Финансовая стабилизация экономики. Внутренние механизмы финансовой стабилизации

Сущность стабилизации

Определение 1

Стабилизация в денежной, кредитной и финансовой сфере, в первую очередь, направлена на ликвидацию накапливаемого в рамках административно-командной системы инфляционного потенциала в форме излишнего количества денег.

По этой причине снятие контроля государства над ценами и возникающий резкий разрыв темпа роста цен и заработной платы должен достаточно быстро останавливать дальнейший рост цен, наталкивается на барьер платежеспособного спроса.

Стабилизационные меры направлены в большей мере на замедление процессов инфляции.

В целом суть стабилизации экономики можно свести к предотвращению экономических спадов или их торможение. Меры по стабилизации оформлены специальными программами и предусматривают закрепление и поддержку уровней показателей экономики.

Если финансовую составляющую отрывать от реальной экономики, то может возникнуть глобальный кризис, способный принести большое количество проблем. Страны, которые затрагиваются кризисом, вынуждены решать задачи, подразумевающие принятие определенных антикризисных мероприятий. При осуществлении стабилизации предполагается стабилизация экономической составляющей и ее рост.

Методы и принципы стабилизации

Замечание 1

Финансовая стабилизация экономики представляет собой использование определенных методов, которые, главным образом, представлены проведением экономических реформ.

Основные методологические принципы финансовой стабилизации представлены следующими принципами:

  • принцип целостного финансового и экономического пространства при работе по стабилизации,
  • уровневое отражение содержания процесса, поскольку важно правильно понять, какие процессы осуществляются или планируются для осуществления. В этом случае они могут быть основными, вторичными или третичными.
  • многообразие, в соответствии с которым из предыдущих программ выбираются определенные методы и успешно используются и развиваются. Также данные методы можно использовать в перспективе.
  • обусловленность форм реализации стабилизационных программ через изучение процесса стабилизации в целом. Государство по этим принципам может не только исследовать процесс стабилизации, но и эффективно управлять ими практически.

Данные методологические исследования способствуют рассмотрению процесса стабилизации, способны воссоздать устойчивое экономическое состояние. Стабилизационные процессы нельзя ограничивать только обеспечением устойчивости. В итоге необходимо добиться также постоянного и уверенного роста.

Значение финансовой стабилизации

Определение 2

Финансовая стабилизация экономики является основой и главным средством экономической стабилизации. В финансовой стабилизации нуждается любое государство, которое входит по определённым причинам в сферу изменения экономики. Среди изменений можно выделить некоторые потрясения экономики, включая уменьшение производства, рост безработицы, рост инфляции.

В первую очередь финансовая стабилизация представлена укрощением инфляции с помощью специальных мер, включая достижение баланса государственного бюджета, введение в государстве устойчивой и свободно конвертируемой валюты.

Финансовая стабилизация имеет большое значение. Это обусловлено тем, что сохранение высокого уровня инфляции сделает невыгодными инвестирование в производственную сферу. Также высокая инфляция может перекрыть перспективы возобновления роста экономики.

Если инфляция составляет большой процент в год, то государство не сможет развивать производство, осваивать новые технологии и строить новые объекты.

Возобновление экономического роста происходит только при условии, когда инфляционные процессы составляют не более 20-30% в год.

Процесс стабилизации

Экономические реформы в нашей стране представлены преобразованием в финансовой системе. Для финансовой стабилизации необходимо несколько факторов:

  • снижение инфляции,
  • прекращение оттока капитала,
  • уровень ставок банковских процентов по депозитам,
  • преодоление кризиса бюджета,
  • сбережения, которые играют определяющую роль в инвестиционных процессах.

Для того чтобы финансово стабилизировать предприятия, необходимо выполнить несколько шагов: предотвратить ухудшение показателей финансовой устойчивости, улучшить показатели ликвидности компании.

Замечание 2

Необходимый элемент стабилизации экономики представлен борьбой с инфляцией и разработкой специальных антиинфляционных программ. Основой данных программ является анализ причин и факторов, которые определяют инфляцию, набор мер политики и экономики, способствующих устранению или уменьшению уровня инфляции до рассматриваемых пределов.

Финансовая стабилизация относится к валютной политике, которая проводится в государстве. Так, финансовая стабилизация может оказаться под угрозой по причине резких изменений валютных курсов или процентных ставок, масштабных спекулятивных атак на национальную валюту.

Преодолеть неопределённость и снизить ее значение от инфляции помогает фиксированный обменный курс, который поддерживается Центральным банком.

Основа валютной системы представлена валютой, которая является денежной единицей системы. Национальная валютная система является формой организации валютных отношений государства, закрепленной в национальном законодательстве.

Финансовую стабилизацию чаще всего относят к нескольким важным экономическим показателям, в числе которых:

  • устойчивость валютного курса,
  • низкие темпы инфляции,
  • достижения положительного экономического роста и др.

Достигнув высоких показателей в этих областях, можно наметить улучшение экономического положения в государстве. Для того чтобы достичь этих целей, правительству необходимо действовать в нескольких направлениях: сократить номинальное предложение денег, провести либерализацию цен, увеличить реальный объем производства, снизить скорость обращения денег.

Финансовая стабилизация

Преобразование финансовой системы является важнейшим направлением экономических реформ в России. В плановой экономике финансовыми ресурсами всех субъектов управляло государство, которое являлось их собственником. В процессе рыночных преобразований основная масса финансовых ресурсов перешла под контроль негосударственных структур. В результате доля финансовых ресурсов, мобилизуемых и расходуемых государством, в ВВП резко уменьшилась. Сократились расходы государства на развитие отраслей народного хозяйства, а также государственные капитальные вложения и кредиты на техническое перевооружение этих отраслей.

Определяющими в финансовой системе являются доходные и расходные операции. С переходом к рыночным отношениям механизмы прямого контроля за формированием доходов и расходов были ликвидированы. В результате, на поступление доходов оказывают влияние такие факторы: инфляционные процессы, изменения валютного курса, взаимные неплатежи, спад производства, укрытие доходов от налогообложения. В этой связи возникли два взаимоисключающих процесса. С одной стороны, необходимы дополнительные финансовые средства для оживления производства, создания предпосылок экономического роста. С другой - сужение налогового поля за счет спада производства не позволяет расширить финансовые возможности для поддержания промышленных предприятий, обновления технического уровня производства, создания новых рабочих мест. Налоговая нагрузка на промышленные предприятия до последнего времени постоянно увеличивалась, что в сочетании с финансово-кредитным кризисом вело к дальнейшему спаду производства, к уходу предпринимателей в теневую экономику. Для улучшения ситуации был предложен ряд мер:

Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, прежде всего, рост цен на нефть, позволили увеличить доходную часть государственного бюджета и сводить его с профицитом (начиная с бюджета 2000 г. и включая бюджет на 2004 год).

В условиях острой нехватки финансовых ресурсов необходимо более взвешенно подходить к формированию расходных статей за счет имеющихся финансовых средств, сокращать необоснованные государственные расходы, повышать эффективность их использования.

Процесс финансовой стабилизации находит свое выражение, прежде всего, в преодолении гиперинфляции (1992-1993 гг.) и снижении индекса потребительских цен до 12%. Обуздание инфляции сопровождалось стабилизацией валютного курса и снижением ставки процента за банковский кредит. Удешевление кредита дает надежду на то, что промышленные предприятия начнут брать деньги в банках для осуществления производственных инвестиций.

Антиинфляционная политика осуществлялась как за счет сжатия денежной массы, так и за счет привязки рубля к доллару в рамках «валютного коридора». Важным шагом в борьбе с инфляцией стало принятие в 1994 г. закона о Центральном банке России. Согласно этому закону, ЦБ независим от исполнительной власти (правительству закрыт доступ к «печатному станку»).

Положительные результаты развития экономики и благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура способствовали в 2000-2001 гг. восстановлению структуры финансового рынка. Российский рынок ценных бумаг относится к развивающимся рынкам. Формирование законодательной базы в части урегулирования проблем фондового рынка (в 1999 г. был принят закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг») способствовало расширению круга финансовых корпоративных инструментов. Анализ ситуации на российском фондовом рынке позволяет говорить только о фрагментарной конкуренции. Структура вторичного рынка акций представлена ценными бумагами эмитентов энергетической, топливной и телекоммуникационной отрасли. Практически отсутствуют ценные бумаги обрабатывающей отрасли.

Необходимо отметить, что без стабилизации финансового рынка невозможно вступление России на путь устойчивого экономического роста.


Достижение финансовой стабилизации – это одна из первоочередных задач экономической политики любого государства с рыночной экономикой.
Суть финансовой стабилизации – достижение стабилизации национальной валюты.
Только стабилизация рубля может дать ожидаемый эффект – повысить производство продукции, избежать утечки капитала за рубеж и др.
Необходимость финансовой стабилизации вытекает из либерализации цен. Учитывая, что в плановой экономике все цены государственные, они сразу после их освобождения, начинают расти. Необходимо подготовиться к этому и не допустить большого роста цен, а если он все-таки происходит, то добиться затем того, чтобы цены стабилизировались. Главным инструментом финансовой стабилизации в условиях рыночной экономики является бюджетная и рыночная политика. Т. е. нужно ограничить количество денег в обращении, ограничить рост денежной массы, с одной стороны. С другой стороны, для того, чтобы ограничить рост денежной массы, нужно иметь сбалансированный бюджет. Желательно ликвидировать бюджетные дефициты, желательно иметь и профицит (если растут расходы бюджета, то чтобы доходы росли быстрее). В стабилизации цен собственно, смысл финансовой стабилизации – добиться низкого уровня инфляции или нулевого уровня инфляции и тем самым создать условия для будущего экономического роста. В теории предполагается, что устойчивый экономический рост достигается в условиях финансовой стабильности, когда курс национальной валюты стабилен, когда низкий рост цен и т.д. При переходе от плановой экономики мы сталкиваемся с тем, что должна быть очень жесткая финансовая политика для того, чтобы справиться с проблемой инфляции.
Правительство РФ попыталось добиться финансовой стабилизации уже в начале 1992 года.
Бюджет на I квартал 1992г. был "принят к сведению" Верховным Советом Российской Федерации как бездефицитный. Увеличить доходы предполагалось за счет введения налога на добавленную стоимость и высоких экспортных пошлин. Резко сокращены военные расходы, государственные инвестиции и социальные программы. Центральный Банк России ужесточил кредитную политику: поэтапно до 20% увеличил резервные требования к коммерческим банкам, с 2-9% до 20%, а затем и до 50%, поднял ставки по централизованным кредитам и усложнил условия централизованного кредитования. Со счетов бывших специализированных банков были изъяты бюджетные средства, полученные ими ранее в свой уставный фонд. Эти меры привели к резкому повышению процентных ставок, острой нехватке кредитных ресурсов.
Кроме того:
1. Искусственное замедление расчетов в экономике. В условиях кризиса неплатежей Центральный банк России замедлил проведение расчетов. Срок между списанием денег со счета покупателя и зачислением их на счет продавца стал составлять до нескольких месяцев. Это существенно обостряет финансовые проблемы предприятий.
2. Кризис наличности. По этой причине долг перед населением по выплате зарплаты, пенсий и других доходов увеличился по России всего за один месяц вдвое и составил на 1 апреля 40 млрд. рублей. Запаздывание выдачи зарплаты и других доходов стало нормой. Распределение собственно наличных денег становится все более существенным рычагом политики правительства в отношениях с другими республиками и регионами внутри России.
3. Затягивание официально обещанных выплат (особенно в здравоохранении, образовании) - компенсаций в связи с ростом цен, повышения пенсий и пособий и т.д.
4. Замораживание приема сбербанками облигаций госзайма, внутренних валютных обязательств Внешэкономбанка СССР, ликвидация выданных ранее лицензий на экспорт. Результатом форсирования жесткой финансовой политики стали реальные финансовые ограничения для всех предприятий и населения: скачок цен обесценил денежные средства на банковских счетах, а объемы кредитования и бюджетного финансирования росли.
Неудачу потерпела бюджетная политика первых трех месяцев 1992 года. Было собрано всего 366 млрд. руб. государственных доходов при первоначальном квартальном плане 513 млрд. руб.
Для финансирования дефицита бюджета опять используются кредиты Центрального Банка. Надеяться на размещение государственных ценных бумаг среди населения нельзя, т.к. правительство прекратило обращение облигаций государственного внутреннего займа 1982 года, усилив недоверие людей ко всем ценным бумагам государства.
Желание форсировано преодолеть бюджетный дефицит усилило спад производства, что подрывает доходную базу бюджета.
Несмотря на твердость заявлений, правительство не смогло выдержать взятый курс на ограничение кредита. В январе кредитная эмиссия в 3 раза превысила декабрьский уровень и достигла 83 млрд. руб., а сумма кредитных вложений за месяц увеличилась на 17,6%, что было втрое больше запланированной величины. К концу февраля кредиты Центрального Банка коммерческим банкам возросли по сравнению с началом года на 40% при первоначальном квартальном лимите их прироста в 15%.
Принятое в начале апреля решение о выделении дополнительных централизованных кредитов на общую сумму 200 млрд. рублей закрепило отход правительства от установки на жесткое ограничение денежной массы в обращении.
Ослабление финансовой политики немедленно проявилось в увеличении налично-денежной эмиссии. Уменьшившись в январе почти на треть, по сравнению с декабрем (до 17 млрд. руб.), в феврале она достигает 24 млрд. руб., а в марте - уже 37 млрд. руб.
Как один из главных признаков успеха своей макроэкономической политики правительство рассматривает повышение, а затем относительную стабилизацию обменного курса рубля на валютном рынке, Но основной причиной повышения была не финансовая политика российского правительства. В октябре 1991г. - январе 1992г. произошло резкое падение курса рубля (с 70 до 230 руб. долл.). В конце января 1992г. Центральный Банк России и правительство провели пропагандистскую кампанию, в ходе которой целый ряд официальных лиц сделали заявления о неизбежном повышении обменного курса рубля до 35-50 руб./долл. Затем ЦБР резко увеличил масштабы валютных интервенций на межбанковской валютной бирже (ММВБ) - продавая сначала по 3-4, а затем и до 15 млн. долл. на каждых торгах. Простор для манипулирования обменным курсом дают многочисленные технические ограничения рублевого спроса на ММВБ, вплоть до ограничений на участие в торгах. Это - стабильность, гарантируемая валютными интервенциями ЦБР при одновременном невыполнении Россией своих внешних обязательств.
Таким образом, цели, которую поставило перед собой Правительство - добиться быстрой финансовой стабилизации - достичь фактически не удалось.
Главное, чего удалось добиться в результате первых шагов экономических реформ - преодолеть товарный дефицит и отвести от страны угрозу надвигающегося голода зимой 1991-1992 года, а также обеспечить внутреннюю конвертируемость рубля. Понадобилось еще четыре года, чтобы рубль обрел хоть какую-то стабильность - в 1996 году. И еще три года на обретение страной хотя бы первичной сбалансированности бюджета - это произошло уже в 1999 году. Итого семь лет на решение самых первых задач макроэкономической стабилизации. Продолжающийся уже десятилетие спад инвестиций и слабый интерес зарубежного бизнеса к российским предприятиям, нестабильность условий для производства, многие пороки приватизации - все это в значительной мере связано с длительной незавершенностью процессов финансовой стабилизации.
Снижение инфляции почти до нуля в 1996 г. сопровождалось не подъемом инвестиционной активности, как ожидалось согласно официальной доктрине экономической политики, а наоборот, резким сокращением капитальных вложений - на 18% по сравнению с прошлым годом. Ориентиры программы Президента, предусматривавшие удвоение потока капиталовложений к 1998 г., создание системы государственного стимулирования инвестиционного процесса, структурный поворот в сторону высокотехнологичных отраслей разработчиками программы Правительства отменены. Согласно новым планам в 1998 г. объем инвестиций все еще на 10% меньше, чем в 1995 г., а в 2005 г. останется на 42% ниже докризисного уровня. Закрепляется сырьевая структура российской экономики.

Еще по теме I. Сущность финансовой стабилизации.:

  1. Инфляция: ее сущность и виды. Методы стабилизации денежного обращения

Экономический подъем следует за дефолтом, кризис развивается сразу за периодом роста и расцвета. Любое предприятие обязано находить свою нишу при любых упомянутых условиях. Деятельность не должна прекращаться, а прибыль обязана генерироваться. Однако за двадцатипятилетний период новых российских экономических реалий ничто не наносило таких ударов по экономике частных компаний, как макроэкономические факторы. Каждый раз имело место ухудшение ситуации в финансах организаций, зачастую, с потерей устойчивости, переходом на «осадное» положение, массовыми увольнениями, а также прочими «радостями».


Выправление положения (стабилизация финансов на предприятии), как правило, всегда наступало, как утро (хоть и не для всех). Процесс логически можно подразделить на 2 стадии, которые являются компонентами санации, различающимися по своим целям, а также сути. Как ни странно, но для крупных корпораций, равно как и мелких ИП эти стадии одинаковы. Из-за несомненной насущности данной темы для предпринимателей, а также крайне затянувшимся периодом последнего кризиса, представляется разумным рассмотреть политику финансовой стабилизации более подробно.

Финансовая стабилизация экономики

Некоторые политики утверждают, финансовая стабилизация предприятия невозможна без того, чтобы вначале произошла стабилизация финансовой системы всей страны. Тем самым государство делается ответственным за хозяйственный курс компаний, а кроме того его обязывают проводить политику по их денежной защите (рекомендуя искусственно поддерживать ликвидность). Правильно ли это? Рынок однозначно отвечает – нет!

Достаточно вспомнить 90-е. Переходный период от плановой экономики к рыночной сразу отбросил на периферию жизни те самые предприятия – крупнейшие реципиенты государственной помощи во всех ее видах. И прежде всего, речь идет о госзаказе, а первейшими его получателями являлись предприятия ВПК. Можно ли говорить, что благодаря такой поддержке, им удалось достичь каких-то новых высот в плане собственного экономического развития, введения новых технологий или хотя бы продемонстрировать экстенсивное расширение?

Нет. В лучшем случае имели место проекты реорганизации с банальным укрупнением. Зачастую через рейдерский (или похожий) захват. Как правило, чтобы предприятие-захватчик могло взять под контроль дополнительную ренту гособоронзаказа захватываемого завода или НИИ. Об эффективности никто не думал.

А кто же тогда был лидером экономики? В ответ обычно приводят углеводорододобывающий сектор. Это тоже не совсем верно: далеко не все из них могли похвастаться отличными финансовыми результатами. Нефтяные цены тогда были, как говорится, ниже плинтуса, и неэластичность спроса не давала нужного денежного эффекта.

Успеха добивались те корпорации, которые уделяли при этом внимание эффективному управлению своими расходами. У многих новоявленных компаний они представляли собой дыру, в которой никто не хотел разбираться. Больших результатов добилась компания «ЮКОС». Благодаря умелому управлению издержками уже к 1997 году корпорация смогла обогнать российский фаворит «ЛУКОЙЛ» по объемам добычи.

У высокотехнологичных предприятий ВПК тоже были свои достижения. Благодаря слияниям / поглощениям некоторые из них обрели формат концернов, которые могли предложить вполне конкурентоспособную продукцию даже с позиций привередливого внешнего рынка. Пример – «Алмаз-Антей» с их системами «С-300», а также «Панцирь-С».

Можно уверенно утверждать: у администрации всех упомянутых категорий предприятий получилось стабилизировать финансы своих компаний безо всякой финансовой стабилизации государства. Дело здесь исключительно в качестве управления, а токсичность внешних факторов здесь ни при чем.

Стабилизация предприятия

Финансовая стабилизация организации достигается последовательным воплощением двух алгоритмов:

  1. Предотвращение ухудшения показателей финансовой устойчивости.
  2. Улучшение показателей ликвидности предприятия.

Почему эти стадии различаются? Потому как цели, которые должны ставить управленцы при реализации каждого алгоритма, являются принципиально разными. Пример: при первом сценарии имеет место вынужденное сокращение зарплат, а также численности персонала. Чтобы не лишиться основы трудового коллектива, менеджеры вынуждены буквально уговаривать людей работать, предлагая им какие-либо блага «в счет будущих концертов». Вторая стадия – аналог роста. Здесь разговор с каждым конкретно, а также со всем персоналом вместе уже будет идти о повышении производительности труда, иногда посредством принудительных перестановок. Принцип простой: нужно повышать выручку компании, и стоит избавляться от архаичных и неэффективных по своей сути должностных единиц.

Итак, стабилизация. В качестве вводной - положение предприятия становится все хуже. Но какова же суть? Главным, если не единственным показателем, который свидетельствует о реальных проблемах (или же об их надуманности), является показатель объема выручки. Современная теория «Finances of managerial capitalism» постулирует: хозяйствующие субъекты (фирмы) стремятся максимизировать даже не прибыль, а именно оборот (выручку, совокупный доход). Вот цель, к которой нужно стремиться. На практике предполагается резкая перестройка концепции работы: следовало серьезно сокращать или даже полностью отказываться от неэффективной, бесперспективной деятельности, производя кадровые перестановки, а порой, осваивая новые, но вполне доступные виды деятельности.

Особенность ситуации (можно сказать, беда) состояла в том, что многие руководители не готовы были к радикальным изменениям:

    Завод по производству пластмассовых изделий, как основное сырье, использовал ПВД (полиэтилен высокого давления – полуфабрикат, пользующийся высоким спросом на мировом рынке) с целью изготовления… игрушек для детей (формочек, а также песчаных детских совочков). Естественно, востребованность такой продукции была минимальной. Но завод имел льготные цены, по которым ему отгружался гранулированный ПВД.

    Итог – кризис, увольнения, а ведь могли бы запросто освоить трейдинг этим самым ПВД, взяв за основу существующие льготы, оформив их как долгосрочные скидки от объема. Вообще, были перспективы стать крупнейшим дистрибьютором всей линейки данных продуктов нефтепереработки, транслируя покупателям часть получаемой от производителя скидки.

    В середине 90-х потолок прибыльности отечественных предприятий не превышал 35% (годовых) при инфляции в 24-28%. Но на рынок вышли ГКО и ОФЗ (государственные долговые бумаги), доходность по которым «с порога» составляла выше 50% (в зависимости от срока). Разразился кризис неплатежей, но большинство руководителей продолжали определять путь и цель своих предприятий, как производство все большего количества профильной продукции (качественной, конечно, по возможности). А грамотным решением стала бы как раз минимизация традиционной деятельности, которая теряла свою финансовую актуальность, высвобождение оборотных средств с их последующим инвестированием в такой лакомый инструмент, как государственные ценные бумаги.

    Если деятельность не приносит ожидаемого, то ее нужно сокращать; идеально было бы вообще от нее отказаться. Это значит только одно: продаваемый вами продукт является банально неконкурентоспособным (по разным причинам). Высвободившиеся пространства следовало бы пустить под организацию более доходного производства или бизнеса (страховочным, беспроигрышным вариантом стали мультипроекты по устройству бизнес-центров, задействуя невостребованные площади пустующих цехов).

    Примеров такой экономической деятельности – тысячи (абсолютное большинство – московские заводы), но руководители старой закалки продолжали относиться к определению основной деятельности «подведомственных» предприятий, как к священной корове. Итог – подавляющее большинство из них испытали действие рейдерских захватов, они были заменены более практичными управленцами, а «стабилизационный период» заканчивался массовыми увольнениями с полным перепрофилированием предприятия, либо же его сносом под застройку элитной недвижимостью.

Экономический рост на предприятии

Стабилизация финансов предприятия напрямую зависит от эффективности выбранных акцентов деятельности. Если они будут определены корректно (т. е. здраво, на базе логического анализа, а также эмпирических данных), то финансовое положение автоматически станет улучшаться, потому как расчетный счет станет пополняться потоками денежной ликвидности от продаваемых ценностей.

Жизненный цикл макроэкономики, а также теория вероятностей подразумевает образование островков общей стабильности с процветанием в промежутках между кризисными тенденциями. Данные временные периоды следует использовать максимально плодотворно, чтобы развиваться и получать новые возможности с т. з. завоевания новых рынков, но никогда не нужно забывать об оптимизации издержек.

Как уже ранее говорилось, успех компании зависит от эффективности его управления. Процесс крайне емок, всеобъемлющ. Требуется обработка с правильной интерпретацией сигналов, поступающих со всех уровней. Речь идет не только о вопросах персонала и финансов, которые затрагивались выше. Основная деятельность предприятия нуждается, в присутствии перманентного контроля: поставки, хранение, соблюдение всех технологических требований, складирование готовой продукции, взаимодействие с потребителями. Раньше добиться подобного было крайне сложно – требовалось привлечение уймы администраторов среднего звена.

Относительно недавно (около 20 лет назад) появились системы, которые предназначены для переключения на себя управление всеми технологическими процессами предприятия во всех сферах. Эти инжиниринговые системы проектируются индивидуально, «под ключ». Кроме того, туда входит техническая поддержка, т. к. системы представляют собой программно-аппаратные комплексы. Стоимость внедрения такого комплекса трудно оценить шаблонно. Цена будет индивидуальной, но стоит исходить из стоимости человеко-часа работы 1 специалиста. Сейчас значение составляет $1-1,5 тыс. (налицо удешевление: еще 10 лет назад цена была $3 тыс.).

Впрочем, есть еще более бюджетные варианты. Малому и среднему бизнесу презентуются все новые продукты 1С (это далеко не единственный бренд в своей рыночной нише). Они являются модульными, а все их версии прекрасно «состыковываются» между собой, так что предприятие может докупать новый модуль, если будет принято решение о расширении спектра своей деятельности.

Резюме

Автоматизация финансового управления предприятием представляет собой комплекс мероприятий по организации учета, а главное, контроля всех без исключения процессов. Однако правильнее вначале разделить управление на микро- и макромасштаб. Во втором случае никакой автоматизации не требуется. Нужно грамотно, обоснованно анализируя, имея под рукой действующие примеры, сформировать главные, а также побочные виды деятельности компании, анализируя имеющиеся вводные. Если виды деятельности выбраны верно, то улучшение финансового состояния предприятия произойдет автоматически.

А вот «рулить» этим процессом непосредственно «на земле» (т. е. в микромасштабе) вам помогут различные программные приложения, которые позволят управлять онлайн всеми сферами деятельности компании (даже со смартфона). Главное здесь – не перепутать: вначале определяемся, чем занимаемся, затем инсталлируем контролирующий контур. Если сделать наоборот, то автоматически можно добиться только одного – прекращения деятельности.

Финансовая стабилизация – (англ. financial stabilization) — комплекс мер финансовой политики, направленный на преодоление дефицита государственного бюджета , высокой инфляции и гиперинфляции. Для достижения финансовой стабилизации финансовая политика должна быть тесно связана с кредитно-денежной политикой. Финансовая стабилизация — одно из условий стабильного развития экономики страны, она создает предпосылки для роста производства, развития непроизводственной сферы, увеличения занятости, улучшения социально-экономических условий жизни населения. Длительная финансовая стабилизация обеспечивает более привлекательные условия для притока отечественных и иностранных инвестиций и в конечном счете для процесса расширенного воспроизводства.

Достижение финансовой стабилизации – это одна из первоочередных задач экономической политики любого государства с рыночной экономикой.

Суть финансовой стабилизации – достижение стабилизации национальной валюты.

Только стабилизация рубля может дать ожидаемый эффект – повысить
производство продукции, избежать утечки капитала за рубеж и др.

Необходимость финансовой стабилизации вытекает из либерализации цен. Учитывая, что в плановой экономике все цены государственные, они, сразу после их освобождения, начинают расти. Необходимо подготовиться к этому и не допустить большого роста цен, а если он все-таки происходит, то
добиться затем того, чтобы цены стабилизировались. Главным инструментом
финансовой стабилизации в условиях рыночной экономики является бюджетная и рыночная политика, то есть нужно ограничить количество денег в обращении, ограничить рост денежной массы, с одной стороны. С другой стороны, для того, чтобы ограничить рост денежной массы, нужно иметь сбалансированный бюджет. Желательно ликвидировать бюджетные дефициты, желательно иметь и профицит (если растут расходы бюджета, то чтобы доходы росли быстрее). И это, в конце концов, должно привести к тому, что цены стабилизируются.

2) Какие факторы характеризуют финансовую стабилизацию?

Факторы, определяющие финансовую стабилизацию очень многочисленны:

снижение темпов инфляции,

прекращение оттока капитала,

преодоление бюджетного кризиса,

уровень ставки банковского процента по депозитам,

ситуация со сбережениями, которые должны сыграть определяющую роль в инвестиционном процессе, и др.

3. Инфляция — что это такое и какова она в России?

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что ее появление связано чуть ли не с первым периодом возникновения денег. Само понятие «инфляция» (от лат. inflatio — вздутие) впервые стало употребляться в Северной Америке в 1861–1865 гг. Означало оно некий процесс, приводящий к увеличению бумажно-денежного обращения. Вскоре это понятие стало использоваться в Великобритании и Франции, причем в основном в среде финансистов и банкиров. В экономической литературе оно появилось в начале XX в.

Инфляция –– это социально-экономическое явление, которое порождается диспропорциями в различных сферах рыночного хозяйства страны, оно до сих пор не освещено в полной мере в научном плане. Инфляция это наиболее острая проблема современного развития экономики, поэтому она требует прежде всего уточнения как социально-экономическое понятие.

Инфляцию можно рассматривать как проявление противоречий, происходящих вследствие роста цен и обесценения денежных единиц, с одной стороны, между действительным и денежным, а, с другой – между реальным и фиктивным капиталами. Иными словами, возникающие структурные диспропорции в воспроизводстве общественного капитала приводят в конце концов к повышению цен.

В отечественной литературе слово «инфляция» чаще всего отождествляется с установлением нового равновесия спроса и предложения в изменяющихся условиях. Нередко при определении инфляции ее ставят в зависимость от интерпретации таких экономических категорий, как спрос, предложение, равновесие. В частности, инфляцией считается превышение количества денег, находящихся в обращении, по отношению к стоимости товаров и услуг (при данной скорости оборачиваемости денег), приводящее к их обесценению.

В России понятие инфляции также связано с ценами, но уже в другом ракурсе: деньги у населения есть, а купить нечего – это явилось результатом либерализации цен. Понятие инфляции в России имеет собственное свойство и не укладывается в рамки классического представления. Понятие инфляционной ситуации, когда эффективный спрос превышает предложение товаров и услуг распространяется не только на потребительский рынок, но и на рынок изделий производственно-технического назначения. Отсюда – популярное определение инфляции: переполнение денежного обращения бумажными денежными знаками и их обесценение, т.е. превышение количества денежных знаков над находящимся в обращении товарным обеспечением.

Во всех случаях инфляцию следует рассматривать как: нарушение действий законов денежного обращения, что вызывает расстройство государственной кредитно-денежной системы; явный или скрытый рост цен; натурализация процессов обмена (бартерные сделки); снижение жизненного уровня населения.

Специфика российской инфляции в том, что она своими корнями уходит в существующую ранее централизованную систему хозяйствования. Оттуда проистекают два фактора: технологическая отсталость и монополизм.

Цены в России в течение последних десятилетий повышались. Общий их уровень в государственной и кооперативной торговле с 1928 г. по 1940 г. вырос в 6,5 раза. К 1947 году, моменту реформы цен и зарплаты, система пришла к троекратному удорожанию против довоенного. А зарплата увеличилась на 45,8%. В то же время 25 млрд. руб. у населения изымали практически обязательные тогда госзаймы. Это было базой для некоторого последующего понижения цен.

1990 год оказался рубежным, последним годом умеренных темпов инфляции. В России, как и в большинстве бывших союзных республик годовые темпы прироста цен составили от 3 до 5%. С 1991 года темпы инфляции стали измеряться десятками, сотнями и тысячами даже десятками тысяч процентов в год. Увеличение цен в России к 1996 году составило 4658 раз.

В 1992 году экономическая реформа в России стала делать первые шаги. Правительство России начало проводить последовательную финансовую политику, основанную на либерализации цен и внешнеэкономической деятельности, внутренней конвертируемости и стабилизации обменного курса рубля за счет валютных резервов. Однако под угрозой нарастания платежного кризиса жесткая финансовая политика сменилась инфляционным кредитованием предприятий. Спрос на валюту повысился, валютные резервы были исчерпаны за короткий срок, и курс рубля стремительно упал с 119 руб. за 1 доллар в середине лета до 450 рублей за 1 доллар в ноябре.

Необходимо особенно подчеркнуть, что экономика России имеет переходный характер. Это предполагает иное, отличное от практики развитых стран, протекание инфляционных процессов. Так до 1992 года инфляция в России носила скрытый характер. Сфера проявления инфляционных процессов была ограничена наличным денежным оборотом, так как в сфере безналичного оборота ситуация жестко контролировалась финансовыми органами государства. Инфляция издержек была отодвинута на задний план, так как государство регулировало зарплату и цены на природные ресурсы, но проявлялась в форме отказа от выпуска дешевых товаров, снижению их качества без компенсирующего удешевления. Решающее значение играли факторы, ведущие к превышению денежного спроса над товарным предложением – факторы инфляции спроса. Ведущая роль принадлежала эмиссии бумажных денег, потому что эта функция полностью находилась в руках исполнительной власти и отсутствовал такой важный сдерживающий фактор, как независимый Центральный банк. Это дополнялось выдачей безвозмездных или крайне дешевых кредитов, а также гигантским отвлечением материальных ресурсов от насыщения рынков, прежде всего потребительских товаров и услуг (гипертрофированное развитие военно-промышленного комплекса и отраслей тяжелой промышленности).

Под действием вышеназванных факторов к началу 90-х годов в российской экономике сформировался мощнейший инфляционный навес, который включал три составляющие: общее превышение спроса над предложением; искаженные ценовые пропорции, вызванные деформированной структурой экономики; высокие инфляционные ожидания как следствие предшествующей экономической политики.

С 1992 года инфляция в России переросла в стагфляцию. Розничные цены выросли в 1992 г. в 26,1 раза; в 1993 г. – 9,4 раза; в 1994 г. – 3,2 раза; в 1995 г. – 2,3 раза в условиях снижения ВВП, промышленного производства и инвестиций . Спад производства в России в 1992 – 1996 годах почти вдвое превысил рекорд мирового экономического кризиса 1923 – 1933 годов. Динамика инфляции в России с началом осуществления политики либерализации экономики и цен в процентах к предыдущему году: 1993 – 840 %; 1994 – 215%; 1995 – 131 %; 1996 – 21,8 %; 1997 – 11-12 %; 1998 – 70 %; 1999 – 36,5 %; 2000 – 20 %; 2001 – 18,6 %; 2003 – 17%; 2004 – 14%; 2005 – 11%.

Инфляция в России – результат конкретных проблем в экономике: проблем собственности, структуры производства, сокращения рынков сбыта. Именно поэтому преимущественно монетарные методы борьбы с инфляцией, которые были описаны в предыдущем разделе, обходятся России так дорого. Но неверно формулировать проблему следующим образом: можно или нет с помощью монетарных методов остановить инфляцию в России? Конечно можно. Инфляция – всегда денежный феномен. Реальная же дилемма в другом: платить ли столь высокую цену за временную остановку инфляции монетарными методами или попытаться найти и другие методы борьбы с ней? Возможно риск переужесточенной денежной политики неоправданно велик, а полученный результат ненадежен.

Наличие немонетарной составляющей российской инфляции не позволяло полностью подавить инфляцию исключительно монетарными методами. Об этом красноречиво свидетельствует опыт российского руководства. Атаки на инфляцию, предпринимавшиеся российскими реформаторами в последнем десятилетии ХХ в., не прошли даром для экономики. Эти неудачи оплачены колоссальным спадом промышленного производства, деформацией структуры промышленности, существенным падением уровня жизни, общеэкономической нестабильностью. Экономика и общество в целом уже «обескровлены» постоянными безрезультатными атаками на инфляцию. Поэтому кардинальная смена курса денежной политики является жизненно необходимой.

В целом же инфляционные процессы российской экономики связаны и с общим расстройством хозяйства, разрывом экономических связей, финансированием огромного управленческого аппарата. Именно поэтому с середины 90-х годов основным инструментом проведения антиинфляционной политики становятся меры по общей экономии ресурсов и ликвидации бюджетного дефицита.

Главной задачей денежной политики в среднесрочной перспективе является обеспечение такой динамики денежной массы, которая бы отвечала следующим требованиям: контролируемости, стабильности и предсказуемости изменений темпов роста денежной массы; достаточности денежных ресурсов для осуществления программы структурных и институциональных преобразований в экономике.

4) Инвестиции – какие проблемы для России в этой области Вам известны?

Инвестиционные ресурсы – это ценности, вкладываемые в те или иные
проекты с целью прироста богатства в том или ином виде, начиная от
материально-вещественного и кончая денежным. Виды богатства
соответствуют видам инвестиционных ресурсов, которые делятся на:

реальные инвестиционные ресурсы — это все виды природных, трудовых,
материально-вещественных (здания, сооружения, машины и оборудование,
средства связи, транспортные средства и т. д.), информационных (от НИОКР
до образованности общества и любой накопленной информации на любых
носителях) ресурсов;

денежны е, в т. ч. финансовые ресурсы – это все денежные средства,
напрвляемые в качестве инвестиций или могущие быть инвестированными при определенных условиях;

Денежные средства превращаются в финансовые ресурсы в случае их
структурирования в фонды целевого назначения, предназначенные для
инвестирования в том или ином виде.

Инвестиции – это долгосрочное вложение реальных и финансовых ресурсов в проекты, осуществление которых приводит к приросту реального богатства в материально-вещественной и информационной форме, сопровождаемому приростом денежного (финансового) богатства или только к приросту последнего (за счет перераспределения денежных средств в обществе, когда одни обогащаются на потерях других).

Инвестиции делятся на реальные (направляемые на прирост реального
богатства и следующий за этим прирост денежного капитала) и на
финансовые. А по срокам – на быстро окупаемые, среднесрочно окупаемые,
длительно окупаемые.

Реальные и финансовые инвестиции – это вложения ресурсов в простое и расширенное воспроизводство основных производственных фондов, а также все виды вложений в капитальные ценности производительной деятельности сферы нематериального производства.

Реальные инвестиции связаны пропорцией деления национального дохода на фонд накопления и фонд потребления. Фонд накопления по стоимости
(денежный и финансовый ресурс) и потребительной стоимости (соответствующие реальные инвестиционные ресурсы) служит источником
инвестиций, которые называются чистыми.

Другой источник – амортизационный фонд, который по стоимости является финансовым ресурсом (целевым фондом денежных средств), а по
потребительской стоимости ему соответствует часть реального совокупного
продукта, соотнесенная с перенесенной стоимостью основных производственных фондов (реального основного капитала) в составе стоимости совокупного общественного продукта.

Суммарные инвестиции за счет национального дохода и амортизационного фонда образуют валовые инвестиции.

За последние годы российская экономика стала более цивилизованной.
Появились свободные цены, единый валютный курс, стала преобладать
негосударственная собственность, произошла либерализация
внешнеэкономических связей. В финансово – кредитной сфере создана
двухуровневая банковская система с большой сетью коммерческих банков;
формируется рабочая налоговая система; развивается рынок страховых
услуг; появились новые финансовые инструменты (ценные бумаги, вексельное обращение и др.). Но не все хорошо – одновременная либерализация всех
цен при монополизированном народном хозяйстве, отсутствие реальной
конкуренции на начальном этапе реформ, быстрая приватизация
государственной собственности, рост внутреннего и внешнего долга за счет
большого выпуска государственных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ), отклонение в
сторону финансовых методов реформирования экономики в ущерб развития
реального сектора. Все это привело к негативным перспективам развития
экономики и особенно ее инвестиционной составляющей.

По многим показателям иностранных капиталовложений Россия уступает не только развитым странам, но и многим странам с переходной экономикой. Так, из 25 стран ЦВЕ и СНГ РФ занимает 21 место по объему иностранных инвестиций в расчете на душу населения и 24 место по доле иностранных инвестиций в ВВП — 0,1%.

Можно условно выделить три этапа динамики иностранных капиталовложений в российскую экономику:

    1991 – 1997 гг. – период роста иностранных инвестиций, когда
    объем привлеченных инвестиций увеличился с 0,4 до 12,3 млрд долл.;

    1998 – 1999 гг. знаменовался сокращением объема привлеченных иностранных инвестиций до 9,56 млрд долл. в 1999 г. из-за экономического кризиса в стране и экономического спада в мировой экономике в целом;

    2000 – 2005 гг. – период роста иностранных капиталовложений
    до 19,78 млрд долл. в 2005 г. благодаря экономической стабилизации и динамике роста экономики с 2001 г. Начиная с 2001 г. наблюдается опережающий рост иностранных вложений в основной капитал по сравнению с внутренними инвестициями.

    Положительное влияние оказало также повышение рейтинга российской экономики по данным известных консалтинговых фирм. Так, по оценкам компании А. Т. Керни, индекс инвестиционного доверия России вырос с 35-го места до 17-го места в 2001 г. и до 7-го места в 2002 г.

    На 1 января 2003 г. совокупный накопленный капитал в российской экономике составил 42,9 млрд долл.

    Основные тенденции иностранных инвестиций в РФ.

    1. По структуре иностранных инвестиций: за 90-е годы сократилась доля ПЗИ и возросла доля прочих инвестиций. Сохраняются низкими объем и доля ПЗИ в совокупных иностранных капиталовложениях в РФ. В целом в 2004 г. объем привлеченных прямых зарубежных инвестиций составил 4 млрд долл. Неблагоприятным фактором можно считать высокую долю прочих инвестиций, которая возросла с 51,1% в 1997 г. до 77,5% в 2002 г. В основном это кредиты международных валютно-финансовых организаций и вложений иностранных финансовых ресурсов в приобретение государственных ценных бумаг.

    2. Отраслевая структура вложений иностранных инвестиций характеризуется ростом в 90-е годы доли сферы услуг как основной сферы приложения иностранных инвестиций.

    В 2004 г. на совокупную долю сферы услуг приходится 55% иностранных инвестиций, в том числе торговля и общественное питание – 44,5% (для сравнения 5,6% в 1994 г.); коммерческая деятельность по обслуживанию рынка – 6,9; транспорт и связь – 3,1, финансы и кредит – 0,7% (15% в 1994 г.). В сфере услуг преобладают прочие инвестиции (86,7%), в основном за счет предоставленных кредитов. Крупной сохраняется доля промышленности – 37,1% в 2004 г., в том числе металлургия (33,7%), ТЭК (27,4%), пищевая промышленность (16,5%), машиностроение и металлообработка (7%), химическая (5%). Позитивным фактором следует считать прирост ПЗИ в промышленность – 48% всех ПЗИ, тогда как 34,3% доля всех прочих инвестиций.

    Региональная структура иностранных инвестиций в российской экономике. Сохраняется традиционно высокой доля промышленных центров — Москвы (36%), Санкт-Петербурга (10%) и Московской области (3,5%), а также нефтедобывающих регионов - Сахалинской и Тюменской областей .

    Географическое распределение иностранных инвестиций.

    В 2004 г. инвестиции вложили 93 страны, в том числе на 5 основных инвесторов пришлось 63,8% накопленных иностранных инвестиций на 1 января 2005 г. За 90-е годы географическая структура практически не изменилась, основными инвесторами остаются США и страны Западной Европы.

    В 2004 г. по накопленным всего инвестициям лидирующие позиции занимали в российской экономике (1) Германия – 8,15 млрд долл., (2) Кипр – 5,63 млрд долл.; (3) США – 5,52 млрд долл.

    По накопленным ПЗИ (в целом 20,35 млрд долл.) основными инвесторами являются: (1) США – 4,22 млрд долл.; (2) Кипр –3,93 млрд долл.; (3) Великобритания –2,19 млрд долл.; по накопленным портфельным инвестициям (1,47 млрд долл.): (1) Германия -384 млн долл.; (2) Кипр — 305 млн долл.; (3) Великобритания -128 млн долл.; по накопленным прочим иностранным инвестициям (21,1 млрд долл.): (1) Германия – 6,05 млрд долл.; (2) Великобритания – 2,74 млрд долл.; (3) Франция — 2,73 млрд долл. .

    5. Суммарный объем продаж по трансграничным слияниям
    и поглощениям возрос со 100 до 1252 млн долл. за 1995-2005 гг.,
    а суммарный объем покупок — с 242 до 606 млн долл. за 1996-2004 гг.

    Россия является самым крупным инвестором ПЗИ из числа стран с переходной экономикой. За 1995-2005 гг. объем текущих прямых инвестиций, вывезенных за рубеж, увеличился с 95 до 3284 млн долл., а суммарный объем накопленных прямых инвестиций — с 3015 до 18 018 млн долл.

    5) Сбережения населения – имеют ли они отношение к финансовой стабилизации? Если «да», то как именно?

    Величина сбережений имеет прямое отношение к финансовой стабилизации экономики. Накопленный доход, лежащие без дела денежные средства ведут к вымыванию денег из экономики, увеличение денежный массы и как следствие к инфляционным процессам. «Деньги должны работать» и участвовать в макроэкономическом процессе.

    6) Каков уровень основных макроэкономических показателей России за последние месяцы, годы? О чем это свидетельствует с точки зрения финансовой стабилизации?

    По итогам предварительного исполнения за январь 2006 г. уровень доходов федерального бюджета РФ составил 27% ВВП, уровень расхо-дов федерального бюджета – 13,87% ВВП, а профицит бюджета 13,13% ВВП. По итогам 2005 года доходы консолидированного бюджета РФ составили 36,1% ВВП, расходы консолидированного бюджета – 28,1% ВВП, а профицит бюджета – 7,9% ВВП. На 1 февраля 2006 года объем средств Стабилизационного фонда РФ составил 1459,1 млрд. руб. против 1237,0 млрд. руб. против 1 января текущего года. Таким образом, объем стабилизационного фонда в январе текущего года увеличился на 222,1 млрд. рублей

    По кассовому исполнению в январе 2006 года федеральный бюджет был исполнен по доходам в сумме 450,07 млрд. руб. (27% ВВП), по расходам 231,17 млрд. руб. (16,55% ВВП). Профицит федерального бюджета составил 218,89 млрд. руб. (7,68% ВВП). Отметим, что объем доходов федерального бюджета в 2006 г. по абсолютной величине оказался несколько ниже аналогичного показателя за 2005 г, составившего 456,88 млрд. руб., однако по отношению к ВВП продемонстрировал значительное снижение (35,23% ВВП в 2005 году). Расходы федерального бюджета в 2006 г. также снизились в номинальном выражении по отношению к соответствующему показателю за 2004 г. (250,72 млрд. руб.), но значительно выросли в относительных величинах (13,87% ВВП в 2005 году). Профицит бюджета в январе текущего года, напротив, по абсолютной величине несколько превысил показатель 2005 года (206,15 млрд. руб.), но по отношению к ВВП снизился (15,89% ВВП в 2005 году).

    Объем доходов федерального бюджета в декабре 2005 г. и январе 2006 года составил соответственно 507,42 млрд. руб. и 450,07 млрд. руб., что составляет 24,97% и 27% от месячного ВВП. Расходы федерального бюджета в декабре 2005 г. и январе 2006 г. составили соответственно 527,55 млрд. руб. (25,96% ВВП) и 231,17 млрд. руб. (13,87% ВВП) и, профицит федерального бюджета составил–20,13 млрд. руб. и 218,89 млрд. руб., что по отношению к ВВП составляет соответственно -0,99% и 13,13%. На основе этих данных можно констатировать некоторое снижение доходов федерального бюджета в номинальном выражении и их рост по отношению к месячному ВВП в январе текущего года по отношению к декабрю 2005 года. Расходы федерального бюджета по итогам первого месяца 2006 года снизились по отношению к аналогичному показателю за декабрь 2005 года как в абсолютном, так и в относительном выражении.

    В январе текущего года доля профинансированных расходов федерального бюджета в ВВП составила 43,91%, что заметно ниже аналогичного показателя на конец декабря 2005 г. (16,98%), но сопоставима с аналогичным показателем за январь 2005 года (42,21%). Сравнивая структуру расходов за январь 2005 и 2006 года, отметим, что наибольший объем финансирования приходился на межбюджетные трансферты (19,24% ВВП против 16,46% ВВП в 2005 году). По другим наиболее крупным расходным статья различия оказались не столь существенны. Так, в январе 2006 года расходы на общегосударственные вопросы составили 7,48% ВВП (6,03% ВВП в 2005 году), в том числе 4,05% ВВП на обслуживание государственного и муниципального долга (3,75% ВВП в 2005 году), на национальную безопасность и правоохранительную деятельность – 6,04% ВВП против 5,92% ВВП годом ранее, а также национальную оборону – 4,48% ВВП против 7,61% ВВП в 2005 году. Остальные расходные статьи в сумме составили около 6,67% ВВП по сравнению с 6,19% ВВП в январе 2005 года. По итогам 2005 года доходы консолидированного бюджета РФ составили 36,1% ВВП против 32,3% ВВП за 2004 год. Расходы консолидированного бюджета также выросли по сравнению с аналогичным показателем 2004 г. (27,8%) и составили 28,1% ВВП. Профицит консолидированного бюджета в 2005 г. составил 7,9% ВВП, что значительно превышает показатель 2004 г. (4,5%). Таким образом, в 2005 г. наблюдался заметный рост доходов консолидированного бюджета РФ на фоне практически неизменных расходов, что и привело к столь существенному росту профицита консолидированного бюджета.

    На 1 февраля 2006 года объем средств Стабилизационного фонда РФ составил 1459,1 млрд. руб. против 1237,0 млрд. руб. против 1 января текущего года. Таким образом, объем стабилизационного фонда в январе текущего года увеличился на 222,1 млрд. рублей.

    По итогам января 2006 года рост потребительских цен составил 2,4%, что несколько меньше аналогичного значения за январь предыдущего года. В начале года продолжился рост золотовалютных резервов страны, которые к концу февраля превысили 195 млрд. долларов. В январе Статслужба РФ впервые опубликовала базовую структуру потребительских расходов населения для расчета ИПЦ в 2006 году. Значение индекса потребительских цен в январе текущего года составило 102,4 (102,6 в январе 2005 года).

    Наибольший вклад в рост потребительских цен традиционно в начале года внесло удорожание платных услуг населению, которые подорожали в январе в среднем на 6,2%. Больше всего в январе выросли цены на услуги ЖКХ (+ 13,8%), услуги дошкольного воспитания (+ 4,3%) и санаторно-оздоровительные услуги (+ 4%). Снижения цен в январе ни по одной группе услуг не наблюдалось. Напомним, что в январе 2005 года услуги ЖКХ подорожали еще более значительно: цены на них выросли в среднем на 19,4%.