2016», в котором представлен подробный анализ материального благосостояния и денежных обязательств населения более чем в 50 странах .

Проведенное исследование свидетельствует о том, что хорошие времена, судя по всему, остались в прошлом: в 2015 году мировые финансовые активы выросли на 4,9%, что лишь немного превышает темпы роста экономики. В течение трех предыдущих лет финансовые активы росли в 2 раза быстрее, демонстрируя средний показатель в 9%.

«Рост финансовых активов достиг критической точки, – говорит Михаэль Хайзе, главный экономист Allianz. – Очевидно, что радикальная денежная политика не оказывает должного влияния даже на стоимость активов. Как следствие, исчез важный драйвер для их дальнейшего роста. В то же время процентные ставки продолжают неумолимо двигаться в сторону негативных показателей. Для тех, кто делает накопления, прогноз нельзя назвать благоприятным».

Рост финансовых активов в развитых странах замедляется

Неудивительно, что снижение темпов роста финансовых активов в наибольшей мере коснулось Европы, Америки и Японии. В Западной Европе (3,2%) и в Америке (2,4%) рост снизился более чем вдвое в 2015 году. В противовес такого рода динамике в Азии (без учета Японии) финансовые активы выросли на 14,8%. Отрыв этого региона от остальной части мира все увеличивается. Даже в таких двух растущих регионах, как Латинская Америка и Восточная Европа средний рост составил лишь половину от продемонстрированного Азией. Времена, когда эти регионы были способны конкурировать с Азией, давно позади.

В целом совокупная валовая стоимость финансовых активов населения составила 155 трлн. евро. На Азию (без учета Японии) в 2015 году пришлось 18,5% мировых финансовых активов, что означает не только трехкратное увеличение этого показателя с 2000 года, но и значительное превышение аналогичного показателя по Еврозоне (14,2%).

Значительные различия в уровне долговой нагрузки по регионам

Денежные обязательства населения, как и в 2014 году, выросли на 4,5%. В целом данный показатель достиг 38,6 трлн. евро к концу года, на четверть превысив показатели, предшествующие началу финансового кризиса. Изменения в долговых обязательствах населения сильно разнятся в зависимости от региона. Так, в Азии (без учета Японии) темпы роста долговых обязательств выросли, а в ряде стран, таких как Южная Корея или Малайзия, обязательства населения (рассчитанные в процентном соотношении от номинального объема производства), достигли уровня, который был в США, Ирландии или Испании в период бума жилищного строительства. В Латинской Америке и Восточной Европе ввиду значительного влияния кризиса на ведущие экономики данных регионов рост долговых обязательств существенно снизился.

В Северной Америке и Западной Европе едва ли произошли какие-либо значительные изменения: уже шестой год подряд опережаемые ростом объемов производства, обязательства растут умеренно. Во многих странах Западной Европы в 2015 году обязательства сокращались, что подтверждает тот факт, что население (особенно в развитых странах) все еще с достаточной осторожностью относится к заимствованиям.

«Очень незначительное число людей поддается искушению низких процентных ставок, решаясь на кредиты, – говорит Михаэль Хайзе. – Подавляющее большинство ведет себя сообразно экономической ситуации. Иными словами, игнорирует попытки банков стимулировать спрос через резкое снижение ставок. Памятуя о финансовом кризисе, люди предпочитают избавляться от долгов».

Поскольку в 2015 году валовые финансовые активы росли одновременно с обязательствами, росли и чистые финансовые активы. По сравнению с прошлым годом они выросли на 5,1%, что ощутимо ниже аналогичных показателей за предыдущие три года, измеряемых двузначными числами.

ТОП-20 стран мира по объему валовых финансовых активов на душу населения в 2015 году

Стра-на Вало-вый дохо-д, тыс. евро- Темп % Рейти-нг в 2000 г.
1 Швейца-рия 260,80 0.6 1
2 США 202,49 1.6 2
3 Дани-я 145,11 6.1 7
4 Вели-кобри-тани-я 132,31 1.2 4
5 Швеци-я 130,66 8.3 11
6 Ниде-рланды 129,70 3.2 6
7 Австра-лия 120,52 5.7 14
8 Синга-пур 114,16 2.7 9
9 Кана-да 113,83 5.1 8
10 Япони-я 108,66 1.9 3
11 Бельги-я 107,88 3.3 5
12 Тайва-нь 99,26 4.4 16
13 Нова-я Зела-ндия 90,60 5.0 19
14 Изра-иль 85,31 4.4 17
15 Норве-гия 82,09 4.2 20
16 Ирла-ндия 75,72 2.3 13
17 Франци-я 75,61 4.4 12
18 Австри-я 71,87 1.4 18
19 Итали-я 68,85 2.2 10
20 Герма-ния 67,98 4.6 15

ТОП-20 стран мира по объему чистых финансовых активов на душу населения в 2015 году

Стра-на Чистый дохо-д, тыс. евро- Темп % Рейти-нг в 2000 г.
1 Швейца-рия 170,59 0.2 1
2 США 160,95 1.6 2
3 Вели-кобри-тани-я 95,60 0.8 5
4 Швеци-я 89,94 9.3 11
5 Бельги-я 85,03 3.3 4
6 Япони-я 83,89 1.4 3
7 Дани-я 81,29 11.7 12
8 Тайва-нь 81,24 3.9 15
9 Ниде-рланды 80,18 4.7 7
10 Синга-пур 79,26 3.7 14
11 Кана-да 76,96 5.7 8
12 Изра-иль 71,37 4.2 10
13 Нова-я Зела-ндия 67,90 4.6 13
14 Австра-лия 58,87 6.3 19
15 Итали-я 53,49 2.8 6
16 Франци-я 53,43 5.1 9
17 Австри-я 51,06 0.8 17
18 Герма-ния 47,68 5.6 18
19 Ирла-ндия 41,91 10.2 16
20 Финлянди-я 27,47 5.1 20

Распределение благосостояния в мире становится более равномерным

Анализ уровня неравенства демонстрирует смешанные результаты. Успех развивающихся рынков позволил большему числу людей быть вовлеченными во всеобщий прогресс и процветание и сформировал новый мировой средний класс. Одновременно с этим уровень бедности за последние десятилетия значительно снизился по всему миру.

Несмотря на то, что подавляющее большинство из 5 млрд. людей, проживающих в странах, вошедших в исследование, все еще принадлежит к классу людей с низким уровнем материального благосостояния, удельный вес этого класса несколько снизился. На сегодняшний день к этой категории относятся 69% населения (в противовес 80% в 2000 году).

Сокращение данной группы вызвано, в первую очередь, тем, что в последние годы значительное число людей (почти 600 миллионов человек) переместились в средний класс. В результате средний класс значительно вырос - в последние годы число людей, принадлежащих к этой категории, увеличилось почти вдвое, достигнув цифры в 1 млрд. человек, а их доля в процентах от общего населения земного шара выросла с 10% до 20%. Финансовые активы, приходящиеся на долю этого класса, также значительно выросли, достигнув 18% к концу 2015 года, что почти в три раза превышает показатели начала 2000-х. Таким образом, мировой средний класс вырос не только с точки зрения количественных показателей, но и сточки зрения благосостояния.

В последние годы вырос и класс людей с высоким уровнем благосостояния. Так, в конце 2015 года уже около 540 миллионов человек по всему миру могли отнести себя именно к этой категории, что на 100 млн. человек, или 25%, выше аналогичного показателя 2000-го года. Это также означает, что данный класс стал более «разношерстным», нежели раньше, когда он представлял собой своего рода закрытый клуб для представителей западноевропейских стран, США и Японии. Эти регионы в настоящее время представляют собой 66% от общего состава группы, в противовес 90% в прошлом. Доля финансовых активов этой группы также упала, что является следствием более масштабного распределения благосостояния, по крайней мере, на глобальном уровне.

«Появление на глобальном уровне настоящего среднего класса за такой короткий промежуток времени – это одно из важнейших событий для мировой экономики. На сегодняшний день драйвером этого процесса в основном выступает Китай. Если в дальнейшем густонаселенные страны, такие как Индия, смогут в полной мере раскрыть свой потенциал, эта история может иметь продолжение уже в ближайшем будущем», – отметил Михаэль Хайзе.

Во многих развитых странах средний класс сокращается

Чтобы проанализировать глобальный уровень благосостояния, в этом году Global Wealth Report изучил общую долю активов среднего класса и то, как эта доля менялась за последнее время.

Приблизительно в одной трети рассматриваемых стран средний класс сокращается, внося все меньший вклад во всеобщее благосостояние. В наибольшей мере данный тренд относится к странам, затронутым кризисом еврозоны (Италия, Ирландия и Греция) и традиционным развитым экономикам (США, Япония и Великобритания). Россия также не является исключением. Более того, доля среднего класса в населении страны составляет 41%, что считается далеко не самым высоким показателям, если сопоставить его с чистыми активами. При этом он достаточно далеко отстоит от аналогичного показателя, демонстрируемого США, где доля среднего класса упала до 22%.

С другой стороны, более чем в половине анализируемых стран благосостояние среднего класса выросло. При этом распределение благосостояния внутри класса становится более равномерным. К таким странам можно, например, отнести Польшу, хотя изменения там не очень заметны. В развивающихся странах, к которым относятся, например, Турция, Таиланд и Бразилия, эти изменения связаны с увеличением числа людей, перешедших в средний класс из группы с более низким уровнем материального благосостояния. Ну, и наконец в пятой части анализируемых стран статус среднего класса не изменился.

В целом говорить о размывании или же уменьшении среднего класса как о глобальном феномене пока преждевременно, но стоит отметить, что в большинстве развитых стран, в число которых входит и Россия, такая тенденция все же существует.

Расслоение между классами становится все значительнее

Даже в тех странах, где сокращения среднего класса не наблюдается, распределение благосостояния все же нельзя назвать равномерным. Из трех классов населения по уровню материального благосостояния растет только средний класс. Количество людей с высоким уровнем благосостояния сократилось как в количественных показателях, так и с точки зрения чистых финансовых активов. Эти изменения, однако, не коснулись самых богатых жителей планеты, благосостояние которых неуклонно растет.

«Вопрос распределения благосостояния гораздо более сложный, чем может показаться, когда говоришь о неравенстве, – прокомментировал Хайзе. – Политики должны придерживаться дифференцированного подхода к распределению благосостояния. Это также не отменяет необходимости принимать конкретные меры в ряде стран – особенно это касается традиционных развитых стран. Прекращение политики отрицательных процентных ставок стало бы, без сомнения, отличным началом». | Фориншурер

Проблема избыточного веса и ожирения во многих развитых странах приобрела масштабы эпидемии. Они являются пятым по значимости фактором риска смерти в мире. По меньшей мере, 2,8 миллиона взрослых людей ежегодно умирают в результате излишнего веса и ожирения. Кроме того, излишним весом и ожирением обусловлено 44% случаев диабета, 23% случаев ишемической болезни сердца и от 7% до 41% случаев некоторых видов рака. Еще Гиппократ заметил, что продолжительность жизни тучных людей на десять лет короче


В 2011 году более 40 миллионов детей в возрасте до 5 лет имели избыточный вес. Считавшиеся ранее характерными для стран с высоким уровнем доходов, избыточный вес и ожирение теперь получают все большее распространение в странах с низким и среднем уровнем доходов, особенно в городах. В развивающихся странах детей с избыточным весом насчитывается более 30 миллионов, а в развитых 10 миллионов.


Основная причина ожирения и избыточной массы тела – энергетическая несбалансиро- ванность между калориями, поступающими в организм и калориями затрачиваемыми. В глобальных масштабах происходит следующее: Что является причиной избыточного веса и ожирения?


Рост потребления высококалорий- ных продуктов с высоким содержанием жира, соли и сахаров, но с пониженным содержанием витаминов, минеральных веществ и других питательных микроэлементов; снижение физической активности в связи со все более неподвижным характером многих видов деятельности, с изменениями в способах передвижения и с растущей урбанизацией.


Вы хотите хорошо выглядеть, долго оставаться молодыми и здоровыми? Значит, надо подумать о своем весе. Сегодня ожирение рассматривается не как косметическая проблема, а проблема здоровья. Ничто так не ухудшает здоровье и не сокращает продолжительность жизни как ожирение.


Избыточное отложение жира приводит к нарушению обмена веществ с последу- ющим развитием серьезных эндокрин- ных, сердечно-сосудистых и онкологичес- ких заболеваний. Ведущие специалисты всего мира сходятся во мнении – наиболее эффективный путь – это рациональное здоровое питание и увеличение физической активности. И самый Главный Ваш Помощник – это не доктор в белом халате, не коллега по работе, не старый друг, и не сосед и даже не родственник, это – ВЫ сами.




Еще один важный показатель – величина окружности талии. В норме она не должна превышать 94 см у мужчин и 80 см у женщин. Если Ваша окружность талии превышает эти цифры – у Вас абдоминальный тип ожирения, т.е. жир откладывается преимущественно вокруг внутренних органов – печени, поджелудочной железы, сердца, нарушая их работу и тем самым приводя к многочисленным заболеваниям, сводя на «НЕТ» шанс полного человека дожить до глубокой старости без особенных проблем.




Еще один фактор, способствующий избы- точному весу сегодня - большое разно- образие пищевых продуктов. В потребительской корзине большинства наших сограждан преобладает «нездоро- вая» пища: конфеты, пирожные, колбас- ные изделия, сладкие газированные на- питки и пр. В таких условиях очень тяжело избавиться от лишнего веса: вокруг со- блазны, попробовать хочется все, а зача- стую это «все» содержит гораздо больше жиров, чем организм может усвоить без последствий. И для многих избыточный вес уже не только эстетическая пробле- ма, но и серьезная угроза для здоровья.


Во-первых, следует вести более подвижный образ жизни, во-вторых, ограничить употребление жирной высококалорийной пищи, а в- третьих… В-третьих, можно воспользоваться современными методами лечения ожирения: пластической и эстетической хирургией, гомеопа- тией, различными диетами, голода- ниями, иглоукалыванием и даже кодированием. Как же справиться с этой проблемой?


Однако все мы понимаем, что к хирургическому вмешательству нужно прибегать уже в самых критических случаях, если до 50 лет вы никогда не лечились голоданием, то к этому методу уже не стоит прибегать. Что мешает человеку придерживать- ся строгой диеты? Прежде всего, по- стоянный голод, с которым сил нет бороться и наличие множества со- блазнов вокруг. А когда нет голода - нет и психологического дискомфорта.


Учитывая глобальность данной проблемы, сейчас появилось немало различных средств, позволяющих добиться снижения веса тела. Они, конечно, значительно облегчают процесс борьбы с избыточным весом, снижая аппетит. Это биологически активные добавки. Специалистами крымского НТЦ разработана биологически активная добавка Антивес, которая регулирует процессы обмена веществ в организме, способствует выведению шлаков и снижает массу тела.


В 1 капсуле продукта (300 мг) содержится: порошок ананаса – 171,0 мг; кальций в цитратной форме из створок морских моллюсков с витамином D3 – 51,0 мг; ламинария – 30,0 мг; экстракты лекарственных растений французской фирмы «NATUREX»: хмель – 21,0 мг, почки сосны – 12,0 мг, солодка – 6,0 мг, шалфей – 4,5 мг, валерьяна – 3,0 мг; цинк сернокислый– 1,5 мг.


Порошок ананаса содержит ферментный комплекс, который содержится в плодах – бромелин (или бромелайн). Этот комплекс способен расщеплять сложные белки и жиры до более простых соединений. Ананасы способны снижать количество жидкости в теле и уменьшать отеки, способствуют улучшению пищеварения и нормализации обмена веществ. Фермент бромелайн, широко используется в различных программах по снижению веса.


Ламинария (морская водоросль) содержит целый комплекс полезных веществ. Полисахарид альгиновая кислота – основное составляющее вещество, которое по своим свойствам подобно фруктовому пектину. Альгинаты обладают отличными чистящими свойствами. Проходя по пищеварительному тракту, они связывают и выводят из организма токсины, болезнетворные бактерии и даже радиоактивные соединения.


При употреблении ламинарии происходит мягкая стимуляция перистальтических движений кишечника, восстанавливается правильный ритм пищеварения и устраняются застойные явления в кишечнике. Кроме того, в морской капусте содержится полисахарид маннит (его сильная адсорбирующая активность позволяет использовать его для выведения из организма шлаков и токсинов), фукоза, клетчатка, белок, витамины А, В6, В12, С, D, РР


Органический йод (его биологическая роль связана с участием в биосинтезе гормонов щитовидной железы, которые регулируют метаболизм в каждой клетке, контролируют потребление кислорода), антагонист холе- стерина – бетаситостерин (способствует ра- створению осевших на стенках сосудов хо- лестериновых отложений – бляшек. Избыток холестерина перестает откладываться в тка- нях, распадается на составные части и легко из выводится из организма) различные мак- ро- и микроэлементы в форме биологически активных соединений, способных оказывать целебное действие на человека – фосфор, калий, кальций, магний, марганец, бор и др.


Экстракты шалфея и солодки издавна входят в тибетские и индонезийские рецепты для снижения массы тела. Шалфей содействует деятельности системы пищеварения, помогает организму быстрее переваривать пищу. Китайские врачи считают солодку средством для сохранения красоты, он следует сразу же за женьшенем. Корень солодки выводит лишние шлаки из тела и вес за счет снижения токсинов снижается. Лишний вес также может набираться из-за нарушения эндокринной системы, а корень солодки ее корректирует, тонизирует ее и действует как антидепрессант.


Экстракт почек сосны способствуют выведению избыточной влаги из организма человека, образующейся при интенсивном сжигании жира. Экстракты валерианы и шишек хмеля обладают седативным и спазмолитическим свойствами, снижая негативные последствия стрессовых ситуаций, что благоприятно действует на снижение избыточного веса.


Кальций, обогащенный витамином D3. Калифорнийские ученые сделали вывод, проведя некоторые исследования, что каль- ций может помочь быстро сбросить вес. Уче- ные уверены, что такой эффект происходит из-за того, что кальций активирует кальцитри- ол, который заставляет ваш организм использовать в качестве энергии жировые клетки в первую очередь. Кальций, а точнее его недостаток очень сильно влияют на наше пищеварение. Нет кальция - нет нормального пищеварения. Он участвует в активизации липазы – фермента, расщепляющего жиры для их вывода из организма.


Цинк Предполагают, что дефицит цинка приво- дит к снижению выработки прогестерона, а это, в свою очередь, может вызывать тягу к сладкому. Натуральный аноректик, то есть помогает сдерживать аппетит. Цинк активизи- рует более 200 ферментных систем организма. При его нехватке поджелудочная железа сни- жает синтез инсулина, что ведёт к лишнему весу. Минерал поддерживает в норме гормо- нальный обмен, в том числе и уровень инсули- на, который понижает содержание сахара в крови. Цинк нормализует жировой обмен, усиливает распад жиров, защищает печень от жировой дистрофии и от воздействия вредных химических веществ (в т. ч. алкоголя).


Показания к применению: улучшение обмена веществ; усиления расщепления жира в организме и выведения шлаков. снижения веса. Способ употребления: 1 капсула за минут перед каждым приемом пищи, запивая водой (3-4 раза в день). Форма выпуска: 70 капсул по 0,3 г.



Человечество растет и развивается благодаря непрерывной смене поколений. Сменяемость, прежде всего, определяется соотношением рождаемости и смертности людей. Для характеристики интенсивности рождаемости чаще всего применяют общий коэффициент рождаемости (ОКР) - отношение числа родившихся за год на 1 тыс. жителей к средней численности всего населения (обозначается в промилях - %о). Демографы используют и другие показатели, среди них суммарный коэффициент рождаемости - среднее число детей у одной женщины за всю ее жизнь.

Прогнозируемая продолжительность жизни людей — один из основных показателей, характеризующих состояние здоровья населения. В Древней и Римской империи продолжительность жизни составляла в среднем 25 лет. В середине XX в. этот показатель в мире возрос до 46 лет, а в конце XX в. - до 66 лет. Эти показатели колеблются от 80 лет в , 78 - 79 лет в , Швеции, до менее чем 45 лет в , Мозамбике, Уганде и в некоторых других малоразвитых странах, где «путевка в жизнь» оказывается в 1,5 - 2 раза короче, чем в передовых развитых государствах.

Важно учитывать разную у мужчин и женщин. В целом в мире представители «слабого пола» живут на три года дольше мужчин. Сокращают жизнь мужчин более широкая и интенсивная трудовая активность, несчастные случаи, алкоголизм, курение и другие вредные привычки. Эта разница в пользу женщин достигает максимума в России (58 и 72 года в 1997 г.). Однако среди развивающихся стран есть и такие, где средняя продолжительность жизни женщин короче, чем у мужчин (например, Непал). Причиной тому - ранние браки женщин, частые роды, тяжелый труд дома и в сельском хозяйстве. Зная показатели рождаемости и смертности, можно определить скорость обновления (оборот, или ротацию) состава жителей на любой территории: это интегральный показатель рождаемости и смертности.

Большой ущерб здоровью значительной части людей причиняют алкоголизм, курение, загрязнение окружающей среды. Серьезнейшей проблемой во многих странах, например в США, стало употребление наркотиков. В мире насчитывается 190 млн. наркоманов. Наркоманы - один из главных разносчиков вирусов новой и пока неизлечимой болезни СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита). Родина СПИДа - , а общее число носителей этой болезни в мире превышает 15 млн. человек.

При одном и том же приросте населения интенсивность ротации может быть разной. Высокие темпы ротации связаны с низкой средней людей и неблагоприятны для общества. Для характеристики процесса воспроизводства населения применяются и другие показатели, например коэффициенты жизненности - число родившихся на 100 умерших (в среднем в мире - около 255).

На судьбе будущего мира не может не сказаться тот факт, что свыше 90% всего прироста населения на Земле приходится на развивающиеся страны, где отмечаются высокая рождаемость и смертность людей при малой продолжительности жизни (например, в Афганистане и Эфиопии).

В большей части за последнее время уровень смертности значительно снизился, но показатели рождаемости растут медленнее. Все эти страны сохраняют высокие темпы роста населения благодаря преобладанию людей молодого возраста. Однако во многих из развивающихся стран рост числа жителей опережает рост производства продовольствия на душу населения.

Таким образом, для стран разных типов и разного уровня социально-экономического развития неодинаковы. Ситуация требует, чтобы каждое государство разрабатывало и осуществляло собственную , которая отвечала бы интересам общества, содействовала бы улучшению жизни людей. Более чем в 20 странах мира, прежде всего в Европе, проводится политика, направленная на увеличение рождаемости, а примерно в 85 странах - на ее снижение.

Так, в Китае пропагандируются однодетные семьи, а в Индии - двухдетные. В остальных странах, например в арабо-мусульманском регионе, рост населения практически не регулируется: сказывается влияние ислама, стимулирующего рождаемость. В Европе основной системой мер демографической политики являются единовременные денежные ссуды молодоженам, пособия по рождению детей, длительные отпуска по беременности и родам. Одна из важных мер - снижение возраста вступления в брак. В большинстве же развивающихся стран мира внедряется политика, сдерживающая рост населения путем сознательного и рационального ограничения числа детей в семьях. Однако во многих развивающихся странах меньше половины всех женщин осуществляют контроль за рождением детей, тогда как в развитых странах это делают более 3/4 женщин.